Формы воспитательной работы — справочник студента

Формы воспитательной работы - Справочник студента

Активные формы воспитательной работы с учащимися

Формы воспитательной работы - Справочник студента

Форма воспитательной работы —

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Формы воспитательной работы - Справочник студента

  • Обязательные элементы всех форм работы с учащимися являются : информация, переживания, действия.
  • Информация – это то новое и важное, о чем узнают обучающиеся, участвуя в том или ином деле.
  • Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение.
  • Действия – это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает.

Формы воспитательной работы - Справочник студента

Выделяют 5 типов форм

воспитательной работы с учащимися :

  • словесно-логические,
  • образно-художественные,
  • трудовые,
  • игровые,
  • психологические.

Формы воспитательной работы - Справочник студента

Словесно-логические формы.

  • Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции и т.д. главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем.

Формы воспитательной работы - Справочник студента

Образно-художественные формы.

  • Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание.
  • Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник .

Формы воспитательной работы - Справочник студента

Трудовые формы внеурочной работы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  12 принципов производительности эмерсона - справочник студента

Оценим за полчаса!
  • Это разные виды работ в колледже от ежедневного дежурства до ремонта, разбивки цветников и ухода за ними, ухода с памятниками и т. д. это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления.

Совместный труд вдохновляет не меньше, чем праздник.

Формы воспитательной работы - Справочник студента

Игровые (досуговые) формы

  • Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения.

Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные.

Формы воспитательной работы - Справочник студента

Психологические формы работы с учащимися

  • Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации, тренинги.

Формы воспитательной работы - Справочник студента

День коллективного планирования.

Проводится в конце учебного года. За неделю до этого дня объявляется конкурс на лучшее предложение к плану работы колледжа или группы. Назначается конкретная дата проведения дня коллективного планирования.

  • Дети работают в микрогруппах по 5-7 человек.

Цель: обсуждение итогов прошедшего года.

На общем сборе от имени микрогруппы выступает представитель. Он предлагает и обосновывает свое предложение.

В итоге составляется план воспитательной работы с учетом поступивших предложений.

Игра «Волшебный стул»

Цель: развитие интереса к человеку, содействие формированию достоинства как черты личности.

Ход: Один из учащихся занимает место на стуле. После чего каждый из группы называет качества (умный, нежный, добрый) или указывает на поведенческие характеристики (он всегда помогает и т. д.), иногда сообщают о случаях, во время которых проявилась личность (когда я болел, он ко мне приходил).

«Волшебный стул» проводится неоднократно, чтобы через момент возвышения прошёл каждый ребёнок, тон задаёт педагог. Он побуждает учащихся сказать что-то возвышающее, одобряющее каждому.

Не следует бояться пауз, тишины во время обсуждения.

Упражнение «Разброс мнений»

— организованное поочередное высказывание суждений по какой-либо проблеме или теме.

Источники тем: актуальные проблемы жизни училища, философские вопросы о жизни, счастье, совести, красоте и т.п.

Главное условие: восприятие мнения каждого учащегося как ценности, не подлежащее оценке «правильно — не правильно».

Проводится перед началом большого коллективного дела или после его окончания.

  1. Упражнение «Аукцион талантов»
  2. Продаются конкретные ценные вещи: кукла, торт или приз шуточный – пуговица от костюма директора школы, замок от школы.
  3. Учащиеся расплачиваются своими талантами: поют песни, танцуют, читают стихи, кто что умеет.
  4. «Платить» можно индивидуально, а можно и в «складчину».

Живая газета”

Цель: развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся

Это спектакль в виде газеты, сценарий которой написан, придуман воспитателем совместно с воспитанниками с соблюдением жанров журналистики: передовица, фельетон, репортаж, очерк, интервью, анкета, шарж, литературная пародия, веселая смесь, информация, объявления, реклама и т.д.

«Живая газета» (продолжение)

  • Участники газеты 7-10 человек

обсуждают программу номера, придумывают его композицию. Газета может затрагивать международные события, рассказывать о новостях в стране, в родном крае, городе.

  • Главное – выбирается идея, которую

газета будет защищать, и явления, против которых она будет выступать.

Упражнение «Мои козыри»

Ход: В индивидуальном порядке участникам предлагается заполнить таблицу.

В первой колонке перечислите 5 ваших достижений, которыми вы больше всего гордитесь. В левой колонке перечислите свои таланты, способности, благодаря которым вы сумели достичь того, что перечислено в правой колонке.

Затем необходимо разделиться на группы по 3 человека. Поделитесь друг с другом результатами своей работы.

Упражнение «Мои козыри» (продолжение)

Следующим шагом будет обсуждение в группах ниже перечисленных вопросов:

1. Как благодаря этому упражнению изменилось ваше отношение и чувства к другим членам группы?

2. О чем говорит ваша реакция?

3. Каковы сильные стороны у вашей группы в целом?

4. В чем вашей группе необходимы усовершенствования?

Упражнение «Клубок»

  • Каждому участнику предлагается высказать свое мнение по поводу проведенного занятия, передавая клубок, разматывая нитку. Необходимо закончить следующие высказывания: Мне понравилось…, мне не понравилось …, хочу предложить….

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/aktivnyie-formy-vospitatiel-noi-raboty-s-uchashchimisia.html

Воспитательная работа

→ Главная → Студент → Кафедры → Биологии → Воспитательная работа

  • Воспитание студентов в медицинском вузе отличается от модели  воспитательной работы в других вузах, прежде всего сбалансированностью формирования у студентов-медиков профессиональных и общекультурных ценностных ориентаций.
  • На первое место здесь выходит комплекс профессионально значимых качеств личности: коммуникативных, организаторских, рефлекторно-аналитических и уровень общей культуры будущего врача.
  • На формирование и закрепление всех этих навыков и умений, понимание подлинных культурных ценностей, необходимых для жизни человека в обществе, ориентирован весь процесс идейно-воспитательной работы, проводимой на кафедре биологии.
  • Работа кураторов проводится под руководством структур управления воспитательным процессом: отдела воспитательной работы с молодежью, методического кабинета, социально-психологической службы, деканата.
  • Цель кураторской деятельности: воспитание личности с уважением относящейся к своей земле, ее людям, культуре, законам и обычаям.
  • Так как первый год обучения в вузе является наиболее ответственным и сложным для становления студента как будущего специалиста, на первом кураторском часу кураторы проводят анкетирование студентов, с целью  знакомства с увлечениями и интересами студентов и для корректировки плана работы в группе.

Проводятся воспитательные часы в форме диспута, беседы, круглого стола по темам:

  • «Роль студента в современном обществе»,
  • «Место и роль молодежных организаций в политической системе общества»,
  • «Я шагаю по стране»,
  • «Твое место в жизни»,
  • «Беседа о будущей профессии»,
  • «Воспитание гендерной культуры как залог создания крепкой семьи»,
  • «Курить не модно, модно быть здоровым» и др.

Проводятся информационные часы: «Благополучие родной земли – дело всех и каждого», «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства»,  «Национальная культура как важнейшее достояние белорусского государства»  и др.

Большая работа в патриотическом воспитании молодежи  проводится и преподавателями, являющимися активными членами РОО «Белая Русь».

С целью воспитания у студентов гордости за национальную культуру и родную страну, ознакомления с достопримечательностями города и для изучения  наследия белорусского народа кураторы организуют экскурсии в Национальную библиотеку РБ, ознакомительные экскурсии по г. Минску, поездки в различные уголки РБ (Хатынь, Несвиж, Полоцк и др.). Данной практике придается систематический и массовый характер.

На сегодняшний день изучению православной культуры и организации духовно-нравственного воспитания на основе православных ценностей в нашей стране уделяется большое внимание.

Поэтому кураторы совместно со студентами ежегодно посещают тематические акции, которые проходят во многих учреждениях нашего города: выставки «Покровский кирмаш», «Православная икона России, Украины и Белоруссии»; открытие Храма всех святых и невинно убиенных. Организуются экскурсии в женский Елизаветинский монастырь.

Особую роль в формировании эстетического воспитания играет деятельность музеев. Благодаря музею можно убедиться в достижениях сегодняшнего дня в науке, здравоохранении, технике, культуре. Кураторы организуют посещения Национального художественного музея, выставочных залов с посещением «Трогательной» выставки; выставки работ Н. и С. Рерихов. 

Формы воспитательной работы - Справочник студента Формы воспитательной работы - Справочник студента

На практических занятиях и кураторских часах формируются у студентов те качества, которые свойственны профессии врача. Это и культура взаимоотношений, гуманность, широкий кругозор и т.д.

Каждый год кураторы и преподаватели вовлекают первокурсников в работу СНК кафедры биологии, факультативного курса «Молекулярная эволюция», где студенты осваивают методы исследования, решают задачи по молекулярной эволюции и эволюционной биохимии.

Преподаватели осуществляют регулярный контроль текущей успеваемости и промежуточной аттестации студентов, способствуют ее повышению и содействуют соблюдению учебной дисциплины.

Почетный донор 

Формы воспитательной работы - Справочник студента

«Почетный донор СССР», лауреат телевизионной премии «Большое сердце» доцент, к.б.н. Толстой Виктор Алексеевич

Души прекрасные порывы, или зачем люди отдают свою кровь?

С 1988 года и по настоящее время он регулярный донор плазмы крови (на сегодняшний день у него более 800 кровосдач — около 400 литров крови). В 2008 году награжден медалью Международной Федерации Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца «Медаль за жизнь».

Почетным донором на кафедре также является старший преподаватель Черноус Евгений Анатольевич, сдавший кровь и её компоненты более 130 раз. Регулярно сдает кровь и доцент кафедры, к.б.н. Бутвиловский Валерий Эдуардович

Большое внимание кафедра уделяет вопросу формирования у студентов принципов здорового образа жизни.

Это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности.

Данная проблема обсуждается на лекциях, затрагивается на многих практических занятиях. Кураторы приглашают на встречи представителей компании «Гедеон Рихтер»; психолога БелМАПО Куницкую С.А, доцента кафедры кожных и венерических болезней Навроцкого А.Л.

Всемирный день борьбы со СПИДом (World AIDS Day) ежегодно отмечается по всему миру 1 декабря.

Этот День стал одним из самых важных международных дней, связанных с вопросами здравоохранения и одной из ключевых возможностей повышения информированности, воздания должного памяти погибших от болезни, и возможности отметить такие достижения как расширение доступа к лечению и мерам по профилактике… и, конечно же, о том, как остановить глобальное распространение эпидемии ВИЧ/СПИДа.

Проводятся информационные часы, беседы, диспуты:

  • «ВИЧ-инфекция. Мы выбираем жизнь»,
  • «Безвредных наркотиков нет. Наркомания и СПИД – опасная взаимосвязь»,
  • «Государственная политика в РБ по борьбе и профилактике СПИДА»,
  • «Система профилактики, ограничения распространения и лечения ВИЧ/СПИД в г. Минске».

Среди студентов на кафедре организуются конкурсы на лучшую работу по формированию здорового образа жизни.  Также сотрудники кафедры вместе со студентами ежегодно принимают участие в ощегосударственном празднике здоровья и здорового образа жизни: «Минская лыжня».

Формы воспитательной работы - Справочник студента

С целью подготовки студентов к семейной жизни кураторы проводят воспитательные часы: «Моя семья – моя крепость»,  «Аборт и его последствия», демонстрируются учебно-воспитательные проекты «Счастливая семья», «Брак и семья».

Кураторы кафедры совместно с психолого-педагогической службой университета проводят анкетирование с последующим анализом социально-психологических аспектов адаптации студентов 1 курса. Результат такой совместной работы — улучшение адаптационных возможностей студентов к специфическим условиям высшей школы.

Ежегодно кафедра курирует закрепленные за ней комнаты в общежитии №10. Кураторы встречаются с воспитателями общежития, знакомятся с условиями быта студентов, с проблемами, которые стараются помочь решить. Проводят беседы о правилах проживания, соблюдении правил пожарной безопасности, вредных привычках и т.д.

В течение учебного года проводятся заседания кафедры по ИВР, на которых заслушиваются отчеты кураторов и заместителя заведующего по воспитательной работе. Также в рабочем порядке рассматриваются текущие вопросы на протяжении всего учебного года.

Читайте также:  Развитие методов расчета молекулярных орбиталей - справочник студента

Сотрудниками кафедры накоплен многолетний опыт кураторской работы.

 Кураторы принимают участие в международных научно-практических конференциях, которые проходят на базах Витебского и Гомельского медицинских университетов, Гродненского и Брестского педагогических университетов, в Академии МВД РБ, а также стенах БГМУ.

Опыт работы обобщен и представлен на стендах кафедры, накоплены фотоматериалы, представляется в виде статей и тезисов в «Медицинский журнал», газету «Вестник БГМУ» и др. издания.

Сотрудники кафедры биологии принимают активное участие в освещении проблем бездомных животных в Республике Беларусь.

При активной поддержке руководства университета проводятся круглые столы по данной проблематике, приглашаются руководители различных зоозащитных организаций таких как:«Абаронім жыццё» председатель — Е. Т.

Титова, ООЗЖ «ЗооСвет» председатель — М. А. Пушкевич, ООЗЖ «Эгида» председатель — Н. А. Белянова, а также заинтересованные студенты.

Источник: https://www.bsmu.by/page/3/654/

Словарик форм воспитательной работы

Словарь форм воспитательной работы

  • Агитпункт – агитационный пункт, местное учреждение для массово – политической работы среди населения. В школьной практике; агитпункт «даешь республику» , «Скоро выборы актива!» и т. д.
  • Агитпробег – агитационный пробег, состязание в бег, езде, посвященное какой — либо теме. В ш. п.: агитпробег «навстречу выборам!», «По дорогам боевой трудовой славы» и т. д.
  • Азбука – основные, простейшие начала какой-нибудь науки, дела. Указатель, перечень чего-нибудь по порядку букв, принятому в азбуке. В ш. п.: « Азбука вежливости», «Азбука поведения», «Азбука пешехода», «Азбука для двоих» и т. д.
  • Академия – высшее учебное заведение или художественное учреждение. В ш. п.: «Академия домашних волшебников», «академия домоседа», «академия веселых наук».
  • Акт – торжественное собрание (по поводу чего–либо, вручение наград). В ш. п.: Акт передачи памятного знамени, акт посвящения в ученики, акт открытия памятника и т. д.
  • Акция – действия, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. В ш. п.: «Акция протеста», акция сбора чего–либо для чего–либо, акция «Учебникам – вторую жизнь».
  • Алгоритм — совокупность действий, правил для решения данной задачи. В ш. п.: алгоритм изобретения дела, игра «Алгоритм», алгоритм проведения школьного мероприятия.
  • Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение чего-нибудь. В ш. п.: анализ прожитого дня, прожитой недели, четверти, мероприятия. Анализ дела, поступка.
  • Анкета – сбор сведений путем получения ответов на определенные вопросы. В ш. п.: «Анкета профессий», «Анкета литературных героев», «Анкета школьных предметов».
  • Антология – сборник избранных художественных произведений разных жанров. В ш. п.: «Антология юмора», «Антология детских песен», «Антология поэзии» и т. д.
  • Антракт – краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта. В ш. п.: «Песенный антракт», «Танцевальный антракт», «Юмористически антракт».
  • Ассамблея – общее собрание какой-нибудь организации. При Петре 1 бал, увеселительный вечер. В школьной практике: ассамблея юных дарований, ассамблея художников, поэтов, музыкантов и т. д.
  • Ассорти – специально подобранная смесь чего – нибудь, набор чего – либо. В ш. п.: КВН – ассорти, ассорти веселых песен и т. д.
  • Атака – быстрое им решительное наступление. В ш. п.: трудовая атака, мозговая атака и т. д.
  • Ателье – мастерская художника, мастерская по шитью одежды, а также по некоторым другим видам деятельности, обслуживания. В ш. п.: «Ателье мод», ателье «все своими руками » и т. д.
  • Аттракцион – устройства для развлечения в местах общественных гуляний (например, карусель тир, качели, и т. д.). В ш. п.: «Веселые аттракционы», «картофельные аттракционы» и т. д.
  • Аукцион – публичная продажа имущества, при котором покупателем становится только тот, кто предложит более высокую цену. (Аукционер – участник аукциона, аукционист – человек, проводящий аукцион ). В ш. п.: «Аукцион родной природы», «аукцион знатоков огородных растений, цветов, грибов, плодов, ягод и т. д.», «Аукцион народных мудростей », «Аукцион знание» и т. д.
  • Афиша – объявление о спектакле, концерте, лекции и т. д. В ш. п.: «Киноафиша», «Телеафиша», «Школьная афиша» и т. д.
  • Базар – место для торговли, обычно на площади, а также розничная торговля на таков месте. В ш. п.: « Базар головоломок», «базар народных мудростей» и т. д.
  • Бал – большой танцевальный вечер (костюмированный, ситцевый и т. д.).
  • Балаган – старинное народное театральное зрелище комического характера с примитивным сценическим оформлением. В ш. п.: «Балаган Петрушки», «Балаган сказочных героев» и т. д.
  • Бенефис – спектакль, представление в честь или пользу одного из участников его. В ш. п.: бенефис ученика – отличника, победителя кого-либо соревнования, какой — либо художественной группы, учителя и т. д.
  • Беседа – разговор, обмен мнениями . Обще доступной доклад, обычно с участием слушателей в обмене мнениями, собеседование.
  • Бой – столкновение, сражение. В ш. п.: «Бой ораторов », «пресс бой» и т. д.
  • Биржа – учреждение для заключения финансовых и коммерческих сделок (фондовая, товарная, хлебная и т. д.).
  • Брифинг – краткое совещание представителей печати, телевидения радио, на котором излагаются позиции правительства по какому-либо вопросу или дается информация о ходе международных переговоров, взглядах сторон и т. д. В ш.п.: брифинг парламента школьной Республики, брифинг школьной администрации и т. д.
  • Бумеранг – метательное орудие в виде изогнутой палки. При искусном броске возвращается обратно к бросившему. В ш.п.: бумеранг (игра вопросов и ответов вопросами на вопрос).
  • Бюро – название некоторых учреждений. (Бюро находок, бюро погоды, услуг и т. д.).
  • Вахта – самоотверженная, исполненная энтузиазма работа в ознаменование чего-либо (Вахта мира, памяти и т. д.).
  • Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки.
  • Вече – в Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел.
  • Вечер – общественное собрание в это время.(литературный вечер, танцевальный вечер, вечер-встреча и т. д.). В ш.п.: вечер «история государства», «вечер горящих сердец» , «вечер поэтических чувств» и т. д .
  • Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-либо темой.
  • Водевиль – короткая комическая пьеса, обычно с пением.
  • Воскресник – коллективная добровольная работа в воскресное или вообще в нерабочее время.
  • Встреча – собрание, устраиваемое с целью познакомиться, побеседовать с кем- нибудь. Состязание, соревнование.

Источник: https://multiurok.ru/files/slovarik-form-vospitatiel-noi-raboty.html

Формы воспитательной работы

В воспитании студентов, развития их творческих способностей, формировании необходимых будущему специалисту качеств важная роль принадлежит специально организованной внеаудиторной воспитательной работе. Формы ее организации в высшем учебном заведении могут быть массовые, групповые и индивидуальные.

Массовые формы воспитательной работы

Особенностью массовых форм воспитательной работы является широкое участие в ней студентов.

К ним относятся празднования государственных и религиозных праздников, знаменательных событий в жизни вуза, проведение читательских конференций, тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов, недель по различным учебным предметам, встреч с выдающимися людьми, конкурсов, олимпиад, фестивалей, выставок и т.

Утверждению патриотических чувств, сопричастности к важным событиям способствует, например, участие студентов в праздновании Дня Независимости, Дня знаний, Дня защитника Отечества, Праздника Победы и др.

Массовыми являются общеуниверситетские вечера, посвященные Дню университета, Дню факультета, Дню студента, Дню науки и др.

Важно, чтобы такие мероприятия проходили в атмосфере личной причастности к обсуждаемым проблемам, чтобы студенты были организаторами и участниками: приглашали гостей, готовили выставки, демонстрировали фильмы.

Эффективной формой воспитания студенческой молодежи является читательские конференции. Путем пропаганды научной, художественной, публицистической литературы студенческой молодежи прививается интерес к книге, формируются литературно-эстетические вкусы.

Такие конференции проводят на материале творчества одного или нескольких авторов, произведений, объединенных одной тематикой, с отдельной литературной или научной проблемы. Форма проведения для студентов первого курса приближена к беседе, во время которой студенты высказывают свое отношение к произведениям, читают наизусть отрывки, инсценируют, просматривают фильмы.

Старшекурсники выступают с докладами, сообщениями, в которых анализируют особенности творчества, жанра, стиля, проблематики автора.

Вечера вопросов и ответов призывают к диалогу между специалистами и студентами. На эти цели приглашают специалистов из тех сфер деятельности, которыми заинтересовались студенты.

Литературно-музыкальные вечера, культпоходы в театр знакомят студентов с различными жанрами этих видов искусства, формируют эстетические вкусы, воспитывают патриотические чувства.

Особое место в воспитательной работе принадлежит непосредственным контактам студентов с интересными людьми. Они предоставляют воспитательной работе эмоционального характера, оказывают существенное влияние на патриотические чувства студентов.

Групповые формы воспитательной работы

Среди них самые распространенные «круглые столы», кружки по интересам, обсуждение радио- и телепередач, новинок прессы, акции милосердия, поисковая деятельность, экскурсии, походы, заочные путешествия и др.

«Круглые столы» обычно собирают молодых людей, которые не ограничиваются собственным мнением в поисках истины. Тему определяют заранее. Участники демонстрируют свои знания по этой теме и перспективы ее развития.

Например, «Нравственность научных открытий», «Культура личности и культура речи», «Духовный потенциал Украинский» и др.

«Круглые столы» способствуют расширению кругозора, формированию мировоззрения, общечеловеческих и национальных ценностей.

Творческий потенциал студентов реализуется в кружках по интересам, основными задачами которых являются: формирование национально сознательного патриота-гражданина Украины; воспитание физически и нравственно здорового человека; осознание нравственных ценностей, идеалов, культурных традиций, этических норм; формирование эстетических вкусов; создание атмосферы эмоциональной защищенности, любви; сохранение семейных традиций, семейных реликвий, изучение родословной, обычаев, обрядов своего народа и народов, населяющих Украину; изучение языка и уважения культуры, национальной литературы, искусства, прессы, радио и телевидения. Популярными в высших учебных заведениях есть кружки народного и современного танца, спортивные секции, фольклорные коллективы, студии вокала и художественных ремесел, театральные, поэтические клубы, клубы журналистов, фотоклуба и др.

В воспитательной работе эффективно использование радио- и телепередач, просмотр художественных фильмов. Например, радиопередачи «Слово», «Контрольная по украинскому», познавательно-информационные, разнообразные научно-популярные программы служат учебным материалом и поощряют творчески поисковой работы в различных отраслях, к совершенствованию языковой и речевой культуры студентов.

Популярные ток-шоу отечественных телеканалов позволяют студентам дифференцировать настоящие и искусственные идеалы, осознать общечеловеческие ценности, неизменные на протяжении тысячелетий.

В процессе воспитательной работы целесообразно практиковать обсуждение публикаций из самых популярных изданий, которые привлекают студентов своими аналитическими материалами о политической, экономической, культурной ситуации в Украине.

Формированию национального сознания, патриотических чувств студенческой молодежи способствует их активное участие в создании университетских краеведческих музеев, предназначенных для изучения, сохранения и использования памятников природы, материальной и духовной культуры народа.

Опыт убеждает, что музеи при высших учебных заведениях при условии их правильной организации становятся очагами образования и воспитания, обеспечивающих духовное единство поколений.

Разнообразие экспонатов дает студентам возможность понять богатство и щедрость души прошлых поколений, их стремление к красоте, сохранения национальных обычаев и обрядов.

Поисково-краеведческая деятельность студентов при создании таких музеев влияет на их внутренние убеждения, способствует утверждению патриотизма, поскольку позволяет разнообразить направления их активного участия в общественной и научной жизни вуза.

Эффективными воспитательными мерами также историко этнографические экспедиции по изучению прошлого своего города, села, области, края и топонимики этой местности, исследования исторических памятников, сбор предметов старины, легенд, народных традиций, обычаев и тому подобное. Результатами такой работы могут быть научные рефераты, журнальные и газетные статьи, доклады, выступления на радио и телевидении, в дискуссионных клубах и тому подобное.

Эколого-краеведческая деятельность (путешествия, экологические лагеря, общества) позволяет студентам проявлять и мгновенно реагировать на случаи варварского отношения к природе, организовывать мероприятия, направленные на прекращение химического загрязнения земель, уничтожение зеленых насаждений и др.

Источник: https://studbooks.net/70191/pedagogika/formy_vospitatelnoy_raboty

Воспитательная работа со студентами

  • Список кураторов групп
  • Общие положения
  • Приказом Министерства образования Российской Федерации в Перечень показателей государственной аккредитации и  критериев оценки введен новый показатель – «Воспитательная деятельность образовательного учреждения». В соответствии с данным документом оценке подлежат три показателя:
  • наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися
  • уровень организации воспитательной работы с обучающимися
  • формирование стимулов развития личности, то есть наличие самой организации воспитательной деятельности, условий и механизмов ее функционирования.
  1. Это свидетельствует о важности воспитательной составляющей при подготовке современного специалиста и чрезвычайной актуальности создания системы воспитательной работы на основе специфики конкретного вуза, с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических, региональных, национальных особенностей, истории развития и традиций.
  2. С целью создания эффективной системы воспитательной деятельности по формированию активной, социально-ответственной, всесторонне развитой личности специалиста, в Горном университете разработан комплексный план  воспитательной работы.
  3. Комплексный план  содержит характеристику системы воспитательной работы, организационной структуры управления воспитательной работой, методов воспитательного воздействия и технологии воспитания, характеристику модели личности специалиста – выпускника Горного университета.
  4. Комплексный план  воспитательной работы представляет стратегию построения системы воспитательной работы, основные этапы, приоритетные направления и цели, сроки и механизмы реализации.
  5. Воспитательная работа в вузе реализуется на следующих уровнях: на уровне вуза, факультета, кафедры, студенческой группы и иных структурных подразделений вуза.

Первым уровнем управления воспитательной работой в Горном университете является вузовский уровень, позволяющий определить основные направления, реализовать общие цели и задачи воспитательной работы, разрабатывать и проводить на высоком профессиональном уровне общие мероприятия. Координирует работу Проректор по учебной работе, который  отчитывается об основных показателях воспитательной работы непосредственно ректору института по мере решения вопросов, реализации перспективного плана воспитательной работы.

На этом уровне управления воспитательной работой в  институте создан и успешно функционирует Студенческий совет.

Для координации работы в конкретных направлениях в вузе созданы: 

  • Институт кураторства;   
  • Институт студенческого самоуправления.

Указанные структуры осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных в порядке, предусмотренном в вузе.

На уровне механического факультета

Декан МФ, зам. декана МФ по учебной работе в соответствии с планом воспитательной и социальной работы факультета координируют деятельность заведующих кафедр, зам. заведующих кафедр, кураторов. Декан МФ, зам.

декана МФ по учебной работе на заседаниях кафедр периодически заслушивают отчеты кураторов об основных результатах воспитательной работы, обеспечивают возможность обмена опытом воспитательной работы между кураторами групп.

На уровне студенческих групп

Студенческая группа является центром воспитательной работы. В ней находят свое воплощение все вопросы, связанные с учебой, научной работой, воспитанием, трудом и досугом студентов.

Для обеспечения повседневного руководства учебно-воспитательным процессом в учебных группах на кафедрах механического факультета из числа наиболее авторитетных и опытных преподавателей, обладающих педагогическим мастерством и организаторскими способностями, назначается куратор группы. Назначение его проводится в начале учебного года на весь период обучения студентов.

Для решения воспитательных и учебных задач в группе, куратор использует различные формы и методы работы, основными из которых являются: привлечение студентов к научной работе,  индивидуальные беседы, собрания, экскурсии по историческим местам и т.д.

На собрании учебной группы избирается актив группы во главе со старостой.  

Институт студенческого самоуправления представлен следующими структурами, действующими на основе утвержденных в установленном порядке положений:

  • Студенческий совет;
  • Старостат;   
  • Студенческие творческие организации (научные, общественные, по интересам).   
Читайте также:  Токи в сплошных средах. заземление - справочник студента

В воспитательной системе Горного университета используются три уровня общеинститутских и кафедральных форм организации воспитательной деятельности:  

Первый уровень — массовые мероприятия. В качестве традиционных организуются следующие мероприятия:

  • Акция  «Первокурсник», в рамках которой проводится посвящение в студенты включает ознакомление с университетом, музеем и  домовой церковью, анкетирование первокурсников «Мир моих интересов», а также выдача учебной литературы – проводится в День Знаний  1 сентября;
  • Университетская спартакиада;
  • Конкурсы «Лучшая группа университета», «Мисс Горный университет»
  • Новогодние праздники;
  • Студенческая научно-практическая конференция;
  • Ассамблея студенческой науки;
  • Мероприятия, посвященные Дню Победы;
  • Выпускные мероприятия (вручение дипломов).

Второй уровень – групповые формы. К ним относятся: мероприятия внутри коллектива студенческих групп, работа студентов ассистентов профессоров, работа спортивных секций, общественных студенческих объединений.

Третий уровень – индивидуальная  личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществляемая в следующих формах:

  • индивидуальное консультирование преподавателями студентов по вопросам организации учебно-познавательной вузовской деятельности в рамках учебного курса;
  • разработка индивидуализированных программ профессионального становления и развития студента;
  • работа в составе временных инициативных групп по реализации конкретных творческих проектов (научных, педагогических, в сфере экономики и т.п);
  • индивидуальная научно-исследовательская работа студентов под руководством преподавателей;
  • работа студентов в рамках различных учебных практик под руководством методистов.

Источник: https://spmi.ru/vospitatelnaa-rabota-so-studentami-2

Об организации воспитательной работы со студентами во внеаудиторной деятельности

В статье раскрывается воспитательный потенциал внеаудиторной работы со студентами. Проанализированы формы организации воспитательной работы, эффективные в формировании нравственных качеств у студентов.

Решение проблемы эффективной организации воспитательной работы со студентами выступает одной из актуальных задач современного вуза.

На современном этапе общество испытывает потребность в специалисте нового социокультурного типа: не только высококвалифицированного, компетентного работника, способного выдержать конкуренцию на рынке труда, но и высоконравственной личности, обладающей чувством ответственности за судьбу страны, ее социально — экономическое процветание.

В современных психолого-педагогических исследованиях воспитание предстает как компонент целостного образовательного процесса вуза, связанного с целенаправленной деятельностью педагогов по развитию профессиональных и личностных качеств студентов, способствующих их вхождению в контекст современной культуры, а также стимулирующих саморазвитие и становление их как субъектов собственной жизни. Результатом процесса воспитания студентов в вузе является воспитанность будущего специалиста, что означает сформированность нравственных качеств как основы его личностного развития и подготовки к жизни и самостоятельной деятельности в обществе.

Утвердившимся в практике отечественного образования является положение о том, что важнейшим педагогическим условием эффективной воспитательной работы в вузе является организация внеаудиторной деятельности студентов, основанная на активных методах обучения и направленная на творческое постижение студентами нравственных ценностей. Воспитательный потенциал внеаудиторной работы обусловлен рядом факторов.

  1. Внеаудиторная деятельность не ограничена никакими содержательными рамками и предоставляет студентам широкую свободу выбора осваиваемого содержания с возможностью решения личностных проблем, а также творческого самовыражения.
  2. Внеаудиторная деятельность в естественном порядке создает ситуации общения и сотрудничества, что еще более расширяет ее возможности для перевода нравственных знаний в нравственные качества личности. Воспитательная работа в данном случае не исчерпывается тематикой какого-либо мероприятия, а вбирает в себя и все нюансы взаимоотношений студентов. Контекст общения, в котором оказываются студенты, обладает самостоятельным воспитательным значением (подчас не зависит от тематики мероприятия), заставляя каждого «потренироваться» в опыте нравственного поведения (проявить волевую стойкость в преодолении каких-либо препятствий, придти на выручку своему товарищу, проявить выдержку и терпение в каких-либо ситуациях и т.д.)
  3. Внеаудиторная деятельность раскрывает дополнительные возможности для межпредметных связей между дисциплинами гуманитарно-художественного и естественнонаучного циклов, создание единых программ по нравственному воспитанию, и в целом для согласованности действий преподавателей различных дисциплин в организации образовательно-воспитательной среды вуза.
  4. Внеаудиторная деятельность включает в себя «средовой фактор» — взаимодействие с учреждениями культуры, других образовательных учреждений и т.д. Макроуровень, с которым связана внеаудиторная деятельность, расширяет представления студентов о законах нравственности и морали в современном мире, дает информацию к размышлению о выборе собственного культурного развития.
  5. Условием формирования нравственных качеств является активная деятельность самой личности, что обеспечивает обогащение опыта нравственного поведения, закрепления навыков и умений действовать в рамках моральных и нравственных норм во взаимоотношениях с окружающими. В юношеском возрасте для находящейся в становлении личности открываются новые возможности «взрослой жизни», а в связи с этим и многие соблазны. Потребности и мотивы деятельности в этот период жизни оказываются достаточно переменчивыми. Соответственно педагогам, включенным в воспитательный процесс, необходимо гибко менять и разнообразить формы воспитательной работы, исходя из тех реалий, в которых развивается современная молодежь. В этом плане внеаудиторная деятельность дает студентам большие возможности для самореализации, в то время как лекционная вузовская система не обладает подобным «потенциалом гибкости».

Остановимся более подробно на последнем положении.

Традиционными, освоенными в практике воспитательной работы, являются такие ее формы как научно-методические и научно-практические конференции, семинары, кружковая работа, проведение лекториев, различных воспитательных мероприятий, концертов, смотров и конкурсов художественной самодеятельности, студенческие акции и др. Вузовское образование постоянно обновляется, возникают интересные формы организации воспитательной работы, достаточно эффективные с позиции проблемы формирования нравственных качеств у студентов.

Одна из таких форм — студия. По мнению профессора Н.Е. Щурковой, студийный подход способствует усилению нравственной составляющей в содержании занятий, значительно сокращает разрыв между педагогической теорией и практикой [3, с. 6].

Тематика студий может быть задана в определенном направлении (в данном случае — нравственное воспитание) и конкретизироваться как самими студентами, так и преподавателями. Специфика такой формы работы заключается в комплексном использовании материала различных дисциплин (философии, психологии, истории, социологии), обращением к различным видам искусства.

На студийных занятиях могут устраиваться просмотры кинофильмов, проблемных с точки зрения затронутых в них нравственных коллизий, обсуждения популярных передач, обращение к истории культуры.

Еще одной формой работы, активизирующей нравственное воспитание студентов, является творческая мастерская.

При обсуждении нравственной проблематики в рамках работы мастерской возможна ситуация незавершенного поиска решений какого-либо вопроса в ходе свободного общения между участниками мастерской, в процессе самостоятельного анализа обсуждаемых вопросов.

Важно, что тема обсуждения определяется коллективным решением группы и преподавателя, отражая их приоритеты, интересы, осознаваемая как личностно необходимая и значимая.

В ходе работы мастерской происходит обмен мнениями, изучение и анализ множественных вариантов ответов на поставленный вопросы, овладение нормами и ценностями коллективного общения, обозначение и принятие своей роли в происходящем.

Подобные процессы не мыслимы без афиширования собственных взглядов и нередко сопровождаются спорами, жаркими дискуссиями. В этом случае важно мастерство руководителя, который поддерживает атмосферу доброжелательности и толерантности к различным точкам зрения участников. Таким образом, сама форма творческой мастерской обладает значительным воспитательным потенциалом, поскольку приобщает студентов к культуре общения, к умению вести диалог, отстаивать свою точку зрения и при этом учитывать мнения других.

В отечественном и зарубежном высшем образовании в последние годы развивается такая форма воспитательной работы как музейная педагогика. С популяризацией этой формы связано понимание того, что искусство участвует в социализации разума, воли, чувства, что оно целостно формирует человека, его принципы поведения.

В частности, в последние десятилетия культурные деятели Европы отмечают необычайную популярность музеев и объясняют этот феномен потребностью современного человека в прикосновении к своим корням, основам бытия. Так, Х. Люббе (ФРГ) говорит, что «ни одна цивилизация не была столь тесно соотнесена с прошлым, как сегодняшняя.

Научно-техническая цивилизация пришла к эмоциональному дистанцированию от самой себя. Обращаясь к реликтам прошлого, современная культура смотрит на них как на средство связи с давно минувшим» [Цит. по: 2, с. 223].

Многочисленные музеи помогают каждому ориентироваться в быстро меняющемся мире, воздействуют на историческое сознание и самосознание человека, через эмоциональное переживание формируют представления о вечных нравственных ценностях.

Особое значение имеет взаимодействие вуза с музеями собственного города и области. Свердловская область располагает многочисленными музеями, материалы которых способны приобщить человека к истории родного края, национальным традициям проживающих в нем народов, к ценностям мировой культуры.

Опосредованный диалог с прошлым позволяет раздвинуть границы понимания событийности, выйти на осмысление общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.

Работа на базе музеев позволяет наиболее эффективно влиять на процессы нравственного воспитания и самовоспитания студентов, развивать их способность к адекватному восприятию и анализу окружающей действительности, формировать их личностную картину мира, осознавать свое место в нем.

Подытоживая сказанное, отметим, что разнообразные формы внеаудиторной работы со студентами могут быть эффективны в том случае, когда они представлены как компонент целостного образовательно-воспитательного процесса вуза, т.е.

подчинены единой цели, реализуются на основе единых методологических подходов, согласуются с тематикой дисциплин, осваиваемых студентами в вузе, цементируют межпредметные связи.

Реализация совокупности выделенных педагогических условий позволит в рамках педагогического процесса вуза реализовать задачи формирования нравственной воспитанности студентов как важнейшего компонента их профессиональной подготовки.

Источник: https://novainfo.ru/article/13834

Белгородский университет кооперации, экономики и права | Цели, задачи и основные направления и формы воспитательной работы в университете

  • В соответствии с Концепцией воспитательной деятельности  Белгородского университета кооперации, экономики и права воспитание студенческой молодежи в вузе осуществляется с опорой на традиционные ценности, такие как духовность, государственность, патриотизм, коллективизм, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также ценности нового времени: инициативность, креативность, толерантность, предприимчивость и многие другие.
  • Содержание процесса воспитания в университете нацелено на создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития студенческой молодежи, формирование профессиональных и общекультурных компетенций, таких базовых социально-личностных качеств выпускников вуза, как духовность, нравственность, патриотизм, гражданственность, трудолюбие, ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, способность к творческому самовыражению, приверженность к здоровому образу жизни и культурным ценностям.
  • Исходя из поставленной цели, основными задачами воспитательной работы в университете являются:  
  • создание комфортных социально-психологических условий и социокультурной воспитывающей среды, способствующей формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся;
  • оказание студентам помощи в самовоспитании, самореализации, освоении широкого социального и профессионального опыта;
  • воспитание у студентов высоких духовно-нравственных качеств и норм поведения;
  • формирование корпоративной культуры вуза, определяющей систему ценностных ориентаций студентов, сотрудников и преподавателей университета; укрепление и развитие лучших вузовских традиций;
  • формирование патриотического сознания  и активной гражданской позиции студенческой молодежи университета;
  • повышение общего культурного уровня и эстетического вкуса студенчества, культуры поведения, речи и общения;
  • совершенствование всей системы работы по адаптации студентов-первокурсников к вузовской жизни;
  • создание условий для непрерывного развития творческих способностей студентов и организации их позитивного досуга, приобщения к основам отечественной культуры, художественной самодеятельности, вовлечение обучающихся в творческие коллективы университета;
  • развитие студенческих клубов и объединений, направленных на профессиональное и личностное развитие обучающихся;
  • формирование у выпускников вуза мотивации и навыков здорового образа жизни, вовлечение студентов в спортивные кружки и секции;
  • проведение комплекса профилактических мероприятий по предупреждению наркомании, табакокурения, потребления алкоголя, любых проявлений национализма и экстремизма в студенческой среде;
  • развитие и совершенствование деятельности органов студенческого самоуправления университета, волонтерского, правоохранительного, экологического и стройотрядовского движения;
  • привлечение к организации внеучебной, социально-значимой деятельности широкого круга студентов вуза, обучение студенческого актива основам управленческой деятельности, формирование лидерских качеств выпускников вуза;
  • создание в вузе условий для развития студенческих инициатив и реализации различных студенческих проектов;
  • постоянный поиск эффективных форм воспитательной и культурно-досуговой деятельности, совершенствования работы кураторов студенческих академических групп;
  • обеспечение социальной защиты и психологической поддержки студентов вуза;
  • совершенствование воспитательной и социальной деятельности в студенческих общежитиях университета;
  • организация межвузовского и межведомственного взаимодействия в сфере воспитательной и социокультурной деятельности.

Основные направления и формы воспитательной работы в университете

Реализация воспитательных целей и задач осуществляется в Белгородском университете кооперации, экономики и права посредством следующих направлений деятельности:

  • духовно-нравственное воспитание;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • правовое воспитание;
  • профессиональное воспитание;
  • культурно-эстетическое воспитание, развитие творческого потенциала студентов;
  • физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов;
  • профилактика саморазрушающих видов поведения и асоциальных проявлений в студенческой среде;
  • развитие органов студенческого самоуправления;
  • психолого-консультационная работа;
  • социальная поддержка студентов;
  • организация работы кураторов студенческих академических групп;
  • организация воспитательной деятельности в студенческих общежитиях университета.

В реальной деятельности по обучению и воспитанию студентов университета все эти направления тесно взаимосвязаны, дополняют и обуславливают друг друга.

В соответствии с системным подходом к организации воспитания студенческой молодежи и формированию социокультурной среды вуза реализация воспитательной функции университета осуществляется в единстве учебной деятельности и внеучебной воспитательной работы в вузе.

В учебном процессе определение воспитательных и развивающих задач осуществляется в контексте целей, задач и содержания профессионального образования. Производится отбор содержания воспитывающего материала при опоре на основные образовательные программы и получаемые студентами дополнительные квалификации и специализации.

С переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, в которых четко выражен воспитательный аспект профессионального образования, упор сделан на формирование профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся посредством реализации основных образовательных программ, использования различных аудиторных и внеаудиторных форм работы. Широкое использование в учебном процессе вуза получили такие активные формы воспитательной и развивающей деятельности, как деловые, ролевые, интеллектуальные игры, брейн-ринги, дискуссионные площадки, открытые трибуны, конкурсы, викторины, тренинги, олимпиады, презентации, круглые столы. Расширилась практика разработки и защиты актуальных социальных, творческих проектов студентов.

Воспитание через внеучебную воспитательную деятельность по изучаемым дисциплинам осуществляется преподавателями конкретных учебных дисциплин путем использования различных форм: тематических вечеров, конкурсов, просмотров и обсуждений соответствующих кино и видео фильмов, участия студентов в научно-исследовательских и предметных кружках, конференциях, научных чтениях, профессиональных клубах и студенческих объединениях, встречах с практическими работниками, мастер-классах и т.п. Наиболее активно внеучебные формы воспитательной работы по изучаемым дисциплинам используются преподавателями во время проведения Недель кафедр и факультетов.

Собственно внеучебная воспитательная работа в вузе осуществляется посредством деятельности всех структурных подразделений университета, ведется через творческий союз преподавателей и студентов, включая в себя как традиционные университетские мероприятия и встречи, так и мероприятия, посвященные знаменательным датам и событиям международного, российского, регионального и вузовского значения. Проводимые в университете мероприятия воспитательной направленности подразделяются на:

  • массовые мероприятия (общеуниверситетские и факультетские мероприятия, вечера, концерты, тематические месячники, декады, Дни здоровья, Дни правовых знаний, фестивали, конкурсы, спортивные соревнования, игры, встречи, дискуссии, круглые столы, участие во всероссийских и региональных мероприятиях и акциях и т.д.);
  • групповые мероприятия (коллективные творческие дела в студенческих академических группах, кураторские часы, заседания клубов, экскурсии, посещения предприятий, кооперативных организаций, учреждений культуры, спорта и т.д.);
  • индивидуальные, личностно-ориентированные мероприятия (индивидуальные беседы, консультации, психологические  тренинги, собеседования, встречи, персональная работа с одаренными студентами, со студентами «группы риска» и т.д.).

Источник: http://www.bukep.ru/1562/37/49

Ссылка на основную публикацию