Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования — справочник студента

Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования - Справочник студента Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования - Справочник студента Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования - Справочник студента Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования - Справочник студента Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования - Справочник студента Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования - Справочник студента Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования - Справочник студента Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования - Справочник студента Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования - Справочник студента Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования - Справочник студента

Гипотеза Суть — предположение о путях, способах, условиях получения искомых (желаемых) результатов Основные черты: Обоснованность; Предположительный характер; Содержательность (ответы по существу); Простота; Приложимость к возможно большему числу ситуаций данного класса; Верифицируемость (проверяемость) Виды: рабочая научная линейная разветвленная функциональная объяснительная 11

Гипотеза (продолжение) Форма: Если ……. , то ……. , потому что (сущность изменений) (за счет того, что ….

) результатов) …… (результат) (объяснение механизмов получения Характерные ошибки и искажения: — Фальсификация (подгонка под результаты) — Очевидное содержание (банальность) — Подмена предположительных ответов декларациями о намерениях или планом (последовательностью) процедур исследования 12

КЛАССИФИКАЦИИ ГИПОТЕЗ 13 По характеру: — гипотезы, содержащие принципиально новые — (революционизирующие); гипотезы-модификации известных законов.

По степени зрелости: -рабочие, -научные По содержанию: — описательные (в свою очередь, подразделяются на структурные – предположения о наборе элементов изучаемого объекта и функциональные – предположения о форме связи между элементами изучаемого объекта); — объяснительные – предположения о причинноследственных связях в изучаемом объекте.

ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ 1. Утвердительное предложение типа «Существует жизнь на других планетах» . 2. Условная конструкция, которая выражает связь между основанием и заключением гипотезы.

Формулировка гипотезы в форме условной конструкции: «если…, то…, так как…» способствует раскрытию 3 -х функций исследования: — описательной (если), — объяснительной (то), — прогностической (так как, потому что…) 14

Конструирование и реализация методики проверки гипотезы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 15 7. Разработка программы проверки гипотезы (этапность, логика) Определение методик (совокупности методов), инструментария (анкеты, тесты, карты наблюдений и т. д. ).

Выбор и разработка носителей нововведений (программы, комплекты пособий, рекомендаций, проекты и др. ).

Сбор недостающей информации Разработка условий, благоприятствующих реализации намеченных изменений Разработка системы мониторинга состояния преобразуемой системы, прогнозирование факторов риска и мер профилактики Опытная и опытно-экспериментальная работа.

Прогнозирование, моделирование и проектирование в структуре исследования Экстраполяционный прогноз развития процесса на основе выявленных условий и тенденций; ü Конструктивный прогноз с учетом предполагаемых нововведений; ü Разработка описательной, структурной и функциональной моделей существующих процессов и объектов; ü Разработка эвристической (прогностической) модели. Требования к моделям разного типа и к опережающему педагогическому моделированию; ü Проектирование развития социально-педагогических систем, учреждений, разработка программ и исследовательских проектов (зачастую с использованием сценарного подхода) Экстраполяционный прогноз Х Конструктивный прогноз ü 16

Общая структура проектирования Существующая соц-пед. реаль ность идея прогнозирование замысел моделиро вание гипотеза программа (разработка, новая соц. -пед. модель реализация) реальность проектирование 17 прогноз проект

Виды прогнозов l По вектору: ретропрогноз, объяснительный прогноз, перспективный прогноз l По временному лагу: краткосрочный, среднесрочный, перспективный l По характеру: инерционный (без учета изменения тенденций), конструктивный ( с учетом новвовведлений) l l По логике развития: вариативный, однозначный; По оценке перспектив: пессимистический, нейтральный, оптимистический 18

Методы прогнозирования l l l 19 Экстраполяция тенденций Экспертная оценка Мысленное моделирование и просчет вариантов Публикационный метод (аналог контентанализа) Морфологический анализ (анализ факторов и обстоятельств с отсечением бесперспективных и неприемлемых вариантов)

Механизмы прогнозирования l l 20 Операции антиципации (опережающего отражения), предвосхищения трудностей, ошибок, факторов риска, положительного или отрицательного эффекта; Механизм обратной афферентации, сличения с целью, эталоном, коррекции (П. К. Анохин, Н. Бернштейн)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ¡ Модель – аналог, знаковая система, заменяющая оригинал. Инструмент анализа и выхода на позитивные изменения. ¡ Типы моделей по назначению: историкогенетические, структурно-содержательные, функциональные, динамические, эвристические ¡ По способу выражения: текстовая, графическая, табличная, схематическая, математическая 21

Структурно- функциональная модель а) Преобразуемой структуры Элементы существующей структуры б) преобразованной (потребной) структуры ЯДРО новые Ядро (центр) связи: генетические иерархические координационные управленческие Связи внешние (открытость) 22

Эвристическая (прогностическая ) модель ¡ ¡ ¡ Блок аналитический Блок преобразований Проблемные зоны. Точки роста. Стратегический Тактический (кардинально(поэтапное встраивание Факторы преобразований.

преобразующий) Коррекционный блок Фактор риска Компенсация сбоев, негативных социальных явлений, помех, ошибок. Использование резервов социума и внутреннего потенциала образовательного учреждения.

нового) Оптимальный Варианты преобразовательных маршрутов от исходного состояния Реальный Допустимый (минимальный) от заданного результата 23

Технология моделирования 1. Реконструкция структурно- функциональной модели в прогностическую (изменение компонентов, новые связи, иная структура и др. ) 2.

Построение новых моделей факторно- отношенческих; Ситуационно- динамических (поэтапных). 3.

Ресурсное обеспечение преобразований -потенциал социума; -потенциал субъектов образовательного процесса (актуализированный и латентный); — потенциал оптимизации структуры. 24

ПРОЦЕДУРА МОДЕЛИРОВАНИЯ 1 -й этап: от действительности к модели – построение 2 -й этап: оперирование – «вычерпывание» , манипуляции, интерпретация, мысленные преобразования с выходом на результат вводимые изменения (независимые переменные) – зависимые переменные – общий результат 3 -й этап: от модели к действительности – реализация, содержательное исполнение с учетом реальных условий. 25

Преобразование школы в инновационный центр (фрагмент модели) Образовательная школа Педагог Методические объединения Заместитель директора по учебной и методической работе Заместитель директора по воспитательной работе Функции: обучающая, воспитывающая, развивающая, социально- защитная, здоровьесберегающие и др. Инновационный центр Педагог- исследователь, экспериментатор Кафедры, лаборатории Дополнительно: зам. директора по инновационной или научно-методической работе Интегрируются с поисковоисследовательской, распространением инновационного опыта 26

Требования к проекту (по М. М. Поташнику и В.

С Лазареву) l l l 27 Актуальность и социальная ценность Целостность структуры и содержания Реалистичность (достижимость целей или движение к ним; учет социального, личностного и экономического эффекта) Расчет сметной стоимости и ресурсного обеспечения ( «Под что» — конкретно) Контролируемость и управленческая обеспеченность (критерии, показатели, методики мониторинга промежуточных и итоговых результатов) Чувствительность к сбоям

Стратегия проектирования (варианты) l l l 28 От исходного состояния к потребному Генезис – современное состояние – потребное будущее От планируемого результата (инверсионный вариант)

Структура и содержание проекта 1 -й этап – разработка l l l 29 концепции Определение стратегических ориентиров, (парадигмальной ориентации), понимания целей социального и личностного развития; Характеристика современного состояния (объекта, системы, процесса), проблем и «точек роста» ; Выделение приоритетов (или паритетов, акцентов), путей гармонизации сторон и тенденций меры и способов их сочетания; (см. продолжение)

…продолжение l l 30 Выделение исходных теоретических положений; Определение направлений преобразований; Определение способов реализации основной идеи и замысла, развитие рабочей гипотезы; Характеристика предполагаемых результатов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА 2 -й этап Сценарная разработка Типы сценариев. Их вариативность l l Пессимистический сценарий l 31 Инерциональный сценарий Оптимистический ( в т. ч. ннновационнопрорывной) сценарий

ШАГИ (под этапы) РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЯ ¡ ¡ Аналитический: состояние, тенденции, ресурсы, степень готовности к преобразованиям и т. д.

Постановочный: научная база, цели, факторы, условия Программный: действия и мероприятия по основным направлениям, уточнение и конкретизация гипотезы, определение средств и т. д.

Организационного обеспечения: совершенствование управления, способы диагностики, внешние связи, порядок оформления результатов и рекомендаций 32

ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ: • • • МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ (наблюдение, опрос, изучение результатов деятельности и др.

) МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ (анализ, синтез, интерпретация) УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ: ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЕ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ, СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ОПИСАНИЯ, ВИРТУАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ • КОМПЛЕКСНЫЕ МЕТОДИКИ (СИСТЕМА МЕТОДОВ И СРЕДСТВ) • АНАЛИЗ, ОБОЩЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА • ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (ЗОНДИРУЮЩИЙ, ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ) 33

МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ: НАБЛЮДЕНИЕ ВКЛЮЧЕННОЕ НЕВКЛЮЧЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И ДР. ИСТОЧНИКОВ ОПРОС БЕСЕДА, ИНТЕРВЬЮ АНКЕТИРОВАНИЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ОЦЕНИВАНИЕ (РЕЙТИНГ, МЕТОД КОМПЕТЕНТНЫХ СУДЕЙ) Ø ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ Ø КОНТЕНТ-АНАЛИЗ Ø КОНСИЛИУМ Ø ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТА Ø ПРОГРАММИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВЫХ ПРАКТИК (ОПЫТА) 34

МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ: • • • ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ АБСТРАГИРОВАНИЕ И КОНКРЕТИЗАЦИЯ ИДЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, В Т. Ч. ЭКСТРАПОЛЯЦИОННОЕ И КОНСТРУКТИВНОЕ • ПРОЕКТИРОВАНИЕ (мысленная реализация модели, зафиксированная в знаковой форметекст, схема, символы). • РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 35

КОМПЛЕКСНЫЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ (ЧАСТИЧНОЕ, КОМПЛЕКСНОЕ, СИСТЕМНОЕ) СОЗДАНИЕ НОВОГО НА ОСНОВЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА (ВЫЯВЛЕНИЕ, АНАЛИЗ, ОБОБЩЕНИЕ, ИССПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ АВТОРСКОГО ВАРИАНТА) ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 36

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ n СРАВНЕНИЕ n ОБЪЯСНЕНИЕ (РАСКРЫТИЕ ПРЧИННОСЛЕДСТВЕННЫХ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ, СИНЕРГЕТИЧЕСКИХ И ИНЫХ СВЯЗЕЙ) n ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ n 37

Создание нового опыта на основе образцов передового Виды педагогического опыта массовый негативный положительный передовой новаторский модифицирующий мастерство Критерии передового опыта: Новизна Результативность Стабильность высоких результатов Оптимальность в педагогической системе Переносимость в иные ситуации и объекты Соответствие современным научным положениям и интересам развития общества и человека. Процедура работы с опытом: Выявление описание анализ обобщение творческая переработка 38

КРИТЕРИИ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА: n НОВИЗНА (РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ: НОВАТОРСТВО, СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ, ЧАСНОЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ); n УСТОЙЧИВОСТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (НЕСКОЛЬКО ЛЕТ, С РАЗЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ОБУЧАЕМЫХ И ВОСПИТАННИКОВ И ДР.

); n СООТВЕТСТВИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИМ ТРАДИЦИЯМ, СОВРЕМЕННЫМ КОНЦЕПЦИЯМ ОБРАЗОВАНИЯ; n АКТУАЛЬНОСТЬ (ТЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЙ) И ИХ ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ (ХОТЯБЫ НА БЛИЖАЙШИЕ 3 -5 ЛЕТ); n ОПТИМАЛЬНОСТЬ РАСХОДОВАНИЯ СИЛ ПЕДАГОГОВ И МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ n ПЕРЕНОСИМОСТЬ, Т. Е.

ВОЗМОЖНОСТЬ «ОТДЕЛЕНИЯ» ИДЕЙ, ЗАМЫСЛОВ, РЕШЕНИЙ ОТ ЕГО СОЗДАТЕЛЕЙ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДРУГИМИ И В НЕСКОЛЬКО ИЗМЕНЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 39

Опытно-экспериментальная работа 1. 2. 3. 4.

