Координатор программ «Бизнес и управление» Мария Волкова рассказала, что такое эмоциональный интеллект, как его протестировать и прокачать.
Обучение в онлайн-университете: курс «Advanced Management Program: искусство управлять»
Крупные компании предлагают сотрудникам пройти не только тесты на профпригодность, но и психологическое тестирование. Procter & Gamble определяют уровень эмпатии кандидатов, а Nestle — коммуникативные навыки. IQ кандидата иногда востребован меньше, чем EQ — эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект или EQ — способность распознавать и управлять своими эмоциями, воспринимать чувства, понимать мотивацию и желания окружающих.
Психологи заговорили о EQ, когда поняли: тестов на IQ недостаточно, чтобы предсказать успешность человека в жизни и карьере.
Чтобы продвигаться по карьерной лестнице, человеку нужно общаться с начальством и подчиненными, чувствовать ответственность за свою часть работы в команде, справляться со стрессами и конфликтами.
Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру.
Эмоциональный интеллект включает: коммуникативные навыки, мотивацию, эмпатию, социальную ответственность, навыки управления конфликтами.
Коммуникативные навыки
Что это:
- умение слушать и слышать собеседника, понимать его позицию;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- вести переговоры с подчиненными, руководством, поставщиками, партнерам, инвесторами;
- задавать вопросы, просить помощи опытных коллег для решения сложных задач;
- выводить команду на обсуждение проблемы, инициировать и поддерживать обсуждения.
Зачем нужны
Чтобы заводить и поддерживать полезные деловые связи, налаживать общение с бизнес-инвесторами, общаться с коллегами и руководством и организовать рабочий процесс в команде.
Коммуникативные навыки повышают личную продуктивность работников. Когда специалист умеет просить о помощи и обсуждать проблемы, он решает рабочие задачи быстрее.
Руководителям развитая коммуникация позволяет эффективно управлять коллективом.
- Как проверить:
- Как прокачать:
«Коммуникация. Теория и практики», Эм Гриффин
Книга описывает базовые уровни коммуникации по группам. Автор описывает 31 теорию групповой, публичной, межличностной, массовой и кросс-культурной коммуникации. Освещает определения, принципы, сильные и слабые стороны всех теорий. Издание для руководителей и специалистов в коммуникациях.
«Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми», Ванесса ван Эдвардс
Автор описывает ключевые принципы общения, благодаря которым вы будете чувствовать себя уверенно. Книга о правильном поведении, считывании эмоций, общении с собеседником.
Курс Advanced Management Program, «Нетология» совместно с Rambler Group
Курс по эмоциональному интеллекту и soft skills. Посвящен управлению командой проекта, контролю бюджета, стратегическим переговорам с партнерами, предотвращению и решению конфликтов. Для команд и руководителей.
Мотивация
Что это:
- способность ставить цели, стремиться к их достижению;
- внешнее или внутреннее побуждение к действию ради результата;
- желание преодолевать трудности на пути к цели;
- умение справляться с неудачами, искать другие способы решения задачи;
- заинтересованность в достижении результата.
Зачем нужна
Руководители применяют внешнюю мотивацию, чтобы повысить работоспособность коллектива, обеспечить выполнение задачи оптимальным способом в установленный срок. Внутренняя мотивация нужна членам команды, чтобы выполнять работу качественно, нести ответственность за свою часть задачи.
- Как проверить:
- Как прокачать:
«Эффект плато. Как преодолеть застой и двигаться дальше», Боб Салливан, Хью Томпсон
Автор рассказывает, что такое эффект плато, когда после каждого успеха приходит застой. Книга посвящена 8 элементам плато и правилам, которые помогут разрушить их и развиваться дальше. Материал для тех, кто переживает застой в работе и других сферах жизни.
«Закончи то, что начал. Как доводить дела до конца», Джон Эйкафф
Практическое руководство, как завершать начатое. В книге собраны результаты практического исследования, в котором участвовали люди с проблемами по завершению начатых проектов. Для тех, кто не умеет завершать начатые проекты и хочет решить проблему.
«Иди туда, где страшно. Именно там ты обретешь силу», Джим Лоулесс
Автор перечисляет популярные страхи, которые не позволяют двигаться дальше и достигать поставленных целей. Рассказывает о 10 правилах, которые помогут укротить страхи. Издание полезно тем, кто часто думает, что еще не время и у него ничего не выйдет.
Эмпатия
Что это:
- способность воспринимать и правильно трактовать эмоции и чувства членов команды;
- учитывать чувства коллег при принятии решений;
- предсказывать реакции окружающих в конфликтных, стрессовых ситуациях.
Зачем нужна
Эмпатия — одна из ключевых составляющих положительной дружелюбной атмосферы в команде. Когда каждый работник беспокоится о чувствах коллег, учитывает их желание и интересы, работоспособность коллектива повышается.
Все чувствуют поддержку и взаимовыручку. Навык полезен для разрешения конфликтов: стороны с высоким уровнем эмпатии умеют разрешать проблемы так, чтобы прийти к оптимальному решению и не задеть коллег или подчиненных.
- Как проверить:
- Как прокачать:
«Резонансное лидерство», Ричард Бояцис, Энни Макки
Сборник исследований в области психологии лидерства, посвященных способности руководителя вызывать эмоциональный отклик у подчиненных. Авторы рассказывают, как освоить стратегию резонансного лидерства и придерживаться ее.
«Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия», Евгений Ильин
Книга о помогающем поведении и личностных особенностях, которые способствуют или препятствуют ему. Автор собрал методики усовершенствования помогающего поведения. Рассказывает, почему стоит помогать окружающим и чем это полезно вам.
«Сила эмпатии. Ключ к конструктивному общению и успешным переговорам», Дебби Эбенштейн
Автор рассказывает, как вести переговоры с собеседниками и лучше понять, что ими движет. В издании собраны практические советы, как превращать конфликты в совместный поиск решения, принимать позицию других людей, налаживать диалог.
Социальная ответственность
Что это:
- способность воспринимать себя как часть команды;
- взаимодействовать с коллегами и руководителями;
- брать на себя ответственность за общий результат и других сотрудников, например, новичков;
- выполнять свою часть работы качественно, а при необходимости — брать на себя задачи коллег, например, если они заболели или не справляются;
- отслеживать дальнейшее развитие завершенного проекта, анализировать его успешность и учитывать опыт при решении следующих задач;
- не перекладывать ответственность на коллег или руководителей в случае неудачи.
Зачем нужна
Команды с социально ответственными работниками лучше справляются с поставленными задачами. Когда каждый специалист чувствует свою личную ответственность за результат работы и готов подстраховать коллег, вероятность успешного завершения проекта выше.
- Как проверить:
- Как прокачать:
«Серьезный разговор об ответственности», Керри Паттерсон
Книга о невыполненных обещаниях, несоблюдении сроков и плохо сделанной работе. Авторы перечисляют сложные ситуации и способы их решения. Рассказывают, как избавиться от привычки забывать, сформировать ответственность.
«Корпоративная социальная ответственность», Александр Крылов
Обзор глобального и национального опыта корпоративной социальной ответственности. Авторы рассказываю о целесообразности КСО, моделях ответственности в разных странах и компаниях, определяют самые эффективные.
Навыки управления конфликтами
Что это:
- способность решать конфликты;
- прогнозировать и предотвращать их развитие, усугубление;
- разрешать последствия конфликтов;
- работать в текущих конфликтных ситуациях, которые нельзя решить прямо сейчас;
- переводить деструктивные конфликты в конструктивные, которые приносят пользу;
- анализировать прошлые конфликты, находить их причины и триггеры, применять опыт, чтобы не допустить повторения в будущем.
Зачем нужны
Чтобы предупредить конфликт при его первых признаках и избежать снижения эффективности работы команды. Если конфликт произошел — разрешить его как можно быстрее без потерь для процесса работы, коллектива в целом и по возможности — каждого его участника. Извлечь пользу для рабочего процесса и компании.
- Как проверить:
- Как прокачать:
- «Управление конфликтами», Виктор Шейнов
Книга о механизмах возникновения и развития конфликтов, их типологии. Автор проанализировал конфликты в семьях, учебных и рабочих коллективах и предложил технологию управления ими. Материал полезен для тех, кто хочет научиться предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.
«Лидерство через конфликт», Марк Герзон
Книга о бытовых и рабочих конфликтах и поведении людей в них. Автор рассказывает, как слышать оппонентов, учитывать интересы сторон и выступать лидером при решении конфликтов. Издание для директоров организаций и менеджеров всех уровней, которые хотят повысить продуктивность.
«Конфликт — это подарок. Как править энергию разногласий в мирное русло», Нейт Региер
Издание о конфликтах и способах их грамотного разрешения для процветания команды. Автор приводит теоретическую информацию и практические примеры из жизненных и рабочих ситуаций. Книга тех, кто хочет работать в эффективных коллективах.
Читать еще: «Soft Skills: что это такое и зачем они нужны в работе»
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Источник: https://netology.ru/blog/emocionalnyy-intellekt
Роль эмоционального интеллекта в становлении личности студента-профессионала
«Интеллект – это способность решать проблемы незапрограммированным (творческим) образом» – пишет Стивен Дж. Гулд, «это способность действовать целесообразно, думать рационально и действовать эффективно в отношении окружающих» – считает Д. Векслер. «Интеллект – это общие врожденные познавательные способности» – утверждает Сирил Берт.
На самом деле, интеллект можно интуитивно определить как эффективность психической активности в задаче определенной специфики поведения. Часть психологов до сих пор рассматривает интеллект как залог успеха человека.
Однако целый ряд современных исследователей считает, что именно способность адаптироваться к своему окружению наиболее важной приметой человеческого интеллекта, поскольку никакой интеллектуальный механизм принципиально не может быть реализован без системы личностной оценки значимости воспринимаемого и результатов собственного поведения. Осознание целей и желаний, видение реальной действительности и адекватное реагирование на нее, синтез и системное мышление – все это грани интеллекта, умственных способностей, не связанных с логикой, анализом и линейным мышлением, за которое отвечает левой полушарие. Эти функции мозга относятся к эмоциональному интеллекту EQ и обеспечивают их правое полушарие.
Опубликованная в 1995 году книга «Эмоциональный интеллект» Д. Гоулмана стала бестселлером и привлекла внимание всего западного общества и в частности тех, кто участвует в бизнес – процессах.
Несмотря на то, что ПК и оборудование берут на себя выполнение производственных функций, реальные проблемы бизнеса, связанные с маркетингом, менеджментом, созданием имиджа и брендов, затрагивают людей несоизмеримо больше, чем техническая сторона производства.
Как показали исследования, наиболее успешными оказались те компании, в коллективе которых был высокий уровень эмоционального интеллекта. Как это ни парадоксально звучит, но в постиндустриальном обществе эмоции являются движущей силой человека как на работе, так и в личной жизни.
