Использование биографического метода
Требуется особенно тщательно изучать периоды жизни, соответствующие возрастным или нормативным кризисам. Для них характерны резкие психические рывки и сдвиги, изменения в поведении, привычках, а также преобразование отношений с социумом. При этом изменяется социальная ситуация, сопутствующая развитию, поэтому возможны конфликты. В психической структуре они сохраняются надолго. Поведенческие проявления негативного характера могут обостриться. А впоследствии закрепиться, если новые потребности или возможности субъекта будут игнорировать, не давать им реализоваться, не только окружающие его взрослые, но и общество в целом.
Адаптивные психические структуры в тяжелых или кризисных ситуациях начинают перестраиваться. Что в дальнейшем вызывает развитие определенных черт и способностей. Зачастую они связаны со сменой жизненного уклада или отхода от прежних стереотипов.
Использование биографического метода позволяет собрать и проанализировать данные о произошедших когда-то объективных событиях. Но необходимо рассматривать их с точки зрения личности, характер переживаний которой всегда субъективен.
Биографический метод в психологии — это средство изучения индивидуальности субъектов
При проведении комплексных исследований Б. Г. Ананьевым были поставлены следующие задачи:
- определение психологического статуса изучаемых субъектов;
- выявление основных черт характера;
- распознавание структуры способностей;
- понимание причин всех поворотных событий.
Для создания полноценной картины необходимо отметить своеобразие личности. А также наличие уникальных черт, делающих человека непохожим на других.
Успешность использования биографического метода в психологии строится не только на его монографическом варианте, но и на возможности изучения данных целых групп субъектов. Также необходимо развивать данный метод и совершенствовать его в операциональном направлении и понятийном.
В онтопсихологии этот метод, скорее всего, можно рассматривать как планомерное психологическое исследование социального бытия личности. История человека представлена как часть эпохальных событий. Подчеркивается зависимость особенностей жизненной «кульминации» и «финиша» от «стартовых позиций».
Использование руководителями предприятий и компаний биографического метода в составлении портрета работника для оценки его личностных качеств дает актуальный и интересный материал.
Анализ доступных сведений можно проводить без предварительной подготовки.
Однако в работе, во избежание ошибок, следует всегда ориентироваться на высказывания самих субъектов и не подвергать их литературной обработке.
Видео-урок о методах психологии
Источник: https://mind-control.ru/biograficheskiy-metod-v-psikhologii-eto/
Анализ анкетных данных и автобиографии кандидата на работу
Глубокое и всестороннее изучение кандидатов на работу — не только предпосылка качественного выполнения ими поставленных задач, но и обеспечение определенной безопасности организации, на работу в которой претендует кандидат, сохранение ее конкурентоспособности и эффективной деятельности.
Широкие возможности для изучения кандидатов на работу дает анализ таких документальных носителей информации, как анкета, которую можно заполнять при приеме на работу, или личный листок по учету кадров и автобиография претендента, поскольку эти документы практически всегда есть в распоряжении работника отдела кадров. Однако не все кадровики внимательно относятся к их изучению, считая, что в них содержится лишь такая формальная информация о кандидате, как возраст, пол, состав семьи, образование, определенный опыт работы. Но именно эти, на первый взгляд, формальные документы могут дать много полезной дополнительной информации о кандидате. Стандартные анкета и автобиография, как правило, заполняются кандидатом собственноручно при его приеме на работу — при оформлении пакета документов, который предоставляется в кадровую службу.
Разумеется, существуют определенные требования к заполнению бланков таких документов, и на первый взгляд все анкеты и автобиографии почти одинаковы.
Но даже в этой одинаковости существуют различия, благодаря которым и можно получить необходимую дополнительную информацию о заполнявшем их лице (например, о событиях и фактах из его жизни, которые требуют уточнения или проверки в процессе последующего изучения кандидата).
При этом наиболее информативными являются те документы, которые заполняются (полностью или хотя бы частично) без длительных обдумываний непосредственно в помещении отдела кадров.
Это очень важно, поскольку в таком случае отсутствует «помощь» родственников, друзей или просто знакомых, и потому содержание таких документов и особенности их заполнения будут давать информацию именно о кандидате на работу, а не об его окружении.
Проверка на грамотность
Наипростейшая дополнительная информация, которую можно получить из анкеты и автобиографии, — грамотность кандидата на работу, его словарный запас, умение логично излагать свои мысли, способность выделять ключевые события и т. д.
И если, например, в основные требования, выдвигаемые к претенденту на замещение вакантной должности, входит умение грамотно писать, то наличие орфографических или пунктуационных ошибок в данных простых документах уже может быть основанием для отказа кандидату в приеме на работу.
Графологический анализ
Анкета и автобиография, написанные собственноручно, могут быть также материалом для проведения графологического анализа почерка кандидата на работу.
Осуществление подобного анализа требует специальной профессиональной подготовки, однако не каждый работник отдела кадров имеет соответствующие знания и опыт.
Поэтому мы остановимся на тех аспектах анализа указанных документов, осуществить которые сможет практически каждый кадровик.
Обратить внимание. Результаты анализа анкеты и автобиографии могут быть основой для построения дальнейшего собеседования и определения вопросов, с помощью которых можно получить дополнительную информацию.
Построение генограммы
Генограмма — своеобразное стандартизированное графическое изображение генеалогического дерева.
Рассмотрим сначала часть анкеты, где приводятся данные о близких родственниках кандидата. Конечно, менее всего информации можно получить о тех кандидатах, у которых мало родственников.
Но даже в этом случае можно построить часть генограммы, касающейся ближайших родственников [1].
Как правило, построение генограммы рассматривается как проективный метод диагностики проблем семейных отношений [1, 2], однако его возможности значительно шире.
Несмотря на достаточно четкие инструкции по заполнению анкеты, в ней строго не регламентировано, кого и в каком порядке вписывать. А при построении генограммы одной из важнейших является информация, касающаяся порядка перечисления родственников.
Даже при минимальном составе семьи первым упоминается тот из родственников, кто для кандидата на момент заполнения анкеты является наиболее авторитетным [2], кто имеет большее влияние на него и особенности поведения которого он пытается наследовать.
Соответственно мы и отслеживаем этот порядок.
«Отец, мать», «Мать, отец», «Отец, мать, отчим», «Мать, отчим, отец», «Мать, отец, муж матери», «Жена, мать, отец» — все это части генограмм различных семей с неодинаковыми внутрисемейными отношениями, с разным уровнем значимости членов семьи для кандидата и их влияния на него.
При большем составе семьи данные о порядке упоминания родственников являются более информативными. Например: «Мать, отец, жена, брат жены, отец жены, мать жены, сестра жены».
Такой порядок упоминания родственников свидетельствует о большем значении для кандидата собственной семьи, при этом отец является менее авторитетным, чем мать.
В семье жены значимые отношения у кандидата существуют с братом жены, а отношения с сестрой жены имеют более формальный характер.
У другого кандидата в анкете родственники упоминались в следующем порядке: «Жена, отец жены, мать жены, сестра жены, сестра жены, мать, отец».
Здесь с большой вероятностью можно было предвидеть существование определенных проблем (конфликтов, отчуждения) в отношениях с собственными родителями.
В ходе беседы выяснилось, что кандидат стесняется своих родителей, их сельского происхождения, а семья жены дает ему возможность выбиться в люди. Понятно, что далеко не на каждую должность подойдет кандидат с такими «индивидуальными особенностями».
Важным также является запись о родственниках, которая в какой-то мере противоречит стандартной, общепринятой формулировке. Например, употребление в анкете слова «мама» вместо «мать» может быть свидетельством более близких эмоциональных отношений с матерью.
Употребление словосочетания «муж матери» вместо «отчим» (особенно если такие формулировки встречаются в анкете молодого кандидата, проживающего совместно с матерью и ее мужем) может свидетельствовать о непризнании мужа матери членом своей семьи и напряженных отношениях с ним.
Не менее важную информацию предоставляет употребление дополнительных уточняющих слов, например: «моя мать», «мой отец», «моя жена», «мой муж». Такие уточнения могут быть проявлением претензий кандидата (возможно, и не всегда осознанных) на своеобразное право собственности на другого близкого человека.
Интересной может быть и информация, касающаяся вписывания в анкету не предусмотренных инструкцией лиц, в частности, детей, братьев и сестер, не достигших 18-летнего возраста, дальних родственников и, наконец, самих кандидатов.
Кроме подчеркивания значимости дополнительно вписанных лиц для кандидата, это может свидетельствовать, с одной стороны, о непонимании кандидатом инструкций, а с другой — о склонности к их нарушению.
Поэтому в процессе дальнейшего изучения таких кандидатов на работу больше внимания следует уделять на исследование их интеллектуальных способностей, их умению подчиняться, дисциплинированности и т. д.
Вышеупомянутые вписывания и уточнения также могут быть проявлением определенных личных качеств кандидата. Ярким и несколько неординарным примером является анкета, заполненная сорокапятилетним кандидатом на работу. В ней все ближайшие родственники вписаны в таком порядке: «Я, брат, отец, мать, моя дочь, дочь, жена».
При этом «моя дочь» и «дочь» являются близнецами. В ходе анализа указанного порядка упоминания родственников было выдвинуто предположение об эгоистичности кандидата, его авторитарности, конфликтности и завышенной самооценке, что в процессе дальнейшего психологического изучения практически полностью подтвердилось.
Анализ данных об учебе
Достаточно информативными относительно индивидуальных особенностей кандидатов являются данные об оконченном ими учебном заведении. У одного кандидата в анкете читаем: «09.2001–06.
2006 — Киевский национальный университет, юридический факультет». У другого — «09.2001–07.2005 — Киевский национальный университет им. Т. Шевченко, юридический факультет, бакалавр права; 09.2005–06.
2006 — Киевский национальный университет им. Т. Шевченко, юридический факультет, магистр права».
На первый взгляд, различий почти нет — оба кандидата окончили одно и то же учебное заведение, получили одинаковое образование.
Но для первого, скорее всего, получение образования является предпосылкой дальнейшего трудоустройства, для второго — важный статус, который предоставляет ему наличие высшего образования.
При этом с большой вероятностью можно утверждать, что первый будет ориентироваться на содержательную часть работы, второй — на статусную.
Описание трудовой деятельности
Интересным для исследования является также раздел анкеты, в котором кандидат описывает свою трудовую деятельность (в качестве его соответствия можно рассматривать резюме кандидата на работу).
При его изучении анализируется информация относительно продолжительности работы кандидата на одном месте, частоты вариации мест работы, его соответствия профессиональной подготовке, а также деятельности, не оформленной трудовым договором, внесение данных об образовании (не только высших, но и в общеобразовательных учебных заведениях) и т. д.
Например, анализируем трудовую деятельность кандидата на замещение должности охранника. В качестве положительного фактора можно отметить опыт работы охранником в течение трех лет.
Но за эти годы кандидат сменил семь мест работы, на каждом из которых проработал не более пяти месяцев (средняя продолжительность работы на одном месте составила три с половиной месяца).
Исходя из указанного, можно допустить, что кандидату присуща либо повышенная конфликтность, либо низкая способность к подчинению, либо неспособность к выполнению однообразной работы. В результате последующего изучения подтвердились низкий уровень подчинения кандидата, его импульсивность и склонность к нарушению дисциплины.
Интересную информацию о кандидате можно получить, анализируя его карьерные перемещения, — смены должностей, связанные с постоянным служебным ростом или перемещением по горизонтали или на низшую должность; работа в одной организации или в разных; работа по одному направлению деятельности или связанная с изменением ее смыслового наполнения и т. д.
Не меньше информативности несут данные, касающиеся продолжительности периода безработицы.
Например, в анкете указано, что кандидат перешел из одной организации в другую на высшую должность, но по тому же направлению деятельности, что и на предыдущем месте работы, где проработал почти три года.
При этом разрыв между увольнением и трудоустройством составлял 8 дней.
Сразу можно допустить, что кандидату присуща определенная амбициозность и выдержка, способность к планированию, ведь такой переход на другую работу с повышением и «без разрыва стажа» нужно хорошо спланировать и подготовить.
Другой случай — после увольнения кандидат пять месяцев не работал, а затем трудоустраивался на должность, равнозначную предыдущей, но с резким изменением направления деятельности, не требующей специальной профессиональной подготовки.
Вполне вероятно, кандидат сначала уволился, а затем, не сумев трудоустроиться и испытывая недостаток в средствах к существованию, согласился на первую попавшуюся работу.
Бесспорно, этот кандидат несдержан, импульсивен, не склонен к предвидению последствий собственных поступков, сначала что-то делает, а уже потом думает о возможном результате.
Разумеется, что такое предположение нуждается в дальнейшей проверке (возможно, кандидат был уволен в связи с сокращением штата работников) и уточнении, но в качестве рабочей гипотезы оно имеет право на существование.
Построение психологического профиля по дополнительной информации
Конечно, анализируя информацию, полученную из анкеты и автобиографии кандидата, нельзя делать выводы лишь на основе одного какого-то факта. Подобный анализ должен быть комплексным и основываться на сопоставлении различных фактов, комментариев, описаний, приведенных в данных документах.
Например, в анкете было отмечено, что все члены семьи (отец, мать, брат) проживают вместе. При этом родители — пенсионеры, брат — не работает.
А в автобиографии упоминалось, что брат еще три года назад выехал на постоянное место жительства в Израиль. Кроме того, указывалось, что мать работает мойщицей посуды в ресторане, без указания его названия, т. е.
была попытка формально повысить статус работы матери (не какая-то там столовая или кафе, а ресторан).
Рассмотрим еще один пример.
Из хронологии трудовой деятельности кандидата видно, что, работая в государственном учреждении, из областного центра он был переведен в район на равнозначную должность, что фактически означает понижение по должности, а через год в этом же учреждении резко изменил направление деятельности с переводом в другой район и с незначительным повышением, однако проработал на новой должности всего лишь полгода. Из анкеты следует, что с последнего места работы кандидат уволился по собственному желанию и уже почти год не работает, состоит на учете в центре занятости и получает пособие по безработице, а в автобиографии указано, что два месяца назад он совершил туристическое путешествие за границу.
Как видим, уже в самом начале изучения кандидата в его анкетных данных и автобиографии обнаружен ряд противоречий, порождающих сомнения в достоверности предоставленной информации и нуждающихся в уточнении.
В то же время по анкетным данным и автобиографии можно построить схематический психологический профиль кандидата.
Вернемся к вышерассмотренным анкете и автобиографии.
Очевидно, заполнявший их кандидат довольно невнимателен, имеет невысокие интеллектуальные способности, амбициозный, склонный к манипулированию другими, ему присущи невысокие моральные качества, заниженный уровень ответственности, особенно в сфере служебных отношений, он склонен предоставлять неправдивую информацию, снисходительно относится к собственным недостаткам.
- При последующем изучении кандидата данный психологический профиль был подтвержден, кроме того, обнаружен повышенный уровень раздражительности и агрессивности, высокая демонстративность, конфликтность и мстительность, низкий уровень исполнительской дисциплины.
- Таким образом, комплексный анализ биографических данных из собственноручно заполненной кандидатом анкеты и автобиографии может дать чрезвычайно полезную информацию относительно его индивидуально-психологических черт и значительно облегчить процесс дальнейшего его изучения и определения пригодности к эффективному выполнению соответствующей работы.
- Мостовая Ирина
Источник: https://hr-portal.ru/article/analiz-anketnyh-dannyh-i-avtobiografii-kandidata-na-rabotu
Анализ биографических данных в психологии
Здравствуйте, дорогие и уважаемые читатели! Наши эксперты сайта приветствуют на информационно-образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с задачей выяснить, что такое анализ биографических данных в психологии? Прокомментируйте данную мысль.
Стоит заметить в первую очередь, что на этом уроке оперирующими понятиям будут: ПСИХОЛОГИЯ, НАУКА, БИОГРАФИЯ, ДАННЫЕ, АНАЛИЗ, СИНТЕЗ.
Для начала давайте рассмотрим самые главные понятия, которые буду оперирующими на сегодняшнем занятии.
ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, а также развития и функционирования психики человека и группы людей (общество).
А теперь давайте разбираться вместе, что принято понимать под анализом биографических данных в психологии? Стоит сразу отметить, что биографические методы в психологии — это такие способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти 20-ого века.
Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия.
Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.
Можно отметить следующие специфические черты биографического метода:
1) он является историческим по происхождению, так как мигрировал в психологию из исторических наук.
2) биографический метод несомненно относится к генетическим.
3) биографический метод, оперирующий молярными единицами — событиями, поступками и пр.
4) биографический метод освещает не только объективную сторону жизни, но и переживания во внутреннем мире, в котором тоже есть события.
На этом наше занятие подошло к концу. Рассчитываю, что это занятие прошло для Вас информативно и продуктивно, и Вы узнали для себя что-то новое.Если же что-то осталось сложным для восприятия из этой темы, Вы всегда можете задать свой волнующий вопрос у нас на сайте.
Желаем успехов и удачи во всех начинаниях!
Источник: http://ru.solverbook.com/question/analiz-biograficheskix-dannyx-v-psixologii/
Биографический метод качественного психологического исследования
Биографический метод является универсальным методом исследования общественных и гуманитарных наук, таких как история, социология, психология, культурная антропология и др.
В зависимости от задач исследования в определенной науке разнится процедура биографического исследования, метод может применяться во множестве модификаций.
Специфика биографического исследования в психологии определяется интересом к жизненному пути личности (в отечественной психологии) [Мошкова, 1994], к индивидуальной жизни человека, особенно известных и неординарных личностей (в зарубежной психологии) [Handbook of psychobiography, 2005].
Несмотря на то, что первые работы по биографическому методу как методу психологического исследования Н. А. Рыбникова, А. Ф. Лазурского и др. появились в России еще в начале прошлого века, метод не вошел в широкую исследовательскую практику [Рыбников, 1920; Лазурский, 1911 ].
Очевидно, причиной тому были идеологические и методологические ограничения в науке, определившие ее преимущественно позитивистский характер. Возрождение интереса российских исследователей к психобиографическому методу наблюдается в публикациях двух последних десятилетий.
Большая часть работ проводится в науко- ведческих целях при изучении биографий ученых [Ярошевский, 1993; Мошкова, 1989; Мошкова, 1994].
В качестве материала биографического исследования могут использоваться мемуары, письма, автобиографии, биографии, созданные по результатам интервью и т. п. Наиболее дискуссионной остается проблема привлечения автобиографических описаний, на содержании которых сказываются особенности памяти и мотивации самопрезентации автора.
Так, для исследования личности представляет ценность понимание мотивов конкретных поступков, которые авторы склонны забывать или подменять, выдавая желаемое за действительное. Однако, как считал Н. А.
Рыбников, без использования биографических и, в частности, автобиографических данных при изучении истории личности не обойтись: «Психология должна научиться анализировать эти данные, отсеивать шелуху, брать достоверное и ценное» [Рыбников, 1930, с. 16].
Для этого автор считал необходимым проведение работы по анализу не единичных, а ряда биографий, их сравнение в зависимости от типичных особенностей авторов, пола, возраста, социального положения, эпохи и т. д.
Отмечалась необходимость соотнесения биографического описания личности с объективными данными, сравнения отдельных частей автобиографий, определения цели, которую ставил перед собой автор. По мнению Н. А. Рыбникова, такая работа способна помочь в учете неизбежных ошибок памяти, эгоцентризма, установок, в выявлении существенного, бесспорного.
Рассмотрим достоинства использования биографического метода. По мнению Г. Ю. Мошковой, в отечественной психологии личности ученого существуют противоречия между теоретическими положениями и их воплощением в конкретных исследованиях [Мошкова, 1994].
Первое противоречие обусловлено лишь формальным провозглашением принципа развития личности в ее деятельности, исследованием некоей устойчивой системы, уже сложившейся к моменту начала научной работы и не претерпевающей в дальнейшем сколько-нибудь значительных изменений.
Второе противоречие связано с признанием принципиального значения собственной активности личности как субъекта, обладающего свободой выбора, и вместе с тем фокусом исследования на внешних детерминантах личности и деятельности, начиная от творческого стиля и кончая структурой мотивационной сферы.
Третье противоречие состоит в неадекватности задач конкретных исследований (поиск достаточно простых зависимостей и корреляций между какой-либо одной группой факторов и ставящейся им в соответствие чертой личности) основной цели психологии личности ученого (обнаружение интегральной личностной структуры, обеспечивающей высокий творческий потенциал).
В свете названных противоречий особая роль в качественном социально-психологическом исследовании отводится психобиографическому методу, позволяющему изучить личность в динамике, проследить становление и изменение ее характеристик, определить условия и закономерности психической жизни человека.
В применении к исследованию законов творческой активности выдающихся личностей, биографический метод способствует выявлению этапов наибольшей продуктивности и кризисов личности, факторов их возникновения. Так, например, известны результаты исследования Н. Я.
Пэрны, в ходе которого выявлен волнообразный характер творческой активности личности [Пэрна, 1925]. Российский психофизиолог полагал, что жизненный путь гения представляет собой развертывание заложенного в человеке таланта, определяемое универсальными биопси- хологическими закономерностями существования.
По результатам анализа биографических материалов выдающихся ученых и деятелей искусства, Н. Я. Пэрна предположил, что пики творчества таких людей наступают через каждые 6-7 лет.
Достоинством биографического метода в психологии является заложенная в нем возможность изучения цельной личности, а не набора неких характеристик, элементов. «Личность для биографа является единым, целым.
Всякая отдельная черта, поступок рассматривается лишь как иллюстрация для понимания этого целого, осуществления призвания» [Рыбников, 1920, с. 17]. Вместе с тем для выявления общих закономерностей, отличающих жизненный путь выдающихся личностей, необходимо выделение и сравнение отдельных характеристик.
Вычленение таких характеристик может способствовать снижению субъективного фактора в интерпретации биографий.
Применение биографического метода позволяет решить задачу, заявленную С. Л. Рубинштейном, — «раскрыть человека во всех для него существенных связях и отношениях» [Рубинштейн, 1989, с.
286], а в русле историко-психологического исследования — проследить взаимосвязь предметно-логических, социальных и личностных детерминант научного познания.
Обращение к динамике становления личности ученого и его научных взглядов под влиянием изменяющихся микро- и макросоциальных факторов на протяжении жизненного пути способствует воссозданию истории науки.
Источник: https://studme.org/160535/psihologiya/biograficheskiy_metod_kachestvennogo_psihologicheskogo_issledovaniya
Биографические методы в психологии
Биографические
методы в психологии (ново-греч. βιογραφία
— жизнеописание от др.-греч. βίος —
жизнь, γράφω — пишу) — способы исследования,
диагностики, коррекции и проектирования
жизненного пути личности. Биографические
методы начали разрабатываться в первой
четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер).
Современные биографические методы
основаны на изучении личности в контексте
истории и перспектив развития её
индивидуального бытия.
Использование
биографических методов предполагает
получение информации, источником которой
являются автобиографические методики
(опросники, интервью, спонтанные и
спровоцированные автобиографии),
свидетельства очевидцев, контент-анализ
дневников, писем и т. п.
Можно
отметить специфические черты
биографического метода.
1)
он является историческим по происхождению,
так как мигрировал в психологию из
исторических наук. Связь с ними
прослеживается в таких его особенностях,
как значительная ретроспективность,
опосредованность источниками, стремление
к полноте реконструкции прошлого,
близость к искусству.
Психологическое
биографирование заимствует некоторые
конкретные приемы из источниковедения.
Главное, что сам объект биографического
метода — жизненный путь — историчен
по своей природе. Как в исторических
науках, так и в психологической биографике
основной единицей анализа является
событие.
2)
биографический метод несомненно
относится к генетическим. В этом отношении
он аналогичен экспериментальному
лонгитюдному исследованию. В силу своей
ретроспективности биографический метод
отчасти может заменить лонгитюд, когда
нет возможности изучать развитие
непосредственно год за годом на длительном
отрезке времени.
3)
факты жизненного пути, как правило,
нельзя воспроизвести в лабораторных
условиях — их можно только реконструировать.
Биографический метод, направленный на
реальный процесс жизнедеятельности
личности, отличается «естественностью».
Биограф, как и наблюдатель, не вмешивается
в ход событий. Биографические факты
могут рассматриваться в качестве
жизненных показателей личностных
структур.
4)
биографический метод, оперирующий
молярными единицами — событиями,
поступками, обстоятельствами и т.д., –
нацеленный на открытие «закона»
индивидуальности изучаемого человека,
является синтетическим, а вместе с тем
в значительной мере описательным.
5)
биографический метод освещает не только
объективную сторону жизни, но и переживания
во внутреннем мире, в котором тоже есть
события. В своем монографическом варианте
метод отличается интимностью.
Нередко
воспоминания, письма, дневники носят
характер исповеди, и тогда особенно
мощно работают субъективные факторы —
защитные механизмы, влияние мотивов,
реакция на исследователя, искажения
памяти.
Здесь высок уровень субъективности,
поэтому остра проблема валидности,
надежности, точности биографического
метода.
В
плане преодоления недостатков метода
(впрочем, относительных: трудоемкость,
описательность, субъективные искажения)
имеют значение исследования по психологии
воспоминаний, самосознания, психогнозиса.
Преодолению
субъективизма в биографических
исследованиях служит комплексность
процедуры, т.е. использование различных
биографических источников, конкретных
методик. Полезно сопоставление
биографических данных с нормами и
типами, полученными статистически на
больших выборках.
Объективность
биографического метода повышается,
когда материалы обсуждаются в кругу
специалистов на своего рода клинических
конференциях, когда параллельно одни
и те же лица изучаются разными
исследователями.
Весьма необходимы для
дальнейшего развития биографического
метода специальные методические
эксперименты, в которых бы сравнивались
познавательные возможности разных
биографических методик.
Предметом
биографического метода является
жизненный путь человека, в процессе
которого формируется личность, происходит
сложный процесс становления индивида,
его приобщение к общественным нормам,
формирование готовности к выполнению
различных ролевых функций, выработка
индивидуальных ценностей, мировоззрения,
характера и способностей человека.
Многомерность
биографии человека, включающая в себя
совокупность деятельностей и отношений,
ролей и функций, определяет комплексность
метода. Для того чтобы охватить все это
многообразие и получить достоверную
информацию, требуется система конкретных
методов.
Основными
источниками биографических данных
являются :
—
официальные биографические документы
(характеристики, автобиографии и др.);
—
практические результаты деятельности
(активность в общественной работе,
успешность в выполнении различных
нормативов и заданий и т.п.);
—
автобиографические данные (автобиография,
биографическая анкета, беседа).
Сбор
биографического материала начинается
с изучения официальных документов
личного дела. Основную цель анализа
документации можно определить как
получение информации о биографических
данных, состоянии здоровья, моральных
и индивидуально-психологических
качествах, военно-профессиональной
направленности и подготовленности
военнослужащего.
Работа
с документами помогает составить
предварительное, но довольно целостное
представление об испытуемом. Анализ
практических результатов его деятельности
дает возможность получить информацию
о степени сформированности изучаемых
качеств.
В автобиографии военнослужащего
необходимо обратить внимание на характер
его общения с окружающими, общественную
активность, интересы и склонности,
военно-профессиональную направленность.
Автобиография позволяет проследить
целостную картину жизненного пути,
основанную на воспоминаниях.
- Одним
из основных методов сбора информации
является биографическая анкета, которая
в достаточно полном объеме позволяет
получить точные даты и объективные
факты жизни, оценить направленность,
склонности, моральные и другие
индивидуально-психологические качества
военнослужащего, определить их
соответствие содержанию профессиональной
деятельности. - Расширить
и уточнить полученный материал можно
в ходе индивидуальной беседы. - Биографические
данные, полученные с помощью различных
методов, для облегчения их последующего
анализа упорядочиваются в хронологической
таблице. - Хронология События,
факты Характеристика Оценка
периода -
Используя
хронологическую таблицу, проводят
динамический анализ различных форм
активности личности, развитие ее
интересов и склонностей.
Качественная
обработка всего биографического
материала сводится к интерпретации и
описанию личности по жизненным
показателям, к оценке ее направленности,
характера, способностей, склонностей
и т.д.
Основной задачей интерпретации
жизненного пути является установление
последовательности зарождения свойств
и особенностей личности, их выраженности,
обусловленности теми или иными факторами
биографии.
Варианты
биографического метода включают: 1)
ретроспективный анализ, т.е.
описание
индивидуальности, проводимое postfactum
на основании сведений, почерпнутых из
документальных источников-2) длительные
лонгитюдные исследования, предоставляющие
экспериментальные данные для
биографического анализа; 3) каузометрический
анализ, устанавливающий связи между
разными событиями жизни на основании
собственных оценок испытуемого.
1).
Традиционный биографический метод —
описание жизненного пути человека,
которое основывается на различных
документальных источниках — продуктах
профессиональной деятельности, письмах,
дневниках, воспоминаниях современников
и т.д.
Ретроспективное воссоздание
жизненного пути имеет ряд преимуществ
перед объективным сегодняшним
исследованием: исследователь хорошо
представляет себе последствия решений
и поступков описываемого им человека,
его роль в общественной жизни, знает
исторический контекст его развития,
владеет широкой панорамой событий. Все
это способствует пониманию целостности
описываемой личности.
Вместе
с тем очевидны и ограничения такого
варианта биографического метода.
Используя документальные данные,
исследователь вынужден полагаться на
то, что сохранило время. Он неизбежно
сталкивается с пробелами в сведениях
о том или ином периоде в жизни данной
личности, с низкой достоверностью
некоторых фактических событий и с
противоречиями в оценках и мнениях
современников.
При
реконструкции биографии человека легко
переоценить степень преемственности
в его мотивах и интересах, его раннюю
ориентацию на то, что становится
впоследствии делом его жизни. Очень
часто в биографиях при описании детства
и юности акцентируется именно то, что
позволяет выстроить непротиворечивую
картину личности. Например, при описании
жизненного пути Ф.
Гальтона, положившего
начало интеллектуальному тестированию
в психологии, обращается внимание на
то, что уже в раннем детстве проблемы
умственного развития не оставляли его
равнодушным. В доказательство этого
приводится одно из писем Гальтона к его
наставнику. В нем (этом письме) Гальтон
пишет: „Мне 4 года, и я могу прочитать
по-английски любую книгу.
Я также могу
сказать все латинские существительные,
прилагателные и активные глаголы и
прочитать 52 строчки латинских стихов
(Цит. по MaltinM.W.,
1990).
Такое документальное свидетельство
само по себе любопытно как один из
штрихов к портрету Гальтона, но вряд ли
на его основании можно судить о том, в
каком возрасте у Гальтона пробудился
интерес к изучению интеллектуальной
сферы человека.
Важно
также и то, что при биографическом
описании исследователь неизбежно
ограничен тем материалом, который есть
в документах, и если даже фактическая
сторона событий в них представлена
достаточно полно, то психологические
особенности человека, его внутренний
мир всегда отражены фрагментарно.
2).
Другой вариант биографического анализа
индивидуальности -непосредственное
прослеживание жизненного пути человека,
предполагающее периодические
экспериментальные исследования.
Уже
несколько десятков лет существует
направление, получившее название
„онтогенетическая психология». Оно
объединяет исследовательские группы,
проводящие лонгитюдные исследования,
охватывающие значительные периоды
жизни человека.
Наиболее длительным из
таких исследований является Калифорнийский
лонгитюд, продолжающийся уже около 70
лет.
Объективные
экспериментальные исследования,
проводящиеся в онтогенетической
психологии, отличаются от ретроспективных
биографических описаний прежде всего
тем, что в них выбор психологических
особенностей, являющихся предметом
анализа, оказывается в полной власти
исследователя.
Однако, как и в любом
психологическом обследовании человека,
проводящемся идиографическим методом,
в этих исследованиях очень остро стоит
вопрос об интеграции разнообразных
экспериментальных данных, о воссоздании
целостности индивидуальности.
Зачастую
эти исследования дают полезную информацию
лишь об индивидуальных различиях в
возрастной динамике отдельных функций
и характеристик.
3)
Использование реальных измерений, а не
документальных свидетельств несомненно
имеет свои преимущества. Однако
длительность онтогенетических
исследований, их соразмеримость с жизнью
экспериментатора делают их непригодными
для решения многих задач.
Если,
например, исследователь хочет выяснить,
какие особенности жизненного пути
современного молодого человека влияют
на его профессиональный выбор, то подход,
предлагаемый онтогенетической
психологией, ему вряд ли может помочь.
Начав сегодня лонгитюдное исследование
младенцев, он через 20 лет сможет сказать,
что окажется существенным для
профессионального выбора, но для выбора
человека, становление которого будет
проходить в другой общественной ситуации
нежели та, в которой живут современные
юноши и девушки.
Понимание,
с одной стороны, важности жизненного
пути для анализа индивидуальности, а,
с другой, — невозможности, а иногда и
нецелесообразности длительных
исследований привело к созданию
компактных методов, моделирующих
жизненный путь человека.
В
отечественной психологии такой способ
биографического анализа получил название
каузометрического, т.е. устанавливающего
причинно-следственные связи. Целью
каузометрического анализа является
воссоздание жизненного пути человека
на основании его собственных оценок и
реконструкция „системы причинных и
целевых связей между жизненными
событиями, свойствами личности, значимыми
людьми».
В
основе каузометрического анализа лежат
представления о том, что несовпадение
психологического и хронологического
(паспортного) возраста человека,
субъективная оценка связанности друг
с другом оценок прошлого и будущего, а
также значимости ожидаемых жизненных
событий определяет системообразующие
свойства личности (Головаха Е.И., Кроник
А.А., 1984).
Конкретные
методики каузометрического анализа
разнообразны по форме, но все они
направлены на достижение одной и той
же цели -помочь испытуемому наиболее
полно реконструировать свой жизненный
путь и оценить свои жизненные перспективы.
В качестве таких методов могут быть
использованы глубинные интервью,
экспериментальные методы с элементами
проективных техник, игровые и
психотерапевтические ситуации.
Получаемая
в результате картина- несомненно
субъективна.
Однако в отличие от
субъективности автора традиционных
биографий, который может, например,
привносить свои мотивы в описание
анализируемой им личности, субъективность
в данном случае сама имеет диагностический
характер: то, как человек видит и оценивает
свой жизненный путь, имеет не меньшее
значение для его личностных особенностей,
чем реальные объективные данные.
В
конфликтологии используется для изучения
причин возникновения конфликта как
изучение биографических данных участников
конфликта.
Биографический
метод
Биографический
метод — метод исследования личности,
групп людей, базирующийся на анализе
их профессионального пути и личных
биографий. Источником информации могут
быть разнообразные документы, резюме,
опросники, интервью, тесты, спонтанные
и спровоцированные автобиографии,
свидетельства очевидцев (опрос
сослуживцев), изучение продуктов
деятельности.
Источник: https://studfile.net/preview/1620319/
Биографический метод в исследованиях креативности
Биографический метод — это способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении личности в контексте истории. Он начал использоваться в начале XX века. Первоначально биографический метод развивался в гуманитарных науках (в философии, социологии, истории) [1].
Биографический метод используется в психологии в случае, если требуется изучить особенности психики, поведения личности на ее жизненном пути, в исторической перспективе.
Этот метод использует объективные данные биографии личности и описания ее субъективных переживаний, исходя из чего делается вывод об особенностях поведения, способностях, характере, жизненном пути.
[6] Биографический метод использует данные биографий, автобиографий, свидетельств очевидцев и современников, контент-анализ биографий, дневников, писем, а также биографические опросники и интервью [2].
В психологии в 20-е годы этот метод использовали Ш. Бюлер и Н.А.Рыбников. Н.А.Рыбников считал, что изучение биографий позволит выявить закономерности и этапы духовного развития личности, реализации способностей личности в конкретных социальных условиях, а также условия, препятствующие реализации таланта [7] .
Австрийский психолог Ш. Бюлер в 1933 году выпустила книгу «Жизненный путь человека как психологическая проблема», где описала анализ биографий по трем направлениям — объективным событиям жизни, творческим достижениям, состояниям внутреннего мира. В 40-е годы Г.
Оллпорт обобщил имеющийся опыт использования этого метода.
В отечественной психологии на современном этапе Б.Г.Ананьев первым обратил внимание на биографический метод в исследованиях личности. Б.Г.Ананьев разрабатывал теорию индивидуальности и индивидуального психического развития, в свете которой он дал этому методу второе рождение. Б.Г.
Ананьев определял суть биографического метода, исходя из его специфического предмета — жизненного пути.
«Биографический метод — собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т. д.)». Продолжила развивать этот метод его ученица Н.А.Логинова.
Ей принадлежит труд «Психобиографический метод исследования и коррекции личности». Также биографический метод использовали отечественные психологи М.М.Рубинштейн, И.М.Соловьев [6].
В психологии художественного творчества биографический метод направлен на изучение особенностей художественного мышления и деятельности, проявления художественно-творческих способностей, психологических особенностей восприятия, интерпретации и создания художественных образов, особенностей личности художника, а также факторов, способствующих развитию индивидуального творческого подхода. Биографический анализ позволяет проследить начало проявления способностей, их развитие. Многие выдающиеся деятели культуры уже с детства обнаруживали творческие способности. Особенно ярко это проявляется в отношении музыкальных способностей (примеры В.А.Моцарта, Ф.Листа, Р.Штрауса) [4] . Многие из известных композиторов с раннего возраста обнаруживали особую восприимчивость ко всему происходящему в мире и переживание этого в форме музыкальных образов. Например, Р.Шуман писал : «Меня волнует все, что происходит на белом свете, — политика, литература, люди, — обо всем этом я раздумываю на свой лад, и затем все это просится наружу, ищет своего выражения в музыке». Н.А.Римский-Корсаков также с детства отмечал у себя соответствие зрительных образов и нот музыки [5]. Исследования биографий вундеркиндов, обнаруживших музыкальную одаренность, также показали, что чрезмерная эксплуатация таланта ребенка, частые выступления перед публикой, несистематичность занятий способствуют остановке в развитии способностей ребенка.
Биографический метод используется в психологии художественного творчества также при анализе литературных произведений, где личность писателя в контексте его жизненного пути рассматривается как основополагающий фактор творчества. Можно проследить, как факты биографии писателя находят отражение в сюжетах, героях его произведений.
Например, психологические проблемы героев прозы Достоевского можно объяснить болезненными состояниями самого писателя [8]. Также рассматриваются факторы, повлиявшие на становление писателя. Е.А.
Корсунский использовал собственные многолетние исследования одаренных детей и анализ биографий известных писателей и пришел к выводу, что важную роль играет наличие хорошего наставника и примера для подражания в детстве будущего писателя [4].
В психологии научного творчества биографический метод также широко применяется, так как большую роль играет личность ученого, его индивидуальность. Индивидуальность ученого проявляется проявляется в особенностях мировоззрения, выборе круга проблем изучения, стиле изложения открытий.
Биографический метод в исследовании ученых и научного творчества стал разрабатываться в СССР в 70-е гг. во многом благодаря идеям и исследованиям М.Г. Ярошевского. В коллективной монографии «Человек науки» отдельно рассматриваются вопросы создания биографий ученых как важного раздела истории науки. В книге В.П.
Карцева «Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований» содержится раздел о биографиях и автобиографиях ученых [6]. А. Рудкевич и Е. Ф. Рыбалко исследовали возрастную динамику продуктивности ученых Они основывались на анализе биографий и творческих достижений ученых.
В группу А вошли 372 самых знаменитых ученых и деятелей искусства; в группу В — 419 менее известных,
В группе А спад творческой активности наблюдался редко, а в группе В он наблюдался во всех профессиональных группах. Представители группы А дольше учатся, чем представители группы В, но и период наивысшей творческой продуктивности у них значительно продолжительнее. И вместе с тем наиболее выдающиеся люди раньше начинают творческую деятельность, чем менее выдающиеся [3].
В американской психологии проводились исследования, посвященные изучению биографий ученых. Дж. Чемберс провел биографический опрос по анкете из 81 пункта и обнаружил существенные различия в 16 пунктах между выдающимися учеными и заурядными. Б. Эйдусон провел биографические интервью с 40 учеными.
У всех рано обнаруживались высокий интеллект, малое увлечение детскими играми, одиночество, поощрение занятиями наукой со стороны отца, хотя испытывали недостаток внимания с его стороны. Также многие рано начали самостоятельную жизнь. С.
Вишер проводил биографический опрос ученых с целью выявить факторы, влияющие на развитие таланта и собрал данные о 2607 ученых из разных областей науки. В. Деннис проанализировал 156 биографий ученых и построил кривые их научной продуктивности. Ему удалось обнаружить взаимосвязь между отдельными десятилетиями творческой деятельности по данному показателю. Г.
Леман опубликовал труд «Возраст и достижения», где подсчитывал количество научных публикаций по пятилетиям жизни и установил, что о пик достижений ученых в среднем приходится на возраст 35–39 лет, а к 60 годам творческие способности утрачиваются [4].
Таким образом, биографический метод является эффективным методом для психологических исследований, как основным, так и вспомогательным. Он помогает выявить значимые данные о личности человека, которые не всегда доступны для изучения иными методами.
Список литературы:
- Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000.
- Гуревич К.М. Психологическая диагностика: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997.
- Дружинин В. Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / М.: Питер, 2001
- Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности . — М.: «Питер», 2009.
- Кирнарская Д.К. Психология музыкальной деятельности М: 2003 г.
- Логинова, Н.А. — Биографический метод в свете идей Б.Г. Ананьева. 1986
- Мошкова Г.Ю. Биографический метод и проблема психологии личности ученого // Вопр. психологии. – 1994. – No 2.
- Ханзен-Леве А. Мифопоэтический символизм: Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм начала века. Космическая символика / СПб: Академический проект, 2003
Источник: https://sibac.info/studconf/science/xxxvi/94588