Исследовательские методы и методики — справочник студента

В ходе любого исследования применяются определенные методы методики, образующие в совокупности целостную систему.

Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических способов, связь которых позволяет с самой большой достоверностью обследовать такой сложный, многосторонний и функциональный объект, как педагогический процесс.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Использование определенных методов и методик позволяет со всех сторон исследовать проблему, изучить все ее аспекты и характеристики.

Определение 1

Методы педагогического исследования — это самостоятельные приемы изучения педагогических явлений и процессов, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей и взаимоотношений, а также с целью построения и обоснования научных концепций.

Виды исследовательских методов и методик

Исследовательские методы и методики весьма многочисленны и разнообразны. В самом общем смысле их можно поделить на 3 основные группы:

  1. методы исследования педагогического опыта (эмпирические)
  2. методы теоретического исследования
  3. математические и статистические методы.

Исследовательские методы и методики - Справочник студента

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Внутри- и межмолекулярные взаимодействия - справочник студента

Оценим за полчаса!

Методы исследования педагогического опыта представляют собой приемы работы по изучению реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Исследуется как передовой опыт, так и опыт рядовых учителей.

Их проблемы зачастую отображают настоящие противоречия педагогического процесса, назревшие либо назревающие трудности.

При этом чаще всего используются наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, анализ письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации в целом.

Исследовательские методы и методики - Справочник студента

Рисунок 1. Исследовательские методы и методики

Наблюдение как метод исследования в педагогике применяется довольно часто и представляет собой целенаправленное восприятие педагогической действительности, в ходе которого изыскатель получает точный фактический материал.

При этом проводятся записи (протоколы) исследований. Перед началом наблюдения, как правило, составляется план с выделением точных объектов исследования, по которому строится дальнейший процесс.

По своей структуре наблюдение проходит ряд этапов:

  • определение задач и цели;
  • выбор объекта, предмета и ситуации;
  • выбор метода исследования;
  • выбор методов регистрации наблюдаемого;
  • обработка и интерпретация приобретенной информации.

По виду различают наблюдение включенное, когда изыскатель становится членом той группы, в какой проводится наблюдение, и невключенное, когда наблюдение проводится со стороны; открытое и закрытое; сплошное и частичное.

В целом, наблюдение — это чрезвычайно доступный и простой метод исследования, но он имеет некоторые недочеты, связанные с тем, что на результаты исследования могут оказывать воздействие личные особенности самого исследователя.

Беседа может быть как самостоятельным методом исследования, так и вспомогательным, применяемым с целью получения важной информации или же объяснения того, что осталось неясным при наблюдении. Она также ведется по заранее подготовленному плану с перечнем вопросов, которые следует задавать. Однако запись ответов, как правило, не фиксируется, то есть беседа проводится в свободной форме.

Разновидностью беседы считается интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. Здесь исследователь придерживается заблаговременно намеченных вопросов, задаваемых в некой последовательности, а все ответы открыто записываются.

Анкетирование является весьма популярным методом психолого-педагогического исследования. Это способ группового сбора материала при помощи анкеты, состоящей из ряда вопросов, на которые исследуемые представляют письменные ответы. Если беседа и интервью проходят в процессе прямого общения, то анкетирование напротив, называют заочным выборочным опросом.

Результативность данных методов во многом зависит от содержания и текстуры задаваемых вопросов. В связи с этим к составлению вопросника следует подходить очень серьезно, продумывать все детали, своевременно корректировать их.

Значимый материал может дать исследование продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т. д.

Данные материалы могут предоставить объемную информацию о личности учащегося, его индивидуальных особенностях работы, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Исследование школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, дневников, протоколов собраний и т. д.) вооружает изыскателя объективной информацией, характеризующей реальный педагогический процесс.

Большую роль в психолого-педагогических исследованиях играет педагогический эксперимент как исследовательская деятельность с целью выявления причинно-следственных связей в педагогических явлениях.

Он подразумевает моделирование педагогического действия; активное влияние на него самого исследователя; измерение эффектов педагогического воздействия и взаимодействия. Различают естественный и лабораторный эксперименты, которые отличаются условиями проведения.

Кроме того, педагогический эксперимент может быть констатирующим, (устанавливающим реальное состояние дел) или же преобразующим (когда ведется целенаправленная его организация для определения различных критериев развития отдельного школьника или классного коллектива в целом).

Сложность экспериментального метода в том, что необходимо в совершенстве обладать техникой его проведения, уметь устанавливать контакт с испытуемыми.

Среди теоретических методов следует назвать, прежде всего, теоретический анализ — выделение и обсуждение отдельных сторон, отличительных черт, параметров педагогических явлений. Анализируя отдельные прецеденты, группируя, систематизируя их, выявляется общее и различное, устанавливается единый принцип или же правило.

Теоретические методы важны для определения задач, формулирования гипотез и для оценки собранных материалов.

Они тесно связано с исследованием различной литературы: педагогических трудов классиков, историко-педагогических работ и документов, периодической педагогической печати, художественной литературы о школе, справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий.

Работа с литературой подразумевает применение таковых методов, как составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование. Это позволяет выяснить, какие стороны и вопросы уже достаточно изучены, а какие нуждаются в дополнительном исследовании.

Математические и статистические методы в педагогике используются для обработки приобретенных данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями в виде графиков, диаграмм, таблиц. Они могут помочь оценить результаты работы, увеличивают надежность выводов, предоставляют основания для теоретических обобщений.

Замечание 1

Следует отметить, что перечисленные методы педагогического исследования применяются не в отдельности, а в совокупности, дополняя друг друга.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/metody_issledovaniya_v_pedagogike/issledovatelskie_metody_i_metodiki/

Определение и виды исследовательских методов и методик

В процессе каждого исследования используются определенные методики и методы, которые в совокупности образуют единую систему.

Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических способов, чья связь дает возможность с максимальной достоверностью изучать настолько сложный, многосторонний и функциональный объект, как педагогический процесс.

Применение некоторых методов и приемов исследования помогает со всех сторон изучить проблему и каждый из ее элементов, а также параметров.

Определение 1

Педагогические исследовательские методы — это самостоятельные приемы исследования педагогических явлений и процессов, а также приобретения научных данных о них для установления закономерных связей и взаимоотношений и с целью формирования и обоснования научных концепций.

Виды исследовательских методов и методик

Исследовательские методы и методики многочисленны и обладают весьма большим разнообразием. В самом общем смысле они могут быть подразделены на три следующие базовые группы:

  • методы и методики исследования педагогического опыта, другими словами эмпирические;
  • методы и методики теоретического исследования;
  • математические и статистические методы.

Методы исследования педагогического опыта подразумевают под собой определенные приемы работы по исследованию реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучению подвергаются в равной степени передовой опыт и опыт обыкновенных рядовых учителей.

Их проблемы достаточно часто отражают реальные противоречия педагогического процесса, сформировавшиеся либо находящиеся на стадии формирования трудности.

При этом в большей части случаев свое применение находят такие из них как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, анализ письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации в целом.

Исследовательские методы и методики - Справочник студента

Рисунок 1

Исследовательские методы и методики

Наблюдение в качестве метода исследования в педагогике свое применение находит достаточно часто и является неким целенаправленным восприятием педагогической реальности, в процессе которого изыскатель может получить точный фактический материал. При этом осуществляется запись (протоколы) исследований.

Обычно перед тем, как начать наблюдение, создают план, в котором отмечаются все точные объекты исследования и по которому в дальнейшем строится процесс. Структура метода наблюдения проходит ряд следующих этапов:

определение задач и цели;

  • выбор объекта, предмета, а также ситуации;
  • выбор метода исследования;
  • выбор методов регистрации наблюдаемого;
  • обработка и интерпретация полученных данных.

Наблюдение принято разделять на на следующие виды:

  • наблюдение включенное, когда сам изыскатель становится членом той группы, в которой и проводится наблюдение, и невключенное, когда наблюдение проводится со стороны;
  • открытое и закрытое;
  • сплошное и частичное.

В общем, наблюдение представляет собой, пожалуй, самый доступный и простой метод исследования, однако он обладает определенными негативными сторонами в виде недочетов, которые заключаются в том, что на продукты исследования может быть оказано существенное влияние со стороны личностных качеств самого изыскателя.

Беседа может выступать как в качестве вполне самостоятельного метода исследования, так и в качестве вспомогательного, который используется с целью приобретения необходимых данных или же объяснения того, что не стало ясным в результате наблюдения. Она также проводится с помощью заранее сформированного плана со списком вопросов, которые стоит задавать. С другой стороны, регистрация ответов обычно никем не фиксируется, другими словами беседа происходит в свободной форме.

Существуют несколько принятых разновидностей беседы, одной из них считается интервьюирование, которое пришло в педагогику из социологии. В его рамках исследователь придерживается заранее созданных им вопросов, задаваемых в определенной последовательности, а все ответы, не скрывая, записывает.

Анкетирование представляет собой достаточно часто используемый метод психолого-педагогического изучения. Он заключается в коллективном сборе материала с помощью анкеты, которая включает в себя перечень вопросов, а исследуемые же на них представляют письменные ответы.

Если беседа и интервью проводятся в виде прямого общения, то анкетирование наоборот, носит название заочного выборочного опроса. Эффективность приведенных способов довольно сильно зависима от содержания и текстуры сформированных вопросов.

В связи с данным фактом к составлению вопросника необходимо подходить с максимальной серьезностью, продумывать каждую деталь, своевременно подвергать их корректировке.

Важный материал способно дать изучение результатов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т. д.

Такие материалы могут принести большой объем информации о личности учащегося, его индивидуальных особенностях работы, о достигнутой степени умений и навыков в одной из областей.

Изучение школьной документации, другими словами личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, дневников, протоколов собраний и им подобной, приносит изыскателю объективные данные, характеризующие действительный педагогический процесс.

Ключевое место в психолого-педагогических исследованиях занимает педагогический эксперимент в качестве исследовательской деятельности, целью которой является определение причинно-следственных связей в педагогических явлениях. Под ним обычно подразумевается:

  • моделирование педагогической деятельности;
  • активное влияние на него самого исследователя;
  • измерение эффектов педагогического воздействия и взаимодействия.

Эксперименты принято подразделять на лабораторные и естественные, которые отличаются друг от друга условиями проведения.

Также педагогический эксперимент может определяться как констатирующий, то есть устанавливающий действительное состояние дел, или же в качестве преобразующего, другими словами такого, при котором происходит целенаправленная его организация с целью определения разнообразных параметров развития конкретного школьника или всего классного коллектива как единого целого.

Сложность экспериментального метода заключается в факте необходимости совершенного владения техникой его проведения, а также способности налаживать контакт с испытуемыми.

Из перечня теоретических методов первым делом стоит упомянуть теоретический анализ представляющий собой выделение и обсуждение определенных сторон, специфических аспектов, характеристик педагогических явлений. Анализируя отдельные прецеденты, группируя и систематизируя их, находится общие черты и различия, устанавливается единый принцип или, другими словами, правило.

Теоретические методы важны для определения задач, формулирования гипотез и для оценки собранных материалов.

Они тесно связано с исследованием различной литературы: педагогических трудов классиков, историко-педагогических работ и документов, периодической педагогической печати, художественной литературы о школе, справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий.

Работа с литературой подразумевает под собой использование таких методов, как создание библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, а также цитирование. Это дает возможность определить, какие именно стороны и вопросы уже достаточно изучены, а какие из них нуждаются в дополнительном более тщательном рассмотрении.

Математические и статистические методы в педагогике находят свое применение с целью обработки полученной информации и установления количественных зависимостей между подвергаемыми исследованию явлениями, в качестве которых выступают графики, диаграмм и таблицы. Они могут способствовать оцениванию продуктов деятельности, повысить прочность выводов, а также предоставить базу для теоретических обобщений.

Замечание 1

Стоит обратить внимание на тот факт, что все перечисленные методы педагогического исследования используются не в отдельности, а в совокупности, тем самым дополняя и обогащая друг друга.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/metody-issledovanija-v-pedagogike/issledovatelskie-metody-i-metodiki/

Статья на тему: Методика обучения студентов учебно-исследовательской деятельности | Социальная сеть работников образования

Методика обучения студентов учебно-исследовательской деятельности

В концепции современной модели образования выпускник среднего профессионального образовательного учреждения должен быть информирован, коммуникабелен, уметь самообразовываться и самостоятельно организовывать свою деятельность.

Педагог в настоящее время в образовательном процессе выполняет функцию технолога, который руководит процессом добывания знаний, исследователя, воспитателя, тьютора.

В учебных программах акцент делается на внедрение исследовательских и проектных методов, вовлекающих студентов в практическую и учебно-исследовательскую деятельность.

Исследование занимает центральное место в образовании, это возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы овладения новыми знаниями в условиях стремительного увеличения информации, возможность сохранения и раскрытия в каждом ребенке его индивидуальности, неповторимости, творческого дара.

У студентов, приступающих к учебно-исследовательской работе, как показывает практика, наибольшие трудности в овладении навыками самостоятельной работы возникают вопросы методологического характера.

Началом любого исследования является творческий замысел, а концом – оформление результатов исследования в виде напечатанного текста.

Нередко студенты, сочиняя текс исследования, надеются на свою интуицию и те знания, которыми они обладают к этому времени. Но этих знаний недостаточно, поэтому студенты должны оперировать научными фактами.

Следовательно, формирование навыков самостоятельной учебно-исследовательской деятельности – это не единовременный акт, а процесс, который начинается еще со школьной скамьи и продолжается в профессиональном образовании. Самостоятельная работа на простейшем уровне состояла в подготовке сообщений, рефератов, докладов, доя которых подбирались материалы из различных источников.

Читайте также:  Практические методы обучения в педагогике - справочник студента

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность осуществляется так:

  1. Определяется проблема и масштаб исследования.
  2. Разрабатываются средства и формы для сбора данных (анкеты, таблицы, схемы и т.п.).
  3. Проводится сбор информации методами анкетирования, опроса, наблюдения, анализируются полученный данные.
  4.  Представляются результаты в форме отчета, доклада, реферата, обзора и т.д.

Использование исследовательского метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности:

1. Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования. При выборе темы большое значение имеют социальная, культурная, экологическая, экономическая и прочая значимость.

Намеченная идея может быть осознана только после рассмотрения в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т. д.

То есть идея может потянуть за собой целую серию взаимосвязанных проектов, составляющих единую тему которую целесообразно рассматривать, анализировать, последовательно изучать, все глубже вникая в проблему, рассматривая различные ее аспекты.

2. Выявление и формулирование общей проблемы. Перед студентами ставится ряд проблем, вопросов, обсуждение которых ведет к следующему шагу – формулированию общей проблемы на основе частных. Обсуждение актуальности и новизны исследования помогает решить сформулированные проблемы.

3. Формулировка гипотез. Студенты с помощью педагога формулируют гипотезу исследования, которая в дальнейшем служит им ориентиром в поиске нужной информации. Например, гипотеза может соответствовать одному или нескольким проблемным вопросам, обсужденным ранее. Обычно гипотезы формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями.

Когда проблема определена, предмет, объект исследования намечены, гипотеза сформулирована, можно приступать к написанию введения к будущему исследованию. Для него могут быть рекомендованы приведенные в таблице обороты речи.

Актуальность проблемы Одной из актуальных проблем… в настоящее время является… Огромную важность приобретают вопросы… Особое значение приобретает вопрос… Социальная значимость темы определяется…Среди проблем, связанных с… внимание исследователей в последние годыпривлекает вопрос.Интерес к проблеме… обусловлен…
Вариант решения Известны следующие способы… Широкое применение получили…Проблеме… посвящено значительное число публикаций…В последние годы проблеме… уделялось большое внимание в таких работах,как.Освещение проблемы… нашло отражение в монографиях, статьях, диссертациях.
Достоинства автора используемого источника Предложенный метод выгодно отличается от… позволяя повысить. улучшить. устранить.К числу достоинств описанного подхода следует отнести… Преимуществом предложенного способа является… Концепция, сформирования коллективом авторов учебника, позволяет. открывая следующие возможности…
Недостатки предложенного варианта решения Недостатком известных способов решения… является… Использование. связанно с серьезными трудностями. Несмотря на. существуют определенные препятствия. Предложенный авторами подход наряду с достоинствами имеет и ряд недостатков…Там не менее предполагаемое решение не позволяет…Однако подход к решению вопроса… описанный в… не дает нужного ответа, неоправданно сужает возможности.Предложенный в… способ отрицательно сказывается на…
Определение целей исследования Цель настоящей работы… Цель данной работы состоит в…Прежде чем приступить к исследованию, сформулируем поставленные цели…

4. Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.

 Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по обозначенной проблеме, необходимо использовать элементы методики обучения в сотрудничестве. В этом случае работа осуществляется в малых группах (из 3-4 человек).

Студенты и педагог должны определить методы исследования (изучить первоисточники, провести анкетирование и интервью и т. д.), скоординировать их во времени.

5. Сбор данных. На этапе сбора данных студенты проводят самостоятельные исследования или работают в малых группах.

При этом они определяют способы обработки данных (например, статистические данные проверяют с помощью электронных таблиц, определения зависимостей, построения диаграмм, составления разного рода вторичных текстов с соответствующими иллюстрациями из произведений искусства, литературы, фольклора, научных статей, публицистики и пр.).

