роль эмоций в управлении человеческим поведением — справочник студента

Психология эмоций, являясь одним из важнейших разделов общей психологии, психологии личности, психофизиологии, клинической психологии, психологии труда и социальной психологии, несомненно, является одной из актуальных и проблемных отраслей в психологии.

Значительный интерес к ней проявляется, как со стороны теоретиков, так и практикующих психологов.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Особенно этот интерес возрастает в аспекте проблемы гармоничного развития личности современного человека, который находится в условиях психотравмирующих воздействий, как со стороны экологического неблагополучия, так и социальных потрясений.

Несмотря на то, что длительное время эмоции и чувства в психологии исследовались ретроспективным методом, на основе наблюдения, был собран, обобщен и проанализирован разнообразный эмпирический материал, разработаны теории эмоций.

Итогом такой работы послужило выделению базовых эмоций, их характеристик, роль и значение в выживании биологического вида и индивида. Также были установлены предикторы для возникновения эмоций, их физиологические и психологические механизмы.

Тем не менее, интерес к прикладным вопросам психологии эмоций растет из года в год, тем самым способствуя наращиванию современного методологического научного аппарата в понимании эмоций.

  • Основная цель курса — с позиций современной психологии эмоций рассмотреть наиболее специфические особенности эмоциональной сферы человека, сравнить разнообразные подходы в исследовании эмоций, продемонстрировать значительный вклад эмоций в жизнедеятельность человека.
  • В курсе «Психология эмоций» излагаются как классические и общепринятые представления научных исследований отечественных и зарубежных ученых, так и их противоположные точки зрения, обсуждаются объективная сложность нерешенных и дискуссионных проблем.
  • В задачи курса входят ознакомление студентов и помощь в овладении ими конкретными психодиагностическими методиками.

Курс состоит из двух разделов.

Первый раздел начинается с введения в психологию эмоций и обозначения ее основных проблем: значение эмоций в ряду аффективных проявлений субъекта, их феноменология, функции, способы выражения; обсуждаются основные аспекты в изучении эмоций, анализируются теории зарубежных и отечественных авторов; во втором разделе рассматриваются вклад эмоций в психическую активность и поведение человека; проявления эмоциональных феноменов, состояний и процессов на психофизиологическом и социальном уровне, эмоциональные характеристики личности; развитие эмоциональной сферы в онтогенезе; патология эмоций.

Программа рассчитана для студентов, обучающихся по специальности 020400 «Психология» и направлению 521000 «Психология».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Анализ сред - справочник студента

Оценим за полчаса!

Содержание курса

Раздел I. Общее представление об эмоциях. Основные аспекты исследования эмоциональных состояний

Общие представления об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Основные аспекты изучения эмоций. Эмоциональные феномены и их психологическая характеристика. История развития взглядов на эмоциональную сферу психической жизнедеятельности человека. Методологическая проблема эмоций в современной психологии.   

Тема 1. Введение в психологию эмоций

Определение эмоций. Виды эмоциональных состояний. Аффекты, чувства и настроения, их психологическая характеристика. История развития взглядов на чувства и эмоции (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза). Основные аспекты изучения эмоций: эмоции как явления, эмоции как психотелесные состояния, эмоции как процесс.

Тема 2. эмоции и их функции

Биологическая целесообразность эмоций. Качественные различия эмоций животных и человека. Эволюция эмоций: филогенетический и онтогенетический аспекты. Классификация функций эмоций.

Тема 3. психифизиологические основы эмоций

Физиологические основы эмоций: подкорковые центры и вегетативная нервная система, процессы высшей нервной деятельности (ВНД) в коре головного мозга. Нейрофизиологический субстрат эмоций. Экспериментальные исследования в области психофизиологии эмоций: узколокализационистские концепции мозговой организации эмоций (Х.

Дельгадо, В.М. Смирнов), исследования базальных эмоций (В.Д. Небылицин), исследования эмоциональных состояний, вызванные раздражением различных структур головного мозга (П.В. Симонов), теория «круг Папеца», лимбическая концепция эмоций (Г. Шепард), нейрофизиологические исследования новой коры Клювера-Бюси, «лобный синдром» (А.Р.

Лурия).   

Тема 4. внешнее выражение эмоций

Взгляды Ч.Дарвина на возникновение и развитие выразительных движений. Основные способы выражения эмоций: вербальный, невербальный и их исследования. Межкультурные различия в выражении эмоций.

Тема 5. основные направления в изучении и классификации эмоций

Эмоциональные явления как факт сознания (трехмерная концепция чувств В.Вундта). Эмоции как специфический вид физиологических процессов (периферическая теория Джемса-Ланге, таламическая теория эмоций Кеннона-Барда). Эмоции как регулятор деятельности, поведения (гормическая теория Макдауголла, психоаналитическая  концепция эмоций).

Эмоции как биологический продукт эволюции (биологическая концепция эмоций П. К. Анохина). Эмоции как специфический вид когнитивных процессов (теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, когнитивно-физиологическая теория эмоций С.Шехтера, познавательная теория эмоций Р.Лазаруса, информационная теория П.В. Симонова). Теория дифференциальных эмоций К. Изарда.

Развитие представлений об эмоциях в отечественной науке (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

Раздел II. Роль эмоциональных состояний в психической активности и в поведении человека. Эмоции и личность. Развитие эмоциональной сферы. Патология эмоций

Тема 6. эмоциональные состояния

Проблема эмоциональных состояний в психологии эмоций. Чувственный (эмоциональный) тон ощущений. Чувства и их классификации. Настроения и их особенности. Аффект и его характеристики. Стресс, стадии его развития. Фрустрация. Типы реакции человека в состоянии фрустрации.

Тема 7. роль эмоций в деятельности, поведении и развитии личности человека

Эмоции в познавательной деятельности и творчестве. Проблема организации и дезорганизации поведения. Овладение поведением, роль символических способов регуляции эмоциональных состояний. Эмоциональный интеллект. Мотивация и эмоции.

Оптимум мотивации (закон Йеркса – Додсона). Эмоциогенные ситуации и мотивация. Избыточная мотивация. Чувства как отражение устойчивых отношений человека к объектам. Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Эмоциональные свойства личности.

Психологические типы (К.Г.Юнг).

Тема 8. развитие эмоциональной сферы в онтогенезе

Возрастные изменения эмоциональной сферы: основные образования, тенденция развития. Учет индивидуальных особенностей ребенка в ходе развития эмоций и чувств: характеристики темперамента, специфика межполушарной асимметрии головного мозга  и качества привязанности.

Специфика различных возрастных периодов. Уровневая модель системы эмоциональной регуляции В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. Развитие эмоциональной регуляции в детском возрасте. Эмоциональные расстройства раннего возраста: этиология, классификация, диагностика, коррекция.

Тема 9. патология эмоций: аффеткивные синдромы и расстройства

Этиология эмоциональных нарушений. Аффективные синдромы: тревожный (анксиозный), депрессия, мания, дисфория. Аффективные расстройства: эйфория, апатия, эмоциональная тупость, эмоциональная неадекватность, эмоциональная амбивалентность.

Роль эмоций в управлении человеческим поведением - Справочник студента

Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/psihologiya-emocij

19.6

Функция эмоций — это узкое естественное назначение, работа, которую выполняют эмоции в организме, а их роль (обобщенное значение) — это характер и степень участия эмоций в чем, обусловленная их функциями или же их влияние на нечто, кроме их естественного назначения (то есть вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, определена природой быть только положительным, иначе зачем бы они появились и закрепились? Можно возразить, что эмоции могут оказывать на организм и разрушительное влияние. Но это связано с чрезмерно выраженными сопутствующими эмоциями, физиологическими изменениями в организме, не связанными с качеством регулирования (эмоциональной), а с его интенсивностью. Это роль эмоций, а не их функция.

Выполняя свои биологические функции, эмоции «не спрашивают» человека, ей полезно это или вредно с ее точки зрения. Роль же эмоций оценивается именно из личностных позиций: мешает эмоция, которая возникла, или способствует достижению цели, нарушает или нет здоровья человека и т.д.

«Негативные» эмоции, по мнению Б.И. Додонова, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями.

Не случайно механизм «негативных» эмоций функционирует в ребенка с первых дней ее появления на свет, а «положительные» емоціії появляются значительно позже (Макарова). «Негативная» эмоция — это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция — это сигнал благополучия.

Понятно, что последнему сигнала нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к лучшему наступает быстро. Эмоции же возникают зачастую невольно.

Мнения ученых о значении эмоций и функции, которые они выполняют, расходятся. Однако несомненная главная функция эмоций — их участие в управлении поведением человека и животных.

Участие эмоций в управлении поведением и деятельностью человека обсуждали еще мыслители Древней Греции. Рассмотрим различные функции эмоций, которые они выполняют.

Відображально-оценочная роль эмоций оказывается за счет субъективного компонента эмоционального реагирования (переживания) в основном на начальном этапе произвольного управления (при возникновении потребности и развертывании на ее основе мотивационного процесса) и на конечном этапе (при оценке достигнутого результата: удовлетворении потребности, реализации намерения).

Отражательную функцию эмоций признают не все ученые. В частности, Е.К. Вілюнас считал, что «эмоции выполняют функцию не отражение объективных явлений, а выражение субъективного к ним отношения». И он, пожалуй, прав, поскольку для отображения реальности у животных и человека является анализаторы и мышления, которые выполняют роль зеркала, которое отражает то, что есть.

Нравится человеку то, что она видит в зеркале, или нет — это не зависит от зеркала, оно не дает оценку отображаемом. Оценка (отношение) зависит от субъективного восприятия видимому, которое сопоставляется с эталонами, желаниями, вкусами человека.

Эмоциональная оценка как процесс. Говоря о результативно-оценочную роль эмоций, Б.И. Додонов отмечает, что психологи понимают эту роль слишком узко, потому что традиционно эмоции рассматривают не как процесс, а как конечный продукт — «аффективные переживания» и «телесные» (физиологические) изменения, которые их сопровождают.

Это уже вынесены «оценки-приговоры». В связи с этим Додонов пишет: «Рассуждая о механизме возникновения эмоций, большинство физиологов, как правило, определяет эмоцию с точки зрения эффекта, произведенного сопоставлением, неправомерно вынося именно сопоставление за пределы эмоционального процесса».

На самом деле, считает ученый, эмоции — это и процесс, который есть не что иное, как деятельность оценки информации о внешний и внутренний мир, что попала в мозг, которую ощущение и восприятие кодируют в форме субъективных образов.

Поэтому Додонов говорит о эмоциональную деятельность, которая заключается в том, что отражена мозгом действительность сопоставляется с отраженными в нем же постоянными или временными программами жизнедеятельности организма и личности.

Мотивационная роль эмоций. Эмоции играют заметную роль на всех этапах мотивационного процесса: при оценке значимости внешнего раздражителя, при сигнализации потребности, которая возникает, и оценке значимости, при прогнозировании возможности удовлетворения потребности, при выборе цели.

Эмоции как оценка значимости внешнего раздражителя. На первом (мотивационном) этапе главное назначение эмоций — сигнализировать о пользе или вреде для организма того или иного стимула, явления, которые обозначаются определенным знаком (позитивным или негативным) еще до того, как их будет осознанно, логично оценено.

Эмоции отражают не только биологическую, но и личностную значимость внешних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть того, что ее волнует. Об этом пишет А.В. Вальдман: «Эмоция — это такая форма отражающей психической деятельности, где на первый план выходит отношение к окружающей информации…». Однако А.В. Запорожец и Я.З.

Неверович считают, что эмоции опережают осознание человеком ситуации, сигнализируя о возможном приятный или неприятный ее результат, и в связи с этим говорят о функцию предвидения. Выполняя эту відображально-оценочную роль, определяя, что для человека значимо, а что нет, эмоции таким образом способствуют ориентированию человека в различных ситуациях т.е.

выполняют ориентировочную функцию.

Эмоции как сигнал о потребность, которая возникла. Відображально-оценочная роль эмоций проявляется и в их связи с потребностями, которые являются внутренними побуждениями.

Тесная связь эмоций с потребностями очевиден, и не удивительно, что П.В. Симонов разработал теорию эмоций, которая во многом базируется на зумовленні эмоций потребностями и вероятностью удовольствие последних, а Б.И.

Додонов создал классификацию эмоций, которая основывается на видам потребностей.

Эмоции маркируют значимые цели. Иначе говоря, для того чтобы психический образ как поле потенциальных действий мог быть основой для построения и регуляции деятельности, его должно быть «обеспечено» специальным механизмом, который нарушал бы равновесие между одинаково возможными действиями и направлял бы индивида к выбору и преимущества некоторых из них.

Эту роль выделение в образе значимых явлений и побуждение к ним человека выполняют многочисленные разновидности предвзятого, эмоционального переживания.

Эмоции как механизм принятия решения. Эмоции, указывая на предметы и действия с ними, что способны вызвать таким образом удовлетворения потребности, способствуют принятию решения. Очень часто, однако, достижения желаемого не обеспечивается информацией, необходимой для принятия решения.

Тогда оказывается компенсаторная функция эмоций, которая за П.В. Симоновым, заключается в замещении информации, которой не хватает для принятия решения или вынесения суждения о нечто.

Эмоция, которая возникает при столкновении с незнакомым объектом, предоставляет ему соответствующей расцветки (нравится он или нет, плохой он или хороший), в частности, в связи с его сходством с объектами, которые раньше случались.

Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все-таки помогает ей выйти из тупика, когда она не знает, что ей делать в данной ситуации.

Включаясь в процесс вероятностного прогнозирования, эмоции помогают оценивать будущие события (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидания неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел до него как следует подготовиться), то есть выполняют прогностическую функцию.

Принятое решение связано с человеком санкціонуючою (в том числе такой, что меняет направление и интенсивность активности) функцией эмоций (идти на контакт с объектом или нет, максимизировать свои усилия или прервать состояние, возникший).

Осуществление эмоциями санкционирующего функции может базироваться на защитной функции эмоции страха.

Она предупреждает человека о реальной (или мнимую) опасность, способствуя этим лучшем продумуванню ситуации, которая возникла, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи.

Таким образом страх защищает человека от неприятных для нее последствий, а возможно, и от гибели.

Побудительная роль эмоций. По мнению С.Л. Рубинштейна, «…

эмоция в себе самом содержит влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более-менее эмоциональные».

В общем, вопрос о том, откуда в побуждении берется заряд энергии, достаточно сложная и дискуссионная. Исключать присутствие в побуждении к действию энергии эмоций нельзя, но считать, что эмоции, собственно, вызывают побуждение к действию, тоже вряд ли возможно.

Роль эмоций в оценке достигнутых результатов. Оценивая ход и результат деятельности, эмоции дают субъективное окраска том, что происходит вокруг нас и в нас самих.

Это означает, что на ту же событие разные люди могут эмоционально реагировать по-разному. Например, в болельщиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование, досада, а у болельщиков команды-соперника — радость.

Люди по-разному воспринимают и произведения искусства. Недаром в народе говорят, что на вкус и цвет товарища нет.

Эмоция как ценность и необходимость. Хотя эмоции не являются мотивами, (которые Є.П.

Ильин рассматривает как сложное образование, которое охватывает потребности, идеальную (существующую) цель и мотиваторы, то есть факторы, которые повлияли на принятие решения и формирования намерения), они могут возникать в мотивационном процессе не только как «советчик» или энергетический усилитель побуждений, которые возникают в процессе мотивации, но и как именно побуждение, правда, не до действий по удовлетворению потребности, а мотивационного процесса. Это происходит в том случае, когда у человека возникает потребность в эмоциональных ощущениях и переживаниях и когда человек осознает их как ценность.

Эмоции как ценность. На самом же деле понимания эмоции как ценности означает не что иное, как осуществление эмоциями функции побуждение, привлекательности для человека.

Потребность в эмоциональном насыщении. Понимание эмоции как ценности приводит Б.И.

Додонова на мысли о том, что у человека есть потребность в «эмоциональном насыщении», то есть в эмоциональных переживаниях. Действительно, еще знаменитый математик Бы.

Паскаль говорил, что мы думаем, что ищем покоя, а на самом деле ищем волнений. Это означает, что эмоциональный голод может прямо предопределять мотивационный процесс.

О потребности человека в положительных эмоциях пишет Э. Фромм.

Действительно, человек делает много вещей, ради получения удовольствия, наслаждения: слушает музыку, читает книгу, как нравится ей, и не раз уже прочитанную, катается на американских горках, чтобы испытать острые ощущения и т.д.

Поэтому эмоция возникает в виде цели (человек делает нечто ради получения желаемого переживания). Осознаваемая же цель для человека ценностью или, по Б.И. Додонову, мотивом поведения.

Характерно, что человек испытывает потребность не только в положительных эмоциях, но и в отрицательных.

Активаційно-энергетическая роль эмоций оказывается в основном за счет физиологического компонента: изменения вегетативных функций и уровня нарушения корковых отделов мозга.

За влиянием на поведение и деятельность человека немецкий философ И. Кант поделил эмоциональные реакции (эмоции) на стенические (с греч. — сила), которые усиливают жизнедеятельность организма, и астенические — которые ослабляют ее.

Стенічний страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (бегства от опасности). Именно он заставил лермонтовського Гаруна бежать быстрее лани.

Способствует мобилизации сил организма и вдохновение, радость («окрыленный успехом», — говорят в таких случаях).

Деструктивная роль эмоций. Эмоции могут играть в жизни человека не только положительную, но и отрицательную (разрушающее) роль. Они могут привести к дезорганизации поведения и деятельности человека.

Эту роль эмоций в первой трети XX века едва ли не единственной. Ряд французских психологов одновременно выразила мнение, что эмоции могут нарушать целенаправленную деятельность. П. Жани заявлял, что эмоция — это дезорганізуюча сила. Эмоция вызывает нарушения памяти, навыков, приводит к замене сложных действий проще.

Очень часто дезорганізуюча роль эмоций, видимо, связана не столько с их модальностью, сколько с силой эмоционального возбуждения. Здесь проявляется «закон силы» И.П.

Павлова (при очень сильных раздражителям нарушения переходит в запредельное торможение) или то же самое, что закон Єркса-Додсона.

Слабая и средняя интенсивность эмоционального возбуждения способствуют повышению эффективности перцептивной, интеллектуальной и двигательной деятельности, а сильная и сверхсильная — снижают ее.

Однако имеет значение и модальность эмоции. Страх, например, может нарушить поведение человека, связанную с достижением определенной цели, определяя в нее пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания).

Это приводит либо к отказу от деятельности, или к замедлению темпов овладение определенной деятельностью, что кажется человеку опасной. Дезорганізуюча роль эмоций обнаруживается и при злости, когда человек стремится достичь цели любой ценой, повторяя те же действия, которые не приводят к успеху.

При сильном волнении человеку бывает трудно сосредоточиться на задании, она может забыть, что ей надо делать.

Однако по мере изучения роли эмоций отношение к ним менялось, а с другой стороны, дезорганізуючу роль эмоций не считали однозначной.

Источник: https://banauka.ru/805.html

Вопрос№12. Роль эмоций в регуляции поведения

Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Они выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности.

Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

Читайте также:  Позиционные системы счисления - справочник студента

Человек может переживать целый комплекс эмоций, обусловленных и различными обстоятельствами, связанными с условиями его бытия.

Например, такие эмоции, как гнев, отвращение и презрение образуют своеобразный эмоциональный комплекс враждебности, который может перерасти в чувство враждебности, лежащее в основе агрессивного противоправного поведения.

Доминирование в мотивациооной сфере личности подобных эмоций по разному влияет на поведение людей, увеличивая либо, напротив, уменьшая, с учётом и других факторов, веротятность совершения насильственных действий.

Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции – это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях. Эмоции позволяют оценить потребность и быстро выработать приспособительную программу поведения.

Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха. Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону.

Сама по себе эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она отразилась как угрожающая нашему самосохранению.

Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия.

Особенностью эмоций является их интегрированность – возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт. Таким образом, эмоции побуждают к стереотипным формам поведения.

Однако особенности человеческих эмоций определяются общим законом психического развития человека – высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная деятельность человека неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой.

И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека.

Таким образом, эмоции играют чрезвычайно важную роль в поведении и деятельности человека.

1. Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих.

Эмоции помогают оценивать не только происшедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (например, предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний, когда студент не успел к экзамену как следует подготовиться).

2. Управляющая роль эмоций. Эмоции важны для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления.

Возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека.

Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.

* защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели;

* мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной форме (спасении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость;

* компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо.

Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придает этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами.

Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает возможным проявление и санкционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет);

* сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животных на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии.

Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта.

Об этой функции эмоций знает уже малыш, который использует ее для достижения своих целей: плач, крик, страдальческая мимика ребенка вызывают у родителей и взрослых сочувствие, а у других детей – понимание, что они сделали что-то плохое.

Сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.

3. Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания).

Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.

При сильном волнении человеку бывает трудно сосредоточиться на задании, он может позабыть, что ему надо делать.

Отрицательные эмоции могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а положительные могут явиться поводом для самоуспокоения, благодушенствования. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.

Источник: https://cyberpedia.su/16x3b44.html

Эмоциональная компетентность личности как предмет исследования

Французова О.Е.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

sweet_dreammm@mail.ru

При всей важности познавательного развития человека, его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивид явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Важной функцией эмоций является регуляция поведения человека. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что без эмоций немыслим ни один активный шаг, ни одно решение.

Какие бы события и условия ни определяли жизнь человека, все его конкретные действия и поступки совершаются под воздействием тех внутренних, психологически действенных эмоциональных явлений, которые возникли, преломились и окрепли под влиянием окружающей обстановки [1].

Одной из главных функций эмоций является и то, что с их помощью мы можем лучше понимать друг друга, и, не используя речь, судить о состояниях другого человека. Люди могут узнавать эмоциональные состояния друг друга, независимо от культур, национальностей и других различий.

В настоящее время в психологии начинает активно использоваться такое понятие, как «эмоциональный интеллект», понимаемый как совокупность интеллектуальных способностей человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции, умение управлять ими.

Или другими словами, это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую мы получаем или передаем с помощью эмоций.

Эмоционально интеллектуальные люди могут хорошо владеть собой и эффективно налаживать взаимодействие с окружающими.

Что же принципиально нового содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»? Ответ можно частично найти в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект».

Он подразумевает: как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа.

Эмоции несут в себе значительный пласт информации, используя которую, человек можем действовать значительно более эффективно.

Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию. Интересно, что, если у человека развиты подобные качества, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только на область, связанную с работой.

Американский психолог Д. Гоулман подчеркивал, что эмоциональный интеллект играет важную роль в развитии личности человека, и предложил термин — EQ (эмоциональный показатель интеллекта — коэффициент EQ). Ученый объяснял, что контроль над собственными эмоциями и способность правильно воспринимать чужие чувства характеризуют интеллект точнее, чем способность мыслить логически [2].

EQ – особый параметр, который не связан с «эмоциональностью» кого-либо в привычном для понимания контексте. Эмоциональный темпераментный человек вполне может обладать низким EQ, что связано с его неумением распознавать свои эмоции и управлять ими. В то же время человек спокойный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоционального интеллекта.

По результатам исследований американских психологов Майера и Саловея, «люди, обладающие высоким уровнем EQ, способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей».

Хотя эмоции и интеллект обычно противопоставляются, на самом деле они взаимосвязаны, переплетены и очень часто тесно взаимодействуют. И от успеха данного взаимодействия напрямую зависит успех человека во многих сферах жизни [3].

Личностный и профессиональный рост современного педагога невозможен без самопознания, с которым тесно связаны эмоциональные переживания. Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих — наиболее важные качества, необходимые для успешного педагогического взаимодействия.

Эмоциональный интеллект позволяет педагогу относиться к каждому обучаемому как к целостной личности со своими чувствами, мнениями, идеями, потребностями, способностями и мечтами.

Именно эмоциональный интеллект помогает педагогу развивать и поддерживать высокую самооценку каждого ученика, а также создавать атмосферу доверия и уважения.

С понятием эмоционального интеллекта тесно связано представление об эмоциональной компетентности, которая и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения будущего педагога конкретным компетенциям, связанным с эмоциями.

Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек (учащийся), дает возможность развить такие компетенции, как способность влиять на других людей и мотивировать их.

У людей, которые лучше умеют управлять своими эмоциями, легче развиваются такие компетенции, как инициативность и способность работать в кризисной ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в практической деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что, если эмоциональный интеллект – это способность, то эмоциональная компетентность – это скорее умение, который можно и нужно формировать и развивать.

Проблема эмоциональной компетентности — одна из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Эмоциональная компетентность — это умение осознавать свои эмоции и эмоции партнера по общению, анализировать их и управлять ими, с целью выбора наиболее эффективного поведения в конкретной ситуации.

Развитые навыки эмоциональной компетентности позволяют педагогу рассматривать свои эмоции и эмоции обучаемых как управленческий ресурс и благодаря этому повышать эффективность своей деятельности.

Можно выделить основные составляющие эмоциональной компетентности:

  • самосознание;
  • самоконтроль
  • эмпатия;
  • навыки отношений.

Самосознание – главный элемент эмоциональной компетентности. Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции. Самоосознанность означает глубокое понимание самого себя, своих потребностей и побуждений.

Самоконтроль – это следствие самосознания. Человек, которому свойственна эта черта, не только «познал себя», но и научился управлять собой и своими эмоциями.

Ведь, несмотря на то, что нашими эмоциями движут биологические импульсы, мы вполне можем управлять ими. Саморегуляция является важной составляющей эмоциональной компетентности. Она позволяет людям не быть «узниками своих чувств».

Такие люди всегда сумеют не только обуздать собственные эмоции, но и направить их в полезное русло.

Если первые две составляющие эмоциональной компетентности – это навыки владения собой, то следующие две – эмпатия и коммуникабельность (навыки отношений) – относятся к способности человека управлять взаимоотношениями с другими.

Успешное взаимодействие с другими людьми невозможно без эмпатии. Это умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.

Коммуникабельность – способность не столь простая, ведь это не просто дружелюбие, а дружелюбие с определенной целью: подвигнуть людей в желательном для человека направлении. Это умение наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон.

Развитая эмоциональная компетентность – важнейшее качество хорошего педагога или руководителя.

Если человек обладает высоким IQ, но его EQ весьма низок, вряд ли он сможет быть успешным педагогом, управленцем.

Ведь работа педагога или руководителя состоит из общения, успех которого напрямую зависит от коэффициента эмоционального интеллекта, на котором основывается эмоциональная компетентность.

Данные научных исследований в США и Европе в области эмоциональной компетентности говорят о том, что управление эмоциями — это навык, который можно нарабатывать и развивать в течение всей жизни человека! Распознавание своих эмоций – первый шаг в развитии EQ.

Часто человек затрудняется описать словами те чувства, которые испытывает. Существуют сотни эмоций, у каждой – много уровней интенсивности, так что эмоциональная осознанность – нелегкая задача.

Чем четче человек научится определять каждую свою эмоцию, тем шире будут возможности по управлению собственным поведением.

Развитие данной компетентности – сложная работа, но именно эта работа даёт наибольшие результаты, именно она повышает личную эффективность. Инструментами развития эмоциональной компетентности являются книги, тренинги, коучинг.

Но также стоит помнить, что высокие показатели эмоциональной гибкости никогда не заменят ни профессиональной компетентности, ни умения взвешивать все «за» и «против» и делать объективные выводы. По мнению М.

Рейнольдса, «развитие эмоциональной компетентности делает человека более профессиональным, а профессионала более человечным» [4].

Таким образом, проблеме эмоциональной компетентности личности уделяется большое внимание, как со стороны психологии, так и со стороны педагогики, так как в настоящее время значимость данной компетентности особенно в образовании, значительно возрастает.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., 2009.

3. Майер Г. Психология эмоционального мышления. М., 2008.

4. Рейнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность. М., 2003.

Источник: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/professionalno_lichnostnoe_razvitie_prepodavatelya_i_studenta_tradiczii,_problemyi,_perspektivyi2/sekcziya_2/emoczionalnaya_kompetentnost_lichnosti_kak_predmet_issledovaniya

Читать

Евгений Павлович Ильин

Эмоции и чувства

Предисловие

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию.

Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе; они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р. Вудвортса (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я.

Рейковского (1979), К. Изарда (2000), переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П. М. Якобсона (1958), В. К. Вилюнаса (1971), Б. И. Додонова (1987), П. В. Симонова (1966, 1976, 1981, 1987), Л. И. Куликова (1997), Г. М. Бреслава (1984, 2004).

Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.

Приступить к написанию этой книги меня побудили несколько обстоятельств, но главным образом то, что, обсуждая вопросы о воле (произвольном управлении) и мотивации (Е. П.

Ильин, 2000 а, б[1]), я лишь мимоходом касался роли в этих процессах эмоций человека (при рассмотрении таких мотивационных образований, как влечение, желание, интерес, потребность, или при обсуждении вопроса о положительной и отрицательной мотивации, о соотношении волевой и эмоциональной регуляции). Разговор об эмоциях в этих книгах шел вскользь, мимоходом.

Образно говоря, я в этих книгах невольно загнал эмоции в «тещину комнату» хрущевской квартиры, оставив всю остальную жилую площадь воле и мотивации.

А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую составляющую, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (З. Фрейд, 1894; В. К. Вилюнас, 1990; Б. И. Додонов, 1987; К. Изард, 1980; А. Н. Леонтьев, 1982; П. Фресс, 1975; Я. Рейковский, 1979; П. В.

Симонов, и др.). Больше того, некоторые авторы отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Так, А. М. Эткинд (1983) пишет: «…в обыденной жизни он (человек. – Å. È.) не столько рассуждает, сколько чувствует, и не столько объясняет, сколько оценивает.

Собственно когнитивные процессы, свободные от эмоциональных компонентов, занимают в обыденной жизни скромное место… По-видимому, в реальных процессах деятельности и во вплетенных в нее механизмах межличностного восприятия и самовосприятия “холодные” попытки объяснения и понимания имеют меньшее значение, чем “горячие” акты оценок и переживаний. Когда же процессы когнитивного анализа и имеют место, то находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат» (с. 107).

Таким образом, обсуждение в данной книге вопроса об эмоциях и чувствах является как бы продолжением двух предыдущих книг.

Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценки достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении.

Принимая решение о написании данной книги, я понимал, что столкнусь с большими трудностями, о которых писал еще швейцарский психолог Э. Клапаред (1928): «Психология аффективных процессов – наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах.

Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми, конечными, неразложимыми явлениями, всегда подобными самим себе и изменяющимися только количественно.

Другие же в противоположность этому полагают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что чувство всегда представляет собой часть более сложной целостности… Простым перечислением фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы» (1984, с. 93).

Однако настоящее понимание того, в какое дело я ввязался, понимание безумства затеянного пришло лишь в процессе написания этой книги. Я начал понимать скепсис и раздражение ряда ученых по поводу проблемы эмоций, например У.

Джемса, который в конце XIX века писал: «Что касается “научной психологии” чувствований, то, должно быть, я испортил себе вкус, знакомясь в слишком большом количестве с классическими произведениями на эту тему, но только я предпочел бы читать словесные описания размеров скал в Нью-Гемпшире, чем снова перечитывать эти психологические произведения.

В них нет никакого плодотворного руководящего начала, никакой основной точки зрения. Эмоции различаются и оттеняются в них до бесконечности, но вы не найдете в этих работах никаких логических обобщений. А между тем вся прелесть истинно научного труда заключается в постоянном углублении логического анализа» (1991, с. 274). У.

Джемс сетует на то, что «во многих немецких руководствах по психологии главы об эмоциях представляют собой просто словари синонимов. Но для плодотворной разработки того, что уже само по себе очевидно, есть известные границы, и в результате множества трудов в указанном направлении чисто описательная литература по этому вопросу, начиная с Декарта и до наших дней, представляет самый скучный отдел психологии» (с. 273).

Читайте также:  Место анализа в управленческом цикле - справочник студента

Не случайно русский психолог Н. Н. Ланге писал в то время, что «чувство занимает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер – “ума” и “воли”. Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда как воля, а особенно ум (познание) занимают все парадные комнаты.

Если собрать все научные исследования о чувствах, то получится список столь бедный, что его далеко превзойдет литература любого вопроса из области познавательных процессов, даже очень мелкого… Причин этой общей “нелюбви” много.

Здесь, вероятно, играет некоторую роль и общий характер современной культуры, по преимуществу технической и внешней, и то, что рассуждения старых психологов о чувствах отталкивают нас своей риторичностью и морализациями, и то, что эта область вообще трудно поддается точным и научным методам исследования, и, наконец, то, что для психолога, как и ученого вообще, область ума и познания обыкновенно ближе и доступнее, чем область эмоций. Может быть, дело было бы иначе, если бы в разработке психологической науки женщины приняли большее участие, чем доныне» (1996, с. 255).

Представитель бихевиоризма Дж. Уотсон (1930) считал, что эмоции нельзя исследовать научно, а Е. Даффи (1934, 1941) писал, что термин «эмоция» удобен для обозначения некоторых специфических форм изменения поведения, которые не поддаются объяснению, и что он мешает точным исследованиям, поэтому от этого термина следует отказаться.

С тех пор многое изменилось. Не оправдалось предсказание М. Мейера (1933), что эмоции постепенно исчезнут из сферы психологии, но сбылось пожелание Н. Н. Ланге – профессия психолога теперь в основном стала женской. Появилось очень большое количество работ, посвященных эмоциям и чувствам, особенно в зарубежной психологической литературе.

Однако и до сих пор заголовок статьи У. Джемса «Что такое эмоция?» остается актуальным как для психологов, так и для физиологов. В последние десятилетия заметна тенденция к эмпирическому изучению отдельных эмоциональных реакций, без попыток теоретического осмысления, а подчас и к принципиальному отказу от этого. Например, Дж.

Мандлер (1975) доказывает бесполезность поиска определения эмоций и создания теории эмоций. Он полагает, что накопление результатов эмпирических исследований автоматически приведет к решению всех тех вопросов, ради которых и строится теория эмоций. Б.

Райм (1984) пишет, что современное состояние изучения эмоций представляет собой разрозненные знания, непригодные для решения конкретных проблем. В руководстве «Human physiology» (1983) утверждается, что дать эмоциям точное научное определение невозможно. Это подтверждает и анализ определений эмоций, приводящихся в отечественной литературе (Е.

В. Левченко и А. Ю. Бергфельд, 1999). Существующие теории эмоций в основном касаются лишь частных аспектов проблемы.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=146971&p=42

Роль и функции эмоций в управлении поведением и деятельностью

История вопроса

Участие эмоций в управлении поведением и деятельностью человека обсуждалось еще мыслителями Древней Греции.

Например, Аристотель, рассматривая причины познания, пришел к выводу, что ее побудителем является чувство удивления: «Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивляются тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например, о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении вселенной» (1976, с. 69).

Роль эмоции удивления в управлении познавательной деятельностью рассмотрена и Р. Декартом. Вообще он рассматривал значение эмоций в более широком аспекте.

Так, он отмечал роль «страсти» в запоминании: «Сколько бы раз неизвестный нам предмет не появлялся в поле нашего зрения, мы совершенно не храним его в нашей памяти, если только представление о нем не укрепилось в нашем мозгу какой-нибудь страстью» (1950, с. 632).

Декарт, а затем и Спиноза создали учение об аффектах как побудителях активности человека. «…Главное действие всех людских страстей заключается в том, что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело», — писал Декарт (с. 615).

Голландский философ Б. Спиноза в середине XVII века тоже считал главной побудительной силой поведения аффекты, к которым он относил в первую очередь вле-

Таблица 4.1 Проявления и этапы психической деятельности (по Н. Я. Гроту)

Ее моменты Первоначальные психические явления Осложненные психические явления
Объективная восприимчивость ощущения представления и понятия (идеи вообще)
Субъективная восприимчивость чувствования удовольствия или страдания чувства и волнения
Субъективная деятельность стремления желания и хотения
Объективная деятельность движения действия и поступки

«Желание, возникающее вследствие неудовольствия или удовольствия, ненависти или любви, тем сильнее, чем больше эти аффекты» (1957, с. 489). Спиноза также отметил двойственный характер эмоций, которые могут благоприятствовать способности тела к действию или ограничивать ее.

Позднее 3. Фрейд (Freud, 1894) приравнивал аффекты к психической энергии как источнику мотивации.

Несколько иной аспект роли эмоций (чувствований) в управлении поведением отметили Н. Я. Грот (1879-1880) и Г. Мюнстерберг (1997).

Грот разработал четырехзвенную классификацию психической деятельности, в которой чувствование и эмоции поставил на второе место как следствие ощущений и представлений и как один из этапов управления жизнедеятельностью организма (табл. 4.1).

Грот полагал, что «ощущения сами по себе еще не способны регулировать отправлений организма, к какой бы области — обмена вещества или обмена впечатлений -они ни относились. Ощущения служат только показателями того, что происходит в различных наших органах под влиянием разнообразнейших действий внешней среды.

Они, следовательно, представляют только первый шаг к регулированию процессов организма, т. е. снабжают сознание основаниями для такого регулирования и дают ему первый толчок.

Настоящим регулятором взаимодействия организма с окружающей средою является только весь психический оборот в совокупности, и каждый момент этого оборота есть новый шаг к окончательному регулированию такого взаимодействия» (1984, с. 72).

И далее Грот задается вопросом — какая роль в этом акте регулирования принадлежит чувствованиям (эмоциям)? «Чувствования, — пишет он, — как продукт субъективной оценки ощущений, очевидно, отвечают на вопрос: какое значение в экономии целого организма имеет это нечто, происходящее в каком-нибудь нашем органе и открытое нами при содействии ощущения? Ответом на этот вопрос служат чувствования удовольствия и страдания. Отсюда мы можем уже с полною достоверностью утверждать, что чувствования служат продуктом оценки внутренних отношений» (Там же, с. 72-73).

Представленные в таблице этапы психической деятельности Грот считал универсальными, имеющими место даже при безусловнорефлекторном реагировании. Выпадение же средних звеньев (чувствований и стремлений, желаний) он связывал с

тем, что интенсивность процесса такова, что между ощущением и действием не успевает наступить оценка, либо с тем, что действия из-за частых повторений превращаются в автоматические.

Однако он считал, что это выпадение только кажущееся: например, в первом случае оценка проходит так быстро, что субъект не успевает отдать себе отчета в ней, не успевает осознать ее. Выпадение одного из средних звеньев Грот объяснял слиянием этих двух звеньев в одно звено, поглощением одного звена другим.

Таким образом, он объяснял инстинкт, в котором момент чувства, т. е. субъективного восприятия, поглощается стремлением — субъективным движением.

Г. Мюнстерберг, отмечая побудительную и усиливающую (энергетическую) роль эмоций, писал: «…Эмоция должна направлять весь организм к действию какого-нибудь одного определенного рода.

Подобно тому, как внимание дает концентрацию представления против всех мешающих, соперничающих представлений, точно так же эмоция дает концентрацию реакции и задерживает все остальные возможные деятельности….

Эмоция — это органическая волна, которая проходит через всю центральную нервную систему, подавляя и устраняя все, что не имеет отношения к источнику эмоционального возбуждения» (с. 200). Нетрудно заметить, что, по существу, речь идет об участии эмоций в создании доминантного очага, направляющего поведение человека и животного.

Надо отметить, что в истории изучения эмоций был и другой период, когда эмоции рассматривались, как отметил Л. С. Выготский, «как побочные явления, никак не участвующие в реальной жизни человека, как простое осознание периферических изменений» (1984, с. 264). Так, У.

Мак-Дугалл определил эмоции как аффективный аспект инстинкта, а Г. Спенсер и Т. Рибо объявили эмоциональные состояния человека пережитками его животного прошлого. Ж.-П. Сартр (Sartre, 1960) считает, что эмоции приводят к «деградации сознания».

Была высказана и противоположная точка зрения, что под натиском прогрессирующего интеллекта деградируют эмоции (Т. Рибо).

Эта позиция ряда английских и французских ученых была отвергнута. Участие эмоций в управлении поведением и деятельностью человека было признано большинством психологов, что нашло отражение в «мотивационной» теории эмоций, которая отстаивает функциональное единство эмоциональных и мотивационных процессов.

Из отечественных ученых еще в начале XX века этой позиции придерживался Л. И. Петражицкий (1904, 1908).

Во второй половине XX века эта теория окончательно оформилась и получила широкое распространение среди западных психологов (Leeper, 1948, 1965,1970; Arnold, Gasson, 1954; Young, 1961; Bindra, 1969; Tomkins, 1970).

Признается она и отечественными учеными, притом часто даже излишне категорично. Так, С. Л.

Рубинштейн (1946) писал, что эмоции являются субъективной формой существования мотивации (потребностей): «Выступая в качестве проявления потребности, — в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности… Возникая… в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются вместе с тем побуждениями к деятельности» (с. 460). То же пишет и Г. X. Шингаров (1974): «…Эмоции можно рассматривать в качестве конкретной психологической формы существования потребностей» (с. 220). В. К. Вилюнас (1986), говоря о биологической мотивации, доказывает близость понятий «мотивация» и «эмоции» и чуть ли не отождествляет их. Вслед за С. Л. Рубинштейном он определяет эмоции как субъективную

форму существования мотивации. Практически, отождествление эмоциональных и мотивационных феноменов имеет место у Г. М. Бреслава (1984), когда он пишет об «эмоциональной децентрации», понимая под ней способность представить желания другого человека. В словаре «Психология» (1990, с.

461) говорится, что «эмоции -субъективная форма выражения потребностей», которые предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Близка к этому и позиция В. В.

Бойко (1986), который считает, что «эмоции — это генетические программы поведения, обладающие энергетическими свойствами — способностью воспроизведения, трансформации, динамикой, интенсивностью, побуждающим влиянием» (с. 33).

Эмоции в качестве первичной движущей силы — мотивационной системы, лежащей в основе структуризации инстинктивных влечений, рассматриваются Г. Ловальдом (Loewald, 1978) и О. Кернбергом (Kernberg, 1982). Конечно, нельзя отрицать связь эмоций с потребностями и мотивацией, но нельзя их и отождествлять и связывать неразрывными узами.

Во-первых, субъективной формой биологических потребностей является эмоциональный тон ощущений, а не эмоции. Во-вторых, не каждый мотивационный процесс сопровождается возникновением эмоции (например, в стереотипных ситуациях).

Чувства тоже связывают с потребностями и мотивами. Так, Р. С.

Немов (1990) полагает, что количество и качество потребностей человека, в целом, соответствует числу и разнообразию эмоциональных переживаний и чувств, причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее соответствующее чувство.

Получается, что к каждой потребности «прикреплена» специфическая эмоция или какое-либо из чувств.

В словаре «Психология» (1990) о чувствах говорится, что они открывают личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждают к деятельности по их удовлетворению, и что «чувства представляют собой конкретно-субъективную форму существования» потребностей (с. 445). И далее: «самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек им руководствовался; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности» (с. 446).

Связи мотивации с эмоциями уделяли внимание многие психологи. Давая общий обзор их работ В. К. Вилюнас (1984) отмечает, что решение этого вопроса во многом определяется тем, что включают авторы в класс эмоциональных явлений, входят ли в него специфические переживания, имеющие побуждающий характер — влечения, желания, стремления и т. п.

Вилюнас указывает на наличие мотивационной теории эмоций, начало которой положил еще Б. Спиноза. В соответствии с одной из рассматриваемых позиций, желания являются разновидностью эмоций, а эмоции выполняют побуждающую поведение функцию.

Вилюнас полагает, что такая позиция сформировалась потому, что человеку трудно распознать подлинные причины своего поведения, в то время как эмоции, сопровождающие процесс мотивации, отчетливо переживаются и именно ими человек реально руководствуется в жизни.

Эта позиция единой интерпретации эмоциональных и мотивационных процессов была определяющей вплоть до конца XIX — начала XX века (Петражицкий, 1908), но не утратила своих сторонников и по настоящее время (Липер, 1948; Duffy, 1948; Arnold, Gasson, 1954; Young, 1961; Bindra, 1969; Tomkins, 1970).

Действительно, подчас бывает довольно трудно выделить эмоциональное в мотиве. Поэтому одно и то же явление разные авторы рассматривают то как проявление воли, то как мотивацию, то как эмоцию. Такое произошло, например, с изучением

влияния соревновательного мотива (личного и командного) на успешность деятельности человека. Для Ю. Ю. Палайма (1968) соревновательный мотив является силой воли, а для А. В. Ильина (1960) — эмоциональным состоянием. И оба они правы. Соревновательный мотив усиливает эмоциональные переживания человека, а последние усиливают энергетику мотива и волевого усилия.

Другие психологи, вслед за Н. Гротом (1879-1880) и В. Вундтом (1912), отделяют побуждающие переживания от эмоциональных. В результате мотивация и эмоции рассматриваются современной классической психологией как две самостоятельные проблемы, связи между которыми, как полагает В. К. Вилюнас, сопоставимы, например, со связями между восприятием и вниманием или памятью и мышлением.

Р. Лазарус (Lazarus, 1968) выступил с критикой теорий, трактующих эмоцию как мотивацию, мотиватор или побуждение (драйв). Он считает, что этим теориям свойствен ряд общих недостатков.

Эмоции не рассматриваются как реально существующие явления со своей качественной спецификой. Исследуются приспособительные последствия эмоций, а сами они трактуются как быстро исчезающая промежуточная мотивационная переменная.

Не исследуются предшествующие причины и условия возникновения эмоций. Этот недостаток проистекает из первого, поскольку недооценка эмоций как самостоятельных реакций делает не обязательным выяснение причин их появления.

Эти теории включают ограниченный круг эмоций — тревогу, страх, реже — гнев. В то же время включение в них других отрицательных эмоций, не говоря уже о положительных, вызывает большие затруднения.

В критикуемых теориях эмоции изолируются от приспособительных форм поведения, следующих за ними и ими побуждаемых. Р. Лазарус же считает это поведение фундаментальным компонентом целостного эмоционального события.

Теории, рассматривающие эмоцию как мотивацию, являются, по мнению Р. Ла-заруса, не «предсказующими», а описательными.

Эмоция и поведенческая реакция связаны между собой в этих теориях случайным образом, в зависимости от той или иной истории научения и подкрепления индивида, а так как эта история не подконтрольна исследователю, то предсказать различные формы поведения становится невозможным.

М. Арнольд (Arnold, 1969), подводя итог обсуждению вопроса о мотивирующей функции эмоций в зарубежной психологической литературе, пишет, что «отношение между эмоциями и мотивацией, изображаемое в теоретической литературе, остается совершенно не ясным.

Хотя снова и снова утверждается, что эмоции мотивируют, едва ли кто-либо смог выступить и недвусмысленно объяснить, как именно это происходит» (р. 1041). В. К. Вилюнас считает это обвинение психологов в неспособности дать такое объяснение несправедливым. При этом он ссылается на высказывание С. Л.

Рубинштейна, что эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивации). «Это значит, — пишет Вилюнас, — что мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность.

Эмоции и мотивационные процессы при этом не отождествляются: являясь субъективной формой существования мотивации, эмоциональные переживания представляют собой лишь итоговую, результативную форму ее существования, не отражающую всех

тех процессов, которые подготавливают и определяют появление эмоциональных оценок и побуждений» (с. 12-13).

Мне представляется, что это только иллюзия объяснения. Во-первых, нельзя согласиться с утверждением, что эмоция является итоговой формой мотивационного процесса.

Неудовлетворение потребности из-за сознания невозможности сделать это сейчас тоже вызывает эмоции, хотя мотивационный процесс так и не развернулся.

Во-вторых, не каждый мотивационный процесс пробуждает к жизни эмоциональные переживания (хотя переживание потребностного состояния как ощущения нужды тоже является субъективной формой существования потребности).

В. К. Вилюнас (1976) приписывает эмоциям также и функцию организатора нестереотипного целенаправленного поведения. По мнению автора, эмоция обладает способностью к координации и сочетанию ряда единичных процессов чувствительности в целенаправленный поведенческий акт.

Поэтому, очевидно, не случайно в последнее время все чаще в психологической литературе используется термин «эмоциональнаярегуляция». Н. В. Витт (1981,1986) уделила этому понятию пристальное внимание, особенно в отношении регуляции речемыслительных процессов.

Эмоциональную регуляцию она рассматривает в двух планах — осознанном и неосознанном. Первый является результатом проявления стабильного эмоционального отношения человека к объектам и отражает индивидуальные особенности управления «сверху» (т. е.

самим субъектом) внешней выраженностью этого отношения и его флуктуации, вызываемых и ранее пережитыми, и актуальными эмоциональными состояниями.

Второй (неосознаваемый) план эмоциональной регуляции, обусловленный первичной пристрастностью человека и его актуальными эмоциональными состояниями, получает непосредственную выраженность в эмоциональной окраске процесса и результатов деятельности.

Я полагаю, вряд ли стоит говорить об эмоциональной регуляции как самостоятельном виде регуляции (управления). Как справедливо отмечает К. Изард, эмоциональная система редко функционирует независимо от других систем.

Некоторые эмоции или комплексы эмоций практически всегда проявляются во взаимодействии с перцептивной, когнитивной и двигательной системами.

И эффективное функционирование личности зависит от того, насколько сбалансирована и интегрирована деятельность различных систем.

Очевидно, что эмоциональные реакции являются спутником и советчиком как мотивационного процесса, так и всего процесса произвольного управления.

Однако для того чтобы понять, какое место занимают эмоциональные явления в управлении поведением и деятельностью человека, нужно, во-первых, учитывать, какой своей стороной (субъективной, физиологической или экспрессивной) они участвуют в этом управлении и, во-вторых, на какой стадии управления (на стадии мотивации, инициации, мобилизации, оценке результата) происходит их вмешательство. Этим определяется и различная роль эмоционального реагирования в управлении: отражательно-оценочная (сигнальная), побудительная и энергетическая.

Январь 24, 2019 Общая психология, психология личности, история психологии

Источник: https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/rol-funktsii-emotsiy-upravlenii-povedeniem-29626.html

Ссылка на основную публикацию