Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Предметы науки и культуры – это особые предметы, с которыми надо научиться действовать.
Учебная деятельность не дается человеку от рождения, ее надо сформировать.
Поэтому задача начальной школы состоит в том, чтобы научить ребенка учиться.
Для того чтобы учебная деятельность проходила успешно, необходима положительная мотивации, т. е. чтобы ребенок сам очень хотел учиться.
Но мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, и со временем мотив теряет свою силу. Поэтому одной из главных задач успешности учебной деятельности является формирование познавательной мотивации, которая тесно связана с содержанием и способами обучения.
Предметом изменений в учебной деятельности является сам ученик. Учебная деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «кем я был» и «кем я стал». Поэтому новым предметом для ученика становится процесс собственного изменения.
Главным в учебной деятельности является то, чтобы человек посмотрел на себя и оценил собственные изменения. Собственная оценка и есть предмет учебной деятельности.
Д.Б. Эльконин представил следующую структуру учебной деятельности:
- мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл;
- учебная задача, т. е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;
- учебные действия – те действия, с помощью которых усваивается учебная задача, т. е. все те действия, которые ученик производит на уроке (специфические для каждого предмета и общие);
- действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;
- действие оценки – те действия, с помощью которых оценивается успешность усвоения учебной задачи.
Рассмотрим, в какой форме осуществляется учебная деятельность. На начальных этапах – это совместная деятельность учителя и ученика. По аналогии с освоением предметных действий в раннем возрасте получается, что сначала все находится в «руках учителя» и он «действует руками ученика».
Только в школьном возрасте деятельность осуществляется с идеальными объектами (числа, звуки), а «руками учителя» является его интеллект. Учебную деятельность можно сравнить с предметной, только в учебной деятельности предмет является теоретическим и идеальным, что ведет к проблемам в совместной деятельности во время учебного процесса.
Но в процессе обучения происходит взаимодействие ребенка не только с учителем, но и друг с другом, которое также влияет на развитие учебной деятельности.
Г.А. Цукерман исследовала роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников.
Материалом для исследования послужило экспериментальное обучение русскому языку первоклассников. Сравнивались экспериментальный и контрольный классы. В экспериментальном классе учитель работал с группой совместно работающих учеников, основной его задачей была организация делового общения учеников по поводу изучаемого материала.
В контрольном классе обучение было традиционным, при котором воздействия учителя адресовались отдельно каждому ученику. По окончании исследования результаты в экспериментальном классе были лучше, чем в контрольном. Отсюда следует, что дети лучше усваивают учебный материал в совместной работе со сверстниками.
Г.А.
Цукерман выдвинула идею о том, что сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества со взрослым. В отношениях ребенка со взрослым последний ставит цели, контролирует и оценивает действия ребенка.
Замечено, что дети могут делать ошибки в уже сформировавшихся действиях и с легкостью их находят, но только при помощи взрослых. По мнению Г.А. Цукерман, это происходит потому, что учитель передает только операционный состав действия, но остается держателем его смыслов и целей.
При совместной работе со сверстниками равноправное общение обогащает ребенка опытом контрольно-оценочных действий и высказываний. Анализируя взаимодействие детей в экспериментальном классе, Г.А. Цукерман выделила две характеристики учебной деятельности.
- Независимость от взрослого. Роль взрослого состоит в организации работы и ее «запуске», а затем дети работают самостоятельно. К учителю они обращаются очень редко, но взаимодействуют со сверстниками. Это обеспечивает учет позиции партнера, его точки зрения, способствует децентрации, что ведет к развитию рефлексии.
- Обращенность не столько на результат, сколько на способ своих и партнера действий. Работа строилась в форме «ситуации педсовета»: дети выполняли роль учителей разных классов и обсуждали, на какие правила надо дать задания тому или иному классу. В ходе обсуждения отмечался высокий мотивационный уровень учащихся.
Развитая форма учебной деятельности есть такая форма, в которой субъект ставит перед собой задачи собственного изменения. Именно в этом и состоит цель обучения – изменить ученика.
Учебная деятельность связана с другими видами деятельности младших школьников – игровой и трудовой. Рассмотрим, какое влияние она оказывает на игровую деятельность.
В младшем школьном возрасте актуальность игры сохраняется, но в характере игровой деятельности происходят изменения. Возрастает значение игр с достижением известного результата (спортивные, интеллектуальные игры). В этом возрасте игра носит скрытый характер, т. е. происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения (игра-драматизация).
Кроме того, игра начинает подчиняться учебной деятельности.
Тем не менее для младшего школьника игра очень важна, поскольку позволяет сделать смысл вещей более явным. С помощью игры ребенок приближает к себе смысл этих вещей. В младшем школьном возрасте игра продолжает иметь хотя и вспомогательное, но все-таки существенное значение.
Она позволяет ребенку овладеть высокими общественными мотивами поведения.
Учебная деятельность связана и с трудом. В связи с перестройкой школы вопрос связи учебной деятельности с трудом становится особенно важным. Участие детей в трудовой деятельности оказывает существенное влияние на процесс усвоение знаний. Одна из основных трудностей освоения знаний в школе – это оторванность от жизни.
Ребенок усваивает знания, знает формулировки и может проиллюстрировать их на примере, но эти знания не применяются на практике. Поэтому когда ребенок сталкивается с жизненной задачей, то вынужден прибегать к житейским представлениям. Это происходит потому, что школа не организует деятельность, направленную на применение полученных знаний на практике.
Возможно, введение предпрофильного образования в школе немного сгладит эти проблемы.
Но задача школы заключается не только в том, чтобы дать ребенку определенное количество знаний – нужно воспитать его в нравственном отношении. Перед школой стоит задача формирования нравственных качеств ребенка в ходе учебной деятельности.
Полностью обеспечить решение данной задачи не представляется возможным, так как для этого нет благоприятных условий. А в труде общественный результат деятельности выступает в реальной предметной, вещественной форме, в трудовой деятельности более ощутима необходимость совместных усилий коллектива в достижении определенного результата.
Именно поэтому труд имеет особо важное значение для формирования нравственных качеств личности.
Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/uchebnaya-deyatelnost-drugie-vidy-deyatelnosti/
Учебная деятельность — Учебная деятельность
- Вопрос: О подготовке и получении дубликата документа об образовании и (или) о квалификации (диплом о высшем образовании и приложение к нему, диплом о среднем профессиональном образовании и приложение к нему, диплом о послевузовском профессиональном образовании (интернатура), диплом об окончании ординатуры и приложение к нему, диплом о профессиональной переподготовке и приложение к нему, удостоверение о повышении квалификации, сертификат специалиста, аттестат об основном общем образовании и приложение к нему, аттестат о среднем общем образовании и приложение к нему, диплом об окончании аспирантуры и приложение к нему)
- Ответ: Для оформления дубликата документа об образовании и (или) о квалификации необходимо подать на платформе заявление о выдаче дубликата документа об образовании и (или) о квалификации с изложением обстоятельств утраты, порчи или смены фамилии, имени, отчества.
- Для оформления дубликата документа об образовании (аттестат об основном общем образовании и приложение к нему, аттестат о среднем общем образовании и приложение к нему) необходимо кроме личного заявления выпускника или его родителей (законных представителей) предоставить документы, подтверждающие факт утраты (справки из органов внутренних дел, пожарной охраны, объявления в газете и других).
После чего первым проректором по учебной и методической работе М. Ю. Лавриковой будет издан приказ о выдаче дубликата документа об образовании и (или) о квалификации и в течение 30 календарных дней с момента подачи всех документов будет оформлен дубликат документа об образовании и (или) о квалификации.
Получить дубликат документа об образовании и (или) о квалификации можно лично или через доверенное лицо по доверенности у сотрудников отдела итоговой аттестации Учебного управления по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9, Ректорский флигель, каб. 209, пн-пт с 09.00 до 17.45, перерыв на обед с 13.00 до 13.45, тел. (812) 326-49-02, 328-97-36.
При получении дубликата документа об образовании и (или) о квалификации в связи с порчей или со сменой фамилии, имени, отчества необходимо предоставить оригинал документа об образовании и (или) о квалификации.
Вопрос: О подготовке и получении дубликата приложения к диплому
Ответ: Для оформления дубликата приложения к диплому необходимо подать сотрудникам Учебного отдела по соответствующему направлению Учебного управления или в отсканированном виде на адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. личное заявление в произвольной форме на имя первого проректора по учебной и методической работе М.Ю. Лавриковой.
После чего на основании поданного заявления в течение 30 календарных дней Вам будет оформлен дубликат приложения к диплому на фамилию, указанную в дипломе.
Получить дубликат приложения к диплому можно лично или через доверенное лицо по доверенности у сотрудников отдела итоговой аттестации Учебного управления по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9, Ректорский флигель, каб.
209, пн-пт с 09.00 до 17.45, перерыв на обед с 13.00 до 13.45, тел. 326-49-02, 328-97-36.
Вопрос: О получении справки об обучении или о периоде обучения
Ответ: Для оформления справки об обучении или о периоде обучения необходимо подать сотрудникам Учебного отдела по соответствующему направлению Учебного управления или в отсканированном виде на адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. личное заявление с просьбой выдать справку об обучении или о периоде обучения.
- После чего на основании поданного заявления будет оформлена справка об обучении или о периоде обучения:
- — в течение 3 рабочих дней, следующих за днем издания приказа об отчислении для лица, отчисленного из СПбГУ;
- — в течение 10 рабочих дней, следующих за днем подачи заявления о выдачи справки об обучении или о периоде обучения, в случае, если справку об обучении или о периоде обучения получает лицо, продолжающее обучение в СПбГУ.
Подготовленная справка об обучении или о периоде обучения может быть получена лично или через доверенное лицо по доверенности у сотрудников отдела итоговой аттестации Учебного управления по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9, Ректорский флигель, каб. 209, пн-пт с 09.00 до 17.45, перерыв на обед с 13.00 до 13.45, тел. (812) 326-49-02, 328-97-36.
Вопрос: О получении справки с указанием трудоемкости (в часах)
Ответ: Для оформления справки с указанием трудоемкости (в часах) по дисциплинам, указанным в приложении к диплому, необходимо подать сотрудникам Учебного отдела по соответствующему направлению Учебного управления личное заявление в произвольной форме на имя первого проректора по учебной и методической работе М.Ю. Лавриковой или в отсканированном виде на адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
.
После чего на основании поданного заявления в течение 30 календарных дней будет оформлена справка с указанием трудоемкости (в часах) по дисциплинам, указанным в приложении к диплому.
Получить оформленную справку можно лично или через доверенное лицо по доверенности у сотрудников отдела итоговой аттестации Учебного управления СПбГУ по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9, Ректорский флигель, каб. 209, пн-пт с 09.
00 до 17.45, перерыв на обед с 13.00 до 13.45, тел. (812) 326-49-02, 328-97-36.
Вопрос: О подготовке транскрипта (списка прослушанных дисциплин, указанных в приложении к диплому)
Ответ: Для подготовки транскрипта необходимо подать сотрудникам Учебного отдела по соответствующему направлению Учебного управления копию диплома и приложения к нему, личное заявление на имя первого проректора по учебной и методической работе М.Ю.
Лавриковой или в отсканированном виде на адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
с просьбой выдать на английском языке справку с указанием перечня прослушанных дисциплин.
Подготовленная справка может быть получена лично или через доверенное лицо по доверенности у сотрудников отдела итоговой аттестации Учебного управления по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9, Ректорский флигель, каб. 209, пн-пт с 09.00 до 17.45, перерыв на обед с 13.00 до 13.45, тел. (812) 326-49-02, 328-97-36.
Вопрос: О выдаче оригинала документа об образовании из личного дела обучающегося
Ответ: Для выдачи из личного дела обучающегося оригинала документа об образовании необходимо подать сотрудникам Учебного отдела по соответствующему направлению Учебного управления заявление на имя первого проректора по учебной и методической работе М.Ю. Лавриковой с просьбой выдать из личного дела документ об образовании.
Печать Электронная почта
Тел.: +7 (812) 328-15-51 E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д.7-9, Ректорский флигель, кабинет 205 (2 этаж)
Часы работы Учебного управления
Заместители начальника Учебного управления по направлениям
Диже Галина Петровна зам.начальника УУ география, геология,геоэкология и почвоведение |
10-я линия ВО, д.33-35, Учебный отдел тел.325-43-41
14.00-16.00
Источник: http://edu.spbu.ru/uchebnaya-deyatelnost/studentu-slushatelyu/10-uchebnoe-upravlenie.html
Характер учебной деятельности студентов
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ
- ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
- РАБОТЫ
- Мурманск
- Содержание:
- Содержание и особенности учебной деятельности студентов. 3
- Трудности в самостоятельной учебной деятельности студентов и пути их преодоления. 5
- Научные основы организации самостоятельной учебной деятельности студентов вуза. 7
- Техника конспектирования лекций. 12
- Техника записи слов и словосочетаний. 14
- Методика поиска необходимой учебной и научной литературы. 21
- Техника изучения учебной и научной литературы. 25
- Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским и практическим занятиям. 35
- Методика подготовки и сдачи зачетов и экзаменов. 38
- Самостоятельная работа студентов по совершенствованию своих личностных качеств. 42
- Содержание и особенности учебной деятельности студентов
Учебная деятельность — достаточно широкое понятие.
Оно включает в себя не только познавательную деятельность, которую студенты выполняют во время лекций, семинаров, практических занятий, но и ту самостоятельную работу, которую они осуществляют в часы, когда нет аудиторных занятий.
Например, чтобы усвоить учебный материал, услышанный в ходе лекции или семинарского занятия, надо проделать определенную умственную работу: понять, обобщить услышанную информацию, записать ее в тетрадь своими словами, сделать схемы, переписать формулы, расчеты, таблицы и т.п. При подготовке к семинарским и практическим занятиям — самостоятельно изучить и законспектировать рекомендованную учебную литературу, выполнить различные задания.
В психолого-педагогическом плане учебная деятельность представляет собой упорядоченную динамическую систему приемов чтения, прослушивания, наблюдения, осмысления, обобщения, систематизации, конспектирования, запоминания и воспроизведения учебного материала. Содержание учебной деятельности студентов вуза носит двусторонний характер:
— с одной стороны — это способ деятельности студентов во всех организационных формах учебных занятий и во внеаудиторное время, когда они самостоятельно изучают материал, определенный содержанием учебной программы;
— с другой стороны — это вся совокупность учебных заданий, которые должен выполнить студент во время обучения в Академии: перевести, например, определенное количество страниц иностранного текста, подготовить творческое сообщение по какой-либо проблеме, написать реферат, контрольную или курсовую работу и т.п. Основными видами учебной деятельности студентов высшего учебного заведения являются:
· Предварительная подготовка к занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый для обучаемых учебный материал. Такая подготовка предполагает изучение учебной программы, установление связи с ранее полученными знаниями, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучении которых следует обратить особое внимание и др.
· Прослушивание лекций, осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись. Своевременная доработка конспектов лекций.
· Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы по учебным дисциплинам.
· Выяснение наиболее сложных, непонятных вопросов и их уточнение во время консультаций.
· Подготовка к семинарским, практическим занятиям, экзаменам и зачетам. Активная познавательная деятельность в ходе их проведения.
· Выполнение специальных учебных заданий, предусмотренных учебной программой.
· Написание рефератов, контрольных, курсовых, дипломных работ и их защита.
· Подготовка и сдача зачетов и экзаменов.
· Выполнение научной работы, участие в научных исследованиях, проводимых в масштабе Академии в рамках студенческого научного общества. Учебной программой обучения в Академии предусмотрено, что студенты могут участвовать в разнообразных видах научно-исследовательской работы, начиная с первого курса.
- · Практика по приобретаемой в институте специальности.
- · Систематическое чтение периодической печати, поиск и анализ дополнительной информации по учебным дисциплинам.
- · Общественная работа в институте, на факультетах в качестве старост, членов студенческих советов.
· Просмотр и прослушивание телевизионных и радио передач, видео- и кинофильмов, посещение театров, музеев, выставок в интересах освоения будущей профессии и т.п.
По своему характеру все многообразие учебной деятельности студентов можно условно объединить в три группы, которые представлены таблице 1.
Различие учебной деятельности по характеру решаемых познавательных задач не означает преимущество одного вида над другим. В подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности одинаковое значение имеют все из них.
Так, например, репродуктивная учебная деятельность способствует увеличению багажа профессиональных знаний, навыков и умений, расширяет эрудицию.
Познавательно-поисковая и творческая учебные деятельности развивают интеллектуальные, профессиональные, творческие способности.
Таблица 1.
Характер учебной деятельности студентов
Репродуктивная учебная деятельность | Самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, магнитофонных записей, заучивание, пересказ, запоминание, повторение учебного материала и др. |
Познавательно- поисковая учебная деятельность | Подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по учебной проблеме, написание контрольной, курсовой работы и др. |
Творческая учебная деятельность | Написание рефератов, научных статей, участие в научно-исследовательской работе, подготовке дипломной работы, выполнение специальных творческих заданий и др. |
Источник: https://megaobuchalka.ru/8/25007.html
ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,440
1 Шиян Н.И. 1 1 Проректор по научной работе Полтавский национальный педагогический университет имени ВТ. Короленка
1. Вища осв1та Укра'ши i Болонський процес: Навч. пос1бник / За ред. В.Г. Кременя. Авт. колектив: М.Ф. Степко, Я.Я. Болюбаш, В.Д. Шинкарук, В.В. Грубшко, I.I. Бабин. — Тернопшь: Нав- чальна книга.
— Богдан, 2004. — 384 с.
Опыт работы отечественной и зарубежной высшей школы [1] свидетельствует, что увеличение объема информации, которая включается в программы высших учебных заведений, приводит к значительной аудиторной перегрузке студентов.
И в то же время, стремительное обновление знаний сделало нецелесообразным ставку на запоминание материала и. как следствие, изменилась цель образования. Основной задачей образования стало не получение определенной суммы знаний, а развитие мышления, навыков самостоятельного усвоения знаний и анализа новых сведений.
Эти изменения требуют не только совершенствование содержания, но и изменения характера учебного процесса в вузе. Акцент в учебном процессе необходимо ставить не на информативность, а на методологию и методику, чтобы студенты еще в вузе привыкали к самостоятельному получению информации.
Достичь такого изменения характера учебного процесса можно только освободив время для организации самостоятельной работы студентов.
- При таком подходе резко возрастает значимость методического обеспечения учебного процесса, в частности, по каждой дисциплине на кафедре должны быть:
- — материалы для аудиторной работы: тексты лекций (в том числе и электронный вариант), программы и планы семинарских, практических (лабораторных) занятий, мультимедийное сопровождение аудиторных занятий;
- — материалы для самостоятельной работы студентов: варианты заданий для самостоятельной работы, материалы для самоконтроля, типовые модели рефератов, курсовых работ, эссе и критерии их оценивания; обучающие электронные материалы в электронной библиотеке;
- — материалы для контроля знаний: письменные контрольные задания, бумажные и электронные тесты, экзаменационные билеты.
Изменилась и методика проведения лекций. Тексты лекций студент может взять на кафедре, поэтому отпадает необходимость в чисто механическом полном конспектировании всего учебного материала, студент может записать только какую-то мысль, утверждение, идею и т.п.
Деятельность студента на лекции активна: он осмысливает основные положения, может высказать свое мнение по рассматриваемому вопросу, задать вопрос. Ведь самостоятельная работа — это прежде всего самостоятельная мыслительная деятельность. Творчески работать может лишь тот, кто думает, а, следовательно, задача лектора — пробудить мысль.
Поэтому лекция перестает бьггь монологом, она включает в себя диалог. Студент может задавать вопросы, высказывать сомнения, возникающие в процессе самостоятельного решения вопросов, которые вынесены на лекцию. То есть, на лекцию студент приходит, проработав основные вопросы самостоятельно.
Только в таком случае он может работать на лекции совместно с преподавателем, высказывать свои предложения, суждения и убеждения. Такая форма проведения лекций позволяет студентам не записывать для дальнейшего продумывания фразы лектора, а фиксировать в конспекте результат собственного процесса мышления.
Лабораторные занятия по химии в основном включают в себя семинарское, практическую и лабораторную часть. Каждое лабораторное занятие начинается экспресс-контролем, который проводится в виде кратковременной письменной контрольной работы. Семинарская часть носит творческий характер, ведь работа учителя творческая.
Нельзя дать готовых рецептов по использованию того или иного метода обучения для усвоения учащимися конкретных понятий.
Использование различных методов обучения зависит от многих факторов: личности учителя, уровня подготовленности класса, подбора детей в классе, и даже то, после которого урока стоит урок химии в расписании, может повлиять на восприятие учащимися материала. Учитель должен уметь перестроить свою работу на уроке, учитывая обстоятельства.
Но, конечно же, ведущую роль играет личность учителя. Один и тот же методический прием в исполнении разных учителей может иметь совершенно разное влияние на учеников. Ведь каждый человек, и учитель в том числе, имеет свои индивидуальные особенности.
Один может эмоционально передать информацию, вызвав восторг слушателей, а другой эту же информацию передает теми же словами, но при этом ученики скучают. То есть, выбор методов и методических приемов должен быть адекватным не только цели, содержанию и задачам урока, но и индивидуальным особенностям учителя. В этом заключается мастерство учителя.
Поэтому на занятии мы используем в основном активные формы и методы работы: деловые, ситуационные и ролевые игры, дискуссии, работу в малых группах, банки идей, аукционы знаний, игру типа «Что? Где? Когда?», «Мозговой штурм» и другие. Вопросы, вынесенные в учебном пособии на семинарскую часть занятия, служат ориентиром для самоконтроля студентов. Если студент может дать ответы на эти вопросы, то он будет творчески работать на занятии, у него есть для этого соответствующий запас знаний.
Например, задания для групповой работы практической части занятия мы предлагали следующие:
-
Подобрать методы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении темы «Понятие об ароматических углеводородах. Бензол как представитель ароматических углеводородов, его состав, структурная формула, физические свойства. Электронное строение молекулы бензола» (10 кл.).
Учтите, что класс дружный, организованный. Мотивация обучения в основном внутренняя. Отдельные учащиеся имеют флегматичный тип высшей нервной деятельности, безразлично относятся к жизни класса и школы. Интеллектуальное развитие: высокий уровень — 30%, средний — 55%, низкий — 15% учащихся.
-
Подобрать задания для групповой работы учащихся при изучении темы «Кислород как химический элемент (химический символ, относительная атомная масса, валентность). Кислород как простое вещество (химическая формула, относительная молекулярная масса, физические свойства). Кислород в природе» (8 кл.
), учитывая психолого-педагогические особенности класса. В классе учится 35 учеников. Уровень дисциплины — низкий. Отдельные ученики — 4 чел. — учатся на достаточном и высоком уровне. Учебная мотивация, в основном, внешняя, ситуативная.
Интеллектуальное развитие: высокий уровень — 4 ученика, средний — 26 учеников, низкий — 5 учеников.
После работы в малых группах проводили фронтальное обсуждение выполненных заданий с использованием игровых ситуаций.
Одна группа предлагает свою коллективную наработку, мотивируя свой выбор с учетом психолого-педагогической характеристики класса и индивидуальности учителя.
Другая группа выступает оппонентами, выдвигая свои замечания, возражения, предложения, вопросы и т.д. Затем группы меняются ролями.
Используя игровые ситуации, предлагаем, например, деловую игру. Один студент — учитель, остальные — ученики. Кроме того, предлагаем роли директора школы, инспектора районо, психолога, педагога и т.п.
Перед «учителем» стоит задача, например, используя активные формы и методы работы учащихся, дать первоначальное формирование понятия «кислоты» (8 кл.).
«Директор школы», «инспектор районо» и другие анализируют фрагмент урока, отмечая положительные и отрицательные моменты. Своими впечатлениями делятся также «ученики».
При проведении аукциона знаний перед студентами ставится задача, например, подобрать демонстрационный химический эксперимент, который выступает средством первичного восприятия и осмысления информации при изучении темы «Гидролиз солей» (9 кл.). Каждый студент предлагает свою идею, обосновывая свой выбор. В конце коллективно отбираются наиболее ценные идеи и составляются методические рекомендации по использованию предложенного химического эксперимента.
Использование таких нетрадиционных форм и методов работы способствует формированию профессиональной психолого-педагогической и методической компетентности, которая составляет фундамент творческого отношения учителя к профессиональной деятельности и ориентирует на выработку у студентов комплекса умений как специальных, так и фундаментальных, таких, как умение учиться, обобщать, анализировать, воспринимать информацию и творчески применять знания на практике, критически относиться к информации, умение отбирать наиболее педагогически целесообразные методы и методические приемы. Такая работа на семинарской части занятиях не ориентирована на некоего «среднего» студента, а становится личностно ориентированной. Она предусматривает активизацию творческих способностей студентов и создание благоприятных условий для их выявления в процессе профессиональной подготовки педагога в вузе, то есть создает условия для овладения студентами методикой формирования творческого мышления через собственную учебную деятельность.
На лабораторной части занятия студенты проводят опыты, предусмотренные школьной программой по химии. Оценка этого вида деятельности происходит путем наблюдения преподавателем за работой студентов, проверки владения техникой химического эксперимента.
Кроме того, преподаватель задает вопросы типа: «На какой части урока Вы предложите проведения этого опыта: при изучении нового материала, или для закрепления знаний, умений и навыков и почему?», «В школьном химическом кабинете нет этого реактива.
Каким другим реактивом Вы предложите заменить его?», «Для чего при получении кислорода из нерман-ганата калия в газоотводную трубку кладут вату?» и другие. То есть, проверяется как техника и методика химического эксперимента, так и творческое владение теоретическими знаниями.
Причем, оценка результатов работы на лабораторном занятии проводится преподавателем совместно со студентами, ведь курс методики преподавания химии изучается на 3-4 курсах. Это создает между ними отношения взаимной ответственности, делает самооценку студентов более адекватной, развивает самостоятельность и критичность их мышления, активизирует познавательную деятельность.
К каждому лабораторному занятию студентам необходимо выполнить определенный объем самостоятельной работы, конкретные виды которой есть в учебном пособии, которое получает каждый студент в начале изучения дисциплины.
Кроме инвариантных (обязательных) заданий самостоятельной работы, студентам предлагаем вариативные (творческие) задания, которые студент выполняет по собственному желанию. Оценка за их выполнение не входит в эталонную рейтинговую оценку, но за-считывается в рейтинговую оценку студента.
Свой вариант индивидуальной самостоятельной работы за модуль студент может сдать в срок изучения данного модуля, но до написания модульной контрольной работы. Кроме того, студентам предлагалось самостоятельно разрабатывать задания для творческой работы, учитывая собственные предпочтениями.
Способность студента формулировать и выполнять такие задания характеризует высокую степень самостоятельности. Решив изучать модуль на обычном или углубленном уровне, студент в график сдачи индивидуальных заданий (ГЗИЗ) заносит согласованную с преподавателем дату консультаций и сдачи выполненных заданий, что стимулирует его работу.
Выполняя задание, студент может получить консультации преподавателя-лектора, преподавателя, который ведет лабораторные занятия, или других студентов, но сдает выполненное задание только индивидуально. Происходит индивидуальная защита собственной творческой работы.
При этом у студента вырабатываются умения доказательно и обоснованно отстаивать собственное мнение, вести диалог, основательно объяснять целесообразность того или иного действия, критически оценивать предложенные преподавателем варианты решения заданий в соответствии с собственными ценностными ориентирами. Кроме того, защищая свою идею, студент должен хорошо ориентироваться в научной информации, т.е. должен систематически работать с научной и методической литературой.
Вариативные (творческие) задания дают возможность студенту самореализоваться как личности. Каждый человек имеет свои природные наклонности, предпочтения, индивидуальные особенности.
Один увлекается решением сложных олимпиадных задач по химии, другой предпочитает разработку сценариев различных внеклассных мероприятий и т.д.
Поэтому, если задания, предлагаемые студентам, будут для всех одинаковы, то некоторые студенты чувствуют себя дискомфортно, их оценка со стороны товарищей и самооценка может резко снизиться, если, например, они испытывают трудности при решении задач. Как правило, такие студенты вообще теряют интерес к учебе.
Завершается изучение модуля аудиторной контрольной работой, которая проводится в присутствии преподавателя по индивидуальным заданиям. К каждому модулю нами разработаны по 15 вариантов контрольных работ, каждая из которых включает пять заданий: два теоретических вопроса и три расчетные задачи.
После изучения дисциплины Школьный курс химии и методика его преподавания студент должен защитить проект, который он получает в начале изучения курса.
Это задание носит комплексный характер и дает возможность выявить уровень методической подготовки будущего учителя, интегрирует в себе знания методики, педагогики и психологии.
Подобные задачи студенты выбирают самостоятельно и, как правило, они входят в курсовые и дипломные работы. Если перечень заданий не удовлетворяет индивидуальные запросы студентов, то они могут предлагать собственные задания.
Среди форм внеаудиторных занятий широко используются разработка и защита проектов с элементами научного исследования, подготовка научно-методических сообщений на актуальные темы, участие в разработке проблем, связанных с реализацией жизненно важных тематик. Практически вся работа осуществляется студентами самостоятельно, а педагогическое руководство их деятельностью обеспечивается через систему индивидуальных консультаций.
Как показал эксперимент, сочетание различных форм самостоятельной работы развивает творческие способности студентов, готовит их к активному поиску, вызывает потребность в совершенствовании своего профессионального мастерства.
Таким образом, правильная организация самостоятельной работы будущего учителя обеспечивает подготовку компетентного специалиста, обладающего глубокими и мобильными знаниями, способного к педагогическому творчеству, стремящегося к непрерывному самообразованию, постоянному саморазвитию, обладающего критическим мышлением.
Библиографическая ссылка
Шиян Н.И. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 286-290;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4067 (дата обращения: 23.03.2020).
Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4067