Так же определяют способ оформления результатов (научная статья в газету, журнал; предоставление работы на научно-практическую или научно-исследовательскую конференцию регионального или государственного уровня либо на сетевую конференцию; видеофильм; презентация в Интернете и пр.).

6. Обсуждение полученных данных. Собранные материалы могут быть представлены педагогу, преподавателям смежных дисциплин, а также другим студентам группы в той форме, о которой они договорились на предыдущем этапе исследования (публичная презентация, отчет на сетевой конференции, организация ролевой игры и т. п.).

7. Проверка гипотез.

 Если представленные данные удовлетворили группу и педагога, наступает следующий этап исследования: гипотезы по обозначенной проблеме вновь представляются всей группе, из них выбираются лишь те, которые имеют достаточно доказательные данные.

В некоторых случаях, например в исследованиях естественнонаучного направления, для доказательности выдвинутых гипотез недостаточно только теоретических данных, требуется их экспериментальная проверка, порой многократная.

8. Формулировка понятий, обобщений, выводов. Из совокупности собранных данных на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями, делаются обобщения. Все они фиксируются.

Если мнение студентов по какому-то вопросу расходится, не стоит настаивать на одной версии, даже если ее придерживается большинство, включая преподавателя.

Каждый имеет право на собственную аргументированную точку зрения.

В создании основной части работы могут помочь обороты речи, приведенные в таблице.

Описание предлагаемого варианта решения или предмета рассмотрения Предполагаемая… форма… базируется на…Предполагаемый подход основан на…Предлагается метод, который…Далее будет предложен один из методов…Настоящая работа посвящена…Мы предлагаем…Мы полагаем, что оптимальный вариант решения проблемной ситуации… должен быть основан на. Наша точка зрения такова…
Особенность(новизна) предлагаемого варианта решения Особенность предполагаемого способа состоит в следующем. Отличительная черта предлагаемого метода… заключается в следующем… Характерным признаком, отличающим наш способ… является… Новизна предлагаемого подхода состоит в… Новизна. проявляется в…Принципиальное отличие и новизна предложенной модели заключается в…
Технические средства, оборудование В ходе исследования использовалась следующая аппаратура… Технической базой проведения исследования послужила система… Для этого применялось следующее оборудование… С целью… был использован аппарат…
Метод исследования В данной работе использован метод … применена методика. Используемый метод основан на…Исследование предполагало комплексное использование таких методов, как… Сочетание наблюдения и тестирования позволило…
Применение таких методов, как… дало возможность…В состав методов, обеспечивших проведение данной научно-исследовательской работы, входили…
Экспериментальная проверка Эксперимент показал, что… Эксперимент… проводился в… Опытным путем показано… Испытания проводились… Опыты подтвердили, что… Наши эксперименты доказали, что… Цель эксперимента…

9. Применение заключений, выводов. Студенты делают заключение о возможности применения полученных выводов (в жизни своего города, поселка, страны, человечества) и формулируют новые проблемы для настоящего и будущего времени, например, с помощью элементов, предложенных в таблице.

Заключение по поводу полученных результатов Результаты исследования (тестирования, наблюдения) показали следующее… Из полученных результатов видно, что…Основные результаты исследования заключаются в том, что…Главным результатом проведенного исследования следует считать…Полученные результаты. позволяют утверждать следующее.С учетом изложенного основными результатами… можно считать: 1… 2… ит. д.
Выводы Итак, можно сделать вывод о том, что…Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что…Проведенные исследования позволяют сделать следующий вывод…Подводя итоги, можно констатировать…В заключение отметим, что…Резюмируя предшествующие рассуждения, можно сказать, что… Из проведенного анализа следует вывод о том, что… Таким образом, можно сделать следующий вывод… Следовательно, приходим к выводу… Дальнейшее использование… предполагает…
Преимущества предложенного решения Преимущество этого способа заключается в…Следовательно, преимущество состоят в…Анализ показал следующие преимущества метода…Предлагаемый способ позволяет повысить/ ускорить/ снизить…Такой подход позволяет считать, что…
Рекомендации Система может быть рекомендована для…Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что…Разработанный метод может быть рекомендован для… Этот метод может найти применение для… Бесспорно, не менее важным является…

Для того чтобы изложить свое исследование, необходимо проявить языково-стилистические умения. Работа с литературой включает следующие методы:

  1. Составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором для написания учебно-исследовательской работы.
  2. Реферирование – сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей теме.
  3. Конспектирование – детальное изложение главных положений и главных идей работы.
  4. Аннотирование – краткое, предельно сжатое изложение основного содержания литературных источников.
  5. Цитирование – дословная запись высказываний, выражений автора, а также приведение в тексте фактических и статистических данных, содержащихся в литературных источниках.

Для правильного оформления учебно-исследовательской работы необходимо ориентироваться на ГОСТ 7.1-2003 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», в котором дано подробное описание правил оформления цитат, библиографического списка.

  • Обобщим вышесказанное. Учебно-исследовательская деятельность под руководством педагога позволяет студентам:
  • • овладеть существенными научными понятиями, представлениями;
  • • самостоятельно определить проблемные ситуации, найти пути для их разрешения;
  • • точно описывать, группировать и анализировать факты, явления с применением общепризнанной технологии;
  • • приобрести навык подбора фактов по их существенным признакам;
  • •  выстроить доказательство и давать опровержение.

При написании учебно-исследовательской работы у студентов развиваются умения анализировать, систематизировать, сравнивать, обобщать и классифицировать, доказывать и опровергать. Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики фактов, понятий, процессов и явлений.

Список использованной литературы

  1. Герцог Г.А. Учимся проводить исследование: методология, методика, техника: Учебное пособие. Челябинск: ЧИРПО, 2003. 136 с.
  2. Исследовательская деятельность студентов. Учебное пособие / Под ред. Сальниковой Т.П. М.: Сфера, 2005.
  3. Кожекина Т.В. Технология выполнения и оформления учебно-исследовательской работы: Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2009. 168 с.
  4. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. 272 с.
  5. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. М.: ДАЕ, 2000. 120 с.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/02/18/metodika-obucheniya-studentov-uchebno

Методы организации научно-исследовательской работы студентов — Онлайн библиотека

Есть два уровня исследований: эмпирический и теоретический. На эмпирическом — устанавливают новые научные факты и на основе их обобщения формируют закономерности. На теоретическом уровне выдвигаются и формулируются основные общие закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, а также предусмотреть факты и явления, которые состоятся в будущем.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на конкретный объект: явление, процесс или закономерность — и опирается на данные наблюдений и экспериментов. К методов эмпирического исследования относят: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, эксперимент.

Теоретическое исследование связано с развитием и совершенствованием поняттєвого аппарата соответствующей науки и направлено на всестороннее познание объективной действительности вместе с ее существенными связями и закономерностями. К теоретических методов исследования относят: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, логические методы (сравнение, различение, сходство). К теоретических методов исследования относят также моделирование и частично — эксперимент.

Следует заметить, что экспериментально-эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. На структуру педагогического эксперимента влияют логико-теоретические методы, используемые в процессе выдвижения гипотезы, ее обоснования и проверки.

Теоретические методы исследования предусматривают глубокий анализ фактического материала, абстрагирование от всего второстепенного, выявление процесса в чистом виде, раскрытие его существенных закономерностей, объяснения внешнего внутренним и т.д. Эмпирические методы предусматривают исследования на уровне явлений, теоретические — на уровне их сущности.

Теоретическое осмысление полученных на эмпирическом уровне достоверных фактов — основной путь получения действительно научных знаний. Опираясь на теоретические методы исследований, можно построить правильно, объективно интерпретацию накопленных фактов.

С помощью анализа можно в явлении выявить и рассмотреть отдельные его стороны, признаки, особенности, свойства. Анализ помогает разобраться с самыми сложными явлениями. Это означает отделить одни однородные факты от других, сопоставить их, выявить, какие факты случаются чаще, а какие — очень редко, что является типичным для этого явления и что — случайным.

Метод наблюдений характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов как целостной и общей картины их изменений. Педагогическое наблюдение только тогда правильно отражает явление, которое изучается, когда есть четкий план его проведения, который определяет объекты наблюдения, его цель, задачи, время, продолжительность и предсказуемый результат, ожидаемые изменения.

Анкетирование является методом получения информации с помощью составленных в соответствии с определенными правилами системы вопросов, каждое из которых логически связано с целью исследования. Анкеты классифицируют по содержанию, функцией, форме. По содержанию анкеты могут касаться фактов; характеристик отдельных людей, явлений, процессов; намерений.

По функциями анкеты разделяют на вопросы-фильтры с функцией рассеяния и проверочные, контрольные вопросы, основная функция которых — проверить достоверность полученной информации. По форме анкеты можно разделить на открытые (предполагают свободные ответы) и закрытые (предусматривают выбор ответа из ряда предложенных).

Исследователь, составляя анкету, должен придерживаться определенных требований. Вопрос закрытой анкеты должны предусматривать лишь равно значительные ответа («да», «нет», «не знаю» или несколько ответов).

Нельзя предлагать вопросы, которые требуют моральной или социальной оценки своих качеств («считаете Ли вы себя самоуверенным или неуверенной человеком?»). Вопросы должны быть лаконичными, точными, ясными, понятными по содержанию, доступными для понимания простыми, конкретными.

На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы объективность ответов. В анкете должны быть вопросы как в прямой, так и косвенной форме, как личные, так и безличные.

Целесообразно в начале анкеты предлагать легкие вопросы, касающиеся конкретных действий, событий, фактов, затем сложные (направленные на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующих принятия решения, выбора ответа). В завершение предлагаются снова простые вопросы.

  • Анкетирование как метод исследования имеет преимущества, к которым можно отнести:
  • — массовость обследования;
  • — большую скорость сбора информации;
  • — легкость обработки результатов;
  • — возможность получения письменных ответов на такие вопросы, которые в устной форме остаются без ответов;
  • — возможность сравнения результатов нескольких обследований;
  • — удобный способ фиксации фактов (при использовании вопросов открытого типа);
  • — уменьшение возможности неправильного понимания вопросов (при использовании вопросов закрытого типа).
  • Исследователь должен знать, что надежность результатов исследования зависит от адекватно подобранном комплекса методов, ведь каждый из них в отдельности может иметь определенные недостатки, которые заключаются в том, что они:
  • — не дают возможность охарактеризовать все стороны объекта;
  • — не позволяют глубоко войти в ситуацию;
  • — не дают возможность прогнозировать исключительную правильность, полноту, точность ответов;
  • — не позволяют вмешиваться в опрос, и поэтому их нельзя считать достаточно гибкими;
  • — не дают возможность получить ответы высокого уровня объективности;
  • — составляют искусственный, неестественный метод, который не позволяет учитывать разницу в понимании вопросов респондентами.

Беседа — это метод установления особенностей респондентов во время непосредственного общения, который дает возможность получить от них информацию, интересующую исследователя с помощью заранее подготовленных вопросов.

Во время беседы могут быть выяснены особые характеристики респондента, мотивы его поведения, оценки различных аспектов жизни, основные факты биографии. Целесообразно в беседе использовать косвенные вопросы. Они помогают получить информацию о скрытых сторонах жизни респондента.

Стоит помнить, что беседа — это не только метод исследования, но и метод воспитания.

  1. Для того чтобы беседа была надежным методом исследования, необходимо четко сформулировать ее цели, продумать вопросы, определить место и время проведения. Необходимо придерживаться правил проведения беседы:
  2. — стоит начинать беседу с приятной респонденту тематики, чтобы он говорил охотно (это способствует установлению контакта);
  3. — надо проявлять искренний интерес и уважение к его мнению, установить доброжелательные, оптимистичные взаимоотношения в разговоре, желание убедить, а не принудить к увязывание;
  4. — необходимо правильно выбрать место и время, помня, что нежелательной является присутствие посторонних лиц, а важным фактором — настроение респондента;
  5. — беседа должна быть не случайной, а спланированной;
  6. — не стоит начинать беседу с вопросов анкетного характера;
  7. — лексика исследователя должна быть понятной респонденту;

— при уточнении ответа не стоит давать подсказку, лучше задать вопрос типа: «Как это понимать?», «Что это означает?», «Объясните, пожалуйста, свое мнение»;

— во время беседы необходимо проявлять высокую культуру общения и такт;

— беседа не должна длиться более 30-40 минут.

Интервью — это вид беседы, когда исследователь ставит вопрос одному или нескольким собеседникам. В этом случае вопросы имеют более четкий характер, ответы занотовуються. Целесообразно сначала записать интервью на магнитофонную пленку, а затем оформить письменно.

Читайте также:  Процессный подход к управлению - справочник студента

Важно расширить круг вопросов (основных и вспомогательных), которые позволяют исследователю выяснить современность проблем, которые его интересуют.

При этом необходимо предусмотреть удобные формы фиксации информации, приобретенной в течение беседы или интервью, которые дали бы возможность быстро вести записи.

Интервью полезно применить в тех случаях, когда исследователь заранее уверен в объективности ответов на поставленные вопросы. Это объясняется тем, что интервью не предусматривает постановки ряда уточняющих вопросов, которые присущи обычной беседе.

Тесты — это объективное и стандартизированное определения выбора поведения. Целью испытаний является определение разницы между индивидами или между реакциями одного индивида в различных условиях. Например, если тестирование проводится в учебном заведении, то его задачами могут быть:

  • — выявление относительного уровня развития (научуваність, память, воображение, интеллектуальные способности);
  • — анализ изменений уровня развития ученика под влиянием определенных действий;
  • — выявление за потенциями уровня психического развития.
  • С помощью теста можно определить:
  • — уровень умственного развития (коэффициент интеллекта);
  • — степень одаренности;
  • — состояние человека и его особенности (утомляемость, апатия, активность);
  • — структурные качества личности (самооценка, общительность, эмоциональная устойчивость);
  • — прогнозируемую предел возможностей дальнейшего развития человека.
  • Подаем отдельные методы исследования, применяемые в педагогике.

Анализ результатов деятельности учащихся. Анализируя контрольные работы, сочинения, тетради с отчетами о прочитанном, различные изделия, изготовленные учениками, можно получить информацию о аккуратность, систематичность работы, особенности восприятия, наличие практических умений, направленность творческих интересов.

Шкалирование означает определение масштаба, единицы измерения.

Это диагностический метод определения, с помощью которого реальные качественные явления получают свое числовое отображение в форме количественных оценок.

Он может быть использован для оценки качеств личности при составлении характеристик учащихся, выявлении их отношение к различным видам деятельности (учебной, трудовой, игровой и т.п.).

Есть несколько видов шкал, которые можно использовать при написании квалификационной или дипломной работы, в частности шкалы оценивания (простые).

их сущность заключается в том, что определенное реальное явление (качество) моделируют (отображают) с помощью числовых систем по заранее обоснованными оценками (баллами).

Например, для оценки характера взаимоотношений учителя с учениками можно использовать такую шкалу (табл. 16).

Таблица 16

Характер взаимоотношений Оценочный балл
Резко отрицательные -2
Слабо негативные -1
Безразличны 0
Слабо положительные + 1
Ярко положительные + 2

При этом необходимо расшифровку каждого из пунктов.

Шкалы оценивания могут быть разных видов.

Рейтинг — это диагностический метод определения достижений путем сбора суждений и всесторонних оценок компетентными судьями, экспертами качеств ученика (студента). Данные рейтинга представляют в ординарном числовой системе (порядковій ранговой шкале), которая использует только два свойства числового ряда.

Числа этой системы могут быть одинаковыми, а в случае неравенства — одно из них больше или меньше, чем другое. Насколько одно число больше или меньше другого определить не возможно, следовательно, никакие арифметические действия с числами ординарной шкалы тоже не возможны.

Необходимость ординарной шкалы вызвана потребностью описание свойств, для которых есть возможность сравнивать лишь интенсивность их наличии в одних объектов по сравнению с другими по принципу «больше-меньше».

Итак, шкалы ранжирования образуются путем сравнения отдельных показателей между собой: членов ученического (студенческого коллектива) располагают в ряд по степени активности, учебных достижений и др.

На основе ранжирования можно определить корреляцию — установить наличие или отсутствие и плотность связи между двумя явлениями.

С развитием педагогической науки в ней все больше используются статистические методы. Статистика — это наука о массовых явлениях, с помощью которой можно получить обобщенные данные о совокупности, которые изучаются, рассчитать показатели связи и влияния, выявить закономерности в развитии процессов, которые изучаются.

Статистические методы не заменяют педагогических, а лишь дополняют их, обогащают и расширяют. Среди способов обработки педагогических материалов статистический является ведущим. Ему предшествует классификация, группировки фактов за кодированием, что дает возможность маневрировать ответами, занесенными в одну группу.

Исследователь должен всегда помнить, что накопление данных, которые прямо касаются темы научной работы, — это основа научного исследования. Получив достаточное количество исходного материала, исследователь должен тщательно и всесторонне проработать его.

Источник: https://banauka.ru/350.html

Классификация методов научного исследования с примерами

Нужна помощь в написании работы?

Любой проект, направленный на научное исследование проблемы или сферы жизнедеятельности, является сугубо индивидуальной работой.

Автор ставит перед собой конкретную цель, а методы научного исследования выступают способами ее достижения.

Любое исследование проводится на базе общепринятой методологии, полная классификация методик будет приведена ниже.

Что такое методы научного исследования

Научно исследовательский проект автора направлен на познание определенного вопроса, темы, области знаний или сферы деятельности. Исследовать, значит, изучать, анализировать закономерности, систематизируя при этом имеющиеся факты. Научное исследование определяется несколькими критериями:

  • четко сформулированная цель;
  • желание выявить неизвестное;
  • систематизация процесса и результатов;
  • пояснение и верификация выводов.

Научное исследование разниться с обыденным тем, что применяет определенные методики, выступающие способами достижения целей проекта. Соединить в себе все методики может наука – методология. Суть метода заключается в объекте и субъекте, каким образом совершается деятельность человека, путем каких средств и способов.

Если автор смог подобрать максимально правильные методы, это поспособствует точному и быстрому достижению поставленной в начале проекта цели. Кроме того они будут служить своего рода компасом, помогающим избегать ошибок в ходе прокладывания правильного пути.

Метод, методика, методология – в чем разница

Многие начинающие авторы путаются в понятиях, что такое методология, методы исследования в проекте и методики. Поэтому стоит обсудить, в чем заключается разница между этими терминами.

  1. Методы – способы и пути достижения цели максимально быстрым, точным и эффективным путем. Речь идет о конкретном количестве действий и практик, помогающих разрешить проблему.
  2. Методики – это целая система способов изучения и познания определенного вопроса, темы, дисциплины. К примеру, автор проводит социологическое исследование, для этого обычно применяются количественные и качественные методы. А вот комплекс этих методов и будет составлять методику конкретного труда. Сопоставить термин «методика» можно со значимостью процедуры исследования, последовательностью и алгоритмом.
  3. Методология – это целая наука, учение о практикуемых и уместных методах, формах и принципах исследования. Своего рода это общая ориентация и особенности подхода к изучаемому объекту, конкретный способ организации всего научного познания. Методология бывает трех иерархических уровней – философская, общенаучная и частная.

Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что методы исследования – это способы, методика – процесс, а методология – наука, организация процесса.

Нужна помощь в написании работы?

В любой дисциплине принято использовать совокупность тех или иных методов, принадлежащих к разным «уровням» науки методологии. В целом заочно привязать любой из возможных методов к определенной науке сложно. Но все же каждая дисциплина предусматривает практику определенного набора методов.

Методы эмпирического уровня

Применяемый метод Расшифровка термина Наглядный пример
Наблюдение Автор при проведении исследования должен опираться сугубо на органы чувств и собственное восприятие явлений. Автор рассматривает стадии развития детей, проводя изначально наблюдение за манипулятивными играми с конкретными игрушками. На основе своих наблюдений было сделано заключение — выявлена способность детей составлять предметы друг в друга, но она возникает несколько позже, нежели нужные для таких манипуляций моторные навыки.
Описание Автор проводит фиксацию полученных сведений. Если автор является антропологом, в своем научном труде он может фиксировать все факты из жизни конкретного племени, но при этом, никак не воздействуя на него.
Измерение Проводится сравнение разных критериев и параметров по общим признакам. Автору нужно определить температуры тела путем применения термометра. Далее высчитывается вес за счет уравновешивания гирь на рычажных весах. Теперь высчитывается расстояние путем благодаря использованию радиолокаторов.
Эксперимент Автор проводит исследование на основе наблюдений в тех условиях, что были им искусственно созданных специально для своего проекта. Проводился социальный эксперимент на оживленной улице города. Для этого останавливались сразу несколько людей в различных количествах (например, 2-4,5-8 и т. д. человек), им нужно было всем сразу смотреть вверх. Что интересно, рядом с ними также останавливались случайные прохожие и также начинали смотреть вверх. Отсюда был сделан вывод, что процент присоединившихся к экспериментальной группе значительно возрастал, если она состояла от 5 человек и более.
Сравнение Автор проводит исследование на основе изучения сходств и различий нескольких предметов, также проводится сравнительный анализ и сопоставление одного предмета с другим. Автор проводит исследование по дисциплине Экономика. На основе имеющихся экономических показателей текущего года с прошедшим был сделан вывод о динамике изменений и экономических тенденциях.

Методы экспериментально-теоретического уровня

Применяемый метод Расшифровка термина Наглядный пример
Эксперимент Предполагает проведение серии опытов. Опыт – это создание определенных условий, а именно наблюдение за рассматриваемым процессом и фиксация умозаключений. Автор подробно описывает в своей работе условия, ход личного эксперимента, а в конце полученные результаты (текстом, графиками, диаграммами). Проект направлен на определение, влияет ли удобрение на развитие растения и каким образом. Автор проводит эксперимент, внося его в почву, далее определяет, в какой причинной зависимости будет рост, развитие и плодоношение растения после манипуляций.
Анализ и синтез Анализ – это способ изучения объекта, рассматривая его частичным путем или по свойствам. Синтез – способ познания объекта кардинально другим способом, а именно объединением в единое его свойств и частей. Оба метода сосуществуют и дополняют друг друга. Автор проводит анализ группы товаров – хлеб, костюм, туфли, вино и несколько других товаров, чтобы понять, что лежит в основе их обмена. Расчленив каждый объект, было выяснено, что все блага приобретают для удовлетворения потребностей, что станет экономической категорией потребительской стоимостью. Теперь применяется метод синтеза, где определяется автором взаимосвязь между полезностью и меновой стоимостью. Она получена путем выявления ценности и цены, то есть полезности и меновой стоимости.
Индукция и дедукция Индукция – обобщение, поиск общих принципов и законом на основе явлений и частных фактов. Это абстрагирование от несуществующих или неактуальных свойств, отношений, связей предметов, выделение и фиксирование только на одной или нескольких важных сторон предметов. Дедукция – процесс конкретизации, когда из общих закономерностей выделяются частные положения. Пример дедукции – автор исследует разные жидкости, после чего приходит к выводу, что все они упруги, а значит, вода, являющаяся жидкостью, также упругая.
Пример индукции – автор установил, что все металлы имеют свойство электропроводности, и, зная, что медь – это металл, был сделан вывод, что медь также имеет свойство электропроводности.
Моделирование Автор в ходе работы создает модели (копии) своего объекта изучения, чтобы тем самым провести его детальное и точное исследование. Моделирование может быть нескольких видов:
·         предметное, когда воспроизводится отдельная часть рассматриваемого автором объекта;
·         знаковое, когда моделирование выполняется путем создания чертежей, формул, схем и т. д.;
·         мысленное, в котором проводятся мысленно или в виртуально все операции.
Гипотетический метод Автор проводит разработку гипотезы, для этого необходимо изучения физической, химической и другой сущности изучаемого явления с помощью описанных ранее методов познания, а также формулирование гипотезы, составление алгоритма (модели), изучение, анализ, разработка теоретических основ. Автор как бы идеализирует исследуемый предмет или объект, например, приходит к умозаключению, что идеальный газ — это абсолютно твердое тело, наделяя его гипотетическим свойством.
Логический метод Автор проводит на теоретическом уровне логическое исследование, базируясь на собранных в ходе работы фактах, терминах, умозаключениях, подводит итоги и выводы. Такой вид анализа уместен в той части психолого-педагогического исследования, где автор сможет определить возможности какой-либо концепции в решении поставленных задач своего труда.
Истерический метод Проводится изучение возникновения, создания и развития исследуемых объектов в исторической хронологической последовательности. Автор изучает настоящее состояние предмета, далее реконструирует прошлое, а именно рассматривает генезис (возникновение основных и последнего этапа исторического движения), прогнозирует будущее и тенденции дальнейшего развития.

Методы теоретического уровня

Применяемый метод Расшифровка термина Наглядный пример
Формализация Проводится определение сущности процессов путем их раскрытия в знаково-символической форме. В ходе исследования выполняется моделирование полета, для этого используются знания основных характеристик и свойств летательного аппарата.
Аксиоматизация Проводится построение теории на основе аксиом. На примере геометрии Эвклида.
Гипотетико-дедуктивный Производится формулировка системы гипотез, а после выведение из такого заключения. На основе нескольких предложенных гипотез было проведено открытие планеты Нептун. Поведя их анализ, было сделано заключение, что планета Уран не считается последней планетой в солнечной системе. Позже эмпирическим путем было доказано теоретическая возможность существования еще одной планеты.

Какие ещё методы исследования бывают

Помимо вышеуказанных методов научного исследования применяются и другие методы – философские, общенаучные и конкретно-научные, то есть специальные.

Философские методы

Самые древние и наиболее часто применимые – это диалектический и метафизический метод. Несколько реже ученые и специалисты практикуют:

  • феноменологический,
  • герменевтический,
  • интуитивный,
  • аналитический,
  • эклектический,
  • догматический,
  • софистический и другие.

Общенаучные методы

В ходе анализа процесса познания были выявлены группа методик, присущих определенным областям исследования. Они предполагают не только научное, но и разное повседневное познание человеком. Теоретический уровень предусматривает несколько общенаучных методов:

  • анализ – берется целое и расчленяется на несколько сторон, свойств, частей для детального изучения;
  • синтез – берутся разные важные составляющие предмета и воссоединяются в единую систему;
  • абстрагирование – рассматривается предмет, в ходе чего выделяются существенные стороны и свойства при отвлечении других признаков;
  • обобщение – проект направлен на объединение в единую систему разных свойств предмета;
  • индукция – берутся разные отдельные факты, а после строятся в единый общий вывод.

Конкретно-научные (специальные) методы

Каждая отдельная дисциплина предусматривает конкретные особенности и требования, на основе чего могут возникать «специальные», а именно конкретно-научные методы для исследования. Например:

  1. Биология – здесь чаще обычного практикуются следующие методы:
  • исторический – выявляется взаимосвязь между явлениями, что длятся уже много лет;
  • генеалогический – определение наследственности и родословных;
  • биохимический – исследование вокруг химических процессов человеческого и другого живого организма.
  1. Медицина – в этой области знаний наиболее часто практикуют следующие варианты:
  • диагностика лабораторная – изучение биологических жидкостей, их свойств, состава и т. п.;
  • диагностика функциональная – изучение органов согласно их проявлениям (механическим, звуковым и электрическим);
  • диагностика структурная – изучение и анализ изменений в строении живого организма.
  1. Юриспруденция – в области права, законов и нормативных актов применимы следующие методы:
  • историко-правовой – теоретические сведения о юридической практике и законодательстве на базе разных временных периодов;
  • сравнительно-правовой – выявление и анализ общего и различного между государственно-правовыми институтами разных стран мира;
  • право социологический – оценка действительности в области родного государства и права путем методов анкетирования, опросов и др.
  1. Психология – обширная дисциплина, внутри которой уместны многие методы, но чаще всего применяются следующие из них:
  • эксперимент – создается искусственным путем такие обстоятельства, при которых вызываются проявления определенных психических явлений;
  • наблюдение – организованное восприятие рассматриваемого явления, что объясняет психическое явление;
  • биографический;
  • сравнительно-генетический метод и др.
  1. Экономика – здесь уместны максимально точные, цифровые, математические и другие методы, например:
  • экономический анализ – рассмотрение отдельных частей с целью понимания единого целого;
  • статистико-экономический – анализ и расшифровка всех статистических показателей;
  • социологический метод – проведение анкетирования, разных опросов, интервьюирования и др.;
  • расчетно-конструктивный,
  • экономическое моделирование и др.

Основываясь на таких методах, методиках, разбираясь в методологии в целом, научное исследование всегда будет результативным и эффективным.

Источник: https://obrazovan.online/blog/metodyi-nauchnogo-issledovaniya.html

Ссылка на основную публикацию