Условия успешного воспитания детей в семье — справочник студента

Татьяна Кузьмич 20 мая, 2019

Доброго времени суток, уважаемые читатели!  Сегодня мы вместе порассуждаем над одной очень актуальной и важной темой.  Мы с вами попытаемся понять в чем же заключаются секреты воспитания детей. И на что нам,  родителям следует обратить особое внимание.

Первый и основной секрет

Куда потратить время?

Итак, какие они эти секреты воспитания детей? На самом деле ключ лежит на поверхности. Думаю, вам приходилось  встречать такие высказывания: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало»? То есть пусть чем угодно занимается, какие угодно телепередачи смотрит, в какие угодно игры играет, лишь бы оставил меня в покое.

Условия успешного воспитания детей в семье - Справочник студента

Это девиз многих родителей.

Главное, чтобы не были помехой моей настоящей, взрослой, насыщенной, реальной жизни. Чтоб эти существа не отравляли мою интересную и подлинную жизнь.

Создаётся впечатление, которое отражено в том, что накопилось в народе, в опыте многих родительских поколений, что главная цель родителей—чтобы дети не мешали.

Но если вы не общаетесь с детьми, не проводите с ними время, то вы не имеете на них влияния.

Поэтому готовьтесь к тому, что в один прекрасный день вы поймёте, что ваш ребёнок вырос, а драгоценные возможности и золотое время упущено. Вашего ребёнка воспитали друзья, телевидение, школа, т.е. кто угодно и что угодно, но только не вы.

Журнал «Мой ребёнок» приводит данные статистических исследований, которые говорят о том, что современная семья проводит вместе приблизительно 8 часов в неделю. Но даже то время, которое родители проводят вместе — это некачественное время общения.

Какие же есть еще секреты  воспитания детей? Как сделать так, чтобы оказывать максимальное влияние на детей?

Второй секрет

На кого равняться?

Будьте примером для своих детей. Всё начинается с родителей. Всё начинается с отца и матери. Прежде всего, станьте сами тем человеком, каким вы хотите видеть своего ребёнка, потому что в основном дети—это отражение своих родителей.

Помните, воспитание детей — это прежде всего самовоспитание.

Условия успешного воспитания детей в семье - Справочник студента

Хотите приучить детей спокойно реагировать на стресс, покажите пример самообладания. Фактор влияния—это первое, о чём нам нужно задуматься, когда мы поднимаем вопрос воспитания детей.

То, как мы влияем на своих детей — выше всякого воображения. Невозможно переоценить значимость этого принципа.

Третий секрет

С кем дружить?

Условия успешного воспитания детей в семье - Справочник студента

Тогда родители имеют практически неограниченное влияние на своих детей.Процесс воспитания не пущен на самотёк, не отдан на волю случая (авось что-нибудь получится), а родители сознательно передают свои  ценности  детям.

Имея дружеские отношения с детьми, мы, как родители:

  1. Научимся говорить на одном языке с нашими детьми;
  2. Будем родителем-практиком, а не родителем-теоретиком;
  3. Научимся смотреть на мир глазами наших детей;
  4. Найдем верные решения проблем наших детей.

Секрет четвертый

Творческий подход

Используйте для воспитания привычные жизненные ситуации.

В книге профессора Джеймса Ванхофера говорится: «Большая часть обучения ребёнка происходит во многих ситуациях, привычных для жизни семьи. Эти возможности для непринуждённого обучения предоставляются в то время, когда члены семьи заняты обычными делами».

Условия успешного воспитания детей в семье - Справочник студента

Где бы вы ни находились, чтобы вы ни делали, изыскивайте время, чтобы вкладывать и вкладывать в своих детей.

В такой непринуждённой, дружелюбной семейной атмосфере дети более всего расположены и открыты.

Секрет пятый

Хотя бы один раз..

Ужинайте вместе. Совместный приём пищи— отличный способ общаться и сблизиться со своими детьми. Хотя бы один раз в день семья должна собираться вместе за столом и вместе принимать пищу. Телефоны не должны мешать времени общения.

Секрет шестой

Путешествуйте всей семьёй. Совместные поездки очень любят дети. Это отличное средство для единения семьи. Они также дают возможность родителям дружить, общаться со своими детьми и оказывать на них влияние.

