- План урока:
- Роль потребностей в жизни человека
- Многообразие потребностей
- Материальные потребности
- Духовные потребности
- Можно ли управлять своими потребностями
- Интересы и их роль в жизни ребенка
- Иерархия интересов
-
(Источник)
Роль потребностей в жизни человека
Сегодня общество не представляет своей жизни без бытовой техники, электроники, мобильных телефонов, компьютера и интернета. Все это потребности, появившиеся сравнительно недавно.
У каждого человека свое количество потребностей, они могут возникать из-за чувства неудовлетворенности, дефицита.
Потребности могут меняться со временем, но одно остается неизменным: человек постоянно будет в чем-то нуждаться.
С развитием технологий, интернета, рекламы потребности в человеческом обществе увеличиваются. Потребности постоянно возникают снова, их нельзя удовлетворить один раз и навсегда. Нельзя выспаться на всю жизнь, наестся, одеться, пообщаться.
Роль потребностей в жизни человека очень велика. Именно они заставляют человека активно действовать, предпринимать меры для обретения желаемого. Некоторые нужды можно удовлетворить сразу (поесть, попить), для достижения других потребуется продолжительное время (покупка новой квартиры).
Все достижения современного общества, полезные вещи и ценности не существовали бы без возрастающей роли потребностей. На улицах не было бы машин, домов, линий электропередач, памятников архитектуры.
Многообразие потребностей
Человек — существо биосоциальное, поэтому все потребности человека можно условно разделить на два вида: биологические и социальные. Биологическими (естественными) называют простые нужды, без которых невозможно выжить в этом мире: спать, пить, дышать, есть. Они составляют основу человеческой жизни, роднят индивида с животным царством.
(Источник)
Такие потребности необходимо удовлетворять, но им не нужно потакать. Чрезмерное удовлетворение естественных потребностей может испортить жизнь любой личности.
Пример. Вася любит спать по 10-12 часов в день, из-за этого он постоянно опаздывает на уроки. Маша очень любит пирожные, шоколадки и другие виды сладостей. Она не может себя контролировать и съедает сразу всю коробку конфет, если найдет ее дома. Из-за этого у Маши проблемы со здоровьем, частый ацетон.
Естественные потребности появляются у человека с рождения, а социальные приобретаются в процессе жизни в обществе. Наличие социальных потребностей говорит о развитии индивида как личности. Так как социальные потребности более сложные, они формируются по мере взросления ребенка.
Примеры социальных потребностей:
- Общение;
- Уважение;
- Дружба;
- Признание заслуг;
- Взаимопонимание;
- Сотрудничество;
- Одобрение;
- Любовь;
- Установление справедливости.
Кроме того можно выделить и другие виды потребностей:
- Эстетические – это желание видеть гармонию, красоту, потребность в уходе за своей внешностью, физической формой;
- Личностные — саморазвитие, самопознание, самосовершенствование. Эти потребности проявляются в процессе взросления, становления ребенка как самостоятельной личности;
- Эмоциональные – человеку необходимо самому выражать эмоции и получать их от окружающих (радость, печаль, гнев, удивление и прочие);
- Интеллектуальные –от рождения ребенку свойственно познавать окружающий мир, потребность в познании, развитии мышления сохраняется на протяжении всей жизни;
- Творческие – это поиск самовыражения через музыку, художественное искусство, поэзию, танцы;
- Потребность в труде – человек занимается трудовой деятельностью не только ради материального вознаграждения, он получает от нее удовольствие, удовлетворение. Личность стремится, чтобы плоды ее труда высоко оценило общество, коллеги, родные.
(Источник)
Все потребности, без которых человек не сможет прожить, называют первичными (они необходимы в первую очередь), остальные считаются вторичными (о них задумываются после удовлетворения первых).
К первичным потребностям относят: сон, еду, безопасность, жилище, чистую питьевую воду.
Вторичные потребности: смартфон, фирменная сумка, путешествие в экзотические страны, получение высшего образования.
Пример. Петя забыл позавтракать дома и взять в школу деньги на обед. К 12 часам дня у него разыгрался аппетит.
В это время все писали контрольную работу по математике, он очень хотел получить 5, но не мог думать ни о чем, кроме вкусной еды.
Спустя 10 минут, его сосед по парте Андрей понял в чем дело, он аккуратно передал Пете булочку, чтобы их не заметила учительница. Петя попросил выйти из класса и съел в коридоре булку. После этого дела пошли лучше, и он успешно выполнил все задания.
На момент рождения у человека появляются только преимущественно материальные потребности. Но по мере взросления, становления личности, доля материальных потребностей уменьшается, в пользу увеличения духовных. Этот процесс называется возвышением потребностей.
Материальные потребности
Большую роль в человеческой жизни играют материальные потребности. В эту группу входят все нужды, необходимые для комфортного материального существования:
- жилище;
- одежда;
- бытовая техника;
- мебель;
- средства передвижения (личный или общественный транспорт);
- электронные приборы;
- еда.
(Источник)
У каждого свое представление о комфорте, уровень материальных потребностей зависит от материального положения человека и особенностей личности.
Пример. Насте достаточно двух пар сапог на зиму, для нее главное, чтобы обувь была удобной. Мария переживает, что родители отказали купить ей новые сапожки, из-за того, что у нее много обуви, и новая пара не поместится в шкафу.
На удовлетворении материальных потребностей построена вся экономика. Фабрики и заводы производят продукции даже больше, чем способен приобрести человек. Поэтому, желая искусственно увеличить потребности, производители используют хитрость — рекламу товаров. Видя красивую картинку на экране, человек, сам того не желая, начинает думать об этом товаре, считать его ценным.
Материальные потребности развиваются с совершенствованием технологий, так еще 100 лет назад люди могли только мечтать о проводном телефоне, сегодня у каждого есть свой мобильный.
(Источник)
Духовные потребности
Духовные потребности человека отличают его от царства животных. Только люди испытывает стремление к познанию окружающего мира, самопознанию, нуждаются в образовании, воспитании, нормах нравственности. Человек не умрет без удовлетворения духовных потребностей, но его жизнь будет неполноценной, несчастливой.
Благодаря наличию и развитию духовных потребностей, в обществе существует:
- мораль;
- религия;
- традиции;
- культура;
- искусство;
- образование.
Примеры духовных потребностей человека в повседневной жизни:
- посмотреть фильм;
- прочитать книгу;
- послушать музыку;
- насладиться красотой природы;
(Источник)
Чем богаче внутренний мир человека, тем больше в его жизни преобладают духовные потребности.
Можно ли управлять своими потребностями
Потребности необходимо удовлетворять, но они не должны управлять волей человека. Кроме того, не все потребности бывают полезны, разумны, действительно необходимы. Существуют так называемые мнимые потребности, в которых человек не нуждается, но не подозревает об этом.
Пример. Алине захотелось покрасить волосы в зеленый цвет. Родители долго не соглашались на такой эксперимент. Тогда девочка самостоятельно купила краску и окрасила волосы тайком от родных.
Когда Алина пришла в школу, мальчики и девочки начали смеяться над ней, называть ее русалкой, болотным чудищем.
Алина ожидала обратной реакции, ей казалось, что зеленый цвет модный, что она станет популярна благодаря такому изменению имиджа.
В лучшем случае мнимые потребности не приносят пользы, в худшем наносят вред здоровью, жизни, благополучию.
Это интересно! По статистике количество больных алкоголизмом в мире увеличивается с каждым годом. Ученые подсчитали, что к 2050 году каждый двадцатый человек на планете будет алкоголиком. Пагубное пристрастие наносит непоправимый вред здоровью и психике, но люди не могут отказаться от навязанной им потребности.
Чтобы научиться управлять своими потребностями нужно:
- Иметь в жизни цель. Целеустремленный человек не будет отвлекаться на глупости, предпочтет полезные вещи вредным;
- Обогащать внутренний мир. Человек с множеством интересов, развитыми способностями, талантами уделяет меньше внимания удовлетворению материальных потребностей;
- Проявлять волю. Во время соблазна злоупотребления чем-либо, думать о последствиях.
(Источник)
Таким образом, человек станет хозяином своих чувств, потребностей, он будет ими управлять, осознанно принимать решения.
Интересы и их роль в жизни ребенка
Интерес – это осознанное стремление узнать что-то новое, повышенное внимание к определенному виду деятельности. Интересоваться можно спортом, садоводством, кулинарией, рисованием, изготовлением открыток, музыкой и прочим. Интересы формируются с раннего детства. С возрастом, интересы ребенка меняются, в будущем любимые увлечения могут повлиять на выбор профессии.
Родители стараются выявить у детей новые и развить существующие интересы. Интерес становится способностью, когда он проявляется на практике, в занятиях творчеством, любимым делом. Одаренные дети могут развить свой талант, но для этого необходимо трудиться, прилагать усилия.
(Источник)
Иерархия интересов
Простыми словами иерархия интересов — это пирамида, в основании которой второстепенные интересы, на верхушке — главные.
Из этой схемы можно увидеть интересы двенадцатилетнего Пети Иванова. Петя хорошист, он интересуется учебой, но уроки для него не самое главное. Больше времени он проводит на улице, играя с дворовыми ребятами в футбол.
Но самое любимое времяпровождение Пети — смотреть и помогать отцу ремонтировать мелкую бытовую технику, движки, спаивать паяльником провода на различных деталях.
Скорее всего, в будущем Петя станет инженером, автомехаником, будет ремонтировать специальное оборудование.
Большое количество интересов говорит о всестороннем развитии личности. Но среди всех есть главное увлечение, преобладающее над всеми. Такому интересу нужно уделять больше времени, внимания. Скорее всего, он будет связан с выбором профессии в будущем.
Источник: https://100urokov.ru/predmety/potrebnosti-i-interesy-cheloveka
Социальные, биологические и духовные потребности человека
В широком смысле потребности определяются как источник активности и форма связи живого организма с окружающим миром.
Социальные потребности человека – желания и стремления, присущие индивиду как представителю человеческого рода.
Человечество – общественная система, вне которой невозможно развитие личности. Человек всегда часть общности людей. Осуществляя социальные стремления и желания, он развивается и проявляется как личность.
Принадлежность к обществу людей обуславливает возникновение социальных потребностей человека. Они переживаются как желания, влечения, стремления, яркоокрашенные эмоционально. Они формируют мотивы деятельности и определяют направленность поведения, сменяют друг друга по мере реализации одних и актуализации других желаний.
Биологические желания и природа людей выражаются в необходимости поддерживать жизнедеятельность и оптимальный уровень функционирования организма. Достигается это путем удовлетворения нужды в чем-либо. У людей, как у животного, есть особая форма удовлетворения всех видов биологической нужды – бессознательные инстинкты.
Вопрос о природе потребностей остается дискуссионным в научной среде. Одни ученые отвергают социальную природу желаний и влечений, другие – игнорируют биологическую основу.
Виды социальных потребностей
Социальные устремления, желания, влечения обусловлены принадлежностью людей к обществу и удовлетворяются только в нем.
Разделяют три категории социальных потребностей:
- «Для себя»: самоидентификация, самоутверждение, власть, признание.
- «Для других»: альтруизм, безвозмездная помощь, защита, дружба, любовь.
- «Вместе с другими»: мир на Земле, справедливость, права и свободы, независимость.
Далее рассмотрим подробное описание каждого из потребностей:
- Самоидентификация заключается в желании быть подобным, похожим на конкретного человека, образ или идеал. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и осознает себя мальчиком/девочкой. Потребность в самоидентификации периодически актуализируется в процессе жизнедеятельности, когда человек становится школьником, студентом, специалистом, родителем и так далее.
- Самоутверждение необходимо, и оно выражается в реализации потенциала, заслуженном уважении среди людей и утверждении человеком себя как профессионала в любимом деле. Также многие люди стремятся к власти и призванию среди людей в своих личных целях, для себя.
- Альтруизм – безвозмездная помощь, даже в ущерб собственным интересам, просоциальное поведение. Человек заботится о другом индивиде как о самом себе.
- К сожалению, бескорыстная дружба – редкость в наше время. Настоящий друг – ценность. Дружба должна быть бескорыстной, не ради выгоды, а из-за взаимного расположения друг к другу.
- Любовь – самое сильное желание каждого из нас. Как особое чувство и вид межличностных отношений, она отождествляется со смыслом жизни и счастьем. Ее трудно переоценить. Это причина создания семей и появления новых людей на Земле. Подавляющее количество психологических и физических проблем от неудовлетворенной, безответной, несчастливой любви. Каждый из нас хочет любить и быть любимым, а также иметь семью. Любовь – это самый мощный стимул, мотивация для роста личности, она вдохновляет и воодушевляет. Любовь детей к родителям и родителей к детям, любовь между мужчиной и женщиной, к своему делу, работе, городу, стране, ко всем людям и всему миру, к жизни, к себе – фундамент для развития гармоничной, целостной личности. Когда человек любит и любим, он становится творцом свой жизни. Любовь наполняет ее смыслом.
Общечеловеческие социальные желания есть у каждого из нас на Земле. Все люди, вне зависимости от национальности и вероисповедания, хотят мира, а не войны; уважения своих прав и свобод, а не порабощения.
Справедливость, нравственность, независимость, гуманность – общечеловеческие ценности. Их желает каждый для себя, своих близких, человечества в целом.
Осуществляя свои личные устремления и желания, необходимо помнить и об окружающих людях. Нанося вред природе и обществу, люди вредят самим себе.
Классификация социальных потребностей
В психологии разработано несколько десятков разнообразных классификаций потребностей. Наиболее общая классификация определяет два вида желаний:
1. Первичные или врожденные:
- биологические или материальные потребности (еда, вода, сон и другие);
- экзистенциальные (безопасность и уверенность в будущем).
2. Вторичные или приобретенные:
- социальные потребности (в принадлежности, общении, взаимодействии, любви и другие);
- престижные (уважение, самоуважение);
- духовные (самореализация, самовыражение, созидательная деятельность).
Наиболее известная классификация социальных потребностей была разработана А. Маслоу и известна как «Пирамида потребностей».
Это иерархия человеческих стремлений от низших к высшим:
- физиологические (еда, сон, плотские и другие);
- потребность в безопасности (жилье, собственность, стабильность);
- социальные (любовь, дружба, семья, принадлежность);
- уважение и признание личности (как другими людьми, так и самим собой);
- самоактуализация (самореализация, гармония, счастье).
Как видно, эти две классификации одинаково определяют социальные потребности как стремления к любви и принадлежности.
Значимость социальных потребностей
Естественные физиологические и материальные желания всегда первостепенны, так как от них зависит возможность выживания.
- Социальным потребностям человека отведена второстепенная роль, они идут следом за физиологическими, но являются более значимыми для человеческой личности.
- Примеры такой значимости можно наблюдать, когда человек терпит нужду, отдавая предпочтение удовлетворению вторичной потребности: студент вместо сна занимается подготовкой к экзамену; мать забывает поесть, ухаживая за младенцем; мужчина терпит физическую боль, желая произвести впечатление на женщину.
Личность стремится к активности в социуме, общественно полезному труду, установлению положительных межличностных отношений, желает быть признанной и успешной в социальной среде. Нужно удовлетворять эти желания для успешного сосуществования с другими людьми в социуме.
Безусловную значимость имеют такие социальные потребности, как дружба, любовь, семья.
На примере взаимосвязи социальной потребности людей в любви с физиологической необходимостью плотских отношений и с инстинктом продолжения рода можно понять, насколько взаимообусловлены и связаны эти влечения.
Инстинкт продолжения рода во взаимодействии мужчины и женщины дополняется заботой, нежностью, уважением, взаимопониманием, общими интересами, возникает любовь.
Личность не формируется вне общества, без общения и взаимодействия с людьми, без удовлетворения социальных потребностей.
Примеры детей, воспитанных животными (таких инцидентов было несколько в истории человечества) яркое подтверждение значимости любви, общения, общества. Такие дети, попав в человеческое сообщество, так и не смогли стать его полноценными членами. Когда человек испытывает только первичные влечения, он уподобляется животному и фактически становится им.
Социальные, биологические и духовные потребности человека Ссылка на основную публикацию
Источник: https://HeadLife.ru/socialnye-potrebnosti-cheloveka/
Что такое потребности человека. Виды и их сущность
Человек – социально-биологическое существо, соответственно и потребности имеют разный характер, а точнее уровни. Потребности определяют мотивы и деятельность личности. Это первооснова жизни человека как индивида, личности и индивидуальности. Из статьи вы узнаете, какие бывают потребности и в чем их разница, как они развиваются, от чего зависят и что зависит от них.
Что такое потребности
Потребности – психическое состояние, выражающееся в дискомфорте, напряжении, неудовлетворенности какого-то желания.
Потребности бывают осознаваемыми и неосознаваемыми:
- Осознаваемые потребности человека или группы становятся интересами.
- Неосознаваемые – дают о себе знать в виде эмоций.
Решается ситуация дискомфорта за счет удовлетворения желания или при невозможности удовлетворения за счет подавления либо замещения схожей, но доступной потребностью. Она побуждает к активности, поисковой деятельности, цель которой – устранение дискомфорта, напряжения.
Для потребностей характерны несколько особенностей:
- динамичность;
- изменчивость;
- развитие новых потребностей по мере удовлетворения ранних;
- зависимость развития потребностей от включенности индивида в разные сферы и виды деятельности;
- возвращение человека на предыдущие ступени развития, если более низкие потребности снова становятся не удовлетворены.
Потребности представляют собой структуру личности, их можно охарактеризовать как «источник активности живых существ, указывающий на отсутствие ресурсов (как биологических, так и социокультурных), необходимых для существования и развития личности» (А. Н. Леонтьев).
Развитие потребности
Любая потребность развивается в два этапа:
- Возникает как внутреннее, скрытое условие для деятельности, выступает как идеал. Человек сопоставляет знания об идеале и о реальном мире, то есть ищет способы достижения.
- Потребность конкретизируется и опредмечивается, является движущей силой деятельности. Например, сначала человек может осознать потребность в любви, а затем искать предмет любви.
Потребности порождают мотивы, на фоне которых вырисовывается цель. Выбор средств достижения цели (потребности) зависит от ценностных ориентаций человека. Потребности и мотивы формируют направленность личности.
Базовые потребности формируются к 18-20 годам и в дальнейшем не претерпевают существенных изменений. Исключение – кризисные ситуации.
Иногда система потребностей и мотивов развивается дисгармонично, что приводит к психическим нарушениям и дисфункции личности.
Виды потребностей
Обобщенно можно выделить телесные (биологические), личностные (социальные) и духовные (экзистенциальные) потребности:
- К телесным относятся инстинкты, рефлексы, то есть все физиологическое. От их удовлетворения зависит поддержание жизни человека как вида.
- К личностным относится все духовное и социальное. То, что позволяет человеку быть личностью, индивидуальностью и субъектом общества.
- К экзистенциальным относится все, что связано с поддержанием жизни всего человечества и с космосом. Сюда относится потребность в самосовершенствовании, развитии, созидании нового, познании, творчестве.
Таким образом, часть потребностей является врожденной и они идентичны у людей любых народов и рас. Другая часть – приобретенные потребности, которые зависят от культуры и истории конкретного общества, группы людей. Свою лепту вносит даже возраст человека.
Теория А. Маслоу
Самой популярной классификацией потребностей (она же иерархия) является пирамида Маслоу. Американский психолог расположил потребности от низших к высшим, или от биологических к духовным.
- Физиологические потребности (пища, вода, сон, то есть все, что связано с телом и организмом).
- Потребность в эмоциональной и физической безопасности (стабильности, порядке).
- Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба), или социальные потребности.
- Потребность в самоуважении (уважении, признании), или потребности оценки.
- Потребность в самоактуализации (саморазвитии, самовоспитании, других «само»).
Первые две потребности относятся к низшим, остальные – к высшим. Низшие потребности характерны для человека как индивида (биологического существа), высшие – для личности и индивидуальности (социального существа). Развитие высших потребностей невозможно без удовлетворения первичных. Однако после их удовлетворения духовные потребности развиваются не всегда.
Высшие потребности и стремление к их реализации обуславливают свободу индивидуальности человека. Становление духовных потребностей тесно связано с культурой и ценностными ориентациями общества, историческим опытом, который постепенно становится опытом личности. В связи с этим можно выделить материальные и культурные потребности.
Для низших и высших потребностей характерны несколько отличий:
- Высшие потребности генетически развиваются позднее (первые отголоски возникают в позднем подростковом возрасте).
- Чем выше потребность, тем проще ее на время отодвинуть.
- Жизнь на высоком уровне потребностей означает хороший сон и аппетит, отсутствие болезней, то есть хорошее качество биологической жизни.
- Высшие потребности воспринимаются человеком как менее насущные.
- Удовлетворение высших потребностей приносит большую радость и счастье, обеспечивает развитие личности, обогащает внутренний мир, осуществляет желания.
Согласно Маслоу, чем выше человек поднимается по этой пирамиде, тем здоровее психически и более развитым как личность и индивидуальность его можно считать. Чем выше потребность, тем больше человек готов к активным действиям.
Теория К. Алдерфера
Автор видоизменил эмпирическим путем теорию Маслоу и выделил три группы потребностей, дифференцировав потребность в оценке:
- существование (физиологические и потребность в безопасности по Маслоу);
- связанность (социальные потребности и внешняя оценка по Маслоу);
- развитие (внутренняя оценка и самоактуализация по Маслоу).
Теорию отличают еще два положения:
- одновременно могут быть задействованы несколько потребностей;
- чем ниже удовлетворение высшей потребности, тем сильнее желание удовлетворить низшую (речь идет о замещении недоступного доступным, например, любви – сладким).
Теория Э. Фромма
В концепции Фромма потребности классифицированы на основании единства человека и природы. Автор выделяет следующие потребности:
- Потребность в общении и межиндивидуальных узах (любовь, дружба).
- Потребность в творчестве. Независимо от рода конкретной деятельности человек создает мир вокруг себя и само общество.
- Потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, то есть обращение к истории общества, семье.
- Потребность в стремлении к уподоблению, поиску идеала, то есть идентификация человека с кем-либо или чем-либо.
- Потребность к познанию и освоению мира.
Стоит отметить, что Фромм придерживался концепции о влиянии бессознательного на человека и потребности относил как раз к этому. Но в понятии Фромма бессознательное – скрытый потенциал личности, духовные силы, отведенные каждому человеку изначально.
А также в подсознательное занесен элемент общности, единства всех людей. Но подсознательное, как и описанные потребности, разбивается об логику и рациональность мира, клише и табу, стереотипы. И в большинстве своем потребности остаются нереализованными.
Теория приобретаемых потребностей Д. Мак-Клелланда
Автор выделил три потребности, которые приобретаются человеком в течение жизни:
- потребность в достижении или свершении;
- потребность в человеческих связях или в присоединении;
- потребность во власти.
Согласно авторской концепции, эти потребности есть у каждого человека, но их выраженность и влияние на поведение отличаются. Начало развития потребности берут в детстве:
- если детей поощряют при контроле над другими, то формируется потребность во власти;
- при самостоятельности – потребность в достижении;
- при установлении дружбы – потребность в присоединении.
Потребность в достижении
Человек стремится превосходить других людей, выделяться, достигать установленных стандартов, быть успешным, решать сложные задачи. Такие люди сами выбирают ситуации, где будут нести ответственность за всех, но при этом избегают слишком простых или слишком сложных.
Потребность в присоединении
Человек стремится иметь дружеские, близкие межличностные взаимоотношения, основанные на тесной психологической связи, избегает конфликтов. Такие люди ориентированы на ситуации кооперации.
Потребность во власти
Человек стремится создавать условия и требования для деятельности других людей, управлять ими, контролировать их, пользоваться авторитетом, решать за других людей. Человек получает удовлетворение, находясь в позиции влияния и управления. Такие люди выбирают ситуации соревнований, конкуренции. Их заботит статус, а не эффективность действий.
Послесловие
Удовлетворение потребностей важно для адекватного развития личности. При игнорировании биологических потребностей человек может заболеть и умереть, а при неудовлетворенных высших потребностях развиваются неврозы, возникают внутриличностные конфликты и другие психологические проблемы.
Стоит отметить, что из правила «сначала удовлетворение одних потребностей – потом развитие других» существуют исключения. Речь идет о творцах и воинах, которые могут задаваться высшими целями, невзирая на неудовлетворенные физические потребности, например, голод и недосып. Но для среднестатистического человека характерны следующие данные:
- физиологические потребности удовлетворяются на 85 %;
- в безопасности и защите – на 70 %;
- в любви и принадлежности – на 50 %;
- в самоуважении – на 40 %;
- в самоактуализации – на 10 %.
Потребности тесно связаны с социальной ситуацией развития человека и уровнем социализации. Что интересно, эта связь взаимообусловлена.
Источник: https://psychologist.tips/714-chto-takoe-potrebnosti-cheloveka-vidy-i-ih-sushhnost.html
Динамика структуры потребностей у студентов и служащих
Изменения в экономической, политической и нравственной сферах жизни общества оказывают существенное влияние на структуру экономического сознания и, в том числе, на структуру мотивов и потребностей человека.
Невозможность удовлетворения важных потребностей снижает активность человека, либо меняет направление этой активности, длительное неудовлетворение потребностей человека приводит к возникновению состояния фрустрации.
В связи с этим, изучение структуры потребностей человека является актуальной проблемой современной психологической науки.
В нашем исследовании мы исходили из положения, что потребность –
это состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которой невозможно существование организма, его жизнедеятельность. Как внутренние сущностные силы организма, потребности, побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности, деятельности.
Таким образом, потребности проявляются в поведении человека, влияя на выбор мотивов, которые определяют направленность поведения в каждой конкретной ситуации. Являясь составной частью модели мотивации (Р.Л.Дафт), потребности занимают определенное место в структуре экономического сознания (А.В.
Филлипов, С.В. Ковалев).
Главным основанием для выделения видов потребностей является характер деятельности, к осуществлению которой потребность побуждает
субъекта. В нашем исследовании мы руководствовались классификацией потребностей А. Маслоу (Мотивация и личность, 1954 г.). Принимая
за основу выделенные Маслоу группы потребностей, мы не разделяли его мнения о врожденной природе потребностей и идеи о невозможности возврата к уже удовлетворенной потребности более низкого уровня.
В экспериментальном исследовании участвовали студенты первого
курса Ангарской государственной технической академии и служащие негосударственных учреждений г. Ангарска Иркутской области. Для изучения структуры потребностей мы воспользовались тестом
«Парные сравнения» (Сост. Н.А. Литвинцева), который оценивает степень неудовлетворенности основных потребностей человека. В результате выявляются основные потребности-мотиваторы, т.е. потребности,
входящие в модель мотивации деятельности, и ведущие группы потребностей в соответствии с классификацией А.Маслоу. В группу материальных потребностей вошли потребности зарабатывать на жизнь,
обеспечить себе материальный комфорт и покупать хорошие вещи. В группу потребностей в безопасности – обеспечить себе будущее, упрочить свое положение, избегать неприятностей.
В группу социальных, или межличностных потребностей – иметь теплые отношения с людьми, иметь хороших собеседников, быть понятым другими.
В группу потребностей в признании – добиться признания и уважения, повышать уровень мастерства и компетентности, обеспечить себе положение влияния среди окружающих.
В группу потребностей в самовыражении – развивать свои силы и способности, стремиться к новому и неизведанному, заниматься делом, требующим полной отдачи. При обработке данных подсчитывалось количество выборов (баллов), приходящихся на каждый вид потребностей и на каждую группу потребностей. На рисунке показано соотношение средних значений по группам потребностей у студентов и служащих.
- 30
- 25
- 20
- 15
- 10
- 5
- 1 2 3 4 5
- С т у д е н т ы
- С л у ж а щ и е
- Структура потребностей студентов и служащих.
- Примечание. По оси абсцисс обозначены группы потребностей:
- 1 материальные, 2 в безопасности, 3 – социальные, 4 – в признании, 5 –
в самовыражении. По оси ординат – средние значения в баллах.
Как видно на рисунке, различие в степени выраженности социальных потребностей у студентов и у служащих не значительно.
Достоверность различий по остальным группам потребностей мы оценили при помощи Uкритерия Манна-Уитни, используемого для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака. Значения U-критерия МаннаУитни приводятся в таблице.
Как видно из таблицы, достоверными можно считать различия в группах потребностей в безопасности и материальных потребностей.
Значения U-критерия Манна-Уитни
Таблица 1
Группы потребностей |
Значение U-критерия |
Материальные потребности | 46,5 |
Потребности в безопасности | 111,5 |
Социальные потребности | 209 |
Потребности в признании | 290,5 |
Потребности в самовыражении | 230,5 |
Примечание. Критические значения U-критерия: 121 для уровня достоверности 0,01 и 147 для уровня достоверности 0,05. Чем меньше значения критерия, тем выше достоверность выявленных различий.
- В ходе исследования отмечено, что если удовлетворить потребность более высокого уровня не удается, у индивида может произойти возврат к уже удовлетворенной потребности более низкого уровня. Так, работник,
- которому не удается добиться повышения квалификационного уровня, получения новых знаний, личностного роста, может вернуться к более низким по уровню потребностям и направить все свои усилия на достижение признания обществом его заслуг, вклада в работу или
- на увеличение доходов.
- У испытуемых, находящихся на пятой ступени иерархии потребностей, отмечается низкий уровень тревожности, агрессивности,
- фрустрации. Это связано с тем, что удовлетворение высших потребностей в самоуважении и самореализации приносит счастье, радость, обогащает внутренний мир и имеет своим результатом не только осуществление
- желаний, но и развитие личности, личностный рост. Напротив, у испытуемых с доминированием материальных потребностей, потребностей в безопасности или в признании в отдельных случаях
наблюдается средний и высокий уровень тревожности, агрессивности, фрустрации. Причины фрустрации студентами оцениваются чаще как внешние: невыгодные условия, высокие требования, плохое окружение и т.п. Служащие чаще, чем студенты, выделяют внутренние причины
фрустрации: плохо подготовлен к выполнению, работы, задания, безволен, неорганизован и т.п. В данном случае, когда причины неуспеха оцениваются как устранимые, фрустрация может выступать фактором,
усиливающим мотивацию. Появляется повышенное эмоциональное возбуждение и острое желание уничтожить преграды. Психологический механизм запуска энергетических резервов психики заключается
- в наличии помех в достижении цели, и в оценке данных помех как
- устранимых.
- Люди, достигшие уровня самоактуализации, отличаются следующими чертами: ориентация на объективную реальность и свобода от иллюзий, юмор, терпимость, независимость в мнениях и поступках, творческие
- способности.
- Полученные данные позволяют сформулировать следующие выводы.
- Социальное положение испытуемых влияет на структуру их потребностей.
В группе студентов на первом месте находятся потребности в безопасности и материальные потребности, в группе служащих – потребности самовыражении и потребности в признании. Качественные различия в структуре потребностей обусловлены также возрастом.
У служащих в возрасте до двадцати трех лет, как и в группе студентов, наблюдается преобладание материальных потребностей и потребностей в безопасности. Данные факты подтверждают тезис о социальной природе человеческих потребностей, которая проявляется в их содержании, происхождении и способах реализации.
Потребности человека формируются в процессе освоения им социальной действительности, становления его личности, в процессе общественного производства материальных благ и духовных ценностей.
Геранюшкина Г.П. (Иркутск, БГУ ЭП)
Материал взят из книги Экономическая психология (Карнышева А.Д.)
Источник: http://studik.net/dinamika-struktury-potrebnostej-u-studentov-i-sluzhashhix/
Тема 3. Потребности и интересы человека — Обществознание
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями. Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. mоvеге – приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
- Виды потребностей человека
- – Биологические (органические, материальные) – потребности в пище, одежде, жилище и др.
- – Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
- – Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая.
- Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
- Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
- Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
- Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest – иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
- Существует несколько классификаций интересов:
- – по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.
- – по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.
От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определеннуюдеятельность.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Образец задания
B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ: Потребности.
Источник: https://www.sites.google.com/site/obsestvoznaniesch88omsk/home/ucebn/celovek/tema-3-potrebnosti-i-interesy-celoveka
Лекция №1 (расшир.)
^ Человек, так же как и животное, нуждается для поддержания физического существования в определённых внешних условиях : в пище, питье и т.п. Эти естественные потребности человека аналогичны потребностям высших животных. Но даже и они отличаются у человека от аналогичных потребностей животных.
Характеризуются естественные потребности как предметным содержанием, так и другими способами удовлетворения. То и другое является у человека продуктом общественно-исторического развития человечества.
В отличие от животных, которые удовлетворяют свои потребности исключительно за счёт естественных предметов, которые находятся в окружающей среде в готовом виде, люди в процессе труда сами производят предметы, которые способны удовлетворить их потребности.
Благодаря этому предметное содержание и способы удовлетворения естественных потребностей у людей меняются. А это значит, что меняются и сами потребности : у людей возникают новые потребности. Даже человеческая потребность в еде — уже иная потребность, чем потребность в пище у животного.
Таким образом, производство предметов, которые удовлетворяют естественные потребности человека, меняет, следовательно, эти потребности.
В процессе исторического развития людей, у них возникают и такие потребности, которые не имеют аналогичных себе у животных. Это общественные по своей природе, высшие потребности. Их удовлетворение не ведёт непосредственно к устранению той или иной биологической нужды организма. Порождаются эти потребности общественным производством, условиями жизни в обществе.
К высшим потребностям относятся прежде всего потребности в материальных предметах, которые создаются общественным производством и служащих человеку ( потребности в предметах обстановки, инструментах, орудиях труда и т.д.
). Это высшие материальные потребности. К высшим человеческим потребностям относятся также потребности в предметах идеальных — таких, как искусство, знания, накопленные человечеством и пр. Это духовные потребности.
Хотя между высшими материальными потребностями и потребностями духовными существует известное различие, но оно лишь относительно. Ведь и для удовлетворения духовных потребностей нужны определённые материальные условия.
Для удовлетворения интеллектуальных потребностей, например, нужны книги, инструменты и т.п.
С другой стороны, такие потребности, как потребность в одежде, включают в себя требования к эстетической стороне и к социальному значению вещей.
Необходимо подчеркнуть также тесную связь высших функциональные потребности ( например, потребности трудиться, потребности общения с другими людьми и т.д. ) с предметными потребностями.
Потребность трудиться, например, всегда связана с определёнными предметами содержания труда. Беспредметный, бесцельный труд не может стать потребностью человека. Такой труд вообще перестаёт быть трудом.
Возникновение новых потребностей в ходе общественно-исторического развития человечества связано с возникновением и новых способов их удовлетворения.
Потребности людей определяются и общественными условиями жизни. Хотя развитие потребностей отдельного человека зависит от условий его жизни, однако в конечном счёте оно обусловлено общественными отношениями и тем местом, которое данный человек занимает в системе этих отношений.
^ Потребности человека субъективно переживаются в виде желаний или влечений. Сигнализируя о возникновении потребности или об её удовлетворении, желания, влечения регулируют деятельность человека, вызывая её возникновение и усиливая или угашая её.
Наличие потребности и её непосредственного, чувственного отражения ( желания, влечения ) ещё недостаточно для того, чтобы деятельность осуществлялась.
Для этого необходим объект, который явился бы побудителем деятельности, придал бы ей определённую конкретную направленность.
Объекты, которые побуждают к деятельности, могут быть отражены в форме образа или представления, в форме мысли или понятия, в форме идеи или нравственного идеала.
То, что, отражаясь в голове человека, побуждает деятельность, направляет её на удовлетворение определённой потребности, называется мотивом этой деятельности.
В зависимости от жизненных обстоятельств, один и тот же мотив может реализоваться в разных по своим действиях, а внешне одинаковые действия могут иметь разные мотивы.
Это говорит о том, что нужно различать мотивы и цели действий.
Знание мотивов деятельности имеет важное значение. Именно от мотивов зависит, что психологически представляет то или иное действие, какой субъективный смысл оно имеет для данного человека, а это существенно характеризует внутренний, психический облик человека.
Смелое действие, совершённое для блага народа, родины, психологически прекрасно и указывает на высокий нравственный облик человека. Но если то или иное действие совершается ради пустого удальства, оно совсем иначе характеризует человека. От характера мотивов зависят многие особенности действий.
Только высокие мотивы придают действиям устойчивость и полноту содержания.
Важное значение имеют мотивы учебной деятельности. Представим себе, что главный мотив ученья у одного человека — подготовить себя к будущей деятельности, у другого — получить хорошую оценку, чтобы избежать неприятностей.
В первом случае человек, естественно, будет стремиться к тому, чтобы вникать в то, что изучается, с целью правильного понимания действительности и для практической деятельности. Во втором случае отношение к ученью легко может стать формальным.
Поэтому формирование полноценных мотивов ученья составляет очень серьёзную воспитательную задачу.
Важное значение имеют нравственные мотивы поведения. Один и тот же поступок может иметь разную нравственную цену в зависимости от мотива действия и, следовательно, вызовет разное отношение к себе со стороны окружающих
^ Мотивы человеческой деятельности характеризуются большим многообразием. Они отличаются друг от друга прежде всего видом потребности, которой они отвечают. Так же, как и среди потребностей, выделяются естественные и высшие мотивы ( материальные и “духовные” ).
Следует различать действенные и недейственные мотивы ( мотивы, ведущие к действию и мотивы, ведущие к мечтам ).
Однако наличие даже устойчивых обобщённых мотивов не устраняет необходимости создавать человеку, которые непосредственно стимулируют человека к деятельности ( “мотивы-стимулы” ). Однако их недостаточно, чтобы деятельность человека могла выполняться полноценно.
Многие сложные виды человеческой деятельности отвечают не какой-нибудь одной потребности, а одновременно нескольким потребностям.
Соответственно этому они побуждаются несколькими широкими, обобщёнными и значимыми мотивами и, следовательно, имеют для человека многосторонний смысл.
Так, например, ученье может отвечать не только потребности в приобретении знаний, необходимых для будущей деятельности, но и занять определённое место в коллективе. В этом случае мотивы ученья будут двоякими, двояким для учащегося будет и смысл ученья.
Среди различных мотивов, которые побуждают сложную деятельность, всегда выделяются мотивы, которые играют ведущую роль. На разных этапах развития личности в качестве ведущих могут выступать разные мотивы.
Интересы. Интерес — это специфическая познавательная направленность на предметы и явления действительности. Таковы, например, профессиональные, учебные и многие другие интересы. Наличие интереса составляет одно из важных условий творческого отношения к деятельности. Оно заключается в постоянных исканиях её наиболее совершенного выполнения.
Особенно велика роль интереса в учебной деятельности. Наличие интереса к изучаемому предмету является важным для успешного овладения им.
^
Понятие о методе обучения.( Метод — от греч. methodos — исследование. Подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины .)Перед обучающим всегда стоит проблема выбора тех путей, которые помогут более успешно и продуктивно обучать и учиться.
Поиск различных форм изучения учебного материала начинается с осознания цели, задачи занятия. Возможно сочетание нескольких задач. Метод — это форма теоретического и практического усвоения учебного материала.
Реализация образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения зависит от выбора метода.
Усвоить материал можно только в определённых формах познавательной теоретической или практической деятельности ( например, в форме беседы или выполнения практических работ, или в форме непосредственных наблюдений и др. ) Вот эта форма усвоения содержания материала и является методом обучения.
^ как бы раздваивается на две стороны : одна — непосредственно наблюдаемая, внешняя ; другая — внутренняя, трудная для наблюдения и анализа.
^ — это последовательность действий обучающего и адекватных действий обучаемых. Например, словесное объяснение всегда строится по определённому плану, даётся в системе. Ответные реакции и действия обучаемых или соответствуют, или не соответствуют этой системе.
^ выражает внутреннее состояние обучаемого, степень его познавательной активности, его способ усвоения материала, которые могут полностью не совпадать с методом работы обучающего. Обучаемый мыслит по-своему, хотя, конечно, стремиться рассуждать как учит обучающий.
Поэтому возникает вариативность форм усвоения материала в пределах одного и того же метода преподавания. Поэтому, чем более конкретна учебная задача, тем больше признаков имеет метод обучения. Поэтому обучающему нужно знать не только общие признаки методов, но и их дополнительные признаки, которые возникают при изучении конкретных тем.
Взаимосвязь общих и конкретных признаков метода обучения обеспечивает его продуктивность в разных условиях обучения.
В структуру метода входят приёмы обучения. Однако метод не сводится к простому набору приёмов, их простой совокупности в пределах одного метода.
Приёмы обучения — это отдельные операции, умственные или практические действия обучающего или обучаемых, которые дополняют форму усвоения материала, представляемого данным методом.
Например, обучающий во время занятия применяет некоторые приёмы запоминания. Вне метода приём теряет свою значимость в усвоении знаний, в формировании умений и навыков.
Применительно к разным методам обучения, в сумме, приёмы можно подразделить на
- приёмы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения ;
- приёмы, способствующие создания проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности обучаемых ;
- приёмы, активизирующие переживания, чувства обучаемых, связанные с изучением материала ;
- приёмы контроля, самоконтроля, самообучения обучаемых ;
- приёмы управления в учебном процессе коллективных и личными взаимоотношениями обучаемых.
Одни и те же приёмы могут быть включены в различные методы обучения.
Требования к методам обучения.
В современных условиях образования предъявляются всё более глубокие требования к совершенствованию традиционных и поиску новых методов обучения. Проблема методов обучения становится одной из главных в отечественной педагогике.
Первое требование к методу обучения — направленность метода обучения на выполнение задач воспитания обучаемых. Всякий метод влияет на общее развитие обучаемых, на формирование их познавательных интересов, мотивов учения, на чувства, убеждения, взгляды.
Реализация воспитывающей функции обучения зависит от выбора метода.
Второе требование к методу обучения — научность метода. Каждый способ преподавания и учения определяется закономерностями учебного процесса. Чем более научно обоснован метод, тем более ясным и определённым он становится.
Главное состоит в том, чтобы видеть, какие общие и конкретные задачи можно разрешить данным методом, какому содержанию материала он соответствует, каких требует видов деятельности, как организовать эти виды деятельности.
Научность метода обеспечивает правильное понимание закономерностей окружающего мира, ведёт к правильному научному представлению мира и его сторон.
Третье требование к методу обучения — доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития обучаемых. Известный отечественный психолог Л.С.
Выготский и его последователи установили, что умственное развитие человека осуществляется успешнее, если обучение строится не только на достигнутом уровне развития обучаемого, но и на механизмах познания, которые у него ещё недостаточно выработались, но могут в перспективе функционировать. Например, если методы обучения строить не только на образном, но и на созревающих у обучаемого механизмах абстрактного мышления, обучаемый может овладеть более сложным механизмом познания и интенсивнее развиваться. Поэтому, выбирая метод, нужно думать не только о том, что обучаемый понимает, но и о том, что он может понять.
Требование доступности метода обучения включает три основных положения :
- связь нового содержания с известным для обучаемого материалом ;
- опору на достигнутый уровень развития, на сформированные механизмы познания и свойства личности ;
- содание тенденций для более глубокого понимания учебного материала и более интенсивного умственного развития личности.
Четвёртое требование к методу обучения — результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом.
^ к методу обучения состоит в необходимости систематически изучать, заимствовать, использовать в своей работе передовые методы. Постоянно изучать то новое, что связано с методами обучения в теории и практике.
Классификации методов обучения.Существует большое разнообразие методов обучения. Многие из них имеют сходные черты, поэтому объединяютс в группы. Так возникает классификация методов обучения, которая помогает обучающему глубже понять сходство и различие форм овладения обучающимися материалом и успешнее организовывать свою деятельность.В настоящее время в педагогике имеется несколько классификаций методов обучения. Каждая из них рассматривает определённые стороны процесса обучения, поэтому они не противоречат друг другу, а, наоборот, позволяют увидеть процесс обучения с разных сторон. Каждая классификация имеет определённое основание. Методы обучения подразделяются на группы по определённому признаку. В настоящее время в теории и практике обучения наиболее распространёнными являются классификации :
- по преимущественному источнику получения знания ( словесные, наглядные, практические );
- по формам деятельности обучающего ( методы преподавания ) и обучающегося ( методы учения );
- по характеру мыслительной деятельности и познавтельной активности ( репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские );
- по видам умозаключений ( индуктивные, дедуктивные ) ( Индукция — от лат. inductio — наведение, побуждение, возбуждение — логический метод, основанный на умозаключении от частных, единичных случаев к общему выводу. Дедукция — от лат. deductio — выведение — умозаключение от общего к частному. ).
^ Если обучаемые получают информацию в процессе словесных рассуждений и доказательств обучающего или текстов, то такие методы относятся к группе словесных ( объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение и др. ). Главным здесь является правильная система построения мыслей. Эти методы имеют направленность либо на процесс формирования и усвоения понятий, либо на формирование и воспроизведение чувственных образов.
Источник: http://exam-ans.ru/psihologiya/3665/index.html?page=11