Классификация педагогических технологий — справочник студента

В основных государственных документах, которые касаются образовательных учреждений, часто фигурируют педагогические технологии. Классификация, таблица, отличительные признаки представлены ниже.

Классификация педагогических технологий - Справочник студента

Постулаты современного образования

Идеология, используемая в современной школе, предполагает выделение трех основных моментов формирования гармонически развитой личности:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • поиск эффективных средств для развития подрастающего поколения;
  • превращение школы в перспективный фактор усовершенствования российского общества;
  • совершенствование российской образовательной системы путем внедрения новых образовательных технологий

Классификация педагогических технологий - Справочник студента

Инновации как средство развития российских школ

Что собой представляют педагогические технологии? Классификация (таблица по ФГОС) практически не отличается от классической системы, в ней представлены все те же инновационные методики, применяемые педагогами на разных ступенях обучения школьников. Классно-урочная система занятий предполагает применение учителями определенных программ по предмету, поэтому классификация педагогических технологий обучения осуществляется с учетом индивидуальных особенностей каждой конкретной учебной дисциплины.

Классификация педагогических технологий - Справочник студента

Что такое технологии?

Само слово «технология» имеет различные трактовки. Например, в общем смысле – это прописанный детально путь проведения определенной деятельности на основе выбранного метода.

Относительно образовательных педагогических технологий заметим, что речь идет о построении деятельности учителя таким образом, что в нее включены действия, выполняемые в строгой последовательности, с обязательным выдвижением прогнозируемого результата.

Особенности технологий

Методологическая система должна отвечать на следующие вопросы: «Как учить?», «Чему учить?», «Зачем учить?».

Образовательная технология предполагает результативное обучение. Существуют определенные критерии, согласно которым формулируется сущность образовательных технологий:

  • строгое и однозначное выявление цели обучения;
  • выбор содержания, структурирование материала;
  • оптимальность организации учебной деятельности;
  • приемы, методы, средства обучения.

Кроме того, должна быть учтена квалификация педагога, сформирована объективная методика выставления оценок.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Диагностика творческого мышления - справочник студента

Оценим за полчаса!

Классификация педагогических технологий - Справочник студента

Признаки педагогических технологий

Что представляет собой классификация педагогических технологий по Селевко? В таблице, предложенной автором, учтены определенные признаки:

  • гарантированность достижения поставленной цели, эффективность процесса обучения;
  • экономичность резерва учебных часов;
  • оптимизация деятельности педагога и достижение запланированных результатов в минимальные временные промежутки;
  • использование разнообразной электронно-вычислительной и аудиовизуальной техники;
  • конструирование и использование различных дидактических пособий и наглядных материалов.

Ниже представлена таблица: «Педагогические технологии». Классификация основана на определенных параметрах:

  • формирование положительной мотивации к образовательному процессу;
  • интенсификация коммуникативной среды;
  • развитие личности, которая способна к исследовательской и учебной деятельности, последующему продолжению обучения, осознанному профессиональному выбору;
  • охрана здоровья школьников.

Специфика технологий в педагогике

Классификация по ФГОС образовательных технологий в зарубежной и отечественной педагогике осуществляется разными авторами абсолютно по-разному. В связи с тем, что по новым образовательным стандартам на первый план выходит развивающее обучение, то есть, сама личность ребенка, в качестве приоритетных выделяют следующие технологии:

  1. Дифференцированное обучение. Что собой представляют подобные педагогические технологии? Классификация, таблица в ДОУ составлена в учетом психологических особенностей детей, основывается на разноуровневом подходе к каждому малышу. При составлении учебного материала, воспитатель ориентируется на мотивацию познавательной активности своих подопечных. Опытный педагог включает в свою профессиональную деятельность элементы дифференциального подхода, предлагаемого Н. П. Гузиком.
  2. Проектная деятельность. Классификация современных педагогических технологий предполагает выделение данной методики в отдельный блок. Именно в процессе проектирования у современных дошкольников и учеников образовательных учреждений формируется умение работать в команде. Учитель выступает в роли наставника, поэтому подрастающее поколение получает возможность саморазвиваться, понимать свою роль в современном обществе. Ребята, освоившие проектную технологию, более успешны в учебе, они быстрее адаптируются у современных реалиях.
  3. Игровые технологии. Классификация современных педагогических технологий предполагает выделение игры как эффективного средства обучения и воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте. В процессе игровой деятельности ребята получают навыки общения, обобщают и систематизируют новые знания.

Но это далеко не вся таблица: «Педагогические технологии». Классификация методов обучения и воспитания постоянно модернизируется с учетом инноваций, внедряемых в образовательную систему. Среди последних веяний – интерактивные технологии. Учитывая требования ФГОС, была модернизирована таблица «Педагогические технологии».

Классификация по Г. К. Селевко теперь подразумевает и групповые обучающие методики. Благодаря им происходит формирование в условиях общеобразовательной школы толерантной, коммуникабельной личности, имеющей лидерские качества. Подобные технологии существенно увеличивают эффективность усвоения школьниками программного материала.