Напутствие

Условия успешного воспитания детей в семье - Справочник студента

Вот такие, совсем даже и не секреты воспитания детей, а работающие принципы!

На первый взгляд, простые и понятные в теории, но в то же время достаточно сложные для воплощения в практической жизни.

Дорогие родители, у вас большая конкуренция за ваших детей. У ваших детей есть друзья, есть школа. Не менее серьезные конкуренты — это средства массовой информации, интернет, электронные игры и т.д. И все они загружают ваших детей информацией, и все они влияют.

У каждого из нас  только лишь 24 часа в сутки, и если мы не проводим качественное время с детьми, наполняя их умы чем-то созидательным, то это время займут другие.

Автор Эстер Селадан оставила такие слова: «Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в 2 раза меньше денег и в 2 раза больше времени». Бенджамин Франклин: «Время—это материал, из которого сделана жизнь».

Когда мы посвящаем время детям, мы посвящаем им свою жизнь. Помните об этом!

Источник: https://familystr.com/deti/deti-do-7-let/sekrety-uspeshnogo-vospitaniya-detej/

Основные условия успешного семейного воспитания

1) Родители должны хорошо знать своих детей, их хорошие и плохие стороны, уметь изучать своего ребёнка — основной путь изучения — наблюдение за поведением дома, в кругу товарищей, отношение к учебной и внеклассной работе в школе.

2) Нельзя концентрироваться только на недостатках ребёнка или его успехах.

3) Важное условие — авторитет родителей. Макаренко определяет авторитет, как такое нормальное взаимоотношение родителей и детей, когда дети, уважая своих родителей и веря им, подчиняются их воле, их требованиям и указаниям.

Для авторитета родителей очень важно установить систему взаимоотношений с детьми: надо, чтобы родители видели вдетях растущего человека, доверяли ему, видели в нем помощника, приходящего на помощь в различных затруднениях, во время игр, выполнения уроков, следили, как они формируются.

4) Важное условие воспитания — режим дня. При распределении времени необходимо учитывать законы физиологии высшей нервной деятельности. Так для занятий умственным трудом самые ценные — утренние часы 9.30. — 11.

00, второй подъем работоспособности — в 15 — 17 часов.

Режим дня только тогда даст результат, когда будет выполнять функцию средства воспитания, когда ребёнок привыкнет сам распределять и контролировать время при выполнении режимных моментов.

5) Контроль родителей за качеством выполнения поручений должен быть тактичным, а ненавязчивым. Особое место в воспитании ребёнка занимает чтение (например, сказки формируют эстетические и нравственные чувства).

Необходимо закреплять интерес к книге.

Родители должны вести контроль, за тем, как читается книга, усваивается ли её содержание, какое место вызвало радостные переживания, а какое — горечь, правильно формировать чувства и переживания детей.

6) Важное условие успеха самого воспитания — учёт родителями особенностей, возраста и пола детей. С ростом ребёнка надо от требования переходить к совету, просьбе, рекомендации девочке и мальчику.

7) Важное условие — наблюдение за взаимоотношениями своих детей с товарищами.

8) Единство требований со стороны всех взрослых в семье, школе — условие эффективного воспитания.

9) Форма поощрения и наказания: не следует физически наказывать детей, не скупиться в семье на поощрения (одобрение, похвала, доверие). Средства наказания: замечание, лишение удовольствий и развлечений, лишение доверия родителей и.т.д.

Ответь на вопрос: Почему важным условием воспитания является наблюдение за взаимоотношениями своих детей с товарищами?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия успешного воспитания детей в семье - Справочник студента *Задание.В режиме «мозгового штурма» попробуйте определить причины неправильного воспитания. Обсудите результаты в группе.

