Декларация прав ребенка — справочник студента

Права ребенка зафиксированы не только в отечественном законодательстве. Они официально установлены и признаны международными документами. В качестве основных из них выступают Конвенция и Декларация прав ребенка.

Декларация прав ребенка - Справочник студента

Основные положения

В соответствии с международными документами, ребенком признается гражданин, которому нет 18 лет. Государство принимает на себя обязанность по защите детей. Ребенок имеет право на:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  1. Равенство.
  2. Семью.
  3. Образование.
  4. Государственную заботу и защиту, если ее нет (постоянно либо временно) от родителей.
  5. Свободу выражения мыслей.
  6. Собственное мнение.
  7. Гражданство и имя.
  8. Получение информации.
  9. Защиту от жестокого обращения и насилия.
  10. Медицинское обслуживание.
  11. Досуг и отдых.
  12. Дополнительную государственную поддержку при наличии особых потребностей.

Нормативная база

На национальном и международном уровнях принято большое количество специальных актов. В 1989 году была принята Конвенция. Она состоит из 54 статей.

Все положения, включенные в нее, распространяются без исключения на всех детей. В России в качестве основного нормативного документа выступает ФЗ № 124. Его положения устанавливают гарантии прав ребенка в РФ.

Они приняты в соответствии с международными актами.

Декларация прав ребенка - Справочник студента

Женевская Декларация прав ребенка

Впервые она была принята в 1924 году. Ее содержание сводилось к описанию пяти положений, обеспечивавших защиту детей от торговли, проституции и рабства. Первая Декларация ООН о правах ребенка стала серьезным прорывом в международном законодательстве. Однако необходима была несколько иная защита несовершеннолетних.

Принципы Декларации прав ребенка были доработаны. Новая редакция была принята в 1959 году. В этом документе основные гарантии были зафиксированы в расширенном варианте. Разработчиками была определена ответственность тех, кто обязан обеспечивать, воспитывать, учить несовершеннолетних, но не делает этого.

Международная Декларация прав ребенка излагает, таким образом, обязательства взрослых перед детьми.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Эффект холла - справочник студента

Оценим за полчаса!

Декларация прав ребенка - Справочник студента

Преамбула

В этой части провозглашаются основания, по которым принимается Всеобщая Декларация прав ребенка. Этот документ базируется на:

  1. Утверждении народами Объединенных Наций в своем Уставе веры в ценность и достоинство личности.
  2. Решимости содействовать общественному развитию и улучшению качества жизни при большей степени свободы.
  3. Декларации о правах человека, в которой установлено равенство людей вне зависимости от их пола, религии, цвета кожи, расы, политических и прочих убеждений, социального или национального происхождения, имущественного положения и иных обстоятельств.
  4. Том факте, что ребенку вследствие его умственной и физической незрелости требуется социальная забота и охрана, надлежащая правовая защита и до и после рождения. Эта необходимость была зафиксирована в акте от 1924 года и признана в других документах международных организаций и специализированных учреждений, занимающихся вопросами, касающимися благополучия детей.
  5. Утверждении, что ребенок должен получать лучшее, что имеет человечество.

Равенство

Декларация прав ребенка распространяет свое действие на всех детей. Положения документа должны признаваться за всеми несовершеннолетними без исключений и каких-либо различий либо дискриминации по признаку пола, религии, цвета кожи, языка, социального/национального происхождения, рождения, имущественного положения и прочего обстоятельства, относящегося к самому малолетнему или к семье.

Декларация прав ребенка - Справочник студента

Защита

Декларация прав ребенка утверждает необходимость обеспечения специальной охраны законами и прочими средствами.

Для несовершеннолетних должны быть созданы благоприятные условия и предоставлены возможности, позволяющие развиваться нравственно, умственно, духовно, физически, здоровым в социальном отношении.

Этот процесс должен идти нормальным путем в условиях достоинства и свободы. В ходе принятия законодательных актов для реализации этих задач главным должно быть намерение наилучшего обеспечения интересов несовершеннолетних.

Декларация прав ребенка - Справочник студента

Социализация и блага

Декларация устанавливает требование о том, что с рождения человек должен иметь право на гражданство и имя. Несовершеннолетнему необходимо предоставлять блага социального обеспечения. Ребенку принадлежит право на здоровое развитие и рост.

Для этого специальная охрана и уход (дородовой и послеродовой в том числе) должны обеспечиваться и ему, и его матери. Несовершеннолетнему принадлежит право на надлежащее жилище, питание, медицинское обслуживание и развлечение.

Декларация прав ребенка устанавливает требование о том, что неполноценным в социальном, психическом, физическом отношении гражданам до 18 лет должен обеспечиваться специальный уход, забота и образование, необходимые ввиду особенностей состояния.

Гармоничное развитие

Несовершеннолетний нуждается в понимании и любви. В тех случаях, когда это возможно, ребенок должен расти под ответственностью и на попечении родителей в атмосфере любви, материальной и моральной обеспеченности.

Малолетний не может быть, кроме ситуаций с исключительными обстоятельствами, разлучен со своей матерью. На публичных структурах власти и обществе лежит обязанность обеспечивать особую заботу детям, не имеющим семьи и достаточных средств для существования.

Желательно, чтобы законодательства государств прописывали предоставление многодетным семьям пособия на поддержку несовершеннолетних.

Декларация прав ребенка - Справочник студента

Образование

Декларация прав ребенка устанавливает обязанность государств обеспечить бесплатное и обязательное обучение, по крайней мере, на начальных этапах.

Несовершеннолетний должен получить образование, которое будет способствовать его культурному развитию, совершенствованию его личного суждения и способностей, сознанию социальной и моральной ответственности, становлению полезным для общества.

Руководящим суждением для лиц, на которых лежит обязанность за обучение, должно быть наилучшее обеспечение интересов детей. Эта ответственность в первую очередь налагается на родителей.

Несовершеннолетнему должна обеспечиваться полная возможность развлечений и игр, которые были бы ориентированы на цели, преследуемые обучением. Способствовать реализации права на образование должны органы власти и общество.

Охрана

Дети должны быть при любых обстоятельствах в числе тех, кто первыми получает помощь и защиту. Несовершеннолетних необходимо оградить от всех форм жестокости, небрежного отношения и эксплуатации. Ребенок не может быть объектом торговли ни в каком ее виде.

Малолетнего не допускается принимать на работу до достижения им установленного возрастного минимума.

Ответственные лица не вправе поручать ребенку занятие или трудовую деятельность, вредные для его образования и здоровья, препятствующие нравственному, умственному и физическому его развитию.

Декларация прав ребенка - Справочник студента

Заключение

Преступления против подростков и детей совершаются повсеместно. Эта проблема стоит перед мировым сообществом в числе первых.

Декларация провозглашает требование оградить детей от практики, в рамках которой может поощряться религиозная, расовая или иная форма дискриминации. Несовершеннолетнего надлежит воспитывать в духе терпимости, взаимопонимания, международной дружбы и братства.

Ребенок должен пребывать в полном сознании того, что его способности и энергия должны быть посвящены служению на пользу общества. Все лучшее, что присутствует на планете, принадлежит детям, равно как и взрослым.

Оно не может быть отнято у несовершеннолетних ни по чьей прихоти. Взрослые несут полную ответственность за обеспечение защиты, заботу, воспитание, материальное содержание, здоровое развитие детей.

Источник: https://www.syl.ru/article/218468/new_vsemirnaya-deklaratsiya-prav-rebenka-kratkoe-soderjanie

Всеобщая Декларация прав ребенка: экземпляры разных годов и их содержание

Права ребенка — это права взрослого человека, которые применяются по отношению к лицам, не достигшим совершеннолетия. По российскому законодательству, все свободы и права человека гарантируются государством с момента появления на свет. Родители не могут запрещать своим чадам ходить в детский сад, а также поступать в колледжи, университеты, институты.

При желании малыши от восьми лет могут самостоятельно создавать общественные объединения. Речь идет о любых организациях кроме политических и религиозных. По закону ребенок имеет право на охрану здоровья, обучение, занятость, отдых. В этой статье подробно рассмотрена декларация прав ребенка. Что это, и для чего она нужна?

Женевская декларация

Декларация прав ребенка - Справочник студента

Он состоял из пяти главных принципов. Они касались защиты прав несовершеннолетних. Организация, которая приняла эту декларацию, выступала против детского труда и рабства. Согласно документу, категорически запрещались любые попытки торговли людьми, а также проституция несовершеннолетних.

Документ помогал защищать права малышей. Ассамблея в то время призывала всех членов данной организации руководствоваться основными положениями документа. Это давало уникальную возможность защитить людей, которым еще не исполнилось восемнадцать лет. Таким образом была создана возможность улучшения благосостояния несовершеннолетних.

С момента создания и по сей день оригинал Женевской декларации хранится в городском архиве Женевы. На этом документе имеются подписи делегатов Ассамблеи. Речь идет о создательнице столь важной бумаги Эглантин Джебб, а также других известных личностях — Януше Корчаке, Гюставе Адора.

История документа начинается еще в далеком 1919 году. В Лондоне создательница декларации вместе со своей сестрой основала британскую организацию «Спасите детей». Именно она и стала первой в своем роде организацией международного Фонда Безопасности несовершеннолетних.

Основной ее целью было создание мощного международного альянса по защите малышей, которым еще не исполнилось восемнадцать лет. Планировалось, чтобы он имел свои представительства даже в наиболее отдаленных уголках земного шара.

Примерно через полгода в Швеции была основана первая в данной стране организация по защите и спасению малышей, которая имела название «Рада-Барнэн». Над ее созданием трудились многие известные общественные деятели. Позднее, через один год, в швейцарском городе Женева был основан «Международный союз спасения детей».

Через три года была принята декларация по защите детей, разработанная Джебб Эглантин. Она была рассмотрена «Международным союзом спасения детей». А вот в ноябре 1924 года этот документ был официально одобрен и утвержден Пятой Ассамблеей Лиги Наций в городе Женева.

Экземпляр 1924 года

Нужно обратить внимание, что международный документ имеет пять основных принципов, они следующие:

  • Декларация прав ребенка - Справочник студентанесовершеннолетний, который не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, может рассчитывать на помощь других людей. Если он испытывает сильный голод, то он обязательно должен быть накормлен. Больному своевременно оказывается медицинская помощь. Ребенок, который ошибся, должен быть поправлен. А вот осиротевший или бездомный малыш обязательно должен получить приют и поддержку в непростой период своей жизни. Он должен получать помощь в тяжелое время. Имеет право расти в атмосфере тепла, любви и взаимопонимания. Его следует защитить от различных форм эксплуатации. Он должен воспитываться в сознании, что его наилучшие качества помогут другим людям;
  • каждый ребенок может рассчитывать на предоставление средств, необходимых ему для нормального развития. В данном случае речь идет о том, что помогает развиваться не только физически, но и духовно.

Экземпляр 1959 года, одобренный ООН

Декларация прав ребенка - Справочник студентаВ Организации Объединенных Наций с самого начала ее существования и основания в 1945 году дети, их главные права и благополучие всегда были в центре внимания. Первым актом Генеральной Ассамблеи было создание Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Он по сей день считается одним из наиболее важных составляющих механизмов помощи детям со всего мира. Через три года после основания организации в принятой Всеобщей Декларации прав человека было отмечено, что малыши должны быть объектом особой помощи.

В 1959 году существующий документ был дополнен и доработан. Впоследствии приняли его новый вариант. В нем были зафиксированы все права ребенка в полном объеме. Особое внимание необходимо уделить основному положению Декларации. В нем идет речь о том, что человечество обязано дать детям все самое лучшее, что оно имеет. Эта бумага провозглашает десять социальных и правовых принципов.

Они касаются защиты и благополучия несовершеннолетних на международном уровне. В этом документе впервые было отмечено, что забота о детях и их защите считается основной обязанностью каждой молодой семьи. Иногда это может быть задачей отдельного государства. Все человечество должно прилагать все усилия для того, чтобы заботиться о защите прав несовершеннолетних.

Люди, которые трудились над разработкой документа, определили ответственность лиц, которые должны обеспечивать, учить и воспитывать несовершеннолетних, но по каким-либо причинам не делают этого.

Последние изменения в 1989 году

Декларация прав ребенка - Справочник студентаК двадцатилетию принятия Декларации ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В связи с этим был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых имелось предложение о рассмотрении в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка.

Работа над данным текстом продолжалась на протяжении десяти лет. Была окончена в 1989 году через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка.

Этот документ содержит пятьдесят четыре статьи. Они учитывают все основные моменты, связанные с жизнью и положением несовершеннолетних в обществе. Данная конвенция не только помогает развиваться, но и конкретизирует положения Декларации.

Краткое содержание 10 принципов Женевской декларации

В Декларации были изложены десять основных принципов, отражающих главные обязанности взрослых перед несовершеннолетними детьми:

Декларация прав ребенка - Справочник студента

  1. каждый ребенок имеет права, которые абсолютно идентичны с правами сверстников. Они ни в коем случае не могут быть ущемлены, занижены или вовсе отменены;
  2. дети, которым еще не исполнилось восемнадцать лет, имеют право на собственное достоинство и возможность развиваться не только нравственно, но и духовно, физически;
  3. государство обязано заботиться о гражданах, проживающих на его территории. В данном случае речь идет о детях, которые еще не стали совершеннолетними. В обязанности родителей входит следующее: они должны дать всем своим детям имена;
  4. малыши могут рассчитывать на государственную медицинскую поддержку и социальный уход. Это должно быть предоставлено матери детей. Особенно, когда она беременна или нуждается в государственной поддержке после родов. Каждый несовершеннолетний ребенок может рассчитывать на жилье и питание. Очень подробно данный документ рассматривает школьный возраст. Помимо этого, разъясняется необходимость постоянного контроля состояния детей, особенно из неблагоприятных, проблемных семей;
  5. неполноценные (психически или физически) дети обязательно должны быть окружены заботой и вниманием;
  6. несовершеннолетние граждане могут претендовать на любовь со стороны родителей и государства, так как это является их правом;
  7. каждый ребенок может рассчитывать на совершенно бесплатное обучение. Дети имеют право играть и развиваться. Мать и отец обязательно должны учить их ответственности и полезности своему обществу;
  8. права каждого малыша определяются как первостепенные в возможности получить необходимую помощь;
  9. декларация защищает всех детей от жестокого обращения и эксплуатации. Несовершеннолетний ребенок ни в коем случае не должен привлекаться к выполнению работ, которые могут навредить его развитию и эмоциональной стабильности. Еще стоит обратить внимание, что к детям категорически запрещено применять физическую силу;
  10. каждый малыш имеет право на мирную жизнь. В ней взрослые люди, в особенности, родители, должны учить его заботе и взаимопониманию.
Читайте также:  Теория erg к. альдерфера - справочник студента

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

  • Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:
  • +7 (499) 288-73-46;
    8 (800) 600-36-19
  • Это быстро и бесплатно!

Нарушение и ответственность

На территории Российской Федерации действует порядок защиты прав детей, которым еще не исполнилось восемнадцать лет. Это позволяет предотвратить нарушение действующего законодательства. Существуют отделы полиции по делам несовершеннолетних.

Еще в нашей стране есть территориальные комиссии. Данные организации взаимодействуют друг с другом. Они предпринимают определенные меры профилактики в отношении малолетних. В большинстве случаев нарушителями выступает не только семья, но и дошкольное учреждение, школа.

Они могут унижать, оскорблять, избивать детей, а также часто заставляют их делать всю грязную работу.

Государством предусмотрена защита прав детей от деспотизма, произвола взрослых. Речь идет не только о проблемных родителях, но и о воспитателях, учителях, преподавателях.

Не каждый знает о том, что существует ответственность за нарушение прав детей. Она бывает административной и даже уголовной.

Если ребенок пожалуется представителям органов опеки или полиции, то на тревожный сигнал обязательно отреагируют государственные органы, которые призваны защищать несовершеннолетних граждан нашей страны. Если будут выявлены факты, подтверждающие неправомерные действия, то на нарушителя будет заведено уголовное дело.

Источник: https://prozakon.guru/semejnoe-pravo/zashhita-prav/deklaratsiya-rebenka.html

Декларация прав ребенка

Развитие международных отношений в современном мире позволяет говорить о том, отношения внутри каждого государства, касающиеся сферы человеческих прав, стали объектом международно-правового регулирования.

Это регулирование затрагивает многие новые аспекты этих отношений, и государства берут на себя конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод человека, что в свою очередь, способствует обеспечению стабильности и устойчивости правопорядка.

В мире часто и повсеместно совершаются преступления против детей и подростков. Однако проблема отдельного рассмотрения прав ребенка возникла сравнительно недавно. Как известно, ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцати лет.

Демократические движения за реформы в XIX веке оказали свое влияние на общество, вследствие которого многие государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей. В тот период, однако, права детей рассматривались, в основном, в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Декларация прав ребенка - Справочник студента

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Первый официальный процесс по урегулированию прав ребенка прошел в Австралии в конце XIX в. После этого аналогичные суды начали свою деятельность в Канаде и США. Однако судебной системе требовалась некая юридическая основа, такой документ, по которому можно выносить соответствующие решения и постановления.

В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка, которая стала первым международным документом по правам ребенка.

Само слово «декларация» в переводе с латинского языка означает провозглашение. Такой документ представлен в виде рекомендаций и не имеет обязательной силы, но в нем утверждены основные принципы и программные положения.

Краткое содержание Декларации 1924 года сводилось к описанию пяти главных принципов, которые берегли детей от рабства, проституции и торговли. Это был существенный прорыв в мировом законодательстве, но требовалась и иная защита для несовершеннолетних.

В ООН с самого начала ее работы в 1945 году дети, их права и благополучие всегда находились в центре внимания. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который и сегодня является главным механизмом международной помощи детям.

В 1948 году в принятой Всеобщей Декларации прав человека было отмечено, что дети должны быть объектом особой помощи. В 1959 году существующий женевский документ был доработан и принят его новый вариант. В новой Декларации права ребенка были зафиксированы в более полном объеме.

Основное положение принятой Декларации заключалось в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Документ провозглашал 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на международном уровне.

Впервые отмечалось, что забота о детях и их защите являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите прав детей.

Разработчики Декларации определили ответственность лиц, которые должны обеспечивать, учить, воспитывать несовершеннолетних, но не делают этого. 10 принципов отражают главные обязанности взрослых перед детьми.

Декларация прав ребенка - Справочник студента

1-й принцип. Все дети имеют равные со своими сверстниками права, которые не могут быть ущемлены, занижены или отменены вовсе.

2-й принцип. Каждый ребенок имеет право на собственное достоинство и возможность развиваться нравственно, физически, духовно.

3-й принцип. Государство обязано обеспечить проживающих на его территории детей гражданством, а родители обязаны дать им имя.

4-й принцип. Дети имеют право на социальный уход и медицинскую поддержку, которые должны быть предоставлены его матери во время беременности и послеродовый период. Каждый ребенок имеет право на жилье и питание. Весьма подробно Декларация характеризует школьный возраст. Кроме того, разъясняется необходимость постоянного контроля за состоянием детей, особенно из неблагоприятных семей.

5-й принцип. Неполноценные (физически или психически) дети должны быть обеспечены особой заботой и вниманием.

6-й принцип. Каждый ребенок имеет право на любовь со стороны родителей и государства, чьим гражданином он является.

7-й принцип. Всем детям предоставляется бесплатное обучение. Они имеют право играть и развиваться. Родители же должны учить их ответственности и полезности своему обществу.

8-й принцип. Права ребенка определяются как первостепенные в возможности получить помощь.

9-й принцип. Декларация защищает детей от жестокого обращения и эксплуатации. Ребенок не должен привлекаться к выполнению работ, приносящих вред его развитию и эмоциональной стабильности. К детям нельзя применять силу.

10-й принцип. Каждый ребенок имеет право на мирную жизнь, в которой взрослые люди, в частности, родители, учат его заботе и взаимопониманию.

Значение Декларации прав ребенка

Декларация прав ребенка провозглашает равные права детей в области воспитания, образования, обеспечения, физического и духовного развития независимо от расы, цвета кожи, родного языка, религиозных, политических или иных убеждений, национальной принадлежности и других критериев. Декларация призывает родителей, общественные организации, правительства признать права детей и всемерно содействовать претворению их в жизнь.

Декларация прав ребенка - Справочник студента

Этот документ оказал значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира. Многие государства закрепили принципы Декларации в своих конституциях и документах различных государственных и общественных организаций.

Безусловно, Декларация не является совершенным документом с точки зрения юридической техники. В ней не определено понятие «ребенок», а принципы, из которых декларация состоит, представляют собой не столько права ребенка, сколько обязанности взрослых по отношению к детям.

Следует отметить, что декларация не была обязательной для подписавших ее государств.

Тем не менее, значение этого документа трудно переоценить, ведь именно Женевская декларация положила начало закреплению прав детей в международно-правовых актах и на ее принципах строятся и современные документы, охраняющие права детей.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/deklaraciya_prav_rebenka/

Содержание и значение декларации прав ребенка

Развитие международных отношений в современном мире перенесли отношения сферы человеческих прав внутри государства на международно-правовую арену.

Это регулирование затрагивает новые аспекты отношений, и государства отвечают за конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод человека. А они обеспечивают стабильность и устойчивость правопорядка.

Чтобы понять, что такое Декларация прав ребенка, нужно разобраться в ее истории и причинах создания.

История декларации

В 21 веке совершаются преступления против детей и подростков. Проблема рассмотрения прав ребенка возникала недавно. И основная причина – ребенок не достиг совершеннолетия.

В 19 веке проводились демократические движения и реформы, которые повлияли на общество. Некоторые государства начали защищать детей от произвола родителей. Права детей зачастую рассматривались по отношению к рабству, детскому труду, торговли детьми и проституции несовершеннолетними.

В конце 19 века впервые урегулировали права ребенка в Австралии. После этого суды начали проводить в Канаде и США. Судебной системе нужен был документ, как основа юридического процесса.

В 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. Она стал первым международным документом по правам ребенка. Слово «декларация» с латинского означает провозглашение. Документ выглядит как рекомендации и не обладает обязательной силой. В нем утверждены основные принципы и программные положения.

В кратком содержании Декларации 1924 года обозначалось 5 главных принципов. Они оберегали детей от рабства, проституции и торговли. Написание положений стало прорывом в мировом законодательстве, но требовалась и другая защита для детей.

В начала работы ООН, еще в 1945 году, права и благополучие детей находились на первых позициях. В Генеральной Ассамблеи создали Детский фонд ООН, ЮНИСЕФ. Он на сегодня выступает главным механизмом помощи детям по всему миру.

В 1948 году во Всеобщей Декларации прав человека отметили положение о том, что дети – это объект особой помощи.

В 1959 году женевский документ доработки и новую Декларацию ООН о правах ребенка юридически зафиксировали в полном объеме.

Содержание Декларации

Главная позиция Декларации – человечество обязано давать ребенку лучшее, что есть. Документ провозглашает 10 социальных и правовых норм, относящихся к защите и благополучию детей в международном формате.

Забота о детях и их защита – это обязанность семьи и отдельного государства. Всё человечество должно заботиться о защите детей.

Создатели Декларации назначили ответственных лиц, которые должны обеспечивать, учить, воспитывать несовершеннолетних, но не проводят эти работы. Положения отражают обязанности взрослых перед ребенком.

