Дополнительные формы организации педагогического процесса — справочник студента

Педагогические средства не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса.

Продолжительное время традиционные методы обучения основывались на слове, но с ростом информации, с развитием информационных технологий возникла необходимость использования технических средств обучения.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Таким образом, педагогическими средствами являются материальные объекты, которые необходимы для организации и осуществления педагогического процесса.

К педагогическим относятся такие средства, как учебно-наглядные пособия, учебно-производственное оборудование, дидактическая техника, компьютерные классы, организационно-педагогические средства, учебно-лабораторное оборудование и т. д.

В связи с развитием дидактической техники и ЭВМ возникло новое направление в педагогике – педагогическая технология. Сущность данного направления заключается в применении технологического подхода к построению и осуществлению педагогического процесса.

Педагогическая технология объединяет дидактическую технологию, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса в одно целое, единое.

Педагогическая форма – это устойчивая, завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяют три разновидности: – простые: построены на минимальном количестве методов и средств, чаще всего посвящены одной теме или содержанию. К таким формам педагогического процесса относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, «бой эрудитов», шахматный турнир, концерт, консультация и т. д.;

– составные: строятся на развитии простых форм педагогического процесса, на их разнообразных сочетаниях. К ним относятся: урок, конкурс профессионального мастерства, праздничный вечер, конференция, КВН и т. д. Например, урок может совмещать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклад и т. д.;

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Столкновения молекул и давление газа - справочник студента

Оценим за полчаса!
  • – комплексные: строятся на развитии составных форм. В зависимости от того, к какому направлению содержания воспитания относится форма, различают следующие формы:
  • – физического воспитания;
  • – эстетического воспитания;
  • – трудового воспитания;
  • – умственного воспитания;
  • – нравственного воспитания.

Формы организации обучения: урок, лекция, семинар, зачет, консультация, практика и т. д. Можно также выделить индивидуальные формы (консультация, зачет, экзамен), формы взаимодействия (субботник, групповые соревнования, смотры, диспуты), кооперативные формы (в том случае, когда цель достигается путем распределения функций между учащимися) и т. д.

Различают формы индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся.

Рассмотрим место форм в педагогическом процессе. Ниже на рисунке представлено в виде схемы размещение форм в педагогическом процессе.

Дополнительные формы организации педагогического процесса - Справочник студента

Таким образом, средства и формы педагогического процесса направлены на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с применением творческого опыта преподавателя, направленного на получение лучшего результата процесса обучения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://psy.wikireading.ru/18877

Дополнительные формы организации педагогического процесса

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е.

в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

Экскурсии

Экскурсия — это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, в поле, на ферму и т.п.

Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями учащихся используются рассказ, беседа, демонстрация и другие методы.

Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников; помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью; способствуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю.

В зависимости от объектов наблюдения экскурсии можно классифицировать как производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.п. По образовательно-воспитательным целям они могут быть обзорными и тематическими. По месту и структуре педагогического процесса — вводными, или предваряющими, текущими (сопровождающими) и итоговыми.

Любой из видов экскурсий не является самоцелью, а входит в общую систему учебно-воспитательной работы, применяется в связи с уроками и другими организационными формами.

Экскурсия — важное звено в целостном педагогическом процессе, поэтому педагог должен заранее определять, при изучении каких тем, рассмотрении каких вопросов она наиболее целесообразна, заранее намечать задачи, план и методы проведения.

Дополнительные занятия и консультации

Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

При отставании в учебе необходимо вскрыть его причины, что и будет определять конкретные формы, методы и приемы работы с учащимися. Это могут быть несформированность умений и навыков учебной работы, утрата интереса к учебному предмету или общее замедленное развитие.

На дополнительных занятиях опытные учителя практикуют различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы.

При этом в одних случаях требуется большее использование наглядности, а в других — словесной конкретизации.

Для удовлетворения познавательного интереса и более глубокого изучения отдельных предметов с отдельными учащимися проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, которые выходят за рамки обязательных программ, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации.

Консультации в школе обычно групповые, что не исключает, конечно, и индивидуальных консультаций.

Нередко практикуется выделение специального дня консультаций, хотя часто в этом нет особой необходимости, поскольку педагоги и учащиеся находятся в постоянном общении и имеют возможность оговорить время проведения консультаций по мере необходимости.

Источник: https://studme.org/174901105517/psihologiya/dopolnitelnye_formy_organizatsii_pedagogicheskogo_protsessa

Формы организации педагогического процесса

  1. Какими преимуществами обладает классно-урочная система обучения по сравнению с другими?

Классно-урочная система является наиболее ранней для нового времени и распространенной в мировой практике. Создателем ее как развернутой системы был Я.А. Коменский, в XVII веке.

Классу и уроку как дидактическим понятиям уже около 400 лет. Классно-урочная система характеризуется такими особенностями. Учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав в период школьного обучения.

Класс работает по единому годовому учебному плану и программам, согласно постоянному расписанию. Основной единицей занятий является урок- Урок обычно посвящен одному учебному предмету, теме. Работой учащихся на уроке руководит учитель.

Он оценивает результаты учебы по своему предмету и в конце учебного года принимает решение о переходе учеников в следующий класс. Учебный год, день, расписание уроков, каникулы — это тоже признаки классно-урочной системы.

Ее достоинства: четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей между собой, воспитание их в учебном процессе, экономичность.

Ее недостатки: трудность в учете индивидуальных особенностей учеников и в организации индивидуальной работы с ними как по содержанию, так и по темам и методам обучения; строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью, замыкает его в школе. Все это толкает педагогов на поиски других систем обучения, вот некоторые из них.

В начале XIX века была система взаимного обучения (белланкастерская): старшие ученики, получившие знание от учителя, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, но давало низкое качество.

По мангеймской системе (20-е годы нашего века, Европа) создавались классы, разные по уровню развития, способностям, подготовке учеников, — слабые, средние и сильные. Отбор в классы определялся результатами экзаменов.

В зависимости от успехов можно было сменить класс, но этого почти не происходило, нескольку система не давала возможности слабым ученикам достигать высокого уровня. Ее элементы сохраняются в некоторых школах Запада.

В настоящее время идут попытки усовершенствования классноурочной и других систем. На Западе в развитие плана Трампа имеются «неградуированные классы»: ученик по одному предмету может учиться по программе 5 класса, а по другому предмету быть в 3 классе.

Имеются проекты и эксперименты по созданию «открытых школ»: обучение проходит в учебных центрах с библиотеками, мастерскими, что ведет к разрушению самого института «школа».

В целом поиски форм обучения идут в направлении индивидуализации, психологизации, технизации обучения.

Как было сказано, урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В отечественной школе урок остается основной формой обучения.

Имеется наиболее употребительная классификация уроков по дидактической цели. Выделены такие типы уроков: урок овладения новыми знаниями; урок формирования и совершенствования умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний; урок повторения, закрепления знаний; контрольно-проверочные уроки; комбинированные уроки, на которых решается несколько дидактических задач.

Данные уроки в чистом виде нечасто приходится видеть, за исключением комбинированного, но классификация помогает все же осознать важные характеристики урока, в частности его структуру. Структура урока — совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей.

Структура зависит также от целей, содержания, методов и средств обучения, уровня подготовки учеников. Типичная структура комбинированного урока такова: организационный момент, проверка домашнего задания, опрос учащихся по пройденному материалу, изучение нового материала, закрепление его и задание на дом.

Это традиционное, достаточно эффективное построение урока, однако, превращаясь в шаблон, снижает уровень обучения. Поэтому ведется поиск путей совершенствования структуры урока.

Ученые исходят из того, что урок имеет дидактический, методический, психологический, гигиенический аспекты. Дидактическая подструктура включает три этапа: актуализацию знаний и способов деятельности, формирование новых знаний и способов познавательных действий и применение полученных знаний, умений. Это дидактическая логика обучения.

Методическая подструктура обязывает планировать конкретные виды деятельности: выполнение упражнений, решение задач, ответы учеников; объяснение материала с применением адекватных методов и средств; решение задач под руководством учителя и самостоятельно.

При создании методического проекта урока учитель исходит из принципа оптимального достижения целей. Вместе с тем надо видеть и технологию урока: создание мотивации, психологического комфорта, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, характер психологических операций усвоения знаний.

Гигиеническая наука тоже предъявляет требования к уроку. Учет всех аспектов урока заставляет учителя искать оптимальную структуру.

В проведении урока важен вопрос об организации учебной деятельности детей. Выделяют три ее формы: фронтальную, индивидуальную, групповую. Первая предполагает совместаиде действия всех учащихся класса под руководством учителя. Вторая означает самостоятельную работу каждого ученика. Эффективной является организация групповой работы на уроке.

Учащиеся работают в группе 4 — 7 человек или в парах, задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Результаты работы групп сообщаются и оцениваются- Состав групп может быть, однородным по подготовке или неоднородным.

Работа в группах стимулирует активность учеников, их взаимодействие, самообучение, создает психологический комфорт, особенно для слабых учеников.

В теории и практике урока важное место занимают вопросы подготовки учителя к уроку, планирования урока и их системы. В решении этих вопросов учитель опирается на знание процесса обучения, предметную методику, педагогическую психологию.

  1. Назовите требования к современному уроку.

Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для опытного учителя. Многое за­висит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, зако­номерностями и принципами учебного процесса.

Среди общих требований, которым должен отвечать каче­ственный современный урок, выделяются следующие: Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе законо­мерностей учебно-воспитательного процесса.. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-вос­питательной деятельности. Эффективное использование педагогических средств. Связь с жизнью, производственной деятельностью, лич­ным опытом учащихся. Формирование практически необходимых знаний, уме­ний, навыков, рациональных приемов мышления и деятель­ности. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

Тщательная диагностика, прогнозирование, проектиро­вание и планирование каждого урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим (или образова­тельным) требованиям относятся: четкое определение образовательных задач каждого урока; рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; внедрение новейших технологий познавательной деятель­ности; рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов; творческий подход к формированию структуры урока; сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет и мастерство проведения урока. Воспитательные требования куроку включают: определение воспитательных возможностей учебного ма­териала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; постановку только тех воспитательных задач, которые ор­ганически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоя­тельности, работоспособности, внимательности, честности, кол­лективизма и др.; внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюде­ние требований педагогического такта, сотрудничество с уча­щимися и заинтересованность в их успехах.

Читайте также:  Система воспитания в «республике шкид» - справочник студента

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим тре­бованиям относятся: формирование и развитие у учащихся положительных мо­тивов учебно-познавательной деятельности, интересов, твор­ческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития и психологических осо­бенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего раз­вития»; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоцио­нальном, социальном развитии учащихся и оперативная пере­стройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

  1. Дайте характеристику дополнительных форм организации учебного процесса.

Кроме урока в отечественной дидактике приняты такие формы обучения: экскурсия, практикум и семинары, факультативные занятия, консультации, дополнительные занятия, домашняя учебная работа, внеклассные и внешкольные занятия (кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, игры, выставки). Охарактеризуем некоторые из них.

Экскурсия — форма обучения, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (завод, учреждение культуры, природа, историко-художествеиные памятники).

В зависимости от дидактической цели и содержания предмета обучения экскурсии: бывают: вводные при изучении нового материала; сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении: изученного; производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие.

Методика проведения экскурсии требует, чтобы учитель профессионально определял цели и содержание экскурсии, планировал состав объектов изучения, формы и методы организации деятельности учащихся, способы фиксирования изучаемых явлений, подведение итогов и ряд организационных вопросов.

Домашняя учебная работа — это самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок. и являющаяся частью цикла обучения. Ее особые функции состоят в развитии умений самостоятельно учиться, определять задачи, и средства работы, планировать учение.

Она развивает мышление, волю, характер ученика. Домашняя работа выполняет функцию подготовки учащихся к непрерывному образованию. Но главное ее назначение состоит в закреплении знаний и умений, полученных на уроке, отработке навыков, усвоение нового материала.

Ученые выделяют такие дидактические условия успешности домашней работы: наличие навыков самостоятельной работы у учащихся, педагогическое руководство и контроль за выполнением домашних заданий.

Последнее требует целесообразного дозирования, ограничения объема домашних заданий, четкой формулировки задач и рекомендаций к выполнению, своевременной проверки и оценки.

Другие формы внеурочных занятий школьников имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они разнообразны и требуют от учителя эрудиции, творческого подхода, пример которого дан ниже.

В школе № 825 г. Москвы проводятся тематические месяцы-комплексы познавательных творческих дел по поводу знаменательной даты (Даниель Дефо, Ломоносов). «Робинзонада-86» 4 — 7 кл.

Класс отправляется в заочную экспедицию в малонаселенный район Земли с задачей «прожить» там месяц и рассказать об этом в школе.

Для подготовки и проведения экспедиции участники изучают материал о данном районе, собирают документы, копии предметов быта, природы, ведут дневники. По «возвращении» экспедиция проводит пресс-конференцию.

Тематический месяц к юбилею Ломоносова — это экскурсии для младших классов. «Что? Где? Когда?» для средних классов.

Старшеклассники провели экспедицию «Москва-Архангельск— Холмогоры—Москва», в результате которой — выставки, отчеты, научно-познавательная конференция.

В рамках месяца и отдельно проводится дидактический театр: создание и постановка пьесы, содержание которой — знания учащихся в определенной области.

Источник: https://magref.ru/formyi-organizatsii-pedagogicheskogo-protsessa/

О формах организации педагогического процесса в дополнительном образовании

  • Секция № 4
  • О формах организации педагогического процесса
  • в дополнительном образовании.
  • Ботнарева Валентина Ивановна,
  • методист МБУ ДО «ДТДиМ»
  • Россия,

Московская обл., г.о. Балашиха,

  1. E-mail: bvi110@ mail.ru
  2. Смотришь в прошлое – сними шляпу,
  3. смотришь в будущее – засучи рукава.
  4. Народная мудрость

Образовательная система – это совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих целостную социально-педагогическую структуру и проявляющаяся постоянно действующими факторами образования.

Одним из факторов является осведомленность педагога в области специфики вида деятельности, трудовых действий, которые представляет стандарт педагога дополнительного образования, теория, методика и конкретная практика действий.

Владелец набора форм, средств, методик, технологий, схем, инструкций, т.е. своеобразных «меню» (перечней) реальных возможностей, обладает осведомленностью и материалом для оперативного пользования в своем деле в рамках «каждого дня».

«Сам себе методист» — в дополнительном образовании не лозунг, а констатация действительности. Методическое оснащение педпроцессов в дополнительном образовании по сравнению с общеобразовательной школой весьма незначительное. Об УМК в его классическом предъявлении речь не идет.

Дополнительное образование декларируется феноменальным, специфичным, но фундаментального описания педагогического процесса в должной системе пока нет.

Порядок оценки готовности человека к педагогической деятельности в секторе дополнительного образования постепенно наполняется критериально.

Методическая составляющая в системе этого оценивания занимает весьма ответственное место.

  Профессиональное самоопределение и самообеспечение методическим портфолио  педагога в дополнительном образовании без доли преувеличения носит доминантный характер.

Главная ось  работы на данном направлении — активизация самопонимания педагога и его размышлений о собственных возможностях, так или иначе определяющих успешность самоопределения и уровня оснащенности профессионала.

Готовность педагога к размышлениям о себе и своей профессии предполагает определенные внутренние противоречия (сопоставления разных внутренних, субъективных позиций и ориентации человека).

Противоречия часто разрешаются ориентированным поиском в частной методике  преподавания вида деятельности и/или образовательной области, а также в практико-ориентированной литературе в областях общей педагогики и дидактики.

Составление «калейдоскопа» возможного есть обоснованный и надежный путь к профессионализму.

В последние годы (и даже десятилетия) все больше усиливается критика традиционных форм организации педагогического процесса. Однако, не уходит из педагогики формат «урока» в общеобразовательной школе и «занятия» в дополнительном образовании.

Меняются средства, возрастает перечень возможного, увеличиваются скорости роста информационной составляющей педпроцесса, меняется собственно позиция педагога: из «субъект – объектной» педагогики велением времени передислоцируемся в «субъект — субъектную» педагогику.

Но «золотые россыпи» форм организации педагогического процесса это, во-первых, россыпи (!), а, во-вторых, они из драгоценного материала, отлиты из успешного опыта предшественников.

Перечень форм при определенном согласовании с текущими современными особенностями не выбивается из строя методической составляющей педпрактики.

Феномен дополнительного образования определяется несколькими очевидными признаками.

Один из таких признаков – это фактическая возможность применения форм из арсенала «нетрадиционных» уроков в школьной практике.

По большому счету едва ли не все формы «нетрадиционных уроков» пришли из «внеклассной работы» и «внешкольных учреждений», а «лекция», «семинар», «зачет», «коллоквиум» и др. – из высшей школы.

Для строгого, исчерпывающего и объективного отбора форм организации педпроцесса ограничения диктуются только спецификой организуемой учебной деятельности.

Собственно содержание «занятия» можно поместить во множество «форм-емкостей» под грифом «формы организации педагогического процесса». Главное условие успеха сугубо философское: соответствие формы и содержания.

Предлагаем алфавитный перечень форм организации педагогического процесса в дополнительном образовании.

Золотые россыпи опытных знатоков и мастеров педдействия.

  • 1.     авторский сборник обучающегося
  • 2.     агитбригада
  • 3.     Академия веселых наук
  • 4.     акция
  • 5.     аттестация выпускная
  • 6.     аттестация по результатам полугодия, года обучения
  • 7.     беседа
  • 8.     брейн-ринг
  • 9.     веселые старты
  • 10.  вечер веселых задач
  • 11.  вечер встречи
  • 12.  вечер выпускной, 
  • 13.  вечер поэтический
  • 14.  вечер разгаданных и неразгаданных тайн…
  • 15.  видеолекторий
  • 16.  викторина
  • 17.  встреча выпускниками творческого объединения
  • 18.  встреча с мастерами
  • 19.  встреча с ветеранами
  • 20.  выставка персональная 
  • 21.  выставка тематическая
  • 22.  выставочный просмотр
  • 23.  выступление концертное
  • 24.  выступление показательное
  • 25.  выступление тематическое
  • 26.  гастроли
  • 27.  город веселых мастеров
  • 28.  гостиная
  • 29.  гулянье (масленица)
  • 30.  дебаты
  • 31.   демонстрация готовности
  • 32.  демонстрация мастерства
  • 33.  демонстрация умений
  • 34.  день дополнительного образования
  • 35.  день клубный
  • 36.  день открытых дверей 
  • 37.  день рождения (варенья)  обучающегося
  • 38.   день рождения коллектива
  • 39.  день самоуправления
  • 40.  десант трудовой
  • 41.  дискуссия
  • 42.  диспут
  • 43.  доклад
  • 44.  живая газета
  • 45.  живой журнал
  • 46.  журнал-эстафета
  • 47.  занятие
  • 48.  зачет
  • 49.  защита выпускной работы
  • 50.  защита проекта
  • 51.  защита реферата
  • 52.  защита УМК (учебно-методического комплекса) инструктора
  • 53.  игра
  • 54.  игра деловая
  • 55.  игра дидактическая
  • 56.  игра подвижная
  • 57.  игра ролевая
  • 58.  игра спортивная
  • 59.  игра-обозрение
  • 60.  инструктаж
  • 61.  инструкторская практика
  • 62.  инсценировка
  • 63.  исследование 
  • 64.  капустник
  • 65.  КВН
  • 66.  класс — концерт
  • 67.  коллективное творческое  планирование
  • 68.  коллоквиум
  • 69.  кольцовка песен
  • 70.  конкурс Интернет навигации по виду деятельности
  • 71.  конкурс на изготовление дидактических материалов
  • 72.  конкурс подарков
  • 73.  конкурс смекалки
  • 74.  конкурс сюрпризов
  • 75.  конкурс тематических кроссвордов
  • 76.  конкурс умельцев
  • 77.  консультация
  • 78.  конференция
  • 79.  концерт – молния
  • 80.  концертная программа
  • 81.  концертный просмотр
  • 82.  круглый стол
  • 83.  лабораторная работа
  • 84.  лекторий
  • 85.  лекторская группа
  • 86.  лекция
  • 87.  летопись
  • 88.  линейка организационная
  • 89.  линейка торжественная
  • 90.  Малая Академия
  • 91.  марафон
  • 92.  марш
  • 93.  марш – бросок
  1. 94.       мастер — класс демонстрационный
  2. 95.       мастер — класс инструктора
  3. 96.       мастер — класс практический
  4. 97.       мастерская (Деда Мороза, сувениров)
  5. 98.       мозговой штурм
  6. 99.       музейная работа
  7. 100.    музейный час
  8. 101.    мониторинг
  9. 102.    награждение торжественное
  10. 103.    научное общество
  11. 104.    неделя вида деятельности
  12. 105.    обзор источников информации
  13. 106.    общение в соцсетях
  14. 107.    огонек
  15. 108.    олимпиада
  16. 109.    опрос
  17. 110.    отчет
  18. 111.    панорама дел
  19. 112.    парад достижений
  20. 113.    парад костюмов
  21. 114.    парад мастеров
  22. 115.    поисковая операция
  23. 116.    портретная галерея выдающихся деятелей образовательной области
  24. 117.    портретная галерея выпускников творческого объединения
  25. 118.    портретная галерея мастеров   вида деятельности
  26. 119.    портфолио достижений
  27. 120.    портфолио роста
  28. 121.    поход
  29. 122.    праздник
  30. 123.    праздник календарный
  31. 124.    праздник личный
  32. 125.    праздник профессиональный
  33. 126.    праздник тематический
  34. 127.    практика социальная
  35. 128.    практикум
  36. 129.    презентация
  37. 130.    пресс-бой
  38. 131.    пресс-конференция
  39. 132.    проект
  40. 133.    профпробы
  41. 134.    путешествие
  42. 135.    путешествие заочное
  43. 136.    рейд
  44. 137.    репетиция
  45. 138.    реферат
  46. 139.    решение задач
  47. 140.    сайт
  48. 141.    сбор
  49. 142.    семинар
  50. 143.    смотр
  51. 144.    смотр коллекций
  52. 145.    собрание
  53. 146.    соревнование
  54. 147.    состязание
  55. 148.    сочинение
  56. 149.    спартакиада
  57. 150.    спектакль
  58. 151.    стенгазета
  59. 152.    студия
  60. 153.    телемост
  61. 154.    телепередача
  62. 155.    тестирование
  63. 156.    тренинг
  64. 157.    тропа учебная
  65. 158.    тропа экологическая
  66. 159.    турнир знатоков
  67. 160.    турнир рыцарский
  68. 161.    турнир-викторина
  69. 162.    урок вежливости
  70. 163.    урок мужества
  71. 164.    урок памяти
  72. 165.    устный журнал
  73. 166.    утренник
  74. 167.    фейерверк достижений
  75. 168.    фестиваль
  76. 169.    форум
  77. 170.    фоторепортаж
  78. 171.    чествование
  79. 172.    школа выживания
  80. 173.    школа мастерства
  81. 174.    шоу
  82. 175.    экскурсия
  83. 176.    экспедиция
  84. 177.    экспозиция
  85. 178.    экспресс-театр
  86. 179.    энциклопедия коллективных творческих дел
  87. 180.    эстафета – «ромашка»
  88. 181.    эстафета – рассказ
  89. 182.    эстафета веселых затей
  90. 183.    эстафета дружбы
  91. 184.    эстафета идей
  92. 185.    эстафета любимых занятий

Работа с перечнем определяется профессиональными предпочтениями педагога. Естественно, нужно выбрать. Процесс отбора регулируют классификаторы.

Первейший из классов: специфика преподаваемого вида деятельности и / или образовательной области.

Далее руководствуемся соотнесением четырех основных понятий образования: образование = обучение + воспитание = развитие. Центральным звеном процесса является развитие личности обучающегося и его социализация в ближайшем и удаленном социуме.

Т.е. обучение воспитывает, воспитание обучает. В совокупности элементов образовательного процесса формируется личность.

Рекомендуемые виды работ по освоению  перечня форм организации педпроцесса.

  • Выбираем из списка известное, увиденное, прожитое. «Я знаю, я умею организовать».
  • Запасаемся определениями и описаниями поименованных форм педпроцесса.
  • Определяем свои предпочтения.
  • Ограничиваем перечень формами применимыми в преподаваемом виде деятельности.
  • Определяем соответствие форм и возрастных особенностей обучающихся.
  • Выбираем аудиторные формы.
  • Выбираем внеаудиторные формы.
  • Определяем по признаку: обучение ведущее звено.
  • Определяем по признаку: воспитание ведущее звено.
  • Определяем по признаку: масштаб действия
  • в учебной группе;
  • в творческом объединении;
  • в учреждении;
  • в городе;
  • на муниципальном уровне и т.д.

Педагог волен по своему усмотрению вносить дополнения по мере обогащения  собственного жизненного и профессионального опыта.

Смысл использования перечня в  повышении уровня осознания готовности к профессиональному труду. Многим удается рассмотреть ориентировочную готовность к анализу педпрактики со стороны её соответствия формы и наполняющего её содержания.

Существенно расширяются импровизационные возможности.

Результаты работы с активизирующим перечнем могут стать основой для построения стратегии освоения калейдоскопа форм организации педагогического процесса в дополнительном образовании.

Источник: https://mdudoddt.edumsko.ru/activity/methodics/post/219246

Классификация форм организации педагогического процесса

Существует несколько классификаций форм организации ПП. Рассмотрим наиболее распространенные — по степени сложности в учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

По степени сложности формы подразделяются на простые, составные и комплексные.

Простые формы построены на минимальном числе методов и средств и, как правило, посвящены одной теме (содержанию).

К ним относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, инструктаж, диспут, культпоход, посещение выставки, дополнительные занятия, «бой эрудитов», шахматный и шашечный турниры, выпуск газеты, линейка и др. Эти формы называют еще первичными, потому что из них образованы составные и комплексные формы. Эти формы знать педагогу крайне важно, так как они лежат в основе творческого подхода к организации ПП.

Составные формы строятся либо на развитии простых, либо на их разнообразных сочетаниях. Это урок, конкурс профмастерства, праздничный вечер, вечер памяти, воскресник, субботник, трудовой десант, конференция, КВН — клуб веселых и находчивых, митинг, слет, собрание и т.д.

В составе каждой из составных форм можно обнаружить исходные простые формы. Например, урок может содержать беседу, лекцию, викторину, инструктаж и др.; в проведение конференции могут входить выпуск бюллетеня, доклады, диспут, выставка.

Если в составные формы входят простые, последние превращаются в методы, т.е. в форме выполняют функцию метода. Так, беседа может быть и самостоятельной формой, и методом в составной форме. Составных форм насчитывается до половины имеющихся.

Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм.

Это дни открытых дверей, дни, посвященные выбранной профессии, физической культуре, дни мира и солидарности, смеха, знаний, защиты детей, поминовения (памяти), науки и производства и др.; недели театра, книги, музыки, предметные недели, спортивные недели и т.д.

; месячники, декадники и даже годы (год ребенка, год грамотности). К ним относятся такие формы, как лектории, турпоходы, слеты, марши, движения (неформалов, за качество, милосердия, шефства и др.).

Комплексные формы не меняют статуса используемых в них других форм. Названия комплексных форм условны и чаще всего связаны с их продолжительностью (дни, недели, месячники, декадники, годы).

Многие формы называются по ведущему виду деятельности (операции, марши, слеты, походы, движения).

Например, в рамках недели книги могут проводиться экскурсии, викторины, лекции, консультации, выставки, концерты, тематические уроки, походы, вечера, субботники, устные журналы, конференции, встречи с писателями и т.д.

В практике образовательных организаций СП О распространен другой классификатор форм — формы учебной деятельности (теоретическое обучение, практическое обучение) и формы вне- учебной деятельности (по интересам, по профилю специальности, профессии). Данные формы представлены в табл. 4.

5. Эти формы в реальной образовательной практике еще называются видами занятий. Так, к видам учебных занятий относят: лекции, контрольные работы, курсовое проектирование, самостоятельную работу. Видами внеучебных занятий являются: кружки, спортивные секции, клубы по интересам и т.д.

Таблица 4.5

Система форм организации целостного ПП

Формы учебной деятельности Формы внеучебной деятельности
Теоретическое обучение Практическое обучение По профилю специальности По интересам
Урок. Лекция. Семинар. Консультация. Лабораторно-практическое занятие. Курсовое проектирование.

  • Зачет.
  • Экзамен.
  • Выпускная квалификационная работа
Урок производственного обучения. Производственная практика. Выпускной квалификационный экзамен.
  1. Факультативы.
  2. Профессиональные
  3. кружки.
  4. Кружки изобретателей.
  5. Научно-технические кружки. Объединения по специальности
Кружки по предметам. Кружки технического творчества. Кружки прикладного творчества. Клубы по направлениям. Кружки художественной самодеятельности. Спортсекции

Источник: https://studref.com/472544/pedagogika/klassifikatsiya_form_organizatsii_pedagogicheskogo_protsessa

Формы организации педагогического процесса

Понятие формы пришло в педагогику из философии. Ранее мы говорили, что из философии взяты понятия цели, принципов, содержания, методов, средств. Традиционное философское понятие формы заключается в определении ее как структуры какого-либо содержания.

Читайте также:  Основные теоремы дифференциального исчисления - справочник студента

Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Способ выражения содержания заключается в его структурировании, расположении, соотнесении частей, дозировке, установлении связей между частями.

Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию.

Говоря языком педагогики, форма объединяет все другие компоненты, составляющие содержание педпроцесса в его философском смысле.

Педагогическая форма — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Педагогической теорией и особенно практикой школ и ПТУ выработано множество форм, с которыми каждый из нас знакомится с детства: урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др. Эти формы легко отличаются друг от друга, несмотря на то, что состоят из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств воспитания учащихся.

В практике можно встретить отождествление понятий «оргформа» и «мероприятие». Особенно это касается внеучебной деятельности учащихся.

Понятие «мероприятие» исходно состоит из двух: «мера» (мерка, мерить, соизмерить, отмерить) и «принимать» (принять, предпринять). Изначальный смысл мероприятия и состоял в том, что оно обозначало дозировку применяемых к воспитаннику мер.

К сожалению, в тоталитарной педагогике этот смысл был выхолощен. Сам термин получил негативный смысловой оттенок как обозначающий формальное действие.

Зарождение форм организации педпроцесса идет от потребностей людей, от накопления опыта их удовлетворения. Когда в обществе возникла потребность в массовой организации познавательного процесса по освоению человеческого опыта потребность в массовом воспитании, образовании и обучении детей, тогда и возник урок.

Именно он стад формой обучения массы детей, да и к тому же дешевой и простой по созданию. Это было в XVII веке. В 20е годы нашего столетия в стране усиленно велась революционная пропаганда и в соответствии с этим возникли агитбригады «синеблузников», политбои, политинформации, агитлистки и др.

Во второй половине 70х годов в нашей стране стали возникать неформальные клубы, дискотеки, «круглые столы», что стало предвестником демократизации и общества в целом, и воспитания подрастающих поколений, в частности. Так исторически можно объяснить причины рождения любой педагогической формы.

Каждая рождалась, развивалась и отмирала в соответствии с особенностями своего времени.

Любопытно также, что процесс формообразования длительный. Урок, например, складывался более ста лет, пока не был описан Я. А. Коменским, и затем уже стал использоваться повсеместно.

Первоначально урок обозначал простое задание воспитаннику, которое он должен был выполнить за определенный срок, Беседа зародилась еще раньше.

Ее основателем считают греческого философа Сократа, жившего в третьем столетии до нашей эры.

Зарождение любой педагогической формы начинается тогда, когда найдена соответствующая деятельность по достижению цели, выражающей потребности. Изучение истории вопроса показало, что практически все названия форм организации педпроцесса имеют глагольное, т. е.

действенное, происхождение. Деятельностная сущность формы несомненна. Так, беседа произошла от действия «беседовать», дискуссия — «дискутировать», урок — «давать задание» и т. д.

Поэтому в литературе и особенно в практике нередко оргформы называют формами деятельности.

Как только форма организации педпроцесса образуется, приобретает «права гражданства», она сама начинает навязывать педагогу и учащемуся определенные действия. Примером может стать тот же урок.

На протяжении последних десятилетий в нашей педагогике развивалось несколько плодотворных идей: программированное, проблемное, развивающее, интенсивное, концентрированное («погружение») обучение. Но внедрить их в практику оказалось делом трудным: мешал урок с его жестко регламентированным временем и местом проведения, определенным составом участников.

Для развивающего обучения он, например, тесен и недемократичен, для программированного — не оснащен, для концентрированного — короток. Та же ситуация сложилась сегодня в училище с введением интегративного урока.

Педагогические формы развивались исторически в зависимости не только от потребностей людей, но и от их экономических возможностей. Урок, лекция — экономически самые дешевые формы организации воспитания и образования.

Государство наше не может финансировать формы индивидуальной или групповой (дифференцированной) организации педагогического процесса. Невозможно даже сократить число учащихся в классе или учебной группе ПТУ.

Пока нет средств.

Форма через цели, принципы, содержание, методы и средства определяет деятельность педагогов и учащихся, их воспитательные отношения. В форме происходит концентрация их усилий по развитию друг друга.

Ведь то, что дается педагогом в беседе, на уроке или экскурсии, учащийся может получить и на улице, дома, через средства массовой информации. Но педагог обрабатывает содержание передаваемого опыта, разъясняет его, доказывает, помогает присвоить и сделать личным опытом учащегося.

И все это за короткое время. Педагогика в оргформе как бы собирает лучшие и педагогически целесообразные элементы, побуждающие учащихся усваивать опыт быстрее, прочнее.

Участвуя в той или иной форме организации педпроцесса, учащиеся и педагог должны тренировать в себе лучшие качества, формировать все больше и больше новых знаний, навыков, умений. Этот процесс осуществляется интенсивнее благодаря форме.

Особое внимание в любой форме следует обратить на складывающиеся воспитательные отношения: чем они богаче, тем больше условий создают для развития педагога и учащегося.

Воспитательные отношения в форме определяются прежде всего тем, какие роли взяли на себя их участники.

Преподаватель, например, может быть организатором, информатором, исполнителем, инструктором, советчиком, демонстратором, консультантом, контролером, стимулирующим руководителем и т. д. При этом его роль будет то ведущей, то ведомой по отношению к учащимся.

Также разные роли по отношению к учителю могут играть и учащиеся (слушатели, исполнители, ассистенты, демонстраторы, лаборанты, консультанты, информаторы, инструкторы и т. д.). Это, во-первых.

Во-вторых, воспитательные отношения в форме зависят от дозировки во времени действий участников. Важно, кто и сколько действует в форме: как продолжительно говорит педагог и ученик, как и сколько они практически действуют. Это определяет их активность и самостоятельность. Необходимо, чтобы тенденция была одна: больше говорить и действовать должен учащийся, а не педагог.

В-третьих, воспитательные отношения во многом зависят от жесткости их проектирования. Предписание, регламентирование, нормирование всех действий учащихся в педпроцессе так же вредно, как и учителя.

Это формализует отношения, лишает их естественности, сковывает развитие. В любой форме, даже в линейке, должны быть заранее запрограммированные действия, а также свободные спонтанные, жестко неуправляемые.

Все дело в их сочетании и опять же дозировке (мере).

На сегодняшний день в практике нашей школы и ПТУ насчитывается свыше тысячи разнообразных форм организации педпроцесса. Без классификатора ими пользоваться трудно.

Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности. Выделяются формы:

  • простые,
  • составные,
  • комплексные.

Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств, как правило, посвящены одной теме (содержанию) или решению одной задачи.

К ним относятся: беседа, экскурсия, викторина, зачет, экзамен, лекция, консультация, инструктаж, диспут, культпоход, дополнительные занятия, «бой эрудитов», шахматный и шашечный турниры, выставка, выпуск газеты, концерт, встречи с интересными людьми, линейка и др. Данных оргформ около одной четвертой части от всех имеющихся.

Эти формы называют еще первичными, потому что из них образованы все составные и комплексные. Знать эти формы педагогу крайне важно, т. к. они лежат в основе творческого подхода к организации педпроцесса.

Составные формы, как правило, строятся либо на развитии простых, либо на их разнообразных сочетаниях. Это урок, конкурс профмастерства, праздничный вечер, вечер памяти, воскресник, субботник, трудовой десант, конференция, КВН — клуб веселых и находчивых, митинг, слет, собрание и др.

Каждую из составных форм можно разобрать по составу и обнаружить в ней исходные простые формы. Например, урок может содержать в себе беседу, лекцию, викторину, инструктаж и т. д.

В проведение конференции может входить выпуск бюллетеня, доклады, диспут, выставка. В случае вхождения в составные формы простых последние превращаются в методы, т. е. начинают в форме выполнять функцию метода.

Беседа, например, может быть и самостоятельной формой, и методом в составной форме.

Составных форм насчитывается до половины от имеющихся.
Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм — это:

  • дни открытых дверей, дни посвящения выбранной профессии, физкультурника, мира и солидарности, смеха, знаний, защиты детей, здоровья, поминовения (памяти), науки и производства и др.;
  • недели театра, книги, музыки, предметные недели, спортивные недели и т. д.:
  • месячники, декадники и даже годы (год ребенка, год грамотности). Сюда относятся такие формы, как лектории, операции, турпоходы, слеты, марши, движения (неформалов, за качество, милосердия, шефства и др.). А также возрождающиеся народные и конфессиональные праздники (у христиан  Рождество, Масленица, Пасха и др.).

Комплексные оргформы не меняют статуса всех других форм, используемых в них. Названия комплексных форм условны и чаще всего связаны с их продолжительностью (дни, недели, месячники, декадники, годы).

Многие формы называются по ведущему виду деятельности (операции, марши, слеты, походы, движения).

В рамках недели книги, например, могут проводиться экскурсии, викторины, лекции, консультации, выставки, концерты, тематические уроки, походы, вечера, субботники, устные журналы, конференции, встречи с писателями и т. д.

В практике школ и ПТУ распространен другой классификатор оргформ — по принадлежности к направлениям содержания воспитания учащихся. В данном случае выделяют формы физического, эстетического, трудового, умственного и нравственного воспитания. При этом к формам умственного воспитания относят формы организации обучения.

Но такое деление очень условно, хотя, к сожалению, и популярно. На самом деле, беседа, вечер, экскурсия — каждая из форм может быть посвящена любой теме, т. е. освоению любого содержания общественного опыта. Кроме того, в отдельно взятой форме могут сочетаться все эти направления.

Разве урок, будучи формой умственного воспитания, не влияет на эстетическое или нравственное становление личности?

В силу особой значимости остановимся на формах организации обучения (таблица 18). Этих форм, к сожалению, до сих пор немного. Урок среди них — основная и ведущая. От него, его темы зависят все другие: дополнительные занятия, консультации, практика, экскурсии, семинары, лекции, зачеты и т. д. Все эти формы находятся между собой в сложном взаимодействии.

В каждой из форм по-разному организуется деятельность учащихся. На основании этого выделяют формы индивидуальной, фронтальной, групповой и коллективной деятельности учащихся. Так принято делить в теории и на практике.

Но нам думается, что гораздо грамотнее, профессиональнее делить формы не по количеству участников, а по характеру связей между ними в процессе деятельности.

По этому основанию можно выделить индивидуализированные формы (когда цели, и пути их достижения разные): консультацию, урок производственного обучения, зачет, экзамен; формы взаимодействия (когда одна цель достигается успехом каждого в отдельности): субботник, спортивные и другие эстафеты, групповые соревнования, смотры, диспуты и др.; кооперативные формы (когда цель достигается путем распределения функций между учащимися): хозрасчетный кооперативный труд учащихся, игры, собрания, сборы и др.

Формы организации педагогического процесса находятся в сложных отношениях с другими его компонентами. В практике педагоги часто сталкиваются с этим.

Прежде всего, следует остановиться на вопросе соотношения формы и содержания. В педагогике содержание воспитания и обучения имеет самостоятельный статус, формируется отдельно.

Содержание как часть опыта поколений отбирается, обрабатывается и фиксируется в форме учебных планов, программ и учебников. Но эти формы не имеют ничего общего с формами организации педагогического процесса.

Оргформа использует содержание целиком, подвергая его дальнейшей обработке и делая доступным конкретным учащимся.

Содержание и форма в каждом конкретном случае должны находиться в полном согласии и единстве. Так, познакомить учащихся ПТУ полнее и нагляднее с современным производством лучше через экскурсию.

Именно она поможет учащимся более предметно разносторонне и в сравнительно короткие сроки составить о нем общее представление.

В свою очередь, чем больше узнают ребята о современном производстве во время посещения, тем богаче их впечатление от экскурсии как формы деятельности.

В педагогической теории и практике содержание воспитания предваряет форму, детерминирует, предопределяет ее. Так, хозрасчетные отношения уже пришли в ПТУ, а адекватных форм их реализации еще нет.

Формы исчезают со снижением интереса к их содержанию. Проведение вечеров отдыха, танцев не удовлетворяли никого изза примитивности и бедности содержания. Они практически перестали проводиться.

На их место пришли дискотеки.

Постепенно по мере развития или свертывания содержания, его морального старения отмирают, укрепляются или модернизируются формы. В то же время и форма как носитель содержания может его либо поддерживать и развивать, либо свертывать, видоизменять и даже сбрасывать. Такие явления приходится часто видеть.

Были факты, когда на своих «огоньках» ребята устраивали встречи с очевидцами трагических событий в стране и за рубежом. Здесь форма явно не соответствовала содержанию, приходила с ним в противоречие. Форма сдерживала развитие содержания, усложняла его передачу учащимся, разрушала восприятие событий.

Форма и содержание могут приходить в противоречие друг с другом и в итоге его разрешения либо взаимно обогащаться, либо сбрасывать друг друга. По этой причине отмирали многие формы организации педагогического процесса или гибло содержание, не поддержанное своевременно найденными формами.

Примером первого могут быть политсуды, литературные суды, которые, несмотря на активное стремление педагогов, так и не возродились ни в 70е годы, ни сейчас.

Примером второго служит неудовлетворительно организованный производительный труд учащихся, до сих пор не нашедший разнообразных и эффективных форм своей реализации, своей технологии.

Таким образом, единство содержания и формы многозначно.

Коротко остановимся на соотношении категорий формы и метода в педагогике. Метод первичен по отношению к форме, он входит в нее как элемент структуры. Но этим их отношения не исчерпываются. Более глубоко понять их помогает явление полифункциональности понятий в педагогике.

Суть его заключается в том, что многие педагогические категории способны в разных условиях выполнять в педагогическом процессе различные категориальные функции. Например, выше мы говорили о том, как форма становится содержанием педагогического процесса. То же наблюдается и в отношении формы и метода, только еще более ярко.

Так, некоторые методы способны при определенных конкретных условиях становиться самостоятельными формами деятельности. Беседа, игра, соревнование, самоуправление могут быть то методами, то формами. Все зависит от того, какую задачу выполняют соответствующие им явления. Организационно-деятельностные игры — это формы организации педагогического процесса.

Игра же, которая используется на уроке, на вечере отдыха, — это педагогический метод. Игра, как форма, естественно, включает в себя игру, как метод.

При анализе практики нами обнаружен и обратный процесс: переход формы в метод. Так, форма чтения литературного источника исторически переросла в метод выразительного чтения текста: форма конфликта переведена А. С.

Макаренко в метод «взрыва»; премии, награждения и их различные формы в конечном итоге были обобщены в метод стимулирования; беседы стали разновидностями метода убеждения.

Интересно, что почти все формы, ставшие методами, сохранили в педагогике за собой и свой прежний статус.

Вопрос о соотношении формы воспитательной работы с другими педагогическими категориями — компонентами педагогического процесса — не только теоретический, но и в значительной степени практический. Педагогу бывает трудно отличить, например, беседу-метод от беседы-формы, как трудно бывает в педагогических явлениях определить причинно-следственные связи и отношения.

Источник: https://psyera.ru/6417/formy-organizacii-pedagogicheskogo-processa

Ссылка на основную публикацию