Они являются основным критерием выбора брендированного товара покупателем, они являются незаменимым фактором в переговорах – капля эмоций в критическую минуту может оказаться эффективней, чем тонна цифр и фактов (1).
Каждый день человек заново совмещает свое генетическое наследство с реальной жизнью с учетом интеграции своего опыта. Открытие того, что интеллект – это не только знания, полученные в результате образования, принадлежит гарвардкому психологу Ховарду Гарднеру, который с командой исследователей дал понятие многостороннего интеллекта и описал его. Он представил интеллект в семи вариантах:
Исходная теория, которую предлагают П. Сэловей и Дж. Майер (Salovey & Mayer, 1990), связывает эмоциональный интеллект с личностными факторами, такими как теплота и чуткость.
Они определяют понятие эмоционального интеллекта как способность осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы. Дж. Майер и П.
Сэловей предположили, что эмоциональный интеллект обусловливает наличие различных способностей, которые задействованы в адаптивной обработке эмоциональной информации.
Майер и Селавей (Mayer & Salovey, 1993) предложили несколько механизмов, обозначающих эмоциональный интеллект, что предполагает его связь с умственными способностями. Во-первых, эмоции связаны с процессом мышления: определенные эмоции могут увеличивать продуктивность процесса мышления и направлять внимание на конкретные задачи.
Во-вторых, эффективное регулирование эмоций может соотноситься и с такими способностями, как сопереживание и откровенность.
В-третьих, исследования по алексетимии (неспособности оценивать и вербально выражать эмоции) предполагают возможное отсутствие взаимосвязи между областями мозга, которые обеспечивают единство мышления и эмоций (2).
В отличие от IQ, который практически не меняется, как утверждает Гарднер, ни одна из названных способностей не является постоянной величиной от подросткового возраста на всю жизнь. Любой человек способен учиться и развивать уровень своего интеллекта с помощью тренингов или постоянной практики.
Эмоциональный интеллект в процессе становления личности студента – профессионала
Проблема становления личности всегда является ключевой в гуманистической психологии.
Социализация понимается как процесс, посредством которого индивид приобретает знания, ценности, социальные навыки и социальную чувствительность, которые позволяют ему интегрироваться в общество и вести себя там адаптивно.
Однако для того, чтобы интегрироваться в сложное общество как нынешнее, каждому индивиду нужен именно эмоциональный интеллект – особый комплект социальных навыков.
Отрицательные изменения в нашем обществе в последнее время ставят перед нами – педагогами важную задачу пересмотреть индивидуальные и социальные ценности.
На самом деле, эти изменения тесно связаны с эмоциональной сферой личности и возникают из-за нехватки нашего внимания к проблеме развития эмоций в процессе воспитания и обучения.
С первого момента, когда ребенок начинает ходить в детский сад до того, как он заканчивает высшее учебное заведение мы только даем ему большой объем знаний для развития абстрактного интеллекта. Мы, таким образом, игнорируем не менее важную сферу для нормального роста психики каждого индивида – сферу эмоций.
Мы либо очень мало, либо совсем не учим детей как надо принять себя и других, и в итоге, что мы получаем: огромное количество людей нуждается в косметико-хирургической операции для изменения своего внешнего образа.
А с другой стороны, часто это приводит к дискриминации и расизму во всем мире (кстати, сегодняшний расизм не проистекает от фашизма гитлеровских времен, а рождается на почве многих личностных и социальных факторов, в том числе непринятия себя и своих неудач и страхов – согласно Хорни – «страх порождает агрессию»). Мы не помогаем детям правильно понять и контролировать свои эмоции, поэтому сейчас нам так трудно договориться и сотрудничать на работе и в личной жизни.
Без контроля своих эмоций человек просто не может преуспевать в карьере и личной жизни, так как успешное решение распространенных проблем зависит от понимания эмоций и контроля над ними, а не абстрактного интеллекта, например выслушать оппонента во время переговоров, важных сделок или разрешения конфликта, успокоить рассерженного, сказать нужное слово в нужное время… Одним словом, большинство эмоциональных ситуаций содержит обстоятельства, которые должны оцениваться скорее здравым смыслом, чем страстью.
До сих пор в любой системе образования интеллект больше связан с понятием IQ. Однако высокий IQ определяет успех в жизни только на 20%. Не гарантирует успех IQ особенно в условиях социальных изменений.
Зачастую уверенность в своих глубоких научных познаниях заводит людей в «интеллектуальную ловушку», когда акцент внимания смещается в сторону критики вместо конструктивного диалога и поиска нестандартных решений.
Путь к креативному мышлению и взаимопониманию лежит через правое полушарие.
Эмоциональный интеллект тесно связан с проблемой социализации личности. С одной стороны, полная интеграция личности в социальную среду влечет за собой процесс самоактуализации «я – концепции», а с другой, ее приспособление (адаптацию).
Одним словом, социализация – это жизненный опыт, важнейшим компонентом которого является взаимосвязь когнитивных и аффективных процессов самого индивида.
Исследователи неоднократно утверждают, что именно с развития эмоционального реагирования начинаются социализация, интеллектуализация эмоций, становление эмоционально-чувственного опыта, разворачивается динамика сложного процесса в целом, поскольку мир внутренних переживаний каждого индивида может существовать только в связи с другими мирами – общества, природы, космоса. Н. Нъюкомб в своей концепции «просоциальность» выдвигает гипотезу, что с расширением социального опыта и развитием когнитивных навыков и способности понимать мысли и чувства, представление ребенка о других людях становятся более абстрактными, более сложными, более психологичными. Результаты ряда наблюдений показывают, что действительно дети, склонные к сотрудничеству более щедры, отзывчивы по отношению к другим. В. Штерн считал интеллект общей способностью психического приспособления человека к новым условиям и жизненным задачам.
