Игровая деятельность — справочник студента

Первоначальной задачей педагогического коллектива является создание условий для развития игровой деятельности. Здесь важное значение имеет устройство игрового уголка в групповой комнате.

Оборудование его должно учитывать возрастные интересы детей и соответствовать задачам развития игровой деятельности.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Обучение игре проводиться на специальных занятиях и в специально отведенное для свободной игры время, на прогулках.

В программе раздел «Игра» включает три направления обучение сюжетно-ролевой игре, подвижной и дидактической. Занятия по первому направлению проводятся учителем-дефектологом и воспитателем, по двум другим — в основном воспитателем.

На начальном этапе обучения важно создать у детей эмоциональное отношение к игрушке и данной игровой ситуации через взаимодействие со взрослым, а также формировать ориентировочную деятельность детей. С этой целью первые занятия проводятся по обыгрыванию дидактических и сюжетных игрушек.

Действуя с дидактическими игрушками разными по форме, цвету, величине, материалу, массе, звуковым свойствам, дети накапливают чувственный опыт.

Это способствует развитию восприятия, зрительнодвигательной координации, ручной и мелкой моторики. Действия с дидактическими игрушками (пирамидки, матрешки, кубики-вкладки, башенки, совочки и т.п.

) оказывают особое воздействие на психическое развитие ребенка, т.к. действуя с ними он приобретает необходимые знания об окружающем мире.

На занятиях по обыгрыванию игрушек используются кошки, собачки, зайцы, мишки и т.д., которые способствуют развитию у детей функции общения, оказывают воздействие на нравственное воспитание личности ребенка. Ребенок во время игры учится проявлять заботу об игрушке, сопереживать во всех ее событиях.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Образование как объект педагогической науки - справочник студента

Оценим за полчаса!

Среди сюжетных игрушек особое место занимают игрушки-куклы. Как указывал Д.Б.Эльконин, кукла — заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Кукла это не только дочь или сынок для ребенка, это партнер по общению в игре.

Поэтому на начальном этапе важно сформировать у детей эмоциональное отношение к кукле, научить воспринимать ее как заместителя человека, а затем научить детей конкретным игровым действиям с ней: кормлению, раздеванию и одеванию, укладыванию спать в кроватку, прогулке в коляске.

Особое место в руководстве педагогом игрой детей отводится формированию навыков игрового поведения. Необходимо учить их обмениваться игрушками, играть рядом, воспитывать в них доброжелательность и уступчивость.

Следующей задачей обучения игре является усвоение детьми логики развития бытового сюжета, чтобы дети понимали закономерность развития игрового действия, состоящую в том, что одно из действий является подготовительным по отношению к другому. (Например, надо чтобы ребенок понимал, что сначала нужно сварить кашу, а потом накормить ею куклу, а не наоборот).

В решении поставленной задачи целесообразно использовать два вида работы:

  1. Во-первых, обязательно проводить наблюдение и анализ логичных действий в повседневной жизни. Эту работу лучше делать в процессе режимных моментов. Например, воспитатель обращает внимание детей но то, что они сначала вымыли руки, а потом сели есть; в спальне перед сном внимание детей заостряется на том, что они сначала разденутся, наденут пижамы, а потом лягут в кровати. Обращение к повседневному опыту детей, активное припоминание того, как они поступают в жизни, способствуют осмыслению ими логической последовательности игровых действий.
  2.  Во-вторых, с целью усвоения детьми логики развития игровых действий необходимо систематически предлагать им выполнять последовательные игровые действия. Например, взрослый предлагает ребенку: «Давай покормим куклу кашей. Что нужно для этого сделать?» Под руководством педагога ребенок выполняет последовательные игровые действия. Обучение, проводимое с учетом указанных методических приемов, позволяет научить детей правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку, создавать условия для переноса ранее усвоенных действий на новые игрушки, в другую, сходную ситуацию, что в свою очередь способствует преодолению косного стереотипа у детей с нарушениями интеллекта.

Только при развитии предметно-игровых действий может возникнуть подлинная, осмысленная сюжетная игра, которая является большим достижением в развитии игры умственно отсталого ребенка, ее необходимым этапом.

В дальнейшем проводится обучение сюжетно-ролевым играм.

Именно этот вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. В них ребенок перевоплощается в различные персонажи, роли, действует в воображаемой ситуации, оперирует множеством разнообразных игрушек их заместителей.

Главным моментом сюжетно-ролевой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. Через игру происходит познание дошкольником различных сфер человеческой деятельности, осваиваются разнообразные способы общения людей друг с другом.

Вначале детям предлагают роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитательницы, музыкального руководителя). При этом важно, чтобы дети в ходе обучения не только поняли, что именно он должен делать в соответствии с принятой ролью, но и верно отразил отношения, существующие в жизни.

Формирование игровой деятельности у умственно отсталых детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений у них о явлениях социальной жизни.

На этом этапе занятия направлены на накопление, обобщение и закрепление полученного социального и эмоционального опыта, с нравственными нормами и человеческими чувствами.

Процесс ознакомления умственно отсталых детей с социальными явлениями осуществляется разными методами: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов и кинофильмов, беседы.

В этот период большое внимание уделяется умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью широко используются игры-драматизации. Именно игры-драматизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения.

Весьма важно подготовить самих детей к изображению персонажей, к правильному воспроизведению и пониманию речевого материала, создать у них эмоциональное отношение к происходящему. Для игр-драматизаций подбирают сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. Например, «Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу,» «Под грибом», «Волк и семеро козлят» и т.д.

Одним из важных моментов в руководстве игрой детей на данном этапе является подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре.

В процессе проведения игры-драматизации нужно предоставить детям возможность попробовать себя в различных ролях, побуждая их максимально действовать в условиях воображаемой ситуации. Этому значительно способствует использование костюмов и различных атрибутов. Они помогают ребенку войти в роль, способствуют лучшему проникновению детей в образ персонажа и ситуацию сказки.

Большое место на занятиях отводится играм, отражающим труд взрослых. Например, «Детский сад», «Поликлиника», «Магазин» «Парикмахерская» и т.д. Для проведения каждой из этих игр требуется подготовка детей.

Вначале у них формируют представления о каждой из профессий: проводят целенаправленные наблюдения за взаимоотношениями между людьми при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Затем обобщают впечатления детей в беседе, подготавливают соответствующие атрибуты для игры.

При проведении игры педагог четко должен представлять свою роль. Вначале каждой игры необходимо создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли. При этом и сам педагог настраивается на игровой лад. Важно сделать обучение занимательным, сохранить активность самих детей.

В процессе проведения игры основное внимание уделяется обучению детей подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т.е. действовать в воображаемой ситуации.

В конце занятия педагогу обязательно надо умело свернуть игру, чтобы у детей не было пресыщения к ней, и в то же время нельзя останавливать их на самом эмоциональном подъеме.

После проведения каждой игры необходимо провести с детьми беседу предлагая ответить на ряд вопросов. Во что они играли? Кто кем был? Что делал? и т.д. Такое подведение итогов дает возможность детям закрепить свое поведение в коллективной деятельности со сверстниками.

Обучение дошкольников сюжетно-ролевой игре должно включать в себя следующие этапы:

  • целенаправленное формирование представлений детей о профессии;
  • подготовка атрибутов для предстоящей сюжетно-ролевой игры;
  • проведение игры, где основную роль берет на себя взрослый;
  • развитие и углубление сюжета игры, при котором возможно его видоизменение и дополнение.

Главная цель занятий по обучению игре состоит в том, чтобы у воспитанников сформировался интерес к сюжетно-ролевым играм, включающим в себя воображаемую ситуацию, действия с предметами-заместителями, ролевое поведение.

В процессе игры у детей с нарушениями интеллекта формируется произвольность психических процессов: произвольные внимание и память. Игровая ситуация и действия в ней активизируют умственную деятельность воспитанников.

В игре дети учатся действовать с предметами-заместителями, они дают им новое игровое название, учатся адекватно действовать в воображаемой ситуации. Постепенно игровые действия сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане.

Следовательно, игра в большой мере способствует постепенному переходу ребенка к мышлению в плане представлений. Игра выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на более высокий этап — этап умственных действий с опорой на речь.

Функциональное развитие игровых действий вливается в онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится и основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/formirovanie-igrovoj-deyatelnosti/

Деловая игра для студентов на тему "Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста""

  • Деловая игра для студентов
  • специальность «Дошкольное образование»
  • Тема «Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» 
  • Цель: раскрыть тему «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с воспитателями. 

Ведущий: Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на деловой игре!

«Давай поиграем!» — как часто в суете мы не придаём значения этому призыву или просьбе, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка. «Давай поиграем, ну давай!». Обращаются дети к своим родителям. И что же он слышит в ответ? – ваше мнение. 

(Ответы участников деловой игры) «Да не когда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» — говорим мы часто своему ребёнку. 

«Идите, играйте» — такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей.

Вы готовы со мной согласиться? И дети идут и играют: одни играют в «Дочки-матери», отражая отношения мамы к дочери, другие играют в «Празднование», сопровождая игру звоном бокалов, мальчишки играют в «Строителей», «Водителей», «Парикмахеров» и в другие игры, где так или иначе отражают социальный мир, который их окружает, исполняют те социальные роли, которые встречали в своём жизненном опыте. 

«Игра-ведущий вид деятельности дошкольников» — тема нашей встречи.

 Уважаемые участники представляем вам наше добросовестное и компетентное жюри Уважаемые жюри, послушайте, пожалуйста, критерии оценивания участников:

0 баллов – участники не справились с заданием

 1 балл – участники дали не полный ответ 2 балла – можно дополнить ответ 3 балла – полный ответ 1 этап: Название команды, девиз, лозунг, выбор командиров (ручки, карандаши, бумага время 6 минут 2 этап: работа в группах, раздаем листы ватмана каждой группе.

3 этап:

Презентация на темы (вытягиваю темы командиры команды) 1.«Продумать сюжет и развитие игры «Повара» » 2.«Продумать сюжет и развитие игры «Моряки»

Ведущий: Играя сами, мы немного погружаемся в детство. По анкетам родителей, их дети чаще всего дома играют в куклы, машинки, кубики. Дети предпочитают «Магазин», «Парикмахерскую» , из дидактических: «Лего», «Домино», из подвижных игр: «Прятки»,«Выше ноги от земли», «Догонялки», «Мышеловка».

 — А какие игры были любимые у вас, когда вы были маленькие? (ответы студентов). Но почему-то сейчас забываются так любимые нами в детстве народные игры. А мы все в детстве в них только и играли.

4 этап:

Давайте проведём блиц-опрос по теме «Русские народные игры» и «Русские народные сказки». Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди: 1.Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка) 2. Главная роль в народной игре? (водящий) 3.

Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры) 4.Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего) 5. Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок) 6.

Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость) 7. Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора) 8. Что является сигналом к действию в народной игре? (слово) Ну конечно вспомним русские народные сказки 9.

Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.) 10.Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)

11. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)

 12. Что разбудило Финиста — Ясного сокола от сна колдовского? (Гребень, вынутое из волос перо, горючая слеза.) 13.Кто сломал теремок? (Медведь.) 14.Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.) 15. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Бабы-Яги? ( «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».) 16.На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.) 17.Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.) 18. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой».) 19.Какие реки в сказках текут? (Молочные.) 20.Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост.) 21.Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.) 22.Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать? (Можно стать козленочком.) 5 этап:

Упражнение «Продолжи предложение» Студентам по очереди предлагается продолжить свой вариант фраз: 1. «Мне нравятся дидактические игры, потому что ……» 2. «Мне не нравятся дидактические игры, потому что ….» 3. «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….» 4. «Больше всего мне нравятся ….

Игры, потому что….» 5. «Я думаю, что игра полезна тем, что…» 6. « Моя самая любимая игра…., потому что…» 7. «Я считаю, что в игре дети учатся…» 8. «Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что…» 9. «На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…» 10. «Я думаю, что в игре каждый ребёнок….

» 6 этап:

Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме, предлагаем вам написать синквейн по игре.

Порядок написания синквейна:Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока — три глагола, показывающие действие понятия.

 Четвёртая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Пятая строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием. Например: Игра детская веселая играют, общаются, веселятся то, без чего дети не могут развиваться времяпровождение

Ведущий: Уважаемые жюри, предлагаем вам подвести итоги, пока наши участники составляют синквейн.

 Награждение Ведущий: Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что, Вы, уважаемые студенты, постараетесь это сделать, и у детей это должно неплохо получиться.

  1. Как сказал Виктор Астафьев: «Самые счастливые игры – не доигранные»
  2. Спасибо всех за участие, благодарю за внимание!
Читайте также:  Закон био-савара-лапласа и его полевая трактовка - справочник студента

Источник: https://infourok.ru/delovaya-igra-dlya-studentov-na-temu-igra-veduschiy-vid-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-1181048.html

Раздел 1. «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста» — Персональный сайт Хабаровой Людмилы Павловны

Отправлено 22 июл. 2018 г., 02:03 пользователем Людмила Хабарова   [ обновлено 10 янв. 2020 г., 09:40
]

  1. Определение понятий «игра», «игровая деятельность»
  2. Теории игры: зарубежные (Т. Гроос, Ф. Бойтендайк, В. Штерн, К. Бюллер, Г. Спенсер, Ж. Пиаже, З.Фрейд и др.), отечественные (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Ф. Лесгафт, А.Н. Леонтьев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др.)
  3. Игра в современном дошкольном образовании
  4. Структура игры
  5. Онтогенез игровой деятельности
  6. Психолого-педагогический потенциал детской игры

Практические задания:

  1. Найти в литературе 5 определений понятия «игра», указать автора
  2. Составление библиографического списка статей журнала «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика» и др. по проблеме «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника»
  3. Анализ программ («Детство», «От рождения до школы», «Радуга» и др.) по разделу «Игровая деятельность» в разных возрастных группах
  4. Заполнение таблицы «Онтогенез игровой деятельности»

 ВозрастКомпонент игры  1-2  2-3  3-4  4-5  5-7
1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач
2. Правила игры
3. Игровые действия, игровые предметы
4. Сюжет игры
5. Содержание игры
6. Результат игры

Материал из учебника: Материалы к практическим заданиям: * Определение «игра», теоретические аспекты игровой деятельности детей:* Игра в современном дошкольном образовании:* Организация предметно-игровой среды:* Программы дошкольного образования:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 c. — https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf 
  2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 352 с. — https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/detstvo.pdf
  3. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 232 с. —https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/raduga.pdf 
  4. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л.А. Парамонова. — 6-е изд. перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 192 с.  — https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/paramonova_programma_istoki.pdf 
  5. Успех: Примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.В. Фединой. — М.: «Просвещение», 2015. — http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Uspeh.pdf

Полезные сайты:

  1. Сайт «Все об игре дошкольника» — http://igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru/

Отправлено 22 июл. 2018 г., 00:50 пользователем Людмила Хабарова   [ обновлено 4 нояб. 2019 г., 09:18
]

Содержание темы:

  1. Классификация игр Ф. Фребеля
  2. Классификация игр П.Ф. Лесгафта
  3. Классификация игр Н.К. Крупской
  4. Классификация игр С.Л. Новосёловой
  5. Классификация игр Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко 

Практические задания:

  1. Разработка собственной классификации игр детей
  2. Мини-сочинение «Игры моего детства»
  3. На практике в ДОО провести наблюдение за игровой деятельностью детей в режиме дня, заполнить таблицу «Циклограмма организации разных видов игр детей в режиме дня»

Отправлено 22 июл. 2018 г., 00:48 пользователем Людмила Хабарова   [ обновлено 24 окт. 2018 г., 07:47
]

Содержание темы:

  1. Классификация методов и приемов руководства игрой (традиционные — Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, новые — Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко)
  2. Прямые приемы руководства игрой
  3. Косвенные приемы руководства игрой
  4. Комплексный метод руководства (Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова)

Методы и приемы руководства детской игройПрактические задания:

  1. Наблюдение за организацией воспитателем игровой деятельности детей дошкольного возраста (на практике в ДОО, по видеофрагментам), заполнение протокола наблюдения за приемами руководства игрой детей 

Отправлено 22 июл. 2018 г., 00:47 пользователем Людмила Хабарова   [ обновлено 15 окт. 2018 г., 11:21
]

  1. Роль игрушки в жизни ребенка
  2. История возникновения игрушки
  3. Классификации игрушек
  4. Типология игрушек (А.В. Локтионова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Е.А. Флерина и др.)
  5. Требования к игрушкам. Современное игровое оборудование и материалы для детских игр
  6. Игры и игрушки в семейном воспитании детей
  7. Методика внесения игрушки

Практические задания:

  1. Заполнение таблицы «Классификация игрушек»
  2. Экспертиза игр и игрушек для дошкольников: разработка требований, предъявляемых к игрушке и проведение экспертизы игрушки (на выбор)
  3. Разработка презентации об игрушке по плану: название, историческая справка, разнообразие (типология), обучающий и развивающий потенциал игрушки, возрастные ограничения, варианты игр с игрушкой
  4. Подборка художественного слова (рассказов, стихотворений и загадок), посвящённых детским игрушкам   
  5. Разработка конспекта по внесению новой игрушки (учет в конспекте приемов появления игрушки в группе, рассматривания, показа игровых действий с игрушкой, определения места «обитания» игрушки)
  6. «Народная игрушка»: выполнение народной игрушки (материал и техника на выбор), разработка технологической карты, заполнение  паспорта игрушки         

 Название игрушки
 Вид
 Материал
 Размер (высота)
 Экологичность
 Цветовое решение  Основной цвет: Детали:
 Назначение
 Возрастные ограничения использования  игрушки

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика»  (М., 2000 год), стр.335 – 350 «Игрушка» (файл с учебником прикреплен в теме №1) 

Экскурсии:

Материалы к практическим заданиям:

* Видеоматериалы:

  1. Во что играть? Игрушки и игры для детей (Елена Олеговна Смирнова — профессор, доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ) — https://www.youtube.com/watch?v=WPGxThb1e9Q

Отправлено 22 июл. 2018 г., 00:35 пользователем Людмила Хабарова   [ обновлено 29 сент. 2018 г., 03:55
]

Содержание темы:

  1. Определение понятий «театр», «театральная педагогика». Характеристика основных средств театральной педагогики в их историческом развитии
  2. Историко-педагогический аспект становления театра теней
  3. Классификация театрализованных игр
  4. Характеристика театрализованных игр
  5. Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду
  6. Методические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности
  7. Формы организации театрализованной деятельности в детском саду. 
  8. Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности
  9. Методика руководства театрализованными играми
  10. Специфика создания спектакля с дошкольниками
  11. Организация уголка театрализованной деятельности в группе ДОО

Практические задания:

  1. Анализ образовательных и парциальных программ по развитию театрально-игрового творчества дошкольников
  2. Планирование театрализованных игр в режиме дня по возрастным группам на неделю/месяц
  3. Анализ просмотренных видеофрагментов театрализованных игр
  4. Проведение мастер-классов по изготовлению атрибутов к театрализованным играм
  5. Разработка конспекта театрализованной игры (возраст на выбор)
  6. Проведение театрализованной игры в смоделированной ситуации 

Материал из учебника: 

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика»  (М., 2000 год), стр.301 – 311 «Театрализованные игры» (файл с учебником прикреплен в теме №1)

Перечень программ для анализа: 

  1. Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников Э.Г. Чуриловой «Арт-фантазия» — http://dramateshka.ru/index.php/programmih-malogo-objhyoma/5260-programma-art-fantaziya
  2. Программа Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович «Театр-творчество-дети: играем  в  кукольный театр»
  3. Программа И.Г.Вечкановой «Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» 
  4. Программа М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском  саду» — http://pedlib.ru/Books/1/0403/index.shtml?from_page=1
  5. «Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой — модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет. Занятия модуля «Театр и театрализованная деятельность»
  6. Программа Е.А. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду»
  7. Авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И. Петровой, Е.Л. Сергеевой, Е.С. Петровой «Театрализованные игры в детском саду»

Материалы к практическим заданиям:* Кукольный театр своими руками:* Фрагменты организации театрализованных игр в детском саду:Полезные источники информации:

Отправлено 22 июл. 2018 г., 00:34 пользователем Людмила Хабарова   [ обновлено 21 нояб. 2018 г., 10:14
]

Содержание темы:

  1. Виды строительных игр
  2. Материалы для строительных игр
  3. Методика руководства строительными играми детей раннего и младшего дошкольного возраста
  4. Методика руководства строительными играми детей среднего дошкольного возраста
  5. Методика руководства строительными играми детей старшего дошкольного возраста

Практические задания:

  1. Планирование строительных игр в режиме дня по возрастным группам на неделю/месяц
  2. Анализ просмотренных видеофрагментов строительных игр
  3. Разработка конспекта строительной игры (возраст на выбор)
  4. Проведение строительной игры в смоделированной ситуации

Материал из учебника: 

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика»  (М., 2000 год), стр.311 – 321 «Игры со строительным материалом» (файл с учебником прикреплен в теме №1)

Материалы для практических заданий:* Видеофрагменты строительных игр:

Источник: https://www.sites.google.com/site/mojhlp/prep/mdk-02-02/razdel-no1-igra

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения

Игра — наиболее доступный вид деятельности для обучающихся разных возрастных групп. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения обучающегося, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность обучающегося, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра — это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами, такими как наблюдения, беседы, дискуссии и т.д.

Играя, обучающиеся учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра — это самостоятельная деятельность, в которой обучающиеся вступают в общение со сверстниками.

Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.

Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании обучающихся и способствуют формированию у них добрых чувств, благородных стремлений и навыков коллективной жизни.

Игровая деятельность занимает большое место в системе физического и трудового обучения. Обучающимся необходима активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая интересы и социальные потребности.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями в повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом и делом.

Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса у обучающихся к общественной жизни, к героическим подвигам людей, у них появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения подрастающего поколения.

Понятие об «игре» вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слово «игра» означало собою действия, выражая главным образом то, что у нас называется «придаваться ребячеству». У древних израильтян слово «игра» соответствовало понятие о шутке и смехе.

Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг действий человеческих, с одной стороны не претендующих на тяжелую работу, с другой — доставляющих людям веселье и удовольствие.

Таким образом, в этот круг понятий стало входить все, начиная от детской игры в солдатики, до трагического воспроизведения героев на сцене театра.

Исследования путешественников и этнографов, содержащие материал о положении ребенка в обществе, находящемся на относительно низком уровне истории развития, дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитии детской игры.

На разных стадиях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий, игры не существовало. Дети рано включались в жизнь взрослых.

Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, мотыжному земледелию привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Возникла потребность в специальной подготовке будущего охотника, скотовода, ремесленника и т.д.

В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия, являющиеся точной копией орудий взрослых, но меньшего размера, специально приспособленных для детей. Возникли игры — упражнения. Детские орудия увеличивались вместе с ростом ребенка, постепенно приобретая все свойства орудий труда взрослых.

Общество в целом чрезвычайно заинтересовано в подготовке детей к участию в будущем в самых ответственных и важных областях труда, и взрослые всячески содействуют играм-упражнениям детей, над которыми надстраиваются игры-соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижения детей.

В дальнейшем появляются сюжетно-ролевая (или сюжетная) игра. Игра, в которой ребенок принимает на себя роль, соответственно каким-либо действиям взрослых. Дети, предоставленные самим себе, объединяются и организуют свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в основных чертах общественного отношения и трудовую деятельность взрослых.

Историческое развитие игры не повторяется. В онтогенезе хронологически является ролевая игра, служащая главнейшим источником формирования социального сознания ребенка в дошкольном возрасте. Таким образом, детство неотделимо от игры, чем больше детства в культуре, тем важнее игра для современного общества.

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит вглубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средство воспитания и обучения.

В различных педагогических системах игре вводилась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место в игре.

Игре приписывают самые разнообразные функции, как часто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти ее место в общей системе работы учреждений различного уровня.

Необходимо более точно определить те стороны психического развития и формирования личности обучающегося, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.

Исследование значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено.

Здесь невозможен чистый эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни обучающихся разных возрастных групп и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития.

В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребенка — оно становится произвольным. Под произвольным поведением необходимо понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образом и контролируемое путем сопоставления с этим образом как этапом становления личности.

Запорожец А. В. [1; с. 53] первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания разнообразен. Он же установил, что в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно отсутствует фаза подготовки и фаза выполнения.

Игра представляет собой первую доступную для обучающихся форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.

Манулейко З. В. [2, с. 37] раскрывает вопрос о психолого-педагогическом механизме игры. Опираясь на ее работы, можно сказать, что большое значение в психолого-педагогическом механизме игры отводится мотивации деятельности.

Указание на мотивы является недостаточным. Необходимо найти тот психический механизм, через который мотивы могут оказывать это воздействие. При выполнении роли образец поведения, становится одновременно этапом, с которым обучающийся сравнивает свое поведение, контролирует его.

Обучающийся в игре, выполняет как бы две функции; с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой — контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и контроль за выполнением этого образца.

При выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, то есть «рефлексия». Но это еще не сознательный контроль, так как функция контроля еще слаба и часто требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры.

В этом слабость рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь зарождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.

Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие и на становление личности подрастающего поколения.

Опираясь на работу Пидкасистого П. И. [3; с. 45], можно утверждать, что все игры делятся: на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам само научения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке.

Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидного знания широко использует игру в своих целях.

Можно выделить 6-ть известных организационных форм игровой деятельности:

  1. Индивидуальная форма игры. К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками.

  2. Одиночная форма игры. Это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.

  3. Парная форма игры. Это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества.

  4. Групповая форма игры. Это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель.

  5. Коллективная форма игры. Это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

  6. Массовые форма игры. Это тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.

Таким образом, технология игровых форм обучения есть конкретный способ реализации педагогической истины в каждом конкретном учебном материале, на конкретном уроке или учебном занятие. Другими словами технология обучения есть прикладная дидактика, а именно — теория использования передовых педагогических идей, принципов и правил «чистой науки».

Технологией учебных игр является практическое осуществление педагогической теории и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов.

Технология игры основана и отработана на базе широкого применения педагогических идей, принципов, понятий, правил.

Специфической и непосредственной целью педагогической технологии является направленное развитие личности играющего обучающегося, это систематическое и последовательное воплощение на практике концепций инновационных процессов в образовании, заранее спроектированных на основе тех идей, признанных в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и современного общества.

Педагогической аксиомой игровой деятельности является положение, согласно которому к развитию интеллектуальных способностей, самостоятельности и инициативности, деловитости и ответственности обучающихся разных возрастных групп может привести только представление им подлинной свободы действий в общении.

Вовлечение их в такую деятельность, в которой они не только поняли бы и проверили бы то, что им предлагают в качестве объекта усвоения, но и на деле убедились в том, что их успехи в саморазвитии, их судьба как будущего специалиста в изначальной степени зависит от их собственных усилий и решений.

Важнейшим условием реализации данной аксиомы в педагогической практике является игровая деятельность подрастающего поколения и их подготовка к реальной современной жизни.

Литература:

  1. Запорожец А. В. Развитие произвольного поведения у ребенка. – М., 2005. – 134 с.

  2. Манулейко З. В. Изменение моторики ребенка. – М., 2006. – 96 с.

  3. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении и развитии. – М., 2008. – 156 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/46/5703/

Роль ведущего в организации игровой деятельности

РОЛЬ ВЕДУЩЕГО В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬИ

Козловская Л.И. кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики СКД Белорусского государственного университета культуры и искусств, Лауреат Международного конкурса организаторов игрового общения

В настоящее время получают широкое распространение социально-психологические установки человека на пассивные формы досуга. Из всех негативных явлений, порожденных неумением рационально организовать совой досуг, что особенно характерно для молодели, выделяется пьянство, наркоманил, антиобщественное поведение.

Процесс формирования у человека культуры использования свободного времени имеет принципиальное значение как в теоретическом, так и в практическом плана.

Для воздействия на этот процесс требуется самый внимательный анализ форм и методов организации досуговой деятельности личности, определение ее направленности и перспектив, последовательное осуществление мер, направленных на рациональную организацию досуга человека.

Одним из видов досуговой деятельности человека является игра, которая способствует вовлечению его в куль турнув самодеятельность, изменяет структуру досуга, способствует духовному росту.

Игра соответствует природе человека, органично дополняет разнообразные формы его досуговой деятельности, позволяет осуществлять процесс развитая его творческих способностей в занимательной увлекательной форме.'

Однако в реальной практике учреждений культуры методика организации игр для молодежи, разработана слабо. Не изучены мотивы участия молодых людей в игре, отсутствует методика их включения в разнообразные формы культурно-досуговой деятельности.

Организация игровой деятельности детей и молодёжи в учреждениях культуры представляет собой сложный динамический процесс, включающий множество различных компонентов: отбор содержания и форм игры, выбор художественно-выразительных средств для эмоционального насыщения их содержания, построение игровой программы, методику проведения различных видов игр, комплектование игротек. В успешной реализации этих задач велика роль педагога – ведущего игр, от профессионального мастерства которого во многом зависит успех организации игровой деятельности детей и молодежи.

Проблемы, связанные с его личностными качествами рассматривались в педагогической науке, а также преподавателями-практиками на международных семинарах, которые проходили в Москве, Минске, Санкт-Петербурге, Днепропетровске, Таллинне. Специалисты обсуждали профессиограмму ведущего игр.

В основном говорилось о личностных качествах ведущего игр – таких, как педагогический такт, доброжелательность, художественный вкус, культура речи, общая эрудиция, чувство юмора, находчивость.

Большинство экспертов среди его основных качеств выделили общую эрудицию, художественный вкус, педагогический такт, умение общаться, чувство юмора. Рассмотрим эти качества подробнее.

По мнению экспертов, одним из важнейших качеств ведущего является общая эрудиция, которая выражается в широте кругозора, знании особенностей различных видов игр, фольклора, песен, танцев, хороводов, музыки, народных обычаев, традиций.

Следующим важным качеством ведущего игр был назван художественный вкус.

Словарь по эстетике дает следующее определение данного понятия: это способность человека оценивать человеческие качества действительности, выражающиеся в системе непосредственных эмоциональных оценок (1, с. 17).

Художественный вкус ведущего выражается в его общении с участниками игр, в манере поведения, в одежде, в художественном оформлении игровой программы, в подборе музыки, призов, в игровом реквизите и т.д.

Одним из важных качеств ведущего игр эксперты отметили педагогический такт. Это способность установить меру воздействия, влияние ведущего на других людей и вступить с ними в контакт, исходя из индивидуально-психологических особенностей.

Он проявляется также в умении парировать различные вопросы, возникающие в процессе игр, конкурсов, неожиданности хода игрового действия. Особое значение эксперты обратили на коммуникативные качества ведущего игр.

Наблюдения за его деятельностью показывают, что он не только объясняет условия игры, приглашает участвовать в ней, подводит итоги игры, но и довольно часто выступает как комментатор, репортер, раскрывает сюжет игры, делает ее для участников более захватывающим.

Ведущий предвидит неожиданные повороты игрового действия. Он может обратиться к любому человеку в зале, участнику игры, взять интервью. Следует заметить, что ведущий-репортер выступает не преследуя никаких целей, кроме целенаправленного ведения игры.

Он не просто раскрывает ее сюжет, а и должен задавать такие вопросы, которые делают игру динамичной, захватывающей. Таким образом, мы рассмотрели некоторые личностные качества ведущего, позволяющего ему успешно организовывать игровую деятельность в социокультурной сфере. Но это лишь предпосылка успеха.

Доверяя оценкам экспертов, которые они дали личностным качествам ведущего игр, следует сказать, что на практике художественный вкус, находчивость, педагогический такт, умение общаться не всегда обеспечивают успех при организации игр с детьми и молодёжью. Вероятно, эксперты исходили из того, что профессиональные знания и умения словно основа, без которой вообще не может состояться ведущий.

Если говорить об образе ведущего, которого можно увидеть на игровой площадке, то характерным для него является то, что на протяжении своего выступления он поет, танцует, играет, шутит, постоянно общается со зрителями, подбадривает участников и в то же время подводит итоги игры. Следует согласиться с мнением создателя телеигры «Что? Где? Когда?» В.Я. Ворошиловым, который говорил: «При таком ведущем сам вечер в клубе может получиться очень веселым, но к игре он не имеет никакого отношения» (2, с. 88). Исследователи в области детской педагогики отмечают, что чем старше дети, тем более многоплановыми становятся методы организации игры: самостоятельный выбор сюжета, игровых средств, партнеров по игре, т.е. постепенно осуществляется возможность использования метода опосредованного воздействия на игры детей (3, с. 261-265).

Наиболее целесообразным и приемлемым следует считать стиль ведущего, который создает условия для свободной реализации культурных запросов и потребностей детей и молодежи в игровой деятельности. Иными словами, он способствует развитию самодеятельности, инициативы, изобретательности участников игры.

В природе игровой деятельности заложены объективные возможности для проявления самодеятельности: в ней нет строго установленных правил, не ограничен выбор игрового реквизита, продолжительность, место и время проведения игры, количество играющих и т.д.

Многолетний опыт организации игровой деятельности дает возможность определить принципиальные моменты в методике работы ведущего, стимулирующие проявление самодеятельности участников игры. При организации и проведении игр следует выделить следующие этапы его работы: первый этап – подготовка игры или подготовительная стадия.

Он включает в себя отбор содержания и форм игры в зависимости от состава аудитории, целей и задач предстоящей игровой программы, подготовку места для проведения игр (игровая комната, спортивная площадка, клубная сцена и т.д.).

Сюда следует отнести и отбор игрового реквизита, фонограмм, необходимых предметов-символов, деталей костюмов.

Важным моментом на первом этапе является организация судейства при проведении игр, выбор председателя жюри, решение организационных вопросов, связанных с выработкой критериев оценок за выполнение игровых заданий.

Члены жюри не должны решать кардинальные вопросы, устанавливать правила, им следует внимательно следить за выполнением этих правил, соблюдением установленного порядка.

Чем меньше заметен судья, тем совершеннее, «взрослее» сама игра, тем лучше налажен ее внутренний механизм.

Организатором игр следует обратить внимание на подбор и вручение призов победителям. Так, например, при проведении фольклорной программы «Матчын ручнік» студенты кафедры педагогики СКД БГУКиИ стремились, чтобы призы, сувениры соответствовали реально сложившейся игровой ситуации, т.е. по-своему дополняли сюжет игры.

В качестве призов, сувениров вручались изделия из белорусской соломки, шкатулки и т.д. Ведущему необходимо учитывать, что приз – это не только материальная категория, но и измеритель успеха, побед и поражений, вещественное отражение сложившейся в игре ситуации, ее материальный эквивалент.

Таким образом, можно сказать, что первый, подготовительный этап работы ведущего – невидимый этап для участников игры.

Второй этап работы ведущего – «вхождение в игру», психологический настрой на нее участников. Его основная задача – обеспечить естественное вхождение участников в режим игрового взаимодействия.

Для этого организатору игр необходимо знать их личностные качества, мотивы включения детей и молодёжи в процесс игры.

Это позволяет ему заранее прогнозировать игровое поведение участников, вносить необходимые коррективы.

Одним из важных звеньев работы ведущего второго этапа является отбор содержания игр для программ и их композиционное построение. Следует обратить внимание на основные принципы отбора игр в игровые программы.

Принцип этической направленности игровых программ. Педагогическая эффективность игры раскрывается через ее содержание. Содержание игр, включенных в игровую программу, должно нести позитивный этический потенциал. В этом и заключается важнейшая воспитательная функция игры.

Принцип соответствия содержания игр общему замыслу и целям игровой программы. Игры определяют характер программы, ее воспитательный потенциал, колорит и темпоритм.

Например, при проведении игровой программы на празднике Купалле в игре должны учитываться структурные особенности построения праздника, его содержание, место проведения, состав участников.

Такими играми могут быть “Скокі праз вогнішча”, “Слуцкія паясы”, “Пацяг”, игра-конкурс на лучший веночек, хороводы с элементами танца и игры и т.д.

Принцип свободного вхождения в игру и выхода из нее. Он предполагает свободное включение в игру участников, проявление изобретательности и инициативы во время прохождения игрового процесса, развитие и дополнение сюжета игры и свободный выход из игрового пространства.

Принцип одинаковости правил игры для ее участников. Участники игры находятся в равном положении, игра превращается в демократическое действо.

Принцип многообразия форм игры. Игровая программа должна включать широкий спектр игровых форм: поединки, конкурсы, викторины, массовые игры, аттракционы, игры с эстрады, лабиринты, шоу-игры. Использование в программах игр придает последним массовость, зрелищность, а их участники имеют возможность выбрать игру согласно своим склонностям, интересам.

Принцип сочетания игр с художественно-выразительными средствами, т.е. музыкой, танцами, песнями, репризами и монологами ведущего, художественным оформлением игрового пространства, оригинальным реквизитом. Сочетание игры с художественным сопровождением позволяет оригинально выстроить драматургию программы и придает ей зрелищность, яркость, праздничность.

Как мы знаем, игра – деятельность свободная, но для того, чтобы участник мог включиться в нее, ему прежде всего необходимо освободиться от стесняющих его реальных обстоятельств и принять предлагаемые обстоятельства.  Ведущий уже на этапе построения программы должен предусмотреть и учесть эту важную особенность при работе с детьми и молодежью. От того, какой будет первая игра, во многом зависит решение данной проблемы.

Многолетние наблюдения за проведением игровой деятельности детей и молодежи свидетельствуют о том, что участие в коллективной игре легко снимает психологические барьеры.

Если она организована как массовая, в нее включается каждый участник.

Так, например, при проведении игровой программы «Игра приглашает всех» ведущий начал свое выступление с разыгрывания аукциона и стремился в начале программы создать у аудитории настрой на игру, снять у нее психологический зажим.

При проведении игровой программы на новогоднем балу ведущий использовал своеобразный игровой прием – знакомство через открытку.

Каждому входящему в зал вручалась половина открытки, вторую ее половину он должен найти у одного из присутствующих в зале и таким образом познакомиться с ним.

В результате организации игр между отдельными группами детей и молодежи возникает игровое партнерство, что, в свою очередь, способствует снятию стеснительности, тревожности, психологического зажима.

В результате такого построения программы у участников игры формируется определенное общественное мнение, возникает система ожиданий, психологическая установка на участие в играх и конкурсах.

Создать ее в значительной степени позволяет организация пространства, где проходят игровые программы, так называемый дизайн среды. Необходимо, чтобы помещение, где проходят игровые программы, каждый раз принимало новый вид (комнаты игры, дома игры, волшебного терема).

Это способствует созданию особой игровой ситуации, настраивает детей и молодежь на принятие игровой условности.

Третьим, заключительным этапом работы ведущего является проведение самой игры. Он включает следующие стадии ее развития: начало, вступление, обеспечение хода, подведение итогов. Ведущий должен стремиться к тому, чтобы на каждой стадии прохождения игры создать наиболее благоприятные условия для проявления инициативы, изобретательности участников.

Многолетние наблюдения за работой ведущих свидетельствует о том, что большинство из них, как правило, начинают свои выступления с подробного объяснения условий игры: раскрытия сюжета, правил, особенностей развития игрового действия.

Мы считаем, что в данном случае ведущие игр допускают следующие ошибки: во-первых, начинать свое выступление следует не с объяснения условий игры, а с небольшого вступительного слова, задача которого – известить о начале игры, настроить на нее аудиторию; во-вторых, первый разговор ведущего должен быть кратким, лаконичным, чтобы не затягивать сам процесс игры. Кроме того, при подробном объяснении игры у участников создается впечатление, что она как бы уже заранее «проиграна» ими.

Такой стиль работы ведущего уже на первой стадии прохождения игры не                                    способствует активному включению участников, проявлению их самодеятельности и изобретательности, т.е.

им заранее не предоставляется возможность изменить сюжет игры или дополнить его, проявить творчество. Кроме того, от начала игры во многом зависит характер прохождения всех ее стадий: включения в нее, ход, итоги.

На третьем этапе следует обратить особое внимание на приглашение для участия в игре. Многие ведущие обращаются к присутствующим на игровой программе и просят их выйти в центр зала. Но данный способ не всегда обеспечивает необходимое количество участников. Кроме того, приглашение, как правило, длится долго, что в значительной степени снижает эмоциональный, динамичный процесс игры.

Эффект восприятия созданного ведущим персонифицированного образа («Нестерка», «Сказочник», «Потешник») обусловлен степенью его контакта со зрителем, участниками. Значительно активизировать аудиторию для участия в игре помогают детали костюма ведущего, игровая атрибутика, диалог со зрителями, музыкальное и световое оформление, призы.

Организаторам игр следует обратить внимание на подведение итогов игры и вывод из нее участников. Этим занимается жюри, выбранное из числа зрителей-болельщиков, что подчеркивает, с одной стороны, объективность игрового процесса, а с другой – определенный стиль ведущего, обеспечивающий условия для проявления самодеятельности и активности участников игровой деятельности.

В конце игры важно поощрить всех участников.

Таким образом, ведущий от начала до конца обеспечивает своеобразное развитие игры, способствует свободному проявлению творческой активности и самодеятельности ее участников.

Нами рассмотрены лишь некоторые вопросы руководства игровой деятельностью детей и молодежи, но и они показывают, что организаторам игр необходима специальная профессиональная подготовка.

Список использованных источников:

  1. Краткий словарь по эстетике. –М.: Просвещение, 1983.
  2. Ворошилов, В.Я. Феномен игры. –М.: Советская Россия, 1982.
  3. Азаров, Ю.П. Радость учить и учиться. –М.: Политическая литература, 1989.
  4. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности: пособие для педагогов и рук. учреждений образования / под общ. ред. В.Н. Наумчика. –Мн.: Выш. школа, 2004. -143 с.

Источник: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/mezhdunarodnyie/aktualnyie_problemyi_soczialno_kulturnoj_deyatelnosti/grantyi_(stipendii)_dlya_obucheniya_v_magistrature_v_evrope_i_kitae/rol_vedushhego_v_organizaczii_igrovoj_deyatelnosti

Ссылка на основную публикацию