Виды воображения — справочник студента

Все новое, фантастическое и нереальное рождается в сознании человека из полученной ранее информации.

Замечание 1

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Поскольку воображение есть процесс созидания, то в нем принимают участие интеллект, мышление, внимание и память.

Каждый этап и элемент воображения человек обязательно осознает. Психология выделяет несколько видов воображения, которые показаны на схеме ниже:

  1. Активное воображение. Суть его заключается в том, что человек усилием воли по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Это воображение говорит о признаках творческого типа личности, постоянно испытывающей свои внутренние возможности. Ученый, например, в той или иной отрасли ставит перед собой определенную цель. Данное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Оно направлено в будущее и оперирует временем как определенной категорией – человек не теряет чувства реальности. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю;
  2. Пассивное воображение. Образы при данном воображении возникают спонтанно, помимо воли и желания человека и подчиняются внутренним, субъективным факторам. Данное воображение подчиняется желаниям, которые в ходе фантазирования представляются осуществленными. Неудовлетворенные потребности личности и большей частью неосознанные, в пассивном воображении «удовлетворяются». По степени волевых усилий оно может быть непреднамеренным, возникающим при ослаблении сознания, психозах, полудремотном и сонном состоянии и преднамеренным, когда воображение человека произвольно формирует образы-грезы. Последний вид воображения говорит о глубоком внутриличностном конфликте. Пассивное воображение может быть произвольного и непроизвольного вида. К непроизвольному воображению относятся сны и галлюцинации. Сны являются следствием активизации психических процессов – либо возбуждения, либо торможения мозговых процессов. Торможение способствует развитию подсознания, которая включает в свой состав различные образы. Эти образы объединяются в разнообразные комбинации, отражая содержание снов. Галлюцинации возникают тогда, когда функционирование головного мозга нарушено. Развитие галлюцинаций обусловлено психическим дисбалансом или серьезным эмоциональным стрессом. Что касается произвольного воображения, то оно состоит из грез и мечтаний. Они отличаются по степени своей реальности. Мечты отражают модели того будущего, которое желает человек, а грезы являются нереальными, а лишь иллюзорным отражением действительности;
  3. Продуктивное или творческое воображение. Действительность при этом воображении сознательно конструируется человеком и творчески преобразуется. Это воображение составляет основу литературной, музыкальной, конструкторской, научной деятельности, а результатами могут быть материальные и идеальные образы. Социальная ценность результатов – значительный критерий этого воображения. Оно рождает не существующие в данный момент образы и происходит это благодаря разделению свойств и элементов и соединение их в один полноценный образ. Образы могут самые разные – сказочные, фантастические, научные, религиозные, мистические. Это творческое воображение связано с волевыми усилиями, которые необходимы представителям ряда профессий – поэтам, ученым, инженерам, художникам, актерам. С помощью их творческого воображения рождаются шедевры;
  4. Репродуктивное или воссоздающее воображение. Это воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество, потому что при его использовании стоит задача – воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть. Например, при изучении карты какой-либо местности или её исторического описания воображение воссоздает то, что отображено на карте и в книге. Данное воображение связано со знаниями человека, с его умениями и опытом. Точная образная конструкция при обширных и богатых знаниях, образуется значительно легче.

Виды воображения - Справочник студента

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 2

Воображение у разных людей различно по легкости, силе, яркости, что зависит от таланта, скрытого потенциала, врожденных задатков, возраста человека.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Трехфазный ток - справочник студента

Оценим за полчаса!

Помимо видов воображения важно отметить типы воображения, выделяемые в психологии:

  • Визуальный или зрительный тип. При данном типе воображения у человека возникают зрительные образы;
  • Аудитивный или слуховой тип. Люди, обладающие данным типом воображения, проще всего вызывают представления слуховые. Например, хорошо представляют тональность голоса, тембр, речевые особенности объекта;
  • Моторный или подвижный тип. Представления направлены на активные движения. При прослушивании музыки, например, люди с данным типом непроизвольно начинают отбывать ритм, представлять исполнителя. Таким типом чаще всего обладают представители творческих профессий – актеры, танцоры и др.

Виды воображения - Справочник студента

Рисунок 1. Типы воображения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Значимость воображения в психологии

Рассматривая воображение, как сложное явление психики личности, психологи отмечают такие его значимые параметры:

  1. Способность влиять на нервные процессы. С помощью воображения удается снять стресс, ослабить нервное перенапряжение;
  2. Помощь при активной мыслительной деятельности, решении задач;
  3. Помогает планированию и прогнозированию своих действий;
  4. Координирование психофизиологических процессов. Помогает сконцентрироваться, сосредоточиться на выполнении какой-либо деятельности.

Исследование воображения в отечественной психологии

Психические процессы в познавательной деятельности человека обычно выстраивают по степени усложнения – от сенсорно-перцептивных до мышления и воображения, но степень изученности психических процессов неодинакова.

Исследования сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов велись более успешно, по сравнению с воображением. Воображение привлекало внимание психологии, но о его роли говорилось в том или ином виде деятельности.

Его природа и особенности как самостоятельного познавательного психического процесса, оставались мало изученными. Такие ученые как П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г.

Ананьев и другие, считают, что воображение представляет собой самостоятельный психический процесс.

Воображение отличается специфическими особенностями, которые всё еще остаются не исследованными. В работах этих авторов речь идет, главным образом, о связи воображения с памятью. П.П. Блонский, например, выделяет особо образную память, в которой и происходят изменения образов, их запечатление и преобразование.

А сохраненные в образной памяти преобразованные образы и составляют особенность воображения. В качестве основы памяти С.Л. Рубинштейн полагает процесс воспроизведения образов, а воображения – их преобразование. Он считает, что если в образной памяти образы воспроизводятся, то в воображении они преобразуются.

Представление по своей природе динамическое образование, поэтому легко поддается преобразованию. В теории чувственного познания, разработанной Б.Г.

Ананьевым, высказывается идея о единстве ощущений, мышления и практической деятельности. Преобразование зрительных представлений и осязания, считает он, лежит в основе возникновения целостного образа воображения.

Это происходит в результате ассоциации ощущений и представлений, образов разного уровня.

В понимании воображения, одной из основных ошибок является попытка отнести воображение либо к сфере чувственного, либо логического познания. Реальные трудности в трактовке воображения, считает В.В. Мамонтов, имеют свою объективную основу.

Эти трудности коренятся в неразрывной связи воображения с представлениями и мышлением, включенности воображения в процессы чувственного и рационального познания. А.М. Коршунов относит воображение к своеобразному сплаву чувственности и мышления.

Он считает воображение такой психической деятельностью, где чувственно-наглядные образы играют роль элементов, а логические компоненты играют роль программы, которая определяет смысл и характер преобразования этих элементов.

Психология не относит воображение ни к чувственному, ни к логическому познанию, хотя оно и содержит в себе их признаки.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/voobrazhenie/vidy_voobrazheniya/

Разновидности воображения

При классификации воображения по степени активности и осознанности личностью новых образов выделяют активный и пассивный вид воображения.

Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не могут быть воплощены в жизнь, программ, не имеющих реализации. Это различные фантазии, грезы, мечты, сны и галлюцинации. Герой романа Н. В.

Гоголя «Мертвые души» Манилов является ярким примером пассивного воображения. Это человек, рисующий себе выдуманную жизнь, в которой он успешен, ему завидуют.

Но картины из воображаемой жизни Манилова не имеют места в действительности.

Активное воображение подразделяется на воссоздающее и творческое.

Определение 1

Под воссоздающим воображением понимаются образы, создаваемые человеком на основе готовых описаний.

При создании образа по описанию человек наполняет знаковое поле (словесное, числовое, графическое, устное и т.д.) знаниями и опытом, которые он уже имеет. Высокий уровень знаний и опыта способствует созданию более яркого и богатого образа. Но помимо знаний и опыта на полноту, содержание и яркость образа влияет и художественное мастерство автора.

Определение 2

Под творческим воображением понимается создание совершенного нового и оригинального образа или идеи.

Рассмотрим, схематически виды воображения:

Виды воображения - Справочник студента

Рисунок 1. Виды воображения

Феномен развития воображения

На протяжении долгого времени в науке существовало мнение, что невозможно научить воображению. Французский психолог Г. Рибо говорил, что не существует «методов изобретения», если бы они были, то человечество приступило бы к фабричному выпуску изобретателей.

Иногда воображению дают название «прихотливая способность», тем самым указывая на то, что в действиях воображения нет явного детерминизма. Именно по этой причине воображение награждают самопроизвольностью. Ведь человеку не подвластно заставить себя что-то воображать или нет. Процесс воображения происходит вне зависимости от человека.

Со временем данная точка зрения была опровергнута. Г. Уоллес, английский ученый, на основе изучения того, как выдающиеся ученые совершают открытия, вывел четыре этапа в процессе творчества:

  • этап подготовки, когда зарождается идея;
  • этап созревания, в процессе которого происходит концентрация, сбор знаний, которые имеют прямое или косвенное отношение к теме открытия, сбор недостающих данных;
  • этап озарения характеризуется интуитивным схватыванием искомого результата;
  • завершающий этап проверки.

Исходя из этого, можно сделать заключение, что любому сложному процессу и воображению можно научиться, изучив отдельные приемы. Существует масса приемов, развития воображения. К примеру, Леонардо да Винчи предлагал рассматривать облака, пятна, трещины в стенах и искать в них сходство со знакомыми предметами окружающего нас мира.

Приемы создания новых образов

Психология выделяет следующие приемы, используя которые можно создать новые образы: агглютинации, акцентирование, типизации и схематизации. Работа данных приемов возможна благодаря мыслительным процессам синтеза и анализа.

Замечание 1

Любой процесс воображения состоит в мысленном разложении начальных понятий на составные части и в дальнейшем их суммировании в новые сочетания. Таким образом, процесс воображения имеет аналитико-синтетический характер.

Прием агглютинации служит ярким примером аналитико-синтетического характера воображения.

Определение 3

Агглютинация – некая комбинация, слияние отдельных частей различных предметов в единый образ.

В народных представлениях образ русалки состоит из образа женщины, зеленых водорослей и рыбы. Аналогичным способом созданы образы кентавра, сфинкса, избушки на курьих ножках и т.д.

Леонардо да Винчи говорил о данном приеме, что если человек захочет сделать естественным вымышленное животное, к примеру, змею, то наделить его необходимо головой овчарки, кошачьими глазами, ушами филина, носом борзой, бровями льва, висками старого петуха и шеей водяной черепахи.

Л. Н. Толстой, известный русский писатель, говорил, что свою героиню романа «Война и мир», Наташу Ростову он наделил чертами своей жены Софьи Андреевны, сестры Татьяны.

Важно отметить, что агглютинация применима и в техническом процессе. Так, появился троллейбус, танк-амфибия, аэросани, аккордеон, гидросамолет и др.

К аналитическим процессам создания образов относится и акцентирование, заключающееся в выделении определенной черты образа.

К примеру, можно изменить величину образа и сделать объект непропорциональным. При помощи акцентирования выделяется самый важный элемент конкретного образа. Данный прием часто используют карикатуристы.

Так, у болтуна может быть длинный язык, а у любителя поесть объемный живот.

Дальнейшие развитие акцентирования возможно только при распространении его на весь объект. Это возможно сделать при помощи двух способов:

  • увеличение объекта в сравнении с действительностью (гипербола);
  • или, напротив, уменьшение объекта (литота);

Данные приемы нашли широкое распространение в былинах и сказках, когда герой имеет могучее телосложение, рост его «выше леса стоячего, чуть ниже облака ходячего», наделен сверхчеловеческим способностями. Все это дает герою возможность победить целое войско недругов. В качестве примера можно привести образы лилипутов и великанов в книге Свифта «Путешествие Гулливера». 

При гиперболизации можно изменить количество элементов предмета или сместить их. Так, в индийской религии существует образ многорукого Будды, дракона, имеющего семь голов, одноглазого циклопа и т.д.

При конструировании образов воображения возможен и синтетических подход.

Это возможно в тех ситуациях, когда образы, из которых формируется фантастическое представление, сливаются, происходит сглаживание различий, в ряд сходств выходят на первый план и говорят о схематизации.

Ярким примером схематизации являются различные национальные узоры и орнаменты, заимствующие свои элементы из окружающего нас мира.

Любой из нас может представить англичанина, итальянца, китайца или любого другого представителя иной нации. Но если попросить определить различия между ними, то многие могут испытать затруднения, потому как все эти образы находятся в нашем воображении как обобщенные схемы. 

Схематизация выступает как подготовительный этап к более сложному приему творческого воображения – типизации.

Определение 4

Под типизацией понимается процесс разложения и суммирования, который приводит к формированию определенного образа.

Одна из задач художника во время создания образа – это передача более или менее осознанного замысла. Данный замысел определяет акцентирование определенных черт и подбор конкретных агглютинаций. Это приводит к тому, что одни черты опускаются, уходят из внимания, другие проходят процесс упрощения и освобождения от частностей, а третья группа напротив, усиливается.

Таким образом, весь создаваемый образ проходит процесс трансформации. А. М. Горький писал об этом в свое время, что типы в литературе образуются при анализе тридцати – пятидесяти человек схожего рода и настроения. И в итоге получается один герой. Обломов, Онегин, Фауст, Отелло или Гамлет – все они обобщенные типы, а не списанные образы с одного конкретного человека.

Определение 5

Под типом понимается особый индивидуальный образ, соединяющий в единое целое самые характерные особенности людей целой группы, нации или класса.

«Мозговой штурм» как способ обучения творческому мышлению

Креативность служит необходимым качеством, служащим залогом успешной адаптации в нестабильном коллективе. И поэтому в современном мире тема обучения приемам и методам творческого мышления стоит как никогда остро. Сегодня разработана масса способов, позволяющих научиться творческому мышлению.

«Мозговой штурм» является одним из самых распространенных способов обучения творческому мышлению. Это понятие предложено А. Ф. Осборном, американским ученым, который взял вариант эвристического диалога Сократа как основу способа. Осборн предложил совместную генерацию идей. По его мнению, когда над идеей работает коллектив, а не один человек, результат в итоге получается более эффективный.

Обычные условия имеют ряд психологических, социальных, педагогических и других барьеров, которые сдерживают творческую активность человека.

Творчество могут сдерживать и заставлять работать по шаблону жесткий стиль руководства, боязнь совершить ошибку, критика, слишком профессиональный подход к работе, давление со стороны более талантливых коллег, привычки, традиции, а также отсутствие положительных эмоций.

А «мозговая атака» подразумевает диалог, которые способствует удалению преграды, высвобождению творческой энергии участников в решении творческой задачи.

Существует ряд модификаций «мозгового штурма». Прежде всего важно эффективно сочетать интуицию и логику. Во время генерирования идей необходимо снизить активность логики и вывести на первый план интуицию. Отсрочка логического и критического анализа полученных идей, отсутствие критики – основные правила, способствующие максимально эффективной работе интуиции. 

Замечание 2

Достоинство «мозгового штурма» заключается в групповом обучении творческому мышлению. При «мозговом штурме» человеку не предоставляется возможности лениться, использовать рутинное мышление и рационализм.

Работа во время «мозговой активности» осуществляется в доброжелательном психологическом микроклимате, что, в свою очередь, делает условия работы раскованными, запускается активизация интуиции и воображения.

Эвристические вопросы как способ обучения творческому мышлению

Развить творческое мышление также можно с помощью эвристических вопросов. Данный метод еще называют методом «ключевых вопросов». Практика определяет их как наводящие вопросы, когда удачный вопрос педагога наводит ученика на верный ответ.

Читайте также:  Угловая скорость - справочник студента

Древнеримские философы Квинтилиан и Сократ пользовались эвристическими вопросами во время своей практической и научной деятельности. Квинтилиан предлагал своим последователям, для того чтобы собрать полную информацию по необходимому событию, ответить на семь важных эвристических вопросов: Кто? Где? Когда? Зачем? Чем? Как? Что?

Основа метода эвристических вопросов заключается на ряде закономерностей и принципов:

  1. Проблемность и оптимальность. Если верно поставить вопрос, то проблемность задачи может снизиться до оптимального уровня.
  2. Дробление информации предполагает ситуации, когда эвристические вопросы помогают разбить задачи на подзадачи.
  3. Целеполагание подразумевает формирование новой стратегии в виде цели деятельности при каждом новом эвристическом вопросе.

Основная задача эвристических вопросов состоит в стимулировании решения творческих задач.

  1. Важно хорошо понять определенную задачу, поставив перед собой ряд следующих вопросов: что остается неизвестным? Что уже есть? Какие условия? Как можно удовлетворить условия? Могут ли существующие условия определить неизвестное?

Замечание 3

При этом важно подготовить чертеж, внести в него подходящие определения, разделить условия на части и записать их.

  1. Во время поиска идеи решения и во время формирования плана решения необходимо обозначить связь между тем, что есть и неизвестными аспектами. Задайте себе вопросы: знаете ли Вы что-то о родственной задаче? Могу ли я ей воспользоваться? Можно ли пользоваться ее методом решения? Нужен ли мне какой-то вспомогательный момент, для того чтобы получить прежнюю задачу? Могу ли я обозначить задачу по-другому, проще? Могу ли я поставить перед собой более простую задачу? Может быть, более общую или частную? Задачу, похожую на поставленную? Могу ли я решить часть задачи и удовлетворить часть условий? Что полезного я могу извлечь из данных? Использовал ли я все данные и условия? Принял ли я во внимание все понятие, которые содержались в задаче?
  2. Во время осуществления плана решения, важно контролировать все свои шаги. Считаете ли Вы осуществленный Вами шаг верным? Сможете ли Вы доказать, что совершили верный шаг?
  3. Контролируйте полученные решения. Задайте себе вопросы: могу ли я проверить результат? Могу ли я проверить ход решения? Могу ли я получить аналогичный результат, изменив ход решения? Как я могу проверить верность полученного результата? Могу ли я использовать полученный мною результат в какой-либо другой задаче? Смогу ли я решить задачу, которая обратная данной?

Главным достоинством метода эвристических вопросов является его простота и эффективность в решении различных задач. Эвристические вопросы важны для развития интуиции мышления, общей логической схемы решения различных творческих задач.

Методы развития детского творческого мышления

П. Торренс, ученый, который внес значительный вклад в формирование методов развития творческого мышления детей. Торренс предложил давать ребенку задачи на решение анаграмм во время первого этапа работы с детьми.

Замечание 4

Анаграмма – игра, заключающаяся в поиске слова в бессмысленной последовательности букв.

После анаграммы ребенку предлагалось развить все возможные обстоятельства, приведшие в случаю, который изображен на картинке, и дать прогноз его возможных последствий. Далее ребенку давали различные предметы и просили рассказать о всевозможных методах их использования.

Ученый предполагал что такого рода занятия позволят освободить личность от рамок, которые задаются обществом, и ребенок начнет мыслить нестандартно и творчески. 

Джанни Родари, выдающийся итальянский писатель, в своей книге «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» дал ряд ценных рекомендаций, как развить детское воображение.

Так, например, писатель говорит о том, что развить словесное творчество ребенка возможно, предъявляя ему несколько плохо связанных слов для придумывания историй.

  К примеру, Золушка – самолет, трава – лед и т.д.

Замечание 5

Большинство тренингов по развитию креативности используют игры. Ведь именно игра может заставить человека придумать новое, творить и фантазировать.

В завершении, стоит отметить, что даже самая совершенная методика развития творческого начала, ничего не сможет сделать без особых личностных критериев и громадного труда самого человека.

Здесь от человека требуется любознательность и упорство. Важно увидеть проблему в том, что другим будет казаться ясным и понятным.

Творческий человек может увидеть ситуацию под диаметрально иным углом зрения, чем большинство людей.

Пример 1

Жорж де Местраль, известный швейцарский изобретатель, который придумал застежку – «липучку» при интересных обстоятельствах. Во время охоты у его одежде и к шерсти его собаки прилип репейник.

Жорж де Местраль старался оторвать репейник от своей одежды, и в это время ему стало интересно, каким образом растение так крепко прилипает к поверхности. Швейцарский изобретатель разглядел растение под микроскопом и понял, что каждая головка репейника содержит сотни маленьких крючков.

На протяжении многих лет он усердно пытался найти метод крепления таких крючков к тканевой ленте. В итоге Жорж де Местраль изобрел «липучки».

Если обратиться к биографиям выдающихся личностей, то можно увидеть, что они воспринимают процесс творчества как каждодневный тяжелый, а временами и рутинный процесс.

Так, Бетховен сочинял музыку долгими часами, затем рвал написанное и переписывал заново. Томас Манн, лауреат Нобелевской премии, говорил, что он заставлял себя каждый день писать как минимум по три страницы.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что творчество и фантазия неразрывно связаны с систематическим трудом.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/vidy-voobrazhenija/

Воображение. Виды воображения

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла.

Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  1. Образное представление действительности;
  2. Регулирование эмоциональных состояний;
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности.

Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях.

Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

  • Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
  • Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
  • Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез.

В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности.

Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д.

Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик.

Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

Источник: https://Psylist.net/obh/00080.htm

Воображение. Общая характеристика, виды и формы воображения

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

. Приемы творческого воображения.

Приемами воображения являются

агглютинация (в переводе с греческого — склеивание) — берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета (кентавр). Так комбинируются некоторые механизмы, машины в настоящее время.

аналогия — ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела — бионика.

  • Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей.
  • Схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают явно.
  • Типизация – выделение существенного, выделяющегося в существенных образах.
  • Заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
  • Виды воображения
  • Различают активное, пассивное, воссоздающее и творческое воображение.
  • Активное воображение формирует образы по же-
  • ланию субъекта, связанные с какими-то нереализованными потребностями человека . Оно направлено в будущее и связано с волевым решением творческих
  • и личностных проблем. В качестве примеров можно привести:
  • — воображение художника, обдумывающего в своей мастерской проекты будущих работ;
  • — воображение генерального конструктора, мечтающего о летательном аппарате нового типа;
  • — групповую процедуру «мозгового штурма» при поиске и разработке идеи в научной лаборатории, когда из совокупности процессов воображения участников вырисовывается то, что может быть осуществимо.

Пассивное воображение формирует образы спонтанно, «само собой». Эти образы не предназначены для их воплощения в жизнь. Оно может проявляться в гипнотических состояниях, при сновидениях, в грезах и бредовых состояниях. Чаще всего этот вид воображения ориентирован на психологическое вытеснение негативных эмоций или сохранение положительных, т.е.

играет роль психологической самозащиты. Человек как бы компенсирует ту часть своего повседневного бытия, которая оказалась нереализованной по каким-то причинам (из-за собственной нерешительности, противодействия оппонентов, отсутствия необходимой информации). Пассивное воображение в большинстве случаев заменяет человеку необходимость действовать.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение проявляется в ситуациях воссоздания образа объекта, существовавшего реально в прошлом, но представленного словесно, в схемах, чертежах, эскизах. Например, воссоздание в воображении фрагментов Бородинского сражения 1812 г. по роману Л.

Толстого «Война и мир» и воплощение образа в жизнь в виде создания соответствующей панорамы. Этот вид воображения постоянно эксплуатируется в деятельности командира: подготавливая наступление на вражеские позиции, он, глядя на карту местности, воссоздает картину будущего боя.

Не может обойтись без воссоздающего воображения и следователь прокуратуры : прибыв на место происшествия, он мысленно рисует образ действий преступника. Именно этот образ далее

разрабатывается в качестве одной из гипотез для раскрытия преступления.

Творческое (продуктивное) воображение формирует образы, не имеющие прообразов в реальном мире (образы кентавра, человека-паука). Конечно, эти образы опираются на жизненный опыт, усвоенные знания. В сознании человека формируется модель будущей ситуации, явления, предмета на основе существу-

ющих элементов. Трудность заключается в объединении этих элементов в единую цепь причинных взаимосвязей.

Этот вид воображения наиболее характерен для тех, кто устремлен в будущее, занимает активную жизненную позицию. Именно творческое воображение

Н. Коперника, создавшее образ бесконечности и населенности миров во Вселенной, опровергло аристотелевскую парадигму конечности мира, послужило исходным пунктом развития новой астрономии и физики в трудах Дж . Бруно, Г. Галилея.

Заметим, что при жизни ученого еще не существовало телескопов.

Единственным «инструментом», дающим возможность заглянуть в далекие миры Вселенной, было воображение, основанное на наблюдательности, интуиции и устремленности к познанию .

Формы воображения

Формирование образов воображения может осуществляться в различных формах: мысленных экспериментах, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях.

Мысленный эксперимент — это познавательный процесс, с помощью которого в сознании человека осуществляется опережающее отражение действительности.

Он строится по типу реального эксперимента, но имеет дело исключительно с идеальной «моделью — образом» реального объекта, которая подвергается различным умственным действиям, описанным ранее (см. подразд. 6.1.2) .

Эта форма воображения часто используется на ранних стадиях проектирования организационных, технических и экономических систем, когда реальные эксперименты невозможны из-за дефицита времени, ограниченности материальных средств или связаны с опасностью для жизни людей, участвующих в разработке систем.

Фантазия— это продукт воображения, практически полностью оторванный от реальности, но в принципе не исключающий возможного перехода в реальность.

Она изменяет картину действительности, отраженной в сознании человека, помогает сформировать новый взгляд на все устоявшееся, традиционное. В этом — инновационная мощь фантазии, ее прогрессивность. Она порождает творческую активность человека, приближает будущее.

Яркий пример — научно-техническая фантастика Ж. Верна, предсказавшая появление телевидения и подводных лодок задолго до их изобретения.

Грёзы –преднамеренное пассивное воображение, связанное с нереализованными потребностями человека и устремленное в далекое нереальное будущее, в выдуманный индивидом мир. В грёзах отсутствует воля индивида. Считается, что грезы свидетельствуют о наличии у него некоторых дефектов развития личности : безволия, плохой социальной

адаптируемости, иждивенчества, крайней нерешительности, пассивности, неуверенности в себе, замкнутости. Такой индивид тщетно ищет в грезах тишины, уюта,

защищенности от чуждого ему внешнего мира. Грезы заменяют ему реальность, от которой он стремится убежать. Они отвлекают от несбывшихся надежд, перенесенных жизненных потрясений, смягчают повседневный гнет тяжелых мыслей.

Сновидения— это пассивная, непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому.

Высказывается гипотеза, что сновидения осуществляют достройку образов воображения, начало формированию которых было положено еще в состоянии бодрствования .

Физиологическая основа сновидения заключается в активном взаимодействии во время фазы быстрого сна лимбических, стволовых и неокортикальных образований.

Осознание и субъективное переживание сновидения происходит, как правило, сразу (или в течение нескольких минут) после пробуждения человека из фазы быстрого сна. В образах сновидения в самом невероятном сюжете переплетаются объекты различной природы (события, процессы, предметы, люди, животные), относящиеся как к давно ушедшим годам,

так и событиям пережитого дня. И все это сопровождается чувственными и эмоциональными переживаниями.

Установлено, что «тематика» сновидений обусловлена в значительной степени индивидуально-личностными особенностями человека, его стилем жизни, профессиональными занятиями и, что особенно важно, состоянием его психического и физического здоровья.

Последний фактор позволил З. Фрейду утверждать, что в бодрствующем состоянии человек не может осознать себя, так как этому мешает его внутренняя цензура.

Во сне же эта цензура ослабляется, и в сознание человека в виде сновидений попадает то, что не пропускалось сознанием в период бодрствования.

Образы сновидения уменьшают накопленную днем напряженность и представляют своеобразный механизм психологической защиты человека.

  1. Функции воображения
  2. Воображение «проникает» в жизнь и деятельность человека через ряд функций : прагматическую, психотерапевтическую, психодиагностическую и познавательную.
  3. Прагматическая функция проявляется в использовании формируемых в процессе воображения образов реального мира в решении практических проблем, возникающих в различных сферах деятельности людей. Примерами реализации прагматической функции воображения могут служить :
  4. — переход от фантазии на тему «луч инженера Горина» к повседневной реальности лазерных лучей, которые нашли применение не только для разрушительных, но и созидательных целей (телекоммуникационные системы связи, медицинская аппаратура);
  5. — групповые поиски решений сложных проблем по тех нологиям «мозговых штурмов», предполагающим формирование совокупного образа воображения из фрагментов индивидуальных образов воображения, формируемых независимо друг от друга;
  6. — воспринимаемый населением идеальный имидж конкретного политика (фирмы, страны), формируемый средствами массовой информации, на основе сведений, дозированных по тематике, знаку, объему и по принципу «мало быть хорошим, надо казаться им».
  7. — заблаговременная мобилизация мышечной энергии у спортсменов, готовящихся к ответственным соревнованиям международного уровня.
Читайте также:  Субъекты гражданского права - справочник студента

Психотерапевтическая функция воображения состоит в регуляции психических процессов, состояний, эмоций и физиологических процессов через психологические технологии различного типа.

В частности, в психоанализе эта функция ориентирована на «прорыв» в сферу подсознания клиентов и выработку у них «оздоровительных легенд» на основе формирования у них соответствующих воображаемых образов специальными приемами.

Значительна роль этой функции в психокоррекции ошибочных действий типа «феномена невыполненности», допускаемых специалистами при выполнении высокоответственных операций, связанных с обеспечением безопасности людей. Ошибки возникают из-за искаженных виртуальных образов воображения о текущих состояниях управляемых объектов.

Например, около 30% посадок самолетов с невыпущенными шасси объясняется именно виртуальным

Психокоррекционная функция призвана в случаях, описанных выше, разрушать виртуальные образы воображения, трансформируя их в образы восприятия и представления реальных состояний управляемых объектов.

Психодиагностическая функция использует образы воображения в качестве сигналов, отражающих свойства личности человека и его текущие психические состояния . При этом широкое применение находят тесты проективного типа.

Согласно феномену механизма проекции, человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные характеристики. Другими словами, в продуктах воображения индивида отражаются его психологические характеристики.

Так, рассматривая одну и ту же картинку, один человек видит в ней мрачные мотивы, а другой обнаруживает в ней что-то перспективное. Вполне вероятно, что первый обладает песси-

мистической чертой характера, а другой — оптимитической.

Познавательная функция обеспечивает управление процессами восприятия, мышления, внимания, памяти и речи путем ассоциативной увязки их с формируемыми в воображении образами .

Следует ожидать ускорения возрастания роли воображения в структуре познавательных процессов. В первую очередь это коснется управленческих сфер независимо от их природы.

Например, в настоящее время разрабатываются технологии управления макроэкономическими процессами на базе возникающих у человека виртуальных представлений об их текущих состояниях.

Билет №11.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b19221.html

Воображение его виды и формы

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………….2

  1. Общая характеристика воображения…………………………….3

  2. Способы создания образов воображения…………………………6

  3. Виды и формы воображения……………………………………….9

Заключение …………………………………………………………….12

Список используемой литературы…………………………………..13

ВВЕДЕНИЕ.

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека.

Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке.

Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели.

Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности.

Например, паук совершает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей.

Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом — его воплощение на практике.

Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека.

 Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс — процесс создания новых психических образов — и получил название воображения.

1. Общая характеристика воображения.

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека.

Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека.

Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового.

Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним.

Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность. Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено.

Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл.

Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.

Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира.

Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции.

Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент.

Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.

Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.

Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымышленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е.

были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.

Деятельность воображения тесно связана с мышлением.

Ориентируя человека в процессе деятельности, воображение создает психологическую модель конечного и промежуточных результатов работы и этим обеспечивает воплощение идеального образа в материальный или идеальный продукт.

Ценность воображения состоит в том, что оно помогает человеку ориентироваться в проблемных ситуациях, принимать правильные решения, предусматривать результаты своих действий в условиях, когда знаний недостаточно для непосредственной реализации познавательной потребности. Благодаря воображению становиться возможным эффективное поведение и деятельность человека в условиях неполной информации.

2. Способы создания образов воображения.

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части.

Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходитабстрагирование объекта, т. е.

он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл.

В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения.

Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой) и т. д.

Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве.

Например, всем известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым художникам: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, — пусть это будет, скажем, змея, — то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.

Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение.

Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью контролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен.

При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.

Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта.

В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета.

В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.

Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.

И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов.

Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе.

Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этотобраз.

3. Виды и формы воображения.

Деятельность воображения может быть охарактеризована со стороны участия в этом процессе волевой регуляции, в зависимости от характера деятельности и от содержания создаваемых образов.

В зависимости от участия воли и деятельности, воображение делят на произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное – это такое воображение, когда в основе создания новых образов не лежит специальная цель. Непроизвольное возникновение представлений тесно связано с чувствами человека. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях.

Процесс воображения может быть произвольным, когда он направляется специальной целью создать образ определенного предмета, возможной ситуации, вообразить или предусмотреть сценарий развития событий. Произвольное создание образов имеет место, главным образом, в творческой деятельности человека.

  • В зависимости от характера деятельности человека его воображение разделяют на творческое и репродуктивное.
  • Воображение, которое включается в творческую деятельность и помогает человеку создавать новые оригинальные образы, называется творческим.
  • Воображение, которое включается в процесс освоения того, что уже создали или описали другие люди, называется воспроизводящим или репродуктивным.
  • Так, у конструктора-изобретателя, который создает новую машину, воображение – творческое, а у инженера, создающего образ машины по словесным описаниям или чертежу, воображение – репродуктивное.
  • Важную роль в творческом воображении играет язык, который является способом осознания творческого замысла и инструментом аналитико-синтетической деятельности.
  • Репродуктивное воображение – это процесс создания человеком образов новых предметов на основании их словесного описания или графического изображения.
  • В зависимости от содержания деятельности, воображение подразделяется на техническое, научное, художественное и другие его виды, связанные с характером работы человека.
  • Художественное воображение имеет преимущественно чувственные образы, чрезвычайно яркие и детальные.
  • Для технического воображения характерно создание образов пространственных отношений в виде геометрических фигур и строения, их легкая диссоциация и объединения в новые соединения, мысленное перенесение их в разные ситуации.
  • Образы технического воображения наиболее часто объединяются в чертежах, схемах, на основании которых потом создаются новые машины, новые предметы.

Научное воображение находит свое выражение в построении гипотез, проведении экспериментов, выработке обобщений, осуществляемых при создании понятий. Фантазия играет важную роль в планировании научного исследования, в построении экспериментальной ситуации, в предвидении в ходе эксперимента.

Особой формой воображения является мечта.

Мечта – это процесс создания человеком образов желательного будущего.

Мечты могут быть реальными, действенными и нереальными, бесплодными.

Действенность мечты – необходимое условие воплощения в жизнь творческих замыслов человека, направленных на реальное преобразование действительности.

Такие мечты, в определенном понимании, являются движущей силой действий и поступков человека, помогают ему ставить цели, бороться с трудностями, противостоять неблагоприятным влияниям.

Мечты могут быть пустыми, бесплодными. Тогда они дезориентируют человека, лишают его видения реальных жизненных перспектив, делают неспособным противостоять трудностям реального бытия.

Положительное влияние на жизнь человека оказывает только активная, творческая мечта, она обогащает жизнь человека, делает ее яркой и интересной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что наряду с восприятием, памятью и мышлением, воображение играет важную роль в деятельности человека. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.

 Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла.

Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

С деятельностью воображения связано формирование ряда морально-психологических качеств человека – гуманности, чуткости, чувства обязанности и т.д.

  1. Функции воображения: создания новых образов – опережающее отражение действительности.
  2. Механизмы воображения: диссоциация впечатлений и элементов в новые комбинации.
  3. Список используемой литературы:

1. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

2. Максименко С.Д. Общая психология. – М.: 2004, изд. «Рефл-бук».

3. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. -М.: 1989.

Источник: https://infourok.ru/voobrazhenie-ego-vidi-i-formi-2813227.html

Ссылка на основную публикацию