Рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции — справочник студента

Российской Конституцией установлено, что правосудие в нашей стране может осуществляться исключительно судом.

В России граждане и организации могут обращаться за защитой своих прав в Конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, военные суды. Кроме того, существует негосударственный судебный орган – Третейский суд.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Во избежание ошибок при обращении в суд с подведомственным ему вопросом, следует знать, какие категории дел рассматриваются какими судами.

Конституционный суд

Порядок создания и действие Конституционного суда установлено Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ от 21.07.1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный суд уполномочен разрешать дела, касающиеся вопросов права, в то время как сами фактические обстоятельства дела конституционный суд не рассматривает.

В Конституционный суд могут подавать свои обращения граждане, организации, должностные лица в том случае, если они считают, что нарушены их права и свободы, установленные Конституцией РФ при разрешении их дела в суде, если считают, что какие-либо положения нормативного акта не соответствуют Конституции РФ, либо считают, что сами положения Конституции изложены неопределенно и необходимо их уточнить.

Суды общей юрисдикции

В судах общей юрисдикции разбираются гражданские, уголовные дела, дела об административных правонарушениях.

Гражданские дела

Порядок рассмотрения гражданских дел в суде общей юрисдикции устанавливается гражданским процессуальным кодексом РФ.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Основные концепции развития личности - справочник студента

Оценим за полчаса!

В суд общей юрисдикции направляют исковые заявления для рассмотрения дел, в которой одной из сторон является гражданин.

Если вы находитесь в Москве, гражданский адвокат Носков Игорь Юрьевич окажет квалифицированную юридическую помощь и защитит интересы предпринимателей и компаний, оказавшихся в спорной или затруднительной ситуации. Если ваша проблема связана с подрядом, недвижимостью, оказанием услуг, торговлей, денежными обязательствами или банкротством, вы пришли по адресу.

«Если судиться, то побеждать» — это принцип, которому Игорь Юрьевич следует в своей работе, а десятки выигранных дел говорят сами за себя.

В суд общей юрисдикции предъявляются:

  • иски по делам, касающимся гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных и др. правоотношений.
  • исковые заявления о взыскании денежных средств с должника или истребовании движимого имущества, по которым выдается судебный приказ (например, требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, выплата алиментов, о невыплаченной заработной платы работнику и др.);
  • исковые заявления на неправомерные действия или бездействия государственных органов.
  • исковые заявления, по которым производство проводится в особой форме (особое производство) (например, когда необходимо установить какой-либо юридический факт, об усыновлении детей, о признании гражданина недееспособным и др.)
  • когда необходимо оспорить решение третейских судов или получить исполнительный лист на решение, выданное третейским судом.

В качестве первой инстанции гражданские дела в судах общей юрисдикции рассматривают мировые судьи и районные суды.

Мировому судье будет принадлежать право разбирать дело в том случае, если:

  • сумма искового заявления составляет до 50 тысяч рублей (в том числе при разделе имуществасупругов);
  • расторгается брак, и у родителей отсутствует спор о нахождении и воспитании детей;
  • по делу выдается судебный приказ;
  • когда устанавливается порядок пользования имуществом гражданина.

Все остальные дела рассматриваются районным судом.

  • Рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции - Справочник студента
  • Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Иск о расторжении брака, если есть дети, но нет споров по ним».
  • Или посмотрите ЗДЕСЬ, как взыскать алименты на детей через суд.

Дела об административных правонарушениях

  1. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях установлен в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
  2. В Судах общей юрисдикции рассматриваются дела об административных правонарушениях, если одной из сторон данного дела является гражданин.
  3. Районные суды рассматривают дела об административных правонарушениях, в случаях, если по ним установлено административное расследование, а также, если наказание за правонарушение следует в виде выдворения за пределы РФ, приостановление деятельности или дисквалификацию должностных лиц государственной или муниципальной службы.
  4. Дела о нарушении законодательства о собраниях и митингах, законодательства о культурно-исторических ценностях, о неповиновении сотрудникам государственных служб, а также некоторые правонарушения, посягающие на общественную безопасность и порядок, разрешаются исключительно районными судами.
  5. В остальных случаях административные дела рассматривают мировые судьи.

Уголовные дела

Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Уголовные дела могут рассматриваться судьями районных судов и мировыми судьями. По ходатайству обвиняемого к участию в уголовном процессе могут привлекаться присяжные заседатели.

Обжалование судебных решений (приговоров) в суде общей юрисдикции

Районный суд является апелляционной инстанцией для подачи жалобы на решение мирового судьи, а верховный суд республики, краевой, областной суд, суд автономного округа являются апелляционными инстанциями для решений районных судов.

Кассационные жалобы подаются в Президиум верховного суда республики, края, областного суда, а также в Судебные коллегии Верховного Суда РФ.

Военные суды

Военные суды образуются и действуют в порядке, установленном Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ от 23.06.1999 «О военных судах Российской Федерации».

В военный суд подают иски военнослужащие и те, кто находится на военных сборах.

Военный суд рассматривает:

  • иски военнослужащих и граждан, находящихся на военных сборах, по гражданским и административным делам;
  • дела о совершенных военнослужащими и гражданами, находящимися на военных сборах уголовных преступлениях и административных правонарушениях.

Арбитражные суды

Деятельность Арбитражных судов РФ регулируются федеральным конституционным законом «Об Арбитражных судах в Российской Федерации». Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

В Арбитражных судах рассматриваются споры, касающиеся предпринимательской и экономической деятельности, т.е. иски между организациями и индивидуальными предпринимателями, а также между госорганами и организациями и ИП.

Судьи арбитражных судов рассматривают:

  • экономические споры;
  • заявления о неправомерных действиях и бездействиях государственных органов, неправомерных решений государственных органов (должностных лиц);
  • исковые заявления о совершенных административных правонарушениях;
  • дела об оспаривании решений третейских судов;
  • о выдаче исполнительных листов на решения третейских судов.

Некоторые дела рассматриваются только арбитражным судом:

  • дела о банкротстве;
  • дела по корпоративным спорам;
  • споры по вопросу государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • споры о деятельности депозитариев;
  • о защите деловой репутации.

Специализированный арбитражный суд — Суд по интеллектуальным правам

Исковые заявления в защиту нарушенных интеллектуальных прав подаются в специализированный арбитражный суд — Суд по интеллектуальным правам.

В данном суде рассматриваются, например, дела о нарушении патентных прав, прав на «ноу-хау», нарушение прав индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг и т.п.

Третейский суд

В третейском суде может быть рассмотрен любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, при условии, что на такое разрешение спора согласны обе стороны спора и между ними заключено третейское соглашение.

Исключением является рассмотрение дела о банкротстве, которое не может быть передано в третейский суд.

Источник: https://legalmap.ru/articles/kp/jud/kakie-sudy-dela/

Подведомственность дел

Рассмотрение гражданских дел в судах общей юрисдикции - Справочник студентаВ каждом процессуальном кодексе России (ГПК, АПК, КАС) встречается термин “подведомственность дел”, без расшифровки.  Так что это такое?

С помощью этого института определяется уполномоченный на рассмотрение спора между лицами орган. Перед подачей искового заявления, до и в целом обращения в суд или с жалобой в государственный орган, нужно разобраться с подведомственностью. В законодательстве РФ такой термин не имеет определения.

Подведомственность можно определить как полномочия судов, арбитражных, третейских судов, нотариата, государственных органов разрешать определенные правовые вопросы. К примеру, защита трудовых прав может осуществляться с помощью обращения в комиссию. Нарду с этим, подведомственность – это возможность защитить свои права.  

Рассмотрим подробнее принципы подведомственности дел и ее разновидности.

Разновидность подведомственности дел

По форме защиты выделяют следующие виды подведомственности:

  • судебная – заключается в компетенции различных видов судов (например, арбитражный суд, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ).
  • административная – полномочия административных органов (органов власти);
  • общественная – полномочия нотариата, третейских судов и иных органов, которые носят общественную, или смешанную общественную и государственную направленность.

Чаще всего термин подведомственность дел употребляется касательно судебной подведомственности. И эти правила обязан учитывать каждый, кто намерен обратиться в суд за защитой прав.

Судебная подведомственность дел

Включает несколько видов:

  • исключительная (единичная), когда рассмотрение дела является только компетенцией суда, и принятие решения иным органом исключено;
  • альтернативная, когда дело может быть рассмотрено по существу по выбору заявителя. В суде либо другом органе, определенном федеральным законодательством. В случае обращения в суд альтернативность утрачивается. Уполномоченный орган власти не вправе будет рассматривать спор. В случае обращения сначала в орган власти (как досудебный порядок урегулирования спора), право на обращение в суд не утрачивается;
  • договорная – выбор органа происходит по желанию сторон (например, третейский суд);
  • императивная (условная) подведомственность дел, когда законом предусмотрен строгий порядок разрешения спора, т.е. соблюдение досудебного порядка.

Суды осуществляют правосудие исключительно исходя из подведомственности дел. При нарушении подведомственности, суд вынесет определение об отказе в принятии искового заявления. А если иск был принят, дело подлежит прекращению.

Следует заметить, при предъявлении в суд с искового заявления, содержащего несколько требований, часть которых относятся по подведомственности к судам общей юрисдикции, другая – к арбитражному суду, если разделение требований недопустимо, иск подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

При наличии возможности разделения исковых требований, судья выносит определение о принятии требований в части, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в удовлетворении в части, подведомственной арбитражному суду.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

Подведомственность дел отличается от подсудности. Последняя – разграничивает полномочия суда по рассмотрению спора в системе судов общей юрисдикции (мировой, районный, суд субъекта РФ, Верховный суд).

Суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские дела с участием граждан и организаций, органов власти, кроме тез дел, которые подведомственны арбитражным судам (подробности – ниже).

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ (ГПК РФ) судам общей юрисдикции подведомственны:

  • споры, где сторонами выступают граждане, предприятия, государственные органы власти о защите интересов и прав, возникающих из жилищных, гражданских, земельных, семейных, трудовых, экологических и прочих правоотношений;
  • споры, разрешаемые в порядке приказного судебного производства (заявление о выдаче судебного приказа);
  • дела особого производства;
  • оспаривание решений третейский судов, а также рассмотрение заявлений о выдаче исполнительных документов для последующего предъявления его в службу федеральных приставов для принудительного исполнения, об оказании содействия третейским судам;
  • дела о признании решений судов других государств.

Судам также подведомственны другие дела, определенные законом к их компетенции. В суды общей юрисдикции РФ могут обращаться и иностранные граждане и лица без гражданства, но с учетом норм международного частного права.

Подведомственность дел арбитражным судам, дела административного судопроизводства

Арбитражные суды рассматривают только определенные категории дел, имеющих экономический характер и связанных с предпринимательской деятельностью.

Во-первых, это определенный статус и у истца, и у ответчика (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель). Во-вторых спор должен быть связан с предпринимательской или экономической деятельностью.

Безусловно, если предприниматель обращается с иском по личным вопросам (к примеру, расторжение договора купли-продажи жилья, используемого для проживания семьи).

Но есть ряд дел, которые рассматривают только арбитражные суды.  Независимо от того, являются ли их участниками предприниматели.

Это дела о несостоятельности (банкротстве), об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, о защите деловой репутации в предпринимательской сфере и т.п. (перечень приведен в ст. 29 АПК РФ). 

Что касается подведомственности дел административного производства, их рассмотрение подсудно судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Источник: https://iskiplus.ru/podvedomstvennost-del/

Проблемы инстанционности в судах гражданской юрисдикции

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ПРОБЛЕМЫ ИНСТАНЦИОННОСТИ В СУДАХ ГРАЖДАНСКОЙ ЮРИСДИКЦИИ

Гражданская юрисдикция на современном этапе осуществляется в Российской Федерации двумя самостоятельными судебными системами: системой арбитражных судов и системой судов общей юрисдикции. В рамках последней осуществляется и уголовное судопроизводство. Инстанционное устройство обеих систем в корне различно.

В судах общей юрисдикции инстанций формально три: первая, вторая (апелляция или кассация) и надзорная. Реально же речь идет о пяти инстанциях, поскольку надзорная инстанция представляет собой практически автономную систему из трех звеньев, и конкретное дело может последовательно переходить из одной надзорной инстанции в другую, уровнем выше.

Здесь налицо собственная инстанционность и собственная подсудность (ст. 377 ГПК РФ). Одна из причин «вертикального утроения» надзорной инстанции — в неоднородности судов второй инстанции, другая — в правилах так называемой родовой (предметной) подсудности дел судам первой инстанции.

Производство по второй инстанции в судах общей юрисдикции существует двух видов: апелляционное — для пересмотра решений мировых судей и кассационное — для всех остальных судов, рассматривающих дела по первой инстанции. Апелляционной инстанцией для мировых судей стал суд районный. Районный суд к тому же является и первой инстанцией для ряда категорий дел.

Для этих дел, а также для дел, рассмотренных по первой инстанции в суде субъекта Федерации и Верховном Суде РФ, существует кассационный тип пересмотра решений.

Кассационное рассмотрение, в свою очередь, тоже неоднородно: для районных судов кассационной инстанцией является судебная коллегия по гражданским делам суда субъекта Федерации; для суда субъекта Федерации кассационной инстанцией будет Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ; а для решений Верховного Суда — Кассационная коллегия Верховного Суда РФ. Среди кассационных судов также образовались собственные правила подсудности.

Таким образом, в общей сложности четыре различных по уровню и месту расположения структуры производят пересмотр решений, не вступивших в законную силу.

Между тем такой пересмотр требует специализации (как судей, так и судов) и не должен осуществляться наряду с другими функциями. Создаются дополнительные проблемы с формированием состава судей при рассмотрении конкретного дела, поскольку процессуальное законодательство (ст.

Читайте также:  Индивидуальные особенности памяти и её развитие - справочник студента

17 ГПК) построено по принципу недопустимости контролирования собственных действий или выполнения собственных указаний.

Надзорное производство в системе судов общей юрисдикции осуществляют: президиум суда субъекта Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда и Президиум Верховного Суда. Таким образом, суды субъектов Федерации и Верховный Суд РФ соединяют все виды судебных инстанций: первую, вторую и третью.

Уже отмечалось выше, что каждая функция требует специализации. Не должен один и тот же суд и рассматривать дела по существу, и осуществлять пересмотр не вступивших в законную силу судебных актов и надзорное производство. Теряется смысл и назначение инстанционности как последовательного перехода дела из суда нижестоящего в суд вышестоящий.

Такой переход предполагает не просто иной состав судей (но в рамках одного профессионального сообщества — конкретного суда), но предполагает иной суд, иное профессиональное сообщество, не связанное корпоративным интересом с нижестоящей инстанцией.

Так, соединение в рамках арбитражного суда субъекта Федерации первой и апелляционной инстанций справедливо критиковалось в литературе, и в конечном итоге законодатель пошел на необходимые перемены.В.В.

Ярков в своих замечаниях к проекту ГПК указал на неприемлемость сохранения трех надзорных инстанций в гражданском процессе

Апофеозом всех нелепостей, связанных с соединением разных инстанций в одном судебном органе, является ст. 377 ГПК.

И дело даже не в том, что правоприменителю (особенно столкнувшемуся с данной нормой впервые) достаточно сложно определиться с подсудностью конкретной надзорной жалобы.

Вопрос следует поставить иначе: а ради чего существуют правила подсудности надзорных жалоб? Дают они что-то заявителю в плане защиты его прав, доступности правосудия? Или помогают сделать судебное разбирательство более компетентным?Ответ на оба вопроса будет однозначно отрицательным. Положения ст.

377 ГПК полностью зависимы от правила о рассмотрении дел по первой инстанции всеми звеньями судебной системы. И мировые судьи, и судьи районных судов, и судьи судов субъектов Федерации, и судьи Верховного Суда РФ среди своих полномочий имеют одно общее: они могут действовать в качестве суда первой инстанции.

Поэтому у каждого дела, в зависимости от того, где оно было рассмотрено по первой инстанции, образуется собственная «надстройка» из контролирующих инстанций. Распределение дел, рассматриваемых по первой инстанции, между судами различного уровня производится по правилам родовой подсудности. В этих правилах нам и видится корень проблемы. Пока они существуют, избавиться от соединения несоединяемых функций в одном суде, от нелепой надзорной инстанционности будет невозможно.Обратимся к сущности и назначению родовой подсудности. Принято считать, что регламентация стадий судопроизводства находится в прямой зависимости от содержания Закона о судебной системе. «содержание правил ГПК и иных федеральных законов, устанавливающих нормы подсудности, зависит от устройства судебной системы»

На наш взгляд, напротив, имеет место обратная зависимость: построение системы судов общей юрисдикции зависит от норм родовой подсудности. Именно в правилах родовой подсудности заложена политическая воля. Попробуем это доказать.Для начала напомним, когда и для чего в составе Верховного Суда РФ была образована кассационная коллегия.

Изначально в составе Верховного Суда этот орган не задумывался. Если бы законодатель сначала продумал и создал оптимальную судебную систему, а потом — в соответствии с ней — правила подсудности, то кассационная коллегия была бы образована одновременно с появлением первой категории дел, рассматриваемых Верховным Судом по первой инстанции.

Но реально законодатель имел в виду сначала родовую подсудность, а затем «подгонял» под нее судебную систему.

Кассационная коллегия в Верховном Суде была создана под давлением правовой позиции Конституционного Суда, последовательно утверждавшего положение о необходимости обеспечить стадию пересмотра решения, не вступившего в законную силу, для всех без исключения дел, рассмотренных по первой инстанции.Нормы родовой (предметной) подсудности распределены в ст. ст. 23, 24, 26 и 27 ГПК.

Название «родовая (предметная)» настолько укоренилось, что возражений не вызывает, вся учебная литература оперирует именно этим термином. Между тем процессуальное законодательство этого термина избегает, причем даже с риском быть ошибочным: достаточно указать на ст. 32 ГПК, где попытка избежать данного термина привела к неопределенности в отношении дел, подсудных мировым судьям.Нормы ст.

23 (ч. 1), ст. 26 (ч. 1), ст. 27 (ч. 1) сконструированы как перечни.Перечни не являются исчерпывающими, так как ч. 2 ст. 23, ч. 2 ст. 26 и ч. 2 ст. 27 предусматривают, что федеральными законами к подсудности мировых судей, суда субъекта Федерации и Верховного Суда могут быть отнесены и другие дела. Подобный подход сам по себе вызывает возражения.

Процедурные по существу правила позволено устанавливать «иным федеральным законам», т.е. непроцессуальным по характеру и содержанию. Любая корпоративная группа, стоящая за конкретным федеральным законом, может в своих интересах предусмотреть, что интересующие их категории дел будут рассматриваться, к примеру, в Верховном Суде.

Какими критериями они при этом руководствовались и насколько были компетентны, установить невозможно. На наш взгляд, это та самая ситуация, которую Конституционный Суд характеризует «произвольно выбранным судом». Суд избран именно произвольно, несмотря на то, что подсудность дела установлена законом. «Произвольность» как раз в том, что это может быть любой федеральный закон, каких немыслимое множество. Вряд ли специальное (не процессуальное) законодательство способно осмысленно подойти к пониманию сущности и роли подсудности.

Распыленность действующего законодательства о подсудности по различным федеральным законам, на наш взгляд, находится в противоречии с Конституцией РФ и ГПК. Часто цитируемая ч. 1 ст. 47 Конституции говорит о подсудности, установленной законом.

Гарантируя право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, Конституция не может иметь в виду последующего распыления конституционной гарантии по бесчисленному множеству федеральных законов вплоть до превращения такой гарантии в фикцию.

Следует учитывать также и статус ГПК в области регулирования им процессуальных отношений: он является «первым среди равных», имеет в этих вопросах приоритет перед другими федеральными законами (ч. 1 ст. 1 ГПК, ст. 4 Федерального закона «О введении в действие ГПК РФ»).

Конституционный Суд РФ на примере уголовно-процессуального законодательства разъяснил, что самостоятельные сферы правового регулирования могут быть максимально унифицированы путем кодификации.

Кодифицируя нормы, регулирующие определенную сферу, законодатель вправе установить приоритет кодекса перед иными федеральными законами в регулировании правоотношений в этой сфере. Приоритет кодекса не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулировани. В нашем случае такой специальный предмет регулирования — это гражданское судопроизводство, и в данной сфере ГПК имеет приоритет перед иными федеральными законами.

Изложенное свидетельствует о том, что ГПК в регулировании процессуальных отношений отводится особая роль. Именно ГПК (в полном соответствии с ч. 1 ст. 47 Конституции РФ) должен исчерпывающим образом регулировать правила подсудности. «Интервенция» норм из других федеральных законов в данном вопросе недопустима.

Однако проблемы правил родовой подсудности не исчерпываются произвольным вторжением в процессуальные правила норм других законов. Даже исчерпывающие перечни дел, подсудных мировому судье, районному суду, суду субъекта Федерации и Верховному Суду, не решат проблемы соединения в одном суде различных инстанций.

Не может эффективно функционировать система, где границы инстанций до такой степени размыты.

Выше уже отмечалась устойчивость термина «родовая (предметная) подсудность». Считается, что это название происходит от того, что с помощью данных правил разграничение компетенции судов различных звеньев производится в зависимости от рода дел или по предмету спора.

Целесообразность существования таких правил не подвергается сомнению

Действительно ли в основе правил лежит род дела или предмет спора? Отчасти это так: только мировые судьи рассматривают дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества (п. 3 ч. 1 ст.

23 ГПК), только Верховный Суд рассматривает дела об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки (п. 3 ч. 1 ст. 27 ГПК). Но, с другой стороны, имущественные споры могут быть предметом рассмотрения как у мирового судьи, так и в районном суде — все зависит от цены иска (п. 5 ч. 1 ст.

23 ГПК). Районные судьи примут на себя компетенцию мирового судьи, если, к примеру, дело о разводе сопряжено со спором о детях (п. 2 ч. 1 ст. 23 ГПК). Поэтому сказать, что в основе разграничения компетенции лежит род дел или предмет спора, будет явной натяжкой.

Скорее, прослеживается стремление отделить дела, по мнению законодателя, более «простые», менее трудоемкие, не требующие длительного судебного разбирательства и сложной доказательственной деятельности, и поручить их рассмотрение мировому судье.

Минусы такого подхода состоят в том, что спрогнозировать заранее сложность дела и объем доказательственной деятельности по нему невозможно или затруднительно.Что касается распределения компетентности между Верховным Судом, судами субъектов Федерации и районным судом, то в его основе даже близко не усматривается ни предмет спора, ни род дел.

Дела об оспаривании нормативно-правовых актов, обжаловании решений избирательных комиссий, о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, дела об оспаривании действий и решений — эти категории дел присутствуют в компетенции всех трех уровней судов.

Значит, в основе правил о родовой подсудности лежит иной критерий, но никак не декларируемый род дел (предмет спора).

Сопоставляя нормы ст. 27 и ст. 26 ГПК, нетрудно заметить основу разграничения: она зависит от уровня субъекта, издавшего акт или принявшего решение, уровня избирательной комиссии, общественного объединения, религиозной организации и т.д. в их собственной (внутренней) иерархической системе.

То есть нормы родовой подсудности подчиняются субординации несудебных органов.Особенно наглядно влияние внешней (по отношению к судебной) иерархической системы проявляется при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Верховный Суд РФ в определениях Судебной коллегии по гражданским делам, обзорах судебной практики, ответах на вопросы последовательно проводит идею о том, что подсудность дел об оспаривании нормативных правовых актов определяется исходя из уровня органа, принявшего нормативно-правовой акт, а также вводит понятие «соответствующий суд».

В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда (5Г00-16) отмечено: «Противоречие федеральным законам законов субъекта Российской Федерации, а также принятых законодательными (представительными) или исполнительными органами государственной власти субъектов РФ иных нормативных актов устанавливается соответствующими судами. Такими судами могут быть равные, в смысле разделения властей, законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации суды субъектов Российской Федерации»

  • Итак, юристы нашего центра (адвокаты Москвы, Московской области) предлагают своим клиентам следующие услуги:
  • — консультирование устное, письменное, письменные заключения (консультация юристов в офисе, адвокат с выездом к клиенту, юрист on — line. бесплатные вопросы юристу на сайте, в форуме);— юридическая консультация (VIP) , в том числе VIP бесплатная юридическая консультация на сайте и непосредственно по электронной почте постоянным клиентам и новым клиентам, пришедшим по рекомендации;— проверка документов, договоров, исковых заявлений, жалоб по всем юридическим вопросам, связанных с недвижимостью, строительством, по спорам юридических лиц;— составление адвокатом, профессиональным юристом документов, договоров, исковых иных заявлений, жалоб;

— полное сопровождение сделки, включая страхование рисков, оценки имущества, убытков, защита прав граждан при заключении договоров по приобретению имущества (в т.ч. недвижимости);

— представление адвокатом интересов в судах всех инстанций;

— юрисконсультант по обслуживанию юридических лиц (предприятий, организаций). разовые юридические консультации, постоянное юридическое обслуживание;

— другие юридические услуги по жилищному праву, жилищным спорам, гражданским делам, хозяйственным, налоговым спорам.

Информация, находящаяся на данной странице сайта: www.juristMoscow.ru, является собственностью владельцев сайта. Все права на данную информацию защищены законом.

Любое копирование информации возможно только со ссылкой на такую страницу сайта.

В случае нарушения настоящих правил копирование информации, нарушитель будет применять санкции уголовного и гражданского преследования

Источник: http://portal-law.ru/dsfsf_sdojifsdf/

Правозащитная деятельность судов общей юрисдикции при рассмотрении гражданских дел

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 22Следующая ⇒

Правозащитная деятельность – деятельность государства в лице высшего законодательного органа, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом и при неукоснительном соблюдении установленного им порядка.

Суды общей юрисдикции – это Суды, осуществляющие правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

  • Подведомственность дела суду общей юрисдикции является необходимой предпосылкой для рассмотрения гражданских дел.
  • Подведомственность — разграничение полномочий по реализации судебной власти между различными судами (разграничение компетенции).
  • Гражда́нское де́ло — правовой вопрос, возникший из гражданского, семейного, трудового, земельного или иного права, и требующий рассмотрения и разрешения юрисдикционным органом в соответствии с установленной для этого процедурой.

К гражданским делам относятся все споры, связанные с гражданским правом, в частности всевозможные имущественные споры, основанные и/или вытекающие из различных возмездных гражданско-правовых сделок (купля-продажа, хранение, мена, аренда, заем и др.

), при этом между гражданами наиболее часто возникают споры по сделкам займа денег ( например требование о взыскание займа когда срок возврата истек либо когда заемщик отрицает сам факт займа, его размер, срок или условия его возврата), возврата долгов и взыскания задолженности.

В связи с тем, что Конституция РФ гарантирует всем право на судебную защиту, любое гражданское дело может быть рассмотрено в суде. Решения иных органов по гражданским делам также могут быть оспорены в суде.

Рассмотрение гражданских дел осуществляется судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства.

Суд обязан разрешать гражданские дела на основанииКонституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актамиЗадачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

  1. Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии  других обстоятельств.
  2. Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально.
  3. Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов.
  4. Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанций суды рассматривают коллегиально.

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.

Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Читайте также:  Основные нормативные документы, определяющие методологические основы бухгалтерского учета в рф - справочник студента

Гражданское судопроизводство ведется на русском языке Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется гражданское судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право давать объяснения, заключения, выступать, заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Разбирательство дел во всех судах открытое.

Разбирательство в закрытых судебных заседаниях осуществляется по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, а также по другим делам, если это предусмотрено федеральным законом.  Деловзакрытом судебном заседании рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства.

Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Фотосъемка, видеозапись, трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения суда.

  • Решения судов объявляются публично, за исключением случаев, если такое объявление решений затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних.
  • Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  • Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
  • Суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.
  • Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/15xb84c.html

Судебный порядок разрешения споров

Правовое государство должно гарантировать каждому человеку, пребывающему на его территории, право на защиту своих интересов. Чтобы унифицировать применение норм права, законом установлен единый судебный порядок разрешения споров.

Право на обращение в суд

Защита интересов в суде – одно из основных конституционных прав, закреплённых в верховном законе нашего государства (п. 5 ст. 32, п. 2 ст. 45, п. 1 ст. 46 и п. 1 ст. 47 Конституции РФ). Его нельзя утратить или добровольно от него отказаться.

В отдельных случаях граждане имеют право рассчитывать на защиту своих интересов со стороны государственных органов и органов местного самоуправления. В частности когда речь идёт о рассмотрении споров по защите интересов неопределённого круга лиц или категории граждан, которые по каким-либо причинам не могут сами отстаивать свои права. Порядок разрешения судебных споров един для всех.

Что нужно знать для обращения в суд

Обратиться в суд с заявлением о защите своего права может каждый, для этого не обязательно иметь специальное образование. Конечно, лучше прибегнуть к помощи специалиста, которому хорошо знаком судебный порядок рассмотрения споров. Но если на это нет денег или ни один из возможных вариантов не вызывает доверия, то любой может отправиться в суд с ходатайством о разрешении спорного вопроса, вооружившись Гражданским процессуальным кодексом РФ. Унифицированные бланки документов и рекомендации по их заполнению, а также поэтапное освещение порядка рассмотрения судебных споров можно найти в интернете.

Совет! Чтобы сэкономить на судебных издержках, можно договориться с профессиональным юристом о помощи в оформлении документов и разработке стратегии аргументирования, а на суде выступать самостоятельно.

Принципы судебного разбирательства

Их надо изучить перед подачей заявления в суд. Основополагающие тезисы, без соблюдения которых нельзя говорить о честном и беспристрастном отправлении правосудия. Порядок рассмотрения судебных споров должен опираться на равноправие сторон и равенство их перед законом.  

Подсудность гражданских дел судам общей юрисдикции

Российская судебная система имеет сложное многоуровневое строение и регламентированный порядок работы. Прежде, чем обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов, следует узнать в какое структурное подразделение и на какой территории должно поступить заявление.

  Права и обязанности детей

Суды общей юрисдикции рассматривают споры, возникающие из трудовых, семейных и публично-правовых отношений. Разрешение коммерческих споров – компетенция арбитражных судов.

Выделяют два вида подсудности: родовая и территориальная. Разграничение родовой подсудности определяется статьями 23-27 ГПК РФ. Территориальная подсудность подразумевает множество нюансов и регламентируется статьями 28-32 ГПК РФ. Споры часто возникают между гражданами, проживающими на разных территориях, и порядок их рассмотрения устанавливается из соображений целесообразности.  

Инициация судебного процесса

Основанием для начала рассмотрения гражданского дела служит письменное мотивированное обращение. Форма и название этого документа, порядок его подготовки, зависят от производства, в котором будет рассмотрено обращение:

  • исковое заявление подаётся в случае, если в основе конфликтной ситуации лежит спор о праве между двумя и более лицами; при подготовке этого документа надо руководствоваться подразделом 2 раздела 2 ГПК РФ;
  • также инициализируется заявлением особое производство, в основе которого не лежит спор о праве, отсутствуют истец и ответчик, есть заявитель и заинтересованные лица (подраздел 4 раздела 2 ГПК РФ);
  • приказное производство возбуждается на основании заявления о выдаче судебного приказа – (подраздел I раздела 2 ГПК РФ).

Обращение в любом случае подаётся в письменном виде за подписью заявителя с указанием ответчика и заинтересованных сторон. Информация, которая обязательно должна содержаться в заявлении, перечислена в пункте 2 статьи 131 ГПК РФ. Структура текста должна включать в себя:

  • содержание – внятное структурированное описание событий, приведших, по мнению заявителя, к нарушению его прав или угрозе такого нарушения;
  • предмет – тот результат, которого заявитель рассчитывает добиться обращением в суд;
  • основания – мотивированное подтверждение законности своих притязаний, подкреплённое отсылкой к документам и показаниям свидетелей.

Заявление в суд обязательно требует документального подтверждения. Копии документов, подтверждающих законность требований заявителя нужно приложить к обращению и указать их перечень в тексте. Также следует приложить копии текста заявления по количеству сторон спора. Подаётся документ в канцелярию суда под роспись или отсылается заказным письмом с уведомлением.

Приняв на рассмотрение заявление, судья изучает его, знакомится с приложенными материалами и принимает решение о возбуждении гражданского производства либо об оставлении заявления без движения.

Отказ в возбуждении производства может быть только мотивированный и чаще всего связан с ненадлежащим оформлением документа или недостаточной убедительностью, изложенной в нём информации. Заявление может быть оставлено судом без движения до устранения обстоятельств, препятствующих рассмотрению спора, о чём обязательно уведомляется заявитель.

Права и обязанности участников судебного процесса

Лицо, чьё заявление принято на рассмотрение судом, становится участником судебного рассмотрения спора, приобретая при этом все сопряжённые с данным статусом права и обязанности.

Основные гражданско-процессуальные права участников судебного разрешения спора содержатся в пункте 1 статье 35 ГПК РФ.

Права и обязанности напрямую связаны с принципами судебного разбирательства:

  • право в рамках судопроизводства получать, передавать и обнародовать любую информацию, имеющую отношение к делу;
  • право задавать вопросы участникам процесса, привлекать свидетелей и предоставлять дополнительные доказательства с целью разрешения спора;
  • ходатайствовать о проведении экспертиз;
  • право знакомиться с материалами дела, снимать копии и делать выписки;
  • право истца изменить иск, отказаться от иска, право ответчика признать иск, право сторон заключить мировое соглашение;

Обязанности каждого участника в законе строго не описаны, они вытекают из прав других сторон и необходимости поддержания порядка при отправлении правосудия.

Совет! Если вас привлекают к участию в судебном производстве в качестве ответчика и вы не согласны с иском частично или полностью, не ждите даты назначенного заседания, подготовьте мотивированное возражение на иск и предъявите его на стадии предварительного слушания по делу. Так вы сэкономите своё время. 

Порядок рассмотрения судебных споров предусматривает информированность сторон о должном поведении. Чтобы не попасть в неловкое положение, приходить на заседание следует просвещённым в этих вопросах. С судебным этикетом и порядком участия в процессе можно ознакомиться, просмотрев это видео:

Этапы судебного разбирательства

Порядок рассмотрения споров строго регламентирован и разбит на этапы. Это сделано для того, чтобы стороны спора могли надлежащим образом подготовиться, а судья – составить объективное мнение об обстоятельствах дела и принять справедливое и беспристрастное решение.

Перед назначением разбирательства по делу судья обязательно проводит предварительное судебное заседание, чтобы ознакомиться с позициями сторон. Предварительная стадия судебного рассмотрения спора даёт сторонам возможность:

  • уточнить свои требования;
  • предъявить встречный иск;
  • внести ходатайства;
  • выявить обстоятельства, доказывание которых необходимо провести дополнительно, для объективного разрешения спора;
  • определиться со стратегией дальнейших действий.

Иногда для этого требуется больше одной встречи. Закон не регламентирует временной порядок предварительных слушаний, их длительность должна быть установлена в разумных пределах, чтобы не затягивать порядок рассмотрения спора.

Подготовительная часть

Этот этап начинается с открытия судебного заседания и предваряет любую официальную встречу в зале суда. В ходе подготовительной части оглашается состав суда и представителей сторон спора. Судья разъясняет присутствующим их права, истребует документы, подтверждающие право участвовать в рассмотрении спора (доверенность, ордер адвоката).

  Федеральный закон о медиации

Участники процесса заявляют отводы, в случае если таковые имеются (порядок регламентируется статьями 16-21 ГПК РФ).

На любой стадии стороны могут пойти навстречу друг другу и заключить мировое соглашение, в котором будут оговорены условия обоюдных уступок. Суд вправе не принять мировое соглашение, если это противоречит закону.

Рассмотрение дела по существу

Это главный этап в судебном рассмотрении гражданских споров. Начинается он с выступления председательствующего, который зачитывает материалы дела. После чего суд заслушивает объяснения сторон, допрашивает свидетелей и устанавливает порядок выяснения обстоятельств, на которые ссылаются стороны. Также исследуются все представленные сторонами доказательства.

Прения сторон

Ответственный момент, когда истец, ответчик и прочие заинтересованные участники судебного спора получают возможность доказать свою правоту в дискуссии.

Они подводят итог информации, собранной и обнародованной в предыдущей стадии. Порядок выступления в прениях описан статьей 193 ГПК РФ.

Стороны последовательно выступают с аргументирующими речами в поддержку своих позиций, после чего с разрешения суда обмениваются репликами.

О том, как быть убедительным, выступая в суде, и о порядке предъявления доказательств при рассмотрении спора, можно узнать, посмотрев это видео:

Принятие и оглашение решения суда

Выслушав доводы сторон и рассмотрев все представленные доказательства, суд удаляется для принятия решения по существу спора в совещательную комнату. Время, отведённое на принятие решения, также законом не регламентируется. Сразу после подписания, решение оглашается в зале судебного заседания. Сторонам разъясняется порядок обжалования. После чего заседание суда объявляется закрытым.

Участникам рассмотрения спора в суде, не присутствовавшим на вынесении решения суда, копии решения суда высылаются не позднее чем через пять дней после оглашения решения суда. В законную силу оно вступает по прошествии срока, отведенного на обжалование.

Стадии судебного процесса

Принятием решения в первой инстанции порядок рассмотрения споров не заканчивается. Если один из участников процесса не согласен с решением у него есть возможность обжаловать решение суда. Порядок обращения в последующие судебные инстанции для разрешения спора также подробно изложен в Гражданском процессуальном кодексе.

Совет! Перед подачей заявления в суд имеет смысл обратиться к судебной практике. Информация о порядке рассмотрения споров, аналогичным предмету вашего заявления, может быть полезна при сборе доказательств и аргументировании.

Конфликтные ситуации возникают ежедневно. Для их урегулирования следует пользоваться судебным порядком рассмотрения споров. Знание своих прав и обязанностей, умение прибегать к правовым инструментам – важнейшее качество цивилизованного человека.

Источник: https://PoKodeksu.ru/grazhdanskoe-pravo/poryadok-rassmotreniya-sudebnyh-sporov-po-grazhdanskim-delam-v-sudah-obschey-yurisdiktsii.html

Ольга Диордиева: Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству (в судах общей юрисдикции первой инстанции). 2-е издание. Монография

О. Н. Диордиева

  • Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству в судах общей юрисдикции первой инстанции
  • Монография
  • 2-е издание

[битая ссылка] ebooks@prospekt.org

Проводимая в России судебно-правовая реформа потребовала принципиальных изменений в процессуальном регулировании и рассмотрении гражданских споров.

В Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации 2002 г. (далее – ГПК РФ) отражены изменения в общественных отношениях с учетом задач гражданского судопроизводства, а также потребностей судебной практики в связи со значительным расширением конституционного права на судебную защиту. Соответственно последовательно решены такие вопросы, как:

  1. – действие принципов диспозитивности, состязательности, объективной (судебной) истины;
  2. – степень активности суда;
  3. – процессуальное положение прокурора;
  4. – подсудность дел мировому судье;
  5. – введение апелляционного судопроизводства;
  6. – рассмотрение жалоб на судебные постановления в порядке надзора;
  7. – место исполнительного производства в системе ГПК РФ и многие др.

Одно из направлений произведенной судебной реформы коснулось расширения гл. 14 ГПК РФ, регламентирующей стадию подготовки гражданских дел к судебному разбирательству.

Настоящее исследование проведено во взаимодействии теоретических и практических проблем. Поставленные автором вопросы совершенствования гражданского процессуального законодательства представляют интерес как для дальнейших теоретических разработок, так и для совершенствования законотворчества и правоприменительной практики.

Высказанные идеи основаны на анализе теоретических положений действующего в последние два десятилетия законодательства и уже сложившейся судебной практики его применения в районных судах, при рассмотрении дел по первой инстанции.

В книге раскрываются особенности механизма правового регулирования подготовки дела к судебному разбирательству в гражданском процессе, изложены основания для его совершенствования.

Вопросы становления, развития и дальнейшего совершенствования правового регулирования института подготовки дела к судебному разбирательству актуальны по сей день. Поскольку подготовительная стадия судопроизводства становится основной работой судьи, как и стадия рассмотрения дела по существу.

Рост гражданских дел отмечается на протяжении всего развития судебной системы, усложняется и характер гражданско-правовых споров.

Так, по данным судебной статистики, в 2003 г. к производству судами всех уровней было принято 5190 тыс гражданских дел, что на 5 % больше, чем в 2002 г.; в 2002 г. судами было рассмотрено 5 млн. гражданских дел, что на 4 % выше, чем в 2001 г.

Такая тенденция увеличения числа дел не изменяется и в наши дни. В 2013 г. судами РФ рассмотрено 128 311 939 гражданских дел, что больше, чем в 2012 г. на 20 % (в 2012 г. рассмотрено 10 259 008 гражданских дел)1.

Каждое гражданское дело затрагивает интересы минимум двух субъектов (одного истца и одного ответчика), но участвующих в деле субъектов часто больше двух. При осуществлении правосудия по гражданским делам, осуществляется функция государства – разрешение правовых споров.

Разрешение правового спора в суде при рассмотрении дел начинается с принятия заявления и подготовки дела к судебному разбирательству.

Книга написана для практикующих юристов, лиц, интересующихся правом. Она будет интересна и студентам, изучающим дисциплину «Гражданское процессуальное право».

При написании книги использован личный опыт работы автора федеральным судьей районного суда г. Москвы.

Отдельные положения, изложенные в книге, были опубликованы в ряде статей в журналах Издательской группы «Юрист» и в сборниках статей международных научно-практических конференций, проводимых Федеральным агентством по образованию, МЭСИ, Институтом права и гуманитарного образования.

Глава 1. Понятие «подготовка дела к судебному разбирательству» в гражданском процессуальном праве РФ и процессуальной науке

1. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству как стадия гражданского процесса

Гражданское процессуальное право призвано регулировать порядок судопроизводства при осуществлении правосудия судами общей юрисдикции. Для успешного осуществления данной юрисдикционной функции государства и защиты прав субъектов, обращающихся в суд, необходима рациональная организация порядка судопроизводства.

Порядок данного судопроизводства регулируется нормами гражданского процессуального права. Реализация норм гражданского процессуального права и реальное осуществление гражданско-процессуальных отношений между судом и лицами, участвующими в деле, а также лицами, содействующими осуществлению правосудия, воплощается при рассмотрении конкретных дел, подведомственных судам общей юрисдикции.

Сама деятельность по рассмотрению гражданских дел именуется гражданским процессом.

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/yurisprudenciya/376893-olga-diordieva-podgotovka-grazhdanskih-del-k-sudebnomu-razbiratelstvu-v-sudah-obshhej-yur.html

Ссылка на основную публикацию