Классификация педагогических технологий - Справочник студента

Проблемное обучение

Данная методика основывается на эвристическом (проблемном) подходе. Учащиеся приобретают навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, в результате чего происходит развитие их творческих и познавательных способностей.

Применение в современной образовательной системе перспективно-опережающего обучения допускается ФГОС второго поколения. Ребята учатся решать проблему разными способами, применяя конкретные знания в зависимости от специфики сложившейся ситуации. Каждый ребенок при таком подходе получает возможность на самостоятельное определение путей решения задач.

Технология педагогических мастерских

Что собой представляет таблица «Педагогические технологии»? Классификация всех методов и приемов, результативность которых доказана на практике, учитывает возрастные особенности детского возраста, методологию предмета.

Исследования в современной школе

Моделирование, эксперимент, метод проектов невозможны без применения исследовательских технологий. В условиях школьной лаборатории ребята учатся определять количественное содержание в различных плодах и продуктах аскорбиновой кислоты, выявлять индивидуальные особенности пищевых продуктов.

При проведении исследований, в качестве наставника к ребятам прикрепляется педагог. Опытный учитель только сопровождает эксперимент, предоставляет своему подопечному необходимую теоретическую информацию, учит практическим навыкам. Среди инноваций отметим технологию решения изобретательских (исследовательских) задач ТРИЗ.

Для того чтобы учащийся мог самостоятельно искать способы решения задачи, поставленной ему педагогом, сначала он изучает научные литературные источники. Вместе с учителем молодой исследователь ставит задачи, определяет актуальность, выдвигает гипотезу своих опытов.

Важным этапом в любой проектной и экспериментальной деятельности является обработка полученных результатов, сравнение их с первоначальной гипотезой.

Какова классификация современных педагогических технологий? Таблица, предложенная Селевко, содержит универсальные методики. Они в равной степени подходят для всех образовательных областей.

Например, разновидностью ИКТ – технологий являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Ребята получают навыки работы с разнообразными источниками информации, самостоятельно составляют свои образовательные маршруты.

Классификация педагогических технологий - Справочник студента

Педагогика сотрудничества

С целью реализации гуманно-личностного подхода к ученику, в современных школах создаются все условия для осознанного выбора ребятами направления для своей будущей профессиональной деятельности.

Коллективные творческие дела были особенно популярны во времена существования традиционной советской системы образования. Ребята целыми классами помогали людям пожилого возраста убирать дрова, носить воду. В настоящее время данная технология возвращается в образовательные учреждения в виде волонтерской деятельности.

Педагоги вместе со своими воспитанниками стараются бескорыстно помогать тем людям, которые нуждаются в их помощи. МАО (методика активного обучения) представляет собой сумму педагогических приемов и действий, которые направлены на организацию учебной деятельности.

С помощью определенных средств создаются условия, которые мотивируют ребят к инициативному, самостоятельному и творческому изучению нового материала в процессе образовательной деятельности.

Нюансы традиционных методик

Традиционные технологии основываются на объяснительном и иллюстративном варианте обучения. В случае применения такой технологии педагог в своей работе уделяет особое внимание передаче готового учебного материала.

При подготовке к урокам педагог занимается поиском самых эффективных способов изложения новых знаний, наглядности, которая сопровождает его рассказ. Изложение информации, которая определяется границами учебной программы, в основном предполагает монолог педагога.

Именно по этой причине часто в учебном процессе появляются многочисленные проблемы:

  • незначительные навыки самостоятельной деятельности школьников;
  • низкая культура общения;
  • отсутствие развернутого полноценного ответа школьников на рассматриваемый вопрос;
  • минимальное внимание аудитории, отсутствие желания работать в команде.

Причина кроется вовсе не в нежелании детей работать и учиться, а в специфике самой педагогической технологии. Учитель вынужден рассказывать материал, предусмотренный учебным планом, ребенок учит информацию, получает за ответ оценку.

В класс педагог приходит с готовым заданием, его задача в подчинении класса определенному режиму, вовлечении ребят в учебную деятельность. Ни о каком индивидуальном развитии личности в таком случае речи не идет.

Для того чтобы всеми воспитанниками был усвоен минимальный объем информации, происходит многократное повторение материала, используется промежуточный, итоговый виды контроля.

Учителя старшего возраста привыкли к такой методике работы, они убеждены в том, что только путем «зубрежки» можно передать подрастающему поколению прочный запас знаний, умений, практических навыков.

Результаты статистических исследований свидетельствуют о том, что 73 % педагогического состава убеждены, что важно установить контакт.

Дети отмечают необходимость самостоятельной деятельности, в их понимании педагог должен стать помощником и наставником, а не «надзирателем».

Заключение

Те требования, которые выдвигает современное общество к педагогу, образовательному процессу, предполагают применение инновационных методик и приемов работы.

Федеральные образовательные стандарты второго поколения предполагают выбор таких методик работы, которые бы способствовали гармоническому развитию школьников. Ушли в прошлое те времена, когда учитель был главным действующим лицом на уроке.

ФГОС предполагают активное участие в образовательном процессе самого школьника, помощь ему в поиске эффективных путей для повышения интеллектуального уровня, выбора направления для будущей профессиональной деятельности.

Все разновидности образовательных педагогических технологий, классификация по ФГОС которых представлена в ОУ, помогает учителю успешно справляться с задачами, поставленными перед ним Министерством образования РФ.

Источник: https://FB.ru/article/266379/tablitsa-pedagogicheskie-tehnologii-klassifikatsiya-po-g-k-selevko-klassifikatsiya-sovremennyih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-dou-po-fgos-tablitsa

Классификация педагогических технологий

Лекция 1.

        Классификация педагогических технологий.

        Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам  существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.

  •         По своему определению «педагогическая технология»  — это взаимосвязанная деятельность педагога и ученика при обеспечении образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями; диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности 
  •            ПАРАМЕТРЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ
  • По уровню применения технологии бывают:
  • -общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).
  • -частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).
  • -локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).
  • По организационным формам технологии бывают:
  • -классно-урочные;
  • -альтернативные;
  • -академические;
  • -клубные;
  • -индивидуальные;
  • -групповые;
  • -коллективных способов обучения;
  • -дифференцированного обучения.
  • По типу управления познавательной деятельностью:
  • -традиционные ( классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);
  • -дифференцированное ( система малых групп, система « репетитор»);
  • -программированное ( компьютерное, программное, система «консультант»).
  • По подходу к ребенку технологии подразделяются на:
  • -авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);
Читайте также:  Теория иерархии потребностей маслоу - справочник студента

-сотрудничества ( это демократизм. равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);    

— свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);

-личностно-ориентированные ( они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);

-гуманно-личностные ( отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей.);

-массовая (традиционная) технология ( школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);

-технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);

-технология компенсирующего обучения ( используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).

  1. По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:
  2. -информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);
  3. -операционные (обеспечивают формирование умственных действий);
  4. -технологии саморазвития ( направлены на формирование способов умственных действий);
  5. -эвристические (развивают творческие способности учащихся);
  6. -прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).
  7. По характеру содержания и структуры технологии бывают:
  8. -обучающие;
  9. -воспитательные;
  10. -светские;
  11. -религиозные;
  12. -общеобразовательные;
  13. -профессиональные;
  14. -гуманистические;
  15. -технократические;
  16. -моно- и политехнологии;
  17. -проникающие.

        В педагогике насчитывается более сотни технологий. Большинство из перечисленных в этой лекции подходят для реализации в обучении иностранному языку. Конечно, многое зависит от педагога, от его компетентности и желания работать.

Источник: https://nsportal.ru/klub-znatokov-inostrannykh-yazykov/klassifikatsiya-pedagogicheskikh-tekhnologii

Классификация педагогических технологий и их виды

Все технологии, прежде всего, следует разделять на традиционные и инновационные. Их мы будем рассматривать подробнее.

Единой классификации педагогических технологий нет. Рассмотрим наиболее важные и интересные из них. Одна из предлагаемых классификаций (по А.Я. Савельеву) такова:

  • 1) по направленности действия;
  • 2) по целям обучения;
  • 3) по предметной среде, для которой разрабатывается эта технология;
  • 4) по применяемым технологическим средствам;
  • 5) по организации учебного процесса;
  • 6) по методической задаче.
  • Существует несколько классификацийпедагогических технологий по различным признакам.
  • По уровню применения технологии бывают: общепедагогические, частнопредметные, локальные (модульные).
  • Общепедагогическая технология характеризуется целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определённой ступени обучения.
  • Частнопредметная – представляет собой совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, класса, одним учителем.
  • Локальная (модульная) используется в отдельных частях учебно-воспитательного процесса.
  • По типу учета психического развития человека технологии бывают: биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические.
  • Биогенные технологии предполагают, что развитие психики определяется наследственным генетическим кодом, а внешняя среда лишь реализует наследственные данные.
  • Социогенные представляют личность как матрицу, на которой записываются социальный опыт человека, результаты обучения.
  • Психогенные считают, что результат развития определяется самим человеком, его предшествующим опытом, психологическими процессами самосовершенствования.
  • Идеалистические предполагают нематериальное происхождение личности и её качеств.
  • По ориентации на личностные структуры педагогические технологии делятся на информационные, операционные, саморазвития, эвристические, прикладные.
  • В информационных технологиях осуществляется формирование знаний, умений и навыков (ЗУН).
  • Операционные – своей главной задачей обеспечивают формирование способов умственных действий (СУД).
  • Технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности (СУМ).
  • Эвристические – направлены на формирование творческого мышления и творческих способностей.
  • По характеру содержания и структуры технологии подразделяют на обучающие, воспитательные, светские, религиозные, общеобразовательные, профессиональные, гуманистические, технократические, моно- и поли- технологии, проникающие.

Остановимся на некоторых из них. Другие же подробнее рассмотрим позже.

  1. В монотехнологиях весь учебный процесс строится на чем-то одном (на доминирующей идее, принципе, концепции).
  2. Политехнологии (комплексные) комбинируются из элементов многих технологий.
  3. Проникающие – когда элементы какой-либо технологии включаются в другую в качестве активизатора.

По организационным формам технологии бывают классно-урочные, альтернативные, академические, клубные, индивидуальные, групповые, коллективных способов обучения, дифференцированного обучения. Большинство из них являются принципиально важными и будут рассмотрены ниже.

По подходу к обучаемому – авторитарные, сотрудничества, свободного воспитания, личностно-ориентированные, гуманно-личностные.

Принципально-важная сторона в педагогической технологии – позиция обучаемого в образовательном процессе, отношение к нему со стороны преподавателей. Рассмотрим некоторые из них.

В авторитарных технологиях педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объектом. Эти технологии отличаются жёсткой организацией учебной (школьной, вузовской) жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

Технологии сотрудничества отличаются демократизмом, равенством, партнёрством в субъект-субъектных отношениях педагога и ученика. Учитель и обучаемый, находясь в сотрудничестве и сотворчестве, вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки.

Технологии свободного воспитания предоставляют учащемуся свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности.

Личностно-ориентированные – ставят в центр всей образовательной системы личность ученика, обеспечение комфортных, бесконфликтных, безопасных условий его развития, реализации природных потенциалов.

Гуманно-личностные отличаются психотерапевтической педагогикой. Они направлены на поддержку личности и помощь ей.

  • Технологии разделяются по применению для обучаемых с разными возможностями на массовые, компенсирующие, виктимологические, продвинутого образования для работы с одаренными детьми.
  • Массовая (традиционная) – это технология, ориентированная на усредненного ученика или студента.
  • Технология продвинутого образования предполагает углубленное изучение предметов и типична для гимназий, лицеев, специального обучения.

Компенсирующее обучение используется для педагогической коррекции, поддержки, выравнивания, компенсации и т.п.

Виктимологические технологии опираются на специальную педагогику: сурдо-, орто-, тифло-, олигофрено- педагогика).

Технологии подразделяются по типу управления познавательной деятельностью: традиционное (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге), дифференцированное (система малых групп, система «репетитор»), программированное (компьютерное, программное, система «консультант»). Их мы рассмотрим позже подробнее.

  1. По типу взаимодействия педагога с обучаемыми технологии делятся:
  2. o разомкнутое взаимодействие – неконтролируемая и некорректная деятельность учащихся;
  3. o цикличное взаимодействие – предполагает контроль, самоконтроль, взаимоконтроль;
  4. o рассеянное взаимодействие – фронтальное;
  5. o направленное взаимодействие – индивидуализированное.
  6. Воспроизведение технологии невозможно без её описания и анализа.
  7. Различные типы технологий обучения не должны противоречить друг другу, а в идеальном случае должны сочетаться в целостном образовательном процессе.

Цели, на достижение которых направлена педагогическая деятельность, определяются преподавателем, исходя из особенностей личности обучаемого и целей обучения.

Отсюда возникает необходимость внедрения таких педагогических технологий, в основе которых лежит личностно-деятельностный подход, критическое творческое мышление, умение разрабатывать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе.

Выбор педагогических технологий в профессиональном образовании. Критерии и алгоритм выбора технологии обучения

Выбор технологии обучения один их важнейших и, в тоже время, наиболее трудных элементов педагогической технологии. Осуществляя его, надо исходить из того, что каждая технология ориентирована на определённый круг дидактических задач.

Необходимо обоснованно и творчески оценивать возможности конкретной технологии обучения, знать её сильные и слабые стороны. На этой основе следует выбирать оптимальное сочетание технологий применительно к теме учебного предмета и к определённому занятию.

В процессе обучения важно выбрать генеральные технологии, носящие конкретный характер, и частные, с помощью которых обучение осуществляется как целостный процесс. Первые определяют выбор вторых. Сама процедура выбора и механизм осуществления очень индивидуальны и вариативны.

Одни педагоги при выборе технологии обучения исходят из цели и результатов обучения. Другие – из содержания учебного материала и его возможностей.

Третьи – из анализа прогнозируемых учебных ситуаций, способов обучения, системы доказательств. Некоторые при этом опираются на житейский опыт, аналогии, на интуицию.

Кто-то соединяет опыт с анализом вариантов, используя известные педагогические принципы, законы и подходы.

  • Все успешные в своей работе преподаватели при выборе технологии обучения учитывают следующие критерии выбора технологии обучения:
  • · ведущие цели обучения и воспитания, а также конкретные задачи изучения темы, раздела;
  • · содержание учебного занятия, степень сложности изучаемого материала, его образовательные и развивающие возможности;
  • · уровень базовой подготовки учащихся по предмету, степень интереса к изучаемому материалу;
  • · уровень развития учащихся, их интеллектуальные возможности;
  • · возможности и предпочтения преподавателя, уровень его методической компетентности;
  • · наличие оборудования и дидактических средств;
  • · лимит времени (продолжительность учебного занятия).

Рассмотрим примерные этапы принятия решений о выборе технологии обучения, то есть примерный алгоритм выбора (по В.И. Загвязинскому).

Этап Содержание педагогической технологии
Осознание или актуализация цели, общих задач, изучения курса, раздела, темы
Анализ характера и возможностей изучаемого материала. Материал оценивается по разным параметрам: o по уровню значимости: 1) мировоззренческий, 2) общенаучный, 2) межпредметный, 3) тематический, 4) локальный; o по характеру: теоретический или практический; o по уровню сложности: высокий, средний, низкий
Анализ учебных возможностей обучаемых: 1) уровень их знаний и умений, 2) характер накопленного опыта, 3) степень подготовленности, 4) степень интереса к изучению соответствующего материала
Определение конкретных задач занятия: образовательных, в том числе развивающих, включающих в себя ориентацию на определённый уровень деятельности, который необходимо сформировать (репродуктивная, алгоритмическая, продуктивная деятельность).
Принятие предварительного решения о предпочитаемой технологии обучения
Корректировка и конкретизация принятого решения с учётом имеющегося времени, средств, оборудования, возможностей и предпочтений преподавателя
  1. Для выбора технологий следует учитывать ряд факторов педагогического процесса:
  2. 1) потенциальные возможности организационных форм учебной деятельности с точки зрения освоения с их помощью тех или иных профессиональных умений;
  3. 2) функция учебной информации в педагогическом процессе: обучающая, контрольно-диагностическая;
  4. 3) целевое назначение учебной информации;
  5. 4) возможности обучаемых: уровень учебно-познавательной деятельности; уровень базовой подготовки по предмету;
  6. 5) возможности обучающего (уровень методической компетенции, методическая и техническая оснащенность учебного процесса);
  7. 6) временные возможности.
  8. Рассмотрим, как выбираются технологии обучения, адекватные соответствующей цели изучения раздела или темы.

1. Если цели изучения раздела или темы не превосходят уровня усвоения, то вполне уместной будет репродуктивная технология обучения. Она включает в себя:

  • – внимательное слушание преподавателя;
  • – работу учащегося с учебником;
  • – наблюдение за изучаемыми объектами, явлениями;
  • – выполнение практических действий по подсказке преподавателя.

2. Если цель изучения раздела или темы – усвоение основных алгоритмов деятельности, то технология обучения должна быть репродуктивно-алгоритмической. Она предполагает

  1. – учебно-познавательную деятельность, включающую в себя конспектирование учебного материала,
  2. – выступления с докладом (сообщением),
  3. – решение типовых задач, участие в дидактических играх.
  4. 3. Если цели изучения раздела или темы направлены на формирование опыта поисковой, эвристической деятельности, то следует выбрать эвристические технологии обучения, в которых доминируют дидактические методики с использованием
  5. – проблемного обучения,
  6. – деловых игр, реального проектирования,
  7. – разбора нетиповых производственных ситуаций.
  8. 4. Если в цели изучения раздела, темы входит формирование творческого технологического мышления, то необходимы творческие технологии обучения, основой которых являются методы освоения опыта творческой деятельности:
  9. – ситуация затруднённых условий;
  10. – групповое решение творческих задач;

– коллективное стимулирование творческого поиска («мозговой штурм», синектика, метод морфологического анализа и синтеза технологических решений; функционально-стоимостный анализ; метод «ТРИЗ» – теория решений изобретательских задач и др.).

  • 5. Если цели изучения раздела или темы направлены на формирование информационной культуры обучаемых, умение обрабатывать информацию, то должны применяться новые информационные технологии:
  • – автоматизированные обучающие системы;
  • – интерактивные программы;
  • – технологии мультимедиа;
  • – гипертекстовые технологии;
  • – телекоммуникационные проекты и др.
  • Каждая выбранная технология обучения должна осуществляться на основе ряда факторов педагогического процесса:
  • o структурирования учебной информации;
  • o предметности изучения;
  • o образовательной и психологической готовности учащихся;
  • o субъективности педагогических учебных действий;
  • o комплиментарности действий преподавателя и учащихся;
  • o синхронности учебного процесса;
  • o применения системы дидактических средств обучения.

Выбор технологии должен позволять получить наилучшие для данных условий учебно-воспитательные результаты за отведенное время. Каждая из технологий обучения ориентирована на решение определенного круга дидактических задач.

Поэтому необходимо обоснованно и творчески подходить к оценке возможностей каждой технологии обучения, знать её сильные и слабые стороны, выбирать их оптимальное сочетание применительно к каждой дисциплине, к каждой теме учебного предмета и каждому конкретному занятию.

При этом нужно понимать, что выбранные и реализуемые технологии обучения должны создавать информационную образовательную среду. Учащиеся должны принимать её на положительной мотивационной основе. Методы и средства учебной работы должны восприниматься обучаемыми как свободно выбранный способ деятельности, а поиск решения задачи – приносить удовлетворение.

Источник: https://cyberpedia.su/1x2e5c.html

Классификация технологий обучения

Технологии и методы обучения в современной высшей школе

ТЕМА 1: Категория «технология обучения». Технология и методика обучения. Содержание и структура образовательной технологии.

  • Основные этапы развития технологий обучения. Критерии эффективности технологий обучения
  • ТЕКСТ 1
  • В теории и практике средней и высшей школы существуют противоречия, которые обуславливают необходимость поиска новых технологий обучения:
  • — между общественной формой осуществления профессиональной или учебной деятельности, коллективным характером труда и общения ее субъектов и индивидуальной технологии овладения этой деятельностью;
  • — между необходимостью осуществления деятельности на уровне активности и творчества и функционированием репродуктивного мышления, памяти, индуктивной логики процесса усвоения знаний во время учебы;
  • — между направленностью содержания учебной деятельности на изучение прошлого социального опыта и ориентацией субъекта обучения на результативность будущей профессиональной деятельности;
  • ·между функцией отображения педагогической реальности в системе психолого-педагогических понятий и категорий и необходимостью реализации конструктивно-аналитической функции в процессе изучения учебных дисциплин.

История. Впервые термин «технология» применительно к процессу воспитания предложил А Макаренко.

В педагогической литературе термин «технология» используется в следующих значениях: 1) как синоним понятий »методика» или »форма организации обучения» (технология общения, технология взаимодействия, технологии ия организации индивидуальной деятельности), 2) как совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (традиционная технология обучения, технология Л Занкова и др.), 3) как совокупность и последовательность методов и процессов, направленных на получение запланированного результата. Лишь третье значение сохраняет основной смысл технологии, суть которой заключается в предварительном определении диагностической цели и средств ее реализации.

  1. Определение
  2. Технология обучения — упорядоченная совокупность и последовательность методов и процессов, обеспечивающих реализацию проекта дидактического процесса и достижения диагностированного результата.
  3. Основными характеристиками (критериями) технологий обучения являются:
  4. — системность (взаимосвязь и гармонизация целей, содержания и дидактического процесса);
  5. — научность (соответствие современным достижениям педагогической науки, научным критериям, наличие психолого-педагогической основы, целостной теории или отдельных научных положений);
  6. — концептуальность (опора на конкретную научную концепцию или систему представлений);
  7. — воспроизводимость (алгоритмизация конкретных действий, определенность этапов, шагов, операций, обеспечивающих реализацию целей и легкое воспроизведение технологии любым субъектом образовательного процесса);
  8. — диагностичность (наличие диагностических целей и соответствующих результатов при оптимальных затрат на их достижение);
  9. — эффективность (установления соответствия диагностически заданной цели полученным результатам);
  10. — мотивированность (построение познания как системы познавательных задач и проблемных ситуаций, направленных на формирование внутренних мотивов учения и самостоятельности учащихся);
  11. — алгоритмичность (четкая последовательность и порядок выполнения действий на основе внутренней логики дидактического процесса, однозначность выполнения предусмотренных процедур и операций);
  12. — информационность (наличие способов и средств сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте);
  13. — оптимальность (оптимизация дидактического процесса, его экономичность, достижения запланированных результатов в кратчайшие сроки);
  14. — закономерность (установление соответствия знаний о способах и средствах организации технологии обучения законам и закономерностям функционирования дидактического процесса)
  15. Технологии обучения имеют определенную структуру, состоящую из следующих основных компонентов:
Читайте также:  Задачи и методы термодинамики - справочник студента

1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала (тестирование).

2. Организация деятельности учащихся для усвоения и закрепления учебного материала (основными являются традиционная методика, методики Л. Занкова и Д. Эльконина — В. Давыдова).

3. Контроль качества усвоения материала.

4. Выбор приемов и методов дополнительной работы с группой или отдельными учениками в том случае, когда они не усвоили учебного материала.

5. Диагностика причин отставания в учебе (использование тестов, диагностических программ, задач) в том случае, когда большинство учеников класса не усвоила учебного материала.

6. Выбор методики, которая обеспечивает преодоления пробелов в знаниях и в опыте.

Ссылки:

·http://banauka.ru/497.html

·http://uchebnikionline.com/pedagogika/osnovi_didaktiki_-_chayka_vm/tehnologiyi_navchannya.htm

  • ТЕКСТ 2
  • В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
  • С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, а с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
  • Поскольку технология обучения определяется определенным набором содержательных и процессуальных характеристик, информатизация образования обусловила расширение и сдвиг понятия в сторону проектирования и системного анализа процесса обучения.

Наиболее емко смысл термина «технология обучения» передает следующее определение: технология обучения — это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Итак, в технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.

  1. Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования.
  2. Последовательность его шагов будет следующей:
  3. • выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами; • выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие профессиональные и личностные качества будут сформированы у студентов в процессе преподавания проектируемой дисциплины; • выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;
  4. • разработка технологии обучения.
  5. Ссылки:

·http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_vyshey_shkoly/bulanova_toporkova57.html

·http://www.p-lib.ru/

ТЕКСТ 3

Классификация технологий обучения

На сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологий обучения, однако выделены две градации — традиционная и инновационная — технологии обучения. А. Я. Савельев (НИИ высшего образования) предлагает следующую классификацию образовательных технологий:

• по направленности действия (ученики, студенты, преподаватели и т.д.);

• по целям обучения;

• по предметной среде (гуманитарные, естественные, технические дисциплины и т.д.);

• по применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, компьютерные, видеокомпьютерные и т.д.);

• по организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные);

• по методической задаче (технология одного предмета, средства, метода).

В данном контексте, говоря о технологии обучения, авторы подразумевают технологию обучения студентов инженерного вуза, приводя в таблицах широкий спектр методов и средств обучения.

Что касается разработки содержания дисциплины, выбора форм организации учебного процесса и форм контроля, то нагляднее всего эти стадии (шаги) педагогического проектирования продемонстрировать на примере модульного обучения.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s18512t2.html

Понятие педагогической технологии Классификации педагогических технологий — PDF Free Download

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества Кировского района» Семинар: «Педагогические технологии» Кемерово 2016 Предпосылки

Подробнее

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ аттестационного испытания по образовательным технологиям и методикам обучения Верные ответы подчеркнуты. 1. Технология обучения это: 1. совокупность знаний о способах и средствах

Подробнее

Тезисы выступления по теме «Создание условий для формирования субъекта учебно познавательной деятельности через использование современных образовательных технологий на уроках» ( педагогический совет, 2009

Подробнее

«Технологии обучения в современной начальной школе» Понятие «педагогическая технология обучения» может рассматриваться в трех аспектах: научном — как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая

Подробнее

140 А. С. Перепелица Роль инновационных педагогических технологий в совершенствовании образовательного процесса В статье рассматривается роль инновационных педагогических технологий в организации образовательного

Подробнее

Лекция 1. Предмет курса «Дидактические игры в преподавании химии». Технологии. Игровые педагогические технологии План: 1. Предмет курса «Дидактические игры в преподавании химии» в соответствии с требованиями

Подробнее

Шума Вера Николаевна воспитатель Котлова Светлана Ивановна воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С 164 «Весточка» г. Тольятти, Самарская область СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ

Подробнее

Консультация для педагогов «Образовательные технологии в ДОУ» Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский В настоящее

Подробнее

Саблина Мария Александровна, заместитель директора по научно-методической работе МАОУ лицея 77 повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики

Подробнее

УДК 37:378 Асаналиев М.К. ЫГУ им. К.Тыныстанова ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ В статье рассмотрены технологии управления и организация самостоятельной работы студентов, благодаря

Подробнее

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей

Подробнее

Педагогические технологии формирования коммуникативной культуры учащихся Абзаидов Джамалудин Бйгишиевич — магистрант 1 года обучения ФГБОУ ВПО «ДГПУ» Формирование у учащихся способностей к успешной социализации

Подробнее

Методические рекомендации для учителей начальной школы Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе 2014г. Современные педагогические

Подробнее

ПОНЯТИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ» 1 Образовательная технология — это модель и реальный процесс осуществления целостной педагогической деятельности, которая включает в себя индивидуально-групповую, информационно-диагностирующую,

Подробнее

Понятие и классификация педагогических технологий Использование игровых технологий в обучении английскому языку Метод проектов Педагогическая технология совокупность психолого-педагогических установок,

Подробнее

АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ на выявление резервных возможностей обеспечения качества обучения (на примере реализации в образовательном процессе элементов современных образовательных технологий) Уважаемые коллеги!

Подробнее

LOGO Обучающий семинар 22.06.2011 г. Основы экспертной деятельности при аттестации педагогических работников Понятийный аппарат Технология (от греч. — способ производства) комплекс организационных мер,

Подробнее

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 16 «Дюймовочка» ЧТО ТАКОЕ — педагогические технологии? Составитель: Качесова В.И., заместитель заведующего «Технология» — (от

Подробнее

Технология это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих

Подробнее

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В ВУЗЕ И.Т. Хайруллин, доцент Казанского (приволжского) федерального университета И.М. Хабибуллин, доцент Казанского государственного энергетического

Подробнее

Современные технологии формирования УУД в условиях реализации ФГОС 1. Требования ФГОС к результатам освоения ООП 2. УУД обучающихся: проблема мониторинга и формирования 3. Современные технологии в аспекте

Подробнее

УДК Т.А. Колосовская г. Шадринск Педагогическая технология: теоретическое обоснование и проектирование В статье рассматриваются теоретическое обоснование и проектирование педагогической технологии, история

Подробнее

Итоговая аттестационная работа Старыгина Наталья Николаевна Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС (по уровням образования и предметным

Подробнее

1 Критериальная база рейтинговой оценки учебных достижений студентов по дисциплине теоретико-практического характера: «Юридическая педагогика» Виды учебной работы студента Макс. оценка в Макс. кол-во баллах

Подробнее

Классификация педагогических технологий В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий — В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко. В

Подробнее

Тарасова Н.В., к.п.н., доцент Педагогические технологии как понятие педагогической науки. Признаки инновационных педагогических технологий Процесс развития российской системы образования, ориентированной

Подробнее

разного уровня и рассматривая применение методик развития креативного мышления, можно с уверенностью сказать, что акмеологический аспект непрерывности образовательного процесса является обоснованным, результативным

Подробнее

СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ» Юшкова К.В. Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия The article presents a theoretical analysis of educational

Подробнее

Г.К. СЕЛЕВКО ÏÅÄÀÃÎÃÈ ÅÑÊÈÅ ÒÅÕÍÎËÎÃÈÈ ÍÀ ÎÑÍÎÂÅ ÄÈÄÀÊÒÈ ÅÑÊÎÃÎ È ÌÅÒÎÄÈ ÅÑÊÎÃÎ ÓÑÎÂÅÐØÅÍÑÒÂÎÂÀÍÈß ÓÂÏ Москва НИИ ШКОЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 2005 ББК 74.202.4 С 29 Введение ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Подробнее

Бодягина Екатерина Олеговна преподаватель ГБОУ СПО «Техникум сервиса и туризма 29» г. Москва ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ДЕКОРАТИВНАЯ КОСМЕТИКА И ВИЗАЖ» Аннотация: в данной

Подробнее

1 Арттехнология «Педагогический Театр» 1. В артпедагогической парадигме технология «Педагогический Театр» по уровню применения может быть отнесена к метатехнологии, т.к. носит ярко выраженный социально-педагогический

Подробнее

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 15 Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 СОВРЕМЕННЫЕ

Подробнее

А. А. Мицкевич (Санкт Петербург) œfi fià à À ˇ fiàà À Àˇ Õ À À œ ŒÃ à Œ À À Õ Статья посвящена анализу педагогических технологий, процесс применения которых рассматривается как условие успешного старшеклассников.

Подробнее

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных

Подробнее

Речевое развитие дошкольников в совместной деятельности воспитателя с детьми с использованием проблемной технологии МБДОУ «Детский сад 102» Декабрь 2015 г. Понятие технологии Происхождение слова: «techne»

Подробнее

Методические рекомендации по применению современных образовательных технологий Педагогические технологии есть организационнометодический инструментарий педагогического процесса. Быть современным учителем

Подробнее

3 МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Каршинский государственный университет Кафедра русского языка и литературы ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Исмаиловой

Подробнее

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕНСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Владимирова В.И., Савицкая Т.В., Иотова И.Н. ВГУЗ Украины «Украинская медицинская

Подробнее

Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков) Востриков Андрей Андреевич доктор педагогических наук, профессор, руководитель Сибирской школы развивающего образования, г. Томск.

Подробнее

Дейнеко Ирина Ивановна, руководитель лаборатории «Развитие педагогического потенциала» Отчуждение содержания обучения от ребѐнка, мотивационный кризис Содержанием образования становятся способы мышления

Подробнее

Ж. «Специалист», 2009, 10 ПОНЯТИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ А.М. Новиков, академик РАО В последние десятилетия в образовательной среде широкое распространение получило понятие «педагогические технологии».

Подробнее

Программа вступительного испытания по педагогике для поступающих на направление подготовки магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование Педагогическая наука и педагогическая действительность Педагогика

Подробнее

ВВЕДЕНИЕ Цель вступительного испытания заключается в определении уровня общей личностной культуры, профессиональной компетентности и готовности абитуриента к обучению в аспирантуре, предполагающей расширенное

Подробнее

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 «Росинка» Современные образовательные технологии в ДОУ (психолого-педагогическое сопровождение) Ребенок воспитывается разными

Подробнее

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 13» Методическая учеба «Инновационные технологии в современной 2013 год «Инновационные технологии в современной

Подробнее

ЧАСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» Кафедра Педагогики и психологии Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по

Подробнее

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Теория обучения и воспитания» Учебная программа изучаемого курса содержит: цели и задачи изучения; требования к уровню освоения содержания

Подробнее

Современные воспитательные технологии Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости

Подробнее

Гарант дисциплины: Крымгужина З.З., к.п.н., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования Сибайского института (филиал) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет Рабочую

Подробнее

УДК 378. 016:37 Н. А. Ракова СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПЕДАГОГИКИ В ВУЗЕ Целью данного исследования является анализ значимости усвоения содержания курса педагогики в профессиональном

Подробнее

ЛЕКЦИЯ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Расчет учебного времени: 2 часа. Формируемые компетенции: Общепрофессиональная компетенция (ОПК 6): готовность к преподавательской деятельности

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области» ГАУ ДПО

Подробнее

Психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога ДОУ План выступления Понятие психолого-педагогической технологии. Характерные особенности технологии и её структура. Классификации видов

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/34904770-Ponyatie-pedagogicheskoy-tehnologii-klassifikacii-pedagogicheskih-tehnologiy.html

Ссылка на основную публикацию