Соотношение опытной и экспериментальной работы в прикладных педагогических исследованиях Понятие о педагогическом эксперименте и его видах: констатирующий, зондирующий и преобразующий; лабораторный и естественный; линейный и вариативный Методика организации и проведения эксперимента. Введение нового фактора – независимого переменного Обработка результатов эксперимента и их интерпретация 40

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ЭКСПЕРИМЕНТА: • ТОЧНОЕ ФИКСИРОВАНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ И УСЛОВИЙ ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССА; • ВНЕСЕНИЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ (НЕЗАВИСИМЫХ ПЕРЕМЕННЫХ); • ВАРЬИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ; • ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ; • ТОЧНОЕ ФИКСИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ; • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ С ВЫДЕЛЕНИЕМ «ВЕСА» ВЛИЯЮЩИХ (ВАРЬИРУЕМЫХ) ФАКТОРОВ (НЕ ВО ВСЕХ ВИДАХ ЭКСПЕРИМЕНТА) 41

КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАДАЧА: РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕОБХОДИМОЙ И ДОСТАТОЧНОЙ СОВОКУПНОСТИ (СИСТЕМЫ) МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ВЫБОР МЕТОДОВ И МЕТОДИК КОМПОНОВКА И МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ КРИТЕРИИ: • ВАЛИДНОСТЬ • ТОЧНОСТЬ • ПРОНИКНОВЕНИЕ В СУЩНОСТЬ • УЧЕТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ КАЖДОГО МЕТОДА И МЕТОДИКИ • ПОЛНОТА • ВЗАИМОСВЯЗЬ • ВЗАИМОПРОВЕРКА КОНКРЕТНАЯ (АВТОРИЗОВАННАЯ) МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 42

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! 43

Источник: https://present5.com/tvorcheskoe-yadro-pedagogicheskogo-issledovaniya-akademik-rao-d-p/

Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования

Исследователь подготавливает «прорыв», после того как определил задачи, открытие пусть само по себе маленькое, но все последующие этапы будут сопровождаться ступенями движения к инструментовке, утверждению истинности и в дальнейшем реализации этого открытия.

Результатом всего этого открытия выступает гипотеза – подтверждённого предложения, о том как, какими путями, за счёт чего можно получить конечный результат. Гипотеза проявляется в форме движения к изучению нового, более глубоким обобщениям на основе предвидения.

Предвидения используются в виде ретроспекции, анализ прошлого, выявление его тенденций, внедрение этих тенденций в будущее. В этом отношении глубоко рациональный смысл используется в высказывании У.Р.

Эшби о том, что «предвидение есть по своему существу операция над прошлым». Предвидения невозможно прогнозировать т.к.

оно обхватывает все не выявленные элементы и связи прошлого (это свидетельствует все историко-педагогические гипотезы), и всё неизвестное настоящего.

Для выдвижения гипотезы требуется не только тщательное изучения дела, научная точность, но и диагностирование которое заключается в опросах, тестированиях, заполнение анкет и других методах, к которым обращаются психология и педагогика.

Сложный и мало изученный процесс – это формирование гипотезы в сознание исследования. Понятно, что в психологическом плане используются не только возможности к конструированию и переконструированию знаний. Если рассуждать логически, то происходит движение от анализа научных фактов, теорий и главной идеи преобразования и новому замыслу, которые в последующем преобразовываются в гипотезу.

Следовательно, возникает необходимость обратиться к вопросу о научном факте. Факт как научный термин не стоит смешивать с явлением.

Явление-момент бытия, эмпирическая единица знания, выявления связей и взаимодействий, а факт – это отражение многих явлений и связей, их обобщение — результат идеализации, предположения о том, что все похожие явления, связи, отношения принадлежат к данному классу явлений.

Читайте также:  Применение производной к построению графиков функций - справочник студента

Например, зависимость между авторитетностью педагога и воспитательным эффектом его воздействия, между интеллектуальной активностью обучаемых и развитием, между степью воспитательных явлений среды и результатами воспитания — это эмпирические факты. В качестве фактов могут быть и отдельные теории. Богатая фактологическая база необходима для полноты и достоверности фактов, хотя и недостаточно для достоверности выводов.

Ключевая идея возникает по мере накопления фактов, которые противоречат существующим объяснениям, следовательно, рождается потребность в новой теории. Возникла идея: неуспеваемость и диагностика её причин; и возник замысел: на основе конкретной диагностики неуспеваемости разработать систему предотвращения неуспеваемости.

Разобщенность воспитательных институтов можно было считать установленным фактом, противоречивость воспитывающихся влияний на ребёнка, подростка. Возникла идея интеграция воспитательных усилий, а потом и замысел: создать социально-педагогические комплексы создать воспитательную среду по месту жительства, создать учебное заведение открытой для социальной среды системой.

Замысел и теоретическое ядро исследования

  • Продвижение ключевой идеи связано с мысленным развитием замысла, его идеальным воображаемым в виде гипотезы, имеющей мысли о путях и способах решения возникших задач.
  • «Рождение» идеи, развитие её в замысле, а следом раскрытие ее гипотезы, это и есть самый сложный творческий элемент исследования, а по другому это можно назвать ядром, прорывом к новому.
  • В определённом смысле творчество это антипод деятельности по алгоритму. Во всём мире за долгий период преобразований в образовании возникло две тенденции:
  • стремление к творчеству
  • тяга к технологизации

Считать эти две тенденции взаимоисключающими это глубокое заблуждение.

Каждый подход служит для решения специфического класса задач: технологический подход – для решения типовых, стандартных задач, оптимальных параметрах в достаточно определённых ситуациях. Творческий подход – для решения новых задач с проблемными ситуациями. Но бывают такие задачи, где эти два подхода взаимодействуют.

Дело в том, что в педагогическом творчестве тесно связаны два начала: логическое и интуитивное; это всё объясняется тем что, педагогическое творчество работает на основе отличной переработки не только знакомых фактов, но и заложенной на подсознании информации. С первого взгляда, педагогическое решение приходит неосознанно в виде готового знания о возможности деятельности, но следует помнить, что логическое начало имеет огромное влияние на формирования интуитивного.

Интуиция педагога это в первую очередь накопленные им знания, особенности его профессионального мышления, важно создать для него оптимальную среду, где педагог сможет сочетать знания и догадки.

Подготовительные звенья творческого прорыва это логически выведенные шаги в творческом акте, которые способствуют для творческого прорыва и закреплению его. Судя по этому, можно сказать что, технология подготовки творческого решения это алгоритм действий.

Технология самого творческого акта включает в себя рождение идеи, разработку замысла и его развёртывание которое перетекает в гипотезу, можно говорить только условно, поскольку нет жёсткого алгоритма, а имеет примерную последовательность.

И всё же, какая «технология»? Результат поиска, присутствие в нём хотя бы маленький процент новизны зависят от того, появилась ли у исследователя идея открытия (нововведения).

«Идея» — это мысли о преобразования, толчок от неизвестного к новому. Рождение идеи – это индивидуальный процесс и глубоко интимный, в основе которого лежат интуиция, мысли, опыт, логика и, конечно, эксперименты.

Этот процесс можно стимулировать путём анализа многих педагогических открытий.