Развитие интеллекта, по Ж. Пиаже, проявляется в более адекватной адаптации, в структурировании отношений между средой и организмом. В. Найссер различает «академический интеллект» (знания и навыки, приобретенные в школе) и проявления интеллекта в естественных ситуациях, в поведении, соответствующем целям субъекта и характеру обстановки.
EQ – это область интеллекта, которую называют «здравым смыслом» человека, эмоциональный эквивалент познавательного IQ.
Это именно то, что является главным условием лидерства, успеха в карьере и бизнесе, счастья и уверенности в мире человеческих взаимоотношений. В условиях социальных изменений особую роль играет не академический ум, а способность управлять своими эмоциями, то есть эмоциональный интеллект.
Можно сказать, что всем без изъятия жизненным потребностям и отправлениям, включая и проявления интеллектуальной деятельности, сопутствует соответствующий эмоциональный тонус, благодаря которому организм непрерывно остается в русле жизненных функций.
Эмоциональный интеллект в условиях социальных изменений – это другой путь быть умным.
Основы формирования эмоционального интеллекта лежит в отношениях между людьми, которые тесно связываются с сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями.
В концепции К. Роджерса эти способности обобщаются понятием «эмпатия».
Многозначность термина «эмпатия» порой заставляет исследователей использовать более однозначные, по их мнению, понятия «идентификация», «сопереживание».
Для развития эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений мы предлагаем такие виды занятий, которые преподаватели могут проводить как часть семинарского занятия: Обсуждение со студентами по различным общественным темам: причины дискриминации, расизма и способы их избегания; терпимость, толерантность, принятие себя и других; изучение особенностей какой-нибудь страны по выбору студентов на каждом занятии; студентам даются групповые виды занятий для развития ориентации на другого, сотрудничества и терпимости: научные кружки, обсуждение учебных тем по группам…; совместные игры, коллективное рисование.
Литература
1. Нгуен Минь Ань. Явление эмоционального интеллекта в концепциях российских и зарубежных исследователей // Современные проблемы гуманитарных наук: международный сборник научных трудов преподавателей и студентов высшей школы / отв. ред. Г.А. Быковская. Воронеж : ВГТА, 2007. — Вып. 3. — С. 60—62. 2. Стернберг Р. Дж. и др. Практический интеллект. Спб.: Питер, 2002. — С. 87—91.
Источник: https://andreeva.by/nguen-m-a-rol-emocionalnogo-intellekta-v-stanovlenii-lichnosti-studenta-professionala.html
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
Впервые сочетание «эмоциональный интеллект» появилось в научной статье, выпущенной в 1990 году. Сейчас в Интернете, по сведениям сайта EQToday можно найти 486 000 веб-страниц, посвященных этому явлению.
Выпущены в свет тысячи книг и статей, многие уважаемые консалтинговые компании проводят тренинги по развитию эмоционального интеллекта, однако профессиональное психологическое сообщество все еще не может прийти к единому определению этого явления.
Отсутствие общепризнанной точки зрения на эмоциональный интеллект приводит к тому, что каждый ученый, тренер, консультант транслирует свое собственное понимание вопроса, которое часто может не состыковываться с другими позициями.
Сама идея эмоционального интеллекта выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк.
Понятие социального интеллекта явилось звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта вырабатывался подход, понимающий познание человека не как «вычислительную машину», а как когнитивно-эмоциональный процесс.
Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. После того, как Абрахам Маслоу в 50-х годах ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился «гуманистический бум», который породил серьезные интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы.
Один из исследователей-гуманистов Питер Салоуэй в 1990 году выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая по признанию большинства в профессиональном сообществе, стала первой публикацией на эту тему.
Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились.
Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни.
- Салоуэй и его соавтор Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». Другими словами, эмоциональный интеллект, по их мнению, включает в себя 4 части:
- 1) способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека);
- 2) способность направлять свои эмоции в помощь разуму;
- 3) способность понимать, что выражает та или иная эмоция;
- 4) способность управлять эмоциями.
Как позже написал Д. Карузо, «очень важно понимать, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».
В сентябре 1997 года была организована ассоциация «6 секунд»с целью поддержать исследования по эмоциональному интеллекту и обеспечить перенос их результатов в практику («6 секунд» проводят тренинги и группы развития, чтобы улучшить эмоциональный климат в семьях, школах и организациях).
Они предлагают свое понимание этого явления, основанное на практике: «способность получить оптимальный результат в отношениях с собой и другими людьми». Как видно, определение с широкими возможностями для трактовки. Варианты возможны как в сторону гуманизма и повышения градуса взаимопонимания, так и в сторону манипуляций с целью получения личной выгоды.
В любом случае, «6 секунд» понимают эмоциональный интеллект с чисто прагматической точки зрения.
Эмоциональный интеллект в трактовке Бар-Она — это все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.
Развитие моделей эмоционального интеллекта можно представить, как континуум между аффектом и интеллектом. Исторически первой стала работа Салоуэя и Майера, и она включала в себя только познавательные способности, связанные с переработкой информации об эмоциях.
Затем определился сдвиг в трактовке к усилению роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции стала модель Бар-Она, который вообще отказался относить к эмоциональному интеллекту познавательные способности.
Правда в таком случае «эмоциональный интеллект» превращается в красивую художественную метафору, так как, все-таки, слово «интеллект» направляет трактовку явления в русло когнитивных процессов.
Если же «эмоциональный интеллект» трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект».
Итак, если обобщить все вышесказанное, получается, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.
Следующим шагом после определения конструкта эмоционального интеллекта исследователи ставят вопрос о том, как его измерить. Ответ для многих вполне очевиден: если уж проводить аналогию с интеллектом, то нужен некий коэффициент, который будет показывать, на сколько человек эмоционально «умен».
Разработано несколько тестов, большинство из которых являются коммерческими продуктами, используемыми в рамках тренингов и программах развития эмоционального интеллекта. Подавляющее большинство из них разработаны за рубежом, в нашей стране это направление пока не столь популярно у исследователей и разработчиков психодиагностических методик.
Так,бесплатный тест эмоционального интеллекта размещен на британском сайте, посвященном психологическому тестированию. Тест состоит из 70 вопросов и по прогнозам разработчиков занимает около 40 минут.
Результаты выдаются по следующим шкалам: «Поведение», «Знание», «Эмоциональное проникновение в себя», «Мотивация», «Выражение эмоций», «Эмпатия и социальная интуиция». Авторы приводят также довольно подробное описание каждого фактора.
Отечественная разработка тест «Эмоциональный интеллект» Лаборатории «Гуманитарные технологии» представляет собой попытку адаптировать этот тест для русскоязычных пользователей.
Еще один тест — MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Tests) — разработан на основе теории «первых пионеров» эмоционального интеллекта Питера Салоуэя и Джона Майера. Тест состоит из 141 вопроса, которые оценивают испытуемого по двум областям («Опытной» и «Стратегической»), и четырем шкалам.
Также существует еще несколько популярных тестов на эмоциональный интеллект: SEI (Six Seconds Emotional Intelligence Test) и OVC (Organizational Vital Signs), разработанные группой «6 секунд»; EQ-i Рэвена Бар-Она; ECI (Emotional Competence Inventory) Хая МакБера и другие.
Из русскоязычных тестов на эмоциональный интеллект можно отметить представляемый И. Андреевой (Полоцкий Госуниверситет) опросник Н. Холла . В нем всего 30 утверждений, степень своего согласия с которыми испытуемый шкалирует от (-3) до (+3), а факторная структура похожа на уже описанные факторы опросника EQ с сайта Queendom.com.
Также в научных работах встречается упоминание методики, разработанной в Институте психологии РАН (Люсин Д.В, Марютина О. О., Степанова А. С.).
Они выделяют два вида эмоционального интеллекта внутриличностный и межличностный, и строят свой опросник соответственно этому делению.
К межличностному интеллекту они относят все формы понимания и интерпретации чужих эмоций, а к внутриличностному, соответственно, своих.
Существуют еще нетестовые методы оценки эмоционального интеллекта, основанные на технологии «360 градусов». Как известно, перекрестную оценку (когда в группе испытуемых каждому предлагается оценить каждого) можно проводить по разным критериям.
В качестве примера можно привести западную технологию The Emotional Intelligence View 360 (EIV360), предлагающую 17 критериев оценки эмоционального интеллекта, разбитых по областям «Саморегуляция», «Регулирование отношений» и «Коммуникация».
Нами было проведено исследование социального интеллекта у студентов. В исследовании приняли участие 10 человек. Использовалась методика Н. Холла.
Результаты тестирования отражены в таблице 1.
Таблица 1 – Количество испытуемых по уровням эмоционального интеллекта (%)
Шкалы | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Эмоциональная осведомленность | 20 | 60 | 20 |
Управление своими эмоциями | 40 | 0 | 60 |
Самомотивация» | 40 | 0 | 60 |
Эмпатия | 30 | 10 | 60 |
Управление эмоциями других людей | 40 | 30 | 30 |
Уровни парциального | 40 | 20 | 40 |
Интегративный уровень | 30 | 20 | 50 |
Как видно, у большинства студентов эмоциональная осведомленность находится на среднем уровне. Управлять своими эмоциями могут менее половины испытуемых. Столько из них и не стремятся научиться ими управлять. Умение сопереживать другим сформировано у трети студентов.
Таким образом, видно, что современные студенты не обладают эмоциональной культурой поведения, не задумываются о том, как надо вести себя в обществе, и не стремятся к этому.
Список использованной литературы
1. Орел Е. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики. – URL: http://bss-around.ru/articles/?article=/emotional
2. http://psycabi.net/testy/21-emotsionalnyj-intellekt-eq
Источник: https://scienceforum.ru/2017/article/2017036110
Эмоциональный интеллект | Высшая школа управления и инноваций МГУ
- В результате освоения дисциплины обучающийся:
- Знает: мировые тенденции в сфере эмоционального интеллекта и эмоциональной регуляции делового поведения
- Умеет: управлять эмоциями в деловом взаимодействии на любом уровне и применять инновационные методы управления командами и подразделениями на основе эмоционального интеллекта
- Владеет: основными алгоритмами эмоционального взаимодействия в процессе решения бизнес-задач.
- Содержание курса:
- Тема 1. Современные требования к руководителю
- • Что дает Эмоциональный интеллект (ЭИ) в области повышения качества руководства и эффективности компании в целом
• Система гибкого руководства на основе ЭИ. Управление людьми на основе управления эмоциями.
- • Эмоциональная компетентность руководителя
- • Возможности для управления эмоциями в деловом взаимодействии
- • Формирование благоприятного делового контакта
- • Правила и принципы эффективных коммуникаций
- • Управляем атмосферой контакта, переговоров и отношений
- Тема 2. Понятие и структура «эмоционального интеллекта»
- • Четыре аспекта эмоционального интеллекта.
- • Знаю ли я собственные чувства?
- • Могу ли я управлять своими чувствами?
- • Осознаю ли я чувства других людей?
- • Насколько я могу управлять атмосферой контакта, переговоров и отношений (вербальные и невербальные сигналы)
- • IQ, EQ и социальный успех человека
- • Эмоциональный интеллект в бизнесе.
- • Значимость эмоционального интеллекта для различных профессий и бизнес-задач
- Тема 3. Ресурсная сила эмоций и их влияние на окружающих
- Самопознание или собственные ключи эмоций
- Как вызвать у себя ресурсное эмоциональное состояние.
- Эмоции как энергия
- Виды эмоций и их эффекты
- Что дает энергию собственно работе
- Эмоции как информация
- Эмоции как ценность
- Слагаемые позитивного организационного настроения
- Объем радости жизни человека
- Шкала тонов жизни человека
- Язык эмоций – изучаем и практикуем
Тема 4. Эмоциональная компетентность руководителя
- Как использовать эмоции в бизнесе
- Эмоциональный термометр
- Как распознать свое эмоциональное состояние и изменить его в зависимости от задач
- Преобразование собственных эмоций и ресурсы для достижения целей
- Как грамотно использовать энергию «негативных» эмоций
- Агрессия – «управление гневом» через правильное определение и трансляцию эмоций
- Алгоритм работы с эмоционально насыщенными состояниями
- Что мешает нам осознавать чувства других людей
- Осознаем чувства других людей
- Отработка навыков управления эмоциями в ситуациях взаимодействия с другими людьми
- Эмоции женщин и эмоции мужчин – гендерные различия
Тема 5. ЭИ как инструмент для решения сложных ситуаций в бизнес-среде
- Классификация эмоций в соответствии с влиянием на эффективность деятельности.
- Эмоции положительно влияющие на эффективность деятельности
- Эмоции отрицательно влияющие на эффективность деятельности
- Эмоции с реверсивным движением
- Способы подключения конструктивных эмоций для получения нужных результатов.
- Техники регуляции эмоционального состояния. Техники и методы профилактики эмоционального выгорания.
- Техника распознавания манипуляций сотрудников. Основные индикаторы манипуляций. Результативное совещание.
- Индивидуальные особенности мотивации персонала. Эмоции в основе мотивации.
- Самомотивация руководителя
- Отработка навыков управления эмоциями в ситуациях взаимодействия с другими людьми
Тема 6. Эмоциональный интеллект в управлении коллективом
- Как эмоции влияют на трудовое поведение
- Вовлечение в процесс командной работы через ЭИ каждого в отдельности.
- Как ускорить принятие эффективного командного решения.
- Как распознать эмоциональное состояние сотрудников и изменять его в зависимости от задач.
- Алгоритм распознавания, анализ причин и техники управления эмоциями.
- Что подвигает руководителя на «дела»
- Позитивная и негативная мотивация в достижении результата
- Прохождение теста на Эмоциональную компетентность (EQ)
Тема 7. ЭИ и создание эффективных команд
- Определение ролей в команде по Белбину
- Мотивирование людей в команде
- Эмоционально-интеллектуальный лидер. Передача своего видения
- Стимулирование изменений
- Создание эффективных межличностных отношений
- ЭИ команды, эффект синергии
- Стратегии вовлечения команды в проект
- Техники работы с эмоциями при решении командных задач
- Тема 8. Эмоциональная компетентность и Успех
- • Понимание своих чувств – самоосознание
- • Модель оценки своего положения в окружающей бизнес-среде «Окно Джохари»
- • Настройки на Успех — поиск Мотивационных факторов;
- • Позитивность – эмоциональный настрой на успех
- • Формирование позитивного мышления
- • Управление эмоциями в стрессовом состоянии
- • Управление своим энергетическим состоянием
- • Осознание и ранжирование эмоций других
- • ЭИ-инструмент достижения Цели, Успеха и Карьерного продвижения
- Тема 9. Управление эмоциями при принятии решений
- Анализ поведения менеджера при принятии решения с точки зрения эмоционального интеллекта
- Эмоциональный настрой менеджера на решение
- Использование рационального и интуитивного подхода в принятии решений
- Эффективное планирование и принятие решений
- Трудные решения и эмоции
- Использование матрицы эмоций
- Поступать правильно: управление нравственным конфликтом
- Формула «Хорошее решение – хороший менеджер»
Тема 10. ЭИ в управлении конфликтами
- Поиск баланса разума и чувств
- Компетентная работа с конфликтом
- Интенсивность негативных переживаний участников конфликта.
- Осознание собственных потребностей и интересов
- Поиск возможных решений противоречия.
- Эффективное управление эмоциями
- Саморегуляция как способ предотвращения стресса
- Аргументация, включающая разные виды состояний сотрудниковОбратная связь эмоционально компетентного руководителя
- Предотвращение конфликтных ситуаций
Тема 11. Управление эмоциями с клиентами
- Клиентоориентированность и эмоциональный интеллект
- Анализ поведения менеджера в работе с разными типами клиентов с точки зрения эмоционального интеллекта
- Управление отношениями с клиентами
- Достижение результата. Тактики взаимодействия.
Тема 12:Ресурсы ЭИ
- Эмоциональный интеллект и развитие других (как руководители с высоким эмоциональным интеллектом развивают свои организации).
- Коучинг в развитии эмоционального интеллекта
- Эмоциональный интеллект организации.
- Способы управления эмоциональной средой организации
- Способы развития и техники ЭИ
Стоимость обучения: 28 000 рублей.
Преподаватель: Зотова Ирина Васильевна, к.псих. н., доцент
Начало занятий — весна 2020 года.
Запись на курсы проводится по телефону +7 (495) 932-80-73, электронной почте irinafrolova70@yandex.ru (для физических лиц), vvp123@mail.ru (для юридических лиц) или на сайте (ниже).
Договоры на обучение заключаются как с физическими, так и с юридическими лицами.
Источник: https://hsmi.msu.ru/curriculums/stp/program/emocionalnyy-intellekt
"Диалог" |
Выпускница Пензенского филиала НОУ ВПО «Академия МНЭПУ» психолог Т.И. Версткина2015-01-29 15:43:16
Исследование посвящено изучению особенностей эмоционального интеллекта у студентов творческих профессий.
В ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания.
В соответствии с данным подходом к пониманию эмоций выдвигается понятие, эмоциональный интеллект, как способность понимать отношения личности репрезентуемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза (P. Salovey, J.D. Mayer, 1994; Г.Г.
Горскова, 1999); способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний (R. Busk, 1991; Е.Л. Яковлева, 1997); совокупность эмоциональных, социальных и личных способностей, которые влияют на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды (Р.
Бар-Он, 2000) [1].
Творческая активность в искусстве и художественно-образное отражение мира тесно связаны с эмоциональной сферой. Высокая чувствительность к эмоциональным человеческим переживаниям, нахождение средств для передачи эмоциональности художественного образа, являются необходимыми способностями для успешности в творчестве.
Актуальность темы нашего исследования подтверждается тем, что знания об эмоциональном интеллекте и его особенностях у творческих личностей до конца не раскрыты и только в настоящее время наши ученые анализируют все исследования зарубежных авторов по этой тематике и адаптируют к их социуму.
В психологической науке проблема эмоционального интеллекта человека отражена в многообразных аспектах.
Теоретическую основу исследования составляют положения зарубежной психологии об эмоциональном интеллекте (теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловэя, Д. Карузо); теория эмоциональной компетентности Д.
Гоулмена; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она; подходы отечественных учёных к категории эмоциональный интеллект (Г.Г. Гарскова, И.Н. Андреева), двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д.В. Люсина и М.И.
Манойловой.
Первоначально идея «эмоционального интеллекта» выросла из определения социального интеллекта.
Понятие социального интеллекта явилось связывающим звеном, для аффективной и когнитивной стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта вырабатывался подход, понимающий познание человека не как «вычислительную машину», а как познавательно-эмоциональный процесс.
Предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. Питер Саловэй в 1990 году выпустил статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая стала первой публикацией на эту тему.
Под эмоциональным интеллектом П. Саловэй и Дж. Майер понимали «способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений» [4].
Д. Гоулман отмечал, что эмоциональный интеллект – это интеллектуальная способность, которая включает в себя не только мыслительный процесс, сколько различные вне интеллектуальные факторы, такие как умение действовать целенаправленно и эффективно, с целью достижения успешности в определенных условиях.
В отечественной психологии проблема эмоционального интеллекта зарождалась в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Именно Л.С. Выготский в своих работах пришел к выводу что, интеллектуальные и эмоциональные процессы представляют собой единую систему, компоненты которой связаны между собой и оказывают друг на друга существенное влияние.
В настоящее время значительный вклад в изучение проблемы эмоционального интеллекта внесли отечественные психологи И.Н. Андреева, Д.В Ушаков, Д.В. Люсин, С.П. Сергиенко, Т.А. Сысоева, С.П. Деревянко и многие другие.
Д.В. Люсин, опираясь на имеющиеся в зарубежной психологии модели эмоционального интеллекта, выдвинул свою модель и определение эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект – способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.
Под способностью понимать эмоции, автор видит то, что человек:
— может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт появления эмоционального переживания у себя или у другого человека;
— может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное выражение;
- — понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которому она приведет.
- Под способностью управлять эмоциями – это то, что человек
- — может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции;
- — может контролировать внешнее выражение эмоций;
- — может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
- И способность к управлению эмоциями и способность к пониманию эмоций может быть направлена как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей.
На основе данного понимания Д.В. Люсин выделяет внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ и МЭИ).
Межличностный эмоциональный интеллект включает в себя интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию.
Внутриличностный эмоциональный интеллект предполагает осознание своих эмоций и управление ими, контроль экспрессии и эмоциональную открытость [3].
Таким образом, в понятие эмоционального интеллекта включены характеристики, которые находятся между собой в отрицательной взаимосвязи. Такова связь между уровнем понимания собственных эмоций и умением влиять на эмоциональные состояния других людей, так в рамках одной личности эти характеристики могут резко расходиться.
- В ряде работ эмоциональный интеллект связывают с эмоциональной компетентностью, как способностью личности к эффективному взаимодействию за счет понимания эмоций окружающих и умения подстраиваться под их эмоциональное состояние.
- Следует отметить, что отечественные ученые, как и зарубежные, уже в течение многих лет уделяют большое внимание проблеме эмоциональной регуляции поведения, не только при исследовании эмоционального интеллекта, но и при изучении лидерских качеств и при изучении креативности.
- Каждый человек имеет определенный уровень сформированности своего эмоционального интеллекта.
- Рассматривая проблему обусловленности эмоционального интеллекта, необходимо отметить, что все факторы или предпосылки его развития делятся на две большие группы: биологические и социальные.
- В качестве биологических предпосылок развития эмоционального интеллекта выступают: функциональная ассиметрия мозга; наследственные задатки эмоциональной восприимчивости; свойства темперамента; уровень эмоционального интеллекта родителей; особенности переработки информации (ВРС).
- К социальным предпосылкам развития эмоционального интеллекта относят: синтония; уверенность в своей компетентности; уровень образования родителей и семейный доход, эмоционально благополучные отношения между родителями; андрогинность; внешний локус контроля; религиозность [1].
- Для выявления особенностей эмоционального интеллекта в нашем исследовании, приведем несколько примеров исследований отечественных авторов.
В работах И.Б. Есина по изучению эмоциональных особенностей у студентов различных специальностей выявили, что представители художественных профессий и психологи имеют более высокую экспрессивность речи, эмоциональный слух и эмпатию по сравнению с представителями технических специальностей; также выявилась связь эмоционального слуха с нейротизмом и эмпатией.
В исследовании эмоционального интеллекта среди студентов художественного и музыкального профиля обучения было выявлено, что по общему баллу эмоционального интеллекта художники и музыканты заняли промежуточное положение между психологами и представителями технических специальностей. Художники и музыканты не различаются между собой по уровню эмоционального интеллекта.
Творческие личности часто идентифицируют себя с другими личностями и легко меняют роли, а это указывает на то, что им присущи высокий уровень эмпатии и эмоциональная экспрессивность.
В исследовании В.С. Ошмариной выявлено, что актеры по сравнению с представителями других профессий проявляют большую подверженность чувствам, более впечатлительны, обладают широкой палитрой чувств, у них более выражено стремление постоянно отслеживать свои эмоции и чувства, и, несмотря на это, их поведение экспрессивно.
Л.О. Исмайлова выявила у актеров по сравнению с людьми технических профессий повышенную личностную тревожность и эмоциональную неустойчивость (нейротизм). Эмпатийность тоже более выражена у актеров, но различия выявлены только между группами мужчин. Тревожность выше у женщин, между актерами – мужчинами и женщинами различий по эмпатии нет.
Вопрос о роли эмоций в творческой деятельности неоднократно возникал при изучении процесса получения нового знания индивидом, и не всегда эта роль была положительной.
Постепенно понимание роли эмоций в творческом процессе расширялось. О.К. Тихомиров и его коллеги в своих исследованиях показали, что творческий процесс невозможен без эмоциональной активации.
Целью исследования было изучение особенностей эмоционального интеллекта у представителей творческих профессий на примере студентов Пензенского художественного училища им. К.А.Савицкого.
В основу исследования положена следующая гипотеза о том, что эмоциональный интеллект студентов-художников как представителей творческих профессий более развит по сравнению с эмоциональным интеллектом студентов нетворческих специальностей.
В исследовании приняли участие 20 студентов Пензенского художественного училища имени К.А. Савицкого, специальностей: дизайн и живопись, и студенты ПФ МНЭПУ 20 человек, специальностей юриспруденция и менеджмент организации. Для достижения поставленной цели применялись следующие методы: тестирование, метод математической обработки данных по t-критерию Стьюдента для независимых выборок.
Тестирование как метод исследования было выбрано, потому, что оно является наиболее удобным методом для опроса нашей выборки. Метод статистической обработки данных – t-критерий Стьюдента использовался, так как наши выборки не отличаются по численному составу и являются независимыми.
Методики исследования: опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина; методика диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла; методика «Эмоциональная эмпатия» В.В. Бойко.
Исследование эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими, проводилось при помощи опросника эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина [3].
По результатам исследования мы можем отметить, что 50 % студентов-художников обладают низкой способностью к осознанию своих эмоций, 55 % – имеют низкие способности вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций, 35 % студентов творческих специальностей обладают очень низкими способностями понимать эмоциональное состояние людей на основе внешних проявлений, у 40 % студентов данной группы очень высокий уровень контроля экспрессии. Также мы можем сказать, что 50 % студентов нетворческих специальностей обладают средними способностями к осознанию и управлению своими эмоциями, 45 % – имеют низкие способности и потребности управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные, у 20 % студентов юристов и менеджеров интегративный уровень эмоционального интеллекта на высоком уровне развития, 5 % на очень высоком. Для сравнения уровня развития эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими, проводилась статистическая обработка данных по критерию t-Стьюдента для независимых переменных. Сравнение проводилось по составляющим методики между группами студентов творческих и нетворческих специальностей. Полученные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели уровня развития эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими у студентов творческих и нетворческих специальностей
Понимание чужих эмоций | Управление чужими эмоциями | Понимание своих эмоций | Управление своими эмоциями | Контроль экспрессии | Интегральный показатель эмоционального интеллекта | |
tКр | p≤0.05 | p≤0.01 | ||||
2.02 | 2.71 | |||||
tЭмп | 2,83* | 2 | 2,69* | 0.6 | 1 | 1.3 |
В результате произведенного исследования мы можем говорить о некоторых различиях в понимании своих и чужих эмоций у представителей творческих и нетворческих специальностей, т.е. показатели по некоторым шкалам имеют значимость p
Источник: http://psycholog-58.ru/Article/article/5