Урок в малокомплектной школе — справочник студента

Урок – основная форма обучения и воспитания в малокомплектной школе. Как всегда, учитель ведет занятие с постоянным составом учеников и по установленному расписанию. Но класс – разновозрастный и предметов на одном уроке несколько. В этом основное отличие урока в малокомплектной школе, его преимущества и недостатки, сложности и особенности.

  • Каждый урок в классе-комплекте – это фактически два-три урока в одном одновременно. Поэтому учитель:
  • – вынужден 4–5 раз перестраиваться на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель в каждом;
  • – должен распределять время между классами так, чтобы достичь усвоения главного на уроке;
  • – знает, как действовать, чтобы не нарушить логику познавательного процесса;
  • – способен стимулировать восприятие новых знаний, их понимание, усвоение, запоминание детьми разного возраста и различного уровня подготовленности;
  • – должен одновременно вести воспитательный процесс во всех классах;

– прилагает усилия для формирования базисных компонентов образования: умения учиться, потребности в новых знаниях и т.д.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Работа в классе-комплекте сложна не только для учителей. Для учеников она тоже представляет известные трудности и неудобства. Для особо одаренных детей – это уникальная возможность пройти курс начальной школы за 1,5–2 года. Все остальные должны научиться:

  1. • сосредоточиваться на выполнении своего задания;
  2. • не слушать объяснений учителя для другого класса;
  3. • не обращать внимания на картинки и другие материалы, предназначенные не им;
  4. • не слушать ответы учеников другого класса;
  5. • моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.

Согласимся, это сложные умения, которые могут пригодиться в жизни, но овладеть ими не просто, приходится тратить много сил. И все же ученик вынужден это делать, ибо эффективность учения прямо зависит от его сосредоточенности. Поэтому учителя в классах-комплектах больше, чем в обычных, вынуждены уделять внимания умению школьников работать самостоятельно.

Общие требования к уроку в начальной малокомплектной школе не отличаются от уже рассмотренных. В полном объеме сохраняются санитарно-гигиенические, психолого-физиологические, дидактические, воспитательные требования.

Санитарно-гигиенические: оптимальный воздушный режим, правильное освещение, надлежащий температурный режим, чередование различных видов учебного труда, соответствие мебели возрастным и индивидуальным особенностям учеников. Психолого-физиологические требования вытекают из принципа природосообразности.

Необходимо учитывать особенности анатомо-физиологического развития детей, заботиться о создании предпосылок для их психического, физического, социального развития.

Дидактические требования основаны на закономерностях процесса познания и предполагают: создание движущей силы и ситуаций для действия; целенаправленное формирование мотивов обучения; организацию учебного процесса на логической основе; реализацию на уроке принципов обучения.

Воспитательные требования обусловлены задачами всестороннего гармонического развития личности в соответствии с требованиями умственного, морального, трудового, физического и эмоционального воспитания. Реализация общих требований к уроку – главная забота учителя. Специфические требования, сформулированные выше, налагают дополнительные условия на организацию и проведение урока.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Развитие сознания в филогенезе - справочник студента

Оценим за полчаса!

При анализе уроков в классах с малым числом учеников и классах-комплектах выявлены такие типичные методические просчеты, как преобладание фронтальных форм организации деятельности школьников (что, как известно, ведет к перегрузкам), доминирование голоса и непрерывность речи учителя (даже в тех ситуациях, когда один из классов выполняет индивидуальную самостоятельную работу), недооценка и недостаточное владение методикой обучения школьников работе с учебниками и др.

Структура уроков в начальной малокомплектной школе не отличается разнообразием.

Практически все они однотипные, строятся в основном по схеме комбинированного урока: организация класса, повторение изученного, усвоение новых знаний, закрепление, задание на дом.

Формы организации могут быть различными, но ведущих форм в основном две: 1) работа под руководством учителя и 2) самостоятельная работа учеников. В сумме они занимают около 80–90 % времени.

  • Под руководством учителя и при его непосредственном участии осуществляются:
  • • подготовительные упражнения;
  • • объяснение нового материала;
  • • инструктажи;
  • • закрепление изученного;
  • • диагностика уровня обученности;
  • • контроль и коррекция усвоенных знаний, умений;
  • • показ рациональных приемов применения знаний;
  • • тематическое обобщение материала.

Основу самостоятельной работы составляют упражнения, которые должны выполнить ученики для усвоения знаний, умений, способов их применения.

Значительное количество выполненных упражнений – преимущество, вытекающее из недостатков начальной малокомплектной школы.

Не имея времени на подробное объяснение знаний, учитель предлагает ученикам осваивать их самостоятельно и очень скоро достигает успеха: дети малокомплектной школы выполняют работу лучше учеников полных классов.

Больше других используются следующие формы организации усвоения новых знаний: 1) учитель объясняет материал, подкрепляет свое изложение наглядностью, а ученики усваивают и запоминают; 2) дети приобретают новые знания, умения в процессе поисковой деятельности, эвристической беседы, наблюдения, анализа, сравнения фактов под руководством учителя; 3) овладевают новыми способами деятельности по образцу и по аналогии; 4) усваивают новые знания, умения самостоятельно по программированным учебникам, алгоритмическим предписаниям.

Структура урока в комплекте, состоящем из двух классов, может быть примерно такой (табл. 10).

  1. Теоретически без ограничений в начальной малокомплектной школе могут использоваться все общие методы обучения.
  2. Таблица 10
  3. Структура урока

Их применение корректируется возрастом и специфическими особенностями работы в классах. Широкое распространение получили словесные методы – рассказ, объяснение, беседа, инструктаж; наглядные – иллюстрация, демонстрация, самостоятельные наблюдения учеников; практические – упражнения, опытническая работа; работа с книгой.

Многие учителя применяют элементы программированного, проблемного, компьютерного обучения с их особыми методами. В классах-комплектах методы обучения имеют обычные функции: мотивационную, учебную, развивающую, воспитательную, организационную, но к ним предъявляются повышенные требования.

Например, на этапе восприятия нового материала одновременно обеспечиваются:

  • – установка на усвоение нового материала;
  • – мотивация учеников на всех этапах познавательной деятельности;
  • – организация внимания, интереса на всем протяжении обучения;
  • – раскрытие содержания учебного материала;
  • – понимание причинно-следственных и других связей в изучаемом материале;
  • – сведение знаний в общую систему;
  • – информирование учеников об эффективности их познавательного труда;
  • – диагностирование темпов и результатов обучения;
  • – контроль и коррекция результатов;
  • – воспитание в учебном процессе.

Словесные методы преобладают в работе под руководством учителя. К ним учитель готовится очень тщательно.

В условиях постоянного дефицита общения важно организовать его так, чтобы ученики услышали красивое, эмоциональное, логически безупречное слово учителя, сами приняли участие в обсуждении темы урока.

Детям всегда нужны образцы для подражания. Размышляя вслух, они непроизвольно копируют своего наставника, поэтому важно, чтобы он всегда был на высоте положения.

Наибольший эффект при объяснении нового материала дает сочетание методов устного изложения с наглядностью. В ходе беседы учитель выясняет, что уже знают его ученики, какой у них запас чувственных представлений.

Опираясь на это, он подводит их к восприятию нового материала, объясняет его, показывает, как применяются полученные знания на практике.

Все это сопровождается демонстрацией натуральных объектов, рисунков, диа– и эпислайдов, фрагментов из кинофильмов, видеоматериалов. К наглядности в классах-комплектах предъявляются требования простоты, красочности, реалистичности.

Рисунки, схемы, таблицы, натуральные предметы, их модели подчеркивают только то, что в данный момент изучается. Осторожно и продуманно учитель будет использовать эпи– и диафильмы, видеоматериалы и учебное телевидение.

Использование наглядности в одном классе невозможно без отвлечения всех детей. Поэтому полное ее применение возможно только на общих для всех уроках. Учителя нашли выход и часто интересные для всех видеоматериалы, фильмы показывают после уроков.

Каждый этап урока должен подготовить учеников к следующему. Для качественного обучения необходимо выполнить весь объем намеченной работы, увязав ее с той, которая будет выполняться дальше. В условиях «фрагментарного восприятия» ученики не всегда успевают следить за рассуждениями учителя.

Необходимо поддерживать их – тематическими материалами, в которых четко излагаются схемы предстоящей деятельности и проецируемые результаты. Большую помощь учителям окажут материалы, разработанные С.Н. Лысенковой и ее последователями.

В качестве наглядной опоры детям могут быть предложены образцы правильного выполнения заданий, алгоритмы решения задач, порядок требуемых действий, схемы или таблицы.

В условиях работы с двумя-тремя классами для учителя особенно острым является вопрос о правильном распределении времени, ведь дорога каждая минута. Поэтому устранение причин пустой утечки времени на уроке, сокращение потерь, рациональное использование каждой минуты – важные условия эффективности урока.

  1. Потери времени в классах-комплектах чаще всего обусловлены:
  2. • неодновременным началом работы во всех классах комплекта;
  3. • необходимостью детально объяснить учащимся всех классов задачи предстоящей работы;
  4. • частыми и многословными объяснениями заданий каждого следующего этапа обучения;
  5. • отсутствием заранее приготовленных дидактических материалов для самостоятельной работы;
  6. • низким качеством этих материалов, требующих постоянных дополнительных объяснений учителя;
  7. • неумелым или не по назначению использованием дидактических материалов;
  8. • низким уровнем сформированности навыков самообучения у учащихся;
  9. • применением нерациональных способов проверки и контроля знаний, умений;
  10. • непродуманной организацией рабочих мест учителя и учеников;
  11. • отсутствием необходимых технических средств управления обучением;
  12. • отсутствием хороших методических руководств;
  13. • низким качеством учебников и дидактических материалов.

Как избежать потери времени? Значительные резервы его сбережения кроются в рациональном соединении классов и правильно составленном расписании. Если классы сочетаются так, что один начинает работу с выполнения самостоятельного задания, а другой – при непосредственном участии педагога, потерь удается избежать.

Задания учитель готовит заранее, пишет (лучше, если напечатает) на отдельных листочках каждому ученику. Перед началом урока дежурный раскладывает их по партам. Часто задания дифференцированы, т.е. составлены отдельно для сильных, средних и слабых учеников, что позволяет повышать качество знаний и умений.

При малой наполняемости классов задания будут персональными: на каждом конверте пишется имя ученика. Выполненная работа возвращается учителю в том же конверте.

Если самостоятельная работа носит фронтальный характер, то общее для всего класса задание записывается на одной половине доски (или отдельной доске). Тут же записывается инструкция, если в ней есть необходимость. Приглашение к работе, отодвинута шторка, прикрывающая записи, – и вот уже весь класс думает.

Бывают «сквозные» задания, рассчитанные на несколько уроков. Тогда по звонку каждый начинает работу с того места, где остановился, и продолжает ее без дополнительного напоминания. Замечено, однако, что при выполнении длительных однотипных заданий быстро наступает усталость, снижается интерес.

Сэкономленные на организации минуты теряются.

Поэтому учитель разнообразит их многими способами: ученик выполняет ту же самую работу, но делает ее чуть иначе – осуществляет выборочное списывание, делает фонетический или грамматический разбор, пробует силы в творческом изложении, составляет «обратную» задачу и т.п.

Следует помнить: экономить минуты на организации, чтобы потерять часы на нерациональном управлении мыслительной деятельностью, не имеет смысла.

Часто проверяющие берут лишь видимую часть урока и «указывают» учителю, где он мог бы сэкономить, и, как правило, считают – на организации. Но учитель лучше знает учеников и их возможности.

Добившись полного понимания вначале, он убережет их от пробуксовок, заминок и трудностей в процессе выполнения задания.

Итак, урок в начальной малокомплектной школе – основная форма учебно-воспитательного процесса. Он подчиняется общим требованиям к уроку, но имеет и специфические.

В структуре урока выделяются: 1) работа под руководством учителя и 2) самостоятельная работа учеников.

Сочетание словесных и наглядных методов подбирается таким, чтобы избежать нерациональных потерь времени, получить максимальную эффективность обучения и воспитания в конкретных условиях.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s7522t5.html

"Инновационные приемы на уроках в малокомплектном классе"

Ф.И.О. Илямакова Галина Васильевна

  • Должность учитель начальных классов
  • Место работы МОУ Орловская начальная школа
  • МО «Цильнинский район» Ульяновской области
  • Доклад по теме: Инновационные методы и приёмы на уроках
  • в малокомплектном классе.

Наша школа является малокомплектной, как организация образования с малым контингентом обучающихся и совмещенными классами.

 В условиях малой наполняемости классов, педагогу предоставляется прекрасная возможность вникнуть до мельчайших деталей в жизнь каждого ученика, включить всех детей в многообразную деятельность по интересам, увлечь их любимым делом.

Учитель в малокомплектном классе знает каждого ученика по имени, его родителей, братьев, сестер, положение ребёнка вне школы, помогает ему.

