Диагностика творческого мышления — справочник студента

  • Цель: изучение речевых творческих способностей
  • Тест рассчитан на детей 7-8 лет, умеющих писать и знакомых с понятием родственные, однокоренные слова.
  • Время выполнения заданий: задание №1 — 5 минут· задание №2 — 5 минут· задание №3 – 5 минут· задание №4 – 20 минут·

Общее время выполнения теста 35 минут. Проводится с группой детей.

Детям предлагаются следующие задания:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Задание №1. Записать за 5 минут как можно больше слов таким образом, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего. Продолжить словарный ряд: Адрес, салют, тюльпан…….

Задание №2.Составить и написать как можно больше слов из букв слова Пилка (ориентированность, группировка, водопровод и др.)

Задание №3. Подобрать и написать как можно больше слов, родственных слову снег (лес, туча, дождь, стол, стул и др.)

Задание №4. Составить и написать окончание сказки: «Жил-был врач в сельской местности. Был у него дом, а собаки не было. Однажды он ушел на вызов к больному, а вместо собаки оставил чернильницу. А тут как раз решил залезть в его дом вор…..

» ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАДАНИЙ ТЕСТА: В первом, втором и третьем заданиях подсчитывается количество верно написанных слов. Например, во втором задании необходимо следить, чтобы буквы из слова пилка не использовались в одном слове дважды и чтобы дети составили реально существующие слова.

В четвертом задании ответ ребенка оценивается в пятибалльной шкале. 1 балл – ребенок отказался от выполнения задания. 2 балла – не написано ни одного целого предложения. Написанное представляет набор словосочетаний или отдельных слов. 3 балла – написано хотя бы одно целое, законченное предложение.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Развитие эмоций и их значение в жизни человека - справочник студента

Оценим за полчаса!

4 балла – написано хотя бы два законченных предложения. Предложения связаны логикой и единым замыслом.5 баллов – написанная ребенком сказка имеет конец. Ясно выражена идея произведения, можно выделить кульминацию и вывод.

Количество слов в первых трех заданиях и оценку по четвертому заданию складываем и получаем суммарный балл по тесту. Определить его значение можно по следующейтаблице: Диагностика творческого мышления - Справочник студента

  1. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ
  2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ»
  3. Цель:позволяет получить информацию о соответствующем познавательном процессе, а именно определения понятий (в данном случае в отличие от исследования мышления обращается внимание на владение словом ври выражении мысли, а не на саму мысль)
  4. В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:
  5. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
  6. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объ­единять, бить, тупой.
  7. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
  8. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, вкладывать, толкать, режущий.
  9. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
  10. Перед началом диагностики ребенку предлагается следую­щая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово например «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться.

За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек.

Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Замечания.

1. Дети могут сами читать стимульные слова, если они умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспери­ментатор сам читает ребенку слова.

2. Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его.

Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.

3. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При совершенно неточном определении — 0 баллов.

Оценка результатов.Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0.

В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора.

При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

Выводы об уровне развития:

10-8 баллов хороший уровень
7-4 баллов средний уровень
3-0 баллов низкий уровень

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/759.html

Творческое мышление и метод его диагностики

Особенности творческого мышления.Относительность разделения видов мышления на образное и понятийное (конкретное и абстрактное). Пример с сечениями конуса. Понятие творческого мышления, его особенности и условия продуктивности.

Факторы, способствующие и препятствующие творческому мышлению человека. Понятие интеллекта. Трехмерная модель интеллекта по Дж.Гилфорду. Тесты интеллекта. Коэффициент интеллекта.

Устойчивость и изменчивость показателей интеллектуального развития, неоднозначность их связи с профессиональными успехами человека.

Диагностика творческого мышления - Справочник студента

Сущность понятия — творческое мышление:

Во — первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.

Во — вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.

В — третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.

В — четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей.

Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.

Диагностика творческого мышления – процессы, направленные на измерение показателей творческого мышления человека и формулирование на их основе состояния творческого мышления человека.

БЕГЛОСТЬ отражает способность к порождению большого числа словесно сформулированных идей и измеряется числом данных ответов, соответствующих требованиям теста. Беглость может отличаться в разных тестах и в разных заданиях одного теста и характеризует одно из проявлений продуктивности мышления.

Поскольку продуктивность сильно связана с другими показателями творческого мышления, высокий уровень ее показателя позволяет предполагать и более высокий уровень креативности в целом. Чем большее число альтернатив выдвигается и рассмат­ривается в процессе поиска решения, тем выше вероятность не только решения проблемы, но и выбора наилучшего решения.

Показатель ГИБКОСТИ оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения.

Полезно оценивать этот показатель в отношении к беглости, т.к. один и тот же показатель разнообразия может наблюдаться при неодинаковом количестве выдвинутых идей.

Эти стороны мышления достаточно независимы друг от друга, хотя беглость представляет собой верхнюю границу для гибкости.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, банальных или твердо установленных.

Те, кто получают высокие баллы по оригинальности, обычно характеризуются высокой интеллекту­альной активностью и неконформностью.

Они способны делать большие умственные «скачки» или «срезать углы» при поиске решения, но это не означает импульсивности, т.к. оригиналь­ность решений предполагает способность тормозить появление очевидных и тривиальных ответов.

Показатель РАЗРАБОТАННОСТИ, детализации идей используется для оценки фигурных тестов, но многие исследова­тели считают его довольно полезным и при использовании вербальных тестов. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.

При диагностике творческого мышления необходимо иссле­довать способности учащихся в разных видах мыслительной деятельности: наглядно-образной и словесной (вербальной).

В первом случае могут использоваться фигурные формы тестов Поля Торренса, Во втором – необходимо использовать другой вид тестов, в которых и задания, и ответы выражаются в словесной форме, вербальный тест творческого мышления «Необычное использование».

Методы изучения мышления.

Метод наблюдения. На первый взгляд этот метод не имеет отношения к изучению мышления. Однако это не так. Наблюдая за действиями человека в различных естественных ситуациях, за его мимикой и пантомимикой в процессе решения задачи, за особенностями его взаимодействия с другими людьми, можно многое узнать и о мышлении.

Например, наблюдая за учебной деятельностью школьника в домашних условиях, можно зафиксировать, насколько регулярно он решает предложенные ему задачи, сколько времени затрачивает на решение, каковы результаты его усилий.

Результаты такого рода наблюдений могут быть основанием для суждений об отношении ребенка к учебе, влияющем на решение конкретных задач, об организованности его мыслительной деятельности, о степени сформированности отдельных умственных навыков.

Наблюдая за игровой деятельностью дошкольника, можно констатировать, каков тип игр, используемых ребенком, и высказать предположение о степени развития его образного мышления.

Метод эксперимента нашел достаточно широкое применение в исследованиях мышления.

Он обеспечивает активное воспроизведение изучаемого явления в специальных условиях, что позволяет более четко выявлять факторы, влияющие на развертывание мыслителительного процесса, повторять условия изучения и тем самым накапливать статистические данные, варьировать условия и тем самым выявлять причинно-следственные отношения.

Примером могут служить образование искусственных понятий (в различных модификациях), а также опыты, связанные с использованием подсказки при решении мыслительных задач на догадку. Эксперимент бывает естественный и лабораторный.

По существу, естественным экспериментом является ситуация введения новых методов обучения, ситуация использования новых приборов в научном исследовании. При всем разнообразии эти ситуации имеют одну общую особенность: в них создаются условия для существенного изменения мыслительной деятельности. Своеобразными вариантами естественного эксперимента являются болезнь, нарушение работы мозга, которые вносят существенные изменения в мыслительную деятельность человека.

С помощью метода тестов выявляются те или иные особенности мышления (интеллекта). Первые развернутые тестовые испытания относились именно к интеллекту. Не только тесты определения способностей, но и тесты успешности, и проективные тесты могут использоваться в изучении мышления.

Читайте также:  Ян амос коменский – основоположник классической педагогики - справочник студента

Это происходит потому, что, во-первых, мышление всегда личностно обусловлено, а во-вторых, мыслительные операции как образного, так и понятийного уровня всегда включены в выполнение заданий проективного типа. Напротив, задачи «на мышление» часто используются для выявления личностных особенностей испытуемых.

Тестологические исследования мышления получили широкое распространение в дифференциальной психологии.



Источник: https://infopedia.su/3x6dcb.html

Исследовательская работа "Диагностика творческого мышления"

  • Районная научно-практическая конференция школьников
  • «Первые шаги в науку»
  • Направление: Психология
  • Название работы: Диагностика творческого мышления .
  • Автор работы: Лысенко Диана Юрьевна
  • ученица 10 класса
  • Место выполнения работы: п. Аршан Булг
  • Муниципальное образовательное
  • Учреждение «Целинная средняя школа

им. К. Эрендженова»

Руководитель: Чудаева Т.В., педагог-психолог

2013

Содержание.

  1. Введение.

  2. Понятие творческого мышления.

  3. Диагностические исследования творческого мышления учащихся.

  4. Заключение.

  5. Список использованной литературы.

  6. Приложения.

Творчество-это процесс, присущий деятельности человека. В той или иной степени творчество доступно каждому. Ребенок, строящий свой первый дом из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть названы творцами.

Творческое мышление – один из феноменов, выделяющих человека из мира животных.

Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания.

Творческое осмысление является одним из способов познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Тема работы «Диагностика творческого мышления» выбрана не случайно. Обращение к данной теме вызвано существенными причинами. Дело в том, что современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования.

В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной.

Для того чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

Способность человека к творческому мышлению, а значит, к творчеству называют креативностью. Креативный человек более успешен во всем – от простого общения до профессиональной деятельности. Креативность помогает человеку находить оригинальные решения сложных проблем, как организационно- бытовых, так и научно-технических, помогает создать яркие художественные произведения.

  1. Креативность является серьезным фактором – движущей силой развития личности, она обеспечивает такие качества человека, как уверенность в себе, открытость новому опыту, критичность и самостоятельность восприятия и мышления.
  2. Этим определяется актуальность избранной темы.
  3. Цель работы:
  4. — теоретический анализ проблем творческого мышления на основе изучения литературы по данной теме;
  5. — практический анализ проблем творческого мышления на основе проведения психологического диагностического исследования.
  6. Задачи исследования:
  7. выявление творческого мышления учащихся;
  8. — ознакомление с результатами исследования учащихся, учителей, родителей;
  9. — выработка практических рекомендаций по развитию творческого мышления.
  10. Методы исследования:
  11. — теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование.
  12. — психодиагностический метод исследования.
  1. Понятие творческого мышления.

С давних времен умы ученых и философов занимает вопрос «Как возможно творческое мышление?». Этой проблемой занимались еще античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель) выдвигая весьма прогрессивные для того времени идеи.

Интересна , например, идея Платона, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания.

Аналогично этому, и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания.

Творчество (креативность) – это трудное для определения слово. Мы говорим «это творчество», если человек сделал нечто такое, что можно назвать необычным, но в то же время значимым и полезным.

«Творчество – создание новых по замыслу, культурных или материальных ценностей» — толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.

Творческое мышление:

  1. Пластично, т.е. творческие люди предлагают множество решений и в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;

  2. Подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения;

  3. Оригинально, оно порождает неожиданное, небанальные, непривычные решения.

Творцом , так же как и интеллектуалам, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас.

«Творческие способности не создаются , а высвобождаются» .

Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений.

  • Творческая одаренность и творческая продуктивность характеризуется несколько иными параметрами:
  • — богатство мысли (количество новых идей в единицу времени);
  • — гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую);
  • — оригинальность;
  • — любознательность;
  • — способность к разработке гипотезы;
  • — фантастичность – оторванность ответа от реальности при наличии определенной логической связи стимула и реакции.
  • Гилфорд отмечает 6 параметров творческого мышления.
  1. Способность к обнаружению и постановке проблем.

  2. Способность к генерированию большого количества идей.

  3. Способность к продуцированию разнообразных идей.

  4. Оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения.

  5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

  6. Способность решать нестандартные проблемы, проявляя гибкость – увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование.

Способность человека к творческому мышлению, а значит к творчеству, называют креативностью.

Креативность – (от лат.Greatio –созидание) – способность индивида к нестандартному, творческому мышлению, чувствительность индивида к проблемам и поиску путей их решения, способность к гибкому мышлению и выдвижению новых идей.

Креативность может рассматриваться как внутренний ресурс человека, проявляющийся в любом виде деятельности и позволяющий человеку выходить за рамки общепринятых представлений о сути вещей, создавая новые.

Креативность – те самые творческие способности человека . которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, характеризовать или личность в целом, или продуктивность ее деятельности.

Понятие «креативность» приобрело значение к началу 50-х годов .В 1950 г. Пионер в области креативности Дж. Гилфорд предложил психологам сосредоточить свое внимание на изучение способности к творчеству.

Д. Гилфорд указал на принципиальное, различия между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией.

Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множество условий найти единственно верное решение.

Дивергентное мышление определяется как тип мышления, идущего в различных направлениях. Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

В творческой активности важную роль играют особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи.

Способности к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый.

В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи,а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневного до научно-технических и т.д.). Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать творческой.

Творческим обычно называют человека , совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства. Т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.

Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека. Однако опубликованные вскоре результаты представляют данные, свидетельствующие об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптированы.

Дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников.

Дети с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем творческого мышления часто попадают в категорию «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, «странные фантазеры», не понятны ни учителями, ни сверстниками.

Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

Действительно человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Творческий человек самостоятельно ставит проблемы и автономно их решает.

В ходе проведения многочисленных исследований, посвященных диагностике и развитию творческого мышления, исследователи замечали, что препятствием к проявлению креативности могут выступать страх оказаться «белой вороной», моральные запреты, однообразие решаемых задач.

Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но также от внутренней и внешней мотивации. Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание).

III. Диагностические исследования творческого мышления учащихся.

  1. Для диагностики уровня творческого мышления был использован тест Торренса (завершение рисунка ). Диагностика невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление), известно как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса».

Условия проведения.

Тест может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. При проведение теста необходимо учитывать , что творчество проявляется в полной мере только в благоприятных условиях.

Неблагоприятное функциональное состояние, сложные условия проведения. Недостаточно доброжелательная атмосфера тестирования резко понижает результаты. При этом не нужно сообщать о том, что тестируется творческое мышление.

Время тестирования по возможности не ограничивают.

В тесте Торренса используется несколько показателей креативности, наиболее показательные из них – оригинальность, непохожесть созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых. Другими словами оригинальность понимается как статистическая редкость ответа. Следует помнить , что двух идентичных изображения не бывает и, соответственно, говорить следует о редкости типа рисунков.

В своей работе мы используем показатель креативности – оригинальность и сопоставили уровень творческого мышления с успеваемостью.

Условия теста.

На листке нарисованы незаконченные фигурки, если к ним добавишь дополнительные линии. У тебя получится интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую другой придумать не сможет. Сделай ее полной и интересной. Добавляй к ней новые идеи.

  1. Рисунки в приложении №1.
  2. Результаты исследования.
  3. Количество испытуемых : учащиеся 5-11 классов, в количестве 16 человек. Из них 8 учеников с хорошей успеваемостью
  4. Показатель творческого мышления и успеваемости учащихся.
  5. Показатель по тесту Торренса (оригинальность)
  6. успеваемость
  7. 25 % — высокий
  8. 25% — удовлетворительная
  9. 75% — хорошая
  10. 35 %- средний
  11. 50% — удовлетворительная
  12. 50% — хорошая
  13. 40% — низкий
  14. 75% — удовлетворительная
  15. 25% — хорошая
  1. Опросник «Чувства новизны». ( приложение №2)

После проведения опроса по методике «Чувства новизны» было выявлен, что у 59% учащихся уровень развития умения и стремления к познанию близок к среднему уровню развития. У остальных ребят. А это 41% от опрошенных. Уровень развития умения и стремления к познанию разделился следующим образом: у 19% -низкий, у 22% на относительно высоком уровне.

IV. Заключение.

Подводя итог работы, можно сказать, что цели и задачи, поставленные мной в начале работы, достигнуты.

Обработка диагностического исследования творческого мышления показывают, что показатель творческого мышления и качество обучения не связаны в жесткой взаимозависимости.

Учащиеся, обладающие высоким уровнем успеваемости, не всегда имеют высокий уровень мышления. Они хорошо знают школьный материал, стремятся к школьным успехам, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, крайне переживают неудачи.

Учащиеся с удовлетворительной успеваемостью и высоким уровнем творческого мышления плохо приспосабливаются к школьным требованиям.

По результатам диагностического исследования выработала рекомендации по совершенствованию процесса формирования творческого мышления учащихся.

  1. Быть любознательным в самых разных областях :

  2. Постоянно задавать вопросы о чем-либо и обо всем.

  3. Выдвигать большое количество различных идей или решений проблем: часто предлагать необычные, нестандартные, оригинальные ответы.

  4. Свободно и независимо выражать свое мнение, в споре быть упорным и настойчивым.

  5. Иногда необходимо рисковать, быть предприимчивым и решительным.

  6. Предпочитать задания, связанные с «игрой ума»; фантазировать, обладать воображением («интересно, что произойдет, если…»); манипулировать идеями (изменять, тщательно разрабатывать их); заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.

  7. Обладать тонким чувством юмора и видеть смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.

  8. Развивать чувство прекрасного; уделять эстетическим характеристикам вещей и явлений.

  9. Иметь собственное мнение и быть способным его отстаивать; не бояться быть не похожим на других.

V. Список использованной литературы.

  1. Немов Р.С. «Психология»1-3 том .М. Изд. Центр 2 Владос » 2005 г.

  2. Овчаренко Р.В. Практическая психология в школе ,М. «Сфера» 2005г.

  3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка, М.2003 г.

  4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога 1-2 том, М. «Владос» 2001г.

  5. Римская Р практическая психология. М. «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2003 г.

  6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум. Ростов-на-Дону «Феникс», 2003 г.

  7. Школьный психолог .издательский дом «Первое сентября». М.2008г.

Опросник «чувства новизны»

Выберите тот ответ, который соответствовал бы вашему поступку в предложенных ниже ситуациях .

  1. Среди предложенных на уроках внеклассного чтения заданий я выбираю:

  • А) оригинальное 2
  • В)трудное 1
  • Г) простое 0
  • 2. Если бы я выбирал сочинение , то выбрал бы для него название:
  • А) красивое 1
  • Б) точное 0
  • Г) необычное 2
  • 3. Когда я пишу сочинение, то:
  • А) подбираю слова как можно проще 0
  • Б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха 1
  • В) стараюсь употребить новые, оригинальные для меня слова. 2
  • 4.Мне хочется, чтобы на уроках литературы:
  • А) все работали 1
  • Б) было весело 0
  • В) было много нового 2
  • 5. Для меня при общении во время совместной работы на уроке главное:
  • А) хорошее отношение товарищей 0
  • Б) возможность узнать новое 2
  • В) взаимопомощь 1

6. Если я был учителем литературы, то..

  1. А) стремился бы к тому, чтобы все мои ученики получали хорошие оценки и были довольны 0
  2. Б)придумывал бы новые уроки и задания 2
  3. В)старался бы хорошо провести урок 1
  4. 7. Из трех предложенных книг я бы выбрал бы:
  5. А) приключенческий роман 0
  6. Б) научно-популярную книгу 1
  7. В) фантастический роман о космосе 2
  8. 8. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:
  9. А) наиболее удобный маршрут 0
  10. Б) неизвестный маршрут 2
  11. В) маршрут, который хвалили мои друзья 1
Читайте также:  Дифракция фраунгофера на щели, на прямоугольном и круглом отверстиях - справочник студента

Источник: https://infourok.ru/issledovatelskaya_rabota_diagnostika_tvorcheskogo_myshleniya-463925.htm

Методы и методики изучения творческого мышления

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические основы проблемы исследования творческого мышления………………………………………………………………………………………………………5

1.1 Основные научно-теоретические подходы к проблеме иследования творческого мышления…………………………………………………………………………………..5

1.2 Особенности развития творческого мышления у детей 9-10 лет………………9

Глава 2 Эмперическое исследование творческого мышления детей 9-10 лет………………………………………………………………………………………………………………..13

2.1 Методики диагностики творческого мышления ………………………………………13

2.2 Результаты диагностики творческого мышления……………………………….16

Заключение…………………………………………………………………………………………………..21

Список используемой литературы…………………………………………………………………23

Приложение…………………………………………………………………………………………………25

Введение

    В настоящее время проблема творчества очень актуальна. Исследованием данной проблемы занимались многие психологи, однако до сих пор до конца неизученным остаётся феномен творчества.

Долгое время творческое мышление оценивалось с точки зрения развития интеллектуального мышления в целом. В частности многие исследователи считали, что чем выше интеллект человека, тем выше его творческие способности.

В процессе развития психологии творчества эта теория нашла опровержение. Творческое мышление на данном этапе остаётся малоизученной проблемой.

    Тем не менее, в свете введения Федерального образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) перед педагогами стала цель развития творческой личности школьников. Это требование в свою очередь ставит перед школой проблему мониторинга диагностики и оценивания процесса развития творческого мышления.

    Проблеме экспериментального изучения творческого мышления так же в психолого-педагогической литературе посвящено много работ. Изучением данной проблемы занимались такие учёные, как Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Л. Терстоун,С. Медник, Б. Саймон, М. Уоллах и др.

    Однако, не смотря на разработанность проблемы, методические приёмы диагностики и развития творческого мышления детей 9-10 лет не достаточно представлены в психолого-педагогической литературе. Данное противоречие определило проблему исследования: каковы методы исследования и развития творческого мышления детей 9-10 лет?

    Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что творческое мышление детей 9-10 лет возможно диагностировать с помощью экспериментальных методик. Это не гипотеза! Гипотеза может быть следующей: Уровень творческого мышления у детей 9-10 лет….

    Цель исследования— исследовать уровень развития творческого мышления детей 9-10 лет.

     Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить методики исследования творческого мышления детей 9-10 лет.

3. Подобрать и опробировать диагностический инструментарий исследования творческого мышления детей 9-10 лет.

4. Сделать выводы по результатам исследования.

  •     Предмет исследования — особенности творческого мышления детей 9-10 лет.
  •     Объектом исследования — творческое мышление как психический процесс.
  •     Практическая значимость исследования…
  •     Методы исследования: ….
  • Структура работы:  курсовая работа состоит из введения, теоретической части, практической части,  заключения и списка литературы.
  • Глава 1 Теоретические основы проблемы исследования творческого мышления
  • Основные научно-теоретические подходы к проблеме иследования творческого мышления

    Родоначальником эмпирического подхода к изучению творческого мышления был Ф. Гальтон Совместно с Ч. Пирсоном он заложил основы психометрии и психодиагностики творческого мышления.

А первыми, кто применили психометрический метод для исследования творческого мышления, были Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Психологами был проведён ряд исследований, посвящённый изучению взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов.

Творческое мышление данными учёными понималось к дивергентное. В результате эмпирических исследований Гилфорда и Торренса появилась теория о наличии положительной корреляции между уровнем интеллектуального развития и творческого мышления.

Между тем, отмечено, что у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, встречается низкий уровень развития творческого мышления.

    Однако, согласно исследованиям, при низком интелекте высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась.

Торренс основываясь на этом факте предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 – 120 баллов интеллект и творческое мышление неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 – творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами [2].

    Однако их теория была опровергнута исследованиями Гетцельса и Джексона, которые доказали, что корреляция между показателями интеллекта и творческого мышления отсутствует.

    Более поздними исследованиями М. Воллаха и Н. Когана, также применившими тестовый метод, приводятся данные о том, что соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю [9].

    Таким образом, творческое мышление не связано с уровнем развития интеллекта [7].

    На протяжение развития психологии различными авторами разрабатывались различные модели творческого мышления.

Так, в гештальт-психологии были определены критерии творческого мышления: не быть ограниченным, ослепленным привычками; не повторять просто и раболепно то, чему вас учили; не действовать механически; не занимать частичную позицию; не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры; не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.

    А. Маслоу ставил творческое мышление в один ряд с 15тью существенными чертами самоактуализирующейся личности. Согласно утверждениям Маслоу, присутствие остальных 14 факторов свидетельствует о развитом творческом мышлении.

  1.     Гилфорд же в своих исследованиях  выделяет 4 основные качества, присущие творческому мышлению: оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне; семантическая гибкость (способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике) образная адаптивная гибкость (способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны); семантическая спонтанная гибкость, (способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей).
  2.     Позже Гилфорд выделяет 6 параметров креативности:
  3. · способность к обнаружению и постановке проблем;
  4. · способность к генерированию большого числа идей;
  5. · гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
  6. · оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
  7. · способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

· способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.

  •     По Стернбергу творческое мышление характерезуют способность идти на разумный риск; готовность преодолевать препятствия; толерантность к неопределенности и готовность противостоять мнению окружающих.
  •     В свою очередь А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:
  • ñ независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
  • ñ открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
  • ñ высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
  • ñ развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
  •     Советский психолог Пономарев предположил, что творческое мышление сопряжено с двумя личностными качествами: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе (поскольку Пономарев считает, что мышление изначально логично, он рассматривал творческий продукт мышления как побочный) [7].

    Мак-Киннон в своих исследованиях так же выделяет  список отличительных черт творческого мышления в числе которых способность более плодотворно оперировать противоречивой информацией.

В частности автор подчёркивает, что  сознательная настроенность человека на возможное допущение противоречия в собственном представлении мира убавляет порог восприятия неосознанного, в результате чего данные подсознательного преобразования информации оказываются более легкодоступными пониманию.

    Так образом, не существует единого определения творческого мышления.

Методы и методики изучения творческого мышления

Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1158;

Источник: https://studopedia.net/5_50367_metodi-i-metodiki-izucheniya-tvorcheskogo-mishleniya.html

Специфика творческого мышления (стр. 1 из 9)

Курсовая работа

  • Специфика творческого мышления Содержание
  • Введение ……………………………………………………………2
  • Глава I
  • Специфика творческого мышления и педагогические

концепции его развития …………………………………………………5

1.1. Творческое мышление как разновидность мышления человека в современной науке ………………………………………………………………….5

1.2. Интерпретация как форма художественной деятельности

  1. личности ……………………………………………………………………………22
  2. Выводы ………………………………………………………………………27
  3. Глава II
  4. Развитие креативности средствами интерпретации ………28

2.1. Организация экспериментального исследования ……………………28

2.2. Диагностика творческого мышления студентов-филологов ……….32

2.3. Развитие творческого мышления студентов-филологов в

процессе интерпретации художественного произведения ………………………35

Выводы ………………………………………………………………………45 Заключение ………………………………………………………………………..45

  • Библиографический список ………………………………………………47
  • Приложение
  • Введение
  • На современном этапе развития высшего образования происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения.

Современная действительность выдвигает особые требования, как к содержанию литературного образования, так и к формам, способам, методам обучения. Чтобы развивать творческое мышление студентов-филологов, необходимо обратить внимание на такие формы работы на семинарах, которые были бы направлены на формирование способностей к самостоятельному постижению смысла художественного произведения.

  1. Целью исследования является создание модели развития креативности студентов в процессе интерпретирования художественного произведения.
  2. Объект исследования – динамика развития творческого мышления
  3. Предмет исследования – принципы, формы и методы, направленные на развитие творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретирования драматических произведений.
  4. Гипотеза исследования:
  5. Процесс развития творческого мышления студентов-филологов будет протекать более эффективно, если:
  6. — теоретико-литературные и историко-культурные знания обобщены и творчески применяются в интерпретационной деятельности студентов-филологов;
  7. — система заданий рассчитана на развитие творческого потенциала студентов в процессе интерпретирования художественного произведения, она позволяет сочетать субъективно-интуитивный и рационально-логический пути постижения художественного текста;

— в ходе интерпретирования будет реализован исследовательский и дивергентный методы, последний направлен на развитие у студента умения выходить в процессе решения учебно-творческих задач за рамки сложившихся стереотипов на различных уровнях рассмотрения художественного произведения. Это, в свою очередь, способствует активизации творческого мышления и его непосредственному развитию.

  • Задачи исследования:
  • 1. рассмотреть современные концепции творчества и творческого мышления и выявить наиболее эффективные подходы к развитию креативности;
  • 2. изучить состояние проблемы интерпретации художественного произведения в философии, литературоведении, в методике преподавания литературы, разработать методику развития креативности студентов в процессе интерпретации художественного произведения;

3. провести эмпирическое исследование, описать результаты, сделать выводы.

Теоретико-методологическую основу составили:

— принцип единства теории и практики;

— концепции креативности Дж. Гилфорда, Э.П. Торранса;

  1. — идеи эстетической герменевтики об интерпретации литературных произведений;
  2. — исследования крупнейших учёных, в которых обозначены основные детерминанты творческого мышления;
  3. В процессе работы были использованы различные методы исследования:
  4. — аналитический;
  5. — эмпирический: наблюдение, эксперимент;
  6. — методы математической обработки результатов эксперимента.
  7. Теоретическая значимость исследования:
  8. — разработана модель развития творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретирования художественного произведения;
  9. — доказана положительная роль интерпретации в процессе развития творческого мышления;
  10. — разработана и экспериментально проверена эффективность методики, направленной на развитие креативности студентов-филологов.
  11. Практическая значимость работы:
  12. — обозначены конкретные направления оптимизации процесса развития творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретации художественного произведения;
  13. — результаты исследования могут быть использованы при составлении авторских программ, пособий и рекомендаций.
  14. Базой исследования явился филологический факультет Ставропольского государственного университета, в качестве испытуемых выступали студенты 3 курса специальности «Филология».
  15. Структура работы:
  16. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
  17. Во введении даются методологические обоснования работе.
  18. В первой главе рассматривается специфика творческого мышления и педагогические концепции его развития, а также интерпретация как форма художественной деятельности личности.
  19. Вторая глава содержит педагогический эксперимент по рассмотрению динамики развития творческого мышления посредством интерпретирования.
  20. В заключении даётся обоснование целесообразности проведения подобного рода эксперимента.
  21. Приложение содержит сводные данные, таблицы, тесты, которые были использованы для диагностики необходимых параметров и критериев.
  22. Глава I
  23. Специфика творческого мышления и педагогические концепции его развития
  24. На сегодняшний день проблема творчества тщательно изучена в педагогике и психологии, поэтому, рассмотрение интерпретации проблем креативности в отечественной и зарубежной психологии целесообразно вынести в Приложение (13).

1.1. Творческое мышление как разновидность мышления

человека в современной науке

Для педагогики и системы образования принципиальное значение имеет развитие творческого мышления современного специалиста-педагога как ведущего субъекта культуры в деле социального и духовного воспроизводства общества.

Основной дидактической проблемой, встающей перед преподавателем при организации образовательного процесса в вузе, выступает обучение приемам и навыкам творческой деятельности, что предполагает наличие специального инструментария.

Большие возможности в этом плане заложены в гуманитарном цикле предметов профессиональной подготовки студентов педвуза, которые по своему содержанию и построению направлены на формирование понятийно-образно-практической структуры творческого мышления студентов.

Среди существующих технологий и форм подготовки в качестве наиболее продуктивных в деле развития творческого мышления студентов выступают проблемно-поисковые, исследовательские и коллективно-групповые технологии подготовки.

Большие возможности в деле развития творческого мышления несёт в себе широкое и раннее применение исследовательской деятельности студентов.

Она обеспечивает подготовку творчески мыслящих специалистов, имеющих навыки научной деятельности, самостоятельного анализа возможностей использования достижений науки и передового опыта, навыки практического участия в работе научных коллективов.

Мышление как процесс интеллектуальной деятельности имеет сложное строение, зависящее от множества факторов, учитывая которые, необходимо развивать творческую составляющую интеллектуальных способностей.

Индивидуальные достижения, в том числе и творческие, определяются уровнем общего интеллекта, т.е. высокий интеллект является необходимым условием для творческих достижений, но не достаточным, достижение творческого предела будет зависеть от ряда других качеств личности (мотивации, компетентности, работоспособности).

Для развития творческого мышления необходимо, но не достаточно высокое интеллектуальное развитие, определённый объём знаний, уровень интеллектуальных способностей, наследственные и врождённые задатки.

Следовательно, направленность обучения на развитие интеллектуальных способностей, увеличение объёма знаний (полученных максимально самостоятельно) является необходимой задачей преподавателя высшей школы.

Исследование творческого мышления – достаточно сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития творческого мышления, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного и т.п. Сложность проблемы заключается в том, что внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию. Поэтому, несмотря на многовековую историю изучения, творческое мышление остаётся недостаточно исследованным.

Подробно рассмотрим творческое мышление, определим его особенности.

В настоящее время наблюдается высокий темп развития науки и техники, создания думающих машин, на которые перекладываются всё более сложные функции, подающиеся формализации. Это освобождает человека для творческой деятельности.

В соответствии с этим резко возрастают требования к творческому мышлению, которое позволяет человеку ставить новые проблемы, новые решения в условиях неопределенности, множества выборов, делать открытия, не вытекающие непосредственно из уже имеющихся знаний.

Эта сторона мыслительной деятельности имеет свои специфические особенности, без знания которых нельзя повысить её эффективность.

Источник: https://mirznanii.com/a/175970/spetsifika-tvorcheskogo-myshleniya

Ссылка на основную публикацию