Экологическое воспитание — справочник студента

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ 2014 >> Выставка «Экологическое образование: от теории к практике» >> Книги и статьи по теме

1–24 октября 2014 г.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • Заказать данные издания можно в Электронном каталоге Центральной научной библиотеки им. Я. Коласа НАН Беларуси.

    Электронные копии изданий можно получить посредством Системы электронной доставки документов после регистрации в системе. Электронные копии предоставляются согласно правилам.

    Заказ документов доступен только после РЕГИСТРАЦИИ в электронном каталоге для читателей ЦНБ НАН Беларуси. Стань нашим читателем и получи доступ к книгам!

    Экологическое воспитание - Справочник студента

  • Экологическое воспитание - Справочник студента

    Актуальные вопросы современной науки : сборник научных работ / М-во образования Республики Беларусь, УО «Белорусский гос. пед. ун-т им. Максима Танка» ; [редкол. : В. В. Бущик (отв. ред.), Д. И. Наумов, А. Ф. Ратько]. — Минск : БГПУ, 2012. — 199 с. : ил., табл.

    Экологическое воспитание - Справочник студента

    Экологическое воспитание - Справочник студента

    Экологическое воспитание - Справочник студента

    Актуальные проблемы естественных наук и их преподавания : материалы Международной науч.-практ. конференции, посвященной 100-летию МГУ им. А. А. Кулешова, 20—22 февраля 2013 г., [г. Могилев / ред. совет: Т. Ю. Герасимова и др.]. — Могилев : МГУ, 2013. — 519 с.

    Экологическое воспитание - Справочник студента

    Экологическое воспитание - Справочник студента

    Экологическое воспитание - Справочник студента

    Актуальные проблемы естественных наук и их преподавания : сборник научных статей Международной науч.-практ. конференции, посвященной 100-летию МГУ им. А. А. Кулешова / [ред. совет: Т. Ю. Герасимова и др.]. — Могилев : МГУ, 2013. — 245, [1] с.

    Экологическое воспитание - Справочник студента

    Экологическое воспитание - Справочник студента

    Актуальные проблемы изучения и сохранения фито- и микобиоты : сборник статей II международной научно-практической конференции, г. Минск, 12—14 ноября 2013 г. / [редкол.В. Д. Поликсенова (отв. ред.) и др.]. — Минск : Издательский центр БГУ, 2013. — 467 с.

    Актуальные проблемы экологии : материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. (Гродно, 24-26 окт. 2012 г.) : в 2 ч. / [редкол.: И. Б. Заводник (гл. ред.) и др.]. — Ч. 1. — Гродно : ГрГУ, 2012. — 211 с. : ил., табл.

    Буров, Л. И. Основы современного естествознания : пособие для студентов, обучающихся по гуманитарным и социально-экономическим специальностям : в 3 ч. / Л. И. Буров, И. А. Капуцкая. Ч. 1: Формирование естественнонаучного знания. — Минск : БГУ, 2012. — 77, [2] с.

    alt

    Узнай стоимость своей работы

    Бесплатная оценка заказа!
    Читайте также:  Эффект холла - справочник студента

    Оценим за полчаса!

    Гальперин, М. В. Экологические основы природопользования : учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / М. В. Гальперин. — 2-е изд., испр. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2013. — 255 с.

    Ердаков, Л. Н. Человек в биосфере : учеб. пособие : [для студ. биолог. вузов] / Л. Н. Ердаков ; [рис. Т. А. Янушевич]. — Москва : Инфра-М, 2013. — 204, [1] с.

    Зоологические чтения : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти проф. И. К. Лопатина (Гродно, 14-16 марта 2013 г.) / [редкол.: О. В. Янчуревич (гл. ред.) и др.]. — Гродно : ГрГУ им. Я. Купалы, 2013. — 346 с.

    Инновационные подходы в развитии естественнонаучных и экологических представлений у детей дошкольного возраста : сборник материалов регионального научно-практического семинара, посвященного 25-летию кафедры методик дошкольного образования, Брест, 27 октября 2011 года / [редкол. : Т.С. Бутько, Е.И. Мельник, И.В. Прошкина]. — Брест : БрГУ, 2012. — 61 с. : ил., табл.

    Карако, П. С. Эстетика природы / П. С. Карако. — Минск : Экоперспектива, 2012. — 245 с.

    Красная книга Беларуси для детей: Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Млекопитающие / [Л.Д. Бурко и др.]. — Минск : Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2012. — 395, [4] с. : цв. ил., карты.

    Маринченко, А. В. Экология : учеб. пособие для студ. высших учебных заведений, обучающихся по эконом. и соц.-гуманитарным специальностям высшего проф. образования / А. В. Маринченко. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Дашков и К, 2013. — 327 с.

    Менделеевские чтения, 2013 : сборник материалов межвузовской научно-методической конференции по химии и химическому образованию, Брест, 26 февраля 2013 г. / [под общ. ред. Н. С. Ступень]. — Брест : БрГУ им. А. С. Пушкина, 2013. — 85 с.

    Методика преподавания химических и экологических дисциплин : сб. науч. ст. Междунар. науч.-метод. конф., 14―15 ноября 2013 г., [г. Брест / редкол. : А. А. Волчек (председ.) и др.]. — Брест : Изд-во БрГТУ, 2013. — 327 с.

    Мониторинг окружающей среды : сборник материалов II Международной науч.-практ. конференции, Брест, 25-27 сентября 2013 года : в 2 ч. / [редкол.: И. В. Абрамова и др.]. — Ч. 1. — Брест : БрГУ им. А. С. Пушкина, 2013. — 195 с.

    Мониторинг окружающей среды : сборник материалов II Международной науч.-практ. конференции, Брест, 25-27 сентября 2013 года : в 2 ч. / [редкол.: И. В. Абрамова и др.]. — Ч. 2. — Брест : БрГУ им. А. С. Пушкина, 2013. — 200 с.

    Непрерывное географическое образование: новые технологии в системе высшей и средней школы : материалы IV Международной научно-практической конференции (Гомель, 25―26 апр. 2013 года) / [редкол. : Г. Н. Каропа (гл. ред.) и др.]. — Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. — 383 с. : ил., карты, табл.

    Основы формирования экологических знаний : учебно-методическое пособие / УО «Брестский гос. ун-т им. А. С. Пушкина», Межфакультетский Центр экологии и природоведения, Брестский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды ; [О. Н. Веремчук и др.]. — Брест : БрГУ, 2012. — 243 с. : ил., схемы.

    Повышение энергоэффективности учреждений образования Республики Беларусь: исследования, анализ, рекомендации: сб. материалов / Междунар. Общественное Объединение «Экопроект Партнерство». — Минск : Экопроект Партнерство, 2012. — 46, [2] с. : ил., табл.

    Проблемы и перспективы преподавания ботанических дисциплин в вузе : материалы II Международной научно-методической конференции (Гомель, 5—6 апреля 2013 года) / [редколлегия: Н. М. Дайнеко (главный редактор) и др.]. — Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. — 115 с.

    Развитие человеческого, социального и экологического капиталов в контексте глобальных и национальных тенденций / С. Ю. Солодовников [и др.] ; под науч. ред. Г. А. Хацкевича ; УО «Гродненский гос. ун-т им. Янки Купалы». — Гродно : ГрГУ им. Я. Купалы, 2013. — 382 с.

    Рекомендации по проведению информационной работы по чернобыльской тематике на базе местных информационных структур / [О. В. Соболев и др. ; науч. ред. : Н. Н. Цыбулько и др. ; под общ. ред. З. И.

    Трафимчик] ; Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Республики Беларусь, Ф-л «Белорусское отд-е Российско-белорусского информационного центра по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», РНИУП «Ин-т радиологии» МЧС Республики Беларусь. — Минск : Институт радиологии, 2012. — 111 с. : ил.

    Сахаровские чтения 2012 года: экологические проблемы XXI века = Sakharov Readings 2012: Environmental Problems of the XXI Century: материалы 12-й международной научной конференции, 17-18 мая 2012 года, г.

    Минск, Республика Беларусь [Электронный ресурс] / [под общ. ред. С. П. Кундаса, С. С. Позняка, Н. А. Лысухо]. — Минск : МГЭУ им. А. Д. Сахарова, 2012. — 485 с. : ил., табл., портр. — Режим доступа : http://www.iseu.by/m/12_0_1_65920.pdf. — Дата доступа : 23.09.2014.

    Современные экологические проблемы устойчивого развития Полесского региона и сопредельных территорий: наука, образование, культура : материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Мозырь, 25—26 окт. 2012 г. / [редкол.: О. Г. Акушко и др.]. — Мозырь : МГПУ, 2012. — 294 с. : ил., табл.

    Состояние природной среды Беларуси : экологический бюллетень, 2011 год / Национальная академия наук Беларуси, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды ; под общ. ред. В. Ф. Логинова. — Минск : Институт природопользования Национальной академии наук Беларуси, 2012 (Минсктиппроект). — 360, [2] с.

    Тетельмин, В. В. Основы рационального природопользования : [учебное пособие] / В. В. Тетельмин, В. А. Язев. — Долгопрудный : Интеллект, 2012. — 287 с.

    Федорук, А. Т. Экология : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по биолог. специальностям / А. Т. Федорук. — 2-е изд., испр.. — Минск : Вышэйшая школа, 2013. — 461, [1] с.

    Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий : [сборник статей] / РАН, Ин-т философии ; [отв. ред. И. К. Лисеев]. — Москва : Канон+, 2014. — 327 с.

    Христофорова, Н. К. Основы экологии : учебник [для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 020400 «Биология»] / Н. К. Христофорова. — 3-е изд., доп.. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2014. — 638, [1] с.

    Экология : учебник для студентов вузов, обучающихся по технич. специальностям / [В. Н. Большаков и др.] ; под ред. Г. В. Тягунова и Ю. Г. Ярошенко. — 2-е изд., стереотипное. — Москва : КноРус, 2014. — 301 с.

    Эколого-оздоровительное воспитание детей дошкольного возраста : монография / [И. А. Комарова и др. ; под общ. ред. В. А. Шишкиной] ; М-во образ. Респ. Беларусь, УО «Могилевский гос. ун-т им. А. А. Кулешова». — Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2013. — 157, [1] с.

    • Андриенко, Н. К. Каким быть экологическому образованию дошкольников?

    Источник: http://ecoinfo.bas-net.by/exhibition/2014/books-articles-environmental-education.html

    ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,440

    1 Оганова Е.В. 1 Корниенков А.Д. 1 1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России

    1. В.И. Вернадский. Ученый. Мыслитель. Гражданин. Библиогр. указатель. / НАН Украины. НБУВ; Сост.: Л.В. Беляева, Л.С. Новоселова и др. — К., 2003

    С 60-х гг.

    XX века человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса , явившегося результатом сложившихся отношений человека и природы. По мнению ведущих экологов, наиболее существенными причинами экологического кризиса являются ошибочные ценности, способствующие неограниченной эксплуатации природной среды.

    Вероятно, сложившаяся экологическая обстановка в мире прямо пропорциональна уровню экологической культуры людей. В связи с этим возникла необходимость в раскрытии сущности и, возможно, переосмыслении понятия «экологическая культура» для того, чтобы в процессе экологического воспитания способствовать ее развитию.

    Тем более что культурные нормы формируются на протяжении всей жизни посредством обучения, воспитания, целенаправленной деятельности человека.

    Одним из первых проблему экологической культуры поднял знаменитый исследователь и мыслитель В.И. Вернадский [1]. Разрабатывая концепцию взаимосвязи биосферы и ноосферы, он предсказал, что дальнейшее развитие природы и человека должно строиться как процесс коэволюции, т.е. взаимовыгодного единства.

    Культуру человека можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности. Она — итог качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств.

    Следовательно, личностная культура представляет собой единый процесс накопления знаний, опыта и качественной реализации их в деятельности и поведении. Культура личности есть и состояние, и результат, и продуктивный процесс усвоения и создания социальных ценностей. Естественно, что экологическая культура является составной частью общей культуры личности.

    Что понимают под экологической культурой сейчас? В педагогической и экологической литературе встречаются разнообразные интерпретации этого понятия, имеющие при этом много общего.

    Экологическая культура- это знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, а также деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности.

    Экологическая культура — это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования и собственного образа жизни.

    Экологическую культуру рассматривают и как многомерный целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, как субъектный, системный, многомерный опыт личности, обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем.

    На основании вышесказанного можно заметить, что экологическая культура является интегральной категорией, вбирающей в себя множество компонентов.

    Она постоянно формируется в процессе обучения, особенно при подготовке к практическим занятиям, по вопросам не только охраны природы, но и сохранения своего собственного здоровья в условиях крайне загрязненной среды и продуктов питания.

    Необходимо отметить, что Краснодар входит в число 45 городов России, имеющих очень высокий уровень загрязнения воздушной среды. В генеральном плане развития города Краснодара до 2025 года огромное место отведено уровню защиты природы.

    Читайте также:  Технология работы - справочник студента

    Важным компонентом экологической культуры является личностно-ценностное отношение к природе, помогающее осознать себя частью природы и свою ответственность за последствия общения с ней.

    Ведь формирование экологической культуры личности — это не только вооружение ее природоохранительными знаниями и навыками, но и создание особого внутреннего мира. В основе ответственности лежит нравственное отношение людей к миру природы, а фундаментом ее формирования являются экологические знания.

    При этом ответственность за природу не равна любви к ней. Можно быть самым активным «другом природы» во вне-учебное, внерабочее время и одновременно наносить экологический ущерб.

    В городской среде наступает также эффект привыкания к свалкам, загазованности, стираются границы экологического благополучия и неблагополучия, «планка снижается». Все это способствует проявлению антиэкологических форм поведения человека в связи с преобладанием ценностей технологической цивилизации и снижением экологических ориентации в общественном сознании.

    Экологическое сознание -обязательный элемент экологической культуры.

    Целью экологического образования и воспитания является формирование личности, имеющей высокий уровень экологической культуры, значит, обладающей новым экологическим сознанием, экологическим мировоззрением, которое позволяет взаимодействовать с миром природы на основе понимания его законов, сотрудничать с природой, а не управлять ей.

    Существует точка зрения, в соответствии с которой образование рассматривается как неизбежная предпосылка, способствующая постоянному развитию способности людей объясняться по вопросам улучшения состояния окружающей среды, следовательно, повышению экологической культуры.

    Наоборот, экологическая культура обеспечивает повышение качества профессионального образования, т.к. является элементом общечеловеческой культуры.

    Ведь без необходимого на сегодняшний день уровня экологических знаний невозможно поддержание собственного здоровья и здоровья своей семьи.

    Формирование экологической культуры в процессе обучения — это оптимальная форма экологического воспитания. Важным компонентом экологической культуры является личностно-ценностное отношение к природе, помогающее осознать себя частью природы и свою ответственность за последствия общения с ней.

    Библиографическая ссылка

    Оганова Е.В., Корниенков А.Д. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 180-182;
    URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4016 (дата обращения: 22.03.2020).

    Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4016

    Статья по экологии на тему: Экологическое воспитание студентов | Социальная сеть работников образования

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

    В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, всё более возрастающее значение приобретает экологическое воспитание. Экологическое воспитание призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру людей.

    Для достижения этих целей нужна интеграция всех знаний о природных и общественных законах функционирования окружающей среды.В настоящее время всё чаще проявляется опасное заблуждение о превосходящем значении личностного над общественным.

    Поэтому развитие убеждённости в приоритете общечеловеческих экологических ценностей над эгоистическими интересами отдельных личностей и групп превратилось в сложную  нравственную проблему.

    Ни для кого не секрет, что в погоне за прибылью руководители промышленных предприятий часто забывают о том, что все мы — неотъемлемая часть природы и, заключая сделку с повестью, нельзя же поступить и с природой!

    Формированию экологической нравственности и мировоззрения мешает представление о том, что человечество в своей хозяйственной деятельности ещё не перешло границ экологически дозволенных пределов.

    Отсюда вытекает ложное представление о возможности продолжения экономического развития посредством бесконечного увеличения потребления природных ресурсов: минеральных, водных, земельных, лесных, биологических, рекреационных и др.

    Центральной  частью экологического мировоззрения и культуры должно стать осознание необходимости социально — экологических обоснованных ограничений потребления.

    Пока же в мире господствует идеология потребительства, поэтому формирование экологического мировоззрения и соответствующего поведения представляет труднейшую задачу. Проблемы экологического воспитания должны рассматриваться не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, физическим формированием уровня развития личности студента.

    У студентов формируют представления о единстве природы, человека, общества, о биологических, социальных, экономических, технологических и эстетических взаимосвязях; умение оценивать многообразие связей между природой, обществом, жизнью и здоровьем человека; осознание законодательства о бережном отношении к природе и охране ее богатств; чувство личной ответственности за состояние окружающей природной среды. Любовь к природе, бережное отношение к ней студенты познают на занятиях по дисциплинам  «Экологические основы природопользования», «Физика», «Биология», «Химия» и других дисциплинах учебного цикла.

    Формирование экологической культуры студентов на уроках химии  ведется через различные формы и методы работы.

    Непосредственно в курсе дисциплины рассматриваются многие вопросы, имеющие отношение к формированию экологической культуры студентов.

    Студенты усваивают знания об источниках и веществах, загрязняющих окружающую среду, о предельно допустимых концентрациях вредных веществ, о способах снижения загрязнения окружающей среды отходами химических производств.

    Ребята получают представления  о разработке современных технологий производства, снижающих или исключающих вредное воздействие на окружающую среду, о зависимости здоровья человека от качества окружающей среды, знакомятся с проблемами безотходного производства. Исследование  проблемы взаимодействия общества и природы ведется поэтапно.

    На первом этапе у студентов формируются мотивы желания и интереса к познанию объектов и явлений живой природы и человека как природного существа. На втором этапе формулируются экологические проблемы как следствие реальных противоречий между человеческим обществом и живой природой.

    На третьем этапе достигается осознание учащимися причин возникновения современных экологических проблем, рассматриваются пути их решения. Большое значение уделяется организации научно – исследовательской работы студентов. Методами научно- исследовательской работы стали: мониторинг, эксперимент, обработка результатов.

     Исследовательская деятельность  в системе  экологического образования носит познавательный, воспитательный и практический характер. В ее процессе формируются активность и самостоятельность в познании природы и жизни, культура мышления и поведения, понимание своего положения в окружающей среде, появляется стремление самому сберечь и защитить природу.

    При этом студенты выходят на иной уровень постижения проблемы, видят и оценивают привычные явления с разных сторон, приобретают личностно значимые опыт и знания.  С этой целью активно применяется метод проектов, который предусматривает освоение учащимися основных этапов организации творческой деятельности — от идеи до получения конечного продукта труда.

    Наши студенты изучили   и  описали экологическую характеристику родного города (особенности географического положения города, состояние атмосферного воздуха и водных ресурсов).

    Кузнецов Никита стал обладателем Диплома 1 степени Научно-практической конференции «Болдинские студенческие чтения» по направлению «Экология и безопасность в сфере услуг: современные проблемы и пути их решения»                                        Ежегодно в стенах нашего техникума преподавателями проводятся  мероприятия, где рассматриваются экологические аспекты:

    • Конкурс дизайн проектов «Озеленение территории техникума»
    • Конкурс сочинений на тему охраны окружающей среды
    • Неделя экологии
    • Организация экскурсий в Ботанический сад г.Сергач                                Проводятся акции «Посади дерево», конкурс «Лучшая территория — наша» среди всех групп техникума. Студенты нашего техникума ежегодно участвуют в уборках территории поселка (Парк). Совместно с администрацией была проведена акция по высадке саженцев лесополосе д. Алексеевка. В техникуме ведется предметные олимпиады, связанные с охраной окружающей среды.

    Источник: https://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2018/03/28/ekologicheskoe-vospitanie-studentov

    Экологическое воспитание в профессиональном образовании

    Экологическое воспитание — часть общей системы воспитания и образования. Системность, непрерывность и преемственность процесса экологического обучения и воспитания направлены на гармоничное развитие, формирование научного мировоззрения, нравственной активной жизненной позиции гражданина и будущего профессионала.

    • Экологическое воспитание в профессиональном образовании.
    • Дьякова Елена Вадимовна, преподаватель
    • ГБПОУ МТК подразделение «Автозаводское».
    • г. Москва

    Экологическое воспитание — часть общей системы воспитания и образования. Для него характерны все положения педагогической науки: цели, задачи, формы, методы.

    1. Экологическое воспитание — формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.
    2. Цель экологического воспитания — формирование экологической культуры человека, в котором экологическое сознание неразрывно связано с нравственным поведением.
    3. Цель экологического воспитания обучающихся и студентов профессий и специальностей технического профиля — это подготовка специалиста, готового принимать сложные профессиональные решения и нести юридическую и нравственную ответственность за них перед будущими поколениями.
    4. Задачи экологического воспитания:
    • освоение знаний экологической науки и смежных технических дисциплин
    • выработка умений и навыков практической профессиональной деятельности, направленных на взаимодействие с окружающей средой.
    • формирование ответственного отношения к окружающей среде.

    Системность, непрерывность и преемственность процесса экологического обучения и воспитания направлены на гармоничное развитие, формирование научного мировоззрения, нравственной активной жизненной позиции гражданина и профессионала.

    Экологическое воспитание начинается в семье. Если малышу привили бережное отношение к природе, заботу о животных и растениях, то в дальнейшем слова учителей попадают на благодатную почву.

    Если нет, то педагогам трудно достучаться до сердца ребенка, переломить равнодушие и черствость и осваивать знания о необратимых последствиях варварского отношения к природе.

    Системный подход в экологическом воспитании начинается в дошкольных и школьных образовательных учреждениях и продолжается в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.

    Формы воспитания — это виды деятельности обучающихся как на учебных занятиях, так и во внеаудиторной деятельности на предметных кружках, конкурсах, фестивалях, олимпиадах. Это беседы, концерты, флэш-мобы, экотуризм, «экологическая тропа», субботники по уборке парков и скверов, озеленение территории, «Час Земли», «День Здоровья» и другие акции.

    На научно-практических конференциях представляются исследовательские проекты по конкретным экологическим проблемам и возможных путях их решения. Особенность экологического воспитания заключается в том, что им невозможно заниматься на одном конкретном уроке, например, биологии. Это должен быть комплексный интегрированный подход всех педагогов.

    Только так мы сможем обеспечить стремление детей к здоровому образу жизни и здоровой окружающей среде.

    По мере взросления ребенка должно быть преодолено потребительское отношение к природе, сформированы навыки бережного отношения к ней как на бытовом уровне, так и понимание глобальных экологических проблем; сформирована активная жизненная позиция, привычка и потребность участия в экологических акциях, самоанализ и самосовершенствование экологического поведения.

    Следующий этап экологического воспитания как часть профессионального образования и становления. Сегодняшние студенты в скором времени получат дипломы и включатся в производственную, экономическую, юридическую или управленческую деятельность.

    Это значит, что они будут использовать природные ресурсы, производить продукцию, принимать технические и юридические решения. Подготовка узких специалистов не дает возможности охватить весь комплекс хозяйственных, технических, экономических и экологических проблем.

    И сегодня именно экологическое воспитание выполняет функцию интеграции всех отраслей знаний и формирования целостного научного мировоззрения.

    В условиях современного экологического кризиса недостаточно личного энтузиазма отдельных педагогов, нужна государственная поддержка и комплексный подход в экологическом образовании и воспитании.

    Формирование государственных образовательных стандартов, учебных планов, включающих знания о современных глобальных экологических проблемах и путях их разрешения; об основах рационального природопользования, об осознании ответственности перед будущими поколениями. Создание нормативно-правовой базы, удовлетворяющей требованиям современного уровня, точнее даже будущего уровня задач.

    Технические специальности высших и средних профессиональных образовательных учреждений должны в обязательном порядке изучать основы промышленной экологии, безотходные технологии, ресурсосберегающие технологии, безопасную утилизацию производимой продукции, управление промышленными отходами, ценность природных ресурсов. Студенты должны быть ознакомлены с основами экологического законодательства Российской Федерации, видами юридической ответственности за совершение экологических правонарушений.

    Долгое время руководствовались цитатой «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача» (И. В. Мичурин, «Итоги шестидесятилетних трудов по выведению новых сортов плодовых растений», изд. 3-е, М. 1934).

    Итогом такой хозяйственной деятельности и потребительского отношения к природе стало истощение природных ресурсов, загрязнение территории, гибель водоемов, опустынивание земель и другие экологические бедствия. Это заставило переосмыслить наши взаимоотношения с окружающей средой.

    Пришло осознание необходимости ограничения потребления и введения жесткого контроля над технологическими процессами строительства, производства и утилизации продукции.

    Будущий специалист должен обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

    Экологическое воспитание на государственном уровне, кроме образовательной деятельности, должно выражаться и в «политической воле».

    Обществу должен быть послан сигнал, что эта проблема важна для страны, для жизни будущих поколений и будет контролироваться на самом высоком правительственном уровне.

    И 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

    • СМИ привлекаются к широкому освещению экологических задач и проводимых мероприятий.
    • В итоге совместных усилий всех заинтересованных людей на всех уровнях и этапах экологического воспитания и образования будет сформировано общественное мнение и повышена экологическая культура населения.
    • Интернет-ссылки:

    http://www.creativeeducation.ru/credils-15-1.html

    http://moluch.ru/archive/60/8659/

    http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/31759

    http://www.easilyeducation.ru/eidets-13-1.html

    http://festival.1september.ru/articles/529676/

    http://studopedia.org/10-114357.html

    http://www.konspekt.biz/index.php?text=55457

    http://www.ishnk.ru/staffs/educational/acolog_vospit

    http://ecoyear.ru/

    Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/ekologiya/ekologicheskoe-vospitanie-v-professionalnom-obrazovanii

    Экологическое воспитание школьников

    Экологическое воспитание школьников

    Актуальность проблемы. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб.

    Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства.

    С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

    Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

    В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Экология нередко понимается как «макроэкология», т.е. широкий междисциплинарный комплекс, который объединяет общую и прикладную экологию. Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника такой макроэкологии только на уроках невозможно.

    Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.

    Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Такой материал можно взять из Государственного доклада о состоянии окружающей среды, использовать данные администрации нашего района. А можно такие данные добывать и самим.

    Читайте также:  Отличительные особенности конституционных прав и свобод - справочник студента

    Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, в частности внеклассной работы по экологии.

    В данной работе решаются следующие задачи:

    1. расширение экологических представлений школьников, формируемых на уроках;
    2. углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
    3. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

    В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.

    В настоящее время опубликовано некоторое количество учебной  и справочной литературы по экологии. Этого достаточно, чтобы обеспечить высокий научно-методический уровень уроков. Но необходимо продолжать изучение экологии и во внеурочное время.

    Для этого и используются «интерактивные формы образования и воспитания».

    Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности обобщения накопленного опыта экологического воспитания на внеклассных мероприятиях, а также использовать данные разработки в дальнейшей работе.

    Формы и методы экологического воспитания.

    1. Интерактивные экологические мероприятия. Интерактивные экологические мероприятия – это внеклассные экологические мероприятия: викторины, олимпиады, ток-шоу, экологические спектакли.

    «Ток-шоу» и «экологические спектакли» —  эти две формы в широком плане  – ролевые игры. Однако, первый вариант – «ток-шоу» несколько сложнее для детей, чем «экологические спектакли». «Ток-шоу» несут основную экологическую информацию, а «спектакли» их дополняют. В «ток-шоу» участники игры разделяются на экспертов и «зал».

    Эксперты – это, как правило, старшеклассники (10-11 класс), проявляющие особый интерес к экологии, которые под руководством учителя специально готовятся к игре и наиболее основательно изучают литературу по обсуждаемому вопросу. Каждый эксперт должен быть убежден в правильности отстаиваемой им точке зрения.

    Участие зала более или менее импровизировано, хотя нужно сделать так, чтобы зал тоже готовился к дискуссии. Для этого полезно за несколько дней до проведения экологического вечера вывесить список вопросов, которые будут осуждаться. Школьники из зала не только задают вопросы экспертам, но сами берут слово, дополняют их ответы.

    В разных по содержанию ток-шоу соотношение ролей экспертов и зала может быть различным. Так, в одном ток-шоу может быть велика роль зала, а другом эксперты и зал будут играть одинаковую роль.

    Успех ток-шоу определяется участием опытного ведущего (эколога), который помогает правильно адресовать вопрос, задает дополнительные вопросы экспертам и залу, что помогает активизировать всех участников игры, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает ее результаты. В конечном счете эрудиция ведущего и будет главным фактором успеха организованного ток-шоу.

    В этой роли может выступить учитель или хорошо подготовленный старшеклассник. Важную роль в организации ток-шоу играют участники зала, задающие интересные и содержательные вопросы. В некоторых случаях учителю стоит подстраховать дискуссию, особенно на ее первом этапе, и заготовить по несколько вопросов из зала каждому эксперту.

    В дальнейшем, когда дискуссия оживится, вопросы и выступления пойдут спонтанно. Нужно быть готовым и к тому, что на какой-то вопрос эксперт не сможет ответить, тогда ему на выручку должен придти ведущий. Ток-шоу нужно приблизить по форме организации к подобным диспутам на телевидении.

    Ведущий перемещается по залу (с микрофоном, если зал большой), эксперты располагаются лицом к залу на специальной площадке (сцене) за столом или удобно расставленных креслах. Перед каждым экспертом ставится табличка-визитка, написанная крупными буквами. Экологический спектакль по форме более свободен.

    И учителю, и учащимся предоставляется больше возможностей проявить выдумку при исполнении какой-либо роли. В этом случае успех спектакля во многом определяется придуманными костюмами, и даже выбором исполнителя той или иной роли. Если ток-шоу проходят в серьезной обстановке, то в экологических спектаклях присутствует немало юмора.

    При хорошей постановке спектакля и исполнении ролей зал должен периодически смеяться. Дети любят соревноваться, и поэтому любое экологическое мероприятие целесообразно завершать экспресс-викториной. Формы определения победителя могут быть различными. 2. Экологическая тропа – форма экологического воспитания.

    Многие специалисты признают важнейшим педагогическим условием воспитания и образования наряду с теоретическим обучением на уроках организацию разнообразных видов деятельности учащихся среди природы.

    Такой формой организации экологического образования и  воспитания может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экологических экскурсий и полевого практикума.

    В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний  и умений школьников. Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт.

    Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Назначение экологической тропы – создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.

    Экологическая тропа создается детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического воспитания и образования. Если она правильно организована, то позволяет обучающимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.

    Организация  экологической тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности.

    Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из различных предметов, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. В конечном итоге у детей вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе. Работа по оборудованию тропы проводится в следующей последовательности: первый этап – подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят – организаторов и помощников руководителя – учителя. На этом этапе ставится цель, определяются задачи и объем работы, раскрываются перспективы и определяется место каждого ученика в предстоящем деле. Следующий этап – открытие тропы. Это мероприятие можно провести в виде вечера, превратить в школьный праздник. Создание учебной экологической тропы способствует повышению научного уровня школьного образования и экологического воспитания. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны со знаниями, полученными на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

    • На учебной экологической тропе во внеурочное время учащиеся усваивают не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.
    • Исследовательская деятельность обучающихся.

    Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
     
    Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей.

    В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

    Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего города, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам.

    Задача, которая ставится перед ребятами при выполнении исследований: приобретение знаний о родном крае, городе, приобретение навыков практической исследовательской деятельности, осознание значимости своей практической помощи природе. Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований.

    Имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность. Экологические проблемы многоаспектные, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний различных наук.

    Таким образом, в процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой. Такая проектная деятельность может быть использована в кружковой работе.

    Основные цели программы кружка – привитие школьникам любви и бережного отношения к природе, углубление знаний по экологии и другим общеобразовательным наукам, совершенствование трудовой подготовки. Ребята, посещающие занятия кружка, получают общие сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с современными вопросами охраны и рационального природопользования. В программу кружка входят теоретические занятия и практическая работа – выполнение исследовательских проектов.

    1. Итогом проведенной работы становится участие в муниципальных и областных научно-исследовательских конференциях.
    2. Заключение.

    В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников, т.к. при проведении такой работы решаются следующие задачи:

    • развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях я природой;
    • эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
    • формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

     Итак, экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

    Источник: https://pedsovet.su/publ/177-1-0-1126

    Экологическое воспитание

    • Комова Галина Николаевна
    • Преподователь- химии,биологии,экологии
    • ГБПОУ РМ « Краснолободский аграрный техникум»
    • Город Краснослободск
    • Экологичекое воспитание в среднем профессиональном образование
    • «Где было пустое место, где не было ничего,
    • Пусть каждый посадит дерево и не забывает его!
    • Оно– твой друг бессловесный, живое, как ты, существо!»
    • В. Берестов

    Всего несколько поэтических строк, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе. Каким будет наш мир? — во многом зависит от нас, о тех основ, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, мир, который он создает вокруг себя. Вся деятельность человека, его образ жизни, поступки всецело зависит от этого внутреннего мира. Многочисленные современные проблемы нашей жизни, связанные с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно, разрушительной деятельностью человека, непосредственно вытекают из проблем культуры. А для того, чтобы сохранить себя человек, несомненно, должен сохранить природу, но чтобы суметь это сделать, он должен развивать и улучшать себя, должен напитать душу и сердце красотой, добротой, бережным и терпимым отношением к окружающей нас Природе.

    У всех стран земного шара появилась цель – не потерять, а умножить достижения культуры перед лицом экологических проблем. В современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение.

    И очень остро встала задача экологического образования населения.

    Почему эти проблемы стали актуальными? Причина кроется в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия.

    Человек стоит на самой высокой ступени развития жизни на Земле, однако еще не означает, что вся природа принадлежит ему, как он надменно воображает. Человек принадлежит природе. Он должен это понять, научиться рационально использовать ее богатство и беречь ее несравненную красоту.

    В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, всё более возрастающее значение приобретает экологическое воспитание. Экологическое воспитание призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру людей.

    Для достижения этих целей нужна интеграция всех знаний о природных и общественных законах функционирования окружающей среды. Формированию экологической нравственности и мировоззрения мешает представление о том, что человечество в своей хозяйственной деятельности ещё не перешло границ экологически дозволенных пределов.

    Отсюда вытекает ложное представление о возможности продолжения экономического развития посредством бесконечного увеличения потребления природных ресурсов: минеральных, водных, земельных, лесных, биологических, рекреационных и др. Главной  частью экологического мировоззрения и культуры должно стать осознание необходимости социально–экологических обоснованных ограничений потребления.

    Пока же в мире господствует идеология потребительства, поэтому формирование экологического мировоззрения и соответствующего поведения представляет труднейшую задачу.

    Проблемы экологического воспитания должны рассматриваться не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, физическим формированием уровня развития личности студента.

    У студентов формируют представления о единстве природы, человека, общества, о биологических, социальных, экономических, технологических и эстетических взаимосвязях; умение оценивать многообразие связей между природой, обществом, жизнью и здоровьем человека; осознание законодательства о бережном отношении к природе и охране ее богатств; чувство личной ответственности за состояние окружающей природной среды. Любовь к природе, бережное отношение к ней студенты познают на занятиях по дисциплинам  «Экология», «Биология», «Химия» и других дисциплинах учебного цикла.

    Формирование экологической культуры студентов на уроках химии  ведется через различные формы и методы работы.

    Непосредственно в курсе дисциплины рассматриваются многие вопросы, имеющие отношение к формированию экологической культуры студентов.

    Студенты усваивают знания об источниках и веществах, загрязняющих окружающую среду, о предельно допустимых концентрациях вредных веществ, о способах снижения загрязнения окружающей среды отходами химических производств.

    Студенты получают представления  о разработке современных технологий производства, снижающих или исключающих вредное воздействие на окружающую среду, о зависимости здоровья человека от качества окружающей среды.

    Большое значение уделяется организации научно – исследовательской работы студентов. Методами научно- исследовательской работы стали: мониторинг, эксперимент, обработка результатов.

     Исследовательская деятельность  в системе  экологического образования носит познавательный, воспитательный и практический характер.

    В ее процессе формируются активность и самостоятельность в познании природы и жизни, культура мышления и поведения, понимание своего положения в окружающей среде, появляется стремление самому сберечь и защитить природу.

    При этом студенты выходят на иной уровень постижения проблемы, видят и оценивают привычные явления с разных сторон, приобретают личностно значимые опыт и знания.

    Ежегодно в стенах нашего техникума преподавателями проводятся  классные часы, где рассматриваются экологические аспекты:

    • «Микробиологическая активность почв при разном антропогенном воздействии» (Комова Г. Н.)
    • «Определение запыленности и загазованности воздуха» (Спиридонова Т.П.)
    • «Загрязнение окружающей среды» (Репина М. И.)
    • «Экологическая ситуация крупных промышленных городов России» (Спиридонова Т. П., Репина М. И.)

     Список литературы:

    1. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1994. — №7.

    2. Окладников, А. П. Заселение Земли человеком / А. П. Окладников,

    Е. А. Окладникова. – М. : Изд-во «Педагогика», 1984. – 120 с.

    1. Социальная  сеть  работников  образования – [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://nsportal.ru/shkola/biologiya/rabochaya-programma-elektivnogo- kursa-mikrobiologiya – Загл. с экрана.

    2. Бармин, А. Н. Современные проблемы городских почв / А. Н. Бармин, А. В. Синцов // Геология, география и глобальная энергия. – 2007. – № 2. – 223 с.

    3. Социальная сеть работников образования– [Электронный ресурс]– Режим доступа– http://nsportal.ru/detskiy–sad/raznoe/2015/02/01/osobennosti-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov – Загл. с экрана.

    Источник: https://intolimp.org/publication/ekologhichieskoie-vospitaniie.html

    Ссылка на основную публикацию