Сравнительный анализ методов п. экмана и к. изарда — справочник студента

Среди эмпирических методов исследования определенных событий чаще всего используется метод сравнительного анализа. Благодаря ему выявляются общие и отличные черты (характеристики) какого-либо явления, исследуемого процесса на разных этапах развития (временных, событийных и т. д.).

Сравнительный анализ методов П. Экмана и К. Изарда - Справочник студента

Определение

Сравнительный метод – это один из главенствующих логических приемов познания предметов, явлений, событий внешнего мира, которое начинается с того, что аналитики их отделяют от всех предметов и (или) устанавливают их сходство с родственными предметами и явлениями.

Через сравнение определяются общие и отличные методологические подходы научных школ, которые изучают некие процессы, сравнивают определенные критерии и категории.

Причем сравниваются только те явления (характеристики), которые имеют сходные признаки и объективную общность в рамках выбранного научного исследования.

В итоге можно выяснить общее, что повторялось в явлениях и стало ступенькой на пути выявления ряда закономерностей изучаемых событий.

Сравнительный анализ методов П. Экмана и К. Изарда - Справочник студента

Применение

Для исследования динамики изменения неких процессов, поиска различий и общностей часто используют сравнительный анализ. Примеры практического использования можно найти в социологии, юриспруденции, политическом и экономическом анализе, науке и культуре.

Общеизвестно, что определять динамику эффективности предприятия удобно не с помощью абстрактных величин, а сравнивая либо с другими схожими фирмами, либо основываясь на статистике компании в равновесный промежуток времени. Например, как изменилась производительность труда (доходы, убытки) в текущем году относительно аналогичного промежутка времени прошлых лет, как за это время сработали предприятия-конкуренты.

Метод сравнительного анализа незаменим в социологии, исследовании общественного мнения, статистическом анализе.

Только опираясь на данные предыдущих исследований, можно точно выявить динамику изменения настроений в обществе, оперативно выявлять нарастающие проблемы и вовремя на их реагировать.

Сравнительный анализ эффективен и показателен на всех уровнях: от отдельной семьи до всего общества, от бригады до коллектива большого предприятия, от муниципального уровня до государственного.

Сравнительный анализ методов П. Экмана и К. Изарда - Справочник студента

Виды сравнительного анализа

Виды анализа зависят от методики и количества сравниваемых показателей. При отслеживании определенного явления можно опираться на данные самого явления, сравнивать его с аналогичным либо с совокупностью явлений.

Например, при отслеживании динамики хозяйственной деятельности компании можно опираться на ее собственную статистику за различные временные промежутки, сравнивать с конкурирующей фирмой либо оценивать в контексте всей отрасли (совокупности фирм).

Классификация

Виды анализа делятся на:

  • Количественный – анализ с точки зрения количественного представления характеристик.
  • Качественный – анализ качественных характеристик, свойств.
  • Ретроспективный – анализ изменений во времени, их влияние на текущие события.
  • Прикладной – анализируется практическая деятельность исследуемой структуры.
  • Исследовательский – применяется в аналитических науках.
  • Описательный – анализ начинается с исследований структуры явления, затем идет к его функциям и цели.
  • Общий – базируется на общей теории систем.
  • Структурный – анализируется общая структура явления.
  • Микросистемный – исследуется конкретная система.
  • Макросистемный – анализируется роль конкретной системы в совокупности родственных систем.
  • Витальный – анализируется развитие системы, определяются ее основные этапы.
  • Генетический – используется в анализе генетических систем, механизмов наследования.
  • Другие виды.

Сравнительный анализ методов П. Экмана и К. Изарда - Справочник студента

Методика исследования права

Сравнительный анализ систем правоведения различных стран позволяет развивающимся государствам перенимать эффективно зарекомендовавшие себя методы управления, совершенствовать законодательство, структуру административной системы.

Изучение теоретического наследия свидетельствует о том, что развитие теории права в одной стране вне контекста всемирной истории и достижений правовой мысли других стран невозможно и приводит к узкому ограниченному подходу в определении проблем права.

Именно это, собственно, и определяет закономерность транснациональной природы правовой науки, не исключая при этом социально-политической функции правоведения конкретного государства.

Например, даже советская юридическая наука являлась не изолированной системой, а частью диалектически целостной мировой юриспруденции.

Особенности применения методики

Правовой метод сравнительного анализа – это, прежде всего, сопоставление компаративистики, то есть анализ сходных черт. Ряд уважаемых исследователей отмечают два основополагающих условия правильного применения сравнительного метода:

  • Не следует ограничиваться сравнением народов одной расы или религии.
  • Сравнивать можно только законодательства или правовые системы, находящиеся на одном уровне общественного развития.

Почему? Сравнительная история права не должна ограничиться простым сопоставлением исследуемых юридических систем лишь потому, что они сосуществуют одновременно во времени или территориально близко.

Ведь в праве нет места для экспериментов – по каждому решению, направленному на создание или реализацию права, стоят судьбы и интересы граждан, экономики, государства. Право должно быть максимально совершенным и системным.

Именно поэтому, вместо эксперимента, используют сравнительно-правовые исследования, которые укажут важные варианты решений, предостерегут от принятия устаревших или неэффективных в актуальных условиях решений.

Сравнительный анализ методов П. Экмана и К. Изарда - Справочник студента

Прогноз развития предприятий

Задекларированное вхождение страны в мировое сообщество в условиях перехода экономик ведущих стран мира на инновационное развитие заставляет отечественных товаропроизводителей модернизировать производство.

Промедление грозит системным отрывом от развитых стран и превращением в сырьевой придаток, донора дешевой рабочей силы.

Понимая это, передовые отечественные предприятия пытаются найти свое место на мировом рынке, опираясь на новые разработки.

Однако поиск идей инновационных разработок в основном ведется чисто интуитивным путем, при этом шансы на успех являются незначительными и больше зависят от субъективных факторов. В то же время существует метод сравнительного анализа. Он позволяет:

  • Вести целенаправленный поиск идей новых товаров, технологий их изготовления, методов управления.
  • Осуществлять выбор наиболее приемлемых идей инноваций, повышая тем самым шансы инвесторов на успех.
  • Закладывать основы перехода на инновационное развитие.

Сравнительный анализ методов П. Экмана и К. Изарда - Справочник студента

Анализ бизнеса

Для эффективного хозяйствования сравнительный метод жизненно необходим. Как по-другому отслеживать, лучше стала работать фирма или хуже? Каково ее место на рынке? Как развиваются конкуренты? Только при сравнении с предыдущими временными периодами собственной деятельности и по возможности конкурирующих структур можно строить стратегические планы развития.

При исследовании больших объемов данных здорово помогает таблица сравнительного анализа. Она позволяет наглядно структурировать показатели. Пример простейшей сравнительной таблицы (коэффициенты взяты условно):

Критерий Конкурент Исследуемая фирма Выводы
Качество изделия 7 5 Повысить качество, обновив оборудование
Цена 6 5 Оптимизировать затраты
Оперативность доставки 5 4 Уменьшить время производства
Сервис 5 6 Сохранить уровень сервиса
Производительность 7 6 Повысить квалификацию работников

Сравнительный анализ методов П. Экмана и К. Изарда - Справочник студента

Применение в политологии

Период относительно быстрых политических изменений, в которые мир вступил в начале XXI века, обусловливает повышенную потребность в их научном осмыслении. В рамках исследований современного этапа политических трансформаций применяют план сравнительного анализа. Он должен соответствовать трем важнейшим условиям:

  • Оперирование большим объемом эмпирических данных.
  • Обеспечение максимальной автономии исследователя от ценностно и идеологически окрашенных подходов.
  • Выделение особенных черт и общих тенденций исследуемых процессов.

Для этого наилучшим образом подходит именно метод сравнительного анализа. Он гарантирует актуальность, научное и практическое значение исследования значительной части современного методологического инструментария политологии. Сравнительный анализ может быть также ценным и в условиях рассмотрения проектов политических реформ.

Изучение опыта соседей по планете помогает точнее оценить их преимущества и недостатки.

Соответственно, внимание сравнительно-политологических исследований в последние десятилетия в основном сосредоточено вокруг поиска моделей административно-государственного управления, учитывая динамику реформ, последнее десятилетие осуществляемых в западных и постсоциалистических странах.

Источник: https://www.syl.ru/article/211858/new_metod-sravnitelnogo-analiza-sravnitelnyiy-analiz-primeryi

Эмоциональный интеллект и способы его развития

  • Статьи
  • Психология и педагогика
  • Управление школой
Читайте также:  Раскрытие информации о капитале в бухгалтерской отчетности - справочник студента

Что такое эмоции? Что такое чувства? Как они зарождаются? Что такое эмоциональный интеллект? Какие практики его разовьют? В непростых вопросах поможет разобраться Ольга Сергеевна Ноженкина, кандидат психологических наук, методист, автор научных статей, разработчик тренинга развития профессиональной рефлексии учителя.

25 декабря 2019

«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».

Эмо́ция (от лат. emoveo — «потрясаю», «волную») — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

  1. Сначала приходит стимул из окружающего мира.
  2. Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

 Эмоции  Чувства
 Эмоции кратковременны. Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции  кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.  Чувства длительны и устойчивы. Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную  эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека.  Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость,  ощущать «тепло» внутри.
Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада? Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.
Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас  неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха. Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное  время.

Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций. Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:

  1. Нейрофизиологический
  2. Экспрессивный
  3. Субъективный

Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх. Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх. Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:

  1. радость
  2. печаль
  3. страх
  4. гнев

На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки. Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.

com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров).

Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.

Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей. В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом. В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно. Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире. Сравнительный анализ методов П. Экмана и К. Изарда - Справочник студента Сравнительный анализ методов П. Экмана и К. Изарда - Справочник студента Сравнительный анализ методов П. Экмана и К. Изарда - Справочник студента Все модели перекликаются друг с другом, содержат в своей основе одни и те же компоненты, но каждый из психологов привнес что-то свое.

  1. Самосознание
  2. Самоконтроль
  3. Эмпатия
  4. Управление отношениями

Сравнительный анализ методов П. Экмана и К. Изарда - Справочник студента Хороший руководитель будет эффективно справляться со своими обязанностями, когда его эмоциональный интеллект будет доходить до 85%.

  • понимает свои эмоции;
  • знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
  • умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
  • стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
  • умеет регулировать свои эмоции;
  • умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
  • конфликтен;
  • раздражителен;
  • нерешителен;
  • стремится держать все под контролем;
  • подвластен сильному чувству гнева.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения обоих».

Не бывает плохих и хороших эмоций. Все эмоции нам нужны. Даже страх, печаль и гнев.

  1. Идентификация. Распознавание эмоции.
  2. Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
  3. Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
  4. Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
  • Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
  • Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
  • Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
  • Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.

Сергей Шабанов, Алена Алешина: Эмоциональный интеллект. Российская практика

Понятие эмоционального интеллекта вошло в обиход недавно, в 1990 году, но за это время оно стало неотъемлемой частью психологии Запада. Книга показывает, как приложить накопленные знания к российской действительности. Мы часто говорим о загадочной русской душе. Возможно, это эмоциональный интеллект, который руководит нами в большей степени, чем коэффициент интеллекта?

Купить Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей. Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения. В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения. Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:

Читайте также:  Понятие социальной системы и социальной организации - справочник студента
 Факт   (ситуация,   человек)  Мысли      Физические   ощущения  Эмоции    

Улучшаем навыки осознания эмоций других людей. Для этого можно обращать внимание на невербальное поведение другого человека и развивать навыки эмпатии. Если общение происходит с близким человеком, можно проверить правильность своих догадок, спросив: «Как ты себя чувствуешь?» или выдвинув предположение: «Мне кажется, ты сейчас чем-то расстроен». Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости. Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже. Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. А когда вы находитесь в общественном транспорте, у вас есть свободное время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, эта история веселая или грустная? Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму. Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной. Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час. Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем). Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь. Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали. Управление эмоциями других людей. Сюда входит целый комплекс навыков, связанный с умением успокоить другого человека, если тот сильно разозлен, боится или расстроен, а также умение, наоборот, «заразить» позитивной эмоцией других людей. Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора. Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-». Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать? Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен? И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей. Обязательно посмотрите мультфильм «Головоломка», если еще не видели его. Получите много впечатлений, узнаете, как зарождаются эмоции.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/emotsionalnyy-intellekt-i-sposoby-ego-razvitiya-article/

Методика К. Изарда

Шкалы дифференциальных эмоций (ШДЭ) — инструмент самоотчета (рефлексии), созданный для оценки выражения самим индивидом своих собственных фундаментальных эмоций и/или комплексов эмоций.

Эта методика представляет собой список (перечень) общеупотребительных (массовых) определений (суждений), которые, в то же время, стандартизированы и переводят индивидуальное описание эмоционального переживания в отдельные общие категории эмоций (обобщенных переживаний).

С помощью данной целостной шкалы (см. бланк ответов) можно оцени­вать целый ряд эмоций человека.

Изменение в инструкции позволяет использовать тот же самый набор отдельных шкал для оценки особенностей эмоциональных переживаний (частота, с которой в течение определенного времени переживается эмоция, может рассматриваться как «эмоциональная черта» личности).

Эта модификация целостной шкалы была обозначена как вторая шкала дифференциальных эмоций. И первая и вторая шкалы состоят из 30-ти прилагательных (по 3 (три) для каждой из 10-ти фундаментальных эмоций, – концепция К. Изарда)), характеризующих психические эмоциональные состояния человека.

Инструкция к первому варианту данной тестовой методики (к первой шкале) требует от индивида оценить по пятибалльной шкале интенсивности (силы, выраженности) степень точности, с которой каждое слово (понятие) описывает то, что он чувствует (испытывает) в настоящее время (в данный момент).

Каждое суждение опросника оценивается респондентом по отношению к самому себе от нуля до пяти баллов. Чем выше балл, тем больше суждение оценено респондентом в качестве «подходящего» по отношению к нему.

В инструкции подчеркивается, что испытуемый должен оценить свое психическое эмоциональное состояние в настоящее (текущее) время или в данный момент времени.

В инструкции ко второму варианту данной методики индивида просят проанализировать определенный период времени (продолжительность которого может варьироваться) и оценить (по той же пятибалльной шкале интенсивности переживания) ту частоту, с которой он испытывал каждую перечисленную (определенную) эмоцию (чувство) в течение этого времени. Подразумеваемый период времени может составлять от одного года до «всей предшествующей жизни». Цель второго варианта методики (второй шкалы) — определить, как часто некто (какой-либо испытуемый) переживает каждую из фундаментальных (базовых) эмоций. Причем, частота переживания данной эмоции рассматривается как показатель выраженности соответствующей «эмоциональной черты». Система балльной оценки испытуемым своих эмоциональных состояний та же, что и в первом случае.

Возможно единовременное проведение двух вариантов (двух шкал) данной тестовой методики. Ниже даётся перечень слов (понятий, терминов), отражающих различные эмоциональные и чувственные переживания человека.

«Шкалы дифференциальных эмоций»

Читайте также:  Содержание инвестиционного менеджмента, его задачи и место в системе менеджмента предприятия - справочник студента

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_80160_metodika-k-izarda.html

Vikent — Психологическая теория и методика Пола Экмана

Американец Силван Томкинс в годы «… своей работы над докторской диссертацией в Гарварде, он работал судьей на скачках для одного из беговых синдикатов, причем столь успешно, что жил в роскошном особняке на манхэттенском Ист-Сайде. На ипподроме, где он часами следил за лошадьми в бинокль, его называли «профессором».

«У него была система прогнозирования результатов забега. Он оценивал шансы скакуна исходя из того, какие лошади бежали по обе стороны от него, точнее, на основе их эмоциональных взаимоотношений», — вспоминает Экман. Если, например, жеребец проиграл кобыле в первом или втором забеге, а к воротам идёт рядом с кобылой, его карьера кончена.

(Или что-то в этом роде, досконально этого не знал никто.)

Силван Томкинс полагал, что на лицах (и даже на лошадиных мордах) отражаются признаки внутренних эмоций и мотивов. Рассказывали, что он мог зайти на почту, подойти к плакатам с фотографиями разыскиваемых и, всего лишь взглянув на них, сказать, какие преступления совершили скрывавшиеся люди.

«Он смотрел шоу То Tell the Truth («По правде говоря») и всегда безошибочно определял, кто из участников лжёт, — вспоминает его сын Марк. — Однажды он даже написал продюсеру, что всё это слишком просто, и тот пригласил отца в Нью-Йорк, чтобы он всё это объяснил за сценой».

Вирджиния Демос, преподаватель психологии в Гарварде, вспоминает свои долгие беседы с Томкинсом во время Национального съезда Демократической партии в 1988 году. «Если звонили по телефону, он приглушал звук телевизора, но продолжал следить за дебатами политиков. Скажем, Джесси Джексон дискутировал с Майклом Дукакисом.

Томкинс смотрел на их лица и делал прогнозы. Это впечатляло».

Пол Экман впервые встретился с Томкинсом в начале 1960-х годов. Пол был тогда молодым психологом, только что окончившим аспирантуру. Его очень интересовало чтение по лицам. Он пытался понять, существуют ли чёткие правила, управляющие мимикой человека. Силван Томкинс полагал, что да, но большинство психологов утверждали, что нет.

Согласно общепринятым представлениям того времени, выражение лица определяется общей культурой: мы управляем нашей мимикой в соответствии с приобретенными социальными навыками.

Пол Экман не знал, какая из этих точек зрения верна, поэтому в поисках ответа отправился в Японию, Бразилию и Аргентину (даже посетил изолированные племена на Дальнем Востоке), взяв с собой фотографии мужчин и женщин с разными выражениями лиц.

К его изумлению, в любой стране опрашиваемые совершенно одинаково толковали лица на фотографиях. Экман понял, что Томкинс прав.

Вскоре после этого Силван Томкинс посетил лабораторию Экмана в Сан-Франциско. Экман обнаружил десятки тысяч метров киноплёнки, отснятой вирусологом Карлтоном Гайдусеком в отдаленных районах джунглей Папуа — Новой Гвинеи.

Среди прочих были сняты люди племени саут-фор, миролюбивые и дружелюбные, и представители кукукуку, агрессивного и жестокого племени с гомосексуальным ритуалом — мальчиков доподросткового возраста принуждали ублажать взрослых мужчин-соплеменников.

В течение шести месяцев Пол Экман и его помощник Уоллес Фризен отбирали кадры, вырезая лишние сцены и оставляя только крупные планы лиц, чтобы сравнить мимику представителей обеих групп.

Пока Экман настраивал кинопроектор, Томкинс сидел в конце комнаты. Ему ничего не сказали о характере племён; весь контекст был удален. Томкинс внимательно смотрел на экран.

В конце фильма он подошёл к экрану и показал на лица людей из племени саут-фор. «Это милые, мягкосердечные люди, очень терпимые и миролюбивые, — сказал он. Потом показал на лица людей из племени кукукуку.

— Вторая группа жестока, и есть много признаков, указывающих на гомосексуальные наклонности».

Даже сегодня, треть века спустя, Экман не может понять, как Томкинс сделал это. «Бог мой! Я чётко помню, как я тогда сказал: «Силван, как ты вообще это делаешь?» — вспоминает Экман.

— И он подошёл к экрану и, когда мы прокручивали фильм задом наперёд в замедленном действии, показывал нам особые желваки и морщины на лицах, которые позволили ему прийти к этому суждению. Вот тогда я понял — мне надо «распаковать» лицо.

Это золотые копи знаний, которые раньше никто не замечал. Томкинс умел читать лица, и если я сумею научиться этому, то, возможно, сумеют и все остальные».

Экман и Фризен решили создать таксономию выражений лица. Они пролистали медицинские книги, в которых описываются мышцы лица, и определили каждое отдельное мышечное движение на лице. Они насчитали сорок три таких движения — Пол Экман и Уоллес Фризен назвали их единицами действия.

Потом они взялись за практические занятия: сутки напролёт сидели друг напротив друга, воспроизводя по очереди каждую единицу действия.

Сначала они мысленно обнаруживали нужную мышцу, сосредоточивались на том, чтобы её выделить, и при этом внимательно наблюдали друг за другом, следили за своими мимическими движениями в зеркале, записывая, как рисунок линий на лице меняется с каждым движением мышц, фиксируя эти движения на видеопленку.

В нескольких случаях, когда у них не получалось воспроизвести какое-либо выражение лица, они шли на анатомический факультет Калифорнийского университета в Сан-Франциско, и их знакомый хирург колол иголкой или воздействовал электричеством на упрямую мышцу. «Это было ужасно неприятно», — вспоминает Экман.

Когда все единицы действия были освоены, Экман и Фризен начали воспроизводить их в сочетаниях. Весь процесс изучения и практики занял семь лет. «Существует триста комбинаций движений двух мышц, — говорит Экман.

— Если добавить третью мышцу, у вас будет более четырёх тысяч комбинаций. Мы довели исследования до пяти мышц, что означает более десяти тысяч выражений лица».

Большинство из этого множества выражений, разумеется, ничего не означает, что-то вроде бессмысленных гримас ребёнка.

Но, прорабатывая каждое сочетание единиц действия, Экман и Фризен выделили примерно три тысячи имеющих значение и в результате создали каталог основных выражений человеческого лица (См.: Paul Ekman, Walace V. Friesen, Facial Action Coding System, рart 1 and 2, 1978 – Прим. И.Л. Викентьева).

Полу Экману сейчас за шестьдесят. […] На стене, за его спиной, фотографии двух его любимых героев — Томкинса и Дарвина.

«Кто угодно может воспроизвести единицу действия номер четыре, — сказал он и нахмурил брови, используя мышцы надпереносья и бровей. — Почти каждый может воспроизвести единицу действия номер девять. —  Он сморщил нос с помощью мышцы верхней губы и крыльев носа.

— Все могут показать пятый номер», — он сократил мышцу верхнего века, приподняв его.

Продолжение »

Источник: https://vikent.ru/enc/5794/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector