Самовоспитание в становлении педагога — справочник студента

Самовоспитание в становлении педагога - Справочник студентаРоль самовоспитания в профессиональном развитии педагога

Подготовила студентка Воспитатель второй младшей группы Рубцова Наталья Владимировна

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Одна­ко умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность – проблема для большинства людей.

Как известно, творцом, так же как и интеллектуалом, не рож­даются. Очень многое зависит от того, какие возможности пред­ставит окружение для реализации личностного потенциала.

  • Личностный и профессиональный рост напрямую зависит от процессов самообразования и самосовершенствования, позволяет наиболее эффективно реализоваться будущему педагогу в своей деятельности, обеспечивая его развитие и саморазвитие, способ­ствуя творческому подходу к делу

«Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».

Академик Д.С. Лихачев

Скачать презентацию

Л.Н. Толстой определил следующие задачи самовоспитания: «Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени».

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов – объективных и субъективных, при­родных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассив­ное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Работа над собой – это самовоспитание,

начинающееся с осоз­нания и принятия объективной цели как субъективного, жела­тельного мотива своей деятельности.

Субъективная постановка человеком определенной цели поведения или деятельности по­рождает сознательное напряжение воли, определение плана дей­ствий на завтрашний день.

Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями – как объектив­ными, так и субъективными.

К.Д. Ушинский считал, что ему в самовоспитании помогало следующее: 

«…

спокойствие совершенное, по крайней мере, внеш­нее; прямота в словах и поступках; обдуманность в действиях; решительность; не говорить о себе без нужды ни одного слова; не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится; издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать; каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках; ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».

Самовоспитание, отмечает И.П. Подласый, это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на самораз­витие и формирование базовой культуры личности. 

Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольно­му выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необ­ходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспита­ние – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в кото­рых живет человек.

Согласно H.A. Березовину, самовоспитание – это сознатель­ная деятельность, направленная на возможно более полную реа­лизацию человеком себя как личности

Согласно H.A. Березовину, самовоспитание – это сознатель­ная деятельность, направленная на возможно более полную реа­лизацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

Самовоспита­ние – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию.

Оно базируется на аде­кватной самооценке, критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей; находится в не­разрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и раз­вивая процесс формирования и совершенствования личности.

Педагог А.И. Кочетов определяет следующие параметры само­воспитания:

  • направленность, т.е. мотивы работы над собой
  • содержание (умственное, физическое, нравственное, трудо­вое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное)
  • устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное)
  • эффективность в формировании личности (выполняет функ­ции главные и вспомогательные).

Доминантой в самовоспитании становится формирование та­ких качеств, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.

  • Итак, самовоспитание неразрывно связано со способностью человека к самоанализу и самооценки, с умением контролировать свое поведение и деятельность, ставить перед собой значимые цели
  • Самовоспитание может быть направлено на воспитание ума (интеллектуальная сфера) чувств (эмоциональная сфера) свободы (волевая сфера) Однако ведущей в самовоспитуемом процессе является волевая сфера, которая обеспечивает саморегулирование внутреннего мира человека согласно действительности
  • Принципы самовоспитания 1. Принцип развития
  • раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности педагога от уровня его самообразования и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через ряд установок:
  • установка на проблемность в педагогической работе, которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания
  • установка на самосознание, самооценку своей педагогической деятельности, стимулирующие ее улучшение
  • установка на личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самовоспитания с личностно-значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.).

2. Принцип самодеятельности реализуется через следующие установки:

  • на целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и воспитанием
  • на планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль
  • на самоорганизацию, которая основывается на таких качествах личности как воля, мотивационная и познавательная сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие.

3. Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:

  •  на самоконтроль;
  • на саморегулирование
  • на индивидуализацию самообразования и самовоспитания
  • на мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания
  • на коррекцию запланированных результатов работы над собой, изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми успехами.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Источник: http://doshkolnik.ru/pedagogika/17048.html

Проблема воспитания и самовоспитания студентов в.н. — pdf скачать бесплатно

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

1 (декабрь 2012 г.) Ирина Алексеевна Сапрыко, кандидат философских наук, Кумертауский филиал ОГУ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ВЫПУСКНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА Важным условием продуктивного процесса

Подробнее

РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического Совета Протокол 1 от «29» августа 2016 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор ТОГБПОУ «Железнодорожный колледж им. В.М. Баранова» П.Е.Макаров «29» августа 2016 г. Тамбовское областное

Подробнее

А.Г. Исмагилова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Исследование, проведенное в русле дальнейшего развития теории интегральной индивидуальности,

Подробнее

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОУ СОШ 3 Г.ПОХВИСТНЕВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную

Подробнее

перспективные направления подготовки конкурентоспособного специалиста ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В статье рассматриваются вопросы обеспечения единства образования

Подробнее

1. 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее положение определяет порядок социальновоспитательной работы с обучающимися в Академии. В Академии социально-воспитательная деятельность ведется с учетом общей стратегии

Подробнее

Шинкарева Людмила Владимировна, канд. пед. наука, доцент; Кручок Анастасия Андреевна, студентка магистратуры 3 года обучения, кафедра дошкольного и специального (дефектологического) образования, ФГАОУ

Подробнее

Т.Г. Соболева ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ: АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Важнейшим направлением профессионального становления инженерапедагога является создание условий для развития и формирования

Подробнее

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7» города Когалыма «Школа успеха» (Подпрограмма развития воспитательной компоненты в рамках программы воспитательной

Подробнее

Тратинко Татьяна Валентиновна (Государственного института управления и социальных технологий БГУ, г. Минск, Беларусь) ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ

Подробнее

Особенности профессионального развития педагогов через активизацию личностного потенциала Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает самореализацию

Подробнее

Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Школы 1290 на 2015-2018 годы Данная программа разработана коллективом педагогов начального общего образования государственного бюджетного

Подробнее

Основные принципы построения дополнительной подготовки по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» в педагогическом колледже Н. Г. Паламарчук, преподаватель ГОУ «Педагогический колледж 6»,

Подробнее

Система воспитания в учебных заведениях Слушатель первого года обучения группы П 181, Специальность переподготовки 1 23 01 71 «Психология» Юрова Ольга Валерьевна Воспитательный процесс как динамическая

Подробнее

Описание образовательной программы начального общего образования МОУ Ивановской СОШ Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Ивановской

Подробнее

нал «Психологическая наука и образование 4, 2011. Доступ на 23.11.2013 г.: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n4/48745.shtml 5. Болотова А.К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов

Подробнее

Сущность процесса воспитания в вузе С.Н. Сиренко Основные вопросы лекции Цели, задачи и сущностные характеристики и особенности воспитательного процесса в вузе. Основные направления воспитательной деятельности

Подробнее

О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К МОДЕЛИРОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СТАРШИХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Логун К. А. БГПУ, Барнаул E-mail: kristinalogoun@inbox.ru Профессиональная подготовка

Подробнее

Формирование учебных мотивов студентов в условиях модернизации современного образования. А.И.Капичников Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова Кафедра педагогики и психологии

Подробнее

интенсификации внеаудиторного общения студентов и включения их в различные виды социально значимой деятельности в общественных объединениях академии; формирование позитивного образа социально активного

Подробнее

Особенности личностного и профессионального саморазвития педагога Содержание Введение 1. Саморазвитие личности педагога как процесс 2. Кризисы профессионального саморазвития педагога. Заключение Список

Подробнее

К проблеме субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой Очевидно, что для успешного осуществления воспитательных функций воспитатель сам должен быть воспитан. Так, субъектное становление

Подробнее

Современные подходы к развитию ценностных ориентаций у студентов вуза средствами музыкального искусства. Камалова И.Ф. Реализация воспитательного потенциала музыкального искусства как фактора развития

Подробнее

мышления. Оно позволяет студентам прежде всего оценить границы применения логического анализа к педагогическим явлениям или к самой педагогической деятельности на различных этапах ее формирования. Оценивание

Подробнее

ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» О ПРИОРИТЕТЕ ВОСПИТАНИЯ В МОДЕРНИЗИРУЕМОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 1 В статье проанализированы основные положения «Закона

Подробнее

Описание Основной образовательной программы среднего общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа 2101» Основная образовательная программа среднего

Подробнее

С 1 сентября 2011 года школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты на I ступени обучения в 1-2 классах. С 1 сентября 2012 года произошло внедрение Федеральных государственных

Подробнее

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ» Воспитание культуры быта и досуга Заместитель декана факультета правоведения Власенко Татьяна Станиславовна miu@miu.by сайт: www. miu.by Информационно-

Подробнее

Читайте также:  Взаимодействие человека и организации - справочник студента

«Воспитание личности школьника важнейшее условие оптимизации образовательного процесса» Подготовила Чернышева М.В. учитель начальных классов Начало обучения в школе это новый и важный этап в воспитании

Подробнее

Воспитание. Содержание воспитания. Что такое воспитание? «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого воспитываем Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых

Подробнее

Судуткина Ирина Алексеевна, ГБПОУ РМ «Саранский государственный промышленно-экономический колледж», преподаватель финансово-экономических дисциплин, РМ, город Саранск ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ

Подробнее

2.4. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Г.Н.Жуков ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Существуют

Подробнее

Усольцева В.В., Шейхова М.С. Теоретические и методологические аспекты личностноориентированного обучения // Материалы по итогам VII-ой Всероссийской научнопрактической конференции «Особенности применения

Подробнее

Таким образом, одной из основных задач в сфере физического воспитания является необходимость привить любовь к спорту, обучить студентов умению самостоятельно организовывать свой досуг, научить их правильно

Подробнее

МОУ «Громовская средняя общеобразовательная школа» Утверждено: приказ 2016г Директор школы: А.В.Гавриленко ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативные документы,

Подробнее

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И УЧАЩИМИСЯ Барабанова З.П. Важным фактором и условием эффективного образовательного процесса выступает взаимодействие его субъектов. Взаимодействие

Подробнее

Описание Основной образовательной программы среднего общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа c углубленным изучением английского языка 1317»

Подробнее

Барычева Анна Валентиновна, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, старший преподаватель кафедры технологии и общетехнических дисциплин, тел. 8-917 4156717, эл. почта: anna_barycheva@mail.ru

Подробнее

«Повышение профессиональных компетенций педагогов, как необходимое условие развития школы» Педагогический совет 10.12.2012год План работы педагогического совета 1. «Профессиональные компетенции необходимость

Подробнее

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ Педагогическая поддержка технологически обеспеченная система педагогической помощи ребенку, учащемуся в саморазвитии. Технология педагогической

Подробнее

деленной системе. При этом, методически обосновано использование наглядных средств описания алгоритмов. Определенный эффект дает применение алгоритмов в роли вспомогательных средств обучения: схемы решения

Подробнее

РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Панфилов Е.Г. Оренбургский государственный университет Оренбург, Россия THE DEVELOPMENT OF ACTIVE CITIZENSHIP OF ADOLESCENTS

Подробнее

2. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование [Текст]: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова- Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. М., 2005. 3. Краевский

Подробнее

Н. Н. Самохина доцент кафедры теории, истории музыки и инструментальной подготовки Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко кандидат педагогических наук ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ

Подробнее

Аннотация к рабочей программе по обществознанию 5-9 классы Рабочие программы по обществознанию составлены на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования

Подробнее

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА Зауторова Э.В. (Вологда) elvira-song@mail.ru Изменения социально-политических, экономических отношений в российском обществе

Подробнее

Ж. Ю. Брук К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В условиях модернизации системы образования, появления разнообразных педагогических концепций и новых тенденций в развитии педагогической

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/38317337-Problema-vospitaniya-i-samovospitaniya-studentov-v-n.html

Профессиональное самовоспитание педагога, его структура

  • Как мы уже отмечали, ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самообразования учителя является самовоспитание.
  • Желание и опыт самосовершенствования составляет необходимую предпосылку самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях:
  • а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности;
  • б) постоянное повышение профессиональной компетентности;
  • в) непрерывное развитие профессионально значимых личностных свойств и качеств.
  • Самообразование и самовоспитание содействуют личностному росту педагога, развитию его профессионализма.

Личностный рост”, по мнению К.А. Альбухановой-Славской, это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, “ядро” личности. Стремление к совершенствованию, отношение к своей жизни как к прошлому и направленность в будущее позволяют говорить о качественных изменениях в личностном росте. Любая остановка в этом движении чревата наступлением застоя и началом деградации личности. Оптимальное развитие личности, ее рост осуществляются в процессе овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Чем большего человек достигает в личностно значимой для него, любимой профессии, тем больше он развивается как личность.

Как мы уже отмечали ранее, профессия педагога имеет свою специфику, которая заключается в направленности на другого человека. Собственная личность учителя является важнейшим “рабочим инструментом” в его профессии.

Чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат.

Следовательно, личностный рост учителя, его стремление к личностному совершенствованию — непременное условие достижения им результативности и качественности процессов обучения и воспитания.

Движущей силой и источником самовоспитания учителя является потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Потребность в профессиональном самовоспитании, самосовершенствовании не возникает сама собой, она появляется тогда, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность.

Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.

Профессиональное самопознание предполагает самооценку общих и профессиональных качеств, выявление уровня общительности, а также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности.

Психологи отмечают два приема формирования самооценки, первый заключается в соотнесении уровня своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка.

Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те педагоги, которые ставят перед собой высокие задачи.

Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе будущего учителя) — соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса.

Самый простой и в то же время надежный способ формирования профессионального идеала — чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя является условием эффективности его самообразования.

К внешним факторам, стимулирующим процесс самообразования, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.

Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала.

Если же руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учителей, стремления помочь, то в такой школе у них не появляется потребности в самообразовании.

Наконец, еще один внешний фактор — фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы.

Процесс самопрограммирования, развития личности не что иное, как составление прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.

Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы «правил жизни», которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

Ведение дневниковых записей, в которых в письменном виде может быть сформулирована как программа-минимум, так и программа-максимум является еще одним из способов самопрограммирования.

Способы самовоздействия в процессе самовоспитания, профессионально-личностного совершенствования учителя самые разнообразные. С.Б. Елканов выделяет как наиболее значимые следующие: самопобуждение, самоубеждение, самоприказ, самопринуждение.

Им может предшествовать эмоциональное состояние недовольства собой, какими-то своими действиями и поступками, сознательная и адекватная самокритика. Самокритика заключается в объективном анализе своих недостатков, эмоционально отрицательном отношении к ним.

Самокритичное отношение к своим недостаткам ведет к возникновению в сознании образов желательных, положительных личностных качеств, притягательная сила которых и является побуждением к самоизменению.

Особое место в ряду способов самовоздействия занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также методы самоубеждения, самоприказа, самоконтроля, самовнушения и др.

Особое значение имеют методы самоконтроля, ведь учителю необходимо держать себя в состоянии постоянной мобилизованности, внимательно оценивать свои высказывания, поступки, отношения с участниками педагогического процесс. Они реализуются в конкретных приемах: самонаблюдении, самопроверке, самоотчете и самоанализе.

Самоконтроль и способность к рефлексии предполагают мысленное опережение событий, умения давать себе отчет о возможных последствиях своих действий и поступков, мысленное видение себя как бы со стороны, глазами других людей.

Частным проявлением самоконтроля для учителя является мыслительно-эмоциональный перенос себя в положение другого человека, в возможные педагогические ситуации.

Однако самоконтроль не даст существенного эффекта, если он не затронул чувств и сознания педагога, если не заставил его анализировать свои действия и поступки. Без анализа самонаблюдение и самоконтроль не действенны.

Самоанализ предполагает не только соотнесение и оценку отдельных объективных педагогических фактов, но и оценку изменяющихся состояний самого учителя, в том числе и состояний, касающихся динамики его самосовершенствования.

Способами самовоздействия и самоорганизации могут служить упражнения в особых действиях, рассчитанных на выработку внимания, развитие памяти, мышления и других, значимых для педагогической профессии, психических качеств. Эти упражнения, тренинги и приемы способствуют саморегуляции внутреннего эмоционального состояния учителя, содействуют развитию познавательных процессов и педагогического мышления.

В последние годы благодаря широкой популяризации все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул — аутотренинг.

В заключении остановимся на рассмотрении структуры самовоспитательной деятельности педагога, которая представлена в следующих действиях по самосовершенствованию:

1. Профессиональное самопознание. Речь идет об анализе своих индивидуальных психофизических особенностей и соотнесении их с требованиями избранной профессии. Педагог должен изучить свой тип центральной нервной системы, темперамент, состояние здоровья, особенности характера, эмоционально-волевой сферы, интеллекта и определить их соответствие избранной профессии.

Читайте также:  Теория нравственного воспитания - справочник студента

2. Определение целей и задач самовоспитательной деятельности, составление плана профессионально-личностного саморазвития. В соответствии с результатами самопознания необходимо спланировать деятельность по профессиональному самосовершенствованию.

3. Собственно самовоспитательная деятельность учителя, направленная на совершенствование тех или иных личностных качеств.

4. Самоконтроль и самооценка результатов самовоспитания, внесение изменений в процесс самоусовершенствования.

В реальной действительности процесс самовоспитания оказывается не столь алгоритмичным и стройным, целостным. Однако приведенную выше структуру можно считать общей схемой саморазвития учителя. Посредством самовоспитания учитель управляет своим профессиональным становлением и развитием, именно при его помощи во многом достигает высокого уровня профессионализма.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/35880.html

Самообразование и самовоспитание учителя – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. методическая разработка

Слайд 1

Учитель начальных классов: Аветисян Наталья Даудовна

Слайд 2

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.» А. Дистервег

Слайд 3

САМООБРАЗОВАНИЕ – приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя ( С.И. ОЖЕГОВ )

Слайд 4

Самообразование — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки. В основе самообразования — интерес занимающегося в органичном сочетании с самостоятельным изучением материала. Педагогический словарь

  • Слайд 5
  • Самообразование Осуществляется добровольно Осуществляется сознательно Планируется, управляется и контролируется самим человеком Необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков
  • Слайд 6

Потребности, мотивы, побуждающие педагога ДОУ к самообразованию : Ежедневная работа с информацией. Готовясь к ООД, выступлению, родительскому собранию, мероприятию и др. у педагога ДОУ возникает необходимость поиска и анализа новой информации. Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая.

Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

Изменения, происходящие в жизни общества. Конкуренция. Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Материальное стимулирование. Категория, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства воспитателя.

Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. Интерес. Учиться просто интересно.

Слайд 7

Критерии самообразования: Эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса). Творческий рост педагога. Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс

Слайд 8

Профессиональное; психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.

); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); правовое; эстетическое (гуманитарное); информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби; …

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» . Философ Сенеки

  1. Слайд 9
  2. Учитывая, что педагог ДОУ самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть: Телевидение Газеты, журналы Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) Интернет Видео, аудио информация на различных носителях Платные курсы Семинары и конференции Мастер-классы Мероприятия по обмену опытом Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты Курсы повышения квалификации Путешествия
  3. Слайд 10

Выбор формы самообразования Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая .

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом ДОУ.

  • Слайд 11
  • Формы самообразования Индивидуальная Групповая (МО, творческие группы, семинары, практикумы и др.)
  • Слайд 12

Формы организации самообразования 1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. 2. Получение второго высшего образования или второй специальности. 3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары и конкурсы. 4. Индивидуальная работа по самообразованию 5. Сетевые педагогические сообщества

Слайд 13

Определение результата самообразования Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Примеры результатов : повышение качества образовательного процесса (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии; выработка методических рекомендаций по применению ИКТ; доклады, выступления ; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме) …

Слайд 14

Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета Формами отчета могут быть : обобщение опыта ; доклад ; сбор и анализ отчетной документации; презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. По окончании работы над темой каждый педагог ДОУ должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Слайд 15

Контроль за самообразованием педагога В конце учебного года каждый педагог ДОУ должен написать отчет или подготовить презентацию о работе по самообразованию с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. В конце учебного года каждый педагог готовит план работы по самообразованию на следующий учебный год. Отчет педагога заслушивается на итоговом педсовете, заседании МО (творческой группы).

  1. Слайд 16
  2. Интернет – универсальный и сравнительно дешевый источник педагогической, методической и научной информации Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести педагогическую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых педагогу ДОУ в работе Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы педагога ДОУ в процессе самообразования
  3. Слайд 17

Заключение: Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог ДОУ, тем больше эффект от его работы. Но никакой современный компьютер и самый быстрый Интернет не даст педагогу ДОУ самое главное – желание и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

  • Слайд 18
  • Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение — это основные условия для формирования авторитета педагога ДОУ
  • Слайд 19

Для подготовки презентации использовались следующие интернет – ресурсы: http://doshkolnik.ru/pedagogika/3791-samoobrazovanie.html http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/samoobrazovanie_pedagoga/1-1-0-10 http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/1718-samoobrazovaniepedagoga.html http://www.moluch.ru/conf/psy/archive/31/816/

Слайд 20

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с ФГТ Земцова Ольга Леонидовна — заместитель заведующего по ВМР МБДОУ детского сада №5 общеразвивающего вида г. Рассказово Спасибо за внимание!

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/03/28/samoobrazovanie-i-samovospitanie-uchitelya-odna

Самовоспитание и самоперевоспитание студента как основополагающее педагогическое явление образовательной деятельности | мой онлайн универ

Статья рассматривает вопросы самовоспитания студентов как одного из важнейших факторов становления будущего специалиста. Процесс самовоспитания как высшей формы саморазвития закладывает основы нравственности и социальной зрелости молодого человека. Рассмотрены основные этапы самовоспитания, знание которых необходимо для управления этим процессом на уровне высшего учебного заведения.

Ключевые слова: осознанные цели; задачи самовоспитания; формы стимулирования самовоспитания; психолого-педагогическое руководство процессом самовоспитания.

Целенаправленное воспитание и самовоспитание студента – это значимый ориентир формирования общественно активной личности, способной созидательно решать усложняющиеся задачи стратегического развития России ХХI века.

Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на наиболее полную реализацию человеком себя как личности. Самовоспитание предполагает наличие полностью осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

Проблема самовоспитания личности изучалась и разрабатывалась многими учеными в педагогике, психологии, философии и медицине. Фундаментальный вклад в теорию самовоспитания внесли А. Я. Арет, А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев, А. И. Кочетов.

В ряде исследований (Б. Бондаревский, Н. Е. Ведерников, Н. Ф. Голованов, А. И. Иващенко и др.) были рассмотрены условия и факторы самовоспитания учащихся и студентов, даны принципы его организации и эффективность педагогического руководства.

Л. И. Рувинский в своей монографии «Теория самовоспитания» характеризует самовоспитание как «деятельность человека с целью изменения своей личности» [5]. Более

широкий подход в определении самовоспитания содержится у А. И. Кочетова, рассматривающего его как «осознанное управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности» [2].

Цель самовоспитания исходит из мотивов и стремлений человека. Без цели не может быть успешным ни одно дело, в том числе и самовоспитание.

Выбранные цели должны основываться на объективной самооценке, критическом анализе своих индивидуальных особенностей и возможностей.

Наряду с искоренением собственных недостатков целью самовоспитания может являться выработка желаемых качеств характера и способностей.

Одним из главных аспектов проблемы воспитания и самовоспитания является изучение и коррекция структуры личности участников педагогического процесса. Она включает нравственную мотивацию и соответствующие нравственные качества как основные условия процесса самообразования.

Диагностика и коррекция личностной сферы студента в период его обучения в вузе способствует приобретению положительных качеств специалиста к началу профессиональной деятельности. Задачи воспитания трансформируются в задачи самовоспитания, которое развивается на основе самосознания личности.

Чем старше личность обучающегося, чем больше развито самосознание, тем больше возможностей и перспектив в самовоспитании [3].

Говоря о цели самовоспитания, следует сказать о том, что она может быть как общей, направленной на разностороннее развитие собственной личности, овладение профессией, специальностью, так и конкретной – ориентированной на формирование трудолюбия, внимания, а также на преодоление лени, эгоизма, вспыльчивости, грубости и других негативных качеств.

Мотивы самовоспитания могут быть различны: жизненные устремления студентов; потребности действовать в соответствии с нормами общественной морали и общества; выполнение индивидуальных обязательств; понимание необходимости преодоления жизненных трудностей; следование положительному примеру, идеалу.

Следует сказать, что стремление к самовоспитанию характерно для большинства учащихся. Однако далеко не все из них занимаются им целенаправленно. Чаще всего из-за того, что не умеют правильно оценить свою цель. Их цели носят абстрактный, схематический характер [4].

Читайте также:  Касательная к окружности - справочник студента

В развитии стимулирования самовоспитания можно выделить три основных этапа, знание которых необходимо для практической работы, для управления этим процессом на уровне учебного заведения.

Начальный этап стимулирования самовоспитания связан с традиционной воспитательной деятельностью педагога, которая так или иначе стимулирует внутреннюю активность учащихся в работе над собой, побуждает их к собственному развитию и самосовершенствованию.

На этом этапе педагог осуществляет стимулирование самовоспитания в большей мере интуитивно, неосознанно, исходя из соображений целесообразности. Вследствие этого процесс стимулирования иногда носит импульсивный

характер, что отражается и на самовоспитании учащихся, которое также может быть в большей степени интуитивным, стихийным, импульсивным и в результате малоэффективным.

Со временем, по мере накопления опыта, анализа собственной деятельности, достижения педагогической науки, повышения квалификации происходит осознание сущности самовоспитания, его роли и значения в процессе формирования личности, что и как делать, чтобы самовоспитание учащихся стало более эффективным. Поэтому данный этап – это уже осознанное целенаправленное, но пока ещѐ поисковое стимулирование самовоспитания. Как отмечает П. Н. Осипов, на этом этапе особенно важно оказывать педагогам помощь в повышении уровня их психолого-педагогических знаний по проблемам самовоспитания и его стимулирования, осуществить их собственную подготовку к такого рода деятельности.

Лишь целенаправленная психолого-педагогическая подготовка субъектов, в том числе и их осознанная целенаправленная самоподготовка к стимулированию самовоспитания

учащихся придаѐт этому процессу такой характер, который и обеспечивает наивысшую эффективность самовоспитания учащихся. И этот этап может быть назван как научная организация стимулирования самовоспитания учащихся [4].

  • Содержательная деятельность студента по самовоспитанию, как технологический процесс, включает следующие этапы (процедурные звенья):
  • – самоп оз н ан и е студентом уровня своей компетентности в сфере воспитанности (на этом этапе важно выделять не только сформированные положительные черты и качества, но и те, которые следует доформировать и от которых следует избавиться). При этом значимую роль играет рефлексия и саморефлексия студента на внешние и внутренние воздействия;
  • – самоц елеп олаган и е (при этом студенту следует определяться с целью самовоспитания, конкретизировать ее на уровне постановки задач с обозначением перспективных направлений их решения);
  • – самопроектирование (осуществление планирования на содержательном, методическом и технологическом уровнях);
  • – самоконтроль (порой студенты данный этап пускают на «самотек», в связи с чем следует на нем акцентировать персональное внимание);
  • – самооценка (предполагает выработку критериев оценки результатов самовоспитания и предметное руководство ими);
  • – самокорректировка (обусловлена динамикой развития жизни, учебы и профессиональной деятельности).
  • В ходе самовоспитания студентам важно опираться на потенциал следующих методов: самоанализ, самообязательство, самоубеждение, самоприказ, самопринуждение, самоограничение, самоободрение, самопоощрение, самостимулирование.
  • Знание и умелое использование указанных методов в деятельности по самовоспитанию, также как и содержательная характеристика этой деятельности, – показатель уровня
  • методической и технологической компетентности обучающихся в сфере самовоспитания.

Самовоспитание студентов, как было подчеркнуто, должно осуществляться под руководством преподавателя. В этой связи, в интересах достижения эффективности руководства, целесообразно определиться с пониманием его сущности и содержания.

  1. Руководство самовоспитанием студентов – это целенаправленная деятельность преподавателя по созданию, поддержанию и развитию условий в созидательном сотрудничестве с обучающимися, способствующих достижению успеха в их самовоспитании.
  2. В числе условий, наиболее значимых для самовоспитания студентов, выделим дидактические условия, предусматривающие:
  3. – «вписывание» в определенные закономерности воспитывающего обучения;
  4. – руководство в данном процессе принципами воспитывающего характера.
  5. В числе закономерностей, вписывание в которые в ходе руководства самовоспитанием студентов способствует достижению запланированных результатов, выделим:
  6. – диалектическую взаимосвязь объективно задаваемых преподавателем в образовательном процессе целей воспитания и субъективно осмысленного и осознанного отношения к ним студентов;
  7. – системную взаимосвязь в созидательном сотрудничестве всех компонентов воспитания: мотивационно-целевого, содержательного, процессуального, контрольно-оценочного и корректировочного;
  8. – взаимосвязь воспитывающей, обучающей и развивающей функций образования.
  9. Для успешного руководства самовоспитанием студентов важно также опираться на действие определенных принципов, в числе которых:
  10. – формирование у студентов веры в их уникальные способности, в том числе и воспитывающего характера, и потребности в их развитии;
  11. – ориентация в воспитательном процессе на целесообразность решения всех образовательных задач с позиций их воспитывающей ценности;
  12. – культивирование в образовательном процессе требований «воспитывающего обучения»
  13. и «обучающего воспитания»;
  14. – стимулирование творческого подхода в решении образовательных, в том числе и воспитательных задач.
  15. Психолого-педагогическое руководство самовоспитанием студентов в рамках обозначенных парадигм ориентирует на использование педагогом технологии созидательного сотрудничества с обучающимися, включающей ряд этапов:
  16. – диагностический;
  17. – выработка у студентов готовности к самовоспитанию;
  18. – непосредственное осуществление руководства.
  19. Этап диагностирования предполагает определение уровня сформированности у студентов компетентности в сфере воспитанности.
  20. Этап выработки у студентов потенциальной готовности к самовоспитанию предусматривает:
  21. – выработку у них положительной мотивации, заинтересованности в самовоспитании;
  22. – выработку умений эффективного самовоспитания.
  23. Этап непосредственного руководства самовоспитанием студентов предусматривает:
  24. – согласование целей сотрудничества в воспитании/самовоспитании;
  25. – проработку плановых позиций созидательного сотрудничества;
  26. – реализацию плановых позиций;
  27. – оценку степени результативности сотрудничества в сфере воспитания;
  28. – внесение целесообразных коррективов в содержание и процесс руководства самовоспитанием.
  29. В процессе руководства самовоспитанием студентов значимо также и применение соответствующих методов:

– традиционных (убеждения, поощрения и т. д.);

  • – инновационно-деятельностных (методы моделирования и проявления в воспитательной работе творческой вариативности);
  • – тренингово-игровых (социально-психологические, деловые и инновационные игры);
  • – рефлексивных.
  • Для достижения успеха в руководстве самовоспитанием студентов преподаватель должен владеть определенными компетенциями:
  • – методологическими (знание концептуальной модели руководства самовоспитанием студентов и опора не нее в ходе создания, поддержания и развития условий, способствующих достижению успеха в их воспитании);
  • – дидактическими (опора на знание закономерностей и принципов руководства самовоспитанием студентов);
  • – методическими (владение методами самовоспитания студентов);
  • – технологическими (владение технологией руководства на этапах процедуры созидательного сотрудничества со студентами в ходе воспитательной деятельности).

Необходимо заметить, что самоперевоспитание и самопрофилактика значительно труднее самовоспитания. При самовоспитании студент формирует недостающие или слабо развитые положительные качества.

При самоперевоспитании ему уже приходится искоренять помимо отрицательных качеств укоренившиеся негативные привычки и изменять сложившиеся стереотипы мышления и поведения, а при самопрофилактике устранять различные причины отклонений поведения и предупреждать их, что сделать в ограниченные сроки (5-6 лет обучения) вполне возможно.

Вот почему в педагогическом эксперименте трудным студентам оказывалась посильная помощь и поддержка со стороны различных категорий преподавателей, осуществлялось руководство их самоисправлением.

  1. Изучение специальной психолого-педагогической литературы, целенаправленное наблюдение и беседы с преподавателями позволили выявить основное содержание самоисправления студентов.
  2. Необходимыми содержательными элементами являлись умственное, нравственное, и волевое самосовершенствование, а также систематическое педагогическое руководство этим процессом со стороны преподавателей.
  3. Умственное самосовершенствование включало в себя:
  4. самостоятельное овладение навыками учебной деятельности;
  5. развитие своих умственных сил и способностей (внимания, наблюдательности, памяти, мышления);
  6. выработку творческих, исследовательских качеств;
  7. развитие познавательных возможностей; увеличение объема учебных знаний и др.
  8. Нравственное самопереживание включало в себя:
  9. выработку положительных качеств (дисциплинированности, коллективизма, трудолюбия, честности и др.);
  10. искоренение отрицательных качеств (недисциплинированности, эгоизма, лености, лживости и др.);
  11. осознанное следование положительному примеру успешных товарищей;
  12. формирование привычек оценивать сильные и слабые стороны, определять ближайшие и дальнейшие цели своего нравственного совершенствования;
  13. руководство в повседневной деятельности и поведении конкретным или обобщенным нравственным идеалом и др.
  14. Самоперевоспитание и самопрофилактика студентов включали в себя:
  15. овладение умениями и навыками в целях подготовки себя к будущей профессиональной деятельности;
  16. овладение творческим опытом использования приобретѐнных знаний, научного багажа;
  17. подготовку себя как будущего специалиста и др. Физическое самосовершенствование включало в себя: закалку организма по определенному плану и системе; формирование общефизических качеств; формирование спортивных умений и навыков;
  18. проведение регулярных занятий на спортплощадке с заранее поставленной целью;
  19. тренировку своего тела для правильной осанки, приобретение навыков здорового образа жизни.
  20. Волевое самоисправление предполагало:
  21. выработку умений доводить начатое дело до конца;
  22. воспитание привычки выполнять любой труд, любую деятельность планово, добросовестно и качественно;
  23. формирование умений преодолевать трудности; формирование умений владеть собой;

тренировку и упражнение отдельных волевых качеств (выдержки, выносливости, способности принимать решения в критических ситуациях и др.).

Для изучения возможностей перевоспитания 40 проблемных студентов в опытно — экспериментальной работе использовались методы наблюдения, анкетирования, опроса, беседы и интервью, анализа результатов практической деятельности и др.

Результаты исследования показали, что 56% проблемных студентов понимали самоисправление только как искоренение отрицательных качеств и недостатков поведения. Каждый четвертый из них (всего 26%) недостаточно представлял себе важность самоисправления или не видел в нем необходимости.

Необходимо отметить то, что, если недостатки в сознании и поведении студенческой молодѐжи еще не стойкие, то они поддаются искоренению при помощи процессов воспитания и самовоспитания. В данном случае профилактика и перевоспитание выступают как основные функции процесса воспитания [1].

В самоперевоспитании и самопрофилактике преподавателям и студентам необходимо было учитывать именно характер поставленных целей и задач. При наличии важной значимой цели и побудительных мотивов студенты овладевали практикой достижения

конкретных результатов, то есть способностью каждодневно выполнять поставленные задачи, твердо соблюдая распорядок дня, планируя свою учебную деятельность, подводя ежедневные итоги и др.

Стремление к самоперевоспитанию и самопрофилактике последовательно развивалось благодаря упорной работе на основе устойчивых интересов студентов по ликвидации учебной задолженности, воспитательной и социальной запущенности (пристрастия к вредным привычкам, бездуховности, пустому времяпрепровождению и т. п.).

В данном случае позитивный опыт самоперевоспитания показывает: если проблемный студент решил выработать у себя настойчивость, то для этого ему необходимы такие

качества, как внимательность, усидчивость, умение доводить начатое дело до логического конца и др. Здесь настойчивость выступает как стержневая линия самопрофилактики и самоперевоспитания, стимулируя формирование других сторон личности студента, дополняя, в свою очередь, более важные качества, необходимые для конечного успеха.

Таким образом, активизация самовоспитания и самоперевоспитания, а также руководство им являются важным и завершающим направлением воспитательной деятельности преподавателей по предупреждению и преодолению девиантного поведению у проблемных студентов.

Материал взят из: Казанская наука. №2 2013г

(Visited 559 times, 1 visits today)

Источник: http://moyuniver.net/samovospitanie-i-samoperevospitanie-studenta-kak-osnovopolagayushhee-pedagogicheskoe-yavlenie-obrazovatelnoj-deyatelnosti/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector