Черты личности и структура характера — справочник студента

Уникальность человека обуславливается не только его внутренним миром, но и совокупностью качеств личности, которые оказывают влияние на отношение индивида к жизни и окружающим людям.

Чтобы осознать неповторимость каждого жителя Земли, необходимо не только знать, как понимается черта личности в психологии, но и уметь подмечать основные индивидуально-психологические особенности человека.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Черты личности и структура характера - Справочник студента

Свойства личности

Черты личности и структура характера

Каждый индивид в течение жизни приобретает неповторимый набор качеств, которые носят название – черты характера. На их основе осуществляется формирование структуры личности, которая определяет поступки и поведение человека. Чтобы лучше понимать природу становления личности и характера, необходимо изучить разнообразие определений этих терминов.

Понятие и определение в психологии

Понятие личности позволяет отразить социальную природу индивида – обладателя особенного сознания. В психологии под этим термином понимается целая система свойств человека, проявление которой происходит исключительно в деятельности.

Дополнительная информация. Р. Кэттелл считает, что благодаря понятию «личность» можно дать характеристику поведения человека в той или иной ситуации.

Черта личности – это в психологии не что иное, как устойчивая особенность индивида, которая проявляется в его поступках. Под личностными чертами Г. Олпорт понимал своеобразные психологические блоки, которые помогают объединить реакцию человека в единый стимул.

Черты личности и структура характера - Справочник студента

Структура характера

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Движение молекул - справочник студента

Оценим за полчаса!

Свойства личности формируют характер, это значит, что он состоит из совокупности индивидуальных особенностей индивида, которые определяют поведение человека.

Основные черты характера

Качества мужчины — плохие и хорошие черты характера, что воспитывать в себе

Характер делает человека уникальным, помогает выделиться из толпы. Для любой личности характерно желание быть принятой обществом, стать частью коллектива, семьи или социальной группы.

Дополнительная информация. Никто не хочет быть изгоем. Поэтому необходимость находиться в кругу других людей – естественная потребность человека.

Чтобы стать частью какого-либо общества, индивиду нужно не только выполнять полезные функции, но и обладать определенным характером. Зная, какие гипотетические черты приветствуются в группе, а какие отвергаются, выстроить общение с людьми будет намного проще.

Негативные черты

Отрицательные личностные черты не приводят индивида к положительным результатам. Негативное проявление характера осуждается в обществе. Среди основных отрицательных качеств характера можно выделить следующие варианты:

  • эгоизм;
  • жадность;
  • мелочность;
  • завистливость;
  • злобность;
  • лживость;
  • самокритичность;
  • трусость;
  • лень;
  • упрямство.

Каждое из перечисленных свойств может диагностироваться у людей по-разному. У одних можно встретить весь «набор» отрицательных черт, у других – несколько самых неприятных «экземпляров».

Черты личности и структура характера - Справочник студента

Как побороть негативные свойства характера

Важно! Некоторые негативные качества могут трансформироваться в положительные, если личность будет работать над собой.

Пример – жадный человек способен стать бережливым, упрямый – целеустремленным, самокритичный – творческим, а ленивый ученик – кропотливым.

Положительные черты

Положительные черты личности позволяют индивиду быть полезным, надежным и ценным в обществе. В каждой эпохе есть «свой» список социально значимых свойств характера:

  • Если в обществе продвигаются идеи, ориентированные на индивидуальные успехи, то трудолюбие, инициативность, целеустремленность, самодостаточность и самостоятельность будут важными положительными качествами личности;
  • Если коллективизм является главной ценностью общества, то индивидуализм будет в нем порицаться и отвергаться. На «пьедестал» будут представлять такие качества, как верность, дружелюбность, стрессоустойчивость.

Несмотря на это, существует целый ряд общечеловеческих ценностей, среди которых можно выделить следующие положительные черты:

  • верность;
  • щедрость;
  • справедливость;
  • скромность;
  • доброжелательность;
  • надежность;
  • честность;
  • вежливость;
  • чувство ответственности;
  • решительность;
  • трудолюбие.

Некоторые положительные свойства могут трансформироваться в отрицательные. Например, не всегда человек может проследить момент, когда упорство становится упрямством, решительность преобразуется в агрессию, а толерантный индивид становится подвержен чужому мнению.

Важно! Чтобы проанализировать наличие положительных и отрицательных качеств характера, нужно обратить внимание на отношение окружающих к индивиду.

Черты личности и структура характера - Справочник студента

Отношение окружающих – ключ к самосовершенствованию

Социум является своеобразным зеркалом, которое отражает настоящий облик личности.

Индивидуальные черты характера

Качества личности — что это такое в психологии, характеристика

Индивидуально-психологические черты, характеризующие личность, изучают дифференциальная психология и криминология. Динамическая структура особенностей человека включает в себя 4 основные группы:

  • биологические черты: задатки, темперамент, первичные потребности;
  • социальные свойства личности: мировоззрение, моральные качества, направленность;
  • индивидуальные способности: талант, одаренность или гениальность;
  • опыт: навыки, умения, привычки и знания.

Необходимо учитывать, что не все индивидуальные особенности индивида могут стать чертами характера.

Черты личности и структура характера - Справочник студента

Задатки и способности

Важно! Все черты характера относятся к особенностям личности. Этот факт занимает особое место в криминологической практике.

Благодаря индивидуально-психологическим чертам, человек способен достигать успеха и совершенствоваться в деятельности.

Волевые черты людей

Положительные черты характера человека — что к ним относится

Для достижения поставленных целей индивиду требуется умение мобилизировать собственную психику. Сила воли является фундаментом этого навыка.

Обратите внимание! Волевые качества личности не всегда бывают врожденными. Нередко индивиду приходится тренировать их самостоятельно. На обучение требуется немало времени. Главное – тренировки должны периодически повторяться даже после получения хороших результатов.

Черты личности и структура характера - Справочник студента

Как формируется воля

Существует много методик исследования волевых свойств субъекта. Наиболее распространенными считаются:

  • тест Н.Н. Обозова «Самооценка силы воли»;
  • метод наблюдения А.И. Высоцкого;
  • общая оценка воли у подростков по способу Н.Е. Стамбуловой.

Волевые черты человека подразделяются на 2 вида:

  • моральные;
  • экстраординарные.

Второй вид качеств является основой для улучшения моральной стороны личности. Среди основных волевых черт индивида можно выделить:

  1. Энергичность. Благодаря этому свойству, человек способен быстро действовать и принимать ответственные решения.
  2. Самообладание. Это волевое качество оберегает индивида от импульсивных и необдуманных поступков. С самообладанием субъект – сам себе руководитель.
  3. Смелость. Позволяет человеку преодолевать внутренние опасения и страхи.
  4. Терпеливость. При помощи этого волевого усилия индивид способен добиваться поставленных целей, несмотря на наличие внутренних препятствий: усталости, скуки, головной боли.
  5. Инициативность. Благодаря этому качеству, личность способна проявлять умственную активность, креатив и самостоятельность для достижения лучших результатов деятельности.
  6. Стратегичность. Позволяет человеку правильно расставлять приоритеты не только в личной жизни, но и деловой сфере.
  7. Целеустремленность. Эта волевая черта помогает личности сознательно ставить перед собой необходимые задачи и активно действовать для их выполнения.
  8. Принципиальность. Волевая черта позволяет индивиду на любом поприще основываться на собственных взглядах, а не идти на поводу у других людей.

Взаимосвязь характера и структуры личности

Характер является своеобразным «фундаментом», который в совокупности со способностями и эмоциями формирует структуру личности.

Черты личности и структура характера - Справочник студента

Как связаны эти два понятия

Тесная взаимосвязь психических свойств человека и основных компонентов психики достигается, благодаря следующим характеристикам:

  1. По характеру можно не только оценить целостность личности, но и предугадать или скорректировать поступки.
  2. Направленность индивида тесно связана с его психическими свойствами, поэтому оказывает влияние на деятельность личности.
  3. Формирование характера происходит во время активных действий субъекта. Другими словами, психические свойства обуславливаются бытием индивидуума.
  4. Все черты характера взаимосвязаны друг с другом. Благодаря постоянному взаимодействию, они формируют целостную структуру личности.
  5. Характер индивида мешает или помогает субъекту выстраивать различные взаимоотношения с обществом, решать сложные жизненные задачи, проявлять волю и терпение.

Чтобы до конца изучить отличительные особенности человека, нужно «съесть» с ним целый пуд соли. Однако уникальность характера можно отметить если не с первого, то точно со второго взгляда.

Даже если индивидуум замкнут и стеснителен, эти свойства будут характеризовать проявление его характера.

Если субъект хочет подкорректировать собственные качества, на помощь может прийти профессионал – психолог.

Видео

Источник: https://srazu.pro/lichnost/cherty-lichnosti-prisushhie-cheloveku.html

Структура характера: определение, особенности, формирование

Говоря о неповторимости и уникальности каждого человека, имеют в виду в первую очередь его внутренний мир, совокупность тех качеств личности, которые влияют на поведение и отношение к окружающим. Этот сплав индивидуально-психологических особенностей, волевых, нравственных качеств, мотивов поведения, установок и ценностей и есть характер.

Что такое характер

Само это понятие появилось еще в эпоху Античности и произошло от греческого слова «отпечаток». Действительно, характер проявляется в поведении человека и накладывает на него отпечаток, делая неповторимым, узнаваемым.

И чем сильнее характер, тем более яркими и уникальными являются результаты деятельности личности. А вот человека, который лишен этой силы, то есть того внутреннего «Я», которое управляет поведением, часто называют бесхарактерным.

