Психология подростка — справочник студента

Психология подростка - Справочник студента

Психология подростка - Справочник студента

Психология подростка - Справочник студента

Психология подростка - Справочник студента

Характеристика учеников 1 — 4 классов

Предлагаю вашему вниманию четыре характеристики на учащихся 1-4 классов. Материал содержит характеристики на отстающего ученика, на учащегося из неблагополучной семьи, на опекаемого ребенка и на успевающего ученика. Характеристики были написаны для предъявления на ПМПК, для предоставления в суд и в комиссию ПДН.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Психология подростка - Справочник студента

Психология подростка - Справочник студента

Психология подростка - Справочник студента

Психология подростка - Справочник студента

Психология подростка - Справочник студента

Психология подростка - Справочник студента

Характеристика трудного подростка

Характеристика на подростка  состоящего на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних, в УФСИН. В данной характеристики прописанный не только личностные качества воспитанника, но и педагогические меры воздействия направленные на профилактику преступлений,и правонарушений у данного подростка.

Характеристика на воспитанника центра помощи детям, обучающегося по программе VII вида

Информация на воспитанника по адаптации в учреждении пишется воспитателем. В информации указывается, как прошел адаптационный период, успеваемость в школе, занятость в системе дополнительного образования, межличностное общение.

Дополнительно в информации указывается, с кем из родственников установлена связь, делаются выводы о возможности временной передачи ребенка (гостевой режим) и под опеку.

В данном случае, ребенок, благодаря усилиям администрации и педагогов группы, возвращен в кровную семью.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Взаимосвязь биологического и социального в личности - справочник студента

Оценим за полчаса!

Характеристика на трудного ученика 2 класса

Характеристика составлена на ученика 2 класса, имеющего частые нарушения дисциплины, повышенную двигательную активность, безразличие к учебе.

Ученик постоянно конфликтовал с учителями и одноклассниками, портил чужое и школьное имущество, отличался вызывающим поведением, неусидчивостью. К целенаправленной деятельности не способен.

Активных действий в воспитании ребенка со стороны родителей не наблюдалось. Контроль за успеваемостью отсутствовал. 

Характеристика на ученика 7 класса со спортивной мономанией

В характеристике отражена личность подростка, у которого спорт занимает неправомерно большое место в жизни. Фанатичная преданность этому занятию, команде и тренеру формирует однобокую личность, лишенную высоких моральных принципов и духовных ценностей.

В характере и отношениях доминирует утилитаризм, циничное отношение к другим занятиям, к окружению, как сверстникам. так и взрослым. Чувство превосходства соседствует с неуверенностью, страхами, тревожностью.

Однобокое развитие наблюдается в эмоциональной,  интеллектуальной и социальной сфере. У подростка слабо развит эмоциональный интеллект, не реализуется его потенциал в учебной деятельности, ему трудно налаживать отношения со сверстниками.

Постоянные конфликты с учителями, родителями по поводу учебы стали нормой. Подросток идет на грубый шантаж, чтобы его оставили в покое, не «надоедали» с уроками. 

Характеристика ученика 2 класса в ситуации семейного кризиса

В характеристике отражено влияние семейной ситуации на состояние ребенка. Родители в этой семье давно развелись, но у них продолжается борьба за власть. В ней мать использует ребенка как орудие давления на отца и способ мести ему.

Понятно, что в такой ситуации, когда не принимаются в расчет чувства самого ребенка, последний находится в самом тяжелом положении. Он лишен права голоса, права самостоятельного принятия решений и действует по указке матери и под ее давлением.

Все слабые черты личности в этом случае начинают играть доминирующую роль.

Характеристика предназначена для классного руководителя, который должен учитывать индивидуальные характеристики ребенка при обучении, для психолога, который может использовать ее при беседе с родителями ребенка с целью достижения компромисса в их отношениях.

Источник: https://pedsovet.su/charakterisika_slabogo_uchenika

Психология подростка: первые шаги во взрослую жизнь

Психология подростка - Справочник студента

Особенности психологии подросткового возраста

Психология подростка - Справочник студента

Начиная с 11 или 12 лет, у ребенка происходит формирование поведенческих основ, определяются нравственные представления и моральные нормы на основе усвоенных социальных установок.

В усвоении школьных дисциплин, у подростков, из-за особенностей развития, могут возникать сложности. Кроме неуспеваемости, нередко встречается и неадекватное поведение.

Для того, чтобы обучение проходило успешно, необходима мотивация, с помощью которой можно придать ему важность.

Часто подростки пренебрегают основным условием любого обучения — стремлением к получению знаний и даже противодействуют процессу обучения.

Психология подростка: независимость и самоуверенность

Психология подростка - Справочник студента

В психологии подростка и его внутреннем мире начинаются изменения:

  1. Становится невероятно сильной тяга к общению со сверстниками, выяснение позиций других и своего места в коллективе. Это может быть лидерская позиция, нейтральная или несколько отстраненная. Мнение друзей часто начинает быть более весомым, чем оценка взрослых или педагогов. Для подростка слишком много значит группа, ее влияние иногда безгранично. Если его популярность подвергается сомнению, у него возникает сильное беспокойство.
  2. У школьников младшего возраста тревожность повышается при контакте с незнакомыми им взрослыми. А у подростков чувство тревоги резко возрастает при общении с родителями и сверстниками.
  3. Быстрые физиологические изменения, вызванные гормональной перестройкой в организме, приводят к изменению поведения подростков. Из-за снижения активности доминирующего центра коры головного мозга, внимание ухудшается. Теперь оно более неустойчивое и непродолжительное.
  4. Половое созревание способствует быстрому росту и появлению вторичных половых признаков, что вызывает у подростков интерес к своему телу. Соответственно своим представлениям, они стремятся выглядеть более женственно или мужественно. Начинают иначе относиться к сверстникам-девочкам, так как понимают, что перед ними представители другого пола.Психология подростка - Справочник студента

У подростков все физиологические перемены временные. Вместе с завершением процесса полового созревания и стабилизацией гормонального фона, они вновь начинают улучшаться.

Подростковая психология и основные психологические изменения

Психология подростка - Справочник студента

Родителям и педагогам нужно обращать внимание на то, что в этот период у подростков происходят такие психические процессы как:

  1. Перемены в памяти и мышлении. У младших школьников мыслительные процессы близки к вспоминанию. У подростков термин «вспоминать» начинает означать «мыслить». То есть для эффективного запоминания нового материала, им потребуется установить логическую связь между отдельными частями.
  2. Обогащение речи — подростки уже хорошо декламируют и самостоятельно подготавливают выступления.
  3. Развивается самосознание. Обостряется чувствительность к мнению других о собственной внешности, уровне знаний или компетентности в какой-то области.
  4. Поведение подростков также меняется — они проявляют бунтарство, стремление к независимости и желание освободиться от излишней (по их мнению) опеки родителей.

Кризис подросткового возраста в психологии обычно связывают с большим, чем раньше, влиянием сверстников, общей склонности к риску, низкой устойчивостью к рискам, инфантильности при выборе профессии, недостаточной ответственностью.

Несмотря на то, что они могут выглядеть как взрослые, родителям и педагогам все же следует помнить, что они нуждаются в серьезной поддержке.

Видео-лекция «Психология подростка»

Источник: https://mind-control.ru/psikhologiya-podrostka/

Психология подросткового возраста — Психологос

Психология подростка - Справочник студента

Подростковый возраст — 12-15 (11-17) лет, и у детей в это время возникают новые особенности, своя другая психология. С подростками уже можно говорить, как со взрослыми, обращаясь к их разуму, но при этом приходится несколько раз повторять одно и то же, как в общении с детьми.

Подростковый период – трудный возраст, где родителям легко потерять контакт с детьми, войти в непродуктивные конфликты. С другой стороны, недостаток родительской требовательности – попустительство – чревато будущими проблемами.

​​​​​​​​​​​​​​С подростками нужно разговаривать, даже когда их стиль общения неприемлем для родителей. Нужно иметь силу и смелость сказать «нет» тем вещам, которые мы, родители, считаем недопустимыми.

Подростки склонны к импульсивным решениям – родители должны поставить этому твердый заслон, одновременно с этим демонстрируя взвешенность в решениях собственных и готовность неторопливо обсуждать с подростками их собственные намерения.

Воспитание, как и политика — искусство возможного. В хороших семьях с детьми-подростками разговаривают тепло, спокойно и по-деловому, как со взрослыми. Твердость — необходима, поскольку подростка в это время может «заносить».

Нет, на ночь в гости не отпущу. Нет, сейчас не гулять, а помочь по дому. При этом важно — стремиться разговаривать, разговаривать, быть рядом с тем, что их волнует, помогать им ориентироваться в их проблемах и их поддерживать.

Читайте также:  Самовоспитание в становлении педагога - справочник студента

Подростки — непростой возраст, они возражают против навязывания чего-то извне и готовы бороться за свою свободу. Подростки отчаянно добиваются, чтобы их считали взрослыми, и глубоко негодуют, когда с ними обращаются, как с детьми.

Чрезмерная родительская тревожность за взрослеющего ребенка мешает развиваться его самостоятельности.

Разумной альтернативой должен стать систематический контроль с постепенной передачей функций контроля самому ребенку, — для того, чтобы он научился сам контролировать себя.

Как бы ни было трудно, подростков нужно учить. Это время, когда родители обязаны готовить их к взрослой жизни, где необходима ответственность и самоконтроль. Если вы перестанете это делать и махнете рукой — не надейтесь, это приведет только к тому, что через какое-то время вам придется решать с вашими детьми-подростками уже более серьезные проблемы. Подростков нужно учить. Чему?

В отношении к делам — нужно учить организованности, умению ставить собственные цели и делать то, что сам же себе наметил. В отношении к сверстникам и взрослым — учить мягкости, внимательности и выдержке. Им действительно не хватает мягкости и выдержки, и учить этому лучше всего на своем примере. В отношении к самим себе — подростков нужно учить позитиву и конструктиву.

Подростки склонны к негативизму: самообвинения, самоедство, большие переживания по поводу собственных маленьких ошибок и по поводу своей внешности («Я просто уродка, да?») – это не просто возрастные особенности подростков, а дурные привычки.

Чем быстрее подростки научатся не ругаться на себя, а делать выводы и спокойно двигаться вперед по жизни, тем легче будет и им самим, и взрослым.

Если же родители, столкнувшись с проблемным поведением ранее послушного ребенка, реагируют либо неконтролируемой агрессией, либо сдаются и сами впадают в переживания, — тут не только кончается воспитание, тут начинается негативная петля во взаимоотношениях: проблемное поведение подростка вызывает проблемное поведение родителей, которое в свою очередь провоцирует подростков на еще более вызывающие реакции.

Если подростковый возраст сопровождается частыми конфликтами со взрослыми, это называет кризисом подросткового возраста. В это время подростку хочется доказать, что он может все сам, без родителей, ему важно чтобы никто не вмешивался в его жизнь, подростку хочется независимости от родительского контроля.

Важно понимать, что биологической основы у кризиса подросткового возраста — нет. М. Мид, которая изучала подростков острова Самоа, доказала несостоятельность представления о неизбежности кризиса и конфликтов в подростковом возрасте.

Подростковый возраст у девочек Мид в целом оценила как наиболее приятный и свободный период по сравнению с детством и взрослостью.

Однако мы живем не на Самоа, и в нашей современной культуре кризис подросткового возраста — явление распространенное. Это период, когда подростки настаивают на своей самостоятельности и начинают «качать права». Как к этому относиться? Как к тому, что в этом возрасте это хочется.

А заслужит ли парень или девушка-подросток эти права, решают родители. В хороших семьях родители работают на опережение кризиса: они заботятся, чтобы дети к подросткому возрасту уже достаточно повзрослели, объективно стали достаточно разумными и ответственными людьми.

Они сами, заранее, не дожидаясь требований и конфликтов, дают детям-подросткам их права. С другой стороны, они могут проявить и необходимую жесткость, могут попросту не разрешить кризис, оставляя все естественные в хорошей семье требования к достойному поведению.

Весь вопрос — в авторитете родителей…

Психология подростка - Справочник студента

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihologiya-podrostkovogo-vozrasta

Практическая психология подростка: диагностика, консультирование, коррекция развития

Психология подростка - Справочник студента

На консультативную работу с подростками отваживаются далеко не все практические психологи. Тем более современные подростки бросают вызов профессионалу. Работа на семинаре направлена на освоение как общих закономерностей развития в отрочестве, так и практическую специфику психологического сопровождения современных подростков.

Профессиональным психологам, психотерапевтам и педагогам, работающим с подростками и их семьями, приходится сталкиваться с такими актуальными проблемами, как игровая и интернет зависимости, изоляция и нарушенное общение, сексуализация подростков, растущие риски суицидов.

Кроме того, традиционные возрастные трудности приобретают новые формы и классический кризис подросткового возраста требует свежих моделей разрешения и помощи родителям.

Рисковое поведение подростков и стремление к инициализации ведут к проблемам социализации и оппозиции обществу.

Акцентуации характера и девиации в поведении требуют психологического сопровождения и помощи подросткам в адаптации.

Особую ценность для современного общества приобретают вопросы профориентации и профессионального самоопределения, решаемые на основе серьезной, развернутой работы с подростками, диагностикой их когнитивных, личностных, мотивационных особенностей.

Психологическое сопровождение и консультирование по вопросам психологии подростка является социально значимой областью деятельности и трудным профессиональным опытом. Глубокое знание особенностей отрочества и практическое освоение специфики развития современного подростка позволят профессионалу уверенно строить индивидуальную и групповую работу с подростками.

Цель семинара:

  • формирование и совершенствование компетентностей в области практической психологической работы с подростками, диагностике и сопровождению психического развития детей в отрочестве, сопровождению кризисов подросткового возраста.

Семинар предназначен:

  • для психологов, психотерапевтов, педагогов, студентов психологических и педагогических факультетов, специалистов в области образования, культуры и всех желающих, заинтересованных в развитии подростков и сопровождении проблемных вариантов отрочества.

В программе семинара:

  • Психодиагностический комплекс для работы с подростками.
  • Актуальные консультативные запросы в работе с подростками.
  • Возможности психологического сопровождения развития в подростковом возрасте.
  • Практические решения вопросов оптимизации отношений со сверстниками.
  • Практические решения вопросов оптимизации отношений с родителями.
  • Консультирование в связи с нарушениями адаптации и рисковым поведением подростков.
  • Временная перспектива личности подростка.
  • Консультирование в связи с ранней сексуализацией подростков и вопросами полоролевой идентификации и сексуального взросления.
  • Оптимизация социальной ситуации развития ребенка в связи с особенностями характера и индивидуальностью ребенка.
  • Методы тренинговой работы с подростками.
  • Вопросы профориентации и профессионального самоопределения.

Техники, используемые при проведении семинара:

  • Разбор диагностических методик.
  • Кейс-метод – разбор конкретных консультативных случаев.
  • Групповая и индивидуальная отработка консультативных техник.
  • Приемы тренинговой работы с подростками.

 В результате участия в семинаре слушатели научатся:

  • осуществлять диагностику психического развития подростков;
  • осуществлять диагностику родительско-детских отношений подростков;
  • разрабатывать рекомендации по детско-родительским отношениям;
  • разрабатывать рекомендации по сопровождению развития подростков и социализации;
  • техникам консультативной работы с подростками;
  • элементам тренинговой работы с подростками;
  • разрабатывать рекомендации в связи с игровой и интернет зависимостями;
  • разрабатывать модели профориентации и профессионального самоопределения подростков.

Рекомендуемая литература:

  1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста. М.: Юрайт, 2016.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2004.
  3. Дольто Ф. На стороне подростка. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия,
  5. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003.
  6. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с.
  7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СП-б.: Питер, 2011.

