Статистические методы психолого-педагогического исследования — справочник студента

Статистические методы психолого-педагогического исследования - Справочник студента

  • Издательство: Ладомир
  • ISBN: 97858621850207
  • Год: 2012

В монографии впервые излагаются основы вероятностно-статистического метода психолого-педагогических исследований, включающего вероятностно-статистическую модель поведения обучаемого в процессе усвоения знаний, методику шкалирования и процедуру оценки знаний обучаемого; обобщаются результаты теоретических и экспериментальных исследований поведения студентов в процессе усвоения знаний; предлагаются рекомендации по совершенствованию структуры системы высшего образования. Предназначена для научных работников, психологов, педагогов, аспирантов, студентов и всех, интересующихся психологией, педагогикой, психологической педагогикой и другими смежными дисциплинами. Обо всём этом и не только в книге Вероятностно-статистический метод психолого-педагогических исследований (В. П. Романов, Н. А. Соколова)

Рецензии Отзывы Цитаты Где купить

  • Эти книги могут быть Вам интересны

Статистические методы психолого-педагогического исследования - Справочник студента

Педагогические ситуации

Статистические методы психолого-педагогического исследования - Справочник студента

Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания

Статистические методы психолого-педагогического исследования - Справочник студента

Особое детство

Статистические методы психолого-педагогического исследования - Справочник студента

Без сердца что поймем

Зарегистрируйтесь, чтобы получать персональные рекомендации

  • Рецензии (0)
  • Написать рецензию

Рецензий на «Вероятностно-статистический метод психолого-педагогических исследований» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым

  • Отзывы (0)
  • Оставить свой отзыв

Отзывов о «Вероятностно-статистический метод психолого-педагогических исследований» пока нет. Оставьте отзыв первым

  • Цитаты (0)
  • Добавить цитату

Цитат из «Вероятностно-статистический метод психолого-педагогических исследований» пока нет. Добавьте цитату первым

Книгу «Вероятностно-статистический метод психолого-педагогических исследований» В. П. Романов, Н. А. Соколова можно приобрести или скачать: в 1 магазине по цене 222 руб.

  • Объявления
  • Разместить объявление

Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!

  • Читали (0)
  • Хотят прочесть (0)

Статистические методы психолого-педагогического исследования - Справочник студента

В Esquire статья, где собраны письма классиков во время карантина. Каждый английский школьник…

Статистические методы психолого-педагогического исследования - Справочник студента

Драмкружок продолжает свою работу, не смотря на коронавирус. Здесь выкладываем свои отзывы и ссылки…

Статистические методы психолого-педагогического исследования - Справочник студента

Рецензия на произведение «Вилла на холме». Осторожно, спойлеры! Некоторым писателям…

Статистические методы психолого-педагогического исследования - Справочник студента

«Моя Аника», Александра Зайцева, издательство «Перископ-Волга», 2020 …

0.16397500038147==(60)

— Персональные рекомендации; — Регулярные конкурсы и розыгрыши книг и других призов; — Своя онлайн библиотека; — Обмен мнениями и тематические сообщества; — Личные блоги о книгах и не только; — Рейтинги и тематические подборки; — Более миллиона книг в каталоге! зарегистрироваться на проекте

Источник: https://bookmix.ru/book.phtml?id=2176665

МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ — PDF Скачать Бесплатно

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Институт детства Кафедра начального естественно-математического образования О. А.

Граничина МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Учебно-методическое пособие Печатается по решению Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ Санкт-Петербург 2012

2 ББК я7 УДК (075) Рецензенты: Г. И. Вергелес, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии начального образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена О. Н.

Граничин, доктор физико-математических наук, профессор кафедры системного программирования Санкт- Петербургского государственного университета Граничина О.А. Математико-статистические методы психолого-педагогических исследований. СПб.: Издательство ВВМ, с.

ISBN В предлагаемом учебно-методическом пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы проведения математической обработки результатов психолого-педагогических исследований в образовательных учреждениях.

Большое внимание уделено рассмотрению наиболее простых способов проверки статистических гипотез научного исследования.

Учебно-методическое пособие рассчитано на студентов слушателей курса «Математические методы психолого-педагогических исследований», выпускников бакалавриата и магистратуры, обучающихся по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям. Данное пособие окажет практическую помощь преподавателям вузов, методистам, слушателям факультета повышения квалификации, а также всем тем, кто ведет исследовательскую работу в области психологии и педагогики. ISBN ВВМ, 2012 Коллектив авторов,

3 Оглавление I. ИЗМЕРЕНИЯ. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ ДАННЫХ Основные понятия математической статистики Предмет математической статистики Основные статистические понятия.

Сущность статистической задачи Способы отбора Общие и специальные методы, используемые в психологопедагогических исследованиях Методы работы с текстом Методы основного этапа исследования Измерения и шкалы Количественные методы оценки психолого-педагогических явлений Метод регистрации Метод ранговой оценки Понятие вариационного ряда Графическое изображение статистических данных Основы создания графического образа Показательные графики и сравнительные диаграммы Эмпирическая функция распределения Аналитические графики математической статистики Оценки параметров распределения Показатели, характеризующие центральную тенденцию ряда Показатели, характеризующие вариации вокруг центральной тенденции Меры связи между рядами 80 II. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ ГИПОТЕЗ Статистические гипотезы Проверка статистических гипотез Уровень статистической значимости Статистический критерий и число степеней свободы Выбор метода статистической проверки гипотезы Параметрические критерии Непараметрические критерии..96 Литература Приложение

4 I. ИЗМЕРЕНИЯ. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ ДАННЫХ 1. Основные понятия математической статистики 1.1. Предмет математической статистики «Статистика знает все» такими словами начинается вторая часть романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев».

«Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики Известно, сколько в стране охотников, балерин станков, собак всех пород, велосипедов, памятников, девушек, маяков и швейных машинок.

Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!» Зачем нужны эти таблицы, как их составлять и обрабатывать, какие выводы на их основании можно делать на эти вопросы отвечает статистика (от итальянского stato государство, латинского status состояние). Термин «статистика» был введен в 18 веке Готфридом Ахенвалем.

Термин употребляется в нескольких значениях: 1) отрасль общественных наук; 2) совокупность данных о каком-либо явлении или процессе; 3) некоторая обобщающая характеристика процесса или явления. Надо отметить, что статистический учет существовал еще в далекой древности.

Задолго до наступления новой эры проводились переписи населения в Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала различных стран, велся учет имущества граждан в Древнем Риме.

Издавна в каждом государстве соответствующими органами власти собирались сведения о числе жителей по полу, возрасту, занятости в различных сферах труда, наличии различных воинов, вооружения, денежных средств, орудий труда, средств производства и т.д. Все эти и подобные им данные называются статистическими. С развитием государства и международных отношений возникла необходимость анализа статистических данных, их прогнозирование, обработка, оценка достоверности основанных на их анализе выводов и т.п. К решению таких задач стали привлекаться математики. Таким образом, в математике сформировалась новая область математиче- 4

5 ская статистика, изучающая общие закономерности статистических данных или явлений и взаимосвязи между ними. Первые работы по статистике относятся к XVIII в. и были связаны со статистикой народонаселения, проблемами, возникающими в сельском хозяйстве, и с вопросами страхования.

У истоков статистической науки стояли две школы: немецкая описательная и английская школа политических арифметиков. Приверженцы первой (Конринг, Ахенваль) стремились систематизировать существовавшие способы описания государств, создать теорию описаний.

Все их описания реализовывались в словесной форме, без числовых характеристик, вне динамики развития процессов, характеризуя их на данный момент наблюдения.

Целью же второй школы (Граунт, Галлей, Петти) было изучение общественных явлений с помощью числовых характеристик, а, значит, и измерение общественных процессов и явлений и построение гипотез их дальнейшего развития. Последующее развитие статистики было связано с созданием теории ошибок в конце XVIII — начале XIX в.

А уже в XIX веке статистика была выделена в самостоятельную науку, а толчком к этому послужили социологические исследования Чарльза Бута и исследования в области биологии. В это же примерно время появляется учение бельгийца Кетле о средних величинах.

Сфера применения математической статистики распространилась во многие, особенно экспериментальные, науки. Так появились экономическая статистика, медицинская статистика, биологическая статистика, статистическая физика и т.д.

Обычно к статистическим методам прибегают в тех случаях, когда требуется изучить распределение большой совокупности предметов, явлений или индивидуумов по некоторому признаку. Определение 1.1. Общее свойство, присущее нескольким статистическим данным, называют их статистическим признаком. Пример 1. Можно интересоваться распределением множества людей по возрасту, множества животных данного вида по массе, распределением земель по урожайности, ростом игроков команды, результатом бега на 100 м, принадлежностью к виду спорта, частотой сердечных сокращений и т.д. 5

Читайте также:  Концепция л. с. выготского - справочник студента

6 Определение 1.2. Математическая статистика раздел математики, в котором изучаются методы сбора, систематизации и обработки результатов наблюдений массовых случайных явлений для выявления существующих закономерностей. Современную математическую статистику определяют как науку о принятии решений в условиях неопределенности.

Математическая статистика тесно связана с теорией вероятностей. Обе эти математические дисциплины изучают массовые случайные явления. При этом математическая статистика опирается на методы и понятия теории вероятностей, но решает в каком-то смысле обратные задачи.

В теории вероятностей рассматриваются случайные величины с заданным распределением или случайные эксперименты, свойства которых целиком известны. Но часто эксперимент представляет собой черный ящик, выдающий лишь некие результаты, по которым требуется сделать вывод о свойствах самого эксперимента.

Наблюдатель имеет набор числовых (или их можно сделать числовыми) результатов, полученных повторением одного и того же случайного эксперимента в одинаковых условиях.

Итак, о статистике имеет смысл вспоминать, если имеется случайный эксперимент, свойства которого частично или полностью неизвестны, и мы умеем воспроизводить этот эксперимент в одних и тех же условиях некоторое число раз.

Примером такой серии экспериментов может служить опрос, набор экономических показателей или, наконец, последовательность гербов и решек при тысячекратном подбрасывании монеты. Определение 1.3. Предметом математической статистики является изучение случайных величин по результатам наблюдений.

Полученные в результате наблюдения (опыта, эксперимента) данные сначала надо каким-то образом обработать: упорядочить, представить в удобном для обозрения и анализа виде. Затем оценить интересующие нас характеристики случайной величины. Одной из важнейших задач математической статистики является разработка методов, позволяющих по результатам исследования выборки (т.е. части исследуемой совокупности объектов) делать обоснованные выводы о распределении признака изучаемых объектов по всей совокупности. Для обработки статистических данных созданы 6

7 специальные программные пакеты, которые выполняют трудоемкую работу по расчету различных статистик, построению таблиц и графиков. Простейшие статистические функции имеются в программируемых калькуляторах и популярных офисных программах (Excel).

Итак, задача математической статистики состоит в создании методов сбора и обработки статистических данных для получения научных и практических выводов. Рассмотрим основные статистические категории. Вне зависимости от области применения статистических методов рассматривают: 1.Статистическую совокупность. 2.

Единицу совокупности носителя интересующего исследователя признака. 3.Признак (качественный или количественный). 4.Статистические показатели: плановые, отчетные, прогностические. 5.Систему статистических показателей совокупность показателей, которые отражают взаимосвязи, объективно существующие между явлениями.

Таким образом, при проведении различного рода исследований изучаются как количественная, так и качественная стороны массовых явлений. Количественная сторона массовых явлений выражается в конкретных величинах, характеризующих явления общественной жизни, например, численность населения.

Изучение количественной стороны общественных явлений должно обязательно сопровождаться учетом их качественных особенностей, т.к. количественные характеристики общественных явлений обусловлены их качественным содержанием.

При проведении статистического исследования применяются статистические методы, под которыми понимают общие правила и приемы, образующие пять последовательных стадий статистического исследования: 1) массовое статистическое наблюдение, то есть сбор первичного статистического материала; 2) сводка результатов наблюдения в подлежащие изучению статистические совокупности; 3) графическое изображение данных; 4) исчисление обобщающих статистических показателей; 7

8 5) анализ полученных данных. Контрольные вопросы 1. Что является предметом математической статистики? 2. Перечислите и охарактеризуйте основные статистические категории. 3. Представьте последовательность стадий статистического исследования. Контрольное задание 1. Подготовьте сообщение на одну из следующих тем: Предпосылки возникновения статистической науки. Первые статистические школы.

Литература: Основные статистические понятия. Сущность статистической задачи Так как закон распределения случайной величины, принимающей очень много значений, выяснить трудно, то приходится из всей совокупности объектов отбирать для исследования только ее часть, т.е. проводить выборочное исследование.

Кроме того, в некоторых случаях исследование всей совокупности объектов не имеет смысла, так как они в результате исследования разрушаются. Определение 1.4. Совокупность всех объектов данного вида, над которыми проводятся наблюдения с целью получения значений определенной случайной величины, называется генеральной совокупностью. Определение 1.5.

Выборочной совокупностью (выборкой) называется совокупность объектов, отобранных случайным образом из генеральной совокупности. 8

9 Определение 1.6. Число объектов в совокупности (генеральной или выборочной) называется ее объемом и обозначается соответственно N или n. Предполагается, что n

Источник: https://docplayer.ru/34847381-Matematiko-statisticheskie-metody-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniy.html

Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход

  • Рабочая программа
  • по курсу
  • «Статистические методы в педагогическом исследовании:
  • информационный подход»
  • Всего часов – 20
  • Лекционных – 8
  • Практических – 12
  • Форма отчетности: зачет
  • Программу разработал
  • ст. преподаватель СмолГУ

С.В. Сильченкова

Смоленск, 2012

  1. Внешние требования к курсу

Изучение курса «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход» актуально для педагогов, поскольку в сферу их деятельности входит постоянный мониторинг успеваемости, облученности, посещаемости учащихся, анализ психологических особенностей личности и ситуаций.

В соответствии с правилами аттестации педагогических работников требуется формирование портфолио учителя на основе анализа данных об успеваемости учеников. Подтвердить значимость и достоверность полученных в результате исследования данных можно с использованием статистических методов.

Поскольку вычислительные процедуры статистических показателей и критериев достаточно трудоемки, имеет смысл использовать информационное сопровождение данных расчетов.

Данный курс предназначен для обучения педагогов использованию статистических методов в исследовательской деятельности, в том числе и для анализа успеваемости учащихся при составлении портфолио.

Программа предусматривает краткосрочное обучение педагогов с использованием универсальных и специальных программ, позволяющих обрабатывать статистические данные.

Предлагается использование двух универсальных программ, доступных широкому кругу пользователей: электронные таблицы Excel и Statistica, а также специальной программы «Педагогическая статистика».

  1. Особенности построения курса
  1. Основание для ведения курса: распоряжение руководителей учебных заведений.
  2. Адресат курса: учителя школ, аспиранты, студенты педагогических специальностей.
  3. Главная цель курса для слушателей: развитие профессиональной компетентности по применения в педагогических исследованиях статистических методов.

Курс обучения рассчитан на 20 аудиторных часов и 10 часов самостоятельной работы. Формами учебной работы являются лекции и практические занятия с использованием персонального компьютера. Итоговый контроль знаний рекомендуется проводить на последнем занятии в форме самоконтроля по вопросам в конце данной программы.

  • Для успешного изучения курса слушателю необходимы элементарные умения использования приложения MS Excel.
  • Педагогу, который проводит обучение следует учитывать индивидуальные особенности слушателей, их возможность работать в своем темпе.
  • Данная программа может использоваться на курсах повышения квалификации педагогических работников, индивидуального обучения педагогов.
  • В результате обучения слушатели будут:
  • — Иметь представление о роли и месте статистических методов в педагогическом исследовании и правилах их использования; об использовании прикладных компьютерных программ для анализа статистических данных.
  • — Знать классификацию статистических методов, особенности применения статистических методов в педагогическом исследовании; алгоритмы определения объема выборки, алгоритмы исследования зависимостей в педагогике (корреляционного и регрессионного анализа) с применением информационных технологий; правила проверки гипотез в педагогическом исследовании с применением статистических программ.
  • — Уметь проводить выборочное педагогическое исследование; проводить анализ данных методами описательной статистики, методами проверки гипотез, исследовать зависимости, использовать данные методы для формирования собственного портфолио.
  • Для того, чтобы программа экспресс-курса была эффективной, разработана модель целей обучения педагогов использованию статистических методов в педагогических исследованиях. Данную модель представим в виде ориентированного графа, элементами которого являются:
  •           — знание;                 — умения,                            — процесс получение знания, развития
  •   умений.
  • 1
  • 5
  • 2
  • 4
  • 3
  • 6
  • 10
  • 7
  • 9
  • 8
  • 11
  1. Статистические методы исследования: виды, назначение, педагогические условия применения.
  2. Особенности применения в педагогике метода и показателей описательной статистики.
  3. Назначение и правила применения метода проверки гипотез.
  4. Назначение и особенности применения в педагогике методов исследования зависимостей.
  5. Назначение метода последовательного анализа.
  6. Виды и назначение компьютерных программ обработки статистических данных в педагогическом исследовании.
  7. Вычисление показателей описательной статистики в Excel и в программе «Педагогическая статистика».
  8. Проверка гипотез с использованием программы «Педагогическая статистика».
  9. Применение корреляционного анализа в педагогическом исследовании в Excel.
  10. Применение регрессионного анализа в педагогическом исследовании в Excel, в программе Statistica.
  11. Использование различных статистических методов для анализа педагогических данных.
Читайте также:  Преобразования галилея. принцип относительности в классической механике - справочник студента

4.Структура и содержание учебного материала

Обозначенные цели реализуются в ходе изучения содержания курса, сгруппированного в три самостоятельных и взаимосвязанных блока. В основу структурирования учебного материала положен логико-смысловой принцип.

  1. Блок 1
  2. Методические подходы к использованию статистических методов в педагогических исследованиях.
  3. Цели: 1, 6.
  • Блок  2
  • Методы анализа данных в педагогическом исследовании.
  • Цели: 2, 3, 4, 5.
  1. Блок 3
  2. Практическое апробирование алгоритмов использования статистических методов.
  3. Цели: 7, 8, 9, 10.

Структура курса «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход»

№ темы Название темы Количество аудиторных часов
Теоретическое обучение Практическое обучение
1 Статистические методы исследования: виды, назначение, педагогические условия применения. 2
2 Педагогические выборки. 1 1
3 Гипотезы педагогического исследования и привила их проверки. 2 2
4 Описание  и анализ данных педагогического исследования с использованием информационного сопровождения (Excel, Педагогическая статистика). 1 4
5 Исследование зависимостей педагогических явлений. 1 1
6 Факторный (корреляционно-регрессионный) анализ педагогических явлений с использованием информационного сопровождения (Excel, Statistica). 1 4
Итого: 8 12

Содержание курса «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход»

Название темы Ссылки на цели курса Содержание темы
Тема 1. Статистические методы исследования: виды, назначение, педагогические условия применения. 1 Педагогическое исследование. Педагогический эксперимент. Измерение педагогических явлений. Статистические методы в педагогическом исследовании: понятие, виды. Педагогические условия использования статистических методов в исследовательской деятельности.
Тема 2. Педагогические выборки. 1 Понятие выборочного исследования. Виды выборок в педагогическом исследовании. Валидность и репрезентативность выборки. Определение необходимого объема выборки в педагогическом исследовании.
Тема 3. Гипотезы педагогического исследования и привила их проверки. 2, 3, 4, 5, 6  Понятие гипотезы педагогического исследования. Статистическая формулировка гипотезы. Критерии проверки гипотез.
Тема 4. Описание и анализ данных педагогического исследования с использованием информационного сопровождения (Excel, Педагогическая статистика). 2, 7, 8, 11 Показатели описательной статистики и их интерпретация. Расчет показателей описательной статистики в электронных таблицах и в программе «Педагогическая статистика» на примере данных результатов тестирования учеников.
Тема 5. Исследование зависимостей педагогических явлений. 4, 8, 9, 11 Понятие связи и зависимости в педагогике. Методы выявления зависимостей педагогических переменных. Корреляционный анализ и его виды. Алгоритм корреляционного анализа. Вычисление коэффициентов корреляции между педагогическими переменными различных типов.
Тема 6. Факторный (корреляционно-регресионный) анализ педагогических явлений с использованием информационного сопровождения (Excel, Statistica). 4, 10, 11 Понятие факторного анализа и его виды. Алгоритм корреляционного и регрессионного анализа данных и интерпретация его результатов. Проведение корреляционно-регресионного анализа успеваемости (количества верно решенных заданий) по дисциплине в электронных таблицах и в программе Statistica.
  • По окончании аудиторных занятий слушателям предлагается выполнение самостоятельной работы, которые актуальны для их профессиональной деятельности. Видами самостоятельной работы являются:
  • — расчет относительных (процентных) показателей успеваемости учащихся;
  • — анализ динамики относительных показателей успеваемости учащихся с применением метода проверки гипотез;
  • — описание данных тестового контроля группы учащихся, вычисление динамики данных, сравнение с аналогичными данными другой группы учащихся;
  • — факторный анализ успеваемости учащихся (тестового контроля) с использованием приложения Excel;
  • — факторный анализ посещаемости учащихся с использованием приложения Excel.
  • 5.Виды и формы учебной деятельности

Курс «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход» − часть специальной подготовки  учителей и будущих учителей. Поэтому тематика лекций отражает научные подходы к пониманию сущности статистических методов и особенностей их применения в исследовательской деятельности.

Лекционные занятия предполагают следующие виды самостоятельной  учебной деятельности слушателей:

  • участие в дискуссии;
  • рефлексия;
  • анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам (по индивидуальному выбору);
  • работа с рекомендованной и самостоятельно подобранной литературой, необходимой для решения профессиональных задач;
  • конструирование профессиональных задач;
  • разработка конкретных форм решения профессиональных задач.

Сопровождение самостоятельной работы слушателей по курсу организовано в следующих формах:

  • согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки представления результатов) самостоятельной работы в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;
  • индивидуальные консультации;
  • промежуточный контроль хода выполнения заданий;
  • оценка результатов выполнения заданий.

6.Учебно-методическое обеспечение учебной деятельностью

Сильченкова С.В. Электронный опорный конспект курса «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход».

Сильченкова С.В. Тезаурус «Статистические методы в педагогическом исследовании».

Сильченкова С.В. Учебно-методическое пособие «Статистические методы в педагогическом исследовании: информационный подход».

Основная литература:

  1. Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли. – М.: Прогресс. 1976.  495с.
  2. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика. 1977. 136 с.
  3. Математические методы в педагогической теории и практике (измерения, вычисления, методы математического моделирования и статистики): Учебное пособие для вузов / Под ред. д.п.н., проф. Губы В. П., д.п.н., проф. Сенькиной Г. Е. – М.: «Принт-Экспресс». 2011.  270 с.
  4. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 2-е изд., испр. И доп. – Спб.: Речь. 2006.  392 с.
  5. Новиков Д.А. Статистические  методы  в  педагогических  исследованиях  (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс. 2004.  67 с.

Дополнительная литература:

  1. Айвазян С.А., Степанов В.С.Инструменты статистического анализа данных «Мир ПК», 1997, № 8. С. 32-41.http://old.osp.ru/text/print/302/157830.html
  2. Баева Т.Е. Применение статистических методов в педагогическом исследовании : учеб.-метод. пособие для студентов и аспирантов ин-та физ. культуры / Т.Е. Баева, С.Н. Бекасова, В.А. Чистяков. − СПб. : НИИХ. 2001.  81 с.
  3. Ашмарин И.П., Васильев Н.Н., Амбросов В.А. Быстрые методы статистической обработки и планирование эксперимента. Изд-во Ленинградского университета. 1971.
  4. Галченкова И.С. Учебно-методическое пособие по дисциплине Эконометрика //НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет». Факультет компьютерных технологий, экономики и дизайна, кафедра математики и информатики. 2009. 45 с.
  5.  Грабарь М.И., Краснянская К.А. Некоторые положения выборочного метода в связи с организацией изучения знаний учащихся. Методические рекомендации. М.: Издательство «Педагогика». 1973.  48 с.
  6.  Орлов А.И. Прикладная статистика. Учебник. /А.И.Орлов. − М.: Издательство «Экзамен». 2004. 656 с.

7.Вопросы для самоконтроля знаний по курсу

  1. Определите место статистических методов в педагогическом исследовании.
  2. Изобразите классификацию статистических методов.
  3. Каково назначение метода описательной статистики и особенность его применения?
  4. Перечислите показатели описательной статистики и их назначение.
  5. Каково назначение метода проверки гипотез?
  6. Каково назначение методов факторного анализа и особенности их применения?
  7. Перечислите известные Вам компьютерные программы обработки статистических данных?
  8. В каких программах можно вычислять показатели описательной статистики?
  9. Каким образом установить пакет анализа данных в Excel?
  10. Каково содержание алгоритма проверки гипотез?
  11. Каково содержание алгоритма корреляционного анализа в Exсel?
  12. Каково содержание алгоритма регрессионного анализа в Exсel?

Источник: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/08/20/statisticheskie-metody-v-pedagogicheskom-issledovanii

Методы психолого-педагогического исследования: их классификации и характеристики (стр. 1 из 4)

  • РЕФЕРАТ
  • На тему:
  • Методы психолого-педагогического исследования: их классификации и характеристики
  • План
  • Введение
  • 1. Основы учения о методах исследования
  • 2. Классификации методов психолого-педагогических исследований
  • 3. Характеристика эмпирических исследований
  • 4. Характеристика теоретических исследований
  • 5. Пути внедрения результатов исследования
  • Заключение
  • Использованная литература
  • Введение

Педагогика — наука развивающаяся.

Она продолжает заниматься более углубленной разработкой всех основных научных проблем, а также определением конкретных научных прогнозов в развитии отдельных звеньев системы народного образования и различных явлений в сфере обучения и воспитания.

Читайте также:  Непрерывные и разрывные функции - справочник студента

В практике современной школы перед психологической службой возникает множество практических задач.

Это задачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.

Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.

Весьма условно все типовые задачи можно отнести к двум классам, исходя из главных функций школы — функции образования и функции воспитания. В реальной практике эти две функции тесно переплетены между собой.

Для ведения педагогических исследований применяются особые научные методы, знание которых необходимо всем участвующим в индивидуальном и коллективном научном поиске.

1. Основы учения о методах исследования

Методология в узком смысле слова есть учение о методах, и хотя мы не сводим ее к такому пониманию, учение о методах играет в методологии чрезвычайно важную роль.

Теория методов исследования призвана вскрыть их сущность, назначение, место в общей системе научного поиска, дать научные основы выбора методов и их сочетания, выявить условия их эффективного использования, дать рекомендации по конструированию оптимальных систем исследовательских приемов и процедур, т.

е. методики исследования. Методологические положения и принципы именно в методах получают свое действенное, инструментальное выражение.

Широко употребляемое понятие «метод научного исследования» — в значительной мере условная категория, объединяющая и формы научного мышления, и общие модели исследовательских процедур, и способы (приемы) выполнения исследовательских действий.

Ошибочно подходить к методам как к самостоятельной категории. Методы — производное от цели, предмета, содержания, конкретных условий исследования. Они во многом определяются характером проблемы, теоретическим уровнем и содержанием гипотезы.

Система методов, или методика, поиска — это часть исследовательской системы, закономерно ее выражающая и позволяющая осуществлять исследовательскую деятельность. Конечно, связи методов в исследовательской системе сложны и многообразны, и методы, являясь своеобразной подсистемой исследовательского комплекса, обслуживают все его «узлы».

В целом же методы зависят от содержания тех этапов научного поиска, которые логически предшествуют этапам подбора и использования процедур, необходимых для проверки гипотезы.

В свою очередь, все компоненты исследования, и методы в том числе, детерминированы содержанием изучаемого, хотя и сами определяют возможности- постижения сущности того или иного содержания, возможности решения определенных научных задач.

Методы и методика исследования во многом определяются исходной концепцией исследователя, его общими представлениями о сущности и структуре изучаемого. Системное использование методов требует выбора «системы отсчета», способов их классификации. Рассмотрим в связи с этим предлагаемые в литературе классификации методов педагогических исследований.

2. Классификации методов психолого-педагогических исследования

Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы:

  1. · организационные;
  2. · эмпирические;
  3. · по способу обработки данных;
  4. · интерпретационные.
  5. К организационным методам ученый отнес:

· сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;

  • · лонгитюдный — как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;
  • · комплексный — как исследование одного объекта представителями разных наук.
  • К эмпирическим:
  • · обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);
  • · эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.);
  • · психодиагностический метод;
  • · анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы);
  • · моделирование;
  • · биографический метод.
  • По способу обработки данных
  • · методы математико-статистического анализа данных и

· методы качественного описания (Сидоренко Е.В., 2000; аннотация).

К интерпретационным

· генетический (фило- и онтогенетический) метод;

· структурный метод (классификация, типологизация и др.).

Ананьев подробно описал каждый из методов, но при всей тщательности его аргументации, как отмечает В.Н.

Дружинин в своей книге «Экспериментальная психология», остается много нерешенных проблем: почему моделирование оказалось эмпирическим методом? Чем практические методы отличаются от полевого эксперимента и инструментального наблюдения? Почему группа интерпретационных методов отделена от организационных?

  1. Целесообразно, по аналогии с другими науками, выделить в педагогической психологии три класса методов:
  2. Эмпирические, при которых осуществляется внешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.
  3. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметом исследования).
  4. Интерпретационно-описательные, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов; отражающие результаты деятельности и т.п.

Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической.

Среди основных теоретических методов психолого-педагогического исследования В.В. Дружинин выделил:

· дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе — восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат — теория, закон и др.;

· индуктивный — обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат — индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;

· моделирование — конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат — модель объекта, процесса, состояния.

Наконец, интерпретационно-описательные методы — это «место встречи» результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия.

Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы; с другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам.

Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и, в конечном счете, оправдание или опровержение гипотезы.

Все методы исследования предлагают подразделять на собственно педагогические и методы других наук, на методы, констатирующие и преобразующие, эмпирические и теоретические, качественные и количественные, частные и общие, содержательные и формальные, методы описания, объяснения и прогноза.

Каждый из этих подходов несет в себе особый смысл, хотя некоторые из них тоже достаточно условны. Возьмем, например, деление методов на педагогические и методы других наук, т. е. непедагогические.

Методы, относимые к первой группе, это, строго говоря, либо общенаучные (например, наблюдение, эксперимент), либо общие методы социальных наук (например, опрос, анкетирование, оценивание), хорошо освоенные педагогикой.

Непедагогические методы — это методы психологии, математики, кибернетики и других наук, используемые педагогикой, но пока еще не настолько адаптированные ею и другими науками, чтобы приобрести статус собственно педагогических.

Множественность классификаций и классификационных характеристик методов не следует считать недостатком. Это отражение многоаспектности методов, их разнокачественности, проявляющихся в различных связях и отношениях.

В зависимости от аспекта рассмотрения и конкретных задач исследователь может использовать различные классификации методов. В реально используемых совокупностях исследовательских процедур просматривается движение от описания к объяснению и прогнозу, от констатации к преобразованию, от эмпирических методов к теоретическим.

При использовании некоторых классификаций тенденции перехода от одной группы методов к другой оказываются сложными и неоднозначными. Наблюдается, например, движение от общих методов (анализ опыта) к частным (наблюдение, моделирование и т. д.

), а затем снова к общим, от качественных методов к количественным и от них снова к качественным.

Источник: https://mirznanii.com/a/177095/metody-psikhologo-pedagogicheskogo-issledovaniya-ikh-klassifikatsii-i-kharakteristiki

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector