Система воспитания в «школе радости» — справочник студента

Василий Сухомлинский стал учителем начальнои̌ школы в семнадцать лет. Эᴛο была небольшая школа, расположенная недалеко от родного села. На дневном отделении педагогического института Василь смог проучиться только два года.

После тяжелого заболевания плевритом был вынужден перевестись в Полтавский пединститут у на заочное отделение. Окончил институт Сухомлинский в 1939 году. Ранее ϶тот институт окончил Макаренко.

За свою жизнь В.А. Сухомлинский написал сорок книг и пособий, множество научных и научно-популярных статей. Его были изданы во многих странах мира, на различных языках. Наиболее известными и популярными произведениями являются следующие: ʼʼСердце отдаю детямʼʼ; ʼʼКак воспитать настоящᴇᴦο человекаʼʼ; ʼʼМудрая власть коллективаʼʼ; ʼʼРазговор с молодым директором школыʼʼ; ʼʼРодина в сердцеʼʼ; ʼʼХрестоматия по этикеʼʼ; ʼʼПисьма к сынуʼʼ; ʼʼПотребность человека в человекеʼʼ; ʼʼОб умственном воспитанииʼʼ; ʼʼКнига о любвиʼʼ; ʼʼЧеловеческая личность неповторимаʼʼ; ʼʼВерьте в человекаʼʼ; ʼʼНравственный идеал молодого поколенияʼʼ; ʼʼРождение гражданинаʼʼ; ʼʼПавлышская средняя школаʼʼ; ʼʼВоспитание коллективизма у школьниковʼʼ; ʼʼМудрость родительской любвиʼʼ.

Сухомлинского вдохновляла на эффективную работу директором школы и одновременӊοе написание научных работ, прежде всœего, любовь к детям.

Главным предметом в ᴇᴦο школе было человековедение. Сухомлинский считал ϶то важнои̌ частью в образовании и воспитании маленького человека. Истоки такого подхода скрыты в трагедии войны, которую испытали миллионы людей, в том числе и Сухомлинский.

Основные принципы педагогической деятельности в ʼʼШколе радостиʼʼ

Опыт В.А. Сухомлинского в разнои̌ степени используется в современӊοм образовании воспитателями и педагогами. Идеи Сухомлинского касались разных областей воспитания, а в частности:

  • умственного воспитания;
  • нравственного воспитания;
  • трудового воспитания;
  • эстетическое воспитание;
  • физическое воспитание;
  • семейное воспитание;
  • такому средству воспитания, как природа;
  • средству воспитания — сказке.

Сухомлинский большую роль отводил использованию природы в воспитании дошкольников и младших школьников. В.А. Сухомлинский считал, что познание природы провоцирует умственное развитие детей. Он отводил общению с природой много учебного времени, считая ϶то уроками мышления и развития ума.

Он полагал, что развитие детского мозга наиболее эффективно происходит среди наглядных образов, в частности среди образов роднои̌ природы. Постепенно мысли ребенка переключаются с наглядного образа на обработку информации об ϶том образе (Рис. 1). Изоляция детей от природы, восприятие знаний только через слово, порож утомляемость и не методность справиться с задачами, которые ставит педагог.

Система воспитания в «Школе радости» - Справочник студента

Рис.1

Сухомлинский считал природу источником нравственного воспитания и доброты.

Человечность и доброта, ласка и доброжелательность, согласно теории Сухомлинского, зарождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающᴇᴦο мира.

В красоте природы он видел неиссякаемый источник поэтического творчества детей. Природа методствует сочинению детьми сказок, стихов, рассказов.

Естественным источником детского здоровья так природа. В.А. Сухомлинский вместе с медиками изучал состояние здоровья детей в ʼʼШколе радостиʼʼ. Он совмещал укрепление здоровья детей и познание явлений природы. Первые три-четыре недели ʼʼШколы радостиʼʼ ребята проходили каждый день два-три километра; во второй месяц ϶то расстояние увеличивалось до пяти; в третий до шести километров. Всё ϶то реализовывалось среди роднои̌ природы.

Для оздоровления детей В.А. Сухомлинский в ʼʼШколе радостиʼʼ применял следующие методы:

  • Закаливание ног. В весенние, летние и осенние месяцы дети ходили в школу босиком.
  • Пешие прогулки среди природы.
  • Питание на природе, с целью развития аппетита у детей.
  • Создание и использование детских площадок возможности игр на свежем воздухе.
  • Проведение различных праздников и мероприятий.
  • Создание материальнои̌ базы реализации трудовой деятельности детей.

Для повышения эффективности оздоровительнои̌ Сухомлинский предлагал продолжать эти мероприятия в семье. Он формулировал их так:

  • Обязательное употребление детьми меда в лечебных целях, желательно со своей пасеки.
  • Высадка плодовых деревьев в семейном саду, особенно яблонь.
  • Запас продуктов на весенние месяцы, богатых витаминами.
  • Поездки родителей с детьми в поля с воздухом насыщеном фитонцидами злаков.
  • Высадка родителями под окнами детских комнат ореховых деревьев, запах которых убивает микробы и отпугивает вредных насекомых.
  • Оборудование во дворе летнᴇᴦο душа.

В ʼʼШколе радостиʼʼ проходило планомерное вовлечение всœех учащихся в общественно полезный труд, трудовые обязанности выполнялись в основном на свежем воздухе.

Сухомлинским были сформулированы правила вовлечения детей в общественно полезный труд, которые реализовывались в ʼʼШколе радостиʼʼ:

  • включение всœех детей с пяти-шести лет в полезный физический труд;
  • собственнои̌ заслугой может считаться только сделанное своими руками, разумом и творчеством;
  • ценность имеют подарки в которые вложены собственные трудовые и умственные усилия.

Еще однои̌ особенностью ʼʼШколы радостиʼʼ был принцип оценки знаний.

У Сухомлинского отметка всœегда всœегда несла оптимизм, ϶то было вознаграждением за трудолюбие, а не наказание за лень.

Сухомлинский добился, чтобы родители ᴇᴦο учеников не требовали от них высоких оценок. ʼʼШкола радостиʼʼ не знала психоза погони за отличными отметками. Отличники не чувствовали себя счастливчиками, а троишников не угнетало чувство неполноценности.

Педагогическое наследие Василия Александровича Сухомлинского имеет огромное значение. Оно актуально в современӊοм мире, когда на первый план в образовании снова выходит формирование личности, воспитание гражданина-патриота и настоящᴇᴦο человека.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/19385_sistema_vospitaniya_v_shkole_radosti

Педагогическая система В.А. Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970 гг.) – известный советский педагог, директор Павлышской средней школы, автор более 50 книг и 600 статей. Основные работы: «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «Разговор с молодыми директорами школы».

В.А. Сухомлинский перед войной окончил Полтавский педагогический институт, работал учителем начальной школы, был участником Великой Отечественной войны. В течение 22 лет с 1947 по 1970 год был бессменным директором сельской школы в Павлыше (Кировоградская область Украины).

Он создал удивительно цельную систему всестороннего развития личности. Воспитание, по В.А. Сухомлинскому, – это гармония социального врастания в общество, гуманизма и индивидуального подхода.

Павлышская школа была своеобразной «педагогической меккой», которую посещали педагоги-практики, ученые.

Здесь было много необычного: обучение детей не с 7-, а 6-летнего возраста в так называемой школе радости, школе под открытым небом; единство духовной жизни педагогов и воспитанников; использование традиций народной педагогики; уроки мысли на природе; четко продуманная и хорошо организованная система трудового воспитания.

Основными направлениями педагогической системы В.А. Сухомлинского были: творческая мысль не только в учебе, но и в любом виде деятельности; производительный труд не только на уроках труда, но и во всем укладе жизни детей; сопереживание как основа нравственности; постоянное взаимодействие с природой.

Суть дидактических взглядов В.А. Сухомлинского выражена в следующих положениях: во-первых, учение – это мир человеческих взаимоотношений, а потому нужно помнить, что отношение ребенка к школе, знаниям, учебному предмету во многом зависит от того, какие взаимоотношения у него сложаться с учителем.

Во-вторых, учение должно приносить ребенку радость, а для этого учителю необходимо соблюдать следующие условия: учитывать индивидуальные особенности детей; в процессе обучения воздействовать не только на сознание, но и на чувства, эмоции детей; бережно относится к оценке; вооружать учащихся навыками самостоятельного учебного труда.

Творческим открытием В.А. Сухомлинского стали уроки мысли среди живой природы – в лесу, поле, на лугу, у речки, которые он называл путешествиями к источнику живой мысли.

На этих уроках дети учились не просто наблюдать, а думать, устанавливать причинно-следственные зависимости.

Широко практиковалось написание всеми детьми с первого по десятый класс сказок, сочинений, использование проблемного обучения, создание в каждом классе «интеллектуального фона».

Вся система нравственного воспитания в Павлышской школе строилась на принципах гуманного отношения к детям, воспитания через доверие, перспективного подхода к детям, опоры на положительное.

Стержнем нравственности В.А.

Сухомлинский считал человечность, сочувствие и сострадание, в формировании которых большое место отводил моральным заповедям: воспитание любви и чуткости к окружающим людям, уважение и почитание родителей.

Созданный в школе культ матери выступал действенным средством воспитания гражданственности, патриотизма, человечности – «Кто умеет любить мать, будет любить и Родину и человечество».

В систему нравственного воспитания он внес новую категорию – категорию красоты. Эффективными средствами воспитания человечности красотой выступали слово, книга, художественная литература, живопись, музыка, природа.

«Без любви к природе невозможно воспитать нравственного человека», – утверждал В.А. Сухомлинский.

Он был глубоко убежден в том, что прежде чем ребенок откроет книгу и прочитает по слогам, он должен прочитать страницы самой чудесной книги в мире – книги природы.

В.А. Сухомлинский ввел такое понятие, как «воспитываемость» – способность быть воспитанным. Далеко не каждый ребенок этим обладает, все дети поддаются воспитанию в разной степени.

Он показал пути и средства повышения уровня воспитуемости, поэтапно развивая умение чувствовать красоту природы, слова, музыки, живописи. Только после этого, замечал он, учащихся следует подводить к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, поступков, жизни.

Таковы основные ступени концепции развития культуры чувств: чувствовать, понимать, ценить, творить.

Трудовое воспитание и обучение, считал В.А. Сухомлинский, должно быть нацелено на то, чтобы воспитать мыслителя-труженика, привить ребенку любовь к труду мысли, соединенной с трудом рук.

В Павлышской школе использовались разнообразные виды детского труда: учебный и производственный, платный и бесплатный, кратковременный и долгосрочный, ручной и механизированный, индивидуальный и коллективный.

Обращает на себя внимание раннее включение детей в производительный труд: первоклассникам выделялся небольшой участок земли, на котором они выращивали пшеницу; становились старше – работали в мастерских, на колхозных полях, фермах. Старшеклассники самостоятельно водили тракторы и комбайны.

Все в школе делалось руками детей (прекрасный фруктовый сад, оранжерея), многое – и для села (построили стадион, разбили сады, парки). В школе работало до 50 кружков разной направленности: технические, сельскохозяйственные, художественные, чтобы у каждого школьника была возможность реализовать свое увлечение.

Учить ребенка, чтобы у него возникло желание заниматься самообразованием, воспитывать ребенка так, чтобы у него возникло стремление к самовоспитанию – вот ядро педагогики В.А. Сухомлинского. Сегодня его идеи и демократическая по сути практика воспитания становятся особенно востребованными.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/10911.html

Рабочая программа (1 класс) на тему: Школа радости | Социальная сеть работников образования

  • ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
  • Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
  • города Москвы «Школа № 1908»
Принято на    заседании  методического совета       Протокол №___      от«__»_______20___г. «Согласовано»Зам. директора по УВР_____ Луговая Н.А.«__» _______20___г «Утверждаю»Директор школы_________ Булаева М.В.  Приказ  № ___ от «__»_______20___г

                                     .                     .

  1. Дополнительная общеразвивающая программа
  2. «Школа радости»
  3.    Направленность: коррекционно — развивающая
  4. Уровень: ознакомительный
  5. Возраст учащихся: 6-7лет
  6. Срок реализации: 1 год
  7.                                                                           Автор составитель:
  8.                                                                                                   Романова Елена Ивановна,
  9.                                                                                         педагог дополнительного образования
  10. Москва
  11. 2017 -2018 уч.год
  12. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  13. Направленность программы.
  14. Программа коррекционно – развивающей направленности ознакомительного уровня.
  15. Актуальность программы.

Первый класс – критический период в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

Читайте также:  Коммуникативное давление - справочник студента

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательными, усидчивыми.

Также необходимо помочь первоклассникам стать единым коллективом, выработать правила жизни своего класса, научиться договариваться друг с другом и работать в команде.

Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде. К середине первого класса большинство детей выходят на достаточно успешный уровень функционирования.

Но на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих выраженные трудности в обучении, общении в школьной среде, внутреннем и психосоматическом самочувствии. Это признаки проявления дезадаптационного  синдрома. Приход ребенка в школу связан с определенными трудностями привыкания к школьной жизни, одной из причин которых являются психологические особенности ребенка 6-7 лет.

К ним относятся: несформированность произвольной деятельности, отсутствие навыков учебного труда и сотрудничества, недостаточно развитая саморегуляция поведения, большая эмоциональность в общении и др.

Некоторая часть первоклассников испытывает трудности в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.        Дезадаптированному ребенку трудно общаться, учиться в соответствии с принятыми нормами.

В последнее время увеличилось количество детей, поступающих в школу с недостаточным уровнем интеллектуального и психологического развития. Психологическая программа направлена на помощь учащимся адаптироваться к школьному обучению, на коррекцию и развитие психических функций.

  • Отличительные особенности программы.
  • Большая часть жизни первоклассника связана с игрой. Игра – один из главных способов
  • постижения окружающего мира. С помощью игр дети учатся пользоваться окружающими

предметами, изучают мир человеческих взаимоотношений, утверждаются в группе сверстников. Без игры невозможно представить мир детства. Поэтому данная программа по адаптации учащихся к школе построена на игровом материале.

В ней содержатся игры и упражнения на развитие основных психических процессов детей: внимания, памяти, мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук; игры и упражнения на развитие межличностных отношений в коллективе и т.д.

В обществе сверстников ребёнку предоставляется возможность подумать о себе и людях, окружающих его, найти себе друзей среди ребят, которые находятся рядом.

  1. Для успешной реализации задач курса работа осуществляется по двум направлениям:
  2. 1) Организация на занятии процесса общения как актуальной деятельности, приносящей удовольствие.
  3. 2) Организация рефлективной деятельности группы по отношению к процессу общения (рефлексия используется как механизм усвоения).
  4. Это создаёт условия для развития коммуникативных способностей и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.
  5. Адресная направленность: программа разработана для учеников 1 класса.
  6. Цель программы:
  7. Развитие у учащихся способностей и личностных качеств, способствующих успешной адаптации к школе.
  8. Задачи программы
  9. Обучающие:
  10. Формирование навыков общения.
  11. Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

 Развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение самоконтроль и т.д.);

  • Развитие памяти (расширение объёма, устойчивости; формирование приёмов запоминания;  развитие смысловой памяти);
  • Формирование учебной мотивации;
  • Развивающие:
  • Создание условий для осознания ребенком специфики школьной жизни и формирования внутренней позиции школьника;
  • Повышение самооценки детей.
  • Развитие личностной сферы (в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций,  формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).
  • Содействие выработке адекватных реакций на возможные и имеющиеся затруднения в школьной жизни;
  • Развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями, обучение навыкам саморегуляции (способности эмоционального интеллекта).
  • Развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков;
  • Воспитывающие:
  • Воспитание у учащихся эмоционально – ценностного отношения к человеку, развитию, активности, творчеству.
  • Воспитание хороших манер.
  • Развитие сплоченности детского коллектива.
  • Группа учащихся
  • В группу принимаются учащиеся 1 классов, которым необходима помощь в адаптации к школе.
  • Расписание составляется исходя из интересов и возможностей учащихся, не меняется в течение учебного года.
  • Особенности организации образовательного процесса

В группу принимаются учащиеся 1 классов (6-7 лет), которым необходима помощь в адаптации к школе. Численность группы – 2- 10 человек.

  1. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу (с переменой 5 минут) или 2 раза в неделю по 30 минут во второй половине дня после уроков.
  2. Срок реализации программы – 1 учебный год, 32 часа.
  3. Диагностика 2 раза в год (на входе и на выходе) позволяет отслеживать индивидуальные достижения ребёнка.
  4. Механизм контроля:
  5. Форма оценки: безоценочная.
  6. Диагностика в начале и в конце курса занятий: рисунок «Школа зверей», лист самооценки.

В заключительной части каждого занятия педагог организует рефлексию: Что понравилось, а что нет? Почему? Почему это делали? Для чего мы играли? Кроме того, многие занятия включают диагностику эмоционального состояния детей с помощью изобразительных средств, экспресс-диагностику уровня развития внимания, памяти, мышления. Также педагог постоянно осуществляет наблюдение за детьми, их реакцией на те или иные формы работы.

  • Ожидаемые результаты:
  • Личностные универсальные учебные действия:
  • У обучающегося будут сформированы:
  • — учебно-познавательной интерес к новому учебному материалу;
  • — интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • — способность к самооценке в период адаптации в первом классе.
  • Обучающийся получит возможность для формирования:
  • — выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • — устойчивого интереса к новым способам познания;
  • — морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнера в общении.
  • Регулятивные универсальные учебные действия
  • Обучающийся научиться:
  • — принимать и сохранять учебную деятельность;
  • — планировать свои действия;
  • — осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
  • — адекватно воспринимать оценку учителя.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • — проявлять познавательную инициативу;
  • — самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
  • Познавательные универсальные учебные действия
  • Обучающийся научится:
  • — высказываться в устной и письменной форме;
  • — анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
  • — находить выход из конфликтной ситуации.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • — самостоятельно находить способы решения из конфликтных ситуациях;
  • -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • Коммуникативные универсальные учебные действия
  • Обучающийся научиться:
  • — адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;
  • — ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • — разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;
  • — отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию
  • -контролировать свои действия в коллективной работе;
  • — во время подвижных игр учитывать реакцию партнера на игру, следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • — точно и полно передавать партнеру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий; задавать вопросы, необходимые для организации деятельности.
  • — уметь договариваться, уступать друг с другом;
  • -сотрудничествовать в учебе и в играх.
  • Воспитательная работа:

Одним из важных принципов работы является индивидуальный подход к каждому ребёнку, к его потребностям. Ценится личность каждого члена группы.

Психолог специально организует деятельность детей таким образом, чтобы в процессе работу дети учились вежливому и доброму отношению друг другу. Чтобы дети могли и, главное, имели желание поддерживать друг друга, помогать друг другу.

Обсуждение, которое проводится после каждого упражнения, организуется таким образом, чтобы каждый имел право голоса, мог высказаться, мог чувствовать себя значимым.

Работа с родителями

Взаимодействие с родителями играет важную роль в процессе работы по данной программе, поскольку семья оказывает на ребенка основополагающее влияние. Именно от родителей ребенок должен в первую очередь получать поддержку, помощь, понимание и одобрение в нелегкий период адаптации к школе.

Первые шаги к такому сотрудничеству можно сделать на установочном родительском собрании, групповых консультациях для родителей. В дальнейшем, можно предложить родителям индивидуальные консультации по волнующим их вопросам, либо по результатам диагностики, проводящейся в рамках занятий.

Главной целью такой работы является повышение психолого-педагогической грамотности родителей, содействие оптимизации родительско — детских отношений в семьях учащихся.

В течение учебного года возможны консультации для родителей по запросу по темам, связанным с развитием ребёнка в группе, его особенностями. Психолог может делиться с родителями своими наблюдениями за детьми, сделанными выводами, может давать рекомендации о воспитании и поддержке конкретного ребёнка.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Схема построения занятия:

1. Ритуал приветствия. Упражнение, настраивающее на начало занятия.

2. Психологическая разминка. Упражнение, вводящее учащихся в тему занятия, подготавливающее восприятие основного материала урока.

3. Основное содержание занятия. Занятие отражающее цели и задачи урока.

4. Ритуал прощания. Упражнение, настраивающее на выход из занятия.

К каждому занятию по психологии ведущий заранее готовит необходимые материалы, реквизит. Для проведения занятий необходимо завести с детьми альбомы для рисования или тетради.

  1. Правила занятий:
  2. конфиденциальность — то, что обсуждается на занятии, не должно выходить за пределы класса;

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2017/11/16/shkola-radosti

Великие педагоги прошлого — cccp — медиаплатформа миртесен

«Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, — это творение будущего и взгляд в будущее»В. Сухомлинский

Николай Иванович Пирогов: (1810г.) — русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук. Ключевые составляющие педагогического наследия Н.И.

Пирогова: во-первых, это чёткая, ясно выраженная гуманистическая позиция как педагога-администратора, во-вторых – стремление организовать образовательный процесс на научной основе, в-третьих – стимулирование педагогического творчества, организация методической помощи учителям при разработке и создании в школах лабораторий, классов, учебных кабинетов.

Константин Дмитриевич Ушинский: (1824г.) — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

Идея народности в воспитании. Пособие «Родное слова» предназначено для учителей, которые преподают на родном языке для воспитания у детей чувства патриотизма, любви к родной земле.

Разработал педагогическую систему: воспитание ребенка должно начинаться в семье; воспитание продолжается в ДОУ, обязательное школьное образование. Цель воспитания — формирование человека как активной и творческой личности.

Главная цель начального и среднего образования — не наука, а сам человек. Отсюда и название его основного труда — «Человек как предмет воспитания».

Лев Николаевич Толстой: (1828г.

) — был не только великим русским писателем, но и великим русским педагогом, теоретиком и практиком школьного, в особенности начального, образования, создателем знаменитой Яснополянской школы для крестьянских детей, редактором и главным автором одного из первых в России общественно-педагогического журнала «Ясная Поляна». Его главная идея — не нужно развивать ребенка: ему «нужен только материал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне», т.е. школа, образование способствуют саморазвитию ребенка. Все образование, по Толстому, должно быть подчинено идее гуманизации научного знания и формированию самосознания и самоопределения личности ребенка. Главная задача образования — способствовать самостоятельному творческому мышлению учащихся.

Петр Федорович Каптерев: (1849г.) — выдающийся русский психолог и педагог, рассматривал образование как дело общественно-государственное.

Процитируем его слова по этому поводу: «Заводить профессиональные школы, заботиться о распространении элементарного образования, создавать школьное законодательство и вообще наблюдать за школами — это неотъемлемые не только права, но и обязанности государства».

Учебные курсы должны строиться так, «чтобы каждый своеобразный ум мог найти в них подходящие упражнения для своего саморазвития». Общее образование требует педагогических экспериментов, опытных школ и лабораторий: «экспериментов бояться — в педагоги не идти». Очень важно демократическое самоуправление учащихся и участие родителей в делах школы.

Павел Петрович Блонский: (1884г.) Важнейшие из педагогических идей Блонского: «если старая школа стремится внушить ученикам набор догматических истин, то новая школа создает творца новой человеческой жизни путем самовоспитания и самообразования его». «Учитель лишь сотрудник, помощник и руководитель ребенка в собственной работе ребенка.

Читайте также:  Индивидуальная психология а. адлера - справочник студента

Предмет познания ребенка — вся окружающая действительность как нечто целое». В работах Блонского содержится идея коллективной познавательной деятельности, и положение о коллективной ответственности школьников, и мечта о будущей «школе радости». «Школа должна дать возможность учителю стать человеком для детей и жить в классе интересной человеческой жизнью.

В школе должно быть немножко больше простора для личного творчества».

Анатолий Васильевич Луначарский: (1875г.

) — русский советский писатель, общественный и политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед, академик АН СССР, с 1917 по 1929 – нарком просвещения, активный участник революции 1905-1907 годов и Октябрьской революции 1917 года.

Написанные им в 1918 году «Основные принципы единой трудовой школы» прекрасно вписываются в ту линию педагого-психологической мысли, которая ведет от Ушинского до теоретиков современного российского образования.

Здесь и идея непрерывной системы общедоступного образования «от детского сада до университета», и принципы вариативности и дифференциации, и идея «творческого активного метода». Трудовой принцип воспитания; участие школьников в самоуправлении; участие общественности в делах школы — все это провозглашено в «Основных принципах ЕТШ».

Надежда Константиновна Крупская: (1869г.) — советский партийный и общественный деятель. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации.

С 1917 года Крупская являлась членом Государственной комиссии по просвещению.

Выступая в печати по вопросам образования и воспитания, Надежда Константиновна раскрыла сословно-классовую сущность школы царской России, буржуазно-помещичью идеологическую направленность воспитания в ней и наметила пути развития новой школы, школы, которую следует создать после победы пролетарской революции, разъясняла ленинские принципы связи школы с политикой, единства трудовой школы, ее светскости, разрабатывала вопросы патриотического и интернационального воспитания. В практической деятельности и в педагогических трудах Н. К. Крупской воплощена ленинская программа воспитания нового человека — активного строителя социализма и коммунизма.

Антон Семёнович Макаренко: (1888г.) – советский педагог и писатель. Антон Семёнович Макаренко был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения.

Социалистический гуманизм является одним из основных принципов педагогической системы воспитания Макаренко. Педагог глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.

С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее.

Говорил о продуманных целях воспитания. Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования.

Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде.

Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели.

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость…»

Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины. Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая социалистической Родиной.

Воспитание детей в семье. А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах.

Выделил недочеты педагогической системы образования в советское время: нет взаимосвязей между воспитанием и обучением, нет учета индивидуальных особенностей и интересов детей, не развивается чувство коллективизма и др.

Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность социалистической Родине.

Лев Семенович Выготский: (1896г.). Основные идеи этого знаменитого российского психолога и педагога, касающиеся школы и процессов образования и воспитания, были сформулированы в его книгах, 1926 года «Педагогическая психология», и изданной в 1935 году книге «Умственное развитие ребенка в процессе обучения».

Вот некоторые из них: «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».

Главная роль учителя в том, что он активно вмешивается в воздействие на ребенка социальной среды, организует это воздействие и направляет его.

Овладение ребенком системой социальных отношений в обществе, его самоопределение как члена общества — задача учителя.

«Определяющим моментом в воспитательном процессе является сознание того, для чего производится то или иное действие, для чего заучивается материал».

Знания, получаемые в школе, не должны быть «кладом в пустыне», мертвым грузом, оторванным от запросов жизни.

«Если учитель хочет, чтобы что-либо было хорошо усвоено, он должен позаботиться о том, чтобы это было интересно», потому что деятельность школьника движется интересом.

«…В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания». По Выготскому, ошибочно мнение, что нужны максимальная наглядность, доступность, облегченность учебного материала. Наоборот, нужно создавать затруднения для ребенка «как отправные точки для его мыслей»: ведь «мышление всегда возникает из затруднения».

В процессе учения должно складываться общее целостное представление ребенка о мире, обществе, о самом себе. Но и в рамках отдельного предмета ученик должен понимать общую связь материала. Между тем в старой школе система учебников и система преподавания были построены на отсутствии такой руководящей связи.

Только труд приучает школьника к контролю за достигнутым результатом, ибо отметка остается для школьника «чем-то посторонним и оторванным от самого процесса работы». Именно в коллективном труде подросток по-настоящему входит в коллектив, живет его интересами и приучается координировать свои цели, действия, потребности с целями, действиями, потребностями других.

Одним словом, «школа должна пронизать и окутать ребенка тысячами социальных связей, которые помогли бы выработке нравственного характера… Воспитывать — значит организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети». Отсюда специфические требования к учителю. Главная его функция в том, что он вводит учеников в жизнь. А сама «жизнь при этом раскрывается как система творчества… «.

Василий Александрович Сухомлинский: (1918) — педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда.

Педагог говорил, что важно поощрять успехи ребенка, вызывать в школу родителей за хорошие поступки, делать об этом запись в дневнике. Воспитание должно быть без наказаний. Педагог выделил несколько потребностей ребенка: материальные потребности, потребность в познании, потребность в человеке как в носителе духовных ценностей.

Система выдающегося педагога построена на основной идее христианского учения — идее добра. В сознании современных детей с трудом укладываются именно понятия, которые лежат в основе методики Сухомлинского, — романтика, коллективизм и т. д.

Он был Учителем с большой буквы. И вел за собой учеников: вместе с ними слушал музыку природы, читал стихи, путешествовал в «мир труда», рассказывал о героях войны, мечтал о будущем.

И то разумное, доброе, вечное, что он сеял, попадало в благодатную почву.

Сегодня школа стремительно превращается в сугубо образовательную структуру. А ведь именно воспитательная часть, моральное наполнение наследия Сухомлинского представляет наибольшую ценность.

Опыт павлышского учителя, многим сегодня кажущийся устаревшим, всегда будет востребован.

Ибо воспитание, как таковое, никто и никогда не сможет упразднить, какими бы знаниями ни обладали современные учителя.

Леонид Владимирович Занков : (1901г.) В конце 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л.В.

Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения, о соотношении обучения и общего психического развития учащихся. Л.В.Занкова мы относим к числу самых блестящих продолжателей и последователей направления Л.В.

Выготского, основателем экспериментальной школы исследований высших психических функций. Л.В.Занков разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи детей.

Автор монографии «Обучение и развитие» осуществил прорыв в методологии исследования проблемы обучения и развития, предложил способы взаимодействия слова и наглядности.

Задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Обучение ведет учащихся к овладению нормами знаний, мышления, поведения, но при этом обеспечиваются условия и для полноценного, счастливого проживания школьниками своего детства.

Учитель должен обладать большим искусством, дидактической системой, которая направлена на раскрытие возможности такого сочетания и в которой огромное значение имеют не только прямые, но и косвенные пути влияния на учащихся. Система Занкова глубоко гуманна, поскольку, подготавливая школьников к выполнению требуемых жизнью видов деятельности, создает условия для их психического и физического благополучия в процессе обучения.

Источник: https://cccp2.mirtesen.ru/blog/43493814260/next

Читать онлайн "Сердце отдаю детям" автора Сухомлинский В А — RuLit — Страница 14

НАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ В МИР ТРУДА

«Как добиться, чтобы труд стал важнейшей духовной потребностью детей?» — этот вопрос волновал весь наш педагогический коллектив. Учителя начальных классов В. П. Новицкая, А. А. Нестеренко, М. Н. Верховинина, В. С. Осьмак, Е. М. Жаленко с первого дня воспитания вовлекали детей в посильный труд в школьном саду, на учебно-опытном участке. Вместе с В. П.

Новицкой мы построили маленькую теплицу, где дети трудились зимой. Советуясь, как одухотворить детский труд высокими идейными побуждениями, учителя решили: давайте ежегодно, в день Победы над фашистской Германией, сажать один дубок. Это будет живая летопись нашей радости.

С того времени каждый год в нашей Дубраве Победы появляется еще одно столетнее дерево — так дети называют дуб. Мы видели важную воспитательную задачу в том, чтобы детей окружал не только мир природы, но и мир труда, творчества, строительства. Человеческая красота раскрывается ярче всего в труде. Начались «путешествия» нашей «Школы радости» в мир труда.

Никогда не забудется детям первое «путешествие» — в колхозные зернохранилища. Дети увидели вороха пшеницы — тысячи центнеров хлеба. Отец Вани рассказал нам о людях, которые выращивают высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Комбайнер Григорий Андреевич повел детей в поле — оно рядом с селом, сразу же за зернохранилищем.

«Вот на этих ста гектарах,— сказал он,- я собрал в этом году четыре тысячи центнеров хлеба. А всего за десять лет я убрал своим комбайном столько хлеба, сколько надо для такого города, как Александрия». Это познание мира не только разумом, но и сердцем. Детей изумляет красота человека-труженика. Они переживают чувство гордости за человека.

Еще глубже это чувство становится тогда, когда во время «путешествий» в мир труда дети встречаются со своими отцами и матерями. На животноводческой ферме они узнали, что мать Тани обеспечивает молоком полторы тысячи человек. В теплый осенний день мы поехали на машиностроительный завод. Там нас встретил отец Вали. Он повел детей в литейный цех, выплавляющий чугун.

Это была, наверное, самая интересная из всех сказок, которые дети слышали и которые составляли сами: человек превращал твердое вещество в багровую огненную реку, река волею и трудом человека превращалась в металлические слитки.

Я с большой радостью увидел, как детское творчество наполнилось новым содержанием: ребята стали составлять сказки о богатырях, создающих огненные металлические реки, рисовали рабочих-металлургов. Первое посещение литейного цеха произвело незабываемое впечатление.

Дети как бы по-иному увидели то, что они видели раньше: человек не мог бы жить и трудиться ни один день, если бы не было металла. Рабочие, металлурги, машиностроители — это подлинные творцы жизни. К ним у моих питомцев утвердилось чувство глубокого уважения. Интересными были наши «путешествия» к умельцам — мастерам машинно-тракторной станции слесарям, токарям.

Здесь дети увидели, как из куска металла рождается деталь для трактора, комбайна. Затаив дыхание, они смотрели, как умелые руки отца Ларисы создают винт, без которого не может работать машина. Отношение человека к человеку, его общественная жизнь раскрываются прежде всего в труде на благо людей. В том, как человек трудится для других, выражается его гуманизм.

Одной из первых моих забот было то, чтобы в окружающей детей среде раскрывалась именно эта сторона нашей социалистической действительности. Я стремился к тому, чтобы детей восхищало, одухотворяло не только то, что связано с красотой природы, но и то, что составляет самую сущность нового человека нашей страны — его служение Родине, обществу, людям. Любовь ребенка к людям труда- источник человеческой нравственности.

Читайте также:  Генеральная и выборочная совокупности, выборки - справочник студента

МЫ СЛУШАЕМ МУЗЫКУ ПРИРОДЫ

Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души.

Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда.

Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка — могучее средство самовоспитания.

Многие годы наблюдений над духовным развитием одних и тех же воспитанников от младшего возраста до зрелости убедили меня в том, что стихийное, неорганизованное воздействие на детей кино, радио, телевидения не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию. Особенно вредно обилие стихийных музыкальных впечатлений.

Я видел одну из важных задач воспитания детей в том, чтобы восприятие музыкальных произведений чередовалось с восприятием того фона, на котором человек может понять, почувствовать красоту музыки-тишины полей и лугов, шелеста дубравы, песни жаворонка в голубом небе, шепота созревающих колосьев пшеницы, жужжанья пчел и шмелей.

Все это и есть музыка природы, тот источник, из которого человек черпает вдохновение, создавая музыкальную мелодию. В эстетическом воспитании вообще и в музыкальном в особенности важны психологические установки, которыми воспитатель руководствуется, приобщая детей к миру прекрасного.

Для меня главной была установка на воспитание способности эмоционально относиться к красоте и потребности впечатлений эстетического характера. Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасного, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом.

В «Школе радости» больше внимания уделялось слушанию музыки — музыкальных произведений и музыки природы.

Первой задачей, которая при этом ставилась, было вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и потом постепенно убедить детей, что красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира; музыкальная мелодия как бы призывала человека — остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, береги эту красоту и умножай ее.

Многолетний опыт убеждает, что человек овладевает и родной речью и азбукой музыкальной культуры способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии — только в годы детства. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы.

Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии.

Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство. Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. …Ранней осенью, когда в прозрачном воздухе отчетливо слышится каждый звук, в предвечернюю пору мы сидели с детьми на зеленой лужайке. Я предложил прослушать мелодию «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. Музыка нашла у детей эмоциональный отклик. Малыши говорили:

«Шмель то приближается, то отдаляется. Слышно щебетанье маленьких птичек…» Еще раз слушаем мелодию. Потом идем к цветущей медоносной траве. Дети слышат пчелиную арфу, жужжанье шмеля. Вот он, большой, лохматый, то поднимается над цветком, то опускается.

Дети в восторге: ведь это почти такая же мелодия, как и записанная на пленку, но в музыкальном произведении есть какая-то своеобразная красота, которую композитор подслушал в природе и передал нам. Детям хочется еще раз услышать записанную на пленку мелодию. Через день идем на участок цветущего медоноса утром.

Ребята вслушиваются в звучание пчелиной арфы, пытаются уловить жужжанье мохнатого шмеля. В том, что до сих пор казалось им обычным, открылась красота — такова сила музыки.

Я подбирал для слушания мелодии, в которых в ярких образах, понятных детям, передано то, что они слышат вокруг себя: щебетанье птиц, шелест листьев, рокотание грома, журчание ручья, завывание ветра…

При этом я оберегал ребят от обилия впечатлений, ибо повторяю, что обилие музыкальных образов вредно для детей; оно может вызвать смятенье, а потом и совсем притупить эмоциональную отзывчивость.

Я использовал не больше двух мелодий в месяц, но в связи с каждой мелодией проводил большую воспитательную работу, цель которой — пробудить у детей желание еще и еще раз послушать музыку, добиться того, чтобы каждый раз ребята открывали в произведении новую красоту.

Очень важно, чтобы между слушанием мелодий, которому придается определенное значение в овладении азбукой музыкальной культуры, не было никаких стихийных, беспорядочных впечатлений. После слушания мелодий дети должны вслушиваться в тишину полей и между восприятием двух мелодий познавать красоту природы. Вот мы идем в дубовую рощу.

Тихий солнечный день «бабьего лета», под лучами солнца горит разноцветное убранство деревьев, слышится пение осенних птиц, доносится рокотанье трактора, в небесах лазури — ключ улетающих гусей. Мы слушаем «Осеннюю песню (Октябрь)» П. Чайковского.

Мелодия помогает почувствовать неповторимую красоту того, что дети до сих пор не замечали в окружающей природе: тихого трепетанья листьев на желтеющих дубах, аромата прозрачного воздуха, увядания ромашки на обочине дороги. У ребят бодрое, радостное настроение, но мажорная мелодия навевает и легкую грусть. Дети чувствуют приближение пасмурных, дождливых дней, холодных метелей, ранних сумерек. Под впечатлением музыкальной мелодии они говорят о красоте лета, о первых днях золотой осени. Каждый ребенок запомнил что-то яркое, выразительное, и теперь образы лета и осени предстают в детском сознании во всей красоте. Лариса, например, говорит: «Мы с отцом ходили в овраг. На склонах оврага зеленая стена — лес, лес, лес, залитый солнцем. Где-то заворковала горлица. И так в лесу красиво, так красиво… Хочется идти и идти, чтобы всегда сияло солнышко.

Когда воркочет горлица, кажется, что листочки на деревьях замирают, прислушиваются». Вспоминает Шура: «Мама взяла меня в поле. Она работала возле комбайна. Я ездил с дядей — комбайнером. А потом захотелось спать. Мама положила меня в копну свежей соломы. Я смотрел в синее небо, и вот копна соломы поплыла, поднялась высоко, высоко над землей.

Я то приближался к маленькой птичке — а птичка все трепетала в небе,- то отдалялся от нее. И вместе со мной поплыли кузнечики — целым хором пели, летели навстречу птичке. Так я и уснул. Проснулся,- а птичка все трепещет в небе, и громче поют кузнечики». Мы еще раз слушаем мелодию П.

Чайковского, и я чувствую, что дети находят в ней милые их сердцу воспоминания о красоте незабываемых летних и осенних дней. Дети слушают новые воспоминания. «Мы с отцом везли воз сена. Я лежала на сене, а в небе мерцали звезды. В поле пел перепел. И звезды стали такими близкими, что, казалось, подними руку и бери звездочку, как фонарик». Это воспоминание Зины.

Я слушал девочку и изумлялся. Ведь молчала же всегда Зина, слова из нее не вытянешь. А вот музыка заставила заговорить. Как радостно, что музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, пробуждает представления, навеянные красотой музыкальных образов. Хочется, чтобы каждый ребенок под влиянием музыки мечтал, фантазировал.

Музыка углубляет поэтическое, мечтательное в натуре детей — как это хорошо. Меня радует, что и Коля, и Толя, слушая взволнованные рассказы Тани и Ларисы, сидят задумчивые — они тоже что-то вспоминают. Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка.

Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности.

Внимание ребенка как бы сосредоточивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открыла перед ним музыка, и его мысль рисует яркую картину; эта картина просится в слово. Ребенок творит словом, черпая в мире материал для новых представлений и размышлений.

Музыка-воображение-фантазия — сказка — творчество- такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Она ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума. Слушая мелодии Э. Грига, дети рисовали в своем представлении сказочные пещеры, непроходимые леса, добрых и злых существ.

Самым молчаливым хотелось говорить: детские руки тянулись к карандашу и альбому, хотелось запечатлеть на бумаге сказочные образы. Музыка пробуждала энергию мышления даже у самых инертных детей. Казалось, она вливает в клетки мыслящей материи какую-то чудодейственную силу. В этом подъеме умственных сил под влиянием музыки я видел эмоциональный источник мышления.

В зимние дни, когда снегом засыпало все наши тропинки, мы сидели в школьной комнате, слушали мелодии П. Чайковского, Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана. В сумерках особенно большую радость приносило детям слушание сказочных мелодий. Я рассказал ребятам украинскую народную сказку о Бабе-Яге, а потом мы слушали мелодию П. Чайковского «Баба-Яга».

Трудно передать словами богатство фантастических образов и представлений, родившихся под влиянием этой музыки. Дети в мечтах устремлялись за далекие горы, за лес-пралес, за синие моря, в таинственные пещеры и ущелья. Я с изумлением слушал, казалось, совершенно невероятные истории, сочиненные ребятами. Отдельные из них запомнились мне на всю жизнь.

В воображении Юры злая колдунья Баба-Яга превратилась в человеконенавистника, посягнувшего на радость людей — на песню. «Она взяла большой горшок, села на ступу, полетела по всему миру. Как только услышит песню, прилетает туда, где поют и радуются люди, стукнет горшком по ступе, люди умолкают, забывают, как петь, потому что песня в горшке запрятана.

Так упрятала Баба-Яга все песни. Остался один-единственный поющий мальчик-пастушок. Он играл на свирели и пел песни. Сколько ни стучала колдунья горшком по ступе, ничего не могла сделать: свирель была волшебной. И вот сидит злющая-презлющая Баба-Яга на своей горе, на горшке с песнями, а в мире тихо, никто не поет и не радуется, только мальчик-пастушок играет.

Лег он спать. Баба-Яга украла у него свирель. Проснулся мальчик. Собрал смелых ребят и пошел к Бабе-Яге…» Дальше Юра фантазировал о том, как мальчик-пастушок освободил песни, как к людям вернулась радость.

Изумительное явление: под влиянием музыки ребенок создает в своем представлении настолько яркие образы сказочных существ, воплощающих добро и зло, что становится как бы участником борьбы за справедливость. Музыка наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мысли. Музыка вводит ребенка в мир добра.

Каждый раз, когда я замечал инертность мысли детей, я вел их в дубраву или в сад, и1ы слушали музыку, пробуждающую яркие представления о добре и зле. Музыкальная мелодия как бы открывала родники мысли. В зимние дни в нашей школе открывались все новые и новые мечтатели. Маленький Данько был таким застенчивым, что, казалось, слова от него не дождешься. И вот мальчик рассказал свою сказку о Бабе-Яге. Правда, она была похожа на сказку Юры. У Данька Баба-Яга полетела на ступе по всему миру и сорвала все цветы; прилетела на свою адскую кухню, поставила горшок в печку — и все цветы погибли. «Но я,- ребята часто ставят себя на место доброго героя сказки,- собрал семена всех цветов и посеял их на земле. Цветы опять зацвели. Когда Баба-Яга узнала об этом, она со злости поломала свою ступу и костяную ногу, и теперь уже не может делать людям зла».

Источник: https://www.rulit.me/books/serdce-otdayu-detyam-read-11277-14.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector