Профессия педагога является одной из самых важных во все времена. Ведь именно первый учитель играет важную роль в жизни ребёнка и влияет на формирование будущей личности. Наставник не только даёт необходимые знания, но и воспитывает в ребенке моральные и нравственные качества, принципы поведения, а также формирует взгляд на жизнь.
- Если проследить образ учителя в России по фото и историческим фактам на протяжении нескольких столетий, то можно увидеть одну закономерность — времена менялись, а роль педагога в жизни каждого человека неизменно оставалась важна.
- В царской России фигура учителя воспринималась через образ наставника и примера для подражания.
Особенно любили приглашенных учителей из-за границы. Зарубежные педагоги обучали русских детей языкам, точным наукам, манерам.
Заграничные коллеги наших педагогов считались более образованными, а, следовательно, и знания их считались более ценными. К сожалению, не все они должным образом исполняли свой долг. С виду обеспеченные и интеллигентные преподаватели очень часто оказывались ненадёжными и безответственными.
Отечественные же педагоги получали меньше своих иностранных коллег, хотя порой уровень знаний у них был выше. Да и до детей информацию им донести было намного легче.
Но что поделаешь, в то время была мода на всё иностранное, в том числе и на образование и учителей. Кто побогаче, старались своим детям выписать педагога из-за рубежа.
От работы учителя во многом зависит, каким будет следующее поколение, какие ценности будут присутствовать в мировоззрении детей. Октябрьская революция внесла свои коррективы не только в общественные отношения и народные настроения, но и в систему образования: оно стало более доступным.
Педагоги были уже чисто российского происхождения. С особым усердием они учили своих подопечных, строго спрашивали с учеников пройденный материал.
- С особым терпением преподаватели учили детей из простых семей и не только малышей, но и взрослых.
- Первые послереволюционные годы соединили в себе направленность на «трудовую школу» и идеи «свободного» воспитания.
- Учителя были примерами всесторонне развитых личностей, которые на своём примере старались привить тягу к знаниям своим ученикам.
- Главной концепцией, которой следовал педагог, было подготовить детей к будущей работе, а также привить им на своём примере любовь к труду и свободе.
Однако на каждом историческом отрезке времени учителя меняются. Ценности и мировоззрение в обществе сменяются. Это откладывает определённый отпечаток на требования к педагогу, на его отношения с учениками и другими людьми. Особенно это заметно в советские годы.
- На образ учителя в этот период оказывает внутренняя политика государства.
- В период СССР он представляет собой передового представителя народа.
Практически не подверженный критике педагог в советское время имел образ государственного человека. Учитель считался идеальным образом для подражания.
- В советские годы деятели образования боролись за каждого ученика, не важно, ребёнок он или взрослый, решивший наверстать упущенное в детстве.
- Каждый педагог болел своей профессией и считал долгом привить каждому любовь к Родине и к знаниям.
Во время СССР образ учителя был необыкновенно прекрасен. Профессия эта была особо почётной.
- Главной задачей педагога было вдохновлять людей к новым знаниям, чтобы ученикам хотелось брать пример со своих учителей.
Конечно же, не всё так идеально, и в советские годы были исключения. Не все педагоги преследовали высокие цели. Но в целом они обладали высокими моральными качествами.
Любовь к детям, преданность своему делу, активная гражданская позиция — это главные отличительные черты педагогов XX века.
Значимость учительского труда зависит напрямую от ценности образования в обществе. Время идёт, всё изменяется и общество в том числе. Переход России в новую экономическую формацию не поменял нравственный образ педагога.
Однако статус учителей в обществе претерпел заметные изменения. Труд педагогов стал малооплачиваемым.
Уважения к учителям стало меньше. Образование в новом столетии воспринимается не как что-то «высокое», а как само собой разумеющееся, бытовая услуга.
- Но надо сказать, что нравственный образ деятелей образования со времён Советского Союза изменился не слишком сильно.
- Главными качествами в преподавательской деятельности по-прежнему остались любовь к детям и к своей профессии.
- Тяга к знаниям и постоянное самосовершенствование — вот главные черты, которые характеризуют современных педагогов.
Общество должно проникнуться уважением к ним, признать их значимость в жизни подрастающего поколения. Ведь именно учителя помогают нашим детям своим примером понять, как вести себя в современном мире.
Источник: https://melkie.net/podborki/obraz-uchitelya-v-rossii-foto.html
Великие учителя, изменившие отношение школы к детям
Все родители надеются, что школа поможет малышу стать творческим, всесторонне развитым человеком. На вопрос «как воспитать гармоничную личность» учителя ответили еще в эпоху Возрождения, когда образование было привилегией. Эразм Роттердамский, Рабле, Монтень знали: хороший педагог уважает ребенка и верит в него. В 17-м веке великий чешский педагог Ян Коменский доказал: «У ребенка надо пробудить интерес к учебе, используя чувства, разум и веру». Француз Руссо основой воспитания считал свободное развитие. Но только в начале 20-го века благодаря педагогам-новаторам эти идеи нашли массовое воплощение, а традиционная школа повернулась лицом к ребенку и прислушалась к его мнению.
Ближе к жизни
ЧИТАЙ ТАКЖЕ — Обучение детей школьного возраста дома
Герберт Спенсер (1820–1903) – английский ученый-эволюционист. Критиковал книжное образование и механическую зубрежку. «Образование должно приносить практическую пользу, – писал он, – обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка».
От условий жизни ребенка и влияния, оказанного на него в детстве, зависит, каким человеком он вырастет. Спенсер говорил о необходимости «развивать всего человека». Автор книги «Воспитание: умственное, нравственное, физическое» (1861). Сторонник нравственного воспитания, применял принцип естественных последствий.
Дети на своем опыте должны ощущать, к чему ведут их поступки. Поскольку хороший поступок приносит радость, а плохой приводит к неприятностям, нравственный человек стремится к хорошим поступкам и избегает дурных. Такой подход развивает внутреннюю дисциплину и формирует характер ребенка.
Педагогическая цель Спенсера – создать такую личность, которая будет управлять собой, а не такую, которой будут управлять другие.
«Правильная деятельность лучше всего обеспечивается в жизни, когда познаются дурные и хорошие последствия поступков, а не тогда, когда принимают их на веру с чужих слов». Г. Спенсер
Свободное образование
Эллен Кей (1849–1926) – шведская общественная деятельница, активистка движения за права женщин, охрану материнства и детства. Сторонник свободного воспитания, автор книги «Век ребенка» (1899). Эллен Кей считала, что изменения в мировоззрении человека приводят к изменениям в обществе. Ребенку необходим мир, в котором он сможет свободно развиваться.
Нужно предоставить природе ребенка «спокойно и медленно помогать самой себе». Лозунг «Жить ради детей» Кей заменила новым: «Дайте жить детям». Педагогика, по ее мнению, должна не подстраивать ребенка под окружающий мир, а помогать ему раскрываться. Свободная личность будет отстаивать свои права и идеалы, встречаясь со злом и несправедливостью.
Это направление педагогики опиралось на теорию Льва Толстого о свободном образовании.
«Взрослый человек сошел бы с ума, если бы какой-нибудь шутник-титан вздумал в течение одного только дня так общаться с ним, как он целые годы обращался со своим ребенком». Э. Кей
Обучение действием
Джон Дьюи (1859–1952) – американский философ, социолог, психолог. Основоположник прагматизма. Автор книги «Школа и общество» (1899). Основная идея: «Ребенок является центром педагогической вселенной, и все средства образования должны вращаться вокруг него». Идеи Дьюи вдохновляли первых советских педагогов, создавших в 1920-е годы единую трудовую школу.
Позже, при Сталине, утвердилась авторитарная модель школы. В 2000 году был издан полный перевод труда Дьюи «Демократия и общество» (1936). Дьюи предлагал превратить школу в модель демократического общества. Рассматривал образование не как подготовку к взрослой жизни, а как саму жизнь. Для этого школьную жизнь нужно приблизить к повседневной.
Образование по Дьюи – не ограничение, налагаемое на ребенка, а содействие его развитию. В обычной школе ребенок получает знания, а потом учится их применять. У Дьюи ребенок, сталкиваясь с проблемами, решает их, получая нужные знания и навыки. Педагогическая программа строится, исходя из интересов, способностей, потребностей и уровня развития ученика.
Цель – научить ребенка самоконтролю, создавая ситуации, которые требуют активного действия.
«Мышление – единственный метод обучения, который можно назвать по-настоящему умным, так как он использует и обогащает ум». Д. Дьюи
Стремление к истине
Рудольф Штайнер (1861–1925) – австрийский философ, эзотерик, реформатор и архитектор. Поддерживал независимость образовательных учреждений от государственного контроля, создатель Вальдорфской школы, автор книги «Образование ребенка»(1907). Основные принципы: стремление не к знаниям, а к истине; «неопережение» развития ребенка. Учебный материал подается эпохами.
День разделен на три части: духовный (активное мышление), душевный (обучение музыке и танцу), креативный (лепка, рисование, шитье). Учебный материал дается с учетом соответствия развития ребенка и развития исторического общества. крепостями. Основной метод – «душевная экономия».
Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма.
«Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека». Р. Штайнер
Не мешайте ребенку
Мария Монтессори (1870–1952) – педагог, первая в Италии женщина-врач. Автор книги «Метод научной педагогики, применяемой в домах ребенка» (1909), «Впитывающий разум ребенка» (1949). Основная идея: ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самовоспитании.
Монтессори отвергла авторитарный подход и создала педагогическую среду, которая соответствует потребностям ребенка и поддерживает его активность. Она требовала предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в свободном выборе, в интересном для него занятии.
По ее мнению, дисциплина – это активность ребенка, который делает то, что ему нужно. При этом педагог помогает ребенку, а не навязывает ему факты, мысли и слова. Воспитание по Монтессори призвано развивать волю ребенка, которая является важнейшим условием становления личности.
Основной девиз метода Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
«Свобода – это уникальное средство максимально развить личность, характер, ум и чувства ребенка». М. Монтессори
Обучение чувством
Генрих Шаррельман (1871–1940) — немецкий педагог, противник традиционного образования. Автор книги «Трудовая школа» (1909). Основная идея: обучение должно идти навстречу ребенку, позволяя ему самому исправлять свои заблуждения и ошибки. Шаррельман видел школу как трудовое сообщество детей, которые под руководством учителя ставят цели и пытаются их достичь.
Противник программы и планирования, сторонник эпизодического изложения. Ученики усваивают материал, задавая вопросы. Направление уроку дает детское любопытство. Учитель следует за спонтанно возникающими интересами детей, давая им знания необходимые здесь и сейчас.
Шаррельман обращается не к уму, а к сердцу ребенка, развивая его эмоциональное и эстетическое восприятие.
«Путь от бильярда к геометрической теореме для ребенка гораздо более естественен, чем, наоборот, путь от теоремы к бильярду. Поэтому и по тысяче других причин – свобода метода для учителя и свобода выбора материала для ребенка». Г. Шаррельман
Право быть собой
Януш Корчак (1879–1942) – врач, детский писатель, польский педагог еврейского происхождения (Генрих Гольдшмит). Корчак делил общество на два класса – угнетенных детей и угнетателей взрослых. Он верил в абсолютную ценность детства, отстаивал права детей, защищал их интересы.
Его самая известная книга для взрослых – «Как любить ребенка» (1918). Основная идея – нельзя воспитывать ребенка без участия самого ребенка. Дети имеют права.
Они могут требовать внимательного отношения к своим проблемам, иметь мнение и свободно его высказывать, организовать свою жизнь, использовать достоинства, скрывать недостатки. Права на протест, на ошибку, тайну, собственность, игру.
Книга «Право ребенка на уважение», написанная Корчаком в 1929 году, стала манифестом гуманистической педагогики. В 1942 году отказался покинуть своих учеников, воспитанников Дома сирот, и вместе в ними вошел в газовую камеру концлагеря Треблинка.
«Мы играем с детьми краплеными картами; слабости детского возраста бьем тузами достоинств взрослых. Шулеры, мы так подтасовываем карты, чтобы самому плохому в детях противопоставить то, что в нас хорошо и ценно». Я. Корчак
Учение общением
Роже Кузине (1881–1973) – французский педагог. Требовал упразднить традиционное обучение, так как оно тормозит творческое развитие. Обучение понимал не как воздействие учителя на ученика, а как работу ученика над своим развитием.
Предложил метод свободной работы группами – как для игры. Суть метода – полная свобода и познавательная деятельность. Ученики объединяются в группы, выбирают занятие и выполняют его, обращаясь к учителю за консультацией.
К примеру, его ученики изучали не историю политики и войн, а историю предметов, одежды, транспорта, жилища. Если девочки хотели научиться шить, им требовалась математика для расчета ткани, крой и шитье. Кузине разделял преподавание и учение.
Его метод позволял детям жить, общаться, трудиться в команде и развивать скромность, настойчивость, терпимость и инициативу.
«Мой метод позволяет детям учиться в настоящем смысле этого слова, а не быть учимыми». Р. Кузине
Никакого давления
Александр Нилл (1883–1973) — английский педагог, теоретик свободного воспитания. Автор книги «Саммерхилл – воспитание свободой» (1960). Основная идея: ребенок внутренне мудр и реалистичен. Педагогическое давление уродует ребенка.
Не надо на него давить, и он сам будет развит настолько, насколько способен. Основной принцип: нет ничего важнее счастья ребенка, а счастье невозможно без личной свободы. Интеллектуальное развитие Нилл ценил ниже, чем эмоциональное и эстетическое.
В школе Саммерхилл Нилл создал радостную комфортную обстановку, в которой дети обучались демократии и самоуправлению, а также занимались активной трудовой деятельностью. Цель: научить ребенка мыслить, а не наполнить его голову знаниями.
Результат: раскрепощенный, уверенный в себе, мыслящий человек. Нилл был противником подавления сексуальности и заявлял, что отрицание секса равносильно отрицанию жизни.
«Счастливая семья похожа на оркестр и наслаждается тем же духом единой команды. Несчастливая семья подобна казарме, управляемой злобой и наказаниями». А. Нилл
Обучение открытием
Карл Роджерс (1902–1987) – американский психолог и психотерапевт, продолжатель идей Дьюи. Главная задача – самореализация человека, основанная на раскрытии внутреннего потенциала.
В работе «Личные мысли по поводу обучения и учения» (1953) Роджерс показывает, что невозможно передать другому человеку знание, добытое и усвоенное на своем опыте, поэтому учащиеся должны сами «открывать» знания.
Он считал, что традиционная школа – обязательная программа, стандартные тесты, внешняя оценка успеваемости – подавляет активность детей, снижает их интерес к занятиям. Такая система не отвечает запросам общества. Только гуманный подход развивает самое ценное в детях – ум и сердце.
Дети чувствуют, что им доверяют, их уважают; они учатся принимать решения и делать ответственный выбор. Учитель превращает группу учеников в сообщество исследователей. Цель образования: сделать все предметом изучения и выяснения, понять, что все изменчиво. Роджерс называет три признака учителя: честность, доверие к ученику, эмпатия – способность понять ученика.
«Я почувствовал, что значительно влияет на поведение только то знание, которое присвоено учащимися и связано с открытием, сделанным ими самими». К. Роджерс
Никакого давления
Алис Миллер (1923–2010) – швейцарский психолог и психотерапевт, исследовала проблемы физического, эмоционального и сексуального насилия над детьми. Основная идея: любое воспитание – это насилие, которое оставляет негативный след в психике ребенка. По ее мнению, педагогическая практика основана на произволе и подавлении, зависимости и неравенстве.
Алис считала, что педагогические стереотипы травмируют детей и исследовала, как это влияет на ситуацию в обществе. Человек должен осознать свои детские страдания и преодолеть их последствия. Автор мирового бестселлера «Драма одаренного ребенка и поиск собственного «Я», заставившего многих людей пересмотреть свои отношения с родителями и детьми.
«До сих пор общество защищает взрослых и обвиняет их жертвы… В действительности дети склонны винить во всем себя, снимая с родителей ответственность за жестокое обращение с ними». А. Миллер
Вспомним и учителей русской школы. Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871) – основоположник русской педагогики, считал важным обучение в труде, а воспитание понимал как всестороннее развитие человека.
Методы воспитания трудом, формирования личности в коллективе развивал советский педагог Антон Семенович Макаренко (1888–1936), автор «Педагогической поэмы», «Книги для родителей».
В 1988 году ЮНЕСКО назвала четырех педагогов, определивших направление образования в ХХ веке: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.
Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) соединил принципы гуманизма с коммунистическими идеалами: ценность личности ребенка, творчество коллектива единомышленников, обучение как радостный труд и воспитание красотой. Его литературное наследие «Сердце отдаю детям», «Верьте в человека», «Сто советов учителю» актуально и неисчерпаемо.
В России развивается педагогика сотрудничества (Шалва Амонашвили, Виктор Шаталов, Софья Лысенкова), или гуманная педагогика, а с ней – мыслящий уверенный в своих силах ученик.
Этот список продолжается постоянно. И каждый может его продолжить. У многих из нас были и есть любимые учителя, которые честно отвечали на трудные вопросы, помогали и выручали, учили думать и не бояться ошибок. Люди, которые нас понимали. Просто педагоги, которые отлично делают свою работу.
Наталья Калиниченко
Источник: https://hochu.ua/cat-sex/child/article-29562-velikie-uchitelya-izmenivshie-otnoshenie-shkolyi-k-detyam/
Теории и основные идеи русских педагогов XX века
В данном вопросе рассматриваются российские педагоги и их идеи. К ним относят коллективную теорию А. С. Макаренко и педагогическую теорию В. А. Сухомлинского.
Коллективная теория А. С. Макаренко
Одним из известных педагогов советского времени считается Антон Семёнович Макаренко. Его идеи до сегодняшнего времени продолжают вызывать дискуссии, разные мнения и оценки. Он разработал теорию коллективного воспитания в педагогике, и она стала доминирующей до 1980-х годов.
В 20-30-х годах 20 столетия руководил воспитательными учреждениями «Детская трудовая коммуна имени Ф. Э. Дзержинского» и «Трудовая колония имени А. М. Горького». Начал разработку над собственной теорией воспитания. Главные задачи данной теории были изложены им в работах «Педагогическая поэма», «Книга для родителей» и «Флаги на башнях».
Основные принципы воспитания А. С. Макаренко
Макаренко считал, что воспитывать ребёнка необходимо в коллективе. На основе этого, были выделены основные принципы воспитания А. С. Макаренко:
- Каждый коллектив отличается конкретной системой возможностей и ответственности, соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей.
- Любой человек может вступить в общество через коллектив.
- Важное место в воспитании занимание самоуправление.
- Большую роль играют традиции, обычаи, ценности и стиль взаимоотношений, которые были сформированы в коллективе.
- Каждый коллектив имеет определённую цель, которую нужно выполнить.
- Педагог руководит коллективом и направляет его к цели.
Макаренко обращал много внимания на трудовое воспитание. Он считал, что необходимо давать детям в школе и семье не разовые поручения, а долговременные. Только так можно приучить ребёнка к ответственности за выполненную работу.
В теории воспитания Макаренко хорошо проработал соотношение дисциплины и режима. Он считал, что для каждого ребёнка должно быть отдельное наказание или поощрение. Только так они смогут выполнять воспитательную функцию.
Иногда наказание обсуждалось всем коллективом.
Замечание 1
Педагогическая логика является методологической основой системы Макаренко. Она разработана для выявления соответствий между целями, средствами и результатами воспитания. Воспитательное влияние коллектива стало главным принципом «Педагогической поэмы». Он верил в его силу и давал важные задания, связанные с материальной ответственностью, даже правонарушителям и беспризорникам.
Макаренко разработал важные вопросы семейного воспитания, к которым относят его структуру, культуру и способы воспитания в семье. Он считал, что лучше изначально воспитать ребёнка правильно, чем перевоспитывать его. Семья является неким коллективом, а поведение родителей определяет успех воспитания детей.
Макаренко говорит, что семья является изначальным коллективом в своей «Книге для родителей». В семье все являются полноправными членами, которые выполняют определённые функции и имеют собственные обязанности. На формирование личности ребёнка большое влияние оказывает пример родителей, их действия и отношения между собою.
Родители должны проявлять детям свою любовь и быть справедливыми.
Работы Макаренко и его открытия стали основой для развития социальной педагогики. Он не считал нужным применять к детям тюремный режим. Коллективная теория воспитания имела большое значения для педагогики советского периода. Она остаётся актуальной по сегодняшний день и считается одной из главных теорий обучения.
Педагогическая теория В. А. Сухомлинского
В 50-е года 20 столетия В. А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, которая основывалась на антропологическом подходе, гармонизации средств и способов преподавательской активности. Он считал, что личность ребёнка – главная ценность в воспитательном и образовательном процессе.
Определение 2
Воспитание за Сухомлинским – процесс реализации свойственных ребёнку особенностей, спонтанных реакций и импульсов.
Сухомлинский считал, что большую роль для воспитания ребёнка играет окружение. В своей теории он соединил физический и умственный труд детей на основе поисковой деятельности, преимущества средств познания над собственными знаниями.
Основное средство формирование личности Сухомлинский виде в сельскохозяйственном труде.
В практическом плане доминировала установка на переживание детей радости от благородного созидательного труда и эстетическую направленность форм и способов производственной активности.
Большой проблемой в начале 1960-х годах для педагога становится воспитание учеников в духе коммунистической идеологии.
Сухомлинский считал, что стоит уменьшить контроль коллектива и повиновения ему личности, так как эти факторы не давали человеку развиваться духовно и нравственно. В. А. Сухомлинский утверждает идеи воспитания гуманистической педагогики, которая поднимает человека над коллективом.
Воспитание происходило через художественные образы в форме бесед, поучений, наставлений. Эти формы были направлены не только на учеников, но и на учителей.
Замечание 2
Много внимания Сухомлинский уделял проблеме стимулирования познавательной активности учеников. Он считал, что необходимо превратить преподавание в весёлый труд, и только тогда можно будет решить проблему развития подростков.
Главным методом этого учитель считал успех у учеников и переживание радости познания. Для развития у детей психологической восприимчивости, стоит использовать элементы праздничности, красоты в воспитание и обучение.
Необходимо расширить представления детей об окружающем мире и сформировать критичность мышления. Также необходимо сделать упор на создание системы нравственных ценностей и умений, навыков для самостоятельного получения и использования информации.
Много внимания занимало у Сухомлинского переживания детьми накапливаемого опыта, созданию главных нравственных принципов, которые ребёнок осознал самостоятельно. Главное средство воспитания, по мнения Сухомлинского, – это слово педагога.
Сухомлинский считал, что учитель должен создавать с детьми сказки, поэтические и прозаичные миниатюры, которые развивают и учеников чувственно-нравственное мышление.
Школьный коллектив в понимании В. А. Сухомлинского
Сухомлинский хотел создать нравственный школьный коллектив, в котором учителя и ученики работают гармонично и сплочённо. В таких коллективах всегда присутствует понимание и взаимовыручка, не возникают вопросы о наказаниях, регуляторами поведения становятся нравственные нормы и добросердечные традиции.
Стимулирующим потенциалом коллектива является то, что каждый ученик способен внести в его нравственную и интеллектуальную систему что-то положительное. Для создания сплочённого школьного коллектива необходима совместная творческая деятельность учеников и педагогов, основой которого было переживание ими красоты природы.
Сухомлинский поднимал вопрос эстетического воспитания детей в своей комплексной программе «Воспитание красотой».
В конце 1960-х годов Сухомлинский считал, что личность – это ценность, феномен, который не зависит от притязаний общества.
Основные цели обучения: свободное, самостоятельное развитие ребёнка как личности и раскрытие индивидуальности. Педагогический процесс рассматривается как взаимодействие педагога и ученика.
В центре того процесса находится ребёнок с его ценностями, интересами, творческими возможностями, которые должны учитывать педагоги.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/teorii-i-osnovnye-idei-russkih-pedagogov/
Выдающиеся ученые и преподаватели России начала XX века
Илья Ильич Мечников (1845—1916) — биолог и патолог, профессор Новороссийского университета (1870—1882). После гибели Александра II в университете начались гонения на передовых профессоров, в 1882 г. в знак протеста Мечников подал прошение об отставке. В 1888 г.
Мечников был вынужден уехать в Париж и заведовал Пастеровским институтом с 1888 по 1916 г. Мечников был удостоен Нобелевской премии по медицине в 1908 г. В трудах «Невосприимчивость в инфекционных болезнях» в 1901 г. изложил фагоцитарную теорию иммунитета. Создал теорию происхождения многоклеточных организмов.
Мечников — автор «Этюдов о природе человека» (1925) и «Этюдов оптимизма» (1907).
Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935) — выдающийся ученый, педагог. Проучившись в гимназии в 1869—1871 гг., из-за прогрессирующей глухоты покинул ее. Самостоятельно учился в библиотеке Румянцевского музея с 1873 по 1876 гг., занимаясь самостоятельно, Циолковский подготовился и в 1879 г. экстерном сдал экзамены на звание учителя.
В 1880 г. его назначили учителем в уездном училище г. Боровска. Циолковский разработал собственную методику активного использования наглядных пособий, они с учениками изготовляли и запускали бумажные воздушные шары.
Практически всю свою жизнь Циолковский работал учителем (1892—1920), преподавал арифметику и геометрию в уездном училище, вел уроки физики в епархиальном женском училище. Ученый стал разрабатывать теорию летательных аппаратов тяжелее воздуха. Впервые в России в 1897 г.
Циолковский сконструировал аэродинамическую трубу, разработал проект управляемого аэростата — дирижабля. В статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903), основоположник космонавтики рассказал о полете за пределы стратосферы.
Ученый предвидел космическое явление невесомости, он разработал основы теории ракетных двигателей и обосновал построение и запуск околоземных орбитальных станций как космических баз для полетов на другие планеты. Однако открытия ученого большинству специалистов оставались неизвестными, поддержки его деятельность не встречала.
Ученый работал в Пролетарском университете в Калуге в 1918 г., Циолковский разрабатывал проблемы космонавтики в произведениях «На Луне», «Грезы о Земле и небе», «Вне Земли» и др. Циолковский мечтал о создании общества справедливости, руководить которым должны ученые, он разрабатывал особую этическую систему. Умер Циолковский в Калуге 19 сентября 1935 г.
Гомбочжаб Цэбекович Цыбиков (1873—1930) — деятель образования, профессор ряда университетов, педагог-просветитель этнограф, востоковед, буддолог. Учился в Агинской приходской школе у прославленного бурятского просветителя Буды Рабданова. Цыбиков закончил Читинскую гимназию с медалью.
Он изучал китайский, монгольский и маньчжурский языки в созданной Петром Бадмаевым школе в Урге. Бадмаев оплатил несколько лет обучения Цыбикова в Петербургском университете (1895— 1899). Окончив университет с отличием, Цыбиков преподавал в Восточном институте во Владивостоке с 1902 г.
, где создал методику преподавания, разработал программы и учебные пособия по изучению монгольского языка. По поручению Русского географического общества как лама-паломник, Цыбиков в 1899—1902 гг.
посетил Лхасу — столицу Тибета, запрещенную для посещения иноземцев, где сделал уникальные фотографии, помещенные в журнале National Geographic в 1905 г. Цыбиков описал путешествие и жизнь тибетцев в книге «Буддист паломник у святынь Тибета…» (1919). Первый бурятский профессор (с 1914 г.
), Цибиков возглавлял кафедру монгольской словесности, Восточного института во Владивостоке (1906—1917). Цыбиков в числе создателей Бурятского Учебного комитета работал в Агинском аймаке Бурят-Монгольской АССР (1917—1922), профессор монгольского языка и литературы при педагогическом факультете Иркутского университета (1927—1930). В 1927 г.
Впервые разработал методику преподавания бурятского языка и перевелся в Бурят-Монгольский педагогический институт в Улан-Удэ. Он автор бурятского букваря, самоучителя бурятского языка, «Грамматики бурят-монгольского письменного языка для школ» (1924—1926). Цыбиков умер в родном Агинском аймаке в 1930 г.
Габдулла (Габдулла Мухамедгарифович Ту паев) Тукай (1886—1913) — поэт, публицист. С детских лет Тукай испытал все невзгоды сиротской жизни, он жил в разных семьях. Тукай учился в медресе в г. Уральске и посещал «русский класс».
Он зарабатывай на жизнь обучением русскому языку шакирдов, старшеклассников, а также занимался переписыванием деловых бумаг. Работая сначала наборщиком, затем корректором и редактором, Тукай одновременно писал стихи и статьи. Тукай — основоположник татарского литературного языка.
Тукай был занят литературным творчеством в Казанской газете «Аль-Ислах» («Реформа») и в журнале «Яшен» («Молния»). Он перевел на татарский басни И. Крылова, стихи А. Кольцова.
Основоположник татарской детской литературы, Тукай — автор учебных пособий для татарских школ: «Яна кыйраэт» — «Новое чтение» (1909) и «Уроки народной литературы в школе» (1911). Тукай ушел из жизни в расцвете своего таланта в 1913 г.
Константин Васильевич Иванов (1890—1915) — педагог, просветител, последователь И. Я. Яковлева. После четырех лет обучения в Симбирской чувашской учительской школе там же преподавал (с 1909 г.).
Сотрудничал в издании чувашских учебников, в соавторстве составил «Первую книгу для чтения после букваря» (1909), «Букварь» (1912) и первый иллюстрированный Чувашский букварь (1912).
Иванов сочинял сказки и стихи, вошедшие в хрестоматии для чувашской школы.
Иван Александрович (Ян Игнаци Нечислав) Бодуэн де Куртенэ (1845— 1929) — языковед, деятель образования, преподавал языковедение: в Казанском, Юрьевском, Краковском, Петербургском университетах (1900—1918), а также — в Педагогической академии лиги образования, на Высших Бестужевских курсах и в других высших школах.
Занимался теорией и практикой обучения иностранцев русскому языку. Бодуэн де Куртенэ подготовил и отредактировал третье издание «Толкового словаря» В. И. Даля в 1903— 1909 гг. Он был избран в 1897 г. членом-корреспондентом Петербургской академии наук. Он выступал как активный сторонник реформы русской орфографии в 1918 г.
Бодуэн де Куртенэ преподавал в Варшавском университете (1918—1929), где возглавлял кафедру сравнительного языкознания.
Григорий Иванович Россолимо (1860—1928) — психоневролог. По окончании Московского университета в 1884 г., на преподавательской работе заведовал клиникой нервных болезней при клинике внутренних болезней А. А. Остроумова с 1890 г. Россолимо вместе с группой московских профессоров Б. И. Дьяконовым, А. Н. Реформатским, Н. А. Митропольским, Д. И.
Плетневым, В. А. Вагнером, А. Н. Бернштейном и Т. Д. Фадеевым разработали проект педагогического факультета университета в 1906 г. Успешное развитие педагогики обеспечивалось профессиональными научными учреждениями — педагогическими факультетами, призванными служить распространению результатов научных исследований.
По окончании одного из университетских факультетов студенты принимались на педагогический факультет. Авторы проекта предполагали, что университетские центры педагогического дела будут стимулировать живую научную деятельность, способствовать решению вопросов, возникающих в практике преподавания.
Не кафедра педагогики, нечто второстепенное и необязательное в университете, а «факультет, преследующий цель поднять уровень педагогического образования, возбудил бы общественную заинтересованность в образовании и устранил бы вопиющие недостатки в постановке среднего образования в России на всех его ступенях»[1].
Преподававший в Московском университете, в знак протеста против действий министра Л. А. Кассо Россолимо вместе с коллегами подал в отставку в 1911 г. Исследуя проблемы обучения и воспитания умственно отсталых детей, он организовал на свои средства Институт детской психологии и неврологии в 1911 г., где безвозмездно работали его друзья и ученики.
Россолимо разработал «План исследования детской души», уникальную методику научных исследований и наблюдений за детьми. Утверждая антропологическую парадигму в образовании и воспитании, Россолимо выступал за всесторонний, комплексный подход к исследованию личности ребенка, как в норме, так и в патологии. «Искусство воспитания…
требует себе на помощь различные науки о человеке и в особенности те, которые занимаются душой человека нс только вообще, но и на разных ступенях и в разных условиях его развития: наука о ребенке, педология, со всеми своими атрибутами индуктивной дисциплины уже стучится в двери семейных домов и школ, апеллируя к наблюдениям родителей, заметкам учителей и данным исследования врачей, особенно врачей — знатоков детской здоровой и больной души», — писал Россолимо[2]. Долгие годы Россолимо изучал нервнобольных детей, он создал первое в СССР, детское отделение в клинике нервных болезней. Подвижница вспоможения умственно отсталым детям Е. К. Грачева писала Россолимо: «Спасибо, за несчастных деток, на благо которых Вы трудились 40 лет». После 1917 г. — директор Неврологического института. Для детей дошкольного возраста он разработал «Метод элементарных представлений профессора Россолимо».
Николай Иванович Кареев (1850—1931) — педагог, историк, социолог. По окончании Московского университета в 1873 г. по рекомендации В. И. Герье оставлен на кафедре. В 1876 г. был командирован во Францию для написания магистерской диссертации, которую защитил в Московском университете в 1879 г. В 1884 г.
Кареев защитил в Москвском университете докторскую диссертацию «Основные вопросы философии истории», изданную в трех томах в 1883—1890 гг. Кареев преподавал в гимназиях, читал курс по всеобщей истории в Петербургском университете с 1885 г.
, Высших Бестужевских женских курсах, в Александровском лицее, в Политехническом институте, а также на Курсах воспитательниц и руководительниц физического образования П. Ф. Лесгафта. Кареев вместе с другими учеными подписал письмо министру народного просвещения Н. П. Боголепову, протестуя против расправ над участниками студенческих волнений в 1899 г.
, после чего последовал запрет на преподавательскую деятельность. За участие в депутации протеста против насилия властей был арестован и посажен в Петропавловскую крепость в 1905 г. Избран в Государственную думу от партии Народной свободы, кадетов. После 1905 г. он чи тал курс по методике преподавания истории, отраженный в монографии «О школьном преподавании истории» (1917).
Кареев — автор школьных учебников по истории «Учебная книга новой истории» (1900), «Учебная книга истории средних веков» (1900), «Учебная книга древней истории» (1901). Кареев разработал учебно-методические пособия для самообразования. Составив популярную книгу «Выбор факультета» (1905), Кареев адресовал ее абитуриентам, дабы сориентировать их в выборе специальности. С 1910 г.
— член-корреспондент Петербургской академии наук. После 1917 г. как «непролетарский элемент» Кареев был уволен из университета. Проживал в нужде. В связи с так называемым «академическим делом» бы арестован сын и друзья профессора. Кареев умер в Ленинграде в 1931 г.
Александр Александрович Кизеветтер (1866—1933) — историк, ученик В. О. Ключевского и П. Н. Милюкова. По окончании Московского университета в 1888 г., оставлен для преподавательской деятельности как приватдоцент с 1893 по 1909 г. По предложению В. О. Ключевского был избран профессором, нс был утвержден министром Шварцем. Покинул университет в 1911 г.
вместе с группой профессоров и доцентов в знак протеста против нарушения университетской автономии и реакционной политики министра Л. А. Кассо. Преподавал в Московском городском народном университете А. Л. Шаиявского, на Высших женских курсах, в Коммерческом институте. Приказом министра народного просвещения восстановлен в должности профессора Московского университета в 1917 г.
Отказавшись принять власть большевиков, Кизеветтер неоднократно подвергался арестам, находясь в заключении, читал курсы лекций сокамерникам. Вместе с группой ученых и обществ, деятелей в 1922 г. на гак называемом философском пароходе выслан из Советской России в Германию в составе большой группы интеллигенции.
Читал лекции в Пражском русском институте, занимался научной и педагогической деятельностью.
Александра Михайловна Калмыкова (урожденная Чернова) (1849— 1926) — педагог, издатель. Сдав экзамен, получила диплом учительницы (1868), народница. С 1879 по 1885 г. А. М. Калмыкова преподавала в Харьковской воскресной школе X. Д.
Алчевской, затем — в Петербургской воскресной школе для рабочих Фарфоровского попечительства с 1885 по 1896 г. Калмыкова автор книг «Еврейский вопрос в России» (1881,1882) и «Греческий учитель Сократ» (1886).
Открыв издательство для народных библиотек и книжный склад на Литейном проспекте (1890) Калмыкова издавала научно-методическую литературу и учебники для земских школ и фабричных библиотек.
Она выпускала большими тиражами серии доступных народных изданий, научно-популярных книг (1893—1901), преподавала на Петербургских педагогических курсах и в земской учительской школе (1904). Входила в состав руководства Петербургского комитета грамотности.
Читала лекции в Московском городском народном университете А. Л. Шанявского (1913—1916). Калмыкова возглавляла Общество содействия дошкольному воспитанию. Сама сочиняла и издавала серии научно- популярных книг. После 1917 г. преподавала в Педагогическом институте им. К. Д. Ушинского, писала статьи по методике, а также книги для детей.
Эрнест Леопольдович Радлов (1854—1928) — философ, преподаватель. По окончании Петербургского университета в 1877 г. был оставлен для подготовки к профессорскому званию, стажировался по философии в университетах Германии в 1880—1882 гг. Радлов — редактор журнала Министерства народного просвещения с 1899 г.
, он преподавал в Училище правоведения, Александровском лицее, на Высших Бестужевских женских курсах. Радлов — автор учебных пособий «Логика» (1880), «Введение в философию» (1884), «История философии» (1887), «История повой философии» (1897). «Этика» Аристотеля вышла в русском переводе Рад- лова в 1887 г. Он опубликовал труды Гегеля, Фихте и др.
Редактировал «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона, где были помещены более ста его статей. Главный редактор Философского словаря (1904). А. В. Луначарский уволил Радлова с поста редактора Журнала Министерства народного просвещения в 1917 г. Ученый заведовал философским отделением Петербургской публичной библиотеки, стал ее первым выборным директором (1918—1924).
Член-корреспондент РАН — с 1920 г., член- корреспондент Академии наук СССР — с 1925 г.
Лев Иосифович Петражицкий (1867—1931) — правовед, социолог, философ. По окончании Киевского университета был командирован в Германию. Преподавал в Училище правоведения, защитил докторскую диссертацию в 1898 г. Петражицкий возглавлял кафедру энциклопедии права в Петербургском университете с 1898 по 1918 г. В начале XX в.
в России только зарождалась педагогика высшей школы, одним из наиболее ярких ее представителей стал Петражицкий, открывший принципы аутодидактического учебного процесса.
Он отмечал, что среднее образование в большинстве случаев делает учащихся объектами учительского руководства и обучения, так что они оказываются «лишенными свободы и самостоятельности в деле выбора средств и приемов достижения образования», чем и отличаются от студентов, для которых «важно относиться к делу с сознательным выбором и иметь для этого научный интерес»[3]. Петражицкий ввел понятие «нослеуниверситетское образование», понимая его как «практическую деятельность на почве специального научного образования или вообще стремление к достижению высших степеней учености», что составляет важнейшие признаки непрерывного образования. Фундаментальным вкладом Петражицкого в педагогику высшей школы стал разработанный в деталях аутодидактический принцип свободы выбора в образовании. Среди учеников Петражицкого — ученые с мировыми именами: П. А. Сорокин, Г. Д. Гурвич, Н. С. Тимашев, А. Ф. Керенский. В 1921 г. он эмигрировал в Польшу, где возглавил кафедру социологии Варшавского университета. Его труды: «Очерки философии права. Выпуск первый» (1900), «Университет и наука. Опыт теории и техники университетского дела и научного самообразования» в двух томах (1907).
Педагог дошкольного воспитания и начального обучения Мария Хри- саифовиа Свентицкая (1855—1932) открыла в Москве частный детский сад и гимназию с совместным обучением мальчиков и девочек (1907—1918).
Отрицая всякое насилие над личиостыо детей, выступала за их самостоятельность и активность, Свентицкая отстаивала педагогическую систему «разумного свободного воспитания», при этом избегая крайностей педагогики К. Н. Вентцеля.
Она автор трудов: «Наш детский сад» (1913)[4], «Русские народные сказки для маленьких детей в изложении»(1910; 1912); «Сказки и рассказы детского сада» (1923—1924); «Сборник стихотворений для детей младшего возраста».
Педагог дошкольного воспитания Юлия Ивановна Фаусек (1863—1943) заведовала первым в России детским садом, работавшим по методу Мон- тессори (1913—1929). Разработала дидактические материалы для специальных упражненийпри самостоятельной деятельности учащихся, предложила методику работы с трехлетними детьми в дошкольных учреждениях.
Преподавала в Институте дошкольного воспитания и Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена (1920-е гг.). После закрытия последней детской группы, работавшей по методике Мон- тессори, Фаусек осталась без работы.
Источник: https://studme.org/146271/pedagogika/vydayuschiesya_uchenye_prepodavateli_rossii_nachala_veka