Развитие сознания в филогенезе — справочник студента

Развитие сознания в филогенезе - Справочник студента Развитие сознания в филогенезе - Справочник студента Развитие сознания в филогенезе - Справочник студента Развитие сознания в филогенезе - Справочник студента Развитие сознания в филогенезе - Справочник студента Развитие сознания в филогенезе - Справочник студента Развитие сознания в филогенезе - Справочник студента Развитие сознания в филогенезе - Справочник студента Развитие сознания в филогенезе - Справочник студента Развитие сознания в филогенезе - Справочник студента

Ситуации (Rozin et al. , 1986) 1) Хотелось бы Вам попробовать блюдо, которое по форме напоминает собачьи фекалии? 2) Хотелось бы Вам попить сладкой воды, если бы сахар был взят из емкости, ошибочно обозначенной словом «ЯД» ? 3) Захотелось бы Вам попить яблочного сока, в котором плавает обеззараженный таракан?

Импринтинг

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Импринтинг

Стадия интеллектуального поведения ü Вольфганг КЕЛЕР (1887 – 1967) Отражение внешней действительности в форме целостных ситуаций, позволяющее устанавливать связи между предметами

Интеллектуальное поведение животных

Интеллектуальное поведения животных q Особенности интеллектуального поведения животных: Ø нет длительных проб и ошибок при решении задачи Ø явление инсайта Ø найденное однажды правильное решение закрепляется и используется в аналогичных ситуациях Ø перенос найденного решения на сходные задачи Ø способность решать «двухфазные» задачи Ø использование «орудий»

Интеллектуальное поведение животных p Примеры решения задач шимпанзе p http: //www. youtube. com/watch? v=Ps. CF_g. ZYYME

Использование орудий: ограничения

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Древние системы воспитания - справочник студента

Оценим за полчаса!

Интеллектуальное поведение животных: ограничения

Эксперименты Н. Н. Ладыгиной-Котс (1914 -1916) «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях» , 1935 г.

Язык и общение животных Ø Эксперименты Аллен и Беатрис Гарднеров по обучению языку жестов шимпанзе Уошо Примеры: 1) «Холодильник» : сочетание жестов «холод — ящик» . Уошо – сочетание: «открывать — еда — питье» 2) Шимпанзенок: «иди» , «обнимать» 3) Агрессия со стороны макаки резус: «грязный» , «обезьяна»

Язык дельфинов Ø Эксперименты Б. Эванса и Д. Бастиана по обнаружению языка у дельфинов Дж. Мортон: «Если у дельфинов и есть язык, они прилагают огромные усилия, чтобы скрыть этот факт от нас»

Сознание – высшая свойственная только человеку обобщенная и целенаправленная форма психического отражения действительности, осуществляемая в знаковой форме Ø Сознание возникает в антропогенезе Ø Предпосылки сознания: совместный труд с разделением трудовых функций и язык

Конституирующие признаки сознания Совокупность знаний о мире: 1) Социальный характер, диалогизм 2) интенциональность (направленность на объект) Ø «Беспристрастность» сознания – выделение объективных свойств действительности, независимых от субъективного состояния субъекта. Различение субъекта, объекта и отношения субъекта к объекту Устойчивая картина мира Ø Единство переживания и знания (мотивационноценностный характер) Ø Ø Целеполагающая деятельность Ø Самосознание личности

Культурно-исторический подход: проблема сознания Разгадка тайн сознания кроется не внутри мозга или духа, но в знаках, языках, орудиях, социальных отношениях ______ ü 1) 2) (1896 -1934) Индивидуальный опыт 3) Л. С. Выготский Видовой опыт Социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства

Высшие психические функции: произвольное внимание, логическая память, понятийное мышление, воля Ø Орудийная (знаковая) опосредствованность сознания Ø Социальная обусловленность сознания (интериоризация)

Развитие высших психических функций (сознания) в онтогенезе p Гипотеза развития высших психических функций: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва – между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли» (Л. С. Выготский) p Ход психического развития ребенка: Ø Ø от социального к индивидуальному от внешнего к внутреннему

Структура сознания По А. Н.

Леонтьеву: p Чувственная ткань сознания – чувственные впечатления, чувственные образы ( «материя» образа: цвет, форма, движение; высота, громкость, тембр звука) p Значение – идеальные конструкты, в которых представлены обобщенные формы совокупного культурно-исторического опыта. Под значением понимается содержание знака, схемы, образа, слова, символа, выразительного движения, социальных ролей, норм, ценностей, и др. Психосемантика изучает генезис и строение систем значений p Личностный смысл – «значение для меня»

Семантическое пространство

Структура сознания Три слоя сознания (В. П.

Зинченко) Ø Бытийный: чувственная ткань образа, биодинамическая ткань Ø Рефлексивный: значение и смыслы Ø Духовный: Я и Ты (Другой) ü Рефлексия как самопознание, размышление о своем мышлении, поведении, чувствах ü Рефлексия как способность понять, что видит и думает другой человек v Глубина рефлексии, или ее ранг, определяется длиной цепочки рассуждений: «Я думаю, что ты думаешь, что я думаю…» и т. д.

Пример рефлексии Стихотворение английского поэта Ковентри Патмора «О поцелуе» (перевод С. Я. Маршака): — Он целовал вас, кажется? — Боюсь, что это так. — Но как же вы позволили? — Ах, он такой чудак. Он думал, что уснула я И всё во сне стерплю, Иль думал, что я думала, Что думал он: я сплю!

Измененные состояния сознания – качественные изменения в субъективных переживаниях и/или психологическом функционировании q Состояния сознания, вызванные путем воздействия различных веществ (алкоголь, наркотики и др. ) q Сон q Гипноз q Медитация q Сенсорная изоляция или сенсорная депривация q Увеличение внешней стимуляции и/или моторной активности

СПАСИБО!

1. К какой форме поведения животных следует отнести следующие факты? 1) 2) 3) 4) Молодые бобры были выращены вдали от родителей и ничего не могли от них перенять. Когда бобры выросли, им положили в клетку строительный материал.

Они немедленно построили плотину по всем правилам, хотя никогда не видели не только плотину, но и реки. Во время первой мировой войны птицы изменили перелетные пути, проходившие по охваченным длительной позиционной войной равнинам Северной Франции.

Только что вылупившийся из яйца дикий гусенок сразу же следует за матерью. Любой объект средней величины, который двигается и производит шум может вызвать подобную реакцию у гусенка.

В эксперименте дождевых червей тренировали передвигаться в Т-образном лабиринте, двигаясь в одну из аллей, ведущую в темную, влажную камеру, и избегать другой аллеи с электрическим током и раздражающим солевым раствором. Для выработки таких движений потребовалось около 200 сочетаний раздражителей

2. Что, по А. Н. Леонтьеву, служит объективным критерием возникновения психики? 1) Способность к образованию реакции на нейтральные стимулы, которые служат сигналами биологически значимых стимулов 2) Способность к образованию реакции на биологически значимые раздражители 3) Наличие нервной системы

3. Чувствительность как элементарная форма психического отражения — это 1) Способность к отражению объективных устойчивых свойств реальности вне их связи с субъективным состоянием 2) Способность к образованию реакции на нейтральные стимулы, которые служат сигналами биологически значимых стимулов 3) Способность к образованию реакции на биологически значимые раздражители

4. Компонентом структуры индивидуального сознания, по А. Н. Леонтьеву, является 1) Чувствительность 2) Раздражимость 3) Чувственная ткань образа 4) Ведущий мотив

5. Назовите два основных тезиса (можно каждый тезис выразить одним словом) закона развития высших психических функций, сформулированного Л. С. Выготским

Источник: https://present5.com/psixika-i-ee-razvitie-v-filogeneze-problema-soznaniya/

Основные этапы развития психики в филогенезе

Развитие психики в филогенезе характеризуется несколькими этапами. Рассмотрим две основные истории, связанные с данным процессом.

Филогенез — это историческое развитие, охватывающее миллионы лет эволюции, историю развития разных видов живых организмов.

Онтогенез предполагает развитие отдельного индивида от рождения до последних дней жизни.

Развитие сознания в филогенезе - Справочник студента

Ступени исторического развития психики

Выделим основные этапы развития психики в филогенезе. Первая стадия связана с сенсорной элементарной психикой. Для животных окружающий мир представлен не в виде предметов, а в качестве отдельных элементов, особенностей, включая удовлетворение жизненных основных потребностей.

Типовым примером самых важных явлений и предметов А. Н. Леонтьев считает поведение паука. После того как насекомое оказывается в паутине, паук сразу же направляется к нему, начинает опутывать его собственной ниткой.

По результатам исследований было выяснено, что для паука значима только вибрация, производят которую крылья насекомого. Она передается по всей паутине, а после ее прекращения паук движется к жертве.

Все остальное паука мало интересует, важна только вибрация.

Если дотронуться звучащим камертоном до паутины, паук в ответ будет передвигаться к звукам, постарается на него взобраться, опутать его паутиной, постарается своими конечностями наносить ему удары. По подобному эксперименту можно сделать вывод, что вибрация является для паука сигналом о поступлении еды.

На этом этапе развитие психики в филогенезе можно рассматривать инстинктивное поведение в качестве примера сенсорной элементарной психики.

Развитие сознания в филогенезе - Справочник студента

Что такое инстинкты

Под ними понимают действия живого существа, не требующие специального обучения. Животное словно с рождения «знает» о том, что именно оно должно делать. Применительно к человеку под инстинктами можно понимать такие действия, которые производятся человеком автоматически, пока он еще не успел о них даже подумать.

Как происходит развитие психики в процессе филогенеза? Люди с древних времен пытаются найти ответ на этот вопрос. Например, необычную сложность удалось установить в поведении пчел, муравьев, птиц, возведении бобрами плотин.

Человечество стремилось постигнуть тайну инстинктов. Под ними подразумевали своеобразную твердую программу, действующую только в тех ситуациях, когда сохранялись внешние условия, последовательность звеньев.

Также под инстинктами подразумевали шаблонные, стереотипные, автоматизированные действия, которые основываются на безусловных рефлексах.

Развитие сознания в филогенезе - Справочник студента

Вторая ступень эволюции

Рассматривая этапы развития психики в филогенезе, остановимся на воспринимающей стадии (перцептивной). Животные, находящиеся на такой ступени развития, способны отражать окружающий мир не только в форме элементарных отдельных ощущений, но и в виде образов предметов, соотношений их друг с другом.

В этом случае развитие психики в филогенезе нуждается в определенном уровне развития центральной нервной системы. Помимо инстинктов, в поведении живых существ важную роль играют определенные навыки, которые осваивает во время своей жизни каждое отдельное существо.

Развитие психики в филогенезе и онтогенезе невозможно без рефлексов. На высших этапах повадки животных приобретают специфические параметры, которые свидетельствуют о наличии простейшего интеллекта.

Окружающий мир систематически задает живому существу новые задачи, решение которых способствует эволюционному процессу. В противном случае существо просто погибнет.

Развитие сознания в филогенезе - Справочник студента

Высший уровень поведения

Рассматривая основные этапы развития психики в филогенезе, отметим, что последней является стадия интеллекта. Выделим отличительные особенности такого поведения живых существ:

  • отсутствие серьезных ошибок, быстрый выбор правильного действия;
  • проведение любой операции в виде беспрерывного целостного акта;
  • применение в подобных ситуациях животными правильного решения;
  • использование определенных предметов для достижения поставленной цели.

Леонтьев А. Н. выделяет в подобных действиях две фазы:

  • подготовка (подбор) обезьяной палки;
  • подтягивание палкой фрукта (осуществление).

Для реализации подобного действия животное должно выявить взаимосвязь предметов, отношение их друг к другу, предусмотреть результаты проведенных действий. Именно это происходит на третьей стадии развития психики в филогенезе.

Но пользуются ли обезьяны в естественных условиях такими приспособлениями? Англичанкой Д. Гудал, которая долгое время занималась изучением поведения шимпанзе в Африке, были сделаны следующие выводы:

  • Животные применяют те дополнительные приспособления, которые встретились им на пути. Человек специально создает дополнительные материалы, упрощающие ему добывание пищи.
  • Тот предмет, который выбирает обезьяна для достижения поставленной цели, теряет для животного интерес, важность в иных ситуациях. Человек четко планирует применение изготовленного устройства для последующих ситуаций.
  • Животные ощущают некую потребность в новизне.

Развитие сознания в филогенезе - Справочник студента

Предпосылки появления сознания человека

Развитие психики в филогенезе и онтогенезе у животных характеризуется множеством предпосылок, на основе которых в специальных условиях появилось человеческое сознание.

В качестве одной из них можно отметить совместный характер существования и взаимоотношений животных. Например, в работах зоопсихолога Н. А. Тиха идет речь о значимости постоянных группировок у обезьян, вызванных инстинктом самосохранения. Именно он привел к формированию самостоятельной потребности к жизни в среде себе подобных, взаимоотношениях между отдельными членами стада.

Происхождение и развитие психики в филогенезе связано с появлением у обезьян избирательной потребности, связанной с желанием организовывать семьи. Зоопсихологами был сделан вывод о том, что у одних обезьян выделяется стремление к другим индивидам, что способствует появлению отношений между ними.

Безусловно, развитие психики человека в филогенезе связано с животной стаей. Это результат огромного революционного скачка.

Развитие сознания в филогенезе - Справочник студента

Психологические особенности

Как появилось человеческое сознание? Чем оно сходно с человекоподобными обезьянами? Отметим часть психологических особенностей:

  • прямохождение человека позволило освободить руку для выполнения простейших операций;
  • создание орудий труда способствовало появлению различной деятельности;
  • быт и труд первобытного человека были коллективными, что предполагает определенные взаимоотношения между отдельными индивидами;
  • в ходе такого общения осуществлялось распределение обязанностей;
  • по мере развития отношений появился человеческий язык, сформировалась речь как результат отношений между людьми.
Читайте также:  Особенности стратегии организации - справочник студента

Возникновение и развитие психики в филогенезе – длительный процесс, в результате которого человек приобрел существенные отличия от иных живых существ.

Животные не владеют различными понятиями. Именно благодаря речи, человек получает возможность отклоняться от представлений, возвращаться к историческим данным, проводить их сопоставление, выделять нужную информацию, применять ее в определенных ситуациях.

Благодаря труду у людей формируются определенные процессы: внимание, память, воля. Труд позволяет человеку возвышаться над царством животных. Само по себе создание орудий – это развитие психики в филогенезе. Подобная деятельность способствовала формированию сознательной деятельности.

Развитие сознания в филогенезе - Справочник студента

Язык как система символов

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза тесно связано с появлением языка. Он стал совокупностью кодов, благодаря которым обозначаются предметы внешнего мира, их качества, действия, взаимоотношения между ними. Слова, объединенные во фразы, можно считать главным средством общения.

В настоящее время выделяют несколько версий происхождения человеческого языка:

  • он стал проявлением духовной жизни, обладает «божественным происхождением»;
  • язык – это результат эволюции мира животных;
  • появился он в ходе практической совместной деятельности индивидов.

Проблема развития психики в филогенезе тесно связана с передачей информации о предметах, которые можно использовать в практической жизни.

Значимость языка для эволюции

Появление языка вносит в сознательную деятельность человека три серьезных изменения:

  • язык, который обозначает события и предметы внешнего мира в словах и полных фразах, дает возможность выделять такие предметы, обращать на них внимание, сохранять в памяти, хранить информацию, создавать мир внутренних идей и образов;
  • он обеспечивает процесс обобщения, что дает ему возможность не просто быть средством общения, а и являться мощным орудием человеческого мышления;
  • именно язык является средством опыта, передачи информации.

Развитие психики в эволюции филогенеза способствовало формированию сознания. Его по праву можно считать высшим уровнем психического отражения человеческой сущности.

Характеристики сознания

А. В. Петровский выделяет в нем четыре основные вида. Все уровни развития психики в филогенезе заслуживают детального рассмотрения и изучения:

  • Сознание является совокупностью знаний о явлениях окружающего мира. В него входят основные познавательные процессы: восприятие, мышление, память, воображение, ощущение.
  • Закрепление отличий объекта и субъекта. Только человек в истории органического мира выделял и противопоставлял себя окружающему миру, стремился к самопознанию, обогащал собственную психическую деятельность.
  • Целеполагающая деятельность.
  • Социальные контакты.

