Субъекты права – участники правовых отношений — справочник студента

Участники образовательных отношений — это ученики и организация, которая дает им знания в нужной области. Разумеется, если копать глубже, то можно выяснить, что на деле участников больше. В этом материале поговорим о том, кого же все-таки можно называть таковыми, и какими правами в образовательных отношениях наделена каждая из сторон.

Субъекты права – участники правовых отношений - Справочник студента

Участники образовательных отношений

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Кто является участниками образовательных отношений

Итак, условно можно поделить участников образовательных отношений на две категории. Какие, узнаем в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Члены сторон образовательных отношений

СторонаКто входит
Сторона обучающихся Членами данной стороны образовательных отношений являются сами несовершеннолетние или совершеннолетние ученики, которые в дальнейшем получат знания, а также лица, являющиеся их законными представителями, то есть:

  • биологические и приемные родители;
  • усыновители;
  • опекуны и т.д.
  • Сторона обучающая Членами данной стороны являются сами образовательные учреждения, а также их представители и работники, которые непосредственно и осуществляют деятельность образовательного характера.

    Субъекты права – участники правовых отношений - Справочник студента

    Участие в любых отношениях подразумевает возникновение законных прав

    Права участников образовательных отношений

    Каждый представитель обозначенных категорий участников образовательных отношений при вступлении в оные получает ряд особенных прав, регулирующийся согласно Федеральному закону «Об образовании», действующему на территории нашей страны. Далее посмотрим, какие права характеризуют все обозначенные ранее группы.

    Какие права имеют учащиеся

    С момента получения статуса учащегося или студента, граждане, которые приступают к образовательному процессу, наделяются следующими правами.

    Субъекты права – участники правовых отношений - Справочник студента

    alt

    Узнай стоимость своей работы

    Бесплатная оценка заказа!
    Читайте также:  Сдвиги равновесия - справочник студента

    Оценим за полчаса!

    Выдержка из ФЗ №273 Статьи 34. Основные права обучающихся

    Академические права студентов

    В данную группу прав входит естественная возможность учащихся сделать выбор относительно:

    • организации, которая осуществляет образовательную деятельность, то есть ВУЗа, колледжа, техникума и т.д.;
    • формы обучения в образовательном учреждении, которая определяется уже после получения общего образования или по достижению совершеннолетнего возраста.

    Право на обеспечение требуемых для обучения условий

    Еще одно естественное право лиц, получающих образование, представлено в организации учебного процесса таким образом, чтобы учитывались особенности их развития и состояния здоровья:

    • на физическом уровне;
    • на психическом уровне.

    В перечень требуемых к организации условий входит, как правило, помощь:

    • психологического характера;
    • социально-педагогического плата;
    • безвозмездной коррекции различного характера.

    Субъекты права – участники правовых отношений - Справочник студента

    Участниками образовательных отношений являются: студенты, их официальные представители, педагоги, а также сама организация, на базе коей происходит обучение

    Обучение по индивидуальной системе

    Составление индивидуальных планов обучения – еще одно важное право учащихся, являющихся стороной образовательных отношений. Если они имеют способности к ускоренному освоению программы, то могут претендовать и на сокращенное время обучения, или активный прогресс и переход на следующие уровни программы в обгон остальных учеников.

    То же самое касается и отстающих, являющихся таковыми по причинам объективного характера.

    Самостоятельный выбор обязательных и необязательных образовательных дисциплин

    Учащиеся, при наличии подобной возможности, могут осуществлять самостоятельный выбор среди учебных предметов:

    • как факультативных, то есть для искомого направления подготовки обязательными не являющихся;
    • так и элективных, то есть обязательных.

    К основным дисциплинам также можно добавить дополнительные курсы и прочие модули из списка, предлагаемого для рассмотрения студентам образовательной организацией. Подобные дополнительные курсы чаще всего имеют место быть в организации в качестве своего рода:

    • меры социальной поддержки;
    • стимулирующего к работе фактора.

    Права, которыми наделены законные представители учеников

    Еще одной стороной процесса являются родители (усыновители, опекуны и т.д.), законно представляющие интересы своих чад в возникших между ними и ВУЗом образовательных отношениях.

    Субъекты права – участники правовых отношений - Справочник студента

    Не только у студентов, но и их родителей, имеются законные права, которые обязаны учитывать прочие участники рассматриваемых отношений

    Право на преимущественное воспитание детей

    Рассматриваемое право гласит, что старшие члены семьи, имеющие несовершеннолетних отпрысков, имеют преимущественное право на их:

    Искомое право подразумевает первостепенность обеспечения образования именно несовершеннолетним детям, в обход иных лиц, так как кто, как не родители, должен заложить фундамент личности подрастающего поколения в таких аспектах, как:

    • физическое развитие;
    • нравственное формирование;
    • интеллектуальный рост.

    Право на помощь от органов власти и образовательных организаций

    Федеральный закон нашей страны «Об образовании» гласит, что родителям обязаны содействовать в задаче по воспитанию несовершеннолетних учащихся, а также укреплению их здоровья во всех аспектах, такие инстанции, как:

    • государственные властные структуры;
    • органы местного самоуправления;
    • образовательные учреждения.

    Субъекты права – участники правовых отношений - Справочник студента

    Выдержка из ФЗ №273 Статьи 34. Основные права обучающихся

    Задачами предоставления помощи такого рода являются наиболее эффективные:

    • итоги развития индивидуальных способностей каждого ученика;
    • мероприятия, направленные на коррекцию личностных нарушений, препятствующих здоровому развитию детей.

    Право делать выбор общих образовательных учреждений и программ

    Родители имеют право, до того, как ребенок получит общее основное образование, принимать решение относительно того:

    • в какой организации их отпрыск будет учиться;
    • какова наиболее удобная для него форма обучения;
    • какие иностранные языки будет наиболее разумно освоить в школе;
    • какие факультативы и элективные дисциплины из предлагаемого общеобразовательными учреждениями перечня выбрать.

    При этом, каждый законный представитель ребенка обязуется учитывать в своем выборе:

    • собственный взгляд ребенка;
    • мнение комиссии, производящей оценку личности ребенка с точки зрения критериев психолого-медико-педагогического характера.

    Разумеется, второе мнение важно лишь в том случае, когда для прохождения такой экспертной комиссии появляются основания.

    Субъекты права – участники правовых отношений - Справочник студента

    По закону государственные органы обязаны помогать россиянам воспитывать и обучать детей

    Право самостоятельно дать ребенку образование

    Родитель волен выбирать, пойдет ли его ребенок в детский сад и школу, или получит сведения и воспитание, предлагаемое данными образовательными организациями самостоятельно.

    Таким образом, в домашних условиях родители могут дать ребенку общее образование следующих уровней:

    • начальное;
    • основное;
    • среднее;
    • дошкольное.

    Впрочем, при изменении обстоятельств, при учете мнения ребенка, родители могут впоследствии отдать его на обучение в обучающую организацию, где он незамедлительно станет законным участником образовательных отношений.

    Субъекты права – участники правовых отношений - Справочник студента

    При наличии желания самостоятельно дать ребенку образование, родители могут обучать ребенка дома, своими силами, ориентируясь на государственную программу

    Право на ознакомление с документальной базой учреждения

    Родители или иные законные представители учащихся, имеют право на ознакомление со всеми основными документами организации, такими как:

    • устав образовательного учреждения;
    • лицензия на ведение обучающего процесса;
    • свидетельство о получении аккредитации от государства;
    • учебная программа и составленная по ней сопроводительная и разъясняющая документация;
    • прочие документы, каким-либо образом регламентирующие деятельность организации и ее устройство.

    Право ознакомиться с содержанием образования

    Также имеют право родители учеников ознакомиться с тем, что представляет собой предлагаемой их детям образование, а также методы, согласно которым:

    • будет производиться воспитание детей в рамках образовательного процесса;
    • технологиями, использующимися для осуществления основной деятельности организации.

    Кроме того, родителям также даровано полное право на ознакомление с успеваемостью детей, представленной определенными оценками, назначающимися преподавателями после устного или письменного тестирования усвоения полученных знаний.

    Субъекты права – участники правовых отношений - Справочник студента

    Родители могут получить все данные об оценках ребенка, дабы контролировать его успеваемость

    Право на защиту детей рамках образовательных отношений

    Также согласно закону могут родители защищать законные интересы и права своих подопечных, выступая их представителями, в случае, когда отпрыски еще не достигли возраста в 18 лет, в отношениях с образовательной организацией и конкретными ее сотрудниками.

    С целью защитить права своих детей, то того момента, как те смогут осуществлять данные действия самостоятельно, родители могут:

    • беспрепятственно направлять управляющему составу учреждения, являющегося участников обозначенных ранее отношений, обращения о нарушениях или ущемлениях прав детей;
    • взыскания дисциплинарного характера относительно других обучающихся или их родителей.

    Искомые обращения не могут быть проигнорированы администрацией ВУЗов, а потому, они обязательно будут рассмотрены, и виновники также примут в рассмотрении непосредственное участие.

    Если между участниками образовательных отношений возникли некоторые споры, родители могут составить детям протекцию, обратившись в специализированную комиссию с просьбой разрешить данный вопрос.

    Законные представители наделены возможностью использовать для защиты подопечных иные способы урегулирования проблем, не запрещенные законодательными актами Российской Федерации.

    Субъекты права – участники правовых отношений - Справочник студента

    Родители для защиты детей могут действовать только в рамках закона

    Получать информацию относительно обследований детей

    Родители по закону не просто могут, но и обязаны быть осведомлены о том, какие обследования психологического и педагогического характера планируются к проведению по отношению обучающихся в учреждении студентов. К этому же праву относится такая преференция родителей, как давать согласие или отказываться от данных обследований, и в первом случае получение их результатов.

    Право на управление организаций

    Родители могут принимать частичное участие в процессах управления, имеющих место быть в учреждении, обучающем студентов, в той мере, какую предусматривает устав ВУЗа, колледжа и т.д.

    Присутствовать при экспертном обследовании детей

    Если имеет место быть необходимость осмотра ребенка комиссией экспертов с психологической, медицинской и педагогической точки зрения, то присутствовать на процедуре и впоследствии обсудить с членами комиссии ее результаты, а также получить от них рекомендации, имеет право каждый законный представитель ребенка.

    Опекуны могут участвовать в процедуре обследования детей

    Академические права и свободы педагогических работников и их гарантии подробно изложены в статье 47 закона «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации».

    Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

    Права образовательной организации

    Образовательные организации, как участник отношений интересующего нас характера, имеют не столь солидный перечень прав. Так, им доступно:

    • самостоятельно выбирать содержание дальнейшей программы обучения студентов;
    • выбирать по собственному разумению обеспечение учебно-методического типа;
    • делать выбор в пользу тех или иных реализуемых в рамках процесса передачи знаний образовательных технологий.

    Кроме того, каждый преподаватель имеет право на уважение со стороны учеников, и ведение образовательного процесса в пригодной для этого обстановке.

    Работа учителя связана с постоянными нервными нагрузками. На них возложено большое количество обязанностей, которые уравновешиваются правами, гарантированными им действующим законодательством. В специальной статье подробно рассмотрим права учителя в школе.

    Образовательные отношения подразумевают возникновение у сторон определенного перечня прав

    Заключение

    Образовательные отношения возникают сразу же, как только лицо принимает решение о получении услуг одноименного характера ради последующего применения обретенных знаний на практике.

    Поскольку чаще данными лицами являются дети и молодежь, становятся автоматически участниками обозначенных отношений и их родители.

    В свою очередь, названные лица взаимодействуют с учреждениями, впоследствии предоставляющими знания ученикам, и педагогами, в них работающими.

    Видео — Закон «Об образовании в Российской Федерации»

    Источник: https://yr-expert.com/uchastniki-obrazovatelnyh-otnoshenij-eto/

    9. Правоотношения и субъекты права

    Субъекты права – участники правовых отношений - Справочник студента § 9. Правоотношения и субъекты права

    Вспомним

    Что называют социальными отношениями? Что такое право и права человека?

    Социальными называют отношения между людьми, которые в процессе общения приобретают взаимозависимости и взаимосвязи.

    Социальные отношения — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

    Право — совокупность норм, регулирующих общественные отношения в той или иной сфере.

    Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение права указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе права, его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешённых в науке проблем.

    Читайте также:  Виды эмоций - справочник студента

    Права человека – это все те блага, которые предоставляются государством своим гражданам взамен на исполнение обязанностей. В РФ права человека закреплены в Конституции РФ.

    Подумаем

    Как влияют на отношения между людьми нормы права?

    Нормы права регулируют общественные отношения между людьми, устанавливая запреты и ограничения.

    Так, нормы права устанавливают понятия «противоправного» и «правомерного» поведения. Также, определяют, что «можно», а что «нельзя». Нормы права устанавливают запреты на формы деятельности, а также, защищают и охраняют законные интересы и права граждан.

    Вопросы «?»

    Как ты понимаешь слова «честь», «достоинство», «деловая репутация»? Какие средства защиты чести, достоинства, деловой репутации предусмотрены этой статьёй?

    Честь – это нравственная категория, характеризующая честность человека.

    Достоинство – это нравственная категория, характеризующая внутреннюю оценку собственных качеств.

    Деловая репутация — это нравственная категория, определяющая добрую или дурную славу о человеке или организации.

    Согласно статье 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации:

    1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространяющий такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности…
    2. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.
    3. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву…
    4. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причинённых их распространением…»

    Проверим себя

    1. Что называют правоотношением? Чем правоотношение отличается от других социальных отношений, а что между ними общего?

    Правоотношение — это социальное отношение, которое регулируется нормами права (совокупностью норм и правил).

    Участники общественных правоотношений имеют права и юридические обязанности. Они обеспечиваются силой государства. Отличием от других правоотношений является то, что правовые отношения связаны с тем, что, вступая в правовые отношения, люди должны выстраивать их не по собственному усмотрению, а руководствуясь законом. И права, и обязанности участников правоотношения также определены законом.

    Однако есть и общие черты. Они заключаются в том, что, как и любое социальное отношение, правоотношение возможно только при наличии трёх элементов:

    • а) субъектов правоотношения, т. е. участников правоотношения;
    • б) объекта правоотношения или того, из-за чего возникло правоотношение;
    • в) содержания правоотношения, под которым понимаются права и обязанности участников правоотношения, предусмотренные соответствующими правовыми нормами.

    2. Раскрой смысл понятий «субъекты (участники) правоотношений», «объекты правоотношений», «содержание правоотношений»

    Субъект правоотношения — гражданин или организация, которые являются участниками правоотношения.

    Согласно законам РФ, субъектами правоотношения могут быть физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т. е. все те люди, которые так или иначе оказались на территории нашей страны.

    Субъектами правоотношения могут быть и юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации. Например, государство и гражданин при уплате налогов – субъекты правоотношения по уплате налогов.

    Объект правоотношения — это то, на что направлена деятельность субъекта. Объект — то, из-за чего возникло правоотношение.

    Например, магазин ООО «Рубин» продал гражданину сломанный мобильный телефон. Объект — сломанный мобильный телефон. Содержание правоотношения – права и обязанности субъектов правоотношения.

    Например, гражданин М. приобрел мобильный телефон в магазине DNS. Обязанности – уплата денежных средств, передача телефона покупателю.

    Права — потребовать уплаты и вернуть телефон в случае продажи некачественного товара.

    3. Что такое юридическая обязанность и чем юридическая обязанность отличается от моральной обязанности?

    Юридическая обязанность — это обязанность, исполнение которой обеспечено законодательно государством.

    Моральная обязанность – это обязанность, исполнение которой обеспечивается нормами морали и традиционных устоев общества. Юридическая обязанность — должное поведение, которое предписано нормами права.

    Например, при покупке мобильного телефона гражданином М. юридической обязанностью является уплата суммы за товар, а моральной обязанностью будет являться сказать «спасибо, доведение» после покупки товара.

    4. Что такое субъективное право?

    • Субъективное право – обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина или организации, направленная на достижение цели, связанной с удовлетворением их интересов.
    • Источник – Большой юридический словарь
    • Субъективное право — обусловленная природой прав человека или вытекающая непосредственно из закона юридическая возможность субъекта совершения фактических действий для достижения определенного блага.
    • Источник – Элементарные начала общей теории права
    • Субъективное право — обеспеченная законом возможность физического или юридического лица реализовать своё право путём совершения определенных действий или требуя определенного поведения от других лиц.

    5. Что означает понятие «мера»? Какое значение это понятие имеет для осуществления субъективных прав и юридических обязанностей?

    Дело в том, что если в отношении обладателя права она ограничивает его притязания, то в отношении человека, имеющего перед кем-то юридическую обязанность, она защищает его от неоправданных притязаний, от произвола и беззакония обладателя права.

    Например, каждый из нас имеет право на свободное перемещение. Согласно статье 27 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому человеку, законно находящемуся на российской территории, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, и выезжать за пределы страны; российским гражданам также гарантируется право беспрепятственно возвращаться в Россию.

    Однако, в соответствии с Федеральным Законом РФ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а именно статьей 8 право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

    • в пограничной зоне;
    • в закрытых военных городках;
    • в закрытых административно-территориальных образованиях;
    • в зонах экологического бедствия;
    • на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
    • на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

    6. Кто может быть участником правоотношения?

    Субъект правоотношения — гражданин или организация, которые являются участниками правоотношения.

    Согласно законам РФ, субъектами правоотношения могут быть физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т. е. все те люди, которые так или иначе оказались на территории нашей страны.

    Субъектами правоотношения могут быть и юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации. Например, государство и гражданин при уплате налогов – субъекты правоотношения по уплате налогов.

    7. Дай определение понятий «дееспособность» и «правоспособность»

    Дееспособность и правоспособность определяет правосубъектность. Правоспособность появляется раньше, чем дееспособность.

    Правоспособность – это возможность иметь права.

    Дееспособность – это способность данные права реализовывать.

    Источник: https://regobraz.ru/pravootnosheniya-subekty-prava

    Субъекты права и участники правоотношений

    Понятие субъекта права.В правовых отношениях участвуют люди и образуемые ими для своих частных и общественных целей организации: государство и его органы, предприятия, учреждения, общественные объединения, религиозные организации.

    Для участия в правоотношениях люди и организации должны обладать определенными качествами, признанными или установленными законом для всех и каждого из будущих участников правоотношения.

    Совокупность этих качеств образует понятие правосу-бъектностилица либо организации.

    Таким образом, субъектами права являются лица или организации, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями.

    Правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность, а также правовой статус субъекта права. Под право-

    способностьюпонимается способность иметь права и обязанности, предусмотренные законом, то есть конкретные позитивные права и обязанности участника различных правоотношений.

    Под дееспособностьюподразумевается способность своими действиями приобретать права и налагать на себя юридические обязанности. Это легальное определение гражданской дееспособности важно для физических лиц.

    У юридических лиц, органов государства и общественных организаций право- и дееспособность, Как правило, не разрываются, всегда присутствуют у правомочного юридического лица.

    Правовой статус– это признанная конституцией или законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, непосредственно закрепляемых за теми или иными субъектами права.

    Правовой статус гражданина, иностранца или лица без гражданства непосредственно выражает его правосубъектность, которую, как записано во Всеобщей декларации прав человека ООН, обязаны признавать все государства. Он включает в себя основные, неотчуждаемые права человека, как правило, закрепленные в конституции, а также частноправовую правоспособность и дееспособность физического лица.

    Виды субъектов праваразличаются для правоотношений в сфере частного права и в сфере публичного права.

    В сфере частного права (гражданского, семейного, трудового, земельного, гражданского судопроизводства и т.д.) субъекты права подразделяются на физических и юридических лиц.

    К физическим лицамотносятся все граждане, а также иностранцы и лица без гражданства. Иными словами, это все люди, за которыми признано качество правоспособности и дееспособности.

    Юридическими лицамиявляются все предприятия и их объединения, а также учреждения и общественные объединения (в том числе религиозные) независимо от формы собственности или иной формы имущественной правоспособности (арендные коллективы, фермерские хозяйства и т.п.). Для признания организации или учреждения юридическим лицом требуется его регистрация в государственных органах.

    Такая классификация субъектов в сфере частного права имеет важное практическое значение. Ведь в правоотношениях частного права не должно быть неравного положения субъектов – подчи-

    16-3759 241

    нения одной стороны отношения другой стороне. На рынке – классической сфере частного права – продавец и покупатель «подчинены» одному экономическому закону стоимости.

    Если этот объективный закон нарушается, то частное право и гражданский кодекс не действуют, остаются бессильными. Поэтому соблюдение равенства сторон – непременное условие участия в частноправовых отношениях.

    Для такого соблюдения все субъекты частноправовых отношений должны иметь равные права и обязанности, участвуя в этих отношениях.

    Поэтому законы о собственности, предпринимательстве, об общественных объединениях не делают различий между государством, его органами, предприятиями и учреждениями. Все они выступают как равноправные юридические лица в имущественных, трудовых и иных частноправовых отношениях и имеют равную защиту своих интересов.

    Правосубъектность физических и юридических лиц выражается в их правоспособности и дееспособности.

    Все физические лица имеют равную правоспособностьв области частноправовых отношений. Она возникает с момента рождения человека (а по отношениям наследования учитываются и права еще не родившегося ребенка) и прекращается с его смертью (по отношениям наследства воля наследодателя учитывается и защищается после его смерти).

    Все граждане России (как и граждане в других государствах) имеют равную и полную (по объему) правоспособность. Для иностранцев могут быть установлены ограничения, защищающие права граждан государства (необходимость получения лицензий, квоты на въезд в страну, ограничение права занятия некоторых должностей – капитанов судов, авиалайнеров и т.д.

    ).

    Дееспособность физических лицвозникает с достижением возраста, когда подросток приобретает способность осознавать значение своих поступков и руководить своими действиями.

    Полная дееспособность в России возникает с восемнадцати лет (в ряде других государств – с двадцати одного года).

    Однако в гражданском праве заключение мелких бытовых сделок разрешено с более раннего возраста.

    Малолетние дети признаются правоспособными и имеющими право на жилье, наследство, личные вещи, но являются недееспособными. Их интересы представляют и защищают законные представители – родители и опекуны. Недееспособны (полнос-

    тью или частично) также умалишенные, признанные таковыми по решению суда.

    Правоспособность и дееспособность юридических лиц,как правило, возникают одновременно и составляют единое качество праводееспособности.

    Юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом (уставным и иными фондами), могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, выступать истцами и ответчиками в суде (ст. 48 КГ). Подробно права организаций как юридических лиц регулируются главой 4 ГК Российской Федерации.

    Правосубъектность юридического лица в отличие от правосу-бъектности лица физического является специальной.По своему содержанию она должна соответствовать целям и задачам деятельности данной организации, предприятия или учреждения, определенным в уставе.

    Поскольку цели и задачи организаций, выступающих юридическими лицами, чрезвычайно разнообразны, то для них не может и не должно быть равной правосубъектности. Специальная Правосубъектность означает, что ее объем и содержание у разных организаций существенно различаются.

    В области публичного праваорганы государства выступают как самостоятельные субъекты, обладающие полномочиями по осуществлению властных функций законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

    Правовой статус государственного органа очерчивается его компетенцией. Только прямо указанные в законе полномочия (властные права и обязанности) составляют его правовой статус.

    Выход государственного органа за пределы своих полномочий, так же как и неосуществление их в надлежащих случаях, является неправомерным, незаконным действием.

    • Должностные лицаорганов управления, судьи и судебные исполнители также наделяются законом определенным правовым статусом в рамках своей компетенции и обязаны действовать в его пределах.
    • В этих пределах решения и действия органов государства и должностных лиц обязательны для всех других субъектов права, которые должны выполнять предписания органа и должностного лица.
    • 16* 243

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источник: https://studopedia.ru/4_143224_sub-ekti-prava-i-uchastniki-pravootnosheniy.html

    3.2.3. Образовательные правоотношения

    Правоотношение — один из центральных элементов механизма правового регулирования общественных отношений.

    Именно правоотношение, его познание дает возможность конкретизировать субъектов, между которыми возникает правовая связь в виде корреспондирующих между ними субъективных прав и юридических обязанностей; именно правоотношение позволяет определить не только состав субъектов, но и их взаимное поведение по отношению к друг другу; наконец, возникнув, правоотношение всегда обеспечивается возможностью государственного принуждения.

    Все правоотношения, возникающие на основе норм права между субъектами системы образования, характеризуются такими же чертами. В то же время для них свойственна и своя специфика.

    Как уже отмечалось, в сфере образования складываются два основных типа общественных отношений: образовательные отношения в собственном смысле слова (преципионные или первичные) и отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) – комиторные, т.е.

    вторичные, отношения.

    Соответственно, все правоотношения в сфере образования могут быть дифференцированы на две группы:образовательные (преципионные) правоотношенияи правоотношения, складывающиеся в связи и по поводу организации и осуществления образовательной деятельности (образовательного процесса) –комиторные правоотношения.

    • Образовательные правоотношения в собственном смысле слова (преципионные правоотношения)особый вид общественных отношений, возникающих на основе норм образовательного права между обучающимися (или их законными представителями), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с организацией, управлением и осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) определенного уровня и направленности. Комиторные правоотношения— все иные правоотношения в сфере образования, складывающиеся на основе норм административного, гражданского, трудового, финансового и иных отраслей права, опосредованно обеспечивающих процесс и результат образовательной деятельности, в целом функционирования всей системы образования в соответствии с ее главной целью и общественно-государственной образовательной политикой
    • Основное внимание мы уделим в данном случае образовательным правоотношениям, поскольку именно они, как уже говорилось, являются первичными и смыслообразующими для правового регулирования всей системы образования.
    • Как и всякое другое правоотношение, по своему составу оно складывается изобъекта, субъектови содержания.
    • Основнымиобъектамиобразовательного правоотношения выступают:
    • а) содержание, объем, уровень и характер приобретаемых обучающимся (учащимися) и передаваемых обучающими (педагогами) в ходе образовательной деятельности (образовательном процессе) или при оказании образовательных услуг знаний, умений, навыков (ЗУН), соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта и образовательным программам соответствующего уровня и направленности образования;
    Читайте также:  Особенности зонной структуры диэлектриков, полупроводников и металлов - справочник студента

    б) условия, обеспечивающие качество и эффективность образовательного процесса, т.е. учебной работы самого учащегося, труда педагога, организации учебно-воспитательного процесса со стороны образовательного учреждения и др.;

    в) качество обучения, выражающееся в соответствии установленным правовым требованиям процессу и результатам учебной работы учащихся и педагогическому труду учителя (преподавателя);

    г) качество воспитательной деятельности, выражающееся в обеспечении соответствия содержания и характера таких личностных черт учащихся, в частности, их социально-ценностных и правомерно направленных ориентаций и установок, которые соответствовали бы доминирующим в обществе позитивным моральным ценностям и нормам, выступающими своеобразными «стандартами» воспитанности гражданина.

    Субъектыобразовательных правоотношений – участники образовательного процесса, вступающие между собой вправовуюсвязь на основе того или иного нормативно-правового акта.

    Здесь нужно иметь в виду, что не всякий участник и не всегда становится субъектом конкретного вида правоотношений, точнее сказать, в одном случае участник образовательного процесса выступает субъектом правоотношения, в другом таковым не является.

    Так, учитель, ведущий урок, является, с одной стороны, субъектом образовательного отношения в том смысле, что начало и осуществление его педагогической деятельности опосредована соответствующими нормативно-правовыми актами (он был принят на работу по приказу или по контракту, получает заработную плату в соответствии со своей квалификационной категорией и т.д.). С другой стороны, непосредственный педагогический процесс, связанный с выбором и применением педагогом собственных специфических форм, методов и методических приемов обучения, сопряженный с использованием и различных психологических приемов, установлением педагогико-психологических и нравственных отношений с учениками, непосредственно не регламентируется нормативными правовыми актами. В данном случае педагог лишь ориентируется на наиболее общие принципы, цели, положения и нормы, предусмотренные Конституцией РФ, Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании».

    Все субъекты образовательных отношений могут быть в группы по различным критериям.

    Однако наиболее целесообразным представляется дифференциация субъектов наиндивидуальные(ученик, учитель, студент, директор (ректор) образовательного учреждения) иинституциональные(образовательные учреждения, их подразделения, органы управления образованием и т.д.).

    Но, во всяком случае, главной их юридической характеристикой, выражающей их именно правовое качество, т.е.

    именно как субъектов образовательных правоотношений, является ихправосубъектность– предусмотренная действующим законодательством способность индивидуальных и институциональных участников образовательных отношений быть носителем образовательных субъективных юридических прав и юридических обязанностей.Именно содержание и особенности правосубъектности того или иного участника образовательных отношений в значительной, если не в определяющей, степени обусловливает и специфику их правового статуса, о чем более подробно говорится в последующих главах настоящего пособия.

    Как известно, правосубъектность всякого субъекта представляет собой органическое единство его двух правовых качеств – правоспособности и дееспособности.

    Еслиправоспособностьесть предусмотренная правовыми нормами способность субъекта (индивида или организации) иметь юридические субъективные права и нести юридические обязанности, тодееспособность– предусмотренная правовыми нормами способность субъекта своими собственными (либо через своего законного представителя) осуществлять эти права и обязанности – использовать первые и выполнять вторые. Важно отметить, что в сфере образования и правоспособность, и дееспособность принадлежит только лично каждому индивиду, но не его законным представителям: никто не может получить образование (учиться) вместо кого-то. Законный представитель может представлять субъекта лишь в комиторных отношениях (например, в вопросах оплаты обучения, перевода родителями своего ребенка из одной школы в другую и т.п.), т.е. тех, которые предшествуют образовательному процессу, либо сопровождают и обеспечивают его. Данное обстоятельство, может быть, как никакое другое характеризует специфику образовательных правоотношений.

    В большинстве отраслей права правоспособность и дееспособ­ность присутствуют у субъекта правоотношения одновременно. Так, в трудовом праве работник может осуществлять трудовую деятельность только своими действиями, лично.

    Трудоспособный человек является (признается) одновременно и дееспособным.

    Отсутствие же дееспособности по состоянию здоровья, либо воз­расту означает и невозможность реализовать свою правоспособность, быть субъектом трудовых отношений.

    В гражданском праве допускаются ситуации, когда правоспособ­ность и дееспособность «сосуществуют» не одновременно. Так, несовер­шеннолетние от 14 до 18 лет, а также малолетние (от 6 до 14 лет) обладают ограниченной дееспособностью (ст.ст. 26, 27, 28 ГК РФ).

    Полностью недееспособными, но сохраняющими в то же время правоспособность, признаются в установленном гражданско-процессуальным законодательством психически больные лица, (ст.29 ГК РФ). Более того, суду разрешается ограничивать правоспособность лиц, злоупотребляю­щих алкоголем или наркотическими средствами и ставящими в тяжелое материальное положение семью (ст. 30 ГК РФ).

    В конкретных правоотношениях права недееспособных лиц реализуются действиями их родителей или иных законных представителей.

    Специфика образовательного права, помимо рассмотренных ранее особенностей, как раз и состоит в том, что в нем действуют оба варианта соотношения правоспособности и дееспособности (В.М. Сырых).

    Как и в гражданском праве, в сфере образовательных правоотношений вполне допускаются ситуации, когда правоспособность недееспособного лица (обучающегося, воспитанника), не достигшего совершеннолетия, реализуется действиями других лиц (родителей, законных представителей).

    Скажем, родители или иные законные представители несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, в котором будет учится ребенок, защищать его права и интересы, принимать участие в управлении образовательным учреждением и т.д.

    В то же время действие гражданско-правовой составляющей соотношения правоспособности и дееспособности в области образовательного права ограничена.

    Например, обучающиеся (воспитанники) до достижения ими восемнадцатилетнего возраста признаются дееспособными по весьма широкому кругу образовательных отношений, связанных с обучением и усвоением образовательных программ.

    Они самостоятельно усваивают образовательные программы, имеют право на бесплатное пользование библиотеками, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства и др., а также могут и должны нести правовую ответственность за дисциплинарные проступки.

    Отметим и то обстоятельство, что правоспособность, равно как и дееспособность различных субъектов образовательных отношений, возникают по-разному.

    Лицо, претендующее на ведение педагогической деятельности, и, тем самым, на получение (приобретение) статуса педагогического работника, может быть допущен к педагогической деятельности только после того, как у него будет соответствующий документ (диплом) об окончании педагогического училища (колледжа), педагогического вуза или получения университетского образования. Правоспособность же обучающихся возникает в разном возрасте на разных уровнях образования. Скажем, лицо будет иметь правоспособность студента вуза лишь после того, как он получит аттестат «зрелости» и на установленных законодательством основаниях поступит в высшее учебное заведение.

    Есть особенности и в образовательной дееспособности. Допустим, если психически больные лица признаются судом недееспособными, то они перестают быть дееспособными в областиименно гражданско-правовых отношений.Однако, они же не лишаются при этом дееспособности в образовательных отношениях.

    Они вправе самостоятельно усваивать специальные образовательные программы, а также получать доступную для них систему общих и профессиональных знаний, навыков и умений в системе коррекционного образования. Похожая ситуация имеет место с лицами, осужденными за совершение преступления и отбывающим наказание в местах лишения свободы (ст.

    108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

    Как отмечается в литературе (В.М. Сырых), в области правового регулирования системы образования не применяется институт ограничения дееспособности лиц.

    Дееспособные субъекты образовательного права не утрачивают этого свойства ни при каких обстоятельствах, так как никто не имеет права ограничить образовательную дееспособность ребенка (лица, не достигшего 18-летнего возраста) под тем или иным предлогом.

    Даже в случае совершения несовершеннолетним преступления или иного противоправного деяния и его осуждения (по достижении 14-16 летнего возраста), скажем, к лишению свободы с отбытием наказания в воспитательной колонии, ему законодательством, как уже было сказано, предоставляются все необходимые условия для продолжения образования в условиях содержания в колонии.

    В определенных ситуациях, как правило, связанных с совершением деяний, причиняющих вред образовательным отношениям, либо обучающимся, граждане и иные лица могут лишаться права выступать субъектами образовательных правоотношений, то есть правосубъектности (т.е. и правоспособности, и дееспособности).

    К примеру, педагогическая деятельность может быть запрещена отдельным лицам по приговору суда или медицинским показаниям, по иным указанным в законе основаниям. Лицо, которому запрещено заниматься педагогической деятельностью, не признается субъектом данного вида образовательных отношений и в силу этого факта оно и не обладает дееспособностью, не может своими действиями приобретать права и обязанности, связанные с осуществлением педагогической деятельности.

    Совершеннолетние граждане и иные лица как субъекты образовательных отношений обладают одновременно и правоспособностью, и дееспособностью в полном объеме. Это означает, что предоставленные права субъекты реализуюттолькособственными действиями.

    Их неспособность осуществлять те или иные действия в области образованияне восполняется,как отмечалось выше, действиями других лиц, в том числе их законными представителям и (родителями).

    Скажем, студент, не способный усвоить тот или иной курс, подготовить письменную работу, сдать итоговый или межсессионный экзамен и т.п., не имеет правовых оснований перепоручить исполнение этих своих обязанностей другим лицам.

    Будучи недееспособным в указанном смысле, такой студент становится одновременно и неправоспособным, поскольку лишается права продолжать образование, т.е. быть участником соответствующего вида образовательных отношений.

    Содержаниевсякого правового отношения, в том числе образовательного, составляют субъективные юридические права (в юридической литературе они обычно обозначаются термином «субъективные права») и субъективные юридические обязанности.

    Субъективные правапредставляют собойпредусмотренную содержанием правовых норм меру возможного (дозволенного) поведения субъектов в целях удовлетворения ими личных или общественно значимых потребностей и интересов.

    Юридическая обязанностьестьпредусмотренная правовыми норами мера должного (требуемого) активного либо пассивного поведения субъектов в интересах управомоченных лиц (т.е. лиц, выступающих носителями субъективного права).

    Пассивная обязанность носит названиезапрета (правового запрета)..

    Особой разновидностью юридической обязанности являетсяюридическая ответственность— обязанность лица, виновного в совершении противоправного, наносящего ущерб общественным отношениям деяния претерпевать предусмотренные за это неблагоприятные последствия личного, имущественного и/или организационного характера.

    Отсюда понятна органическая связь субъективных прав и юридических обязанностей: как нет прав без обязанностей, так и нет обязанностей без прав.

    Каждому субъективному праву какого-либо субъекта соответствует и точно определенная юридическая обязанность другого субъекта (или нескольких либо неопределенного круга субъектов).

    Отметим еще одну важную черту субъективного права и юридической обязанности: и то, и другое обеспечены возможностью государственного принуждения, т.е. гарантированы государством.

    Совокупность взаимосвязанных и взаимобусловленных прав и обязанностей, присущих субъекту образовательных отношений, а также их гарантий осуществления, образуютправовой статус (образовательно-правовой статус)этого субъекта. При этом каждый субъект в зависимости от его вида (гражданин, юридическое лицо, государственный орган, орган местного самоуправления и др.), вида образовательных отношений и иных обстоятельств имеет особый правовой статус.

    1. В числе основных видов правовых статусов субъектов образовательных отношений можно выделить следующие:
    2. — обучающиеся;
    3. — родители обучающихся;
    4. — образовательные учреждения;
    5. — учредители образовательных учреждений;
    6. — органы управления образованием;
    7. — органы управления образовательным учреждением;
    8. — работники образовательного учреждения (педагогические работники, административные работники, учебный и технический вспомогательный персонал);
    9. — трудовой (педагогический и административный) коллектив образовательного учреждения;
    10. — общественные организации, действующие в образовательной сфере;
    11. — государство как субъект определения и осуществления образовательной политики.

    Именно система и различные сочетания субъективных прав и юридических обязанностей между собой составляют ядро правового статуса определенного субъекта правоотношения.

    В последующих главах пособия рассматриваются лишь некоторые, наиболее характерные для субъектов образования, правовые статусы: а) обучающихся, б) работников системы образования (прежде всего, педагогических работников) и в) образовательных учреждений.

    Источник: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/yagofarov2005/323.php

    Субъекты правоотношений: понятие и виды. — ТГП ответы

    В соответствии с общим положением субъекты
    правоотношений – это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам
    права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

    В действительности не все отдельные
    индивиды и организации могут являться субъектами правоотношений. Такое
    положение можно объяснить различными объективными факторами (в частности,
    физиологическими, психологическими, экономическими).

    Участниками правоотношений являются те
    субъекты, которые находятся в области объективного права. Главным образом их
    большинство в правовом государстве. Другие лица, по каким-либо причинам не
    охваченные сферой правового регулирования, находятся под непосредственной
    опекой разных благотворительных общественных организаций, а также государства.

    • Субъектов права подразделяют чаще всего:

    • на
      индивидуальные;

    • коллективные.
    • К индивидуальным субъектам права
      относят:

    • граждан Российской
      Федерации;

    • иностранцев;

    • лиц без
      гражданства;

    • лиц с двойным
      гражданством.
    • Коллективные субъекты права имеют более
      обширную классификацию. Их делят на следующие виды:

    • государство;

    • государственные
      органы и учреждения;

    • общественные
      объединения;

    • административно-территориальные
      единицы;

    • субъекты
      Российской Федерации;

    • религиозные
      организации;

    • юридические лица.

    Необходимо учитывать, что не любой
    коллектив людей может выступать субъектом права. Таким правом, например, не
    обладают семья, учебные группы, производственные бригады и другие общности.

    Таким образом, субъектами права могут быть только более или менее важные,
    устойчивые, а также постоянные образования, которые отличаются единством цели,
    определенной внутренней организацией, а не случайные или временные объединения
    граждан или каких-то структур.

    1. Степень участия конкретных субъектов в
      правовых отношениях должна определяться их правоспособностью и дееспособностью.
    2. Субъектами правоотношения являются такие
      участники правоотношения, которые имеют права и обязанности, исполняют своими
      действиями возложенные на них обязанности и осуществляют данные им права.
    3. Субъекты правоотношения главным образом
      и определяют специфику правовых отношений, так как это единственный отличный
      элемент правоотношений, который содержится в правоотношениях различных отраслей
      права.

    Под правоспособностью субъектов понимают
    признаваемую государством общую возможность обладать предусмотренными законом
    правами и обязанностями, а также быть их носителем. Правоспособностью в
    одинаковой мере обладают все граждане без исключения.

    Правоспособность также
    является закрепленной в законодательстве способностью субъекта иметь как
    юридические права, так и юридические обязанности. Она начинает действовать с
    момента рождения человека и прекращается с его смертью.

    Правоспособность вместе
    с тем не является естественным свойством индивидуума, а порождается объективным
    правом.

    Источник: https://www.sites.google.com/site/tgpotvety/home/subekty-pravootnosenij-ponatie-i-vidy

    Ссылка на основную публикацию