Развитие педагогики до я.а. коменского — справочник студента

Развитие педагогики до Я.А. Коменского - Справочник студента Развитие педагогики до Я.А. Коменского - Справочник студента Развитие педагогики до Я.А. Коменского - Справочник студента Развитие педагогики до Я.А. Коменского - Справочник студента Развитие педагогики до Я.А. Коменского - Справочник студента Развитие педагогики до Я.А. Коменского - Справочник студента Развитие педагогики до Я.А. Коменского - Справочник студента Развитие педагогики до Я.А. Коменского - Справочник студента Развитие педагогики до Я.А. Коменского - Справочник студента Развитие педагогики до Я.А. Коменского - Справочник студента

Организация образовательного процесса. Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества. В школах нужно стремиться к тому, чтобы: 1. При посредстве наук и искусств развивались природные дарования. 2. Совершенствовались языки. 3. Развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями. «Как для рыб должны быть предназначены садки, для де ревьев — сады, так для юношества — школы» . Школы «мастерские трудолюбия» . В книге «Законы хорошо организованной школы» Коменский оговаривает правила поведения учеников, старост классов (декурионов), служащих школы, учителей, воспитателей и директоров. «Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеском должна иметь место кротость без легкомыслия, при взысканиях порицание без язвительности, при наказаниях строгость без свирепости»

Конкретные принципы, которые нужно учесть при создании школ: 1. Образование должно получить все юношество, за исключением разве тех, кому Бог отказал в разуме. 2. Юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым. 3.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Образование должно быть закончено ещё до наступления зрелости. 4. Образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою — без побоев и суровости или какого либо принуждения. 5.

Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное. 6. Образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрезвычайно легким 7. Должен быть установлен и внешний порядок в воспитании.

Весь цикл воспитания и образования, человека, по замыслу Коменского, должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый.

Ступени школьной системы: 1. 2. 3. 4. Материнская школа – для детства (до 6 лет); Школа родного языка, элементарная школа — для отрочества (до 12 лет); Латинская школа — для юношества (до 18 лет); Академия — для зрелости (до 24 лет). Я. А.

Коменский практически впервые в истории предложил стройную систему взаимосвязанных школ Он разработал оригинальную дидактическую систему, получившую позднее название классно-урочной. Классно урочная система предполагает: 1. 2. 3.

неизменный состав учащихся одного возраста; проведение занятий в точно определенное время по расписанию; одновременную работу учителя совсем классом по одному предмету.

В «Великой дидактике» определены четыре основных общих требования к обучению: 1. Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать учить от простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста. 2.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Волновое уравнение - справочник студента

Оценим за полчаса!

Легкость обучения достигается, если обучение начнется в раннем возрасте; учитель в преподавании следует от более легкого к более трудному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаясь вперед не спеша; изучаемое в школе увязывается с жизнью. 3.

Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями. 4.

Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель. Коменский о работе учителя Учитель, писал Я. А.

Коменский, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по отечески, будить интерес учащихся к знаниям. «Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чемулибо полезному»

Важнейших звеньев дидактики Коменского являются дидактические принципы 1. наглядность; 2. последовательность и систематичность; 3. прочность усвоения учебного материала; 4. самостоятельность и активность. Наглядность золотое правило дидактики.

«Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания.

Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» ( «Великая дидактика» )

Последовательность и систематичность. «чтобы быстро попасть туда, куда хотят прийти, не столько необходимо бежать, сколько не отставать» . Следует в обучении соблюдать последовательность, продвигаясь: 1. от более общего к более частному; 2. от более легкого — к более трудному; 3.

от известного — к неизвестному; 4. от более близкого — к далекому. Прочность усвоения учебного материала.

«Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понято и тщательно закреплено памятью» «Ничего нельзя заучивать, кроме того, что хорошо понятно» «Для ума чувства есть путеводитель к науке» «Тому, что следует выполнить, нужно учиться на деле» .

«Пусть в школах, — рекомендует Коменский, — учатся писать, упражняясь в письме, говорить — упражняясь в речи, петь — упражняясь в пении, умозаключениям — упражняясь в умозаключениях, и т. д. , чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа» .

Самостоятельность и активность. По Коменскому нужно, чтобы «каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами» «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его ни учил, покажешь ему, какую это приносит пользу. . . » . Я. А.

Коменского следует, что истинные требования, предъявляемые к человеку, заключаются в том, что бы он был: 1. Знающим все вещи; 2. Владыкою всех вещей и самого себя; 3. Чтобы он себя и все возводил к Богу — источнику всех вещей. 1. 2. 3. Научное образование.

Добродетель или нравственность. Религиозность или благочестие.

«Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» , т. е. концепцию преобразования человеческого общества. 1. «Панегерсия» — «Всеобщее пробуждение» 2. «Панавгия» — «Всеобщее озарение» 3. «Пансофия» — «Всеобщая мудрость» 4. «Панпедия» — «Всеобщее воспитание» 5. «Панглоттия» — «Всеобщий язык» 6. «Панортосия» — «Всеобщее исправление» 7. «Паннутесия» — «Все общее побуждение» .

Философские основы педагогической системы Коменского Причинах трудности научных занятий: 1. рабский способ постановки занятий; 2. порочный способ изучения вещей (когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах); 3. несовершенство метода.

Причины того, что истина в книгах, в литературе страдает: 1. разногласия между науками; 2. недостаточная внутренняя связь метода с самими вещами; 3. частью небрежность, частью неуместная пышность выражений и стиля.

Педагогический метод Яна Амоса Коменского: отдает предпочтение объяснению вещей и процессов, признает бескрайний полет творческой мысли.

Три ступени мудрости: Теория 1. 1. 2. правила познания: 1. представление предмета со всех сторон; 2. разложение проблемы на несколько составных частей; 3. естественная наклонность человека самостоятельно рассматривать и созерцать материальные предметы внешнего мира. Практика 1. 2. 3.

ученик должен получить образец вещи, уяснить себе смысл деятельности; человек должен выяснить, как из частей изучаемого может получиться целая вещь; самоупражнение. Хресис (применение) 1. 2. 3. начинается с уяснения функциональной сущности вещи нахождение правильного способа применения вещи «применять уже добытое знание только на доброе» .

Философия Коменского предлагает разработанную методику научного постижения мира, разумную систему перехода от теоретической к практической деятельности и наоборот.

Заключение Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире.

Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17 18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течение 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.

Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня т т. д. ). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран. В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии.

Источник: https://present5.com/pedagogicheskaya-teoriya-ya-a-komenskogo-velikaya-didaktika-organizaciya/

Ян Амос Коменский: взгляды, труды, вклад в педагогику

Развитие педагогики до Я.А. Коменского - Справочник студентаЯн Амос Коменский — выдающийся чешский педагог-гуманист, годы жизни: 1592—1670

Труден был жизненный путь Коменского, изгнанного германскими завоевателями из родной Чехии и вынужденного скитаться по разным странам (Польша, Венгрия, Голландия). Многообразной была его деятельность — учителя, проповедника, учёного, философа. И красной нитью через неё проходят глубокий демократизм, забота о судьбе обездоленных, вера в человека, стремление поднять культуру родного народа.

Факты из биографии, взгляды, мировоззрение

Не раз приходилось Коменскому покидать родную землю, видеть, как гибнут в огне военных пожаров его рукописи и книги, начинать сызнова то, что было уже сделано. Религиозные войны и иноземные нашествия сотрясали Чехию, родину Коменского.

И потому, наверное, столь постоянно, столь неизменно звучит в книгах Коменского мечта о мире, о совершенном устройстве человеческого общества.

Вернейший путь к этому Коменский видел в просвещении — не случайно одна из последних работ его, «Ангел мира», формулирует идею создания международной организации, охраняющей повсюду мир и распространяющей просвещение, — идею, на столетия опередившую свою эпоху.

Но и в ту пору, в разобщенной и терзаемой войнами Европе, деятельность Коменского была поистине интернациональной. Невозможно оценить, скольким обязана Коменскому чешская культура.

Но память Коменского имеют основание чтить и в Англии — здесь были впервые изданы лучшие его книги; и в Швеции — им был подготовлен проект реформы шведской школы и написаны для нее многие учебники; и в Венгрии — здесь тоже работал Коменский; и в Голландии —здесь он провел последние годы, здесь было издано первое собрание его педагогических работ.

Коменский был членом секты «чешских братьев». В религиозной оболочке эта секта выступала против власти богачей, против феодальных порядков. В книге «Лабиринт мира и рай сердца» Коменский писал, что одни пресыщаются, другие голодают, одни забавляются, другие рыдают.

В XVII веке земли и политическая власть Чехии находились в руках немецких феодалов.

В деятельности Коменского борьба против угнетателей народа естественно слилась с борьбой за национальную независимость Чехии, с борьбой против войн, за мир между народами.

«Люди, — писал Коменский, — являются гражданами одного и того же мира, и ничто не мешает им установить широкое объединение на основе человеческой солидарности, общих знаний, прав, религии».

Коменский, естественно, не мог в ту эпоху правильно определить пути уничтожения социальных противоречий. Он думал, что их можно преодолеть средствами религии, нравственного совершенствования, воспитания. Но в противовес средневековой церкви он подчёркивал, что человек не «раб божий», а «творец вселенной».

Яе Амос Коменский как педагог

Педагогическая деятельность начинается складываться в ранние годы ученого, во время того, как Коменский был священником, был написан первый труд «Письма к небу», создана антикатолическая книга «Разоблачение антихриста».

Будучи ректором национальной школы, расположенной в городе Лешно, Коменский начинает работать над главным трудом всей своей жизни, состоящим из четырех томов, под названием «Великая дидактика». В «Великой дидактике» ученый пытается донести до общественности, что главнейшей наукой человечества является педагогика.

Параллельно с работой над четырехтомником Коменский создает несколько трудов, отражающих эту же идею главенства педагогики – «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии». В этот период Ян Амос Коменский приобретает известность, его деятельность становится признанной.

В первой части своей «Дидактики» педагог развивает идею реформирования школы, которую подхватывает Швеция и внедряет в деятельность.

Коменский становится хорошим преподавателем, отказывается от политических воззрений и начинает писать новый труд «Мир чувственных вещей в картинках», чуть позже занимается разработкой пособия, в котором предусмотрено обучение детей латинскому языку.

Коменский, разрабатывая новые подходы в педагогике как науке, руководствовался несколькими принципами: желанием охватить знаниями большую массу людей, выстроить жизненные познания в определенной системе, прийти от размеренности к общей гармонии.

Коменский о воспитании детей в семье

Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей. Он был убеждён, что все люди — и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию.

Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка.

Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.

Ян Амос Коменский выдвинул идею систематического воспитания детей в семье. В «материнской школе» — так назвал он воспитание до шести лет — детям должна быть предоставлена возможность играть, бегать, резвиться.

Необходимо воспитывать у них трудолюбие, правдивость, почтительность к старшим, вежливость. Детям следует дать широкий круг представлений об окружающей природе и общественной жизни.

Они должны иметь представление о том, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, деревья, рыбы, реки, горы, солнце, звёзды в т. д. Знать, кто управляет городом; быть знакомыми с важнейшими событиями; научиться запоминать, что произошло вчера, неделю назад, в прошлом году.

Последовательно нужно вооружать детей всё расширяющимся кругом трудовых навыков. Родители должны воспитывать у детей любовь и интерес к школе, уважение к учителю.

Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.

Педагогика Яна Коменского

Такую же глубоко продуманную систему Коменский внёс и в школьное обучение. В его педагогических взглядах ярко выразилось стремление развить духовные силы учащихся и обеспечить радостное обучение.

Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».

Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы — чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос учителя должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».

Коменский сформулировал «золотое правило наглядности», согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое — зрением, слышимое— слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно:

«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».

Вместо зубрёжки непонятного материала он предложил исходить из того, что «нет ничего в памяти, чего не было раньше в понимании».

Обобщив опыт передовых школ, в том числе братских школ Юго-Западной Руси, Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы.

Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября), делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно.

Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.

По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.

Читайте также:  Условие стационарности тока - справочник студента

Развитие педагогики до Я.А. Коменского - Справочник студентаНеизмеримый вклад в педагогику

Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики как науки. В свое время никто не одобрил методику, разработанную Коменским, в которой были освящены совершенно новые педагогические идеи.

Методика не была принята современниками, так как считалась чрезмерно «еретичной». Многие направления имели глубокий христианский уклон, учиться в его школе было очень просто и интересно. Для того времени это считалось невозможным.

Однако по истечении небольшого количества времени методика Коменского была принята в обществе и признана одной из эффективных.

Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.

Наглядность, активность, доступность обучения — эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике».

И еще один принцип, который, может быть, и не был им сформулирован, но который пронизывал всю его деятельность, — дерзновенность поиска, ненависть к готовым истинам, смелость в отвержении всего косного, догматического, античеловеческого. Принцип каждого настоящего ученого. Таким и был Ян Амос Коменский.

И сегодня любой педагог, где бы он ни жил, в какой бы сфере образования ни работал, непременно обращается к трудам Коменского — основоположника современной науки об образовании и воспитании. И разве не современно звучат такие слова: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились».

