Эстетическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности — справочник студента

Главная → Статьи → Опыт работы пользователей → Разное

Светлана Спесивцева,
10.12.2010 4 Эстетическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности - Справочник студента

Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительного искусства, природоведения. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся  с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям.

Обсудить статью (уже 4 коммент.)
Опубликовать свой материал Для воспитания художественного восприятия у младших школьников существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении литературных произведения, прослушивание музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. В воспитании эстетических восприятий младших школьников необходимо широко использовать заучивание стихов, песен, демонстрацию репродукций картин. Воспитательная работа по развитию и укреплению эстетических потребностей, стремления к восприятию прекрасного продолжается и в последующих классах, но, разумеется, на более высоком уровне.
Формирование у школьников эстетических представлений, понятий и вкусов является весьма сложной педагогической задачей. Простейшие эстетические представления и суждения формируются в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства. Очень важно в этих классах обогащать учащихся представлениями о художественных средствах изображения действительности в искусстве. Большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном искусстве. В последние годы в школьной практике с целью развития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используется написание сочинений, устное и письменное рецензирование произведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок. В теории эстетического воспитания утверждается положение о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении. Только целенаправленное вовлечение школьников в разнообразную  художественную творческую деятельность способно оптимально развить их природные силы, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства и красоты действительности. Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников. Учебный процесс закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая художественная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время, на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияний средств массовой информации. В воспитании личности и эстетическом развитии школьника особую роль играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельностных способов отражения и познания мира, предоставляет условие для самовыражения и самоутверждения личности. Самодеятельность интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества. Ребята особенно охотно рисуют то, что сами непосредственно наблюдают в жизни, находят и фотографируют прекрасные картины природы, разучивают стихотворения, участвуют в разнообразных пьесах. Художественная самодеятельность является также действенным средством развития эмоциональной сферы ребенка. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества школьники развивают свое воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Организуя самодеятельность, педагоги получают возможность практически управлять развитием эстетических чувств детей путем специального подбора содержания произведений искусства, видов художественной самодеятельности. Самодеятельность знакомит школьника с секретами художественного творчества, развивает их дарования, образует и закрепляет технические и исполнительные навыки, доставляет наслаждение от участия в творческом труде. Внешкольным учреждениям, осуществляющим эстетическое воспитание учащихся, являются дома и дворцы культуры. Художественное воспитание средствами искусства занимает в них одно из важных мест. Широко представлены кружки и студии. Основные задачи кружковых занятий – научить детей любить и понимать искусство, развить их художественные способности и вкус, дать знания об искусстве, расширить художественный кругозор. В школах создаются центры эстетического воспитания, на их базе активно действуют музыкальные школы и школы изобразительного искусства системы культуры, а также музыкальные, театральные студии. Органами народного образования, детскими и юношескими общественными организациями и творческими фондами организуются недели детской книги, театра, кино, музыки, праздники песни, выставки детского рисунка.

Система эстетического воспитания в школе органически сочетается с усилиями всего обновляющегося общества по воспитанию гармонично и всесторонне развитой личности.

Об авторе:  Спесивцева Светлана Николаевна, г. Комсомольск-на-Амуре, школа № 33, учитель английского языка.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

Эстетическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности - Справочник студента

Источник: https://pedsovet.su/publ/164-1-0-1035

Образовательный портал

  • Павлова Алевтина Николаевна, учитель русского языка и литературы школы №297
  • Пушкинского района Санкт-Петербурга

Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 — 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим.

Б.М. Неменский

Школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 — 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества.

Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды.

Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.

Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.

Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности и установки, и т.д. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания.

Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях человека, однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию.

Развитие личности начинается еще в раннем детстве.

Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей школьного возраста, именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное  формирование отношения к миру.

Эстетическое воспитание на уроках русского языка – это формирование у школьников эстетического чувства, то есть представления о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни.

Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство.

Прекрасное в них предмет передает в дидактическом материале — в текстах использованных отрывков и художественных произведений.

Обучая школьников различным речевым умениям, необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения к природе, обществу, человеку, искусству.

Вместе с тем и сам русский язык как предмет изучения обладает чертами, способными вызывать у учащихся духовное переживание радости в связи с ощущением языковой и речевой гармонии. Следовательно, основным направлением в эстетическом развитии учащихся на уроках русского языка является работа над эстетикой языка и речи, потому что прекрасное объективно заложено в самой природе языка.

Эстетическое отношение к языку вызывается такими качествами литературного языка, как богатство средств выражения, его звучность и мелодичность, экспрессивность единиц языка, уместность употребления языковых средств в разных стилях речи.

Языковое эстетическое чувство складывается из осознания богатства языковых средств, их экспрессивности, красоты звучания речи, языковой правильности, уместности использования и выразительности языковых средств.

Эти элементы языкового эстетического чувства у большинства учащихся без специального воздействия учителя развиваются лишь частично или совсем не развиваются. Необходима целенаправленная система работы, способная сформировать у учащихся эстетическое отношение к языку и речи.

  1. Перед учителем русского языка стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:
  2. — познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);
  3. — развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;
  4. — воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);
  5. — развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.

Перечисленные задачи решаются на протяжении всего обучения русскому языку. Разумеется, в каждом классе должны реализоваться элементы тех задач, которые отбираются в соответствии со спецификой изучаемого программного материала и с возрастными возможностями учащихся. Пути их реализации будут различными.

