Ситуационный подход к управлению — справочник студента

Современный менеджмент базируется на довольно широком спектре учений и подходов к управлению. Более чем за сотню лет предприниматели создали множество теорий, которые постоянно апробируются на практике. И это богатство альтернатив зачастую ставит руководителей в тупик: они не знают, какой подход к управлению необходимо использовать в различных ситуациях.

Ситуационный подход к управлению - Справочник студента

Базовые системы управления

Современными теоретиками и практиками выделяются три основные системы менеджмента: процессный подход, системный и ситуационный. Все остальные при ближайшем рассмотрении оказываются производными одной из названных методик.

В чем же разница? Подходы к процессу управления базируются на разном отношении к самой организации, ко времени и к моменту приложения управляющего воздействия и к давлению со стороны окружающей среды.

Так, процессная система рассматривает менеджмент как бесконечную цепь взаимосвязанных управленческих функций. Системный вариант акцентирует внимание на том, что организация состоит из множества подразделений, так или иначе взаимодействующих между собой.

А ситуационный подход к управлению концентрируется на сиюминутном принятии решений, исходя из происходящих на рынке событий.

Управление – это процесс

Процессный подход к управлению предложен представителями административной школы теории менеджмента. Он рассматривает функции менеджера как единую взаимосвязанную систему.

Достижение целей фирмы, согласно этому учению, это последовательное решение мелких задач.

Само по себе каждое такое решение не играет роли в деятельности фирмы, но, будучи звеном цепи, является неотъемным элементом достижения успеха.

Процессный подход к управлению обеспечивается выполнением четырех важнейших функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Каждая из них также представляет собой систему. Поэтому успех организации рассматривается как сумма всех принятых управленческих решений на всех уровнях иерархической лестницы предприятия.

Кроме того, для объединения деятельности всех элементов фирмы необходимы так называемые связующие процессы. Или коммуникация.

Ситуационный подход к управлению - Справочник студента

Функции менеджмента

Первой функцией считается планирование. На этом этапе руководство занимается постановкой целей и задач и определяет направление деятельности подразделений компании. Можно говорить о том, что планирование позволяет выработать единую систему действий элементов организации по достижению поставленных целей.

Планирование является постоянной деятельностью руководителя. Дело в том, что и внешняя среда, и внутренние переменные постоянно вносят корректировки в выбранную стратегию. Поэтому менеджеру следует все время отслеживать соответствие текущей деятельности поставленным целям.

Функция организации предусматривает разработку организационной структуры предприятия, выработку алгоритма взаимодействия и передачи информации между различными подразделениями. Еще одной задачей организации является создание иерархии подчинения. Руководитель не только подбирает персонал для выполнения конкретных работ, но и делегирует ему часть ответственности и полномочий.

Но для успешной деятельности одного делегирования полномочий недостаточно. Необходимо найти подход к каждому сотруднику с тем, чтобы повысить производительность труда.

Если раньше считалось, что достаточно всем сотрудникам пообещать материальное вознаграждение, то сейчас исследователи утверждают, что существует множество различных мотиваторов.

И задача менеджера – подобрать правильный для каждого сотрудника.

Ситуационный подход к управлению - Справочник студента

Современная теория менеджмента выработала несколько подходов к управлению персоналом. Один из них предлагает руководителю определить истинные потребности сотрудников для того, чтобы найти достойное побуждающее воздействие.

Любая форс-мажорная ситуация может повлиять на следование запланированным курсом. Именно поэтому функция контроля рассматривается как непрерывная. Чем раньше будет выявлено отклонение, тем быстрее и с меньшими потерями можно будет восстановить деятельность компании. Наиболее распространенными считаются три вида контроля. Первый – разработка стандартов.

Все планы компании тщательно разрабатываются, и устанавливаются точные сроки выполнения задач. Второй – измерение. Предполагается, что результат деятельности, полученный за определенный промежуток времени, сравнивается с ожидаемым (запланированным) итогом. И наконец, третий этап контроля – корректировка.

В работу предприятия вносятся поправки согласно полученным новым данным об окружающей среде или о внутренних нарушениях.

Ситуация на рынке диктует условия

Ситуационный подход к управлению предполагает, что принятие решения должно базироваться на анализе текущего положения вещей на рынке.

Только изучив конкретный для заданного момента набор условий, можно принять единственно верное решение. Теоретики этой школы не считают все остальные методики управления неверными или ошибочными.

Наоборот, они пытаются интегрировать частичные подходы других учений. Наиболее перспективным в этом плане считается системный подход в управлении.

Управление предприятием на основе анализа рыночной ситуации предполагает наличие у руководителя ситуационного мышления – умения концентрироваться на конкретных задачах и поиске их решения. При этом менеджеру необходимо не навредить выполнению стратегических целей компании. Это и объединяет ситуационный и системный подходы к управлению предприятием.

Ситуационный подход к управлению - Справочник студента

Удивительным оказывается еще и тот факт, что теоретики менеджмента еще в 20-е годы XX века говорили о том, что ситуация управляет всем. А известный приверженец и создатель теории организаций Мэри Паркер Фоллет утверждала, что «различные ситуации требуют различных знаний».

Методология ситуационного управления

Специалисты в области ситуационного менеджмента рассматривают накопленный опыт и эффективность принятия решений другими управленцами в аналогичных условиях. Сама же методология представляет собой четырехшаговый процесс.

Во-первых, руководитель должен быть знаком с эффективными средствами управления. Ему необходимо разбираться в теории поведения подчиненных и потребителей, знать основы системного анализа, уметь выделять наиболее значимые факторы (как внутри фирмы, так и за ее пределами), контролировать ход выполнения поставленных задач.

Во-вторых, управляющему необходимо уметь прогнозировать развитие ситуации в зависимости от принятого решения и уметь рассматривать несколько альтернативных решений одновременно. Поскольку все современные подходы к управлению имеют положительные и отрицательные стороны, этот навык оказывается наиболее ценным для руководителя.

В-третьих, необходимо уметь правильно выделять причинно-следственные связи между событиями. Только адекватная оценка ситуации позволит принять верное управленческое решение. К сожалению, этот навык приходит только с опытом.

И, наконец, в-четвертых, этот подход к управлению требует умения увязывать между собой различные приемы воздействия на деятельность предприятия. Необходимо строить такую программу действий, которая давала бы минимальный отрицательный эффект (т. е. не повлекла бы за собой негативные изменения прочих факторов) в существующих обстоятельствах.

Ситуационный подход к управлению - Справочник студента

Переменные

Такой подход к управлению оказывается эффективным только в том случае, когда менеджер умеет правильно и оперативно определять и оценивать переменные сложившейся ситуации и степень их воздействия на предприятие. Если ситуация поддается анализу, то остается очень мало места для всевозможных домыслов и использования метода «проб и ошибок».

Читайте также:  Концепция преобразующего лидерства, или лидерство для изменений - справочник студента

Именно поэтому теоретиками этой методики выделяются стаж и опыт руководителя как важнейшие элементы успеха фирмы. Только в последние годы проведенные исследования позволили выделить некоторые ситуационные переменные, существенно влияющие на принятие управленческого решения.

Тем не менее определить все переменные (и особенно степень их воздействия на ситуацию) невозможно. Все, начиная с темперамента и настроения каждого сотрудника фирмы и заканчивая геополитическими изменениями в мире, может в той или иной степени сказаться на правильности принятого решения. Опытные специалисты рассматривают две категории факторов:

1) имеющие прямое воздействие на компанию;

2) потенциальные.

Системное управление

Все подходы к управлению организацией сосредотачиваются на каком-то одном аспекте деятельности. И в этом их недостаток. Ведь эффективность управления зависит от множества факторов. Развитие всех школ менеджмента позволило руководителям убедиться в целостности организационной системы, в важности взаимосвязей между отдельными подразделениями и в единстве предприятия и внешнего мира.

Именно поэтому теоретики системного управления стремятся интегрировать элементы различных подходов к менеджменту. Впервые о необходимости рассматривать менеджмент как единый непрерывный процесс заговорили в середине XX века. И с тех пор системный подход в управлении становится популярнее с каждым годом.

Концепция

Идея рассматривать организацию как систему пришла в менеджмент из точных наук. Для понимания основных идей этой школы необходимо определиться с тем, что такое система вообще.

Система – это нечто целое, состоящее из неравных, но взаимосвязанных элементов; каждый такой элемент вносит свой вклад в описание и свойства целого. Организации тоже являются системами, состоящими из людей (персонал), технологий, оборудования, финансов и т. д.

Из-за взаимодействия людей и машин фирмы классифицируются как социотехнические системы. Подходы к управлению персоналом в этом случае должны вырабатываться каждой организацией самостоятельно, т. к.

психологическая совместимость сотрудников имеет такое же значение, как и наличие дорогостоящего оборудования или современной технологии.

Виды систем

Теория различает два различных вида систем – открытые и закрытые. Закрытая жестко ограничена и практически независима от внешнего мира. Ярким примером такой системы является часовой механизм. Среди предприятий практически не встречается совершенно закрытых систем.

Чаще мы сталкиваемся с открытыми системами. Они характеризуются тем, что активно взаимодействуют с миром.

Такие системы нуждаются в энергии, информации, материалах и ресурсах (как физических, так и финансовых и человеческих). Все это обнаруживается во внешней окружающей среде.

Кроме того, открытые системы умеют адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Это обязательное условие продолжительной жизни открытой системы.

Подсистема

Мы уже помним, что система состоит из элементов. Чаще всего каждая такая составляющая сама является системой. Для упрощения понимания их называют подсистемами.

Разбиение организации на такие разделы очень важно, особенно когда необходимо выработать подходы к управлению качеством. Ведь сбой в работе какой-то подсистемы приведет к принятию ошибочных решений в самой системе.

Поэтому неисправности в работе даже самой маленькой структуры могут сказаться на результате всей производственной деятельности.

Ситуационный подход к управлению - Справочник студента

Именно понимание того, что предприятие – сложная составная открытая система, позволяет объяснить, почему невозможно безусловно применить постулаты какой-то одной школы менеджмента для эффективного управления. Ведь каждая из них концентрировалась на какой-то одной подсистеме. Так, школа научного управления изучает технические подсистемы, а бихевиоризм занимается социальной стороной вопроса работы организации.

Современные исследователи утверждают, что успех фирмы определяется факторами внешней среды. Именно они предопределяют условия и возможности функционирования компании. И только изучив состояние дел во внешнем окружении, менеджер может выбрать наиболее рациональное и эффективное решение задачи.

Организация – открытая система

Организацию можно рассматривать как некий станок или комбайн. Подбирая и смешивая компоненты (информация о состоянии окружающей среды, технология, персонал, оборудование и т. д.

), предприятие перерабатывает их в конечный продукт и выпускает на рынок. Собственно информация, люди, капитал и материалы называются входами организации.

А произведенные товары и услуги получили название выхода организации.

Ситуационный подход к управлению - Справочник студента

Если процесс управления предприятием организован корректно, то в ходе переработки ресурсов образуется добавочная стоимость. В результате, помимо товаров на выходе организации, появляются прибыль, рост рынка, рост производства (вследствие наращивания объема продаж).

Вот так выглядят современные основные подходы к управлению. Повторимся еще раз: не существует единственно верного стиля управления, как не может быть единственного правильного решения менеджера.

Темпы передачи информации и развития современной окружающей среды настолько велики, что руководителю остается только искать наименее «вредоносные» решения. Т. е.

те, которые не повлекут за собой серьезных колебаний состояний внешней и внутренней среды предприятия.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-sistemnyj-podxod-v-upravlenii.html

Ситуационный подход к менеджменту

  • МИНИСТЕРСТВО 
    ОБРАЗОВАНИЯ И 
    НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
    УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
  • ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 
    СЛУЖБЫ
      
  • Факультет государственного и 
    муниципального управления
  • Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное 
    управление»
       
     
  • КУРСОВАЯ 
    РАБОТА
     
  • по 
    дисциплине «Теория управления»
     
  • «СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ»  
      
               Студент ________________ Подпись М.П. Степанова
              группа 122-взЯ               (№ -100906-я) ________________ Дата
               Научный руководитель  _______________ Подпись  к.э.н. Т.Н. Ланец
_______________ Дата
  1. Якутск 2011 
  2. СОДЕРЖАНИЕ:

    

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ ……………………………………………………………………….5

    1. Сущность, понятие ситуационного подхода….………………………………..…. 5

1.2 Типы и признаки ситуационного подхода…… ……………………………………9

2. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА …………………16

2.1 Понятие 
ситуационного анализа……………….…………………………………..16

2.2 Технологии ситуационного анализа……………………………………………….20

2.3 Этапы 
системного анализа…………………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………… 36  
      
     

ВВЕДЕНИЕ

   Эффективность и качество управленческого решения 
определяется, прежде всего, обоснованностью 
методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. К настоящему времени известны четыре важнейших 
подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

   Подход 
с позиций выделения различных 
школ в управлении заключает в 
себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается 
с четырех различных точек 
зрения.

   Процессный 
подход — рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных 
управленческих функций.

   В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать 
организацию как совокупность взаимосвязанных 
элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы 
на достижение различных целей в 
условиях меняющейся внешней среды.

   Ситуационный 
подход концентрируется на том, что 
пригодность различных методов 
управления определяется ситуацией.

Поскольку 
существует такое обилие факторов, как в самой организации, так 
и в окружающей среде, не существует единого “лучшего” способа управлять 
организацией.

Читайте также:  Методика коллективной организаторской деятельности - справочник студента

Самым эффективным 
методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует 
данной ситуации. [20, C.58]

   Каждый 
из перечисленных подходов отражает или характеризует один из аспектов менеджмента. Они не являются синонимами, не дублируют, а дополняют друг друга, что подтверждает сравнение их содержания.

   Эффективность деятельности предприятий зависит 
от качества управленческих решений. Это 
определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками моделирования управленческих решений.

   Современная практика подготовки и исполнения решений 
изобилует многочисленными погрешностями 
на всех уровнях управления экономикой. Причины такого положения разнообразны, как многообразна хозяйственная жизнь, складывающаяся из множества простых и сложных ситуаций, требующих решения.[1, C. 35]

   Определяющее 
место в составе причин неэффективных 
решений занимает незнание либо несоблюдение технологии их моделирования и организации 
выполнения.

Происходит это отчасти 
из-за недостатка публикаций, в комплексе 
и детально освещающих все этапы 
и процедуры моделирования решений — важнейшего творческого акта процесса управления.

Вышеизложенное свидетельствует об актуальности изучения подходов к управлению.

  •    Цель 
    данной работы – изучить ситуационный подход к менеджменту.
  •    Объект 
    исследования — менеджмент.
  •    Предмет – ситуационный подход к управлению.
  •    В соответствии с целью были поставлены задачи:
  •    — исследовать понятие ситуационного 
    подхода к менеджменту;
  •    — рассмотреть типы и признаки 
    ситуационного подхода;
  •    — описать понятие ситуационного 
    анализа;
  •    — рассмотреть основные технологии и этапы ситуационного анализа.
  •    Методы 
    исследования: теоретическое исследование; метод научного познания; наблюдение; синтез, обобщение, анализ.
  •    Работа 
    состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 
          
      
  •    1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
    СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА 
    К МЕНЕДЖМЕНТУ
    1. Сущность, понятие ситуационного подхода

 

   Информация 
о наличии организационных структур в практике управления обнаружена на глиняных табличках, датированных третьим 
тысячелетием до нашей эры. Однако, хотя само управление достаточно старо, идея управления как научной дисциплины, профессии, области исследований относительно нова.

Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в ХХ веке.

Первый значительный интерес к управлению относится к 1911 году, когда Тейлор, Фредерик Уинслоу опубликовал свою книгу «Принцип научного управления», традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследований. [14, C. 126]

   Понятия о систематизированном управлении организацией стали формироваться 
в середине ХIХ века. Основной силой, сформировавшей интерес к научному управлению, была промышленная революция.

Успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как инженерные науки, психология, социология, математика и др.

По мере того, как развивались эти области знаний, теоретики и практики управления узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации. Руководители организаций, предприниматели, ученые стали глубже осознавать влияние сил внешних по отношению к организации.

Специальные исследования позволили разработать новые подходы в управлении. Подходами в данном случае можно назвать группы методов управления, объединенных общей идеей, гипотезой. [14, C. 132]

   К настоящему времени известны четыре основных подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

   1. Подход с позиций выделения 
различных школ рассматривает 
управление с четырех разных 
точек зрения. Это школы: а) 
научного управления; б) административного 
управления; в) человеческих отношений 
и науки о поведении; г) науки 
управления или количественных 
методов.

   2. Процессный подход рассматривает 
управление как непрерывную серию 
взаимосвязанных управленческих 
функций: планирование, организация, 
мотивация, контроль и связующие 
процессы — коммуникации и принятия 
решения.

   3. В системном подходе организация 
рассматривается как система 
взаимосвязанных элементов, таких 
как люди, структура, задачи и 
технология, которые ориентированы 
на достижение определенных целей 
в условиях меняющейся внешней 
среды.

   4. Ситуационный подход концентрируется 
на том, что пригодность различных 
методов управления определяется 
конкретной ситуацией.

 Поскольку 
имеется такое обилие факторов 
и их сочетаний, определяющих 
ситуацию, как в самой организации, 
так и окружающей среде, не 
существует единого для всех 
« лучшего» способа управления 
организацией.

Самым эффективным 
методом в конкретной ситуации 
является метод, который более 
всего соответствует данной ситуации. Задача — найти и суметь реализовать 
этот метод.[10, C.56]

   Дополняя 
друг друга, эти подходы и формируют 
современные науку и практику управления.

Вместе с тем следует 
учитывать, что не существует никаких 
универсально применяемых приемов 
или принципов, которые бы гарантировали 
эффективное управление во всех случаях.

Однако уже разработанные подходы 
и методы могут помочь руководителям 
повысить вероятность эффективного достижения целей организации.[12, C. 76]

   (В 
оригинале contingency approach — вероятностный, зависящий от случайностей, обстоятельств, от ситуации. Используя наиболее адекватный термин «ситуационный подход», не следует путать его с «методом ситуаций» (case method), широко применяемым в обучении менеджеров путем анализа конкретных примеров, случаев из практики управления.

Метод ситуаций — основа методологии обучения в Гарвардской школе бизнеса, самой престижной в США, где накоплены многие сотни глубоко проработанных ситуаций по разнообразнейшим аспектам управления. Такой подход характерен для весьма влиятельной и эмпирической школы в управлении, где опыту придается большее значение, чем научным методам.[4, C.

89]

   Традиционные 
школы управления пытались определить принципы, относящиеся к функциям управления. Этот комплекс теоретических 
знаний о том, как должны работать руководители, традиционно рассматривается 
как научный компонент управления. Применение этих принципов на практике традиционно рассматривалось как 
искусство, т.е.

как нечто, чего можно 
достичь только через опыт, методом 
проб и ошибок. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого 
приложения науки к конкретным ситуациям 
и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е.

конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию 
в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается 
ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления».

Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в 
конкретной ситуации. [5, C. 77]

   Ситуационный 
подход, разработанный в конце 60-х 
годов не считает, что концепции традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны.

Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы.

Он также подчеркивает неразрывную взаимосвязь между управленческими функциями и не рассматривает их по отдельности.

   Рассмотрение 
ситуации как важного явления 
не является чем-либо новым в управленческой теории. Идя намного впереди своего времени, Мери Паркер Фоллетт еще в 20-е годы говорила о «законе ситуации».

Она отмечала, что «различные ситуации требуют различных типов знаний», и что человек, обладающий знаниями применительно только к одной ситуации, стремится быть в хорошо управляемых деловых организациях, при прочих равных условиях, калифом на час. Два десятилетия спустя, в 1948 г.

Ральф Стогдилл (университет штата Огайо) провел тщательное и скрупулезное исследование характерных качеств лидеров и также пришел к выводу, что именно ситуация по большей части определяет, какие черты и навыки нужны лидеру.[8, C. 53]

   Однако, лишь в конце 60-х годов управление и смежные дисциплины социальных наук получили достаточное развитие, чтобы справиться с переменными, влияющими на организацию и на эффективность управления в различных ситуациях.

Такая увязка очень важна для сравнения стилей управления в различных культурах.

Например, хотя многие организации недавно предприняли попытку заимствовать японские методы управления, успех может зависеть от отбора лишь тех методов, которые соответствуют культуре людей, которыми управляют.[15, C.68]

Источник: https://www.turboreferat.ru/management/situacionnyj-podhod-k-menedzhmentu/51815-268137-page1.html

Подходы к управлению (в менеджменте)

История развития науки управления включает в себя ряд этапов, зачатки управления появились очень давно, а вот теоретические основы стали развиваться в конце XIX столетия.

Концепции менеджмента, которые сформировали его теоретическую базу, принято делить на две большие группы (по классификации Виханского и Наумова).

1. Одномерные учения об управлении – эта группа учений включает в себя самые первые концепции, которые принято именовать школами менеджмента.

Читайте также:  Первое начало термодинамики - справочник студента

Здесь выделяются 4 школы – научная, административная, человеческих отношений и количественная. Каждая школа занималась изучением своего направления в менеджменте в отдельности, пытаясь доказывать свои гипотезы.
2. Синтетические учения об управлении – эта группа включает комплексные подходы к управленческим процессам.

В отличие от одномерных учений, которые рассматривают один управленческий процесс в отдельности, синтетические учения говорят, что управление это сложное явление, включающее в себя множество процессов. На сегодня выделяется три подхода к управлению или подхода к менеджменту:
— Процессный подход.
— Системный подход или системная концепция.


— Ситуационный подход.
Рассмотрим подробнее эти подходы и их особенности.

Процессный подход к управлению

Истоки зарождения процессного подхода можно увидеть еще в административной школе управления. Ведь еще Анри Файоль выделял в процессе управления пять функций – предвидение, организация, распределение, координирование и контроль. Подробнее о функциях управления и их специфике можно посмотреть в лекции 3.

Авторы процессного управления, по сути, продолжили идеи Файоля. Разница лишь в том, что они не разделяют части управления и само управление от организации, по их мнению, это все единое целое – ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ.

Основная заслуга данного подхода для современного менеджмента это формулировка базовых функций управления. Как отмечалось в предыдущей лекции таких функций 4 – планирование, организация, мотивация, контроль, и к этим функциям добавляются связывающие процессы – коммуникации и принятие решений. Все вместе они образуют так называемый процесс управления или цикл менеджмента.

Процессный подход рассматривает управление как сложно устроенную последовательность действий, каждая из которых вкладывает свой вклад в общий процесс управления.

Таким образом, мы и получаем что менеджмент это процесс управления, фактически набор определенных функций и правил, которые выполняет руководитель или вся система управления.
На рисунке приведем, вольную интерпретацию схемы цикла менеджмента. Последовательность функций всегда именно такая, лишь меняются направления работы.

Или планируем новое, потом выполняем, потом проверяем. Или находим способы улучшения работы, потом выполняем ее, потом проверяем, а в заключении сравниваем так все или не так как намечали.

Учитывая особенность синтетических учений об управлении можно сказать, что все подходы взаимосвязаны между собой. Так процесс управления можно рассматривать как систему, имеющую подсистемы.

Системный подход к управлению

Системный подход это сущность современной науки. Начав свое формирование в начале XX века, сегодня системная концепция есть во многих отраслях современной науки. С системами имеют дело в управлении, биологии и анатомии, химии и кристаллографии, социологии и психологии, экономике и педагогике. Системный подход глубоко проник во все научные процессы. Что же собой представляет системный подход?

Основа системного подхода это «Теория систем» Людвига фон Берталанфи и «Тектология» А.А. Богданова. Именно в их работах впервые появилось упоминание о системах и их частях. А уже позже эти теории были адаптированы и для других наук.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных элементов, действия которых направлены на процесс жизнедеятельности всей системы.
Учитывая разработки уважаемых ученых, мы можем сказать, что все, что нас окружает это системы! Даже камень на дороге это тоже система – ведь он имеет свою вытуренную структуру.

Таким образом, системы могут быть биологическими техническими и социальными. Логично, что менеджмент имеет дело преимущественно с социальными системами – с людьми, но это никак не отменяет прочих положений Теории систем и Тектологии.

На сегодня существует множество классификаций систем, для характеристики системного подхода в управлении нам потребуется лишь одна базовая.

С точки зрения взаимодействия с окружающей действительностью, или как говорят в управлении с внешним окружением (внешней средой) выделяют 2 типа систем:
Закрытые системы – совершенно самостоятельны и для жизнедеятельности не требуют ничего от внешнего окружения.
Открытые системы – целиком и полностью зависимы от внешних процессов, так как существовать и работать без взаимного обмена со средой не могут.
Большая часть окружающих нас системы открытые. Это и человек, и дерево в лесу, и организация как главный объект управления.

Каждая открытая система в своей структуре имеет три элемента – вход, преобразование и выход.

Концептуально все открытые системы работают в окружении внешней среды. Среда эта влияет на деятельность систем, но и позволяет им функционировать, давая что-то и получая что-то взамен. Проследим, что же относится к этим базовым процессам на примере организации.

Все организации являются открытыми системами.

Системная концепция раскрывает основы функционирования организации и других систем, она говорит о том, что все системы в условиях внешнего окружения развиваются. Но вот процессы этого развития могут быть разнообразны, и на них могут влиять множество факторов и ситуаций.

Ситуационный подход к управлению

Ситуационная концепция одна из самых поздних концепций в менеджменте. Ситуационный подход не отменяет действия процессной и системной концепций. Наоборот учитывая их и основываясь на них, позволяет использовать свои преимущества для повышения качества управленческих процессов.

Основа ситуационного подхода это ситуация. Ведь в деятельности организации случаются разные события. И не все эти события можно решить при помощи знаний управленческой науки. Именно в этом и кроется особенность системной концепции – использовать под разные ситуации достижения тех наук, которые применимы в данном конкретном случае.

В книге Основы менеджмент Майкла Мескона предложен пошаговый алгоритм использования ситуационного подхода. Именно эти действия позволят повысить эффективность управленческого процесса и решить сложные ситуации.

На процесс качественного решения ситуаций влияет эффективно проведенный анализ. А на результаты анализа значительное влияние оказывают переменные, появляющиеся в каждой ситуации.

Ситуационные переменные очень разнообразны и зависят от показателей времени, экономических, политических процессов, научного прогресса и многих других элементов. Чем точнее определены эти переменные, тем проще проводить анализ и использовать разные методы управления. Все это составляющие внешней и внутренней среды организации, речь о которых пойдет в следующей лекции.

Источник: https://ya-prepod.ru/podhody-k-upravleniyu-v-menedzhmente.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector