ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ Р. КЕТТЕЛЛА
v Адекватная теория функционирования и развития личности должна обязательно строиться на строгих методах исследования и точных измерениях. v Ядро структуры личности составляют личностные черты, служащие ее мотивационным конструктом.
v Черты не имеют реального нейрофизиологического статуса и могут быть обнаружены лишь при точном измерении наблюдаемого поведения. Черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время.
По сути, черты личности – это устойчивые модели поведения (реагирования), сформированные путем интеграции различных психических функций.
v Личность – это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека во всех видах социальных ситуаций и общих ситуациях среды. v Предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации: R = f(S, P).
Согласно этой формулы природа специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он делает, или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (Р).
Виды черт личности: 1. Поверхностные черты представляет собой совокупность поведенческих проявлений, на основе которых формируется представление о каком-либо качестве личности, проявляющемся в типичных ситуациях. Они менее стабильны. 2.
Исходные черты лежат в основе поверхностных черт, они более значимы и определяют глубинную качественную характеристику поведенческих проявлений. Могут быть как формируемые социальной средой либо как конституциональные.
Их можно выявить только методом факторного анализа.
Ганс Юрген Айзенк (1916– 1997) Британский учёный-психолог, один из лидеров биологизаторского направления в психологии, создатель факторной теории личности ( «теория типов личности» ), автор популярных тестов по определению уровня интеллекта (IQ), методики EPI. Один из авторов «трёхфазной теории возникновения невроза» — концептуальной модели, описывающей развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций. На основе этой модели были разработаны методы психотерапевтической коррекции личности
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ Р. КЕТТЕЛЛА
v для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более двухтрех суперчерт (которые он называет типами). v Типы представляют собой континуумы, на которых между двумя экстремумами располагаются характеристики индивидов.
Слово «тип» предполагает нормальное распределение значений параметров на континууме, свидетельствующих о выраженности того или иного качества.
v фундаментальными измерениями личности (континуумами) являются нейротизмстабильность и экстраверсия-интроверсия.
Суперчерта (тип) черта Привычка черта Привычк а Специфические реакции Привычка
Стабильный Интроверт Экстраверт Невротичный Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный Легко поддающийся переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, активный, импульсивный, оптимистичный
Источник: https://present5.com/dispozicionalnye-teorii-lichnosti-1-koncepciya-lichnosti-g-olporta/
Диспозициональное направление в изучении личности и его характеристика (теории Р.Кеттела, Г. Айзенка, Г. Олпорта и др.)
План:
-
Понятие диспозиционального направления.
-
Гордон Олпорт.
-
Рэймонд Кеттел.
-
Ганс Айзенк.
Материал взят из Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи.
Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях (то есть черт личности).
То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде.
С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.
Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, личные диспозиции, в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду.
Используя понятие об общих чертах, можно, по Олпорту, осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов.
Олпорт считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.
Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”.
Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства.
Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; наконец, проприативное стремление.
Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”, заключив, в итоге что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:
-
зрелый человек имеет широкие границы “Я”;
-
зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;
-
зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие;
-
зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания;
-
зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;
-
зрелый человек обладает цельной жизненной философией.
Следующий представитель диспозиционального направления – Рэймонд Кеттел. Подход Кеттела основан на использовании точных эмпирических методов исследования. Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Р.
Кеттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта – наиболее важное у Кеттела понятие. Центральным для Кеттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Кеттел считает исходные черты более важными, чем поверхностные.
Динамические черты можно разделить на три группы: аттитьюд, эрг и чувство.
Ещё один представитель диспозиционального направления – Ганс Айзенк. Теория типов личности Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции.
Типы представляют собой множества, в которых между двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Айзенк подчёркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории.
По Айзенку, в основе структуры личности лежат два главных типа (суперчерты): интроверсия – экстраверсия и стабильность – нейротизм. Рассмотрены явные особенности поведения, являющимися результатом комбинаций этих двух типов.
Также рассматривается третья суперчерта: психотизм – сила суперэго При этом Айзенк придаёт большое значение генетическому фактору. Им было разработано несколько вопросников для оценки трёх основных суперчерт.
(Про Кеттела)
Поверхностные черты — исходные черты. Поверхностная черта представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в «неразрывном» единстве.
Например, наблюдаемые проявления неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом и составлять поверхностную черту невротизма. Здесь невротизм подтверждается набором взаимосвязанных видимых элементов, а не какого — то одного из них.
Поскольку поверхностные черты не имеют единой основы и временного постоянства, Кеттел не считает их значимыми для объяснения поведения.
Исходные черты, напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности.
Эти некие объединенные величины или факторы, определяющие, в конечном счете, то постоянство, которое наблюдается в поведении человека.
Исходные черты существуют на «более глубоком» уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.
Айзенк
Источник: https://shpargalum.ru/gosudarstvennyij-ekzamen-po-speczialnosti-psixologiya-lichnosti-(bakalavriat)/obshhaya-psixologiya/dispoziczionalnoe-napravlenie-v-izuchenii-lichnosti-i-ego-xarakteristika.html
Диспозициональный подход к исследованию личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк, Г. Олпорт, П. Коста, Р. МакКрей)
В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи: 1.люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности).
2. нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Кеттел
Личность — система черт. Черта — это некоторая ментальная сущность, отвечающая за согласованность наблюдаемого поведения. Черты бывают исходные и поверхностные.
Исходные черты — реальные внутренние силы личности, лежащие в основе и в дальнейшем определяющие множественные внешние проявления. Поверхностные же черты являются открытыми, видимыми переменными, происходящими на поверхности.
Они — всего лишь продукт взаимодействия исходных черт, поэтому не столь значимы. Исходные :
- — формируемые средой
- — конституциональные (наследственные).
- С модальной точки зрения ученый различает черты: динамические (приводящие к действию в определённом направлении), черты-способности (определяющие эффективность достижения цели) и темпераментальные (связанные с внутренними мотивами личностных реакций).
- Динамические черты: три группы: аттитюды, эрги и чувства.
- Аттитюд — видимое внешнее выражение внутренней динамической структуры, из которой также выделяются эрги и чувства.
Эрг можно назвать конституциональной динамической исходной чертой, что-то схожее с инстинктом или врождённой склонностью. 10 эргов: голод, секс, стадность, родительская протективность, любопытство, бегство (страх), драчливость, приобретательство, самоутверждение и нарциссическая сексуальность.
Чувство — динамическая черта, формируемая под воздействием окружающей среды. Оно имеет сходство с эргой, но является не врождённым, а приобретенным.
Согласно Кеттеллу, чувства имеют тенденцию к организации вокруг значительных объектов культуры, в отношении которых со временем и с приобретением опыта все больше вырабатываются аттитюды. Бывают чувства, связанные с карьерой, спортом, религией, родителями, любимым человеком, а также с собственным «Я».
Взаимосвязь различных уровней динамических черт можно представить в виде динамической решетки.
Она представляет собой мотивационную структуру, в первой части которой отображены эрги (базовые биологические импульсы); в середине — чувства, каждое из которых взаимосвязано с несколькими эргами; в третьей части представлена структура аттитюдов, которые соответствуют линиям определённых действий, относящихся к обозначенным объектам. Каждый аттитюд взаимосвязан с несколькими чувствами, а через них является выражением целого ряда эргов. Чувству «Я» в исследованиях Кеттелла отведено особенное место. Он считает, что это чувство играет важнейшую роль в активности и развитии личности человека. Оно оказывает влияние на удовлетворенность всех чувств и эргов, поэтому является своего рода «главенствующим» чувством.
Изучение развития личности Р. Кеттелл производил как на уровне описания временных изменений её структуры, так и на уровне генетики и измерения влияния окружающей среды.
Для оценки влияния наследственности и среды ученый создал метод MAVA (множественный абстрактный анализ вариаций) Исследовались близнецы и сиблинги (братья или сестры), воспитываемые в одной семье.
Этот метод выявил интересную тенденцию со стороны влияний среды противостоять проявлениям генетических различий — это явление -закон биосоциального насилия.
- Научение:
- — классическое (включает в себя эмоциональные реакции на воздействия окружающей среды),
- — инструментальное (играет значительную роль в построении динамической решетки.),
- — интегральное (предполагает стремление индивидуума к максимизации общего долговременного удовлетворения, при этом выражая отдельные эрги и подавляя или вытесняя остальные).
Значительное влияние на формирование личности оказывают множественные социальные институты. Кэттелл придавал большое значение социокультурным детерминантам поведения.
Наибольшее влияние на личность человека оказывает семья, затем также весьма значимыми для индивидуума институтами являются профессия, школа, группа сверстников, религия, политическая партия, а также нация.
Их влияние протекает одним из трёх способов:
- 1) умышленное намерение создать определённый тип личности;
- 2) ситуационные или экологические факторы приводят к эффектам, не предусмотренным обществом;
- 3) индивид может сам определить для себя необходимость дальнейшего изменения личности вследствие важных мотивов.
Айзенк Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его теории присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение.
В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, присущие этому типу.
И наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических реакций.
Айзенк выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия – экстраверсия и нейротизм – стабильность (иногда этот фактор называют нестабильность – стабильность). Эти два измерения личности ортогональны, то есть они статистически не зависят друг от друга.
Стабильный | Невротичный | |
Интроверт | Спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный | Легко поддающийся переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий |
Экстраверт | Лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный | Ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный |
Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения личности, который он назвал психотизм – сила Сверх-Я. Люди с высокой степенью выраженности этой суперчерты эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Он рассматривает психотизм как личностный континуум, на котором можно расположить всех людей и который более выражен у мужчин, чем у женщин.
Измерение черт личности: «Личностный опросник Айзенка»
Нейрофизиологические основы черт и типов: Айзенк хотел установить нейрофизиологическую основу для каждой из трех суперчерт или типов личности.
Итак, интроверсия-экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации; индивидуальные различия по стабильности – нейротизму отражают силу реакции автономной (лимбическая система) нервной системы на стимулы; основа психотизма- система, продуцирующая андрогены.
Олпорт Личность — это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление.
Олпорт различал понятия характер и темперамент: Слово «характер» традиционно вызывает ассоциацию с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности.
Темперамент, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и физической конституцией), из которого строится личность. Олпорт рассматривает личность как организованное и саморегулирующееся целое.
С точки зрения Олпорта личность подвержена как психологическим, так и биологическим влияниям. Врожденные физические данные, интеллект и темперамент – источники формирования личности. В личности Олпорт считал важным и наследственность, и среду. Он считал, что не одна особенность личности не свободна от наследственных влияний, нона всё влияет также и опыт.
Личность = f (Наследственность) х(Среда). Олпорт обращал большое внимание на проблему общего и индивидуального в личности, обособляя общие черты и личностные черты (диспозиции, от лат. disposition — расположение).
Общие черты — такие универсальные признаки, которые присущи всем людям, но в различной степени, по которым людей можно сравнивать друг с другом, которые можно измерять номотетическими методами.
Личностные диспозиции — такие уникальные индивидуальные особенности поведения, которые устойчиво повторяются у данной личности, но отсутствуют у подавляющего большинства других людей. Олпорт настаивал на диалектическом единстве идиографических и номотетических методов в исследовании личности.
Олпорт разделил диспозиции на:
— кардинальные диспозиции выражают черту настолько всепроникающую и оказывающую столь сильное влияние на поведение человека, что практически в каждом поступке, каждом действии можно проследить её влияние.
Так, например, ярко выраженная авторитарная личность воспринимает мир через призму своих, весьма специфических стереотипов, что проявляется в огромном количестве бытовых ситуаций. Эта диспозиция очень редка. В качестве примеров кардинальных диспозиций Олпорт приводит исторические и вымышленные характеры.
Например, Макиавелли, Дон Жуан или Жанна д'Арк. Весь ход жизни этих людей обнаруживает полное влияние кардинальных диспозиций;
— центральные диспозиции (такие как доброта, приветливость, напористость) проявляются в ограниченном спектре ситуаций. Они наиболее типичны для индивидов. Мы легко можем определить личность по тем или иным чертам, они наиболее характерны и их очень просто выявить. Однако сам Олпорт считал, что их сравнительно немного — от пяти до десяти важных характеристик;
— вторичные диспозиции (например, гомофобия) представляют собой черты, которые наименее заметны, обобщены и согласованны. Менее важные, но регулярно проявляющиеся характеристики.
Данная диспозиция более ограничена в проявлении и, следовательно, имеет меньший диапазон для «обсуждения», описания личности.
Нужно досконально знать человека, чтобы определить его вторичные диспозиции (предпочтения в еде и одежде, например).
Личные диспозиции помогают нам создать полную картину поведения личности, её индивидуальность и своеобразие.
П. Коста и МакКрей
Предложенная на основе исследований П. Коста и Р. Мак-Крея структура личности в 1961 г. получила название Big Five (Большая пятерка) .
- Она состоит из следующих измерений (в скобках приводятся прилагательные, получившие наибольшие нагрузки по факторам):
- — Экстраверсия—интроверсия (общительный, ассертивный, энергичный, активный).
- — Уживчивость (добродушный, сотрудничающий, доверяющий).
- — Конформность (добросовестный, ответственный, дисциплинированный).
- — Эмоциональная стабильность (спокойный, не невротичный, не подавленный).
- — Открытость (интеллектуальный, блестящий, независимомыслящий).
На основе П. м. л. разработан личностный опросник NEO PI-R.
- В настоящее время наиболее дискутируемыми вопросами является воспроизводимость полученных измерений, выяснение причин их универсальности, количество факторов и их содержание, необходимость выделения категорий среднего уровня.
- Проблема состоит в том, что полученные факторы могут отражать не структуру личности, а быть результатом метода.
- На это указывает сходство факторов с измерениями семантического дифференциала.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s51887t3.html
Теории личности
. . .
Диспозициональное направление предполагает, что люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися с течением времени и в различных ситуациях.
Кроме того, подчеркивается, что индивидуумы отличаются друг от друга по своим характерологическим признакам. Гордон Олпорт, первым выдвинувший теорию черт личности, главной задачей психологии считал объяснение уникальности индивидуума.
Личность он рассматривал как динамическую организацию тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.
Олпорт считал черту самой значительной единицей анализа для понимания и изучения личности. В его системе черта личности определяется как предрасположенность к реагированию сходным образом на различные виды стимулов. Говоря кратко, черты личности объясняют устойчивость поведения человека во времени и в различных ситуациях.
Они могут быть классифицированы как кардинальные, центральные и вторичные в зависимости от широты спектра их влияния. Олпорт также выделял общие и индивидуальные склонности.
Первые — это общие черты, по которым можно сопоставить большинство людей в пределах данной культуры, в то время как последние относятся к характеристикам, свойственным какому-либо человеку, и не могут быть критерием для сравнения людей.
Всеобъемлющий конструкт, объединяющий черты личности и дающий направление жизни человека, получил название проприума. Эта концепция обозначает «Я как познаваемое» и включает все аспекты индивидуума, участвующие в создании внутреннего чувства целостности. Другим ключевым моментом в теории Олпорта является концепция функциональной автономии.
Она гласит, что мотивы взрослого человека не связаны с опытом прошлых переживаний, из которых они первоначально возникли. Олпорт выделяет устойчивую функциональную автономию (механизмы обратной связи в нервной системе) и собственно функциональную автономию (приобретенные человеком интересы, оценки, отношения и намерения).
Последняя способствует развитию истинно зрелой личности, характерные особенности которой Олпорт описал весьма подробно.
- Оппозиция Олпорта психоаналитическим и бихевиористским концепциям личности отчетливо просматривается в основных положениях, касающихся человеческой природы. Его теория черт личности отражает:
- — сильную приверженность таким исходным положениям, как рациональность, проактивность и гетеростаз;
- — умеренную приверженность холизму и познаваемости;
- — слабое предпочтение положений свободы и субъективности;
- — среднюю позицию по положениям конституционализма-инвайронментализма и изменяемости-неизменности.
Несмотря на то, что теория черт личности на сегодняшний день не стимулировала почти ни одного эмпирического исследования, прямо поддерживающего ее основные концепции, Олпорт внес довольно интересный эмпирический вклад в персонологическую литературу.
Он отстаивал идеографический подход к изучению личности, направленный на раскрытие уникальности каждого человека.
Одно из таких исследований («Письма Дженни») было приведено для иллюстрации потенциальной значимости личных документов при идентификации уникальной совокупности черт, характерных для данного конкретного индивидуума.
Теории черт личности в последние годы подвергаются критике. Мишель утверждает, что люди в разное время в различных ситуациях проявляют меньше постоянства, нежели это декларируется психологами — сторонниками концепции черт. Он настаивает на том, что поведение определяется в первую очередь ситуационными факторами.
Сторонники же концепции черт выдвинули контраргумент: постоянство можно доказать, но для этого необходимо адекватно измерять наблюдаемое поведение. Согласно заявлению Эпштейна, когда параметры поведения измеряются в целом ряде случаев, тогда мы убеждаемся в том, что черты личности предсказывают устойчивые поведенческие тенденции.
Некоторые персонологи утверждают, что значимые корреляции между чертами личности и поведением можно получить лишь в тех случаях, когда у испытуемых данная черта является выраженной. Было приведено исследование, основанное на выявлении дружелюбия и добросовестности методом самооценки, подтверждающее это мнение.
И наконец, было отмечено, что взаимодействие между чертами личности и ситуационными факторами становится доминирующей точкой зрения в персонологии.
Рассмотрено прикладное значение теории Олпорта в связи с тестом «Изучение ценностей».
Основанный на типах ценностей Шпрангера, этот личностный опросник самооценки определяет сравнительную выраженность шести различных ценностных ориентаций, которые Олпорт считал существенными в объединяющей философии жизни.
Были представлены краткие описания типов людей, чья жизнь определяется преобладающим влиянием теоретических, экономических, эстетических, социальных, политических или религиозных ценностей.
Теоретики факторного анализа Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк использовали сложную статистическую процедуру для выявления черт, лежащих в основе структуры личности.
Факторный анализ представляет собой инструмент для определения степени ковариации среди большого ряда переменных, измеренных у большого числа людей.
Эта процедура была описана как последовательный ряд действий: сбор показателей переменных на большой выборке, создание таблиц взаимодействий между измеренными переменными (корреляционные матрицы), определение нагрузок на каждый фактор и присвоение названий получаемым факторам.
Кеттел рассматривает личность как то, что позволяет нам предсказать действия какого-либо человека в данной ситуации и выражается уравнением R = f (S, P). По мнению Кеттела, черты личности представляют собой гипотетические конструкции, предрасполагающие человека к устойчивому поведению с течением времени и в различных обстоятельствах.
Структуру личности он описывает состоящей из примерно 16 факторов — исходных черт. В свою очередь, исходные черты могут быть разделены на конституциональные и сформированные окружающей средой. Умение, или способность, темперамент и динамические черты представляют собой дополнительные категории квалификаций черт личности в системе Кеттела.
Кеттел различает также общие и уникальные черты.
Для идентификации исходных черт Кеттел использует три типа данных: регистрация жизненных фактов (L-данные), результаты применения опросников самооценки (Q-данные) и объективные тесты (OT-данные). Опросник «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF) был разработан Кеттелом с целью измерения исходных личностных черт по данным самооценки.
Кеттел разработал также некое статистическое руководство, называемое многосторонним абстрактным вариантным анализом для оценки относительной доли участия наследственности и окружающей среды в формировании данной черты. Он считает, что личность на одну треть определяется генетикой и на две трети — влиянием окружения.
И наконец, он изучил, как синтальность или определяющие характеристики групп влияют на индивидуума.
Теория типов личности Айзенка также основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции.
Типы представляют собой континуумы, на которых между двумя экстремумами располагаются характеристики индивидов.
Айзенк подчеркивает, что типы личности не являются дискретными и что большинство людей не подпадает под крайние категории.
Психология bookap
В отличие от Кеттела, Айзенк видит лишь два главных типа (суперчерты), лежащих в основе структуры личности: интроверсия-экстраверсия и стабильность-нейротизм. Рассмотрены явные особенности поведения, являющиеся результатом комбинаций этих двух типов.
Например, люди, являющиеся одновременно интровертами и стабильными, имеют тенденцию контролировать свои поступки, в то время как экстраверты, отличающиеся стабильностью, склонны вести себя беззаботно.
Айзенк утверждает, что индивидуальные различия по этим двум суперчертам, точно так же, как и третий фактор, называемый психотизм — сила суперэго, тесно связаны с нейрофизиологическими особенностями человеческого организма. Айзенк придает генетическому фундаменту черт личности гораздо большее значение, чем Кеттел.
Айзенк разработал несколько опросников для оценки трех основных суперчерт, лежащих в основе его иерархической модели личности. Был описан личностный опросник Айзенка, а также проведенное с его применением исследование, демонстрирующее разницу в поведении между интровертами и экстравертами.
Источник: https://bookap.info/genpsy/terlich2/gl78.shtm
Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк
В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности).
Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта.
В самом деле, суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.
Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Этот вопрос мы уже рассматривали в главе 1, где понятие личности раскрывалось отчасти путем подчеркивания характерных черт, отличающих индивидуумов друг от друга.
Действительно, каждое теоретическое направление в персонологии, чтобы оставаться жизнеспособным на рынке психологической науки, в той или иной мере должно рассматривать проблему различий между индивидуумами.
Многие персонологи придавали особое значение трактовке личности в свете склонностей к чему-либо или тенденций, присущих данному индивидууму. Один из наиболее влиятельных приверженцев диспозиционального направления — Гордон Олпорт — полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности.
Акцентирование Олпортом уникальности личности является, однако, лишь одной стороной его теоретической позиции. Большое внимание уделяется и тому, каким образом на поведение человека влияют когнитивные и мотивационные процессы. Более того, теория Олпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения.
Гуманистичность проявляется в попытке выявить все аспекты человеческого существа, включая потенциал личностного роста, преодоление себя и самореализацию. Индивидуальный подход отражается в стремлении Олпорта понять и предсказать развитие реальной, конкретной личности (Allport, 1968b).
Олпорта можно в значительной мере охарактеризовать как эклектичного теоретика, сочетающего понятия из области философии, религии, литературы и социологии; эти представления включены в описание богатства и сложности человеческой личности.
Отличительной чертой теоретической ориентации Олпорта является его убежденность в том, что поведение человека всегда является результатом той или иной конфигурации личностных черт.Далее в этой главе мы рассмотрим его теорию черт личности.
Некоторые другие персонологи также приняли участие в решении проблемы построения исчерпывающих схем идентификации и измерения основных черт, формирующих ядро личности. Наиболее наглядно это проявилось в концептуальных и эмпирических подходах Ганса Айзенка и Рэймонда Кеттела.
Используя сложную психометрическую технику, известную как факторный анализ,эти теоретики пытались показать, как базисная структура черт личности влияет на наблюдаемые поведенческие реакции индивидуума.
Для Айзенка в личности чрезвычайно важны два основных параметра: интроверсия — экстраверсия и стабильность—нейротизм. Третий параметр, называемый психотизм—сила суперэго, Айзенк также рассматривает в качестве основного параметра в структуре личности.
Кеттел, в отличие от Айзенка, утверждает, что структуру личности определяют по крайней мере 16 основных черт. Он считает также, что для предсказания поведения можно выводить уравнения, основываясь на точных измерениях тех личностных особенностей, которые релевантны данной ситуации.
Кеттел и Айзенк придерживаются научного подхода в построении модели человеческого поведения. Далее в данной главе будут рассмотрены характерные особенности их теорий. Наконец, следует отметить, что далеко не все психологи разделяют диспозициональную точку зрения.
Последние основываются на том, что поведение человека с течением времени и обстоятельств обнаруживает лишь незначительное постоянство личностных проявлений. Мы обратимся к этой точке зрения в разделе главы, посвященном эмпирическому подтверждению теоретических положений. Теперь перейдем к рассмотрению теоретических взглядов Олпорта.
Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности
Биографический очерк
Гордон Уиллард Олпорт (Gordon Willard Allport), младший из четырех братьев, родился в Монтесуме, штат Индиана, в 1897 году.
Вскоре после рождения Гордона его отец, бывший сельским врачом, перевез семью в Огайо, и младший Олпорт получил начальное образование в бесплатных сельских школах Кливленда.
Он описывал атмосферу в своей семье как пронизанную чувствами доверия и привязанности, а также особого уважения к труду в духе протестантизма.
С раннего возраста Олпорт был способным ребенком; он характеризовал себя как социально изолированного индивида, особенно успешного в словесности и плохо подготовленного физически. По настоянию старшего брата Флойда, бывшего в то время аспирантом-психологом в Гарвардском университете, он поступает после окончания школы в тот же университет.
Хотя Олпорт и окончил несколько курсов по психологии в Гарварде, специализировался он все же в экономике и философии. Учась на старших курсах, он участвовал в разработке ряда проектов волонтерской службы.
После окончания учебы в 1919 году Олпорт принял предложение преподавать социологию и английский язык в Роберт-Колледже в Константинополе, Турция.
Со следующего года он получает стипендию младшего научного сотрудника за дипломную научную работу по психологии, представленную по окончании Гарварда.
В 1922 году Олпорту присвоена докторская степень по психологии. Его диссертация, посвященная чертам личности, была первым исследованием такого рода, выполненным в Соединенных Штатах.
В течение следующих двух лет Олпорт занимался исследовательской работой в университетах Берлина и Гамбурга в Германии и в Кембридже в Англии. Вернувшись из Европы, он два года работал преподавателем в Гарвардском университете на факультете социальной этики.
Здесь он вел курс «Личность: ее психологические и социальные аспекты». Это был первый в Соединенных Штатах курс по психологии личности.
В 1926 году Олпорт занял должность ассистента-преподавателя психологии в Дартмутском колледже, где он проработал до 1930 года. Тогда же он получил приглашение из Гарварда на работу в той же должности на факультете социальных отношений.
В 1942 году ему было присвоено звание профессора психологии, и вплоть до самой смерти в 1967 году он продолжал занимать этот пост. За свою продолжительную блистательную карьеру в Гарварде Олпорт оказал влияние на несколько поколений студентов своим популярным курсом лекций.
Он получил также признание как «старейшина американских научных изысканий по проблемам личности».
Олпорт был плодовитым автором. Среди его широко известных публикаций такие, как «Личность: психологическая интерпретация» (1937); «Человек и его религия» (1950); «Становление: основные положения психологии личности» (1955); «Личность и социальные конфликты» (1960); «Стиль и развитие личности» (1961) и «Письма Дженни» (1965).
Он является также соавтором двух широко используемых личностных тестов: «Изучение реакции A-S» (совместно с Ф. X. Олпортом, 1928) и «Изучение ценностей» (в соавторстве с П. Е. Верноном, 1931; переработано Г. Линдсеем в 1951 и повторно в 1960). Полный перечень его трудов можно найти в работе «Человек в психологии» (1968а).
Его автобиография представлена в 5-м томе «Истории психологии в автобиографиях» (Allport, 1967, р. 3-25).
Что такое личность
В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. Он делает вывод, что адекватный синтез существующих определений может быть выражен в фразе: «Человек — это объективная реальность» (Allport, 1937, р. 48).
Данное определение настолько же всеобъемлюще, насколько вместе с тем и неточно. Признавая это, Олпорт пошел несколько дальше в своем заявлении о том, что «личность — это нечто, и она что-то делает. Личность — то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивидуума» (Allport, 1937, р. 48).
Избегая определения личности как сугубо гипотетического понятия, Олпорт утверждал, что это реальная сущность, отнесенная к индивидууму.
Однако остается вопрос: какова природа этого нечто?Олпорт (1937) ответил на этот вопрос, предложив в результате многократных корректировок точное определение личности: «Личность — это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление» (Allport, 1961, р. 28).
Что означает все это? Во-первых, «динамичная организация» предполагает, что поведение человека постоянно эволюционирует и изменяется; согласно теории Олпорта, личность — не статичная сущность, хотя здесь и имеет место некая основополагающая структура, которая объединяет и организует различные элементы личности.
Ссылка на «психофизические системы» напоминает нам, что при рассмотрении и описании личности следует учитывать как элементы «разума», так и элементы «тела». Использование термина «определяет» является логическим следствием психофизической ориентации Олпорта.
По сути дела, смысл этого выражения заключается в том, что личность включает «определяющие тенденции», при появлении соответствующих стимулов дающие импульс поступкам, в которых проявляется истинная природа индивидуума. Слово «характерное» в определении Олпорта лишь отражает первостепенную значимость, придаваемую им уникальности любого человека.
В его персонологической системе нет двух людей, похожих друг на друга. И наконец, под словами «поведение и мышление» подразумеваются все виды человеческой активности. Олпорт полагал, что личность выражает себя тем или иным образом во всех наблюдаемых проявлениях поведения человека.
Приводя это концептуальное определение, Олпорт отмечал, что термины характер и темперамент часто использовались как синонимы личности. Олпорт объяснил, как каждый из них можно легко отличить от собственно личности.
Слово «характер» традиционно вызывает ассоциацию с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности.
Например, когда мы слышим, что у кого-то «хороший характер», то в данном случае речь идет о том, что его личностные качества социально и/или этически желательны. Таким образом, характер и в самом деле есть понятие этическое.
Или, по формулировке Олпорта, характер — это оцененная личность, а личность — это неоцененный характер (Allport, 1961). Следовательно, характер не следует рассматривать как некую обособленную область внутри личности.
Темперамент, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и физической конституцией), из которого строится личность.
Олпорт считал понятие «темперамент» особенно важным при обсуждении наследственных аспектов эмоциональной природы индивидуума (таких, как легкость эмоционального возбуждения, преобладающий фон настроения, колебания настроения и интенсивность эмоций) (Allport, 1961). Представляя собой один из аспектов генетической одаренности личности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности.
Согласно взглядам Олпорта, образно говоря, «из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь». Таким образом, как и во всяком хорошем определении личности, в концепции Олпорта ясно сформулировано, чем она является по сути, а что не имеет к ней никакого отношения.
Источник: https://megaobuchalka.ru/3/15475.html
Диспозициональное направление: теории личностных черт
В статье рассматривается диспозициональное направление в психологии, которое направлено на поиск различий между людьми и их измерение.
Приведен анализ общетеоретических воззрений авторов по проблеме отдельных личностных черт, образующих целостную уникальную личность.
Дискуссионным продолжает оставаться вопрос относительно количества личностных черт, необходимых для наиболее полного описания личности.
Ключевые слова:диспозициональное направление, теория черт, индивидуальность, личностные черты, психология личности
В психологической науке проблема личности и ее отдельных компонентов, является, наверное, одним из самых спорных и противоречивых вопросов, касающихся психики человека и его поведения.
Различные теории личности нашли свое отражение в основных теоретических и экспериментальных подходах, изучающих личность — к ним относятся: психодинамический, аналитический, гуманистический, когнитивный, поведенческий, трансакционный, деятельностный, диспозициональный.
В настоящее время отсутствует общепринятое мнение о том, какой из подходов является наиболее эффективным в объяснении основополагающих факторов, определяющих поведение человека. Каждый из них имеет собственное теоретическое обоснование, представление о структурной организации личности, собственные методы ее изучения.
В данной статье рассматривается диспозициональное направление в психологии, которое, в отличие от других вышеперечисленных подходов, носит, скорее, умозрительный характер, являясь практически ориентированным, и позволяет исследовать личность с помощью использования современных, научно обоснованных методов.
Отличительной особенностью диспозиционального подхода является пристальное внимание к проблеме отдельных личностных черт, которые взаимодействуют между собой и в совокупности образуют целостную уникальную личность. Его основные положения получили развитие в теориях черт [5, с. 451].
Один из основателей данного подхода Г.
Оллпорт определял личность как прижизненно формирующуюся индивидуально своеобразную совокупность личностных черт, которые определяют характерное для данного человека мышление и поведение.
Черта личности в свою очередь представляет собой предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций, что обеспечивает значительное постоянство поведения [3, с. 89].
В подтверждение сказанному Г. Оллпорт приводит следующий пример: Если человек дружелюбен, то он будет таким в основном всегда и со всеми.
Разумеется, следует допускать, что поступки человека иногда могут не соответствовать тем или иным чертам личности, однако это не значит, что этих черт у него нет.
Так, например, пунктуальный, педантичный и сдержанный человек может в одночасье стать раздражительным и небрежным, если он опаздывает на поезд. Приведенные примеры отражают одну из главных особенностей личностных черт — стабильность в отношении различных ситуаций [3, с. 92].
Также автор обозначил ряд других характеристик, которыми обладают личностные черты.
Во-первых, черта личности не дремлет в ожидании внешнего стимула, способного ее пробудить, а является движущей силой, побуждающей людей к такому виду деятельности, в котором данная черта проявится наиболее полно.
Например, если студентка колледжа имеет ярко выраженную предрасположенность к общению, то она не будет находиться в пассивном ожидании вечеринки, чтобы пообщаться. Она будет активно ее искать, таким образом проявляя свою общительность [3, с.96].
Далее черта личности является относительно независимой от других черт. То есть отсутствует резкая граница, которая отделяла бы одну черту от другой.
Безусловно, черта личности имеет центр, вокруг которого разворачивается ее влияние, однако поведение, к которому она приводит, зачастую является результатом совместного взаимодействия сразу нескольких личностных черт.
Таким образом человек несет в себе определенный набор личностных черт, которые перекрывают друг друга и имеют относительную независимость [3, с. 97].
Следующая особенность заключается в возможности эмпирическим путем определить наличие той или иной черты личности. Несмотря на то, что их невозможно увидеть непосредственно, Г.
Оллпорт указывал на возможность подтвердить существование черт посредством таких форм, как наблюдение за поведением человека на протяжении определенного промежутка времени, изучение истории болезни и биографических данных, а также статистические методы, позволяющие установить степень совпадения отдельных реакций на одинаковые (сходные) стимулы [3, с.101].
Также личностные черты можно рассматривать либо по их распространенности в обществе, либо в контексте отдельно взятой личности, у которой они выявлены.
В первом случае речь идет об общих чертах, выраженность которых можно измерить с помощью опросников и которые присущи определенному количеству людей в данной культуре, а во втором — об индивидуальных чертах, которые являются индивидуально — личностными особенностями и уникальны для каждого конкретного человека. По мнению Г.
Оллпорта, именно они наиболее точно отражают его личностную структуру, однако с методической точки зрения их изучение является гораздо более трудной задачей [3, с. 103].
Следует отметить, что Г. Оллпорту принадлежит одно из первых лексикографических исследований личностных черт, в котором посредством анализа словарей английского языка было выявлено более 4000 слов, с помощью которых можно описать различные черты личности [4, с. 248].
Другой представитель данного направления, Р.
Кеттелл, взяв данный список черт за отправную точку, с помощью метода факторного анализа сократил количество личностных черт до 16 основных качеств, или факторов, каждый из которых получил двойное название, исходя из степени его выраженности (например, общительность — замкнутость, подчиненность — доминантность, робость — смелость и др). По его мнению, эти характеристики способны отразить все разнообразие личностей и могут быть обнаружены с помощью точного измерения [6, с. 301].
Личностные черты, согласно Р. Кеттеллу, представляют собой «гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени» [6, с. 309]. Иными словами, черта — это тенденция реагировать определенным способом в разнообразных ситуациях и в разное время.
Так же как и Г. Оллпорт, автор полагает, что черты личности образуют основу личностной структуры и, в конце концов, несут ответственность за поведение человека в конкретной ситуации [6, с. 317].
Видный представитель теории черт, Г. Айзенк, тоже отстаивал идею необходимости точного предсказания поведения человека и считал, что для его изучения и оценки необходимо не более трех основных черт личности [1, с. 29].
Следует отметить, что черта, по мнению автора, так же как и в смежных теориях, представляет собой континуум, на котором распределяются значения с нижним и верхним пределами; например такой параметр как экстраверсия является диапазоном, в котором люди находятся соответственно выраженности данного параметра [1, с. 44].
В своих ранних исследования Г. Айзенк выделял два основных типа: экстраверсия — интроверсия и эмоциональная стабильность — нейротизм.
Экстраверты имеют лидерские задатки, веселы, беззаботны, отзывчивы, разговорчивы и дружелюбны; интроверты, напротив, в большинстве ситуаций проявляют спокойствие и рассудительность, надежны, ведомы, миролюбивы, пассивны и молчаливы.
Люди с высоким уровнем нейротизма, то есть эмоциональной неустойчивостью могут быть агрессивными, тревожными, импульсивными, а люди с эмоциональной стабильностью, наоборот невозмутимы, спокойны, устойчивы к внешним раздражителям.
Более того, возможно сочетание этих типов [1, с. 56].
Так, например, интроверсия в сочетании с эмоциональной устойчивостью отражает такие характеристики, как соблюдение общепринятых норм и правил поведения, заботливость и внимательность. Интроверсия в сочетании с нейротизмом, приводит к беспокойству, пессимизму и замкнутости.
Сочетание экстраверсии и эмоциональной устойчивости отражает тенденцию быть покладистым, заботливым, общительным, оптимистичным и т. д. И напротив, экстраверсия и эмоциональная неустойчивость в сочетании будут проявляться агрессивностью и импульсивностью.
Причем, как указывает автор, не следует разделять этим комбинации на хорошие или плохие, приемлемые или неприемлемые — каждый из типов безусловно имеет как положительные, так и отрицательные стороны [1, с.59].
Несколько позже Г. Айзенк ввел и третий параметр личности — психотизм.
Человек, с высокой выраженностью этой черты склонен к асоциальному поведению, эгоцентричен, отличается конфликтностью, импульсивностью, имеет трудности в межличностном общении и др.
, однако, как указывает автор, все эти перечисленные особенности в большинстве своем проявляются при различных психических заболеваниях [1, с. 64].
Многочисленные дискуссии в рамках диспозиционального направления о том, какое количество черт необходимо для оценки и описания личности, привели к созданию пятифакторной модели личности, которая была предложена П. Костом и Р.
МакКреем и представляет собой нечто среднее в количественном соотношении черт между моделью Г. Айзенка и Р.
Кеттела, включая в себя пять основных личностных черт: экстраверсия, добросовестность, доброжелательность, эмоциональная устойчивость и открытость опыту [2, с. 31].
Экстраверсия отражает такие личностные характеристики, как активность, энергичность общительность, оптимистичность. Добросовестность говорит о пунктуальности, последовательности, надежности, дисциплинированности. Доброжелательность включает в себя альтруистичность, доверие к людям, чуткость, стремление идти на компромисс.
Эмоциональная устойчивость выступает как способность приспосабливаться к жизненным условиям, устойчивость к стрессам и тревоге. И наконец, открытость опыту отражает интерес человека к новой информации, воображение, чувствительность, гибкость ума и т. д.
При этом каждая из характеристик является полярной и несет в себе противоположные качества [2, с. 33].
Как указывает Я. Лаак, компактность пятифакторной модели личности может быть как ее достоинством, так и недостатком. В силу малого количества измерений она не отражает всего многообразия личности, однако весьма универсальна и является наиболее оптимальным решением для обобщенного, но при этом информативного исследования личности [2, с. 44].
Подводя итоги, следует констатировать, что, несмотря на неутихающие до настоящего времени споры и разногласия относительно количества личностных черт, необходимых для наиболее полного описания личности, и их содержательного наполнения, диспозициональное направление является одним из самых видных и наиболее важных направлений в психологической науке.
Сущность приведенных теорий можно свести к положению, которое заключается в том, что человек несет в себе широкий набор предрасположенностей (личностных черт), которые побуждают его реагировать определенным образом в разных ситуациях.
Теории черт, являются практически ориентированными и находят свое отражение во множестве исследований, что указывает на их перспективность.
Литература:
- Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. — М.: Когито — Центр, 2000. — 288 с.
- Лаак Я., Бругман Г. Как измерить человеческую индивидуальность: Оценки и описания. — М.: Университет, 2003. — 112 с.
- Оллпорт Г. Личность в психологии. — СПб.: Ювента, 1998. — 345 с.
- Оллпорт Г. Становление личности. Избранные труды. — М.: Смысл, 2002. — 490 с.
- Холл К., Линдсей Г. Теории личности. — М.: Психотерапия, 2008. — 656 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2014. — 608 с.
Основные термины (генерируются автоматически): черт, черт личности, эмоциональная устойчивость, теория черт, поведение человека, черта личности, целостная уникальная личность, психологическая наука, эмоциональная неустойчивость, личностная структура.
Источник: https://moluch.ru/archive/125/34533/