Теория нравственного воспитания — справочник студента

  • Есть потребность в уточнении и разработке целого ряда положений теории нравственного воспитания
  • Мы находимся в глубокой морального кризиса. Теория нравственного воспитания в значительной степени является идеологизированной
  • Одной из главных тенденций формирования духовного облика современного человека должно стать осознание библейской истины:
  • «возлюби ближнего как самого себя»Человек, который устанавливает связь с другими людьми, должен осознать значимость другого субъекта как равного себе, осознать эмоциональную близость с ним
  • Каждая личность имеет собственную волю, автономность, суверенность, неповторимую индивидуальность

Каждая личность в процессе самореализации, сталкиваясь с реалиями жизни, может достигнуть нравственной зрелости. Только в процессе максимального духовного, практического напряжение на определенном этапе морального р развития она берет на себя полную ответственность за свои действия и поступкии.

Процесс нравственного воспитания студентов мы определяем как интегративное качество. Его результатом должен стать высокий уровень нравственной культуры, нравственной воспитанности будущего специалиста

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Моральный культуру студента мы также определяем как интегративное качество, проявляющееся прежде всего в системе нравственных знаний, умений и отношений ее стержнем является нравственный идеал личности

Любая практическая деятельность человека базируется на понимании важности и пользы такой деятельности. Без высокой нравственной грамотности специалист не сможет выполнить свои профессиональные обязанности.

Однако действенность ь нравственного образования проявляется не только в знании основных положений морали, умении теоретически решать профессионально-нравственные проблемы, а прежде всего в формировании высоких моральных убеждений, мотивов эт единкы, самих поступковів.

Нравственные отношения является третьим, самым важным, компонентом нравственной культуры студентов

В процессе формирования нравственной культуры личности отбираются нравственные ценности, составляющие часть общечеловеческих ценностей. Формируются моральное сознание и самосознание личности в проце. ЭСИ ее взаимодействия с окружающейм.

Индивидуальную сознание отличает от общественной том, что в индивидуальном сознании отражаются как личностные, так и общественные факторы жизни конкретного человека, специфика микро среды, в котором в она живет (табл. 511).

Моральное сознание отдельного студента имеет различные формы и состояния: в виде нравственных чувств и потребностей, взглядов, убеждений

Теория нравственного воспитания - Справочник студента

  1. Моральные воззрения — это знание о требованиях морали, общество ставит перед будущим специалистом. Моральные воззрения и нравственные убеждения не всегда являются адекватными
  2. Убеждение основываются на знании моральных и профессиональных ценностей, но в отличие от взглядов эти знания имеют эмоциональную окраску, основываясь на личном нравственном опыте — они (убеждения) б базируются на уверенности в справедливости этих нор.
  3. Когда говорят о нравственные чувства, то обычно подразумевают чувство, что чувствует личность, воспринимая явления действительности с точки зрения морали, отталкиваясь от моральных ценностей, представлений
  4. Предметом моральных чувств, интересов становятся профессиональные обязанности согласно профессии
  5. Есть кодексы чести юриста, учителя, врача, психоаналитика и др. — это своеобразные профессиональные свод правил поведения
  6. Все компоненты нравственного сознания имеют относительную автономность и самостоятельность
  7. Позиция специалиста является социально обусловленной но которые факторы не влияли на человека, он является субъектом своей деятельности
  8. В процессе идентификации личности с социальной группой в моральной самосознания человека проявляются моменты несовпадения личного и группового (кланового, сословного, профессионального)
  9. Процесс овладения профессией является одним из ключевых компонентов социализации личности. Принципы общечеловеческой морали является основой профессионально-нравственных норм
  10. Наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой
  11. По нашему мнению, есть две причины выделения профессиональной этики
  12. Первая — это конкретизация общих моральных требований для всех без исключения профессий, вторая — возникновение специфических нравственных обязанностей только для тех видов трудовой деятельности, связанные с влиянием н на человек.
  13. Правда, неоспоримое и то, что в профессиональной морали нет ни одной нормы, в которой бы не было аналогий среди общих нравственных представлений
  14. Профессиональная этика изучает, как моральные требования действуют в специфических условиях той или иной профессии
  15. Даже ребенок не способен действовать разумно без минимума знаний о себе