Ознакомление учащихся с прекрасным в языке и речи. Прекрасное познается не только чувствами, но и разумом.

В процессе изучения языковых единиц необходимо специально показывать те их свойства, которые вызывают чувство прекрасного; в фонетике — звучность и мелодичность звуковой системы русского языка (в ней на сто звуков любого отрезка текста приходится восемьдесят с голосом — гласных и звонких согласных); в лексике — неисчерпаемый запас слов, богатство и разнообразие синонимов, антонимов, слов с экспрессивным и переносным значением, громадный массив фразеологизмов; в словообразовании – богатство словообразовательных средств; в морфологии — богатство форм словоизменения, обладающих разнообразными грамматическими значениями; в синтаксисе — разнообразие синтаксических средств выражения одной и той же мысли (богатство синтаксических синонимов). При изучении стилей необходимо показывать выразительные и изобразительные возможности языковых средств, уместность их употребления, красоту речи без языковых ошибок и недочетов.

  • Для формирования у школьников представления об эстетических свойствах русского языка используются упражнения следующих видов:
  • — анализ высказываний выдающихся отечественных и зарубежных деятелей в области политики, науки, искусства и литературы о русском языке;
  • — подбор учащимися высказываний о русском языке;
  • — беседа по содержанию научно-популярных лингвистических текстов, в которых рассказывается об эстетических свойствах русского языка.

Развитие языкового эстетического чувства. Эстетика языка складывается из следующих элементов: осознания богатства языка, эстетического отношения к языку и речи, чувства нормы и антинормы, выразительности, уместности употребления. Каждый из перечисленных элементов эстетического чувства языка развивается у детей с помощью специальных упражнений.

  1. Формированию представления о богатстве, неисчерпаемости языковых средств русского языка способствует применение упражнений следующих видов:
  2. — анализ словарных статей в словарях синонимов, а также синонимических рядов, помещенных на полях учебников;
  3. — анализ словарных статей многозначных слов в толковых словарях (в том числе и в словаре учебников);
  4. — подбор грамматических синонимов и выявление условий их употребления;
Читайте также:  Вектор напряженности электрического поля - справочник студента

— выражение экстралингвистических значений (например, временных, пространственных, целевых и т.п.) разными языковыми средствами (лексическими, синтаксическими);

  • — подбор слов на ту или иную смысловую тему.
  • Для развития эстетического отношения к языку и речи используются следующие виды упражнений:
  • — анализ образцовых текстов разных стилей;
  • — сравнение словаря и синтаксических конструкций образцовых и детских текстов на одну и ту же тему (привлекаются изложения и сочинения учащихся);
  • — переработка текстов, бедных в лексическом и синтаксическом отношении.

Чувство нормы и антинормы имеет большое значение для эстетического воспитания учащихся.

Оно формируется, во-первых, при ознакомлении с нормами литературного языка; во-вторых, в процессе работы над языковыми ошибками, допущенными школьниками в своих высказываниях (фонетическими — в устной речи, лексическими и грамматическими — и в устной, и в письменной речи), а также над текстами упражнений учебников, в которых имеются ошибки.

  1. Формированию чувства нормы у школьников служат упражнения следующих типов:
  2. — выбор нормативного варианта;
  3. — сравнение одних и тех же текстов без лексических и грамматических ошибок и с ошибками;
  4. — нахождение в тексте лексических и грамматических ошибок и их исправление.
  5. Развитие чувства выразительности речи опирается на знание школьниками богатства языка и экспрессивных возможностей языковых средств, и формируется оно с помощью упражнений следующих видов:
  6. — анализ выразительных средств образцового текста (прозаического и поэтического);
  7. — сравнение образцовых текстов с текстами, созданными детьми на одну и ту же тему;
  8. — наблюдение в художественных текстах за звукописью, за словами; использованными в метафорическом значении, за фразеологическими оборотами, за разнообразием синтаксических конструкций;

— выяснение роли необщеупотребительных слов (диалектизмов, профессионализмов и т.д.) в художественных произведениях;

— сравнение окончательных и черновых редакций произведений известных писателей, публицистов и т.д.

Чувство уместности употребления языковых средств — одно из сложнейших элементов структуры языкового эстетического чувства.

Оно формируется в связи с ознакомлением учащихся с вариантами (разновидностями) литературного языка, обслуживающими разные сферы его применения, с функциональными стилями.

В результате этой работы учащиеся должны знать о том, что в своей речи мы пользуемся языковыми средствами в зависимости от средств общения, учитываем, где, с кем и о чем говорим (пишем).

  • Формируется это чувство у школьников при выполнении упражнений следующих видов:
  • — анализ текстов разных функциональных стилей;
  • — нахождение стилистических ошибок, нарушающих стилевое единство текста;
  • — нахождение в тексте нарочитого включения иностилевых элементов, будто бы придающих ему выразительность;
  • — стилистический эксперимент;
  • — нахождение в детском тексте «красивостей» и их исправление.

Развитие у учащихся потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи. Эстетическое чувство действенно.

Оно стимулирует стремление человека к самосовершенствованию, а развитое языковое эстетическое чувство вызывает у детей потребность совершенствовать свою собственную речь.

Ученик должен задуматься над средствами выражения мысли, уметь отобрать их с учетом эстетического восприятия речи слушателями (читателями).

Потребность в эстетическом совершенствовании своей речи у учащихся создается всем ходом работы по русскому языку. Этому способствуют беседы учителя о важности овладения богатствами языка, об уместности их использования, чтение и анализ высказываний писателей о своем труде.

Развивая языковое эстетическое чувство на уроках русского языка, тем самым создается теоретическая база для понимания эстетики языка изучаемых на уроках литературы художественных произведений.

Особое место в эстетическом воспитании занимает изучение литературы. При чтении художественного произведения важно непосредственное эмоциональное его восприятие. Это — первая стадия восприятия читаемого.

На второй стадии происходит понимание идейного содержания произведения. Оно не убивает эмоциональность школьника, а углубляет ее.

Третья стадия восприятия художественного произведения — обдумывание прочитанного.

При изучении литературы ничто так не свидетельствует о степени интереса ребенка и глубине первичного восприятия, как  чтение им наизусть стихотворений, отрывков прозы, выразительность и эмоциональность этого чтения.

На этом этапе работы по восприятию художественного произведения огромную роль отводится таким видам творческой деятельности, как сочинения с самостоятельными оценками и анализом и проведение свободных творческих обсуждений и дискуссий.

В различных формах даются задания: написать рецензию, подготовить доклад, выступить в ходе обсуждения, составить критический обзор, вскрыть основную идею произведения, описать сюжетную линию, показать основные черты героев и дать оценку их действий.

В задания включаются требования выделить основные художественные приемы, которыми пользуется художник, оценить своеобразие его индивидуального дарования, манеру его письма, стиля изложения, особенностей видения мира и человека.

На уроках могут даваться творческие задания: подбор музыкального материала, созвучного основным идеям произведения искусства слова, изображения в рисунках литературных образов.

В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.

Внеклассная и домашняя работа со своими более свободными формами постепенно становится органической частью учебных занятий. С этой целью учитель на уроке учит детей навыкам и приемам самостоятельной работы.

На уроках приучают детей к коллективному прочтению отрывков, прослушиванию дисков и кассет с записью художественного чтения, индивидуальному чтению, к чтению в лицах и драматизации, просмотру фильмов, спектаклей и телепостановок.

Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит внеклассной и внешкольной работе. Внеклассная работа позволяет связать эстетическое просвещение с художественным творчеством учащихся. При этом школьники получают возможность проявить свою индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свой жизненный и эстетический опыт.

  1. Формы внеклассной работы:
  2. — по способу подачи языкового материала — устные и письменные;
  3. — по частоте проведения — систематические (постоянные) и эпизодические (разовые);
  4. — по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.

Виды внеклассной работы: кружок, викторины, КВН, газеты и журналы, праздники, выставки, утренники и вечера, конференции, конкурсы, экскурсии, выступления на родительских собраниях, школьных концертах и перед начальной школой, спектакли, посещение и обсуждение театральных постановок и кинофильмов, литературное творчество, исследовательские работы, олимпиады, декады, фестивали, создание презентаций, проектов и др. Одни из видов работы проводятся систематически, по особому расписанию, другие — эпизодически, один — два раза в год. Например, регулярно — два раза в неделю — проводятся занятия кружка; регулярно — раз в месяц — выпускается стенная газета.  Такие массовые виды внеклассной работы, как выставка лучших тетрадей, конкурсы, фестивали проводятся обычно эпизодически, один — два раза в год. Их главное назначение— развивать творческую активность учащихся.

Вся эта работа, в которую дети включаются с большим увлечением, не только укрепляет классные и школьные коллективы, расширяет кругозор детей, но и способствует развитию детей, их эстетических переживаний и суждений, особенно инсценировки различных сказок и стихотворений, детских пьес. Все это развивает способности детей, формирует их художественный вкус, приближает их к пониманию подлинного искусства.

Подведение итогов труда сопровождается, как правило, выпуском стенгазеты, фотоальбома, оформлением выставки. Художественные средства этих форм работы непосредственно связываются учащимися с впечатлениями от выполненного труда и создают положительную установку на дальнейшее участие в труде.

Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство  к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни,  действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству и к жизни.

Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/site/4111-2013-12-02-13-35-03.pdf

Рабочая программа внеурочной деятельности студентов по эстетическому направлению

  • МИНОБРНАУКИ РОССИИ
  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
  • высшего образования
  • «Горно-Алтайский государственный университет»
  • Аграрный колледж
  • Рабочая программа внеурочной деятельности студентов
  • по эстетическому направлению
  • для студентов 1-4 курсов.
  • Горно-Алтайск 2017
  • Пояснительная записка

В последнее время большое внимание уделяется проблеме эстетического воспитания человека. Эстетическое воспитание занимает особое место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как оно включает в себя не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Эстетическое воспитание служит формированию всесторонне развитой личности, которое способствует нравственному и интеллектуальному самосовершенствованию личности студента. В процессе формирования эстетического отношения к действительности у студентов развивается эстетическое сознание, которое позволяет судить о степени эстетической культуры человека.

Актуальность и социальная значимость данного направления состоит в том, что он призван помочь подростку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. В настоящее время особенно актуальными являются вопросы повышения общей культуры молодежи, ее эстетических компонентов.

  1. Цель программы: Воспитание грамотной культурной личности.
  2. Задачи:
  3. — Сплочение и развитие группового коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды развития жизнедеятельности студента;
  4. — Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции;
  5. — Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений.
  6. Предполагаемый результат:
  7. — сформировать собственные навыки культурного поведения,
  8. — самостоятельные представления о достойном поведении в обществе.
  9. Способы проверки ожидаемых результатов:
  10. — педагогическое наблюдение;
  11. — тестирование;
  12. — анкетирование.
  13. Данная программа состоит из 4 направлений и рассчитана на 4 года:
  14. 1курс – направление «Культура гражданина»;
  15. 2 курс – направление «Психология человека»;
  16. 3 курс – направление «Жизнь и искусство»;
  17. 4 курс – направление «Профессиональный этикет».
  18. Программа реализуется классными руководителями на классных часах и внеклассных мероприятиях.

Формы и методы проведения классных часов классный руководитель выбирает самостоятельно, это могут быть беседы, викторины, встречи с «интересными» людьми, тренинговые занятия, экскурсии (тематические, в музеи, на природу), тематические праздники т.д.

  • Реализация программы
  • 1 год
  • Направление «Культура гражданина»
  • Цель: формирование у студентов гражданской культуры и правовых знаний.
  • Задачи:
  • — формирование необходимого уровня правовых знаний, и осознанного отношения к базовым ценностям:
  • — патриотизм и любовь к Родине;
  • — права и свобода человека и гражданина;
  • — символика Российской Федерации;
  • — национальное самосознание;
  • — уважение чести и достоинства других граждан;
  • — гражданственность.
  • Примерные формы реализации:
  • Тематические и информационные классные часы, встречи со специалистами по данному направлению.
  • Ожидаемые результаты:
  • — уважительное отношения к Конституции и законам РФ и Республики Алтай.
  • Примерный план мероприятий по направлению
п/п Мероприятия Сроки Ответственный
1 Классный час: «Мои права и обязанности в колледже» сентябрь Классный руководитель
2 Внеклассное мероприятие, посвящённое конституции и законам РФ и РА сентябрь Классный руководитель
3 Встреча студентов с инспектором ОДН и участковым уполномоченным сентябрь Классный руководитель, староста
4 Подготовка и проведение информационных часов по направлению В течении года Классный руководитель, студенты группы
5 Подготовка и проведение классного часа по теме: символика Российской Федерации октябрь Классный руководитель, актив группы
6 Подготовка и проведение классного часа по теме: «Каждый правый имеет право» ноябрь Классный руководитель, староста
7 Внеклассное мероприятие посвящённое чести и достоинству человека декабрь Классный руководитель, староста
8 Классный час к Дню защитника Отечества февраль Классный руководитель, староста
9 Внеклассное мероприятие посвященного гражданственности март Классный руководитель, староста
10 Внеклассное мероприятие посвященное патриотизму к Родине апрель Классный руководитель, староста
  1. 2 год
  2. Направление «Психология человека»
  3. Цель: развитие умений и навыков в сфере общения; создание благоприятной социально-психологической обстановки в коллективе.
  4. Задачи:
  5. — научить управлять своими эмоциями, настроением;
  6. — сформировать отношения к Родине, семье, собственной судьбе;
  7. — развить способность к самопознанию, самоанализу;
  8. — обучить коммуникативным навыкам.
  9. Примерные формы реализации:
Читайте также:  Закон смещения вина - справочник студента

Вечера, акции, беседы, ролевые игры, тренинги и т.п.

  • Ожидаемые результаты:
  • — формирование навыков, владения культурой общения, бесконфликтными формами поведения, и организаторскими навыками.
  • Примерный план мероприятий по направлению
п/п Мероприятия Сроки Ответственный
1 Внеклассное мероприятие посвященное искусству общения сентябрь Классный руководитель
2 Классный час, на чем основано взаимопонимание октябрь Классный руководитель
3 Информационные классные часы, посвященные деловому общению В течении года Классный руководитель, студенты группы
4 Внеклассное мероприятие «Мат не наш формат» ноябрь Классный руководитель, студенты группы
5 Внеклассное мероприятие посвященное вредным привычкам декабрь Классный руководитель, актив группы
6 Внеклассное мероприятие посвященное семейной культуре февраль Классный руководитель, староста
8 Часы общения – часы поддержки В течении года Классный руководитель
  1. 3 год
  2. Направление «Жизнь и искусство»
  3. Цель: развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира студента.
  4. Задачи:
  5. -формирование у студентов эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.
  6. — формирование художественного вкуса на образцах мирового, российского и национального наследия искусства и культуры.
  7. Примерные формы реализации:
  8. Тематические классные часы; посещение театров, музеев, выставок; театрализованные представления; презентации, встречи с интересными людьми
  9. Ожидаемые результаты:
  10. — развитие творческих способностей, направленных на созидание и утверждение прекрасного.
  11. Примерный план мероприятий по направлению
п/п Мероприятия Сроки Ответственный
1 Участие в выставке «Осенний калейдоскоп» сентябрь Классный руководитель, актив группы
2 Посещение музеев ГАГУ октябрь Классный руководитель
3 Посещение республиканского музея ноябрь Классный руководитель, студенты группы
4 Встреча со специалистом в области культуры и искусства декабрь Классный руководитель
5 Участие в мероприятиях колледжа В течение года Классный руководитель, актив группы
6 Знакомство с национальным театром февраль Классный руководитель
7 Посещение театра В течение года Классный руководитель
8 Внеклассные мероприятия посвященные искусству В течение года Классный руководитель, актив группы
  • 4 год
  • Направление «Профессиональный этикет»
  • Цель: воспитание отношения к труду и профессионализму как высшим нравственным и жизненным ценностям.
  • Задачи:
  • — формирование сознательного отношения к выбранной профессии;
  • — воспитание чести, гордости, любви к профессии, сознательного отношения к профессиональному долгу, понимаемому как личная ответственность и обязанность;
  • — формирование профессиональной культуры, этики профессионального общения;
  • Примерные формы реализации:
  • Проведение встреч с практическими работниками, встречи с выпускниками, профессиональные конкурсы.
  • Ожидаемые результаты:
  • — формирование у студентов мотивации на профессиональную деятельность.
  • Примерный план мероприятий по направлению
п/п Мероприятия Сроки Ответственный
1 Встреча с ведущими специалистами по специальности и выпускниками колледжа 1 семестр Классный руководитель
2 Участие в конкурсе по специальности В течение года Классный руководитель
3 Встреча с работодателями 2 семестр Классный руководитель,
4 Участие в научно-практической конференции апрель Классный руководитель

Составитель: Сметанникова Олеся Викторовна, преподаватель специальных дисциплин первой квалификационной категории.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_studientov_po_estietichieskomu

Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

В этом параграфе предметом 
рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику 
и которые следует учитывать 
при его эстетическом воспитании.

Мы уже отметили, что 
очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда 
человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве.

Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и 
младшего школьного возраста. Б.Т.

Лихачев 
пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения 
к жизни».

Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [13, 35]. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Нельзя или, по крайней 
мере, чрезвычайно трудно научить 
юношу, взрослого человека доверию 
к людям, если его в детстве 
часто обманывали.

Трудно быть доброму 
тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую 
непосредственную и потому неизгладимо 
сильную радость от доброты к 
другому человеку.

Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело 
поступать.

Конечно, течение жизни 
что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем 
школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.

Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности — учеба. Главным человеком для 
ребенка становится учитель. «Для ребят 
в начальной школе учитель — самый 
главный человек.

Все для них 
начинается с учителя, который помог 
преодолеть первые трудные шаги в жизни…» [1]. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С.

Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот.

Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.

Следующая особенность эстетического 
воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими 
в сфере познавательных процессов 
школьника.

Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части 
их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения.

В отдельных 
условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных 
потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения.

«Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в 
том, чтобы с самого начала, с раннего 
детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между 
людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме» [13, 55], — отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев.

Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом 
является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.

Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные 
существа, наделенные человеческими 
качествами, являются носителями добра 
и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости.

В меру своего понимания 
маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим 
борьбу за справедливость против зла. «Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения 
в той своеобразной форме, которая 
позволяет малышам легко и 
свободно войти в мир общественных идеалов.

Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка 
не оставались на уровне лишь вербально-образного 
выражения.

Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы 
они в своем поведении и 
деятельности приучались следовать 
любимым героям, реально проявляли 
и доброту, и справедливость, и 
способность изображать, выражать идеал 
в своем творчестве: стихах, пении и рисунках» [13, 56].

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной 
сфере. Мотивы отношения детей к 
искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу 
в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив.

Это проявляется 
в том, что «…одни ребята относятся 
к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования 
просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни.

Тяга к духовному общению с 
искусством постепенно превращается для 
них в потребность.

Другие дети общаются с 
искусством вне собственно эстетического 
отношения.

Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление» [13, 164].

А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает 
в ребенке особые эмоционально-психические 
состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве 
ребята живут непосредственной, глубоко 
эмоциональной жизнью.

Сильные эмоциональные 
переживания надолго сохраняются 
в памяти, нередко превращаются в 
мотивы и стимулы поведения, облегчают 
процесс выработки убеждений, навыков 
и привычек поведения. В работе Н.И.

Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование 
эмоционального отношения ребенка 
к миру — один из важнейших путей 
проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования».

Он также отмечает, что эмоциональные реакции и 
состояния ребенка являются критерием 
действенности эстетического воспитания. «В эмоциональном отношении 
человека к тому или иному явлению 
выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и  воли» [10; 29].

Таким образом, младший школьный возраст — это особенный возраст 
для эстетического воспитания, где 
главную роль в жизни школьника 
играет учитель.

Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически 
развитой личности, но и посредством 
эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется 
отношение ребенка к миру и 
происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

1.3. Внеурочная 
деятельность младших школьников

Большими возможностями 
для развития эстетического воспитания имеет внеурочная деятельность школьников, в которой дети приобщаются к творчеству с учетом их способностей и интересов.

В этом параграфе мы рассмотрим основные виды внеурочной деятельности младших школьников, раскроем понятие «внеурочная деятельность», выявим его цель, задачи, рассмотрим особенности внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте, способствующей  эстетическому воспитанию.

Новое время ставит  новые 
задачи, неизбежно требующие поиска новых решений.

Оптимальной формой организации развивающей среды, способствующей эстетическому воспитанию младших школьников, установлению дружеских взаимоотношений, развитию навыков общения, является внеурочная деятельность.

Актуальность, важность рациональной организации внеурочной деятельности особо возрастает в рамках перехода на новые образовательные стандарты.

Школа после уроков — 
это мир творчества, проявление и 
раскрытие каждым ребёнком своих 
интересов, своих увлечений, своего «я». Во внеурочной деятельности создаётся 
своеобразная эмоционально наполненная 
среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в  различных областях искусства, спорта, науки, техники и других видов деятельности.

  • Организация внеурочной деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального 
    подхода к учащимся и др.
  • Задачи формирования всесторонне 
    развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.
  •  Основными задачами 
    организации внеурочной деятельности 
    детей являются:
  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей гимназистов к различным видам деятельности;
  • оказание помощи в поисках «себя»;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширение рамок общения с социумом.

 Система внеурочной 
воспитательной работы представляет 
собой единство целей, принципов, 
содержания, форм и методов деятельности.

 Содержание системы 
внеурочной воспитательной работы 
включает в себя единство умственного, 
нравственного, трудового, эстетического, 
физического воспитания учащихся, разнообразные виды деятельности 
общешкольного, классных и других 
коллективов. 

 Система внеклассной 
и внешкольной воспитательной 
работы имеет сложную структуру. 
Ее можно рассматривать как 
единство и взаимосвязь нескольких 
элементов: планирования, организации 
и анализ деятельности. При этом 
отсутствие любого элемента неизбежно 
приводит к разрушению всей 
системы.

 Вместе с тем ей 
присущи динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются 
содержание, структура, методы. Наконец, 
системе внеурочной работы свойственно сочетание управления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности учеников.

[8,17]

 Существуют типичные 
недостатки в массовой практике 
организаторов по созданию системы 
внеурочной работы.

 Существует недостаток 
– неполнота работы, «провал» 
любого звена в цепи «цель 
– содержание – форма» или 
«планирование – организация 
– анализ», а также отсутствие 
связей между этими звеньями. Чаще всего это является следствием 
того, что некоторые педагоги 
отождествляют содержание и формы 
работы, а планирование сводят 
к распределению мероприятий 
по времени и месту. 

 Не менее опасен 
и другой недостаток – интенсивное 
развитие одних направлений работы 
в ущерб другим.

В школах, где, 
например развито только нравственное 
просвещение, ученики нередко 
ленивы в практических делах; 
если организатор занят только 
эстетическим воспитанием, оно 
в конечном счете может выродиться 
в эстетство, когда внешне, форма 
преобладает над содержанием 
и принижает его роль.

  1.  Еще один существенный 
    недостаток – формализм, слабая 
    идейная и нравственная целенаправленность 
    многих воспитательных мероприятий. 
  2.  Именно обеспечению 
    целенаправленной взаимосвязи и 
    полноценного развития различных 
    элементов системы внеурочной 
    работы служит и система деятельности самого организатора. [10, 19]
  3. Практическое применение форм внеурочного воспитания
  4.  Внеурочная воспитательная 
    работа в классных коллективах 
    проводится в традиционных для 
    школы формах по следующим 
    направлениям:
  5. 1) учебно-познавательное:
  6. -предметная неделя русского 
    языка;
  7. -библиотечные часы;
  8. -конкурсы, олимпиады, игры 
    и другие учебно-познавательные 
    мероприятия.
  9. 2) культурно-просветительное:
  10. -посещение городской 
    картинной галереи;

Источник: https://www.turboreferat.ru/pedagogy/jesteticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-vo/273837-1836461-page3.html

Художественно-эстетическое воспитание школьников как основа творческого развития учащихся

Художественно-эстетическое воспитание школьников как основа творческого развития учащихся

Морокова Т.Д., заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ № 40» г. Перми

Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.

Задача школы, опираясь на общее между дошкольным и младшим школьным этапами развития ребёнка, сохранять, обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в детском саду.

Процесс гуманизации и гуманитаризации образования, возрастание роли духовного фактора в развитии личности выдвигает эстетическое воспитание на новые позиции в обществе. 

  • Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.
  • Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к полноценной познавательной и общественно трудовой деятельности.
  • Сложившаяся в настоящее время система обучения и воспитания детей в детском саду и начальной школе обеспечивает преемственность в развитии художественно-эстетических основ личности.
Читайте также:  Основные теоремы дифференциального исчисления - справочник студента

Мы убедились, что искусство развивает в ребёнке способности, которые в равной мере необходимы для художественного и научного познания. Поэтому наряду с общеобразовательным было определено художественно-эстетическое направление.

Основная цель занятий искусством в начальной школе – обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству. В соответствии с этим выделяются 3 ведущие содержательные линии:

  • развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусства;
  • обогащение эмоционального мира ребёнка;
  • развитие творческого восприятия произведений искусства.

В начальной школе учащиеся знакомятся с разными видами искусства, разнообразием жанров, своеобразием и богатством художественных традиций народов мира и родной художественной культурой.

Творческий опыт детей расширяется в разных видах искусства. Эстетическая деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:

  • изобразительная
  • художественно-речевая
  • музыкальная
  • театрально-игровая
  • хореографическая
  • культурно-массовая

Широкое использование различных видов эстетической деятельности способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественно-творческих способностей школьников. Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько учащихся овладевают различными видами искусства и испытывают потребности и удовольствия от художественно-творческой деятельности.

Учебный план школы скорректирован для углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла, при этом образовательные области выдержаны, а максимальный объём учебной нагрузки не превышает нормы.

Опыт показывает, что воспитание, обучение и развитие школьников осуществляется наиболее успешно, если оно охватывает все виды общения детей с искусством.

Поэтому в учебный план внеурочной деятельности включены следующие художественно-эстетические дисциплины: сольфеджио, хоровое пение, этика, музицирование, ИЗО, театр.

По данному учебному плану работают классы I ступени, что даёт возможность каждому ребёнку раскрыть свой талант, свой потенциал. Сделать искусство доступным абсолютно каждому ребёнку – вот главный тезис, который лежит в основе всей учебно-воспитательной деятельности.

Для обеспечения вариативной части содержания образования используются программы, утверждённые МО РФ, а также авторские программы, а именно:

  • Программа по музицированию для 1 кл. (автор-разработчик Ханжина Г.В.).
  • «Уроки этики в начальной школе» (автор-разработчик Бондаренко В.А.).

Для осуществления опытно-экспериментальной работы используются программы по сольфеджио (автор Глухов Л.В.), по хоровому пению (автор Останин П.П.), «музыкальный инструмент» – автор Мошкаров С.Г.

Материально-техническое обеспечение используемых программ в полном объёме соответствует нормативной базе. Подготовлен значительный дидактический материал (в т.ч. слайды, аудиокассеты, видеокассеты и др.)

Мы понимаем, что обучение в школе должно вестись на интенсивной интегративной основе.

Именно такая организация содержательной стороны обучения приводит к снижению психологической нагрузки, способствует формированию особого типа мышления.

Поэтому педагогами школьной лаборатории по художественно-эстетическому образованию и воспитанию разработаны интегрированные курсы и образовательные блоки, которые успешно внедряются в учебный процесс:

  • «литература – музыка – живопись»;
  • «природоведение – музыка – живопись»;
  • «математика – сольфеджио»;
  • «математика и конструирование»;
  • «изобразительное искусство и художественный труд».

В области музыкального образования и развития школьники приобретают опыт эмоционально-целостного отношения к музыкальным произведениям, знакомятся с жанрами и формами музыки, её интонационной основой, выразительными средствами, с основными чертами музыки родной страны и других народов мира. Формами приобщения учащихся к музыке выступают хоровое и вокальное пение, прослушивание музыкальных произведений композиторов, выражение своих впечатлений в слове, рисунке, в художественном движении, сочинение собственных мелодий. 

В процессе изучения закономерностей музыкального искусства педагоги также используют такие образно-игровые приёмы, как:

  • пластическое интонирование;
  • музыкально-ритмические движения;
  • свободное дирижирование;
  • игра на элементарных музыкальных инструментах;
  • инсценировка песен, музыкальных композиций;
  • соответствующие приёмы работы над артикуляцией, дикцией, дыханием, мимикой.

Эти разнообразные формы деятельности на уроках позволяют сделать процесс освоения музыки интересным, содержательным, что устраняет двигательную пассивность и перегрузки детей в начальный период школьного обучения. МУЗЫКА – это энергетическое поле личности. Понимать музыку – значит понимать другого человека, чувствовать его настроение и внутренне состояние. Музыка создаёт определённый эмоциональный настрой, который зовёт к размышлению. Дети учатся выражать свои чувства, переживания, осознают связь музыки с жизнью.

Навыки певческой деятельности учащихся более основательно формируются на уроках хорового пения. В ходе обучения хоровому искусству у школьников развиваются музыкальный слух, память, голос, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству, формируются художественные взгляды и представления, вырабатывается эстетический вкус.

Изучение сольфеджио – это кратчайший и эффективный путь развития интонационного слуха, ладового мышления, звуковысотных представлений. Занятия сольфеджио дают положительные результаты, т.к. умственная и моторная сферы деятельности ребёнка развиваются одновременно и гармонично.

Игре на музыкальных инструментах в программе уделяется особое внимание. В 1 классе дети участвуют в коллективном музицировании. Со второго класса по желанию обучаются игре на музыкальном инструменте индивидуально.

Не менее важным в системе художественно-эстетического образования является развитие детского изобразительного творчества. Изобразительная деятельность в силу её специфики даёт большие возможности для эстетического развития личности.

Учебная программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» отвечает идеям преемственности в художественном образовании и развитии детей.

Она построена на основании приобретенных в дошкольном возрасте впечатлениях и полученных навыков.

Изобразительное искусство развивает зрительную память, наблюдательность, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев, глазомер, усидчивость, чувство ритма и гармонии, учит детей видеть красоту окружающего мира и добиваться совершенствования в своей работе.

Уроки изобразительного искусства в начальных классах ведёт опытный педагог предметник высшей категории, дипломант районного конкурса «Учитель года», мастер-художник Тарасова В.Н. Её уроки пронизаны особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Она достигается с помощью живого слова учителя, интересных диалогов с учениками, ярких зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций.

Детская фантазия не знает границ: дети рисуют акварелью, гуашью, восковыми мелками, угольками, карандашом, занимаются лепкой, конструированием, аппликацией, вышивкой, используют природный материал. С каким интересом ученики работают на этих уроках.

Они действуют как добрые волшебники, умело разными средствами художественной выразительности раскрывают богатства и глубину художественного образа. Особенно учащиеся бывают увлечены в процессе выполнения коллективных композиций («Мой город», «Осенняя фантазия», «Птицы летят», «Аквариум»).

В условиях коллективного труда каждый ребёнок может убедиться в реальности результатов своей творческой работы и соотнести их с результатами творческих усилий всего коллектива.

При анализе детских композиций можно убедиться, как тематическое рисование при помощи наблюдений, путешествий, экскурсий детей пополняет их запас знаний о жизни, обогащает память, воспитывает любовь к родной природе, рождает чувство гордости за родной край.

Основным принципом изобразительной деятельности является развитие творческой индивидуальности.

