Категориальный аппарат педагогики — справочник студента

Робот подготовил для Вас подборку материалов, близких к этой теме. Посмотреть По материалам моих лекций.

В любой науке среди множества понятий можно выделить наиболее существенные – те, которые одинаково определяются в любой её отрасли, без которых невозможно обойтись, описывая её предмет, и которые соответствуют её базовым процессам и явлениям. Они называются категориями и составляют категориально-понятийный аппарат данной науки.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Категории педагогики – это понятия, определяющие главные явления и процессы, изучаемые педагогической наукой. Эти категории очень сложны, а потому и само их толкование в педагогической науке неоднозначно. Перечень категорий педагогики также не является общепринятым, поскольку… — все научно-педагогические понятия, так или иначе, связаны между собой, вследствие чего не общепринята та граница, которая отделила бы категориальные понятия от всех прочих; — многие базовые педагогические понятия активно используются и другими науками о человеке и обществе, вопрос отнесения их к «чисто педагогическим» не имеет однозначного ответа.

Среди учёных не вызывает сомнения необходимость отнесение к категориям педагогики следующих понятий: обучение, воспитание, образование.

Часто к ним добавляют формирование личности.

Наряду с формированием, многие относят к категориям педагогики развитие и социализацию личности. Наконец, среди категорий педагогики можно встретить базовые понятия, присущие только педагогической науке: педагогический процесс, педагогическая система, педагогическая деятельность.

Определим сущность этих понятий.

  • Воспитание – 1) воздействие общества на личность; 2) социальный процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению; 3) процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.
  • Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой ученики приобретают научные знания и практический опыт их применения.
  • Образование – 1) процесс, объединяющий воспитание и обучение человека; 2) результат этого процесса; 3) сложная система взаимодействий людей и материальных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности; 4) ценность, созданная человечеством для развития человека и общества.
  • Формирование личности – придание формы, определённой завершённости, гармоничности всех компонентов личности человека.
  • Развитие в широком смысле – процесс совершенствования имеющихся качеств и приобретения новых свойств, изменение качеств от простого к сложному, от низшего к высшему. Применительно к человеку развитие может означать:

1) всестороннее развитие человека как индивида; 2) физическое развитие, формирование физически здорового и жизнеспособного человека, развитие его силы, ловкости, выносливости и т.д.; 3) развитие психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.); 4) развитие личности как сложной, обладающей индивидуальностью системы внутреннего мира человека, приобретение новых личностных качеств.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Взаимно обратные функции - справочник студента

Оценим за полчаса!

Социализация личности – процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате которого человек усваивает нормы и правила поведения, культурные ценности, принятые в обществе, к которому он принадлежит.

Иначе говоря, социализация – это процесс вхождения личности в общество, «встраивания» человека в систему общественных отношений.

И здесь тоже есть несколько вариантов трактовки понятия, ведь в обществе человеку надо уметь адаптироваться к социальным условиям, но важно и уметь использовать ресурсы социальных отношений для реализации своих потребностей, своей уникальности.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью образования и развития личности воспитанников.

Педагогическая система – социально обусловленная целостность участников педагогического процесса, взаимодействующих друг с другом, с окружающей средой и её духовными и материальными ценностями, направленная на формирование и развитие личности.

Педагогическая деятельность – это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями. Педагогическая деятельность представляет собой управление деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним с целью его воспитания и обучения, развития его как личности.

Определить категории педагогики – это лишь часть их понимания их сущности. В категориально-понятийном аппарате все они взаимосвязаны, образуя целостную систему (именно «аппарат», а не разрозненные детали). Характер связей между категориями разнообразен. При рассмотрении разных вопросов педагогики они могут быть связаны вертикально (иерархически) – например, одна категория является более общей по отношению к другой, представляющей частный случай первой – или горизонтально (когда категории равны по своей значимости). Например, в педагогической науке широко распространено и обстоятельно обосновано мнение, что образование как процесс служит формированию личности. Таким образом, формирование личности является более широким понятием, а образование, обучение и воспитание – его частными случаями, способами формирования личности человека. Вот еще несколько примеров связей в структуре категориально-понятийного аппарата педагогики. Развитие личности тесно связано с её социализацией, поскольку социально значимые качества личность приобретает и совершенствует по мере своего развития. В то же время успешная социализация личности является одной из важнейших задач педагогического процесса. В свою очередь, педагогический процесс может быть учебным, воспитательным или объединять в себе обучение и воспитание, приобретая сущностные характеристики образования как процесса. В учебном процессе реализуются образовательная, воспитательная и развивающая функции, тем самым связывая между собой образование, воспитание и развитие и иерархически подчиняя их обучению.

Приведённые примеры – лишь часть разнообразных связей, формирующих структуру категориально-понятийного аппарата. Можно проследить связи между любыми категориями и убедиться в том, что категориально-понятийный аппарат педагогики – это не просто совокупность категорий, а их целостное единство, система взаимодействующих между собой компонентов.

Один из подходов к определению структуры категориально-понятийного аппарата педагогики (Л.М. Кадцын) показан на рисунке.

Категориальный аппарат педагогики - Справочник студента

Схематичное изображение выполнено по материалам источника: Кадцын Л.М. Педагогическая деятельность и педагогический процесс: учебное пособие. — Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос.гос. проф.-пед. ун-т», 2008. — 185 с.

 
Роботу удалось вычислить, что со статьёй «Категориально-понятийный аппарат современной педагогики» тематически связаны:
Для ссылки:

Источник: https://si-sv.com/publ/20-1-0-194

Категориальный аппарат педагогики

Важнейшей категорией, которой оперирует педагогика, является воспитание. Это процесс в широком смысле слова подразумевает суммарное воздействие требований общества на формируемую личность. В узком же –это выраженное в различных формах узконаправленное воздействие для формирование ее отдельных качеств.

В зависимости от того, на что именно направлено воспитание, оно может быть гражданским, физическим, умственным или нравственным. Если исходить из институциональных признаков, то воспитание разделяется на общественное, религиозное, семейное и т.д.

В любом случае стиль взаимоотношений педагога и воспитанника строится лишь двумя моделями поведения: авторитарного или демократического. Следующей категорией является обучение, представляющее собой целенаправленную совместную деятельность педагогов и воспитанников, позволяющую развивать личность, учить и воспитывать.

Подкатегорией здесь является самовоспитание, основанное на сознательной целенаправленной деятельности человека для максимально возможного совершенствования имеющихся положительных качеств и ликвидации отрицательных.

Далее следует категория социализации, служащей развитию и самореализации человека не только в детском возрасте, но на протяжении всей его жизни. Кроме того, в состав педагогики категория педагогического взаимодействия, по своей сути являющаяся процессом непрерывного взаимодействия педагога с воспитанниками, направленного на развитие их личности.

Задачи, функции и предмет педагогики

Категориальный аппарат педагогики - Справочник студента

Теоретическая педагогика, или же дидактика, является полнокровной наукой, которая тесно связано с деятельностью на практике и результатами своих исследований.

Как и каждая наука, педагогика имеет субъект, объект, предмет, задачу и функции. Уже известно, что субъектом педагогики является педагог, или учитель, или же воспитатель.

Объектом педагогики является обучаемый – ученик, студент, ребенок. А как насчет задачи педагогики?

Есть всего одна, но очень важная и широкая задача дидактики. Это – планомерное накапливание, систематизация и освоение всех сведений, касающихся развития человеческой личности. Эта задача реализуется путем анализа деятельности практикующих педагогов, как на территории отечества, так и за рубежом. Накопленный опыт трансформируется я в систему знаний.

Что является предметом педагогики? Предмет педагогики – это процесс, направленный процесс формирования личности в условиях процесс обучения.

Попросту говоря, предмет педагогики — это воспитание человека, воспитание во всех смыслах этого слова.

Такое воспитание предполагает накапливание знаний, обучение, реализация этих знаний формирование личностного ядра, собственной картины мира, общих моральных ценностей и прочее.

Какими функциями наделена теоретическая педагогика?

Первая функция – выработка лучших и необходимых методов, методик, способов и путей достижения поставленной цели, которые дидактика обязана донести до практической педагогики.

Вторая функция – обеспечить педагога всеми необходимыми профессиональными знаниями. Не зря есть выражение «знание — сила» и «кто осведомлен, тот вооружен».

Третья функция — важная и сложная, связана с глобальным анализом всех актов и результатов воспитания и обучения. Дидактика должна выяснять, почему люди развивались, воспитывались по-разному и достигли разных результатов. Проводится анализ, выявляющий, как условия жизни, обучения, внутренние составляющие повлияли на процесс формирования личности.

Четвертая функция — проектирование. Педагогика не только формулирует информацию касательно педагогического процесса, она еще и планирует ее, создает учетные схемы, которые помогают и осуществлять учебный процесс, и следить за ним.

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 76;

Источник: https://studopedia.net/10_23876_kategorialniy-apparat-pedagogiki.html

Категориальный аппарат педагогики

Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения.

Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме.

К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.

  • В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».
  • «Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».
  • В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:
  • 1) передает опыт, накопленный человечеством;
  • 2) вводит в мир культуры;
  • 3) стимулирует к самовоспитанию;
  • 4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.
  • В свою очередь воспитанник:
  • 1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
  • 2) работает над собой;
  • 3) обучается способам общения и манерам поведения.
  • В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли.

