- Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 9 классы | Планирование уроков на учебный год | Кибернетическая модель управления
- Техника безопасности и организация рабочего места
- Управление и кибернетика
- Компьютерный практикум ЦОР. Управление и кибернетика
- Управление с обратной связью
- Компьютерный практикум ЦОР. Управление с обратной связью
Управление и кибернетика
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Вы уже знакомы с некоторыми областями использования компьютеров. Знаете, что с помощью компьютера можно печатать книги, выполнять чертежи и рисунки; быстро передавать информацию на большие расстояния, создавать компьютерные справочники на любую тему; производить расчеты. Существует еще одно важное приложение компьютерной техники — использование компьютеров для управления.
Возникновение кибернетики
- В 1948 году в США и Европе вышла книга американского математика Норберта Винера «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине».
- Эта книга провозгласила рождение новой науки — кибернетики.
- Не случайно время появления этого научного направления совпало с созданием первых ЭВМ.
Н. Винер предвидел, что использование ЭВМ для управления станет одним из важнейших их приложений, а для этого потребуется глубокий теоретический анализ самого процесса управления. Этому и посвящена наука кибернетика.
Что такое управление
Управление есть целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты — управляемые.
Простейшая ситуация — два объекта: один — управляющий, второй — управляемый. Например: человек и телевизор, хозяин и собака, светофор и автомобиль. В первом приближении взаимодействие между такими объектами можно описать схемой, изображенной на рисунке ниже:
- В приведенных примерах управляющее воздействие производится в разных формах: человек нажимает кнопку или поворачивает ручку управления телевизором; хозяин голосом подает команду собаке; светофор разными цветами управляет движением автомобилей и пешеходов на перекрестке.
- С кибернетической точки зрения все варианты управляющих воздействий следует рассматривать как управляющую информацию, передаваемую в форме команд.
В примере с телевизором через пульт управления передаются команды следующего типа: «включить/выключить», «переключить канал», «увеличить/уменьшить громкость». Хозяин передает собаке команды голосом: «Сидеть!», «Лежать!», «Взять». Световые сигналы светофора шофер воспринимает как команды: красный — «стоять», желтый — «приготовиться», зеленый — «ехать».
Алгоритм управления
В данном выше определении сказано, что управление есть целенаправленный процесс, т. е. команды отдаются не случайным образом, а с вполне определенной целью. В простейшем случае цель может быть достигнута после выполнения одной команды. Для достижения более сложной цели бывает необходимо выполнить последовательность (серию) команд.
Последовательность команд по управлению объектом, выполнение которой приводит к достижению заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления.
В таком случае объект управления можно назвать исполнителем управляющего алгоритма. Значит, в приведенных выше примерах телевизор, собака, автомобиль являются исполнителями управляющих алгоритмов, направленных на вполне конкретные цели (найти интересующую передачу, выполнить определенное задание хозяина, благополучно проехать перекресток).
С точки зрения кибернетики взаимодействие между управляющим и управляемым объектами рассматривается как информационный процесс. С этой позиции оказалось, что самые разнообразные процессы управления в природе, технике, обществе происходят сходным образом, подчиняются одним и тем же принципам.
Коротко о главном:
- Кибернетика — наука об общих свойствах процессов управления в живых и неживых системах.
- Управление — это целенаправленное воздействие управляющего объекта на объект управления.
- С точки зрения кибернетики управление происходит путем информационного взаимодействия между объектом управления и управляющим объектом.
- Последовательность управляющих команд определяется алгоритмом управления, а исполнителем этого алгоритма является объект управления.
Вопросы и задания:
- Кто был основателем кибернетики? В каком году вышла первая книга по кибернетике?
- Что такое управление?
- Что представляет собой управляющее воздействие с точки зрения кибернетики?
- Что такое алгоритм управления?
- Определите, кто играет роль управляющего и кто (или что) играет роль объекта управления в следующих системах: школа, класс, самолет, стая волков, стадо коров.
- Для систем управления, выявленных в предыдущей задаче, назовите некоторые команды управления и скажите, в какой форме они отдаются.