Не в том смысле, что у него нет характера, а потому что его поступки определяются внешними обстоятельствами, а не внутренними убеждениями и нравственными качествами.

Характер – это сложная система свойств и качеств личности, поэтому их сочетание и степень выразительности делают каждого человека неповторимым. Черты характера, составляющие его структуру, принято делить на две большие группы:

  • биологически заданные (врожденные);
  • сформированные в процессе развития личности (приобретенные).

Биологическая основа структуры характера

В основе характера лежат врожденные особенности высшей нервной деятельности:

  • скорость протекания нервных процессов;
  • сила этих процессов;
  • соотношение возбуждения и торможения в нервной системе.

Совокупность этих особенностей составляет темперамент или тип высшей нервной деятельности человека. Выделяют всего 4 типа темперамента (флегматик, меланхолик, сангвиник и холерик), но в чистом виде они практически не встречаются.

Это комплексы черт, особенностей высшей нервной деятельности, которые присутствуют у человека в разных сочетаниях и разной степени выраженности.

То есть если взять, например, такую парную характеристику, как интроверсия-экстраверсия, то человек может быть в большей или меньшей степени экстравертом или интровертом.

А таких характеристик, составляющих темперамент, несколько. Например:

  • ригидность и пластичность;
  • эмоциональная устойчивость и эмоциональная неуравновешенность, сенситивность (чувствительность) и т. д.

За счет их сочетания и создается уникальная биологическая основа для характера, и в процессе его формирования врожденные индивидуально-психологические черты переплавляются под влиянием среды, смешиваются с социальными качествами, приобретенными свойствами, особенностями и создается совершено уникальная личность.

Структура характера: социально обусловленные черты

Наряду с врожденной, биологически заданной основой характер включает в себя свойства личности, которые формируются под воздействием социума в процессе воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития.

Тут надо особо подчеркнуть, что человек не является пассивным объектом воздействия общества. Он активно взаимодействует со средой, пропускает через себя все, что он получает из окружающей действительности, переплавляет в своем внутреннем мире и уже на основе этого преобразованного опыта формируется его характер.

Поэтому совершенно неправильно в недостатках собственного характера обвинять социум (семью, школу, общество в целом). Мы сами себя создает и сами несем ответственность как за положительные, так и за отрицательные свои качества.

Доказательством может служить пример того, что в одной семье вырастают дети с совершенно разными характерами.

Характер имеет довольно сложную структуру, в которой наряду с биологической основой выделяют 4 группы качеств, которые формируются под влиянием социальной среды.

Читайте также:  Дополнительные формы организации педагогического процесса - справочник студента

Нравственные черты

Черты личности и структура характера - Справочник студента

Нравственные или моральные качества личности связаны с принятыми в обществе нормами поведения, ценностями, идеалами и установками. Проявляются нравственные черты характера:

  • в социальной сфере;
  • в общении с людьми;
  • в отношении к ним и к общественно значимым ценностям.

Формирование этих черт характера – сложный процесс, который происходит не только под влиянием непосредственного окружения человека, но и под воздействием СМИ, художественной литературы, традиций, верований и преданий.

Разнообразие каналов воздействия и активное взаимодействие человека с ними, а также своеобразие его индивидуально-психологического склада обеспечивают уникальный набор нравственных черт, присущий каждому человеку. Среди наиболее значимых можно назвать следующие положительные моральные качества:

  • чувство долга – умение подчинять свои личные желания потребностям социума;
  • справедливость – способность различать добро и зло и стремление защищать добро и бороться против зла;
  • честность – верность своим обязательствам, стремление к правде, неприятие в своем поведении лжи;
  • вежливость – уважение других людей, соблюдение норм поведения в отношении каждого члена общества вне зависимости от социального положения или возраста;
  • преданность – верность другому человеку, социуму, идеалам, проявляющаяся даже в самых сложных обстоятельствах;
  • дружелюбие – умение не только уважать людей, но и испытывать к ним позитивные чувства, желание поддержать, помочь.

Это лишь самые основные положительные моральные качества, на самом деле их значительно больше, вы и сами можете продолжить этот список. Наряду с положительными, существуют и отрицательные черты, которых тоже немало:

  • лживость;
  • грубость;
  • наглость;
  • подлость;
  • трусость;
  • жадность и т. д.

Идеальных людей нет. Особенность характера любого человека в том, что в нем могут присутствовать как положительные, так и отрицательные качества, проявляясь в разных ситуациях, создавая неповторимый, индивидуальный облик человека. Например, мужчина, смело бросающийся на спасение людей из горящего здания, может отчаянно трусить перед походом к стоматологу.

Эмоциональные черты

Эмоциональные качества личности в значительной степени определяются свойствами темперамента.

Например, повышенная возбудимость и экспрессивность холерика создают своеобразный эмоциональный фон, который характеризуется перепадами настроения, влюбчивостью, вспыльчивостью или чрезмерной жизнерадостностью.

С другой стороны, в процессе воспитания уделяется серьезное внимание формированию способности сдерживать свои эмоции, контролировать их.

Поэтому эмоциональные черты во многом обусловлены социальным фактором и соответствующими нормами поведения, принятыми в обществе. Например, чрезмерная (на наш взгляд) эмоциональность итальянцев вполне допускается их культурой. А вот в Японии открытая демонстрация своих эмоций считается не слишком приличной.

Разнообразие проявления человеческих эмоций обуславливает и разнообразие эмоциональных черт. В отличие от нравственных качеств, среди эмоциональных сложно выделить положительные и отрицательные. Все дело в степени проявления этих черт и в их уместности. Согласитесь, жизнерадостность на свадьбе нормальна и даже приветствуется, а вот на похоронах выглядит явно неприличной.

Можно назвать следующие наиболее распространенные эмоциональные качества личности:

  • чувственность;
  • страстность;
  • холодность;
  • жизнерадостность;
  • мрачность;
  • влюбчивость;
  • впечатлительность;
  • сдержанность;
  • агрессивность;
  • робость и т. д.

Проявление эмоциональных качеств личности во многом связано с потребностью в общении, поэтому у менее общительных интровертов набор этих качеств и их выраженность отличается от экстравертированного типа личности.

Волевые черты

Успех деятельности человека и то, как его оценивают в обществе, во многом зависят от его способности регулировать и организовывать свое поведение, то есть от волевых качеств. Именно они позволяют сглаживать и преодолевать такие негативные черты характера, как лень, робость, застенчивость, нерешительность и т. д.

Волевые качества воспитываются с детства, формируются под влиянием социума и тесно связаны с осознанием необходимости подчинить свою свободу требованиям общества. Воля во многом определяет и степень активности человека, и его умение сдерживать себя. Большинство психологов считают волевые качества базовыми чертами личности, во многом определяющими содержание ее характера.

К ведущим волевым качествам относятся следующие:

  • выдержка – способность сдерживать свои эмоции и импульсивные действия;
  • терпение – умение волевым усилием поддерживать высокую интенсивность деятельности, несмотря на усталость или болезнь;
  • целеустремленность – осознанная постановка цели и умение ее добиваться;
  • принципиальность – наличие устойчивых принципов и следование им в любой ситуации;
  • самостоятельность – способность принимать независимые решения и организовывать деятельность для их выполнения;
  • ответственность за свою деятельность, поведение, идеи и т. д.

Волевых качеств намного больше, чем здесь перечислено, но даже эти основные доказывают, насколько значима для человека эта сфера характера.

Интеллектуальные черты

Черты личности и структура характера - Справочник студента

Интеллектуальные качества характера – это то, что отличает нашу познавательную деятельность и накладывает отпечаток на все стороны личности. Потому что это не только умственные способности и качества внимания и памяти, но и интересы, увлечения, направленность познавательной активности.

Интеллектуальные черты во многом определяют способность человека осваивать новые виды деятельности, умение самостоятельно организовывать процесс познания. К базовым интеллектуальным чертам относятся следующие:

  • качества мышления (уровень интеллекта, гибкость, креативность или стандартность, логичность, интуитивность и т. д.);
  • любознательность – потребность в новых знаниях;
  • находчивость – умение быстро найти ответ на сложный вопрос;
  • сообразительность;
  • вдумчивость;
  • легкомысленность и т. д.

Интеллектуальные качества не только влияют на все остальные черты характера, но и участвуют в создании неповторимого образа человека. Недаром же говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму».

Структура характера: содержание и форма

Одни и те же черты характера у разных людей проявляются по-разному. Поэтому в его структуре выделяют содержание и форму.

Содержание характера определяется базовыми ценностями человека, установками, идеалами, сформированными в процессе развития привычками.

Содержание – продукт формирования личности, и в нем в наибольшей степени отражается влияние социального фактора.

Определяющую роль в содержании характера играет мировоззрение как система взглядов человека и его отношения к людям, миру и своему месту в этом мире.

Однако люди различаются не только набором черт, но и формой их проявления в деятельности, типом поведения в обществе. В настоящее время стали популярными попытки классифицировать социотипы.

Несмотря на различные подходы к таким классификациям, идеальную, которая подходила бы всем людям, найти не удается. Ни один тип не совпадает с реальным характером человека на 100 %.

Почему? Потому что тип поведения как форма проявления характера у каждого человека уникальный. Он как отпечатки пальцев – никогда не повторяется.

Чтобы понять содержание характера человека, надо с ним пуд соли съесть. А уникальность формы на виду и заметна, если не с первого взгляда, то со второго точно. Даже если человек замкнутый, скрытный, то это тоже заметно с первого взгляда, и именно скрытность будет формой проявления его характера.

Источник: https://psychologist.tips/1035-struktura-haraktera-opredelenie-osobennosti-formirovanie.html

Характер. Его понимание и структура. Акцентуация черт характера

Характер (от греч. charakter — печать, чеканка, отличительная черта, признак, примета, особенность. Понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного че­ловека способах деятельности и формах поведения.

Характер — это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Характер – это сложившаяся система устойчивых психических характеристик, выражающих различное отношения человека к действительности и самому себе.

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

В характере выражаются наиболее типичные существенные особенности человека, знания которых позволяют предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.

Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения, убеждений и моральных принципов, выявляя свою общественно-историческую природу.

Формирование характера

Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (первая стадия личностного развития по Э.Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы. Один из физиологических механизмов формирования характера — динамический стереотип. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей.

Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответствующей мотивацией -потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения.

Любая черта характера есть:

  • Предметно соотнесенное отношение чел. к вещам, к себе, к др. людям и к деятельности.
  • Обобщенное отношение.
  • Черта характера отличается:
  • Устойчивостью.
  • Постоянством.
  • Переносимостью с одной ситуации на другую.
  • Выразительные признаки характера:
  • Поступки и действия – это сознательные преднамеренные действия, позволяющие судить, что представляет собой человек;
  • Особенности речи;
  • Внешний облик.
  • Классификация черт характера и структура характера.

Характер есть сложное психическое образование, состоящее из многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, деятельности, к другим людям и самому себе.

Эти отношения закрепляются в привычных для человека формах поведения, общения и деятельности, становятся типичными для него и проявляются в различных условиях его жизни и деятельности. Однако типичность не исключает индивидуально-своеобразного проявления этих свойств. Характер — не простая совокупность, случайный набор изолированных особенностей и черт.

Его различные свойства взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют целостное структурное образование. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность.

Структурность характера позволяет, зная ту или иную его черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт, связанных.

Структура характера – это черты личности, которые входят в состав характера человека:

  1. те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Здесь могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.
  2. черты, которые направлены на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.
  3. чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др.

Два класса черт характера:

1. Первичные черты. Выстраиваются из различных психических процессов и состояний, т.е. эти черты имеют исходное функциональное начало, связанное с познавательными, эмоциональными, коммуникативными, психомоторными функциями человека. Эти черты формируются на ранних этапах онтогенеза и регулируют уровень активности и поведения.

В этот класс входят группы:

  1. Познавательных черт характера, которые заключают в себе отношение человека к познанию той или иной информации, творчеству. К ним относятся: любознательность, сообразительность, догадливость, наблюдательность, изобретательность, инициативность, предусмотрительность и др.
  2. Эмоциональных черт характера, которые выражают степень принятия или непринятия внешних или внутренних воздействий тех или иных объектов, себя или других людей. К ним относятся: тревожность, мнительность, гневливость, агрессивность, а также веселость, оптимизм, жизнерадостность, восторженность.
  3. Волевых черт характера, которые реализуют различные отношения человека к трудностям, преодоление препятствий, в завершении начатой деятельности. Они являются стержнем характера к ним относятся I подгруппа, которая обуславливает общую регуляцию поведения (организованность, пунктуальность и др) и II подгруппа, которая обеспечивает силу волевого действия и преодоление препятствий (смелость, решительность, мужество).
  4. Коммуникативных черт характера, которые выражают отношение человека к процессам межличностного взаимодействия. К ним относятся: контактность, общительность, открытость, а также аутизм, замкнутость, закрытость, застенчивость.
  5. Психомоторных черт характера, которые характеризуют человека со стороны двигательной активности. К ним относятся: быстрота, энергичность, ловкость, сила, а также неуклюжесть, неловкость и т.д.

Первичные черты тесно связаны со свойствами темперамента, т.к. они проявляются в тех же сферах, что и темперамент (в интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной).

2. Вторичные черты.

Этот класс составляют нравственно смысловые вторичные черты характера, они наиболее тесно связаны с общественными отношениями человека, и поэтому часто путаются с качествами личности.

Эти черты формируются на поздних этапах онтогенеза, когда человек включается в более широкий диапазон выполнения различных видов деятельности и МЛО. В этот класс входят группы:

  1. Черт характера, выражающих отношение к другим людям. К ним относятся: тактичность, вежливость, чуткость, внимательность, отзывчивость, коллективизм, а также пренебрежительность, безразличие, невежество, неуважение.
  2. Черт характера, выражающих отношение к себе. К ним относят: самокритичность, скромность, самостоятельность, а также зазнайство, самолюбие, эгоцентричность, гордость.
  3. Черт характера, выражающих отношение к деятельности. К ним относятся: трудолюбие, инициативность, добросовестность, усердность, а также безответственность, хаотичность, недисциплинированность.
  4. Черт характера, выражающих отношение к природе и животному миру. К ним относятся: заботливость, рачительность (по-хозяйски относится к природе).
  5. Черт характера, выражающих отношение к вещам и результатам труда. К ним относятся: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и др.
Читайте также:  Среднее арифметическое, размах и мода - справочник студента

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль.

Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Характер может проявляться и в выборе цели действия.

Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Акцентуация черт характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Выделяют акцентуированные черты характера, которые развиты до предела max нормы.

Выходя за пределы нормы, черта становится жесткой, менее пластичной, что приводит к помехе успешности в адаптации к внешним условиям и жизнедеятельности, затрудняя МЛО.

В исследованиях Леонгарда и Личко выявлены типы акцентуации черт характера:

  1. Гипертимический тип.Постоянное или частое пребывание в приподнятом настроении. Проявляется высокая активность; жажда деятельности; чрезмерная общительность, выраженность жестов, мимики, пантомимики; оптимистичность; преодоление препятствий без труда. Возникновение конфликтов с окружающими людьми из-за не достаточно серьезного отношения к своим семейным и служебным обязанностям.
  2. Застревающий тип. Высокая устойчивость аффекта; длительность эмоционального отклика, переживаний; умеренно общительны, занудливы; склонны к нравоучениям; не разговорчивы; стремление добиться высоких показателей в любом деле; требовательны к себе; чувствительны к социальной несправедливости; подозрительны; оскорбление достоинства и личных интересов долго не забывается и никогда не прощается просто так.
  3. Эмотивный тип. Высокая чувствительность и глубокие эмоциональные реакции. Мягкосердечие, доброта, задушевность. Сострадательность, эмоциональная отзывчивость, обостренное чувство долга. Исполнительность, слезливость. В конфликты вступают редко, в них пассивны, обиды носят в себе.
  4. Педантичный тип. Повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность, осторожность, добросовестность, серьезность, надежность в делах, уступают лидерство другим, бюрократы. В конфликты вступают редко, в них пассивны.
  5. Тревожный тип. Повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и близкого окружения, робкие, иногда с покорностью, дружелюбные, самокритичные, исполнительные, неуверенные, неконтактные, в конфликты вступают редко, ищут поддержки и опоры.
  6. Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических состояний. В гипертимической фазе поведения радостные события вызывают положительные эмоции, жажду деятельности, словоохотливость, общительность, активность. В дистимической фазе печальные события вызывают огорчение, подавленность, замкнутость. Замедленность реакции и мышления, снижение эмоционального отклика. Смена настроения → смена общения с людьми.
  7. Демонстративный тип. Потребность и стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре. Самохваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа ситуации. Контактны, стремятся к лидерству, власти, похвале. Самоуверенны, с высокими притязаниями активно защищаются, обходительны, артистичны, лицемерны.
  8. Возбудимый тип. Низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых яв­ляются активной, провоцирующей стороной. Неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. В со­стоянии эмоционального возбуждения раздражительны, вспыль­чивы, плохо контролируют свое поведение.
  9. Дистимический тип (противоположный гипертимическому). Неконтактны, немногословны, доминирующее пессимистическое настроение. До­моседы, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окру­жающими, ведут замкнутый образ жизни, высоко ценят тех, кто с ними дру­жит. Серьезность, добросовестностность, обостренное чувство справедливости, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.
  10. Экзальтированный тип. Бурная реакция на происходящее. Контактны, слово­охотливы, влюбчивы. Часто спорят, в конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной. Привяза­ны и внимательны к друзьям и близким. Альтруистичны, имеют чувство со­страдания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.
  11. Экстравертированный тип. Высокая контактно­сть, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты, играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе, в семье уступают лидерство другим. Готовность вниматель­но выслушать другого, выполнить просьбу, исполнительность. Подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность по­ступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.
  12. Интровертированный тип. Очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Любят одиночество; вступают в конфликты редко. Эмоционально холодные идеалисты, слабо привязанные к людям. Сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. Такие люди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать, несмотря ни на что.

Значительно чаще встречаются не «чистые» типы, а смешанные формы акцентуаций:

  • типы промежуточные — результат одновременного развития нескольких типических черт;
  • типы амальгамные — напластование новых черт характера на его сложившуюся структуру, образующиеся по определенным законам.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/967-2010-11-15-12-59-27.html

Основные черты личности

Личность обладает неповторимым набором качеств, приобретенных в течение жизни. Эти свойства называют чертами характера. Они указывают на тип и структуру личности, обуславливают ее поведение и поступки. Черты характера изменяются под влиянием внешних условий, в т. ч. обучения и воспитания.

Что такое характер

Характер — критерий оценки человека. В психологии данный термин представляет собой комплекс индивидуальных и относительно устойчивых психических качеств, которые оказывают влияние на все проявления и действия.

Характер еще называют поведенческим синдромом. Это система стойких, типичных для человека мотивов и способов поведения, сформированная под влиянием социальных условий. При этом под влиянием обстоятельств качества могут изменяться, иногда — на кардинально противоположные, если в сложившейся ситуации это будет оптимальным решением.

Характер — понятие, охватывающее социально важные и динамические особенности поведения человека. Первые позволяют ему эффективно адаптироваться в имеющейся социальной среде. Вторые обусловлены его природными качествами.

Еще один важный термин в психологии — склад характера (стабильные качества, сложившийся способ взаимодействия с действительностью).

Знание черт характера человека позволяет прогнозировать его поведение в различных ситуациях. Для оценки психологии индивида рассматривают те качества, которые отличают его от других и имеют целостную структуру.

Классификация черт характера

Существует 4,5 тыс. черт характера. Все они подразделяются на 2 класса — первичные и вторичные, каждый из которых состоит из нескольких групп. В каждую категорию могут входить как отрицательные, так и позитивные черты.

Первичные качества формируются на базе психических процессов и состояний, регулируют активность и поведение человека. Они связаны с его функциями и основываются на свойствах темперамента. К 1-му классу относятся следующие группы черт:

  • Познавательные (интеллектуальные) — характеризуют отношение индивида к познанию и творчеству. Это любознательность, наблюдательность, инициативность.
  • Эмоциональные — выражают уровень принятия или непринятия внешнего или внутреннего воздействия какого-либо объекта, другого человека или самого себя. В эту группу входят тревожность, апатичность, агрессивность, вспыльчивость, а также жизнерадостность, оптимистичность, добродушие, любвеобильность.
  • Волевые — характеризуют отношение индивида к сложностям, способность преодолевать препятствия и завершать начатое дело.Черты, обеспечивающие силу действия и преодоление препятствий — смелость, мужественность, решительность, целеустремленность. Волевые свойства, обуславливающие регулирование поведения: организованность, пунктуальность и дисциплинированность.
  • Коммуникативные — выражают способность к межличностному взаимодействию. Это коммуникабельность, открытость и внимательность, с одной стороны, и замкнутость, застенчивость, равнодушие — с другой.
  • Психомоторные — определяют особенности двигательной активности человека. Положительные качества из этой группы: энергичность, ловкость и сила. Отрицательные: неловкость, неуклюжесть, слабость и медлительность.

Вторичные характеристики имеют нравственно-смысловую нагрузку и отражают отношение индивида:

  • К другим людям. Это общительность, уважительность, тактичность, вежливость, чуткость, равнодушие, неуважение, черствость, грубость и надменность.
  • К себе. В этот список входят скромность, самокритичность, самостоятельность, чувство собственного достоинства, эгоцентричность, хвастливость, гордость, наглость и тщеславие.
  • К деятельности. Это трудолюбие и даже трудоголизм, инициативность, усидчивость, усердность, настойчивость, исполнительность, добросовестность, ответственность и безответственность, суетливость, безалаберность и лень.
  • К природе. Это заботливость, ответственность, рачительность, доброта и осторожность.
  • К предметам как к результату деятельности. Это аккуратность и неаккуратность, бережливость и небрежность, щедрость и скупость.

Градация по Олпорту

Американский психолог Гордон Олпорт разделил типы характера на 3 диспозиции в зависимости от степени развитости отдельных черт характера:

  • Кардинальные качества, доминирующие на протяжении всей жизни человека и часто являющиеся его отличительными чертами. Они достаточно редки и проявляются в зрелом возрасте.
  • Центральные черты, формирующие основные личностные устои. Они достаточно устойчивы и определяют поведение и поступки индивида в различных ситуациях. Это общие характеристики, которые используют для описания человека: честный, воздержанный, умный, спокойный и др.
  • Вторичные свойства, связанные с отношением к чему-либо. Чаще всего они проявляются в ряде ситуаций: боязнь выступать перед аудиторией, нетерпеливость при длительном ожидании и др.

Структура характера

Структура характера — это закономерное взаимодействие и взаимозависимость отдельных его черт. Знание структурности позволяет прогнозировать поведение человека и наличие у него других взаимосвязанных качеств.

В результате закономерного взаимодействия образуется цельная структура.

По отношению к структурности свойства характера делят на 3 группы:

  • Определяющие поступки человека в выборе цели деятельности: рациональность, расчетливость и др., а также противоположные им качества.
  • Направленные на достижение поставленной цели: настойчивость, целеустремленность, последовательность. Кроме того, пассивность, непоследовательность и др.
  • Инструментальные, связанные со свойствами темперамента: интроверсия-экстраверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-вспыльчивость, пластичность-ригидность, активность-пассивность и др.

В психологии принято выделять в структуре характера форму и содержание. Содержание включает качества, выражающие направленность (устойчивые потребности человека, установки, принципы, интересы, цели) и систему взаимоотношений индивидуума с окружающей действительностью.

На содержание оказывает влияние жизненный уклад, социальное окружение, воспитание, образование, обстоятельства. Форма характера — это способ выражения отношений, устойчивые эмоциональные и волевые особенности поведения и темперамента.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА

Виды темперамента формируются на основе 4 типов высшей нервной деятельности, 3 сильных (холерик — безудержный, сангвиник — живой, флегматик — спокойный) и 1 слабого (меланхолик):

  • Сангвиник. Для типа свойственны такие черты, как экстраверсия, активность, открытость, живость, дружелюбие, жизнерадостность, любознательность, коммуникабельность, эмоциональная стабильность, находчивость, высокая работоспособность при низкой утомляемости. Сангвиники не проявляют чувствительность по мелочам. Они оптимисты, хорошо адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, умеренно реагируют на раздражители, отлично усваивают информацию. Возможные недостатки: легкомыслие, переоценка своих возможностей, поверхностность.
  • Холерик. Типу свойственны экстраверсия, эмоциональная нестабильность, вспыльчивость, нетерпеливость, импульсивность, раздражительность, эмоциональность, высокая активность и реактивность, работоспособность, оптимистичность, энергичность, инициативность, харизматичность. Вероятные недостатки: грубость, агрессивность, несдержанность, неуравновешенность.
  • Флегматик. Характерные качества: интроверсия, эмоциональная стабильность, спокойствие, замедленная реактивность, высокая активность и работоспособность при низкой утомляемости, высокая степень контроля эмоций, действий и мыслей, самообладание, сдержанность, терпение, невозмутимость, педантичность, упорство, уравновешенность.Возможны вялость, лень, пассивность, безразличие, заторможенность.
  • Меланхолик. Для типа характерны интроверсия, высокая чувствительность и эмоциональная возбудимость, мягкость, отзывчивость, рассудительность, инертность, пассивность, сентиментальность, робость, обидчивость, ранимость, нерешительность, боязливость, замкнутость, неуверенность, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, невнимательность, склонность к творчеству. Возможны депрессивность, подавленность, тревожность, мрачность, скрытность, пессимистичность, низкая стрессоустойчивость.

Отрицательные качества

Негативные качества характера обусловлены ошибками воспитания, психологическими травмами, социальным окружением. Примеры качеств, имеющих отрицательное значение:

  • Агрессивность — стремление к конфликтам. Для ребенка эта черта является обязательной, поскольку он только учится защищать свои интересы. Агрессивный взрослый может провоцировать конфликт самостоятельно, используя оскорбления, клевету, крик или физическое воздействие.
  • Безразличие — сознательное или бессознательное отсутствие интереса к обозначенному предмету, человеку, событию, обязанностям. Причиной может быть как врожденная холодность, так и недостаток нравственности, что в свою очередь является проблемой воспитания.
  • Болтливость — болезненная потребность быть участником диалога, независимо от содержания и уместности беседы, степени увлеченности ее предметом остальными участниками. Целью в этом случае является не обмен информацией, а удовлетворение желания поговорить.
  • Глупость — отсутствие умения или желания делать логически верные выводы даже из самых простых житейских задач, неспособность к критическому анализу, признание ценными сомнительные источники информации.
  • Гордыня — убеждение в своем социальном, моральном и интеллектуальном превосходстве над окружающими, отрицание возможности наличия достоинств у других людей. Причиной могут стать промахи в воспитании, деградация индивидуума по причине болезни, незрелость характера и недостаток нравственности на фоне высокого социального статуса.

Положительные качества

Положительные качества характера приносят пользу, материальные блага, удовольствие, радость и другие позитивные эмоции. Определение, какие черты являются положительными, а какие отрицательными, происходит в соответствие с законами морали и нравственности.

Кроме того, у каждого человека имеются свои внутренние ориентиры, позволяющие определить, какие свойства являются позитивными для него самого и способствуют его успеху и благополучию.

Примером положительных качеств можно назвать деликатность, доброту, бескорыстность, умение сопереживать и сочувствовать, а также целеустремленность, работоспособность, активность.

Взаимосвязь характера и темперамента

Основные отличия характера от темперамента:

  • Темперамент влияет на динамику, манеру и стиль деятельности, характер — на ее содержание.
  • Содержание характера обусловлено двумя сторонами жизни человека: активностью (деятельностью) и пассивностью (бездеятельностью). Коррелируя в различных соотношениях, они стимулируют формирование различных качеств характера, совокупность которых может отличаться у лиц с одинаковым типом темперамента.
  • Условия, которые влияют на формирование характера (воспитание, окружение и др.) не воздействуют на темперамент.
  • Все типы темперамента являются вариантами нормы и не могут быть плохими или хорошими. Качества характера могут быть положительными или негативными (щедрость-скупость, уравновешенность-вспыльчивость).

Склад характера формируется на основе свойств темперамента, которые, в свою очередь, обусловлены типом нервной системы и закладываются при рождении. Качества характера могут формироваться в противовес темпераменту, корректируя его недостатки и проявления.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ НАША СТАТЬЯ: СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ!)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ba3bb65c071d300ab51b3ae/5bf545d677663700aaa64c1c

Ссылка на основную публикацию