Взаимодействие человека и организации — справочник студента

Важное место занимает задача оптимизации человеческих ресурсов во взаимодействии людей и организаций.

Главное задачей менеджмента на сегодня является нахождение тонкого баланса между ожиданиями организации и человека. Для успешного достижения этого баланса реализуются новейшие разработки в области менеджмента, направленные на улучшение конкурентоспособности предприятия.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Рассмотрим схему взаимодействия между организацией и человеком:

  • Ожидания человека от организации:
    • Место в организации;
    • Производимые действия;
    • Оплата труда.
  • Ожидания организации от человека в производственном процессе:
    1. Уровень квалификации и личностные качества
    2. Соответствие желаемому результату работы;
    3. Оплата труда.

Ожидания человека и ожидания организации

Для реализации всех своих ожиданий, организация может использовать инвестиции, таким образом поддерживая работоспособность и достойный уровень здоровья, сохраняя высокий уровень человеческого труда и результатов, а следственно и прибыли.

Качественное здравоохранение позволяет продлить трудоспособность, сократив смертность и заболеваемость. Так как в процессе жизни, капитал здоровья неизбежно сокращается, инвестируя в здоровье заметно замедляет изнашивание организма.

Для многих государств это едва ли не самая приоритетная задача.

Инновации как плод взаимодействия человека с организацией

Инновационность стала едва ли не самой главной чертой современных организаций. По этому стоит принять во внимание тот факт, что человеческий капитал тесно связан с инновационностью.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Фазовая и групповая скорости и их соотношение, формула рэлея - справочник студента

Оценим за полчаса!

Некоторые авторы отождествляют инновационность и готовность к инновациями тех или иных предприятий. Персонал всегда рассматривается как один из ключевых элементов любой инновации в процессе производства и управления.

Это не единственно мнения на счет роли человека в организации. Некоторые утверждают, что человека в организации нужно воспринимать в первую очередь как личность, с потребностями, мотивациями, отношениями и ценностями. На личность, как известно, влияет огромное количество внешних факторов. Для удобство их разделили на три составляющих:

  • Иерархия организации. Этакая вертикаль где на каждом отрезке сохранена структура «власть-подчинение». Можно назвать это субординацией.
  • Культура. Каждый человек ведет себя по своему, на его поведения оказывают влияние воспитания, сложившиеся привычки, установки, законы, окружение.
  • Рынок. Товарно-рыночные отношения, это понятие не ново и оно работает в организациях. Тут необходимо равновесие между желаниями продавца и покупателя.

Все эти факторы влияют на человека, но влияние всегда комплексное.

Кроме того, есть такие понятия как тип личности и темперамент. Они имеют сильное влияние на трудовую деятельность работника, эмоциональный фон, индивидуально-личностные особенности и его поведение.

При правильно выстроенное мотивации, уровень персонала постоянно возрастает. Мотивация заключается в правильном стимулировании сотрудников, обеспечивая перемену схемы поведения человека, в нужную для организации сторону. Мотивация, отличный инструмент для стимулирования человеческого капитала. Она определяет его личностные и деловые качества, которые способствуют развитию организации.

Теории взаимодействия

Основа научного представления о взаимодействии человека с организацией, рассматривает работника как «экономическое существо», которое должно приносить максимальный доход организации. Зачем человек должен делать это? Для обретения экономической стабильности.

Особенность заключается в применении авторитарного типа управления. При таком управлении менеджер принимает решения, а работник беспрекословно выполняет все указания, прилагая при этом максимальные усилия.

В таком случае за приложенные усилия работник получает вознаграждения, можно назвать эту систему «кнут и пряник».

Система основана которая опирается на человеческие отношения, утверждает, что человек — социально-экономическое существо. Упор делается на то, что человек ценит хорошее отношение со стороны начальства. В этом случае хорошее отношение так же значимо как и материальное стимулирование.

Есть система которая утверждает, что человек это психологическое существо. В этом случае главной целью работника является реализация своих способностей и возможностей. Кроме хорошего отношения со стороны начальства. Менеджер улучшает производительность работника за счет эффективного применения способностей и творческого потенциала человека.

В таком случае организация выдвигает постулат, что главное в нем не количество людей, а каждый человек с его уникальными навыками, знаниями и творческой энергией. При использовании этой схемы, менеджеры должны найти необходимые возможности для реализации творческих попыток подчиненных.

Создаются благоприятные условия для трудовой и творческой деятельности сотрудников.

Система основанная на лидерстве в коллектива. Она предполагает что сотрудник — духовное существо. Она предполагает дать работнику возможность реализовать себя, свои идеи и творческие порывы при этом все начинает обретать идейную окраску.

В сути лежит утверждения о том, что: «Люди это в первую очередь духовные существа, а не какой-то безликий социально-экономический ресурс. Они должны понимать и ощущать смысл в том, что они делают, в таком случае они будут продуктивны». Данная система построена на ощущение значимости человека.

Она объединяет все положительные стороны предыдущий парадигм: продуктивность, эффективность, справедливость, доброту, ответственность. Таким образом мы получаем эффективность труда, которая опирается не на старое понятие эффективности которое заключался в соотношении затрат и прибыли.

Читайте также:  Различные подходы к классификации методов обучения - справочник студента

Новое понятие эффективности опирается на способность принести результат.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/vzaimodejstvie-cheloveka-i-organizacii/

Научный журнал Современные наукоемкие технологии ISSN 1812-7320 "Перечень" ВАК ИФ РИНЦ = 0,916

1 Николаева Л.В. 1 Саввинова Р.В. 1 1 ГОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
В статье раскрываются особенности взаимодействия преподавателя и студента как условие эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов.

Цель статьи – рассмотреть стили взаимодействия преподавателя и студентов как фактор состояния профессионально-образовательной деятельности в вузе. Дается обзор теорий и моделей стиля руководства преподавателя в процессе обучения студентов. Проведен анализ социологического исследования первокурсников и выпускников вуза по вопросу взаимодействия с преподавателями.

Предложена технология педагогической фасилитации как наиболее демократического и эффективного стиля руководства работой студентов со стороны преподавателя. Рассмотрены такие позиции преподавателя, как преподаватель-консультант, преподаватель-модератор, преподаватель-тьютор, преподаватель-тренер, соответствующие современному типу образования.

профессиональная подготовкасоциологическое исследование
1. Врублевская Е.Г. Развитие способности педагогов к фасилитирующему общению: Учебное пособие. – Хабаровск: «Колорит», 2001. – 182 с.
2. Димухаметов Р.С. Компоненты эталонной модели креативной фасилитационной образовательной среды подготовки бакалавров педагогики//Вестник Челябинского гос.пед.унив. Вып. 5. – C. 2–13.
3. Жижина И.В.

, Зеер Э.Ф. Психологические особенности педагогической фасилитации // Образование и наука. – 1992. – № 2.
4. Николаева Л.В. Новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса в современном вузе/Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11. – С. 570–573. 5. Отчет о результатах социологического исследования «Первокурсник-2014», Якутск, 2014//Социологические исследования.

– Сайт СВФУ. – www.s-vfu.ru/universitet/o/vuze/
6. Отчет о результатах социологического исследования «Выпускник-2015», Якутск, 2015//Социологические исследования. – Сайт СВФУ. – www.s-vfu.ru/universitet/o/vuze/
7. Столяренко Л.Д. Педагогическое общение // Л.Д. Столяренко. Педагогическая психология для студентов вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – С. 238–247.

Вуз как учебно-воспитательное, образовательное учреждение выполняет социально-педагогическую функцию, цель которой – подготовка квалифицированных специалистов в определенной области. Тема исследования актуальна, т.к.

оттого, каких стилей взаимодействия будут придерживаться преподаватель и студент, будут зависеть и мотивация студента, и качество обучения, и индивидуальная работа преподавателя со студентом. Не секрет, что дальнейшую, внеаудиторную работу студент планирует с тем преподавателем, которого он уважает, которому доверяет. Под вне аудиторной работой подразумеваются факультативы, научные кружки, олимпиады, конкурсы и др.

  • Цель статьи – рассмотреть стили взаимодействия преподавателя и студентов как фактор состояния профессионально-образовательной деятельности в вузе.
  • Система высшего образования направлена на обеспечение высокого качества образования путем внедрения государственных образовательных стандартов, развитие инновационной деятельности, разработку гибкой системы управления образованием, создание социокультурного пространства, формирование компетентности специалистов.
  • В данном контексте особую значимость приобретает взаимодействие преподавателя и студента, предполагающее следующие научно-практические направления:
  • – учебно-методическую и научно-исследовательскую работу со студентами, научное консультирование, научно-методическое обеспечение учебного процесса, апробацию современных образовательных технологий, разработку и апробацию совместных проектов.
  • Педагогическое взаимодействие преподавателя и студента способствует взаимоактивизации, формирует субъект-субъектные отношения.
  • Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми.
  • Столяров Л. выделяет шесть основных стилей руководства преподавателем обучающихся:
  • – автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к студентам требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;
  • – авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками;
  • – демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;
  • – игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;
  • – попустительский стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов либо идет на поводу их желаний;
  • – непоследовательный стиль – преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций [7].

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения: общение на основе высоких профессиональных установок педагога, общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание. Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них [7].

Из анализа мнений первокурсников о преподавателях из отчета о результатах социологического исследования «Первокурсник-2014» были получены следующие результаты. Социологический отчет был проведен после месяца учебы во время месячника адаптации. В опросе приняли участие 66 % первокурсников (1705 студентов из 2584) [5].

На вопрос «К кому Вы обращались при возникновении проблем с учебой?» 40 % студентов ответили, что обращаются к друзьям, 21 % – к другим, 20 % – к куратору, 17 % – к родителям, 2 % – в деканат.

  1. На вопрос «К кому Вы обращались при возникновении проблемы в отношениях с преподавателями?» ответы были сгруппированы в следующем порядке:
  2. 32 % – к куратору, 32 % – другое, 18 % – к друзьям, 13 % – к родителям, 5 % – в деканат.
  3. На следующие вопросы были получены такие ответы:
  4. – «Оцените организованность и пунктуальность преподавателей»:
  5. 38 % – качество присутствует всегда; 36 % – части, 18 % – в 50 % случаев; 5 % – редко, 3 % – качество отсутствует.
  6. – «Оцените ясность и доступность изложения материала»:
  7. 31 % – качество проявляется почти всегда, 39 % – часто, 23 % – в 50 %, 5 % – редко, 2 % – отсутствует.
  8. – «Оцените эрудированность и культуру речи преподавателей»:
  9. 46 % – качество присутствует практически всегда, 33 % – часто, 14 % – в 50 % случаев, 5 % – редко, 2 % – качество отсутствует.
  10. – «Оцените умение наладить контакт с аудиторией и поддержать внимание аудитории преподавателями»:
  11. 34 % – качество присутствует почти всегда, 39 % – часто, 20 % – в 50 % случаев, 5 % – редко, 2 % – качество отсутствует.
  12. – «Оцените объективность преподавателей в оценке знаний студентов»:
  13. 30 % – качество присутствует всегда, 34 % – почти всегда, 25 % – в 50 % случаев, 5 % – редко, 2 % – качество отсутствует.
  14. – «Оцените доброжелательность и тактичность преподавателей в общении со студентами»:
  15. 30 % – качество присутствует практически всегда, 39 % – часто, 21 % – в 50 % случаев, 8 % – редко, 2 % – качество отсутствует.
  16. – «Оцените внешний вид преподавателя»:
  17. 50 % – качество присутствует всегда, 31 % – часто, 13 % – в 50 % случаев, 3 % – редко, 3 % – качество отсутствует.
  18. – «Используются ли на занятиях презентации, мультимедиа учебники, видеофильмы, видеолекции ?»
  19. 78 % – да, 22 % – нет.
  20. – «Проводятся ли на занятиях деловые или ролевые игры?»
  21. 48 % – да, 52 % – нет.
  22. – «Используется ли на занятиях методическая работа в малых группах, командах?»
  23. 78 % – да, 22 % – нет.
  24. – «Оцените работу куратора»:

47 % – отлично. 32 % – хорошо, 11 % – удовлетворительно, 7 % – неудовлетворительно, 3 % – затрудняюсь ответить.

Как видно из ответов, первокурсники, проучившиеся месяц и не привыкшие еще к новым социокультурным условиям, преподавателям, очень строго подходят к оценке преподавателей.

Анкетирование выпускников из отчета о результатах социологического исследования «Выпускник-2015» показало более высокие результаты. Анкетированием было охвачено 63 % от общего числа студентов (2220 из 4545 студентов) [6]. На следующие вопросы были получены такие ответы:

  • «Удовлетворены ли Вы качеством преподавания дисциплин?»
  • 79 % – да, 15 % – затрудняюсь ответить, 6 % – нет.
  • «Удовлетворены ли Вы работой куратора?»
  • 83 % – да, 9 % – затрудняюсь ответить, 4 % – нет.
  • «Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями «Студент-преподаватель»
  • 85 % – да, 11 % – затрудняюсь ответить, 4 % – нет.

Анализ ответов показывает, что выпускники более удовлетворены отношениями с преподавателями и качеством преподавания. За несколько лет учебы они более тесно работали с преподавателями по курсовым, дипломным, контрольным работам, получали индивидуальные консультации, посещали кружки и факультативы, работали над совместными проектами, статьями, участвовали в конференциях различного уровня.

Для эффективного взаимодействия преподавателей и студентов мы предлагаем использование технологии фасилитации. Под педагогической фасилитацией подразу мевается усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения и личности педагога [1].

Разработку концепции педагогической фасилитации начал в 50-е годы XX века К. Роджерс совместно с другими представителями гуманистической психологии. В отечественной науке по данной проблеме работают Э.Ф. Зеер, И.В. Жижина, Р.С. Димухаметов, Е.Ю. Борисенко, Л.Н. Куликова, Е.Г. Врублевская). Е.Г.

Врублевская рассматривает фасилитацию как особый вид педагогического общения, в ходе и результате которого при определенных условиях осуществляется осознанное, интенсивное и продуктивное саморазвитие его субъектов. Фасилитирующее общение в духовно-ценностном поле его участников порождает их нравственное самопреобразование и совершенствование.

Выделены основные педагогические условия, обеспечивающие развитие способности преподавателя к такому взаимодействию [1]. В исследовании Р.С. Димухаметова на основе андрагогического, синергетического, ценностно-акмеологического подходов разработана концепция фасилитации, создающая фундамент для системы повышения квалификации.

Определен алгоритм управленческих действий преподавателя и студента: мотивообразующая деятельность, формирование цели, поиск предмета познания, поиск средств познания, реализация процесса, рефлексия [2].

Педагогическая фасилитация предъявляет ряд требований как к процессу обу чения, так и к профессионализму преподавателя, особенно к его умению строить взаимоотношения со студентами.

Обучение по данной технологии в корне отличается от традиционной формы обучения и направлена на формирование творческого, активного специалиста, способного принимать решения в любой нестандартной ситуации.

Задача преподавателя – включить студентов в совместную ориентировку, разделить с ними ряд управленческих функций в целях создания условий для формирования глубокого интереса к дисциплине и возникновения реальных содержательных мотивов учения [3].

Фасилитация – феномен межличностного общения, который усиливает продуктивность обучения субъектов образовательного процесса за счет особого стиля общения и личности педагога [2].

По нашему мнению, педагогическая фасилитация – это качественно более высокий и соответствующий современным требованиям уровень обучения студентов. Практически студент усваивает ровно столько, насколько он был активен в учебном процессе.

Никакое эмоциональное и логически построенное изложение материала не дает желаемого эффекта, если студенты являются пассивными слушателями. Студенты самостоятельно осваивают отдельные темы, готовят сообщения, слайд-презентации, рефераты.

При самостоятельном поиске и проработке материала они лучше осваивают тему, пропуская ее через себя.

При фасилитации обучения преподаватель использует нетрадиционные методы и приемы, способствующие творческому усвоению необходимой информации, умению рассуждать, искать новые проблемы в уже известном материале. Педагогические условия использования метода: значимость учения для студентов, конгруэнтность преподавателя, психологическая безопасность и свобода.

Значимость учения для студентов является основой для получения знаний. Только значимое учение является наиболее продуктивным. Психологическая безопасность достигается за счет признания ценности, самобытности личности студента и создания обстановки и условий для его творческого развития.

Психологическая свобода предполагает формирование креативности студентов, их самовыражение [4].

Таким образом, повышение познавательной активности, сотворчество при фасилитирующем общении главных субъектов учебного процесса – преподавателя и студентов – является эффективным условием профессиональной подготовки бакалавров педагогики.

Представители Санкт-Петербургской научной школы (В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П.

Тряпицина), помимо преподавателя-фасилитатора, выделяют следующие позиции преподавателя, которые также придерживаются демократического стиля общения: преподаватель-консультант, преподаватель-модератор, преподаватель-тьютор, преподаватель-тренер (coach), что в переводе с английского означает репетитор, инструктор. Преподаватель-тренер помогает студентам в прохождении определенных учебных курсов, в учении, в подготовке к публичным выступлениям в ходе семинарских и практических занятий, выступлений с докладами и сообщениями на учебных, а затем и научных конференциях. Образовательный процесс вуза реализуется во взаимодействии его субъектов – преподавателей и студентов. Рассмотренные профессиональные позиции преподавателя современного вуза способствуют как развитию субъектной позиции студента, так и образовательному взаимодействию в целом.

  1. Таким образом, при любой модели взаимоотношений преподавателя и студента профессионально важными качествами педагогического общения являются:
  2. 1) уважение к студентам, наличие потребности и умений общения, коммуникативные качества;
  3. 2) способность эмоциональной эмпатии и понимания;
  4. 3) гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;
  5. 4) умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
  6. 5) умение управлять собой, своими психическими состояниями, управлять настроением.
  7. Таким образом, повышение познавательной активности, сотворчество при фасилитирующем общении главных субъектов учебного процесса – преподавателя и студентов – является эффективным условием профессиональной подготовки бакалавров педагогики.
Читайте также:  Производные различных порядков от неявных функций - справочник студента

Преподаватель и студент как субъекты взаимодействия испытывают потребность в установлении и расширении связей для определения наиболее значимых областей взаимодействия, которое предполагает взаимную заинтересованность в конечном результате – подготовку квалифицированного специалиста. Качество обучения при этом напрямую зависит от качества взаимоотношений преподавателей и студентов.

Библиографическая ссылка

Николаева Л.В., Саввинова Р.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-2. – С. 351-354;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35270 (дата обращения: 23.03.2020).

Источник: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35270

Личность и организация

Для объяснения поведения человека в организации важно выявить предпосылки поведения работников, те критерии или ориентиры, которые они используют для сведения множества возможностей к единственно реальному действию.

Человек, взаимодействуя с организацией, должен четко понимать, какие задачи стоят перед ним в организации, в каких условиях он будет работать, с кем он должен взаимодействовать и что взамен он получит от организации.

От этих и многих других факторов будет зависеть удовлетворенность человека взаимодействием с организацией, его отношение к ней и его вклад в деятельность организации.

Поведение человека в обществе и на рабочем месте является следствием сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды.

Работа человека в организации представляет собой постоянный процесс взаимодействия его с организационным окружением, т.е.

с той частью организации, с которой он сталкивается рабочее время В самом общем виде это следующие характеристики и составляющие организации:

  • • производственный профиль;
  • • положение в отрасли;
  • • положение на рынке;
  • • размер организации, ее месторасположение;
  • • руководство, организационная структура;
  • • правила поведения и внутренний распорядок;
  • • условия труда, система его оплаты;
  • • система социальных гарантий,

а также философия организации, общения, трудовые отношения, коллеги и еще многое другое. Непосредственно же организационное окружение — это рабочее место человека и то, что его окружает.

При всем многообразии возникающих трудностей и проблем взаимодействия человека с организационным окружением можно выделить две основные группы проблем:

  • 1) ожидания и представления индивида об организационном окружении и его месте в нем, а именно вопросы:
    • — содержания, смысла и значимости работы, ее оригинальности и творческого характера,
    • — увлекательности и интенсивности труда,
    • — степени независимости, прав и власти на работе,
    • — степени ответственности и риска,
    • — престижности и статуса работы, степени включенности работы в более широкий трудовой процесс,
    • — безопасности и комфортности рабочего места,
    • — признания и поощрения хорошего, квалифицированного труда,
    • — заработной платы и премий, социальной защищенности и других социальных благ, предоставляемых организацией,
    • — гарантий роста и развития,
    • — дисциплины и других нормативных аспектов, регламентирующих поведение на работе,
    • — отношений между членами организации, конкретными ли- цамии, работающими в организации;
  • 2) ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней. В организации в свою очередь предполагается, что работник проявит себя как:
    • — специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией и стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей,
    • — член организации, содействующий ее успешному функционированию и развитию и разделяющий ее ценности,
    • — человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами,
    • — часть коллектива, сотрудник, способный поддерживать хорошие отношения с коллегами,
    • — преданный член организации, способный занять определенное место внутри организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность и отстаивать ее интересы,
    • — исполнитель определенной работы, намеренный осуществлять ее с должной отдачей и на должном качественном уровне,
    • — сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и распоряжениям руководства.

Кроме индивидуальных ожиданий важным компонентом характеристики положения человека в организации является система групповых ожиданий.

Это связано с тем, что каждый человек в организации не просто выполняет свои функции, но и обязательно воспринимается и оценивается другими сотрудниками.

Организация через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов.

Совокупность ожиданий организации по отношению к человеку, а также значимость для организации каждого отдельного ожидания могут существенно различаться. При этом в рамках одной и той же организации по отношению к различным субъектам могут возникать различные комбинации ожиданий.

Для того чтобы минимизировать проблемы, возникающие между человеком и организацией, необходимо определить положение индивидуума в организации в качестве ее участника, т.е.

на какое место в организации претендует человек, какие роли он может и готов выполнять и какую роль ему предполагает дать организация.

Несоответствие роли, которую предлагает организация человеку, его желанию занимать определенное место в организации зачастую является причиной конфликта между индивидуумом и организационным окружением.

Место человека в группе характеризуется его социометрическим статусом и ролью. Статус — это определенное единство объективно присущих индивидууму характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы.

При этом важно и то, насколько человек как член организации пользуется привязанностью других ее членов, и то, как он воспринимается в группе. Роль можно определить как перечень тех реальных функций, которые организация задает личности, содержанием групповой деятельности.

Поэтому здесь важно изучение типов групповой взаимозависимости.

Источник: https://bstudy.net/680830/ekonomika/lichnost_organizatsiya

Методическая разработка по теме: Развитие межличностных отношений у студентов педагогического колледжа во вне учебной деятельности | Социальная сеть работников образования

  • Государственное образовательное учреждение
  • среднего профессионального образования
  • «Ангарский педагогический колледж»
  • Развитие межличностных отношений у студентов педагогического колледжа во вне учебной деятельности
  •  2007
  • О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение
Часть I.  Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений у студентов
1.1. Сущность понятий «отношения», «межличностные отношения», «общение»,  их содержательные характеристики
1.2. Особенности проявления межличностных отношений в юношеском возрасте
1.3. Современные исследования по организации внеучебной деятельности студентов
Часть II. Выявление уровня межличностных отношений у студентов педагогического колледжа
Часть III. Развитие межличностных отношений у студентов во внеучебной деятельности
Заключение
Литература
Приложение

Введение

Современная  образовательная  ситуация предъявляет новые требования к личностным и  социальным установкам, мировоззрению личности,  социальной направленности,  профессиональному уровню, ее творческого потенциала.

Закон РФ «Об образовании» приоритетной целью определяет образование   личности  «во   имя   себя,    общества   и   государства». Тем самым подчеркивается значимость и приоритетность личностного, индивидуального.

Понимание этого заставляет пересматривать организацию воспитательно-образовательного процесса подготовки специалиста. Во главу угла становится принцип развития и  саморазвития  вместо  принципа  накопления  знаний, умений, навыков, а  основной задачей профессионального образования является учет интересов и способностей личности.

        Однако такое изменение приводит к тому, что смещается направленность, ценности общества с коллективистских на индивидуалистические ценности, а вопросы воспитания в коллективе  преподавателями недооцениваются. В итоге зачастую выпускники затрудняются устанавливать межличностные отношения с окружающими людьми, самостоятельно разрешать конфликты с сокурсниками.

        Под межличностными отношениями мы понимаем субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают, оценивают  друг  друга.  На развитие  межличностных  отношений  влияют многие факторы: пол, возраст, национальность, среда [22].  

По мнению исследователей  [А.Г. Асмолов, А.В. Коломинский, И.С. Кон, И.С. Обозов], выпускник школы, поступив в учебное заведение, оказывается в новой, непривычной для него обстановке. Он ожидает чего-то нового, необычного.

Все формы и методы организации учебного процесса, отношение к нему сокурсников, преподавателей он воспринимает с интересом.

Однако, при поступлении в учебное заведение юношам и девушкам приходится заново проходить процесс становления и утверждения в новой группе [1, 13, 19, 20, 21, 42]. 

Важнейшим условием взаимодействия людей в группах является общение. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей.

Общение имеет или, во всяком случае, предполагает некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Как отмечали в своих работах А.В.Петровский и М.Г. Ярошевский, такое общение выступает как межличностное взаимодействие, совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности [51].

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействия и взаимоотношения людей.

На данный момент существует мнение, что необходимо учитывать не только индивидуально-психологические качества каждого человека, участвующего в совместной деятельности, но и возможные результаты формирования межличностных отношений, обусловленные процессом соединения этих людей. При этом может наблюдаться активное столкновение принципов, мотивов, установок, эталонов поведения, желание людей утвердить свою позицию, т.е. проявление противоборства, столкновения, а иначе говоря, конфликта или конфликтной ситуации. Исход разрешения возникающих противоречий определяет тип личности будущего специалиста.

По мнению исследователей [А.Г. Грецов, А.В. Микляева, А.Г. Лидерс], для позитивного развития межличностных отношений студентов, для совместного достижения результатов взаимодействия, необходимо создавать эффективные условия во  внеучебной деятельности.

Разработка современных подходов организации внеучебной деятельности опирается  на существующие в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке теории, в которых данный вид  деятельности  рассматривается  как эффективная практика формирования межличностных отношений [В.Н Андреев, Е.В. Бондаревская,  С.В. Кульневич].

Таким образом, необходимость разрешения данного комплекса противоречий, актуальность изучаемой проблемы послужил основанием разработки данного пособия по развитию   межличностных отношений у студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности.

Методологическая основа предлагаемого пособия: 

— представления об единстве деятельности, сознания и личности Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Бодалева А.А.,

— исследование    по    психологии    отношений     В.Н.  Мясищева, Я.Л. Коломенского, И.И. Обозова, Г.Н. Ковалева;

—  теории влияния тренинговой работы на развития личности (А.Г. Лидерс, А.Г. Грецова).

Пособие предназначено для кураторов учебных групп колледжа, а так же может быть использовано в работе классных руководителей в школе и  студентов на педагогической практике.

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития межличностных отношений у студентов.

1.1.Сущность понятий  «отношения», «межличностные отношения», «общение», их содержательные характеристики.

  1.         Приступая к изучению основ развития межличностных отношений, необходимо выяснить сущность основных понятий.
  2.         Ключевыми понятиями нашего пособия выступают понятия «отношения», «межличностные отношения», «общение».
  3. В толковом словаре «отношения» определяется как взаимное общение, связь между кем-нибудь, образующееся из общения на какой-либо почве [44, 419].
  4. Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятель ности, включает в себя обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между группами; выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения;  восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.

Иногда проявляется тенденция к отождествлению понятий “общение”, “социальные отношения”, “межличностные отношения”.

Однако эти понятия, будучи взаимосвязанными, не являются тож дественными, поскольку имеют свою специфику. Понятие общения имеет более широкий смысл.

Общение объективно порождается со вместной жизнедеятельностью людей в системах их внешних отношений с социальной средой и внутри групповых межличностных отношении.

Социальные отношения — безличностные — проявляют ся в общении людей не как личностей, а как представителей соци альных классов (отношения работодателя и работника), экономи ческих структур (продавец и покупатель товара), иерархических формальных организаций (областные и районные отделы образования) и т. п.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2012/06/03/razvitie-mezhlichnostnykh-otnosheniy-u-studentov

Ссылка на основную публикацию