Инфоурок › Другое ›Презентации›Презентация по педагогике на тему «Гимназия К.И. Мая как воспитательная система»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
ГИМНАЗИЯ К. И. МАЯ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
2 слайд Описание слайда:
Карл Иванович Май
3 слайд Описание слайда:
гимназия К.И. Мая
4 слайд Описание слайда:
«Реальное училище на правах гимназии» (Как это? Два в одном?)
5 слайд Описание слайда:
Начальная школа
(одни предметы) В ГИМНАЗИИ с пятого класса, по желанию родителей или по желанию самих учеников, начинали изучать древние языки – латинский и греческий
6 слайд Описание слайда:
Особенность до 1864 года большинство предметов преподавалось на немецком языке
7 слайд Описание слайда:
С первого года в учебный план гимназии как предмет входила гимнастика.
8 слайд Описание слайда:
В 1868 году выпускники частных гимназий получили право на поступление в университет
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд Описание слайда:
девиз педагогического коллектива школы «Сперва любить – потом учить»
13 слайд Описание слайда:
Главная задача наставника «приготовить юношу к труду, полезному для общества»
14 слайд Описание слайда:
Педагогические принципы К. И. Мая
15 слайд Описание слайда:
Педагогические принципы К. И. Мая • пример преподавателя – самое действенное воспитательное средство; • работая неусыпно, мы приучаем воспитанников к труду.
16 слайд
17 слайд Описание слайда:
ВЫПУСКНИКИ академик Н. А. Бруни писатель Л. К. Успенский академик Д. С. Лихачева архитектор В. О. Мунц художники P. M.,В. М. Добужинских,В. А. Серов а также семьи Бенуа, Гримм, Римские-Корсаковы, Гагарины, Семеновы-Тянь-Шанские, Голицыны
18 слайд Описание слайда:
Василий Александрович Кракау
19 слайд Описание слайда:
Стремясь воспитать творческую личность, Кракау вводит уроки музыки, танцев, фехтования. Была организована столярная мастерская
20 слайд Описание слайда:
Задачи школы:
ученик должен • усвоить программу предмета •развить память, логику • расширить кругозор внеклассным чтением книг • заниматься музыкой, искусствами, ручным трудом, ремеслами • выработать способность к труду • выработать характер
21 слайд Описание слайда:
БЕЗ ДОМАШНЕГО
ЗАДАНИЯ
22 слайд Описание слайда:
Основные принципы организации учебного процесса • центр тяжести учебной работы перенести на классное время • необходимо задавать только то, что разобрано и выучено в классе • классная работа должна захватывать весь класс, а не отдельных учеников
23 слайд Описание слайда:
Основные принципы организации учебного процесса классная работа должна вестись строго систематически и методически • проходить новое, лишь убедившись, что пройденный раздел усвоен • учитель должен всегда считаться с уровнем класса
24 слайд Описание слайда:
Основные принципы организации учебного процесса Оценки выставлялись ученику только за четверти. Вместо текущих отметок применялись характеристики
25 слайд Описание слайда:
Организация школьной жизни В школе развивается самоуправление. Была разработана и утверждена школьная конституция.
26 слайд Описание слайда:
Организация учебного процесса Педагоги образовывали коллектив единомышленников, преданных своему делу и знающих его
27 слайд Описание слайда:
Внеклассная работа Много кружков, среди которых первый в России авиапланерный и литературный, собственное издание «Майский сборник»
28 слайд
29 слайд Описание слайда:
Спасибо за внимание
Курс повышения квалификации
Скрыть
Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра «Инфоурок»?
Проверен экспертом
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-pedagogike-na-temu-gimnaziya-ki-maya-kak-vospitatelnaya-sistema-3374532.html
Сперва любить, потом учить. История легендарной частной школы, где учились Лихачёв и Рерих
Что объединяет художника Александра Бенуа и космонавта Георгия Гречко? Они оба окончили школу Карла Мая, учеников которой называли «майские жуки». Рассказываем об одной из самых интересных частных школ России, где учились целыми династиями и куда дети бежали со всех ног.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Немецкая школа с индивидуальным подходом
Небольшая частная немецкая мужская школа открылась в Петербурге 10 сентября 1856 года — на её открытии настояли родители детей, которым не нравилось, что существующие школы оторваны от реальности и не дают никаких практических навыков, ведь после школы многим выпускникам приходилось сразу включаться в деловые предприятия родителей. Занимались ученики на первых порах дома у директора — в квартире молодого учителя Карла Ивановича Мая на 1-й линии Васильевского острова, в доме 56.
Карл Май родился в 1824 году в Санкт-Петербурге, в бедной семье немца и шведки. В четырнадцатилетнем возрасте он остался без средств к существованию — умерли его отец и дядя. С тех пор Карл сам зарабатывал на жизнь.
Он окончил Петершуле — пансион, популярный среди выходцев из немецких семей, — был выдающимся учеником, и сам директор помогал ему с работой, искал подработку репетитором.
После окончания историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета Карлу Маю повезло стать учителем сына министра юстиции Дмитрия Дашкова.
Его воспитанник впоследствии стал известным педагогом, писателем и земским деятелем. После Дашковых Май работал учителем в Шведской школе при церкви Св. Екатерины, в школе Штюрмера, школе для девочек фрау Рехенберг, давал частные уроки.
Он продолжал расширять свои педагогические знания: читал Ушинского и Пирогова, высоко ценил книгу «Человек как предмет воспитания». За границей познакомился со взглядами передовых в то время педагогов — Иоганна Песталоцци, Адольфа Дистервега, Фридриха Фрёбеля.
В Вене Май попал на лекции немецкого географа Карла Риттера и так впечатлился, что с тех пор география стала его любимым предметом.
Карл Иванович Май (1820–1895) / Wikimedia Commons
В 34 года он поступил в Лесной институт преподавателем географии. Хотя он опасался, что будет трудно завоевать авторитет учеников, ненамного младше учителя, всё обошлось: уже после первого года работы после лекции студенты вынесли Мая из класса с креслом на руках под крики «Ура!».
Но в 1856-м Май решил создать собственную школу и ушёл из института. Сначала учеников было всего 10, а сама школа только начальной.
Но она быстро стала популярной: учили в ней отлично, а главное, в ней сразу возникла особая атмосфера. Родителей не смущало даже то, что первые двадцать пять лет школа оставалась немецкой.
Все уроки, кроме русского, литературы, истории и некоторых дисциплин, также велись на немецком.
Школа Карла Мая сразу стала особенной. Здесь стремились развивать в равной степени ум, нравственные качества, эстетическое чувство, волю и здоровье ученика
Май искал индивидуальный подход к каждому. С первого же дня пребывания ребёнка в школе он отмечал склонности и способности, старался войти во все обстоятельства, стремился поддерживать связь с семьёй ученика.
Май был гостем на семейных торжествах, справлялся о здоровье заболевших, поддерживал учеников из неимущих семей: мог устроить репетитором или дать возможность заработать — например, поколоть дрова.
«Влияние школы на наших детей ограниченно, много условий должно сойтись, чтобы достичь намеченной цели — нравственного и умственного развития детей.
Одно из главных влияний — семья; где она не помогает, там вся наша работа — напрасно потраченный труд».
Первые годы существования школы Карл Иванович Май преподавал арифметику, всеобщую историю, древние языки и географию. С ростом школы почти все предметы Май передал другим учителям, но с любимой географией Карл Иванович не расстался и учил ей почти 40 лет.
«Четыре директора». В. А. Краснов (стоит), А. Л. Липовский (слева) и В. А. Кракау у портрета К. И. Мая в семидесятую годовщину традиционного школьного выпускного акта, который всегда проводился в день рождения К. Мая. 29 октября 1926 года / Школа Карла Мая
Подбором педагогов Май не манкировал. Они — лицо гимназии, именно от них зависит, как потечёт жизнь в школе. Выпускники вспоминали: «У Мая нет педагогов-мракобесов, учителей-черносотенцев, людей „в футлярах“». Преподаватели год за годом подбирались у Мая по принципу научной и педагогической одарённости.
Принципы школы Карла Мая:
- Давать ученикам только истинные знания.
- Образование и воспитание — конечная цель всякого преподавания.
- Нельзя всех и каждого стричь под один гребень.
- Ум, нравственные качества, эстетическое чувство, воля и здоровье ученика в равной степени должны быть заботой учителя.
- Те занятия плодотворны, где требуется от учеников самостоятельность, а самые знания приноровлены к их силам.
- Пример преподавателя — самое действенное средство воспитания.
- Дисциплина — ещё не воспитание.
- Воспитание имеет целью не сломить волю ребёнка, а образовать её.
- От юного существа можно добиться всего доверием.
- Наказание работает, если оно понятно провинившемуся и вполне соответствует тяжести содеянного проступка.
- Главная задача — подготовить ученика к труду, полезному для общества.
В 1861 году школа Карла Мая обзавелась первым зданием на 10-й линии Васильевского острова и стала «реальным училищем»: это значило, что в ней не только давали академические знания, но и учили сразу применять их на практике.
Например, так выглядели уроки географии в младших классах: детей просили начертить план класса, потом план школы, двора, затем план Петербурга и, наконец, переходили к географическим картам. Николай Рерих, выпускник школы, вспоминал, что карты не только рисовали. Дети лепили из пластилина ландшафты и целые горные системы, а то и страны целиком.
Несколько позже, в 1868 году, школа была разделена на гимназию и реальное отделение. Обучение в гимназии было гуманитарным, в программу входили древние языки; детей готовили к поступлению в университет. Реалисты учили современные языки, историю, химию, естественные науки.
Столовая школы в 1910 году / Школа Карла Мая
Уроки начинались в девять часов и продолжались до полудня. С двенадцати до часу была большая перемена.
Полчаса отдавали гимнастике или подвижным играм «на воле» (взятие снежной крепости, городки, снежки, позже — футбол), а ещё полчаса отводили на обеденный перерыв.
Обеды у Мая были известны своей демократичностью: ученики и учителя во главе с директором сидели за одним столом со школьниками и ели то же, что и ученики. После большой перемены занятия продолжались до четырёх часов.
На переменах было разрешено бегать, прыгать, кричать и бороться друг с другом, но не допуская драк, резкостей и ожесточения
Наказания в школе тоже были специфическими: провинившиеся записывались в «кондуит» и обязывались остаться после уроков или выполнить некую общественно полезную работу. А вот оценку «отлично» всегда выставляли красными чернилами, а родителям сообщали, что ученик «успевает по всем предметам».
Особое место уделялось словесности и истории. Помимо учебной программы, проводились литературные чтения. В программе был даже такой предмет, как выразительное чтение.
Детей вообще старались не нагружать домашними заданиями, чтобы у них оставалось как можно больше времени для внеклассной деятельности.
В школе действовали кружки: литературный, выпускавший журнал «Майский сборник», исторический, морской, спортивный, авиамодельный (его участники построили первую в России модель самолёта).
Ученики часто ходили на экскурсии — на Путиловский и Ижорский заводы, Государственную типографию, писчебумажную фабрику, Императорскую Публичную библиотеку, музеи Петербурга. Ездили в Ригу, Ревель, Киев, Москву, Новгород, Выборг.
Библиотека в школе Карла Мая, 1910–1914 годы / Wikimedia Commons
Полагая, что экзамены в конце учебного года из-за большой психологической нагрузки могут давать необъективный результат, у Мая проводили обычный опрос.
Вот как об этом вспоминали выпускники: «Классные экзамены носили характер совершенно домашний, без всякой торжественной обстановки, не было никаких приготовлений к ним, а просто неожиданно в конце учебного года являлся К. И.
Май в класс, и начиналось с помощью преподавателя спрашивание учеников в классе. Таким образом, испытания производились совершенно неожиданно для учеников, а может быть, и для преподавателей».
Художник Александр Бенуа писал: «Я нашёл в школе нечто ценное: я нашёл уют, я нашёл особенно мне полюбившуюся атмосферу, в которой дышалось легко и в которой имелось всё то, чего не было в казенном учреждении: свобода, теплота в общении педагогов с учениками и несомненное уважение к моей личности».
Девизом школы Карл Май считал слова чешского педагога Яна Амоса Коменского XVII века «Сперва любить — потом учить». И в его классах равно следовали обоим заветам.
«Ложь? У нас в гимназии не лгут. Иначе Карлуша расстроится»
Гимназия пользовалась бешеной популярностью, а её ученики по социальному положению и национальности были очень разными.
Здесь учились дети швейцара (выигравшего в лотерею и таким образом оплатившего учёбу) и сыновья князей Гагарина, Голицына, графов Олсуфьева и Стенбок-Фермора, дети предпринимателей Варгуниных, Дурдиных, Елисеевых, Торнтонов и дети либеральной интеллигенции Бенуа, Гриммов, Добужинских, Рерихов, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тян-Шанских. Рекордсменом была династия Бенуа: 25 детей семьи учились «у Мая».
Школа переехала в 1910 году на 14-ю линию Васильевского острова, в здание, построенное одним из «майских жуков» — архитектором Германом Гриммом / Wikimedia Commons
Художник Александр Бенуа застал Карла Ивановича уже в немолодом возрасте: «Это был маленький, щупленький, очень согбенный старичок, неизменно одетый в чёрный долгополый сюртук. Среди нас было немало мальчиков, которые злоупотребляли добротой Карла Ивановича.
Но большинство уважало, любило своего директора, нежное чувство возникало сразу с момента первого контакта с ним самим. Во всяком случае, я Карлушу полюбил в первый же день, а затем остался верен этому чувству до конца».
Когда отец одного из учеников спросил, какое наказание предусмотрено в гимназии за ложь, тот вообще не сразу понял, о чём речь. «Ложь? У нас в гимназии не лгут. Иначе Карлуша расстроится».
Прекрасно оснащённый кабинет химии / Школа Карла Мая
Доверие и любовь — на них стояла школа. Май писал: «Ребёнок — тоже человек, хотя и маленький, у него такая же душа и такое же тело, как и у других людей, у него есть своя воля, свои желания, своё мнение».
Первое правило школы касалось транспорта: если в школу ребёнка везли в экипаже (или автомобиле), то должны были высаживать его за два квартала до школы, чтобы к зданию он подошёл как все — пешком.
По утрам у входа стоял директор и здоровался с каждым учеником за руку. Если директор не подал руку, значит, ученик провинился и должен зайти к нему в кабинет на перемене.
Именно несостоявшееся рукопожатие было для ученика высшей мерой наказания.
https://www.youtube.com/watch?v=p0LTD4Oyfss
Был в школе и карцер. В нём хранились книги. Если уж ученика сажали туда, то ему ничего не оставалось, как коротать время за чтением
Если ученик хотел уйти из школы раньше конца уроков, то стоявший у выхода швейцар громогласно восклицал: «До свидания, господин Рерих! До свидания, господин Яковлев!» — и это было слышно на всю школу, даже в кабинете директора, и выдавало прогульщика сразу всем.
Майский жук на здании школы / Wikimedia Commons
«Майские жуки» — так звали учеников и выпускников гимназии. На одном из ученических спектаклей (их ставили часто, в школе был отличный театр) на сцену вышли герольды, которые несли знамена с майскими жуками. Эта аллегория так понравилась, что сразу вошла в обиход. А на фасаде нового гимназического здания, там, где обычно помещают герб, был укреплён картуш с майским жуком.
Команда футболистов школы Мая / Школа Карла Мая
В период 1910–1917 годов школа достигла расцвета. Здесь учились мальчики всех национальностей: русские, немцы, французы, англичане, татары, евреи, финны, китайцы. За отличные успехи в учёбе 15% гимназистов были награждены золотыми медалями, и 17% — серебряными.
Юбилейный нагрудный знак выпусков 1906 и 1916 года / Wikimedia Commons
В 1918 году ввели совместное обучение мальчиков и девочек, в этом же году школа была национализирована. По новому порядку нумерации 1922 года она стала 217-й Единой трудовой школой. В течение последующих лет эксперименты с образованием разрушили систему воспитания «майских» педагогов.
Окончательный удар был нанесён в 1929 году: статья в «Ленинградской правде» заклеймила школу как оплот аристократии и буржуазии, обвинила педагогов во вредительстве и «воспитании детей в ненависти к Советской власти».
Учеников обвиняли в «благородности лиц» и непролетарском происхождении
В статье писали: «Гимназию Мая нужно орабочить. Орабочить не только учащихся, но и учащих…» Был уволен директор и педагоги, была разорена библиотека, старшие классы распределены по другим школам. Разрушения коснулись и школьного здания: был уничтожен барельеф с майским жуком и надпись «Гимназiя и реальное училище К. Мая» на фронтоне.
С 1978 года здание на 14-й линии Васильевского острова занимает Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН (СПИИРАН). В 1995 году в нём был открыт музей, посвящённый истории школы.
Из школы Карла Мая вышли 100 докторов наук, 32 члена Академии наук и Академии художеств. Здесь зародилось объединение «Мир искусства».
Тут учились художники Александр Бенуа, Николай Рерих, Константин Сомов, Александр Яковлев, Валентин Серов. В школе учился дважды Герой Советского Союза, доктор наук космонавт Георгий Гречко.
Возможно, самый знаменитый выпускник школы — академик Дмитрий Лихачёв.
На Смоленском лютеранском кладбище стоит обелиск чёрного мрамора с надписью на латыни и немецком: «Он был вождём к свету для путников, ищущих его. Самому дорогому учителю от учеников. Его девизом было: „Сначала люблю — потом учу“». Это памятник Карлу Маю от его учеников.
Источник: https://mel.fm/shkola/1560932-karl_may_school
Воспитательная система гимназии
Ребенок не готовится к жизни — он живет уже сегодня
Воспитательная система МОАУ «Гимназия № 5» представляет собой систему гуманистического типа, высшим смыслом и главной целью которой является Человек, развивающаяся личность. Ребенок – цель, субъект, объект и критерий воспитательной системы. Воспитательная система гимназии № 5 охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, постоянно расширяя воспитательное пространство.
Миссия воспитательной работы гимназии направлена на поддержание культуры интеллигентности в отношении к образованию, человеку, семье, обществу, России и миру в целом.
Гимназическое сообщество строится на принципах взаимоуважения, взаимопонимания и сотрудничества.
- Мы воспитываем добротой.
- Мы ценим научное знание и культуру.
- Мы поддерживаем добросовестный труд.
- Мы формируем интеллигентность и образованность.
- Мы ценим здоровье и здоровый образ жизни.
- Мы приветствуем гуманистическое отношение к миру, самому себе и окружающим людям.
- Мы чтим традиции и поддерживаем преемственность поколений;
- Мы стремимся к дальнейшему развитию, реагируя на новые научные достижения и позитивные тенденции современной культуры.
Основная цель воспитательной системы гимназии – формирование разносторонней, свободной и ответственной за свои поступки личности ученика. Наша задача состоит в том, чтобы каждый выпускник мог самостоятельно определить и осуществить свои жизненные цели в соответствии с принципами социального служения и личной ответственности, стремясь к внутренней гармонии и общественному признанию.
- Образовательное пространство гимназии основано на открытости к диалогу всех членов гимназического сообщества, на неразрывной связи творческого и интеллектуального начал, учебной и воспитательной работы.
- Педагог гимназии – профессионал, владеющий современными психолого-педагогическими и здоровьесберегающими технологиями, создающий для ученика благоприятную для развития его личности атмосферу, умеющий заинтересовать своим предметом, творческая личность, готовая к росту и диалогу.
- Родители обучающихся, являясь полноправными участниками гимназического сообщества, наряду с несут ответственность за создание условий для реализации миссии и учебно-воспитательных задач гимназии.
Мы видим нашего ученика активным членом общества, стремящимся к самосовершенствованию и развитию. Учительский коллектив обязуется дать своим ученикам качественные предметные знания, ученик берёт на себя обязательство соответствовать высоким гимназическим требованиям, зафиксированным в Уставе и образовательных программах гимназии.
- Приоритетные направления воспитательной работы МОАУ «Гимназия №5» и целевые программы:
- В гимназии разработаны и реализуются следующие программы:
- «Программа воспитания и социализации обучающихся с учетом воспитательной компоненты». Смотреть>>>
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в МОБУ «Гимназия №5» на 2017-2022 гг. Смотреть>>>
«Гимназия – территория здоровья», программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОБУ «Гимназия №5» на 2017-2022 гг.
Смотреть>>>
«Я законопослушный гражданин», программа по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения обучающихся МОБУ «Гимназия №5» на 2018-2022 гг.
Смотреть>>>
«Здоровое питание», программа по совершенствованию организации питания обучающихся МОБУ «Гимназия №5» на 2018-2022 гг. Смотреть>>>
Модель управления воспитательной системой представляет собой взаимосвязанную сеть (системные связи) всех участников учебно-воспитательного процесса гимназии, обеспечивающих качество ее реализации Смотреть>>>
Воспитательная система гимназии представлена 11 направлениями воспитательной работы, по каждому из которых сформирован пакет нормативно-правовой базы (в т.ч. изданы необходимые приказы, разработаны планы работы) и папка-накопитель методических материалов и документации по осуществляемой переписке.
Направления воспитательной деятельности гимназии:
- Гражданско-патриотическое воспитание.
- Духовное и нравственное воспитание
- Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
- Интеллектуальное воспитание
- Здоровьесберегающее воспитание
- Социокультурное и медиакультурное воспитание
- Культуротворческое и эстетическое воспитание
- Правовое воспитание и культура безопасности
- Воспитание семейных ценностей
- Формирование коммуникативной культуры
- Воспитание экологической культуры
- Ученическое самоуправление. Смотреть >>>
- Методическое объединение классных руководителей. Смотреть >>>
- Уникальные проекты, реализуемые в гимназии по различным направлениям деятельности. Смотреть >>>
- Партнеры гимназии
Источник: http://www.gim-5.ru/vospitatelnaya-sistema-gimnazii/
Гимназия и реальное училище К.Мая в Петербурге
Карл Иванович Май (1820—1895)
Училище было основано по инициативе нескольких петербуржцев, выходцев из Германии, в 1856 году и имело цель дать своим детям знания не только классических предметов, как тогда было принято в государственных школах России, но и прикладных дисциплин. Это прообраз нынешних центров семейного обучения и воспитания.
В школе учились целые поколения Рерихов, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тян-Шанских, Бенуа. Более 30 её выпускников были избраны действительными членами или членами-корреспондентами Академии наук или Академии художеств.
Первый директор школы Карл Иванович Май (1820—1895) взял в качестве основного правила педагогики изречение чешского гуманиста Я.А.Коменского:
Сперва любить, потом учить
Согласно этому девизу подбирались и учителя. Если учитель не может с полной ответственностью перед собой и детьми произнести первую его часть, то есть, отдавать им все свое сердце, все свое время и всю свою жизнь без остатка, то он не должен браться за вторую часть, и ему следует избрать другую профессию.
Педагогическая одаренность во главе угла
Главной целью школы было воспитание. Истинно то, что люди одарены от природы разными способностями, но они могут и должны быть воспитаны. Карл Май с коллегами разработали целый свод педагогических принципов:
Основные принципы воспитания
- Главная задача наставника — подготовить воспитанника к труду, полезному для общества.
- Давать ученикам только истинные знания.
- Пусть дети будут различны, но образование и воспитание в любом случае должны оставаться конечной целью всякого преподавания.
Заметим, что в современном образовании последний принцип меньше всего соблюдается.
Конечной целью считается сдача экзаменов, а в школы и классы стараются сгруппировать детей одинаковых по социальной принадлежности и уровню развития.
- Нельзя всех и каждого стричь под один гребень. Действовать следует разумно, применяясь к свойству предмета, степени развития учеников и учителей.
- Ум, нравственные качества, эстетическое чувство, воля и здоровье ученика в равной степени должны быть заботой учителя.
- Тот ряд практических занятий действительно плодотворен, где требуется от учеников самостоятельность, а самые знания приноровлены к их силам.
И этот принцип, хотя и кажется простым и понятным, тоже не соблюдается в современном образовании. Проявить самостоятельность ученикам дают, но не в практических занятиях, а в теоретических. Им задают, например, делать доклады и презентации по темам, материал для которых берется из интернета, а не из мастерских, путешествий, собственных наблюдений, поделок и опытов.
- От учеников надо требовать только то, что они в состоянии исполнить, что не превышает сил класса и каждого ученика в отдельности.
- Пример преподавателя — самое действенное средство воспитания.
- Дисциплина — еще не воспитание.
А в современных школах есть только и только дисциплина вместо воспитания. То есть, невоспитанным сейчас быть запрещено. Если отклоняешься от правил, плохо себя ведешь, то воспитывать тебя никто не будет — просто удалят из школы. Учителя и родители все больше превращаются в надзирателей, они только учат, а о том, что надо сперва любить, давно забыли.
- Воспитание имеет целью не сломить волю ребенка, а образовать ее.
- От юного существа можно добиться всего посредством высказывания ему доверия
- Наказание только тогда действительно, если оно понятно провинившемуся и вполне соответствует тяжести содеянного проступка.
А в современных школах наказывают? Естественно! Например, вызывают ученика к завучу или директору, чтобы ученик объяснился и извинился перед школьным начальством. Вызывают в школу и родителей, потому что сами учителя в своем большинстве наказывать не умеют. И кем себя чувствует провинившийся после такого наказания? Разумеется, он герой! Вот и вся примитивная казенная педагогика!
Школа Мая была каким-то государством в государстве, отделенным бесконечным океаном от казенщины.
Источник: http://anderzeit.ru/school/gimnaziya-i-realnoe-uchilishhe-k-maya-v-peterburge/
Школа Карла Мая
?
Школа Карла МаяjabberwokerNovember 19th, 2011Школа Карла Мая дала России множество выдающихся деятелей науки и искусства. В разные годы здесь учились Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа, Валентин Серов, Константин Сомов, Андрей Оль, Яков Френкель, Лев Успенский, Дмитрий Сергеевич Лихачев… В этих стенах зародилось творческое содружество «Мир искусства», здесь учились десятки будущих академиков, докторов наук, художников, композиторов, архитекторов, путешественников и государственных деятелей. Что ж, имеет смысл познакомиться с историей этой школы поближе…
Здание школы К. Мая на 14-й линии:
В 1856 году по инициативе нескольких немецких семейств, принадлежавших к биржевому купечеству, в Петербурге открылась новая школа для мальчиков. Школу возглавил Карл Иванович Май — талантливый педагог с двадцатилетним опытом работы.
Карл Иванович Май:
Май родился в Петербурге в 1820 году. В 1838 году юный Карл с отличием окончил старейшую школу Петербурга «Петришуле», а в 1845 — историко-филологический факультет Санкт-Петербургского Университета; еще на школьной скамье, в возрасте шестнадцати лет, он начал давать платные уроки. В своей педагогической практике Карл Май следовал учению Иоганна Песталоцци, Николая Ивановича Пирогова и в особенности Константина Дмитриевича Ушинского, книга которого «Человек как предмет воспитания» стала одним из главных руководств для К. Мая. Девизом новой немецкой школы стало изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Каменского «Сперва любить — потом учить».«Карл Иванович твердо верил в то, что от юного существа можно всего добиться посредством высказываемого к нему доверия, — писал Александр Николаевич Бенуа. — Понятно, что среди нас было немало мальчиков, которые злоупотребляли добротой Карла Ивановича и даже за спиной издевались над этой доверчивостью. Но большинство уважало, любило своего директора…».Заботой любого педагога у Мая было в равной степени развитие ума, нравственных качеств, эстетического чувства, воли и здоровья ученика. Май умел найти индивидуальный подход к каждому ученику. Он с первого же дня пребывания ребенка в школе отмечал склонности и способности ребенка, старался войти во все обстоятельства своего подопечного, стремился поддерживать связь с семьей ученика. Май был гостем на семейных торжествах, лично справлялся о здоровье заболевших, поддерживал учеников из неимущих семей дополнительным приработком: в зависимости от способностей юноши Май мог устроить его репетитором в какую-нибудь семью или просто поколоть дрова. «Влияние школы на наших детей ограничено, — говорил К. Май, обращаясь к родителям, — много условий должно содействовать, чтобы достичь намеченной вами цели — нравственного и умственного развития детей. Одно из главных влияний — семья; где она не помогает, там вся наша работа — напрасно потраченный труд».Занятия с первыми десятью учениками начались 10 сентября 1856 года в квартире К.И. Мая в надворном флигеле дома Ершова (1-я линия). В 1860 году школа получила официальное название «Реальное училище на степени гимназии» и переехала в здание по адресу 10-я линия 13. Несколько позже, в 1868 году, школа была разделена на гимназию и реальное отделения. Обучение в гимназии имело более гуманитарный характер, в учебную программу входили древние языки; здесь готовились к поступлению в Университет. Реалисты вместо древних языков обучались языкам современным, естественной истории, химии. Такая структура учебного заведения сохранялась до 1918 года.
Учебный класс:
Школа К. Мая не была «элитной». Здесь учились дети швейцара и сын министра просвещения, дети военных и интеллигенции, отпрыски аристократических семей и купцов. Разумеется, как и все дети, они шалили и проказничали. На переменах было разрешено бегать, прыгать, кричать и бороться друг с другом, но — не допуская драки, резкостей и ожесточения. Наказания в школе проявлялось сдержанно: провинившиеся записывались в «кондуит» и обязывались остаться после уроков в классе или выполнить некую общественно-полезную работу. Если кому-то из учеников удавалось особо рассердить директора, то на следующий день Май не подавал руки провинившемуся во время традиционного утреннего приветствия.Сколь сдержанно проявлялись в школе наказания, столь сдержанно проявлялась и похвала: оценка «отлично» всегда выставлялась красными чернилами, в специальных отчетных бланках родителям сообщалось, что такой-то ученик такого-то класса «успевает по всем предметам».К. Маю и его заместителям на посту директора школы удалось создать сильнейший коллектив педагогов. Лев Успенский писал в своих воспоминаниях: «… У Мая нет и быть не может педагогов-мракобесов, учитлей-черносотинцев, людей «в футлярах», чиновников в вицмундирах. Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одаренности».Изначально преподавание в школе велось на немецком и русском языках. На русском языке — кроме собственно языка и литературы — преподавалась русская история, рисование и кое-какие из реальных дисциплин: арифметика, физика, химия, география. На немецком языке — собственно язык, германская литература, всеобщая история, алгебра, геометрия и древние языки. Также преподавались история искусств, пение, танцы, фехтование, столярное дело. В 1882 году гимназии были предоставлены права гимназий Министерства народного просвещения; при этом большая часть предметов стала преподаваться на русском, но по личному разрешению правящего императора было оставлено преподавание древних языков, всеобщей истории и географии на немецком.Уроки начинались в девять часов и продолжались до полудня. С двенадцати до часу была большая перемена. Полчаса использовалось для гимнастики или подвижных игр «на воле» (взятие снежной крепости, городки, снежки, позже — футбол), а полчаса — на обеденный перерыв. Необходимо отметить демократичность обеда: ученики и учителя во главе с директором питались за одним столом и ели одну и ту же пищу. После большой перемены занятия продолжались до четырех часов.
Столовая в здании школы на 14-й линии:
Детей старались не нагружать домашними заданиями, чтобы у них оставалось как можно больше времени для внеклассной деятельности. Большое внимание уделялось школьным спектаклям. Одновременно могли ставиться сразу три пьесы: например, «Недоросль» Фонвизина, «Трехгрошовый день» Плавта на латинском языке и шиллеровский «Лагерь Валленштейна» на немецком. Однажды во время представления на сцену вышли герольды с изображением майского жука на стягах. Это очень понравилось Маю и с тех пор майский жук стал символом школы. Николай Константинович Рерих вспоминал: «Театр, волшебный фонарь и калейдоскоп были самыми ранними занятиями… В течении гимназических лет несколько раз участвовал в пьесах Островского и Гоголя. Тогда же рисовались и программы, как сейчас помню, с портретом Гоголя». Относительная дороговизна диапозитивов в те времена мешала проведению систематических уроков с «волшебным фонарем», тем не менее было прочитано немало наглядных лекций на темы «О землетрясении», «О Японии», «О лучах радия», «Опыты Герца и телеграфирование без проводов», «О машиностроении», «О Волге» и так далее.
Сцена из школьного спектакля «Женитьба» Н.В. Гоголя. В роли Агафьи Тихоновны – Андрей Оль:
В обучении вообще старались максимально использовать наглядность: в реальных дисциплинах — опыты (номенклатура приборов составляла более 180 наименований, в том числе — спектроскоп, модель паровой машины, различные динамо-машины и т.д.); для истории — карты, иллюстрированные книги, репродукции; на уроках рисования и лепки ученики могли руками «почувствовать» соответствующую историческую эпоху, рисуя присущие ей архитектуру, вооружение; часть занятий по истории искусств проходила прямо в Эрмитаже, Академии Художеств или в училище Штиглица… А вот как Николай Рерих описывал в своих воспоминаниях уроки географии: «В гимназии К. И. Мая чертили карты Азии. Желтой краской отмечали пески Гоби. Боком мягкого карандаша наносили хребты Алтая, Тарбагатая, Алтын-Тага, Кунь-Луня… Белили ледники Гималайские… Не только чертились богато расцвеченные карты, но и лепились цветными пластилинами рельефные изображения со всеми, так милыми нам горами…».
Исторический кабинет:
Кабинет химии:
Особое место всегда уделялось русской словесности и истории. Помимо учебной программы проводились литературные чтения по юбилейным датам и в начале каждого учебного года. Был в гимназической программе и такой предмет как выразительное чтение! Ни директор, ни преподаватели не уходили и от обсуждения событий государственной жизни. С учениками обсуждались сравнительные достоинства классической и реальной системы образования, реформы Александра II, события Крымской войны. Они учили критически оценивать происходящее вокруг, умению выслушать оппонента, внушали своим ученикам идею приоритета нравственного начала. Здесь уместно будет привести слова классного наставника Д. В. Ройтмана, который напутствовал своих учеников: «Будьте человечны! Стойте вне всяких партий и их интересов, в рамки которых не может уложиться широкая, разнообразная жизнь».Помимо обязательных занятий в школе действовали различные кружки: литературный, выпускавший собственный журнал «Майский сборник», исторический, морской, спортивный, авиамодельный (его участники построили первую в России модель самолета). Ученики сами создавали кружки по интересам и это всегда находило поддержку у руководства: школа стремилась к тому, чтобы юноши были самостоятельными и умели применять свои знания на практике.В школе К. Мая широко использовалось экскурсионное обучение. Ученики посещали Путиловский и Ижорский заводы, Государственную типографию, писчебумажную фабрику, Императорскую Публичную библиотеку, музеи Петербурга. Практиковались и поездки в другие города: Ригу, Ревель, Киев, Москву, Новгород, Выборг… Перед каждой экскурсией проводилось собрание, после поездки подводились итоги в форме совместной беседы или реферата. Помимо экскурсий были и настоящие походы: на Ижору, в Саблино, Лахту, Левашово, парк Лесного института. Известен, скажем, такой случай: летом 1868 года пятнадцать учеников во главе с директором Карлом Ивановичем Маем отправились в пеший поход в сопровождении крестьянина с телегой. Через Острова, Коломяги, Озерки и Парголово вышли в Юкки; там заночевали в училищном доме. Утром — снова в путь. Днем добрались до Токсово и остановились в местном пасторате. В Токсово купались, гуляли, ездили на лошадках, а на следующий день отправились через Юкки домой.В походах и экскурсиях «майцы» стали формировать собственный музей. К 1918 году в собрании школьного музея была солидная коллекция минералов (в т.ч. самородного золота), монет, археологических древностей и произведений искусства, подаренных музею выпускниками, многие из которых стали именитыми художниками. Работа над музеем школы, совместная подготовка к спектаклям для общешкольных праздников — все это помогало достичь преемственности разных поколений выпускников, сближению детей разного возраста; так возникало особое чувство товарищества — «майский дух». Вот еще один интересный момент: семьям, которые имели собственные выезды (позже — автомобили), рекомендовалось не подвозить своих детей прямо к школе, а высаживать их за квартал, дабы все ученики независимо от социального положения их родителей приходили в школу пешком.
Всяческие всячности в Музее истории школы К. И. Мая:
- Столярный кабинет:
В 1910 году по проекту академика архитектуры Гримма было построено новое школьное здание (заметим, что академик архитектуры Г. Д. Гримм — выпускник гимназии 1883 года — выполнил проект и осуществлял авторский надзор бесплатно). На участке по адресу 14-я линия 39 были устроены восемь прекрасно оснащенных предметных кабинетов: физический, химический, естественной истории, исторический, географический, рисования, лепки и пения. Также в школе имелась столярная мастерская; мебель, сделанная учениками школы, охотно раскупалась жителями окрестных кварталов, что позволяло слегка пополнять бюджет школы. Школьная библиотека насчитывала 12 тысяч экземпляров на шести языках. Классы были укомплектованы отличной (даже по нынешним меркам!) мебелью; до наших дней сохранилась уникальная парта с регулировкой верхней плоскости по высоте (эта парта представлена в экспозиции Музея истории школы Карла Мая).В 1918 году постановлением Народного комиссариата просвещения было введено совместное обучение мальчиков и девочек, в этом же году школа была национализирована. По введенному в 1922 году порядку нумерации учебных заведений она стала называться 217-й Единой Трудовой Школой. В течении последующих лет эксперименты новой власти с образованием в значительной степени разрушили ту стройную систему воспитания, что создавалась в течении нескольких десятилетий «майскими» педагогами. Окончательный удар был нанесен в 1929 году: статья в «Ленинградской правде» заклеймила школу как оплот аристократии и буржуазии, обвиняла педагогов во вредительстве и «воспитании детей в ненависти к Советской власти»; сами ученики обвинялись в «благородности лиц» и непролетарском происхождении. Вполне в духе того времени автор статьи безаппеляционно заявляла: «Гимназию Мая нужно орабочить. Орабочить не только учащихся, но и учащих…». И гимназию «орабочили»: был уволен директор и упомянутые в статье педагоги, была разорена библиотека, старшие классы были распределены по другим школам. Примечательно, что ненависть советских чиновников обрушилась и на само школьное здание: был уничтожен барельеф с майским жуком и надпись «Гимназiя и реальное училище К.Мая» на фронтоне.Здесь мы должны прервать свой рассказ о школе К. Мая: у 217-й (ныне 5-й) школы своя славная история, но та, старая школа и ее традиции на многие десятилетия были прочно забыты. С 1978 года здание на 14-й линии занимает Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН (СПИИРАН). В его помещениях в 1995 году по инициативе директора института члена-корреспондента РАН Р. М. Юсупова был открыт музей, посвященный истории школы К. Мая.
Рабочее место третьего директора А. Л. Липовского в Музее истории школы К. И. Мая:
Источник: https://jabberwoker.livejournal.com/29288.html
Воспитательная работа, ГБОУ Школа № 1582, Москва
В основе воспитательной системы школы № 1582 лежит программа развития школы на 2015-2020 годы, составной частью которой является многоцелевая долгосрочная воспитательная программа «Я активный гражданин и патриот России».
В основе воспитательного процесса — индивидуальный подход к обучающимся, учет их интересов, возможностей и возрастных особенностей, а также возможностей социокультурного окружения образовательного учреждения. Цель воспитательной работы Школы –формирование нравственно–правового пространства для развития инициативной, самостоятельной, творческой личности каждого ребенка.
Воспитательная программа «Я активный гражданин и патриот России» направлена формирование социальной и культурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, и экскурсионных возможностей в деятельности школы. В основе программы лежит разработка и внедрение ресурсообразующих проектов, обеспечивающих эффективность образовательной среды:
- «Развитие методологической культуры и профессиональной компетентности учителя»;
- «Информатизация и изменение содержания образования»;
- «Оптимизация системы социального партнерства»;
- «Совершенствование общественного управления школой»;
- «Психологическая поддержка личностного развития учащихся».
Актуальность программы определяется государственной задачей формирования готовности подрастающего поколения к принятию самостоятельных и ответственных решений в условиях совершенствования социально-экономического и политического устройства страны.
Ключевая проектная идея связана с обеспечением ключевых компетенций личности. Выпускник школы, обладающий ведущими компетенциями — главный показатель эффективности работы педагогического коллектива.
Управление реализацией программы развития строится на принципах целостности, саморазвития и партнерства.
Ожидаемые результаты:
- активизация воспитательной деятельности педагогического коллектива, основанная на индивидуальном подходе;
- своевременное выявление неблагополучных ситуаций школьной и бытовой жизни обучающихся. Ликвидация правонарушений и безнадзорности обучающихся школы;
- создание и развитие новых традиций жизнедеятельности школы;
- расширение связей с внешкольными организациями с целью расширения возможностей воспитания школьников.
Источник: https://gym1582u.mskobr.ru/conditions/vospitatel_naya_sistema_gimnazii