В сельской местности из-за отсутствия педагогов-психологов, логопедов приходится работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Работа в малокомплектном классе для детей с ОВЗ требует от учителя более тщательной подготовки и правильной организации учебной работы.

Особенность моего класса в том, что он не только разновозрастной, но и в том что, в классе есть дети с ЗПР, с нарушением речи средней степени и с диагнозом F.70. и F. 71. по заключению ПМПК.

  1. Мир «особого» ребенка
  2. Интересен и пуглив.
  3. Мир «особого» ребенка
  4. Безобразен и красив.
  5. Неуклюж, порою странен,
  6. Добродушен и открыт
  7. Мир «особого» ребенка.
  8. Иногда он нас страшит.
  9. Почему он агрессивен?
  10. Почему он так закрыт?
  11. Почему он так испуган?
  12. Почему не говорит?
  13. Мир «особого» ребенка –
  14. Он закрыт от глаз чужих.
  15. Мир «особого» ребенка
  16. Допускает лишь своих!
  17. Из семи обучающихся — пятеро с ОВЗ: один ученик успешно овладевает программным материалом (это ребенок с ОНР), 1 ученик испытывает некоторые трудности, еще 1 ученик более инертный, нужна большая помощь, а 2 ученика овладевают программным материалом на самом низком уровне.
  18. Расскажу об используемых мной приемах на уроках в малокомплектных классах с детьми с ОВЗ. 
  19.  Прием “Нестандартный вход в урок” направлен на включение обучающихся в активную мыслительную деятельность с самых первых минут урока.
  20. 1вариант

В начале урока можно загадать загадку, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом. Можно ознакомить обучающихся с интересными, удивительными фактами из жизни.

  • 2 вариант
  • Прочитать стих:
  • Мы рады приветствовать вас в классеВозможно есть классы и лучше и краше.Но пусть в нашем классе вам будет светлоПусть будет уютно и очень легко,Поручено нам вас сегодня встречать,
  • Но начнем же урок, не будем зря время терять.
  • 3 вариант

— Предлагаю послушать песенку или мелодию. Далее связывать тему мелодии с темой урока.

Например.

-Послушайте муз. произведение и скажите, о каком она времени года. (Об осени)

-Какое сейчас у вас настроение? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

  1. 4вариант
  2. Можно предложить оказать помощь сказочным или мультипликационным героям; оказаться на необитаемом острове; побывать в царстве Нептуна; перенестись на фантастическую планету; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.
  3. Для актуализации знаний обучающихся в начале урока традиционно учитель проводит либо в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать».
  4. А я в использую следующие приемы:
  5. Приём “Шажок за шажочком ”.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют слова, различные понятия, явления и т. д изученного ранее материала.

Пример. На уроке окружающего мира. Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь признака осени или названия культурных растений:

  • овес солнце светит
  • пшеница тает снег
  • картофель появились проталины
  • кукуруза водоемы открылись ото льда
  • На уроках русского языка ученики могут вышагивать, называя слова, обозначающие предметы, слова, которые всегда пишем с большой буквы и так далее.
  • линейка Уфа лыжи
  • дерево Енисей пружина
  • заяц Мальвина шина
  • кастрюля Мурка мыши
  • Приём «Ищем пару»

На уроках литературного чтения, окружающего мира класс делится на две группы. Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Обучающиеся должны найти пару.

Пример. Урок русского языка. У одних слова на изученные орфограммы, у других буквы на правописание данной орфограммы. Составить слово. И это слово прочитать.

  1. е с_деть (седой)
  2. и с_деть (сижу)
  3. и уж_н, ж_раф , малыш_, карандаш_, (жи, ши)
  4. а галч_та, ч_йник, щ_вель, ч_щ_, (ча, ща)
  5. у ч_гун, ч_лки, щ_ка, тащ_, (чу, щу)
  6. Многолетний опыт показал, что  даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести обучащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.
  7. Приём “Найди ошибку”

Предлагаю обучающимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально.

Пример.

Русский язык. Предлагаю детям в предложении, где имя собственное написано с маленькой буквы, или в словах сочетаниями жи – ши, чу –щу, ча — ща найти ошибку. Далее работаем над правилом.

У девочки Лилии есть братишка василёк и подруга роза.

Чясы, щюка, чудо, жыр, шило,

Приём «Что лишнее?» На уроке литературного чтения можно работать над пословицами. Прочитав текст, предлагается убрать пословицу, которая не соответствует содержанию и смыслу текста.

Читайте также:  Коллективные способы обучения - справочник студента

Контроль знаний можно осуществлять как традиционной форме, так и с использованием следующих приемов:

1. Прием «Согласен – не согласен»

Обучающиеся выполняют все задания самостоятельно, а затем обсуждают полученные результаты в парах. Оценивают работу соседа или свою собственную. Ставят оценку на полях.

2.Прием «Лечим слово» в слове:

Используется на уроках во время проведения фронтальной, самостоятельной или индивидуальной работы. Ученики «лечат» слабые места в словах, находят «рецепты лечения».

песочьница, ночной, мучьной, дачный, ручьной,

дочька, печка, речка, колючька

Так как учителям малокомплектных школ приходится работать одновременно с двумя, тремя, а иногда и с четырьмя классами, где в одном кабинете сидят и дети с ОВЗ, на одном уроке необходимо донести до учащихся материал сразу двух – трех или четырех тем, причем, каждый ученик должен полноценно работать весь урок, возникает вопрос, как это сделать? Я пришла к выводу, что помогут карточки. Собрав по крупицам материал из разных источников, стала использовать на уроках различные виды карточек. Во время объяснения учителем новой темы учащимся одного класса, ученики других классов работают с карточками-помощниками.

  1. Карточки с заданиями разного уровня сложности.

Наиболее широко используются во время самостоятельных работ. Как правило, в зависимости от возможностей детей варьируются объем задания, степень его сложности и различные виды помощи.

Самостоятельная работа может быть предложена школьникам в одном варианте, но составлена так, что первыми идут задания, доступные всем, а последующие постепенно усложняются.

Самостоятельная работа может быть предложена и в нескольких вариантах (но тема одна и та же), в которых будет:

— неодинаковое количество заданий,

— различная структура (одни – с образцом выполнения задания, другие со справочным материалом и т.д.)

Математика:

1-я группа 2-я группа 3-я группа
  • 3+ 6 1+ 7
  • 2 + 7 2 + 6
  • 1+ 8 3 + 5
  • 2+ =9 4+ = 8
  • 3+ =9 2 + =8
  • 4+ =9 7+ =8
  1. 3+6 2 + = 9
  2. 2+7 3+ =9
  3. 1+8 4 + = 9
  4. Догадайтесь, по какому правилу составлена таблица, и заполните пустые клетки:
Догадайтесь, по какому . правилу составлена каждая таблица, и заполните пустые клетки:

3 2 1 8 4 6
6 7 8 1 2 3 5
1-я группа 2-я группа 3-я группа
Садовод собрал осенью 80 кг яблок, груш — в,4 раза меньше, чем яблок, а слив— на 5 кг больше, чем груш. Сколько слив собрал садовод? Решите задачу. Садовод собрал осенью 80 кг яблок, груш — в 4 раза меньше, чем яблок, а слив — больше, чем груш. Сколько слив собрал садовод? Дополните условие так, чтобы задача имела решение. Решите задачу
Измените вопрос так, чтобы задача имела решение. Решите задачу.
  • Русский язык. Подбери слова к схемам: 1 уровень
  • а) приставка + корень + суффикс + окончание
  • б) приставка + корень + суффикс
  • 2 уровень
  • а) приставка + корень + окончание
  • б) приставка + корень + суффикс
  • 3 уровень
  • а) корень + окончание
  • б) приставка + корень

2) Карточки — алгоритмы . Умение формулировать и применять алгоритмы важно не только для развития мышления и умений; оно означает также и умение формулировать правила и выполнять их. Алгоритмы могут быть разноуровневыми для разных групп учащихся по возможностям обучения.

Прочитай.

1) Корм, соль, плот, шар, окно, стрелка, денёк, роса, огород, лук, обувь, молоток.

  1. Подчеркни слова, в которых обозначены только твёрдые согласные звуки.

  2. Поставь крестик над словами, в которых обозначены мягкие согласные звуки. Подчеркни буквы, обозначающие мягкость согласных.

2) Апрель, утро, аист, крыло, улица, галка, эхо, усы, адрес, заяц, поле, очки, конец, охота.

Раздели слова на слоги. Подчеркни слова, которые можно переносить.

3. Карточки – тренинги позволяют развивать у учащихся логическое мышление, речь; воспитывать положительную мотивацию учения; формировать умения сравнивать, обобщать, исключать лишнее; способствуют снижению уровня тревожности и формированию адекватной оценки.

Учащиеся получают индивидуальный листок — тренинг, который содержит вопрос и три ответа. Учащиеся могут работать как индивидуально, так и в парах. Работа в парах: в поиске правильного решения ученики учатся делать выбор и отстаивать свою точку зрения, учатся слушать и слышать друг друга.

Работая самостоятельно, каждый учащийся имеет возможность рассмотреть все три ответа, сравнить их, и, наконец, сделать самостоятельный выбор.

Педагог отслеживает результаты работы каждого ученика индивидуально, делает выводы о том, на каком уровне учащиеся овладели умениями и знаниями, научились логически мыслить и самостоятельно принимать решение. После совместного обсуждения педагог озвучивает правильные ответы.

«ЧА»

Вставь гласную после шипящей, разбери слова по составу.

Ч…й, стуч…ть, (нет) кирпич  ч…ща, ч…хнуть, ч…стушка, ч…бан, ч…стица, ч…сто, ч…сть,  ч…епитие, ч…йка, ч…лма, ч…стный, крич…ть, молч…ть, ворч…ть, (нет) врач…, (у) ключ…, (нет) плач…ч…с.

4. Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока.

Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

Дети получают одобрение не только от учителя,  но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

5. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Для каждого ребенка необходимо подбирать посильные упражнения, чтобы он мог побыть в ситуации успеха. Ребенок должен быть уверен, что способен что-то сделать самостоятельно и хорошо. И тогда у него развивается чувство собственной значимости, что благоприятно сказывается на усвоении материала.

Литература:

1. Кудрина, С. В. Средства активизации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием: – СПб., 2000. 

2. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006

Инетрнет – ресурсы:

infourok.ru›metodi-priemi-i…ovz…nachalnoy-shkole…

sahodskiy.ucoz.ru›…innovacionnye…priemy…detmi…ovz…

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/innovatsionnyie-priiemy-na-urokakh-v-malokompliektnom-klassie.html

Особенности работы в малокомплектной школе

Труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности.

В деревенской школе любого учителя удерживает любовь к детям, которые в маленьких деревеньках многим обделены.

Есть только школа — единственный центр культуры. И от учителя зависит, будут ли будущие граждане смотреть на мир широко раскрытыми глазами.

  • Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя, тремя, а то и четырьмя классами в одном помещении.
  • Учитель малокомплектной школы работает в сложнейших условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов.
  • Работать учителем в малокомплектной школе, несомненно, трудно и сложно, чем в обычной школе.
  • Одновременные занятия с несколькими классами требуют от учителя малокомплектной школы более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков, а также умелого проявления педагогического такта.
  • Работа с несколькими классами имеет некоторые особенности (т.е недостатки):
  • 1.Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей;
  • 2. Внимание учителя распределяется между двумя или тремя классами;
  • 3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом;

4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.

5. В малокомплектной школе учитель должен ежедневно готовиться к 8, 12 урокам.

Но в работе учителя при одновременных занятиях с несколькими классами имеют и свои преимущества по сравнению с работой с одним классом.

Число учащихся для одного учителя небольшое, поэтому учитель умеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей. Хорошо знать домашние условия, при меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на проверку тетрадей.

Учащиеся старших классов имеют больше возможностей для оказания помощи младшим, так как они ежедневно в одно и то же время находятся в одной классной комнате.

Преодолевая трудности и используя положительные стороны при одновременной работе с несколькими классами, учителя малокомплектных школ успешно разрешают учебно-воспитательные задачи, стоящие перед школой.

Наши учащиеся в малокомплектных начальных школах получают полноценные знания, так как после окончания малокомплектных школ они продолжают обучение в других школах района, области, вливаясь в другой коллектив. А также продолжают дальнейшее обучение в техникумах, вузах.

Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя — тремя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока.

Поэтому мы должны научить детей работать самостоятельно. Начиная с 1 класса я знакомлю детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему и носят подражательный характер, то есть детям предлагается выполнить задания по образцу, например, нарисуй столько кружков, сколько пуговиц, запиши это число цифрой.

Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера.

  1. В процессе обучения дети учатся работать с книгой и дидактическими материалами.
  2. При организации самостоятельной работы я руководствуюсь теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно:
  3. 1. Самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям;
  4. 2. Самостоятельная работа должна развивать логическое мышление, то есть надо будить мысль ученика;

3. Вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.

Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию. При организации самостоятельной работы следует соблюдать принцип систематичности: каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться. Самостоятельная работа должна иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока.

Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец работы.

Особое внимание надо уделять слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготовить дополнительные задания повышенной трудности.

Эти задания можно приготовить заранее на доске, на плакате или на отдельных карточках.

В условиях одновременной работы учителя с несколькими классами, мы лишены возможности постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю.

Элементы самоконтроля полезно вводить уже к концу первого класса. На уроках математики можно использовать проверку решенных примеров путем обратных действий.

При решении задач надо научить детей проверять задачу различными способами.

Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями друг с другом, с тем, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу.

При работе с несколькими классами я использую те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, так как для малокомплектных школ нет никакой специальной методической литературы.

Поэтому нам приходится приготавливать к уроку много дидактического материала (различных таблиц, карточек, заданий), которые дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Степень сложности самостоятельных заданий надо наращивать постепенно и постоянно держать в поле зрения каждого ученика.

Во время работы над трудными разделами программы, я при необходимости делаю индивидуальные карточки, которые содержат не только учебные задания, но и рекомендации. Для самостоятельной работы можно давать и такие задания, выполнение которых готовит учащихся к восприятию нового материала.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/osobennosti_raboti_v_malokomplektnoj_shkole_190938.html

Конспект урока русского языка в малокомплектной школе

Конспект урока в 1 и 3 классе по русскому языку

Тема: 3 класс “Изменение имён прилагательных по родам и числам”

Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться.

  • Задачи.
  • Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.
  • Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
  • Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
  • Тип урока – изучение нового
  • Предмет – русский язык
  • Возраст детей – 9 лет, класс – 3
  • По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир)
  • По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
  • По видам деятельности – поисково-исследовательский
  • По результатам выполнения – практический

Урок в 1 классе по теме: «слова- названия предметов, признаков предметов. Действий предметов.

  1. Цель: познакомить со словами – названиями предметов, признаков предметов и действий предметов.
  2. Общеучебные умения: научить различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы.
  3. Метапредметные
  4. Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.
  5. Познавательные: работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.
  6. Личностные
  7. проявлять познавательный интерес к новому знанию.
  8. Тип урока – изучение нового
  9. Предмет – русский язык
  10. Возраст детей – 7лет, класс – 1
  11. По содержанию – с элементами межпредметной интеграции (окружающий мир)
  12. По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)
  13. По видам деятельности – поисково-исследовательский
  14. По результатам выполнения – практический
  15. Ход урока.

1. Орг. момент.

  •    -Если хмуримся с утра,
  •     Нам поможет доброта.
  •     Встаньте, дети, подтянитесь,
  •     И друг другу улыбнитесь!
  • Садитесь.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

— А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.

   — Записываем число, классная работа

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

  1. Звучит музыка
  2. Пришла, улыбнулась – утихли метели.
  3.             Позванивать стал колокольчик капели.
  4.             Река пробудилась, растаяли льды,
  5.             Наряд белоснежный надели сады.
  6. — о каком времени года идет речь?
  7. — о весне.
  8. -Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])
  9.     — Дайте ему характеристику (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)
  10. Запишите по памяти словарные слова на букву –В.

При записи помните о том, что писать нужно красиво, без ошибок. первоклассники оценят сами свою работу, а 3 класс – взаимопроверка.

  • Воробей, ворона
  • Стас- (проворонила ворона вороненка)
  • Оцените себя ?

Молодцы!!!

  1. Вагон, вдруг, вокруг, восток, валенки, вместе, весело, вчера, ветер, воробей, ворона, воскресенье
  2. Взаимопроверка (выставление оценок)
  3. — выяснение у кого сколько записано слов?

Молодцы!!!

3. Орфографическая минутка.

     -Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

На доске слова: ландыш, трава, солнце, ветерок, теплое, цветы, весенний.

  • На какие группы можно разделить слова? (затруднение)
  • Назовите слова, которые обозначают предметы, явления
  • На какие вопросы они отвечают?
  • Назовите слова, которые обозначают признаки предметов.
  • На какие вопросы они отвечают?
  • Какую группу слов мы ещё не назвали?
  • Слова, которые обозначают действие предметов.
  • На какие вопросы они отвечают?
  • Привести пример слов (бежит, светят)
  • Запись из каждой группы по одному слову:
  • цветы, теплое, светит.
Запишите эти слова и подчеркните орфограммы, и будет очень хорошо, если с одним из слов составите красивое предложение. -повернитесь друг к другу проверьте все ли правильно нашли орфограммы, помогите дуг другу если это необходимо. Выберите самое удачное предложение. Прочитайте. А теперь я проверю у Саши все ли правильно вы сделали. Хорошо!!! Прошу ..

4. Введение в тему урока.

Постановка проблемного вопроса

  1. Кто может сказать, чем же мы будем заниматься на уроке?
  2. (Продолжать знакомиться со словами – названиями предметов, признаками предметов, действиями предметов)
  3. ПК
  4. Составь предложение по схеме.
  • -Определите в словах род и число.
  • — во всех ли словах смогли определить род и число?
  • Определили только в именах существительных.
  • — что мы знаем об имени существительном?

(часть речи, отвечает на вопросы кто? Что? Обозначает предмет, изменяется по падежам и числам, может быть сред. рода, муж.р. жен.р.)

  1. А какой частью речи являются остальные слова? (прил)
  2. Сформулируйте тему нашего урока
  3. 5. «открытие нового знания

— что мы уже знаем об имени прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь, делают ее более выразительной….более точной).

Гимнастика для глаз стоя.

  • Запись предложений в тетрадь.
  • При записи будьте внимательны, аккуратны, старайтесь писать красиво.
  • Яркое солнце светит.
  • Цветёт душистая сирень.
  • Маленький воробушек зачирикал.
  • (оценивание детей)
  • правильность и аккуратность
  • Распределить слова по группам
  • После выполнения проверьте себя.
  • карточки
  • Мебель…

Люди….. Посуда…… Звери…….. Проверить свои ответы и оценить себя. (слова даются с учетом сложности чтения)

А) Связь имен существительных с прилагательными см упраж.№506 с. 62. — найти прилагательные, признаки каких предметов они обозначают? !!!Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.     -Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»      Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.     -А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, — мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба. !!!Такая связь в русском языке называется согласованием. Давайте это научное слово проговорим вместе…. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным. Б) А в чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

  1.     -Давайте понаблюдаем.
  2. Вам пришло загадочное письмо, попробуйте в нем разобраться.
  3. Наступила теплый весна.
  4. Светит теплая солнце.
  5. Подул теплое ветерок.
  6. Стоят теплый дни.
  7. Что заметили?

!!! Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч. Что сделали? Согласовали существит. и прилаг.

  • Физкультминутка.
  • Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)
  • Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)
  • Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)
  • Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)
  • Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)
  • Бабочка кружит и вьётся. (покружится)
С. 22 учебник № 8 почитайте слова. -найдите лишнее, объясните почему? На какой вопрос оно отвечает? А остальные? Вывод: слова одушевленные отвечают на вопрос кто? Неодушевленные на вопрос что? Приведите свои примеры. Раскрасить рисунок. Запись одной группы ???

  1. Посмотрите на свои цветы,
  2. Зелёная… (ягода, машина,
  3. Голубой… ковер, пенал

Синее.. небо,

  • Трусливый… заяц
  • Доброе… сердце
  • маленький… мальчик, зверёк
  • сладкая… ягода, конфета
  • Спасибо за урок!
6. Первичное закрепление. 1)Упражнение 495 стр. 58.  Списать, вставить пропущенные окончания, определить род и число имён прилагательных? Проверка. Какие окончания имеют прилагательные ж.р , м.р, ср.р.(ая-яя, -ой-ый-ий, -ое-ее) Прилагательные мн.числа?(ые, ие) — так как же определить род и число у имени прилагательного? Тест 7. Рефлексия. Итог урока. Оценки.    -Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания.

  1. подведем итог:
  2. — я называю признак,
  3. 1класс – подбирает подходящее по смыслу слово – название предмета, а 3 класс определяет род и число.
  4. у меня остались к вам вопросы.
  5. Понравился вам урок?
  6. Научились ли вы чему- то новому?
  7. Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)
  8. Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование)

Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам). Весна подарила нам свои тёплые лучики, а я надеюсь у всех хорошее настроение, Домашняя работа Допишите рассказ о весне. Озаглавьте его. Введите в него прилагательные разного рода и числа. Пришла весна. Проснулось яркое солнышко и бросило свои теплые лучи на холодную землю. (Костя – текст дан полностью, но без прилагательных) Спасибо за урок!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-malokompliektnoi-shkolie

Возможности повышения эффективности урока в сельской малокомплектной школе

  • ВОЗМОЖНОСТИ  ПОВЫШЕНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ  УРОКА  В  СЕЛЬСКОЙ  МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ  ШКОЛЕ
  • Кузьмакова  Ксения  Николаевна
  • студент  2  курса,  кафедра  педагогики  дошкольного  и  начального  образования
  • Арзамасского  филиала  ННГУ,  РФ,  г.  Арзамас
  • E-mail: 
  • Фомина  Наталья  Ивановна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  Арзамасского  филиала  ННГУ,  РФ,  г.  Арзамас

В  настоящее  время  быстрыми  темпами  изменяется  образовательная  система.  Особое  внимание  уделяется  сельским  школам,  которые  в  большинстве  своем  всё  ещё  остаются  малокомплектными.  Сельская  малокомплектная  школа  имеет  особый  статус,  её  значение  для  русской  глубинки  трудно  переоценить.

  От  качества  образования  в  таких  школах  зависит  наполняемость  кадрами  сельскохозяйственных  и  других  всевозможных  производств.  Состояние  и  работа  школы  оказывает  сильное  влияние  на  развитие  села.  Однако  бывает  сложно  найти  квалифицированного  учителя,  который  захотел  бы  посвятить  себя  работе  в  малокомплектной  школе  (МКШ).

  В  основном,  те,  кто  получил  педагогическое  образование,  стараются  реализовать  себя  скорее  в  городской,  престижной  школе.  В  малокомплектной  сельской  школе  работать  сложнее,  так  как  она  имеет  свою  специфику,  особенные  условия  для  осуществления  педагогической  деятельности,  которые  нередко  пугают  молодых  специалистов.

  Эти  школы  остро  нуждаются  в  разработке  принципиально  новых  методов  организации  учебного  процесса.

Малокомплектная  школа  —  это  образовательное  учреждение  с  маленькой  численностью  детей,  без  параллельных  классов  и  множества  кабинетов.

  Это  школа,  в  которой  течёт  своя  жизнь,  со  своими  особенностями  и  правилами,  неудобствами,  со  своими  плюсами  и  минусами.  Работать  учителем  в  МКШ  трудно,  но  не  стоит  этого  бояться.

  Нужно  уметь  находить  творческие  подходы  к  решению  той  или  иной  проблемы,  быстро  адаптироваться  к  изменяющимся  условиям.

Если  молодой  специалист  сам  является  выпускником  малокомплектной  школы,  на  себе  испытал  те  трудности,  с  которыми  сталкиваются  дети,  обучающиеся  в  таких  школах,  то  он  способен  лучше  понять,  как  сложно  детям  в  такой  школе  и  как  невероятно  трудно  учителям.

  Они  своими  глазами  видели,  с  чем  приходилось  сталкиваться  учителям,  какие  проблемы  возникали  чаще.  Одна  из  проблем  МКШ  —  проведение  учителем  урока  у  нескольких  классов  одновременно,  например,  первый,  второй  и  третий  класс  вместе.

  В  такой  ситуации  учителю  нужно  быть  очень  внимательным  и  сконцентрированным,  он  должен  уделять  внимание  всем  детям  в  равной  степени,  обязан  донести  до  учеников  материал  и  проверить  усвоили  его  учащиеся  или  нет.

  Учителю  приходится  продумывать  не  только  план  урока,  но  и  то,  как  совместить  всё,  чтобы  не  было  проблем.  Дети  отвлекаются,  когда  в  помещении  один  класс,  а,  если  несколько  классов  сразу,  то  тут  нужно  быть  ещё  внимательней  и  сообразительней.

  Так  же  проблема  МКШ  состоит  и  в  том,  что,  несмотря  на  финансирование,  средств,  всё  же  не  хватает,  нет  должного  технического  обеспечения  классов.  Преподаватель  МКШ  —  это  не  просто  специалист,  это  мастер  на  все  руки.

  В  школе  он  становится  и  учителем  и  воспитателем,  советником  и  защитником,  и  даже  ремонтных  дел  мастером.  Чтобы  правильно  организовать  эффективное  обучение  в  МКШ  учитель  должен  ответственно  относиться  к  своей  работе,  должен  создавать  комфортные  условия  для  плодотворной  работы:

  • составить  удобное  расписание;
  • рационально  объединить  классы;
  • систематически  проверять  усвоение  знаний;
  • правильно  выбрать  методы  и  средства  обучения;
  • правильно  соотносить  учебную  и  внеурочную  деятельность  учеников;
  • грамотно  использовать  технические  средства  для  проведения  уроков  и  др.

И  это  лишь  малая  часть  того,  что  должен  делать  педагог,  чтобы  работать  более  эффективно.  Так  же  учитель  должен  учитывать  сложность  учебной  программы,  подготовленность  учеников.  На  уроках  в  МКШ  дети  должны  научиться:

  • сосредотачиваться  на  задании;
  • не  отвлекаться,  когда  учитель  что-то  поясняет  другому  классу;
  • не  отвлекаться,  когда  отвечают  ученики  другого  класса;
  • быстро  перестраиваться  при  обращении  учителя  к  ним.

Для  того  чтобы  детям  было  комфортнее  учиться  и  усваивать  знания  педагогу  целесообразно  разнообразить  формы  проведения  урока,  например,  в  виде  игры  или  викторины  с  разными  смешными  героями,  из  которой  младшие  классы  усваивают  для  себя  что-то  новое,  а  дети  постарше  повторяют  пройденный  материал.

Совсем  недавно  не  всегда  была  возможность  использовать  новейшие  технологии  в  образовательном  процессе,  поэтому  преподаватель  всё  подготавливал  сам,  вручную.  Сейчас  ситуация  изменяется  и  у  педагога  есть  множество  способов  сделать  урок  увлекательным  и  необычным.

  Каждый  молодой  специалист  сейчас  обладает  хотя  бы  минимумом  знаний  компьютера,  что  существенно  облегчает  его  работу.  Структура  занятия  в  малокомплектной  школе  мало  чем  отличается  от  уроков  в  обычных  классах.

  Так  же  проверяется  домашнее  задание,  пишутся  всевозможные  самостоятельные  работы,  но  условия  их  осуществления  во  многом  отличаются  от  обычных  классов.

  Педагогу  для  достижения  желаемого  результата  приходится  придумывать  что-то  необычное,  то,  что  привлекает  внимание  детей,  что  требует  творческого  подхода  к  проведению  урока.  Тогда  дети,  заняты  чем-то  интересным  и  увлекательным,  они  не  отвлекаются  на  учеников  другого  класса.

Учителя  начальных  классов  —  творческие  личности.  Поэтому  они  стараются  проводить  уроки  в  форме  разных  увлекательных  путешествий,  полосы  препятствий  (на  уроках  физической  культуры),  или  проверяют  домашнее  задание  в  необычной  форме.

  В  классе  эффективно  работает  способ  проверки  домашнего  задания  по  литературному  чтению,  когда  детей  оценивает  не  только  сам  педагог,  но  и  одноклассники.  Для  каждого  учащегося  сделан  веер,  на  котором  изображены  смайлики,  от  самого  весёлого,  до  самого  грустного.

  Когда  кто-то  из  учеников  рассказывает  стихотворение,  все  остальные  внимательно  его  слушают,  а  потом  оценивают,  выставляя  смайлик,  соответствующий  впечатлению  ребёнка  после  услышанного  ответа.

  В  то  время,  когда  дети  рассказывают  домашнее  задание,  другой  класс  готовится  к  выполнению  небольшой  самостоятельной  работы,  проведение  которой  целесообразно  провести  в  форме  разгадывания  кроссворда  или  ребусов.  Но  могут  быть  и  обычные  уроки,  на  которых  дети  выполняют  задания  в  обычной  форме.

  Однако,  если  формы  проведения  уроков  не  разнообразить,  не  вносить  в  проведения  каждого  урока  каких-то  новых  приёмов,  то  детям  становится  скучно  и  они  часто  отвлекаются,  им  становится  интереснее  заниматься  не  своим  заданием,  а  наблюдать  чем  занят  другой  класс.  Поэтому  учитель,  творчески  подходящий  к  работе,  прежде  всего,  сам  получает  огромное  удовольствие.

У  каждого  учителя,  конечно  же,  имеется  подробный  тематический  план,  которому  он  следует.  В  нём  прописано  количество  учебных  часов,  а  также  количество  контрольных  и  других  проверочных  работ.

  Обычно,  перед  тем,  как  писать  контрольную  работу  по  какому-либо  предмету,  проводится  урок,  на  котором  вспоминают,  обобщают  и  закрепляют  пройденный  материал.

  Повышению  эффективности  учебно-воспитательного  процесса  способствует  проведение  подготовки  к  контрольной  работе  в  форме  викторины,  где  каждый  ученик  за  свой  правильный  ответ  получает  балл  в  виде  какой-нибудь  фигурки.  В  зависимости  от  времени  года  учительница  может  менять  эти  фигурки.

  Весной  дети  могут  получать  цветочки  или  пчёлок,  осенью  —  кленовые  листочки,  а  зимой  —  снежинки.  В  конце  урока  учащиеся  подсчитывают  количество  полученных  баллов  и  в  соответствии  с  системой  оценивания,  получают  оценку.  Если  ученик  набирает  за  урок  от  семи  до  десяти  баллов,  то  получает  оценку  «отлично».

  От  пяти  до  семи  —  оценку  «хорошо».  От  трёх  до  пяти  —  оценку  «удовлетворительно».  У  каждого  класса  целесообразно  оформить  свой  «Классный  уголок»,  на  котором  можно  отмечать  успехи  учеников.  Важно,  чтобы  ни  один  ученик  в  классе  не  был  забыт,  всех  обязательно  нужно  хвалить  за  разные  победы.

Имеет  свои  отличия  проведение  в  МКШ  уроков  физической  культуры.  Занятия  проводит  классный  руководитель,  а  не  специалист-преподаватель  по  физической  культуре.  На  уроках  необходимо  помнить  о  том,  что  у  каждого  класса  своя  нагрузка.

  Нужно  совместить  занятие  старших  детей  с  младшими,  для  этого  следует  найти  возможность  проводить  эстафеты  и  небольшие  соревнования,  в  которых  смогут  участвовать  разновозрастные  дети.

  Например,  можно  всех  детей  поделить  на  две  равные  команды,  в  которых  будут  дети  и  постарше  и  помладше.  За  правильное  выполнение  упражнений  даются  поощрительные  баллы.

  Когда  нет  возможности  проводить  эстафету,  необходимо  организовать  общую  подвижную  игру  или  поделить  спортивный  зал  на  две  части  с  тем,  чтобы  каждый  класс  выполнял  своё  задание.

По  сути,  вся  учёба  в  начальных  классах  должна  ассоциироваться  у  детей  с  длительным  захватывающим  соревнованием,  в  котором  все  обязательно  победители.  Для  того  чтобы  детям  было  интересно  учиться,  преподаватели  прикладывают  немало  усилий.

  Технический  прогресс  шагнул  далеко  вперёд,  поэтому  сейчас  для  того  чтобы  преподавателю  провести  интересный  урок  по  какой-либо  дисциплине,  можно  и  в  сельской  местности  воспользоваться  обширными  ресурсами  сети  Интернет,  а  также  всевозможными  информационно-коммуникативными  средствами.

  Тем  более,  что  в  настоящее  время  медиа  —  технологии  достаточно  сильно  влияют  на  детей.  Учащиеся  с  большим  удовольствием  посмотрят  обучающий  фильм.  Ребёнок  лучше  усваивает  яркий,  красочный  материал,  что  даёт  учителю  прекрасную  возможность  совместить  традиционные  приёмы  обучения  с  новейшими  технологиями.

  У  учителя  имеется  возможность  проводить  уроки  с  использованием  презентаций,  включать  всевозможные  видео  ролики,  аудио  записи.  Учитель  должен  соответствовать  уровню  развития  учащихся.  Ученики  младших  классов  нередко  удивляют  педагогов  уровнем  владения  компьютером.  В  некоторых  вопросах  разбираются  не  хуже,  а  порой  и  лучше  педагога.

  Детям  интереснее  узнавать  новое  из  красочных  и  весёлых  презентаций.  Они  с  удовольствием  принимают  участие  во  всевозможных  образовательных  веб-квестах  и  выполняют  задания-головоломки.

  В  том,  что  учитель  создаёт  для  детей  интересные  задания,  используя  при  этом  информационно-коммуникативные  технологии,  есть  большой  плюс  не  только  для  детей,  но  и  для  него  самого.  Использование  новейших  технологий  способствует  и  саморазвитию  преподавателя.

  Педагог  шагает  в  ногу  со  временем,  соответствует  современным  требованиям,  которые  предъявляет  к  нему  общество.  Работа  с  компьютерными  технологиями  так  же  требует  временных  затрат,  сосредоточенности  и  терпения.

  Но  традиционная  подготовка  к  проведению  занятий  отнимала  гораздо  больше  времени  и  сил,  поэтому  можно  смело  утверждать,  что  информационно-коммуникативные  технологии  существенно  облегчили  труд  учителя  и  разнообразили  школьные  будни  учеников.

  К  сожалению,  не  всегда  малокомплектные  школы  обеспечены  всеми  нужными  техническими  средствами,  для  того,  чтобы  более  эффективно  работать  с  разновозрастными  детьми  в  одном  классе.  Безусловно,  во  всех  школах  имеются  компьютеры,  интерактивные  доски  и  мультимедиа  проекторы,  но  не  всегда  в  достаточном  количестве.

  В  некоторых  школах  появилась  традиция  проводить  так  называемый  «День  самоуправления»,  когда  учителя  позволяют  себе  немного  «отдохнуть»,  а  ученики  старших  классов  могут  испытать  на  себе,  как  это  трудно  —  быть  учителем.

  Интересно,  что  старшеклассники  на  «Дне  самоуправления»  сами  отмечают,  что  проведение  урока  у  младших  школьников  в  МКШ  в  обычной  форме  менее  продуктивно.  Учащимся  не  интересно  слушать  монотонный  рассказ,  а  потом  выполнять  задание,  предложенное  в  обычной  стандартной  форме.

  Во  время  таких  уроков  часто  приходиться  «усмирять»  детей,  так  как  они  начинают  отвлекаться  и  капризничать,  выражать  недовольство  заданием.  Некоторые  младшие  школьники  проявляют  агрессию  по  поводу  того,  что  им  не  нравится  предмет  и  предлагаемые  упражнения.

  Уроки,  проводимые  совсем  по  другому  плану,  где  нет  однотипных  заданий,  обычного  чтения  и  следовавшего  за  ним  выполнения  упражнений,  где  материал  урока  излагается  с  использованием  презентации  с  яркими  иллюстрациями,  а  выполнение  заданий  оформляется  как  познавательное  приключение,  путешествие  проходят  намного  эффективней.

  На  них  дети  с  удовольствием  узнают  что-то  новое.  Дети  не  сидят  на  месте,  они  активно  выходят  к  доске  для  решения  всевозможных  задач  и  головоломок,  связанных  с  изучаемой  темой.  Специально  к  занятию  полезно  разработать  систему  поощрения,  по  которой  каждый  ученик,  отвечающий  правильно,  получает  отличительный  знак  (небольшие  медали,  сделанные  предварительно  из  картона  и  ярко  украшенные).  В  конце  занятия,  подсчитав  у  каждого  количество  медалей,  ученикам  присваиваются  места.  После  присвоения  мест,  дети  получают  домашнее  задание,  а  также,  в  качестве  бонуса,  для  них  демонстрируется  поучительный  мультфильм  или  сказка.  После  таких  занятий  на  «Дне  самоуправления»  младшие  школьники  буквально  не  дают  прохода  старшеклассникам,  засыпают  их  разными  вопросами,  интересуются,  когда  ещё  будет  такое  мероприятие,  что  они  будут  изучать  и  можно  ли  «День  самоуправления»  делать  чаще.  Ученики  на  таком  занятии  усваивают  гораздо  больше  информации,  чем  на  уроке,  проведённом  в  традиционной  форме.  К  тому  же  «День  самоуправления»  сплачивает  детей  разных  возрастов,  способствует  формированию  здорового  психо-эмоционального  климата  в  детской  среде  малокомплектной  школы.

Итак,  повышению  эффективности  учебно–воспитательного  процесса  в  МКШ  способствует  проведение  занятий  в  необычной  форме,  при  этом,  следует  использовать  все  возможности  и  ресурсы  школы.  Учитель,  «дающий  волю»  своей  фантазии  и  проявляющий  креативность,  интересен  детям.

  Однообразные,  скучные  уроки  и  монотонная  работа  быстро  утомляют  учеников,  особенно  детей  младшего  школьного  возраста,  снижают  их  интерес  к  учёбе.

  Дети  высоко  ценят  учителя,  который  широко  использует  творческие  задания,  старается  разнообразить  свои  занятия,  не  ищет  лёгких  путей,  осваивает  новое  и  необычное.

  Учащихся  следует  полнее  вовлекать  в  учебно–воспитательный  процесс,  поддерживать  инициативу  детей,  находить  приёмы,  повышающие  их  активность  на  уроке.  Обучение  детей  должно  приносить  удовольствие  и  учителю,  и  школьникам.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxxv/43006

Ссылка на основную публикацию