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник: https://uchitel76.ru/yan-amos-komenskij-vzglyady-trudy-vklad-v-pedagogiku/

Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки

Библиографическое описание: Пережовская А. Н. Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 27-30.

Большой вклад в развитие педагогической науки внес выдающийся чешский педагог, писатель, великий мыслитель, общественный деятель XVII века, основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский.

Он является автором многих философских и педагогических трудов, пронизанных духом гуманизма, любовью и уважением к людям, к их трудовой деятельности. Я. А.

 Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, выступал за безграничную любовь к Родине, веру в светлое будущее, за равноправие всех народов и уважение к национальным правам каждого из них. Он был борцом за прекращение всех войн и восстановление мира на всей земле.

Великая заслуга Я. А. Коменского перед человечеством состоит в том, что он смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Учитывая все ценное, что было накоплено его предшественниками, создал педагогическое учение, которое и по настоящее время сохраняет свою актуальность.

Педагогическое творчество Я. А. Коменского — огромный вклад в мировую педагогическую науку. Россия и её школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют большой интерес к наследию этого великого педагога. В 1700 г.

в Москве была учреждена переводческая школа, в которой пользовались учебниками Я. А. Коменского, внедряя его метод обучения. Среди учебных книг большое распространение получила «Открытая дверь языков», «Мир в картинках» и др.

Я. А. Коменский создал первую в истории педагогики научную теорию обучения — дидактику, подчиненную идее всестороннего развития личности.

Главным трудом его жизни является «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1643–1670), состоящий из 7 частей, в которых изложил четкую концепцию преобразования человеческого общества.

К сожалению, этот труд завершить при жизни ему так и не удалось.

Для большинства педагогов наибольший интерес представляет 4 часть труда «Пампея», посвященная всем аспектам воспитания и образования, объединяющая все педагогические идеи Я. А. Коменского. Основная задача этого труда — указать людям, как следует готовить подрастающее поколение для перестройки существующего, весьма несовершенного человеческого общества.

Безусловно, центральным трудом педагогической теории Я. А. Коменского по праву считается «Великая дидактика» (1633–1638). Задуманная ещё в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастая различными дополнениями и приложениями.

Полное название звучит как: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни» [1,с.22].

Такое длинное название характерно было для книг того времени. Заменяя собой современную аннотацию, оно знакомило читателя с книгой, ее содержанием.

Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них посвящена пользе дидактики в целом, вторая адресована всем читателям, а третья — «ко всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей» [6].

Понятие «дидактика» как теория обучения было введено ученым Вольфгангом Ратке в XVI в. Однако содержание и смысл этому понятию дал именно Я. А. Коменский. Он определил дидактику как универсальное искусство всех учить всему.

«Руководящей основой дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха…» [7, с.243].

Для достижения этой цели автор поделил свою книгу на 33 главы.

Педагогическая деятельность, по его мнению, является одним из важнейших общественных дел и должна всячески поддерживаться общественной организацией. Школа должна иметь «достаточный запас панметодических книг» [2, с.471], для подготовки которых требуется объединение «талантливых и не боящихся труда ученых мужей» [2,с.472]. Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ.

«Обучение всех всему» основывается на принципе природосообразности. Человек как часть природы подчиняется ее универсальным законам, а образование должно определяться естественной природой вещей и позволять учить легко, быстро и прочно, должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться в течение юности. Для реализации этой идеи Я. А.

 Коменский впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Педагог выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны действовать школы для обучения детей обоих полов.

Так первой ступенью, по мнению Я. А. Коменского, должна стать материнская школа (от рождения до 6 лет), когда ребенок узнает сведения об окружающем мире, получает начальные знания по географии, астрономии, главными направлениями воспитания этого периода педагог считал трудовое и нравственное.

На этапе начального образования (от 6 до 12 лет) следует школа родного языка, в которой детей на родном языке знакомят с довольно широким кругом знаний, выходящим за традиционные рамки современного педагогу образования. Я. А.

 Коменский предлагал включить в программу этой школы родной язык, арифметику, начала геометрии, географии, «начала космографии», начала общественно-политических знаний, ремесла, псалмы, катехизис, другие священные тексты.

Школа родного языка предназначалась для совместного обучения всех детей.

Средняя школа в системе Я. А. Коменского — это гимназия, или латинская школа (от 12 до 18 лет), которая должна открываться в каждом городе для обучения юношей, достигших успехов в обучении. В программу гимназии педагог включал «семь свободных искусств», физику, географию, историю, начала медицинских знаний и др.

Высшая ступень образования (от 18 до 24 лет) представлена в системе педагога академией, которая должна открываться в каждом государстве.

В структуре академии были выделены традиционные университетские факультеты, а целью ее создания было сообщение пансофических знаний.

«Пансофия — всеобщая мудрость, в его представлении,— истинное знание всеми людьми всего самого важного о мире, знание, приведенное в логическую систему и изложенное в единой энциклопедической книге» [9].

В основу процесса обучения должны быть положены четкие принципы:

1.         Принцип наглядности обучения.

2.         Содержание учебного материала должно располагаться в правильной последовательности, от простого к сложному, в результате у ученика сложится целостная система знаний.

3.         Обучение должно вызывать у детей радость овладения учебным материалом. Педагог требовал располагать учебный материал «по ступеням возраста, чтобы только то предлагалось для изучения, что доступно способности восприятия» [8].

4.         Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.

Выделенные Я. А. Коменским принципы послужили толчком к созданию новой универсальной классно-урочнойсистемы обучения, которую педагог теоретически обосновал и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения.

Вопросы воспитания и обучения Я. А. Коменский рассматривал в неразрывном единстве, отдавая приоритет процессу обучения. Цель воспитания, по его мнению, — подготовка человека к вечной жизни. Он выделял следующие составные части воспитания: научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Ведущая роль отводилась именно нравственному воспитанию.

Большую роль в этом воспитании играли родители и семья в целом. Цель воспитания педагог видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество и умеренность. В процессе воспитания Я. А.

 Коменский отводил решающую роль личному примеру учителя, а в школе огромное значение придавал дисциплине, вместе с тем стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту. Он считал, что следует поддерживать дисциплину хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровенным расположением к ученикам.

«Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть» [2, с.37].

Кроме того, Я. А. Коменский считал, что «учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных переживаний.

Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд» [4, с.154]. «Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо полезному» [4, с.156].

Учитель должен постоянно заниматься самообразованием, самосовершенствованием.

Исходя из написанного, можно сказать, что Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире.

Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, включая Россию, и послужили образцом для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.

Он был новатором в области дидактики, большинство выдвинутых им идей, принципов и правил организации учебного процесса и работы с обучающимися применяются в школах различных стран и в настоящее время. Выдающимися заслугами Я. А. Коменского являются:

  • —          разработка им научно обоснованной целостной системы школ в соответствии с возрастной периодизацией;
  •  —          определение содержания обучения на каждой ступени образования;
  • —          выделение основных принципов обучения: наглядность, последовательность, природосообразность, самостоятельность и активность учеников в процессе обучения;
  • —          создание и обоснование классно-урочной системы.

Кроме того, Я. А. Коменского можно считать основоположником современных представлений о непрерывном образовании. В его работах содержится основная мысль, нашедшая отражение в настоящее время в концепции непрерывного образования.

Разнообразные труды этого выдающегося чешского педагога до сих пор не утратили своего значения. Можно с уверенностью сказать, что Ян Амос Коменский, его взгляды, работы — это не только история, а в значительной степени и современность прогрессивного человечества, его труды внесли огромный вклад в развитие педагогической науки и всей дидактики в целом.

Литература:  

1.                  Подласый, И. П. Педагогика. Книга 2: Теория и технологии общения [Текст] / И. П. Подласый.- М.: Владос, 2009.- 121 с.

2.                  Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский.- В 2-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1982.- 656 с.

3.                  Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский.- В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1982.- 576 с.

4.                  Коменский, Я. А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я. А. Коменский. — М.: Уч.пед.издат, 1955.- 638 с.

5.                  Кратохвил, М. В. Жизнь Яна Амоса Коменского [Текст] / М. В. Кратохвил.- М.: Просвещение, 1991.- 191 с.

6.                  Тихомирова, Н. Ф. Педагогическая деятельность Я. А. Коменского и ее значение в современной педагогике [Электронный ресурс] / Н. Ф. Тихомирова.- Режим доступа: http// www.rusnauka.com 

7.                  Нипков, К. Э. Ян Коменский сегодня [Текст] / К. Э. Нипков.- СПб.: Глаголь, 1995.- 250 с.

8.                  Великая дидактика Я. А. Коменского — первое научное обоснование педагогической теории [Электронный ресурс].- Режим доступа: http// www.referat7.ru 

9.                  Пискунов, А. И. Пансофические идеи Я. А. Коменского и отношение к ним прогрессивных русских педагогов к.XIX — н.XX вв. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http//www.piskunovalexey.narod.ru

Источник: https://nsportal.ru/blog/kultura/library/2017/11/25/vklad-ya-a-komenskogo-v-razvitie-pedagogicheskoy-nauki

Педагогическая деятельность и теория Я. А. Коменского

Ян Амос Коменский — чешский педагог-гуманист, общественный деятель.

Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по праву считается «Великая дидактика». Задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени она представляла собой революционный учебник педагогической теории.

В «Великой дидактике» немаловажное значение уделяется понятию природосообразного обучения. Всю задачу обучения Коменский зачастую сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе прежде всего государства.

Коменский усиленно занимался также разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1650 Коменский был приглашен для организации школ в Венгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменский в сочинении «Пансофическая школа».

  • Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра».
  • В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
  • Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 году капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества.
  • Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

В развитии познания Коменский различал 3 ступени — эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.

Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делать вывод о возможности управлять им.

Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим ее законам и все педагогические средства должны быть природосообразными.

Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников.

Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную.

Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.

Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Источник: https://cyberpedia.su/13xaca0.html

Педагогические идеи Яна Амоса Коменского. Великая дидактика

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей  рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. Фундаментальный педагогический труд Коменского – великая дидактика, в которой он сформулировал свои педагогические идеи, дидактические принципы и многое другое.

Идеи и педагогические принципы Коменского актуальны и на сегодняшний день, недаром Коменский является основоположником дидактики. Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.

Читайте также:  Решение задач с помощью уравнений - справочник студента

В трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания.

На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную обоснованность) Коменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению» человека.

Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» — на рациональную организацию «массовой школы». Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи.

  • Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:
  • детство             — от рождения до 6 лет включительно
  • отрочество       — от 6 до 12 лет
  • юность             — от 12 до 18 лет
  • возмужалость  — от 18 до 24 лет
  • В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется  усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию.
  • Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке.

Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или  гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области — академия.

Коменский определяет примерное содержание «материнской школы», «школы родного языка», «латинской школы», и на основе этого создает учебники.

Процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске «естественного (природосообразного) метода», который  ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость», которую ученик брал памятью и напряжением воли.

Гуманизм и нравственное воспитание в трудах Яна Коменского

(Тут будьте осторожнее, если попадется вопрос, так как Коменский был католик с примесью протестантизма, очень многое брал у Платона, поэтому нужно постараться глубоко не вдаваться в духовность и религиозность, она была не совсем православная.

Я думаю, что этот пункт нужно пропустить, а если спросят, то рассказать, а то очень тут все зыбко с этим гуманизмом).

Духовная опора человека находится в его внутреннем самостроительстве и в его деятельности в мире –  в стремлении «жить точно перед очами Бога», «ходить перед Богом», «осуществлять свое предназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной».

Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-нравственная направленность развития личности.

В иерархии задач воспитания высшие ступени Коменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан весь образовательный процесс.

  1. Дидактические принципы Яна Коменского
  2. Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:
  3. 1) принцип сознательности и активности;
  4. 2) принцип наглядности;
  5. 3) принцип постепенности и систематичности знаний;
  6. 4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

1) Принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки.

Коменский также считает основным свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике. Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством.

Воспитание активности и самостоятельности в обучении Коменский считает важнейшей задачей.

2) Принцип наглядности. Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

В основе учения Коменского о наглядности лежит основное положение: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении». Коменский считал наглядность не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение.

  Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько учитель сумел внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько ему удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

3) Принцип постепенности и систематичности знаний. Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности.

Последовательность и систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований.

         1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

         2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

         3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

         4. «Все занятия должны быть распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».

         5. Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от более легкого — к более трудному», «от известного — к неизвестному», «от более близкого к более отдаленному» и т.д.

4) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками. Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению  использованию в практической деятельности.

Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения:

         1. «Правила должны поддерживать и закреплять практику»

         2. «Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им предписывают законы и учителя».

         3. «Упражнения ума будут происходить на специальных уроках, проводимых по нашему методу».

          4. «Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать, поняли ли они ее и как  поняли. Хорошо также в конце недели устраивать повторения».

Семейное воспитание в педагогике Коменского. Воспитанию в семье Коменский придает огромное значение. Коменский ставит учителей на второе место после родителей.

Важной функцией семейного воспитания для Каменского является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. Семья, по мнению Коменского, является главным средством нравственного воспитания.

Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания, Коменский в “Великой дидактике” создает образ материнской школы, как первой ступени образовании.

«Великая дидактика…» Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит о пользе дидактики вообще, вторая является посвящением всем читателям, и третья обращается ко «Всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей».

