Принципы целостного педагогического процесса — справочник студента

• Специфика проявления законов диалектики в педагогике • Законы и закономерности педагогического процесса • Понятие о принципах педагогического процесса • Принципы организации педагогического процесса • Принципы управления деятельностью воспитанников

§ 1. Специфика проявления законов диалектики в педагогике

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Педагогика, писал А.С.Макаренко, самая диалектическая нау­ка. Подтверждением тому является ярко выраженная противоре­чивость педагогического процесса, что является отражением диа­лектического закона единства и борьбы противоположностей.

Пе­дагогические противоречия возникают и проявляются там, где наблюдается отставание практической педагогики от требований жизни; там, где обнаруживается несоответствие традиционных, устаревших представлений, концепций, взглядов, подходов изме­нившимся условиям социального развития и усложняющимся требованиям жизни к формирующейся личности.

В педагогическом процессе отчетливо проявляется действие закона перехода количественных накоплений в качественные из­менения. Все интегративные личностные характеристики пред­ставляют собой результат постепенного накапливания, наращи­вания количественных изменений.

Читайте также:  Метод хюккеля - справочник студента

К ним относятся убеждения, ценностные ориентации, мотивы, потребности личности, ее ин­дивидуальный стиль деятельности, умения и навыки.

Целенаправ­ленные последовательные и планомерные педагогические воздей­ствия не сразу обнаруживают свою результативность, а лишь по прошествии определенного времени; в результате многократно повторенных действий, упражнений то или иное качество про­является как устойчивое личностное образование.

Переход количества в качество происходит по механизму от­рицания, т.е. диалектического «снятия», сохранения существен­ных свойств и признаков на последующих этапах развития. Так, сложные психические новообразования вбирают в себя все ранее накопленное психикой. Интегративные качества, прогрессивные устремления и новые формы жизнедеятельности «отрицают» ранее сложившиеся.

Наглядным примером периодических диалектических снятий является переход от одного возрастного этапа к другому, где снятие обеспечивается переходом к новому ведущему виду деятель­ности, в которой и разрешаются характерные для того или иного возраста противоречия.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Формула клаузиуса - моcсотти - справочник студента

Оценим за полчаса!

Развитие личности и движение коллектива от одного этапа к другому — скачкообразный процесс с неизмен­ным возвращением назад, перерывами постепенности.

Действие механизма отрицания проявляется в процессе фор­мирования учебных навыков, когда на основе многократных по­вторений отдельные действия складываются в систему, выражая сложный навык, например, устного счета, грамотного письма, выразительного чтения и т.п.

Научно обоснованное построение педагогического процесса требует обращения и к диалектическим категориям, выполняю­щим самостоятельные познавательно-преобразовательные функ­ции.

Так, категории «часть» и «целое» ориентируют на преодо­ление функционализма, учет того, что отдельные педагогические воздействия, разрозненные мероприятия не оказывают влияния на формирующуюся личность в целом.

Категории «общее», «осо­бенное» и «единичное» требуют соотношения общечеловеческо­го, национального и индивидуального в воспитании, формиро­вания общечеловеческих качеств и развития склонностей, способ­ностей и дарований личности, а также тщательного учета специ­фических условий функционирования той или иной педагогичес­кой системы.

Большое значение для организации и осуществления педаго­гического процесса имеет категория «мера». Прежде всего она вводит в педагогическую теорию и практику принцип оптималь­ности, меры в выборе методов, форм и самих педагогических воз­действий.

С категорией меры самым непосредственным образом связано явление педагогического такта.

За взаимосвязанными категориями «сущность» и «явление» стоит необходимость тща­тельного анализа педагогических фактов в контексте целостной педагогической действительности, с тем чтобы дойти до сути, не ошибиться в выборе мер педагогического воздействия.

Одна и та же сущность имеет множество форм внешнего про­явления. Единство содержания и формы в педагогической прак­тике требует поиска адекватных форм реализации содержания тех или иных видов деятельности, выбора соответствующей атрибутики, сопровождающей разнообразные мероприятия.

Категория «необходимость» приковывает внимание к поиску и четкому сле­дованию закономерностям функционирования педагогического процесса. Не менее значимой является и категория «случай­ность».

Как случайные, неуправляемые воздействия отражаются на формировании личности? Какие способы и приемы их ней­трализации наиболее эффективны? Эти и подобные вопросы по­стоянно должны быть в поле зрения педагога.

Категория «случай­ность» проявляется и в феномене побочных результатов педаго­гических воздействий, и в явлении стохастичности педагогиче­ских влияний, в соответствии с которым одно и то же педагоги­ческое действие заведомо предполагает вариативность ответных реакций воспитанников и множество путей решения одной и той же педагогической задачи. В последние годы специальному ис­следованию подверглись и специфические условия функциони­рования в педагогике категории «время». Педагогическое время не тождественно его астрономическому исчислению.

§ 2. Законы и закономерности педагогического процесса

Наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как обще­ственного явления состоит в обязательном присвоении подрас­тающими поколениями социального опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса.

С основным законом тесно связаны специфические законы, проявляющиеся как педагогические закономерности.

Прежде все­го это обусловленность содержания, форм и методов педагогиче­ской деятельности уровнем развития производительных сил об­щества и соответствующих им производственных отношений и надстройки.

Уровень образования определяется не только требо­ваниями производства, но и интересами господствующих в обще­стве, направляющих политику и идеологию социальных слоев.

Эффективность педагогического процесса закономерно зави­сит от тех условий, в которых он протекает (материальных, ги­гиенических, морально-психологических и т.п.). Во многом эти условия зависят от социально-экономического положения в стра­не, а также от действий субъективного фактора — руководителей органов образования.

Объективной является зависимость воспитательных результа­тов от особенностей взаимодействия детей с окружающим миром.

Сущность педагогической закономерности состоит в том, что результаты обучения и воспитания зависят от характера деятель­ности, в которую на том или ином этапе своего развития вклю­чается воспитанник.

Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов педагогического про­цесса возрастным особенностям и возможностям воспитанников.

Для непосредственной практики организации педагогическо­го процесса большое значение имеет уяснение внутренних зако­номерных связей между функциональными компонентами.

Так, содержание конкретного воспитательно-образовательного процес­са закономерно обусловлено поставленными задачами.

Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации педагогического процесса опреде­ляются содержанием и т.д.

§ 3. Понятие о принципах педагогического процесса

Закономерности педагогического процесса находят свое кон­кретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в прин­ципах.

В современной науке принципы — это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Принципы педагогического процес­са, таким образом, отражают основные требования к организа­ции педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

Принципы педагогического процесса выводятся из закономер­ностей. В то же время они являются итогом научного осмысле­ния достижений педагогической мысли прошлого и обобщения передовой современной педагогической практики. Они имеют объективную основу, выражая закономерные связи между педа­гогами и воспитанниками.

Отражением взаимосвязи обучения, воспитания и развития стало появление «новых» принципов, та­ких, как развивающий характер обучения, воспитывающий харак­тер обучения, единство обучения и воспитания.

Из обусловлен­ности педагогического процесса уровнем развития производитель­ных сил вытекает принцип связи обучения и воспитания с жиз­нью и практикой.

До недавнего времени в рамках функционального подхода принципы обучения и воспитания рассматривались изолирован­но, несмотря на то, что они имеют единую методологическую основу. В контексте целостного педагогического процесса целе­сообразно выделение двух групп принципов: организации педаго­гического процесса и руководства деятельностью воспитанников.

С принципами педагогического процесса тесно связаны педа­гогические правила. Они вытекают из принципов, подчиняются им и их конкретизируют. Правило определяет характер отдель­ных шагов в деятельности педагога, которые ведут к реализации принципа. Правило не обладает силой всеобщности и обязатель­ности. Оно используется в зависимости от складывающейся кон­кретной педагогической ситуации.

§ 4. Принципы организации педагогического процесса

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса — ведущий принцип образования, выражающий необ­ходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспи­тательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Она не совместима с теориями стихийного, спонтан­ного развития детей.

Большое значение в организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной прак­тикой.

Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую на­правленность в формировании личности и предполагает соотне­сение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами.

Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школь­ников с текущими событиями; широкого привлечения на заня­тия местного краеведческого материала. В соответствии с ним воспитанники должны активно включаться в общественно полез­ную деятельность как в школе, так и за ее пределами, участво­вать в экскурсиях, походах, массовых кампаниях.

Необходимость связи педагогического процесса с производственной практикой обусловлена тем, что практика является источ­ником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения резуль­татов познания и других видов деятельности. Изучение теории может опираться на имеющийся у воспитанников опыт. Напри­мер, изучение тригонометрических зависимостей между сторона­ми и углами приобретает особый смысл, если оно преследует цель определения расстояний до недоступных объектов.

Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой является вовлечение воспитанников в посильную тру­довую и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества.

Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу — принцип, тесно связанный с предыдущим принципом организа­ции педагогического процесса. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и фор­мирование социально ценных личностно-деловых качеств.

Одна­ко необходимо помнить, что воспитывает не сам труд, а его со­циальное и интеллектуальное содержание, включенность в сис­тему общественно значимых отношений, организация и нравст­венная направленность.

Принцип научности является ведущим ориентиром при при­ведении содержания образования в соответствие с уровнем раз­вития науки и техники, с опытом, накопленным мировой циви­лизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников.

Принцип научности имеет отношение и к методам педагоги­ческой деятельности и деятельности детей. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на раз­витие познавательной активности учащихся, на формирование у них умений и навыков научного поиска, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда.

Этому способ­ствует широкое использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций нравственного выбора, специальное обучение воспитан­ников умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литера­туру и научно-библиографический аппарат.

При реализации принципа научности проявляются два диалек­тических противоречия. Первое связано с тем, что знания нуж­но доводить до научных понятий, хотя они должны быть доступ­ны. Второе обусловлено тем, что в школе дается материал, не являющийся дискуссионным, в то время как в науке в отноше­нии тех или иных вопросов нет единой точки зрения.

Научно обоснованное построение педагогического процесса предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_2571_chapter_16_Glava_11._Zakonomernosti_i_prinipyelostnogo_pedagogicheskogo_proessa.html

Принципы целостного педагогического процесса

Принцип развивающего и воспитывающего обучения рассматривают как ведущий. Он предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных и эстетических качеств, которые являются основой выбора идеалов и социального поведения.

Принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Виды наглядности по степени возрастания их абстрактности можно подразделить на:

  • естественную наглядность (предметы объективной реальности);
  • экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);
  • объемную наглядность (макеты, фигуры и т.п.);
  • изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);
  • звуковую наглядность (аудиоаппаратура);
  • символическую и графическую наглядность (карты, схемы, графики, формулы);
  • внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью педагога).
Читайте также:  Применение векторных диаграмм для анализа дифракционных картин - справочник студента

При использовании данного принципа:

  • следует сочетать наглядный материал со словами преподавателя;
  • не следует перегружать занятие наглядными пособиями;
  • работа с наглядными материалами должна стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние науки. Поэтому:

  • следует пользоваться научной терминологией;
  • необходимо использовать в процессе обучения современное оборудование;
  • нужно вовлекать учащихся в наблюдение за изучаемыми явлениями и процессами, обучать их элементам научного поиска, научным методам исследования.

Принцип связи обучения с практикой предполагает раскрытие учащимся жизненной значимости (применимости) получаемой теоретической информации. В связи с этим:

  • необходим анализ примеров и ситуаций из реальной жизни при изложении теоретического материала;
  • выполнение практических действий должно опираться на знание теории и технологии;
  • следует формировать навыки работы со справочной и нормативной (научной) литературой.

Принцип сознательности и активности — один из основных принципов современной дидактики. Согласно этому принципу обучение эффективно тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являются субъектами учебной деятельности, включаются в процесс самостоятельного получения знаний. Активности и сознательности учащихся можно добиться:

  • через личность преподавателя и его умение активизировать деятельность учащихся;
  • через постановку и решение проблемных задач.

Принцип доступности (учета индивидуальных особенностей обучающихся) требует учета особенностей развития учащихся с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Для этого необходимо:

  • изучать индивидуальные особенности (интересы, темперамент, мышление, память, внимание, причины отставания в учебе) с помощью психолого-педагогических методов исследования;
  • подбирать учебный материал так, чтобы он, с одной стороны не был непосильным для данного возраста и уровня подготовленности учащихся, с другой стороны, не был излишне упрощенным, тормозящим их развитие.

Принцип системности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, создание у учащихся целостной научной картины мира. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что подразумевает:

  • переход к изучению нового материала только после усвоения старого;
  • умение классифицировать знания, устанавливать внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закрепились в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Реализуется через правила:

  • необходимо регулярно закреплять материал, связывать его с предыдущим;
  • нужно формировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому предмету;
  • прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

Так же выделяют принципы: культуро-, природосообразности; фундаментальности образования и его профессиональной направленности; положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения. Смысл этих принципов заложен в их наименовании.

«Процесс обучения — это общение, в процессе которого происходят управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности» (П.И. Пидкасистый ).

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Основными компонентами процесса обучения являются:

  1. Дидактический компонент (обобщает цели, содержание, виды, методы, средства, способы и формы обучения);
  2. Гносеологический компонент (определяет процесс обучения в аспекте познания учащимися под руководством педагога объективной действительности, фактов и законов природы и общества и самих себя);
  3. Психологический компонент (охватывает преимущественно внутреннюю, психологическую сторону познавательной деятельности учащихся в процессе обучения);
  4. Кибернетический компонент (отражает все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляцию информационных потоков, управление усвоением информации);
  5. Социологический компонент (охватывает отношения между участниками учебного процесса, общие социальные взаимосвязи, направленность, социальную значимость обучения);
  6. Организационный компонент (включает организацию учебного и преподавательского труда, их материально-техническое оснащение, стимулирование, производительность, рентабельность др.).

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности учащегося обуславливают функции обучения:

  1. Образовательную — освоение учащимися системы научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике;
  2. Воспитывающую — формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества и мышления; формирование отношений воспитанников к науке, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения;
  3. Развивающую — ориентация на развитие личности как целостной психической системы, включающей речь, мышление, сенсорную, эмоционально-волевую, двигательную и мотивационно-потребностную сферы личности.

Одной из актуальнейших проблем современности является повышение качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией образования, оптимизацией способов и технологий организации педагогического процесса и переосмыслением целей и результатов образования.

Качество педагогического процесса определяется:

  • степенью соответствия целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения;
  • соответствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека (качеством знаний, степенью сформированности соответствующих умений и навыков, развитостью соответствующих творческих и индивидуальных способностей, качеств личности и ценностных ориентаций);
  • степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности при развитии потребности человека в постоянном обновлении своих знаний и умений и непрерывном их совершенствовании.

В заключение отметим следующее.

Качество образования зависит от многих факторов, прежде всего, от качества педагогической деятельности того образовательного учреждения, в котором человек получает образование, а также от его учебно-материальной базы и научно-методического, организационно-управленческого, финансово-экономического, технического и кадрового обеспечения. Качество высшего образования определяется, наряду с перечисленными факторами, еще одним важным фактором — научной школой, через которую прошел студент в годы обучения в вузе.

Источник: https://cyberpedia.su/16x38a1.html

Подготовка к экзамену по педагогике

Большое внимание разработке закономерности и принципов организации педагогического процесса уделял выдающийся русский педагог А.С. Макаренко. Он утверждал, что хороший педагог – это не тот педагог, который заучивает правила и требования к организации педагогического процесса, а тот, который изучает законы тех психических явлений, которыми собирается управлять.

Термин закономерность является производным от «закон», который в современной философии определяется, как внутренняя связь и взаимообусловленность явлений.

Под закономерностями целостного педагогического процесса (воспитания и обучения) понимают существенные, устойчивые связи в развитии и формировании личности, реализация которых позволяет добиваться высоких результатов в ее воспитании и обучении. На основе закономерностей, которые характеризуют научную (теоретическую, объективную) сторону педагогического процесса, формируются принципы (лат. слово, означает первооснова) его практической реализации.

Принципы педагогического процесса – руководящие нормативные требования, предъявляемые к практической организации обучения и воспитания.

Наиболее продуктивно система общепедагогических закономерностей была раскрыта в работах академиком И.Ф. Харламовым. В частности, к числу важных закономерностей (принципов) педагогического процесса, он относил:

1) Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря «присвоению» им ОО в самых различных его проявлениях.

2) Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность, обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. Стимулы активности личности:

  • Потребность как понятие означает психологическое переживание человеком нужды в том, чего ему недостает.
  • Интерес – это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер.
  • Мотив как понятие обозначает такое субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель.
  • С психологической точки зрения первопричиной активности личности является внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, между требованиями образовательного стандарта и реальными возможностями человека, между поставленной педагогом задачей и отсутствием у ученика необходимых знаний для ее решения, которые человек переживает в различных жизненных ситуациях.

3) В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога к воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

Воспитание – это эффект благожелательного сотрудничества, взаимного доверия и уважения, которые устанавливаются между педагогом и воспитанниками.

4) В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и  тех результатов, которые он хочет достичь в своем развитии (П.К. Анохин).

5) В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. Психологической основой этой закономерности является то, что, открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личностного формирования.

6) В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. На поведении и развитии личности так или иначе сказываются ее возрастные и индивидуальные особенности.

7) Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

8) В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.

Российский исследователь Коджаспирова Г.М. выделяла следующие закономерности педагогического процесса:

  1. 1) зависимость обучения и воспитания от общественных потребностей и условий
  2. 2) единство обучения, воспитания, образования и развития личности
  3. 3) взаимосвязь развития коллектива и личности в учебно-воспитательном процессе
  4. 4) взаимосвязь целей, содержания, методов и форм обучения
  5. 5) взаимосвязь между педагогических воздействием и активностью личности
  6. ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Источник: https://i-educator.ru/vopros18

Ссылка на основную публикацию