1. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ТЕСТЫ) должны удовлетворять следующим требованиям:
а) цели, предмет и область применения методики должны быть однозначно сформулированы. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов.
Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумеваются особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.
), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение).
Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т. п.;
- б) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для
- передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний, или ЭВМ, используемой для предъявления заданий и анализа ответов;
- в) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;
- г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандар-тизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы);
- д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы;
- е) головная методическая организация определенного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.
- 2. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ основываются на таких требованиях, как:
- а) четкое формулирование цели, предмета и области применения методик. Дополнение: инструкция по применению снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;
б) наличие инструкции к проведению, прошедшей специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (текстов, рисунков, аудио- или видеозаписей и т. п.);
в) наличие процедуры обработки результатов, включающей в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;
г) возможность воспроизведения (повторения) пользователями-разработчиками нормативногоисследования по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных; д) ведение головной организацией банка данных, обеспечивающих подготовку пользователей и переподготовку (в соответствии с пересмотренными стандартами методики).
Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой.
Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций, в обязанности которых входит составление библиотек аттестованных психодиагностических методик.
Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться годной для применения в практической психологии. Это не исключает возможности применения неаттестованных методик в исследовательских целях.
- ТРЕБОВАНИЯ
- Разные требования предъявляются к пользователям, являющимся профессиональными психологами, и пользователям-непсихологам.
- Пользователь-психолог:
- а) должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области;
- б) должен отвечать за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики, должен предупреждать возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, незнакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста;
в) должен пользоваться преимущественным правом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии.
Психолог пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе с помощью их приобретения в качестве индивидуальной профессиональной собственности.
Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок;
г) не должен руководствоваться в подборе методик в батарею (программу обследования) субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходить из требований максимальной эффективности диагностики — максимум надежности при минимуме затрат;
д) должен вести параллельно с использованием методик научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области.
Ведение такой научно-методической работы входит в основной круг обязанностей психолога, работающего в исследовательских и практических учреждениях.
В этой работе психолог поддерживает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы;
е) должен обеспечивать тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями.
Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, принятого на определенный период.
Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;
ж) должен обеспечивать конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе личного доверия. Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;
з) должен хранить профессиональную тайну: не передавать лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывать перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность;
и) обязательно должен рассматривать наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу презумпции невиновности в судопроизводстве;
к) должен сообщать в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики.
Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики.
Отдельные теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.
- При этом пользователь-непсихолог:
- а) должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен применить именно аттестованные методики;
- б) должен выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики, если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладеванию методикой);
- в) должен автоматически брать на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, получая доступ к п-методикам;
- г) должен следовать всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам. Он не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация;
- д) не должен использовать методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного применения высокопрофессиональных экспертных методов;
- е) должен содействовать психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимать меры для предотвращения некорректного использования методик.
- Все приведенные требования находятся в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратно сформулированы в виде следующих принципов:
- 1) ответственности;
- 2) компетентности;
- 3) этической и юридической правомочности;
- 4) квалифицированной пропаганды психологии;
- 5) конфиденциальности;
- 6) благополучия клиента;
- 7) профессиональной кооперации;
- 8) информирования клиента о целях обследования;
- 9) морально-позитивного эффекта исследования;
- 10) гражданственности и патриотизма.
Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. С. 12-14.
Источник: https://psixologiya.org/psixodiagnostika/metody/1681-trebovaniya-k-psixodiagnosticheskim-metodikam-i-ix-polzovatelyam.html
Требования к методам психологии
Психология как наука имеет свои предмет и методы изучения закономерностей, механизмов и психических фактов. Знание методов и умение с их помощью изучать особенности психического развития человека — путь к познанию его психологических особенностей для использования этих знаний в практической деятельности.
Системный подход — это способ теоретического и практического исследования в психологии, предусматривающий, что каждый психический процесс, явление или состояние человека — предмет изучения — рассматривается как система.
При этом условия рассмотрения каждого предмета исследования отвечают требованиям диалектики и конкретизируются положением о взаимоотношениях и взаимозависимости всех психических явлений. Все психические явления соотносятся между собой.
Но учесть и осмыслить все отношения в целостной системе психики и ее связи со средой практически невозможно. Поэтому системный подход предлагает при исследовании психических явлений ограничиться некоторыми из всех возможных отношений, имеющих существенное значение для достижения цели исследования.
Так, системный подход к понятию «действие» и его природному проявлению — операционной стороне деятельности — это фиксированное отношение функций, которые оно выполняет. Их три:
- исполнительная,
- ориентировочная,
- контрольная.
Вместе с тем, каждая функция должна иметь свойства — меньшие элементы целостности. Возьмем, например, ориентировочные свойства действия. Они осуществляют:
- семантический анализ текста задания или задачи для идентификации предметов — известного и неизвестного, которые составляют условие действия;
- нахождение отношений между известными и неизвестными элементами задачи;
- осознание структуры задачи;
- поиск аналогов решения задачи или выполнения задания;
- перестройку созданной структуры задачи и т. д.
Следовательно, системный подход дает возможность находить неизвестные элементы в системе, открывать новые свойства целостных систем, которыми являются психические явления.
Требования к методам исследования. Психология предъявляет к методам исследования психических явлений такие требования:
- психические явления необходимо изучать в их развитии,взаимосвязи и взаимозависимости;
- метод психологического исследования должен быть адекватным предмету исследования, раскрывать существенные, а не случайные, не второстепенные особенности исследуемого психологического процесса, состояния или свойства.
Главным принципом психологического исследования является его объективность.
К методам, обеспечивающим объективность раскрытия исследуемого психического явления, относятся: самонаблюдение, наблюдение, экспериментальное исследование, анализ продуктов деятельности (учебной, трудовой, спортивной), беседа, интервью и другие.
Источник: https://psyera.ru/5989/trebovaniya-k-metodam-psihologii
Методология и методы психологического исследования
Для решения комплекса задач, описанных в предыдущей главе, в каждой науке существует разработанная и апробированная система средств, направлений, путей, приемов, методов и методик исследования.
Приведем формулировку метода, принадлежащую одному из крупнейших теоретиков отечественной психологии С. Л. Рубинштейну[1].
Метод – это способ, посредством которого познается предмет науки.
Методика есть вариант, частная и конкретная реализация метода в заданных условиях – организационных, социальных, исторических.
Набор или система методов и методик любой науки не являются случайными, произвольными. Они складываются исторически, видоизменяются, развиваются, подчиняясь определенным общенаучным закономерностям, методологическим правилам.
Методология – это не просто учение о методах, а многослойная, динамичная, соподчиненная система научных знаний и представлений, задающая направления, правила и способы познания мира.
Методология включает в себя систематическое описание философии и идеологии, стратегии и тактики научного исследования, стоящее над любой частной теорией всякой науки. Методология задает, что именно, как и для чего мы исследуем, как интерпретируем получаемые результаты, как реализуем их на практике.
Исследование может быть, например, совершенно правильным методически, но неграмотным, несостоятельным теоретически и методологически, а значит, по сути ошибочным.
Поэтому соблюдение определенных методологических правил, требований, принципов, выступает необходимым условием эффективности любого научно-психологического исследования.
• Первое и самое важное методологическое требование заключается в необходимости соответствия используемого метода теоретическому представлению о предмете науки.
Данное положение четко прослеживается и иллюстрируется на материале основных исторических этапов смены представлений о предмете психологии, рассмотренных в предыдущей главе. Например, душу дозволительно изучать только самонаблюдением – интроспекцией.
При исследовании явлений сознания, условных рефлексов или поведения становится допустимым метод эксперимента, хотя его методические реализации в таких случаях могут быть принципиально различными.
Если полагать, что психика – это всегда осознанное и выраженное в словах представление о ней самого носителя, то для ее изучения достаточно задавать испытуемому соответствующие вопросы через вербальные тесты, анкеты, опросники.
Важно понимать, что любой метод психологии выделяет лишь частный аспект ее предмета, специфические факты или проявления, особенности их существования и функционирования.
Но нельзя частное принимать за общее, явление за сущность, поведенческое за психологическое.
Например, невозможно достоверно судить о свойствах темперамента человека на основании его ответов на самооценочные вопросы о скорости движения рук или ног.
• Во-вторых, используемый метод обязан быть объективным, т.е. получаемый результат должен обладать свойством проверяемости, повторяемости, доказательности, поэтому в любом психологическом исследовании требуется обеспечение единства внешних и внутренних проявлений психики.
пример
Так, результаты технизированного эксперимента обязательно дополняются данными самоотчета испытуемого, а объективные физиологические параметры сопоставляются и коррелируются с вербальными тестовыми ответами.
Методологическим основанием такого подхода служит, например, разрабатываемый в отечественной психологии принцип единства сознания и деятельности, или перспективная методологическая триада: деятельность – сознание – личность (А. Н.
Леонтьев), о которых неоднократно говорится в последующих главах учебника.
• В-третьих, при изучении психического явления желательна реализация генетического, или эволюционного, подхода, т.е. исследование феномена (свойства, процесса, состояния) в процессе его генезиса, происхождения и развития, в ходе целенаправленного формирования. Это теоретическая установка на систематическое исследование самой «жизни» психики.
Такая методология носит название продольного среза (во времени), когда реализуется особая, трудоемкая и дискуссионная логика формирующего, преобразующего эксперимента, классически и четко отработанная, например, в научной школе П. Я. Гальперина (см. § 39.4).
• В-четвертых, практически в любом психологическом исследовании необходим учет социальных, культурных, исторических факторов, в которых психика реально существует.
Каждый человек несет в себе не только индивидуальное, но и социальное, типическое: семья, профессия, нация и т.п.
Человеческая психика социальна по сути, поэтому результаты общественных взаимодействий могут проявиться самым неожиданным и существенным образом даже в исследовании, формально не являющемся социально- психологическим.
пример
Например, не следует проводить опросы или тестирование людей в присутствии их начальника. Нельзя адекватно использовать в России неадаптированную инокультурную зарубежную методику и терминологию. При выставлении школьной отметки (и любой оценки) неизбежно сравнение или какое-то иное социальное сопоставление учащихся и т.д.
• В-пятых, любой используемый психологией метод, с одной стороны, должен быть глубоко индивидуален, ибо каждый человек уникален; с другой стороны, необходимы научные обобщения, систематизированные выводы, расширенные рекомендации, адресованные не к одной личности.
Сколько и каких испытуемых следует взять, чтобы получить достоверные выводы? Какие методы и методики следует отобрать и какой математический аппарат использовать? Такие вопросы решаются в психологии с помощью теории вероятностей и математической статистики.
Это реализация особой вероятностной методологии, согласно которой в мире нет однозначных, линейных причинно-следственных связей. Одной системе условий соответствует некий варьирующий набор связных следствий, подчиненных допущениям и законам теории вероятностей.
• Наконец, еще одним необходимым требованием к методам психологии является комплексность и междисциплинарность.
Всякая серьезная научная или практическая проблема межпредметна, поэтому требует для своего решения участия специалистов разных профилей: психологов, педагогов, философов, социологов, юристов, медиков и так далее в зависимости от решаемых задач.
Каждая наука привносит в психологию какие-то специфические аспекты и средства исследования, но психическое несводимо ни к социальному, ни к физиологическому, ни к поведенческому, ни к их сумме.
Требование комплексности означает также наличие разнообразия взаимодополняющих методов и методик исследования, адекватных представлению о предмете и решаемым проблемам. Нет методов ни плохих, ни хороших; каждый из них специфичен и в чем-то незаменим в общей структуре научного познания. Кроме того, современное психологическое исследование характеризуется системностью, обусловленной сложным, иерархизированным строением самой психики.
Источник: https://studme.org/89268/psihologiya/metodologiya_metody_psihologicheskogo_issledovaniya
Методология и методика психологических исследований в высшей школе
Успех решения задач, стоящих перед психологией высшей школы, зависит от методологии и методики проводимых и организуемых психологических исследований.
Под методологией понимается учение о методах познания и преобразования действительности, о применении принципов мировоззрения к процессу познания и к практике.
Методология указывает науке путь познания, получения и объяснения необходимых фактов, нахождения и раскрытия закономерностей исследуемых явлений.
Различают общую методологию (всех наук) и специальную (конкретной науки). Функции первой выполняет философия.
Советская психология, все ее отрасли, включая и психологию высшей школы, имеют единый методологический фундамент — марксистско-ленинскую философию, которая представляет собой науку о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого сознания. Основными ее положениями являются:
- 1. Материя первична, а психика, сознание вторичны, возникают в результате развития материи и являются ее продуктом.
- 2. Все явления причинно обусловлены.
- 3. Предметы и явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
- 4. Все явления и предметы развиваются и изменяются.
В общей методологии важное место занимают законы диалектики:
- 1. Единства и борьбы противоположностей.
- 2. Перехода количественных изменений в качественные.
- 3. Отрицания отрицания.
Важными в методологическом отношении для всех наук являются категории материалистической диалектики: понятия о содержании, структуре, форме, причине, следствии, необходимости, случайности, свободе, особенном, единичном, общем и т. д.
Специальная методология строится на основе общей, но включает ряд специфических принципов, теорий, способов исследования, относящихся именно к конкретной науке, ее предмету. Это особенно ярко проявляется в психологии, которая тесно связана с философией.
Методология психологической науки как общетеоретическое учение о сущности психики, путях и методах ее исследования строится на основе диалектического материализма, его мировоззренческих принципов, гносеологии и диалектической логики.
Вместе с тем она включает ряд общих положений психологии, социологии, биологии, физиологии и других наук о человеке, деятельности, причинах развития и изменения личности.
Методология психологии высшей школы наряду с диалектическим материализмом основывается на положениях общей психологии, психологии студенческого возраста, социальной психологии личности студента, преподавателя, студенческого и кафедрального коллектива.
Советская психологическая наука, в том числе и психология высшей школы, руководствуется положениями о том, что:
- — психика человека — это высший продукт развития материи, функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности;
- — психические процессы — это субъективные образы объективной реальности;
- — личность и деятельность человека находятся в единстве, психика проявляется и формируется в деятельности;
- — важнейшие стороны психики человека социально обусловлены. Это не дар природы, а результат воздействия общества, воспитания, обучения, которые приводят к развитию логического мышления, высших чувств, воли, мотивов поведения человека и, следовательно, его сознания;
- — внешние воздействия влияют на человека через его внутренний мир (психические состояния, опыт, качества и т.д.).
Методологические вопросы изучения той или иной психологической проблемы могут носить как теоретический, так и более узкий, конкретный или просто прикладной характер.
Общая и специальная методология позволяет создать концепцию исследования того или иного явления и, следовательно, анализировать экспериментальные и другие факты с точки зрения, определенного общетеоретического их понимания. При этом важно руководствоваться марксистскими принципами познания: объективности, партийности, детерминизма, историзма, развития, единства теории и практики.
Применительно к высшей школе это означает, что личность и деятельность студента, преподавателя, весь вузовский учебный процесс должны изучаться с точки зрения обусловленности общественными отношениями, потребностей народного хозяйства, классовой направленности образования.
Это целиком относится к осуществлению системного подхода в психологических исследованиях проблем высшего образования.
Расчленяя изучаемое психологическое явление, процесс вузовского образования на составляющие, раскрывая характер их взаимосвязи, нельзя упускать из виду цели подготовки специалистов, социальные и профессиональные требования к ним и т. д. Исследователю необходимо различать объект и предмет исследования.
Объект исследования — это часть объективной реальности, т. е. реальности, существующей независимо от нашей воли, нашего сознания, которую надлежит исследовать. Предмет исследования, как и объект, определяются самим исследователем. Предметом исследования обычно является какая-то сторона, часть, какое-то свойство, отношение объекта исследования.
Предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению. «Объект исследования» — понятие более широкое, чем понятие «предмет исследования». Объект исследования — это целое, предмет же исследования — его часть, его свойства, признаки, отношения.
Например, объектом исследования может быть студент, а конкретным предметом исследования — его успеваемость, его характер, способности.
Направленность исследования на один объект предполагает возможность исследования и других предметов.
Важным является определение показателей изучаемого явления, процесса. Для целей психологического исследования полезно найти объективные показатели психических явлений. Обычно в качестве показателей берутся действия (их темп, точность и т. п.
), результаты решения задач, тестов, величины физиологических сдвигов (частоты пульса, дыхания, величина кровяного давления и т. д.). Но если ограничиться регистрацией только объективных показателей, например времени, затраченного на выполнение задачи, числа ошибок и т. п.
, то собственно психические закономерности могут оказаться не изученными.
Нужно правильно уметь соотносить объективные показатели с психическими явлениями, знать, какой из них и какому явлению психики соответствует.
Например, такие объективные показатели дисциплинированности, как точное выполнение студентом учебных заданий, соблюдение порядка на занятиях, собранность, аккуратный внешний вид, соответственно характеризуют такие психические (субъективные) явления, как отношение студента к нормам поведения, его умение управлять собой в различных ситуациях, навыки и привычки дисциплинированного поведения.
Очевидно, что не выявив объективные показатели тех или иных психических явлений, не определив их уровень, динамику и т. п., а тем более не изучив их соотношение с психическими явлениями, нельзя глубоко познать дисциплинированность как сложную черту характера.
Л.В. Златковв, исходя из того, что волевые качества выражают личность, ее мотивы, знания, опыт, особенности ума и т. д., показал, что индивидуальные различия в качествах связаны с силой и полнотой (СП), устойчивостью (У) и широтой (Ш) их проявления в различных видах деятельности. Критерием уровня развития любого волевого качества служит сочетание У и Ж с СП.
При этом У и Ш имеют в различных сочетаниях с СП различный вес. Самый высокий уровень развития данного волевого качества имеется при сочетании большой силы и полноты проявления с большой устойчивостью и широтой (СП5 У5 Ш5). Самый низкий уровень проявления волевого качества имеется при сочетании СП1 У5 Ш5, т. е.
тогда, когда слабость волевого качества обнаруживается постоянно (устойчиво) во всех сферах деятельности.
В другом исследовании структуры интеллектуальных возможностей студентов были избраны следующие показатели (критерии):
- 1. Изменение в соотношении образного и абстрактного компонентов в процессах памяти, мышления и познавательной деятельности в целом. При этом учитывалось, в какой степени студент способен успешно осуществлять самостоятельный анализ сложного учебного материала, требующего более высокого уровня абстрактного мышления (преобладание теоретического над фактическим материалом или наоборот: много фактического материала, но недостаточно теоретических обобщений, выводов).
- 2. Уровень эмоционально-волевых качеств личности, необходимых для напряженной, длительной и самостоятельной деятельности студента.
- 3. Изменения в уровне и направленности самосознания, самоанализа и самооценки, характеризующих личность с точки зрения ее подготовленности к осуществлению целенаправленного умственного самовоспитания.
- 4. Усиление речевых возможностей студента.
- 5. Повышение интереса к вопросам логики мышления.
Некоторые показатели изучаемого явления, процесса могут носить косвенный характер. Например, работоспособность студента с достаточной степенью точности можно характеризовать средним баллом оценок в аттестате о среднем образовании.
На первом и втором курсах 1/3 часть слабых студентов, имеющих средний балл в аттестате 3—3,5: на их долю приходится 60% неудовлетворительных оценок на экзаменах и только 2—2,5% отличных оценок.
Слабые студенты в большинстве случаев исключаются из вуза на первом и втором курсах.
- Основной причиной пропуска занятий является состояние здоровья студентов, что связано с нарушением режима питания, отдыха и занятий как в течение дня и недели, так и в течение семестра.
- Таким образом, методологию психологических исследований в высшей школе составляют положения диалектического материализма и советской психологической науки о сущности психики, о единстве сознания и деятельности, марксистские принципы научного познания, обобщенные в требованиях к процессу исследования психических явлений в специфических условиях вузовского обучения и воспитания.
- Методы психологии высшей школы — это способы исследования психических особенностей деятельности студентов, преподавателей, руководящего состава вузов, студенческих, преподавательских и других коллективов.
- Для научного решения какой-либо проблемы обычно нужно применить комплекс методов, разработать и реализовать определенную методику (совокупность методов в действии).
Понимание, определение и выбор методов зависит от методологии.
Так, прагматическая бихевиористская методология рекомендует метод регистрации реакций на определенные стимулы и этим самым сводит исследования психики к изучению внешнего поведения.
Идеалистическая методология, вытекающая из понимания сознания как замкнутого в самом себе особого явления, никак внешне не проявляющегося, утверждает метод самонаблюдения (интроспекции) в качестве главного метода психологии.
Только диалектико-материалистическая методология позволяет продуктивно, подлинно научно подойти к решению вопроса о методах психологии. Исходя из положения о единстве сознания и деятельности, можно заключить, что важнейшими методами психологии высшей школы являются наблюдение и эксперимент.
Объектом метода наблюдения являются действия и поступки студентов, преподавателей. С помощью наблюдения можно изучать чувства, волевые, моральные и другие качества человека. Наблюдение результативно, если внешняя картина поведения и внутренний мир человека соотносятся на основе научных знаний.
Например, изучение частоты обращения студента к тем или иным источникам информации (кино, радио, телевидение, художественная литература, литература по специальности, лекции и т. д.) привело исследователей к выводу, что только специализация целей и «полифункциализм», т. е.
удовлетворение ряда потребностей посредством обращения к одному источнику, дают возможность усилить эффект воздействия источника информации на личность.
Наблюдение должно иметь ясную цель, план, проводиться систематически, в разных условиях деятельности студентов. Оно, в отличие от эксперимента, предполагает невмешательство в наблюдаемые явления психики, поэтому является достаточно трудоемким, хотя и результативным методом исследования.
Наблюдающий видит явления в естественной форме, что очень ценно, ибо дает возможность точнее их охарактеризовать.
При изучении некоторых вопросов метод наблюдения оказывается единственно возможным, например изучение группового внимания на занятиях, переживаний студентов, получивших на экзамене двойку, и т. п.
Метод эксперимента более активен, чем метод наблюдения. Он дает данные, необходимые и для описания и для объяснения психических явлений. В эксперименте создаются и изменяются специальные условия для того, чтобы вызвать изучаемый процесс и влиять на его течение. Это дает возможность получить количественные и качественные характеристики исследуемого явления.
Анализ психофизиологических механизмов чтения, наблюдения за чтением студентов позволили предположить, что у них имеются значительные резервы ускорения чтения без ущерба для понимания. Однако эти резервы могут быть реализованы лишь в результате проведения специальных целенаправленных занятий по овладению новой техникой чтения.
Практический эксперимент с первокурсниками состоял из 16 занятий по 45 минут. Периодичность занятий — два раза в неделю. Общая длительность курса обучения — два месяца. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что количество прочитанных знаков в минуту после обучения увеличилось примерно в два раза по сравнению с первоначальным. Различают лабораторный и естественный эксперимент.
Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, обычно с применением приборов, аппаратуры и других технических приспособлений. Испытуемое лицо знает, что над ним проводятся опыты.
Естественный эксперимент проводится в обычных жизненных условиях, на лекции, семинаре, экзамене и т. д. Он может быть направлен на формирование навыков, мышления, чувства коллективизма, дисциплинированности, выявление условий эффективности педагогического труда и т. д.
При этом испытуемое лицо не знает и не догадывается, что над ним проводятся опыты.
Общее между лабораторным и естественным экспериментами состоит в том, что во время экспериментов исследуемое явление вызывается к жизни по воле экспериментатора, вызывается столько раз, сколько это необходимо для его полного научного изучения.
Беседа дополняет наблюдение и эксперимент. Человек в состоянии подметить и объяснить другим особенности своего поведения и субъективного состояния в той или иной ситуации. Условием успеха беседы является доверие к исследователю, создание благоприятной психологической атмосферы общения с испытуемым и т. д. Некоторую информацию дает внешнее поведение испытуемого, интонация его речи.
В беседе с известной степенью достоверности могут быть выявлены мотивы человека, уровень его мышления и т. д. Например, познавательная беседа опытного преподавателя с абитуриентом может дать полезные сведения о его личности.
В Московском физико-техническом институте многие годы практикуется система собеседований крупнейших ученых с абитуриентами. Она позволяет выявить наиболее талантливых людей для обучения в одном из ведущих вузов нашей страны.
Метод анализа деятельности студентов и преподавателей, практики учебно-воспитательной работы в целом дает много полезных сведений о развитии отдельных студентов и студенческих коллективов, об условиях эффективного руководства ими, их воспитания.
Деятельность студентов многообразна: учебная, общественная, научная.
Учебная работа, общественно-политическая практика, трудовой семестр ставят перед студентами не условные, а реальные испытания, степень преодоления которых все точнее и объективнее позволяет судить о становлении их личности, гражданских и профессиональных качествах.
Метод тестирования (решения задач) позволяет изучать уровень притязаний студентов, их способности и другие особенности.
Метод опроса и анкетирования применяется для изучения мнений, отношения студентов к различным событиям.
Этот метод реализуется как путем свободных ответов испытуемых на те или иные вопросы, так и путем выбора ими готового ответа из нескольких предложенных на вопросы анкеты.
Например, на вопрос «Укажите источник информации о Ленинградском политехническом институте им. М. И. Калинина» были получены следующие ответы (опрашивалось 250 человек):
- 1. По радио и телевидению — 62,5 — 70%.
- 2. Печать (справочник) — 45,7 — 50%.
- 3. От студентов и преподавателей — 4,7 — 6,3%.
- 4. День открытых дверей — 15%
На вопрос «Чем руководствовались при поступлении в институт и выборе данной специальности?» («Почему вы решили учиться в нашем институте?») были получены ответы:
- 1. В институте есть специальность, которой хотел бы овладеть — 54,7%.
- 2. Посоветовали родители, знакомые, студенты института — 36,6—40,6%.
- 3. Небольшой конкурс — 13—23,5%.
- 4. Имеется общежитие — 4,7—6,3%.
- 5. Работал по близкой специальности — 7,6—7,8%.
- 6. Случайно — 6,3—7,8%.
В психологии высшей школы используются мнения — оценки опытных преподавателей (своего рода — экспертные оценки) о преимуществах или недостатках тех или иных методов преподавания, о требованиях к лекции, семинару и т. д.
В психологических исследованиях применим метод электроэнцефалографии (регистрации биотоков мозга) для объективного контроля за психическими процессами и состояниями студентов.
Таким образом, в психологии высшей школы используются различные методы, которые применяются на основе марксистско-ленинской методологии и конкретного учета особенностей деятельности студентов, преподавателей, руководящего состава вузов, целей и задач формирования личности специалиста с высшим образованием.
Источник: https://studwood.ru/1875039/psihologiya/metodologiya_metodika_psihologicheskih_issledovaniy_vysshey_shkole