Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований к реализации государственных образовательных программ, осуществляемых на всех уровнях образования учреждениями, которые имеют государственную аккредитацию.
Стандарты распространяются на общее, профессиональное и высшее образование и обязательны к применению всеми государственными образовательными учреждениями.
Документы о действующих ФГОС выкладывают на сайте Минобрнауки, а вопросам стандартов именно высшего образования посвящен специальный официальный сайт – портал ФГОС ВО.
Сайт ФГОС ВО
Главные цели Федеральных государственных образовательных стандартов заключаются в том, чтобы обеспечить единство образовательного пространства России, преемственность основных образовательных программ на всех уровнях и духовно-нравственных развитие и воспитание. Первый аналог теперешних ФГОС появился в России в 1992 году – в статье 7 Закона РФ “Об образовании”.
Закон «Об образовании»
Федеральный компонент стандартов 1992 года состоял из следующих направлений:
- цели образования на каждом уровне обучения;
- требования к основному содержанию главных образовательных программ;
- максимальный объем аудиторной учебной нагрузки;
- требования к уровню подготовки учащихся, которые заканчивают разные ступени школы;
- требования к условиям образовательного процесса.
Эту редакцию позже изменили в сторону предметно-методического подхода, после чего стандарты стали состоять из трех компонентов: обязательный минимум содержания основных программ, максимальный объем нагрузки, требования к уровню выпускников. Таким образом, стандарты больше не имели блока целей и не содержали требований к условиям образования.
Вскоре стало ясно, что тогдашние ФГОС не отвечали потребностям развития образования, потребностям образовательной практики и запросам развития законодательства в этой сфере.
Поэтому в 1996 году от этой урезанной нормы отказались и частично вернулись к прежнему подходу.
К тому времени обязательность принятия федерального государственного стандарта уже была закреплена Конституцией, которую приняли в 1993 году. О ФГОС прямо говорилось в статье 43:
Пункт о ФГОС в Конституции
С момента включения положения о ФГОС в Конституцию и до 1999 года государство создавало временные стандарты и федеральные составляющие образовательного стандарта.
В 2000 году началось создание стандартов первого поколения для общего образования, а также первого и второго поколений для образования высшего. В течение истории разработки стандартов мотивы этой деятельности постоянно менялись.
Особенно важные, принципиальные перемены произошли в 2000-х годах, когда стандарты развернули в русло личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогики.
В 2009 году Закон РФ “Об образовании” тоже претерпел изменения, после чего и появились Фгос – федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. До этого, по сути, стандарты федеральными не были.
Эмблема ФГОС
Нынешние стандарты устанавливают сроки получения общего и профессионального образования, учитывая при этом особенности различных категорий учащихся, образовательные технологии и разные формы обучения. На базе ФГОС происходит следующая деятельность:
- создание примерных основных программ образования;
- создание программ учебных предметов, курсов, литературы;
- организация обучения во всех без исключения учреждениях, которые реализуют основную программу;
- создание норм для денежного обеспечения образовательного процесса;
- надзор и контроль соблюдения законов РФ в сфере образования;
- аттестация учащихся – итоговая и промежуточная;
- создание систем внутреннего контроля качества образования в самих учреждениях;
- организация работы методических служб;
- аттестация педагогов и управленцев в государственных и муниципальных учреждениях.
- подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников образования.
29 декабря 2012 года появился Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”, который определял структуру ФГОС.
ФЗ «Об образовании» 2012 года
Этот законодательный акт содержал требования по трем основным направлениям:
- к структуре государственных программ, в том числе – к пропорциям частей основной образовательной
- программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной программы и той части,
- которую участники образовательного процесса формируют самостоятельно;
- к условиям реализации основных образовательных программ (кадровые, денежные, технические условия);
- к результатам освоения основных программ.
Реализация каждого ФГОС происходит через основные образовательные программы (ООП), обязанность разработки которых лежит на учреждениях образования. Такая программа должна включать в себя календарный учебный график, план обучения, рабочие программы по предметам, курсы, оценочные материалы и прочие компоненты.
ООП каждого учреждения определяет задачи, цели, желаемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса. Учреждение проводит свою программу в жизнь через урочную и внеурочную работу.
Высшие учебные заведения обязаны каждый год обновлять свои ООП с учетом изменений, происходящих в сферах культуры, науки, экономики, технологий и техники, а также в социальной сфере.
Положение об образовательных программах и их определение есть в том же законе 2012 года.
Определение образовательной программы
Разработка ФГОС может проходить по уровням и ступеням образования, специальностям, профессиям и направлениям подготовки. Как минимум раз в десятилетие стандарты должны заменяться новыми.
Стандарты общего образования разрабатываются по уровням, а профессионального – еще и по профессиям с учетом соответствующих профессиональных стандартов.
При создании ФГОС их авторы должны учитывать нынешние и будущие потребности развития личности, общества и государства.
При разработке ФГОС также нужно принимать во внимание интересы безопасности и обороны государства, его образовательной и социальной сфер, культуры и науки.
Стандарты высшего профессионального образования создаются специальными учебно-методическими объединениями (УМО) вузов по соответствующим направлениям подготовки. УМО представляют собой государственно-общественные организации в системе образования, которые создают для того, чтобы педагоги, ученые и представители работодателей могли участвовать в разработке ФГОС.
УМО создаются органами исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов. Основой объединения служит высшее учебное заведение, которое считается ведущим в своем направлении. В состав УМО входят педагоги, научные сотрудники и другие работники образования и организаций, действующих в образовательной системе. Работа УМО регламентируется все тем же законом.
УМО в законе «Об образовании»
После того, как УМО создают проект ФГОС, этот проект направляется в Минобрнауки Российской Федерации. На министерстве лежит обязанность устроить обсуждение этих предложений.
В обсуждениях принимают участие заинтересованные органы исполнительной власти, государственно-общественные объединения, научные и образовательные учреждения, научно-педагогические сообщества, объединения работодателей.
Министерство размещает проекты стандартов и сами действующие ФГОС на своем официальном сайте.
ФГОС на сайте Минобрнауки
После обсуждения Минобрнауки направляет проект стандарта на независимую экспертизу, которая в течение 14 дней должна выдать свое заключение по представленному предложению.
В экспертизе участвуют объединения работодателей и организации, которые работают в соответствующей отрасли экономики (проекты ФГОС высшего, среднего профессионального и начального профессионального образования); институты общественного участия в управлении образованием и органы исполнительной власти (ФГОС общего образования); Министерство обороны РФ (ФГОС общего и среднего профессионального образования в части, касающейся подготовки к военной службе).
Эмблема Минобороны
По результатам экспертизы Минобрнауки получает заключение, подписанное руководителем организации, которая экспертизу проводила.
Это заключение, сам проект и замечания к нему затем обсуждает специальный совет Минобрнауки по ФГОС. Он принимает решение относительно судьбы предложения: рекомендует к утверждению, доработке или отклонению.
Получив решение совета, Министерство образования и науки принимает свое решение относительно предложенного стандарта.
Эмблема Минобрнауки
Принятые к выполнению стандарты вы можете найти на официальном сайте Минобрнауки в разделе “Документы”. Если же вас интересуют именно ФГОС высшего образования, то информацию о них вы найдете на портале ФГОС ВО.
Там выкладывают информацию о проектах стандартов, макеты примерных основных образовательных программ, реестр таких программ в сфере высшего образования, сведения нормативно-правового обеспечения и другие материалы.
Сайт предлагает темы и документы для обсуждения в сфере ФГОС ВО, тематические новости, информацию о мероприятиях в этой области.
На портале есть форум, где вы можете обсудить проблемы и вопросы федеральных государственных образовательных стандартов с другими пользователями. Если же у вас есть предложения или замечания по вопросам ФГОС, через форму обратной связи на сайте вы можете их отправить.
Источник: https://fgos.su/
Образовательные стандарты
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
- Государственный образовательный стандарт — это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня.
- В школе реализуются следующие образовательные стандарты:
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (ФК ГОС) в 4-11 классах.
- Назначением ФК ГОС является обеспечение:
- • равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
- • единства образовательного пространства в Российской Федерации;
- • защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
- • преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
- • социальной защищенности обучающихся;
- • социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
- • прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
- • основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.
- Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
- Государственный стандарт общего образования является основой:
- • разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
- • объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
- • объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
- • определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
- • установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
- • установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.
- Государственный стандарт общего образования включает три компонента:
- • федеральный компонент — устанавливается Российской Федерацией;
- • региональный (национально-региональный) компонент — устанавливается субъектом Российской Федерации;
- • компонент образовательного учреждения — самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.
- В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу:
- первый концентр — начальное общее и основное общее образование, второй — среднее (полное) общее образование.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержден приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) реализуется в 1-4 классах.
- Государственный образовательный стандарт — это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня.
- ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
- Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:1) единство образовательного пространства Российской Федерации;2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
- В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году разработан стандарт общего образования второго поколения Российской академией образования.
В основу стандарта положены новые принципы его построения.
Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований:1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Общее образование имеет три уровня:- Начальное общее образование (1-4 кл.)- Основное общее образование (5-9 кл.)- Среднее (полное) общее образование (10-11 кл.)
В настоящее время разработаны и утверждены три стандарта:- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373. Введен в действие с 1 января 2010 года. К нему разработана Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
— Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897. Введен в действие с 1 февраля 2011 года.- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО). Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413.
Введен в действие со 2 июля 2012 года.
Источник: https://sh-7.ru/obraz-standart-01.html
Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО
С 1 сентября 2011 года вузы переходят на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения по менеджменту. В консорциум вузов-разработчиков входила Высшая школа экономики. В чем различия нового ФГОС и оригинального стандарта ВШЭ? Об этом рассказывает Николай Филинов, декан факультета менеджмента ВШЭ.
Светлана Мальцева, и.о. декана факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ: Готовы ли российские вузы к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения? Как проходила работа над новыми стандартами по направлению «Бизнес-информатика»? Что необходимо для его внедрения в вузах?
С 1 сентября 2011 года все экономические вузы и факультеты России должны будут строить учебный процесс в соответствии с федеральным государственным стандартом третьего поколения.
За оставшееся время им предстоит привести в соответствие со стандартом образовательные программы и контрольно-измерительные материалы.
О том, что еще предстоит сделать, говорят декан факультета экономики НИУ ВШЭ Владимир Автономов и первый заместитель декана Татьяна Коссова.
Переход на федеральные государственные стандарты (ФГОС) третьего поколения по-прежнему вызывает много вопросов у образовательного сообщества. О проблемах, которых возникнут при внедрении стандарта по социологии, говорит руководитель недавно созданного Центра развития социологического образования факультета социологии НИУ ВШЭ Маргарита Бершадская.
В 2011-12 учебном году все российские вузы переходят на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения. Об особенностях разработки и внедрения стандартов по направлению «Социология» рассказывают декан факультета социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко и заместитель декана по учебно-методической работе Андрей Кожанов.
С 2010 года вступают в действие новые образовательные стандарты высшего профобразования по направлению «Государственное и муниципальное управление» для бакалавриата и магистратуры. Стандарты комментирует один из их разработчиков, декан факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ Алексей Барабашев.
Госкорпорация собирается вложить до 2015 г. порядка 9 млрд. рублей в создание нанотехнологических профессиональных и образовательных стандартов.
2 декабря на традиционном научном семинаре Института развития образования ГУ-ВШЭ с докладом «Стандарт как система требований» выступил генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков.
Предложенная Высшей школой экономики учебная программа по программной инженерии стала основой нового образовательного стандарта по направлению «Программная инженерия».
Источник: https://www.hse.ru/standards/federal/
Нормативные документы по ФГОС общего образования (федеральный уровень)
ФГОС НОО
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (скачать файл .doc >>> 197Kb)
Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (скачать файл .doc >>> 52,5Kb)
Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (скачать файл .doc >>> 65,5Kb)
Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (скачать файл .pdf >>> 3,88Mb)
ФГОС ООО
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) (скачать файл .doc >>> 286Kb)
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (скачать файл .doc >>> 35Kb)
ФГОС С(П)ОО
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС С(П)ОО) (скачать файл .doc >>> 346Kb)
Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (скачать файл .pdf >>> 126Kb)
Общие документы
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (скачать файл .doc >>> 130Kb)
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (скачать файл .pdf >>> 555Kb)
План действий по модернизации общего образования на 2011 — 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р) (скачать файл .doc >>> 187Kb)
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (скачать файл .pdf >>> 283Kb)
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (скачать файл .doc >>> 64Kb)
Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников« (скачать файл .doc >>> 49Kb)
СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (скачать файл .doc >>> 389Kb)
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.
1251-03″ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г.
, регистрационный номер 4594) (скачать файл .doc >>> 169Kb)
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г., регистрационный номер 18638) (скачать файл .rtf >>> 489Kb)
Письмо Минобрнауки России от 8 августа 2011 г. № 03-495 «О вступлении в силу приказа Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н» (в приложении — приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г.
№ 448н «О внесении изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте России 1 июля 2011 г.
, регистрационный номер 21240) (скачать файл .pdf >>> 341Kb)
Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г.
№ 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» (скачать файл .
doc >>> 27Kb) федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приложение № 1); (скачать файл .
pdf >>> 2,85Mb) федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приложение № 2); (скачать файл .
pdf >>> 870Kb) федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приложение № 3); (скачать файл .
pdf >>> 180Kb) федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (приложение № 4). (скачать файл .pdf >>> 136Kb). Источник — http://www.mon.gov.ru
Источник: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm