Рассмотрим примеры.
Пример 1:
Данное уравнение мы решали методом выделения полного квадрата и получили корни или
Пример 2:
Данное уравнение мы также решали методом выделения полного квадрата и получили ответ или .
Это означает, что в случае примера 1 только при или уравнение превращалось в верное числовое равенство, для второго примера только при или уравнение превращалось в верное числовое равенство.
- Для нас важно то, что приведенные выше выражения справедливы каждое только для своей пары значений переменной и эти значения имеют название корни уравнения.
- Но существуют такие выражения, которые справедливы при любых значениях переменных, которые в них входят. Рассмотрим примеры:
- Пример 3:
Подставив в выражение любые значения , мы получим верное числовое равенство.
Пример 4:
- Формула квадрата разности утверждает, что данное выражение справедливо при любых значениях
- Выражения из примеров 3 и 4 мы будем называть тождествами. Подобных примеров можно привести очень много:
- Пример 5:
Данное выражение также справедливо при любых значениях переменных
В этом и заключается принципиальное отличие уравнения от тождества. Тождество – это такое равенство, которое верно при любых значениях переменных, которые в него входят, уравнение же справедливо только при некоторых значениях переменных.
- Уточним, что значит любые значения переменных. Рассмотрим элементарное равенство:
- ;
- какое бы значение не принимал, равенство будет справедливым.
- Разделим обе стороны на
- Данное выражение будет справедливо при любых , кроме , потому что в знаменателе обеих дробей стоит двучлен , и эти дроби определены, то есть их можно вычислить, только если знаменатель не равен нулю: , то есть .
- Пример 6:
Данное выражение является тождеством, так как оно справедливо во всех случаях кроме тех, когда знаменатель равен нулю. То есть, оно справедливо при всех , кроме , так как в этом случае дробь не имеет смысла.
- Итак, появились значения переменных, при которых даже само выражение не имеет смысла, в связи с этим скорректируем определение тождества: тождество это выражение, обращающееся в верное равенство при всех допустимых значениях переменных, которые в него входят.
- Рассмотрим задачи.
- Пример 7 – доказать тождество:
Мы уже встречались с подобными примерами, говорили, что .
Теперь докажем, что выражение под квадратом можно умножить на минус единицу и получится верное равенство. Для этого в заданном выражении раскроем скобки:
- Мы знаем, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, таким образом, тождество доказано.
- Но его можно доказать и другим способом:
- ;
- Пример 8:
- ;
- Преобразуем левую часть:
- ;
- После преобразований получаем:
- ;
- Тождество доказано.
- Заметим, что тождественные преобразования – это те преобразования, при которых одно выражение заменяется другим, тождественно ему равным.
- Пример 9:
- ;
Есть два способа решения данной задачи. Первый – это напрямую в левой части раскрыть квадрат, выполнить умножение одночлена на двучлен, привести подобные члены и посмотреть, окажется ли выражение тождеством или нет.
- Второй способ – преобразовать левую часть при помощи метода вынесения общего множителя:
- ;
- Теперь мы видим, что левая часть – это разность квадратов. Преобразует ее:
- ;
- Получаем выражение:
- ;
- Тождество доказано.
- Пример 10 – доказать, что если , , , то выражения и тождественно равны при любых значениях :
Рассмотри два заданных выражения. В первом стоят с плюсом, а с минусом, во втором наоборот стоит с плюсом, а стоят с минусом, значит первое выражение равно второму, взятому с противоположным знаком. То есть имеем некоторое выражение :
- , , ,
- подставим значения A, B и С в заданное выражение:
- ;
- Упростим выражение:
- ;
- Приведем подобные члены:
- ;
- ;
- Тождество доказано.
- Пример 11 – установите, является ли данное равенство тождеством и если да, то укажите допустимые значения переменных:
- Начнем с определения допустимых значений :
- , , и ;
- Получили, что все значения , кроме и являются допустимыми, так как в этих двух точках знаменатель обращается в ноль и дробь не имеет смысла.
Теперь нужно упростить выражение в левой части. Это алгебраическая дробь и мы знаем, что нужно разложить на множители входящие в нее многочлены и сократить. В числителе применим формулу разности квадратов, а знаменатель оставим:
- Получаем:
- ;
- Данное выражение является тождеством при всех значениях , кроме и .
- Пример 12 — установите, является ли данное равенство тождеством и если да, то укажите допустимые значения переменных:
- Левая часть является алгебраической дробью, многочлены в числителе и знаменателе нужно разложить на множители:
- Мы видим в числителе и знаменателе одинаковые выражения, которые можно сократить, но обязательно при этом нужно указывать допустимые значения:
- Получаем:
- Выражение является тождеством для всех значений, кроме:
- Пример 13 – доказать тождество:
- Пример 14 – доказать тождество:
- Сначала упростим дробь:
- Приведем подобные в левой части:
- Свернем полный квадрат по формуле:
Вывод: в данном уроке мы ознакомились с понятием тождества, дали его определение, научились определять допустимые значения переменных. Мы решили много примеров различной сложности и научились доказывать тождества, преобразуя только одну часть выражения или сразу обе.
Список рекомендованной литературы
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 7. 6 издание. М.: Просвещение. 2010 г.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра 7. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
- Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е. и др. Алгебра 7 .М.: Просвещение. 2006 г.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет:
- Школьный помощник (Источник).
- Задачи и тесты по геометрии, алгебре, физике и математике (Источник).
- Рекомендованное домашнее задание:
- а) ; б) ;
- в) ; г)
- а) ;
- б) ;
- в) ;
- г) ;
- Доказать тождество и указать допустимые значения переменных:
а) ; б)
Источник: https://interneturok.ru/lesson/algebra/7-klass/glava-5-razlozhenie-mnogochlenov-na-mnozhiteli/tozhdestva
Реферат на тему "Тождественные преобразования выражений"
«Тождественные преобразования выражений»
Содержание.
Введение | 3 |
3 | |
|
4 |
|
4 |
|
5 |
5 | |
|
9 |
|
9 |
|
10 |
|
12 |
Заключение | 15 |
ВВЕДЕНИЕ.
Простейшие преобразования выражений и формул, опирающиеся на свойства арифметических операций, производятся в начальной школе и 5 и 6 классах. Формирование умений и навыков выполнения преобразований происходит в курсе алгебры.
Это связано как с резким увеличением числа и разнообразия совершаемых преобразований, так и с усложнением деятельности по их обоснованию и выяснению условий применимости, с выделением и изучением обобщенных понятий тождества, тождественного преобразования, равносильного преобразования.
- Тождество – это равенство, верное при любых значениях переменных.
- Два выражения, значения которых равны при любых значениях переменных, называются тождественно равными.
- Тождественное равенство обозначают символом «≡» (тройное равенство).
- Тождественное преобразование выражения – это замена исходного выражения на выражение, тождественно равное ему.
- Часто в этом словосочетании слово «тождественное» опускается, и говорят просто «преобразование выражения», при этом подразумевают, что речь идет именно о тождественном преобразовании.
- Для тождественных преобразований используют формулы сокращенного умножения, законы арифметики и другие тождества.
- При выполнении тождественных преобразований алгебраических выражений необходимо знать порядок выполнения действий, действия с дробями и степенными выражениями, формулы сокращенного умножения и др.
- Следует иметь в виду, что при тождественных преобразованиях остаются неизменными:
- — величина допустимых изменений буквенных величин;
- — область допустимых значений каждой из буквенных величин.
Однако это не значит, что мы должны отказываться от таких преобразований, которые изменяют области допустимых значений величин. Напротив, мы ими часто пользуемся и при упрощении выражений и при решении уравнений. Нужно только при каждом таком преобразовании указать, как изменились области допустимых значений буквенных величин.
-
Порядок выполнения действий при тождественных преобразованиях.
- Порядок выполнения действий:
- — действия с одночленами;
- — действия в скобках;
- — умножение или деление (в порядке появления);
- — сложение или вычитание (в порядке появления).
-
Основные тождественные преобразования.
Существует ряд наиболее часто используемых тождественных преобразований, которые проводятся с выражениями различных видов.
Такие преобразования назовем основными:
-
Перестановка местами слагаемых, множителей
Справедливо правило: в любой сумме слагаемые или в любом произведении множители можно переставлять местами.
Это правило вытекает из переместительного и сочетательного свойств сложения и произведения. Из этих свойств следует, что все выражения, полученные после перестановки местами слагаемых (или множителей), тождественно равны исходному выражению. Поэтому, перестановка местами слагаемых в сумме (или множителей в произведении) является тождественным преобразованием.
Числовые выражения и выражения с переменными в своей записи могут содержать скобки. Эти выражения можно заменить тождественно равными выражениями, в которых будет меньшее количество скобок или их не будет вовсе.
- Правило раскрытия скобок, в которые заключены одиночные положительные числа: пусть a – положительное число, тогда (a) заменяется на a, +(a) заменяется на +a и −(a) заменяется на −a.
- Правило раскрытия скобок, в которых содержатся одиночные отрицательные числа: +(−a) заменяется на −a, а −(−a) заменяется на +a, если же выражение начинается с отрицательного числа (−a), записанного в скобках, то скобки, содержащие это число, просто опускаются, и вместо (−a) остается −a.
- Правило раскрытия скобок в произведении двух чисел.
Пусть a и b – положительные числа. Тогда произведение двух отрицательных чисел −a и −b вида (−a)·(−b) заменяется на (a·b), а произведения двух чисел с противоположными знаками вида (−a)·b и a·(−b) заменяются на (−a·b).
Иными словами, умножение минуса на минус дает плюс, а умножение минуса на плюс, как и умножение плюса на минус дает минус.
Аналогичное правило справедливо и для частного двух чисел, так как деление можно рассматривать как умножение на обратное число.
Раскрытие скобок | |||
При сложении | При умножении | ||
Положительных чисел | Отрицательных чисел | Чисел с одинаковыми знаками | Чисел с разными знаками |
(а) + … = а + … | (-а) + …= -а + … | (а)∙(b) = (a∙b) = = a∙b | (— а)∙(b) = (- a∙b) = = — a∙b |
… + (а) = … + а | … + (-а) = … — а | (-a)∙(-b) = (a∙b) = = a∙b | (а)∙(— b) = (- a∙b) = = — a∙b |
… — (-а) = … + а |
- Для раскрытия скобок, содержащих произведение нескольких отрицательных чисел, следует руководствоваться следующим правилом:
- Если количество отрицательных чисел четно, то можно опустить скобки, заменив эти числа противоположными, после чего заключить полученное выражение в новые скобки; если же количество отрицательных чисел нечетно, то нужно опустить скобки, заменить эти числа на противоположные, поставить минус перед полученным выражением и заключить его в скобки.
- Раскрытие скобок при умножении числа на скобку, выражения на скобку.
- Раскрытие скобок в этих случаях проводится с использованием формул вида
- где и – некоторые числа или выражения.
- Умножение скобки на скобку
- Чтобы умножить одну сумму на другую, надо каждое слагаемое первой суммы умножить на каждое слагаемое второй суммы и сложить полученные произведения:
Деление скобки на число и скобки на скобку.
При делении скобки на число можно раскрыть скобки, разделив на это число каждое из заключенных в скобки слагаемых.
Не менее удобно предварительно деление заменить умножением, после чего воспользоваться соответствующим правилом раскрытия скобок в произведении. Это правило позволяет раскрывать скобки и при делении скобки на скобку.
Порядок раскрытия скобок.
Порядок раскрытия скобок в алгебраических выражениях согласован с порядком выполнения действий:
- сначала выполняется возведение скобок в натуральную степень,
- дальше раскрываются скобки в произведениях и частных,
- наконец, когда скобок в произведениях не остается, раскрываются скобки в суммах и разностях.
Задание для интерактивной доски: необходимо соотнести выражения и тождественно равными им.
-
Группировка слагаемых, множителей
К суммам трех и большего количества слагаемых применимо тождественное преобразование, получившее название группировка слагаемых.
Под группировкой слагаемых понимают объединение нескольких слагаемых в группу, путем их перестановки и заключения в скобки.
То есть, при группировке слагаемые переставляются местами так, чтобы группируемые слагаемые оказались рядом, после чего они заключаются в скобки.
Аналогично в произведениях трех, четырех и т.д. множителей может быть проведена группировка множителей.
-
Вынесение за скобки общего множителя
Когда слагаемые в выражении имеют одинаковый множитель, то с таким выражением можно провести преобразование, которое называется вынесением за скобки общего множителя. При этом преобразовании исходное выражение представляется в виде произведения общего множителя и выражения в скобках, состоящего из исходных слагаемых без общего множителя.
В основе вынесения общего множителя за скобки лежит распределительное свойство умножения относительно сложения, которое задается равенством a·(b+c)=a·b+a·c.
Поменяв в этом равенстве местами левую и правую часть, оно примет вид a·b+a·c=a·(b+c), откуда становится видно, что правая его часть равна левой части, в которой вынесен за скобки общий множитель a.
Задание для интерактивной доски:
-
Приведение подобных слагаемых
Данное тождественное преобразование относится к суммам, содержащим подобные слагаемые, то есть одинаковые слагаемые или слагаемые, отличающиеся только числовым коэффициентом. Оно получило название приведение подобных слагаемых.
- Суть приведения подобных слагаемых заключается в вынесении общей буквенной части подобных слагаемых за скобки, и в последующем вычислении суммы числовых коэффициентов в скобках.
- Задание для интерактивной доски:
- Соотнести тождественные выражения:
-
Памятка «Тождественные преобразования алгебраических выражений».
Действия с дробями:
Сложение | Вычитание | Умножение | Деление |
Перестановка членов пропорции:
; | ; | ; | . |
Производные пропорции.
Дана пропорция , справедливы следующие пропорции:
; | . |
Формулы сокращенного умножения:
, где и — корни уравнения . |
Формулы корней квадратного уравнения
, дискриминант |
Среди действительных чисел корней нет |
Формулы корней приведенного квадратного уравнения
, дискриминант |
Среди действительных чисел корней нет |
- Теорема Виета. В приведенном квадратном уравнении сумма корней равна коэффициенту при , взятому с противоположным знаком, а их произведение – свободному члену:
- Если задано квадратное уравнение в общем виде: , то делением уравнения на можно свести к приведенному, где ,
- Действия со степенями:
При работе с модулями используют различные свойства модулей, например:
Действия с корнями (корни предполагаются арифметическими):
- Свойства числовых неравенств
- пусть , , тогда
- пусть , , тогда
- Заключение.
Тождественные преобразования представляют из себя одну из главных линий школьного курса математики. На их основании у обучащихся формируется представления об аналитических методах математики. Как правило, при выполнении практически любого задания по алгебре выполняется тождественные преобразования.
Необходимо иметь ввиду: в школьном курсе математики очень часто делают неравносильные преобразования, и при этом происходит расширения или сужение области определения. Обучащиеся должны понимать, что в данном случае нужно сделать проверку при решении или уравнения или найти область определения при решении неравенства.
4
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/riefierat-na-tiemu-tozhdiestviennyie-prieobrazovaniia-vyrazhienii.html
Математика: Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений
Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений
Комментарий. Для выполнения заданий этой группы требуется хорошо знать свойства логарифмов и уметь их применять. Эта работа очень полезна для подготовки к решению логарифмических и показательных уравнений и неравенств. Рассмотрим далее задания, связанные с упрощением показательных и логарифмических выражений.
Вспомним основные свойства логарифмов.
-
.
Комментарий. Логарифм единицы по любому основанию равен нулю. Для того, чтобы убедиться в истинности данной формулы, достаточно вспомнить, что любое число (кроме нуля) в нулевой степени равно единице.
-
.
Комментарий. Логарифм равен единице в случае равенства чисел (выражений) — основания логарифма и выражения, стоящего под логарифмом.
-
.
Комментарий. Представленная формула является одним из вариантов записи определения логарифма.
-
.
-
.
-
.
-
.
-
.
Комментарий.
Данная формула называемая формулой перехода к новому основанию, имеет два важных следствия. Приравняем в формуле
, тогда
. Рассмотрим числитель полученной дроби. Поставим вопрос: в какую степень следует возвести число b, чтобы получить число b. Ответ — в первую степень, т.е. числитель рассматриваемой дроби равен единице. Таким образом, . В ряде задач полезно бывает полученную формулу записать в преобразованном виде: .
-
.
Комментарий. Предполагается, что во всех представленных формулах параметры принимают допустимые значения.
- Вычислить
- Представим в виде степени числа 5, тогда
- Далее воспользуемся правилом умножения степеней одинаковым основанием (при умножении степеней с одинаковым основанием показатели складываются):
- .
- Преобразуем полученную в процессе решения разность логарифмов (по одному основанию) и применим определение логарифма (зададим вопрос: В какую степень следует возвести основание логарифма 3, чтобы получить число, стоящее под логарифмом — 9?):
- Ответ: 25.
- Упростить выражение
- Упростим показатель степени подкоренного выражения:
- Тогда
- Ответ: 27.
- Упростить выражение:
Вначале упростим логарифмируемое выражение. Если Вы уже занимались упрощением алгебраических выражений, то вид первого множителя в знаменателе вызовет предположение, что перед нами полный квадрат. Действительно, Тогда:
- Следовательно,
- Ответ: 1/2.
- Найти значение выражения
- Разделим на знаменатель каждое слагаемое числителя по отдельности:
- Переходя далее в каждом слагаемом к новому основанию 18, получаем, что:
- Преобразуем далее сумму логарифмов с одинаковым основанием в логарифм произведения и используем определение логарифма:
- Ответ: 1.
- Вычислить
- Для преобразования данного выражения перейдем во всех логарифмах к основанию 4:
- .
- Тогда выражение принимает вид:
- Далее разложим на множители логарифмируемые выражения, выделяя в каждом из них множитель вида 4n :
- 28 = 4 ∙ 7, 112 = 16 ∙ 7 = 42 ∙ 7, 448 = 64 ∙ 7 = 43 ∙ 7.
- Продолжим преобразование выражения, используя свойства логарифмов:
- Ответ: 2.
- Вычислить
- Представим числа 2 и 1 в виде: Тогда
- Ответ: 2.
- Найти если
- Обратим внимание на то, что в каждом логарифме (либо в основании, либо в аргументе) присутствует множитель 7. Поэтому перейдем к основанию 7 во всех логарифмах:
- Обратим внимание, что , тогда:
- Следовательно, для вычисления этого логарифма нужно знать значения и Воспользуемся формулами перехода к новому основанию:
- Подставим далее найденные значения в преобразованное исходное выражение:
- Ответ:
Известно, что лежит между числами 8 и 13, а принимает целые значения. Найти количество этих значений.
Перейдем в обоих логарифмах к основанию b.
Для этого воспользуемся сначала формулой «логарифм частного»: . Обратим далее внимание, что .
- Получаем, что
- Решим методом интервалов неравенство: .
- Для этого перейдем к систем нестрогих неравенств: .
- Рассматривая каждое из записанных неравенств отдельно и впоследствии находя решение как пересечение множеств (решений первого и второго неравенств), получаем:
- Выполним преобразования полученного двойного неравенства.
- Прибавим 1 ко всем частям неравенства: Поскольку его значения задаются неравенством:
- или
- Следовательно, может принимать 6 целых значений – от 11 до 16.
- Ответ: 6.
Источник: http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook311/book/part-004/page.htm
math4school.ru
При упрощении выражений, вычислении их значений, при решении уравнений и неравенств необходимо производить тождественные преобразования заданных выражений. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки при тождественных преобразованиях.
Нарушение порядка действий
- K Упражнение. Упростить выражение
- [1-frac{sqrt{x}}{x-1}:frac{sqrt{x}-1}{x}]
- L Неправильное решение.
- Сначала
- [1-frac{sqrt{x}}{x-1}=frac{x-1-sqrt{x}}{x-1}]
- затем
- [frac{x-1-sqrt{x}}{x-1}:frac{sqrt{x}-1}{x}]
- и так далее.
- J Правильное решение.
- Сначала следует выполнить
- [frac{sqrt{x}}{x-1}:frac{sqrt{x}-1}{x}]
- затем произвести вычитание.
- Для удобства принятия решения о последовательности выполнения действий их разделили на две ступени:
- первая ступень – сложение и вычитание,
- вторая ступень – умножение и деление.
- При нахождении значения выражения или его упрощении действия выполняются в следующем порядке:
-
В выражении отсутствуют скобки, и оно включает в себя действия только одной ступени, тогда все операции выполняются по порядку слева на право.
-
Если в выражении отсутствуют скобки, и присутствуют действия двух ступеней. Тогда в первую очередь выполняются действия второй ступени, а во вторую действия первой ступени. Правило слева направо при выполнении действий одинаковой ступени выполняется.
-
Если выражение содержит скобки, то действия в скобках выполняются в первую очередь. Остальные действия выполняются в соответствии с правилами 1. и 2.
Нарушение правил действий над степенями и многочленами
Нередко учащиеся неверно применяют формулы сокращенного умножения, нарушают правила действий над степенями с рациональным показателем.
L Неправильное решение | J Правильное решение |
[left(a^{frac{1}{2}}+b^{frac{1}{2}} ight)^{-3}=frac{1}{a^{frac{3}{2}}+b^{frac{3}{2}}}] |
[left(a^{frac{1}{2}}+b^{frac{1}{2}} ight)^{-3}=frac{1}{left(a^{frac{1}{2}}+b^{frac{1}{2}} ight)^{3}}] |
[frac{a^3-b^3}{a-b}=a^2-b^2] | [frac{a^3-b^3}{a-b}=a^2+ab+b^2] |
[left(a-b ight)^{frac{1}{2}}=a^{frac{1}{2}}-b^{frac{1}{2}}] |
[left(a-b ight)^{frac{1}{2}}=sqrt{a-b}] |
[a^{-1}+b^{-1}=frac{1}{a+b}] | [a^{-1}+b^{-1}=frac{1}{a}+frac{1}{b}] |
[16^x-4^x=(16-4)^x] | [16^x-4^x=4^x(4^x-1)] |
[9^{2-x}=9^2-9^x] | [9^{2-x}=9^2:9^x] |
Разложение многочленов на множители выполняется нерационально или не доводится до конца.
K Упражнение. Разложить многочлен x3 – x2 – x + 1 на множители.
- L Неправильное решение.
- x3 – x2 – x + 1 = x2 · (x – 1) – (x + 1) = дальше продолжить не удалось.
- J Правильное решение.
- x3 – x2 – x + 1 = x2 · (x – 1) – (x – 1) = (x2 – 1) · (x – 1) =
- = (x + 1) · (x – 1) · (x – 1) = (x + 1) · (x – 1)2.
Сокращение дробей
Очень распространенной ошибкой является попытка сократить стоящие в числителе и знаменателе одинаковые выражения, одно из которых (или в числителе, или в знаменателе), а порой и оба, являются не сомножителями, а слагаемыми.
L Неправильное решение | J Правильное решение |
[frac{2m+2(m+n)^3}{(m+n)^2(2m+n)}=frac{2m+2(m+n)}{2m+n}] | Сократить нельзя |
[frac{sin alpha +cos alpha }{sin alpha}=1+cos alpha] | Сократить нельзя |
[frac{a^4-b^4}{a-b}=a^3-b^3] | [frac{a^4-b^4}{a-b}=frac{(a^2+b^2)(a-b)(a+b)}{(a-b)}=] [=(a^2+b^2)(a+b)] |
[frac{sin alpha +sin 2alpha -sin 3alpha }{cos alpha +cos 2alpha -cos 3alpha }=] [= an alpha + an 2alpha- an 3alpha] | Сократить нельзя |
[frac{sqrt{a^3b}left(asqrt{a}+bsqrt{b} ight)}{sqrt{a}+sqrt{b}}] Сокращение не произведено |
|
Неправильное выполнение действий с арифметическими корнями
L Неправильное решение | J Правильное решение |
[sqrt{left(4-sqrt{32} ight)^2}=4-sqrt{32}] |
[sqrt{left(4-sqrt{32} ight)^2}=sqrt{32}-4] |
[sqrt{frac{a+1}{(1-a)^2}}=frac{sqrt{a+1}}{1-a}] при а > 1 | [sqrt{frac{a+1}{(1-a)^2}}=frac{sqrt{a+1}}{a-1}] при а > 1 |
[sqrt{a^2+b^2}=a+b] | Упростить невозможно |
[bsqrt{2}=sqrt{2b^2}] при b < 0 | [bsqrt{2}=-1sqrt{2b^2}] при b < 0 |
- Необходимо помнить, что для любого действительного числа а и натурального k верно:
- [sqrt[2k+1]{a^{2k+1}}=a,]
- [sqrt[2k]{a^{2k}}=left| a
ight|.]
Ошибки тригонометрического характера
При нахождении одной из тригонометрических функций через заданное значение другой не учитываются знаки тригонометрических функций в зависимости от положения угла.
K Упражнение. Найти ctg α, если sin α = 0,8.
- L Неправильное решение.
- 1 + ctg2 α = sin–2 α,
- 1 + ctg2 α = 25/16,
- ctg2 α = 9/16,
- ctg α = 3/4.
Комментарий. Здесь ошибка заключается в том, что при извлечении корня мы можем получить как положительное значение, так и отрицательное, то есть ctg α = ± 3/4, поэтому необходимо искать решение отдельно в каждой четверти.
- J Правильное решение.
- Так как sin α > 0, то α может находиться только в I или во II четверти, значит:
- 1) если α – угол первой четверти, то ctg α = 3/4;
- 2) если α – угол второй четверти, то ctg α = – 3/4.
Смотрите так же:
- Ошибки в уравнениях
- Ошибки в системах уравнений
- Ошибки в неравенствах
- Ошибки в упражнениях с параметрами
- Ошибки в упражнениях о функциях
- Ошибки в упражнениях из начал анализа
- Ошибки в геометрических задачах
Источник: http://math4school.ru/oshibki_v_tozhdestvennih_preobrazovanijah.html
Конспект урока на тему " Тождества. Тождественные преобразования выражений "
7 класс
«Тождества. Тождественное преобразование выражений».
- Абдулкеримова Хадижат Махмудовна,
- учитель математики
- Цели урока
- ознакомить и первично закрепить понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественные преобразования»;
- рассмотреть способы доказательства тождеств, способствовать выработке навыков доказательства тождеств;
- проверить усвоение учащимися пройденного материала, сформировывать умения применения изученного для восприятия нового.
- Тип урока: изучение нового материала
- Оборудование: доска, учебник, рабочая тетрадь.
- План урока
-
Организационный момент
-
Проверка домашнего задания
-
Актуализация знаний
-
Изучение нового материала (Ознакомление и первичное закрепление понятий «тождество», «тождественные преобразования»).
-
Тренировочные упражнения (Формирование понятий «тождество», «тождественные преобразования»).
-
Рефлексия урока (Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке).
-
Сообщение домашнего задания (Разъяснить содержание домашнего задания)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.(фронтально)
III. Актуализация знаний.
-
Приведите пример числового выражения и выражения с переменными
-
Сравните значения выражений х+3 и 3х при х=-4; 1,5; 5
-
На какое число нельзя делить? (0)
-
Результат умножения? (Произведение)
-
Наибольшее двузначное число? (99)
-
Чему равно произведение от -200 до 200? (0)
-
Результат вычитания. (Разность)
-
Сколько граммов в килограмме? (1000)
-
Переместительное свойство сложения. (От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется)
-
Переместительное свойство умножения. (От перестановки мест множителей произведение не изменяется)
-
Сочетательное свойство сложения. (Чтобы к сумме двух чисел прибавить какое-нибудь число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего)
-
Сочетательное свойство умножения. (чтобы произведение двух чисел умножить на третье число, можно первое число умножить на произведение второго и третьего)
-
Распределительное свойство. (Чтобы число умножить на сумму двух чисел, можно умножить это число на каждое слагаемое и сложить полученные результаты)
- IV. Обьяснение новой темы :
- Найдем значение выражений при х=5 и у=4
- 3(х+у)=3(5+4)=3*9=27
- 3х+3у=3*5+3*4=27
Мы получили один и тот же результат. Из распределительного свойства следует, что вообще при любых значениях переменных значения выражений 3(х+у) и 3х+3у равны.
- Рассмотрим теперь выражения 2х+у и 2ху. При х=1 и у=2 они принимают равные значения:
- 2х+у=2*1+2=4
- 2ху=2*1*2=4
- Однако можно указать такие значения х и у, при которых значения этих выражений не равны. Например, если х=3, у=4, то
- 2х+у=2*3+4=10
- 2ху=2*3*4=24
- Определение: Два выражения, значения которых равны при любых значениях переменных, называются тождественно равными.
- Выражения 3(х+у) и 3х+3у являются тождественно равными, а выражения 2х+у и 2ху не являются тождественно равными.
Равенство 3(х+у) и 3х+3у верно при любых значениях х и у. Такие равенства называются тождествами.
Определение: Равенство, верное при любых значениях переменных, называется тождеством.
Тождествами считают и верные числовые равенства. С тождествами мы уже встречались. Тождествами являются равенства, выражающие основные свойства действий над числами (Учащиеся комментируют каждое свойство, проговаривая его).
- a + b = b + aab = ba(a + b) + c = a + (b + c)(ab)c = a(bc)a(b + c) = ab + ac
- Можно привести и другие примеры тождеств (Учащиеся комментируют каждое свойство, проговаривая его).
- а + 0 = а
- а * 1 = а
- а + (-а) = 0
- а * (-b) = — ab
- a—b=a + (-b)
- (-a) * (-b) = ab
- Определение: Замену одного выражения другим, тождественно равным ему выражением, называют тождественным преобразованием или просто преобразованием выражения.
- Учитель:
- Тождественные преобразования выражений с переменными выполняются на основе свойств действий над числами.
Тождественные преобразования выражений широко применяются при вычислении значений выражений и решении других задач. Некоторые тождественные преобразования вам уде приходилось выполнять, например приведение подобных слагаемых, раскрытие скобок. Напомним правила этих преобразований:
Учащиеся:
-
Чтобы привести подобные слагаемые, надо сложить их коэффициенты и результат умножить на общую буквенную часть;
-
Если перед скобками стоит знак «плюс», то скобки можно опустить, сохранив знак каждого слагаемого, заключенного в скобки;
-
Если перед скобками стоит знак «минус», то скобки можно опустить, изменив знак каждого слагаемого, заключенного в скобки.
- Учитель:
- Пример 1. Приведем подобные слагаемые
- 5х +2х-3х=х(5+2-3)=4х
- Каким правилом мы воспользовались?
- Ученик:
Мы воспользовались правилом приведения подобных слагаемых. Это преобразование основано на распределительном свойстве умножения.
- Учитель:
- Пример 2. Раскроем скобки в выражении 2а + (b-3c) = 2a + b – 3c
- Применили правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «плюс».
- На каком свойстве основано данное преобразование?
- Ученик:
- Проведенное преобразование основано на сочетательном свойстве сложения.
- Учитель:
- Пример 3. Раскроем скобки в выражении а – (4b – с) = a – 4b + c
- Воспользовались правилом раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «минус».
- На каком свойстве основано данное преобразование?
- Ученик:
- Выполненное преобразование основано на распределительном свойстве умножения и сочетательном свойстве сложения.
V. Выполнение упражнений.
- №85 Устно
- №86 Устно
- №88 Устно
- №93
- №94
- №90ав
- №96
- №97
VI. Рефликсия урока.
Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают на них по желанию.
-
Какие два выражения называются тождественно равными? Приведите примеры.
-
Какое равенство называется тождеством? Привести примером.
-
Какие тождественные преобразования вам известны?
VII. Домашнее задание. п.5, № 95, 98,100 (а,в)
Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-tozhdestva-tozhdestvennie-preobrazovaniya-virazheniy-2196500.html
Как доказать тождество?
Чтобы доказать тождество нужно доказать, что его правая и левая части равны, т.е. свести его к виду «выражение» = «такое же выражение»
В простых случаях, когда тождество не содержит переменных и иррациональности, можно просто вычислить правую и левую части.
Пример. Доказать тождество ((2,5+5cdot) (frac{6}{15})()^2=22-1,75). Решение:
- ((2,5+5cdot) (frac{6}{15})()^2=22-1,75) ( (2,5+) (frac{6}{3})()^2=20,25) ((2,5+2)^2=20,25) ((4,5)^2=20,25) (20,25=20,25)
- Тождество доказано.
- В более сложных случаях, доказывая тождество, приходится прибегать к преобразованиям, потому что просто посчитать «в лоб» уже нельзя. При этом можно:
- Преобразовывать обе части одновременно (как в примере выше).
- Преобразовывать только левую или только правую часть.
- Переносить слагаемые через равно, меняя знак.
- Умножать левую и правую часть на одно и то же число.
- Использовать все математические правила и формулы (формулы сокращенного умножения, свойства степени, правила работы с дробями и разложения на множители и так далее и тому подобное). Именно пятый пункт при доказательстве тождеств используется чаще всего, поэтому все эти свойства и правила нужно знать, помнить и уметь использовать.
Пример. Доказать тождество ((a+b)^2+(a-b)^2=2(a^2+b^2)). Решение:
((a+b)^2+(a-b)^2=2(a^2+b^2)) | Работаем с левой частью, не трогая правую. С помощью формул сокращенного умножения раскроем скобки слева,… |
(a^2+2ab+b^2+a^2-2ab+b^2=2(a^2+b^2)) | …затем приводим подобные слагаемые,… |
(2a^2+2b^2=2(a^2+b^2)) | …после чего вынесем за скобку двойку. |
(2(a^2+b^2 )=2(a^2+b^2)) | Обе части равны — тождество доказано |
Пример. Доказать тождество (x^2+frac{1}{x^2} =(x+frac{1}{x})^2-2). Решение:
(x^2+frac{1}{x^2} =(x+frac{1}{x})^2-2) | Преобразуем правую часть, не трогая левую. Раскроем скобки с помощью формулы квадрата суммы,… |
(x^2+frac{1}{x^2} =x^2+2xcdotfrac{1}{x}+frac{1}{x^2} -2) | …упростим одно из слагаемых, сократив (x) и (frac{1}{x}), … |
(x^2+frac{1}{x^2} =x^2+2+frac{1}{x^2} -2) | … и приводим подобные слагаемые ((2) и (-2)). |
(x^2+frac{1}{x^2} =x^2+frac{1}{x^2}) | Слева и справа одинаковые выражения, значит тождество доказано. |
Источник: http://cos-cos.ru/math/68/