Теория приобретенных потребностей макклелланда — справочник студента

Расскажите об этой статье в социальных сетях

Теория потребностей Макклелланда — это мотивационная модель, которая объясняет, как потребность в достижениях, власти и принадлежности влияет на действия людей в условиях управления.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Важно! В начале 40-х годов Авраам Маслоу создал собственную теорию потребностей. Эта теория определила основные потребности людей: физиологическая, безопасность, принадлежность, уважение и самореализация.

Два десятилетия спустя Дэвид Макклелланд опубликовал свою книгу «Достижения общества». В этой книге Макклелланд определил три мотивации, которые, как он полагал, у всех нас были: потребность в достижениях, власть и принадлежность. На самом деле, у людей разные черты в зависимости от их доминирующей мотивации.

Согласно теории потребностей Макклелланда, эти мотивации приобретаются. Это причина, почему эту теорию иногда называют теорией приобретенных потребностей.

Теория приобретенных потребностей Макклелланда - Справочник студента

Доминирующие мотивации

Макклелланд говорит, что, независимо от нашего пола, культуры или возраста, у нас есть три мотивации, и одна из них является доминирующей. Эта доминирующая мотивация в значительной степени зависит от нашего жизненного опыта.

Выявленные Макклелландом три основных мотивации:

  • Потребность в достижениях: люди, чья побудительная мотивация — это необходимость достижения, сосредоточены на постановке и достижении сложных целей, и они способны брать на себя риски для достижения своих целей. Кроме того, они любят постоянно получать отзывы о своих достижениях. Они обычно предпочитают работать в одиночку.
  • Потребность в принадлежности: люди, чья доминирующая мотивация заключается в необходимости присоединения, всегда хотят принадлежать к группе. Для них важнее сотрудничать, чем соревноваться. Кроме того, они не любят рискованные вызовы или неопределенные ситуации. Они склонны соглашаться со всем, что говорит или хочет сделать остальная часть группы.
  • Потребность во власти: люди с этой доминирующей мотивацией хотят взять иметь контроль и влиять на других. Им нравится побеждать в спорах, соревноваться и когда их признают и уважают.

Теория приобретенных потребностей Макклелланда - Справочник студента

Использование теории потребностей Макклелланда

С управленческой точки зрения, теория человеческих потребностей Макклелланда может помочь определить основные мотивы членов команды, таким образом, повлиять на процессы принятия решений и обратной связи, а также на стимулы и вознаграждения. 

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Субъекты гражданского права - справочник студента

Оценим за полчаса!

Важно! Эти мотивы также могут быть использованы для работы в соответствии с чертами каждого члена команды, что может привести к повышению производительности.

Теория приобретенных потребностей Макклелланда - Справочник студента

Потребность в достижении

Потребность в достижении — это когда человек хочет преуспеть во всем, что он делает. Это необходимость побуждает человека работать и даже бороться за результат, которого он хочет достичь. Люди с этой доминирующей потребностью хотят преуспеть и особенно избегать:

  • ситуаций с низким риском или с небольшим вознаграждением;
  • слишком сложные или рискованные ситуации.

Люди с этой доминирующей потребностью, как правило, имеют сильное желание ставить сложные цели и достигать их. Они предпочитают работать в среде, ориентированной на получение конкретных результатов, и они всегда ценят любые отзывы о своей работе.

Те, кто вдохновлен достижениями, идут на риск для достижения своих целей и стараются избегать ситуаций как высокого, так и низкого риска. Они часто предпочитают работать в одиночку. Люди, которые в значительной степени мотивированы достижениями, верят в иерархическую структуру, в основном основанную на достижениях на рабочем месте.

Важно! Когда дело доходит до обратной связи, люди, которые в значительной степени мотивированы этой потребностью, ценят взвешенные и справедливые оценки. Они хотят знать, что они делают правильно и неправильно, чтобы они могли совершенствоваться.

Теория приобретенных потребностей Макклелланда - Справочник студента

Потребность в принадлежности

Потребность в принадлежности — это необходимость иметь межличностные и социальные отношения с другими людьми или с определенной группой людей. Люди, которые мотивированы этой потребностью, всегда хотят работать в группах, где они могут установить дружеские и длительные отношения. Кроме того, они должны чувствовать себя любимыми другими. Они любят сотрудничать с другими.

Важно! Люди, мотивированные этой потребностью, чувствуют себя хорошо, когда их собственная группа заставляет их чувствовать, что они принадлежат ему. Они любят проводить время, общаясь и поддерживая отношения, и им нужно чувствовать себя любимыми и принятыми.

Кроме того, они склонны придерживаться социальных правил на рабочем месте. Они предпочитают сотрудничать, а не соревноваться. И они лучше работают на должностях, где им приходится взаимодействовать с другими, например, в сфере обслуживания клиентов.

Они любят получать личные и индивидуальные отзывы. Для них также очень важно, чтобы другие подчеркивали и подтверждали то, как они реагируют на доверие, которое они им оказывают. Кроме того, нужно помнить, что эти люди часто не хотят выделяться, поэтому лучше поговорить с ними наедине.

Теория приобретенных потребностей Макклелланда - Справочник студента

Потребность во власти

Потребность во власти — это когда человек чувствует желание сохранить контроль, иметь власть над другими людьми, а также влиять на решения людей и изменять их в соответствии с их собственными потребностями или желаниями. Необходимость повышения их самооценки и репутации воодушевляет их. Они хотят, чтобы люди принимали и реализовывали свои точки зрения и идеи над другими людьми. Также они стремятся стать сильными лидерами.

Есть два типа потребности во власти:

  • необходима личная сила;
  • потребность во власти.

Если кому-то нужна личная сила, он хочет контролировать других людей. Если у них есть потребность во власти, они требуют лидерства и координации со стороны команды для достижения определенной общей цели.

В любом случае, конкуренция мотивирует их, и они наслаждаются выигрышными аргументами. Статус и признание важны для них, а также быть лидерами «команды-победителя». У них много самодисциплины, и они ожидают того же от своих коллег.

Важно! Необходимо дать людям, которые мотивированы этим, необходимость прямой обратной связи. Кроме того, они работают лучше, когда компания, в которой они работают, помогает им достичь своих профессиональных целей.

Теория приобретенных потребностей Макклелланда - Справочник студента

Сравнительные теории

Другой теорией, которая похожа на теорию Макклелланда, является трехфакторная теория Сироты, которая также предлагает три мотиватора: справедливость, достижения и дух товарищества.

Они с энтузиазмом начинают новую работу и мотивированы на то, чтобы преуспеть. Но со временем, плохая политика компании или любое другое условие заставляет работников терять мотивацию. Тем не менее, теория Макклелланда утверждает, что мотивация действительно важна для работников.

Источник: https://poznanie-mira.ru/teoriya-potrebnostey-makklellanda/

Теория мотивации МакКлелланда

Теория мотивации МакКлелланда пользуется широкой популярностью. Она основана на изучении влияния потребностей на мотивационные процессы в сознании личности. Мотивация способна пробудить в человеке скрытый потенциал, подтолкнуть к решительным действиям, заставить двигаться к успеху.

Теория мотивации Дэвида МакКлелланда используется в процессе организации работы сотрудников. Результатом применения теории становится повышение эффективности труда в компании.

Далее рассмотрим, на чем основывался Дэвид МакКлелланд при создании теории и как она помогает построить результативную деятельность.

Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

Теория приобретенных потребностей Макклелланда - Справочник студента

Условно потребности человека можно разделить на две большие группы: врожденные и приобретенные.

К первым относятся необходимые для жизни условия. Например, дыхание, чистая вода, пища, сон. Ко вторым – то, чего желает личность. В течение жизни эти желания меняются.

Если в детстве мы мечтаем о конструкторе, куклах из рекламы и безграничном количестве шоколада, то приобретенные потребности взрослого – это деньги, хорошее жилье, автомобили и другие материальные и нематериальные желания.

К ним относятся также успех, признание, самореализация.

Теория мотивации Д. МакКлелланда включает потребности во власти, успехе и причастности.

Потребности во власти

Теория приобретенных потребностей Макклелланда - Справочник студента

В системе приобретенных потребностей наиболее приоритетным желанием является власть. МакКлелланд выделяет два вида такой потребности.

1.Власть ради власти.

В этом случае человеком овладевает желание контролировать других людей, оказывать влияние на их деятельность, выбор, решения. Ощущение собственного могущества дает мотивацию работать усерднее, чтобы влиять на еще большее количество людей.

Лидеры, мотивация которых следует из этого типа потребностей могут быть тиранами и считать собственное мнение единственно верным. История знает немало случаев, когда правителями государств становились жестокие деспоты, угнетающие народ.

В работе компании такие лидеры могут приносить как пользу, так и вред. Важно распознать, на какой мотивации основывается деятельность личности по завоеванию власти.

2.Власть ради результата.

Человек, который ставит перед собой задачи повышенной сложности, может требовать их решения и от других членов коллектива. Личность, черпающая мотивацию из желания властвовать ради достижения общих целей, более лояльна по сравнению с первым типом.

Такой человек стремится к лидерству, поскольку уверен в своих способностях и видит пути решения определенных задач. Он знает, что его вклад в общее дело позволит добиться больших успехов. Лидер не станет устрашать коллег, а предложит эффективные методы совместной работы.

Отличие этих двух типов состоит в преобладании внутренних качеств определенного человека. Если он стремится к власти ради власти, возможно, он не реализовал свой потенциал в других сферах. Если же стремление к лидерству обусловлено желанием получения результата, личности может быть свойственен альтруизм.

Потребности в успехе

Теория приобретенных потребностей Макклелланда - Справочник студента

Теория потребностей МакКлелланда гласит, что потребность в успехе присуща каждому человеку, однако выражена она в разной степени.

Одна личность может постоянно решать новые задачи и ставить себе новые цели. Другая же пассивно «плывет по течению», неактивно решая поступающие проблемы. Каждому человеку характерны черты, которые «управляют» поступками. В течение жизни эти черты могут меняться и, соответственно, меняется система мотивации.

Еще один показатель потребности в успехе – осознанные риски. Слабо выраженное стремление к успеху ведет человека по пути наименьшего сопротивления, то есть минимальных рисков. Настойчивый же человек, обладающий высоким уровнем стремления, будет осознанно выбирать рисковые ситуации, если того требует цель.

В желании достижения успеха фигурирует дополнительное стремление к признанию. В процессе достижения целей человеку важно чувствовать, что его деятельность имеет смысл, отзывается в эмоциях других людей. Похвала способствует развитию и дальнейшему достижению успеха.

Пассивное желание успеха может заключаться в стремлении ничего не предпринимать, но при этом достичь вершин. Надо признать, что это практически невозможно.

Если человек мечтает о богатстве, но ничего не делает для достижения успеха в этой сфере, он так и останется на своем уровне.

Если же минимальный шанс все же выпадет и человек, например, выиграет в лотерею или получит крупное наследство, он достаточно быстро все потеряет. Такие случаи происходят регулярно.

  Теория мотивации Альдерфера ERG

Из этого можно сделать краткий вывод: в случае высокой потребности в успехе его достижение напрямую зависит от степени признания.

Потребности в причастности

Теория приобретенных потребностей Макклелланда - Справочник студента

Содержательная теория мотивации МакКлелланда включает потребность в причастности. Она выражается в необходимости постоянного контакта с людьми, достижении признания, получении одобрения.

Людям свойственно желание постоянно находиться в коллективе, принимать участие в проектах и общей работе. Такая деятельность позволяет чувствовать себя необходимым, важным звеном масштабной системы.

Часть общества регулярно собирается вместе, чтобы весело провести время, поработать, отдохнуть, поделиться эмоциями. Таким личностям тяжело дается одиночество, поскольку они чувствуют себя никому не нужными, неинтересными. В результате может начаться апатия вплоть до депрессии. Это свидетельствует о высокой потребности в причастности.

Не каждая личность стремится к причастности – многим больше нравится проводить время наедине с собой. При этом таким людям свойственно испытывать потребность в похвале.

Например, художник долго работал над картиной, писал ее несколько недель в полном одиночестве. По окончании работы он представляет результат творчества семье, друзьям или всему миру.

Теперь ему нужно признание того, что все это время было потрачено не впустую.

Любая потребность бывает как высокой, так и низкой. Основные показатели стремления изучаются специалистами в сфере психологии, психотерапии, психиатрии. Внутренняя мотивация напрямую зависит от того, в какой степени выражена потребность.

Выводы из теории Дэвида МакКлелланда

Теория приобретенных потребностей Макклелланда - Справочник студента

Объяснить теорию мотивации МакКлелланда кратко можно так: неудовлетворенные приобретенные потребности способствуют снижению работоспособности и продуктивности человека.

Теория МакКлелланда основана на изучении мотивации высоких достижений. Ученый стремился понять, какие шаги необходимо предпринимать для взращивания лидеров.

Основной вывод таков: в системе управления организацией важно использовать методы мотивации. Разные ее типы позволяют создать условия, в которых сотрудники будут стремиться достигать успехов, выполнять совместную работу и постоянно повышать эффективность деятельности всего предприятия.

Главная потребность согласно теории мотивации МакКлелланда – власть. Достижение желаемого способно в разы повысить продуктивность и эффективность работы сотрудника.

Еще один вывод гласит, что мотивированное общество способно достигать высоких целей. Благодаря этому происходит стремительное развитие городов и целых государств. Потребности во власти, успехе и причастности порождают необходимость постоянно взаимодействовать друг с другом и с обществом.

  Мотивационные книги: ТОП 10 лучших книг для мотивации

По мнению Дэвида МакКлелланда, изучение теории потребностей и мотивации позволяет подобрать индивидуальные методы стимулирования работы сотрудников в компании.

Каждому человеку свойственно собственное восприятие целей и задач, которые необходимо решить.

Читайте также:  Методика организации и проведения деловой игры - справочник студента

Руководитель должен понимать, что внутренняя мотивация основывается на личностных качествах, поэтому их важно брать в расчет при планировании системы мотивации.

Теория приобретенных потребностей Макклелланда - Справочник студента

Ответственная писательница и знатная выдумщица. Специалист по социальной работе, филантроп. Дописываю текст и улетаю кататься на воздушном шаре над морем иллюзий.

Источник: https://lifemotivation.ru/motivation/teoriya-motivatsii-makklellanda

Доклад Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда

Теория приобретенных потребностей Макклелланда - Справочник студента Закажите работу сегодня со скидкой до 5%         Другой теорией мотивации, давшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Дэвида МакКлелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. При этом МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

        Потребность власти. Выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями уважения и самовыражения. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.

        Люди с потребностью власти — это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном и наиболее часто употребляемом значении этих слов. У них отсутствует склонность к авантюризму или тирании, а основной является потребность к проявлению своего влияния.

Таких людей надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей. Личное воздействие может быть основой лидерства только в очень небольших группах. Если же человек хочет стать лидером большого коллектива, он должен использовать гораздо более тонкие и социализированные формы для проявления своего воздействия.

Положительный или социализированный образ власти лидера должен проявляться в его заинтересованности в целях всего коллектива, в помощи коллективу при формулировании целей, во взятии на себя инициативы по обеспечению членов руководимого коллектива способами и средствами достижения целей, в формировании у членов коллектива уверенности в собственных силах и компетентности, что позволяет им эффективно работать.

        Потребность успеха. По отношению с иерархией потребностей Маслоу, потребность успеха находится где-то между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.

        Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умерено, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно.

        Неважно, сколько сильно развита у такого человек потребность успеха. Он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация не предоставит ему достаточную степень инициативы и не будет вознаграждать его за то, что он делает.

        Таким образом, чтобы мотивировать людей с потребностью успеха, нужно ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязывать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

        Мотивация на основании потребности в причастности. Люди с развитой потребностью в причастности заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.

Такие люди будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.

Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой.

        Для иллюстрации практической значимости своих исследований Макклелланд указывал, что собственники малого бизнеса, у которых вырабатывались потребности к достижению, оказались более активными участниками муниципального управления, больше инвестировали в расширение своего бизнеса, предоставляли рабочие места вдвое большему числу людей по сравнению с группами, не прошедшими подобного курса обучения.

        Выводы Макклелланда возродили внимание западного общества к предпринимателю, к его основному свойству — инициативности и способности брать риск на себя.

        Один из наиболее важных выводов исследователя касается именно мотивации предпринимательских способностей в обществе в целом: Макклелланд утверждал, что общества с повышенными мотивами к достижению порождают больше энергичных предпринимателей, а эти предприниматели, в свою очередь, ускоряют экономический рост. Предприниматели должны рисковать, а готовность брать на себя определенную долю риска ассоциируется с более высокой потребностью достижения.

        Кроме того, данные показывают, что люди с более развитыми мотивами достижения сами верят в то, что у них больше вероятность успеха, чем у тех, кто слабо верит в достижение. Такие люди проявляют большую энергию, трудоспособность, активный и творческий подход. И, наконец, эти люди получают больше удовлетворения от сознания того, что они удачливы, чем от публичного признания и похвалы.

        Макклелланд обращался также к вопросу о том , каким образом развиваются и могут развиваться мотивы высоких достижений. Он считал, что для этих целей применимы принципы гуманистической педагогики: взаимоотношений в иерархии не начальства и подчинения, а учителя и целеустремленного ученика.

Во-первых, важно, чтобы родители или менеджеры устанавливали высокие стандарты поведения, доброжелательно и незамедлительно реагировали, когда дети или работники поступают в соответствии с этими стандартами.

Во-вторых, результатом развития у человека потребности в высоких достижениях должно быть воспитание самостоятельной личности, готовой к предпринимательству в любой сфере своей деятельности и высоким нормам производительности.

        Для стран же, которые хотят использовать высокие стандарты поведения для ускорения экономического роста, необходимо, по мнению Макклелланда, следующее:

  1. отказаться от ориентации на традицию и стимулировать развитие личности своих сограждан;
  2. усиливать потребность достижения путем таких действий, как утверждение принципов высокой эффективности и установления стандартов высокой производительности;
  3. добиваться лучшего распределения имеющихся трудовых ресурсов, направляя тех, кто наиболее пригоден к той или иной деятельности, в сферы, где они могут оказать максимальное воздействие на организационную и социальную эффективность, а также признавая и вознаграждая ориентированных на достижения людей в рамках предприятия и страны.

Источник: http://bukvasha.ru/report/331658

Теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда



Заметный вклад в разработку проблемы мотивации поведения внесла теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда (1962г.). Не отрицая значимости предыдущих теорий и их выводов о важности биологических и других «базисных» потребностей в мотивации поведения работников, Д.

Мак-Клелланд попытался выявить наиболее важные среди «вторичных потребностей», которые актуализируются при условии достаточной материальной обеспеченности. По утверждению Д. Мак-Клелланда, любая организация предоставляет работнику возможности реализовать три потребности высшего уровня: достижения, соучастия, во власти. Д.

Мак-Клелланд рассматривает их как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Потребности достижения проявляются в стремлении человека достичь стоящих перед ним целей эффективнее, чем он делал это ранее. Люди с высоким уровнем потребности достижения ведут себя так:

  • они готовы браться за работу, несущую элементы вызова, что позволяет им самостоятельно ставить цели;
  • им трудно заниматься работой, которая достаточно быстро не дает ясного и ощутимого результата; они могут постоянно и с энтузиазмом заниматься решением задачи, но при этом им необходим результат;
  • качество их работы не обязательно является наивысшим;
  • они много и охотно работают, но не любят делиться работой с другими; совместно полученный результат устраивает их гораздо меньше, чем полученный самостоятельно;
  • им нравится принимать решения, отвечать за выполнение задач; они увлекаются решением задач и легко берут на себя персональную ответственность.

На основе исследований Д. Мак-Клелланд пришел к выводу о том, что потребность достижения можно отнести к характеристике не только отдельных людей, но и отдельных обществ. Общество, где высока потребность достижения, обычно имеет высокоразвитую экономику.

Считается, что наличие у работников высокой потребности достижения влияет на их активность и результативность. Поэтому полезно оценивать уровень этой потребности у работников при приеме в организацию, продвижении по службе, а также для приведения в соответствие с этой потребностью характера и содержания их работы.

Следует регулировать уровень потребности достижения посредстом соответствующей организации работы. В процессе работы желательно регулярно осуществлять обратную связь, разбирать примеры успешного достижения целей.

Кроме того, поскольку для людей с высокой потребностью достижения характерна завышенная самооценка, и они не склонны ставить трудные цели, нужно пытаться корректировать их самооценку. Стремление к достижению приводит людей к успеху при решении стоящих перед ними задач.

Однако зачастую именно люди с высокой потребностью достижения не занимают высших управленческих должностей, так как не способны принимать рискованные решения и ставить перед собой высокие цели.

Кроме того, если человек работает в большой организации, высокая потребность достижения может создавать много проблем и ему лично, и сослуживцам.

Потребность соучастия проявляется как стремление к дружеским отношениям с окружающими. Для работников с высокой потребностью соучастия характерно следующее:

  • они стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения с окружающими, стремятся получить от них одобрение и поддержку, обеспокоены тем, что о них думают другие;
  • предпочитают занимать в организации такие позиции и выполнять такую работу, которые позволяли бы им активно взаимодействовать с коллегами и клиентами;
  • для них очень важно, чтобы они были нужны кому-то, чтобы друзья и коллеги не были безразличны к ним и их действиям.

Для успешной организации работы таких членов коллектива необходимо создавать условия, при которых они регулярно получали бы информацию о реакции окружающих на их действия. Нужно также предоставить им возможность активно взаимодействовать с широким кругом людей. Руководство организации, принимая новых работников, должно оценивать уровень развития у них этой потребности.

Потребность во власти состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Основной направленностью этой потребности является стремление контролировать действия людей, влиять на их поведение, брать на себя ответственность за их действия.

Потребность властвования имеет два полюса: стремление иметь как можно больше власти, контролировать все и всех и, в противоположность этому, стремление полностью отказаться от каких-либо притязаний на власть.

Люди с высокой мотивацией властвования подразделяются на две непересекающиеся группы. Первую группу составляют лица, стремящиеся к власти ради властвования, возможности командовать. Интересы организации для них часто отходят на второй план и даже теряют смысл. Ко второй группе относятся лица, которые стремятся к власти для того, чтобы с ее помощью более эффективно решать задачи организации.

Д. Мак-Клелланд считает, что из трех рассматриваемых в его концепции потребностей (в достижении, соучастии и властвовании) для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования второго типа.

Потребности достижения, соучастия и властвования в концепции Д. Мак-Клелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически, а взаимосвязаны.

Например, если человек занимает руководящую должность и имеет высокую потребность властвования, то для его эффективной работы необходима слабая выраженность потребности в соучастии.

Комбинация сильных потребностей в достижении и властвовании может переориентировать деятельность менеджера только на достижение личных интересов.

Нельзя делать однозначных выводов о взаимном воздействии трех рассматриваемых потребностей, но учитывать их взаимовлияние при анализе мотивации людей необходимо.

Источник: http://InfoManagement.ru/lekciya/Teoria_Mac_Klelanda

Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда

В концепции Д. МакКлелланда в основу механизма мотивации человека к высокопроизводительному труду также заложены удовлетворения потребностей.

Данная теория связана с изучением и описанием влияния на поведение человека трех групп потребностей высших уровней:

  • причастности (соучастия);
  • успеха (достижения);
  • власти.

Каждую из этих потребностей можно отнести к любой из потребностей по иерархии А. Маслоу. Эти, достаточно сильные потребности для человека, значительно влияют на его поведение и заставляют действовать.

Потребность причастности (соучастия) — достаточно широко известен и хорошо изучен социальный мотив, который оказывает существенное влияние на человеческое поведение.

Социально-коммуникативная потребность предусматривает, что человеческое поведение сильно подверженная влиянию со стороны желание дружбы, принятия, принадлежности к чему.

То есть она проявляется в виде желаний дружеских отношений с окружающими.

Люди с высокими социально-коммуникативными потребностями пытаются завладеть сильной социальной зависимостью от других. Они часто совершают поступки, которые, по их мнению, получат похвалу друзей.

В основном они удовлетворяют свою потребность быть с другими, а не ради самого поступка.

Поэтому и пытаются они установить и поддерживать хорошие отношения, хотят поддержки со стороны коллег, друзей, волнуются за то, что думает о них думают другие, и пытаются обладать сильной социальной зависимостью от других.

Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены к такой работе, который будет предоставлять им широкие возможности социального общения. Они всегда хотят занимать на предприятии такие позиции и выполнять такую работу, что позволяет им находиться в активном взаимодействии со своими коллегами или с клиентами.

им важно, как их поступок оценят друзья.Такие люди высоко ценят помощь и мнение дружественных лиц и готовы что-то сделать, чтобы получить похвалу персонала. Часто адаптируют свое поведение к нормам и стандартам в группах их общения, согласно референтных групп.

их руководители должны сохранять атмосферу, которая не ограничивала межличностные отношения и контакты.

Руководство должно регулярно оценивать уровень такой потребности в подчиненных им работников, чтобы правильно и своевременно вносить коррективы в организацию их работы с учетом возможных изменений в отдельных работников уровня потребностей причастности. Руководство может также обеспечивать удовлетворение их потребностей, уделяя им больше времени и периодически собирать таких людей отдельной группой.

Потребность успеха, достижений — выражается в желании человека достичь поставленных целей. Потребность успеха находится посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении.Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха конкретного человека, а процессом труда до успешного завершения.

Люди с сильной потребностью успеха любят ситуации, в которых могут принимать персональную ответственность для изобретения решения проблемы, и считают персональное совершенствования конечной целью. Так, эта потребность близко связана с эгоистичной потребностью в том, что хорошо выполненная работа усиливает самоуважение.

Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, более самоуверенны, любят ситуации, в которых они могут взять на себя ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись более конкретно.

Они имеют ряд характерных особенностей, которые делают их уязвимыми для особых обращений.Люди с сильной потребностью успеха активно исследуют свое окружение и очень сильно заинтересованы в обратной связи. их интерес к денежным вознаграждений или прибыли в основном обусловлено тем, чтобы показать, как хорошо они работают.

Индивиды, имеющие высокую потребность достижения, готовы выполнять работу, где есть элементы вызова, что позволяет им самостоятельно ставить цели. Данный тип людей много и с удовольствием работают, не любят делиться работой с другими.

Для регулировки уровня этой потребности важно проводить целенаправленное обучение и соответствующим образом организовать работу. Желательно принять в работе регулярный обратную связь, разбирать примеры успешного достижения целей, ставить новые, трудно достижимые цели.

Итак, если вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, вы должны ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, постоянно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами. Например, такие люди очень хорошо работают в инновационной и инвестиционной сферах, в области бизнес-планирования и написания проектов.

Читайте также:  Раскрытие информации о капитале в бухгалтерской отчетности - справочник студента

Потребность власти принадлежит к желанию индивидуума влиять на других людей, контролировать себя или свое окружение. Она является приобретенной и развивается на основе обучения, жизненного опыта и выражается в том, что человек хочет контролировать других лиц и объекты, ресурсы и процессы, происходящие в ее окружении.

Эта потребность тесно связана с потребностью удовлетворения своего «эго» с точки зрения того, что на опыте многих людей после осуществления власти над объектами или индивидуумами происходит самоутверждение.

Например, обращение руководителя, который включает в себя обещание властей, будет привлекать внимание людей с сильной потребностью власти.

Люди с потребностью власти проявляют себя как верные и энергичные, идут на конфликты и стремятся отстаивать первоначальные позиции. Как правило, они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других.

Они обращают внимание на быструю смену современных технологий и их внедрение в своих коллективах, что связано с возможностью контролировать среду деятельности и существования.

Людей с высокой мотивацией власти можно разделить на две взаимоисключающие группы.

Первую группу составляют те, кто стремится к власти с целью властвования. В первую очередь их привлекает сама возможность управления другими, а интересы предприятия для них стоят на втором плане и даже теряют смысл. Они концентрируют внимание на своей руководящей позиции на предприятии, в организации, на своих возможностях властвовать, на силе.

Ко второй группе относятся люди, которые стремятся к власти для того, чтобы решать задачи группы. Они удовлетворяют свою потребность во власти тем, что определяют цели, ставят задачи перед коллективом и участвуют в решении поставленных задач.

Как руководители, они ищут возможности мотивирования работников на достижение поставленных целей.

Потребность власти для этих людей — не желание удовлетворить свое тщеславие, а желание к выполнению ответственной работы, связанной с решением организационных задач, и есть желание к самоутверждению.

Д. МакКлелланд считает, что из трех потребностей его концепции, для успеха менеджера наибольшее значение имеют потребности власти второго типа. Потребности, которые рассматривает МакКлелланд, не размещены иерархически и могут иметь разную степень проявления. Так, потребность власти существует низкой потребности в соучастии.

Источник: https://www.psy-top.ru/2012-12-20-20-48-36/51-2013-01-12-15-32-20.html

Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда

Модель мотивации, созданная Дэвидом МакКлелландом опирается на потребности высших уровней. Ее автор считал, что людям присущи три потребности власти, успеха и причастности.

Потребность во власти проявляется как стремление контролировать ход событий и воздействовать на других людей. В теории иерархии потребностей А. Маслоу эта потребность выражается нечетко, попадая в промежуток между потребностями в признании (уважении) и самоактуализации.

Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Часто, они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других людей.

Управленческие структуры очень часто привлекают людей с потребностью власти, поскольку дают возможность проявить и реализовать ее.

Люди с потребностью власти — это совсем не обязательно карьеристы, рвущиеся к власти в негативном понимании этих слов. Анализируя различные способы удовлетворения власти, МакКлелланд в своей работе «Два лица власти», вышедшей в 1970 г.

оду, отмечает: «Тех людей, у которых наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании, а основной является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей. Личное воздействие может быть основой лидерства только в очень небольших группах.

Если же человек хочет стать лидером большого коллектива, он должен использовать гораздо более тонкие и социализированные формы для проявления своего воздействия…

Положительный или социализированный образ власти лидера должен проявляться в его заинтересованности в целях всего коллектива, определении таких целей, которые подвигнут людей на их выполнение, в помощи коллективу при формулировании целей, в формировании у членов коллектива уверенности в собственных силах и компетентности, что позволит им эффективно работать»1.

Потребность в успехе и достижении целей выражается в стремлении к достижению поставленных целей, умении их ставить и брать на себя ответственность за их осуществление. По теории Маслоу эта потребность также находится где-то посередине между потребностями в уважении и самовыражении.

Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.

Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Сам автор пишет об этом: «Неважно, сколь развита у человека потребность успеха.

Он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организация не предоставит ему достаточную степень инициативы и не будет награждать его за то, что он делает».

То есть, если требуется мотивировать людей с потребностью успеха, то перед ними следует ставить задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и определенным образом поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

Потребность в причастности проявляется в стремлении человека к любви, привязанности, дружеским отношениям с окружающими. Мотивация на основании этой потребности схожа с мотивацией в социальной потребности теории А. Маслоу.

Люди, обладающие этой потребностью, заинтересованы часто бывать в компании знакомых людей, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим людям.

Люди с развитой потребностью в причастности могут быть привлечены к таким видам трудовой деятельности, которые будут давать им обширные возможности для социального общения.

Руководители, заинтересованные в производительном труде таких людей, должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей определенной группой, например, для обсуждения какой-либо задачи, стоящей перед организацией.

Источник: https://www.pragmatist.ru/motivaciya-truda/teoriya-priobretennyx-potrebnostej-d-makklellanda.html

Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда

План: 
  

  

  1. Биография Дэвида МакКлелланда                                                            5

  

  1. Школа человеческих отношений                                                             9

  

  1. Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда         12

 

  1. Краткое рассмотрение содержательных теорий мотивации         16

          
      
     

      Введение 

      В настоящей курсовой работе я хотела бы частично раскрыть сущность и критерии содержательных теорий мотивации, направленных на создание условий для высокопроизводительного труда работников предприятия и подробно разобрать теорию приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда.

Анализируются первичные и вторичные потребности человека, рекомендуется взаимно увязывать иерархию потребностей и мотивацию труда. Кроме того, в курсовой рассматриваются различные виды содержательных теорий мотивации.

Подчеркивается важность своевременного и эффективного делегирования полномочий менеджера своим подчиненным.

      Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения.

В данной курсовой работе исследуется успешность этого утверждения, хотя, по существу, и неверно.

Но одновременно деньги не всегда побуждают человека работать усерднее, а также формируют основы современных взглядов на мотивацию деятельности человека.

      Большая часть курсовой работы посвящена 
рассмотрению содержательной теорий мотивации. В данной работе охарактеризованы истинные побуждения человека, заставляющие отдавать работе максимум усилий, и они чрезвычайно сложны.

Я считаю, что, овладев современными моделями мотивации, руководитель сможет значительно расширить свои возможности в привлечении образованного, обеспеченного работника сегодняшнего дня к выполнению задач, направленных на достижение целей организации.

      Актуальность 
выбранной темы в том, что теории мотивации являются одной из важнейших 
функций работы современного руководителя.

      Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи будет описана одна из теорий мотивации, работа Дэвида МакКлелланда. 

  •       Содержательная теории мотивации, в первую очередь, старается определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.
  •       Целью данной курсовой работы является изучение, закрепление и расширение теоретических 
    знаний и практических навыков по теориям мотивации, что, безусловно, важно в будущей управленческой, профессиональной деятельности.
  •       Задачи 
    курсовой работы:
  •       1) Изучить содержательные теории 
    мотивации и школу, из которой вышли эти теории,
  •       2) Сделать сопоставление как минимум 2-ух различных теорий,
  •       3) Проанализировать содержательные 
    теории мотивации в управлении 
    организацией,
  •       4) Рассмотреть рекомендации и мероприятия 
    по улучшению проблемы теории 
    мотивации. 

      Структура работы: первая глава рассматривает 
биографию Д. МакКелланда, во второй главе рассмотрена школа человеческих отношений, в третьей главе описывается теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда.  
      
   

    Биография Дэвида МакКлелланда 

      Среди исследователей человеческой мотивации 
американский психолог Д. МакКлелланда занимает одно из самых ярких и значительных мест. На протяжении полувека его труды оказывают заметное влияние на работы в этой области и неизменно удостаиваются высокого индекса цитирования.

Англоязычный Интернет переполнен ссылками на его книги и статьи. Русскоязычный Интернет намного беднее — ведь в нем преимущественно размещаются материалы, заимствованные из печатных источников. А ни одна из книг МакКлелланда, ставших на Западе бестселлерами так пока и не увидела свет в переводе на русский язык.

Интересно с чем это связанно?

      Дэвид Кларенс МакКлелланд родился 20 мая 1917 г. в городе Маунт-Вернон, штат Нью-Йорк. Для сына образованных, интеллигентных родителей перспектива получения хорошего образования подразумевалась сама собой, хотя в направлении своих интересов Дэвид не мог определиться довольно долго.

      По 
окончании средней школы он поступил в Макмюррей-Колледж в г. Джексонвилль, штат Иллинойс, где занялся изучением 
языков, в первую очередь немецкого. Эти занятия не вызывали у юноши 
энтузиазма.

Случайно, по совету одного из своих педагогов, он обратился к чтению психологической литературы и заинтересовался этим предметом настолько, что именно в данном направлении и решил продолжить свое образование. Он поступил в Университет Уэсли и в 1938 г. успешно закончил его со степенью бакалавра психологии.

Магистерскую степень он заработал год спустя в Университете штата Миссури, а докторскую — в 1941 г. в Йеле.

      С научными руководителями молодому ученому 
повезло. Одним из них выступил Кларк 
Халл — один из самых авторитетных американских психологов в 30-е годы. Макклелланд на всю жизнь сохранил признательность Халлу за блестящие уроки научного экспериментирования.

 
Рано женившись, он 42 года прожил в благополучном супружестве, имел семерых детей, а вскоре после смерти жены уже в далеко не юном возрасте женился снова.

Движимый своими познавательными и научными интересами, объехал полмира, включая такие экзотические уголки, как Танзания, Индонезия, Тунис, ШриЛанка, повсюду стремясь найти подтверждение своим научным гипотезам и практическое применение своим открытиям.

      Профессиональная 
карьера МакКелланда складывалась подобно карьере тысяч его коллег — странствие из одного учреждения в другое от контракта до контракта. Многие так и проводят всю жизнь, лишь мечтая о стабильности. МакКлелланду повезло больше — после смены нескольких мест работы он в 1956 г.

стал профессором в Гарварде, где проработал 30 лет. Лишь в 1987 г. семидесятилетний профессор ушел в отставку и принял предложение занять необременительную должность почетного профессора (что-то вроде нашего профессора-консультанта) в Бостонском университете, в которой и пребывал до конца своих дней.

      Более чем за полвека научной деятельности ученый уделил внимание широкому кругу 
проблем, но в истории науки остался, прежде всего, как яркий исследователь мотивации, в частности — мотивации достижения. Само это понятие в основном и ассоциируется с его исследованиями.

 
Свои рассуждения МакКлелланд не ограничивал сферой научной психологии. В 1961 г. увидела свет его книга «Общество достижения», в которой он выдвинул интересную гипотезу: мотивация достижения служит важнейшим залогом экономического процветания.

Оценив степень выраженности соответствующего мотива в обществе, можно с изрядной достоверностью предсказать тенденцию к экономическому росту.

      В 1973 г.

МакКлелланд выступил в журнале «Американский психолог» со статьей, в которой указал на невысокую прогностическую ценность тестирования IQ и призвал уделить больше внимания мотивационной стороне любой деятельности. Впоследствии эти его суждения цитировались тысячекратно, порой даже будучи доведены до абсурда: «Способности — ничто, мотивация — всё!» Сам автор вовсе не был так категоричен.

      Идеи 
МакКлелланда революционизировали практику отбора во многих отраслях, прежде всего — профотбора. Исходя из представлений МакКлелланда, наиболее рационально — подбирать людей для соответствующей деятельности исходя из их мотивации и личностных характеристик, поскольку в случае необходимости нужным умениям их не так уж сложно обучить.

      Претворением 
этих принципов в жизнь занялась корпорация МакБер, основанная в 1963 г. при активном участии МакКлелланда и по сей день занимающаяся консультированием и тренингами менеджеров по персоналу.

      В последние годы МакКлелланд сосредоточился на физиологических аспектах мотивации.

Он обратил внимание на один примечательный физиологический факт: для ряда социальных мотивов были обнаружены специфические гормоны и нейромедиаторы, которые выделяются при актуализации соответствующего мотива и оказывают влияние, как на поведение, так и на субъективные переживания.

В поведении, направленном на удовлетворение мотива власти, такую роль играют адреналин и норадреналин, аффилиации — дофамин. Однако все попытки найти вещество, характерное для мотивации достижения, оказались бесплодными.

      За 
долгие годы своей научной деятельности Макклелланд был удостоен многих почетных наград (в американском биографическом справочнике «Психология», в котором 
он фигурирует среди 500 выдающихся психологов всех времен, их список занимает полстраницы), в том числе престижную премию Американской психологической ассоциации «За выдающийся вклад в науку».

      27 марта 1998 г. пришло известие 
о награждении его очередной 
регалией, ежегодно присуждаемой 
Обществом изучения личности.

Но 
радостная весть уже на застала награжденного — в этот день Дэвид МакКлелланд скончался от сердечного приступа в своем доме в Ленсингтоне. 
В десятках некрологов память ученого почтили многие выдающиеся современники.

Это и не удивительно — для нескольких поколений исследователей мотивации и личности он выступал непререкаемым авторитетом. 

Из выше сказанной информации о Дэвиде МакКлелланде можно сделать вывод, что это действительно был и остается человеком истории. Который внес свои идеи и огромный вклад в теорию мотивации.

  
      
      
      
 
      

  1. В этой главе  я хотела рассмотреть Школу человеческих отношений, т.к. Дэвид МакКлелланд является одним из представителей этой школы.

      Школа человеческих отношений появилась 
на рубеже 20-30-х гг. В ее основу были положены достижения психологии и социологии, именно поэтому проблема повышения производительности труда решалась посредством изучения поведения человека в трудовом процессе. Ученые понимали, что, сосредоточив свое внимание на человеке, они смогут предложить методы эффективного стимулирования труда.

      Первым 
внимание на людей обратил Р. Оуэн. Он утверждал, что предприятие много 
времени тратит на обслуживание оборудования (смазка, ремонт и т. п.) и мало заботится 
о людях. Поэтому вполне разумно 
тратить такое же время и на «уход» за людьми («живой машиной»), тогда, скорее всего, не понадобится «ремонтировать» людей.

      Основоположником 
школы человеческих отношений принято 
считать Э. Мэйо. Он полагал, что прежние 
управленческие методы всецело направлены на достижение материальной эффективности, а не на установление сотрудничества, в то время как простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда.

      Из 
других ученых этого направления 
можно выделить М. П. Фолетт, которая 
внесла огромный вклад в теорию лидерства.

  1.       Представители школы человеческих отношений стремились рассматривать каждую организацию 
    как определенную «социальную систему», что явилось новым шагом в 
    развитии теории управления.
  2.       К исходным положениям теории человеческих отношений относятся:
  3.       люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми;
  4.       в результате промышленной революции 
    и рационализации процесса сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет во взаимоотношениях с другими людьми;
  5.       люди 
    более отзывчивы к социальному 
    влиянию группы равных им людей, чем 
    побуждением посредством контроля, исходящего от руководства;
  6.       работник 
    откликается на побуждение руководителя, если руководитель рассматривается работником как средство удовлетворения своих потребностей.

Источник: https://www.freepapers.ru/89/teoriya-priobretennyh-potrebnostej-djevida-makklellanda/102657.666298.list1.html

Ссылка на основную публикацию