Источник: https://psyinst.moscow/trening/prakt-psy-podrostok/

Методики, тесты, опросники для детей и подростков (дошкольники, младшие, средние и старшие школьники)

  • Психология подростка - Справочник студентаМетодики, тесты, опросники для детей и подростков распределены по группам (разделам):
  • Тесты, опросники, методики для диагностики детей  и подростков:
  •  –  4-7 лет –  7-11 лет –  11-14 лет
  •  –  14-18 лет
  • В каждом разделе описана проблемная ситуация, например «не слушается», или «не общается со сверстниками», или «не хочет учиться» и методики, которыми рекомендуется воспользоваться.
  • Тесты для диагностики детей 4-7 лет:
Проблемная ситуация Тестовые методики, опросники
Плохо себя ведет дома. Не слушается. Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка. Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников. Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ) Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен) Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) ЦТО (исследование отношений к значимым людям) Шкала степени отверженности ребенка в семье. 
Всего боится. Страхи. Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен)
  1. Застенчивый.
  2. Не общается со сверстниками.
  3. Проблемы в общении со взрослыми.
Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

  • Цветовая проективная социометрия
  • Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен).
  • ЦТО (исследование отношений к значимым людям)

Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Агрессивный, дерется. Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) Проективный тест тревожности (тест Дорки, Амен) Методика Рене Жиля. (Фильм — тест межличностные отношения ребенка.
Не усидчивый. Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников. Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)
Готовность к школе Тест Керна-Йирасека  на готовность к обучению в школе

Тесты для диагностики детей 7-11 лет

Проблемная ситуация Тестовые методики, опросники
Проблемы в отношениях с учителями. Проблемы поведения в школе. Методика Рене Жиля. (Фильм — тест межличностные отношения ребенка. Цветовая проективная социометрия ЦТО (отношение к учителям, к учебным предметам) Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6-9лет) Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)
Проблемы в учебе. Плохо учится.
  1. Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников.
  2. ШТУР
  3. ЦТО (отношение к учебным предметам, отношение к учителям)

Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан; 6-9лет) Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)

Проблемы в отношениях со сверстниками. Методика Рене Жиля. (Фильм — тест межличностные отношения ребенка.

  • Проективный тест школьной тревожности
  • Цветовая проективная социометрия
  • Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант)
Проблемы в отношениях с родителями. Проблемы поведения дома. «Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY) Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка. Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников. Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ) ЦТО (отношение к значимым людям) Тест – опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (детский вариант)

Тесты для диагностики детей 11-14 лет

Проблемная ситуация Тестовые методики, опросники
Проблемы в отношениях с учителями. Проблемы поведения в школе. Тест школьной тревожности Филлипса Выявление акцентуаций (Тест — опросник Шмишека) Диагностика принятия других, В. Фей. Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой. Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка. (до 12 лет) ЦТО (отношение к учителям, учебным предметам) Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ
Проблемы в учебе. Не хочет учиться.
  1. Тест школьной тревожности Филлипса
  2. Тест структуры интеллекта Амтхауэра
  3. Тест структуры интеллекта Амтхауэра (модификация Ясюковой)
  4. Диагностика культурно-независимого интеллекта (Р. Кетелл)
  5. ШТУР
  6. ЦТО (проективный тест отношений)
Проблемы в отношениях со сверстниками. Выявление акцентуаций. Тест — опросник Шмишека Диагностика принятия других, В. Фей. Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой. Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка. (до 12 лет) Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ). Цветовая проективная социометрия Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ
Проблемы в отношениях с родителями. Проблемы поведения дома. «Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY) Тест на межличностную зависимость. Методика Р. Гиршфильда, адаптация О.П. Макушиной.

  • Опросник Кеттелла (до 12 лет)
  • Выявление акцентуаций. Тест — опросник Шмишека
  • Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

Диагностика принятия других, В. Фей. Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой. Методика Рене Жиля. Фильм — тест межличностные отношения ребенка (до 12 лет) Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона) (с 12 лет) Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)

Тесты для диагностики детей 14-18 лет

Проблемная ситуация Тестовые методики, опросники
Проблемы в отношениях с родителями. Проблемы поведения дома. Тест «Подростки о родителях» Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ). «Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY) Выявление акцентуаций. Тест — опросник Шмишека Диагностика принятия других, В. Фей. Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой. Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона) Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)

  1. ЦТО
  2. Методика экспресс-диагностики эмпатии (Юсупов)
  3. Опросник САН
  4. Методикак Ильина и Ковалева
  5. МПДО (Леонгарда – Личко)
  6. Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (с 16 лет)
  7. Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ
Проблемы в отношениях с учителями. Проблемы поведения в школе. Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса Опросник САН Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).

  • МПДО (Леонгарда – Личко)
  • Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (с 16 лет)
  • ЦТО
  • Методика Ильина и Ковалева
  • Выявление акцентуаций (тест — опросник Шмишека)
  • Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

Диагностика принятия других, В. Фей. Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

Проблемы в отношениях со сверстниками Цветовая проективная социометрия Методика для изучения конфликтных установок, Б.И. Хасан (на базе теста РАТ).

  1. Тест школьной тревожности Филлипса
  2. Методика «Мотивация аффилиации»
  3. Методика экспресс-диагностики эмпатии
  4. МПДО (Леонгарда – Личко)
  5. Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (с 16 лет)
  6. Методика Ильина и Ковалева
  7. Выявление акцентуаций. Тест — опросник Шмишека
  8. Методика исследования социального интеллекта / Тест EQ

Диагностика принятия других, В. Фей. Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой.

Не хочет учиться.
  • Диагностика культурно-независимого интеллекта (Р. Кетелл)
  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра
  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра, модификация Ясюковой)
  • Опросник САН
  • Тест школьной тревожности Филлипса
  • ЦТО (проективный тест отношений)
  • Измерение мотивации достижения успеха
Профориентация.
  1. Методика Голланда
  2. Тест Айзенка
  3. Методика Йовайши

Методика оценки профессиональных интересов и способностей  Соломина И.Л. Опросник карта интересов А. Е. Голомштока, модификация Филимоновой О. Г.

  • Анкета матрица выбора профессии.
  • Измерение мотивации достижения
  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра, модификация Ясюковой)
  • Методика Д.Кейрси

Тест на мышление и креативность Дж. Брунера. Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

Чтобы открыть тест на сайте — наберите его название в строке поиска. Многие тесты и методики есть уже сейчас, остальные будут добавляться.

Раздел: тесты по психологии с ответами.

Тесты по психологии для школьников. Детская психология.

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Назад: Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо». Проективная диагностика детей.
  • Вперед: Шкала экзистенции (тест ШЭ) А. Лэнгле и К. Орглер. Методика для диагностики осмысленности жизни.

Источник: https://psycabi.net/testy/644-metodiki-testy-oprosniki-dlya-detej-i-podrostkov-starshie-doshkolniki-mladshie-srednie-i-starshie-shkolniki

Читать онлайн "Психология подросткового и юношеского возраста" автора Райс Филип — RuLit — Страница 1

Филип Райс, Ким Долджин

Психология подросткового и юношеского возраста

Предисловие к русскому изданию

Существует не так много учебников, переживших 12 международных изданий. Учебник, который лежит перед вами, принадлежит этому ограниченному кругу книг, востребованных в разных концах земного шара. Есть несколько причин, по которым стоит обратиться именно к этому учебнику, а не к какому-то другому.

Первая заключается в том, что автор осознанно стремится охватить все вопросы, связанные с возрастом 11–19 лет (по классификации, принятой в США, это подростковый возраст, согласно отечественным классификациям, этот период охватывает как подростковый, так и юношеский возраст).

Это тот возраст, который жадно впитывает новшества времени, а потому данные о нем нуждаются в постоянном обновлении. Именно поэтому в каждом новом издании авторы учебника вводят новые главы и анализируют все новые вопросы, которые постоянно всплывают в связи с резкими изменениями информационной составляющей общественной жизни.

С каждым изданием учебник все более напоминает энциклопедию, посвященную конкретному возрастному периоду.

Существенность изменений, вносимых в новое издание, можно оценить, прочтя предисловие автора. Трудно представить, что еще не охвачено и так или иначе не рассмотрено в книге. То, с чем наше общество столкнулось, но еще не смогло оценить и проанализировать, уже изучено американскими исследователями и даны те или иные способы решения проблемы.

Эти знания могут быть крайне важными: борьба с употреблением психоактивных веществ, расовая и национальная нетерпимость, миграция, ранняя подростковая беременность, защита детей от действий в Интернете, дедовщина и т. д.

Наше общество только осознало наличие этих проблем, а в учебнике уже сделана попытка обобщить опыт разных стран и исследователей, теоретиков и практиков.

Вторая причина значимости именно этого учебника связана с глубокой теоретической проработкой каждого аспекта подросткового возраста.

Представлены практически все активно используемые в научном мире теории, касающиеся всех психических процессов и теорий личности.

В данной работе они развернуты для узкого периода в жизни человека, но уникально именно сочетание такого большого числа часто весьма противоречивых точек зрения, что позволяет студентам вновь вспомнить каждую и соотнести их друг с другом.

Третья причина состоит в методической проработке материала, который, с одной стороны, качественно организован, с другой – имеет удобный справочный материал и описание собственного опыта подростков. Учебник получился и глубокий и одновременно «теплый», «живой», после прочтения которого всплывают реальные образы подростков.

Важной особенностью издания является разностороннее рассмотрение жизни подростка: представлены биологические и медицинские данные, предлагаются психологический и социальный подходы к анализу всех сторон жизни подростка. Это означает, что подростка рассматривают не просто как человека в определенном возрастном диапазоне, но как человека, принадлежащего определенной культуре, определенному сообществу, семье и сверстникам.

Глава 1 посвящена социальному контексту, в котором предстает подросток.

С точки зрения авторов, в современном обществе произошло несколько революционных преобразований: изменение информационного потока, появление новых бытовых приборов, смена образовательных программ, изменения в структуре семьи, в размахе преступности. Все эти преобразования воздействовали на подростков и изменили их поведение и способ мышления.

В главе 2 предлагается анализ теоретических представлений о подростковом периоде. В ней весьма импонирующим является описание теории Л. С. Выготского наряду с широко известными американскими теоретиками науки.

В главе 3 описываются особенности поведения подростков, принадлежащих разным культурам, в том числе национальным меньшинствам, проживающих в районах с разной социоэкономической ситуацией.

В главе 4 рассматриваются половое созревание и физическое развитие подростков. В этой главе дается подробное описание проблем, с которыми сталкиваются мальчики и девочки, когда внезапно в их крови появляется огромное количество гормонов, преобразующих их внешний вид, поведение, эмоции и мышление.

В главе 5 описывается поведение, связанное со здоровьем и отношением к здоровью, крайне важные для подростка и скудно представленные в популярной отечественной литературе.

В главе 6 описаны традиционные взгляды на особенности когнитивного развития подростков. Большой интерес вызывает критика позиций Пиаже, позволяющая понять потребность в новых представлениях относительно познавательных особенностей, свойственных данному возрасту.

Источник: https://www.rulit.me/books/psihologiya-podrostkovogo-i-yunosheskogo-vozrasta-read-335136-1.html

Общая психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст – это период перехода от детства к взрослости, жизненный этап, в течение которого ребенок постепенно превращается во взрослого человека. Именно поэтому подростковый возраст называют также переходным.

В разных литературных источниках указывают различные границы подросткового возраста: если в отношении нижней границы этого возраста мнения авторов почти совпадают и началом его считается возраст 10-11 лет, то в качестве верхней границы подросткового периода указывают от 15-16 [20; 40] до 19 лет [29]. Границы подросткового возраста различны у мальчиков и у девочек: начало и окончание переходного периода у девочек наступают в среднем на один-два года раньше, чем у мальчиков [32].

Главная особенность подросткового возраста – глубокие качественные преобразования, затрагивающие все стороны развития ребенка.

Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский выделял в структуре развития подростка два ряда процессов: натуральный и социальный.

«Натуральный ряд характеризуется процессами биологического созревания организма, включая половое созревание, социальный ряд – процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не параллельны» [20].

Темпы биологического и социального развития подростка не совпадают, а так же не совпадают темпы развития различных аспектов одного и того же ряда: например, отдельные системы организма подростка созревают в разное время.

«Еще больше вариаций в психике: старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются с пластами взрослости. Детские капризы и отношение к окружающим причудливо уживаются в нем со взрослостью суждений» [20].

В подростковом возрасте перед каждым ребенком встает крайне сложная задача: адаптироваться к огромному количеству глубоких и всесторонних изменений, происходящих с его организмом, психикой и социальным статусом.

Решить такую задачу было бы нелегко даже взрослому человеку, опытному и зрелому. Еще сложнее приходится вчерашнему ребенку. Именно поэтому подростковый возраст справедливо называется трудным, критическим [5].

И без того непростое положение подростков усугубляется тем, что в современном обществе существует большой разрыв между требованиями, предъявляемыми к взрослым и детям: «От ребенка требуют послушания, от взрослого – инициативы и самостоятельности.

Ребенка всячески ограждают от вопросов пола, в жизни же взрослых отношения мужчины и женщины играют важную роль.

Контрастность детства и зрелости, между которыми он «находится», затрудняет подростку усвоение взрослых ролей и порождает много внешних и внутренних конфликтов» [20].

Кроме того, условия современности способствуют и усугублению неравномерности перехода подростка от детства к взрослости: «Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двоякого рода: 1) тормозящие развитие взрослости (занятость детей только учением при отсутствии у большинства других постоянных и серьезных обязанностей, тенденция многих родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем); 2) моменты овзросляющие (огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого – ранняя самостоятельность детей)» [5].

Поэтому многим современным подросткам не удается полноценно справиться с трудностями переходного периода.

Как следствие, в подростковом возрасте нередко возникают различные поведенческие отклонения (девиантное поведение), такие как агрессивные проявления, конфликты с взрослыми и сверстниками, драки, курение, алкоголизация и наркотизация, суицидальные попытки и т.д. [39].

Во внутреннем плане у подростков часто появляются эмоциональная неуравновешенность, тревожность, неуверенность, недоверие к людям, склонность к депрессиям и др. [18].

Основным новообразованием переходного возраста является характерное для подростков чувство взрослости [4]. Подросток понимает, что он уже не совсем ребенок, и стремится скорее стать взрослым.

Он хочет быть самостоятельным и независимым, и еще в большей степени хочет, чтобы окружающие воспринимали его как личность.

Если родители, учителя и другие взрослые продолжают относиться к подростку как к ребенку, он протестует, и этот протест может принимать самые различные формы.

Чувство взрослости подростков имеет множество внешних проявлений. Наиболее часто подростки в своем поведении, общении и внешнем виде начинают подражать взрослым. Он может подражать как отрицательным особенностям взрослых (курение, ругань и т.п.

), так и положительным (забота о ближних, участие в различных делах наравне с взрослыми и др.).

Меняя различные образцы для подражания, подросток «примеряет» на себя разные социальные роли, и в результате, как правило, рано или поздно находит наиболее подходящие именно для него [4; 24; 40].

Рассмотрим типичные изменения, происходящие в психологической сфере подростка, более подробно.

В этот период развиваются и достигают взрослого уровня все познавательные процессы: «период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого произвольного внимания, логической памяти и теоретического мышления» [42].

Вместе с развитием познавательных процессов происходит становление и способностей подростков: в переходном возрасте максимального уровня достигают обучаемость, интеллект и креативность (творческие способности) [20].

Значительным преобразованиям подвергается эмоционально-волевая сфера подростков: «Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера – настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности.

В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление.

Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью.

Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот. … Бурно развиваются чувства подростков. Их эмоциональные переживания приобретают большую устойчивость.

Под влиянием окружающей среды происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов. Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности и др. Этот возраст характеризуется и сложными эстетическими чувствами, формированием эстетического отношения к окружающей действительности» [20].

Изменяется мотивационная сфера подростков. Познавательная потребность становится максимально ярко выраженной, причем как в отношении окружающей действительности, так и в отношении самого себя.

Стремясь познать окружающий мир, подросток испытывает интерес то к одним, то к другим явлениям и видам деятельности, и в итоге формируются его личностные и профессиональные интересы.

Будучи эмоционально вовлеченным в процесс познания окружающей действительности, подросток проявляет нравственное отношение ко всем явлениям, находящимся в фокусе его внимания. В результате у него формируются жизненные идеалы, убеждения, мировоззрение [3] и, к концу подросткового возраста, характер и направленность личности.

Источник: https://psy-diplom.ru/teoreticheskie-kursovye/sistema-socialnyh-svyazey-podrostka/psihologicheskaya-harakteristika-podrostkovogo-vozrasta/

Ссылка на основную публикацию