Закономерности онтогенеза

Чем выше положение, которое занимает на шкале филогенетического развития определенный живой организм, тем более сложное строение имеет его нервная система. Но при этом гораздо большее количество времени необходимо организму для того, чтобы достигнуть полной поведенческой и психологической зрелости.

Человеческий индивид при рождении почти не приспособлен к самостоятельной жизни по сравнению со всеми существами, проживающими на нашей планете. Это легко компенсируется удивительной пластичностью мозга, способностью к формированию различных систем по мере роста организма.

У животных видовой опыт в большей степени сохранен на уровне генетических программ, автоматически развертываемых по ходу индивидуального развития. У человека это проявляется во внешней форме, при передаче культурного и исторического опыта от старшего поколения детям.

Психическое развитие ребенка связано с двумя основными факторами:

  • биологическим созреванием организма;
  • взаимодействие с внешней средой.

Каждый индивид обладает определенными психологическими характеристиками, связан с влиянием внешних факторов. Например, сензитивный период становления речи характерен для 1-3 летнего возраста.

Психологическое формирование малыша происходит сразу по нескольким направлениям:

  • личностное развитие;
  • социальное становление;
  • морально-нравственное совершенствование.

Развитие различных сфер психики осуществляется неравномерно: по одним линиям оно осуществляется интенсивнее, по другим протекает достаточно медленно.

В результате такой неравномерности периодически у человека появляются кризисы развития.

Например, противоречия проявляются в 1 год, в трехлетнем возрасте, в подростковый период, являются результатом несоответствия в формировании мотивационных и интеллектуальных сфер.

В качестве положительного воздействия подобных кризисов можно выделить их способность стимулировать развитие «недоразвитых» сфер. Они выступают в качестве движущей силы самосовершенствования личности.

Варианты психологического исследования

Оно включает в себя несколько определенных этапов:

  • формулировку проблемы;
  • выдвижение некой гипотезы;
  • ее проверку;
  • обработку результатов проведенного исследования.

Метод предполагает некую организацию деятельности. В психологии для опровержения либо подтверждения выдвинутой гипотезы применяются следующие методы: беседа, эксперимент, наблюдение, психодиагностическое исследование.

Самым распространенным способом работы исследователя является установление наблюдения за отдельным индивидом (группой наблюдателей) в ожидании, когда появятся те явления, что вызывают у исследователя определенный интерес.

Отличительной характеристикой этого метода является невмешательство исследователя. Наблюдение эффективно на этапе получения эмпирической информации.

Достоинством подобного метода является тот факт, что в процессе проведения психологического исследования наблюдатель ведет себя естественно. Основной его недостаток в невозможности предвидеть конечный результат, невозможности воздействия на протекание анализируемого явления, ситуации, поведения.

Для преодоления субъективности наблюдения допускается работа группы исследователей, применение технических средств, сопоставление получаемых разными экспериментаторами результатов.

В ходе эксперимента можно организовать такую ситуацию, за которой можно будет вести четкий контроль.

Гипотеза, которая ставится в начале практической деятельности, предполагает связь между различными переменными. Для ее проверки исследователь выбирает алгоритм действий, методику, затем приступает к экспериментальной части.

  • Выделяют несколько вариантов ее проведения: естественный, формирующий, констатирующий, лабораторный.
  • Беседа предполагает выявление связей на базе эмпирических данных, которые нужны исследователю.
  • Но в случае несущественного психологического контакта между испытуемым и исследователем проявляется подозрительность, желание уйти из ситуации с помощью стереотипных, стандартных ответов.
  • Успех беседы напрямую связан с квалификацией психолога, способностью установления контакта с собеседником, отделения от содержания разговора личных отношений.

Несколько слов в заключение

  1. В настоящее время психодиагностическое исследование используется для выявления особенностей испытуемого, уровня его эмоционального состояния.
  2. Психодиагностика стала отдельной областью психологии, она направлена на измерение индивидуальных особенностей отдельной личности.

  3. Диагноз является основной целью проведения исследования, его можно устанавливать на разных уровнях:
  • эмпирический (симптоматический), ограничивающийся выявлением неких признаков (симптомов);
  • этиологический, который учитывает не только сами характеристики, но и причины их проявления;
  • типологический диагноз заключается в выявлении места и значения, найденных характеристик в единой картине психической деятельности человека.

Современную психодиагностику используют в разнообразных практических областях: здравоохранении, расстановке кадров, профориентации, подборе, прогнозировании социального поведения, психотерапевтической помощи, образовании, психологии межличностных и личностных отношений. Благодаря психодиагностике детские психологи выявляют проблемы, характерные для каждого конкретного ребенка, помогают ему своевременно выходить из сложных жизненных ситуаций, устанавливать контакты со сверстниками.

Источник: https://FB.ru/article/20678/razvitie-psihiki-v-filogeneze-paradigmyi-teoreticheskogo-rassmotreniya-i-etapyi-protsessa

Развитие сознания в филогенезе

Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители! Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует следующий вопрос: «Что принято понимать под развитием сознания в филогенезе?» Жду вашего личного мнения экспертов.
 

ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.

После того, как мы выяснили основные положения изучаемой науки, переходим к системному рассмотрению следующих терминов, которые будут часто встречаться в сегодняшней теме: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, АНАЛИЗ, ВОСПРИЯТИЕ, РАЗВИТИЕ, ФИЛОГЕНЕЗ.   

 

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

АНАЛИЗ — это такой метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования. ОБЩЕСТВО (в широком смысле) – это такая форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

ВОСПРИЯТИЕ (перцепция) – это чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.

РАЗВИТИЕ – это сложный процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. ФИЛОГЕНЕЗ – это историческое развитие организмов. В биологии филогенез рассматривает развитие биологического вида во времени.

 

Так, что же принято понимать под развитием сознания в филогенезе? Как они проявляются в повседневной жизни? Стоит дополнить, что в развитии сознания различают два процесса:

— филогенез — процесс исторического развития человека как вида продолжительностью в миллионы лет;
— онтогенез — процесс развития индивида от его рождения до конца жизни.
 

Так, согласно эволюционной теории Ч. Дарвина, в филогенезе психика прошла путь от уровня простейшей раздражимости до сознания. Раздражимость — свойство всего живого реагировать на воздействие внешней среды.

Стоит дополнить, что сознание — высший уровень приспособления к окружающему миру. Для этого уровня характерно поведение не как пассивная реакция на воздействия внешних раздражителей, а в форме целенаправленного и мотивированного поведения.

Человек приобретает способность самосознания, т. е. способность оценивать себя и выделять себя из среды себе подобных, видеть свое место в обществе других людей. На этом наш урок может быть окончен. Я думаю, что Вы усвоили пройденную тему сегодняшнего урока.

Если же что-то осталось непонятным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.  

Желаем успехов в учебе и на работе!

Источник: http://ru.solverbook.com/question/razvitie-soznaniya-v-filogeneze/

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания (Семенова л.Э. Общая психология. Часть 1. Н.Новгород: нф мгэи, 2002)

На проблему
возникновения психики существует
несколько точек зрения. Так, например,
в отношении критериев
психического

в науке имеется ряд весьма разнообразных
подходов, среди которых:

  • идея панпсихизма, т.е. признание психики всеобщим свойством как живой, так и неживой материи;
  • идея биопсихизма, наделяющая психикой все живые существа;
  • идея нейропсихизма, признающая психику свойством живой материи, обладающей нервной системой;
  • идея антропопсихизма, провозглашающая психику принадлежностью исключительно человека.

Вместе с тем
большинство современных ученых разделяют
точку зрения
А.Н.Леонтьева,
в соответствии с которой за основу
берется представление о психике, как
особой форме отражения. По мнению
А.Н.Леонтьева, граница
между допсихическим и психическим
уровнем отражения лежит в переходе от
раздражительности к чувствительности.

Раздражимость
есть свойство живого организма реагировать
на биологически значимые (биотические)
воздействия, как полезные, так и вредные,
но не нейтральные. Это всеобщее свойство
живых организмов.

В отличие от
раздражимости, чувствительность
— это свойство реагирования не только
на биологически значимые воздействия,
но и на нейтральные (абиотические), если
они являются сигналом, обозначающим
жизненно важные раздражители (например,
запах сам по себе не съедобен, но он
сигнал добычи; рычание — сигнал опасности
и т.д.).

А.Н.Леонтьев
отмечал, что на
уровне чувствительности появляется
поведение как особая форма активности
.

В своей простейшей форме чувствительность
связана с ощущениями; вторая стадия
развития психики связана с восприятием;
третья — с развитием интеллекта. При
этом согласно идее А.Н.

Леонтьева, новые
ступени психического отражения возникают
вследствие усложнения активности,
связывающей организм со средой. Чем
выше способы отражения, тем более
освобождается данный вид от непосредственного
влияния среды.

Итак, вслед за
А.Н.Леонтьевым в современной психологии
выделяют три
стадии развития психики животных
:

  1. стадия элементарной чувствительности (животные реагируют только на отдельные свойства предметов);

  2. стадия предметного восприятия (отражение действительности осуществляется в виде целостных образов);

  3. стадия интеллекта (сложные формы отражения, включая межпредметные связи, способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных действий для своего решения).

    Для этой стадии характерно интеллектуальное поведение, предполагающее «изобретение» новых способов решения задачи, использование внешних предметов как орудий, перенос усвоенного в новые ситуации. Однако интеллектуальные действия животных ими не осознаются, не обобщаются и не передаются такими «человеческими» способами как речь, продукты труда.

    Животные не изготавливают, не сохраняют и не передают своим потомкам орудия труда, они могут только использовать какие-либо предметы как орудия. Они не понимают смысла действий, способны подражать, но не результату действия, а только самому действию.

    Осознать бессмысленность своих действий высшие животные не могут (Например, целесообразно применив однажды лестницу для того, чтобы достать приманку, подвешенную к потолку у стены, обезьяна потом пытается использовать ту же лестницу и для того, чтобы достать приманку, подвешенную к потолку посреди комнаты).

Развитие психики
в филогенезе непосредственно связано
с эволюцией нервной системы
.
Так, известно, что адекватность отражения
зависит, прежде всего, от строения
органов чувств и нервной системы.

У
одноклеточных, так же как и у простейших
многоклеточных кишечно-полостных, можно
наблюдать лишь общую реакцию на свет –
фототропизм (тропизмы
– это изменения направления движения
растений и животных под влиянием
биологически значимых раздражителей).
У насекомых фасеточное устройство глаз
позволяет видеть форму мелких предметов.

У большинства позвоночных животных
глаз снабжен специальной светопреломляющей
линзой (хрусталиком), благодаря чему
оказывается возможным четко видеть
очертания предмета.

Развитие рецепторов
в известных пределах сочетается с
развитием определенного типа нервной
системы. Уровень
развития органов чувств и нервной
системы неизменно определяет уровень
и формы психического отражения
.

На низшей ступени
развития (у кишечно-полостных) нервная
система представляет собой нервную
сеть, состоящую из разбросанных по всему
организму нервных клеток с переплетающимися
между собой отростками. Это сетевидная
нервная система, имеющие ее животные в
основном реагируют тропизмами. Временные
связи у них образуются с трудом и плохо
сохраняются.

Узловая, или
ганглиозная нервная система позволяет
получать и перерабатывать наибольшее
количество раздражений и существенно
меняет качество анализа полученных
раздражений. Животные с ганглиозной
нервной системой отражают воздействия
внешней среды, используя как врожденные,
так и приобретенные в индивидуальном
опыте рефлексы. При этом врожденные
реакции явно преобладают.

Высший тип нервной
системы — трубчатая. В процессе эволюции
у позвоночных развивается спинной и
головной мозг — центральная нервная
система. Одновременно с развитием
нервной системы и рецепторов
совершенствуются органы чувств,
усложняются формы психического
отражения.

Возникают новые и совершенствуются
появившиеся на более низкой ступени
эволюции психические функции (ощущение,
восприятие, память, мышление). В головном
мозге образуются локализованные центры,
представляющие разные функции.

Животные,
обладающие ЦНС наиболее адекватно
отражают воздействие среды.

Таким образом,
эволюция психики выражается в
совершенствовании органов чувств,
развитии нервной системы, а также в
усложнении форм психического отражения,
появлении более сложных и многосторонних
связей живых организмов со средой
.

В психологии
выделяют 3 способа приспособления
животных к среде (формы поведения)
,
а именно:

  • инстинкты,
  • навыки или индивидуально-изменчивое поведение,
  • интеллектуальное поведение.
  • Инстинктивное поведение является врожденным, в его основе лежат безусловные рефлексы. Инстинкты обладают следующими особенностями:
  • обеспечивают целесообразность поведения (например, организация активности пчел; перелеты птиц и т.д.), однако эта целесообразность сохраняется лишь в постоянных условиях, при изменении условий «разумность» инстинктов исчезает;
  • автоматизм (инстинкт продолжает действовать и тогда, когда смысла в нем больше нет);
  • шаблонность — реакция инстинкта всегда одинакова (например, нерест у рыб всегда проходит именно в том месте, где они сами вышли из икринок, хотя часто это стоит им жизни).
  • сложность программы действий, передающихся по наследству, однако, в основе этого лежат элементарные механизмы, (комар откладывает свои яйца на воду, а не на сушу, где они могут высохнуть, в то же время он может отложить свои яйца на зеркало, поскольку в основе его поведения лежит реагирование на блеск).
Читайте также:  Природа потребностей человека - справочник студента

По выражению
А.Н.Леонтьева, инстинкты являются
элементарной сенсорной психикой. Если
бы окружающая среда была постоянной,
инстинктов вполне бы хватило для
приспособления. Но среда обладает
изменчивостью, поэтому инстинкты часто
теряют свою целесообразность и не всегда
обеспечивают выживание.

  • Более гибкой и более сложной формой поведения являются навыки или индивидуально-изменчивая форма поведения, в основе которой лежат условные рефлексы. Их появление связано с необходимостью ориентировки в меняющихся условиях окружающей среды. Эта форма поведения является индивидуальной и по наследству не передается.

В основе навыка
лежат многочисленные повторения
(упражнения); например, значительно
распространен метод проб и ошибок
(Торндайк); при этом наблюдается активная
ориентировочная деятельность, включающая
анализ ситуации (Толмен), т.е. присуща
ориентировка в процессе исполнения.

Механизм навыка
связан с корой головного мозга. Это
убедительно показали эксперименты.
И.П.Павлова: для индивидуально-изменчивой
формы поведения характерно выделение
стимулов, имеющих существенное значение.

  • Интеллектуальное поведение является высшей формой поведения животных, основу которого составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами. В этом случае отсутствуют пробы, а правильное решение всегда используется в аналогичных ситуациях. Практическое мышление связано с ориентировочным манипулированием, при этом ориентировка всегда предшествует исполнению. Появляется сличение выполненных действий с исходным намерением. Для интеллектуального поведения характерны более сложное восприятие и прочная память.

Источник: https://studfile.net/preview/1844738/

Развитие психики в филогенезе. Происхождение сознания

Существовали различные подходы к проблеме возникновения психики:

  1. Антропопсихизм — психика существует только у человека. Направление пошло от Декарта.
  2. Панпсихизм — весь мир одухотворен, психика — свойство природы вообще (французские материалисты).
  3. Биопсихизм — психика — свойство живой материи (Гобс, Гегель, Вундт).
  4. Нейропсихизм — психика есть у тех, у кого есть нервная система (Дарвин, Спенсер).

Психика является продуктом длительного, но сложного процесса развития органического мира. Простейшие организмы не обладают психикой. Для них характерна более элементарная форма отражения — раздражимость — способность как-то реагировать на воздействия внешней среды.

Появление психической формы отражения связано с возникновением простейшей нервной системы: у кишечнополостных (гидра, медуза).

Нервная система — это отдельные нервные клетки с отростками или сетевидная нервная система; здесь наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители. Дальнейший шаг — ганглиозная нервная система или узловая с управляющим центром (черви).

У насекомых уже отчетливо выделяются брюшной, грудной и головной участки. У высших насекомых (пчелы, муравьи) имеются обонятельные, вкусовые, осязательные и зрительные ощущения.

Развитие психики у животных:

I. Стадия элементарной сенсорной психики. Поведение животных побуждается свойством, которое непосредственно не совпадает со свойством от которого зависит жизнь. На этой стадии отражается отдельное свойство и нет еще отражения предмета в целом. Паук: реагирует на вибрацию паутины от мухи, но нет отражения мухи как предмета.

Эта стадия присутствует у инфузорий, червей. ракообразных. насекомых.

Для этой стадии характерно инстинктивное поведение — наследственное поведение не требующее научения; оно совершается под влиянием определенных раздражителей заданным образом, одинаково у всех представителей данного вида, способствует выживанию. Инстинкт — это ответ всего организма в отличии от рефлекса; инстинкт — шаблонны, проявляются одинаково в одинаковых действиях.

II. Перцептивная психика.

Характеризуется способностью отражения уже в форме отражения объектов, поведение становится более сложным; появляется новая форма закрепления опыта — двигательные навыки — закрепленные операции, автоматизированные способы выполнения действия, сформированные в процессе упражнения. Впервые двигательные навыки обнаруживаются у животных имеющих кору головного мозга. Навыки формируются методом проб и ошибок; возможны переносы навыков.

III. Стадия интеллекта (обезьяны, дельфины). Этим животным доступно целостное отражение отдельных предметов, а также отражение связей между предметами. Особенности решения задач на этой стадии:

  1. После ряда безуспешных попыток, вдруг находится успешное решение.
  2. При аналогичной ситуации успешное решение воспроизводится.
  3. Решение легко переносится в другие ситуации.
  4. Способность решать двухфазные задачи (первая часть действий животных непосредственно не ведет к достижению желаемого результата — она подготовительная; фаза использования.

IV. Стадия сознания. Отражаются существенные связи между объектами, отражение опосредованно речью, возникает логическое мышление.(Детье, Стеллар).

Существуют качественные особенности психики человека, которые существенно выделяют его из животного мира.

Эти особенности возникают в результате антропогенеза и культурно-исторического развития человечества, и непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главным событием здесь явилось возникновение сознания.

Классики марксизма: ведущие факторы возникновения сознания – труд и язык. (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев и т.д.).

Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Согласно его определению сознательное отражение – это такое отражение действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства».

Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к какому-либо биологическому мотиву. У человека же, по мнению Леонтьева, с появлением сознания информация начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле «объективно».

В соответствии с общим положением, согласно которым всякое изменение отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности. Всякий совместный труд предполагает разделение труда.

В условиях качественного труда возникают такие операции, которые не направлены прямо на предмет (биологический мотив), а имеют в виду лишь промежуточные действия.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/491-2008-10-15-14-55-24.html

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза

Закономерное изменение психических процессов во времени, проявляющееся в количественных, качественных и структурных преобразованиях, представляет собой развитие психики, которое характеризуется относительной обратимостью изменений, способностью накапливать изменения (обратимостью), закономерным характером и «надстраиванием» новых изменений над предыдущими.

Развитие психики происходит в формах филогенеза и онтогенеза.

В филогенезе происходят качественные изменения психики в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением взаимодействия живых существ с окружающей средой. Подобные изменения могут иметь как биологическую, так и общественно-историческую основу.

Способность живых существ к раздражимости породила психику как способность ощущения, которая, в свою очередь, развивалась в процессе образования и развития их нервной системы. Выделяют такие стадии эволюции психики, как сенсорную, перцептивную, интеллектуальную и формирование сознания.

Особенность сознания состоит в том, что оно присуще только психике человека и возникло вследствие общественно-исторического развития человеческого общества.

В онтогенезе происходит процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Определяя истоки психики в данном случае, ученые обращаются к формированию способности активно передвигаться в пространстве на определенном этапе развития живых существ.

То есть считается, что удовлетворение потребностей осуществляется путем активных перемещений в окружающей среде, после предварительного поиска необходимых предметов.

Если говорить о развитии психики человека, то в ее основе лежит овладение общественными орудиями, исторически сформировавшимися в процессе эволюции человека и служащими средством удовлетворения его потребностей.

Так, от 1 года до 3 лет ребенок, осваивая простейшие предметы, формирует основы предметно-манипулятивной деятельности, вследствие чего у него вырабатываются способности к универсальным движениям рук и решению простых двигательных задач. Способность ребенка «вставать» на собственную позицию в отношениях со сверстниками и взрослыми влияет на возникновение у него установки «Я сам».

В период от 3 лет до 6–7 лет у ребенка складываются способности к воображению и использованию различных символов, чему способствует активная игровая деятельность, свойственная детям этого возраста.

Во время обучения в школе ребенок, включившись в образовательный процесс, активно присваивает элементы науки, искусства, что способствует формированию основ научного, логического мышления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://psy.wikireading.ru/61167

СОЗНАНИЕ, ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ

Сознание— это определение, понимание и изменение окружающего мира и тех отношений, в которых вступает субъект (Рубинштейн). Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я.

В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

Сознание как способность следует отличать от такой способности как мышление. Простейшее сознание — это ощущение своего состояния, или состояния своих «органов чувств». Сознание наблюдаемо только для самого субъекта. Оно не наблюдаемо объективными средствами.

Не очевидно, что сознание требуется для разумного поведения. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта, сознания и мира.

В противоположность сознанию, мышление есть способность мыслить — фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений.

Сознание — необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, «Я» мышления и чувства. Но само сознание есть не только мышление. Сознание включает в себя мышление как необходимую часть.

Свойства сознания: активность и направленность (интенциональность). Эти два качества обусловлены рефлективностью и критичностью.

Филогенез — качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно–исторической основе.

Сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы.

При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественно–исторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения.

Онтогенез — процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой.

Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов.

В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей.

Ребенок в период от 1 года до 3 лет овладевает основами предметно–манипулятивной деятельности по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки „Я сам“). В возрасте от 3 до 6–7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок в процессе учебной деятельности присваивает элементы науки, искусства, что ведет к формированию основ логического мышления.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность — одна из основных категорий психологической науки. Предметом психологии является именно целостная деятельность субъекта в разных формах и видах, в ее филогенетическом, историческом и онтогенетическом развитии.

Деятельность соотносится с мотивами, т.к. мотивы побуждают деятельность. Последняя состоит из действия, обусловленных и побуждаемых целью. Действия состоят из операции, определяемых условиями:

эта схема просуществовала 50 лет, она применена только для человека, т.к. у животных нет сознания. Цели у них тоже не может быть. Схема психологическая, но есть такой термин «условие», что некорректно, т.к. он «междисциплинарный».

Важная роль деятельности принадлежит мотивации. Это совокупность психических явлений, выражающих функции побуждения. К ним относится цели, мотивы, желания, впечатления, ценности, идеалы, иногда и вещи, с помощью которых удовлетворяется потребность.

МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Важная роль деятельности принадлежит мотивации. Это совокупность психических явлений, выражающих функции побуждения. К ним относится цели, мотивы, желания, впечатления, ценности, идеалы, иногда и вещи, с помощью которых удовлетворяется потребность.(Пр.: если собака полижет мясо, она захочет его съесть, следовательно, мясо побуждает его съесть. Это ни так. Голод побуждает собаку съесть его).

  • В мотивации деятельности выделяют ступени:
  • — Побуждения, обусловленное натуральной потребностью или природное (голод).
  • — потребность, преломление культурной или окультуренной потребности (человек выбирает, как приготовить мясо).

— в жизни каждого человека существует понятие, за утверждение которого он готов терпеть лишения и даже пойти на смерть. К ним относится: истина, родина, честь. Они называются ценностями.

Общественное восприятие в любом обществе направлено на выработку у него члена системы ценностей, принятым обществом. Ценность это и есть данные понятия, без них невозможна регуляция жизни в обществе.

Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 193;

Источник: https://studopedia.net/3_19656_soznanie-ego-psihologicheskaya-sushchnost-ontogenez-i-filogenez.html

Развитие психики в филогенезе

Человеческое сознание является уникальным результатом развития высшей психической деятельности. В психологии под психикой принято понимать способность субъекта отражать объективную реальность.

Другими словами, это свойство высокоорганизованной материи активно реагировать на внешние раздражители. Чтобы ответить на главные вопросы о сущности психической деятельности нужно знать об особенностях её становления у животных в процессе эволюции.

То есть, изучить развитие психики в филогенезе.

Основные подходы к изучению психики

Можно с уверенностью сказать, что психическая деятельность, как предмет изучения, вызывала и продолжает вызывать много споров в научных кругах. Главный вопрос, который на протяжении столетий волнует великие умы человечества: «Кому присуща психика?».

Стадии развития психики в филогенезе

Общепринятая классификация этапов развития психической деятельности в филогенезе принадлежит выдающемуся советскому академику А.Н. Леонтьеву. Согласно Леонтьеву, основным критерием наличия зачатков психической деятельности является чувствительность.

Это способность организма реагировать на незначительные внешние раздражители (например, запах, цвет), которые связаны с жизненно важными сигналами (пищей, опасностью). Она позволяет существу ориентироваться в окружающей среде и активно реагировать на внешние стимулы. Например, проявлением чувствительности является изменение траектории движения червя в зависимости от света. Такое поведение характерно для первого этапа развития психической деятельности — стадии элементарной сенсорной чувствительности. Отличительной особенностью психики на этом этапе является отражение отдельных свойств, а не предмета в целом. Например, лягушка реагирует исключительно на движущийся предмет. Она попытается поймать бумажку на верёвочке, но при этом будет полностью игнорировать обездвиженную мошку.

С усложнением строения нервной системы, появлением головного и спинного мозга, связан следующий этап — стадия перцептивной психики.

Она характеризуется появлением у животных способности формировать целостный образ, одновременно реагируя на несколько разных стимулов.

Также наряду с инстинктами у животных появляются навыки — индивидуальные формы поведения, приобретённые в процессе жизнедеятельности. Особо выраженные навыки наблюдаются у животных, имеющих кору больших полушарий мозга.

Третья стадия развития психической деятельности — стадия интеллекта. Для неё характерно существенное увеличение объёмов головного мозга, дифференцирование клеток коры, а также приумножение количества извилин и борозд.

Такие физиологические изменения обусловлены изменение формы отражения. Животное (в частности, приматы) не только воспринимает образ целостно, но и отражает наглядные связи и отношения между предметами. Эта стадия является последней в развитии психики животных.

За ней идёт этап появления сознания, который доступен лишь человеку.

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/razvitie-psihiki-v-filogeneze

Ссылка на основную публикацию