Сегодня в условиях дефицита технических специалистов компании готовы применять любые способы для их привлечения и удержания.
Какие же перспективы роста может предложить работодатель будущему работнику? В некоторых компаниях для каждого ИТ-специалиста разрабатывается индивидуальный план развития в течение определенного периода времени. Составляется он HR’ами или руководителем совместно с сотрудником.
В нём отражены все необходимые факторы, чтобы повысить эффективность работника IT-службы для дальнейшего перехода на новую, более высокую позицию.
В основном такие действия и методы находят отражение в достаточно крупных IT-компаниях, которые заинтересованы во внутреннем росте специалистов, обеспечивая таким образом внутренний кадровый резерв. Более мелкие компании ориентируются на опыт IT-специалиста и амбиции, учитывая его собственное стремление развиваться и расти.
Рассмотрим возможный карьерный путь на примере роли программиста
Пути профессионального развития бывают различные.
Это может быть вертикальный рост, больше зависящий от амбиций личности, или горизонтальный рост, предполагающий получение новых задач, знаний, возможностей, расширение функционала.
Ведь даже переход из одного проекта в другой, изучение новых технологий, увеличение проектной команды, например, с 3-х до 5-ти человек, можно расценивать как профессиональный рост.
Рассмотрим типы развития программиста, но отметим, что приведенный пример — не правило, а лишь один из возможных вариантов, которых может быть много и которые также зависят от того, в какой компании работает специалист.
- Junior Developer
- Разработчик ПО (Developer)
- Требования:
Это самая первая ступень, с которой обычно начинают свой профессиональный путь программисты, часто еще находясь на обучении в ВУЗе. Обычно к начинающим разработчикам предъявляют требования такие, например, как высшее (незаконченное высшее) техническое образование, владение языками программирования на общем уровне. На входе в компанию молодые специалисты редко могут рассчитывать на крупные проекты. Сначала придётся выступить в качестве исполнителя, попробовать себя в разных ролях. Вряд ли на этом этапе удастся реализовать в полной мере все свои амбиции, но именно в этот момент развиваются и отрабатываются необходимые профессиональные навыки.
- Образование — законченное высшее (техническое, математическое, физическое).
- Владение Software Engineering Process, методами и инструментами анализа и проектирования.
- Владение языками программирования, представление о web-сервисах, серверных технологиях, СУБД, операционных системах.
Обязанности:
- Разработка (внедрение) программного обеспечения для деятельности компании.
- Разработка новых и поддержка существующих проектов.
Если сотрудник хорошо себя проявляет и быстро учится, если у него хорошие отношения в коллективе, то, скорее всего, следующей ступенью в его карьере будет должность старшего или ведущего разработчика. Небольшое уточнение: специфика российских компаний заключается в том, что данные позиции в них, как правило, разведены и требования к каждой из них несколько отличаются. Часто это зависит от опыта программиста, от того, как долго он работает в качестве разработчика. В зарубежных компаниях подобной градации нет.
Старший разработчик/Ведущий разработчик (Senior Developer)
Требования:
- Образование — законченное высшее (техническое, математическое, физическое).
- Наличие практического опыта: от 2 лет (для старшего разработчика), от 3 лет (для ведущего разработчика) участия в коммерческих проектах компании в роли разработчика или стаж работы не менее двух лет вне компании в качестве программиста.
- Владение Software Engineering Process, методами и инструментами анализа и проектирования.
- Владение языками программирования, представление о web-сервисах, серверных технологиях, СУБД, операционных системах.
Обязанности:
- Выполнение работы по детальному проектированию (созданию спецификаций) компонент на основе предоставленных общих спецификаций.
- Выполнение работ по программированию и первоначальному тестированию порученных компонент.
Также отметим, что диапазон заработной платы для данной позиции довольно широкий. Уровень оплаты труда может зависеть и от стажа программирования, и от востребованности или редкости той или иной языковой платформы/БД. IT-специалист, отлично владеющий не только профессиональными навыками разработки (программирования), но и обладающий потенциалом в области управления коллективом, имеющий хорошие коммуникативные навыки и знающий специфику работы в команде, может стать руководителем группы разработки.
Руководитель группы разработки (Team Leader)
Требования:
- Образование — законченное высшее (техническое).
- Опыт руководства группой разработчиков, состоящей не менее чем из 2 участников в течение не менее 3 месяцев.
- Навыки управления: владение основами управления проектами; подготовка и проведение технических презентаций; развитые или природные навыки общения; умение идентифицировать проблемы и эскалировать их.
- Владение Software Engineering Process, методами и языками структурного анализа и проектирования.
- Знание концепций и технологий проектирования и разработки информационных систем, СУБД.
Обязанности:
- Руководство небольшими проектами или проектными командами в составе больших проектов.
- Решение технических задач.
- Подготовка и принятие проектных решений, участие в их реализации.
- Руководство частью проектной команды, отвечающей за специфический перечень задач, в которую входят специалисты различного профиля (эксперты, аналитики, проектировщики, программисты).
Следующая ступень – менеджер проекта. На эту должность может претендовать человек, который сможет сочетать в себе навыки как проектно-технической деятельности, так и управленческой работы. И, несмотря на то, что существуют варианты, когда менеджером проекта становится человек, не имеющий опыта разработки, лучше с обязанностями справляются всё же именно технические специалисты.
Наряду с переходом в руководители проектов есть возможность и перехода в архитекторы. Сложно сказать порой, к какому же типу роста относится данная роль, поскольку по уровню компетенций она, безусловно, не менее ответственная. Но при этом здесь скорее говорится о развитии в части экспертизы, наработке знаний в технологиях, более глубоком погружении в саму технологическую и стратегическую часть проекта.
Далее путь менеджера проекта зависит только от того, в какой области он хочет себя проявить. Менеджер проекта может перейти в другой проект, более крупный, либо стать менеджером программы (Program Manager), который руководит сразу несколькими командами.
Существует вариант развития до должности директора по разработке, который отвечает за всю разработку, осуществляемую в компании.
Есть еще один путь — развивать и совершенствовать себя до позиции IT-директора, занимающегося уже вопросами IT в целом (в частности, инфраструктуры), но это уже сильно зависит от желания самого специалиста продолжать работать в области знакомой ему разработки или выйти за ее пределы.
Подробнее об этих ролях можно прочитать в нашей статье здесь.
Вертикальный карьерный рост – не единственный вариант развития. Многие IT-специалисты оттачивают профессионализм и совершенствуются в горизонтальном направлении, расширяя свой функционал, выполняя новые задачи, становясь более универсальными работниками. Так, программисты могут перейти и попробовать свои силы в архитектуре, детальном дизайне или в аналитике. Опыт разработчика может послужить хорошей базой для новой экспертизы в случае перехода в архитекторы. Как уже упоминалось, это можно рассматривать и как перемещение на ступень вверх. Что касается аналитики, то туда программисты попадают не слишком часто. А связано это в основном с тем, что аналитики по своей сути – коммуникаторы, программистам же больше нравится разбираться с кодом, находить наиболее правильные и оптимальные решения.
Комментирует Зоя Богдашкина, руководитель направления по подбору персонала Luxoft Personnel:
«Еще возможный вариант горизонтального развития заключается в подключении к коучингу, кураторству, например, нескольких младших специалистов.
В этом случае можно консультировать, делиться практикой с молодыми сотрудниками, например, во время их испытательного срока и далее – и это тоже развитие, ведь приходится отвечать за работу других.
Вообще, все, что связано с кураторством или коучингом, может иметь различные варианты:
- Управление (или курирование) небольшой группой людей (2-3 человека) внутри отдельного проекта, когда распределяя обязанности и задачи, решая возникающие проблемы, IT-специалист может совмещать проектную деятельность с менеджерской. Либо по отношению к одному проекту данный специалист может являться разработчиком, а к другому – менеджером проектной группы.
- Курирование территориально распределенной команды. Это, в основном, относится к менеджеру группы разработки. В таком случае он получает опыт международной работы, развитие и совершенствование иностранного языка. В арсенале его задач появляются новые, такие как введение новых специалистов в проект, ответственность за весь проект в целом. Это отличная возможность для тех, кто до этого развивался в рамках своей локации, а теперь получил возможность работать с распределенными зарубежными командами у того же заказчика, находясь в той же должности.
Иногда горизонтальный рост может быть связан с командировками к зарубежному заказчику. Знакомство с бизнесом компании, языковая практика, внедрение в новый проект – все это тоже имеет непосредственное отношение к совершенствованию профессиональных навыков и умений.
Хочется отметить и такой момент – рост может быть и в том, когда специалист участвует в работе учебного центра в качестве выделенного тренера, как для внутренних сотрудников компании (если учебный центр действует на базе предприятия), так и для внешних заказчиков. Это позволяет вывести человека за пределы проекта, на уровень IT-рынка».
Таким образом, прописать чёткую программу профессионального развития достаточно сложно. Сегодня существует множество путей роста для IT-специалиста. Хорошо, когда сам человек понимает, чего именно он хочет: совершенствовать и развивать свой функционал «шире», либо расти до топ-менеджера, возлагая на себя ответственность и обязанности по стратегическому развитию IT-направления или компании.
Для удобства подготовки резюме мы разработали обобщенное описание большинства существующих IT-ролей, их функционала и требования к ним.
Источник: https://habr.com/post/148273/
Профессиональная карьера в организации: этапы становления
Построение профессиональной карьеры сложный и трудоемкий процесс. У него есть две важные составляющие: должностное продвижение и профессиональный рост.
Первая предполагает смену должностей, добиваясь более высокого положения в иерархии предприятия. Таким образом, растет имидж человека, его доходы, но также и ответственность за свои решения.
Вторая составляющая предполагает совершенствование своих навыков, получение новых знаний и общее профессиональное саморазвитие.
План профессиональной карьеры
В идеале человек должен выбирать свою будущую профессию опираясь на собственные склонности и желания. Если вы будете получать эмоциональное удовлетворение – эффективность вашей работы возрастет в разы. Тем не менее, многие предпочитают отодвинуть мечты на второй план и заниматься исключительно прибыльными делами.
И в той, и в другой ситуации нужно составить карьерный план, который позволит принять решение о том, какой карьерный путь выбрать:
- Возведение образа будущего
- Оценка своих умений и знаний;
- Оценка склонностей к определенному виду труда;
- Выявление уровня самооценки, темпераменты и характера;
- Представление того, как вы будете выполнять свою работу;
- Представление того, как люди будут относиться к вам, когда вы получите работу.
- Стратегические цели (мечты);
- Тактические цели (ближайшее будущее);
- Определение путей, с помощью которых вы будете достигать целей;
- Запасные варианты (на тот случай, если ваш первичный план не сработает).
- Сбор информации о путях решения;
- Принятие решения (выбор пути);
- Мотивация (то, что будет стимулировать двигаться вперед).
- Уровень дохода, который вы сможете получить;
- Специфика работы;
- Время, которые вы будете тратить на работу;
- Общий уровень удовлетворенности.
Цели профессиональной карьеры
Большинство людей, не могут конкретно сформировать цель собственной профессии. Особенно часто это проявляется при составлении резюме: общие шаблонные фразы и никакой конкретики. А вам всего лишь стоит задуматься, и ответить на все простыми словами. Чаще всего мотивация у всех схожа и охватывает основные пункты:
- Заработок;
- Комфорт;
- Карьерный рост;
- Социальное обеспечение;
- Пенсионный стаж;
- Профессиональное развитие;
- Общение внутри коллектива.
Этапы профессиональной карьеры
№ | Возраст | Характеристика |
1 | 16-21 | Определение будущего путем получения образования. |
2 | 21-25 | Включение в первые рабочие моменты, а также время для изменения решения и переориентация на другую сферу. |
3 | 25-30 | Активная фаза покорения выбранной области, поиск своего места внутри коллектива. |
4 | 30-40 | Полная адаптация в своей профессии. Быстрый карьерный рост. |
5 | 40-50 | Занятие руководящих постов. Расширение профессиональных рамок. |
6 | 50-60 | Наставничество новых поколений. |
7 | 60 и старше | Подготовка и уход на пенсию. |
Построение профессиональной карьеры в организации
Для построения по-настоящему успешной карьеры существуют негласные правила, придерживаться которых необязательно, но предпочтительно. Итак:
Его можно рассматривать в двух ключах: навыки и имидж. Конечно же имеет значение, что именно вы окончили – престижный ВУЗ или дополнительные курсы подготовки, но в любом случае – это инвестиция в свое будущее.
Теоретические знания дают вам не только общее представление об отрасли, в которую вы стремитесь попасть. Они учат вас правильно разговаривать и смотреть на этот мир.
«Корочка» зачастую не показывает реальных знаний, но является хорошим дополнением.
Правильная моральная установка на достижение цели будет подталкивать вас идти вперед даже тогда, когда вас преследуют временные неудачи.
Здесь важно не только создание общего положительного имиджа. Постарайтесь оформить резюме таким образом, чтобы нанять вас захотело как можно больше людей. Главное не использовать шаблонный подход и следить за грамматическими ошибками.
Навсегда усвойте самую важную истину: какое бы ни было задание, вы должны сделать его хорошо. Забудьте о принципе «абы как». Если хотите построить хорошую карьеру – делайте на совесть.
Каких бы высот вы уже не добились, никогда «не задирайте нос». Ваши коллеги – первые кого спросят, хорошо ли вы работаете. Со сложными людьми попытайтесь максимально проявить дипломатический подход.
Источник: https://jobresumes.ru/karera/professionalnaya-karera/
Карьерный и профессиональный рост: не путаем понятия
— по рубрикам — Карьера ᄂКарьера
04 декабря 2012, 00:00 | Липа Москвичёва
На первый взгляд, они, эти понятия рабочего роста, и правда схожи — и то, и другое означает развитие, повышение собственного уровня, покорение новых вершин. И все же это разные вещи, хотя, безусловно, и взаимосвязанные.
И карьерный рост может стать следствием профессионального, и профессиональный — прийти за компанию с карьерным. Посмотрим повнимательнее: чем более широкое освоение своей профессии отличается от построения карьеры.
И как заставить одно служить во благо другого.
Мастер своего дела
Прекрасное и гордое звание профессионала в наши дни раздается и присваивается бездумно и порой бессовестно.
Для некоторых достаточно звонкой надписи на визитке и пожалуйста — перед нами профи! Однако настоящий профессионал — это вовсе не обязательно тот, кто прошел путь от ассистента до ведущего менеджера (история знает множество примеров повышений, как логичных, так и не подлежащих рациональному объяснению). Профессиональный специалист — это, в первую очередь, тот, кто не просто освоил, но непрестанно продолжает познавать выбранный вид деятельности. Не просто поддерживает достигнутый уровень, но и стремится повысить свою квалификацию. Такой сотрудник компетентен во всех задачах и процессах, которые необходимы для осуществления его деятельности, способен эффективно анализировать ситуацию, координировать коллег, задействованных в проекте.
Как становятся профессионалом? Разумеется, изучают дело. И изучают с самых базовых этапов. Какие-то профессии требуют, естественно, соответствующего высшего образования. Иные можно начать постигать во время стажировки или практики: мало, что ли, хороших спецов, которые много лет успешно работают не по полученной в вузе профессии?
Но заметьте: процесс обучения для настоящего профессионала не прекращается никогда! Он всегда находится в поиске новых идей, новых решений, изучает направления и инструменты, которые со временем появляются благодаря опыту коллег по цеху. Его работа — его призвание.
Вы скажете, что нелюбовь к своей работе вовсе не означает, что человек в ней плохо разбирается? Разумеется! Но на мой взгляд, настоящий профессионал должен получать удовольствие от того, чем он занят.
А если же человек чувствует усталость (ту, от которой уже не спасают ни отпуск, ни длинные новогодние каникулы), ему все надоело и кажется, что он уперся головой в невидимый потолок, возможно, ему пора вырасти карьерно.
На ступень выше
Карьерный рост подразумевает, что сотрудник переходит на более высокую должность. Сначала у него увеличивается зона ответственности, функционал дополняется новыми полномочиями, растет заработная плата. Затем у него могут появиться подчиненные, работой которых он управляет. Результаты деятельности команды — это индикаторы успешного выполнения им своих обязанностей.
Само собой, вместе с повышением статуса и изменением записи в трудовой книжке на более престижную должен расширяться и профессиональный кругозор. Однако его качество отличается от кругозора рядового сотрудника. Грамотный руководитель не всегда разбирается во всех нюансах и тонкостей своих «младших» коллег. Однако именно он должен уметь создать такие условия для своего коллектива, в которых каждый сможет по максимуму использовать свои способности. Грубо говоря, если вы директор ЖЭКа, вы не обязаны уметь чинить кран сами. Но вы должны знать, как организовать работу вверенной вам организации так, чтобы в штате всегда был дежурный сантехник и чтобы в доме, где случилась авария, ее последствия были устранены в кратчайшие сроки и наилучшим образом.
С места в карьер
Идеальный расклад — это когда карьерный и профессиональный рост постоянно пересекаются и переплетаются так же, как упругие пряди волос формируют тугую косу.
Так, когда руководство замечает, что сотрудник более качественно, чем другие, выполняет свою работу, его знания превышают необходимый минимум, его рекомендуют друг другу клиенты и партнеры организации, коллеги часто обращаются к нему за советом, а предлагаемые им идеи чаще всего отвечают всем нуждам бизнеса — логично не ждать, пока такой ценный кадр найдет применение своим талантам «на стороне», а перевести его на более высокую позицию, мотивируя открывающимися перспективами и увеличением заработка.
Возможно и обратное развитие событий: по тем или иным причинам специалист пошел на повышение.
И если он действительно хочет реализовать свой потенциал, показать, что доверие было оказано не напрасно, он будет энергично развиваться в своей профессии для того, чтобы максимально эффективно выполнять свои обязанности и получить возможность воплотить те свои замыслы, для которых раньше не хватало ресурсов, полномочий или знаний.
А каким был ваш путь профессионала? С какими сложностями сталкивались, как их преодолевали?
Липа Москвичёва, etoya.ru
news.legalexaminer.com, kidspot.com.au, universityaffairs.ca, becomeasuccessfulwoman.com,
Источник: https://iledebeaute.ru/ile-girl/karera/2012/12/4/29538/
Профессиональный и личностный рост — самая трудная задача! ⋆ Саморазвитие, самосовершенствование, самопознание
профессиональный и личностный рост
Существует крылатая фраза: «Самое трудное — это борьба с самим собой». Она же, как нельзя больше, подходит и в качестве объяснения тому факту, что как профессиональный, так и личностный рост представляют собой, если не борьбу, то постоянную тяжелую работу над самим собой…
При этом, начало этой работы является самой настоящей битвой со своими сложившимися установками и стереотипами, сложившимися в обществе, а логическое завершение, по сути, отсутствует, так как «нет предела совершенству».
Давайте попробуем вместе подробнее разобраться в том, что же все-таки, на самом деле, означают понятия: «личностный рост» и «профессиональный рост», а также с какими сложностями чаще всего приходится сталкиваться на пути саморазвития.
Ошибочное мнение о том, что необходимо для профессионального и личностного роста
Одним из самых известных пожеланий является: « Здоровья, успехов в карьере и счастья в личной жизни!». Что наглядно объясняет, что для достижения удовлетворенности жизнью, кроме здоровья, — финансовое благополучие и состояние гармонии с самим собой и своими близкими — это одни из самых необходимых условий.
Сами определения понятий «профессиональный рост» и «личностный рост», расшифровываются, как: постоянное развитие человека и накопление им разнообразного опыта и знаний в течение жизни.
Естественное накопление жизненного опыта без дополнительного саморазвития личности, зачастую, приводит к ситуации, когда все уже ясно и понятно, но, увы, уже слишком поздно (см. для чего нужны тренинги личностного роста ).
Кажется вполне логичным, что для развития и накопления большего количества опыта, за меньшее количество времени, необходимо больше времени посвятить изучению информации по интересующим вопросам.
То есть, для активного профессионального роста: как минимум — постоянно повышать свою квалификацию, а, как максимум – получить дополнительное образование, быть в курсе всех изменений и нововведений в той профессиональной области, которая вас интересует.
Соответственно, для личностного роста: изучать психологическую литературу, узнавать механизмы и тактики поведения в той или иной ситуации и пр. Понятно, что образование требует определенного количества времени, усидчивости и трудолюбия, но вот, пресловутой «самой высочайшей степени сложности» пока вроде не наблюдается, правда?
«В чем же непосильная трудность?», — спросите вы. А за плечами у вас наверняка уже школа, ВУЗ или колледж, а возможно, и не одни курсы повышения квалификации. Так что опыт изучения и накопления информации, скорее всего — довольно обширный. Да и определенный житейский опыт тоже, безусловно, присутствует, а, быть может, вы уже давно интересуетесь всякого рода психологической литературой.
С чего в реальности начинается профессиональный и личностный рост
Начнем, как обычно, с теории. Выделяют основные элементы, определяющие личность:
- Познание себя.
- Побуждение себя.
- Продвижение профессионального и личностного роста.
- Самореализация.
«Профессиональный и личностный рост – это не только количество прочитанной в книгах или прослушанной на специальных курсах профессиональной и психологической информации.
Рост личности происходит только тогда, когда человек может эти знания применить с пользой для своей жизни.
Плюс, каким бы образованным не был человек, в узкоспециализированной области своей профессиональной деятельности, без навыков ответственности, общения и взаимодействия, ему вряд ли удастся достичь весомых карьерных высот.
Это формирование абсолютно нового взгляда на свою жизнь и возможные перспективы (как профессиональные, так и личные)». Можно прочитать неимоверное количество литературы, сходить не к одному психологу, посетить приличное количество тренингов личностного и профессионального роста.
Но пока все полученные вами знания лежат «мертвым грузом» исключительной теории, ни о профессиональном, ни о личностном росте и речи быть не может.
А вот начать внедрять полученные знания в жизнь – это действительно куда сложнее, поскольку именно с этого момента вы начинаете меняться и, соответственно, сталкиваться с ответными реакциями, как собственной психики, так и окружающего мира.
Ответная реакция собственного организма на начальные этапы вашего развития личности и профессионального роста: страх и попытка вернуть ситуацию в привычное русло.
Итак, вы перелопатили большое количество литературы, основательно покопались в себе, возможно, сходили к психологу, или на тренинг личностного роста, осознали возможные проблемы с самооценкой, неуверенность в себе и негативные установки, которые мешают вашей жизни и успешному воплощению ваших планов и желаний. Теоретически, понимаете «откуда ноги растут» и что именно хотели бы поменять, но, в первую очередь, вас терзает безумный страх навредить и сделать все только хуже, чем есть на данный момент.
Страх показаться глупым и смешным, боязнь наворотить ошибок, которые невозможно будет исправить. Плюс, личностный и профессиональный рост на начальном этапе нельзя ощутить и измерить, чтобы убедиться в верности своего пути.
К примеру, если вы решили похудеть и накачать определенные мышцы, то отражение в зеркале, весы и свободно болтающаяся одежда, которая раньше сидела в обтяжку, уже буквально через считанные недели подскажут Вам, что вы все делаете правильно, или о том, что где-то надо что-то поменять. Плюс, эйфория от первых достигнутых результатов будут подбадривать на покорение новых вершин. В случае с саморазвитием все происходит несколько иначе и дорога значительно длиннее и тернистее.
Возможно, на каком-либо тренинге, вы даже с успехом выполнили определенные упражнения, и это подзарядило вас энергией на некоторое время. Но одно дело игровая ситуация, а совсем другое – реальная жизнь.
В реальной жизни гораздо тяжелее сказать «нет» близким людям или коллегам на работе, которые нагружают вас лишними, мешающими вашему развитию просьбами, или пытаются использовать вас и ваше время в своих корыстных целях.
Сложнее взять на себя ответственность за выполнение конкретного задания по работе или за принятие решения о том, что больше не намерены терпеть пренебрежительное отношение от коллег или знакомых. Так что в мечтах, конечно, полетать приятно, но реальность пугает и шипит, призывая не покидать свою уютную норку, в которой «тепло и сыро».
Страх и неуверенность могут сильно помешать даже самой сильной мотивации, лишить покоя и сна и даже спровоцировать панические атаки и психосоматические заболевания, как ответную реакцию организма, при помощи которой он старается защитить свой сложившийся внутренний мир от серьезных изменений.
Ответная реакция общества на начальные этапы вашего личностного и профессионального роста: непонимание и агрессия.
Представьте себе замкнутую систему, населенную некими организмами. Каждый из них занимает определенное место и выполняет определенные обязанности.
Кто-то занял более удобные ниши, кому-то досталось что-то попроще, но все привыкли и всех более-менее все устраивает. И вдруг, один из организмов выбивается из привычного ритма и начинает вести себя совсем иначе, нежели раньше.
Как вы думаете, системе это понравится? Примерно так же происходит и в том случае, когда вы начинаете менять свою, привычную для общества, линию поведения и систему реагирования. Одно дело, когда вы просто изучаете что-то непонятное.
На это обычно реагируют в духе: «Тратит время на, черт знает что, лучше бы отдохнул, телек посмотрел, да пивка попил с нами. Ну да и фиг с ним!». Это банальное непонимание.
А вот, когда вы переходите от теории к действиям, начинается реальная ответная агрессия, ибо всех устраивал незаметный «Вася Пупкин» или «Маша Иванова», которые тихо сидели и корпели за весь отдел, даже не намекая о премии/повышении, или тихий муж/жена, кладущие свою жизнь, на благо родных и близких. А пресловутые «Вася» или «Маша» вдруг возомнили себя достойными стать руководителями, отказываются выполнять чужие обязанности.
Или тихая жена и мать семейства вспомнила о себе, не позволяет задвигать свои потребности на последнее место, придумывает новые обязанности для членов семьи и пр.
В подобной ситуации даже самые близкие люди начинают борьбу за «возвращение блудного попугая» на привычную жердочку и в ход идут, в первую очередь, призывы опомниться, не страдать фигней из которой, по любому, ничего путного не выйдет (по их мнению, разумеется).
Выход есть: не ставьте глобальных целей, не корите себя и продолжайте гнуть свою линию!
Подводя промежуточные итоги, можно подумать, что задачи личностного и профессионального роста действительно непомерно сложны и лучше даже и не пытаться «высунуть нос» за рамки обыденного, предоставив жизни идти своим чередом.
Ведь в то время, когда и так безумно сложно и страшно сделать первые шаги, вместо малейшей поддержки на пути будет встречаться лишь отторжение и агрессия.
Проще всего все забросить и продолжить жить так, как раньше: иногда мечтая, о большем, но сразу одергивая себя, что воплотить эти мечты в реальность непосильно сложно, и вы уже было попытались раз или два, да не вышло.
Выход есть!
Но выход действительно есть, и он заключается:
- В разбивании каждой крупной цели на несколько мелких.
- В поощрении любых своих достижений (даже самых минимальных).
- В грамотном анализе возможных промахов. Ведь, как известно: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».
Все это, в совокупности, поможет личности сначала адаптироваться к начавшимся переменам, сформировать адекватную самооценку, а впоследствии к формированию адекватного и трезвого взгляда на вещи, для приобретения более удобных форм поведения, которые, в свою очередь, помогут выдержать ответную реакцию общества более уверенно и независимо и не свернуть с намеченных целей.
Постепенно появятся и первые положительные результаты, а с ними и азарт на новые свершения. На работе вас будут воспринимать совсем иначе, да и вы будете получать от рабочего процесса гораздо более положительные эмоции.
Со временем, может прийти в голову идея сменить сферу деятельности или открыть свое дело, и если, по-прежнему, продолжать двигаться небольшими, но уверенными шагами к новым и новым целям, то рано или поздно вы осознаете, что между мечтой и реальностью вовсе не пропасть, а четкая стратегия.
Родные и близкие постепенно не только примут ситуацию, но и начнут вами гордиться. Круг общения, возможно, изменится, но в лучшую сторону и по вашему же, непосредственно, желанию.
Удачи и терпения вам в этих непростых начинаниях на пути личностного и профессионального роста, ведь благодаря самореализации жизнь способна заиграть новыми яркими красками и обрести совершенно иные перспективы!
Источник: https://evgeniyafirsova.ru/lichnostnyiy-rost/professionalnyj-i-lichnostnyj-rost-samaya-trudnaya-zadacha.html
Рабочая программа дисциплины "Конструктор карьеры"
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Обоянский педагогический колледж»
Приложение
к ППССЗ по специальности 35.02.05. Агрономия
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- «ОП.13 Конструктор карьеры»
- СОДЕРЖАНИЕ
-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «(ОП.13. Конструктор карьеры» реализуется за счет часов вариативной части основной профессиональной образовательной программы ФГОС СПО по специальности 35.02.05. Агрономия
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
- Программа направлена на развитие компетенции: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
- В результате освоения программы обучающийся должен:
- уметь:
- применять профессиональный стандарт для описания образа специалиста квалификации «Агроном» по осваиваемой специальности;
- анализировать и сопрягать, зафиксированные во ФГОС СПО требования к выпускнику и требования к квалификации, зафиксированной в ПС Агроном оценивать современную ситуацию на отраслевом и региональном рынке труда, и учитывать её при проектировании индивидуального плана карьерного развития;
- формулировать компетенции цифровой экономики по отрасли и выявлять возможности для их освоения;
- применять ресурсы национальной системы квалификаций специальности Агроном для проектирования траектории профессионального развития и самообразования;
- ранжировать и применять наиболее действенные способы поиска вакансий на рынке труда, в том числе с использованием сети Интернет;
- применять механизмы национальной системы квалификаций для подтверждения уровня квалификации и профессионального развития;
- оценивать потенциальные возможности профессионального развития;
- применять методы планирования и развития карьеры;
- проектировать индивидуальный план карьерного развития;
- формировать портфолио карьерного продвижения, отслеживать свой «цифровой след»;
знать:
- суть и смысл понятий «профессия», «специальность», «квалификация»; «рынок труда», «цифровая экономика, «национальная система квалификаций», «независимая оценка квалификаций», «профессиональная карьера»;
- структуру профессиональных стандартов и действующих квалификационных справочников ЕТКС и ЕКС;
- классификацию рынка труда и перспективы развития отраслевого и регионального рынка труда;
- способы поиска работы, в том числе с использованием сети Интернет;
- функции, виды, модели, этапы, способы планирования профессиональной карьеры;
- структуру индивидуального плана карьерного развития;
- структуру, виды, алгоритм составления портфолио карьерного продвижения;
- возможные траектории профессионального развития и самообразования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины за счет используемых форм и методов обучения, выполняемых заданий создаются условия для формирования общих компетенций:
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
Организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, в ходе профессиональной деятельности.
- Психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
- Использовать профессиональные знания, нормативно-правовую базу предприятия в достижениях коллективной работы
- Знать правовые основы производства с/х продукции, нормативные документы.
- 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
- Объем часов
- Объем образовательной программы учебной дисциплины
- 54
- в том числе:
- теоретическое обучение
- 10
- практические занятия
- 34
- самостоятельная работа
- 8
- Промежуточная аттестация в форме зачета
- 2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Конструктор карьеры»
Объем
- в часах
- Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы
- 1
- 2
- 3
- 4
Раздел 1. Современный рынок труда. Востребованные профессии и квалификации.
- 24
- Тема 1. Профессиональный стандарт как инструмент формирования плана карьерного развития
- Содержание учебного материала
- Уровень освоения
- 8
- ОК 03-05,
- ОК 09
- Терминология (понятийный аппарат) сферы труда и системы профессионального образования: «профессия», «вид профессиональной деятельности», «специальность», «квалификация»
- 1
- Описание осваиваемой специальности и квалификации в профессиональном стандарте и федеральном государственном образовательном стандарте: выполняемые трудовые функции, уровень квалификации, требования к образованию и обучению, опыту практической работы, особые условия допуска к работе.
- 2
- Информационные ресурсы национальной системы квалификаций: Справочник профессий, реестр независимой оценки квалификаций, реестр профессиональных стандартов, конструктор квалификаций.
- 2
- Возможные пути достижения и повышения уровня квалификации в рамках специальности.
- 2
- Общая характеристика национальной системы квалификаций (НСК) России.
- 2
- в том числе, практических занятий
- 6
- Практическое занятие «Анкетирование студентов: изучение готовности к построению карьеры»
- Цель: Выявление уровня готовности студентов к планированию профессиональной карьеры.
- 1
- Практическое занятие «Сравнительно-сопоставительная характеристика требований к квалификации выпускника ФГОС СПО и требований к квалификации на рынке труда в соответствии с профессиональным стандартом (на примере осваиваемой специальности)»
Цель: 1.Закрепление знаний о требованиях к квалификации, формирование умений самостоятельно анализировать нормативные правовые источники.
- 2.Сопостовлять ФГОС подготовки по специальности «Агроном» и ПС Агронома
- 2
- Практическое занятие «Построение модели специалиста на основе требований профессионального стандарта («Аватар профессионала»)
- Цель: Установление личностных качеств, профессиональных качеств и soft skills, необходимых для успешного продвижения в профессиональной деятельности агронома.
- 3
- Тема 2.
- Современное состояние и тенденции развития рынка труда
- Содержание учебного материала
- Уровень освоения
- 16
- ОК 03-05,
- ОК 09
Рынок труда: основные понятия, элементы, функции. Классификация рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда.
1
Программа социально-экономического развития региона. Построение карты инновационных проектов региона. Выявление и ранжирование востребованных профессий. Сравнительный анализ потребности в кадрах в отрасли на общероссийском и региональном рынке труда (работа с сайтами: Справочник профессий http://spravochnik.rosmintrud.ru/professions; Работа в России https://trudvsem.ru )
2
Способы поиска работы, в том числе с использованием сети Интернет. Отбор и анализ эффективных способов поиска работы, в том числе с использованием ресурсов Интернет (сайты Работа в России https://trudvsem.ru; «HeadHunter.ru (hh.ru)»; GORODRABOT.RU https://gorodrabot.ru; «Rabota.ru» https://irkutsk.rabota.ru/; SUPERJOB.RU https://www.superjob.ru/; Сайт «Zarplata.ru»)
2
Цифровая экономика и ключевые компетенции цифровой экономики. Сквозные цифровые технологии и преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы. Выявление ключевых компетенций цифровой экономики по отрасли. Перспективы развития отрасли.
- 2
- в том числе, практических занятий
- 12
- Практическое занятие «Общероссийский и региональный рынок труда: особенности спроса и предложения по специальности «Агроном»»
- Цель: формирование умения анализировать рынок труда в Курской области и по России в целом, позиционировать себя на нем.
- 4
- Практическое занятие «Выявление и ранжирование способов поиска вакансий на рынке труда»
- Цель: Определить преимущества и недостатки различных способов поиска вакансий на рынке труда, возможность применения этих способов относительно своей профессии.
- 2
- Практическое занятие «Цифровая экономика и ключевые компетенции цифровой экономики. Программы цифровизации отрасли: требования к специалистам»
- Цель: Определить основные требования к осваиваемой специальности в условиях цифровизации общества и соответствие соискателя этим требованиям
- 2
- Самостоятельная работа обучающихся
- Создание образа востребованного специалиста по профессии/специальности
- 4
- Раздел 2. Проектирование профессиональной карьеры
- 28
- ОК 03-05,
- ОК 09
- Тема 3. Профессиональная карьера, методы планирования
- Содержание учебного материала
- Уровень освоения
- 28
Профессиональная карьера: понятие, функции, виды, модели. Этапы профессионального и карьерного развития.
1
Карьерограмма как инструмент управления карьерой. Способы планирования профессиональной карьеры. Методы планирования карьеры.
- 2
- Независимая оценка квалификаций как механизм выявления соответствия квалификации требованиям профессионального стандарта.
- 1
Портфолио карьерного продвижения (бумажный и/или электронный вариант). Структура портфолио. Алгоритм его составления с учетом запроса работодателей и перспектив развития отрасли. Цифровой след и его влияние на карьеру специалиста.
3
Индивидуальный план карьерного развития. Проектирование плана карьерного развития на основе отраслевой рамки квалификаций, профессиональных стандартов и тенденций развития отраслевого рынка труда.
- 3
- в том числе, практических занятий
- 26
- Практическое занятие «Самооценка»
- Анализ собственных возможностей, умений, навыков, уровня профессиональной квалификации с учетом актуальных требований рынка труда и оценочных средств независимой оценки квалификаций
- Цель: Оценить себя как профессионала и соответствие собственной оценки независимой оценке квалификаций.
- 2
- Деловая игра «Модельный профессиональный экзамен: алгоритм действий соискателя»
Цель:1. Закрепить знания в области прохождения независимой оценки.
2.Выявить готовность студентов к прохождению независимых квалификационных испытаний.
- 2
- Практическое занятие «Определение параметров и способа развития карьеры. Определение целей профессионального развития»
- Цель: Способствовать развитию умения ставить перед собой цели профессионального развития.
- 2
- Практическое занятие «Построение индивидуального плана карьерного развития»
- 6
- Практическое занятие «Формирование портфолио карьерного продвижения. Оценка цифрового следа»
- Цель: Овладение навыками самопрезентации и составления резюме.
- 6
- Деловая игра «Собеседование с работодателем»
- Цель: Через игру научить четко излагать позиции резюме, проявлять корректное поведение во время собеседования.
- 2
- Самостоятельная работа обучающихся
- Сбор и подготовка материалов для формирования портфолио карьерного продвижения.
- 4
- Промежуточная аттестация в форме зачета
- 2
- Всего:
- 54
- Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Для реализации программы учебной дисциплины должно быть предусмотрено специальное помещение: учебная аудитория для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также для самостоятельной работы, оснащенная оборудованием, техническими средствами обучения и материалами.
- Оборудование кабинета:
- — рабочие места по количеству обучающихся;
- — рабочее место преподавателя;
- — комплект учебно-методической документации;
- — технические средства обучения (проектор, экран)
- — компьютеры с выходом в Интернет по количеству обучающихся.
- Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
Перечень оборудования не является окончательным и может изменяться в соответствии с особенностями образовательной организации. Например, возможно дополнительное оснащение принтером или иными техническими средствами.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Печатные издания1
1.Корягин А.М. Технология поиска работы и трудоустройства (3¬е изд., стер.) учеб. пособие / [А.М. Корягин, Н.Ю. Бариева, И.В. Грибенюкова, А.И. Колпаков]. – М.: Академия, 2016 – 112с.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы)
3.2.3 Дополнительные источники
-
Адашев, С.Ю. Эффективное поведение на рынке труда: [Текст]: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений / С.Ю. Адашев, Е.Г. Зубова, Т.Н. Кирюшина, Н.Ю. Посталюк — Доп-самара: ПРОФИ, 2002. — 78 с.
-
Психология общения: Учебник / Л.Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Изд.2¬е, стер – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
-
Щербина М. Школа карьеры [Текст]: учебное пособие/ М. Щербина. – М.: Фонд «Евразия», 2010. — 1520 с.
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОК
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он
- разработал план карьерного развития, используя информационные ресурсы НСК, учитывая перспективы развития отраслевого и регионального рынка труда;
- определил и выстроил план карьерного развития на основе анализа собственных возможностей, умений, навыков, профессиональной квалификации с учетом актуальных требований рынка труда;
- презентовал план карьерного развития четко, последовательно, логически выстроив с обоснованием каждого этапа.
Оценка результатов выполнения и защиты зачетной работы (проекта плана карьерного развития)
1 Образовательная организация при разработке основной образовательной программы, вправе уточнить список изданий, дополнив его новыми изданиями отраслевой направленности.
Источник: https://infourok.ru/rabochaya-programma-disciplini-konstruktor-kareri-3945084.html