То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства.

В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».

  1. Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
  2. При этом учитель:
  3. 1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
  4. 2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
  5. 3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
  6. В свою очередь ученик:
  7. 1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
  8. 2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
  9. 3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
  10. Таким образом, диалектическое отношение «обучение—воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.
  • В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.
  • Третья категория педагогики — «образование» — понимается как:
  • 1) ценность развивающегося человека и общества;
  • 2) процесс обучения и воспитания человека;
  • 3) как результат последнего;
  • 4) как система.
  • Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.

На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.

Соотношение категорий. В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».

Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».

В Законе «Об образовании» последнее трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

Читайте также:  Кибернетические принципы менеджмента - справочник студента

Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности.

Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.

Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы — цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.

Если же воспитанник начинает ставить перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием.

По аналогии выделяют и самообразование человека. Если процесс образования объединяет в себе обучение и учение, то в случае самообразования мы имеем дело только с учением.

То есть, когда человек самостоятельно преобразует себя — свои знания умения и навыки.

Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем — детского сада, школы и вуза.

К новым системам относятся — музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В.

А. Караковского, А. С, Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова.

Как любая наука, «педагогика» имеет свой терминологический аппарат, базирующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направлений исследования предмета.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/19558.html

Категориальный аппарат педагогики

 

     Педагогика 
– 
наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом. (1 с. 3)

     Предметом
педагогической науки издавна принято считать воспитание
в его интегральном и дифференциальном понимании. Существует и другое понимание предмета педагогики, когда им называют
педагогическую систему.

Оба предмета отвечают истине, хотя второй может представляться как реализация первого. (5 с. 7)

     А.С. Макаренко сформулировал мысль 
о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что объектом научной 
педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

     Поэтому
объектом
педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования.
(4 с. 75) 

     Как у любой другой науки у педагогики есть свои определенные задачи. Эти 
задачи словно делят на две группы: теоретические и технологические.

     Теоретические:

  • изучение передового и новаторского опыта;
  • выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
  • исследование педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

      Технологические:

  • разработка соответствующих методических материалов, воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» план педагогической деятельности, ее содержание характер;
  • внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
  • оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействие научной теории и практической деятельности. (4 с. 76-77)

 

      Основные 
категории педагогики.
 

     К
категориям
относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства.

Категории пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему. (1 с.5) К основным педагогическим категориям относятся воспитание, образование, обучение.

Также педагогическая наука широко оперирует общенаучными категориями, такими как развитие и формирование. (6 с.24) 

     Воспитание 
– 
социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.

Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи.

     Процесс воспитания можно представить в 
виде схемы: включение человека в 
систему отношений институтов воспитания, приобретение и накопление знаний и 
других элементов социального опыта, интериоризации, т.е. преобразования внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности, и эстериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение.

     Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а социальное воздействие различных субъектов: индивидуальных, групповых и условно-социальных – институтов воспитания.

     Современное воспитание направлено на формирование у личности, с одной стороны, нравственно-мировоззренческой устойчивости, с другой, гибкости.

В быстроменяющемся мире человек может жить и эффективно функционировать, обладая высокой психологической гибкостью.

В то же время человеку необходимо иметь определенный внутренний стержень,  мировоззрение, убеждения, иначе при каждом изменении, развитии общества у человека могут проявляться невротическая реакция, дезадаптация, дезинтеграция личности.

     Непосредственно воспитание подрастающего поколения 
заняты дошкольные учреждения, школы, профессиональные учебные заведения, внешкольные учреждения, летние объединения детей, подростков, юношей, детские дома, школы-интернаты, специальные воспитательные заведения (как для одаренных детей, так и для детей с физическими и социальными дефектами и отклонениями), объединения по интересам по месту жительств. (8 с. 165-167) 

     Обучение 
– 
специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный  на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания –
это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Умения-
готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки –
компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенствования путем много кратного упражнения.

     Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и другие установки. Поэтому обучение, имеет воспитательный характер. Точно также в любом воспитании содержаться элементы обучения. Таким образом, область понятий «воспитание и обучение» частично перекрываются. (6 с. 26-27) 

     Образование – результат обучения. (6 с.27) В буквальном смысле оно означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. (1 с. 9)

     В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности 
мышления различают начальное, среднее, высшее образование. По характеру и 
направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

     Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности.

     В начальных допрофессиональных и
профессиональных
учебных заведениях готовят рабочих высокой квалификации, а в средних и высших профессиональных
учебных заведениях — специалистов
средней и высшей квалификации для различных отраслей народного хозяйства.

     Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни. (6 с. 28)

      Специально 
организованная образовательная система 
– это все вды и типы образовательных учреждений с их материально-технической базой, финансами, кадрами, научно-методическим обеспечением. (1 с.8) 

     Педагогика 
широко использует междунаучные понятия 
«формирование» и «развитие».

     Формирование 
– 
процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экономических, социальных, экологических, идеологических, психологических и т.д.

формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня  зрелости, устойчивости.

Понятие «формирование» считается еще не установившейся педагогической категорией, несмотря на очень широкое его применение. (6 с.28)

     Развитие — это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения.

     Развитие 
проявляется как прогрессивное 
усложнение, углубление, расширение, как 
переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим. (1 с.6) 

     Как следствие признания фактора 
духа и души за последние годы в 
педагогике растет число терминов, обозначающих внутренние состояния 
и действия: самовоспитание, самообразование, самоформирование, самоанализ и т.д. Основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение. (1 с.11)

     Самовоспитание 
– 
это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Благодаря ему, человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегративность, т.е. слитность его с природой и обществом. (1 с.12)

      
Самообразование

– это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. (1 с.12)

     Самообучение 
– 
процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. (1 с.12) 

     Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием
«социализация»
, которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

     Понятие о социализации
как процессе полной интеграции личности в социальной системе, в ходе, которого происходит ее приспособление,
сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация». Адаптация означает приспособление живого организма к условиям среды.

     С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс 
вхождения человека в социальную среду и ее приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам.

      
Иначе осмысливается сущность 
социализации в гуманистической 
психологии. В ней социализация 
представлена как процесс самоактуализации 
«Я-концепции», самореализации личностью 
своих творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению.

     Эти два подхода не противоречат один другому, определяя двусторонний характер социализации.

     Таким образом, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких 
ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. (4 с.126)

     Социализация 
осуществляется в результате множества 
обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности.

     Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к  действию.

     А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы. (3 с. 43). 

     Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической.

Педагогическая деятельность представляет собой
вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человеком культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

     Педагогическая 
деятельность представляет собой общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него. Педагогическая деятельность есть сознательное вмешательство взрослых людей в объетивно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания, становления детей взрослыми людьми с целью подготовки зрелого члена общества.

Источник: https://www.stud24.ru/pedagogy/kategorialnyj-apparat-pedagogiki/134954-395851-page1.html

Категориальный аппарат педагогики

Становление любой области научного знания, в том числе и педагогики, связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, устанавливают связи данной области знаний с другими областями, с другой — определяют специфику данной области научного знания. Система терминов, понятий и категорий составляет категориальный аппарат педагогической науки (он именуется также понятийным или терминологическим).

Говоря о категориальном аппарате педагогики, прежде всего, следует различать значение слов «термин» и «понятие».

Термин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, призванное точно обозначить объект реальности и устанавливающее соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы.

В отличие от термина, понятие предполагает наполнение того или иного термина определенным содержанием, иначе говоря, понятие — это термин в определенном понимании, синтез термина и его определения. Однако, несмотря на это смысловое различие, слова «термин» и «понятие» часто используются как взаимозаменяемые.

Среди терминов особое место занимают категории (от греч. kategoria — высказывание, определение; признак) — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие основные, существенные свойства, отношения и закономерности реальности определенной эпохи и определяющие характер научно-теоретического мышления.

Категориальный аппарат педагогики включает в себя термины разного уровня. Все категории в педагогике делятся, по В. В. Краевскому, на следующие основные группы:

философские категории. В педагогике они отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой педагогики и той части действительности, которую она изучает.

Педагогические закономерности нельзя раскрыть, не пользуясь понятиями «сущность» и «явление», «общее» и «единичное», «причина и следствие», «возможность и действительность», «качество и количество», «пространство и время», «бытие и сознание», «противоречие», «практика», а также другими философскими категориями. Основная философская категория в педагогике — это «человек»;

общенаучные понятия: «система», «структура», «функция», «элемент», «оптимальность», «состояние», «организация», «модель», «гипотеза», «уровень» и др.;

собственные категории педагогики: «педагогика», «воспитание», «педагогическая деятельность», «педагогическая действительность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая система», «образовательный процесс», «преподавание и учение», «учебный предмет», «учебный материал», «учебная ситуация», «метод обучения», «прием обучения», «учитель», «ученик», «урок» и т.п. Все они находятся во взаимосвязи, как и те явления действительности, которые в них отражаются.

В связи с многоаспектностью содержания педагогических категорий существуют и другие их классификации, базирующиеся на иных основаниях. Часто в такой классификации отражается научно-педагогическая позиция ее автора.

Любая педагогическая категория может быть рассмотрена, определена и проанализирована в трех аспектах: 1) как явление (социальное, культурное и др.); 2) как процесс; 3) как деятельность.

Наличие этих трех аспектов само по себе порождает большое количество определений педагогических категорий. Кроме того, в рамках каждой педагогической концепции, теории, парадигмы одна и та же категория может пониматься по-разному.

Множественность смыслов, заключенных в одном термине, проследим на примере категории «воспитание».

Как явление воспитание понимают: (1) в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; (2) как форму (или способ) человеческих отношений (воспитательные отношения, воспитывающее общение), когда один человек по отношению к другому выполняет воспитательные функции; (3) как ценностно-смысловой диалог воспитателя и воспитанника.

В качестве процесса воспитание может пониматься: (1) как изменение состояния культурного развития, становление растущего человека; (2) как творческое саморазвитие человека; (3) как процесс присвоения ценностей; (4) как развитие физических, умственных и нравственных качеств человека в соответствии с требованиями жизни; (5) как относительно социально контролируемый процесс развития человека и пр.

  • Как педагогическая деятельность воспитание также воспринимается неоднозначно. Чаще всего под воспитательной деятельностью подразумевают:
  • — целенаправленное формирование определенных качеств;
  • — сотрудничество, взаимодействие педагогов и воспитанников;
  • — создание специальной воспитывающей среды;
  • — организация диалогического взаимодействия, совместного бытия (события) педагога и воспитанника;
  • — свободное развитие природных задатков ребенка.
  • Наиболее распространенные трактовки воспитательной деятельности помогают педагогу определить собственную профессиональную позицию.
  • В любом случае воспитание определяется через отношение человека к миру, окружающим людям, самому себе.

«Обучение» в системе педагогических категорий также определяется неоднозначно.

Его можно рассматривать как процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности; как деятельность по подготовке школьников (или любых обучаемых) к жизни путем передачи им социального опыта; как специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством усвоения обучаемыми научных знаний и организации способов деятельности.

В отличие от воспитания обучение связано главным способом с передачей и усвоением знания (или информации) и освоением способов его получения и использования (умения, навыки), т.е. с функциональной подготовкой человека.

Читайте также:  Возникновение педагогической профессии - справочник студента

Однако разделение обучения и воспитания в педагогической практике весьма условно: воспитание невозможно без знания о ценностях, нормах поведения, явлениях культуры; обучение становится эффективным, если носит воспитывающий характер, т.е. обращено к человеческому качеству обучаемого. Единство обучения и воспитания в настоящее время чаще всего выражается в понятии «образование».

В буквальном смысле это «становление образа». Однако в педагогике он может пониматься по-разному. В одних случаях это идеальный образ, исторически обусловленный, более или менее четко зафиксированный в общественном сознании социальный эталон; в других — образ мыслей, действий человека в обществе; в третьих — образ мира; в четвертых — «образ человеческий», «собственно человеческое качество».

Под образованием понимается становление у человека образа мира и собственного Я, формирование его человеческой сущности. Образование объединяет в себе два феномена — обучение и воспитание.

Часто понятие образования соотносят с понятием социализации.

В общем виде социализация — это процесс включения человека в общество благодаря присвоению, воспроизводству и творческому преобразованию социального опыта и культуры.

Каждая категория может быть однозначно определена лишь в системе других категорий: в их взаимосвязи, взаимообусловленности и соподчиненности.

Любое понятие всегда отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятие можно определить лишь соотнеся его с другими, более широкими или родственными.

Поэтому, даже заимствуя термины из смежных наук (психологии, социологии, философии), педагогика наполняет их своим специфическим содержанием.

В настоящее время в развитии категориального аппарата педагогики прослеживаются следующие тенденции:

1) активное заимствование понятий из философии («бытие», «пространство», «смысл», «выбор» и др.) и других отраслей научного знания («управление», «неравновесная система», «концепт» и др.);

2) включение в категориальный аппарат педагогики слов, не являющихся в строгом смысле научными терминами («встреча», «восхождение» и др.).

В этих случаях необходимо перевести слова обыденного языка в разряд научно-педагогических понятий, т.е. дать им определения с учетом объекта, предмета и задач педагогической науки и конкретного научно-педагогического исследования. Так, Н. Е.

Щуркова, выявляя педагогический смысл слова «нежность», соотносит его с системой ценностных отношений к жизни и человеку, что дает ей основание утверждать; «Помня о жизни, бережно относясь ко всяческим проявлениям жизни во всех ее формах и уважительно относясь к человеку как носителю и творцу жизни, принимаем безусловно категорию «нежность» как одну из ценнейших педагогический категорий, размещаем эту ценность в методологической структуре как условие гуманистического воспитания, а в реальной совместной деятельности с детьми — как общее условие взаимодействия с другими людьми»1;

3) новое осмысление традиционных педагогических понятий, прежде всего фундаментальных категорий («воспитание», «обучение», «образовательный процесс», «педагогическое взаимодействие» и др.).

В рамках гуманитарной парадигмы педагогическое взаимодействие рассматривается не просто как система совместной деятельности, общения и отношений педагогов и воспитанников (как это было принято в традиционной парадигме), а как их совместное бытие (событие), совместный поиск ими смыслов явлений внешнего и внутреннего мира и — шире — смысла жизни;

4) множественность смыслов, которыми наделяется каждое педагогическое понятие.

Последняя тенденция требует не только хорошей ориентации в современных научно-педагогических концепциях, но и становления у педагога толерантного отношения к иной научной точке зрения, иному типу педагогической деятельности, обусловленному тем или иным пониманием педагогических категорий. Для педагога очень важно признать существование и принять правомерность различной смысловой интерпретации знания, множественности концепций, взглядов, мнений, выраженных в трактовке той или иной педагогической категории.

Н.Л. Коршунова рекомендует соблюдать правила использования научно-педагогических терминов.

Нельзя допускать неопределенности в понимании терминов в рамках одной научной работы. Однажды приняв одну из трактовок той или иной категории, причем в явном виде, т.е. оговорив это в тексте, необходимо в дальнейшем строго ее придерживаться.

Необходимо помнить о том, что понятие может менять свой смысл в зависимости от контекста, от языковых конструкций, в рамках которых оно используется. Поэтому при изложении результатов исследования или при выступлении по какой-либо педагогической проблеме следует придерживаться научного стиля.

В рамках одной научной работы (выступления) недопустимы редукция (сужение, сведение к более простому понятию) и расширение смыслового поля термина.

Например, если речь идет о воспитании как о феномене социокультурной реальности, нельзя использовать этот термин в узком педагогическом смысле, понимая под ним формирование определенного качества, — такие случаи должны оговариваться особо.

По характеру используемых терминов и их содержательной трактовке (определениям) можно выявить характер той педагогической парадигмы, теории, концепции, в рамках которой они используются, а также увидеть научную позицию того или иного исследователя. Однако для однозначного определения характера той или иной научной позиции простого перечня используемых терминов недостаточно.

Важно понять, какое содержание вкладывает исследователь в тот или иной термин, поскольку в педагогике в рамках различных концепций одним и тем же термином могут обозначаться разные явления и, наоборот, разные термины могут использоваться для обозначения одного и того же явления.

Тем не менее в рамках каждой педагогической парадигмы, теории, концепции каждый термин имеет строго определенное значение.

  1. Терминологическая однозначность требует различать понятия, которые в обыденной речи считаются синонимами. В данном учебнике примером такого различения могут служить следующие понятия:
  2. ученик — ребенок как участник образовательного процесса (наряду с учителями, родителями);
  3. обучающийся — правовой статус ребенка (термин, принятый в законодательстве об образовании);
  4. учащийся — ребенок как субъект учения (или учебной деятельности);
  5. обучаемый — ребенок как объект педагогических воздействий учителя (преподавательской деятельности).
  6. Как видно, в каждом из терминов отражена особая позиция, которую ребенок (ученик) занимает в образовательном процессе.
  7. Четкое и корректное построение категориального аппарата с учетом разных его уровней позволяет сделать педагогическую концепцию более стройной, логичной, доступной для понимания.
  8. Категориальный аппарат современной педагогики предполагает множественность смыслов, заключенных в каждом педагогическом термине, и одновременно четкость и однозначность в понимании терминов, используемых в рамках одной педагогической концепции, отдельного научно-педагогического исследования.
  9. Свободное самоопределение педагога в понимании педагогических категорий при условии соблюдения правил их использования предполагает его гуманитарные установки в отношении иных педагогических позиций и является одним из проявлений гуманитарности педагогического знания.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s1210t15.html

Педагогика как наука. Методологические основания педагогики. Категориальный аппарат педагогической науки

Педагогика (от греч. pais – дитя и ago – веду) – наука о воспитании человека. Исследует закономерности становления и развития личности в педагогических процессах. Вплоть до XYII-XYIII вв. развивалась как составная часть философии. На основе мировоззренческих установок вырабатывались ценностные смыслы педагогических систем.

Эпоха греческой античности они руководствовалась идеей гармонически развитой личности. В Средние века – герменевтической * методологией. Позднее – идеями Просвещения. В совокупности на этой основе развивалась система европейского классического образования * .

Развитие капиталистических общественных отношений и последовавшая за этим индустриализация оказали мощное влияние на понимание сущности человека и общества и изменили подходы к содержанию обучения и его организации. Возникла разветвленная сеть учреждений реального образования *.

Как и раньше, в современной педагогике проблемы воспитания и образования рассматриваются на основе философских мировоззренческих концепций.

В самостоятельную отрасль знания педагогика выделилась  в XYII-XIX вв. благодаря трудам Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, Й.Ф. Гербарта, А. Дистервега и др.

Важное значение в развитии отечественной педагогики имели труды К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева и др.

Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики – осмысление, исследование и прогнозирование процессов становления личности учителя и ученика под влиянием разнообразных факторов для последующего управления этими процессами в рамках целенаправленно организуемых специальных социальных институтов (семьи, образования и культурно-просветительных учреждений и т.д.). В центре внимания педагогики три вопроса:

  • каковы цели воспитания и обучения. Они задаются философскими и социологическими парадигмами, доминирующими в конкретный период социокультурного развития общества;
  • каким должно быть содержание воспитания и обучения, чтобы обеспечить эффективную адаптацию новых поколений к жизни и деятельности в обществе;
  • какие методы и формы воспитания и обучения могут обеспечить выдвигаемое целеполагание.

Специфика педагогики опосредуется не только объектом и предметом, но и тем, что в достижении своих целей она должна опираться на достижения ряда гуманитарных наук: прежде всего, философии, психологии, социологии, эстетики, этики и др. Педагогика – это наука, объединяющая и «переплавляющая» научную информацию о человеке, обществе, природе в интересах создания оптимальных педагогических систем. Функции педагогики:

  • теоретическая функция призвана устанавливать закономерности в сфере воспитания, обучения, развития личности в ходе педагогических процессов, управления образовательными системами. Эта функция реализуется на описательном (устанавливаются и характеризуются наиболее существенные связи и отношения, возникающие в педагогических процессах), диагностическом (разрабатываются методы объективного исследования субъектов педагогического взаимодействия и самого воспитательного процесса), прогностическом (вскрываются тенденции развития субъектов воспитательного процесса во временной перспективе);
  • технологическая функция призвана обеспечить прирост и распространение педагогического знания. Эта функция реализуется на проективном (разработка методических материалов, учебных программ ит.д.), преобразовательном (внедрение достижений науки и передового опыта в практику), корректировочном (оценка влияний научно-педагогических исследований на практику воспитания и обучения) уровнях.

Методологическим основанием современной личностно ориентированной образовательной парадигмы (Е. Бондаревская, В. Сериков, И. Якиманская и др.) является философская концепция экзистенциализма *.

В личностно ориентированном образовании абсолютной ценностью являются не отчужденные от ребенка знания (что является смысловым ядром, так называемой, знаниевой образовательной парадигмы), а сам ребенок, человек, личность.

Этот тип образования порождается демократическими изменениями в современном российском обществе и отвечает мировым образовательным тенденциям. Он обеспечивает:

  • гуманное отношение к ребенку;
  • поддержку его индивидуальности;
  • удовлетворение его образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов;
  • свободу выбора содержания и путей получения образования;
  • способы самореализации личности в культурно-образовательном пространстве и т.п.

Педагогика оперирует собственным категориальным аппаратом *. Можно сгруппировать педагогические категории по четырем группам:

1.Смыслы образования и образовательной деятельности Педагогические идеалы, педагогические ценности, образование, воспитание, обучение, знания, умения, творчество и др.
2.Направленность образования Личность, субъективность, опыт, качества, возможности, социализация, культура, наука, профессия и др.
3.Научные ориентиры образования Методология, идеология, парадигма, концепция, целеполагание, подход, теория, система, технология и др.
4.Содержательно-процессуальные признаки образования Процесс, субъект, объект, принципы, содержание, условия, средства, методы, формы, результат и др.

Остановимся на некоторых из них. Под педагогическими ценностями имеются в виду идеалы, обращенные к нравственным ориентирам воспитания и обучения, представление о наиболее важных как для отдельно взятого человека, так и для общества в целом экзистенциалах: истина, добро, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор и др.

Именно эти ценности определяют в конечном счете направления и способы деятельности.

Категория «образование» (этимологически происходит от «создание образа», что связано с известным библейским изречением: Бог создал человека по образу и подобию своему) имеет два смысла: 1) духовный облик человека, складывающийся под влиянием моральных и духовных ценностей; 2) специфическая сфера социокультурной практики, в которой осуществляется «творение образа человека как образа Бога. В этой сфере создаются внешние и внутренние условия для развития ребенка и взрослого в процессе их взаимодействия, основные черты которого опосредованы ценностями культуры Воспитание (этимологически происходит от древнерусского възъпитание, то есть возвышенное, духовное питание, связанное с развитием умения «извлекать спрятанное», видеть неявный, скрытый смысл наблюдаемого) в широком смысле – это всякая деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей культуросообразной поддержки в самоформировании нравственного образа (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич). В узком смысле под воспитанием понимается специально организованный педагогический процесс, осуществляемый в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях. Под обучением понимается обеспечивающая преемственность поколений целенаправленная, организованная, систематическая передача знаний, опыта познавательной деятельности, общественных отношений. Обучение представляет собой диалог между деятельностями научения (осуществляемой обучающим) и учения (осуществляемой обучающимся). Знания – это проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Они фиксируются с помощью знаков естественного и искусственного языков и могут быть донаучными и научными, систематическими и хаотичными, логичными и интуитивными, точными и абстрактными, житейскими и художественными. Под умениями понимаются освоенные способы выполнения действий со знаниями. В центре современной личностно ориентированной образовательной парадигмы стоит категория личность. Эта категория входит в понятийный аппарат и других научных отраслей. При этом, учитывая сложность и многогранность ее феномена, каждая научная отрасль акцентирует в ней свои структуры и составляющие. Педагоги Е.В. Бондаревская и С.В. Кульневич интерпретируют личность как субъекта нравственной деятельности, как активно проявляемую индивидуальность. Личность осуществляет нравственный выбор и несет всю полноту ответственности за свой выбор перед самой собой, другими людьми, обществом в целом и Богом, нравственные постулаты которого представляют собой единственный ограничитель ее свободы. Остановимся на краткой характеристике некоторых педагогически значимых свойств, очерчивающих качественные особенности личности: а) критичность обеспечивает личностную оценку происходящему вовне и внутри нее; рефлексивность позволяет личности «выходить» за пределы собственного Я; коллизийность дает возможность для обнаружения, идентификации и анализа скрытых (неявных, имплицитных) причин событий, установить приоритеты, иерархии; мотивирование позволяет установить личностные смыслы событий и процессов, протекающих как вовне, так и внутри личности, и на этом основании принять решения; опосредование обеспечивает перевод внешних воздействий во внутренние импульсы поведения; ориентирование связано с выбором нравственных ориентиров для систематизации индивидуального мировоззрения; автономность позволяет личности оставаться относительно независимой от внешних воздействий; смыслотворчество направлено на порождение системы личностных смыслов; самоактуализация понимается как высший  уровень проявления духовного и творческого потенциала, стремление к полному выявлению и развитию своих возможностей; самореализация в содержательном плане представляет собой стремление к признанию своего Я окружающими.

Контрольные вопросы:

  • Какое место занимает педагогика в системе социальных и гуманитарных наук?
  • Охарактеризуйте объект и предмет педагогической науки.
  • Какие проблемы исследует педагогика?
  • Какова общая структура педагогической науки?
  • Опишите методологические основания современной личностно ориентированной образовательной парадигмы.
  • Раскройте сущность педагогических категорий: образование, воспитание, обучение.
  • Охарактеризуйте педагогически значимые личностные свойства.

* Герменевтика (от греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – искусство толкования текстов (в основном, текстов классической древности и Библии), учение о принципах их интерпретации.

* Классическое образование – разновидность общего среднего образования, в центре которого находились древние языки и математика. Выпускники имели право поступать в университет.

* Реальное образование – разновидность общего среднего образования, отличавшегося практической направленностью. Содержательной основой являлись предметы естественнонаучных и математических циклов, а также новые языки. Выпускники допускались к поступлению только в высшие технические учебные заведения.

* Экзистенциализм (от ат. exsistentia – существование) – направление современной философии. Его идейные истоки лежат в учении С. Кьеркегора.

Центральное понятие – экзистенция (человеческое существование); основные проявления – забота, страх, решимость, совесть.

Постигая себя как экзистенцию, индивид обретает свободу, в том числе и свободу «выбора самого себя», своей сущности. Вместе с тем, выбор прямо связан с ответственностью.

* Категория (от греч. kategoria – высказывание; признак) – фундаментальные понятия, входящие в ядро терминологического аппарата науки, и отражающие наиболее существенные свойства и отношения изучаемых явлений действительности.

Источник: Александров Е.П. Психология и педагогика

Курс лекций

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/103-educational-psychology/2091-pedagogika-kak-nauka-metodologicheskie-osnovaniya-pedagogiki-kategorialnyj-apparat-pedagogicheskoj-nauki

Ссылка на основную публикацию