Школьная газета — лишь один пример. Математика: дети взвешивали различные предметы, измеряли расстояния на школьном дворе, составляли смету путешествия в соседний город. Естествознание: смотрели, как замерзает вода в зимнем пруду, готовили доклады о своих домашних животных, о динозаврах или планетах. История: расспрашивали бабушек и дедушек о жизни пятьдесят лет назад.
Чтение: читали свои любимые книги, ставили спектакли, сочиняли сказки и стихи. Школа, где не было жесткой программы, но были Интересные Дела. А благодаря тому, что дети находили прикладное применение своим знаниям, много мастерили и эксперементировали, процесс обучения шел, как по маслу, и «государственная программа» все-таки выполнялась.
Но без зубрежки, ведь это была совсем Другая Школа.
Следует помнить, что Френе работал с неграмотными и пассивными детьми, которые не умели и не знали, как им себя выразить. А со временем эти же дети поражали гостей школы Френе своей легкостью, с которой вели собрания, работали и принимали решения в учебном процессе. В чем же секрет метода Селестена Френе?
Во-первых, в свободе для самовыражения ребенка. Френе так же одним из первых обозначил детство не как подготовку к жизни, а как важный и самодостаточный этап.
На второе место Френе ставил задачу научить ребенка мыслить. Основной точкой обучения являлась свойственная всем детям любознательность. Так же Френе придавал большое значение познанию через выдвижение гипотез и не видел ничего негативного в ошибках своих учеников. Наоборот, считал ошибку необходимым этапом на пути к знаниям.
Принципиальная особенность авторского метода Френе заключалась и в том, что ученики самостоятельно планировали учебный процесс на день, неделю и месяц.
И свобода выбора отнюдь не синоним анархии, так как именно учитель организовывал весь запланированный учеником процесс.
Так же Френе принадлежит идея создания собственных средств обучения, к которым относились «карточки самоконтроля», уже упомянутые школьные газеты и сборники стихов и сказок детей и самостоятельно составленные математические задачи.
Метод Френе, постепенно формируясь, находил свое успешное применение в школе. Круг общения учеников в такой принципиально новой школе был необычайно широк, чему способствовала одна из новых форм общения — переписка. Обучение шло так называемым методом «проб и ошибок». Установилось сотрудничество не только между учеником и учителем, но и между самими учениками.
Подводя итог, можно выделить несколько основных моментов в созданной Френе школе:
- труд на всех этапах обучения
- большое внимание школьному самоуправлению
- использование школьных материалов
- нет обучения как такового, но есть поиск решения проблемы, экспертиза и анализ
- нет домашних заданий, но есть постоянно задаваемые вопросы, как ученику, так и учеником
Источник: https://letidor.ru/psihologiya/pedagogicheskiy-metod-selestena-frene-v-chem-sekret.htm
Статья на тему:"НРАВСТВЕННОЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ ФРЕНЕ"
НРАВСТВЕННОЕ И ГРАЖДАНСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ ФРЕНЕ
В начале двадцатого века возникло убеждение, что технические достижения и увеличение количества полученных знаний автоматически приведут к тому, что человек станет лучше.
Научим его читать и писать, используем научно-технические достижения для улучшения условий его труда, будем непрерывно приобщать его к цивилизации с помощью средств коммуникации — газет, кино, радио, телевидения, дадим ему доступ к культурным ценностям, и тут же повысится его нравственный потенциал. Так думали многие педагоги, в том числе и педагоги школы Френе.
Французские учителя считали, что научить детей читать и считать — значит даровать им спасение. Им казалось, что свидетельство об образовании открывает дверь в мир нравственности, гражданственности и человечности. И дети, и взрослые верили в него как в новое божество, которое, как ему и полагается, творит чудеса. Они полностью уверовали в эту идею и сражались за нее со всей страстью.
Гражданское воспитание было созвучно нравственному воспитанию. Но это было достаточно эффективно для тех времен. В конце двадцатого века уроки морали и граждановедения, которые в течение долгого времени были движущими силами воспитания, стали терять свое влияние.
Сегодня все — и дети в первую очередь — знают, что существуют формы духовного развития и культуры, которыми школа пренебрегает, но которые обеспечивают тем, кто сумел их сохранить и развить, успех, престиж и деньги (так, например, профессии банкира, бизнесмена, маклера, фотомодели, шоумена и др.
привлекают многих детей); что не все образованные люди превосходят других по нравственным и гражданским добродетелям. И это, действительно так, ведь сами по себе знания, внешняя культура, научные и технические открытия не обусловливают автоматически моральный и социальный прогресс.
«Все это лишь орудия, которые при правильном употреблении, несомненно, могут служить человечеству, но с таким же успехом они могут принести ему неминуемую гибель, оказавшись в порочных руках», — высказывали свои опасения педагоги Френе [1, 99].
И мы согласны с ними, ведь образование, с одной стороны, не обеспечивает автоматически преимуществ, а с другой стороны, в отсутствие нравственности, может стать просто опасным.
«Чтобы этого не произошло, нужно вернуть человеку достоинство и осознание своей самоценности, пробудить в его душе те струны, которыми школа полностью пренебрегала», — били в набат педагоги-гуманисты [1, 99].
Что же касается гражданского воспитания, то они готовы были работать над формированием такого гражданина, который сознавал бы свои права и обязанности и сумел бы выполнить функции активного члена демократического общества.
Но этого обновления нельзя было добиться средствами и методами старой педагогики. С помощью министерских инструкций и педагогических журналов невозможно разом улучшить нравственную атмосферу, так же как и с помощью уроков, проповедей или даже примеров.
Гражданственность входит в повседневную действительность, она становится неотъемлемой стороной жизни всех людей. Именно основываясь на деятельности демократических структур, на общественном поведении самих людей, нужно возрождать гражданскую культуру. Такая задача стояла перед французскими педагогами, и она требовала от них новых решений.