Источник: https://students-library.com/library/read/95918-pedagogiceskie-idei-ana-amosa-komenskogo-velikaa-didaktika

Коменский и современная педагогика (стр. 1 из 5)

Министерство общего и профессионального образования России

Владимирский Государственный Педагогический Университет

Технико-экономический факультет

Кафедра педагогики и методики преподавания “Технологии”

Реферат

Тема : Коменский и современная педагогика

Выполнил :

студент Т-22

Чигорина Е.А.

Принял :

Владимир 1998

Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского.

Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов.

Интерес к Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности.

В 1700 г. в Москве была учреждена переводческая школа. В этой школе пользовались учебниками Коменского, благодаря чему безусловно внедрялся и его новый метод обучения. Среди учебных книг фигурирует «Открытая дверь языков» Коменского, она широко применялась в процессе обучения. Не исключено, что в этой школе применялись и другие учебники Коменского, например, известный «Мир в картинках».

Та обширность, энциклопедичность знаний и учений, которая нашла свое отражение в содержании книги Коменского «Мир в картинках», характерна для самого Петра I и его времени. Это произведение Коменского знакомило учащихся с различными видами техники, ремесел и труда, а это Петр I считал особенно необходимым.

Но научно-популярная энциклопедия Коменского, знакомившая со всем материальным и духовным богатством мира, одновременно являлась и пособием для изучения иностранных языков. В ней нет того тяжелого, абстрактного языка, который встречался в учебниках 17 и начала 18 веков.

Будучи написанной простым разговорным языком, она привлекала учеников и была прямо необходима для эпохи Петра I.

Если в 17 и 18 веках дорогу Коменскому в Россию прокладывали преимущественно его языковые учебники, то в 19 и 20 веках Россия широко применяет, изучает и углубляет его педагогическую систему.

Главная заслуга в том, что труды Я. А. Коменского проникли в наше государство, принадлежит школам (необходимость в знании латинского языка, который еще в 18 веке оставался языком науки и международных сношений, а затем, позже, и иных западноевропейских языков, явилась стимулом к этому).

Естественно, что с языковыми учебниками Коменского проникал и его метод обучения, неоднократно проверенный на опыте многих западноевропейских школ, а это способствовало разрушению старых схоластических методов обучения, господствовавших в старых русских школах.

Особенно эпоха Петра I оставила нам много свидетельств об использовании педагогического наследия Коменского в России. Во всех школах того времени, где обучались иностранным языкам, прибегали к языковым учебникам Коменского и пользовались его методом, что способствовало переходу русских школ на путь педагогического реализма и являлось шагом вперед в развитии русской педагогики.

Можно констатировать, что русская школа первой половины 18 века довольно широко использовала наследие Коменского, а это дает нам право опровергнуть мнение о незначительном распространении книг Коменского и ограниченном влиянии его на русскую педагогику 18 века.

Вопрос практического применения учебных книг Коменского нельзя рассматривать изолированно от вопроса усвоения метода Коменского, ибо оба процесса проходили одновременно с переменным преобладанием либо одного, либо другого в зависимости от условий, времени и тех, кто внедрял Коменского в России.

Можно сказать, что поначалу в России довольно механически заимствуют учебники Коменского, но это дало импульс к поискам новых методов. Если в начале 18 века еще не находим стремление усовершенствовать учебники Коменского или критически их переоценивать, то во второй половине 18 века начинается творческое освоение наследия Коменского.

Необходимо подчеркнуть, что реализм Коменского соответствовал духу русской школы, особенно петровским школам, жадно ищущих новых, прогрессивных, эффективных способов обучения. Таково было требование времени, а учебники Коменского расширяли круг знаний учеников, поднимали их уровень, знакомили с ремеслами, искусствами и нравами Европы, готовили к жизни.

Указом царского правительства 1756 г. Московской типографии вменялось в обязанность одной из первых учебных книг, предназначенных для гимназии, напечатать «Мир вещей в картинках» в 400 экз. Эта книга была издана в 1768 г. профессором Московского университета К. А.

Чеботаревым под следующим заголовком: «Видимый (свет) на латинском, русском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужных российских слов . Переводчик профессор Шаден». В России ее издавали восемь раз под различными названиями: «Видимый свет», » Видимый мир», «Зрелища вселенныя» — в качестве учебных пособий для народных училищ.

«Мир вещей… » изучали целые поколения; высокую оценку ей дал К. Д. Ушинский (использовал в работе над «Родным словом»), по ней учился Н. И. Пирогов.