10 принципов Декларации прав ребенка:

  1. Дети имеют такие же права, как и их сверстники. Поэтому их нельзя ущемлять, занижать или вовсе отменять.
  2. Ребенок имеет право на достоинство и возможность формировать нравственную и духовную личностью.
  3. Государство дает детям гражданство, а родители – имя.
  4. Дети имеют социальный уход и медицинскую поддержку, которые предоставляются его матери при беременности и в послеродовой период. У каждого ребенка должно быть жилье и питание. Особенное внимание в Декларации уделяется детям школьного возраста. Рассказывается почему нужно постоянно контролировать состояние ребенка, особенно из неблагополучных семей.
  5. Неполноценные дети обеспечиваются особой заботой и вниманием.
  6. Детям нужна любовь родителей и государства, чей он гражданин.
  7. Детям предоставляется бесплатное обучение. Могут играть и развиваться. А родители учат их ответственности и полезности для общества.
  8. Определяются первостепенные возможности получить помощь.
  9. Детей нельзя бить, заставлять делать то, что не дает ему развиваться и наносит вред здоровью и эмоциональной стабильности.
  10. Ребенок имеет право на мирную жизнь, где родители учат его заботе и взаимопониманию.

Значение Декларации прав ребенка

Кратко говоря, Декларация – это программа для создания одинаковых условий на воспитание, образование, обеспечение, физическое и духовное развитие.

Критерии относятся ко всем детям независимо от пола, расы, цвета кожи, родного языка, религиозных, политических или других мнений, национальности и т.д.

Документ призывает родителей, общественные организации и правительство признать права детей и совместно воплощать их в жизнь.

Документ существенно повлиял на политику, дела правительства и отдельных лиц. Государства закрепили эти положения в конституциях и документах государственных и общественных организаций.

С юридической точки зрения, Декларация несовершенный документ. В ней не определяется понятие «ребенок». Сами принципы – это скорее не права ребенка, а обязанности взрослых перед детьми.

Декларация не считается обязательным документом для подписания. Однако важность положений невозможно переоценить, так как Женевская декларация прав ребенка стала началом защиты прав детей.

Она закрепилась в международно-правовых актах и на ее основе создаются новые документы.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/deklaratsija-prav-rebenka/

Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года

Преамбула

  • Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
  • принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,
  • принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,
  • принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, 
  • принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,
  • Генеральная Ассамблея
  • провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права.

Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Читайте также:  Коммуникации, решения и конфликты - справочник студента

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.

Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.

На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.

Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Источник: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

Декларация прав ребенка 1959 года

Декларация прав ребенка провозглашена резолюцией 1386 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г. Она состоит из Преамбулы и 10 принципов.

В преамбуле отмечается, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без национальный, расовых, религиозных, политических и иных убеждений, социального и имущественного положения. Ребенок в силу своей физической и умственной незрелости нуждается в специальной защите и заботе, в том числе и правовой, как до, так и после рождения.

Декларация содержит 10 принципов, согласно которым следует поступать.

Принцип 1. За ребенком должны признаваться все права без каких-либо различий или дискриминации.

Принцип 2. Ребенку должна быть обеспечена защита и предоставлены условия для физического, умственного, нравственного, духовного и социального развития здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства.

Принцип 3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения: право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание. Матери должен быть обеспечен надлежащий дородовый и послеродовый уход.

Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые в силу его особого состояния.

Принцип 6. Для гармоничного развития ребенок должен расти на попечении родителей и лишь в исключительных случаях может быть разлучен с матерью. Общество обязано заботиться о малоимущих. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. На первом месте должно быть обеспечение интересов ребенка.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием.

Принцип 8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10. Ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства.

Источник: http://indbooks.in/mirror7.ru/?p=253703

Анализ 2 документов: декларация прав ребенка и конвенция о правах ребенка. Сделаны выборки статей, регламентирующие основные права несовершеннолетних

Были проанализировать 2 документа: декларация прав ребенка и конвенция о правах ребенка. Сделанны выборки статей, регламентирующие основные права несовершеннолетних.

  • Декларация прав ребенка.
  • Принцип №3
  • Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
  • Принцип №4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребенку должно принадлежать право на здоровые, рост и развитие, на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

  1. Принцип № 5
  2. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
  3. Принцип № 6
  4. Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.
  5. Принцип № 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях.

Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

  • Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.
  • Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права
  • Принцип № 8
  • Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
  • Принцип № 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Принцип № 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Статьи 1 – 4
  3. 1статья- Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
  4. 2статья— Обеспечивают все права, , родителям или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств, защищает ребенка от всех форм дискриминации.

3статья- Первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами

  • 4статья- Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.
  • Статья5.
  • Государства-участники уважают ответственность ,опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав.
  • Статьи 6-7-8-9
  • 6статья-Каждый ребенок имеет право на жизнь, обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
  • 7статья-
  • Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства , право знать своих родителей и право на их заботу.

8статья- Право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Обеспечивают помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

  1. 9статья-Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
  2. Статьи 10-11
  3. 10статья- Ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями
  4. 11статья-Принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
  5. Статьи 12-13-14-15
  6. 12статья- Право свободно выражать взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.
  7. 13статья- Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода.
  8. 14статья- Право ребенка на свободу мысли, совести и религии, Свобода исповедовать свою религию или веру.
  9. 15статья-Право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.
  10. Статьи 16-17
  11. 16статья- Права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию
  12. 17статья- ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.
  13. Статьи 18-19
  14. 18статья- Обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.
  15. 19статья- Защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации .
  16. Статьи 20-21-22-23
  17. 20статья- Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

21статья- Государства-участники, которые признают и/или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они.

Обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой.

  • 22статья- Государство должно обеспечивать особую защиту детям беженцам, в том числе оказывать им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать
  • воссоединению с семьей.
  • 23статья- Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь
  • Статьи 24-25-26-27
  • 24статья- Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания
  • 25статья- Государство должно регулярно проверять условия жизни ребёнка, находящегося на попечении.
  • 26статья- Каждый ребёнок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе социальным страхованием.

27статья- Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.

Статьи 28-29-30-31

28статья- Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны

соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.

  1. 29статья- Образовательные учреждения должны развивать личность ребёнка, его таланты, умственные и физические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания, мира, терпимости, культурных традиций.
  2. 30статья- Если ребёнок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать религию.
  3. 31статья- Каждый ребёнок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни
  4. Статьи 32-33-34-35-36

32статья- Государство должно защищать ребёнка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно физическому развитию ребенка.

  • 33статья- Государство должно сделать всё возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркотиками.
  • 34статья- Государство должно защищать детей от любых форм
  • сексуального насилия.
  • 35статья- Государство должно всеми силами бороться против
  • похищения, контрабанды и продажи детей.
  • 36статья- Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.
  • Статьи 37-38-39-40-41
  • 37статья- Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей,получать правовую помощь и искать защиту в суде
  • 38статья- Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в военных действиях. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту
  • 39статья- Если ребёнок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство собственного достоинства.
  • 40статья- Каждый ребёнок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь.
  • 41статья- Если законодательство отдельной страны защищает права ребёнка лучше, чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.
  • Статья 42
  • 42статья- Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.
  • Статьи 43-54
  • 43-54статьи-включает нормы того, что взрослые и государство должны сообща обеспечивать все права детей.

Задание выполнила Королева А.И.

  1. МБДОУ № 35
  2. Задание № 2.
  3. Сделать выборку из Семейного Кодекса основных прав, регламентирующих права несовершеннолетних детей.
  4. Семейный кодекс РФ.
  5. Глава 11.
  6. Статья № 54.
  7. 54Статья- Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание
  8. Статья №55
  9. 55Статья- Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
  10. Статья № 56.
  11. 56Статья- Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
  12. Статья № 57.
  13. 57 Статья — Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
  14. Статья № 58.
  15. 58Статья-Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
  16. Статья № 59.
  17. 59Статья- По просьбе родителей до достижения ребенком четырнадцати лет орган опеки и попечительств , вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.
  18. Статья № 60.
  19. 60Статья- Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах , имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом

Задание выполнила : Королева А.И.

Группы :ДО-02-2016

Источник: https://infourok.ru/bili-proanalizirovat-dokumenta-deklaraciya-prav-rebenka-i-konvenciya-o-pravah-rebenka-sdelanni-viborki-statey-reglamentiruyuschi-1774920.html

Ссылка на основную публикацию