У френетистов был большой опыт в этой области, и они предлагали им воспользоваться родителям и учителям. Педагоги были уверены, что невозможно говорить по отдельности о нравственном и гражданском воспитании. Их трудно отделить друг от друга.
«В современных условиях индивид не может быть истинно нравственным, не будучи в то же время хорошим гражданином; вместе с тем сознательный член социума обязательно должен быть нравственным человеком», — так утверждал Селестен Френе [1, 100].
НРАВСТВЕННОСТЬ НЕ ПРЕПОДАЕТСЯ,
А ФОРМИРУЕТСЯ
С. Френе сравнивал нравственность с грамматикой, — «Можно превосходно знать правила морали, но не уметь применять их в жизни.
Более того, формальное усвоение этих правил, по крайней мере, в период обучения, даже опасно, ибо дает возможность ученикам, да и учителям, думать, что если они выучили эти правила, то процесс их развития успешно завершен и им больше не надо предпринимать никаких особых усилий, чтобы следовать этим правилам в своем жизненном поведении» [1, 101].
Сегодня совершенно бесполезно и даже пагубно постоянно твердить детям традиционные наставления: будь вежлив и послушен, будь, воспитан, уважай своего учителя, не делай друзьям того, чего бы ни хотел по отношению к себе, будь великодушен и услужлив и т.д. Этот перечень может быть очень длинным.
При соприкосновении со сложной проблемой поведения обнаруживаются, по мнению педагогов Френе, два типа индивидов:
— те, кто, по своей природе или вследствие неправильного обучения не умеет видеть проблему в ее реальном контексте, кто не пытается анализировать и углубляться в нее, чтобы найти решения, и кто лишь ссылается на выученные правила, обычно плохо «привязанные» к данным обстоятельствам.
Индивиды этого типа всегда действуют так, как вы их учили, рискуя тем самым допустить тягчайшие промахи. На самом деле жизнь очень плохо соотносится с теоремами.
Она требует от индивида выработки устойчивой привычки методически или интуитивно анализировать ситуации, для чего необходимы здравый смысл и гибкое мышление.
— другой тип индивидов составляет большинство; это те, кто полностью пренебрегает словесными понятиями и правилами, которым их учили. Они разрешают те же проблемы исходя из собственного опыта, полученного в той среде, где они обитают, того опыта, который школа не смогла ни осмыслить, ни обогатить, проигнорировав тем самым свою воспитательную функцию.
Нравственность не преподается, она формируется в процессе человеческой жизни – мнение С. Френе.
Но при этом он предполагал, что каждый «постарается вырастить ребенка в естественных жизненных условиях, в соответствии с которыми он станет в будущем решать свои проблемы.
Однако нынешняя школа, имея собственные обычаи и законы, создает для ребенка искусственную обстановку, лишая его, таким образом, какой бы то ни было подготовки к реальной жизни» [1, 102].
- Хотим мы этого или нет, сегодня нужно создать в школе такую среду, где ребенок привыкнет поступать как человек и как гражданин.
- НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ УСЛОВИЯ
- Если мы, испытывая естественную тревогу за будущее, намерены вплотную подойти к проблеме нравственного и гражданского воспитания, то, прежде всего, нужно пересмотреть наше отношение к условиям, в которых ведется традиционное обучение.
- Французские педагоги определили основные недостатки таких условий.
- Ребенок, как правило, полностью изолирован от реальной жизни. Сквозь школьные стены не проникают жизненные заботы, не видна работа на полях и заводах, не слышен уличный шум. Высоко расположенные окна и их матовые стекла были, а часто бывают и сейчас, воплощением той изоляции, которая носит вовсе не случайный характер. Учителя не хотят, чтобы дети отвлекались и оправдывают изоляцию, полагая, что она способствует интеллектуальному развитию индивидов.
- В результате подобной изолированности искажаются представления об окружающем мире. Ребенок ведет себя в школе не так, как дома или на улице. Нравственные правила, которые он усвоил в школе, перестают иметь для него значение в реальной жизни.
- Ребенка принуждают беспрекословно подчиняться, и эта муштра «сводит, на нет» все нравственное воспитание. Ребенок привыкает, не раздумывая, подчиняться школьным правилам. Послушно исполняя приказы, он теряет свои личностные качества, что в корне противоречит целям воспитания. «Дети, обученные лишь смотреть и слушать, становятся пассивными существами, — писал Р. Штейнер. — Они беспомощны перед лицом действительности» (Рудольф Штейнер — немецкий педагог, разделял некоторые идеи педагогики Френе) [2, 10].
- Бессмысленно и даже аморально объяснять ребенку, что такое свобода воли, когда он, лишен даже свободы действий; бесполезно говорить ему: уважай старших, когда сами они совсем его не уважают; бесполезно учить его великодушию, если к нему никто никогда не был великодушен.
- В сущности, авторитарные методы, лежащие в основе традиционной школы, закономерно вынуждают ребенка, стремящегося к самореализации, всячески сопротивляться им. Иногда он делает это открыто, и тогда его считают асоциальным элементом (раз он не признает школьных законов, то в будущем не подчинится и авторитарным законам общества). Такого ребенка ждет суровое наказание.
- Но чаще всего, как это бывает в борьбе с любой властью, сопротивление ведется втайне, с использованием всяческих уловок, и его результаты сказываются далеко не сразу. В нравственном отношении такое поведение еще более опасно, чем открытое неповиновение, поскольку ребенок становится лживым и двуличным, и эти качества порой остаются у него на всю жизнь.