Идея наглядности, положенная Коменским в основу «Мира вещей.. «, явилась весьма привлекательной и вызвала ряд подражаний на Западе и в России. Академией наук было издано в 1784-1790 гг.

сочинение под заглавием «Зрелище природы и художеств» в 10 частях с 480 рисунками м 10 заглавными картинами с большим педагогическим введением. Это издание было предназначено для обучения детей «состоятельных семей высшего круга».

Идея наглядности многими педагогами бралась за основу по составлению книг «естественно-наглядного обучения» и так называемых» предметных уроков». Несомненно влияние педагогики Коменского на разработку школьного Устава 1786 года, педагогические идеи Коменского в известной мере были использованы Ф. И.

Янковичем при составлении учебных руководств и методических пособий для народных училищ. В 1857 г. К. Д. Ушинский в статье «О пользе педагогической литературе» призывал к изучению опыта великого чешского педагога. В 60-е гг. в педагогических журналах России появляется ряд статей, знакомящих с биографией Коменского (П. Д.

Шестаков) и оценивающих его как «основателя научной педагогики, положившего первое начало народному образованию» (Л. Модзалевский, И.П. Паульсон).

В эти годы по существу было положено лишь начало ознакомлению русских педагогов с педагогическими взглядами и деятельностью Коменского, причем не по первоисточникам основных его произведений, а по обзорным статьям и выдержкам из них. Было еще далеко не выяснено, какая существует связь между современными исканиями в области разработки вопросов воспитания и обучения и использованием педагогического наследия Коменского.

70-80-е гг. Х1Х в. – новым этап в изучении, оценке и пропаганде педагогического наследия великого педагога: появляется большое количество монографий и статей, переводится на русский язык «Великая Дидактика», известна дискуссия русских педагогов об использовании идей Коменского для улучшения народной школы.

Эта дискуссия помогла установлению правильного отношения к педагогическому наследству Коменского, определению значения педагогических взглядов Коменского для разработки вопросов преподавания общеобразовательных предметов.

С этого же времени изучение идей Коменского включается в программы и учебники по истории педагогики для учительских семинарий и институтов.

500-летний юбилей Я.А. Коменского, широко отмечавшийся в 1892 г. в России и на Западе, дал мощный толчок для дальнейшего развития комениологического движения. В эти годы на русском языке издаются отдельными книгами «Великая дидактика» и большинство других произведений Коменского.

В журналах и отдельных монографиях печатаются многочисленные исследования жизни и деятельности Коменского, его педагогических идей.

В 1892 г при Военно — педагогическом музее создается специальный «Отдел имени Коменского», ставший членом Международного общества Коменского, поставивший своей целью «распространение педагогических идей Коменского среди отечественных педагогов и образование Русского общества вообще».

Интерес русских педагогов к изучению, пропаганде и применению идей Коменского в начале ХХ в., в связи с возросшим вниманием к педагогическому наследию К.Д Ушинского, пропал. Появляются лишь отдельные статьи и брошюры.

Наиболее видная из них – книга приват-доцента Московского университета, в дальнейшем известного советского педагога П.П. Блонского «Ян Амос Коменский», изданная в 1915 г.

давшая представление о Коменском как о гениальном педагоге и мыслителе, великом гуманисте и демократе.

Букварь.

Яна Амоса Коменского принято считать родоначальником всех иллюстрированных букварей. Коменский в своем мире чувственных вещей в картинках дал как бы «живописную азбуку», т.е. изображение различных животных, крик которых сходен с членораздельными звуками человеческой речи.

В предисловии к «Миру в картинках» Коменский пишет, что при обучении родному языку книга эта даст детям более легкий способ научиться читать, чем это было до сих пор. Это достигается прежде всего предпосланным книге символическим алфавитом, а именно: даны формы отдельных букв, а к ним изображение тех живых существ, издаваемый которыми звук стремиться передать та или иная буква.

Благодаря этому, изучающий азбуку ребенок «при одном взгляде на животное легко вспомнит, как произноситься соответствующая буква, и в конце концов его воображение, укрепленное упражнением, приведет его к быстрому запоминанию всех букв. Рассмотрев затем таблицу первоначальных слогов, учащийся сможет перейти к рассмотрению рисунков и напечатанных над ними надписей.

Здесь снова самое рассматривание нарисованного предмета, вызвав в его уме наименование последнего, напомнит ему, как нужно прочитать заглавие рисунка».[1]

Источник: https://mirznanii.com/a/173733/komenskiy-i-sovremennaya-pedagogika

Ссылка на основную публикацию