Семья как фактор воспитания — справочник студента

В рассмотрении этого возрасты мы должны обратиться к понятию, что же такое семейное воспитание. Воспитание — это такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне.

Семья — это колыбель духовного рождения человека. Она является одним их древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общении. Семья также является первичной средой, где человек должен учиться творить добро. воспитание семья дошкольный

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители, обращаясь к ним А.С. Макаренко говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека».

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований.

Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений — 2-е изд., — стереотип — М.

: издательский центр «Академия», 2002 г., с 160 .

Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка.

Благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления.

Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Древние системы воспитания - справочник студента

Оценим за полчаса!

Из опыта воспитания детей огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. Под этим всем подразумевается взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.

Семья в воспитании ребёнка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует его личность. Дошкольное детство — период высокой чувствительности ребёнка к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье ребёнок опосредует нормы человеческого сознания, усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия определяют характер поведения ребёнка в семье.

Как известно, дошкольники являются в этот период очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, всё проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов.

По своей природе дети также являются некими исследователями уже в ранние годы своей жизни. Они стремятся к познанию, выявлению и установлению истины. Если в первые годы жизни ребёнок установил истину и утвердил, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею.

В этом главенствующую роль играет нравственный облик родителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпечаток на всю последующую жизнь.

Большую роль в семейном воспитании играет авторитет родителей. Без родительского авторитета воспитание невозможно. Главным основанием родительского авторитета может быть работа родителей, их гражданское лицо, поведение. Авторитет — это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте.

Быть авторитетным родителем — значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо.

Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства — это отец, который непосредственно должен владеть нравственно-этической зрелостью, умением общаться с детьми. Именно в общении с детьми родитель обязан способствовать развитию их индивидуальности, а не подгонять индивидуальность под шаблон.

Авторитет родителей не является единственным фактором в становлении нравственности личности, наряду с ним можно выделить также и общеобразовательную и педагогическую подготовленность родителей. Концепция семейной педагогики — это создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности. Только такое семейное воспитание может сделать ребёнка счастливым.

Все правила нравственности и доброжелательства должны передаваться детям чаще и скорее всего не словами, а фактами самой повседневной жизнедеятельности. При этом необходимо, чтобы собственная нравственность воспитания была безупречна.

Воспитание в семье носит комплексный, естественный характер.

Важнейшим фактором реализации воспитательного потенциала семьи выступает сознательная, целенаправленная и систематическая воспитательная деятельность родителей, которая подчинена ценностному идеалу и направлена на то, чтобы способствовать самосовершенствованию ребёнка в его стремлении стать полноценной высоконравственной личностью.

Пристальное внимание в формировании нравственной основы ребёнка, должно быть обращено на содержание и идейную направленность дошкольника Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вызов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого.

Читайте также:  Ток смещения - справочник студента

Руководя любимым видом деятельности, взрослые могут повлиять на чувственную сферу ребёнка, его нравственные проявления, формировать у него начало идейной направленности.

Каждый вид детской деятельности в силу своей специфики создаёт наиболее благоприятные возможности для осуществления определённых задач воспитания, например, в игре формируются коллективные навыки, нравственные качества.

Хорошая семья представляет собой коллектив, где все члены спаяны отношениями любви, взаимопомощи, ответственности друг за друга. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну их величайших ценностей жизни.

Как правило, семья должна оказывать на ребёнка только положительное влияние, но это бывает не всегда.

Бывают случаи и отрицательного воздействия на ребёнка, это конфликтная сторона семьи, куда входят постоянные ссоры, скандалы между членами семьи конфликтная сторона семьи нередко приводит к отрицательным последствиям в развитии личности, и 88% детей в такой ситуации чувствуют себя ущербными и несчастными.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка в сфере формирования основы личности является семья.

Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей должно обеспечивать их физическое совершенство и нравственную чистоту.

Каждый ребёнок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т.е. в основу воспитания закладывается принцип «делай как я».

Источник: https://studwood.ru/1138608/pedagogika/semya_faktor_vospitaniya

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей

Николаева С. В. Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1504-1506. — URL https://moluch.ru/archive/115/31103/ (дата обращения: 22.03.2020).



Ценность — это понятие, которое используется в различных науках таких, как философия, экономика, психология и социологии с целью обозначения предметов, явлений, и их качеств.

Каждая ценность воплощает в себя социальные идеалы, и выступает как эталон. Ценность — это также значимая, важная,полезностькакого — либо предмета или явления.

Так как потребности, интересы общества и каждого отдельного индивида многообразны, то ценности выражаются в сложной системе и различных ее видах.

Говоря о ценностях, их можно условно разделить на 3 формы существования:

Первая форма ценности представляется как соц. эталон. Формируется сознанием общества и содержит абстрактное понимание об атрибутах должного в разных областях социума. К подобным ценностям можно отнести и общечеловеческие (чувство долга, вера, честность и т. п.), и конкретно-исторические (равноправие, демократия, патриархат и т. п.);

Вторая форма ценности предстает в различных вариантах в виде произведений материальной и духовной культуры. Также в виде человеческого поступка — определенных предметных воплощений социальных ценностных эталонов (моральных, эстетических, общественно-политических, правовых и др.);

Третья форма ценности. Общественные, преломляясь через призму жизнедеятельности каждого, входят в психологическую структуру индивида как ценности личностные. Это является одним из источников мотивации поведения [3].

Ценности обладают конкретно-историческим характером.

Они соответствуют определенному периоду развития общества или представляют ценности разных демографических групп (молодое поколение, старшее), а кроме этого также профессиональные, классовые, религиозные, общественно-политические и др. Разнотипность социальной структуры общества порождает неоднородность и в том числе противоречивость ценностей и ценностных ориентации.

Существуют одни из самых главных ценностей в жизни каждого человека — это семейные ценности. На них остановимся и рассмотрим подробнее.

Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни [5]. Институт семьи всегда считался особенным и важным в жизни абсолютно каждого человека. С самого первого дня своей жизни человек растет и воспитывается в семье.

В каждой из таких семей есть свои привычки, обычаи, ценности и традиции. И в зависимости от того, что ребенок видел в своем детстве, у него формируется определенное виденье мира.

Поэтому семейные ценности и традиции должны присутствовать в каждой семье.

Семья была и остаётся одной из основных ценностей. Семья — это те близкие и дорогие люди, которые готовы помочь и поддержать тебя в трудную минуту. Благополучная семья эта семья, в которой соблюдаются семейные традиции.

Эти традиции выработаны не одним поколением, и, не теряя своей важности, служат хорошим стимулом и толчком во всестороннем развитии ребёнка, а также способствует духовному и культурному развитию личности.

Ведь воспитание семейных ценностей — это наиболее важное условие развития духовных ценностей ребенка.

Дети не всегда могут сказать, какие ценности присутствуют в их семье, а основными семейными праздниками становятся: Дни рождения, Новый год и т. п.

Дни памяти предков, Пасха, Рождество, праздники, связанные с религией — для них это что-то далёкое и не всегда понятное. Здесь огромная роль отводится родителям. Семейные ценности и традиции также способствуют гражданско-патриотическому воспитанию.

Ведь именно через семью в ребенке формируются такие качества как чувство гордости за свою страну, бережное отношение к традициям страны.

Только при тесном взаимодействии педагога и семьи можно добиться достаточно высоких результатов воспитания детей на основе семейных ценностей.

Прошлое традиционное отношение к мужчине как к добытчику и авторитету присутствует далеко не во всех семьях. Чаще всего роли распределяются поровну. А различные проблемы решаются на семейном совете.

Поскольку на современном этапе произошла переоценка ценностей, то как следствие изменились задачи не только школьного, но и также семейного воспитания.

Нынешняя семья оказалась дезориентированной касательно собственной значимости и способностей воспитания ребенка в новых обстоятельствах [1].

  • Семейные ценности на сегодняшний день развиваются в условиях становления современного общества. Эти ценности можно подразделить на две категории:
  • ‒ ценности родителей;
  • ‒ ценности детей.

Данные категории пересекаются во многих аспектах. Несмотря на это категория ценности детей прогрессирует, чем категория ценности родителей. Каждое новое поколение перенимает необходимое от предыдущего, добавляя новое, что актуально в меняющихся условиях общества.

Безусловно, взаимодоверие, любовь, взаимовыручка и уважение, понимание и добросердечность остаютсяосновнымиценностяминынешнегообщества. Однако под давлением различных внешних факторов, обусловленных проблемами общества, они со временем уходят на второй план. И на первый выходят хорошее образование, карьера, высокий доход.

Перемены, которые происходили в России в минувшие десятилетия, затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную духовно-нравственную сферу жизни социума.

В связи со вступлением в силу современных ФГОС НОО актуализировались сфера духовно-нравственного воспитания личности, а также проблема развития и формирования моральных ценностей школьников. Именно они находятся в наиболее затруднительном положении.

Их восприятие на окружающую действительность осуществляется в тех ситуациях, когда былые ценности являются уже не признанными, а новые ещё не в полной степени установившимися [4].

Благодаря ценностному подходу появляется возможность вычленить не только внешнюю сторону процесса взаимодействия семьи со школы, но и внутреннюю, которая раскрывается посредством нового вида отношений семьи и учебного заведения в развивающемся социуме.

Впервые за последние годы перед средним образованием поставлена цель сформировать систему ценностей школьников. На сегодняшний день, когда традиционные ценности переоценены, то ставится под угрозу воспитание нравственного молодого поколения, умеющего любить свое отечество.

Школа и семья — это два основных социальных института, от их успешного взаимодействия будет зависеть насколько эффективным будет процесс воспитания ребёнка. А. С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьёй — это учащийся.

Преимущество этого способа не только в том, что он оперативен, но и в том, что ребёнок, получая требования педагога, становится проводником и реализует их в семье. Именно такое взаимодействие способствует сплочению семьи и образовательной организации.

Безусловно, подобная работа усиливает понимание и доверие между двумя социальными институтами.

Правильно организованная и обдуманная деятельность педагогов содействует результативному усвоению школьниками понятий и взглядов на семейные ценности, а также формированию умения видеть значимость в предметах.

Педагогическое образование будущего педагога должно содержать в себе аспекты семейного воспитания, а также знания о воспитании семейных ценностей.

Именно педагог способен изменить характер взаимодействия с семьей в сторону ценностного единства. Оно может осуществляться посредством стремления и желания родителей посодействовать школе в работе.

Может осуществляться по тем направлениям, которые являются наиболее актуальными и определенно важными в современных условиях [1].

Таким образом, резюмируя полученные в ходе исследования данные и выводы, отметим, что семья является основной ценностью и без нее никуда. Воспитание семейных ценностей должно осуществляться не только в кругу близких людей, но и в образовательных организация на всех стадиях развития ребенка.

Литература:

  1. Власюк И. В. Автореферат. Ориентация будущего учителя на ценностное взаимодействие с семьей: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1998г.
  2. Моргулец Г. Г. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей. Волгоград: Учитель, 2011г. 183 с.
  3. Словарьпрактическогопсихолога.М.:АСТ,Харвест.С. Ю. Головин1998.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2012г.
  5. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов.2-еизд. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006г. 768 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, семья, форма ценности, семейное воспитание, традиция.

Вопросам формирования семейных ценностей, проблемам семейного воспитания

Ценность связи семьи и производства или ценность семейного бизнеса, ценность

Можно увидеть, что преобладают такие ценности как, традиции, обычаи, любовь, дети, уважение…

‒ Формирование семейных ценностей, воспитание культуры поведения с близкими людьми и в обществе. ‒ Обеспечение духовного единства поколений, сохранение семейных традиций, изучение родословной.

  1. Очень эффективной формой работы по воспитанию
  2. Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови.
  3. Семья воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности.

Целью таких форм является содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания. Помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей, содействие родителям, бабушкам…

Семейные ценности — это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека

педагогического процесса. позволяют разнообразные формы работы: составление семейных фотоальбомов

Для реализации программы оптимизации традиций физического воспитания в семье

Ценность семейного воспитания неоспорима. Но когда традиции семьи приветствует дошкольное образовательное учреждение, где воспитывается ребенок, раскрываются новые формы сотрудничества семьи и детского сада…

Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании семейных ценностей, ценностей детей, их воспитания, обучения и развития.

Каждому студенту члену клуба «Моя семья» дается задание: разработать свой проект и представить его в форме презентации на…

Ключевые слова: семья, семейные ценности, СМИ.

Именно в семье мы получаем ценностную установку о взаимоотношениях и распределении ролей в семьях, поведении в обществе; о традициях и обычаях, приоритетах, которые определяют члены семьи.

Вопросам формирования семейных ценностей, проблемам семейного воспитания

Ценность связи семьи и производства или ценность семейного бизнеса, ценность

Можно увидеть, что преобладают такие ценности как, традиции, обычаи, любовь, дети, уважение…

Читайте также:  График производной - справочник студента

‒ Формирование семейных ценностей, воспитание культуры поведения с близкими людьми и в обществе. ‒ Обеспечение духовного единства поколений, сохранение семейных традиций, изучение родословной.

  • Очень эффективной формой работы по воспитанию
  • Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови.
  • Семья воспринимает и передает своим воспитанникам культурные и моральные ценности.

Целью таких форм является содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания. Помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей, содействие родителям, бабушкам…

Семейные ценности — это часть исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от наших дедов и прадедов.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека

педагогического процесса. позволяют разнообразные формы работы: составление семейных фотоальбомов

Для реализации программы оптимизации традиций физического воспитания в семье

Ценность семейного воспитания неоспорима. Но когда традиции семьи приветствует дошкольное образовательное учреждение, где воспитывается ребенок, раскрываются новые формы сотрудничества семьи и детского сада…

Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании семейных ценностей, ценностей детей, их воспитания, обучения и развития.

Каждому студенту члену клуба «Моя семья» дается задание: разработать свой проект и представить его в форме презентации на…

Ключевые слова: семья, семейные ценности, СМИ.

Именно в семье мы получаем ценностную установку о взаимоотношениях и распределении ролей в семьях, поведении в обществе; о традициях и обычаях, приоритетах, которые определяют члены семьи.

Источник: https://moluch.ru/archive/115/31103/

Статья "Семья как фактор формирования личности ребенка"

Центр Лечебной
Педагогики и Дифференцированного
обучения

«Наш Дом»

117593, Москва, ул.
Рокотова, 4, корп. 4 тел.: 426-75-00

  • Синяк Елена
    Анатольевна E-mail:
    pushistena@yandex.ru
  • -зам. Директора
    по УВР (I квалификационная категория),
  • Учитель начальных
    классов

«Семья
как фактор воспитания и формирования
личности ребенка»

Традиционно
главным институтом воспитания является
семья. Семья, по мнению В.Н. Худякова,
является «тем первичным звеном, где
начинается становление ребенка как
личности.

И то, что будет заложено в
ребенке с детства, должно неизбежно
проявиться в его будущей жизни».

В
Конвенции о правах ребенка сказано:
«Ребенку для полного и гармоничного
развития его личности необходимо расти
в семейном окружении, в атмосфере
счастья, любви и понимания».

То, что ребенок в
детские годы приобретает в семье, он
сохраняет в течение всей последующей
жизни.

Важность семьи как института
воспитания обусловлена тем, что в ней
ребенок находится в течение значительной
части своей жизни, и по длительности
своего воздействия на личность ни один
из институтов воспитания не может
сравниться с семьей. В ней закладываются
основы личности ребенка, и к поступлению
в школу он уже более чем наполовину
сформировался как личность.

Семья
может выступать в качестве как
положительного, так и отрицательного
фактора воспитания. Положительное
воздействие на личность ребенка состоит
в том, что никто, кроме самых близких
для него в семье людей – матери, отца,
бабушки, дедушки, брата, сестры, не
относится к ребенку лучше, не любит его
так и не заботится столько о нем.

Лучшим средством воспитания правильных
отношений является личный пример отца
и матери, их взаимное уважение, помощь
и забота, проявления нежности и ласки.
Если дети видят хорошие отношения в
семье, то, став взрослыми, и сами будут
стремиться к таким же красивым отношениям.

И вместе с тем никакой другой социальный
институт не может потенциально нанести
столько вреда в воспитании детей, сколько
может сделать семья.

В семье ребенок
бывает свидетелем и участником самых
разных жизненных ситуаций, причем не
всегда позитивного содержания и смысла.

В этом отношении социальный опыт,
приобретаемый в семье, отли­чается
большим реализмом.

Через призму
наблюдаемого поведе­ния близких для
ребенка взрослых у него выстраивается
собствен­ное отношение к миру,
формируются представления о ценности
тех или иных явлений, объектов.

Воспитание в
широком смысле этого слова — это не
только умышленное воздействие на ребенка
в моменты, когда мы его поучаем, делаем
замечания, поощряем, браним или наказываем.
Часто значительно больше действует на
ребенка пример родителей, хотя те свое
влияние могут и не осознавать.

Несколько
слов, которыми машинально перебросятся
между собой родители, могут оставить в
ребенке значительно больший след, чем
долгие поучения, которые часто не
вызывают в нем ничего, кроме отвращения;
точно такое же действие может оказать
и понимающая улыбка, брошенное мимоходом
слово и т.

п.

Отношение
ребенка к окружающим предметам, нормам
поведения, жизнедеятельности в родном
доме возникает опосредованно, благодаря
его общению со всеми члена­ми семьи.
Эмоции, сопровождающие это общение,
помогают ре­бенку понять смысл, который
придается окружающему миру близ­кими
людьми.

Он остро реагирует на тон и
интонацию взрослых, чутко улавливает
общий стиль, атмосферу отношений. Т.А.
Куликова пишет: «Семья пре­доставляет
ребенку разнообразные поведенческие
модели, на которые он будет ориентироваться,
приобретая свой собственный социаль­ный
опыт.

На конкретных поступках, способах
общения, которые ребенок видит в ближайшем
окружении и в которые бывает сам втянут
взрослыми, он учится сравнивать,
оценивать, выбирать те или иные формы
поведения, приемы взаимодействия с
окружаю­щей действительностью.

» Мы
разделяем ее точку зрения и можем с
полным правом говорить о том, что семейная
воспитательная среда определяет первые
контуры складывающегося у ребенка
образа мира, формируя соответст­вующий
образ жизни.

Очень важно, чтобы
то, чему мы учили ребенка, подкреплялось
конкретными примерами, чтобы он видел,
что у взрослых теория не расходится с
практикой.

Семья выступает
фактором воспитания еще и потому, что
явля­ется организатором разнообразных
видов деятельности детей. От рождения
ребенок, в отличие от многих представителей
животного мира, не обладает умениями,
которые обеспечат его самостоятель­ную
жизнь.

Его взаимодействие с миром
организуют родители и другие члены
семьи.

В этом заложен большой педагогический
смысл, ибо даже ребенок, которому
посчастливилось родиться в благоприятной
среде, не сможет полноценно развиваться,
если он ограничен, или лишен возможности
активного взаимодействия с ней.

Дело в
том, что сам по себе он не овладевает
средствами ос­воения, усвоения и
присвоения тех достижений культуры,
которы­ми он окружен. В семье начинается
приобщение ребенка к различ­ным видам
деятельности: познавательной, предметной,
игровой, трудовой, учебной, а также
деятельности общения.

Первоначально
ребенок действует совместно с взрослыми,
но по мере овладения ребенком отдельными
действиями, его деятельность становится
совместно-разделенной со взрослыми.

В
это время ребенок становится субъектом
собственной деятельности, но и на этом
этапе ему необходимо внимание взрослых,
эмоциональная поддержка, одобрение,
поощрение, оценка, а иногда и подсказка
взрослого.

Родителям важно соблюдать
меру, разумное соотношение детской и
своей собственной активности, не выполняя
за ребенка то, чему он уже научился.

Начиная с трех-четырех
лет, у ребенка дома должны быть постоянные,
ценимые другими членами семьи обязанности:
поливать комнатные растения, накрывать
вместе с мамой на стол, поддерживать
порядок в комнате и другое.

По мере
взросления обязанности расширяются:
он может ухаживать за своей одеждой,
обувью, участвовать в приготовлении
пищи, насыпать корм в кормушку для птиц
и т.д.

Все это с одной стороны, является
реальной основой для укрепления чувства
собственного достоинства, гордости, с
другой – будет закладывать первые
«кирпичики» трудолюбия.

Однако
у взрослых всегда возникают опасения,
что ребенок сделает что-то не так. Они
постоянно его останавливают. «Ты не
умеешь, дай я сделаю», «Не лезь!», «Не
трогай» – такие фразы мы часто слышим
от взрослых в повседневной жизни. Все
это сдерживает развитие самостоятельности,
решительности, смелости, а, следовательно,
осложнит жизнь ребенка, на других
возрастных этапах.

Если у ребенка
что-то не получается, то родители должны
постоянно вселять в него уверенность,
поддерживать в трудный момент, поощрять
малейшие начинания. Причем, чем ниже
самооценка и уровень притязаний, тем
настойчивее должны быть соответствующие
действия со стороны значимых для ребенка
взрослых.

Трудолюбие, на наш
взгляд, возникает тогда, когда ребенок
получает удовольствие от труда. В
качестве стимулов, подкрепляющих успехи
в деятельности, должны выступать те,
которые порождают положительные эмоции.

Чтобы этого
избежать, по мнению О.М. Дьяченко,
необходимо поручать ребенку больше дел
делать самостоятельно и при этом больше
ему доверять. Необходимо приветствовать
всякое стремление ребенка к самостоятельности
и поощрять его.

В раннем детстве
у детей формируется еще одно важное
качест­во, которое играет важную роль
в дальнейшей жизни ребенка. Это стремление
к признанию и одобрению со стороны
окружающих людей. На базе данного
качества возникают такие достоинства,
как настойчивость, целеустремленность,
работоспособность, уверенность в себе
и многие другие.

Для
развития у ребенка позитивного образа
«Я» значимыми яв­ляются чувства
собственного достоинства, гордости,
становление которых зависит от условий
жизни и воспитания, прежде всего в семье.
Поддерживать достоинство ребенка,
укреплять его хорошее мнение о себе —
задача семьи.

Это удается сделать в тех
семьях, где ребенка включают в различные
виды деятельности, помогают «расти» в
них, видеть свои достижения и ощущать,
что они небез­различны родителям.
Возникшее чувство гордости за хорошо
вы­полненное задание, поручение
побуждает ребенка к новым «победам».

В деятельности
ребенок овладевает действительностью.
Но деятельность ребенка, как мы знаем,
всегда опосредована взрослыми,
направляется ими.

Тем самым, главное
место в развитии личности ребенка
отводится процессу воспитания.

Опираясь
на то, какими личностными качествами
ребенок уже владеет, взрослые, в нашем
случае – родители, организуют его
деятельность по овладению новыми
сторонами действительности и новыми
формами поведения.

Итак, мы выяснили,
что семья имеет большое значение для
формирования личности ребенка, так как
в ней он получает первый жизненный опыт,
в семье он вступает в разные виды
деятельности и общения, но на этом
семейное воспитание не ограничивается.

Формирование
каких же качеств и свойств личности
зависит от семьи, от родителей? О некоторых
мы уже говорили, однако, по мнению В.Я.
Титаренко набор их обширен, в него
входят:

  • развитие интеллекта и творческих способностей;
  • развитие познавательных сил;
  • формирование опыта трудовой деятельности;
  • нравственное и эстетическое воспитание;
  • становление и развитие эмоциональной культуры;
  • физическое здоровье детей.

Все это и многое
другое составляет, по нашему мнению,
задачи семейного воспитания.

Для оптимального
формирования и развития личности ребенка
очень важно, чтобы именно в семье он
чувствовал себя спокойным, открытым,
эмоционально раскрепощенным, защищенным.

В
семейных отношениях наиболее легко
реализуется важная потребность человека
в общении. Она заключается в том, чтобы
получить от партнера сочувствие,
поддержку, одобрение. В.С. Заслуженюк и
В.А.

Семиченко называют эту потребность
– потребность в «поглаживании» и
отмечают, что ребенку таких «поглаживаний»
в день необходимо не менее восьми. Итак,
человек рождается духовно благодаря
общению с окружающими людьми.

По сути,
дом, где растёт маленький ребёнок – это
сложная психологическая лаборатория,
где улавливаются каждое слово, движение,
интонация.

  1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Издательский центр Академия, 1999, с.104.

Источник: https://pedsovet.su/load/208-1-0-14829

Ссылка на основную публикацию