  • Определённые обстоятельства в жизни семьи.
  • Низкая педагогическая культура родителей.
  • Личностные особенности самих родителей.
  • Довольно часто родители склоны решать личностные проблемы за счёт ребёнка:
  1. Расширение сферы родительских чувств;
  2. Предпочтение в подростке детских качеств;
  3. Воспитательная неуверенность родителей;
  4. Фобия утраты ребёнка;
  5. Неразвитость родительских чувств;
  6. Сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребёнка, например, предпочтение женских качеств у мальчиков;
  7. Проекция на ребёнка собственных нежелательных качеств;
  8. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
  9. Для успешного воспитания ребёнка в семье необходимо выполнять определённые условия и педагогические требования:
  10. • Благоприятная семейная атмосфера.
  11. • Рационально организованный быт и режим жизни ребёнка в семье.
  12. • Любовь родителей к ребёнку.
  13. • Авторитет родителей.
  14. • Уважение к личности ребёнка.
  15. • Единые согласованные требования членов семьи, семьи и школы.
  16. Существуют определённые правила эффективного воспитания в семье:

*Задание.Внимательно прочитайте правила. С каждым ли из них вы согласны? А есть ли те, которые вы поставили бы под сомнение?

Условия успешного воспитания детей в семье - Справочник студента

  • Для детей важны не слова, а то, с какой интонацией, искренне ли они были сказаны;
  • Необходимо знать особенности возраста, что помогает избежать извечного конфликта «отцы и дети» и даст возможность выбрать оптимальные методы воспитания;
  • Важно уметь услышать то, о чём говорит ребёнок, не делать поспешных выводов;
  • Нужно наказывать за совершённый поступок, а не личность (не ребёнок плохой, а плохо то, что он сделал);
  • Прежде чем делать выводы по замечаниям чужих людей в адрес ребёнка (соседей, учителей), нужно его выслушать, понять причины, вызвавшие данное поведении, а затем принимать решение.
  • Не бояться «потерять свое лицо» в чужих глазах, а беречь доверие собственного ребёнка;
  • Родителям следует стремиться самим выполнять то, чему они учат своего ребёнка;
  • Следует однажды посчитать, сколько раз говорим «нет» своим детям и сделать выводы. Ребёнок сильно зависит от родителей;
  • Дети независимо от возраста ненавидят тотальный контроль. Только искреннее соучастие родителей в их жизни приводит к хорошим результатам, потому что изначально дети любят родителей;
  • Нельзя оставлять своего ребёнка наедине с трудностями, с самим собой.
  • Главные методы воспитания в семье — это пример совместная деятельность, беседы, поддержка, защита ребёнка.
  • — Воспитывая в семье под девизом «делай как Я», родители личным примером показывают ребёнку, как нужно жить, трудиться и любить.

*Задание. Дополните предложения.

1. В цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и …

2. Выделяют следующие виды семей: благоприятные, менее благоприятные, неблагоприятные, …..

3. Тип семейного воспитания характеризующийся низким уровнем контроля и холодными отношениями называется …….

4. Тип семейного воспитания характеризующийся высоким уровнем контроля и холодными отношениями называется ……

5. Обусловленная любовь родителей к ребенку означает ….

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b23496.html

Условия успешного воспитательного процесса в семье

Условия успешного воспитания детей в семье - Справочник студентаНемало специалистов среди педагогов и психологов прошлого и современности пытались сформулировать некий свод условий для успешного воспитания ребенка в семье. Ведь именно малая ячейка общества влияет на взращивание своего полноправного члена особенно существенно.

Читайте также:  Системы с переменным числом частиц - справочник студента

Предопределяющими факторами для жизненного пути ребенка выступают семейные основы:

  • сфера деятельности близких родственников;
  • материальный достаток;
  • социальный статус;
  • уровень образованности.

Но кроме сознательного воспитания, которым целенаправленно занимаются родители, с первых дней жизни малыш впитывает внутрисемейную атмосферу. Эффект от подобного воздействия накапливается постепенно по мере взросления, с каждым годом преломляясь внутри постигающей мир личности.

Между внутрисемейной атмосферой, воспитательным тоном, психологической обстановкой и результатами «взращивания» существует закономерная и неразрывная связь.

Получить крепкую и дружную семью невозможно без воспитания в сыне или дочери цельного и способно противостоять негативным жизненным перипетиям характера. Потому правильное воспитание внутри семьи имеет ряд условий, главными из которых выступают: организация быта и режима жизни малыша, а потом и подростка.

Планировать жизненный уклад и деятельность ребенка следует так, чтобы учесть его возрастные и индивидуальные особенности. Такой подход требует полноценного чередования разновидностей труда с отдыхом, создания для посильной работы определенных условий.

Причем отдых и деятельность могут пересекаться и взаимно дополнять друг друга. Ведь одни могут назвать чтение книг отдыхом, а другие работой. Для некоторых занятия спортом непосильный труд, для прочих – приятное времяпрепровождение.

Но в любом случае нельзя исключать интеллектуальные игры, полноценное общение с родственниками и сверстниками. Суть режима сводится к тому, чтоб научить ребенка правильно расходовать время на себя и ближайшее окружение, а главное – беречь предоставленные в распоряжение минуты и часы.

Макаренко и Сухомлинский о семейном воспитании

Практически все современное детсадовское, школьное и семейное воспитание построено на работах выдающихся педагогов прошлого. Хотя некоторые их посылы следует адаптировать к реалиям нынешнего времени, основная доля педагогических исследований вполне применимы в процессе воспитания хороших людей.

Так Макаренко А.С., один из самых известных «воспитателей», особое внимание уделял разработке режима дня, говоря, что правильное планирование времени суток – это первое, чем должен быть озабочен каждый родитель. Но при этом выбранный для семьи режим должен быть:

  • целесообразным;
  • определенным;
  • точным;
  • без исключений.

У такого правильного режима могут быть исключения в единственном случае – когда они просто необходимы, ибо вызваны существенными обстоятельствами.

Главной целью режима дня, по мнению Макаренко, служит накопление правильных дисциплинирующих навыков, исключающих приобретение негативного опыта.

Если следовать подобному режиму, то не понадобится наказаний, коих в процессе воспитания желательно избегать, собственно, как и излишнего поощрения.

Поскольку любовь является творцом всего теплого, доброго, светлого и возвышенного на земле, она же служит источником семейного благополучия, условием полноценного воспитания ребенка, залогом счастливого детства, иными словами, основой человеческих взаимоотношений. Именно на таком постулате базировался Сухомлинский В.А.

, когда говорил о том, как должен жить ребенок рядом с близкими родственниками. По словам педагога, у малыша должна присутствовать уверенность в том, что его любят, а потому ждут от него безграничных ответных чувств. То есть ребенок любит того, кто любит его.

А весь процесс воспитания просто невозможен без проявления любви, которая создает в детской душе ощущение комфорта и некой защищенности.

Подобные чувства помогают растущему человечку активнее постигать окружающий мир, быстрее и проще овладевать навыками, полнее раскрывать дарования, более уверенно определять путь в грядущую жизнь и выбирать настоящих друзей. Научить чадо не только различать, но и понимать окружающих людей, вот что в воспитании является наиболее сложным моментом. И без любви, дарованной родителями, ребенку это сделать практически невозможно.

Кроме того, родительская любовь предполагает, что и дети будут принимать активное участие в семейной жизни. Желательно, чтоб малыш осознал как можно раньше, что он не менее важный член первичной ячейки общества, чем его взрослые родственники, и он вполне способен проявлять заботу о других аналогично тому, как пекутся о нем самом.

Авторитет – весомый аргумент в воспитании

Любовь любовью, а родительский авторитет еще никто не отменял. Влияние пап и мам на детей является очень важным условием воспитательного процесса. Авторитет зиждется на любви и полноценном уважении к тем, кто произвел на свет нового человечка, доверии к наиболее родным людям, к их накопленному опыту, правильным словам, оценкам и действиям.

Понятие авторитета в ходе семейного воспитания анализировал Макаренко А.С. Он понял, что далеко не каждый родитель разумеет значение этого слова. И не всегда дела родительские, их поступки бывают оправданы с педагогической точки зрения. Иными словами, мамы и папы просто уничтожают свой авторитет.

Макаренко ввел определение «ложный авторитет», сумев выделить несколько его разновидностей. И сегодня встречается авторитет:

  • подавления – раздраженные родители в сердцах кричат и угрожают применить ремень;
  • расстояния – малоразговорчивые люди держат детей на дистанции, а разговоры ведут, словно начальник с подчиненным;
  • чванства – папы с мамами кичатся достигнутыми результатами своей деятельности на каждом углу, демонстрируя свою важность, как перед детьми, так и перед окружающими;
  • педантизма – дети держатся в строгом повиновении родителям, выполняя их порой неуместные распоряжения и приказы;
  • резонерства – каждый шаг ребенка не обходится без родительского поучения и назидательного ропота;
  • любви – мамочки и папочки бесконечно твердят слова нежности, зацеловывают и обласкивают малышей, абы они только слушались;
  • доброты – особо проявляется со стороны бабушек и дедушек, действующих на своих «подопечных» в отсутствии родителей уступчивостью и приторной мягкостью;
  • подкупа – детское послушание ближайшие родственники покупают всевозможными подарками.

На самом же деле истинный родительский авторитет зиждется на их высокоморальном облике, уважении к собственному ребенку как к личности и понимании детских интересов. Также очень важно, чтобы к юному созданию в семье было одинаковое отношение со стороны всех обитателей дома, в котором младшие небезразлично относятся к старшим и чтут родителей.

Труд как элемент семейного воспитания

За последние годы и в школе, и в быту многие родители привыкли оберегать детей от чрезмерных нагрузок, беря все заботы по дому на себя.

Но оказывается, что без участия малыша во взрослых делах рассчитывать на успешное воспитание в семье не приходится.

Многие детские психологи и педагоги считают: посильный детский труд должен начинаться как можно раньше пусть пока в виде игры или самообслуживания.

По мнению известного воспитателя Свадовского И.Ф. труд по определенным правилам является неотъемлемой частью появления в обществе нового образованного и воспитанного индивидуума. Педагог предположил:

  1. Трудиться малыш может начать только в том случае, если будет участвовать в работе. Чем меньшим будет возраст ребенка, при котором тот приобщится к труду, тем легче и успешнее пройдет его воспитание.
  2. По мере взросления круг обязанностей должно не только расширять, но и усложнять. Таким образом, будет повышаться уровень детской ответственности перед взрослыми за своевременно и качественно выполненные трудовые задачи.
  3. Ни одной радости от достигнутой победы и полноценного удовлетворения от проделанной работы не обрести без того, чтобы не приложить определенные усилия. Так просто в жизни ничего не дается.
  4. Семейную жизнь малыша необходимо организовать так, чтобы деятельность ребенка не была трудовой повинностью, а являлась некой необходимостью, как бы отдачей долга близким людям.
  5. Любая деятельность, особенно детская, должна чередоваться с отдыхом, ведь труд каждого человека может вызывать переутомление.
  6. Не стоит сбрасывать со счетов коллективное воспитание, где ребенок сможет ощутить свою ответственность перед товарищами и за сверстников.

Чтение как неотъемлемая часть семейного воспитания

К сожалению, по мере развития техники все меньше места в семье уделяется чтению.

Родители не всегда рядом, и дети имеют возможность сами выбирать способы познания мира, среди которых книга остается на последних ролях.

Но, как и прежде, книга помогает детям развивать их взгляды, расширять мировоззрение, постигать чувственную культуру. Без этих составляющих получить разносторонних и гармонично развитых членов общества довольно сложно.

Чтение способно разнообразить кругозор, сформировать идеалы, научить сострадать и любить, различать хорошие и плохие дела, распознавать значимость поступков и т.д. В свое время Сухомлинский В.А.

писал, что в юные годы чтение является воспитанием интенсивно впитывающего все окружающее сердца, выступая прикосновением благородных человеческих порывов к сокровенным частичкам детских неокрепших душ.

Фразы, способные раскрыть благородство идей, навсегда поселятся в сердечках крупицами человечности, способными позднее превратиться в то чувство, которое называется совестью.

Очень важно, чтобы ребенок видел тягу к чтению у своих близких. Только в таком случае приобщение к книге пройдет безболезненно и естественно. Лучше всего, когда в семье сложились традиции чтения вслух с последующим обсуждением прочитанного. Особенно здорово, если в доме имеется своя библиотека с полками для детей и взрослых, а приобретение новинок является праздником для всех членов семьи.

Семья и школа – основные составляющие воспитания достойного члена общества

Первым коллективом, где ребенку даются навыки элементарной деятельности, может выступать детсад, но основным местом, где имеется возможность базовые знания упрочить, выступает школа.

Именно этот коллектив способен закрепить выданные семьей умения и привычки принятого в обществе поведения.

Если семья со школой будут согласовывать свои требования в плане воспитания, тогда процесс формирования личности посредством школьной учебно-воспитательной деятельности и настойчивого воспитания в семье пройдет более гармонично.

Школа без активного участия родителей не в состоянии воспитать достойного гражданина и высокоинтеллектуального индивидуума. Нельзя просто взять и все «спихнуть» на учителей.

Повышение семейного уровня психологической и педагогической культуры не должно ограничиваться только просвещенческой деятельностью и носить эпизодический характер. Кроме того, родители должны научиться применять полученные знания систематически исходя из индивидуальных и возрастных особенностей своих любимых чад, а также специфики организации каждой отдельной семьи.

Александр Васильев

Источник: https://zavodila.com/otdyx/psychology/semejnaya/usloviya-uspeshnogo-vospitatelnogo-processa-v-seme/

Педагогические условия, способствующие успешному воспитанию ребенка в неполной семье

Педагогические условия, способствующие успешному воспитанию ребенка в неполной семье

М.Ю. Курносова Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

ma353r@yandex.ru

Семья — институт социализации ребенка. Являясь институтом социализации, она выполняет ряд функций по отношению к ребенку. В неполной семье существуют свои особенности и проблемы воспитания. Воспитание не может быть идеальным. Родители всегда воспитывают детей исходя из своих знаний, умений, опыта.

Читайте также:  Понятие и роль законодательной процедуры - справочник студента

В неполных семьях неизбежны проблемы в воспитании детей, но главное уметь их преодолевать вместе с детьми. Главное для родителей в воспитании детей — быть для них опорой, служить им примером, быть вместе с ними, а не существовать отдельно от них. В последнем случае нельзя будет сказать об успешности воспитания.

В семье должны сохраняться доброжелательные отношения, хорошая атмосфера, благоприятный эмоционально-психологический климат.

Для того, чтобы не допустить формирование в характере ребенка, воспитывающегося в неполной семье, недостатков, нужно соблюдать ряд условийв процессе воспитания. Выполнение данных условий способствует наиболее эффективному воспитательному воздействию неполной семьи на формирование личности ребенка. В чем заключаются эти условия?

Первым условием является авторитет и личный пример матери (отца). Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми матери (отца), добровольное и сознательное выполнение ее (его) требований, стремление подражать ей (ему) во всем и прислушиваться к ее (его) советам.

На авторитете основана вся сила педагогического влияния матери (отца) на ребенка. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей.

Воспитательная сила личного примера матери (отца) обусловлена психологическими особенностями детей: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям.

Поэтому так важен требовательный контроль матери (отца) за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.

Авторитет родителей — это влияние родителей на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам и поступкам. Существует два вида авторитета родителей: истинный и ложный. Истинный авторитет родители могут завоевать в том случае, если будут примером для своих детей.

Дети восхищаются своими родителями, ставят их в пример. Родители должны завоевать авторитет у своих детей положительными личностными качествами, своим опытом и знаниями. Лесть, обман не помощники в завоевании истинного авторитета. Авторитет, сделанный специально для детей, существовать не может.

Такой авторитет будет всегда суррогатом и всегда бесполезным [1, с. 281].

Вторым необходимым условием является педагогический такт матери (отца). Авторитет матери (отца) поддерживается ее (его) педагогическим тактом. Педагогический такт — это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми.

Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства.

Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.

Такт матери (отца) тесно связан с тактом детей — с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.

Третье условие – знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Знание особенностей детей позволяет матери (отцу) научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов неполной семьи.

Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков.

Осведомленность матери (отца) о физиологических и психологических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность, общение.

Четвертое условие следующее: удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом (матерью). У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки – направленность на психический облик другого человека.

Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами.

В таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает потребность каждый здоровый человек, независимо от возраста, образования, ценностных ориентаций.

Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Таким образом, ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения.

Пятое условие заключается в определение родителями для себя потребности смысла жизни. Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало у родителя единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни.

Потребность смысла жизни характеризует поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени.

Удовлетворение такой способности связано с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий.

Значит ли это, что человек всегда осознает общий смысл своих действий, своей жизни? Очевидно, нет, однако каждый стремится в случае необходимости найти смысл своей жизни. Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке.

Мать (отец) или бабушка могут считать, что смыслом их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они могут этого не осознавать, полагая, что цель их жизни в другом. Однако счастливыми людьми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл».

Шестое условие заключается в необходимости определения потребности достижения. У некоторых матерей (отцов) воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения.

Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось добиться родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Например, мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке.

Подобное материнское (отцовское) поведение неосознанно для нее (него) самой приобретает элементы эгоизма: «Я хочу сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель моей жизни…».

Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором.

Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему идеалов матери (отца) только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство ее (его) удовлетворенности. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям.

Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование матери из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и матерью (отцом).

Седьмое условие заключается в необходимости критики реализации определенной системы воспитания. Встречаются неполные семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой матерью (отцом) системы воспитания.

Это обычно очень компетентные, эрудированные матери (отцы), которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой и в силу разных причин доверившись ей, они педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.

Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей, возникающих не редко как дань определенной моде на воспитание.

Некоторые матери (отцы) следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных неполных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности.

Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного.

Здесь речь идет лишь о том, что некоторые матери следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок существует для воспитания, а воспитание для ребенка.

Интересно, что матери (отцы), следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность — относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка.

Восьмое условие правильного воспитания состоит в формировании индивидуальности ребенка. Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для матери (отца) качества.

Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни.

В этих случаях мама (папа) строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством.

Девятым условием, которое необходимо в процессе воспитания, можно выделить культуру быта в неполной семье. В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами неполной семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни неполной семьи.

При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а мама (папа) передает им жизненный опыт, помогает утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляет их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между матерью (отцом) и детьми и становятся одним из средств материнского (отцовского) влияния.

Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь неполной семьи недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых неполных семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия.

На воспитание детей в неполной семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований [2, с.74].

Десятым условием воспитания ребенка в неполной семье является поддержание семейных традиций и приобщение к ним детей крайне важно для успешного воспитания. Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.

В любой семье существует своя духовная атмосфера дома и только от родителей зависит, будет ли она благоприятной или нет.

Родителям следует приобщать ребенка к определенному распорядку дня, чтобы он рос ответственным, дисциплинированным.

При этом родителям, решившим установить для ребенка распорядок дня, нужно не нарушать его самим, иначе ребенку не пойдет это на пользу, и он будет нарушать некоторые запреты родителей, считая, что так поступать можно.

Приучать ребенка к распорядку дня, к обычаям, сложившимся в семье, к укладу жизни семьи необходимо с раннего возраста. Чем он старше, тем труднее будет родителям с ним и тем меньше он будет их слушаться.

Читайте также:  Методологические основы менеджмента - справочник студента

Родители должны составить распорядок дня и для себя, чтобы быть примером подражания для своего ребёнка.

Потом уже, в своей семье ребенок будет прививать своим детям переданный уклад жизни, обычаи, привычки, которые ему передали родители.

Одиннадцатым условием успешного воспитания ребенка в неполной семье является организация совместной деятельности родителей и детей с распределением обязанностей между членами семьи.

Семья в своей семейной жизни сталкивается с ежедневной организацией совместной деятельности. Прежде, чем организовать и осуществить совместную деятельность, родители распределяют обязанности между всеми членами семьи.

Детям даются посильные обязанности, с которыми они смогут справиться.

В основном распределением ролей в совместной деятельности и распределением обязанностей между всеми членами семьи занимается женщина. Она распределяет обязанности между членами семьи таким образом, чтобы все участвовали в деятельности одинаково.

Дети наравне со взрослыми выполняют посильную для них работу. Данная совместная деятельность учит ребенка организованности, ответственности, поддержанию порядка в доме. Семья сплачивается еще теснее. Если в семье на данный момент существовали конфликты, совместная деятельность поможет их преодолеть [3, с.138].

Двенадцатое условие – адекватная полоролевая социализация ребенка.

В семье несколько ролевых функций женщины роль матери, воспитателя, хранительницы домашнего очага. Женщина должна быть примером для девочки. Именно мама приучает девочку к домашней работе, к порядку в доме, к самообслуживанию.

Воспитывать мальчика женщине трудно потому, что психология мальчиков и девочек очень сильно различается, и если у женщины не было братьев, если с мужем она давно разошлась или его не было вовсе, если, к тому же, она сама росла в неполной семье, ей очень трудно представить себе, что это за штука, психология мальчишки.

Нередко, сравнивая сына со старшей дочерью, соседской девочкой или с собой в детстве, мама делает явно неутешительные выводы: неусидчивый, невнимательный, грязнуля, грубиян.

Едва малыш встанет на ножки, его начинают «перевоспитывать», требуя аккуратности, прилежания, умения «спокойно играть без криков и драк», – всего того, что абсолютно несвойственно мальчику.

А ведь различия между полами обуславливаются тончайшими процессами, происходящими в нашем мозгу, их основа закладывается еще в утробе; значит, «корректируя», как нам кажется, поведение шумного, подвижного мальчишки, мы на самом деле подавляем его психику, нарушаем естественный ход становления его личности [5, с.51].

Формирование эталонов мужественности предполагает достаточную определенность этих эталонов. В связи с этим можно вполне согласиться с психологом и педагогом Б.Ю.

Шапиро, утверждающим, что в формировании у юношества идеалов мужчины следует обратить внимание на те качества, которые должны связываться с этим понятием: ответственность за свои поступки, благородство, силу, способность к самоконтролю, духовность любви.

Вышесказанное тем более необходимо, что подростки и юноши в поисках своего «Я» сплошь и рядом ориентируются не на внутреннее, а на внешнее, причем зачастую мнимое: грубость, развязность, цинизм, курение и употребление алкоголя как символы «взрослости» [6, с.57].

Для успешного воспитания ребенка в неполной семье родителям необходимо соблюдать перечисленные педагогические условия, так как многое в успешности воспитания зависит от родителей.

Литература

1.Макаренко, А. С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. – М.: Правда, 1985

2.Костенко, М.А. Помогая неполной отцовской семье / М. А. Костенко // Отечественный журнал социальной работы. — М., 2002. — №1. – С. 73-76.

3.Никитина,Н. И., Глухова, М. Ф. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. – М.: ВЛАДОС, 2007.

4.Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи / В. М. Целуйко. – М. :Владос, 2003.

5.Макарова, 3. Ребенка воспитывает одна мать / З. Макарова // Воспитание детей в неполной семье. – М.: Прогресс, 2006.

6. Кириллова, М. Особенности воспитания ребенка в неполной семье / М. Кириллова, О. Цаплина // Воспитание дошкольников: энцикл. дошкол. воспитания. — 2010. — № 5. — С. 54-66.

Источник: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/mezhdunarodnyie/stanovlenie_professii_soczialnyij_rabotnik_metodologii,_modeli_i_texnologii/3_problemyi_vnedreniya_innovaczionnyix_texnologij_v_soczialnuyu_sferu/pedagogicheskie_usloviya,_sposobstvuyushhie_uspeshnomu_vospitaniyu_rebenka_v_nepolnoj_seme

"Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье"

  • Основные условия
  • успешного воспитания ребёнка в семье
  • Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.
  • Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив.

Успешным воспитание в семье будет при соблюдении четкого режима дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребенка в течение суток – время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха.

При этом учитываются возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня должен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании к его выполнению без напоминания взрослых.

Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.

Особое место в воспитании ребенка в семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особенно любит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях.

В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге.

С поступлением ребенка в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребенка к чтению, и он начнет считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний.

Зародившийся интерес к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.

Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитет учителя и родителей, ведет к потере уважения к ним.

Развитые в раннем возрасте духовные потребности, умение общаться со сверстниками и взрослыми обогащают личность ребенка, требуют применения возможностей в обществе. А применить их можно, доверившись коллективным формам воспитания. Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей и старших братьев и сестер.

Отец и мать уполномочены воспитать достойного члена общества, на этом и основывается их родительская власть и их авторитет в глазах детей. Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на них. Поэтому родители обязаны показывать пример своим детям во всем.

Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном уважении и доверии друг к другу. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами.

Родители должны предъявлять к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.

Авторитет знания необходимо ведет и к авторитету помощи. В жизни каждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью.

Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете, жизнь вашего ребёнка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особым способом.

Нужно бывает либо принять участие в детской игре, либо познакомиться с товарищами детей. Если в вашей семье несколько детей, а это – самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие дети. Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна.

В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия.

Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь всё делать за него, снять с него ответственность. Именно линия ответственности является важной линией родительского авторитета. Ну, а вообще, для того чтобы знать своего ребенка, нужно уметь его слушать и слышать.

Начало формы

Источник: https://infourok.ru/osnovnie-usloviya-uspeshnogo-vospitaniya-rebyonka-v-seme-934127.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector