Статья опубликована в рамках: Выходные данные сборника:
Инновационные методы обучения студентов
Черкасов Михаил Николаевич
канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВПО «МАТИ — Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского», г. Москва
- Е-mail: mixantyt@mail.ru
- INNOVATIVE METHODS OF STUDENTS’ TRAINING
- Mikhail Cherkasov
PhD of Economics, the assistant professor «MATI — Russian State Technological University named after K.E.Tsiolkovsky», Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования инновационных приемов и методов в процессе обучения студентов. Проведен анализ передового и современного инновационного инструментария, который используется преподавателями вузов. Обоснованы преимущества инновационного подхода по сравнению с традиционными формами подготовки студентов.
ABSTRACT
The issues of the day of introduction, development and use of innovative receptions and methods in the process of educating of students are exposed in the article.
The analysis of front-rank and modern innovative tool that is used by the teachers of Institutions of higher education is conducted.
Advantages of innovative approach are reasonable as compared to the traditional forms of preparation of students.
Ключевые слова: обучение; вуз; инновации; студент; активные инструменты; специалист; информационные технологии.
Keywords: educating; institution of higher education; innovations; student; active instruments; specialist; information technologies.
Образование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего.
Преобразование постиндустриального общества в глобальное информационное, основанное не только на знаниях, но и на компетентности специалистов, значительно актуализировало проблему инновационных подходов к организации образовательных процессов.
В результате чего к системе образования в современных условиях выдвигаются весьма высокие требования: она должна готовить специалистов к жизни и деятельности в широком, динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия. Для достижения поставленной цели в Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 годы особый акцент был сделан на обеспечение инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами и инновационным характером экономики [1]. Ведущее место в такой системе занимают инновационные методы подготовки обучающихся в системе высшего образования, которые в будущем будут непосредственно причастны к формированию и обеспечению реализации инвестиционной и инновационной политики.
В современной научной литературе, посвященной проблемам управления инновационными процессами в сфере образовательной деятельности, отмечается сложность и многоаспектность данного процесса.
Особое внимание сосредоточено на том, что инновационный подход к обучению студентов должен быть системным и охватывать все аспекты учебно-воспитательной работы при подготовке будущих специалистов, при этом должны быть пересмотрены теоретические и практические подходы к содержанию образования, профессионально-педагогической подготовки преподавателей, разработке новых технологий и методов обучения. Обозначенную проблематику активно изучают отечественные и зарубежные исследователи, такие как Дж. Мартин, Л. Свенсон, И. Лернер, М. Скаткин, В. Беспалько, В. Сластенин, О. Пехота, С. Сысоева и др. Однако большинство исследований направлено на общеобразовательные учебные заведения, а высшая школа незаслуженно остается без внимания отечественных ученых. И работ, которые посвящены рассмотрению особенностей и отличительных черт инновационных методов обучения студентов, а также выявлению преимуществ и перспектив использования различных инновационных форм обучения, не так много.
Как известно, основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должен составлять социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных, личностных особенностей студентов [2].
Поэтому при подготовке специалистов в высшей школе применение инновационных форм и методов необходимо органично сочетать с прагматическим пониманием целей и задач обучения и подготовки кадров.
В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что инновационные методы получают отражение во многих технологиях обучения, направленных на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности в различных сферах жизни современного общества [3].
Они создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, способствуют развитию профессиональных качеств будущего специалиста. Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов.
Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т. д. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию [5]. Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т. д.
Рассмотрим некоторые из представленных методов более подробно.
В игровом имитационном моделировании широко представлены различные игры: деловые, аттестационные, организационно-деятельностные, инновационные, рефлексивные игры по снятию стрессов и формированию инновационного мышления, поисково-апробационные и т. д. [4].
При использовании деловых игр преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность студентов. В частности, для обучающих игр характерны многовариантность и альтернативность решений, из которых нужно сделать выбор наиболее рационального.
Деловые игры в учебных целях получили в настоящее время достаточно широкое распространение в вузах и применяются, в основном, на старших курсах при изучении специальных дисциплин, особенно тех, которые связаны с экономикой, организацией и управлением, бухгалтерским учетом, правоведением, с новыми формами хозяйствования в рыночных условиях.
Инновационная образовательная проектная деятельность является эффективной формой организации учебного процесса, направленной на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей студентов.
Данный метод предполагает овладение технологией презентации различных творческих работ (отчетов, обзоров, рефератов, докладов на профессионально ориентированные темы).
Смысл и цель педагогических инноваций заключается в осуществлении нового видения методологии обучения, привлечении новых методов, технологий, мультимедийных средств обучения в интересах развития личности будущего специалиста.
Метод проектов относится к исследовательским.
В его основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и творческих способностей [3].
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых — индивидуальную, парную или групповую, которую студенты выполняют в течение определенного промежутка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Метод проектов всегда предполагает решение некоторой проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих отраслей.
- Креативное обучение предполагает свободный доступ каждого студента к ресурсам сети Интернет и базируется на следующих принципах:
- · основой креативного обучения является предполагаемый образовательный продукт, который будет создан студентом;
- · соответствие внешнего образовательного продукта студента его внутренним потребностям;
- · индивидуальная образовательная траектория учащегося в образовательном пространстве;
- · интерактивность занятий, осуществляемых с помощью телекоммуникаций;
- · открытая коммуникация по отношению к создаваемой студентом образовательной продукции.
Таким образом, подводя итог, можно отметить, что в основе инновационных методов обучения студентов лежат активные методы, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные в условиях определенной ситуации решения. Как показывает практика, использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.
Список литературы:
- Базилевич С.В., Брылова Т.Б., Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий // Наука Красноярья. — 2012. — № 4. — С. 103—113.
- Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика// Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 182—188.
- Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 201—206.
- Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? // Менеджмент качества. — 2012. — № 1. — С. 76—84.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 URL: http://old.mon.gov.ru/dok/prav/obr/8311/ (дата обращения: 27.10.2012)
Источник: https://sibac.info/conf/innovation/xiv/30122
Инновационная деятельность педагога колледжа
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КОЛЛЕДЖА
Еловская С.В., Мешкова И.А. Россия, Мичуринский государственный аграрный университет Педагогический колледж, г.Тамбов
- elovskayasv@mail.ru
- Данная статья раскрывает особенности организации и содержания инновационной деятельности в педагогическом колледже, способствующей максимальному развитию творческих способностей студентов и педагогов, формированию инновационной компетенции как составляющего компонента профессиональной компетентности.
- Реформирование среднего профессионального образования включает проведение структурно-содержательной модернизации профессионального образования в направлении удовлетворения потребностей личности и рынка труда, оптимизацию содержания профессионального образования, его организационных форм и технологий, развертывание системы социального партнерства с бизнесом и работодателями.
Современный рынок труда требует от выпускника педагогического колледжа не только выполнения традиционных профессиональных обязанностей, но и формирование у обучающихся новых компетенций: готовность к происходящим переменам, неопределенному будущему, самостоятельно принимать адекватные решения в нестандартных ситуациях, переоценке ценностей. Подготовка подобного специалиста возможна при изменении системы среднего профессионального образования.
В последнее время появились научные работы, посвященные организации и содержанию инновационной деятельности педагога; разрабатываются теоретические основы исследований с точки зрения системного, компетентностного, синергетического, личностно-деятельностного подходов, фасилитативной педагогики.
Среди инновационных процессов реформирования педагогического образования необходимо отметить преобразование методологического знания, предполагающего полипарадигмальность, выступающей как методологическое основание инноваций, направленных на построение индивидуально-образовательного процесса, ассимилируя системный, компетентностный, синергетический, личностно-деятельностный, фасилититивный подходы в процессе обучения студентов педагогического колледжа.
В работах В.П.Волчкова, В.И. Загвязинского, Н.И.Лапина, Б.В.Сазонова, В.А. Сластенина, Р.Н.Юсуфбековой и др. раскрыты подходы к изучению структуры инновационных процессов, рассмотрены классификации нововведений, отражены общие и специфические особенности инновационно-педагогической деятельности.
Роль творческого компонента при создании педагогических новшеств определена в исследованиях М.Н.Скаткина, В.В.Краевского, И.Ф.Исаева, М.В.Кларина. Мотивационные компоненты инновационной деятельности педагогических работников исследованы Л.Л. Захаровым, Л.С. Подымовой, В.А. Сластениным. Разработке соответствующих инновационных технологий посвящены работы A.A.
Андреева, Н.М. Анисимова, Б.С. Гершунского, Е.С. Полат, A.B. Хуторского и др.
В тоже время практическая организация осуществления инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования представлена на страницах научных изданий недостаточно, что объясняется низким уровнем развития данной деятельности в педагогическом колледже. Таким образом, различное понимание педагогического образования в инновационном пространстве России открывает множество направлений для его исследования.
Инновационная деятельность педагога, по мнению С.Г. Григорьевой, предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций:
? научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
? проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
? образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определённой практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация») [1].
Инновационная деятельность педагогов колледжа рассматривается как фактор развития их профессиональной компетентности, которая определяется как интегральная многоуровневая характеристика профессиональных и личностных качеств педагога, совокупности знаний, умений, опыта, обусловливающих результативную профессиональную деятельность. Инновационная деятельность основана на осмыслении своего собственного практического педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т. п. [2, с.174].
Инновационная деятельность зависит от инновационного потенциала личности педагога, который определяется творческой способностью генерировать и продуцировать новые представления и идеи; открытостью новому и готовностью совершенствовать свою деятельность; развитием инновационного мышления и формированием инновационного поведения.
Инновационная деятельность преподавателей колледжа предполагает внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, обучение студентов методам творческой деятельности, приемам научно-обоснованной организации труда, навыкам самостоятельной работы, которые способствуют самореализации студентов, созданию ситуации открытости и успеха. Для повышения творческого потенциала студента необходимо использовать на занятиях проектную технологию, технологии проблемного и деятельностного обучения, способствующие активному участию студентов в учебном процессе, созданию атмосферы сопереживания и сотрудничества, организации совместной творческой деятельности в процессе освоения инновационных технологий [3, с. 97]. Использование разных видов учебной деятельности (создание презентаций, выполнение лабораторных работ в виртуальной лаборатории, видеоконференции, виртуальные экскурсии и т.п.) позволяет студентам самостоятельно получать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.
Таким образом, инновационная деятельность как фактор формирования профессиональной компетентности выпускника педагогического колледжа отражает уровень его способности к эффективной теоретико-практической подготовке будущих учителей и степень готовности к профессиональному развитию в современных условиях. Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.
Литература
- Григорьева С.Г. Формирование инновационной культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … докт. пед. наук. М., 2011.
- Еловская С.В., Мешкова И.А. Методологические основы формирования профессиональной компетентности выпускника педагогического колледжа // Вестник МичГАУ: научно-производственный журнал. 2013. №1. С.174-178.
- Еловская С.В. Модернизация иноязычного образования в неязыковом вузе // Вестник МичГАУ (научно-производственный журнал). 2014. №6. С. 95-97.
Источник: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/mezhdunarodnyie/lichnostnoe_i_professionalnoe_razvitie_budushhego_speczialista/filosofskie_i_pedagogicheskie_osnovaniya_professionalnogo_razvitiya_budushhe_go_speczialista/innovaczionnaya_deyatelnost_pedagoga_kolledzha
Современные инновационно-информационные технологии в образовательном процессе
В статье рассматривается актуальность и сущность инноваций в образовании. Приводятся виды инноваций в образовании, описываются инновационно-информационные технологии.
Процесс развития информационных технологий затрагивает все сферы нашей жизни. Не является исключением образовательная система.
Традиционные подходы, используемые в образовательном процессе, изменяются под влиянием интенсивной эволюции компьютерных технологий и усовершенствования технологий связи, в том числе Интернет-технологий.
Активное внедрение интерактивных и информационно-коммуникационных технологий в различные сферы современной системы образования приобретает все более комплексный и масштабный характер. Полагаем, что результатом является повышение интереса к применению инновационно-информационных образовательных технологий.
В современных условиях инновации в обучении можно охарактеризовать как процесс развития и совершенствования педагогических технологий, приемов и средств, применяемых в образовании.
Полагаем, что инновационную педагогическую деятельность необходимо рассматривать в качестве одного из ключевых компонентов образовательной деятельности и важнейшим показателем успешности учебных заведений.
На практике инновационные образовательные технологии не всегда являются радикальными, уникальными технологиями, ранее не применяемыми в обучении. В некоторых случаях инновацией может выступать использование уже известного метода с какими-либо модификациями, небольшими изменениями.
Считаем важным отметить, что применение инноваций в обучении не является гарантированным залогом успеха, обеспечивающим однозначные положительные результаты.
Далеко не каждое нововведение является рациональным, иногда оно нарушает устоявшееся функционирование образовательной системы, создает затруднения как для педагогического состава, так и для обучающихся.
Именно этим обусловлено сохранение традиционных методов образования, наряду с повсеместным применением интерактивных средств.
Проанализировав существующую педагогическую практику, можно выделить такие виды инноваций в образовании, как:
- гипертекстовое представление информации;
- использование интерактивного оборудования, в том числе электронных досок;
- создание и демонстрация презентаций;
- применение технологий дистанционного образования;
- использование технологии видеоконференцсвязи;
- развитие интерактивных образовательных комплексов.
С нашей точки зрения, к инновационно-информационным технологиям относятся, прежде всего, методики как преподавания так и обучения, направленные на использование интерактивных технологий, под которыми принято понимать совокупность средств и методов взаимодействия между преподавателем и обучающимися с помощью информационных технологий и интерактивного оборудования, целью которого является помощь в преобразовании информации общего характера в личные знания и умения.
На сегодняшний день достаточно широко распространены электронные доски, которые являются современным мультимедиа-средством, обладающим всеми функциями традиционной учебной доски, но имеющим более широкие возможности. Преподаватель может не только представлять имеющийся у него материал по предмету, но и добавлять к нему комментарии.
При этом имеется возможность сохранить изменения, внесенные во время проведения занятий. Кроме этого использование электронных досок предоставляет возможность мониторинга работы обучающихся.
В результате применение интерактивной доски позволяет увеличить заинтересованность обучаемых, улучшить усвоение и запоминание учебного материала, предоставляет возможность для поиска дополнительной информации, что отражается на эффективности обучения.
Также большой интерес представляют электронные библиотечные ресурсы, позволяющие осуществлять качественный и эффективный доступ к любым информационным ресурсам, являющиеся основным источником предоставления материала для электронных учебников.
В свою очередь, электронные учебники целесообразно рассматривать как мощную технологию, позволяющую хранить и передавать основной объем изучаемого материала, используя текстовое и графическое представление информации. По оценкам экспертов, организация индивидуальной работы с электронными учебниками обеспечивает более глубокое понимание и освоение материала.
Использование электронных учебников в образовании, кроме улучшения восприятия, решает также вопрос обеспеченности обучаемых как основной, так и вспомогательной литературой.
Одной из прогрессивных технологий являются электронные образовательные комплексы, помогающие более наглядно и демонстративно представлять учебный материал, а также посредством интерактивного тестирования, проверять, насколько обучаемый освоил информацию по дисциплине. Наиболее эффективно применение электронных образовательных комплексов при создании следующих условий:
- обеспечение диалогового режима в процессе решений различных познавательных и исследовательских задач. Здесь затрагивается сразу два вопроса – общение с преподавателем и наличие познавательной информации, например, использование интересных формулировок задач, желательно имеющих практическое применение.
- создание встроенных справочников или организация доступа к таким ресурсам в коммуникационной среде. Это позволяет обучающимся самостоятельно получить дополнительную информацию по изучаемому материалу.
- обеспечение моделирования данных (предпочтительно в наглядной форме). С этой целью могут пригодиться системы графического представления данных, также пакеты математических расчетов, предлагающих мощное средство для моделирования и отслеживания процесса проведения исследований.
- возможность проведения оперативного и текущего тестирования на основе специального сформированного банка тестов. Также могут предлагаться индивидуальные задания и рекомендации по их выполнению. В результате с помощью электронного образовательного комплекса рекомендуется провести анализ результатов тестирования и разработать рекомендации по более глубокому изучению отдельных вопросов или разделов.
- наличие возможности прерывания и возобновления работы, что позволяет обучающимся самостоятельно определять интенсивность получения информации.
При подготовке студентов экономических специальностей в Волгоградском государственном архитектурно-строительном университете успешно применяются электронные образовательные комплексы, например, учебная среда LMS Moodle.
Интересной функцией LMS Moodle выступает технология wiki, которая повышает коммуникативность и интерактивность коллективной работы студентов; обеспечивает выбор удобного времени, места обучения и контроля знаний благодаря доступу через глобальную сеть Интернет; развивает умения результативной работы в команде; учитывает личностные и психологические особенности обучаемых.
Одним из примеров применения технологии wiki LMS Moodle является разработка студентами совместных инновационных проектов, рекомендуемых к реализации в строительном комплексе. При этом совместная деятельность студентов включает следующие направления:
- проведение анализа факторов внешней и внутренней среды, осуществление поиска наиболее перспективных строительных новаций;
- реализация выбора наиболее перспективной новации, формулирование цели и сроков реализации проекта;
- выявление достаточного количества и качества ресурсов, в том числе размера, источников и форм инвестирования;
- расчет основных показателей экономической эффективности проекта;
- подготовка презентации в пакете Power Point для публичного представления инновационного проекта.
Некоторые виды инновационных технологий в образовании являются, как уже указывалось выше, модификацией ранее существующих технологий. В качестве примера можно взять технологию дистанционного образования.
Первоначальное понимание дистанционного образования с получением заданий индивидуально или по почте и общением с преподавателем только во время сессии модифицировалось вместе с развитием информационных технологий.
Замена «пересылки» по почте передачей заданий с использованием сетевых структур была первым шагом в усовершенствовании. Разработка электронных образовательных комплексов намного улучшила ситуацию и упростила методику тестирования уровня восприятия информации обучающимися.
С появлением средств, обеспечивающих свободную видеосвязь с использованием сети Интернет, стало возможным решить проблему отсутствия диалога между студентом и преподавателем по причине их удаленности друг от друга.
Технология видеоконференций, которая активно используется в бизнесе для проведения совещаний с филиалами и диалогового режима работы с клиентами, послужила основой для организации дистанционных семинаров – вебинаров.
Как известно, вебинар представляет собой виртуальную лекцию или семинар в синхронном режиме, позволяющий слушателям принимать активное участие в процессе обучения, задавая вопросы, комментируя услышанную информацию, общаясь со всеми участниками.
Применение вебинары позволяет привлекать к процессу обучения и консультирования специалистов самого высокого уровня, что делает более доступным получение качественных знаний студентов, молодых ученых и всех заинтересованных специалистов.
К участию в вебинаре предъявляются невысокие технические требования: необходимы компьютер с доступом в сеть Интернет; наличие оборудования для конференц-связи (микрофон, наушники, веб-камера), программное обеспечение для аудио и видеотрансляции.
Опишем процесс проведения вебинара с организационной точки зрения. Администратор назначает время проведения вебинара, осуществив его согласование с преподавателем и слушателями.
Также он регистрирует участников и оповещает их в случае каких-либо изменений в режиме проведения вебинара. Преподаватель проводит запланированные лекции и семинары, организует онлайн-тестирование и т.п.
Отметим, что у преподавателя есть возможность планировать и создавать свои мероприятия, используя личный кабинет. В личном кабинете размещается расписание мероприятий, список заданий, основные и дополнительные учебные материалы и т.д.
Наряду с этим, преподавателю предоставляется возможность ведения статистики проведенных семинаров, сохранения видеозаписей и их правка. Возможно коллегиальное ведение вебинаров, то есть участие нескольких преподавателей.
Кроме того, существует технология предоставления единой ссылки на вебинар незарегистрированным пользователям (как для посещения, так и для просмотра материалов).
Вебинары имеют широкий спектр применения:
- лекции преподавателей с возможностью диалога с обучаемыми;
- семинары для групп студентов заочной формы обучения с возможностью предоставления отчетности по выполняемым ими работам;
- индивидуальное консультирование студентов по проблемным вопросам, возникающим при выполнении проектов;
- проведение исследовательских групповых работ студентов под научным руководством преподавателя;
- консультации, практикумы по применению и разработке программного обеспечения или информационных систем;
- консультации при разработке выпускной квалификационной работы и т.д.
Итак, применение инновационных-информационных технологий в обучении позволяет повысить интенсивность и качество обучения. При этом требуется изменение подхода к формированию учебного материала со стороны преподавателей.
Кроме того, необходимо дополнительное обучение преподавателей, по своей специфике не работающих с компьютерами, причем в двух направлениях: изучение основ работы с компьютерной техникой и обучение основам использования информационных технологий для представления информации.
Источник: https://novainfo.ru/article/3815
Применение инновационных технологий в образовательном процессе системы СПО
На современном этапе приоритетными направлениями совершенствования учебно-воспитательного процесса является развитие индивидуальных форм обучения, внедрение интегрированных курсов, развитие информационной базы учебного процесса, оптимальное насыщение автоматизированными системами, исследования на основе компьютерной техники. Государственная программа предусматривает необходимость создания и внедрения новых учебных технологий, основной задачей которой, является использование информационных технологий обучения.
В литературе понятия инновация трактуется различным образом. В энциклопедическом словаре «инновация» рассматривается как новшество. Так, Р. Н. Юсуфбекова инновацию определяет как содержание возможных изменений педагогической действительности, которые ведут к ранее неизвестному результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания.
Наиболее полное определение инновации — это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого пространства образования.
Итак, инновации — это разработка нового содержания и новых методов обучения. Это разработка новых технологий управления развития среднего профессионального учреждения.
Понятие «инновационная деятельность» применительно к образовательной системе может быть интерпретировано как преобразование содержания образования, организационно-технологических основ образовательного процесса, условий его осуществления, направленное на повышение качества образования, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых.
Инновационные технологии быстро вошли во все области нашей жизни. В связи с этим возникает насущная необходимость использования компьютерной техники при изучении многих дисциплин учебного курса. Ведь ежедневно меняется экологическая ситуация в мире, законодательство, природа, погода. Поэтому и возникает необходимость внедрения новшеств в организацию образовательного процесса СПО.
Проблемы педагогической инноватики постоянно привлекают внимание современных исследователей
Под инновационными информационно-коммуникационными технологиями обучения понимают новые, оригинальные технологии (методы, средства, способы) создания, передачи и сохранения учебных материалов, других информационных ресурсов образовательного назначения.
А также технологии организации и сопровождения учебного процесса (традиционного, электронного, дистанционного, мобильного) с помощью телекоммуникационной связи и компьютерных сетей, целенаправленно, систематически и последовательно внедряются в образовательную практику студентов.
- На сегодняшний день в системе образования особенно актуальным является внедрение инновационных методов обучения, которое осуществляется по следующим направлениям:
- § демократизация образовательного процесса;
- § обеспечение автономии студентов в обучении;
- § существенное изменение роли преподавателя в учебном процессе;
- § внедрение так называемого кооперативного обучения;
- § индивидуализация образовательного процесса;
- § информатизации образовательного процесса;
- § интенсификация образовательного процесса и максимальная активизация студентов в нем;
- § использование проблемного подхода к обучению;
- § совершенствование системы контроля (в том числе тестового контроля) знаний, навыков и умений, приобретенных студентами.
Информация, представленная в учебнике, превращается в старую еще во время издания учебника. Сама собой появляется проблема черпания новых сведений и информации.
Изучение отдельных дисциплин или отдельных тем с использованием инновационных технологий, компьютерной техники и свежей информации, взятой из сети Internet, — один из способов оптимизации и разнообразие учебно-воспитательного процесса.
- Одним из таких методов, который приобретает особое распространение в учебных заведениях СПО, является метод учебных проектов — самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная, парная, групповая), что подразумевает совокупность определенных действий; подготовки документов, текстов с целью решения некоторой проблемы с получением конечного результата практически важного для участников проекта (если это теоретическая проблема, то предлагается конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению).
- Данный метод предусматривает гуманизацию, демократизацию и реализацию внедрения индивидуализации учебного процесса; способствует интеллектуальному развитию обучающихся; критического мышления;выработке исследовательских, творческих, познавательных навыков; практических навыков при использовании полученной информации; в повышении профессионального уровня.
- Как известно, использование инновационных технологий можно дифференцировать с помощью проблемного обучения.
Для успешного применения проблемного обучения является одним из важных условий является владение обучающимися главными эвристическими методами науки: обобщением, анализом и синтезом, аналогии и т.д.Обобщение является результатом анализа, который выделяет суть, и синтеза.
Решение всякой задачи делается с помощью анализа ее условий через соотношение с ее требованиями, поэтому нуждается в какой-то степени обобщения объектов, входящих в условие задачи с существенными признаками. Перенос решения в новых условиях является показателем обобщения решения большей проблемы.
Умение использовать обобщения в процессе решения задач усиливает эффективность занятия. Задача, которая получила обобщенное решение высокого порядка, решена не только для частного случая, а практически для всех принципиально однородных случаев.
А также обобщение решения проблемной темы помогает в освоении профессии.
Значительное количество основных методических инноваций в математике, физике, химии и др. общеобразовательных предметах,сегодня, в современном мире, обрела тесную связь с применением интерактивных методов обучения.
Организация интерактивного обучения предполагает довольно часто использование наглядных примеров и демонстрации определенных процессов, практически невозможно (или занимает много времени на подготовку — построение на доске фигуры) без использованиядемонстрационного экрана.
Именно демонстрация процесса решения задачи (процесс построения графика, определение экстремумов, пересечение трехмерных фигур, анимационное отображение процессов построения) упростит восприятие обучающимися материала и приведет к лучшему усвоению, а также освободит учителя от рутинной работы по построению сложных фигур и т.д. Что требует минимального дополнительного времени, и повышает качество знаний студентов. Интерактивное обучение, при правильном применении, делает возможным резко увеличить процент усвоения материала, поскольку запоминание происходит не только из-за «зазубривание» определений и формул но и в значительной степени благодаря зрительной памяти и использовании аналогий с окружающими вещами, жизненными ситуациями и окружающим миром.
Одной из важных функций учителя является эффективное управление процессом развития обучающихся.
Чтобы осуществлять такое руководство, преподаватель должен иметь объективную информацию относительно уровня учебных достижений студентов.
Использование современных информационных технологий, в частности персонального компьютера, позволяет интенсифицировать процесс оценивания знаний обучающихся, сделать его более систематическим, оперативным.
Для организации и применения информационных технологий в обучении необходимо наличие в учебном заведении программного обеспечения учебного назначения. На сегодняшний день существует достаточно большое количество программного продукта, который может быть использован учителем в учебной деятельности. Это такие средства, например, как:
- -онлай-олимпиады, которые можно использовать на самостоятельных, лабораторных и практических занятиях;
- — Программа генерации и проведения тестов на уроках ощеобразовательных и профессиональных дисциплинах;
- — Программа разработки презентаций;
- — Разнообразные пакеты компьютерных программ для создания презентаций (MicrosoftPowerPoint), пакет динамической геометрии DG, контрольно-диагностической системы Test-Wоrd.
- Внедрение инновационных методов не только важный путь нейтрализации перегрузки студентов, это и важный аспект использования еще не раскрытых, но потенциальных внутренних ресурсов личности, которые проявляют себя в сотрудничестве друг с другом.
Вопреки народной пословице «Можно привести лошадь к воде, но нельзя заставить его напиться», учитель должен не только привести студента к источнику знаний, но и организовать работу так, чтобы обучающийся захотел сам взять эти знания. А для этого преподаватель должен иметь опережающий характер, то есть быть нацелен на будущее, на решение проблем нового века, развитие творческих способностей студентов, формирование у них новых способов мышления и действий.
Итак, для выполнения поставленной цели необходимо вовлечение студента в активный познавательный процесс, обеспечение свободного доступа к информации, проведение совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем.
Современное общество развивается по пути внедрения новых технологий. Существует множество прикладных программ, используемых на производстве.
Таким образом, изменились требования к уровню знаний и умений выпускника среднего специального учебного заведения.
За время обучения студент должен овладеть знаниями по общим гуманитарным, социально-экономическим, математическим, общим естественнонаучным, общепрофессиональным и социальным дисциплинам, а также практическими навыками.
Как сказал известный педагог К. Д. Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока учится сам, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель»
Таким образом, для достижения высокого профессионального уровня и качества выпускника среднего специального учебного заведения активно внедряются инновации на разных этапах подготовки специалистов, в содержании образования, технологии, организации, системе управления.
Используемая литература:
- Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб.пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л. Г. Семушкина, Н. Г. Ярошенко. — М. : Мастерство, 2012. — 272 с.
- Инновации в образовании : сб. науч. тр. — М. : АПК и ПРО, 2013.- 207 с.
- Инновации в среднем профессиональном образовании / Федеральное агентство по образованию. Сер. Библиотека Федеральной программы развития образования. — М. : Изд. факс Новый учебник, 2014. — 353 с.
- Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред. Е. В. Иванова, Л. И. Косовой, Т. Ю. Аветовой. — СПб. : Изд-во ООО Полиграф-С, 2014. — 160 с.
- Питюков, В. Ю. Современные педагогические технологии / В. Ю. Питюков. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Изд-во Гном и Д, 2011.
Источник: https://multiurok.ru/blog/primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-sistiemy-spo.html