Внимание и установка — справочник студента

Ориентировочный рефлекс имеет высокую избирательность, которая может появиться и в отношении его эффекторной двигательной части. Например, у человека, ожидающего вспышки света, возникают изменения электрических ответов в затылочных областях коры. При ожидании болевого раздражения происходит изменение электрических ответов в сенсомоторной области коры.

Если испытуемый знает, что в ответ на сигнал надо реагировать движением правой руки, то ожидание сигнала вызывает изменение электрических явлений в мышцах правой руки. В мышцах левой руки таких изменений не происходит. Ситуация повторится, если сигнал будет дан для противоположной руки.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Это состояние готовности к определенному движению, получило название установки на движение. Его объективные признаки носят строго избирательный характер, который был детально изучен советским психологом Д.Н. Узнадзе.

Например, при ощупывании правой рукой маленького шара, у испытуемого остается «фиксированная установка». Он готов к тому, что в эту же руку дадут шар, большой по объему.

Когда в обе руки давались одинаковые шары, раздражитель вступал в конфликт с ожидаемой неравномерностью шаров, поэтому, шар в правой руке оценивался как меньший по объему.

Данная установка сохранялась в течение некоторого времени и постепенно угасала, причем у разных субъектов процесс угасания мог носить различный характер – у одних постепенно, у других исчезал сразу.

Внимание и установка - Справочник студента

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Также индивидуальные различия в созданной установке существуют и в степени её избирательности, они открывают новые перспективы для исследования процессов активации у человека и анализа тех факторов, которые её регулируют.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Этапы в истории менеджмента - справочник студента

Оценим за полчаса!

«Ориентировочный рефлекс» и «активация» могут быть вызваны любым изменением в обстановке или ожиданием нового стимула. В результате «привыкания» они постепенно угасают, а при изменении привычного характера действующих раздражителей, снова появляются. Данные явления лежат в основе непроизвольного внимания и носят естественный характер.

Человек может изменить естественные законы протекания ориентировочного рефлекса, он может сделать состояние активации более устойчивым, что может быть достигнуто с помощью речевой инструкции.

Её действие может вызвать сильное и строго избирательное влияние, создать стойкий доминирующий очаг возбуждения и изменить силовые отношения в действии раздражителя.

Для сильного раздражителя характерна повышенная реакция, в то время как слабый раздражитель имеет ослабленную реакцию.

Регулирование процессов активации через речевую инструкцию является важнейшим фактом психофизиологии человека.

Это физиологическая основа высших специфически человеческих форм внимания. К наиболее важному психофизиологическому методу изучения внимания человека относится регистрация влияния речевой инструкции на протекание объективных симптомов ориентировочного рефлекса.

Роль установки в измерении объема внимания

В психологии исследование объема внимания имеет достаточно долгую историю и связано с именами таких ученых как Гамильтон, Джевонс, Бине, Такер и др. Они указывают на то, что при измерении объема внимания, расположение предметов, количество предметов, степень освещения, имеют большое значение.

В результате проведенного эксперимента с целью выяснить, какое значение имеет целостно-личностное состояние субъекта, его установка при измерении объема внимания, был установлен факт, что объем внимания взрослого человека равный 4-6 впечатлениям, не подтверждается, а это говорит о том, что результаты опыта не мыслятся вне теории установки.

В самом начале эксперимента испытуемые были «настроены» на то, чтобы в окошечко тахистоскопа разглядеть грузинские буквы, упоминавшиеся в инструкции, но не предложенные для восприятия. Данная установка направила внимание испытуемых в определенном направлении.

Они не смогли воспринять реально показанные фигуры, потому что были готовы к восприятию другого содержания. Объем внимания испытуемых не охватил ни одного из предложенных объектов, а причиной этого факта стала установка.

Именно она определяла направление внимания, направленная на другое содержание, поэтому в сознании не произошло отражения геометрических фигур, которые были показаны в окошечке тахистоскопа.

Таким образом, как отмечает зарубежный исследователь Манн, внимание не гарантирует обязательного последующего восприятия. Этот же вывод был сделан в результате проведенного опыта – восприятие не было реализовано на основе внимания, а если даже и последовало, то оказалось иллюзорным. Направление и содержание вниманию дает установка.

Д. Узнадзе считает, что внимание всегда сознательно, а установка является бессознательной психической реальностью, предшествующей возникновению сознательных психических процессов. Она как механизм, который приводит в действие внимание и в каждом конкретном случае определяет возникновение внимания по отношению к предметному содержанию.

Психологическая характеристика установки

Установка обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к какому-либо объекту.

Первоначально данное понятие было введено немецкими учеными в экспериментальной психологии, для обозначения фактора готовности действовать. Позднее оно было введено в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов на какие-либо ценности, предписывающие им социально принятые способы поведения.

Установка в общей психологии применяется при исследовании целенаправленного поведения животных, психофизиологических механизмов приспособления организма к ситуациям, избирательности и направленности психических процессов, механизмов неосознаваемой регуляции деятельности человека, формировании характера.

Установка в социальной психологии используется при изучении отношений личности к каким-либо социальным объектам. Установка имеет свои функции в деятельности:

  • Она определяет характер протекания деятельности, его устойчивость, последовательность, целенаправленность. Установка выступает как механизм стабилизации деятельности и позволяет сохранить эту направленность в изменяющихся ситуациях;
  • Освобождает субъект от необходимости принимать решения и в стандартных ситуациях произвольно контролировать протекание деятельности;
  • Установка может выступить в качестве такого фактора, который обуславливает инертность и косность деятельности. Она также может затруднить приспособление субъекта к новой ситуации.

Место объективного фактора, который вызвал эту установку в структуре деятельности, окажет влияние на её содержание.

Исходя из того, на какой объективный фактор деятельности установка направлена, выделяют три уровня регуляции деятельности:

  1. Смысловой уровень. Выражает отношение, проявляющееся в деятельности, к тем объектам, которые имеют личностный смысл. Смысловые установки приобщают индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды. Оказывают помощь в сохранении статус-кво личности в напряженной ситуации;
  2. Целевой уровень. Они вызываются определенной целью и определяют устойчивый характер протекания действия;
  3. Операциональный уровень. Данная установка имеет место в ходе решения задачи с учетом условий наличной ситуации, а также вероятностного прогнозирования этих условий с учетом прошлого опыта.

По мнению Д.Н. Узнадзе, установка напрямую связана со вниманием и внутренне выражает она собой состояние внимания человека. В частности этим и объясняется, почему в условиях импульсивного поведения при отсутствии внимания, у субъекта могут возникать определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.

Установка представляет собой факт из сферы бессознательной психики и предшествует сознательным психическим процессам человека.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/vnimanie/vnimanie_i_ustanovka/

Развитие внимания и запоминания | Студент-Сервис

Внимание и запоминание являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний, умений. Поэтому наряду с развитием эмоционального контакта ребенка со взрослыми необходимо с самого начала обучения проводить занятия (игры и упражнения), способствующие формированию внимания и запоминания.

Большое значение для развития зрительного внимания имеют игры с перемещением предметов в пространстве. Перемещение должно производиться медленно, так, чтобы дети могли проследить за движением. Здесь можно использовать кукольный театр, показать детям, как мышка прячется от кошки, собака ищет мальчика и т.п.

Вечером можно использовать «теневой театр». Когда дети научатся следить за передвижением, которое происходит у них на глазах, можно перейти к перемещению предметов, скрытых от глаз ребенка.

Проводится игра «Ку-ку»: кукла появляется сначала над ширмой, потом справа от нее, снова над ширмой, снова справа от нее, проделывая за экраном один и тот же путь. Дети, наблюдая за ней должны ожидать ее появления то наверху, то справа. Однако это не всегда происходит у детей с нарушениями интеллекта.

Они не могут представить себе путь куклы за экраном, поэтому переводят взгляд с одного места на другое только после того, как появится игрушка. Чтобы побудить детей к прослеживанию, на втором-третьем занятии нужно попросить детей показать, где появится кукла сейчас.

После того как дети покажут, кукла появляется и подтверждает (или опровергает) их предположение. Затем педагог показывает детям, как движется кукла за экраном. Для этого дети заходят за экран. Потом они возвращаются на свои места, и игра повторяется.

Зрительное внимание активизируется и в играх, где дети должны запоминать местонахождение игрушек.

Постепенно, на втором году обучения увеличивается количество предметов, с которыми действует ребенок. В занятия включаются игры с запоминанием места, где спрятан предмет. Сначала на ограниченном пространстве, а затем в пределах групповой комнаты.

Дети с нарушениями интеллекта плохо ориентируются в пространстве помещения — видят обычно те предметы, которые находятся на уровне глаз, случайно попадают в их поле зрения, но совсем не умеют искать, осматривать помещение. Поэтому вначале педагог или воспитатель прячет большую, яркую игрушку вместе с детьми.

Он обходит с ними комнату и говорит: «Вот подоконник, сюда класть не надо; вот дверь, около двери стоит шкаф, он высокий, а вот буфет, кладем сюда». Таким образом, он побуждает детей осматривать все пространство комнаты. Вначале предметы кладутся на уровне глаз детей, со временем — ниже или выше.

Сначала предметы прячутся на глазах у детей, а затем, когда они этого не видят (отворачиваются или закрывают глаза).

К концу второго года обучения у детей должно быть уже сформировано произвольное внимание. Но работа над его развитием и совершенствованием не прекращается, она лишь меняет свои формы и сливается с другими видами занятий и упражнений.

Развитие внимания теснейшим образом переплетается в занятиях с развитием запоминания, формированием произвольной памяти.

Когда умственно отсталый ребенок приходит в дошкольное учреждение, произвольное запоминание оказывается у него несформированным — он не может сознательно, по своей воле запоминать предложенный ему программный материал.

Это не значит, что ребенок ничего не запоминает, — он непроизвольно запоминает то, что случайно произвело на него впечатление. Произвольное запоминание нужно у него формировать. Для этого с детьми проводятся дидактические игры, в которых задачи на запоминание постепенно усложняются.

На первом году обучения предлагаются игры «Найди свою игрушку», «Что изменилось», «Чего не хватает». В игре «Найди свою игрушку» детям раздают разные игрушки — кукол, машины, мишек, заек и т.п. У всех детей при этом игрушки должны быть разные.

Когда дети немного поиграют с игрушками, игрушки собирают в коробку, а им предлагают пройтись по группе. После «прогулки» каждый ребенок должен найти свою игрушку среди других. В дальнейшем эту игру можно усложнить — раздать детям игрушки одного назначения, но разные по величине или по цвету (например, машины разной величины, кукол в платьях разного цвета).

Другое направление в развитии запоминания — запоминание местонахождения предметов, сначала на ограниченном пространстве, а затем в пределах групповой комнаты.

Примером игры на запоминание местонахождения предмета на ограниченном пространстве может служить игра «Шкафчик», где в шкафчик, склеенный из маленьких коробков, на глазах у ребенка прячется маленькая игрушка или предмет (пуговица, мозаика, бусинка). Потом «шкафчик» закрывается ширмой на 10 секунд.

Когда ширма убирается, ребенок должен вспомнить, в какой именно «ящичек» спрятали игрушку. Сначала в «шкафчике» должно быть 3, а затем 5—7 «ящичков». В дальнейшем количество «ящичков» и время закрывания их за ширмой увеличивается.

Запоминание местоположения предметов в более широком пространстве начинается с уже описанной нами игры, во время которой педагог прячет игрушку в комнате на глазах у детей. В дальнейшем игры такого рода усложняются. Например, проводится игра «Запомни и найди свою игрушку». Педагог раздает детям игрушки, просит каждого рассмотреть и назвать свою игрушку.

Затем дети прячут свои игрушки в разных местах групповой комнаты. По сигналу барабана дети «гуляют» по группе. Через некоторое время педагог предлагает им найти и принести свои игрушки. Каждый ребенок находит игрушку, приносит ее педагогу и снова называет.

В случае затруднений педагог помогает детям спрятать игрушку, а затем и найти ее, напоминает, как она называется.

Позднее, когда дети овладеют выбором по образцу, это будет способствовать развитию произвольного запоминания. Например, игра «Лото с отсрочкой»: перед ребенком кладут 2 картинки — машину и мячик. У педагога тоже две картинки, точно такие же, как у ребенка.

Педагог просит ребенка посмотреть на картинки, а затем закрывает лежащие перед ним картинки листом картона. Свои картинки он переворачивает тыльной стороной вверх.

Одну из них он показывает ребенку, затем снова переворачивает и отсчитывает 10 секунд, а затем снимает картон с картинок, лежащих перед ребенком, и просит показать картинку, которую он предъявлял. Свою картинку он переворачивает лишь после ответа ребенка и сравнивает их.

Ошибка должна быть выделена не словами, а путем сравнения изображений. Только после этого результат закрепляется в слове: «Верно, я показала машину» или «Неверно, я показала машину, а ты взял мячик. Надо взять машину».

В дальнейшем игра «Лото с отсрочкой» усложняется в нескольких направлениях: во-первых, увеличивается количество картинок (до 12 к концу обучения в детском саду), во-вторых, вместо предметных картинок используются цветные карточки, геометрические формы и т.п., в-третьих, увеличивается время отсрочки (до 20 секунд).

Другой вариант игры «Лото с отсрочкой» проводится с использованием речи. Вместо того чтобы показать ребенку соответствующую картинку-образец, взрослый ее называет, а затем отсчитывает время. Например, перед ребенком лежат изображения мишки, куклы, тарелки, ложки, мальчика, девочки.

Педагог закрывает его карточку картоном и говорит: «Мальчик», отсчитывает 10 секунд, снимает картон и просит показать нужную картинку. Эта же игра проводится с изображением разных действий, которые педагог сначала называет изолированно («Бежит», «Прыгает», «Спит»), а потом во фразе («Мальчик бежит», «Девочка бежит», «Девочка спит» и т.п.

). Этот вид игры на запоминание проводится начиная с третьего года обучения.

К концу обучения в детском саду дети должны владеть произвольным запоминанием.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/razvitie-vnimaniya-i-zapominaniya/

5 лучших приложений для студентов

ПриложенияДвадцать пятого января по всей России отмечается Татьянин день, также известный как День российского студенчества. Это праздник одинаково отмечается как девушками, носящими имя «Татьяна», так и студентами, которые весело живут от сессии до сессии. Но, пожалуй, последних по численности всё-таки больше — поэтому им стоит уделить побольше внимания. Быть студентом — весьма тяжёлое бремя, грызть гранит науки с каждым днём становится всё тяжелее и тяжелее, но упорные учащиеся высших учебных заведений сквозь зубы идут к своей цели и добиваются её. Но, как говорится, один в поле не воин — студенту, как и всем другим людям, необходима помощь в обучении. И в День студента мы готовы предоставить её всем нуждающимся в качестве подборки лучших приложений для студентов.

_________________________________________________________________________________

Большинству современных студентов так или иначе приходится иметь дело с важными нормативными актами, документами, кодексами, законами — то в процессе обучения, то в обычной жизни. Упомнить всё возможным практически не представляется, но приложение «ГАРАНТ.

Студент» окажет вам в процессе запоминания существенную помощь — оно предлагает вниманию студентов ознакомиться с множеством всех кодексов, действующих на территории Российской Федерации: бюджетный, водный, воздушный, земельный и даже Конституция — всё, что только возможно добавить в приложение, здесь присутствует. При открытии кодексов вам даётся возможность ознакомиться с их содержанием либо постранично путём перелистывания, либо переходом по главам и статьям, которые вас интересуют, либо вообще поиском по отдельным словам и фразам с последующей выдачей совпадающих результатов.

Читайте также:  Причины для организационных изменений - справочник студента

Графа «История» предлагает нам вспомнить, какие же документы мы посещали в последний раз, и сразу же перейти туда по встроенным ссылкам.

А если вам нужно выделить определённый раздел в конкретном кодексе, то воспользуйтесь «Закладками» — сначала добавьте в такую категорию интересующий вас элемент нормативного акта, а затем переходите по записанным вкладкам.

Искать нужную информацию можно не только внутри отдельного кодекса — в главном меню вам доступен точный поиск по содержанию всех кодексов в приложении. Каждый студент может кастомизировать пользование «ГАРАНТ.

Студент» — в настройках можно указать размер шрифта, параметры поиска в оглавлении и автоориентации, а также количество «последних» и сохранённых поисков. Информативность, полнота содержания, простота и возможность персонализации делают такое приложение незаменимым для студентов.

_________________________________________________________________________________

Если вам не требуется лишняя информация, нужны только кодексы — то пользуйтесь приложением «ГАРАНТ. Студент», но в случае, когда хочется чего-то большего, альтернативного мнения — выбирайте «КонсультантПлюс: Студент». Такой софт содержит как нормативные кодексы, так и немаловажный элемент в процессе подготовки — учебники.

По каждому праву — административное, медицинское или налоговое — вам предлагается прочесть совершенно бесплатно несколько учебников за авторством разных экспертов либо в режиме онлайн, либо скачав файл к себе на мобильное устройство.

И помимо учебников, «КонсультантПлюс: Студент» даёт возможность ознакомиться с другими документами по обществоведческой информации — аналитические обзоры, тематические подборки или мониторинг изменений в законодательстве.

Приложение ведёт учёт всех просмотренных вами документов, ознакомиться со списком которых вы можете в главном меню, как и с загруженными. Если какому-то из документов требуется обновление, то прямо из «КонсультантПлюс: Студент» можно загрузить новую версию.

Кроме учебных материалов, софт предлагает нам прочесть справочную информацию разного характера: календари, расчётные индикаторы или процентные ставки — каждый найдёт себе нужные данные.

В случае, когда требуется конкретный документ, вы можете воспользоваться расширенным поиском — по названию, тексту, дате, периоду, виду, принявшему органу, номеру или статусу.

В общем, если вам нужны сведения для подготовки к сессии или написании дипломной работы, «КонсультантПлюс: Студент» вам поможет и кодексами, и учебниками, и некоторой другой полезной информацией. Главное — правильно пользоваться данными.

_________________________________________________________________________________

Конечно, если студент хочет успешно продолжить процесс своего обучения, ему необходимо не только заполнять голову знаниями, но и своевременно посещать занятия. Порой бывает сложно уследить за графиком своего учебного заведения, но с приложением «Расписание вузов» такое дело станет сущим пустяком.

Сперва вам необходимо будет выбрать свой город, в приложение занесено абсолютное большинство российских населённых пунктов. После этого потребуется либо ввести название искомого вуза, либо выбрать из предоставляемого списка. Затем — факультет и категория пользователя, приложение пригодится не только студентам, но и преподавателям, смыслящим в мобильных приложениях.

И финальный аккорд — номер группы, после чего вашему взору предстанет расписание на несколько ближайших недель.

В качестве информации вы можете просматривать время занятия, предмет, тип работы, номер аудитории и имя соответствующего преподавателя. Если вам требуются только конкретные виды занятий — лишь лекции или лишь семинары — то можно отфильтровать такие типы в настройках в соответствии с предпочтениями.

Но «Расписание вузов» не ограничивается только графиком занятий — вам предлагается ещё и добавлять в свой личный профиль заданий с последующим выбором направления, некоторым описанием и, если это требуется, фотографии с использованием камеры или загрузкой из галереи.

Как и занятия, задания можно фильтровать по принципу готовности — можно указать приложению отображать только выполненные или только невыполненные работы, а при желании — добавить кое-что в «Избранное».

И, пожалуй, единственный минус «Расписания вузов» — отсутствие в приложении расписания для некоторых вузов страны, а так — оно пригодится многим.

_________________________________________________________________________________

«Пособие студента. Кухня» от Game-era

Вечная проблема студентов всех времён — нехватка еды для восполнения энергии, расходующейся на весьма сложный процесс обучения. И многие в первый год даже понятия не имеют, как из имеющихся продуктов приготовить весьма вкусное блюдо. Приложение «Пособие студента.

Кухня» сможет оказать посильную помощь тем, у кого нет врождённых кулинарных навыков, но кому сильно хочется кушать.

Меню такого софта не ограничивается простой лапшой быстрого приготовления — поварам-самоучкам предлагается попробовать свои силы в приготовлении супов, вторых блюд, легендарных бутербродов, салатов, праздничных блюд, блюд «для ленивых» (сдаётся, это подойдёт каждому студенту), закуски и десерты. В принципе, следуя инструкциям в приложении, можно из пары продуктов сотворить настоящий полноценный завтрак, обед или ужин.

Если вам захотелось приготовить какое-либо блюдо, нажимайте на интересующую вас категорию и выбирайте понравившуюся еду. Названия блюд так и пахнут креативностью — супы «Асфальт» и «Привет студентам», «Быстрый такой» салатик и даже котлеты «Дамское ребро».

Плюс приложения — рецепты здесь написаны понятным большинству языком, а не мудрёно, как в большинстве кулинарных книг: наглядно описывается процесс приготовления с указанием ингредиентов и результатом.

Понравившиеся рецепты блюд можно добавлять в «Избранное» и создать в таком разделе миниатюрный кулинарный справочник студента.

Но в случае, когда требуется один конкретный рецепт, можно воспользоваться закладкой — приложение автоматически запоминает последний открытый вами рецепт и по-особому отмечает его. Пожалуй, недостаёт «Пособию студента. Кухня» только фотографий блюд, а в остальном — приложение поможет студенту перестать голодать.

_________________________________________________________________________________

«Студент №1 — Учеба без напряга» от Alexei Rudak

Всякому студенту требуются советы во время учёбы. Как сделать то, как сделать это, как поступить в определённой ситуации — ежедневно учащимся высших учебных заведений приходится сталкиваться с проблемами самого разного характера, а помощи зачастую и попросить не у кого.

Но вам поможет приложение «Студент №1 — Учеба без напряга», в котором содержатся указания для студента на все случаи жизни.

Информацию можно получать по разделам — «Первокурснику», «Учебный процесс», «Экзамен», «Заграница» и «Выпускнику», по решениям в разных обстоятельствах — когда выпил, испытываешь страх перед экзаменом или слишком перегружен, по сервисам — приложение предоставляет ссылки на разные ресурсы, к примеру, подбор синонимов или переводчик, а также книги, рефераты, виртуальная помощь и другие полезные приложения для разных платформ. Каждому что-нибудь да пригодится.

В каждой категории есть несколько подразделов, названия которых конкретизируют определённую часть информации.

Большинство сведений, способных оказаться полезными для студента, написаны понятным и доступным языком, автор наглядно описывает ощущения в той или иной ситуации на личном опыте, что помогает ассоциировать себя с советами.

Оформлено всё в приятном глазу стиле, текст вполне читабелен, да и цвета самого интерфейса не отторгают, а помогают сосредоточиться на восприятии текста.

Впрочем, текстом данные приложения не ограничиваются — для визуального восприятия некоторые сведения выполнены в видеоформате, вы можете просмотреть обучающий ролик или видео юмористического содержания для отдыха от утомительного обучения. Пожалуй, «Студент №1 — Учеба без напряга» можно занести в список таких приложений, которые должны быть у каждого — настолько оно полезно и информативно.

_________________________________________________________________________________

Итак, вы ознакомились с подборкой лучших приложений для студентов, которые, есть надежда, сослужат добрую службу большинству учащихся высших учебных заведений в плане подготовки задания, учебного материала, расписания, жизненной информации и нескольких кулинарных секретов.

В течение всего года эти программы способны дать студенту необходимую базу для обучения и даже немного больше — кто знает, может, вы ещё будете обучать своих друзей и родственников знаниям, полученным от приложений. Правда, хоть такие программы и могут помочь студенту, стоит помнить, что основной вклад в своё будущее делается самим человеком, и никем иным.

Пользуйтесь полезным софтом, но сами не плошайте. С праздником и удачных каникул, студенты!

Источник: https://www.ferra.ru/review/apps/5-luchshih-prilozheniy-dlya-studentov.htm

Приемы привлечения внимания студентов — современные наукоемкие технологии (научный журнал)

1 Пахомова Р.А. 1 Кочетова Т.Ф. 1 Маркелова Н.М. 1 Василеня Е.С. 1 Карапетян Г.Э. 1 Марцева А.П. 1 1 ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ
В статье представлен обзор литературы по привлечению внимания студентов.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. В статье отображены функции внимания.

Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека; от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. Заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности; эмоциональностью должны быть насыщены ее основные звенья.

Она должна быть связана с осознанием значения того дела, которое делается.

1. Баев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2002.
2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2005.
3. Вейн А.М. Внимание человека. – М.: Просвещение, 1973. – 162 с.
4. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Просвещение, 1977.

– 222 с.
5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.
6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: «Высшая школа», 1980. – 336 с.
7. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.: «Логос», 2003. – 432 с.
8. Граудина Л.К. Культура русской речи. – М.: «Норма», 2000. – 560 с.
9. Занков Л.В. Внимание. – М.: ГУПИ Мин. просвещения РСФСР, 1949. – 198 с.
10. Истомина З.М.

Развитие внимания. – М.: Просвещение, 1978. – 120 с.
11. Леонтьев А.Н. Развитие внимания. – М., 1931. – 278 с.
12. Ляудис Н.В. Внимание в процессе развития. – М.: Владос, 1991. – 145 с.
13. Максимов В.Н. Русский язык и культура речи. – М.: «Гардарики». 2004. – 416 с.
14. Михайличенко Н.А. Риторика. – М., 1994.
15. Медведев А.В. Основы риторики. – М., 2000.
16.

Роговин М.С. Проблемы внимания. – М.: Высшая школа, 1966. – 186 с.
17. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей внимания. – Абакан: АГПИ, 1991. – 37 с.
18. Экспериментально-психологические исследования особенностей внимания. – Киров: ГПИ, 1990. – 318 с.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида [4, 10, 15, 20].

Направленность проявляется в избирательности, в произвольном или непроизвольном выборе, выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности [1, 3, 6, 8, 11, 13].

Сосредоточенность (концентрация) на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование других объектов. Благодаря этому отражение становится более ясным и отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится действие, пока не будет достигнута цель [2, 5, 7, 9, 12, 14].

  • Основными функциями внимания являются:
  • активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;
  • целенаправленный организованный отбор поступающей информации (основная селективная функция внимания);
  • удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;
  • обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;
  • регуляция и контроль протекания деятельности.
  • Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.
  • Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Эта большая степень осознания данного впечатления и есть основной факт, или эффекты, а именно:
  • аналитический эффект внимания – данное представление становится детальнее, в нем мы замечаем больше подробностей;
  • фиксирующий эффект – представление делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает;
  • усиливающий эффект – впечатление, по крайней мере, в большинстве случаев, делается сильнее: благодаря включению внимания слабый звук кажется несколько громче.
  • Свойства внимания
  • Внимание обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств.

Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным – колебания и переключение внимания.

Объем внимания – это количество объектов (или их элементов), воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одномоментно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность.

С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно.

Устойчивость внимания – его временная характеристика – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности.

Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в работе, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.

Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации.

Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим произвольным колебаниям. Периоды таких колебаний составляют обычно две-три секунды и доходят до 12 секунд.

  1. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы:
  2. усложнение объекта (сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения);
  3. активность личности;
  4. эмоциональное состояние (под влиянием сильных раздражителей может возникнуть отвлечение внимания на посторонние объекты);
  5. отношение к деятельности;
  6. темп деятельности (для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпе нервные процессы иррадиируют (захватывают ненужные участки коры головного мозга), затрудняется сосредоточение и переключение внимания.
  7. Устойчивость тесно связана с динамическими характеристиками внимания, например с его колебаниями (пунктуациями). Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который подразделяется на следующие стадии сосредоточения:
  8. первоначальное вхождение в работу;
  9. достижение сосредоточения внимания, затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;
  10. снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.

Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания.

Так, в состоянии утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения.

Физиологически интенсивность внимания обусловлена повышенной степенью возбудительных процессов в определенных участках коры мозга при одновременном торможении других его участков.

Концентрация внимания – это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие.

Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность – необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.

Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности.

Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений.

В то же время внешние признаки не всегда соответствуют действительному состоянию внимания.

Так, например, тишина в аудитории может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном равнодушии к происходящему.

Распределение внимания – это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е.

это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними.

Распределенное внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.

  • Распределение внимания – это свойство внимания, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещение) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий). Рассматривая распределение внимания, необходимо учитывать, что:
  • трудность представляет совмещение двух и более видов умственной деятельности;
  • легче совмещать двигательную и умственную деятельность;
  • для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности один вид деятельности должен быть доведен до автоматизма.

Особое значение распределение внимания имеет во время учебы. Студент должен одновременно слушать преподавателя и записывать, доставать, открывать, запоминать, манипулировать объектами и т.д. Но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют сосредоточенности, такое совмещение будет успешно.

Читайте также:  Понятие социальной системы и социальной организации - справочник студента

Переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одного вида деятельности к другому, от одного объекта к другому, от одного действия к другому.

  1. Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость.
  2. Переключение бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) – в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен. Легкость и успешность переключения внимания зависят:
  3. от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью;
  4. от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;
  5. от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот);
  6. от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта и др.);
  7. от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.

Наряду с переключением внимания выделяется его отвлечение – непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения. Студенту трудно начинать новую работу, особенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без особой необходимости часто менять ее содержание и виды.

Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо.

Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании.

Колебание внимания объясняется тем, что деятельность определенных нервных центров не может продолжаться интенсивно без перерыва.

При напряженной работе соответствующие нервные клетки быстро истощаются и нуждаются в восстановлении.

Наступает их охранительное торможение, в результате которого в тех центрах, которые до этого были заторможены, внимание повышается и переключается на посторонние раздражители.

Внимание имеет избирательный характер. Благодаря этому деятельность имеет определенную направленность. Внешне внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспосабливаемся к выполнению действий.

При этом лишние, мешающие этой деятельности движения затормаживаются. Так, например, если необходимо внимательно рассмотреть какой-либо объект, мы внимательно что-либо слушаем, наклоняем голову, чтобы лучше слышать.

Такое приспособительное движение облегчает восприятие [3, 11, 16, 17].

Направленность, или избирательность внимания проявляется в различных формах. Первоначально выбор объектов внимания связан с анализом огромного потока информации, непрерывно поступающего из внешнего мира.

Эта ориентировочно-исследовательская деятельность протекает в значительной мере на уровне подсознания.

Избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности, в тревожном ожидании (непроизвольная избирательность).

Осознанное выделение каких-то объектов происходит в целенаправленной познавательной деятельности. В одних случаях избирательность внимания может носить характер поиска, выбора, контроля, связанных с определенной программой (произвольная избирательность). В других случаях (например, чтение книги, прослушивание музыки и т.д.) четкая программа необязательна.

По степени волевого контроля различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Некоторые объекты как бы сами «притягивают» наше внимание, а для сосредоточения на других нужно прилагать определенные усилия. Первое внимание называется непроизвольным («пассивным»). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.) или же связью между объектом и потребностями человека.

Второй вид внимания – произвольное (его еще называют «активным») – контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему неинтересен, но нужен для достижения цели. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий, удаления отвлекающих раздражителей.

Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер – сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.

В педагогическом процессе необходимо уметь использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию произвольного. Для возбуждения в поддержании непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. При этом заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности.

Основываясь на слабости произвольного внимания у студентов, ряд педагогов [14, 19, 19, 21, 22] рекомендовал целиком строить педагогический процесс на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладевать вниманием студентов и приковывать его.

Для этого он должен всегда стремиться к тому, чтобы давать яркий, эмоционально насыщенный материал, избегая всякой скучной учебы.

Безусловно, весьма важно, чтобы педагог умел заинтересовать студентов и мог строить педагогический процесс на непроизвольном внимании, обусловленном непосредственной заинтересованностью.

Постоянно требовать напряженного произвольного внимания у обучающихся, не давая никакой для него опоры, это, быть может, самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания.

Однако строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это по существу и невозможно.

Каждое, даже самое захватывающее, дело включает в себя звенья, которые не могут представлять непосредственный интерес и вызывать непроизвольное внимание. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь:

1) использовать непроизвольное внимание;

2) содействовать развитию произвольного.

Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. Заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности; эмоциональностью должны быть насыщены ее основные звенья. Она должна быть связана с осознанием значения того дела, которое делается.

Библиографическая ссылка

Пахомова Р.А., Кочетова Т.Ф., Маркелова Н.М., Василеня Е.С., Карапетян Г.Э., Марцева А.П. ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-4. – С. 719-722;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35359 (дата обращения: 22.03.2020).

Источник: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35359

Образцы заявлений

Заполненное и отсканированное заявление (с Вашей подписью) Вы можете прислать в сервис «Центр поддержки», прикрепив файл к сообщению.

Обращаем Ваше внимание, что образцы заявлений на утверждение тем ВКР и прохождение практик находятся на страницах кафедр.

Внесение изменений в дополнительное соглашение

DOCX; 15,27 кБ

Возврат денежных стредств

DOCX; 14,93 кБ

Восстановление из академического отпуска

DOCX; 14,85 кБ

Восстановление квитанций по оплате обучения

DOCX; 14,91 кБ

Восстановление студенческого билета

DOCX; 15,01 кБ

Выдача заверенной копии зачетной книжки

DOCX; 15,16 кБ

Выдача копии договора об оказании образовательных услуг

DOCX; 14,76 кБ

Выдача справки установленного образца с оценками

DOCX; 15,11 кБ

Заявление на продление академического отпуска

DOCX; 14,90 кБ

Заявление о выборе профиля

DOC; 25,00 кБ

Заявление о переводе на ИУПС

DOCX; 15,03 кБ

Изготовление дубликата диплома и приложения

DOCX; 14,60 кБ

Отправка документов почтой

DOCX; 15,20 кБ

Отсрочка платежа

DOCX; 14,81 кБ

Отчисление в связи с переводом в другой ВУЗ

DOCX; 14,79 кБ

Отчисление по собственному желанию

DOCX; 14,81 кБ

Перевод на другую форму обучения

DOCX; 15,17 кБ

Перенос сроков зачётно-экзаменационной сессии

DOCX; 14,79 кБ

Перенос сроков учебных мероприятий (ГИА)

DOCX; 15,04 кБ

Пересдача оценок (на красный диплом)

DOCX; 14,98 кБ

Предоставление академического отпуска

DOCX; 14,92 кБ

Предоставление копии диплома и приложения

DOCX; 14,64 кБ

Предоставление скидки на оплату обучения

DOCX; 14,89 кБ

Присоединение третьей стороны в договоре

DOCX; 14,99 кБ

Проверка финансовой задолженности

DOCX; 14,82 кБ

Смена гражданства

DOCX; 14,73 кБ

Смена личных данных в учетных документах

DOCX; 14,81 кБ

Смена направления подготовки/специальности

DOCX; 15,58 кБ

Смена фамилии, имени, отчества

DOCX; 16,44 кБ

Утверждение темы курсовой работы

DOCX; 65,11 кБ

Источник: https://www.muiv.ru/studentu/spravochnik_studenta/obraztsy-zayavleniy/

3. Внимание и установка

1.Понятие
внимания и его многозначность
.

Этимология
( раздел науки занимающийся происхождением
слов) термина «внимание»:

Внимание
сложно изучить как форму отражения,
сложно определить его специфическое
содержание и определить его продукт,
поэтому в психологии и сейчас обсуждается
вопрос, является ли внимание самостоятельной
формой психики. Внимание является
необходимой стороной других познавательных
процессов. Благодаря вниманию они
становятся избирательными и активными.
Некоторые психологи утверждают, что
внимания не существует вообще.

  • Многозначность
    понятия внимание:
  • 1)
    В
    обыденных представлениях:
  • В
    латинском, французском и английском
    языке, внимание – напряжение души к
    известному объекту или обращение к
    нему.
  • В
    немецком внимание – примечание или
    замечание объекта субъектом, выделение
    объекта как особо значимого среди
    других;
  • В
    Русском – действие взятия в душу
    известного объекта, усвоение его
    субъектом.
  • 2)
    Научное
    представление:

Теодюль
Рибо
(1892). В – «умственный моноидеизм»,
концентрация сознания на одной идее;
состояние исключительное, ограниченное
во времени; сопровождается приспособлением
индивидуума к условиям жизни.

Николай
Ланге
(1893). В – целесообразная реакция организма,
улучшающая условия восприятия и
способствующая приспособлению организма
к окружающей среде. Это выделение на
первый план одних впечатлений и вытеснение
других.

Вильгельм
Вундт
(1912). В – «фиксационная точка сознания»;
наиболее ясное и отчётливое сознание.
Ясность достигается путём перемещения
содержания сознания из зоны перцепции,
в зону апперцепции.

Пётр
Гальперин
(1958). В – внутреннее свернутое,
автоматизированное действие контроля.
Это самостоятельная форма психики,
имеющая своё специфическое содержание
и свой продукт. Ульрик Найссер (1976). В –
это направленность основного потока
нашей деятельности по переработке
информации на ограниченную часть
наличного входа.

У.
Джемс
свел всё внимание к функции избирательности.

На
современном этапе исследования внимания
эта идея получила широкое признание и
экспериментальную разработку в
когнитивной психологии (Дональд Бродбент,
А. Трейсман, Д. Норман, А. и Д. Дейч др.).

Авторы ресурсных теорий внимания (Д.
Канеман, 1973 и др.) выделяют в качестве
основной – функцию энергетической
мобилизации и «подпитки» центральных
структур переработки информации.

В
последней модели внимания

А.
Трейсман (1988) специально выделяет и
подробно исследует функцию интеграции
перерабатываемой информации.

  1. Существуют
    и другие толкования сущности внимания.
    Под понятием «внимание» сегодня имеются
    в виду самые разнообразные явления,
    которые мы условно можем разделить на
    следующие категории:
  2. 1)
    Субъективные явления. Сюда относятся
    характеристики содержания сознания,
    н-р ясность, сознания, отчетливость
    сознания;
  3. субъективные
    переживания, н-р напряжение и усилие,
    интерес и удивление, активности и
    погруженность в деятельность.

2)
Объективные явления. Внешние проявления
внимания, наблюдаемые другими людьми.
Сюда относятся: различные поведенческие
или двигательные комплексы: позы, жесты,
фиксация и установка зрения, повороты
и наклоны головы; более тонкие, скрытые
от простого наблюдения проявления
внимания или невнимания: электрическая
активность мозга, сердечнососудистая
активность, микродвижения глаз.

В
отечественной психологии в настоящее
время внимание определятся следующим
образом: внимание – направленность
психики (сознания) на определенные
объекты, имеющие для личности значимость
[т.е. соответствующие основным поребностям]
(ситуативную или устойчивую); это
сосредоточение психики сознания,
предпологающее повышенный уровень
активности по отношению к объекту
внимания.

2.
Сущность и функции внимания в психической
жизни человека.
Дискуссии
о природе внимания.

Сущность
внимания как особой формы психической
активности достаточно точно охарактеризовал
П.Я. Гальперин. Во-первых, внимание не
имеет своего отдельного, специфического
продукта: его результатом является
улучшение всякой деятельности, которой
оно сопутствует. К основным функциям В
относятся: избирательность,
целенаправленность и активность.

Функция
избирательности реализуется через
выделение из всей поступающей информации
лишь той, которая важна человеку. Она
обеспечивает «помехоустойчивость»
сознания.

Функция
целенаправленности — сосредоточение
внимания на предмете деятельности, его
удержании и переключении.

Функция
активности направлена на поддержание
работоспособности человека через
рациональное распределение интенсивности
внимания во время выполнения элементов
деятельности.

Внимание
принимает участие в процессах памяти,
в воспроизведении, восстановлении или
формировании образа объекта. Благодаря
вниманию из памяти извлекаются наиболее
актуальные в данный момент времени
образы.

Регулирующая роль в сознании
благодаря вниманию удерживаются мысли,
непосредственно относящиеся к этой
деятельности. Собственно, переключение
внимания на что-то другое означает смену
мыслительных занятий.

Бихевиористы
исключили сознание, а вместе с ним и
внимание из предметного поля психологии.
Гештальпсихологи прямо призывали
отказаться от использования термина
внимание, мотивируя это тем, что за этим
понятием прячется всё, что угодно: там,
где мы не может объяснить явление, мы
просто апеллируем к термину «внимание.

В
современной отечественной преобладает
мнение, что В представляет собой не
самостоятельный психический процесс,
а лишь характеристику других психических
процессов (восприятия, памяти, мышления
и т.

д.). Все они направлены на свой объект
и в определённой мере сосредоточены на
нём. Внимание сливается с другими
психическими процессами; оно составляет
их характеристику.

Его нельзя рассматривать
как

отдельную,
обособленную форму психики; оно не имеет
своего специфического содержания.

Функции
внимания:

1)
Отбор значимых раздражителей
(соответствующих [релевантных]
потребностям) и игнорирование незначимых.
Благодаря этому все формы психической
активности становятся избирательными.

  • 2)
    Удержание в поле ясного сознания
    содержания необходимого для выполнения
    актуальной деятельности пока не будет
    достигнута цель деятельности.
  • 3)
    Функция контроля и регуляции.
  • 4)
    Функция антиципации (предвосхищение,
    прогнозирование явлений действительности
    на основе прошлого опыта).
  • 5)
    Функция энергетической мобилизации
    центральных структур переработки
    информации.
  • 6)
    Функция интеграции перерабатываемой
    информации.
  • Внимание
    сложно изучить как форму отражения,
    сложно определить его специфическое
    содержание и определить его продукт.
  • Исследования
    показали, что если человек ожидает
    вспышки света, то у пего возникает
    изменение электрических ответов в
    зрительных областях коры, а если он
    ожидает болевого раздражения — изменение
    электрических ответов в сензомоторной
    области коры.

Если
субъект предупреждается, что в ответ
на сигнал он должен реагировать движением
правой руки, то ожидание этого сигнала
вызывает изменение электрических
явлений (электромиограммы) в мышцах
правой руки, не вызывая таких же явлений
в мышцах левой руки.

Обратное имеет
место, если субъект предупреждается,
что в ответ на сигнал он должен произвести
движение левой рукой.

Такое состояние
готовности к определенному движению
называется установкой на движение, и
его объективные признаки носят строго
избирательный характер.

Эти
факты также показывают, что реакция
активации, включенная в системуориентировочного
рефлекса, может носить строго избирательный
характер.

Избирательный
характер установки, вызываемый у человека
готовностью к какой-либо деятельности,
был детально изучен выдающимся советским
психологом Д. Н. Узнадзе в его широко
известных опытах с фиксированной
установкой.

Если
после того, как испытуемому предлагалось
несколько раз ощупывать правой рукой
маленький шар, у него оставалась
«фиксированная установка»

готовность
к тому, что в правую руку будет даваться
шар, большой по объему. Поэтому, когда
неожиданно для испытуемого в обе руки
давались одинаковые шары, этот раздражитель
вступал в конфликт с ожидаемой
неравномерностью шаров, и шар, даваемый
в правую руку, по контрасту с ожидаемым
оценивался как меньший, чем шар, даваемый
в левую руку.

Индивидуальные
различия в созданной установке
обнаруживались в степени ее избирательности.
У одних испытуемых установка на различную
величину шаров, вызванная описанным
экспериментом, ограничивалась лишь
двигательной сферой и проявлялась
только в описанных опытах с ощупыванием
шаров и, следовательно, носилаконцентрированный
характер.

У
других она распространялась и на другие
сферы, и после того как описанная иллюзия
была вызвана в двигательной сфере
(ощупывание шаров разных размеров правой
и левой рукой), она проявлялась и в
зрительной сфере — в иллюзии того, что
из двух одинаковых по диаметру окружностей
правая (соответствующая правой руке)
меньше, чем левая.

4. Основные свойства внимания

Концентрация
внимания
— выделение сознанием объекта и
направление на него внимания. С одной
стороны, оно необходимо для более полного
и глубокого исследования того или иного
объекта, а другой стороны, чрезмерная
концентрация внимания приводит к резкому
сужению поля внимания, что создает
трудности в восприятии других важных
объектов.

Устойчивость
внимания
— продолжительность времени, в течение
которого человек может поддерживать
свое внимание на объекте. Она особенно
нужна в условиях однообразной и монотонной
работы, когда длительное время выполняются
сложные, но однотипные действия.

Объем
внимания
— это количество объектов, которое
человек может одновременно осознать
при восприятии. Одновременно можно
охватить 3-7 объектов.

Распределение
— это способность одновременно выполнять
несколько действий. Оно зависит от
индивидуальных особенностей личности
и от профессиональных навыков.

Вундтом
было показано, что человек не может
сосредоточиваться на двух одновременно
предъявляемых раздражителях. Человек
способен выполнять одновременно два
вида деятельности, когда один из видов
выполняемой деятельности полностью
автоматизирован, и не требует внимания.
Если же это условие не соблюдается,
совмещение деятельности невозможно.

Переключение
внимания
— это сознательный перенос внимания с
одного объекта на другой. Непроизвольное
переключение внимания называется
отвлечением внимания.

Физиологически
произвольное переключение внимания
объясняется перемещением по коре
головного мозга участка с оптимальной
возбудимостью.

Источник: https://studfile.net/preview/5842913/

Ссылка на основную публикацию