Развивая творческое мышление, учитель стремится избежать любых шаблонов и схем в цвете, в форме и в умении, как художник, по-своему воспринимать окружающий мир.

Рисунки детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, самобытностью, сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности детского видения, подвести детей к правдивому изображению жизни.

Увлечённые юные художники занимаются в изостудии «Творчество» в специально оборудованном кабинете ИЗО. Стимулом к дальнейшему развитию детского творчества служат выставки рисунков, традиционные творческие конкурсы. Лучшие работы юных художников отмечаются дипломами, грамотами.

В истекшем учебном году конкурсные работы учащихся принимали участие в городской выставке. Особое место в системе художественно-эстетического образования отводится театрально-игровой деятельности школьников. ТЕАТР – это синтетический вид искусства. Его участники погружаются в мир литературы, музыки, изобразительного и других искусств.

ТЕАТР – это коллективное творчество. Ребята учатся плодотворному взаимодействию, овладевают навыками сотрудничества, межличностного общения.

Основной язык театрального искусства – действие, диалог и игра, что делает этот урок очень близким детям. Важная задача уроков театра состоит в том, чтобы максимально раскрыть творческие возможности детей, оказать помощь учащимся в процесс самопознания и саморазвития.

Огромна познавательная и нравственная роль театрального воспитания, ведь театральная деятельность развивает фантазию, наблюдательность, внимание, память, ассоциативное мышление, культуру чувств, пластики и речи. С помощью коллективных игр.

Упражнений отрабатывается эмоциональность ребёнка, его музыкальная восприимчивость, ритмичность, координация движений, артистизм.

С 1 класса осуществляется целенаправленная работа с детьми по этическому воспитанию, охватывающая учебную и внеучебную деятельность школьников.

Этический курс занятий «Этика» ориентирован на включение учащихся в этический диалог, общение и взаимодействие.

На этих необычных уроках доброты и человечности ребёнок постигает важность и прелесть человеческих отношений, определяет свою моральную позицию, упражняется в нравственных поступках.

Путём разнообразных методических форм: рассказа, диалога, игры, эксперимента, анализа и обыгрывания жизненных ситуаций осуществляется процесс познания этических норм воспитанного человека.

Уроки проводятся в увлекательной форме, эмоциональны, насыщены примерами и конкретными фактами.

В игре поведение детей социологизируется, формируется фундамент нравственности, создаются условия эстетического и духовного развития личности.

Одно из звеньев единого художественно-эстетического направления в системе дополнительного образования учащихся – школьный хореографический коллектив «Городок». Его воспитательная и концертная деятельность подчинена задачам эстетического развития учащихся.

Основой учебной подготовки является тренаж классного и народного танца. Овладение ими позволяет в дальнейшем успешно осваивать многие жанры, стили, направления. Параллельно c классикой ребята изучают народно-сценический танец. Он близок детям своей конкретностью, разнообразием ритмов, движениями, характером.

Уроки танца формируют осанку, развивают пластику движений, художественный вкус.

Традиционно хореографические постановки включены в программу проводимых в школе праздников, концертов, фестивалей детского творчества.

Главное стремление педагогов художественного коллектива не замыкается на задачах освоения только хореографического искусства, а связывается с задачами духовного и физического развития детей, постигающих через искусство танца и музыку красоту окружающей действительности.

Внеурочная деятельность учащихся организуется через индивидуальные формы и работу различных клубов, кружков, секций и других объединений художественно-эстетического цикла.

Среди них: хореографический ансамбль «Городок», драматический кружок, ансамбль баянистов, ансамбль домристов, ансамбль гитаристов, клуб авторской песни, кружок эстрадной гитары, изостудия «Творчество», младший и старший хоры, хор мальчиков.

В школе создано такое разнообразие деятельностей, которое позволяет каждому ученику заниматься своим любимым делом.

Выполняя эстетико-просветительские функции, в начальных классах проводятся культурно-массовые мероприятия: традиционные праздники, тематические концерты, конкурсы, смотры, викторины, спектакли, выставки детского творчества.

Конечно, степень художественных успехов участников подобных мероприятий различна, но их объединяет массовость, возможность приобщения к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал ученика.

Единство урочной и внеурочной работы способствует расширению и углублению знаний и умений учащихся, развитию их познавательных интересов, формирует самостоятельность и творческую активность, придаёт всей учебно-воспитательной деятельности целенаправленный, комплексный характер.

Высокое качество музыкальной, изобразительной, театральной, литературной и хореографической подготовки школьников неоднократно отмечалось на проводимых районных и городских конкурсах.

В одной статье невозможно раскрыть многообразие содержания эстетического развития детей.

Мы попытались показать значение эстетического воспитания, которое состоит не в создании совершенного оркестра, хора, театра, картины, а в формировании морально красивых людей, культурных, образованных, умеющих не только понимать и ценить красоту жизни, но и являющихся активными её творцами. Художественное начало есть в каждом ребёнке.

И педагогу необходимо видеть в этом творческом начале – две стороны – социальную и нравственную – и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, педагог открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает детей, подводит к более глубокому пониманию мира.

Таким образом, система учебно-воспитательной работы, построенная на основе комплексного воздействия искусств, способствует развитию многогранных творческих способностей ребёнка, в полной мере формирует потребность общения с искусством и в силу своей результативности является одним из ведущих звеньев непрерывного образовательного процесса.

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2684

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector