Воображение и творчество — справочник студента

При творческом процессе деятельность человека направлена на создание какого-либо нового и оригинального продукта. Для того чтобы процесс был творческий необходимо накопить соответствующий опыт, знания, умения и навыки. Творческий процесс характеризуется своеобразным переходом количества идей к решению какой-либо проблемы в их новое качество, которое и будет её решением.

Между собой творчество и воображение имеют тесную связь, а роль воображения в творчестве уникальна. Когда человек думает о каком-то объекте, то каждый раз включается воображение, даже если с этим объектом отсутствует непосредственный контакт. Творческое воображение дает возможность это представление преобразовать.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В исходном смысле этого слова творчество есть сотворение нового. Этот смысл слово сохранило и в науке. Часто в обиходе творчеством называют то, что имеет связь с искусством – рисование, музыка, литература, архитектура и др.

Но, надо сказать, что игра на музыкальных инструментах не обязательно несет в себе элемент какой-то новизны. Например, музыкант, исполняет в 100-й раз какую-то мелодию и в данном случае он не больше похож на творца, чем музыкальный плеер.

У древних греков слово искусство обозначалось словом технология, т.е. вершина мастерства.

Воображение и творчество - Справочник студента

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Под творчеством надо понимать особый вид деятельности, поэтому наблюдатель не всегда может определить занимается ли человек творчеством или же обычной рутинной работой.

Признаками, характеризующими творческий процесс, является активизация воображения и мышления, а также концентрация внимания на предмете стараний.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Применение векторных диаграмм для анализа дифракционных картин - справочник студента

Оценим за полчаса!

Поскольку творчество является порождением нового, то это требует значительных затрат.

Обычная рутинная работа имеет свои признаки:

  • Воображение и мышление не напрягаются;
  • Человек, во время деятельности думает о посторонних вещах;
  • Отсутствие концентрации на процессе деятельности.

Без участия воображения творчество невозможно. Например, воображение дает возможность ученому строить гипотезы, представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нестандартные решения проблем.

Творчество связано не только с воображением, но и с другими психическими процессами, а степень его развития имеют для творчества большое значение.

Психология творчества проявляется во всех конкретных видах деятельности – изобразительном, научном, литературном, художественном и др.

Возможность творчества человека определяют такие факторы:

  • Знания человека, его способности и целеустремленность;
  • Наличие переживаний, создающих эмоциональный тон творческой деятельности.
  • Попытку исследовать творческий процесс предпринял английский ученый Г. Уоллес. Ему удалось выделить 4 стадии процесса творчества:

    1. Зарождение или подготовка идеи;
    2. Концентрация знаний, т.е. созревание;
    3. Озарение или интуитивное схватывание искомого результата;
    4. Проверка.

    Целую теорию решения творческих задач, разработал другой ученый Г.С. Альтшуллер. Он выделял уже пять уровней творчества:

    1. Первый уровень задач решаются с применением средств, предназначенных для этих целей – требуется мысленный перебор общепринятых вариантов решения. Сам объект при этом не меняется;
    2. Этот уровень задач требует уже видоизменения объекта, чтобы получить необходимый эффект. Перебираются десятки вариантов решения;
    3. Приемы решения задач третьего уровня надо искать в смежных областях знаний, потому что их правильное решение скрыто среди сотен неправильных, а совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен;
    4. На данном уровне совершенствуемый объект меняется полностью;
    5. Решение задач пятого уровня достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект, при этом многократно возрастает число проб и ошибок. Средства решения этих задач могут оказаться за пределами возможностей современной науки, поэтому сначала важно сделать открытие, а потом искать решение.

    Творческое преобразование действительности в воображении, таким образом, подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Благодаря операциям синтеза и анализа, то, что уже было в сознании, дает новые представления.

    Мысленное разложение исходных представлений на составные части – анализ и соединение их в новые сочетания – синтез, носят аналитико-синтетический характер. Это значит, что творческий процесс опирается на механизмы, которые участвуют в формировании обычных образов воображения.

    На творчество, как многогранный процесс, большое влияние оказывает не только воображение и мышление, но еще и эмоции, воля, восприятие.

    Особенности творческого воображения

    Творческое воображение имеет свои особенности:

    • Помогает создать совершенно новые образы на основе собственных мыслей субъекта;
    • Творческое воображение может быть произвольным и непроизвольным;
    • Творческое воображение можно развить, хотя способность к нему отчасти определяется с рождения человека;
    • Сходные этапы и приемы позволяют увидеть взаимосвязь воображения и творчества.

    Концепция Т.Рибо

    С помощью различных приемов интеллектуальных операций создаются образы творческого воображения, в структуре которого различают два их типа:

    1. Операции, посредством которых формируются идеальные образы;
    2. Операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

    Одним из первых эти процессы изучал французский психолог Т. Рибо (1839).

    Механизмы функционирования воображения он исследует по аналогии с функционированием воли по управлению движениями и считает, что это больше всего аналогично творческому воображению. Но факторов, которые управляли бы процессом создания творческих продуктов, он не указывает.

    По мнению ученого, воображение, как и воля, носят субъективный характер, поэтому Т. Рибо творческое воображение рассматривает как самостоятельную психическую функцию.

    Регулятором и источником этой функции служит внутренний мир – актуальные эмоционально-насыщенные потребности.

    В этом, считает он, заключается отличие воображения от познания – воображение оперирует образами, познание оперирует фактами.

    Созидающее воображение и рациональное исследование имеют общую черту – способность улавливать сходство. Мышление это сходство улавливает и на этой основе воображение создает образы, которые корректируются мышлением. Возможно, поэтому достаточно трудно разделить деятельность мышления и воображения.

    Т. Рибо видит механизм функционирования творческого воображения как субъективный синтез единства трех компонентов – умственного, эмоционально-аффективного и бессознательного. С помощью этих компонентов строится идеальный образ будущего реального продукта.

    Он выделяет аффективный элемент в качестве ведущего компонента функционирования творческого воображения и не сомневается в самостоятельности творческого воображения как психической функции.

    Ученый рассматривает деятельность творческого воображения как «умственную химию», в процессе которой возникает единство трех взаимодействующих компонентов, но механизм возникновения этого единства, он не рассматривает. В процессе анализа у Рибо творческое воображение как психологический феномен исчезает.

    Вывод

    Таким образом, мотивационно-волевая, познавательно-интеллектуальная аффективно-эмоциональная сферы и бессознательная часть психики, в концепции Т. Рибо представлены как единая система. В ней использовались элементы системного подхода, но отсутствие разработанности не позволило определить роль творческого воображения при создании изобретений разного уровня сложности.

    Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/voobrazhenie/voobrazhenie_i_tvorchestvo/

    Воображение и творчество

    Узнать стоимость работы по вашей теме

    • FREE
    • Контрольные
    • Педагогика Психология

     Контрольная работа по педагогике и психологии на тему Воображение и творчество. Рассматриваются понятие, виды и функции воображения, психология творчества. 

    ПЛАН

    1. Понятие воображения
    2. Виды воображения
    3. Функции воображения и его развитие
    4. Психология интеллектуального творчества в различных видах деятельности

    Список использованной литературы

    1. Понятие воображения

    Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека.

    Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные я предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке.

    Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

    Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели.

    Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности.

    Например, паук совершает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей.

    Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом — его воплощение на практике[1].

    Воображение, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу.

    В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии — коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение.

    Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще творческой деятельности[2].

    Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека.

    Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс — процесс создания новых психических образов — и получил название воображения[3].

    Итак, воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира.

    Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции.

    Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве.

    Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.

    Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

    От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой[4].

    Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового.

    Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним.

    Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, изменения.

    Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность[5].

    Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности.

    Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти.

    Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание эти представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

    Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.

    Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымышленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е.

    были трансформированы воображением писателя из реальной действительности

    Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительно происходит даже в самом простом варианте воспроизведения.

    Так, представляет себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности.

    Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

    В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

    Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека.

    Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

    Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

    Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него.

    Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы :вязаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга.

    В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

    Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.

    Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др.

    Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже.

    Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

    Другим примером влияния воображения на органические процессы может быть изменение газообмена в то время, когда мы представляем себе выполнение какой-либо физической работы.

    Например, мы представляем, что поднимаем тяжелую штангу на соревновании. В этом случае приборы будут регистрировать увеличение интенсивности газообмена.

    Это же явление будет обнаружено и в тех случаях, когда мы будем видеть лицо человека, поднимающего штангу.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции мотивированного поведения[6].

    • Следующий материал →Механизм рынка. Аграрные отношения. Валютная система
    Читайте также:  Системы линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами - справочник студента

    Источник: https://scholar.su/kontrolnye/voobrazhenie-i-tvorchestvo

    Основы общей психологии

    . . .

    Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно-образной форме.

    Если художник вынужден вывести идею своего произведения в абстрактных формулах, так, что идейное содержание художественного произведения выступает наряду с его образами, не получая адекватного и достаточно яркого выражения внутри их, его произведение теряет свою художественность.

    Наглядно-образное содержание художественного произведения и только оно должно быть носителем его идейного содержания. Сущность художественного воображения заключается прежде всего в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания.

    108 Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать воображаемую новую ситуацию не путём нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.

    108 Крамской писал: «… русское искусство тенденциозно; при этом я разумею следующее отношение художника к действительности. Художник как гражданин, и человек… принадлежит известному времени, непременно что-нибудь любит и что-нибудь ненавидит… Любовь и ненависть не суть логические выводы, а чувства. Там, где нет тенденциозности, идейности, там искусству наступает смерть».

    В корне ошибочным является то представление, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. Воображение Льва Толстого не слабее, чем воображение Эдгара По. Это лишь иное воображение.

    Для того чтобы создать новые образы и нарисовать на большом полотне широкую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужна особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения.

    Чем реалистичнее художественное произведение, чем строже в нём соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно-образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного замысла.

    Соблюдение жизненной реальности не означает, конечно, фотографического воспроизведения или копирования непосредственно воспринятого.

    Непосредственно данное, как оно обычно воспринимается в повседневном опыте, по большей части случайно; в нём далеко не всегда выделяется характерное, существенное содержание, определяющее индивидуальное лицо человека, события, явления.

    Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой для того, чтобы изобразить то, что он видит, но он и видит по-иному, чем художественно невосприимчивый человек. И задача художественного произведения — показать другим то, что видит художник, с такой пластичностью, чтобы это увидели и другие.

    Так, написанный настоящим художником портрет Анны Карениной впервые открыл Вронскому то самое милое её выражение, которое, как казалось Вронскому после того, как он увидел портрет, он всегда в ней знал и любил, хотя на самом деле он лишь благодаря портрету впервые его действительно увидал.

    Нельзя лучше выразить, в чём заключается сущность художественного творчества. Даже в портрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а преобразует воспринимаемое.

    Суть этого преобразования заключается в том, что оно не удаляется, а приближается к действительности, что оно как бы снимает с неё случайные наслоения и внешние покровы. В результате глубже и вернее выявляется её основной рисунок.

    Продукт такого воображения даёт часто по существу более верную, глубокую, более адекватную картину или образ действительности, чем это в состоянии сделать фотографирующее воспроизведение непосредственно данного.

    Образ, внутри преобразованный идеей художественного произведения так, что во всей своей жизненной реальности он оказывается пластическим выражением определённого идейного содержания, является высшим продуктом творческого художественного воображения.

    Мощное творческое воображение узнаётся не столько по тому, что человек может измышлять, не считаясь с реальными требованиями действительности и идеальными требованиями художественного замысла, а скорее по тому, как он умеет преобразовать действительность повседневного восприятия, обременённую случайными, лишёнными выразительности штрихами, в соответствии с требованиями действительности и художественного замысла. Воображение создаёт в наглядных образах, таких похожих и вместе с тем не похожих на наши потускневшие и стёртые в повседневной обыденности восприятия, чудесно оживший, преображённый и тем не менее как будто более подлинный мир, чем данный нам в повседневном восприятии. Именно потому, глядя на него, нам, как Вронскому, когда он увидел портрет Анны, кажется, что мы именно таким его всегда видели и знали, хотя лишь воображение художника, преобразующее мир повседневного нашего восприятия, нам его таким показало.

    Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлёт от действительности, более или менее значительное отклонение от неё. Художественное творчество выражается не только в портрете; оно включает и сказку и фантастический рассказ.

    В сказке, в фантастическом рассказе отклонения от действительности могут быть очень велики. Но и в сказке, и в самом фантастическом рассказе отклонения от действительности должны быть объективно мотивированы замыслом, идеей, которая воплощается в образах.

    И чем эти отклонения от действительности значительнее, тем объективно мотивированнее должны они быть.

    Творческое воображение прибегает в художественном произведении к фантастике, к отклонению от некоторых сторон действительности, с тем чтобы придать образную наглядность действительности, основному замыслу или идее, отражающей опосредованно какую-то существенную сторону действительности.

    Некоторые тонкие и хрупкие переживания — значимые факты внутренней жизни — часто как бы заслоняются и затемняются в действительных условиях обыденной жизни.

    Творческое воображение художника в фантастическом рассказе, отклоняясь от действительности, преобразует различные стороны её, подчиняя их внутренней логике этого переживания.

    В этом и заключается смысл тех приёмов преобразования действительности, которыми пользуется художественное воображение.

    Создавая картину действительности, отклоняющуюся от обыденной вплоть до самой крайней фантастики, воображение художника тем ярче освещает и выпуклее выявляет какую-то, особенно для него значимую, сторону действительности. Отойти от действительности, чтобы проникнуть в неё, — такова логика творческого воображения. Она характеризует существенную сторону художественного творчества.

    Не менее необходимо воображение — в других формах — в научном творчестве.

    Ещё великий английский химик XVIII в. Дж. Пристли, открывший кислород, утверждал, что действительно великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный медлительный и трусливый ум», способны делать лишь учёные, которые «дают полный простор своему воображению». Т.

    Рибо склонен был даже утверждать, что если мы «подведём итоги количеству воображения, затраченному и воплощённому, с одной стороны — в области художественного творчества, а с другой — в технических и механических изобретениях, то мы найдём, что второй значительно больше первого».

    109

    109 Т. Рибо, Творческое воображение, 1901, стр. 225.

    Роль воображения в научном творчестве очень высоко расценивал и Ленин. Он писал: «…нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке».110 «Напрасно думают, — замечает В. И. в другом месте, — что она (фантазия. — С.

    Р.) нужна только поэту. Это глупый предрассудок. Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности…».

    111

    110 В. И. Ленин, Философские тетради, 1934, стр. 336.; В. И. Ленин, Полн. собр. соч. Т. 29. С. 330.

    111 В. И. Ленин, Соч., т. XXVII, 1930, стр. 266.; В. И. Ленин, Полн. собр. соч. Т. 45. С. 125.

    Участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет в нём специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нём мышление.

    Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует её разрешению. И только поскольку творчество, открытие нового совершается благодаря преобразованию наглядно-образного содержания, оно может быть отнесено за счёт воображения.

    В реальном мыслительном процессе в единстве с понятием в той или иной мере, в той или иной форме участвует и наглядный образ.

    Но образное содержание восприятия и представление памяти, воспроизводящее это содержание, иногда не даёт достаточных опорных точек для разрешения встающей перед мышлением проблемы. Иногда нужно преобразовать наглядное содержание для того, чтобы продвинуть разрешение проблемы; тогда воображение вступает в свои права.

    Очень рельефно эта роль воображения выступает в экспериментальном исследовании.

    Экспериментатор, задумывая постановку опыта, должен, исходя из своих теоретических гипотез и учитывая уже установленные законы данной научной области, вообразить, представить себе такую непосредственно не данную ситуацию, которая, удовлетворяя всем этим условиям, дала бы возможность проверить исходную гипотезу. Это построение конкретной ситуации эксперимента в представлении экспериментатора, предваряющем эксперимент, является актом воображения, оперирующего в научном исследовании. «Эксперимент без фантазии или фантазия, не опирающаяся на эксперимент, достигнут лишь немного, — писал такой мастер эксперимента, как Э. Редзерфорд, положивший начало экспериментальному расщеплению атомного ядра, — действительный прогресс имеет своим предположением амальгамацию обеих сил».

    Необходимое для преобразования действительности и творческой деятельности воображение в процессе этой творческой деятельности и формировалось. Развитие воображения совершалось по мере того, как создавались всё более совершенные продукты воображения.

    В процессе создания поэзии, изобразительного искусства, музыки и их развития формировались и развивались всё новые, более высокие и совершенные формы изображения.

    В великих творениях народного творчества, в былинах, сагах, в народном эпосе, в произведениях поэтов и художников — в «Илиаде» и «Одиссее», в «Песне о Роланде», «Слове о полку Игореве» — воображение не только проявлялось, но и формировалось. Создание великих произведений искусства, учивших людей по-новому видеть мир, открывало новое поле для деятельности воображения.

    Психология bookap

    Не в меньшей мере, но лишь в других формах формируется воображение в процессе научного творчества. Раскрываемая наукой бесконечность в большом и малом, в мирах и атомах, в неисчислимом многообразии конкретных форм и их единстве, в непрерывном движении и изменении, даёт для развития воображения в своём роде не меньше, чем может дать и самое богатое воображение художника.

    Наконец, воображение формируется в практической деятельности — особенно в революционные эпохи, когда практическая деятельность людей ломает установившиеся нормы и рутинные представления, революционизируя мир.

    Источник: https://bookap.info/clasik/rubinshteyn/gl65.shtm

    Творческое воображение, сущность содержания

    Творческое воображение, сущность содержания

    Научная статья

    Рощин С.П.1, Барбашова Н.А.2, *

    • 1, 2 ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт культуры и искусств,
    • Москва, Россия
    • * Корреспондирующий автор (barbash_natash[at]mail.ru)
    • Аннотация

    В последнее время все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии учащихся, об определении сущности механизмов воображения. Очень важным в учебно-воспитательных учреждениях является развитие творческого потенциала подрастающего поколения.

    Поэтому мы подробно рассматриваем понятие «воображение», виды, функции и приемы развития творческого воображения.

    Как бы ни была совершенна методика обучения творчеству, очевидно, что творческая деятельность требует определенных личностных особенностей и большого труда от человека.

    1. Ключевые слова: познание, развитие учащихся, функции и виды воображения, приемы творческого воображения.
    2. CREATIVE IMAGINATION, ESSENCE OF CONTENT
    3. Research article

    Roschin S.P.1, Barbashova N.A.2, *

    • 1, 2 SAEI of HE, Moscow City Pedagogical University, Institute of Culture and Arts, Moscow, Russia
    • * Corresponding author (barbash_natash[at]mail.ru)
    • Abstract

    Recently, the issue of the role of imagination in the mental development of students, the definition of the essence of the mechanisms of imagination has been increasingly raised. The development of the creative potential of the younger generation is very important in educational institutions.

    Therefore, we consider in detail the concept of “imagination,” types, functions, and methods of developing creative imagination. No matter how perfect is the method of teaching creativity, it is obvious that creative activity requires specific personal characteristics and great work from a person.

    Keywords: cognition, development of students, functions, and types of imagination, creative imagination techniques.

    Введение

    Сегодня в России происходят социально-экономические преобразования, которые влекут за собой изменения в обществе. Возникает необходимость в формировании личностей, обладающих творческим воображением, которое требуется для возможности решать новые жизненные проблемы креативно, а главное эффективно.

    Часто на страницах научной литературы по философии, психологии и педагогики ставится вопрос о роли творческого воображения в развитии учащихся. Изучая электронные ресурсы на тему «Проблема развития творческого воображения» [8], мы читаем следующее высказывание: «Перед учебными учреждениями возникает одна из главных задач.

    Она напрямую связана с развитием творческого потенциала у учащихся. Для этого следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс, который можно осуществить только благодаря учету психолого-педагогических особенностей познавательных процессов».

    Но на сегодняшний день в свободном доступе есть много научной литературы на тему эффективного развития воображения у дошкольников, но отсутствуют разработки в данной области для подростков, которые можно было бы использовать в учебных учреждениях. Поэтому мы решили подробно изучить развитие творческого воображения у подростков.

    В данной статье мы рассматриваем понятие «воображение», виды и функции воображения, а также приемы развития творческого воображения.

    Творческое воображение

    В.А. Волобуев в своих лекциях на тему: Теория познания и проблема истины в философии [2, С. 1-7] пишет, что «философская дисциплина гносеология занимается исследованием, критикой и теорией познания. Чтобы структурировать познавательную деятельность, необходимо выделить две формы познания рациональную и чувственную.

    Процесс, осуществляющийся благодаря различным формам мыслительной деятельности, является рациональным познанием. Выход познания на высокий уровень осуществляются благодаря различным формам рационального познания. К основным формам можно отнести разные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

    А познавательный процесс, происходящий благодаря органам чувств, является чувственным познанием. Его формы воображение, восприятие, ощущение, представление».

    Сейчас мы подробно остановимся на понятии «воображение», как одной из форм чувственного познания. Воображение – это творческое, фантастическое представление о предметах и ситуациях. Можно сказать, что воображение характеризуется конкретностью и, в тоже время, наглядностью.

    Изучая научные труды психологов, следует отметить, что существует неразрывная связь между онтогенезом психического развития и воображением. Этой проблемой интересовались Н.Р. Ветрук, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, Т.Н. Доронова, Д. Дьюи, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьев, С.Л. Рубинштейн, Е.Е. Туник, З. Фрейд, В. Штерн, К.Юнг.

    Д.Д. Мухортова и В.И. Мурадова в статье «Развитие воображения» в журнале «Вопросы дошкольной педагогики» №3, 2016 [6, С.

    52] анализируют разные формулировки определений воображения, встречающиеся в научной литературе, например, «С.Л. Рубинштейн писал, что воображение – это процесс отражения реальной действительности в новых связях.

    Он считал, что воображение строит новые ряды из накопленных впечатлений, а не повторяет старые».

    На наш взгляд более точное определение дала наша современница Н.Р. Ветрук в статье о развитии творческого воображения [1, С. 24]: «Воображение можно рассматривать, как психический процесс, участвующий в создании образа предмета или ситуации благодаря перестройке накопленных впечатлений».

    Используя Электронный ресурс на тему «Воображение в психологии» [4], можно прочитать, что «воображение используют все люди, а его степень зависит от уровня развитости».

    На другом сайте [3], посвященном данной проблеме: «Под воображением иногда подразумевают визуализацию фантазий, мечтательность. Благодаря воображению можно представить картины, которых еще нет в действительности. Используя воображение, некоторые люди ищут выход из сложившейся ситуации. Данный феномен еще до конца не изучен, так как мы не можем увидеть или ощутить процесс воображения».

    Встречается несколько классификаций функций воображения. Мы остановимся на одной из используемых в психологии [4]:

    1. «Способность получать новые знания и возможность скомпоновать полученную ранее информацию называется познавательной функцией.
    2. Предвидение развития событий до их совершения и завершения называется прогнозированием.
    3. Представление чувств другого человека называется понимаем. В научной литературе можно встретить другое название – эмпатия.
    4. Предупреждение трудностей и неприятностей – это защитная функция.
    5. В процессе воображения человек становится другим, он совершенствуется. Эта функция называется саморазвитием.
    6. Воссоздание в своем представлении картин из прошлого, а также повторное их переживание – это воспоминания».

    Чаще всего человек в той или иной ситуации использует одну функцию воображения, но иногда возможны комбинации.

    Воображение можно использовать практически в любой сфере жизни, например, при создании лекарств, бытовой техники, пошива одежды.

    Воображение всегда основывается на ранее приобретенном опыте. Вначале процесс происходит в голове и только потом реализуется на практике. Обычно люди представляют нечто новое, чего еще не было, а возможно и не будет.

    Воображается чаще всего то, что интересно. Это отчасти способствует познанию себя. Воображение помогает спланировать свои действия и представить результат.

    Таким образом, воображение помогает составить план, благодаря которому человек собирается жить в ближайшее время.

    Н.Р. Ветрук считает [1, С. 25], что «среди видов воображения можно выделить два основных: пассивное и активное. С ней согласны многие авторы публикаций. Пассивное воображение, еще можно назвать непроизвольным, оно подчиняется желаниям, возникающим при фантазировании». На сайте «StudFiles» [7] есть классификация пассивного воображения: «бред, галлюцинации, гипнотические формы».

    В Интернет ресурсах по проблеме «Воображение в психологии» [4] мы встречаем описание: «Активное или произвольное воображение почти всегда направлено на решение какой-либо задачи, например, личной или творческой. Оно всегда определяется волевыми усилиями и осуществляется благодаря личному контролю». К произвольному воображению [3] следует относить: «вдохновение, воссоздание, мечту и творчество».

    В Интернете на тему «Творческое воображение» [11] мы встречаем следующее определение: «творческое воображение – это один из видов воображения, при котором человек создает новые идеи и образы, имеющие ценность для общества, реализующиеся в оригинальные продукты деятельности».

    В творческом воображении могут создаваться определенные образы. Все это осуществляется благодаря следующим приемам, описанным в Электронных ресурсах:

    1. Прием изменения предмета в какое-либо новое явление называется склеиванием или агглютинацией [3]. Это самый простой прием. Используя этот метод, были созданы разные герои мифов (дракон, русалочка) [7]. О данном приеме рассуждал Великий художник Леонардо да Винчи: «Чтобы фантастическое животное сделать естественным, пусть это будет, например, змея, надо взять голову собаки, нарисовать глаза кошки, уши филина, шею черепахи и т.п.».
    2. Приемы преувеличения (гиперболизации) и преуменьшения (литоты) [7]. Рассматривая гиперболизацию можно отметить, что она достигается за счет увеличения количества частей предмета (трехголовый змей), а литота – за счет уменьшения количества частей предмета (один глаз у циклопа).
    3. Прием акцентирования внимания на части предмета, его выделение из общего [3]. Очень часто этот прием используют, при создании карикатуры (обжору изображают с большим животом, болтуна – с длинным языком) [5].
    4. Еще один прием творческого воображения – это схематизация. Используя этот прием, происходит выделение черт сходства и различия [7]. При этом одни черты выпадают из внимания или упрощаются, зато другие усиливаются. При схематизации происходит полная трансформация всего образа [5].
    5. Прием выделения схожих черт из нескольких образов, объединение их во что-то новое, содержащее хотя бы часть каждого объекта. Этот прием называется типизация [3]. Можно сказать, что это самый сложный прием. Его почти никогда не используют в технике, зато в художественном творчестве он является основным.
    6. Если предметы не имеют определенной формы (облака, тени от предметов), то в сознании человека они могут ассоциироваться с реальными предметами, схожими с исходными по форме. Этот прием в научной литературе назван аналогией [7].

    С.П. Рощин в своих научных трудах [10, С. 13] пишет, что «каждый человек обладает от рождения громадным богатством, принадлежащим только ему, и только он может использовать свои потенциальные возможности». Мы полностью разделяем эту точку зрения и считаем, что данное «богатство» от природы необходимо развивать.

    Как любым сложным процессом, воображением можно овладеть, научившись отдельным приемам.  Можно сказать, что существуют разные приемы, применяемые для развития воображения. Например, Леонардо да Винчи рекомендовал разглядывать трещины на стене, облака в небе. Причем важно находить в них сходство с предметами окружающего мира.

    Изучая Интернет ресурсы на тему «Методы развития воображения» [5], следует отметить, что «даже при совершенной методике обучения творчеству, требуются некоторые личностные особенности и большое трудолюбие от самого учащегося. Так же он должен обладать любознательностью и упорством».

    В Электронных ресурсах о развитии творческого воображения [9] есть еще информация об организованной среде. Она необходима для творческой деятельности, так как способствует креативности у учащихся.

    Сюда следует отнести новизну обстановки, использование различных материалов для творческой деятельности и интересные, неповторяющиеся задания с возможностью выбора.

    Все это, несомненно, будет обеспечивать развитие творческого воображения.

    Заключение

    Подводя итог выше сказанному, можно сказать, что воображение – это психический процесс, способствующий созданию образа предмета или ситуации в результате происходящей перестройки полученных ранее впечатлений.

    Существует два вида воображения: пассивное и активное. Творческое воображение относится к активному виду.

    Для развития творческого воображения у учащихся надо совершенствовать учебно-воспитательный процесс, опираясь на психолого-педагогические особенности познавательных процессов в онтогенезе.

    Конфликт интересов
    Не указан.
    Conflict of Interest
    None declared.

    Список литературы / References

    1. Ветрук Н. Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду / Ветрук Н. Р. // Дошкольное воспитание. – 2010. – С. 24-32.
    2. Волобуев В. А. Лекция на тему: Теория познания и проблема истины в философии // Волобуев В. А. / ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт культуры и искусств, 2018. – 24 с.

    Источник: https://research-journal.org/pedagogy/tvorcheskoe-voobrazhenie-sushhnost-soderzhaniya/

    Реферат на тему "Воображение как основа творческой деятельности"

    Реферат на тему « Воображение как основа творческой деятельности».

    Воображение как основа творческой деятельности в отечественной и зарубежной психологии.

    Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к творческой деятельности.

    Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду всё то, что не реально, что не соответствует действительности.

    На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

    Л. С. Выготский говорил что сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе намёка строит целостный образ.

    Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.

    Он писал: «В этом смысле, всё решительно, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, — всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

    «Всякое изобретение, — говорит Рибо, — крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись практически, было объединено только воображением – постройкой, возведённой в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений»

    З. Фрейд за основу творческих процессов принимает ранние переживания детства. Благодаря творческому воображению ребёнок может замещать напряжённые для него ситуации, производящие сильное впечатление. З.

    Фрейд писал, что эффект творческого поведения – это изживание гнетущих эмоций, возникающих в конфликте, до тех пор пока не будет достигнут терпимый уровень. Подобного предположения придерживается так же Э. Крис и К.

    Кюби

    Ж. Пиаже рассматривает воображение как временную стадию искажённого отражения реальности. Он утверждает, что воображение не позитивно влияет на ребёнка, а наоборот, может сильно деформировать его представления о реальности.

    Воображение, по его мнению, не открывает ничего нового для ребёнка, лишь искажает картину действительности. В исследованиях Ж.

    Пиаже воображение связывалось с развитием символической функции у ребёнка и рассматривалось как особая форма репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности.

    Экспериментальное изучение воображения стало предметом интереса западных психологов, начиная с 50 – х годов. Функция воображения – построение и создание образов была признана важнейшей человеческой способностью. Дж.

    Гилфордом и его последователи разработали теорию творческого (креативного) интеллекта.

    Суть её состоит в том, что на основе факторного анализа были выделены отдельные компоненты творческого воображения, которые признаются общими для детей и взрослых и характеризуют любые формы продуктивной деятельности:

    • -интеллектуальная творческая инициатива – направленная на выход за рамки данных задачи требований повседневной жизни;
    • -широта категоризации – отдалённость ассоциаций, неожиданность использования предметов, придание им нового функционального значения;
    • -беглость – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей;
    • -оригинальность – самостоятельность, необычность, остроумность решения по отношению к традиционным способам.
    • В силу своей специфики воображение до сих пор не имеет устойчивого и общепринятого определения.

    Л. С. Выготский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие – то новые ряды из прежде накопленных впечатлений.

    Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением.

    «Воображение – пишет С. Л. Рубинштейн, — связано с нашей способностью и необходимостью творить новое…..Воображение – это отлёт от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме»

    «Основной признак процесса воображения –пишет Е. И. Игнатьев, — в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».

    Традиционно (С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский, А. Я. Дудецкий) выделяют активное и пассивное воображение. Пассивное может быть преднамеренным (грёзы), и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации).

    Активное воображение подразделяют на воссоздающее, направленное на создание образов в соответствии с описанием, и творческое, имеющее целью создание новых образов без опоры на образец. По мнению А. В.

    Петровского, творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, закреплённых в оригинальных и ценных продуктах деятельности человека.

    .

    По мнению О. М. Дьяченко, специфика формы организации воображения заключается в том, что в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого, подчёркивая, что эта особенность воображения обнаруживается при анализе воображения ребёнка, включённого в различные виды деятельности.

    Воображение, соединяя два слоя реальности, способно переводить, воплощать идею, образные представления о действительности, эмоциональные состояния в метаморфические, символические формы, выражать их косвенным путём. Таким образом, заключает О. М. Дьяченко, специфичным для формы организации воображения выступает трансформация предметных содержаний, когда на одном объекте раскрываются существенные характеристики другого.

    Воображение и творчество.

    Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления.

    прямо указывает на возникновение воображения из самого существа игры, а не как следствия проявления особенностей поведения ребёнка в ней. В игре зарождаются другие виды деятельности, имеющее существенное значение для развития творческого воображения (рисование, драматизация, сочинения).

    Но при общем происхождении от игры каждый вид продуктивной деятельности имеет свои специфические особенности, которая заключается в том, что их выполнение позволяет прямо ставить творческую задачу (придумать, сочинить, сделать самостоятельно).

    Это позволяет наиболее полно актуализировать воображение и всецело проявить творческий потенциал. Выготский выделил четыре формы связи воображения с действительностью:

    — Первая форма заключается, по мнению учёного в том, что всякое создание воображения всегда строится из действительности содержащихся в прежнем опыте человека.

    «Творческая деятельность – пишет учёный – находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта ребёнка, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.

    Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».

    — Вторую форму связи воображения с действительностью Л. С. Выготский видит в адекватности готового продукта деятельности какому – то явлению действительности. В этом смысле человек может вообразить то, что он не видел, представить по чужому рассказу, описанию то, чего в его личном опыте не было.

    — Третья форма связи – эмоциональная связь. Характеризуя её, Л. С. Выготский отмечает, что эмоция обладает способностью подбирать впечатления, образы, мысли, которые созвучны настроению, владеющему человеком в данную минуту. Однако и воображение влияет на чувства . образы фантазии вызывают не воображаемые, а реальные чувства.

    — Последняя форма связи воображения с действительностью позволяет сделать вывод о том, что процесс детского творчества надо использовать для дальнейшего обогащения фантазии и творчества. При этом важно помнить, что на ребёнка оказывают влияние не только его произведение, но и произведения, созданные другими детьми.

    В современной психолого – педагогической литературе теория становления творческой деятельности рассматривается в тесной взаимосвязи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Д. В. Давыдов, Д. В. Эльконин).

    Становление детского воображения подчиняется общим закономерностям развития этого процесса. Но имеет свои особенности, и, по мнению Л. С. Выготского, каждый период детства обладает своей формой творчества. Л. С.

    Выготский прямо указывает на возникновение воображения из самого существа игры, а не как следствия проявления особенностей поведения ребёнка в ней.

    В игре зарождаются другие виды деятельности, имеющее существенное значение для развития творческого воображения (рисование, драматизация, сочинения).

    Но при общем происхождении от игры каждый вид продуктивной деятельности имеет свои специфические особенности, которая заключается в том, что их выполнение позволяет прямо ставить творческую задачу (придумать, сочинить, сделать самостоятельно).

    Это позволяет наиболее полно актуализировать воображение и всецело проявить творческий потенциал ребёнка.

    Процесс развития творческого воображения изучался такими учёными как А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н.Н. Поддьяков, О. М. Дьяченко, Л. А. Венгер, Е. Е.Кравцова, В. Т. Кудрявцева и др.

    В их исследованиях подчёркивается мысль о том, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределённостью познаваемой ситуации.

    Разрешение таких ситуаций предполагает неограниченное использование разнообразных возможных способов.

    Видные психологи О. М Дьяченко, Л. А. Венгер выделили основные направления развития творческого воображения:

    1. -реализм воображения;
    2. -умение видеть целое раньше частей;
    3. -надситуативно – преобразовательный характер творческих решений.
    4. .

    И. Я. Лернер так определяет черты творческой деятельности ребёнка:

    • -самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
    • -видение новой функции предмета (объекта);
    • -видение проблемы в стандартной ситуации;
    • -видение структуры объекта;
    • -способность к альтернативным решениям;

    -комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми. Все эти черты, утверждал И. Я. Лернер, неразрывно связаны с воображением, т. к.

    творческая деятельность предполагает выдвижение разных подходов, вариантов решения, рассмотрения предмета с разных сторон, умение придумывать оригинальный необычный способ решения. Естественно, что ребёнок создаёт субъективно – новое, т. е.

    новое для него самого, но это имеет важное общественное значение, потому что в ходе его формируются способности личности.

    Так английскому учёному Г. Уоллесу удалось выделить четыре стадии процесса творчества, каждый из которых может быть детализирован и требует специфических методов и приёмов руководства со стороны педагога.

    1. 1.подготовка (зарождение идеи);
    2. 2. Созревание (концентрация знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);
    3. 3. Озарение (интуитивно схватывание искомого результата);

    4. Проверка.

    Американский психолог Дж. Смит основным в обучении творчеству считает создание взрослыми некоторых условий, способствующих творческому развитию детей дошкольного возраста:

    1. Физические условия, то есть наличие материала для творчества и возможности в любую минуту действовать с ним.

    2. Социально – эмоциональные условия, то есть создание взрослым у ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.

    3. Психологические условия, сущность которых заключается в том. Что у ребёнка формируется чувство внутренней безопасности, свободы за счёт поддержки взрослыми его творческих начинаний.

    4. Интеллектуальные условия, которые создаются путём решения творческих задач.

    Становление детского воображения подчиняется общим закономерностям развития этого процесса. Но имеет свои особенности, и, по мнению Л. С. Выготского, каждый период детства обладает своей формой творчества. Л. С.

    Выготский прямо указывает на возникновение воображения из самого существа игры, а не как следствия проявления особенностей поведения ребёнка в ней.

    В игре зарождаются другие виды деятельности, имеющее существенное значение для развития творческого воображения (рисование, драматизация, сочинения).

    Но при общем происхождении от игры каждый вид продуктивной деятельности имеет свои специфические особенности, которая заключается в том, что их выполнение позволяет прямо ставить творческую задачу (придумать, сочинить, сделать самостоятельно).

    Это позволяет наиболее полно актуализировать воображение и всецело проявить творческий потенциал ребёнка.

    Видные психологи О. М Дьяченко, Л. А. Венгер выделили основные направления развития творческого воображения:

    • -реализм воображения;
    • -умение видеть целое раньше частей;
    • -надситуативно – преобразовательный характер творческих решений.

    До сих пор многие важные для понимания природы воображения остаются без ответа, особенно это касается ранних этапов развития творчества. Как только заходит речь об истоках творчества, психологи начинают противоречить друг другу. Так, в зарубежной психологии существуют на этот счёт различные точки зрения.

    Именно значительно развитое воображение наряду с такими психологическими особенностями, как оригинальность, независимость, высокая чувствительность к видению проблем, самостоятельность определяют личность подлинно творческую.

    Развитое воображение позволяет эффективно бороться с так называемой психологической инерцией, т. е. привычкой к шаблонному мышлению.

    Настоящая творческая деятельность человека делает его существом, обращённым в будущее, созидающим его и видоизменяющим.

    Источник: https://infourok.ru/referat-na-temu-voobrazhenie-kak-osnova-tvorcheskoy-deyatelnosti-2806198.html

    Ссылка на основную публикацию