Источник: https://xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/informatika_09_sim/informatika_materialy_zanytii_09_01_02_02.html
Общие (кибернетические) принципы управления
- Общие (кибернетические) принципы управления следуют из объективных законов развития общества и природы. К ним относятся принципы:
- — системности;
- — иерархичности;
- — адаптивности;
- — необходимого разнообразия;
- — внешнего дополнения
- — пропорциональности;
- — устойчивости;
- — развития;
- — обратной связи.
Принцип системности означает, что функции управления выполняются не как отдельные самостоятельные виды деятельности, а с учетом функционирования системы в целом. Все элементы системы управления взаимосвязаны и рассматриваются как средство достижения ее конечных целей (системная организация элементов).
Принцип иерархичности предполагает рассмотрение сложных и больших систем как многоуровневых пирамид, в которых выделяются элементы уровней управления. Каждая ступень уровней осуществляет управленческие воздействия на нижестоящие ступени, но одновременно и сама управляется элементами вышестоящего уровня.
Высший уровень органов управления формулирует наиболее общие и глобальные цели и задачи, вырабатывает стратегию. Средний уровень отвечает за частичные задачи в рамках крупных целей, служит связующим звеном во взаимодействии органов управления с исполнителями.
Низший уровень — исполнители — обеспечивает исполнение конкретных задач.
Принцип адаптивности — способность системы предпринимать адекватные действия на многообразные воздействия внешних и внутренних факторов.
Для организации важно, чтобы она могла приспособиться к постоянным изменениям социальных, политических, экономических, нормативно-правовых и других факторов, а также к конъюнктуре рынка.
Для практической реализации этого принципа должно существовать соответствующее подразделение органа управления (отдел, бюро, группа, специалисты), в функции которого входят мониторинг и выявление проблем.
Принцип необходимого разнообразия. Для управления нужна информация, как о задачах управления, так и о его результатах.
В процессе развития на систему воздействуют различные силы — возмущения, которые можно назвать силами дезорганизации (аварии, поломки оборудования, ошибки планирования, непредполагаемое поведение исполнителей и т.д.).
Полная дезорганизация (хаос) возникает в случае, если система находится в состоянии полной неопределенности, равновероятно принимая различные состояния. Кибернетика рассматривает информацию как объект, устраняющий неопределенность и измеряющий информацию количеством данной неопределенности.
Одна из важнейших численных характеристик системы — разнообразие, определяемое множеством состояний, которые она может принимать.
Задача управления состоит в уменьшении разнообразия управляемой системы по сравнению с абстрактно возможным (в идеальном случае — в сведении множества всех ее состояний, возможных как результат влияния среды или действия внутренних причин, к подмножеству, включающему лишь состояние, оптимальное по отношению к цели управления). Закон необходимого разнообразия утверждает, что необходимая для решения этой задачи избирательная способность управляющей системы обусловливается величиной уменьшения разнообразия объектов управления, которого необходимо достигнуть. Понятие избирательной способности в конкретных случаях имеет смысл собственного разнообразия управляющей системы и его способности обрабатывать необходимое количество информации, и т.д. Количественную оценку разнообразия больших систем удается практически получить крайне редко.
Принцип внешнего дополнения сформулировал Ст. Бир. Поводом для этого явилась ситуация, когда в 1950-е гг. теоретики и практики управления усиленно разрабатывали теории количественных изменений (кибернетика, математическое моделирование).
Оказалось, что безупречные теоретические модели функционирования систем, процессов и организаций в целом не всегда дают ожидаемые результаты на практике. Возникают сбои, требующие корректирующих воздействий на систему извне. Ст.
Бир пришел к выводу, что действие сложных процессов нельзя смоделировать без внешних дополнений, не входящих в саму модель, но влияющих на результаты деятельности системы. Эти операции назвали внешним дополнением, приводящим к коррекции математической модели.
В качестве практических приемов внешнего дополнения может выступить организация маркетинговых обследований, рекламные мероприятия, создание резервов сырья и материалов и т.п.
- Принцип пропорциональности базируется на том, что существует рациональная соотносительность органов управления по объему выполняемых функций, решаемых задач, полномочий и технической оснащенности («пропускная способность» органов управления).
- Принцип устойчивости — система управления сохраняет свою качественную определенность, несмотря на внешние и внутренние возмущения.
- Принцип развития — система управления стремится достичь наибольшего суммарного потенциала своей деятельности на каждом этапе жизненного цикла объекта управления.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s16568t1.html
Кибернетика и менеджмент
1. Кибернетика и менеджмент
Кибернетика есть наука об управлении и связи. Объектом управления является система — любой комплекс динамически связанных элементов. В общепринятом употреблении под управлением понимается один из видов регулирования, являющийся, по сути дела, принуждением.
Управляющая система представляется особым видом машины, ибо каждая система выполняет какие-либо функции, которые можно рассматривать как цель машины. Управление является стратегией, применяемой машиной для достижения этой цели. Систему или машину можно описать языком логических формул, а изменение состояния машины — в виде преобразования этих формул.
Таким образом, динамическая система или машина заменяется моделью и набором правил — алгоритмом, определяющим изменения состояния.
Под термином «система» будем подразумевать взаимосвязь самых различных элементов. Все, состоящее из связанных друг с другом частей, будем называть системой. Осмыслить сущность систем можно только тогда, когда связи между элементами и частями, динамические взаимодействия всей системы становятся объектом исследования.
При стремлении исследовать все воздействия, влияющие на какой-либо единичный материальный объект, следует определить его как часть некоторой системы. Эта система является системой в силу того, что она состоит из взаимосвязанных частей и в определенном смысле представляет замкнутое целое.
Любой объект, безусловно, является частью ряда таких систем, каждая из которых, в свою очередь, представляет подсистему, входящую в ряд более крупных систем. Рассмотрим систему, состоящую из N элементов. Если не считать их системой, то для выяснения природы этих элементов придется выполнить N отдельных исследований.
Однако, коль скоро мы начнем считать это множество элементов системой, перед нами возникает задача исследования не только самих N элементов, но также и N(N-1) связей между ними.
Система, находящаяся в динамическом режиме, т.е. функционирующая система, может переходить из одного состояния в другое в течение любого интервала времени. Решения представляют собой события, протекающие в цепи, изображающей систему.
Решения поддаются описанию (а это означает, что их в определенном смысле можно предвидеть) в терминах информации, содержащейся в системе, и через структуру связей.
Детерминированной системой следует считать систему, в которой составные части взаимодействуют точно предвидимым образом, в ней никогда не возникает никакой неопределенности.
Если задано предыдущее состояние системы и известна программа переработки информации, то, определив динамическую структуру системы, всегда можно безошибочно предсказать ее последующее состояние.
Для вероятностной системы, напротив, нельзя сделать точного детального предсказания.
Такую систему можно тщательно исследовать и установить с большой степенью вероятности, как она будет вести себя в любых заданных условиях.
Однако система все-таки остается неопределенной, и любое предсказание относительно ее поведения никогда не может выйти из логических рамок вероятностных категорий, при помощи которых это поведение описывается.
Очевидно, что компания не является живым организмом, но в то же время ее поведение очень напоминает поведение такого организма.
Для компании совершенно необходимо вырабатывать методы, обеспечивающие сохранение существования в условиях меняющейся среды.
Она вынуждена приспосабливаться к экономическому, финансовому, социальному и политическому окружению и должна обладать способностью к обучению на основе опыта.
Подлинной областью исследований кибернетики являются очень сложные вероятностные системы, имеющие гомеостатическую природу. Замечательной особенностью естественных, и в первую очередь биологических, механизмов управления является то, что они представляют собой гомеостаты.
Это означает, что управляемая величина всегда находится на требуемом среднем уровне с точки зрения принятой степени аппроксимации и что в системе имеется компенсирующий механизм, который возвращает эту величину к среднему значению, когда она начинает от него отклоняться. На примере биологического гомеостаза мы сталкиваемся с важнейшим принципом саморегулирования, в отличие от обычного понимания термина «управление», в которое вкладывается понятие принуждения.
Промышленные системы управления должны строиться как кибернетические системы. Кибернетическая система представляет собой не разрозненное скопление отдельных элементов, а является прочно связанной информационной сетью. Системы следует рассматривать не с точки зрения их внешнего облика, а с точки зрения формальных структур, как информационные цепи, реализующие множества функций выбора.
Мы применяем термин «машина» в качестве названия любой целесообразной системы.
Например, человек и двигатель, которым он управляет, могут быть объединены в машину, предназначенную для выполнения определенных функций.
Двигатель конструируется таким образом, что он реагирует на определенные действия человека, а человека обучают реагировать на работу двигателя, и он обычно считает, что «командует» двигателем.
Термин «управление» обозначает гомеостатическую машину, предназначенную для саморегулирования. Управление, являясь по своей сущности машиной, в то же время является неотъемлемой частью другой машины, предназначенной для выполнения каких-либо иных функций.
Фундаментальный принцип, лежащий в основе управления носит название обратной связи. Регулятор с обратной связью гарантирует компенсацию возмущений не только определенного вида, но и любых возмущений вообще.
Он компенсирует влияние на систему возмущений, причина возникновения которых совершенно неизвестна.
В этом как раз и заключается важность принципа обратной связи, поскольку в кибернетике мы имеем дело с очень сложными системами, не поддающимися детальному описанию. Чтобы получить возможность управлять такими системами, мы должны предусмотреть управляющий механизм, способный выполнять функции, которые нам не ясны, хотя мы сами строим этот механизм.
Именно эти функции и может выполнять регулятор с обратной связью. Слово «регулятор» происходит от латинского слова «управляющий», которое, в свою очередь, образовано от греческого слова «кибернесий» — кормчий. Н.Винер и его сподвижники в 1947 году решили дать новой науке название «кибернетика».
Для вероятностных систем обратная связь является единственным действительно эффективным механизмом управления.
Свойства саморегулируемости кибернетических систем раскрываются через обратную связь и гомеостаз. Вероятностные свойства этих систем исследуются при помощи статистики и теории информации.
Третье основное свойство кибернетических систем: очень большая сложность — изучается методом «черного ящика». Прежде всего необходимо установить, сколько разнообразия содержится в таком «ящике». Это разнообразие необходимо каким-либо образом воспроизвести и гомеостатически исследовать.
«Черный ящик», являющийся удовлетворительной моделью кибернетической системы, должен содержать такое количество информации, которое было бы способно отразить разнообразие системы.
Успешно справиться с разнообразием в управляемой системе может только такое управляющее устройство, которое само обладает достаточным разнообразием (согласно закону необходимого разнообразия Эшби).
Для управления очень сложными системами необходимо применять такие методы манипулирования входами и классификации выходов, которые не связаны с анализом «причин и следствий».
Огромное разнообразие состояний «черного ящика» может быть сведено к поддающемуся обработке объему исследований методом случайного поиска, основанного на принципе максимизации энтропии путем дихотомического деления.
Уменьшение разнообразия системы со случайным поведением может возникать естественным образом в результате взаимодействия элементов системы, обладающих информацией (на бессознательном уровне) и обратными связями.
В самообучающейся машине должны протекать строго определенные потоки информации по строго определенным каналам, она должна обладать богатыми внутренними связями и способностями к развитию обратных связей и цепей однозначных лишь в одну сторону преобразований и т.п.
В силу теоремы неполноты Геделя любой язык управления в конечном счете недостаточен для выполнения поставленных перед ним задач, но этот недостаток может быть устранен благодаря включению «черного ящика» в цепь управления.
Назначение черного ящика состоит именно в том, чтобы формулировать решения, выражаемые языком более высокого порядка, которые по определению, конечно, не могут быть выражены в терминах управления. При этом указанные решения призваны устранять недостатки первоначально созданной машины, принимающей решения.
Этот принцип называется принципом внешнего дополнения, ибо он представляет собой практический метод преодоления следствий теоремы неполноты.
Теория стохастических процессов позволяет определить некоторые предельные усредненные вероятностные характеристики, учитывающие, что на коротких интервалах времени это поведение является чисто случайным, или непредсказуемым.
Мы, например, не можем точно определить, сколько голов забьет данная футбольная команда в завтрашнем матче, но в то же время в состоянии с удовлетворительной точностью предсказать, сколько голов она забьет за сто матчей.
Стохастический процесс можно точно описать с помощью вероятностных распределений, которые в конечном счете устанавливаются на некотором интервале времени. Любая эффективно управляемая система функционирует как гомеостат.
Гомеостат Эшби представляет собой именно такую машину, предназначенную для перехода в устойчивое состояние после того, как в нее были внесены возмущения.
Отличительной особенностью кибернетических машин является способность к обучению и приспособлению к окружающей среде. Это основные понятия, которые стремятся изучить и смоделировать кибернетики.
И в частности, для управления в промышленности кибернетики стремятся найти аналогию в живой природе.
Они всегда представляют промышленное предприятие в виде живого организма, взаимодействующего с окружающей средой и стремящегося к самосохранению.
Люди обычно ошибочно предполагают, что решения современных проблем управления в социальной, экономической и промышленной сферах лежат в пределах человеческих возможностей или что существующие способности могут быть развиты до необходимого уровня путем образования и обучения. Кибернетика стремится в принципе рассеять это заблуждение.
В действительности мозг не обладает достаточным объемом и специализацией, чтобы решить эти проблемы. Необходимо приложить разум для усиления интеллектуальной энергии. Таким образом, мы приходим к понятию усилителя умственных способностей, возможность построения которого обоснована теоремами Тьюринга-Неймана.
Первым кибернетиком, который серьезно рассмотрел этот вопрос, является, по-видимому, Эшби. Он указывает, что усиление умственных способностей в такой же степени, в которой человек достиг усиления физической энергии, имело бы весьма поразительные результаты.
Представим себе предприятие как некоторый организм, обладающий протяженностью и материальным единством. Он изменяется, развиваясь и разрушаясь, приспосабливаясь к новым внутренним и внешним воздействиям.
Питание этого организма составляют капитал, рабочая сила и сырье, а в результате его деятельности образуется дополнительный капитал в форме прибыли, производятся товары и удовлетворяются духовные потребности людей.
Для внешнего мира предприятие выступает как организм, функционирующий в некоторой окружающей среде и способный воспринимать ее воздействия в виде изменения в конъюнктуре рынка и в социальной, политической и экономической обстановке. Этот организм должен непрерывно реагировать как единое целое в соответствии со своей структурой и свойствами на случайные возмущения окружающей среды и свои собственные изменения и неполадки.
Попытаемся синтезировать машину, предназначенную для приспособления некоторой системы к условиям окружающей среды. Такая машина строится по образцу гомеостата, но она учитывает не единственное оптимальное состояние в каждой подсистеме, а множество взаимозависимых состояний.
При этом она используется как регулятор, связанный с системой и предназначенный для управления ее работой. Первую из рассматриваемых подсистем представляет само предприятие.
Эта подсистема характеризуется своим состоянием в любой момент времени, определяемым наличным оборудованием, количеством изделий, находящихся в производстве, имеющимися заказами, запасами готовой продукции и сырья, числом рабочих и т.п.
Критерий деятельности предприятия определяется не одной переменной, а некоторым множеством переменных, которыми руководство определяет цели предприятия. В это множество входят прибыль, процент на вложенный капитал, штаты и заработная плата, своевременность исполнения заказов.
При этом на каждый данный период невозможно выработать оптимальные стратегии для достижения всех целей сразу, так как многие из них противоречивы. Но все они связаны между собой сложными зависимостями. Конечная же цель фактически сводится к сохранению существования. Допустим, что условия сохранения существования могут быть выражены через определенное множество величин, каждая из которых характеризует одну из конкретных сторон деятельности системы.
кибернетика гомеостатический управление
Заключение
В данной работе были исследованы основные принципы современной парадигмы управления.
Она содержит, с одной стороны, маркетинговую концепцию управления бизнесом, которая ориентирует фирму на потребителя, а с другой — концепцию социальной ответственности менеджмента, построенную на задачах неразрушающего интеграционного воздействия менеджмента на общество и природу, на человека и экономику. При этом происходит институциализация менеджмента. Он становится важнейшим и эффективным регулятором разнообразных сфер деятельности.
Современная организация характеризуется как открытая система, которая непрерывно взаимодействует с неопределенной окружающей средой, используя во всей полноте интеллектуальный и духовный потенциал персонала, применяет технологии ситуационного управления. Основной ее целью является выживание и развитие в изменяющейся среде.
Известно, что во второй половине ХХ века последовательно развивались три подхода к управлению: процессный, системный и ситуационный.
В курсовой работе показано, что последние два подхода дают начало концепции менеджмента знаний, которая складывалась в последнее десятилетие ХХ века и создала предпосылки формирования парадигмы современного менеджмента на основе видения человека целостного, умеющего использовать в полной мере все качества мышления; накопленные во всем мире богатства культуры менеджмента. Это обусловлено такими принципиальными изменениями во внешних условиях, как глобализация экономических и информационных процессов, беспрепятственная миграция населения, повсеместное и быстрое повышение квалификации рабочего и управленческого персонала, усиление непредсказуемости ситуации во многих сферах жизнедеятельности организаций.
Список литературы
- 1. Абчук В.А. Менеджмент. Учебник для вузов. — СПб, 2002.
- 2. Веснин. В.Р. Менеджмент. Учебник, 2-ое изд., перераб. и доп., — М., 2004.
- 3. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в 21 веке.- М.: Вильямс, 2007
- 4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие. — М., 2004.
- 5. Машкин В. Перспективы развития менеджмента. //АКДИ «Экономика и жизнь». — 2004.
- 6. Менеджмент. Учебник / Под общей редакцией Ю.Н. Каптуреского. — СПб., 2003.
- 7. Бир С. Кибернетика и менеджмент. — 2011.
Источник: https://studwood.ru/2011432/menedzhment/kibernetika_i_menedzhment
Кибернетические принципы менеджмента Конспект лекций. Основы менеджмента
Главная Менеджмент Основы менеджмента
> |
Конспект лекций. Основы менеджмента., 2012 — перейти к содержанию учебника |
Развитие кибернетики обогатило менеджмент такими фундаментальными принципами, как принцип необходимого разнообразия и принцип оптимальности Беллмана [3]. Разнообразие — это количественная характеристика системы, определяемая соотношением:где u — число возможных различных состояний системы. Согласно принципа необходимого разнообразия, разнообразие управляющей системы должно быть не меньше, чем разнообразие управляемого объекта. При управлении социально-экономическими системами реализация этого принципа требует построения системы управления не менее сложной, чем управляемый объект. Достигаться это может за счет: • во-первых, выделения различных подсистем управления, каждая из которых решает свою задачу на относительно самостоятельном участке, т.е. производится функциональное разделение управленческого труда; • во-вторых, построения аппарата управления по иерархическому принципу, выделяя уровни управления; • в-третьих, использования высоких информационных технологий для обработки больших объемов информации. Принцип оптимальности Беллмана, названный в честь американского математика Р.Беллмана, гласит, что результат многоэтапного процесса может быть оптимальным только в том случае, если оптимальным является результат каждого этапа. |
> |
= Перейти к содержанию учебника = |
|
Источник: http://biblo-ok.ru/uchebnik-ok/kiberneticheskie-printsipyi-menedjmenta.php
Эволюция теории менеджмента
XX век — это время возникновения и эволюции науки управления, или науки об управлении в технико-технологических, биологических и социальных системах.
Необходимость решения практических проблем, и прежде всего в производственной сфере, привела к их научному изучению, поиску и использованию элективных форм и методов управления, выделению профессии руководителя (менеджера) в особый род деятельности, требующей соответствующих знаний, навыков и умений.
Попытки систематизации управленческого опыта были еще в первой половине XIX века в Англии. Первый своеобразный учебник по управлению — книга английского профессора математики, инженера и предпринимателя Ч. Беббиджа «Экономика машин и производства» (1832 г.).
Основоположником науки социального управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856—1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.
Впервые свои взгляды на управление он изложил в статье «Система кусочных расценок» (1895 г.). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903 г.) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911 г.).
Основы системы Ф. Тейлора:
- умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;
- подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида работы;
- обучение и тренировка рабочих;
- сотрудничество администрации и рабочих. Важная характеристика системы — ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы».
Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:
- определение и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;
- подбор функциональных мастеров — по проектированию работы; движениям; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово-распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;
- стандартизация орудий труда, инструмента, рабочих операций и движений;
- создание распределительных бюро — определение видов работы и расстановка по ним исполнителей;
- введение инструкционных карт;
- дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата);
- калькуляция затрат на производство.
Другим представителем «организационной школы» является Г. Форд (1863—1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.
Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922 г.), «Сегодня, завтра» (1926 г.), «Движение вперед» (1930 г.), «Эдисон, каким я его знал» (1930 г.).
В период индустриализации в СССР некоторые рабочие, инженеры и руководители стажировались на заводах Г. Форда, осваивая технику, организацию труда и управление производством.
Основные принципы системы Г. Форда:
- массовое изготовление стандартной продукции на основе конвейера;
- непрерывность и подвижность процесса производства;
- максимальный темп работы;
- новая технология на основе поточного производства;
- точность как стандарт и качество продукции;
- определяющая роль технико-технологической системы;
- экономический эффект системы;
- не быть зависимым от человека, его слабостей.
Значительный вклад в науку и практику организационного менеджмента внес Г. Эмерсон (1853—1931). В знаменитой работе «Двенадцать принципов производительности» (1911 г.) он первый дал понять значение и силу принципов производительного труда, считая, что «…правильные принципы в руках посредственных людей оказываются сильнее бессистемных и случайных попыток гения..
.» . К этим принципам относятся: точно поставленные идеалы или цели; здравый смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет; диспетчирование; нормы и расписания; нормализация условий; нормирование операций; стандартные писаные инструкции; вознаграждение за производительность.
Классиком «организационной школы» считается также француз Анри Файоль (1841—1925), проработавший с 1860 по 1918 г. в крупной горно-металлургической компании «Комамболь». В 1888 году он принял руководство компанией, находившейся на грани банкротства, и в последующем превратил ее в одно из самых процветающих предприятий Франции.
Обобщая свой богатый практический опыт работы в качестве руководителя, он первым создал «теорию администрации», изложив ее в книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.). А. Файоль считал, что на предприятии выполняется шесть групп операций:
- Технические — производство, выделка и обработка.
- Коммерческие — покупка, продажа, обмен.
- Финансовые — привлечение средств и распоряжение ими.
- Страховые — страхование и охрана имущества и лиц.
- Учетные — бухгалтерия, калькуляция, учет и статистика.
- Административные — предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль .
Он впервые определяет установки (качества), которыми должен обладать персонал предприятия для выполнения вышеназванных операций (функций):
- физические качества: здоровье, сила, ловкость;
- умственные качества: понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума;
- нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности, инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства;
- общее развитие: запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемых функций;
- специальные знания: относящиеся исключительно к какой-либо одной функции;
- опыт: знания, вытекающие из практики.
Деятельность администратора, по А. Файолю, имеет свою специфику. В ней нет ничего негибкого и абсолютного. Вопрос заключается в чувстве меры — производной такта и опыта. В своей практике А.
Файоль использовал следующие принципы управления: разделение труда; власть; дисциплина; единство распорядительства (командования); единство руководства; подчинение частных интересов общему; вознаграждение; централизация; иерархия; порядок; справедливость; постоянство состава персонала; инициатива; единение персонала.
Таким образом, все то, что было наработано в научном и практическом отношениях представителями данной школы, стало классическими составляющими управления. Поэтому она была названа также «традиционной».
Основной организационный инструментарий, созданный в рамках этой школы, обозначается с помощью следующих понятий:
- процесс и организация труда;
- нормы и нормативы;
- инструкции;
- анализ работы;
- подбор персонала;
- обучение и тренировка работников;
- оплата и системы оплаты труда;
- подсчет затрат и учет;
- принципы производительности и управления;
- функции руководителя;
- требуемые знания,
- навыки и умения.
Весь этот инструментарий используется и сегодня при организации социальной работы и управления ею.
Вслед за «организационной школой» появилась теория «человеческих отношений», основоположником которой был Элтон Мэйо (1880—1949), считавший, что социальное управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии.
Для доказательства своих идей Э. Мэйо в 1927—1932 гг. проводит ставший впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент (г. Хоторн близ Чикаго). Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течение пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания.
Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для общества, науки. Когда при двенадцатом по счету изменении в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но продолжал возрастать. По мнению Э.
Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы — личные и групповые.
Данная школа положила начало развитию идей о «человеке в организации», роли «человеческого фактора» в ней.
Представители этой школы разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время широко используется на практике:
- человеческие отношения;
- условия работы;
- отношения «руководитель — подчиненные»;
- стиль руководителя (лидера);
- мотивация труда;
- психологический климат в группе (коллективе) и его улучшение.
Один из важнейших выводов в рамках «школы человека» состоит в том, что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими и «человековедческие дисциплины» — психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и другие.
Следующая школа — кибернетическая — оказала поистине революционное влияние на развитие практики и науки управления в технических, технологических, биологических, экономических и социальных системах.
Основоположник этой школы — американский профессор Н. Винер (1894—1964). Свои идеи он изложил в книге «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» (1948 г.).
Название, избранное им для новой науки, происходит от греческого слова, которое в буквальном переводе означает « кормчий ». Это слово использовал в свое время древнегреческий философ Платон, называвший так искусство управлять кораблем.
А французский физик Андре Ампер в 1834 году именовал кибернетикой науку об управлении человеческим обществом.
Основой любого вида управления являются информация и связанные с ней процессы сбора, обработки, передачи, выдачи, хранения, изменения и др. Управленческий труд — это труд, в основе которого лежит информация. Без информации нет управления. Кто владеет информацией, тот и управляет. Управление — это не море, а океан информации. Эти фразы очень точно выражают информационную грань управления.
Специалисты полагают, что нынешние поколения людей находятся в самом начале развития информационных систем, технологий и технических средств для работы с информацией. Больше того, ожидается, что именно в XXI веке появится «информационное оружие», с помощью которого можно выводить человека из строя, управлять им в нужном режиме.
Наряду с «революционными управленческими школами» существует еще школа, которая не сделала громких открытий, а просто «шла от практики». Это эмпирическая школа, представители которой во главу угла поставили:
- конкретные условия, конкретную ситуацию, цель, задачу, проблему;
- нахождение средств, форм и методов, позволяющих решить данную проблему, задачу и т.д.;
- накопление необходимого опыта управления, руководства, его самооценка;
- учебу «на ходу», приобретение необходимых знаний, навыков и умений на практике, в общении со специалистами, руководителями, которые являются профессионалами в своем деле;
- использование опыта людей, отошедших от активной деятельности, в качестве консультантов, экспертов. Не использовать знания знатоков — значит проходить мимо информационных банков, обладающих подчас уникальной информацией.
Именно эта школа привнесла новые формы и методы обучения и прежде всего менеджменту — разработку, анализ конкретных ситуаций и принятие решений. То есть знания приобретаются в процессе моделирования действий и решений в определенных условиях.
Основной понятийный инструментарий эмпирической школы:
- конкретные условия;
- конкретная ситуация, проблема, цель, задача;
- средства достижения цели;
- методы подготовки и принятия решений;
- конкретный опыт;
- памятки типа «Как принимать решения», «Как эффективно общаться с людьми», «Как добиться успеха» и т.д.
Литература по менеджменту очень разнородна. Один из ее видов — так называемые «книги об успехе» —опыт конкретной фирмы, выдающегося менеджера.
И, наконец, еще одно направление, внесшее значительный вклад в науку и практику социального управления — школу социальных систем. Данная школа не только впитала то, что было разработано в других теориях, но и выработала собственный инструментарий — системный подход к явлениям, процессам, организациям.
Системный подход — это анализ, моделирование и решение разных сторон, которые определенным образом взаимосвязаны: организационная, психологическая, социально-психологическая, экономическая, политическая, демографическая, информационная, технологическая, техническая, экологическая, этническая, историческая, коммуникационная и другие.
Образно говоря, «школа социальных систем» дает в руки разнообразный оценочный и деятельностный инструментарий, который не позволяет, «говоря о голове, увязнуть хвосту» и, наоборот, «смотреть на хвост, забывая о голове».
К нему относятся следующие понятия: система, подсистема, элемент; системный подход; системный анализ; структуризация целей, задач; внутренняя и внешняя среда; набор, оценка и выбор средств достижения цели, решения задач; оценка связи «цель — средства — результаты»; предвидение и сценарии событий и др.
Таким образом, социальное управление, рассматриваемое с точки зрения науки и практики, «наработало» большое количество теорий, методов исследования (диагностики), методик самой различной направленности и содержания, подходов, аналогов, типовых решений, обучающих средств и технологий.
Источник: https://psyera.ru/evolyuciya-teorii-menedzhmenta-1899.htm