- Вся школьная методика — это касается и воспитания, и учебы — развивает в детях эгоизм, стремление к превосходству, добываемому в постоянной борьбе за отметки, первые места, высокие результаты экзаменов — притом, что такая борьба всегда имеет печальные последствия, — так думал С. Френе и, к сожалению, многое из вышеперечисленного сохранилось до сих пор.
- Хотя нравственные соображения требуют взаимодействия и взаимопомощи, школа запрещает и преследует любые виды сотрудничества. Нельзя подсказывать, нельзя списывать, вместо этого — безнравственное соперничество, болезненное самолюбие одних, уныние других. Все это, конечно, заслуживает безоговорочного осуждения.
Существует лишь одно приемлемое решение, настаивали педагоги-френетисты, — в корне изменить социальные условия. Добиться освобождения школы невозможно без попыток изменить среду. И нельзя изменить среду лишь путем улучшения материальных условий жизни, оставив без изменения систему воспитания.
Дети всегда бунтовали против авторитарных систем обучения и воспитания. Французский педагог-гуманист С. Френе излагает притчу о том, как люди создали школу по наущению дьявола. «И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах.
Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения — его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить — ему приказали молчать.
Он стремится понять — ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания — ему они даются в готовом виде.
…И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться.
…И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились и счастья, и здоровья. Пропали любовь и доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились.
…Дети отбились от рук. Они бегут из дома, ищут приключений. Они становятся практичны, самоуверенны и упорны без помощи школы и даже вопреки ей.
И погибла школа, которую так ловко придумывал дьявол» [1, 104].
Столь критическое отношение к школе можно было бы счесть преувеличением, потому что сформированное ею поколение не настолько испорчено, как это может показаться на первый взгляд. Школа все-таки всего лишь часть, а иногда и весьма ограниченная часть, нашей жизни. Гораздо большее влияние оказывают на детей социальная среда и семья, где недостатки школы сглаживаются или исправляются.
Но бывает и наоборот, особенно в городе, где вред, наносимый школой, усиливается влиянием средств массовой информации. В любом случае для школы недостаточно быть только «невредной», утверждал С. Френе. Она должна вести дело конструктивно, воспитывать настоящих и смелых людей, а не отталкивать их от себя, как это делает общество, в котором для ребенка скоро вообще не будет места.
Нужно приложить все усилия, чтобы изменить школу, содержание и методы ее работы.
И вот как педагоги Френе оценивали уровень нравственной и гражданской воспитанности детей, притом, что это были «трудные» дети, а школа еще не достигла того идеала, к которому они стремились.
«Это уже не просто дети, это разумные маленькие личности, которые размышляют, спорят и принимают решения, как настоящие взрослые. Мы можем иногда осуждать или увещевать их, но нам и в голову не придет подвергнуть их какому-нибудь наказанию.
И даже если иногда у них бывает минутное раздражение, непонятное сопротивление или более или менее серьезные нарушения в поведении, мы стараемся уладить это миром, полагая, что все это со временем пройдет. Они не идеальны, но во многих отношениях гораздо лучше, чем обычный взрослый. В любой ситуации они умеют принять на себя ответственность за свои действия.
Поэтому они никогда не будут втянуты в сомнительные сделки, которые противоречили бы их достоинству, вынуждали бы их идти против совести, поступать нечестно» [1, 124].
Самое главное впечатление, которое складывается при близком знакомстве с заинтересовавшим нас течением гуманистического воспитания, состоит том, что педагогика Френе на российской почве не является чем-то агрессивным, разрушающим все традиции, требующим нового строительства. Она скорее всего является еще одной попыткой перейти от теорий и пожеланий к практическим действиям в деле формирования высоконравственного человека и гражданина.
Литература
1.Френе С. Антология гуманной педагогики. М.: Дом Ш. Амонашвили, 1996г. С.99
2.Педагогика С. Френе: теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Друзиной. — Саратов: Изд-во Сарат. педагог. ин-та, 2000. — С.21
Источник: https://infourok.ru/statya_na_temunravstvennoe_i_grazhdanskoe_vospitanie_v_shkole_frene-587561.htm
"Педагогика успеха и радости" Селестена Френе
Внимание к особенностям ребенка, оригинальное решение проблем организации школьной жизни, разнообразные эксперименты по активизации учебного процесса, интенсивные поиски новых форм и методов воспитательной деятельности школы – все это вписывается в поиски решений задач, стоящих перед образованием и воспитанием подрастающих поколений в 21 веке.
Селестен Френе родился 15 октября 1896 года в крестьянской семье. Уже в деревенской начальной школе обнаружились незаурядные способности мальчика, и родители решили отправить его в неполную среднюю школу близлежащего городка Грас. После этого Френе поступает в педагогическое училище в Ницце.
Но закончить обучение ему не удалось: началась первая мировая война, и 18-летнего юношу призвали в армию. Под Верденом в 1915 году он получил тяжелое ранение в легкое, четыре года провел в госпиталях, но полностью излечиться ему так и не удалось.
Всю жизнь Френе страдал одышкой и вынужден был жить только на юге Франции.
Свою педагогическую деятельность он начал в 1920 году в малокомплектной школе маленького городка в Приморских Альпах. В те времена в сельской местности Франции сохранялось множество маленьких начальных школ, где один учитель вел занятия одновременно со всеми учащимися, которым могло быть от 6 и до 14 лет.
Именно такие школы имел прежде всего в виду Селестен Френе, разрабатывая свою педагогическую систему. Осознав, насколько оторван процесс школьного обучения и воспитания от реальной жизни, молодой педагог начал знакомиться с передовыми концепциями воспитания и вскоре увлекся идеями «Нового воспитания».
Это было широкое и очень пестрое международное педагогическое течение, получившее распространение на Западе именно в 20-30-е годы. Общей идеей, сплотившей всех сторонников «Нового воспитания» было решительное неприятие традиционной педагогики.
Критика существующей системы воспитания и образования сводилась к следующему:
- — непонимание значения детства как самого яркого и исключительно важного для развития личности периода в жизни, оценка его лишь как подготовительного этапа к будущей «настоящей» жизни взрослого;
- — игнорирование своеобразия и самобытности детской психики, подавление творческих импульсов ребенка;
- — шаблонные методы обучения и воспитания, авторитарная роль учителя.
В 1924 году Френе принял участие в конгрессе «Международной лиги воспитания», состоявшемся в Швейцарии. После этого его педагогические эксперименты получили известность.
Уже в 1927 году во Франции возникло объединение учителей начальных школ «Кооператив сторонников светской школы», разделявших идеи Френе. Впоследствии он стал основателем и лидером «Международной федерации сторонников новой школы» и ее французской секции.
Он основал педагогические журналы “Воспитатель”, “Детское искусство” и был их бессменным главным редактором.
В начале 30-х годов во Франции был создан Фронт защиты ребенка. В него входили известные педагоги и психологи, включая П.Ланжевена и А.Валлона. Будучи одним из инициаторов создания Фронта, Френе стал его секретарем, т.е. взял на себя организационные функции по координации этого движения, имевшего антифашистскую, демократическую направленность.
В годы второй мировой войны Френе подвергался преследованиям со стороны профашистского режима Виши. В 1941 г. он был заключен в концентрационный лагерь, где содержался более полутора лет; после освобождения принимал активное участие в движении Сопротивления.
Френе был незаурядной личностью. Прекрасные организаторские способности, спокойствие и выдержка, не изменявшие ему в самых критических ситуациях, высокая культура, любознательность и, наконец, безграничная любовь к людям и сердечность поражали всех, кто встречался с ним.
Френе умер в 1966 г. в Вансе. После его смерти движение продолжало свою деятельность, а его жена Элиз Френе бережно хранила традиции школы Френе.
Фрагменты из книги С.Френе “Педагогические инварианты”.
«Система Новой школы Френе подобна настоящей революции в воспитании, в связи с чем возникает вопрос о формировании воспитателей нового типа и переподготовке тех, кто многие годы придерживался традиционных методов в педагогике.
В процессе поисков истины мы стремились установить новую систему школьных ценностей, руководствуясь собственным опытом и здравым смыслом. На основе принципов, признанных инвариантами, то есть истинными и не подлежащими пересмотру, был выработан определенный педагогический код.
Зеленый свет – методы и средства, которые полностью согласуются с данными инвариантами и, без всякого сомнения, могут применяться воспитателями, поскольку они успешно опробованы в прошлом.
Красный свет – методы и средства, которые противоречат данным инвариантам и от которых нужно избавляться как можно скорее.
Желтый мигающий свет – методы и средства, достаточно эффективные при некоторых обстоятельствах, но в то же время таящие в себе опасность и требующие особо осторожного обращения со стороны педагога, который должен четко сознавать их временный характер.Прибегнув к такой системе индикации, мы сможем дать более конкретные практические советы, которые помогут вам прийти к цели с минимумом риска и блужданий.
- Инвариант 1: Природа ребенка такая же, как и природа взрослого.
- Ответьте честно на вопросы этого теста:
Ребенок подобен молодому деревцу, которое еще не выросло, но развивается, набирается сил и приспосабливается к среде – точь-в-точь как взрослое дерево. Ребенок чувствует, страдает, приспосабливается так же, как и вы, но в другом ритме, потому что, с одной стороны, ему мешает его органическая слабость, незнание, неопытность, а с другой стороны, он обладает неизмеримым жизненным потенциалом, который у взрослых часто бывает ослаблен.Ребенок действует и реагирует в соответствии с обстоятельствами и живет, следуя тем же принципам, что и вы. Между ним и вами разница не в самой природе, а только в степени развития.Следовательно, перед тем как осуждать или наказывать ребенка, задайте себе вопрос: если бы я был на его месте, какова бы была моя реакция? И как поступали мы в его возрасте?
Постарались ли вы принять этот инвариант? зеленыйСогласны ли вы с ним теоретически, не решаясь пока внедрить его в свою практику?желтый
Не исходите ли вы в своем поведении часто из того, что ребенок по своей природе отличен от вас? красный
…Инвариант 4: Никто – и ребенок, как и взрослый, – не любит, чтобы ему приказывали.В этом проявляется рефлекс одновременно физиологический и психологический. Если человек отправляется в путь, значит, он уверен в выбранном направлении.
Если же у него возникают какие-то сомнения, он колеблется, продвигается неуверенно и медленно или возвращается назад, чтобы начать путь сначала. Но когда его кто-то толкает в спину, у него срабатывает особый рефлекс. Так бывает с человеком, который сам собирается прыгнуть в воду, а его неожиданно подтолкнули сзади.
Инстинктивно, механически человек делает усилие, чтобы преодолеть силовое воздействие и сохранить равновесие. Это общий закон, действующий как в физиологической сфере, так и в области морали и общественных отношений.
Мы все так устроены, и поэтому любой приказной жест, любая команда чуть ли не автоматически вызывают сопротивление: человек краснеет, его мысли и чувства в смятении, его первый порыв – не подчиниться приказу. Поэтому правомерно следующее утверждение: в принципе любое авторитарное приказание всегда ошибка.
На это может последовать возражение, что, мол, ребенок еще неопытен и его нужно направлять, а порой и подталкивать туда, куда ему не хочется идти. Здесь таится не меньшая ошибка. Необходимо найти такие педагогические приемы, при которых ребенку дается максимальная самостоятельность в выборе пути и взрослые как можно меньше прибегают к авторитарным методам.
Именно на этом основывается наша педагогика: ребенку предоставляется право голоса, инициатива в индивидуальной и совместной деятельности; мы стараемся увлечь его, а не жестко управлять им.Когда мы готовим план работы, то предлагаем классу 3–4 темы, из которых дети могли бы выбрать, что именно они хотят изучать в группе или индивидуально.
При распределении тем можно действовать двумя способами. Первый способ – приказной, обычный для традиционной школы: тема 1 дается ученику X, тема 2 – ученику Y и т.д. Конечно, никого из детей это не удовлетворяет. Мы действуем по-другому. Вот три темы для работы, говорим мы детям. Выбирайте то, что вас интересует.
Тот, кто успеет сделать заявку, получает тему по своему выбору. Тот, кто не успел вовремя это сделать, вынужден довольствоваться тем, что осталось. Право выбора распространяется, таким образом, не на всех, но все же детей никто не принуждает, и поэтому удовлетворенными чувствуют себя все. Если же ребенку навязывать ту или иную работу, это автоматически встречает сопротивление. Дайте ему свободу выбора – и все встанет на свое место.Насильственные меры ошибочны, и отказ от них благотворно повлияет на вашу работу.
Тест:
В своей педагогической методике вы решили отказаться от авторитарных методов.зеленыйВы ищете более мягкие, либеральные методы, но при этом еще сохраняются остатки авторитарности. желтый
Вы предпочитаете действовать авторитарно при любых обстоятельствах. красный
…Инвариант 10: Любой человек стремится к успеху. Неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.Мы особо настаиваем на этом инварианте, вся система традиционной школы основана на неудаче.Первые ученики хорошо учатся не только из-за своих способностей, но еще и потому, что они получают хорошие отметки и успешно выдерживают экзамены.
Остальных школа подавляет, обрушивая на них лавину неудач и провалов – тут и плохие отметки, и красный карандаш, перечеркнувший сделанное задание, и записи типа “Переделать” или “Отвратительно ведешь тетрадь”… Такого рода замечания редко помогают добиться успеха.
Обескураженный своими неудачами, ребенок ищет другие пути – обычно предосудительные, – чтобы хоть в чем-нибудь преуспеть.Нужно всегда способствовать успехам детей. От этого непосредственно зависит эффективность обучения.
Родители и учителя, конечно, скажут, что нельзя все же ставить хорошую отметку за неудовлетворительную работу или хвалить ученика за плохое ведение тетрадей. Но ведь мы и не призываем к этому.
Наша педагогика позволяет детям добиться успеха другими способами – их работы, сделанные с любовью, получают всеобщее одобрение, они создают керамические изделия и картины, порой представляющие собой настоящие произведения искусства, готовят доклады, принимаемые аудиторией на ура.Нужно изменить саму модель школы и роль учителя, основной заботой которого должна стать не придирчивая проверка ученических работ, а всесторонняя помощь детям.
Тест:
Вы безоговорочно за педагогику успеха. зеленыйВы стараетесь, чтобы дети не испытывали неудач. желтый
Вы за традиционную педагогику, ведущую к массовым неудачам. Красный
…Инвариант 16: Ребенок не любит слушать объяснения ex cathedra.Это совершенно не от рассеянности или от лени. Мы уже говорили, что и ребенок, и взрослый не любят слушать то, о чем они не просили и в чем не испытывают нужды.
Поэтому так неэффективны все те приемы, которые изобретены учителями, чтобы подчинить детей режиму педантичных уроков.Нам, однако, скажут, что ребенок все-таки должен узнать и понять то, чего он пока не знает и чему именно преподаватель должен его обучить.
Но, может быть, есть другие способы обучения?
Наши методы по-разному решают эти проблемы. Мы особо рекомендуем следующее. Когда вы на уроке менторским тоном объясняете учебный материал, вас никто не слушает.
Но попробуйте организовать учебную работу так, чтобы ребенку пришлось действовать самому, чтобы он экспериментировал, исследовал, выбирал и классифицировал информационные материалы.
Тогда он будет задавать вам вопросы, которые его так или иначе заинтересовали, а вы будете на них отвечать. В результате получится то, что мы называем: урок a posteriori, то есть строящийся на основе опыта.
Тест:
Занятия по всем предметам вы начинаете с экспериментальной работы, предоставляя при этом ученикам необходимую информацию. зеленыйВы пытаетесь сделать занятия интересными, но все еще в рамках традиционного урока.желтый
Вы не сдвинулись со стадии урока ex cathedra. красный
…Инвариант 28: В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы.Именно к такому конечному результату приведет вас намеченная нами дорога, которую символизирует только зеленый и желтый свет.
Истинный прогресс, которого мы добиваемся, измеряется новыми, взаимоуважительными отношениями между учителями и учениками, которые устанавливаются в классе. Известное правило “не делай другим того, чего бы ты не хотел для себя, а делай то, что было бы хорошо тебе самому” особенно значимо для школы.
Тест:
Вы добились реализации этого правила. зеленыйВы стараетесь так поступать, но вам не всегда это удается. желтый
Вы пока не гуманизировали школу. красный
…Инвариант 30: Последний инвариант, который подтверждает необходимость наших поисков и оправдывает нашу деятельность, – это оптимистическая вера в жизнь.Чем моложе и активнее человек, тем больше он ощущает потребность отважно рваться вперед.
И когда грубая власть считает, что она задушила его смелый порыв, он ищет тайные, обходные пути, чтобы преодолеть препятствия и не отклониться от избранного курса.
Именно жизненный оптимизм станет для вас при опробовании этих инвариантов нитью Ариадны, которая приведет к нашей общей цели: формированию людей будущего.»
Литература:
- Антология гуманной педагогики. Френе.
- Журнал “Обучение за рубежом”, № 10, 2000, Я.Быстрицкая.
- Фрагменты из книги С.Френе “Педагогические инварианты”. Перевод с французского Т.Старостиной
Источник: https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2012/10/12/pedagogika-uspekha-i-radosti-selestena-frene
Сущность технологии дошкольного образования С. Френе
Акулич-Дудко Т. Ю. Сущность технологии дошкольного образования С. Френе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 52-54. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/834/ (дата обращения: 22.03.2020).
В статье представлены материалы исследования педагогического наследия С. Френе, французского педагога-реформатора XXв.
На основе анализа трудов ««Новая французская школа», «Формирование личности ребёнка и подростка», «Обращение к родителям», «Педагогические инварианты», «Психология эмоций и воспитание» раскрывается сущность воспитания детей дошкольного возраста по технологии С. Френе.
Ключевые слова: педагогика сотрудничества, развитие личности ребенка, «разведка на ощупь», свободный труд, «свободные тексты», индивидуальное планирование, естественный метод обучения родному языку, альтернативная модель образования.
Селестен Френе (1896-1966), один из выдающихся педагогов-реформаторов ХХ века, сторонник Свободного воспитания, создатель авторской, альтернативной технологии воспитания дошкольников. Педагогика С.
Френе многогранна в своих направлениях воспитания детей и заслужила множество названий, характеризующих её с той или иной стороны педагогического потенциала: педагогика сотрудничества, педагогика свободного труда, педагогика свободного воспитания, педагогика творчества.
Сегодня актуальность всех этих направлений в образовании возрастает, а вместе с ними и интерес к педагогике С. Френе. Положительный опыт ее реализации за рубежом, несомненно, следует использовать в решении проблем модернизации отечественного образования.
С.Френе воплотил самые прогрессивные педагогические идеи на практике, применив самые эффективные методы, которыми и сегодня пользуются многие педагоги.
Организация рабочих уголков для свободного труда детей (мастерские), метод проектов, планирование, «свободные тексты», естественный метод обучения языку и счету – составляющие технологии дошкольного воспитания С. Френе. Однако, эти методические приемы в современной дошкольной практике используют в отрыве от целостной педагогической системы С.
Френе. Главной чертой педагогических открытий педагогов-новаторов является системность, но при воспроизведении, как часто и бывает, она распадается на набор неплохих дидактических средств.
Вероятно, понимание педагогики С. Френе как набор педагогических инструментов определено недоступностью информации об их научно-теоретическом обосновании. В своих ориентированных на практику произведениях С.
Френе, обращаясь к своим приверженцам, отправлял их к специальным источникам, посвящённым теоретическому обоснованию педагогической значимости его методов [4], но у нас в стране эти источники оказываются большей части общественности недоступны в силу их иностранного происхождения.
Главная цель дошкольной педагогики С. Френе является обеспечение ребенку естественной здоровой среды обитания, создание новых организационных форм занятий и нового педагогического инструментария, чтобы воспитать в ребенке носителя новых идей и культуры, способных преобразит среду.
Дошкольная педагогика С. Френе основывается на следующих позициях:
1. Гуманизация дошкольного воспитания и образования. Ребенок, с его индивидуальностью, интересами и потребностями, – главное действующее лицо воспитательного процесса.
2. Развитие и становление личности ребенка через естественную потребность к познанию окружающего мира по средствам свободной трудовой деятельности. Не игра, а труд (физический, интеллектуальный, художественный) – самый важный элемент в структуре становления детской личности.
3. Сочетание возрастного и индивидуального подходов. Видеть в каждом ребенке черты, присущие именно ему, а не те, которые характерны для данного возрастного этапа. Достижения ребенка оцениваются с позиции
4. Единство семейного и общественного воспитания. Согласно возрастной периодизации, предложенной С. Френе, период с рождения до двух лет – это период воспитания в семье.
Но и на последующих этапах жизнедеятельности ребенка предусмотрено прямое участие родителей в развитии и воспитании родителей: совместная деятельность детей, педагогов и родителей на занятиях и в общественном труде на основе сотрудничества и партнерства.
5. Взаимосвязь содержания педагогического процесса с организацией развивающей среды. Даже самая лучшая программа не может быть полноценно реализована без создания для ребенка развивающей естественной среды.
С. Френе вводит в психолого-педагогический словарь совершенно новое понятие «разведка на ощупь». В работе «Обращение к родителям» он подчеркивает, что «на любом этапе жизни ребенка истинное воспитание осуществляется на основании принципа познания на ощупь, который важнее всех научных методов»[6].
«Разведка на ощупь» — это основной метод постижения окружающей среды, приобретения жизненного опыта и выработки модели поведения. Говоря современным научным языком, психологическая теория развития личности по С.
Френе основана на положении о том, что ребенок способен воспринимать стимулы окружающей среды и реагировать на них в процессе поведения и деятельности в соответствии со своими индивидуальными потребностями, интересами и склонностями.
При целенаправленной «разведке на ощупь» данные способности мобилизируются и являются основой для динамичного и гармоничного развития личности человека.
В свою педагогическую практику С. Френе вводит совершенно инновационные для того времени методические приемы, такие как “свободные тексты», общий сбор и индивидуальное планирование, творческие мастерские, проект, естественный метод обучения языку и счету.
«Свободные тексты» – это описание события, которое ребенка впечатлило. В детском саду еще не все дети умеют писать, поэтому чаще всего они были выполнены в виде рисунка или аппликации. Воспитатель или родители внизу делали надписи со слов ребенка.
Свободные тексты в дальнейшем служили основой естественного метода обучения родному языку, пособием по обучению чтению и письму. По мнению С.
Френе, «свободные тексты» также выполняют роль психологических тестов, с помощью которых можно глубже узнать внутренний мир ребенка.
Заслугой С. Френе заключается так же в том, что он разработал авторский метод естественному обучению чтению и счету. Чтение становится логическим продолжением устной речи и рисования. В рамках метода естественного обучения чтению учащийся начинает с интересных для него слов и предложений.
С самого начала важное значение придается связи содержания и техники. При написании предложений и слов в работу вступает процесс анализа и синтеза. Начиная с целого слова (глобальный подход), ребенок разбирает букву за буквой. Наконец, он несколько раз отпечатывает (прописывает) это слово.
Кроме того, им интересно познакомиться со словами и предложениями, которыми заняты другие дети в группе. Это дает возможность группе создать общий запас слов. Познание «на ощупь» порождает интенсивную работу мысли и способствует без каких-либо упражнений запоминанию большего количества слов.
Он не только узнает их по написанию, но уже связывает с определенным понятием. Узнавание и понимание происходят параллельно, как две составляющие одного процесса.
В целом, педагогическая концепция С. Френе дошкольного воспитания представляет собой антропоцентристскую образовательную модель альтернативного типа и свободный, гуманистический тип воспитания. Ребенок сам определяет темп и направление развития, а взрослые предоставляют для этого ему максимальные возможности и выбирают соответствующие методы и приемы.
- Изучение и анализ дошкольной педагогики С. Френе позволил сделать нам следующие классификационные параметры:
- Уровень и характер применения: общепедагогический.
- Философская основа: гуманистическая, природосообразная.
- Методологический подход: гуманистический, личностно-ориентированный, деятельностный.
- Ведущие факторы развития: социогенные, психогенные
- Научная концепция освоения опыта:
- Ассоциативно-рефлекторная (развитие на ощупь).
- Развивающая (стадия обживания).
- Деятельностная (стадия труда).
- Преобладающие средства: вербальные, наглядные, действенно-практические.
- Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: педоцентрический, личностно-ориентированный.
- Направление модернизации и отношение к традиционной воспитательной системе: на основе гумманизации и демократизации отношений.
- Вид социально-педагогической деятельности: технология поддержки, воспитательная, социализирующая.
- Преобладающие методы и приемы: трудовые, творческие, развивающие, интерактивные, метод свободного выбора.
- Организационные формы: альтернативная, групповая и индивидуальная.
Детские сады, работающие по технологии С. Френе, распространены во Франции, Германии, Нидерландах, Испании. Созданы и успешно работают экспериментальные детские сады в России. Но, к сожалению, технология дошкольного воспитания является С.
Френе малоизученной и не нашла достойного применения в дошкольной педагогике и практике. Хотя, несомненно, технология дошкольного воспитания С.
Френе, является достойной альтернативой в процессе гуманизации отечественного образования, в поиске оптимальных технологий и методик повышения учебно-воспитательного процесса и улучшения жизнедеятельности дошкольных учреждений.
Литература:
1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий т.2/ Г.К. Селевко.- М.НИИ школьных технологий, 2006.- 815с.
2. Френе С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с фр. – М., 1990. – с. 31-245.
3. Freinet C. Essai de psychologie sensible appliquee a l’education. Neuchatel / C.Freinet. – 1966. – 157 p.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное воспитание, дошкольная педагогика, естественный метод обучения, ребенок, свободное воспитание, родной язык, отечественное образование, индивидуальное планирование, естественное обучение, свободный труд.
Дошкольная педагогика представляет собой науку о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. В настоящее время в ней развивается дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников…
в воспитании детей», «Полихудожественное воспитание», «История художественного образования в России: региональный аспект» и др.
Обращение к произведениям народного искусства в ДОО органично и объясняется особенностями дошкольного возраста.
Временный государственный стандарт по дошкольному образованию определяет раздел в работе с дошкольниками — формирование элементарных естественно-научных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей…
ребенок, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, воспитание детей, отечественная культура, образовательное учреждение, институт воспитания…
обучение английскому языку, дошкольное образование, факторы, физиологическое развитие, развитие мышления, роль родителей.
иностранный язык, английский язык, ребенок, дошкольный возраст, язык, обучение, родная речь, родной язык, иностранный язык…
Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, педагогика. Приводя ребенка в образовательное учреждение, многие родители считают, что педагоги должны обучать и воспитывать их детей.
патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое воспитание дошкольников, патриотизм, VIII-XIX, РФ, чувство привязанности.
Воспитание ребенка — многогранный труд, охватывающий множество сфер и областей.
Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и…
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/834/
«Новая французская школа» С.Френе
- Педагогические установки С. Френе
- Основные работы:
- Педагогические инварианты, Новая французская школа, Нравственное и гражданское воспитание, Формирование личности ребенка и подростка.
- — «Максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить».
- — «Школа завтрашнего будет ориентирована на ребенка — члена общества».
— Ребенок сам строит свою личность, а мы в этом ему помогаем. Создать возможности для свободного выражения каждого в любой области.
— «Труд станет основополагающим принципом, движущей силой и философией народной школы». «Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями».
— «Разумная дисциплина — результат организованного труда». Исчезнет показная дисциплина.
- — Народная школа не может существовать без демократического общества.
- Во главу угла ставит:
- а) здоровье ребенка, развитие его творческих
- возможностей, стремление к познанию;
- б) создание благоприятной среды;
- в) оборудование и технические средства.
- Общие задачи воспитания:
- — нравственное и гражданское воспитание, привитие любви к труду;
- — развитие сноровки, остроты глаза, любознательности, тяги к практической деятельности;
- — развитие практического мышления;
- — обнаружение и культивирование общественно-полезных склонностей;
- —воспитание в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства.
- Стимулирование:
- — любознательности как первой ступени познания;
- — трудовой активности как обеспечивающей усвоение всех необходимых знаний;
- — индивидуальной и моральной ответственности.
- Большое место в жизни школы отводил самоуправлению: кооператив, собрание кооператива, стенная газета.
- Четкое планирование учебного процесса:
Учитель — общий план работы на год и по месяцам для каждого класса с учетом возможностей, распорядка и правил жизни коллектива. Ученик — индивидуальный план работы на неделю: записывает работу, которой хочет заниматься, и сам контролирует ее выполнение. Самоконтроль, отказ от отметок. Учет индивидуальных достижений и их ценности.
- Основные этапы воспитания
- Принципы воспитания
- на этих этапах С. Френе
- До 2 лет — воспитание в семье.
- «От становления личности на начальном этапе в большей мере зависят успехи воспитания в индивидуальном, социальном, общечеловеческом плане последующих стадий развития ребенка».
- Условия, необходимые для воспитания в семье:
- 1) здоровье родителей и борьба
- против тяжелых условий труда;
- 2) особая забота о беременных
- женщинах;
- 3) создание необходимых условий для новорожденного.
- От 2 до 4 лет — «Детский заповедник».
- «На любом этапе жизни ребенка воспитание осуществляется на основе принципа познания наощупь».
«Все это должен сделать воспитатель, полнее обогатить процесс познания, ускорить его, чтобы подготовить личность к активной роли в обществе». Воспитание осуществляется неразрывно с природой.
С 4 до 7 лет — детский сад.
«На этом этапе также отрицаем целесообразность уроков, в какой бы форме ни проводились. Необходимы лишь условия для работы, игры.
Организация всей воспитательной деятельности в соответствии с формированием личности в процессе труда, обеспечение возможности самостоятельно принимать решения и действовать.
Педагогические методы должны быть гибкими. Умственная деятельность: речь, рисунок, письмо, типографский набор, чтение».
С 7 до 14 лет — начальная школа.
Индивидуальная работа с картотекой, исследования, наблюдение, рефераты, формы художественной экспрессии — рисование, пение, музыка, театр, прикладное искусство.
Воспитание осуществляется неразрывно с природой. «Помещение нашей школы должно стать мастерской, осуществлять связь с окружающим миром. В мастерских осуществляется базовый физический труд».
Европейскую славу приобрела созданная в 1935г. в г.Пиульи (Франция) начальная школа под руководством Селестена Френе. Им была разработана педагогическая технология (техника Френе), которая предусматривала оригинальные формы воспитания и обучения. С.Френе являлся основателем и лидером « Международной федерации сторонников новой школы». Он основатель нескольких педагогических журналов, написал педагогические труды, наиболее известный из них « Новая французская школа». Педагог создавал свою систему в противовес традиционной французской школе; стремился уйти от недостатков современной ему системы обучения – консерватизма, книжности, вербализма, отрыва от жизни. Предназначение школы С.Френе видел не в том, что приспособить ребенка не к той социально-культурной среде, из которой он вышел, а напротив, мечтал воспитать в нем носителя новых идей и культуры, способных преобразовать среду. Решающим фактором формирования личности в педагогической концепции С.Френе выступает личный опыт ребенка, приобретенный им в семье, в школе в отношениях с товарищами. При этом он подчеркивал важную организационную функцию школьного учителя, значение его рациональной учебно-воспитательной методики. С.Френе был за твердый распорядок дня и режим работы учащихся, признавал совместное планирование работы учителем и детьми. Он был принципиальным противником использования на уроке учебников, особенно в начальной школе. По его мнению, учебник навязывает ребенку логику взрослого, не позволяет индивидуализировать обучение. Вместо учебников он вводит « свободные тексты» — небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о себе, своей семье, друзьях, увиденном и услышанном на прогулках и экскурсиях, мечтах планах на будущее. Для детей «свободные тексты» служили средством самовыражения. Для учителя они становились средством изучения личности учащихся, их интересов, взаимоотношений с окружающей средой. Лучшие из них отбирались учителем, дополнялись и набирались школьниками на печатном станке, затем подшивались в специальные тетрадки и использовались как пособия. Следовательно, необходимым средством воспитания и обучения была школьная типография. С.Френе считал, что работа с печатным станком позволяет ребенку приобрести навыки ручного труда, отработать координацию движений, развивать внимание, зрительную память, повысить грамотность. В своей педагогической системе Френе отказался от оценок. Он считал, что оценка не может служить надежным и точным критерием знаний ребенка, поскольку учителю при оценивании трудно избежать субъективности, случайности, ошибки. Неудачи в учении способствуют появлению у ребенка комплекса неполноценности. « Задача школы, — указывал С.Френе, — культивировать успех, удачу индивида, необходимые для его самоутверждения. Поэтому необходимо как можно чаще подчеркивать успехи каждого: у одного – в чтении, у другого – в математике, у третьего – в рисовании, у четвертого – организаторские способности». Вместо традиционной отметки в школе Френе ребенок получал «положительное подкрепление» в форме, которая была принята в классе. Соревнования допустимы, считал Френе, в спорте, в игре. Важное место в воспитательной системе С.Френе отводил самоуправлению учащихся. Предлагал реализовать самоуправление через «школьный кооператив» под руководством Совета. В функции совета входила хозяйственная деятельность, работа по самообслуживанию. Самоуправление должно соответствовать особенностям детской психики. Интересам детей и не копировать взрослых. В педагогической системе С.Френе особое место занимала стенгазета. Она способствовала формированию общественного мнения, дисциплинировала школьников. Педагогическая система С.Френе предусматривала концепцию «открытой школы», использования метода «положительного подкрепления», создания в обучении проблемных ситуаций, индивидуальное планирование школьниками своей работы на основе планов учителя, переписки. Огромное внимание в школе Френе уделялось нравственному, гражданскому, семейному воспитанию. Много нового внес С.Френе в вопросы формирования взаимоотношений ученика и учителя, воспитания взаимопомощи, ответственности, уважения у школьников. |
Источник: https://students-library.com/library/read/96076-novaa-francuzskaa-skola-sfrene