Принципы воспитания в семье — справочник студента

В данной статье вы можете узнать, что же относят к воспитательным принципам. Также вы поймете, как верно воспитать свое чадо. Любой ребенок является индивидом, то есть нельзя для разных детей использовать одинаковые методы воспитания.

Принципы воспитания в семье - Справочник студентаЧто такое принципы воспитания – определение

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Появляется законный вопрос – существует ли «правильное воспитание детей»? Знайте, что воспитание можно назвать правильным, если дети выросли физически и психически полноценными, а также получили прививку гуманистических ценностей.

Итак, перейдем к воспитательным принципам.

Принципы воспитания в семье - Справочник студентаИдеал воспитания в разные эпохи

Первый принцип

Никогда не забывайте, что каждый ребенок является полноценной личностью. Не нужно навязывать собственные планы и мечты ребенку. Воплощайте их в жизнь самостоятельно. Зачастую родители пытаются воплотить в своем малыше все то, чего не сумели достигнуть раньше.

Например, отец хотел стать полицейским, но стал врачом, и теперь он хочет увидеть хотя бы в своем сыне стража порядка. Поступая так, родители отнимают у малыша возможность свободно и полноценно развиваться.

Не стоит изумляться, что ребенок не оправдывает их ожиданий либо, не желая расстраивать мать и отца, делается несчастным и посредственным.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Магнитные материалы и их применение - справочник студента

Оценим за полчаса!

Принципы воспитания в семье - Справочник студентаКаждый ребенок – полноценная личность

С первого дня предоставьте ребенку свободу, постоянно поддерживайте ее. Процесс воспитания не может являться навязыванием позиции. Создайте условия для развития, помогайте малышу только в том случае, если он действительно нуждается в поддержке.

Второй принцип

Все дети с рождения одинаковые. Нет младенца без каких-либо способностей или с ярко выраженными талантами. Все достижения и неудачи ребенка являются последствиями полученных в процессе воспитания и развития навыков. Зачастую, когда дитя достигает трехлетнего возраста, мать с отцом понимают, к чему у него имеется склонность. Следовательно, все способности приобретаются до трех лет.

Принципы воспитания в семье - Справочник студентаРодители должны обеспечить полноценное развитие ребенка

По этой причине развивать ребенка в творческом либо спортивном направлении необходимо начинать с рождения, а не со школы.

Третий принцип

Каждый ваш поступок, совершенный в присутствии ребенка, любое слово, сказанное при нем, имеют большую важность. Вы являетесь примером для детей. Можете сколько угодно говорить им о том, что нельзя лгать, громко разговаривать, необходимо надевать шапку.

Слова не будут иметь никакой ценности, пока вы сами не начнете соблюдать установленные вами же правила. Что будет делать ребенок, если вы запретите ему кричать, но при этом сами станете орать на супруга?  У малыша в голове сформируется неустойчивое, разнородное представление о мире.

Кроха понимает, как надо себя вести в обществе, глядя на родителей.

Принципы воспитания в семье - Справочник студентаДети копируют поведение родителей

Будьте хорошим примером, это необходимо для правильного воспитания

Четвертый принцип

Взгляды на методы воспитания у родителей должны совпадать. Лишь при таком раскладе кроха будет чувствовать себя в безопасности и ощутит целостность нашего мира. Утешая ребенка после наказания, вы прививаете ему манипуляторские качества.

Дети стремительно подстраиваются под окружающую среду и отыскивают в ней преимущества для себя. После посещения семейного психолога многие узнают, что их ребенок – настоящий манипулятор, который пойдет на что угодно ради достижения желаемой цели.

Все это является результатом семейного несогласия во мнениях.

Принципы воспитания в семье - Справочник студентаМеры воспитания должны быть адекватными и понятными ребенку

Каждую меру воспитания необходимо сначала тщательно обсудить в семье.

Пятый принцип

Соблюдайте последовательность собственных поступков в семье. Не стоит изменять правила и запреты ежедневно, это способно сделать вашего малыша очень недисциплинированным. Множество родителей непоследовательны в своих мерах воспитания, из-за этого их дети не понимают, какое поведение нормальное, впадают в замешательство.

Принципы воспитания в семье - Справочник студентаНельзя постоянно увеличивать количество запретов

Сделайте нахождение детей в семье безопасным и стабильным. Соблюдайте принятые правила поведения всегда, все вместе.

Шестой принцип

Не надо потакать ребенку во всех его желаниях. Крохе хватит для правильного воспитания и развития того, что имеется в доме, а именно:

  • погремушек (в младенческом возрасте);
  • книг;
  • прогулочного комплекта (формочки, лопаточки);
  • счетного набора;
  • конструктора.

Принципы воспитания в семье - Справочник студентаИзобилие игрушек нивелирует их ценность

Разумеется, иные игровые предметы тоже нравятся детям. Однако детей окружает множество впечатлений и развлечений, вовсе не все из них необходимы для правильного воспитания. Пусть ваш ребенок имеет основные представления о деньгах и заработке.

Седьмой принцип

Всегда хвалите детей только в том случае, если они реально этого заслуживают. Не начинайте сильную похвалу от родительской любви. После такой похвалы малыш будет пытаться совершить что-либо полезное в семье.

Не думайте, что это замечательно. Вовсе нет. Кроха стремится к хорошим поступкам ради высокой оценки.

Так формируется перфекционизм, совершенная противоположность достиженческому подходу семейного воспитания, когда дети стараются совершенствоваться.

Достиженцы являются настоящими лидерами, а вот перфекционисты всего лишь поверхностные исполнители. Например, вместо слов «ты самый умный» говорите «ты замечательно выполнил задание». Ищите, что полезного сделал ребенок в семье, пусть будет объективный повод для похвалы.

Восьмой принцип

Необходимо принимать помощь детей, дайте им возможность принять участие в домашних хлопотах. Дети хотят походить на своих родителей. Видя, как мать метет пол, они также несутся с веником в самую тучу пыли. Видя, как родители сервируют стол, дети берут наполненные стаканы и ножи. От такой помощи много проблем: пыль разносится по дому, стаканы бьются, чай проливается.

Принципы воспитания в семье - Справочник студентаК домашней работе детей надо приучать в форме игры

Казалось бы, проще всего не позволять ребенку помогать семье.

Однако, с каждым отнятым у ребенка стаканом, вы все больше прививаете своему чаду мысль «я не нужен семье, все могут сделать без меня». В результате через десяток лет вы получите подростка, который совершенно не будет вам помогать.

Сделайте своеобразный вклад для будущего семейного счастья: приобретите веник ребенку, позвольте ему самостоятельно понести неполный стакан, вручите в подарок тряпочку для протирки пыли.

В будущем вы получите в семье благодарного вам помощника.

Девятый принцип

Отец должен принимать полное участие в процессе воспитания ребенка. Трудно переоценить значение отца. Он является проводником крохи в реальный мир, за пределами семейного очага, поэтому дайте папе общаться с детьми как можно чаще и быть доступным постоянно (пусть даже по телефону).

Принципы воспитания в семье - Справочник студентаУчастие отца в воспитании обязательно

Время, пока ребенок занят общением с отцом, уделите себе. Это весьма хорошо для поддержания семейного счастья.

Десятый принцип

Растите независимого человека. Крохе сложно расставаться с матерью, однако с одного года до трех лет выполняется формирование собственного «Я» малыша.

Множество родителей считают, что детская независимость в семье – это то же самое, что непокорность с непослушанием.

Дети хотят быть независимыми по той же причине, что и все остальные люди – каждый желает самостоятельно контролировать собственную жизнь, без семейного контроля.

В два-три года обязательно предоставьте малышу свободу. Одобрение независимости формирует саморегулирующееся поведение вне семейного круга. Однако некоторые ограничения в семье предоставляют возможность крохе развить самоконтроль. Для успеха в будущем необходимы оба этих навыка.

Одиннадцатый принцип

Дети-почемучки – это основа интеллектуального развития

Ребенок должен научиться размышлять. Пусть растет любопытным почемучкой. Обязательно надо не просто давать ответы на детские вопросы, к примеру, о семье, а еще и заставлять появляться в голове ребенка новые.

Вопросы свидетельствуют о развитии умственной деятельности. Ваше чадо размышляет, формирует причинно-следственные связи и строит закономерные выводы. Замечательно, если малыш всегда остается почемучкой, в любом возрасте.

Он не прекращает развиваться, вместо зубрежки он занимается осознанием окружающего.

Двенадцатый принцип

Если вы нарушили какие-либо принципы воспитания, не стоит относиться к этому как к фатальной ошибке, которую уже ничем и никогда не получится исправить. Все мы люди, а люди не могут быть идеальными во всех отношениях. Если человек допускает некоторые ошибки, противоречащие принципам воспитания, это вовсе не означает, что он плохой.

Признание своих ошибок родителями – важный принцип воспитания

Если вы допустили какую-либо ошибку, то признайте ее, поменяйте собственное поведение, после этого уже двигайтесь вперед.

Тринадцатый принцип

Познакомьте свое чадо с фотографиями вашего семейного альбома. Пусть ребенок знает историю собственной семьи. Это будет служить гарантией того, что ваш ребенок навсегда сохранит место в своем сердце для семейного счастья. Он будет уважать собственных родных, с большим уважением относиться к старшим. Не это ли является целью правильного воспитания?

Часто пересматривайте семейный альбом

Что из этого следует?

Достаточно сложно соблюдать все вышеперечисленные принципы. У всякого родителя имеются собственные основные методы, которые, на его взгляд, позволят вырастить полноценного во всех планах человека. В конце концов, их достаточно много – целых тринадцать правил.

В любом случае, постарайтесь запомнить их все. Гораздо лучше следовать всем приведенным здесь правилам педагогики, которые проверены временем и людьми, чем использовать собственные методы.

Если для вас проблематично соблюдать все правила, попытайтесь соблюсти хотя бы некоторые из них.

Главный принцип воспитания – любовь и уважение родителей

Ведь вы же хотите, как и любой родитель, чтобы ваши дети выросли порядочными, трудолюбивыми и уважающими семейные ценности гражданами?

Источник: https://detki.guru/vospitanie/printsipy/printsipi-vospitaniya-v-seme.html

Семейное воспитание: принципы, задачи, виды

Основу современного воспитания малыша составляют два важных фактора. Это окружающий его мир предметов, а также мир взаимоотношений взрослых : их поведение, отношение к ребенку и друг к другу.

Наблюдая за старшими и ориентируясь на них, ребенок узнает, что является хорошим, а что плохим, как нужно вести себя в определенной ситуации, какова должна быть реакция на события.

Читайте также:  Обмен - справочник студента

Семейное воспитание заключается в обучении ребенка всему этому, а также развитию его воли, чтобы он смог сделать верный выбор, каким бы трудным он ни являлся.

Принципы, задачи семейного воспитания

Воспитание в семье является сложной системой принципов и методик. Здесь проявляется влияние наследственности, природного здоровья ребенка и родителей, материального положения, жизненного уклада, количества детей, места жительства, отношения к малышу. Все эти факторы, переплетаясь, создают уникальную для конкретной семьи атмосферу, климат общения.

Принципы воспитания в семье - Справочник студента

Основными функциями семьи являются:

  • создание оптимальных или лучших условий для развития малыша;
  • предоставление ему социально-экономической, психологической защиты;
  • передача опыта, как создать, сохранить семью, как воспитывать детей и относиться к старшим, сверстникам, младшим;
  • обучение детей полезным прикладным навыкам, умению обслужить себя, помочь близким людям;
  • воспитание чувства достоинства.

Что относится к важнейшим принципам семейного воспитания? Перечислим основные:

  • принцип открытости и доверия детям;
  • вовлечения их в жизнедеятельность семьи;
  • гуманности, милосердия;
  • последовательности требований к детям (не требовать невозможного или противоположного);
  • оптимизма в семейных отношениях;
  • взаимопомощи, заботы;
  • готовности отвечать на его вопросы.

Принципы воспитания в семье - Справочник студента

Помимо общих принципов существуют и частные, на которых основывается развитие в семье. Это может быть запрет физического наказания, запрет на чтение чужих писем, дневников, отказ от потакания или, напротив, требования мгновенно повиноваться и многое другое.

Вся семейная философия должна сводиться к одной идее: не «малышу в семье рады потому, что он послушный и не доставляет проблем», а «малыш хороший и с ним легко, поскольку ему рады».

Цель семейного воспитания — сформировать у детей качества, которые далее будут помогать им достойно преодолевать трудности.

Формирование нравственности, интеллекта, эмоционального уровня, творческих способностей, первичный опыт труда, физическое здоровье малыша, его благополучие — на все это влияет семья, и все это относится к функциям семейного воспитания.

Первейшими воспитателями малыша, имеющими на него самое сильное действие, выступают его родители. Еще французским философом Жан-Жаком Руссо был сделан вывод, что влияние каждого последующего воспитателя меньше влияния предшествующего.

Стили семейных отношений

Приоритетные методы семейного воспитания — личный пример, обсуждение, сопереживание, контроль, поручение, доверие, любовь, традиции, обычаи, похвала и т.д. В разных ситуациях используются индивидуальные модели.

Главный метод влияния родителей на детей — это собственный пример. Маленькими детьми родители всегда воспринимаются как эталон, они подражают их действиям, соглашаются с их мнением, безоговорочно доверяя им. В современных условиях огромное значение в становлении личности малыша выполняет отношение к нему родителей.

Современные педагоги, проводя исследования об особенностях семейных отношений, разработали два типа классификаций. Первая из них — по дистанционному признаку.

Оптимальная дистанция

Этот стиль общения основывается на уважении родителями детей. Как результат, ребенок также уважительно относится к взрослым. Малыш принимается родителями как личность, взрослые считаются с его точкой зрения, стремятся выработать у него собственное мнение. Когда речь заходит о выборе видов деятельности дошкольником, основными считают его интересы.

Свои просьбы взрослые выражают не в грубой приказной форме, а исходя из понимания детьми нужности их выполнения. Главными в отношениях являются сотрудничество и взаимопонимание. Взрослые заинтересованы, активно участвуют во всех сферах жизни малыша. При этом они не навязывают ему свое мнение, а предлагают помощь.

Минимальная дистанция

Такой тип общения характеризуют чрезмерная опека, абсолютный контроль, ограничение свободы малыша. Родители принимают все решения за ребенка, считая, что он слишком маленький, глупый неопытный и т. д.

Несмотря на возраст малыша, они навязывают ему свою точку зрения, делают за него выбор круга его общения, направления занятий. В такой семье вырастет инфантильный, безынициативный, бесхарактерный ребенок, неспособный действовать самостоятельно.

Становясь взрослыми, они желают видеть в супруге подобие своих родителей, способного окружить его заботой и опекой.

Принципы воспитания в семье - Справочник студента

Увеличенная дистанция

Эта разновидность общения выражается отчуждением взрослых от детей, намеренным или вынужденным. Родители немного времени отводят взаимодействию с ребенком. Минимум общения вызывает у малыша потерю жизненного интереса, к его мнению не прислушиваются, его желания, склонности не принимают во внимание. Таким образом, вырабатывается черствость, грубость, равнодушие.

Другая типология определяет характер взаимодействия родителей и детей.

Авторитарный

Такой стиль общения основывается на абсолютном подчинении ребенка родителям. Его характеристика включает обращение к малышу в приказном тоне, непринятие его интересов и индивидуальных особенностей, подавление инициативы.

Взрослые не объясняют свои требования, а малыш зачастую не осознает цели своих действий, но вынужден повиноваться.

Ребятишки становятся замкнутыми, утрачивают жизненный интерес, не имеют способности к размышлениям и творчеству, решению проблем в современном обществе.

Демократический

Эта форма общения признается самой оптимальной. Ее отличает стремление к взаимной любви, уважению, душевному комфорту для любого члена семьи.

Родители общаются с ребенком, как с ровней, принимают его за полноправного члена семьи, обращаются к нему за советами.

Ребенок охотно проявляет инициативу, излагает свое суждение, считает родителей лучшими друзьями, пользующимися доверием и уважением.

Принципы воспитания в семье - Справочник студента

При демократическом образе общения происходит всестороннее развитие, поддерживаются наклонности, интересы малыша. Таким детишкам свойственна общительность, способность легче найти свое место в мире.

За наказание в такой семье принимается огорчение взрослых, осуждение поступка. У детей адекватная реакция на мнение взрослых об их поведении и понимание оценки своего поступка.

Это способствует появлению внутреннего стимула к дисциплине.

СоветДемократичность и отношение «на равных» не подразумевает отношение к ребенку как ко взрослому, полностью сознательному, или капризное, инфантильное поведение родителей, их уподобление детям. Не менее, чем в понимании, дети нуждаются в защите, упорядоченности и постоянстве — поэтому взрослые должны быть «большими», а дети «маленькими» при сохранении любви и дружбы в семейных отношениях.

Либеральный

Здесь речь идет о вседозволенности, всепрощении. Взрослые опасаются не угодить малышу, удовлетворяют все его желания, стараясь тем самым завоевать его любовь. Избыток родительской любви непременно приведет к распущенности и эгоизму. Из таких детей вырастают лицемерные, расчетливые люди, неспособные к самодисциплине, самовоспитанию.

Как отношения между родителями сказываются на воспитании детей

Огромная роль в развитии малыша отводится и отношениям родителей друг к другу. В наблюдении за взрослыми у ребенка неосознанно формируется программа собственных будущих семейных отношений.

То, как общаются мать и отец, как они относятся друг к другу, как отстаивают свои права, мнения, каковы самые важные свойства характера, с точки зрения матери и отца, — все это становится нормой для малыша.

Такие установки формируются с рождения в течение нескольких лет, прочно закрепляются в сознании ребенка и влияют на его дальнейшую жизнь. Выработать в человеке другое понимание семейных взаимоотношений практически невозможно.

Принципы воспитания в семье - Справочник студента

В семье со стабильными отношениями, атмосферой доброжелательности и понимания естественным образом формируется правильное мировоззрение детей, положительные личные качества, способности к самореализации.

Ребенок и семья являются зеркальным отражением друг друга. Родители — это первая общественная среда малыша. Их личностям отводится существенная роль в жизни любого человека. Закономерно, что именно к родителям, а особенно к маме, мы обращаемся в тяжелые моменты нашей жизни. Кроме того, чувства, которые испытывают родители и ребенок друг к другу, особенные, отличающиеся от других.

Современная педагогика утверждает, что универсальным требованием к воспитанию малыша в семье, которое рекомендовано всем родителям — это полный непрерывный психологический контакт с ним. Ребенок, ощущающий, переживающий контакт с родителями, чувствует и осознает родительскую заботу, привязанность, любовь.

Чтобы обеспечить контакт, нужно быть искренне заинтересованными во всем, что окружает малыша, вникать в его детские проблемы, стремиться понять, наблюдать за изменениями, происходящими в его характере и чувствах.

Активной заботой и чувством безопасности взрослые способны развить у ребенка доверие к миру и активность в его освоении.

Источник: https://Razvivashka.online/vospitanie/semeynoe-vospitanie

Общие принципы воспитания в семье

Содержание:

   Введение………………………………………………………………………..  3

Глава I. Общие принципы воспитания в семье.  

1.1 Воспитание в семье………………………………………………………..4

  1.2 Воспитательный процесс………………………………………………… 5  

1.3 Воспитательный потенциал семьи………………………………………. 6

     1.4 Основные задачи семейного воспитания и его роль в сопоставлении с                                                                          общественным……………………………………………………………………. 7

Глава II. Методы семейного воспитания.

2.1 Приоритетные методы 
воспитания в семье и факторы 
выбора этих методов…………………………………………………………………………. .10

2.2 Педагогические методы 
воспитания в семье ……………………………13

Заключение……………………………………………………………………..14

  • Список литературы…………………………………………………………….15
  • Введении .
  • Актуальность темы:

История вопроса о влиянии 
семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы 
многих выдающихся людей разных эпох и народов.

Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак 
Руссо… Список поистине неисчерпаем.

Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием.

Педагогов, несомненно, волнует тема воспитания детей: возможных будущих деятелей культуры, продолжателей каких-то устоявшихся традиций, потенциальных новаторов в различных областях искусства и прежде всего полноценных и достойных личностей, живущих в стране и жизни общества.

Семья является традиционно 
главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет 
в течение всей последующей жизни.

Семейное воспитание неразрывно связано 
с жизнью общества, государства, Поэтому, для нас является важным уловить 
те моменты, те особенности воспитания, которые способствуют развитию в 
семьях поистине творческих людей.

Поэтому, мы считает вправе назвать эту тему актуальной.

Объект исследования: Семейное воспитание

Предмет исследования: роль семейного воспитания в сопоставлении с общественным. Методы семейного воспитания.

Методы исследования и 
методология: методологической базой исследования стали работы И. П. Подласого, В. Н. Наумчик, Е. А. Савченко, И. Ф. Харламова, Бабанского Ю. К., Выготского Л. С., историческое исследование Л. Н. Толстого и другие.

Структура и объем работы: 

Работа состоит из Введения, 2-х глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава I. Общие принципы воспитания в семье.

Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для 
оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждению (самоуважении) каждого 
ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где 
он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают.

Семья — это такое образование, которое «охватывает» человека целиком 
во всех его проявлениях. В семье 
могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи 
в развитии личности растущего человека общеизвестна.

 
   Семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. 

Семейное воспитание — сложная система.  На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи семьи:

— создать максимальные условия для роста и развития ребенка; 
 — стать социально-экономической и психологической защитой ребенка; 
 — передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; 
 —  научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; 
  — воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я». 
   Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:  — гуманность и милосердие к растущему человеку;  — вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;  — открытость и доверительность отношений с детьми; 
  — оптимистичность взаимоотношений в семье; 
  — последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); 
   — оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы. 
 
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни. 
  Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью. 
   Существует 4 параметра поведения родителей по отношению к ребенку:  — контроль (попытка влиять на деятельность ребенка); 
  — требование (оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на высоком социальном и эмоциональном уровне);  — общение (использование родителями убеждения для того, чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения и отношения); 

   — доброжелательность (выражается в том, насколько родители заинтересованы в ребенке).

1.2 Воспитательный процесс

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс 
воспитания. «Воспитание — процесс 
целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое 
и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей 
целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу» (И. П. Подласый «Педагогика» т.2, с.7).

Сущность воспитательного 
процесса состоит в том, что его 
результаты не так явственно ощутимы 
и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими проявлениями воспитанности или невоспитанности 
лежит длительный период образования 
необходимых свойств личности.

Личность подвергается одновременному воздействию 
множества разнохарактерных влияний 
и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий 
корректировки. Сложность воспитательного 
процесса обусловлена и тем, что 
он очень динамичен, подвижен и изменчив. Воспитательный процесс отличается длительностью. Подласый И. П.

, цитируя 
К. Гельвеция, пишет: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание» (И. П. Подласый «Педагогика», т.2, с.9, ссылаясь на К. А.

Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и его воспитании»).

Особую роль в воспитательном процессе играет совместная деятельность детей и взрослых. Это поиск 
совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей.

1.3  Воспитательный потенциал семьи

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что 
ребёнок в детские годы приобретает 
в семье, он сохраняет в течение 
всей последующей жизни.

Важность семьи 
как института воспитания обусловлена 
тем, что в ней ребёнок находится 
в течение значительной части 
своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

В ней закладываются 
основы личности ребёнка, и к поступлению 
в школу он уже более чем 
наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать 
в качестве как положительного, так 
и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать 
семья. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Именно в семье ребёнок 
получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с 
ребёнком.

Читайте также:  Эффект дохода и эффект замещения - справочник студента

В каждой семье объективно складывается определенная система 
воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее 
целенаправленное применение методов 
и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить 
в отношении ребёнка.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую 
роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между 
детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична.

Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь — источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

1.4 Основные задачи семейного воспитания и его роль в сопоставлении с общественным

Как всякий организованный процесс, семейное воспитание предусматривает 
определенную целеустремленность, наличие 
конкретных задач.

Поскольку в нашем 
обществе интересы государства и 
родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего 
совпадают, цель и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными.

Следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели включает осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

Согласно положениям Закона РФ «Об образовании» (1992 г., в редакции 1996 г.

), принципами государственной 
политики в области образования 
провозглашены: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви 
к окружающей природе, Родине, семье». Таким образом, на первый план выдвинуты 
ценности свободного развития личности в противовес прежней установке 
воспитания на подчинение личных интересов 
общественным.

В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости.

Здоровый, физически 
развитый человек способен более 
успешно заниматься умственным и 
физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов 
прийти на помощь, острее воспринимает красоту, и сам стремится все 
делать красиво.

В интересах физического 
воспитания родители должны приучать детей с раннего детства регулярно 
делать утреннюю физзарядку, вовлекать 
их в различные подвижные игры, спортивные занятия, вместе заниматься доступным туризмом.

Важно по совету врача приучать ребенка к закаливанию, учить самого заботиться о своем 
здоровье, не допуская дурных привычек (курение, употребление алкогольных 
напитков, токсичных препаратов и 
т. п.). И во всем этом главное — пример родителей.

Если отец курит, но запрещает 
курить сыну, вряд ли здесь получится 
что-то хорошее. Воспитание детей в 
семье необходимым компонентом 
включает умственное развитие. Первые обращения матери к еще бессловесному 
младенцу уже закладывают начала умственного воспитания.

Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование и поощрение 
детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие 
разъяснения и т. д. — все это 
отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения, служит важной задаче подготовки к обучению в школе.

Когда же ребенок становится школьником, долг родителей — создать 
надлежащие условия для его продуктивных занятий, тактично помогать в случае затруднений.

И здесь особое значение приобретают неуклонное развитие любознательности и пытливости, самостоятельности 
мышления, ориентировка на непрерывное 
образование, приучение к чтению художественной литературы, периодической 
печати. Положительную роль в этом отношении играет поощрение занятий 
детей в предметных и других кружках 
в школе или внешкольных учреждениях — с учетом их интересов, склонностей 
и состояния здоровья.

Родители должны много 
внимания уделять нравственному 
воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно 
возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями 
между людьми.

Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое 
хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к 
людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные 
требования к нему значительно возрастают и углубляются.

Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности.

И здесь играют большую роль не только и не столько специальные 
беседы и разъяснения, сколько организация 
всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего 
поведения.

Источник: https://student.zoomru.ru/pedagog/obshhie-principy-vospitaniya-v-seme/233156.1824461.s1.html

«Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект)»

Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.- 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

  • Содержание
  • ГЛАВА I. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ЛИЧНОСТИ
  • 5

1.1. Стили семейного воспитания детей в историческом контексте

5

1.2. Современные представления о стилях и результатах семейного воспитания детей

8

1.3. Характеристика стилей семейного воспитания и его результатов .

18

1.3.1. Попустительский стиль семейного воспитания.

18

1.3.2. Состязательный стиль семейного воспитания

25

1.3.3. Рассудительный стиль семейного воспитания.

31

1.3.4.Предупредительный стиль семейного воспитания.

38

1.3.5. Контролирующий стиль семейного воспитания.

46

1.3.6. Сочувствующий стиль семейного воспитания.

54

1.3.7. Гармоничный стиль семейного воспитания.

61

ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПАЛИЧНОСТИ.

67

2.1. Диагностика личности школьника в отечественной истории педагогического образования.

67

2.2. Понятие о структуре личности и его значение для разработки диагностики личности школьник.

81

2.3. Типологический подход как основа изучения личности школьника.

87

2.4. Методические требования к диагностике личности школьника.

95

2.5. Диагностические методики изучения социально-психологического типа личности

99

2.6. Методы изучения семьи и семейных отношений

109

ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ РАЗЛИЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ . .

163

3.1. Общий коррекционный подход .

163

3.2. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми

165

3.2.1. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми конформного социально-психологического типа

167

3.2.2. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми доминирующего социально-психологического типа

170

3.2.3. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми сензитивного социально-психологического типа

172

3.2.4. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми инфантильного социально-психологического типа

174

3.2.5. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми тревожного социально-психологического типа

178

3.2.6. Коррекция взаимоотношений родителей с детьми интровертивного социально-психологического типа.

183

3.3. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися.

186

3.3.1. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися конформного социального-психологического типа

189

3.3.2. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися доминирующего социально-психологического типа.

192

3.3.3. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися сензитивного социально-психологического типа.

196

3.3.4. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися инфантильного социально-психологического типа.

199.

3.3.5. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися тревожного социально-психологического типа.

202

3.3.6. Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися интровертивного социально-психологического типа

205

3.4. Организация совместной работы с родителями и педагогами .

  1. 211
  2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  3. 235
  4. БИБЛИОГРАФИЯ.
  5. 240

Минияров В. М.

Психология семейного воспитания

(диагностико-коррекционный аспект)

В учебном пособии рассматриваются стили семейного воспитания, которые способствуют формированию определенного типа личности. Изучение социально-психологического типа личности школьников осуществляется по оригинальной авторской методике, апробированной в течение десяти лет. В книге дается развернутый вариант коррекционной работы учителя с детьми и их родителями.

Учебное пособие предназначено для студентов психологических факультетов как дополнительный материал к изучению раздела «Психология воспитания» в курсе «Педагогическая психология».

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Минияров В. М.

  • психология
  • СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
  • (диагностика -коррекционный аспект)
  • Рекомендовано Редакционно-издательским советом Российской Академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия
  • Москва — Воронеж 2000
  • ББК88.5 М62

Главный редактор Д. И. Фельдштеин

Заместитель главного редактора С. К. Бондырева

Члены педакиионной коллегии:

А. А. Бодалев Г. А. Бордовский В. П. Борисенков С. В. Дармодехин А. А. Деркач Ю. И. Дик А. И. Донцов И. В. Дубровина

Л. П. Кезина М. И. Кондаков В. Г. Костомаров О. Е. Кутафин В. С. Леднев В. И. Лубовский Ц. Н. Малафеев Н. Д. Никандров'

А. И. Подольский В. А. Поляков В. В. Рубцов Э. В. Сайко В. А. Сластенин И. И. Халеева В. М. Тиктинский—Шкловский

Рецензенты:

член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор А. А. Реан, доктор психологических наук, профессор Г. В. Акопов

Минияров В. М.

М62 Психология семейного воспитания (диагности-ко-коррекционный аспект). — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.- 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

  1. В учебном пособии рассматриваются стили семейного воспитания, которые способствуют формированию определенного типа личности Изучение социально-психологического типа личности школьников осуществляется по оригинальной авторской методике, апробированной в течение десяти лет. В книге дается развернутый вариант коррекционной работы учителя с детьми и их родителями
  2. Учебное пособие предназначено для студентов психологических факультетов как дополнительный материал к изучению раздела «Психология воспитания» в курсе «Педагогическая психология».

Источник: https://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/detskaya_psihologiya/194686/fulltext.htm

Основные задачи и принципы семейного воспитания

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена.

Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества.

Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку;

  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
  • открытость и доверительность отношений с детьми;
  • оптимистичность взаимоотношений в семье;
  • последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.

Похожие материалы в разделе Педагогика:

Источник: https://Psylist.net/pedagogika/semvos.htm

80. Семейное воспитание: принципы и содержание

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. В семье могут формироваться все личностные качества.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

  • Задачи семьи состоят в том, чтобы:
  • – создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • – стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
  • – передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • – научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • – воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».
  • Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:
  • – гуманность и милосердие к растущему человеку;
  • – вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
  • – открытость и доверительность отношений с детьми;
  • – оптимистичность взаимоотношений в семье;
  • – последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • – оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту.

По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Источник: http://www.redov.ru/nauchnaja_literatura_prochee/shpargalka_po_pedagogike_dlja_pedagogov/p80.php

Ссылка на основную публикацию