учитель начальных классов МБОУ «Петропавловская СОШ»Щеблыкина С.А.
Классификация «методов» и «форм» обучения
- Классификация методов обучения
Термин «метод» (от греческого) — означает путь, способ продвижения к истине. В процессе обучения метод выступает как упорядочный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности.
Классификация методов обучения затруднена многоаспектностью понятия «метод обучения», неоднозначностью трактовок различных методов, различием в подходах к пониманию процесса обучения. Сегодня существует достаточно много классификаций методов обучения, однако ни одна из имеющихся классификаций не является общепризнанной. Наиболее распространены следующие классификации
- по источнику обучения (Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе)
В данной классификации методов выделяются три группы методов обучения:
1) словесные (источником обучения является слово, речь): рассказ, беседа, лекция, работа с книгой;
2) наглядные (источник обучения – наглядные средства, демонстрируемые педагогом): демонстрации опытов, натуральных объектов, образцов деятельности и т. д.;
3) практические (источник обучения – практическая деятельность): практические и лабораторные работы, выполнение упражнений, решение задач, моделирование объектов.
- по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
- Эта классификация включает следующие методы:
- 1) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); суть этого метода заключается в том, что учитель объясняет, организует восприятие учебного материала различными способами, а учащиеся воспринимают, осмысливают, запоминают;
- 2) репродуктивный: учитель объясняет, а ученики осмысливают, запоминают, воспроизводят, многократно повторяют учебные материал;
- 3) метод проблемного изложения:учитель объясняет учебный материал как решение проблемы: сам ставит проблему и решает её; учащиеся следят за действиями и ходом мысли учителя, получают образец рассуждений для самостоятельного решения проблем;
- 4) частично-поисковый (эвристический): учитель объясняет и организует поиск новых знаний, ученики самостоятельно рассуждают, решают познавательные задачи под руководством учителя;
- 5) исследовательский: учитель формулирует проблему (иногда вместе с учащимися), в процессе решения проблемы помогает лишь в затруднительных случаях или наблюдает за деятельностью учащихся, фиксируя их успехи и неудачи; учащиеся самостоятельно решают проблему.
*Проблемное изложение занимает промежуточное положение, т.к. предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности
Нетрудно заметить, что методы располагаются в порядке возрастания самостоятельности и активности учащихся: при использовании первых двух методов знания преподносятся ученику в готовом виде.
Два последних предполагают, что знания добываются учеником самостоятельно.
Метод проблемного изложения в этом смысле можно рассматривать как переходный, подготавливающий учеников к самостоятельным познавательным действиям.
- полинарная(по нескольким признакам) классификация Ю.К. Бабанского.
В классификации Ю.К. Бабанского методы обучения подразделяются на…
- 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- — по источнику обучения: словесные, наглядные, практические;
- — по логике обучения: индуктивные (обучение строится от частных фактов к выявлению общих правил и закономерностей) и дедуктивные (от общих законов и правил – к распознаванию и объяснению частных случаев этих законов и правил);
- — по мышлению: репродуктивные (воспроизводящие, основанные на запоминании учебного материала) и проблемно-поисковые (связанные с добыванием знаний самим учеником);
- — по управлению: методы работы под руководством учителя и методы самостоятельной работы учащихся;
- 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- — методы стимулирования и мотивации интереса к учению;
- — методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
- 3) методы контроля и самоконтроля:
— методы устного контроля и самоконтроля: фронтальный или индивидуальный опрос, рассказ ученика, чтение текста, объяснение схемы и т.д.;
— методы письменного контроля и самоконтроля: контрольная работа, реферат, изложение, сочинение, диктант и др.;
— лабораторно-практический (практические и лабораторные работы) и машинный (с помощью специальной техники, например, выполнение теста на компьютере) контроль и самоконтроль.
Форма обучения – это способ организации учебного процесса на основе взаимодействия методов, приёмов и средств обучения. Форма отражает внешнюю сторону организации учебного процесса. Форма способствует реализации не одной цели (как метод), а комплекса дидактических целей.
В теории и практике образования известно много различных форм обучения: дневное и заочное, дистанционное, школьное и внешкольное, индивидуальное и массовое обучение, семейное образование и т.д.
Среди форм организации учебного процесса выделяются формы учебных занятий. К ним относятся урок, лекция, семинар, лабораторная работа, экскурсия, факультатив и т.д.
Основные формы организации учебно-познавательной деятельности на уроке
Разнообразие форм обучения является одним из важнейших требований к современному уроку. По охвату учащихся выделяются фронтальные, индивидуальные и групповые формы обучения.
При фронтальном обучении учитель осуществляет управление деятельностью сразу всех учеников класса, работающих над решением единой учебной задачи, организуя сотрудничество учащихся и определяя одинаковый для всех темп работы.
Фронтальные формы позволяют вести массовое обучение, экономить время урока, например, при объяснении, инструктаже, демонстрации, адресуя их сразу всем ученикам. Однако фронтальная работа не позволяет учесть индивидуальные различия учащихся, применяя фронтальное обучение, учителю приходится ориентироваться на среднего ученика.
В результате слабые ученики не выдерживают предложенного темпа усвоения, а сильные ученики скучают от безделья.
Недостатки фронтального обучения на уроке компенсируются за счет индивидуальных форм работы. Индивидуальное обучение – это и самостоятельное выполнение учениками одинаковых для всего класса заданий (упражнений, домашних, самостоятельных и контрольных работ и т.д.
) и выполнение заданий, данных учителям отдельно конкретным ученикам с учетом их учебных возможностей. В последнем случае обучение называют индивидуализированным.
Индивидуализация обучения может достигаться, например, при помощи специально разработанных карточек с заданиями разного уровня сложности, и разной тематики. Индивидуализация обучения может осуществляться как на уроке, так и в домашних заданиях.
В случае, когда часть учащихся работает над выполнением индивидуальных заданий, а часть – с учителем, формы организации называются индивидуально-групповыми.
Особенность групповых форм обучения состоит в том, что учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. При этом педагогическое управление осуществляется не только непосредственно, но и опосредованно – через ученических лидеров (командиров, бригадиров, звеньевых). Учебные группы могут быть сформированы…
- — как группы постоянного состава (звеньевая форма);
- — как временные, сформированные специально для выполнения определённого задания (бригадная форма);
- — как группы, выполняющие свою часть работы в общем для нескольких групп задании (кооперированно-групповая форма);
- — как группы, объединяющие учащихся с одинаковыми учебными возможностями (дифференцированно-групповая форма).
- К групповым формам относят также работу в пара
- Литература
- http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_4.htm#Классификация_методов_обучения
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ispolzovanie-produktivnykh-metodov-obucheniya-v
- http://murzim.ru/nauka/pedagogika/obwaja-pedagogika/27271-metody-obucheniya-i-ih-klassifikaciya.html
Источник: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/klassifikatsiia-mietodov-i-form-obuchieniia-1
Метод обучения. Приёмы и средства обучения. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике, их анализ
Мо-упорядоченная деят-ть педагога и уч-ся, направленная на достижение цели обучения. Приём обучения-это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. М. о. — категория историческая, они изменяются с изменением целей и содержания образования. Классификация: 1)Традиционная.
В качестве общего признака выделяемых в ней методов берётся источник знаний(практика, наглядность, слово).
В данной классиф 5 методов: практический(опыты, упражнения, учебно-производительный труд), наглядный(иллюстрации, демонстрации), словесный(рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, инструктаж, разъяснение, объяснение), работа с книгой(чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, конспектирование, составление плана), видеометод(просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль). 2)Классификация методов по назначению(Данилов, Есипов). Общий признак-последовательные этапы, через кот проходит процесс обучения на уроке. Методы: приобретение знаний, формирование умений и навыков, приминения знаний, творческой деят-ти, закрепления, проверка знаний умений и навыков. 3)Класс-ия методов по типу познавательной деят-ти. ТПД-это уровень самостоятельности познавательной деят-ти, кот достигают уч-ся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Методы: объяснительно-иллюстративный(учитель орган-ет восприятие знаний, уч-ся осущ-ют восприятие и осмысление знаний, запоминают в памяти), репродуктивный(знания учащимся предлагают в «готовом» виде, уч-ся сознательно усваивают знания, многократное повторение знаний), проблемное изложение(учитель показ путь исследования проблемы, излагая её решение от начала и до конца, ученики наблюдатели), частично поисковый(уч-ся знания добывают самостоят, учит орган-ет поиск новых знаний с пом разнообразн средств), исследовательский(учитель вместе с у-ся формул-ет проблему, уч-ся сами добывают знания, деят-ть учит сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач). 4)По дидактическим целям выделяют две группы методов: 1)методы, способствующие первичному усвоению учебного материала: информационно-развивающие(беседа, устное изложение учителя, работа с книгой), эвристические(эврест беседа, диспут, лаборат раб), исследовательский метод. 2)методы, способств закреплению и совершенствованию приобретенных знаний: упражнения(по образцу, комментированные упражнения, вариативные упр), практические работы. 5)Бинарные и полинарные классификации. Махмутов- Кл-ия на сочетании методов преподавания и методов учения(метод препод-метод учения: информационно-сообщающий-исполнительный, объяснительный-репродуктивный, инструктивно-практический-продуктивно-практический, объяснительно-побужждающий-частично-поисковый, побуждающий-поисковый). 6)три группы методов. Бабанский. 1)методы организации и осуществления учебно-познавательной деят-ти (словесные, нагляд, практич, методы самост работы и под руководством учит; познавательные игры, учебные дискуссии) 2)М стимулирования и мотивации учебно-познавательной деят-ти(убеждения в значимости учения, предъявление требований, упражнения в выполнении требований, поощрения и порицания) 3)методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деят-ти.(методы устного контроля и самоконтроля(индивид. Опрос, фронтальный опрос, устный зачёт, устный экзамен, программированный опрос, устный самоконтроль), методыписьмен контроля и самоконтроля(контр письм работа, письм зачет и экзамен, программ письменных работ, письмнный самоконтроль), методы лабораторно-практического контроля(контрольные лаборат работы, машинный контроль, лабораторно-практический самоконтроль).
Проблемное обучение.
По –это такое обучение, при кот уч-ся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала.(Лернер). обучение, при к-ром преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению уч.
проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоят, поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. П. о. направлено на формирование познават. самостоятельности учащихся, развитие их логич., рационального, критич. и творческого мышления и познават. способностей. Опираясь на закономерности психологии мышления, логику науч. исследования, П. о.
способствует развитию интеллекта учащегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается гл. отличие П. о. от традиционного объяснительно-иллюстративного. П. о. предполагает не только усвоение результатов науч. познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В основе организации П. о.
лежит личностно-деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой уч.-познават. деятельности учащихся, т.е. открытия ими под руководством обучающего выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знании к практике.
Возникла система методов обучения, в к-рой создание проблемной ситуации учителем и решение проблем учащимися стало гл. условием развития их мышления. В этой системе различаются общие методы (монологич., показательный, диалогич., эвристич., исследо-ват., программированный, алгоритмический) и бинарные — правила взаимодействия учителя и учащихся. П. о.
предполагает отличную от традиционной структуру урока, состоящую из трёх компонентов (являющихся одновременно и его этапами): актуализация опорных знаний и способов действия; усвоение новых понятий и способов действия; применение их (формирование умений и навыков). Такая структура урока обеспечивает реализацию познавательной, развивающей и воспитывающей функций обучения.
Пробл ситуация-это психическая реальность, кот выявлена в экспериментальных исследованиях мышления как одно из закономерностей его процесса, пределяющих начальный момент мышления. Способы создания пробл сит: 1)столкнов уч-ся с жизненными явлениями, предметами, требующими теоретич объяснения.
20при организации практич работы уч-ся 30при побуждении уч-ся к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об этом явлении 4)при формировании гипотез 5)при побуждении уч-ся к предварительному обобщению новых фактов 7)при организации исследовательских заданий
Программированное обучение.
Название «программированное обучение» происходит от термина «программа», обозначающего систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату.
Основная цель этого вида обучения — улучшение управления учебным процессом. Возникнув в начале 60-х гг. XX в.
на основе новых дидактических, психологических и кибернетических идей, оно направило свои усилия на создание такой
технологии учебного процесса, которая позволяла бы контролировать каждый шаг родвижения учащегося по пути познания и благодаря этому оказывать своевременную помощь, избавляя тем самым от многих затруднений, потери интереса и других негативных последствий, сопровождающих плохо управляемый процесс. У истоков программированного обучения стояли американские дидакты и психологи Н.
Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси, в отечественной науке этими вопросами плодотворно занимались Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибог, А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев и другие ученые.
Особенности программированного обучения заключаются в следующем: — учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы); — учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению; — каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т. д.
); — при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения; — при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные — каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе; — результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь); — педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход; — в учебном процессе широко применяются специфические средства обучения (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины). Современные обучающие машины быстро устанавливают уровень обученности и возможности работающих с ними школьников, могут «приспосабливаться» к ним. Такие самоприспосабливающиеся программы называются адаптивными. Современные обучающие программы чаще всего составляются по смешанной (комбинированной) схеме, что позволяет сделать их гибкими. Компьютерное обучение. Ощутимые шаги в раскрытии глубинных закономерностей человеческого обучения, сделанные мировой дидактикой, а также бурный прогресс в области развития персональных электронно- вычислительных машин (ПЭВМ) вывели педагогов на новую технологию компьютерного (компьютеризованного) обучения, которой судя по всему предстоит сыграть важную роль в преобразовании учебно-воспитательного процесса. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач: предъявления (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных о развитии учебного процесса и т. д.
Источник: https://infopedia.su/14xf014.html
Классификация методов обучения
Методы обучения как упорядоченные взаимосвязанные способы педагогической деятельности преподавателя и учебной деятельности обучающихся по достижению образовательных целей могут быть представлены в различных классификациях в зависимости от выбора основного критерия. Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному основанию (признаку) их система.
Методы обучения классифицируют в целях рационализации и повышения качества учебно-воспитательного процесса. В современной дидактике известны многие классификации методов, но существует понимание того, что не следует стремиться установить единую и неизменную систему.
Обучение является чрезвычайно подвижным и многофакторным процессом, система методов должна быть динамической, чтобы отражать эту подвижность.
Классификация методов обучения по источнику знаний берет начало в древних философских и педагогических системах. Таких источников издавна известно три: практическая деятельность, наглядность, слово.
Соответственно выделяют практические (упражнение, практическая и лабораторная работа, производственная практика, опыт), наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение, видеометод), словесные (объяснение, лекция, семинар, диспут, дискуссия, коллоквиум, работа с книгой) методы обучения.
Одна из исторически ранних классификаций методов обучения — классификация по уровню активности учащихся.
Согласно ей методы обучения делятся на пассивные и активные в зависимости от степени включенности обучающихся в учебную деятельность.
К пассивным относятся методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят, к активным — методы, организующие и стимулирующие самостоятельную работу учащихся.
- В классификации методов обучения по дидактической цели выделяют следующие методы: приобретения новых знаний; формирования умений и навыков; применения знаний; закрепления и проверки знаний, умений, навыков.
- При такой классификации методов в известной степени устраняется разрыв между отдельными их группами; деятельность преподавателя направляется на решение дидактических задач.
- В классификации методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся, уровня их мыслительной активности при усвоении изучаемого материала.
- Выделяют следующие методы: объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные); репродуктивные; проблемного изложения; частично-поисковые (эвристические); исследовательские.
Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
Сообщение информации осуществляется с помощью устного слова (лекция, объяснение, диспут), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (таблицы, схемы, картины, видеоматериалы), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы с техникой, способа решения задачи и т. п.).
Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию (которое может быть и неосознанным) готовых знаний. Здесь имеет место довольно низкий уровень мыслительной активности.
Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция)знаний.
Главное преимущество данного метода, как и предыдущего, — экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний благодаря возможности их многократного повторения может быть значительной.
Оба эти метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей студентов. Рассмотрим, какими методами достигается данная цель.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть метода заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Студенты следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем.
В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его технического средства (кино, телевидение и др.).
И хотя студенты при таком методе обучения являются всего лишь наблюдателями хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений, проблемных ситуаций.
Более высокий уровень познавательной деятельности характеризует частично-поисковый (эвристический) метод. Метод получил такое название потому, что студенты самостоятельно решают сложную проблему не от начала и до конца, а лишь частично.
Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть студенты добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания.
Учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель —» учащиеся —» преподаватель —» учащиеся и т. д.
Таким образом, сущность частично-поискового метода обучения сводится к тому, что не все знания предлагаются студентам в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно; деятельность преподавателя заключается в оперативном управлении процессом решения проблемных задач.
Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность его состоит в следующем: преподаватель вместе с обучающимися формулирует проблему, студенты самостоятельно ее разрешают, преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.
Таким образом, исследовательский метод используется не только для обобщения знаний, но и главным образом для того, чтобы обучающийся научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять усвоенные знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности студентов по решению новых для них проблем. Методы учебной работы трансформируются в методы научной деятельности.
Главный недостаток этого метода обучения состоит в том, что он требует значительных временных затрат и высокого уровня педагогической квалификации педагога.
Согласно классификации методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения выделяются методы:
- 1) организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- 2) мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности;
- 3) контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности.
Первая группа включает следующие методы:
- — перцептивные (передача и восприятие учебной информации);
- — словесные (лекция, семинар, беседа и др.);
- — наглядные (демонстрация, иллюстрация и проч.);
- — практические (опыт, упражнение, выполнение заданий);
- — логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и т. д.);
- — гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);
— самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и проч.).
Вторую группу составляют методы:
- — формирования интереса к обучению (деловая игра, учебная дискуссия, создание проблемных ситуаций и др.);
- — формирования чувства долга и ответственности (одобрение, поощрение, порицание и т. п.).
К третьей группе отнесены различные методы:
- — устной, письменной и компьютерной проверки знаний, умений и навыков;
- — самоконтроля собственной учебно-познавательной деятельности.
Бинарная классификация методов обучения сочетает способы деятельности преподавателя и учащихся.
В основу бинарных и полинарных классификаций методов обучения положены два или более общих признака. Бинарная классификация методов обучения включает две группы: методы преподавания и методы учения.
Любая из рассмотренных классификаций методов обучения имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать в учебном процессе.
Выбор методов обучения определяется образовательными целями, особенностями содержания и методики преподавания конкретной учебной дисциплины, дидактическими задачами и содержанием конкретного учебного занятия, временем для изучения того или иного учебного материала, а также уровнем обученности студентов, учебно-материальной базы вуза, профессиональной компетентности личности преподавателя.
Принимая решение о выборе конкретного метода обучения с учетом названных факторов, преподавателю целесообразно отдать предпочтение методам продуктивным, дедуктивным и синтетическим (объединение методов), стимулирующим С PC, самообразование и саморазвитие, органичному сочетанию словесных, наглядных и практических методов.
Повышение качества обучения невозможно без применения адекватных современным образовательным целям методов и средств обучения (учебников, наглядных пособий, аудиовизуальных средств обучения, контрольно-обучающих компьютерных программ, специальных дидактических материалов, включая сборники задач и сценарии деловых игр, ТСО и учебного оборудования), которые позволяют технологизировать и оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
Источник: https://studref.com/605740/pravo/klassifikatsiya_metodov_obucheniya
Классификации методов обучения. Подходы и основания
Известный методолог педагогики В.В.
Краевский указывает, что «методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих … педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований».
В.И.
Загвязинский считает, что педагогическая методология включает в себя: учение о структуре и функциях педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике; исходные, ключевые, фундаментальные социально-педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл; учение о способах использования добытых знаний для совершенствования практики; учение о логике и методах социально-педагогического поиска.
Метод обучения – это способ организации совместной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения. Различают методы преподавания и методы учения.
В методе обучения проявляется единство методов преподавания и учения, поэтому он представляет собой способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.
Методы обучения отражают методы познания соответствующей науки, но и имеют и свою специфику, связанную с тем, что учение есть специфическая познавательная деятельность. В дидактике проблема методов и их классификации является основной.
В методе обучения должна быть обозначена цель обучения, даны указания на способы усвоения содержания обучения, описан характер взаимодействия обучающегося и обучаемых. Метод, с одной стороны, может выступать как средства достижения цели обучения, а с другой – содержать описание того, как необходимо осуществлять управляемую обучающую деятельность.
Методы обучения всегда реализуются с помощью средств обучения, поэтому они взаимосвязаны. Появление новых средств обучения ведет к обновлению методов обучения.
- В структуре метода обучения можно выделить:
- • целевую составляющую;
- • деятельностную составляющую;
- • средства обучения.
В общем случае достигнутая цель может не совпадать с той, которую составил учитель в начале обучения. Цель обучения достигается через деятельность учителя и ученика с подключением средств обучения посредством механизма движения к цели. Главным в схеме метода является то, каким образом и каким механизмом подключаются все составные элементы в процессе достижения поставленной цели.
- Методы обучения выполняют следующие основные функции:
- • мотивационную;
- • организационную;
- • обучающую;
- • развивающую;
- • воспитывающую.
Все функции взаимно проникают друг в друга. Наряду с термином «метод обучения» часто используют «педагогический (дидактический) прием», определяемый как составная часть метода обучения, его элемент, отдельный шаг в реализации метода обучения. Можно выделить приемы, которые достаточно часто используются в работе учителя:
показ (наглядного объекта, опыта, практического действия, умственного действия и т.д.);
- постановка вопроса;
- выдача задания;
- инструктаж.
Методы обучения реализуются в различных формах с помощью различных средств обучения. Каждый из методов успешно решает лишь какие-то определенные задачи обучения, а другие – менее успешно. Универсальных методов обучения не существует, поэтому на уроке должны применяться разнообразные методы, их сочетание. Выбор метода обучения зависит:
- дидактических целей;
- содержания обучения;
- уровня развития учащихся и развития их учебных навыков;
- опыта и уровня подготовки педагога.
Использование учителем группы методов меняется с возрастом учащихся. Порядок использования методов также меняется в зависимости от уровня подготовки учащихся квалификации учителя.
КЛАССИФИКАЦИИ
По характеру познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивный, т. к. суть состоит в передаче учебной информации обычно в готовом виде и восприятии ее учениками. При этом используются различные средства обучения, в том числе наглядные. Деятельность учителя состоит при этом не только в передаче информации, но и организации ее восприятия учениками);
репродуктивные (отличаются от предыдущих наличием таких элементов
как объяснение знаний учителем, запоминание их учениками и последующее воспроизведение (репродукция). Необходимая прочность усвоения достигается путем многократного повторения);
проблемный (выявлять противоречия с целью поиска их решений. Разрешение противоречий и является путем познания, не только научного, но и учебного. Создавая проблемные ситуации, мы добиваемся того, что само незнание приобретает активную форму, стимулирует познавательную учебную деятельность, так как процесс разрешения противоречия – выработка нового знания);
эвристический (учитель путем наводящих вопросов заставляет обучаемого прийти к самостоятельному решению поставленного вопроса. Учитель организует поиск новых знаний с помощью различных средств .
Часть знаний учитель сообщает ученикам, а часть они добывают сами в процессе рения поставленных задач, поиска ответов на вопросов.
Характерным приемом является расчленение задачи на подзадачи, которые ученики последовательно выполняют, поэтому этот метод называют частично поисковым);
исследовательский (учитель вместе с учениками формулирует задачу, а учащиеся самостоятельно добывают необходимые знания в процессе исследования поставленной задачи и сравнения различных вариантов ее решения. В ходе решения поставленных задач ученики овладевают методами научного познания, приобретают опыт исследовательской деятельности).
- Эвристический и исследовательский методы обучения предусматривают высокую степень самостоятельной познавательной деятельности учеников в самостоятельном добывании знаний и обычно используются в старших классах с учетом уровня подготовки учащихся.
- По дидактическим целям:
- методы приобретения новых знаний (объяснительно-иллюстративный, устного изложения, работа с книгой, беседа, проблемный, эвристический, исследовательский методы);
- методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике (упражнения, практические и лабораторные работы);
методы проверки и оценки знаний на практике (устный и письменный контроль, тестовые и программированные задания, само- и взаимопроверка, зачет, экзамен и пр.).
Кибернетический подход: (Ю. К. Бабанский – согласно кибернетическому подходу, в любой сложной деятельности выделяют 3 составляющие: организацию, суммирование и контроль, выполняющий функцию обратной связи):
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (подгруппа методов, выделяющихся по источнику информации: словесные, наглядные, практические; по логике мышления: индуктивные и дедуктивные; степени самостоятельности и активности познавательной деятельности: репродуктивные, проблемные, поисковые);
- методы суммирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, направленные на формирование положительной мотивации учения и активизацию деятельности учащихся (методы мотивации учебной деятельности; методы формирования познавательных интересов: побуждение положительных эмоций, радости, эмоционального переживания, удивления, новизны, актуальности, занимательности и др.; методы стимулирования долга и ответственности: разъяснение значимости учения, требования, поощрения и наказания; методы создания ситуации успеха; познавательны дидактические игры);
- методы контроля и самоконтроля эффективности познавательной деятельности, направленные на получение информации о ходе и результатах процесса обучения, выполняют обратную связь (методы контроля; методы само- и взаимоконтроля, которые позволяют формировать навык самостоятельной добычи знаний).
- Методы устного изложения: рассказ, объяснение, беседа, лекция.
Рассказ – последовательное изложение уч материала учителем. Обычно его применяют для материала, имеющего описательный характер, на всех этапах обучения, особенно в начальной школе. По длительности рассказ должен быть коротким и сочетаться с другими методами.
Объяснение – изложение уч материала с использование доказательств, пояснения, повтора. Его обычно применяют при изучении сложных вопросов и теоретического материла, используются различные средства наглядности.
Беседа – диалогический метод обучения в форме вопросов и ответов. Беседы делятся на катехизические и поисковые (эвристические). Кроме того беседы бывают вводные, заключительные, индивидуальные групповые.
Цель катехизической беседы – проверить и вывить уровень знаний учащихся, их готовность к усвоению нового материала. Цель эвристической беседы – сообщить новые знания.
В этом случае вопросы необходимо ставить в некоторой последовательности, вопросы должны требовать рассуждений.
Лекция – устное изложение учебного материала большого объема, отличающегося строгой логической последовательностью. В школах – в основном в старших классах, обычно вводные и заключительные. При этом необходимо соблюдать следующие условия:
- сообщать учащимся план лекции;
- осуществлять логически стройное изложение материала в соответствии с планом лекции;
- выдерживать определенный темп изложения, доступный для большинства учащихся;
- обучать учащихся выделять главное, конспектировать основные модели, делать резюме и выводы.
- Наглядные методы:
Наглядные методы используются совместно со совестными и практическими методами. Тесно связаны с применяемы наглядными пособиями и ТСО. Включают демонстрацию учащимся плакатов, схем, комп. средств и т.д.
- Условия эффективности применения:
- наглядность должна соответствовать уровню развития учащихся;
- все учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый объект;
- необходимо выделять главное и существенное в демонстрации;
демонстрация опытов должна сопровождаться вычерчиванием схемы опыта или установки, макета прибора и т.д.
- демонстрация должна быть согласована с содержанием учебного материла.
- Практические методы: упражнения, практические, лабораторные работы:
- Цель – формирование практических умений и навыков.
Упражнения – многократное, повторное выполнение умственных и практических действий с целью овладения этими действиями , выработки навыка их выполнения. Без применения упражнений невозможно сформировать умения и навыки. Различают упражнения: устные, письменные, графические, практические, трудовые, физические и т.д.
- Эффективность достигается:
- сознательность выполнения;
- знание правил поведения;
- рациональное распределение повторений во времени.
Лабораторные работы – проведение учащимися опытов с использованием приборов, спец оборудования, инструментов и тех приспособлений.
Метод практических работ – предполагает применение полученных знаний к рению практических задач, формирует умение применять теорию на практике. Практические работы могут выполняться как в классе, так и вне его.
Важный этап их выполнения – инструктаж и показ учителем правильных приемов выполнения действий.
Дидактическая игра – вид учебной деятельности, моделирующей изучаемый объект, явление, процесс. Цель игры – стимулирование познавательного интереса и активности учащихся. Предметом игр обычно является человеческая деятельность.
Под технологией обучения понимается система способов, приемов, шагов последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач обучения и развития личности учащихся. В основе такого подхода лежит идея о возможности полного управления процессом обучения и воспроизводимости результатов.
Педагогическая технология имеет очень сложную и шибкую структуру за счет наличия обратной связи. Пед технология допускает изменение последовательности этапов обучения, используемых методов и средств, однако должна давать на выходе учащихся с определенным уровнем знаний, умений и навыков.
Она имеет специфические особенности:
- в основе технологии лежит та или иная пед концепция и определенный дидактический процесс;
- воспроизводимость – возможность воспроизведения технологии в других однотипных учебных заведениях, другими преподавателями;
- управляемость, понимаемая как проектируемость технологии, направленность на заданный результат, наличие алгоритма достижения поставленных целей;
- ни одна технология обучения не может гарантированно дать после одного цикла обучения сразу 100%й результат.
Многие технологии обучения и воспитания носили ярко выраженный авторский характер, отражали особенности личности их создателя и умирали вместе с ними(А. С. Макаренко, В. А, Сухомлинский). В современной педагогике многие технологии появились с приходом программированного обучения в середине XX века, когда стали применяться контролирующие машины и технические средства обучения.
Использование идей кибернетики, информатики и системного подхода породило взгляд на обучение как на процесс, которым можно управлять и получать воспроизводимые результаты заданного качества.
Большинство учителей пользуются готовыми методическими разработками и материалами, которые освобождают их от чисто рутинной работы и дают время для творчества, тем самым используют элементы обучающих технологий.
Технология обучения позволяет обеспечить решение главной задачи – управляемость процесса обучения и гарантированность получения заданного результата. Одним из требований к технологии является требование к ее воспроизводимости. При разработке технологии обучения прежде всего необходимо:
- уточнить цели обучения на каждом этапе, придавая им диагностируемый вид;
- определить набор необходимых диагностических инструментов, позволяющих определить степень достижения целей на каждом этапе;
- подобрать систему методов, приемов и средств обучения, позволяющих обеспечить решение поставленных дидактических задач.
Вся пед деятельность должна быть организована в виде системы последовательных процедурных действий, включающих обязательную связь. По сравнению с обучением по тем или иным методикам технология центральной задачей ставит определение целей обучения и объективных методов контроля их достижения.
Методы контроля призваны обеспечить обратную связь и должны содержать стандартные задания, обычно в виде системы тестов для проверки уровня достижения поставленных целей. Именно направленность на ученика отличает во многом технологию обучения от традиционных методик.
В структуре технологии обучении выделяют следующие элементы:
- предварительную диагностику уровня усвоения учебного материала для определения групп учащихся с однородным уровнем.
- организацию учебного процесса с использованием заранее разработанных методик;
- контроль усвоения на каждом этапе обучения. Если коэффициент усвоения
Источник: https://www.i-po.ru/shpory/pedagogika1/pedagogika120.html
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики. — презентация
1 Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики ГАЛКО Е.Н.
2 Метод обучения Совокупность приемов учебной работы (Я.А. Коменский) Совокупность приемов учебной работы (Я.А. Коменский) Путь, по которому учитель ведет ученика в процессе обучения (Ч.Кулисевич) Путь, по которому учитель ведет ученика в процессе обучения (Ч.
Кулисевич) Форма реализации содержания образования (Дж. Брунер) Форма реализации содержания образования (Дж. Брунер) МО — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю.К.
Бабанский) МО — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю.К. Бабанский) МО – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающих усвоение содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н.
Скаткин) МО – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащегося, обеспечивающих усвоение содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) МО – упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения (И.П.
Подласый) МО – упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения (И.П. Подласый)
3 Прием обучения – составной элемент метода обучения, который имеет по отношению к нему частный характер Средства обучения – материальные и идеальные объекты, использующиеся в процессе обучения для реализации дидактических целей МЕТОД — это путь, способ продвижения к истине МЕТОД обучения – это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и ученика, в ходе которого решаются дидактические задачи, обеспечивается усвоение содержания образования.
4 Структура метода обучения Деятельность учителя Деятельность ученика Цель учителя Цель ученика Приемы обучения Средства обучения Упр. : Обоснуйте направление стрелок
5 Методы обучения (МО) (по Б.Б.
Аймонтасу) Рассказ Рассказ Беседа Беседа Лекция Лекция Дискуссия Дискуссия Работа с книгой Работа с книгой Демонстрация Демонстрация Иллюстрация Иллюстрация Видеометод Видеометод Упражнения Упражнения Лабораторный метод Лабораторный метод Практический метод Практический метод Познавательная игра Познавательная игра Методы программированного обучения Методы программированного обучения Обучающий контроль Обучающий контроль Ситуационный метод Ситуационный метод
6 Классификации методов обучения
7 Методы обучения (П.И. Пидкасистый) Основание: деятельность Методы учителя Рассказ Беседа объяснение Методы ученика Упражнения Самостоятельная работа
8 Методы обучения (Основание: источник получения знаний) Словесные методы (устное и печатное слово) 1.Рассказ 2.Объяснение 3.Беседа(вводная, эвристическая, вступительная и пр.) 4. Дискуссия 5. Лекция 6. Работа с учебником и книгой Наглядные методы 1.
Наблюдаемые явления 2. Наглядные пособия метод иллюстраций метод демонстраций Практические М Упражнения (устные, письменные, графические, учебно-трудовые; У.
воспроизводящие и тренировочные ) Лабораторные занятия Практические занятия Методы дидактичесих игр
9 Методы обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер) Основание: характер познавательной деятельности по усвоению материала Объяснительно- иллюстративные М. Репродуктивные М. Исследовательские М М. проблемного изложения М. частично-поисковые
10 Методы обучения (Основание: дидактическая цель) Методы изложения новых знаний Методы повторения и закрепления знаний М. применения знаний Методы контроля
11 Методы обучения (В.А. Онищук) Основание: дидактические цели занятий и виды деятельности учителя и учащихся Коммуникативный метод Цель: усвоение готовых знаний Познавательный М.
Цель: восприятие, осмысление, запоминание Преобразовательный М. Цель: усвоение и творческое применение умений и навыков Систематизирующий М.
Цель: обобщение и систематизация полученных знаний Контрольный метод Цель: выявление качества усвоения З, У, Н и их корекция
12 Классификация методов обучения по Ю.К.Бабанскому 1 группа Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности 2 группа Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности 3 группа Методы контроля и самоконтроля в обучении
13 1.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности По источнику передачи и восприятия учебной информации Словесные (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, конференция) Наглядные ( иллюстрация, демонстрация Практические (лабораторные опыты, упражнения, учебно-производственный труд) По логике передачи и восприятия учебной информации индуктивныедедуктивные По степени самостоятельности мышления обучающихся репродуктивные Продуктивные (проблемные, проблемно-поисковые, эвристические) По характеру управления учебной работой Работа под управлением учителя Самостоятельная работы (работа с книгой, письменные задания,) лабораторная работа, работа в мастерских 1 группа методов обучения (по Ю. К. Бабанскому)
14 2.
Методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности Стимулирование интереса к учению: Познавательные игры Учебные дискуссии Создание ситуаций занимательности Создание ситуаций успеха Стимулирование долга и ответственности: Убеждение Предъявление требований Упражнение в выполнении требований Поощрение и порицание 2 группа методов обучения (по Ю. К. Бабанскому)
15 3.
Методы контроля и самоконтроля в обучении Методы устного контроля Устный опрос: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, программированный опрос Устный самоконтроль: устные зачеты и экзамены Методы письменного контроля Письменный опрос: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, программированный опрос Письменный самоконтроль: письменные зачеты и экзамены Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля Контрольно-лабораторные работы Машинный контроль Лабораторно-практический самоконтроль 3 группа методов обучения (по Ю. К. Бабанскому)
16 Функции МО 1. Обучающая 2. Развивающая 3. воспитывающая 4. побуждающая 5. контрольная МО в разной степени пригодны для выполнения этих функций МО в разной степени пригодны для выполнения этих функций ? Напр. МО «Рассказ» — пригоден для 1, 2, 3, 4 и в меньшей степени пригоден для 5.
17 Эффективность МО МО Задачи формирования: 1. Кругозора, мировоззрения 2. Теоретических знаний 3. Практических, трудовых умений 4. умений систематизировать и применять знания 5. Умения учиться, навыков самообразования 6. Навыков упрочения знаний, умений ? Напр. МО «Рассказ» – хорошо решает задачи 1, 2, 4. 6 и непригоден – 3, 5 Задачи развития: 1. мышления 2.
познавательного интереса 3. активности 4. памяти 5. воли 6. способности выражать мысли 7. эмоций ? Напр. МО «Рассказ» – хорошо решает задачи 1, 2, 4, 5, 7 и непригоден – 3, 6 Побуждают к : 1. продуктивному мышлению 2. применению полученных ЗУ 3. проявлению инициативы, самостоятельности 4. соревнованию 5. коллективному сотрудничеству ? Напр.
МО «Рассказ» – непригоден для 1, 2, 3, 4, 5
18 Выбор методов обучения зависит от: целей и задач обучения, целей и задач обучения, соответствия закономерностям и принципам обучения содержания темы, соответствия закономерностям и принципам обучения содержания темы, условий обучения, условий обучения, уровня знаний, умений, навыков учащихся, уровня знаний, умений, навыков учащихся, возрастных особенностей учащихся, возрастных особенностей учащихся, индивидуальных особенностей и способностей учащихся. индивидуальных особенностей и способностей учащихся.
19 Д/З Особенности деятельности учителя и учащихся (при использовании различных методов обучения) Особенности деятельности учителя и учащихся (при использовании различных методов обучения)
Источник: http://www.myshared.ru/slide/636354/