Необходимым условием профессиональной деятельности специалиста служит моральное самосознание. Во самосознанием студента мы понимаем: осознание и оценку своих действий, поступков и их последствий, потребностей, мнений, морал льного лица, идеалов, мотивов поведения, оценки себя, своих жизненных и профессиональных целоей.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Выпуклость и вогнутость кривой, точки перегиба - справочник студента

Оценим за полчаса!
  • Нравственное самоуправления поведением содержит три аспекта: процесс самоорганизации, процесс самоконтроля и саморегуляции
  • Профессиональный долг, его осознание является одним из главных мотивов творческой деятельности
  • Поэтому формирование глубоко осознанного чувства профессионального долга является одной из главных задач нравственного воспитания студентов
  • В педагогике чаще всего преобладают три направления в оценке нравственного развития детей и взрослых:

1 функциональный атомарный подход (НВ. Ефременко,. ЛО. Иванова,. НЕТ. Монахов и др.), рекомендует опираться на многочисленный перечень моральных качеств (трудолюбие, гуманность, коллективизм, честность, бережлив ность, скромность, дисциплинированность, вежливость и др.ь та ін.).

2Интегрований подход (ЛИ. Вожович, BC. Мерло,. МС. Неймарк и др.), предлагает опираться на какой-то один, максимально широкий критерий, позволяющий выявить и кратко зафиксировать главный стержень лич стости, определяющий обычную линию его поведения (моральная готовность воспитанника и др. та ін.).

3. Комплексный, интегрально-аналитический подход (БП. Би-тинас,. ОВ. Зосимовський и др.), в котором интегративный подход играет роль ведущего метода изучения воспитанности; функциональный — вспомогательного

Нравственность конкретного человека — это усвоена, внутренне принята общественная мораль, регулирующим ее индивидуальное поведение и опирается на мировоззренческие убеждения и чувство совести

По нашему мнению, нравственное развитие личности можно разделить на три этапа (уровни), в зависимости от способа регулирования нравственного поведения — от чисто внешних к чисто внутренних:

1. Элементарный уровень нравственности, имеет место от рождения. И хотя до появления сознания морали еще нет, все же этот начальный период человеческой жизни является очень важным для будущего нравственного поведения кки.

С появлением сознания личность, формируется, начинает интенсивно усваивать зачатки нравственной культуры определенного общества путем подражания, копирования поведения взрослых и своих сверстников, а и акож путем непосредственного внушения того, как надо и как не надо вести себя. Главными достижениями первого уровня можно считать усвоения ребенком простейших норм морали, азбуки культуры поведения, развитие у него элементарной дисциплинированности, элементарной солидарности с людьми, которые окружают, доброжелательности, сочувствиюя.

Уровень ориентации в основном на внешние моральные регуляторы.

На этом уровне личность в своем моральном поведении еще ориентируется на внешний мир, но развиваются и приобретают все большее значения ния внутренние мотивы: чувство стыда, чувство чести (личной и коллективной), самолюбие, чувство соревнования (в некоторых проявлениях его называют»белой завистью **) — важное качество, без которого невозможно нравственное формирование личностистості.

Уровень морального саморегулирования, т.е.

такого регулирования, когда человек ведет себя морально не потому, что ему за это заплатят, одобрят ли осудят (в случае совершения определенных действий), а потому, что морал льна поведение стало для нее потребностью, нормой жизни. Такое поведение предполагает бескорыстие, честность, доброжелательность, развито чувство собственного достоинства, высокое чувство долга, ответственность и совестиь.

Одной из главных целей нравственного воспитания студентов является достижение третьего уровня регулирования поведения, формирование глубокой потребности в нравственном самовоспитании

Учебно-трудовые, коммуникативные ситуации, которые»проживают»будущие специалисты в вузах, всегда должны содержать морально-аналитический компонент. Стимулирование процессов морального анализа и самоанализа является одним из из наиболее перспективных путей формирования высокого уровня нравственной культуры и нравственной воспитанности будущих специалистового фахівця.

Создание условий творческой самодеятельности в вузе является одной из главных проблем нравственного формирования специалиста. Полноценный нравственное развитие студента не будет происходить в атмосфере скуки, репродуктивных форм м обучения. Создание атмосферы сопричастности к жизни вуза, курса, страны — эмоциональная условие нравственного развития специалистовця.

Ключевым условием эффективности нравственного воспитания студентов является построение отношений доверия, взаимоуважения, ответственности за себя и других, взаимно требовательности. Это возможно только в тех вузах, где оптимально происходит процесс самоуправления студентев.

Студенческое самоуправление — не просто одна из конкретных форм демократизации высшей школы, этот феномен может стать школой высокой нравственности и чувства общественного долга

Большую роль в нравственном развитии студентов играют нравственные идеалы

Главные функции, которые выполняет нравственный идеал, — это регулятивная, стимулирующая, ориентировочная, оценочная, критическая. Все эти функции взаимосвязаны.

Нравственный идеал является органическим единством рационального и эмоционального в.

Он может проявляться через оценочные суждения (духовный уровень), через эмоционально-волевые побуждения, стремления, намерения (духовно-нравственные отношения), через действия и поступки (практические отношения и уровеньнь).

Важным показателем нравственного идеала личности является его глубина, ясность, конкретность моральных ценностей, взаимосвязь и взаимозависимость (иерархия) их. Процесс нравственного воспитания большей частью шого зависит от роли самой личности, которая формируется в этом процессі.

Читайте также:  Физиологические основы восприятия - справочник студента

Современные ученые пришли к выводу, что нравственное воспитание является одним из главных факторов формирования современного специалиста

Мораль нельзя ни»привить», ни»выработать»путем различных внешних воздействий. Этот процесс намного сложнее и всегда происходит с помощью самой формирующейся

Моральное сознание студентов формируется в процессе и под влиянием всех различных видов деятельности. Ведущей деятельностью студентов является учебно-познавательная, содержащий элементы всех других видов дея ьность — трудовой, художественной, природоохранной, спортивной, патриотической и ин.

Именно в процессах деятельности и общения необходимо создавать такие условия, которые усилят переживания студентами внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем морального развития, моральную ак. Активность студентов, их учебно-познавательную деятельность, нравственное самосовершенствование.

Источник: http://uchebnikirus.com/pedagogika/pedagogika_vischoyi_shkoli_-_kurlyand_zn/moralne_vihovannya_studentiv.htm

Рихновец А.А. Культурно-нравственное воспитание студентов ВУЗа

Библиографическая ссылка на статью:
Рихновец А.А. Культурно-нравственное воспитание студентов ВУЗа // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2805 (дата обращения: 07.02.2019).

Внимание социологов всегда было обращено к изучению тех связей и интегрирующих взаимодействий, которые лежат в основе поддержания структуры общества, обеспечивают его порядок и продуктивное функционирование.

Данной скрепляющей силой, поддерживающей упорядоченность системы, являются законы, система санкций, общепринятые правила поведения, и, что является не менее важным – нравственные ориентиры, характерные для общества в тот или иной временной период.

На сегодняшний день, для отечественной социологии всё большую актуальность приобретает изучение трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе, а также влияние данного процесса на формирование структуры потребностей, образ жизни и поведенческие установки различных категорий населения, в том числе и студенчества.

Под духовно-нравственной культурой личности понимается сложное образование, качественные характеристики сознания и самосознания личности, отражающие целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром [2, с.261].

В прямой зависимости от выделенных условий находится проблема формирования духовно-нравственной культуры личности будущего специалиста в условиях вуза. Это объясняется тем, что современное поколение студентов живет в условиях быстрой смены событий общественной жизни, динамичных перемен и противоречивых тенденций в развитии общества, нарастающего потока информации [2, с.260].

В связи с этим воспитание, которое ориентировано на формирование духовно-нравственной культуры студентов, является одной из приоритетных целей современной системы воспитания в высшем учебном заведении.

Культурно-нравственное воспитание – это комплекс форм, средств, методов и принципов, стимулирующих развитие духовно-нравственной культуры студента, процесс повышения степени освоения личностью социального опыта, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры, приобщение студентов к нравственным ценностям, развитие нравственных чувств; становление нравственной воли; побуждение к нравственному поведению. На практике это означает воспитывать у молодежи устремленность к творческому началу в любом деле и любой профессии, акцентируя внимание не только на материальной заинтересованности, но и на духовном воплощении своих интересов и потребностей [3].

Сегодняшняя система высшего образования не удовлетворяет в полной мере требованиям сохранения и развития интеллектуального и нравственного потенциала. Она все еще слабо ориентирована на самореализацию и саморазвитие личности. Рыночная же экономика в цивилизованном обществе требует, чтобы каждый человек выступал как субъект с широкими возможностями выбора.

Отсюда следует, что система образования, с одной стороны, должна удовлетворять изменяющимся требованиям общества, а с другой, обеспечивать развитие личности с учетом ее запросов, способностей, интересов, ценностных ориентации.

В условиях ВУЗа, стоит учитывать, что студенческий возраст является периодом активного развития культурно-нравственных структур личности [3].

Воспитательная система ВУЗа – это комплекс форм, средств, методов и принципов, стимулирующих культурно-нравственное развитие студента-будущего специалиста.

В связи с эти, главной целью воспитания является формулирование общей и профессиональной культуры студентов, понимание ими истории цивилизации, возвышение духовных потребностей, приобщение к этическим нормам общения, а также осознание своего места в системе культуры, саморазвития и нравственного сознания [1, с. 131].

В процессе обучения ВУЗ должен активно содействовать саморазвитию и самообразованию личности, ее способности и готовности к освоению системы социальных ролей. Образовательный процесс в ВУЗе должен быть нацелен на создание условий для формирования культурно-нравственных, духовных ценностей личности.

Все эти обстоятельства делают необходимым разработку программ формирования системы культурно-нравственных ценностей у студентов. Культурно-нравственное воспитание студентов выступает одной из главных целей воспитательной программы учебного заведения.

Рассмотрим подробнее, как осуществляется программа культурно-нравственного воспитания на примере Амурского Государственного Университета.

Амурский Государственный Университет создает собственную систему культурно-нравственного воспитания студентов, реализуя её через программу культурно-нравственного воспитания студентов АмГУ 2010-2015.

Данная программа направлена на воспитание нравственных качеств, духовности; на сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета; приобщение к университетскому духу, формирование чувства университетской солидарности и корпоративности; создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности; развитие умений и навыков управления коллективом с использованием различных форм студенческого самоуправления; содействие работе общественных организаций, клубов, объединений и коллективов университета, организация культурно-массовых мероприятий.

Все эти направления университет реализует, проводя следующие мероприятия: традиционные всероссийские праздники, организацию спектаклей театров АмГУ «Глобус» и «М. и.

Р» , искусствоведческих гостиных (музыкально-литературной, художественной, театральной), создание инициативных студенческих сообществ, предоставление информации через сайт университета, телевизионный модуль и газету «Амурский университет», которыми занимаются сами студенты  и др.

Таким образом, Амурский Государственный Университет реализует одну из главных задач высших учебных заведений – формирование системы культурно-нравственных ценностей у студентов.

Процесс формирования духовно-нравственной культуры является важным и сложным направлением в процессе подготовки специалистов университета. Чем более высока духовно-нравственная культура будущего специалиста, тем выше его социальная востребованность, социальная значимость для общества.

В связи с этим необходимо использовать традиции, как средства нравственного воспитания, осуществлять воспитание студентов в научно-обоснованной логической последовательности, повышать эффективность нравственного воспитания студенческой молодежи.

На пути осуществления этих целей существует множество противоречий. Во-первых, отсутствует система знания о сущности нравственного воспитания студентов. Во-вторых, недостаточно обоснованы процессы нравственного воспитания студентов.

В-третьих, не до конца разработана логика программы социально-педагогической деятельности в формировании культурно-нравственного воспитания.

Все это свидетельствует о проблеме, состоящей в отсутствии целостного представления о нравственных приоритетах студенческой молодежи, и как следствие недостаточная эффективность программ культурно – нравственного воспитания.

В 2013 г. нами было проведено эмпирическое социологическое исследование. В качестве объекта исследования выступали студенты АмГУ, реализованная выборка составила 420 человек.

Предметом исследования является культурно-нравственное воспитание студентов ВУЗа. Цель исследования – дать оценку системы культурно-нравственного воспитания АмГУ студентами ВУЗа.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • 1) Уточнить место и роль культурно-нравственных аспектов воспитания человека.
  • 2) Выявить организацию культурно-нравственного воспитания в АмГУ глазами студентов.
  • 3) Проанализировать динамику развития системы культурно-нравственного воспитания в АмГУ с 2007 по 2013 гг.
  • В процессе разработки программы социологического исследования были выдвинуты несколько гипотез:
  • 1) Большинство студентов считают не нужным культурно-нравственное воспитание в системе образования.
  • 2) Студенты АмГУ оценивают мероприятия, проводимые в вузе в рамках программы культурно-нравственного воспитания, выше среднего.

3) Динамика студенческого участия в системе культурно-нравственного воспитания (за период 2007-2013 г.)  является положительной.

Полученные в ходе исследования данные позволяют говорить о том, что по мнению студентов АмГУ, культурный человек прежде всего воспитанный и тактичный, порядочный и добрый, широко эрудированный, начитанный, высоконравственный, совестливый. Можно отметить, что для студенты АмГУ считают культурным человека, который обладает не только культурой, но и духовными, нравственными качествами.

Определяя образ студента Амурского Государственного Университета, чаще всего были отмечены следующие качества: в первую очередь – юмор и жизнерадостность, затем, энергичность, предприимчивость, деловые способности, терпение, выносливость, умение переносить трудности, отзывчивость и желание помочь.

Полученный собирательный образ студента АмГУ получился в целом положительным. Лишь немногие приписали ему грубость, хамство, равнодушие, зависть.

При анализе ответов на этот вопрос, была отмечена следующая зависимость: положительные качества отмечали в основном лица мужского пола, а та небольшая доля, которая подметила отрицательные качества – девушки.

За нравственное воспитание человека, по мнению большинства, несет ответственность семья. Учебное заведение отметили самая небольшая доля студентов.

Таблица 1 – Ответственность за нравственное воспитание

Варианты ответов Количество ответивших (чел.) Количество ответивших (%)
Сам человек 134 31,9
Семья 261 62,1
Государство 21 5
Уч. заведение 4 1
Всего 420 человек 100 %

Однако на вопрос о том, существует ли в АмГУ система культурно-нравственного воспитания практически половина опрошенных ответили, что да. Стоить отметить, что вариант «затрудняюсь ответить» выбрали 40 % студентов.

Это связано с тем, что студенты мало осведомлены о том, что входит в систему культурно-нравственного воспитания, какие мероприятия, события проводятся и происходят для того, что бы повысить уровень духовно-нравственной культуры.

  1. Что интересно, наиболее важными направлениями воспитания студенты АмГУ считают именно культурно-нравственное воспитание – 24,8 %, на втором месте правовое воспитание – 14,8, на третьем – профессионально-трудовое воспитание 14,6%.
  2. Чаще всего из них отмечались следующие реализующиеся в нашем вузе системы воспитания:
  3. 1) Профессионально-трудовое (22,5 %)
  4. 2) Культурно-нравственное (16,5%)
  5. 3) Физическое (16,3%).
  6. Вопрос «Хотели бы Вы заниматься каким-либо направлением общественной деятельности в ВУЗе»:
  7. Таблица 2 – Желание заниматься общественной деятельностью в ВУЗе
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Всего
Да и уже занимаюсь 20 14 8 28 2 72
17,1%
Да, хотел бы 45 53 44 27 3 172
41%
Нет 30 29 22 23 12 116
27,6%
Затрудняюсь ответить 24 19 6 10 1 60
14,3%
Всего 119
28,3%
115
27,4%
80
19%
88
21%
18
4,3%
420
100%

Большинство ответили «да, хотел бы». 17 % – уже занимаются в вузе общественной деятельностью. Здесь прослеживается взаимосвязь с курсом, на котором обучается студент. На таблице видно, что после 2го курса у студентов желание заниматься общественной деятельностью сокращается.

Студенты, которые ответили, что хотели бы заниматься общественной деятельностью чаще всего выбирали творческие коллективы АмГУ (театры, вокал, КВН). На втором месте студенческое самоуправление.

Из тех, кто уже состоит в данных организациях, большинство являются членами студенческого актива факультета и студенческого актива общежития.

Полученные на подобные вопросы ответы в 2007 г. позволили проследить, что доля лиц, занимающихся спортом, упала с 46% до 2%. Из тех, кто еще ни чем не занимается, но хотел бы, спортивные секции не были отмечены ни разу. Это говорит о том, что популярность спортивной деятельности среди студентов сократилась.

  • На вопрос «Какие из перечисленных мероприятий проводятся в АмГУ» было получено следующие процентное соотношение:
  • 1)организация и проведение творческих конкурсов «юниор-шоу», «мусорный бал», «мистер и миссис АмГУ». – 14,1 %
  • 2)организация фестивалей КВН и АмГУ – весна – 12,5
  • 3)организация традиционных праздничных вечеров «посвящение в студенты», «день факультета», «ректорский прием» и др. – 11,8

В 2010 г. 19% студентов ответили фестивали КВН; далее 16,6 % – организацию и проведение творческих конкурсов, 11% – праздничные концерты.

В этой сфере изменения не значительны, популярными и видимо самыми посещаемыми являются именно творческие мероприятия, имеющие непосредственное отношение к студенчеству и студенческой жизни.

На сегодняшний день студенчество принимает участие в данных мероприятиях в основном в качестве зрителя – 48%.  В 2010 г.  таких людей было 35%. Можно говорить о том, что количество  людей, посещающих такие мероприятия, увеличивается.

Оценивая уровень проведения данных мероприятий по 10ти бальной шкале, студенты в среднем дали оценку 8. По сравнению с 2010 годом оценка студентами данных мероприятий увеличилась. Тогда средний балл составил 6. Это объясняется повышением качества данных мероприятий, более высокой подготовкой, хорошей аппаратурой и т.д.

На вопрос о важности и нужности данных мероприятий 89% опрошенных ответили, что такие мероприятия нужны. И лишь 2,6 % заявили о ненужности данных мероприятий.

Что касается того, что студенты хотели бы изменить в организации мероприятий, то часто отмечались однообразие участников, сложность проникновения в студенческое самоуправление и то, что ВУЗ мало заинтересован в привлечении к системе культурно-нравственного воспитания новых лиц.

Таким образом, наша первая гипотеза о «ненужности системы культурно-нравственного воспитания по мнению студентов опровергалась. Студенты сознательно выделяют систему культурно-нравственного воспитания на первое место среди других видов воспитательной деятельности.

Вторая и третья гипотеза подтвердились. Студенты действительно высоко оценивают мероприятия, которые проводятся в рамках программы культурно-нравственного воспитания. Ежегодно количество студентов, принимающих в них участие, увеличивается, в основном растет зрительский интерес.

Однако существует проблема, которая состоит в том, что система культурно-нравственного воспитания в нашем ВУЗе ориентирована в основном на повышение уровня культуры студентов АмГУ, нравственные аспекты часто упускаются. Отсюда, и среди студентов мало кто разграничивает понятия «культура» и «нравственность».

Библиографический список

  1. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания :  Монография / Научн. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград : Перемена, 2001. 214 c.
  2. Боташева Х.Ю. Духовно-нравственные ценности студента университета в зеркале социологического анализа // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2008. №77, С. 259-265.
  3. Савотина Н.А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды : дис. канд. психол. наук : 13.00.06. М., 1997. – 196 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2805

Культурно-нравственное воспитание студентов среднего медицинского профиля

  • Есть профессии, требующие невозможного, а именно любви.
  • Любить должен учитель, врач, священник.
  • Если эти трое не любят, то они не лечат, не учат и не священствуют.
  • Профессиональные навыки нужны им не более чем лопата землекопу.
  • Всему остальному учит любовь и её дети:
  • сострадание, внимание и жертвенность.
  • Протоирей Андрей Ткачев.
  • Под духовно-нравственной культурой личности понимается сложное образование, качественные характеристики сознания и самосознания личности, отражающие целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром.
Читайте также:  Эффект дохода и эффект замещения - справочник студента

В прямой зависимости от выделенных условий находится проблема формирования духовно-нравственной культуры личности будущего специалиста.  Это объясняется тем, что современное поколение студентов живет в условиях быстрой смены событий общественной жизни, динамичных перемен и противоречивых тенденций в развитии общества, нарастающего потока информации.

Культурно-нравственное воспитание – это комплекс форм, средств, методов и принципов, стимулирующих развитие духовно-нравственной культуры студента, процесс повышения степени освоения личностью социального опыта, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры, приобщение студентов к нравственным ценностям, развитие нравственных чувств; становление нравственной воли; побуждение к нравственному поведению. На практике это означает воспитывать у молодежи устремленность к творческому началу в любом деле и любой профессии, акцентируя внимание не только на материальной заинтересованности, но и на духовном воплощении своих интересов и потребностей.

  1. Нравственное воспитание определяется как единый процесс воспитания:
  2. –нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  3. –нравственного облика (терпения, милосердия),
  4. –нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  5. –нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли).

Воспитание будущих медицинских работников имеет свои особенности. Медицинский работник – это не только специальность, но и призвание, требующее особых качеств личности.

Формирование требуемой духовно-нравственной культуры лежит в основе воспитательной деятельности в подготовке специалистов в образовательном учреждении медицинского профиля. В современной медицине усиливается значение морально-этического фактора.

Это связано с тем, что медицинские технологии ставят специалиста перед необходимостью делать нравственный выбор при решении профессиональных задач, затрагивающих личность или здоровье больного.

Таким образом, перед нашими преподавателями стоит важная задача воспитания не только компетентного специалиста, но и духовно развитой личности с устойчивыми моральными взглядами и убеждениями.

Ценности как основа нравственного воспитания будущего специалиста выражают целевые ориентации человека. Ключевым личностным смыслом в данном случае выступает понимание человеком смысла своей жизни.

Для успешного выполнения профессиональной деятельности специалист должен владеть определенными ключевыми компетенциями и необходимыми личностными качествами, значимыми для будущей профессии.

В процессе подготовки специалистов профессиональные качества становятся личностными, а личностные качества помогают реализоваться в профессии. Современный студент во все большей степени становится суверенным как личность.

Он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. С другой стороны, стартовые условия вхождения студентов в самостоятельную жизнь значительно ухудшились.

Процесс формирования духовно-нравственной культуры является важным и сложным направлением в процессе подготовки специалистов среднего профессионального звена. Чем более высока духовно-нравственная культура будущего специалиста, тем выше его социальная востребованность, социальная значимость для общества.

Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т. е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.

Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости.

Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, — важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни студентов: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности. Сегодня эта проблема в системе современного воспитания имеет еще большее значение.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Современный студент во все большей степени становится суверенным как личность. Он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом.

С другой стороны, стартовые условия вхождения студентов в самостоятельную жизнь значительно ухудшились. Процесс адаптации выпускника медицинского техникума в современных условиях проходит крайне сложно.

Это связано с: низким престижем профессии медицинского работника; низким уровнем заработной платы; плохой организацией рабочего места; отсутствием социальной защиты и т. д.

Воспитание в медицинском техникуме имеет свои особенности, т.к. медицинский работник – это не только специальность, но и призвание, требующее особых качеств личности. Поэтому формирование требуемой духовно-нравственной культуры становится основой воспитательной деятельности при подготовке специалистов в медицинском ССУЗе.

  • В процессе воспитания и обучения в медицинском техникуме каждый студент должен получить реальное представление о выбранной профессии, необходимые базовые знания, умения, позволяющие ему осознать себя в профессии, обществе.
  • Воспитание в рамках профессиональной подготовки средних медицинских работников должно обеспечить усвоение студентами нравственную составляющую профессиональной деятельности, сформировать такие личностные качества, как умение адекватно воспринимать действительность и способность к социально значимой деятельности, чувство ответственности и долга, высокую нравственную культуру.
  • Формирование образа будущей профессии и важных профессиональных качеств у студентов медицинского техникума необходимо начинать с первого года обучения, выстраивая в соответствии с этой целью учебный процесс и вне учебную деятельность, максимально используя весь воспитательный потенциал образовательного учреждения, чтобы в будущем у части выпускников не возникло неудовлетворенности, разочарованности и желания уйти из профессии.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания.

Воспитание у подрастающего поколения россиян устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных, исторических, духовных, культурных ценностей стоит в ряду главных задач образовательных учреждений.

Духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств, обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека.

Духовно-нравственное воспитание студентов направлено на повышение статуса духовности и нравственности в системе учебно-воспитательной деятельности техникума  и имеет целью формирование духовности как фундаментального качества личности, определяющего ее позицию, поведение, отношение к себе и окружающему миру.

Литература

1.Жарковская, Т. Г. Организация духовно — нравственного образования

 средствами различных учебных дисциплин / Т. Г. Жарковская // Педагогика. -2008. — № 10. — с. 49 — 53.

2.Якунина, И. В. Духовно — нравственное воспитание подрастающего поколения / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. — 2011. — № 1. с. 14 — 19.

4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]: Федеральный Государственный образовательный стандарт. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/ .

5.Мамардашвили М.К. Проблема сознания и философское призвание [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.psychology.ru/library/00005.shtml

6.Семёнова Г.А. Философские основы диалога [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://standart.edu.ru/

7.Философия Учебник / Под ред. В.Д. Губина [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.gumfak.ru/filos_html/gubin/conten.shtml

8.Электронная библиотека философа [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php

Оригинал работы:

Культурно-нравственное воспитание студентов среднего медицинского профиля

Источник: https://www.informio.ru/publications/id3512/Kulturno-nravstvennoe-vospitanie-studentov-srednego-medicinskogo-profilja

Педагогические основы нравственного воспитания и особенности формирования нравственности у студентов

Процесс нравственного воспитания — это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», — пишет Харламов И.Ф. Нравственность образуется от слова “нравы”. По — латыни нравы звучат как морас — мораль.

Нравы — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории.

Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.

Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

  • Нравственные нормы — это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.
  • Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
  • Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение.

Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека.

Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это — знание».

В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения.

Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности.

Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

владение нравственными представлениями и понятиями — длительный и сложный процесс.

Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.

Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой — к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т.п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим.

В сознании ребенка образ какого-либо явления нравственной жизни может возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок может воссоздать, вновь “увидеть” тот или иной поступок своего друга, который когда-то наблюдал.

И более того, он может представить его поступок в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления.

По мнению Спиркина, в представлениях “сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление”.

Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве — это кардинальный принцип педагогики.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении.

Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние “этические инстанции”, которые начинают определять поступки старшего дошкольника.

Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется “детское общество”. Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений.

Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6 — 7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.

Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Единству воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.

Воспитание нравственного поведения — это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников.

Нравственная привычка — это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение.

Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

Источник: https://studwood.ru/1814627/pedagogika/pedagogicheskie_osnovy_nravstvennogo_vospitaniya_osobennosti_formirovaniya_nravstvennosti_studentov

Ссылка на основную публикацию