Во-первых, можно обратиться к исходному факту, в котором зафиксированы существующие доводы, но не удовлетворяющее нас, например: очень быстро ухудшается здоровья подростков или снижается уровень учебно-познавательной ситуации и т.д. Первая оценка исходных данных убеждает, что в основном неблагополучие отражается на всех субъектах педагогического процесса: и дети, и родители, и педагоги.

Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования - Справочник студента

После анализа и после того, как будет дана оценка исходным педагогическим фактам, нужно правильно выделить и зафиксировать основные положения (аксиомы, постулаты), в качестве этого берутся хорошо проверенные положения, которые в данном исследовании не проявляются.

Для того чтоб исходный факт приобрел нужное состояния его необходимо неоднократно проанализировать, или как говорят: «пропустить через сито».

Следом происходит поиск условий, механизмов, средств и способов деятельности, всё это нужно для перехода исходного факта в желаемый, именно здесь может родиться идея преобразования, ну а если этого не произошло, тогда нужно прибегнуть к заимствованию выдвинутых кем-то идей, которые нужно сделать родными, освоить по мере сил и модифицировать в соответствии с условиями.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/metody_issledovaniya_v_pedagogike/ideya_zamysel_i_gipoteza_kak_teoreticheskoe_yadro_issledovaniya/

Теоретическое ядро исследования и его составляющие

Провести полноценное исследование не так просто, если не обладать глубоким пониманием каждого из этапов процесса. Остановимся подробнее на теоретическом ядре исследования и его составных частях.

Формирование гипотезы

По какому примерному плану проводится любое исследование? Для исследователя его открытие, пусть даже и небольшое, это всегда прорыв, сделанный в новом, пока еще не исследованном направлении.

За определением задачи, постановкой тестов и интерпретацией результатов следует чисто техническая часть: инструментовка, подтверждение истинности сделанных выводов и реализация нового, внедрение его в практику.

Промежуточным действием исследователя может быть рождение гипотезы, подтвержденного предположения о том, какие способы и методы наиболее эффективны в плане достижения результата.

Определение 1

Гипотеза в педагогике – это, фактически, форма движения к новому и еще неисследованному, что требует проведения глубоких обобщений и некоторого «предвидения».

В качестве такого «предвидения» может выступать ретроспекция, анализ прошлого, учет имеющихся тенденций, прогнозирование будущих результатов на основе ретроспективного анализа и понимания тенденций. При этом предвидение не является прогнозом.

Оно охватывает все невыявленные элементы и связи прошлого и настоящего, но не может гарантировать предсказанный ход событий.

Выдвижению гипотезы предшествует большой по объему пласт работы, который может включать:

  • изучение дел;
  • проведение диагностирования (опросы, тесты, анкетирование).

Если говорить о процессах, которые протекают в нервной системе исследователя, то тут имеет значение не только возможность к конструированию знаний и переконструированию опыта. Важна также способность проводить анализ научных данных, учитывать теории и доктрины, последовательно продвигаться от основной идеи к новому замыслу, который впоследствии станет гипотезой.

В процессе выдвижения гипотезы важное значение отводится подбору фактов. Причем говорим мы здесь о факте не как о научном термине, а как о явлении.

Определение 2

Явление – это момент бытия, эмпирическая единица знания, которая используется для выявления связей и взаимодействий.

Определение 3

Факт в педагогике и психологии – это связи между условиями среды и особенностями развития личности, которые удалось зафиксировать путем наблюдения или проведения исследований.

Из этих двух определений следует, что факт является отражением большого количества явлений, выявляет связи и закономерности, проводит обобщение и выдвигает предположения на основе выявленных сходных явлений.

Примерами педагогического или психологического фактов могут быть зависимости между авторитетом педагога и эффектом его воздействия на воспитуемого, между интеллектуальной активностью учеников и уровнем их развития и проч.

Фактами в ходе подготовки теоретической части исследования могут стать и отдельные теории.

Чем более полной будет фактологическая база, тем проще будет сделать верные выводы в ходе исследования или анализа, выделить ключевую идею на подготовительном этапе.

Рождение идеи происходит на том этапе накопления фактов, когда выявляются противоречия между существующими явлениями и их интерпретацией, т.е. появляется потребность в создании и проверке новой теории. Из идеи уже выкристаллизуется замысел исследовательской работы.

Например, выявив факт неуспеваемости, мы можем провести диагностику ее причин.

Это становится основой замысла системы по предотвращению неуспеваемости, а впоследствии темой для исследовательской работы, так как систему надо будет не только создать, но также опробовать и внедрить.

Еще одним примером может служить проблема разобщенности институтов, которые занимаются воспитанием и образованием ребенка, наличие самых противоречивых влияний на подрастающее поколение. Идеей работы здесь может стать интеграция воспитательных усилий. В качестве замысла можно назвать сразу несколько направлений работы:

  • сделать учебные заведения открытой системой;
  • создать социально-педагогические комплексы;
  • создать благоприятную воспитательную среду по месту жительства.

Замысел и теоретическое ядро исследования

Идея, замысел и гипотеза – это три ступеньки исследования. Сформулировав идею, исследователь мысленно развивает ее и приходит к замыслу. Идеальное воображаемое воплощение замысла становится базой для создания и проверки гипотезы, которая представляет собой возможные пути и способы получения нужных результатов.

При кажущейся простоте процесс «рождения» идеи и ее трансформация в гипотезу — это самый сложный творческий элемент исследования. Это ядро исследования, вокруг которого строится все остальное.

Важным аспектом проведения работы является тот факт, что творчество – это антипод выполнения шаблонных действий. Вот почему важно за стремлением соблюсти все формальности не потерять того творческого подъема, который сопровождает все открытия.

В настоящее время в образовании существуют две основные тенденции. Это стремление развивать творческое начало и тяга к технологизации. Эти тенденции не стоит считать взаимоисключающими. Оба подхода используются для решении специфических задач.

Технологический подход предполагает решение задач, связанных с определенными, типовыми ситуациями, выбором оптимальных параметров. Творческий подход – это способность находить решения в проблемных ситуациях, которые являются новыми и неизвестными для человека.

Так как исследование – это всегда шаг в неизвестность, то исследователю необходимы оба эти подхода. И если говорить про педагогическое исследование, то тут для творчества важны сразу два начала – интуитивное и логическое. Связано это с тем, что педагогическое творчество предполагает проведение переработки как знакомых фактов, так и информации, которая имеется на подсознательном уровне.

Бывает так, что решение вопроса приходит неожиданно в виде готового знания о деятельности и ее возможных результатах.

При этом не стоит забывать о логике и надеяться лишь на озарение, так как логическое начало «подталкивает» интуитивное к поиску нужных ответов.

Для полного раскрытия интуитивного знания важно создать для педагога оптимальную среду, в которой специалист сможет сочетать имеющийся у него багаж знаний, накопленный опыт и догадки.

Подготовкой к творческому прорыву можно считать логически выведенные умозаключения, которые последовательно приводят к озарению и нахождению новых эффективных путей решения вопросов. Фактически, это алгоритм действий, который объединяется в технологию подготовки творческого решения.

Эта технология включает зарождение идеи, разработку замысла, поиски реализации задумки, которые приводят к формулировке гипотезы. В каждом конкретном случае этот алгоритм может слегка видоизменяться, но эта примерная последовательность всегда будет иметь место.

Результат поиска, новизна проблем и решений напрямую зависит от того, появится ли у исследователя идея нововведения. Эта идея является толчком в неизвестное, где и делаются все открытия.

Поиск идеи нововведения – это глубоко интимный процесс, в основе которого лежат интуиция, опыт, логика, экспериментальные данные. Стимулировать этот процесс можно путем ознакомления с другими педагогическими открытиями, их углубленного анализа.

При анализе работ в качестве источника идей могут быть использованы исходные факты и доводы, которые не удовлетворяют исследователя. Например, быстрое ухудшение состояния здоровья подростков. Приведенная в работе оценка исходных данных может быть поверхностной или субъективной.

Для того, чтобы сделать свои выводы, можно дать оценку изложенным исходным педагогическим фактам, выделить основные положения и оценить их на основе проверенных положений, которые не принимались в расчет при проведении исследования. Вслед за этим необходимо найти условия, средства и способы предложить свое видение.

Если преобразовать факты и сделанные на их основе выводы не получается, тогда можно заимствовать уже выдвинутые другими исследователями идеи и модифицировать их в соответствии с имеющимися условиями.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/metody-issledovanija-v-pedagogike/teoreticheskoe-jadro-issledovanija/

Творческое ядро исследования

Творческое ядро исследования — так мы условно назвали его сердцевину, основной блок, от наполнения которого, собственно, и зависит, состоится ли подлинное исследование или будет лишь его имитация.

Читайте также:  Понятие и структура организационной культуры - справочник студента

Ведь очень часто все внешние атрибуты научного поиска в постановочных и отчетных документах исследования присутствуют: определена тема, проблема, объект, предмет, цель, задачи, сформулирована гипотеза, обоснована методика, проведен эксперимент, но обнаруживается, что в выводах ничего нового нет, что в лучшем случае это была полезная для его участников тренировка, простое «повторение пройденного», когда еще раз доказывается уже известное. Все зависит решающим образом от того, возгорелись ли искры творчества, родилась ли идея, претворенная в замысел, воплотился ли последний в содержательной гипотезе и, конечно, еще и от того, насколько корректно была организована ее проверка.

Творческое ядро исследования — сложное образование, своего рода суперблок, логику которого, как всякого творческого процесса, обозначить можно весьма условно. Однако мы все же попытаемся это сделать, чтобы дать начинающим исследователям, хотя бы понятие об основных элементах и контурах процесса, его внутренней динамике и логике развития.

Условно мы выделяем в этой части исследования четыре блока:

  • 1. Эмпирическая база (факты и их первичная интерпретация) и теоретическая платформа исследования.
  • 2. Идея и замысел преобразований.
  • 3. Рождение и совершенствование гипотезы.
  • 4. Прогнозирование, моделирование и проектирование преобразований.

Первоначальный анализ ситуации, диагностика и изучение опыта должны завершиться четким фиксированием исходных для данного исследования фактов и установлением, почему эти факты не устраивают исследователя, образовательное сообщество, государство, т. е. осознанием возникших между новыми требованиями (должное) и существующим (сущее)состоянием противоречий, а также осознанием того, к чему следует стремиться (искомый, желаемый, потребный факт) (см. схему 4).

Схема 4. Творческое ядро исследования (факт, идея, замысел, гипотеза, включая способы ее проверки)

Для этого может потребоваться дополнительное изучение и анализ документов, творческих материалов исследований в педагогике и смежных науках. Необходимо только иметь в виду, что научное понимание факта отличается от его обыденного понимания как явления, события.

Последние становятся научным фактом, когда установлено, что они повторяются, когда дано их первоначальное научное толкование. Факт — понятие, фиксирующее эмпирическое педагогическое знание. А. С.

Макаренко утверждал, что объектом педагогического исследования является именно педагогический факт.

Научно-педагогический факт — это фрагмент опыта педагогической действительности и этим он близок к педагогическому событию.

Однако факт — это осознанное исследователем, отрефлекси- рованное событие, «отражающее и фиксирующее в действиях, поступках, суждениях педагога и других субъектов педагогического взаимодействия устойчивую закономерность педагогической действительности» [Н. В. Бордовская, с. 144].

Научными фактами можно признать перегрузку учащихся, дефицит двигательной активности (гиподинамия) детей и подростков, резкий спад интереса к чтению научной и художественной литературы у молодежи, катастрофическое падение здоровья детей и молодежи и др.

После установления исходного и потребного фактов и уточнения проблемы следует выявить и зафиксировать важнейшие теоретические положения, которые отражают современную трактовку поставленной проблемы и служат теоретической платформой (концептуальной базой) исследовательского поиска.

Эта процедура исследователям-практикам дается непросто, хотя после пояснений они почти всегда обнаруживают, что эти положения они хорошо знают. Подчеркиваем, речь идет прежде всего об общепризнанных в науке положениях, своего рода научных аксиомах как отправных, опорных положениях для последующих построений и поисков.

Если, например, речь идет о социокультурной модели образования или о развивающей социокультурной среде, то в содержание теоретической платформы могут войти такие положения, как «изо- морфность структуры культуры и структуры образования», «ядром культуры являются общечеловеческие ценности и идеалы», «механизмы социокультуного наследования связаны с традициями», «в содержание современного образования входят все основные элементы культуры: научное знание, искусство, обыденное знание, религия», «развитие культуры обеспечивает ее инновационный элемент, связанный сегодня с переходом к постиндустриальной информационной культуре».

Если идет процесс проектирования школы валеологической направленности, то нужно включить в теоретическую платформу такие положения, как «здоровье человека — высшая ценность семьи, общества и самого человека», «необходимо обеспечить здоровый образ жизни и культуру здоровья подрастающего поколения», «здоровье — понятие комплексное, оно включает соматическое, психическое и нравственное здоровье».

Источник: https://studme.org/212264/pedagogika/tvorcheskoe_yadro_issledovaniya

Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования

Исследователь подготавливает ʼʼпрорывʼʼ, после того как определил задачи, открытие пусть само по себе маленькое, но всœе последующие этапы будут сопровождаться ступенями движения к инструментовке, утверждению истинности и в дальнейшем реализации открытия. Результатом всœᴇᴦο открытия выступает гипотеза – подтверждённого предложения, о том как, какими путями, за счёт чᴇᴦο можно получить конечный результат. Гипотеза про в форме движения к изучению нового, более глубоким обобщениям на основе предвидения.

Для выдвижения гипотезы требуется не только тщательное исследования дела, научная точность, но и диагностирование ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ заключается в опросах, тестированиях, заполнение анкет и других методах, к которым обращаются психология и педагогика.

Сложный и мало изученный процесс – ϶то формирование гипотезы в сознание исследования. Понятно, что в психологическом плане используются не только возможности к конструированию и переконструированию знаний. Если рассуждать логически, то происходит движение от анализа научных фактов, теорий и главнои̌ идеи преобразования и новому замыслу, которые в последующем преобразовываются в гипотезу.

Отсюда следует, что, возникает необходимость обратиться к вопросу о научном факте. Факт как научный термин не стоит смешивать с явлением.

Явление-момент бытия, эмпирическая единица знания, выявления связей и взаимодействий, а факт – ϶то отражение многих явлений и связей, их обобщение — результат идеализации, предположения о том, что всœе похожие явления, связи, отношения принадлежат к данному классу явлений.

К примеру, зависимость между авторитетностью педагога и воспитательным эффектом ᴇᴦο воздействия, между интеллектуальнои̌ активностью обучаемых и развитием, между степью воспитательных явлений среды и результатами воспитания — ϶то эмпирические факты.

В качестве фактов могут быть и отдельные теории. Богатая фактологическая база необходима полноты и достоверности фактов, хотя и недостаточно достоверности выводов.

Ключевая идея возникает по мере накопления фактов, которые противоречат существующим объяснениям, следовательно, рождается потребность в новой теории. Возникла идея: неуспеваемость и диагностика её причин; и возник замысел: на основе конкретнои̌ диагностики неуспеваемости разработать систему предотвращения неуспеваемости.

Замысел и теоретическое ядро исследования

  • Продвижение ключевой идеи связано с мысленным развитием замысла, ᴇᴦο идеальным воображаемым в виде гипотезы, имеющей мысли о путях и методах решения возникших задач.
  • ʼʼРождениеʼʼ идеи, развитие её в замысле, а следом раскрытие её гипотезы, ϶то и есть самый сложный творческий элемент исследования, а по другому ϶то можно назвать ядром, прорывом к новому.
  • В определённом смысле творчество ϶то антипод деятельности по алгоритму. Во всём мире за долгий период преобразований в образовании возникло две тенденции:
  • стремление к творчеству
  • тяга к технологизации

Считать эти две тенденции взаимоисключающими ϶то глубокое заблуждение. Нужно отметить, что каждый подход служит решения специфического класса задач: технологический подход – решения типовых, стандартных задач, оптимальных параметрах в достаточно определённых ситуациях. Творческий подход – решения новых задач с проблемными ситуациями. Но бывают такие задачи, где эти два подхода взаимодействуют. Дело в том, что в педагогическом творчестве тесно связаны два начала: логическое и интуитивное; ϶то всё объясняется ᴛᴇᴍ что, педагогическое творчество работает на основе отличнои̌ переработки не только знакомых фактов, но и заложеннои̌ на подсознании информации. С первого взгляда, педагогическое решение приходит неосознанно в виде готового знания о возможности деятельности, но следует помнить, что логическое начало имеет огромное влияние на формирования интуитивного.

Интуиция педагога ϶то в первую очередь накопленные им знания, особенности ᴇᴦο профессионального мышления, важно создать нᴇᴦο оптимальную среду, где педагог сможет сочетать знания и догадки.

Подготовительные звенья творческого прорыва ϶то логически выведенные шаги в творческом акте, которые методствуют творческого прорыва и закреплению его. Судя по ϶тому, можно сказать что, технология подготовки творческого решения ϶то алгоритм действий.

Технология самого творческого акта включает в себя рождение идеи, разработку замысла и ᴇᴦο развёртывание ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ перетекает в гипотезу, можно говорить только условно, так как нет жёсткого алгоритма, а имеет примерную последовательность.

И всё же, какая ʼʼтехнологияʼʼ? Результат поиска, присутствие в нём хотя бы маленький процент новизны зависят от того, появилась ли у исследователя идея открытия (нововведения).

ʼʼИдеяʼʼ — ϶то мысли о преобразования, толчок от неизвестного к новому. Рождение идеи – ϶то индивидуальный процесс и глубоко интимный, в основе которого лежат интуиция, мысли, опыт, логика и, конечно, эксперименты.

Данный процесс можно стимулировать путём анализа многих педагогических открытий.

Во-первых, можно обратиться к исходному факту, в котором зафиксированы существующие доводы, но не удовлетворяющее нас, например: очень быстро ухудшается здоровья подростков или снижается уровень учебно-познавательнои̌ ситуации и т.д. Первая оценка исходных данных убеждает, что в основном неблагополучие отражается на всœех субъектах педагогического процесса: и дети, и родители, и педагоги.

После анализа и после того, как будет дана оценка исходным педагогическим фактам, нужно правильно выделить и зафиксировать главные положения (аксиомы, постулаты), в качестве берутся хорошо проверенные положения, которые в ϶том исследовании не проявляются.

Для того чтоб исходный факт приобрел нужное состояния ᴇᴦο необходимо неоднократно проанализировать, или как говорят: ʼʼпропустить через ситоʼʼ.

Следом происходит поиск условий, механизмов, средств и методов деятельности, всё ϶то нужно перехода исходного факта в желаемый, именно здесь может родиться идея преобразования, ну а если не произошло, тогда нужно прибегнуть к заимствованию выдвинутых кем-то идей, которые нужно сделать родными, освоить по мере сил и модифицировать в соответствии с условиями.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/18997_ideya_zamysel_i_gipoteza_kak_teoreticheskoe_yadro_issledovaniya

Логическая структура исследования План 1.Понятие о логике исследования 2.Проблема и тема исследования 3.Объект и предмет исследования 4.Цель и задачи исследования. — презентация

1 Логическая структура исследования План 1.Понятие о логике исследования 2.Проблема и тема исследования 3.Объект и предмет исследования 4.Цель и задачи исследования 5.Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования

  • 2 Логика исследования – последовательность исследовательских шагов, которые должны привести к истинным результатам последовательность исследовательских шагов, которые должны привести к истинным результатам
  • 3 Этапы конструирования логики исследования постановочный собственно исследовательский оформительско — внедренческий
  • 4 Постановочный Проблема Проблема Тема Объект Предмет Научные факты Исходная концепция Идея и замысел Гипотеза Цель и задачи исследования
  • 5 Собственно исследовательский отбор методов отбор методов Проверка гипотезы Конструир ование предварит ельных выводов Их опробование и уточнение Заключительный вывод
  • 6 Оформительско — внедренческий Апробация Оформление работы Внедрение результатов в практику
  • 7 Объектная область исследования Дошкольное воспитание, учебный процесс в средней или высшей школе информатизация Гражданское и нравственное воспитание Процесс непрерывного образования и др.
  • 8 Объективные: значимость значимость Наличие нерешенных проблем Наличие нерешенных проблем Новизна и перспективность Новизна и перспективностьСубъективные: Образование Образование Жизненный опыт Жизненный опыт Склонности, интересы исследователя Склонности, интересы исследователя Факторы выбора объектной области исследования
  • 9 Исследовательская проблема Проблема – мост от известного к неизвестному, конкретное «знание о незнании» (проблему можно обнаружить, только хорошо ориентируясь в определенной области, только сопоставляя уже известное и то, что нужно обнаружить) мост от известного к неизвестному, конкретное «знание о незнании» (проблему можно обнаружить, только хорошо ориентируясь в определенной области, только сопоставляя уже известное и то, что нужно обнаружить) Сущность проблемы – Противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов Противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов

10 «Когда сможем сформулировать проблему с полной четкостью, мы будем недалеки от ее решения» «Когда сможем сформулировать проблему с полной четкостью, мы будем недалеки от ее решения» У.Р. Эшби «Часто правильно поставленный вопрос означает больше, чем решение проблемы наполовину» «Часто правильно поставленный вопрос означает больше, чем решение проблемы наполовину» В. Гейзенберг

  1. 11 Две процедуры перехода от практической задачи к научной проблеме Определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу Установить, имеются ли эти знания в науке
  2. 12 Заключенное в проблеме противоречие должно найти отражение в теме, формулировка которой одновременно фиксирует и определенный этап уточнения и локализации (ограничения рамок) проблемы Заключенное в проблеме противоречие должно найти отражение в теме, формулировка которой одновременно фиксирует и определенный этап уточнения и локализации (ограничения рамок) проблемы
  3. 13 Примеры противоречия тем социально-педагогических исследований Самоутверждение личности в разновозрастном коллективе Взаимосвязь управления и самоуправления в воспитательной системе Свобода личности и педагогическое требование Подросток как объект и субъект воспитания
  4. 14 Объект и предмет исследования Объект исследования в педагогике и психологии – это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя Предмет исследования – это точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Определенный аспект изучения объекта
  5. 15 Цель и задачи исследования Цель – это обоснованное представление об общих и конечных результатах исследования Задача – это цель преобразования конкретной ситуации или ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели
  6. 16 Основные группы задач историко – диагностическая (связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования); теоретико – моделирующая (с раскрытием структуры сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования) практически – преобразовательная (с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса и с разработкой практических рекомендаций)
Читайте также:  Юридическое значение конституции российской федерации - справочник студента

17 Коммуникативная деятельность учителя как условие гуманизации образования старших школьников 1.Провести теоретический анализ состояния коммуникативной деятельности учителя в зарубежной и отечественной педагогике. 2.

Определить содержание, структуру, функции и критерии эффективности коммуникативной деятельности учителя, ее гуманистической направленности. 3.На основе анализа коммуникативной деятельности учителя как условия гуманизации процесса образования разработать и экспериментально проверить программу гуманизации коммуникативной деятельности учителя. 4.

Выработать систему (способы, формы) освоения учителем гуманизированной коммуникативной деятельности в процессе образования.

18 Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования Гипотеза – обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. В форме гипотезы проявляется реальное движение познания к новым, более глубоким обобщениям на основе предвидения (осуществляется в виде анализа прошлого, выявления его тенденций на будущее).

19 «Предвидение есть по своему существу операция над прошлым» «Предвидение есть по своему существу операция над прошлым» У.Р. Эшби

20 Для выдвижения гипотезы необходимы: Тщательное изучение состояния дела; Тщательное изучение состояния дела; Научная компетентность; Научная компетентность; Диагностическое обследование. Диагностическое обследование.

21 По мере накопления фактов (отражения многих явлений и связей, их обобщение, предположения о том, что все эти явления, связи, отношения принадлежат к данному классу явлений,) возникает потребность в новой теории, которая зарождается в виде ключевой идеи и замысла ее осуществления. По мере накопления фактов (отражения многих явлений и связей, их обобщение, предположения о том, что все эти явления, связи, отношения принадлежат к данному классу явлений,) возникает потребность в новой теории, которая зарождается в виде ключевой идеи и замысла ее осуществления.

22 Оформление гипотезы А.Д. Ботвинников отмечает, что гипотезу желательно формулировать по схеме: А.Д. Ботвинников отмечает, что гипотезу желательно формулировать по схеме: «Если…, то…, так как…». «Если…, то…, так как…».

Использование указанной «понятийной цепочки»:исходный факт – проблема – исходные концептуальные положения – идея – замысел – гипотеза – желаемый результат (прослеживается в новаторском опыте и инновационных поисках) Использование указанной «понятийной цепочки»:исходный факт – проблема – исходные концептуальные положения – идея – замысел – гипотеза – желаемый результат (прослеживается в новаторском опыте и инновационных поисках)

23 Пример опыта педагога – новатора, московской учительницы С.Н. Лысенковой Исходный факт и проблема: уже в 1-ом классе ученики сталкиваются со сложными для них темами, не справляются с ними и начинается хроническое отставание.

Исходный факт и проблема: уже в 1-ом классе ученики сталкиваются со сложными для них темами, не справляются с ними и начинается хроническое отставание. Ведущие концептуальные положения: необходим надежный и успешный «старт» в обучении, условием чего является опора на хорошо усвоенное, преемственность в обучении.

Ведущие концептуальные положения: необходим надежный и успешный «старт» в обучении, условием чего является опора на хорошо усвоенное, преемственность в обучении.

Если (идея и замысел – ядро гипотезы) перейти к «опережающему» обучению, обеспечить ознакомление с материалом «трудных» тем на ряде предшествующих уроков, Если (идея и замысел – ядро гипотезы) перейти к «опережающему» обучению, обеспечить ознакомление с материалом «трудных» тем на ряде предшествующих уроков, то (желаемый, искомый результат) можно осуществить действенную профилактику неуспеваемости, то (желаемый, искомый результат) можно осуществить действенную профилактику неуспеваемости, так как (объяснение эффекта) это значительно обеспечит надежный и успешный «старт» в образовании каждому школьнику. так как (объяснение эффекта) это значительно обеспечит надежный и успешный «старт» в образовании каждому школьнику.

24 Закрепление: Почему основную работу по конструированию логики исследования следует проделать в начале работы? Почему основную работу по конструированию логики исследования следует проделать в начале работы?

25 Какой из этапов конструирования логики исследования более подвижный и почему? Какой из этапов конструирования логики исследования более подвижный и почему?

26 Охарактеризуйте компоненты научно-педагогического поиска Охарактеризуйте компоненты научно-педагогического поиска

27 Домашнее задание: Определить тему, объект, предмет, цель и задачи, гипотезу по теме своего исследования (курсовой работы). Определить тему, объект, предмет, цель и задачи, гипотезу по теме своего исследования (курсовой работы). Выполнить задание в рабочих тетрадях к следующему уроку. Выполнить задание в рабочих тетрадях к следующему уроку.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/756031/

Категориально-понятийный аппарат и структура исследования — PDF Скачать Бесплатно

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Федоров Б.И. Прогностическая функция философии образования И.Кант отмечал, что философия остается той единственной наукой, которая «как бы замыкает научный круг и благодаря ей науки впервые только и получают

Подробнее

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» Цель освоения дисциплины «История и философия науки»: освоение аспирантами основного понятийного аппарата, необходимого при осмыслении истории и философии науки, развитие их

Подробнее

МАСТЕР-КЛАСС Методологические основы написания исследовательских работ Цель: изучить основные понятия, цели, основные этапы работы над исследованием, методы исследования на разных этапах, структуру исследовательской

Подробнее

Диссертация Ибрагимовой Таисы Вахидовны «Подготовка будущего учителя к эколого-просветительской деятельности в школе» является научноквалификационной исследовательской работой с четко сформулированной

Подробнее

непонимание некоторыми руководителями предприятий Уральского региона актуальности получения дополнительного профессионального образования, развития профессионально важных качеств своих сотрудников. Практическую

Подробнее

7. Материалы по системе промежуточного и итогового тестирования По теме 1. Парадигмы, теории и понятийный аппарат в социологическом исследовании 1. Понимание парадигмы исследования. 2. Теоретические и

Подробнее

Проектная деятельность в школе Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий

Подробнее

— это процесс познания нового явления и раскрытия закономерностей изменения изучаемого объекта в зависимости от влияния различных факторов для последующего практического использования этих закономерностей.

Подробнее

Конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» по направлению «Психология» Хачатурова Милана Радионовна Стакина Юлия Михайловна 15 декабря 2017 года Структура работы 1. Титульный

Подробнее

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ Ларькина Е.В. Детская школа искусств 17 Октябрьского района, г. Самара Современная парадигма образования требует инновационного подхода к образовательному процессу.

Подробнее

Министерство образования и науки Российской Федерации Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт «Утверждаю» и.о. ректора Яценко А.И. 2011г. АННОТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Подробнее

ИННОВАЦИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «Далеко не все новое прогрессивно. Прогрессивно то, что эффективно!» Учреждения дополнительного образования по своей сути являются инновационными, т.к. творческая

Подробнее

О СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 3 2017 Г.Д. Бухарова, профессор кафедры информационных систем и технологий федерального государственного автономного образовательного учреждения «Российский

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА г. СТАВРОПОЛЯ» ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Формирование социальной компетентности

Подробнее

2. Гареев Р. Т. Многомерные эвристические диалоги в креативном инженерном образовании. М., 2004. 3. Зиновкина ММ, Креативное инженерное образование: Теория и инновационные креативные педагогические технологии.

Подробнее

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Подробнее

Направление подготовки 37.06.01 «Психологические науки» Аннотация рабочей программы учебной дисциплины Б1.Б.01 «Иностранный язык» Цель освоения учебной дисциплины: выработать способность к критическому

Подробнее

Семинар «Технологическая карта урока, формирующего универсальные учебные действия» Цель: приобретение знаний педагогами МБОУ ООШ 3 в проектировании технологической карты урока, используя алгоритм еѐ конструирования.

Подробнее

Методология научных исследований Важно различать такие понятия, как методология и метод. Методология — это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Метод — это совокупность

Подробнее

Научно методический семинар «Методы педагогического исследования» Метод (от греч. metohos путь исследования, теория, учение) способ достижения какой либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов

Подробнее

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» Цель освоения дисциплины «История и философия науки»: освоение аспирантами основного понятийного аппарата, необходимого для осмысления истории и философии науки, развития их

Подробнее

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева Кафедра теории и практики иностранных языков МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ОП «6М011900- Иностранный язык: два иностранных языка» Выпускнику данной образовательной

Подробнее

Тесты по дисциплине «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» 1. создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее

Подробнее

. Наталья Тарасова, Ирина Пастухова ТОП -10 МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАТРУДНЕНИЙ И ПРОБЛЕМ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Устойчивое инновационное развитие общеобразовательной школы как социального института обусловлено

Подробнее

Муниципальное автономное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, городского округа Балашиха «Санаторно-лесная школа «Полянка» Исследовательская

Подробнее

ОТЗЫВ официального оппонента доктора педагогических наук, профессора Олениной Галины Владимировны на диссертацию Ботковой Виктории Константиновны на тему «Формирование карьерных стратегий молодежи в условиях

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. АНЖЕРО

Подробнее

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ А.Р. Бикмуллина Казанский государственный финансово-экономический институт, г. Казань, Россия kzn13622@yandex.ru Профессиональный

Подробнее

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (на примере учебной дисциплины «Электроника») Методология организации образовательного процесса при

Подробнее

Введение Сегодня общество переживает сложный период социальноэкономического реформирования. Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Он не может быть осуществлен директивой. Он зависит от каждого

Подробнее

ОТЗЫВ официального оппонента на диссертацию КОВАЛЕНКО ТАТЬЯНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ на тему: «Моделирование взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования», представленную на соискание

Подробнее

КУРС «ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» (Бабич Е.Н.) Наука и основные формы организации научных знаний Знание нужно человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования

Подробнее

Отзыв официального оппонента на диссертацию Магомедовой Марины Гаджиевны на тему: «Социокультурные и дидактические ресурсы адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях национального

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/65490563-Kategorialno-ponyatiynyy-apparat-i-struktura-issledovaniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector