Содержание понятия лидерства в управлении организацией — справочник студента

Лидер – это тот человек (личность), который обладает правом, признанным за ним другими членами группы, принимать наиболее важные, ответственные решения, касающиеся интересов всей команды, определяющие направленность и содержание ее деятельности.

Статус лидера в организации может быть официальным и неофициальным. В последнем случае управленческие способности и организаторские таланты позволяют конкретному человеку осуществлять фактическое руководство людьми.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Если официальный руководитель назначается «сверху», то лидер обычно выдвигается из коллектива. Последователи лидера добровольно, по своему желанию следуют за ним, а он, в свою очередь, желает их вести за собой, задавать направление деятельности.

Лидер обладает знаниями и способностями, которые его соратники ставят выше таких же характеристик других членов коллектива. Это демонстрируют различные проведенные исследования.

Лидер – это человек, наделенный особыми психологическими чертами: достаточной самоуверенностью, живым и развитым интеллектом, волевым характером, профессионализмом и знанием своей работы, способностью разбираться в психологии человека, талантом организатора.

Лидерские качества и характеристики

Определенные характеристики личности и лидерство соотносятся между собой следующим образом:

  • Лидер более развит интеллектуально, чем его сторонники. Однако ему важно понимать, что это не стоит демонстрировать, отрываясь от преобладающего интеллектуального уровня своих последователей. Люди могут просто отвергнуть своего лидера, решив, что он слишком далек от них.
  • Как правило, лидеры стремятся к власти, испытывают к ней сильное желание. Это, безусловно, мотивирует их к лидерству. Такие люди более сосредоточены на своей личности, честолюбивы, энергичны, им важен высокий уровень личного престижа. Они лучше подготовлены в социальном плане, более гибкие и адаптивные. Лидер может долго удерживать свое положение за счет любви к власти и интриганству. При этом он не всегда эффективен в своей деятельности.
  • Интересно отметить, что из шести сотен наиболее знаменитых правителей в истории человечества наибольшей популярностью в народе пользовались либо самые высокоморальные, либо полностью аморальные особы. То есть для достижения лидерства следует быть крайне добродетельным либо же совершенно беспринципным.
  • Симонтон – психолог из США, который изучил сотню личностных характеристик американских президентов. Он собрал комплексные сведения о семьях, где росли будущие руководители государства, об образовании, предыдущей деятельности, а также о личностных свойствах. Рост, величина семьи и число книг, которые вышли до начала президентства – вот три показателя, которые так или иначе связаны с эффективностью президентов США, оцениваемой историками. Так, Симонтон установил, что президенты, родившиеся в небольших семьях, чаще становились выдающимися политическими и государственными деятелями. Это видно на примере великого президента Ф. Рузвельта, бывшего единственным ребенком в семье. Что касается остальных 97 характеристик президентов (в том числе личностных), то они никоим образом не связаны с их лидерской эффективностью.
  • Выявлена некоторая зависимость между ростом человека и возможностью того, что он может стать лидером. В Америке чаще всего высокие кандидаты получали победу на президентских выборах, кроме Р. Никсона (1972), Дж. Картера (1976). Главы США, обладавшие высоким ростом, оставляли более заметный след в истории страны. Это значит, что высокие люди имеют повышенные шансы на лидерство. Но это вовсе не обязательно, ведь большими лидерами являлись такие малорослые люди как Гитлер, Наполеон, Ленин, Сталин.
  • Исследования показывают, что эффективность лидерства в немалой степени обусловлена смелостью человека, его обаянием и харизмой, стремлением быть первым и уверенностью в себе.

Таким образом, определить заранее эффективность потенциального лидера очень сложно, если опираться только на его личностный портрет. Исследователи полагают, что недостаточно принимать во внимание одни лишь характеристики личности. Следует также учитывать ту ситуацию, обстановку, в которой становятся очевидными эти характеристики.

При этом важно понимать, что личностные свойства все же оказывают определенное влияние на шансы человека достигнуть лидерского положения. Будет правильно в одном комплексе изучать и оценивать личность человека и ту ситуацию, в которой он выступает в качестве лидера. Приверженцы такого подхода полагают, что эффективному лидеру вовсе не требуется быть выдающейся (великой) фигурой.

Просто необходимо оказаться в нужном месте и в нужное время нужным человеком.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Магнитные материалы и их применение - справочник студента

Оценим за полчаса!

Можно заключить следующий вывод: претендовать на лидерство в коллективе может тот, кто способен разрешить определенную коллективную ситуацию, решить общие проблемы и задачи, кто обладает важнейшими для команды личностными качествами, кто разделяет и даже задает ценности группы. Лидер – это фактически зеркальное отражение своего коллектива (группы, команды). Появление конкретного лидера в группе определяется особенностями самой группы. И еще: человек, добившийся лидерства в одной команде, может не достигнуть этого в другой.

Разновидности лидерства

Исходя из уровня (масштаба) решаемых задач, можно выделить следующие виды организационного лидерства:

  • Бытовое (в школьной либо студенческой среде, группе, собравшейся для совместного проведения досуга, а также в семейном кругу).
  • Социальное (производственная среда, профсоюзные ячейки и организации, всевозможные общественные объединения).
  • Политическое (общественные, политические, государственные деятели).

Судьбы бытовых, социальных и политических лидеров связаны между собой определенным образом. Так, человек, достигший бытового лидерства, имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидер, наделенный организаторскими талантами, может оперативно и правильно проанализировать сложившуюся ситуацию, обрисовать главные задачи, требующие приоритетного решения, выделить реальные возможности и ресурсы для достижения целей, определить сроки реализации задач весьма точным образом. Талантливого организатора отличает в первую очередь его способность быстро находить качественное решение, эффективные способы и средства достижения поставленных целей. Это подтверждается на практике повсеместно.

Структура механизма лидерства в организации

Чтобы руководить людьми, необходимо обладать рядом определенных качеств и характеристик социально-психологического плана. Немалое значение в этом имеет любовь и доверие к лидеру со стороны группы.

Доверяя своему лидеру, люди признают его высокие качества, заслуги, достижения, полномочия, а также правильность и эффективность его деятельности.

Это означает, что они соглашаются с человеком, который является для них авторитетом. Они готовы выполнять заданные действия, причем, заданные без какого-либо принуждения, на основе доверия к своему лидеру.

То есть между ним и его последователями установлено внутреннее согласие и единство.

Структура механизма, посредством которого лидер воздействует на людей, базируется на характеристиках последователей. В этом отношении лидер очень зависим от своей команды.

Она же, в свою очередь, представляя себе образ совершенного лидера (модель), желает, чтобы действующий лидер соответствовал этому идеалу и в то же время был способен выразить интересы всего коллектива.

Если данные требования будут соблюдаться полностью, то люди будут со всем желанием следовать за своим лидером.

Таким образом, свойства последователей определяют структуру, с помощью которой лидер совершает воздействие на них. Задачи этой структуры следующие:

  • Вызывать проявление активности, управлять действиями группы, поддерживать уровень ее престижа, а также внешние отношения.
  • Осуществлять регулировку внутренних отношений в группе, обеспечивать личностную поддержку членам команды.

Подытоживая, можно определить лидерство как процесс общественной организации и управления.

Чтобы быть лидером, необходимо иметь реальную официальную либо неофициальную власть в группе, уровень и масштаб которой может быть самым различным (государство, группа стран, местный орган управления, общественная организация и пр.).

Власть лидера, носящая формальный характер, должна соответствовать законодательству. В любом случае, настоящий лидер должен обладать общественной, моральной, эмоциональной поддержкой своих последователей.

Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход? Закажи свою оригинальную работу УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/soderzhanie-ponyatiya-liderstva-v-upravlenii-organizaciej/

Лекция: Руководство и лидерство в управлении

ГПОУ «Краснокаменский медицинский колледж»

Специальность 31.02.01 Лечебное дело

углубленнойподготовки

очная форма обучения

МДК.06.01. Организация профессиональной деятельности

Методическая разработка

  • теоретического занятия № 4
  • Тема: Руководство и лидерство в управлении
  • для преподавателя
  • Составил:
  • Преподаватель

Варламова О.В.

  1. 2016
  2. РАССМОТРЕНО
  3. на заседании ЦМК ЛД
  4. Протокол № __ от _____20__г.
  5. Председатель ЦМК

Постникова О.В. ___________

(Ф.И.О.) (подпись)

  1. Тема занятия: Руководство и лидерство в управлении

  2. Форма организации учебного занятия: лекция.

  3. Вид лекции: традиционная.

  4. Тип лекции: текущая.

  5. Перечень формируемых компетенций:

— общие: ОК1-ОК 13

— профессиональные: ПК 6.1- ПК 6.5

  1. Цель занятия: познакомить студента с основными субъектами управления, видами руководства и лидерства

  • Задачи:
  • обучающие:
  • — дать представление о руководстве и лидерстве в управлении
  • воспитательные:
  • — развить интерес к будущей профессии
  • — воспитать гуманные качества личности
  • развивающие:
  • — научить контролировать свою собственную деятельность
  • — развивать внимание, память
  • — демонстрировать навыки конспектирования
  1. Методы обучения: изложение

  2. Оборудование (оснащение) занятия: информационное – методическая разработка для преподавателя.

  3. Межпредметные связи: информатика, математика, психология.

  4. Внутрипредметные связи: Организация как объект управления. Руководство и лидерство в управлении. Экономические основы здравоохранения.

  5. Описание хода занятия (таблица 1).

  6. Список основной и дополнительной литературы по тематике лекции:

Акопов В.И. Правовое регулирование профессиональной деятельности медицинского персонала.-Ростов н/Д.: Феникс, 2015.-332с. /1 электронное издание

  1. Таблица 1
  2. Описание хода занятия
  3. пп
  4. Этапы занятия
  5. Ориентировочное время
  6. Содержание этапа.
  7. Методические указания
  8. 1
  9. Организационный момент
  10. Цель: организовать студентов на деятельность для достижения поставленных целей, создать у них положительный эмоциональный настрой
  11. 3 мин.
  12. Проверка присутствующих, наличия формы, готовности студентов к занятию, оснащения рабочего места.
  13. 2
  14. Целевая установка. Мотивация учебной деятельности
  15. Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста
  16. 8 мин.
  17. Сообщение темы, цели и задач занятия.
  18. Формирование мотивации совместно со студентами
  19. 3
  20. Изложение нового материала
  21. Цель: сообщение новых знаний.
  22. 69 мин.
  23. Изложение основного содержания лекции
  24. (Приложение 1).
  25. 5
  26. Осмысление и систематизация полученных знаний. Подведение итогов занятия
  27. Цель: закрепление учебного материала, оценка работы студентов на занятии в целом
  28. 7 мин.
  29. Преподаватель отвечает на вопросы студентов.
  30. 6
  31. Задание на дом
  32. Цель: организация студентов для поиска дополнительной информации
  33. 3 мин.
  34. Выдача и разъяснение домашнего задания.
  35. Домашнее задание:

1. Акопов В.И. Правовое регулирование профессиональной деятельности медицинского персонала.-Ростов н/Д.: Феникс, 2015.-332с. /1 электронное издание

Приложение 1

РУКОВОДИТЕЛЬ, ЕГО ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

В каждой системе управления есть субъект – управляющее звенои объекты управления. Объекты управления– это отдельные люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления.

Субъектыуправления –это отдельные люди или группы людей, наделенные управленческими полномочиями и осуществляющие или принимающие участие в управленческой деятельности.

Это могут быть лица, принимающие управленческие решения, менеджеры, руководители, работники аппаратов управления, а также члены коллегиальных органов управления — советов, президиумов, комитетов, комиссий.

  • Влияние на объектов управления основано не столько на статусно-ролевом положении, сколько на профессионализме и компетентности.
  • Однако особое место среди них занимают руководители или менеджеры, обобщенную характеристику которых составляют биографические данные, способности, авторитет, подготовленность, статус, деловые и моральные качества.
  • Существуют определённые правила хорошего руководителя:
  1. Руководитель должен быть не погонщиком, а ведущим за собой, полагаясь на содействие и помощь тех, кого он ведет.

  2. Руководитель должен верить в свое дело. Прямая походка, поднятая голова, четкий шаг помогут выработать привычку быть уверенным в себе и своем деле.

  3. Руководитель должен знать науку об организации и управлении.

  4. Руководитель должен ценить время свое и подчиненных.

  5. Руководитель должен быть строгим и требовательным, не доходя до придирчивости и жестокости.

  1. Руководитель должен уметь принимать критику.

  2. Руководитель должен уметь критиковать и наказывать.

  3. Руководитель должен быть приветливым и тактичным.

  1. Руководитель должен обладать чувством юмора. Хорошее настроение способствует производительности труда.

  2. Руководитель должен уметь говорить и слушать.

  3. Руководитель должен уметь молчать.

  4. Руководитель должен знать своих подчиненных.

Читайте также:  Разложение функций в ряды - справочник студента

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.

Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти.

Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Качества и черты личности лидера

  1. Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:
  2. доминантность — умение влиять на подчиненных;
  3. уверенность в себе;
  4. эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
  5. креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
  6. стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
  7. ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
  8. независимость, самостоятельность в принятии решений;
  9. гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
  10. общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.
  11. Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.
  12. В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.

  • Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
  • Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
  • Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
  • Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
  • Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
  • Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
  • Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства.

При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.

СТИЛИ РУКОВОДСТВА В УПРАВЛЕНИИ ГРУППОЙ

  1. Стильруководстваэто совокупность характерных методов, приемов и действий руководителя по отношению к подчиненным.

    Стиль руководства определяется следующими основными факторами:

  2. — степень делегирования руководителем своих полномочий;
  3. — степень участия подчиненных в принятии решений;
  4. — уровень информированности подчиненных о состоянии дел в организации;
  5. — виды власти, используемые руководителем.

  6. Основные стили руководства:
  • Авторитарный стиль —характеризуется концентрацией власти у одного руководителя. Он сам принимает решения и жестко определяет всю деятельность подчиненных. При этом они получают минимум необходимой информации. Руководитель применяет в основном прямые методы побуждения: приказ, команду, распоряжение, требование. Деятельность подчиненных строго контролируется. Вступает с подчиненными только в деловые контакты, не принимает критику со стороны подчиненных. Преобладает власть, основанная на принуждении.
  • Демократический стиль— руководитель децентрализует свою власть. Он консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в выработке решений. Подчиненные получают достаточную информацию, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. Их инициатива всячески стимулируется, руководитель допускает элементы коллективного самоуправления. Чаще применяет косвенные методы побуждения: совет, рекомендация, предложение, пожелание и т.п. Вступает с подчиненными не только в деловые, но и в доверительные личные отношения, принимает критику со стороны подчиненных, стараясь учитывать ее в дальнейшей работе. Использует все виды власти, но особенно власть, основанную на поощрении, и власть примера.
  • Либеральный стиль— характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность коллектива. Работникам предоставляется почти полная самостоятельность, возможность для творчества. Властные полномочия используются слабо. Воздействие на работников осуществляется просьбами, иногда уговорами.

Какой стиль управления лучший — вопрос некорректный. Одно дело — управление производственным коллективом или армейским подразделением, и другое — коллективом ученых или других творческих работников. Более того, на практике стиль руководства часто представляет собой сочетание элементов нескольких стилей. Выделенные стили руководства — это всего лишь теоретические модели.

Источник: https://infourok.ru/lekciya-rukovodstvo-i-liderstvo-v-upravlenii-1918312.html

1.2 Содержание понятия лидерства в управлении организацией

Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер — последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник — подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.

Начиная с детских лет, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учителя в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать.

Присутствие в индивидуальном микрокосмосе людей имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек.

Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношений между лидером и его последователями.

Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.

При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы/организации, возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав.

Этот вариант лидерских отношений получил название отношений «мастер — раб». Власть лидера в этом случае абсолютна и может распространяться на решения о жизни и о смерти членов ведомого сообщества.

Обычно изменение выбранного лидером курса действий уже не во власти последователей.

Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается путем сплочения все: вокруг одного лидера.

Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений. Во-первых, это обусловлено тем, что проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний.

Во-вторых, достигнув цели, лидер часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах остальных членов организации.

В-третьих, уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенно время, что в свою очередь приводит к соответствующему снижению эффективности.

Данный тип лидерских отношений до сих пор существует в бизнесе и является там наиболее распространенным. Наибольшее соответствие этого типа лидерства внешней среде наблюдается в семейном, торговом и фермерском бизнесе. Что касается деловых организаций в других сферах, то им более соответствуют типы лидерских отношений, которые будут рассмотрены ниже (рис. 2).

Рис.2 Типы отношений управления и их цикличность

В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидерство составной частью группы/организации только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признак его в качестве лидера.

Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому.

В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.

Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений.

Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей.

Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские (рис.3).

Рис.3. Черты эффективного лидерства

Лидер становится привлекательным для последователей благодаря умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь.

Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение.

Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет их верить в успех дела.

В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации.

В современных условиях людей может побудить к действиям факт их непосредственного осознанного участия (через собственность или процесс) в решениях и их творческой реализации, что предполагает наделение их соответствующими правами и полномочиями.

Это означает, что лидер должен обладать способностью и умением делить свою власть с последователями, делать их частью общего дела, а не слепыми исполнителями.

В современных условиях эффективное лидерство — это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно задают себе вопросы типа: Что у меня хорошо получается? В чем мои сильные стороны? Чего мне как лидеру не хватает? Над чем я еще должен работать, чтобы быть лучше?

Признается, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации или в организациях, помогающий развить эти навыки и умения.

В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто собирается стать лидером.

При этом основополагающим является то, что лидерство — это не набор навыков и умений, а качества характера, такие как, например, принятие на себя риска.

Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера. Рассмотрим то, как используется власть в рамках эффективного лидерства.

Экспертная власть может помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возможность ее использования обратно пропорциональна уровню, занимаемому лидером в организации.

Другая ситуация наблюдается в случае, когда лидер пользуется властью примера, так как она является во многих случаях причиной признания и последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожателей, а не наоборот.

Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и исходит из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер может пользоваться только до того момента, пока это признается его последователями и принимается ими как указание к действию.

Власть информации в лидерском варианте связана с индивидуальными способностями и умением лидера соединять на своем уровне не соединяемые внизу концы информационных потоков.

Принятие решения как источник власти важно для лидера на этапе его «последнего слова», которого, как правило, ждут от него последователи. Эффективное лидерство предполагает активное участие последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень «решительности» у самого лидера.

Вознаграждение и принуждение как источники власти в рамках эффективного лидерства больше ассоциируются с возможностью быть или не быть в одной «упряжке» с эффективным лидером, нежели чем с месячной премией или выговором.

Власть над ресурсами используется эффективным лидером для сбалансирования недостатков и улучшения состояния дел.

Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей, реализуемая, в частности, путем создания так называемых сетевых структур, способствующих поддержанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста организации. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства (рис.4).

Рис. 4. Условия эффективного лидерства

Источник: https://manager.bobrodobro.ru/26021

Лидерство в управлении организацией

 

  • АНО ВПО 
    «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
  • Среднее профессиональное образование  
     
  • Кафедра управленческих дисциплин
  • Кафедра общественных наук   
  • КУРСОВАЯ 
    РАБОТА
     
  • по дисциплинам:
  • «Управление персоналом»,
  • «Управленческая психология»
  • Тема 
    «Лидерство в управлении организацией»
       
       
  •                                               Выполнила студентка
  •                                               Группы исМ3-4
  •                                               Князькина Елена
  •                                               Владимировна
  •                                                               Руководители
  •                                                               Вилкова Наталья Сергеевна,
  •                                               Чувакова Елена Алексеевна                                                    
       
  • Дата защиты                      Оценка 
  • Омск 2008 
  • Содержание 
  • Введение                                                                                        3
  • I Основы лидерства:                                                                       5
  • Содержание понятия 
    лидерства в управлении организацией           5
  • Различные теории и подходы к изучению лидерства                       8
  • Стили лидерства                                                                             15
  • II Лидерство и эффективность управления организацией                20
  • Характеристика 
    производственной ситуации                                  20
  • Лидер нового времени                                                                    23
  • Заключение                                                                                    26
  • Список используемых источников                                                  27
  • Приложение                                                                                   28     
          
          
          
     
  • Введение

     Актуальность темы исследования.
При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации — работники, а за ее пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе и не к бездумному исполнению. Следует прейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.

     Современная концепция развития производства заключается 
в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность могут быть достигнуты только при участии каждого сотрудника в совершенствовании производственного процесса первоначально на своем рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом. Вовлечение персонала в процесс совершенствования производства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала к труду, что позволяет каждому сотруднику максимально реализовать свой опыт и творческие способности.

     Цель 
и задачи исследования.

Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными и изучить методы выявления лидера. А так же попытаться понять каким лидер должен быть в будущем и какому стилю управления он должен следовать.

     Достижение 
цели подразумевало решение следующих 
поставленных задач:

  • определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;
  • рассмотреть современные стили лидерства;
  • изучить социометрический метод выявления лидера.

     Объект 
исследования.
Рассмотрение управленческих взаимоотношений, их сущности и особенностей.

     Теоретическая и методологическая основа исследования. 
Достижения отечественной и зарубежной науки в исследовании особенностей лидерства. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, статьи, а также международная практика.

     Структура курсовой работы. 
Курсовая работа состоит из введения,  3-х глав, заключения и списка литературы. Основной текст изложен на 27 станицах. Список литературы содержит 15 источников.  
    

  1. I Основы лидерства:
  2.      Содержание 
    понятия лидерства 
    в управлении организацией.
  3.      Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

     Он 
может быть назначен официально, а 
может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”.

Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности.

Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.

Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы.

В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).

     Таким образом, лидером группы может стать 
только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе.

Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

     С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

     1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

     2) социальный тип лидерства (на 
производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

     3)политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

     Существует 
несомненная связь между судьбой 
лидера бытового, лидера социального 
и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться 
в лидеры другого типа.

     Лидер с организаторскими способностями 
в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач.

Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу.

Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: “Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими”.

     Талант 
руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических 
качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

     Доверие к лидеру — это признание его 
высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий.

Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия.

И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

  •      Лидерство — это процесс социальной организации и управления.
  •      Обязательное 
    условие лидерства — обладание  властью  в  конкретных  формальных  или  неформальных  организациях  самых  разных  уровней и  масштаба. 
          
       
  •      Различные теории и подходы 
    к изучению лидерства.
  •      Проблеме 
    лидерства посвящено значительное количество исследований  в нашей стране и за рубежом. Различные подходы к этой проблеме могут быть условно разделены наследующие основные группы:
  •      — теории личностных качеств лидера;
  •      — поведенческие теории лидерства;
  •      — теории лидерства, основанные 
    на ситуационном подходе;
  •      — теории харизматических качеств 
    лидеров.

     Теории 
личностных качеств 
лидера.
Наиболее известные ранние теории лидерства были сконцентрированы на том, какие личностные качества и характеристики отличают лидера от того, кто не является им.

На основе анализа результатов 20 исследований, посвященных данной проблеме, было выявлено свыше 80 таких характеристик.

При этом наиболее общими чертами, которые отличают эффективного лидера от тех, кого они ведут за собой, являются:

  1.      честолюбие;
  2.      энергичность;
  3.      желание вести за собой других;
  4.      честность и прямота;
  5.      уверенность в себе;
  6.      способности и знания.

     Особенно 
очевидно эти качества проявляются 
у известных выдающихся лидеров. Отмечено так же, что люди, которые 
обладают достаточной гибкостью 
и умением вести себя в зависимости от конкретной ситуации, более часто становятся лидерами по сравнению с теми, кто этими качествами не обладает.

     Теории 
личностных качеств имели практическое применение в работе с персоналом.

При этом главный практический вывод 
состоял в следующем: если для того, чтобы успешно вести за собой людей, лидер должен обладать определенными качествами, то следует посредством методов отбора найти такого человека, который успешно справился бы с выполнением этой роли. Тем самым был сделан первый шаг и подведена научная база под осуществление процессов отбора (например, тестирование руководителей) и продвижения руководящих кадров.

Источник: https://www.stud24.ru/psychology/liderstvo-v-upravlenii-organizaciej/9760-23236-page1.html

Руководство и лидерство в системе управления

Отношения между управляемой и управляющей подсистемами в процессе взаимодействия формируются на двух уровнях – формальном и неформальном.

В связи с этим важно различать два близких понятия, имеющих различное содержание – руководство и лидерство. Руководство – это феномен, существующий внутри системы формальных (официальных) отношений.

Лидерство порождается системой неформальных (неофициальных) отношений.

  • Руководитель – избираемый коллективом или назначаемый административным органом работник, наделенный правами осуществлять управление коллективом предприятия (организации) или социально-территориальной общностью, осуществляющий функцию интеграции совместной деятельности, направленной на достижение общих тактических и стратегических целей.
  • На должности руководителей различного уровня назначаются, как правило, люди, прошедшие специальную профессиональную подготовку и обладающие качествами организатора.
  • Лидер – член группы, обладающий высоким неформальным статусом, оказывающий значительное влияние на мнение и поведение членов группы и выполняющий на неофициальном уровне комплекс организационных и управленческих функций, сходных с функциями руководителя.

Ролевые требования, т.е. круг обязанностей и полномочий руководителя, определены заранее. Роль лидера возникает стихийно, а его полномочия никогда заранее не оговариваются. Лидер выдвигается из круга равных по статусу людей и зависит от них.

Как бы человек ни стремился стать лидером, он никогда этого не добьется, если окружающие не будут воспринимать его в такой роли. Руководитель же нередко назначается на свой пост независимо от мнений подчиненных и не обязательно должен вызывать у них уважение.

Таким образом, руководитель может не быть лидером возглавляемой им группы или организации, лидер же всегда является неформальным руководителем. Основное различие между руководством и лидерством заключается в том, что руководство по своей сути – явление социальное, а лидерство – психологическое.

В то же время между руководством и лидерством имеется много общего. В чем оно проявляется?

Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством координации, организации и управления отношениями внутри группы. Различны лишь уровни осуществления этих функций – формальный либо неформальный.

Во-вторых, и в том, и в другом случае реализуются процессы социального влияния в группе. При этом руководством они осуществляются по официальным, а лидерством – по неофициальным каналам.

В-третьих, и там, и тут присутствует элемент социальностатусной субординации. В руководстве он закреплен должностными инструкциями, в лидерстве – иерархией неформальных отношений, определяющих близость или отдаленность членов группы в отношении лидера.

Общие черты, присущие руководству и лидерству, имеют закономерный характер, поскольку каждый руководитель стремится стать лидером, а лидер нередко избирается коллективом на роль официального руководителя. В идеальном случае руководитель и лидер совмещаются в одной личности, которая выполняет свои функции одновременно на формальном и неформальном уровне.

Вопрос о качествах, которыми должен обладать руководитель, и оптимальном стиле управления является одним из важнейших в теории и практике социального управления. Как и вопрос, являются ли качества лидера врожденными или приобретенными в процессе социальной практики.

Сторонники первой точки зрения считают, что хорошего руководителя можно выделить в раннем возрасте, определив его лидерский потенциал. Затем из таких перспективных «молодых лидеров» можно формировать управленческий резерв, обучать и готовить для выполнения функций руководителей различного уровня.

Их противники убеждены, что руководителем может быть человек, обладающий глубокими профессиональными знаниями, имеющий большой опыт работы с людьми и прошедший специальную подготовку для выполнения функций управления.

Подход с позиции врожденных личностных качеств положен в основу «теории великих людей», согласно которой история делается личностями, а все общество можно разделить на «ведущих» (прирожденных руководителей) и «ведомых» (пассивных исполнителей). Наибольшее количество исследований в этой области приходится на 40-е гг. XX в.

Однако ученые не сумели выделить общий набор качеств, присущий всем лидерам. Единственный вывод, с которым согласны все исследователи, заключался в том, что структура личностных качеств руководителя должна соотноситься с личностными качествами, интересами и деятельностью его подчиненных.

Но в каждом отдельном случае руководитель- лидер проявляет специфический набор качеств, который в другой ситуации может не привести к успеху.

Социальные характеристики эффективного руководства могут быть сведены в некоторую систему:

  • 1) история социальной группы (организации);
  • 2) стаж руководителя в должности;
  • 3) возраст руководителя;
  • 4) опыт социального управления;
  • 5) социально-историческая ситуация, в которой находится группа (организация);
  • 6) отношения внутри группы;
  • 7) размер управляемой группы и социально-психологические характеристики ее членов;
  • 8) потребности и интересы членов группы;
  • 9) скорость принятия управленческих решений.

Разочарование в подходе к лидерству с позиции врожденных лидерских качеств привело к попыткам ученых разработать классификацию стилей поведения руководителей и на этой основе выделить оптимальный стиль руководства.

На практике это могло бы помочь определить единый алгоритм управленческой деятельности, который всегда приводил бы к успеху и которому можно было бы научить руководителей различных уровней.

В наибольшей степени такая позиция характерна для бихевиористской школы, предложившей поведенческий подход к проблеме эффективного управления. Однако и эта гипотеза не нашла однозначного подтверждения.

Проведя анализ многочисленных экспериментов, ученые были вынуждены признать, что единого оптимального стиля руководства не существует. В зависимости от ситуации руководитель должен использовать различные приемы и методы управления коллективом.

Хотя личностные качества и поведение руководителя являются существенными компонентами, основную роль в его успехе играют дополнительные ситуационные факторы («ситуационные переменные»), создающие социальную среду, в которой проходит взаимодействие управляющих и управляемых.

Основное значение имеют социально-психологические характеристики коллектива, характер выполняемого задания, воздействие внешней среды и качество информации, которой располагает руководитель.

Все выделенные характеристики действуют в комплексе, а их соотношение определяет тот стиль управления, который и выбирает опытный руководитель, чтобы добиться важной для организации цели.

Ситуационный подход к проблеме оптимального управления строится на утверждении, что в различных ситуациях руководитель должен уметь вести себя по-разному, выбирая тот стиль управления, который является в конкретных условиях оптимальным.

Источник: https://studme.org/71939/sotsiologiya/rukovodstvo_liderstvo_sisteme_upravleniya

Ссылка на основную публикацию